Судьбу и личность каждого человека нельзя понять до конца вне судьбы его рода, его предков. С начала XVIII века дворянский род Некрасовых оказался неразрывно связан с селением (деревней, позднее сельцом) Грешнево в Ярославском уезде, которое стояло на дороге, издавна связывающей по левому берегу Волги города Кострому и Ярославль. В начале XVIII века Грешнево входило в состав поместья стольника Бориса Ивановича Неронова, прапрадеда поэта13* .

В 1736 г. дочь Б. И. Неронова, Прасковья Борисовна, вышла замуж за рейтара конной гвардии Алексея Яковлевича Некрасова. В приданое за женой А. Я. Некрасов получил ярославское поместье – сельцо Васильково с деревнями Кощевкой, Гогулино и полдеревни Грешнево14 . Таким образом, первым владельцем Грешнева из рода Некрасовых был прадед поэта А. Я. Некрасов. После его кончины (он умер около 1760 г.) владельцами ярославского именья стали П. Б. Некрасова (умерла после 1780 г.) и её единственный сын Сергей Алексеевич, дед поэта. У живших в Москве отставного штык-юнкера артиллерии С. А. Некрасова и его жены Марии Степановны (урожденной Грановской) было шесть сыновей и три дочери, в том числе и Алексей, будущий отец поэта15 . Сергей Алексеевич, бывший страстным картежником, после ряда крупных проигрышей влез в большие долги, для уплаты которых пришлось закладывать именья. В самом начале XIX века он был вынужден продать дом в Москве и переехать с семьей в Грешнево16 . С тех пор и вплоть до отмены крепостного права Некрасовы обычно жили в Грешневе.

С. А. Некрасов скончался 3 января 1807 г.17 Первым из Некрасовых дед поэта был похоронен на приходском кладбище у стен Петропавловской церкви* села Абакумцева, находящегося в трех верстах от Грешнева. Могила С. А. Некрасова сохранялась в Абакумцеве вплоть до начала XX в. Позднее на кладбище у стен этого храма завершили свой жизненный путь дети и внуки Сергея Алексеевича.

Родители поэта

Отец поэта, Алексей Сергеевич Некрасов, по-видимому, появился на свет в Москве. С определением точного года его рождения дело обстоит весьма запутанно. Долгое время считалось, что А. С. Некрасов родился в 1788 г., однако недавно С. В. Смирнов на основании целого ряда документов убедительно доказал, что отец поэта родился в 1794 или 1795 г.19 Как писалось выше, Алексей Сергеевич рано лишился своего отца, скончавшегося 3 января 1807 г. Вскоре опекун определил троих младших сыновей С. А. Некрасова – Сергея, Дмитрия и Алексея – на службу в Тамбовский пехотный полк, который стоял тогда в Костроме. А. С. Некрасов начал службу в Тамбовском пехотном полку 30 марта 1807 года в чине унтер-офицера20 . В это время ему было только 12 (или 13) лет. В том же 1807 г. вместе с полком А. С. Некрасов выступил из Костромы в поход в Восточную Пруссию; напомним, что была эпоха наполеоновских войн и Восточная Пруссия являлась одним из главных театров боевых действий русских и французских войск. 2 декабря 1810 года А. С. Некрасов был произведен в прапорщики и переведен на службу в 28-й егерский полк. 17 сентября 1811 г. ему присвоили чин подпоручика. В этом звании отец поэта и встретил Отечественную войну 1812 г.21

Об участии А. С. Некрасова в Отечественной войне в некрасоведении обычно не говорилось. Как правило, в литературе мы застаем капитана А. С. Некрасова уже в 1821 г., стоявшем с 36-м егерским полком на Западной Украине, в Подольской губернии, где у него и рождается сын Николай. Чем занимался отец поэта в предыдущие годы, как правило, оставалось «за кадром». Причины подобного умалчивания понятны. За А. С. Некрасовым закрепилась устоявшаяся репутация жестокого помещика-крепостника, участники же войны 1812 года в массовом сознании традиционно пользовались уважением, и, чтобы не «подрывать» репутацию, вопрос об участии Некрасова-старшего в Отечественной войне обычно замалчивался. В. Е. Евгеньев-Максимов пишет, что вопрос о том, был ли Алексей Сергеевич «сколько-нибудь активным участником наполеоновских войн, совпавших по времени с его службой в армии (…), остается открытым»22 Правда, исследователь упоминает о книге Н. В. Гербеля «Русские поэты в биографиях и образцах», вышедшую в 1873 г., где говорилось, что «Алексей Сергеевич сделал всю кампанию 1812-1814 годов (…) и потерял двух старших братьев при Бородино»23 . В. Е. Евгеньев-Максимов отмечает: «Возможно, что биография эта была просмотрена Некрасовым (в оставшихся после него бумагах мы нашли её рукописную копию)»24 .

Да, прямых свидетельств об участии А. С. Некрасова в сражениях Отечественной войны 1812 года у нас нет, однако, согласимся, трудно предположить, чтобы, находясь в рядах воюющей армии, офицер не принимал участия в боевых действиях. Неизвестно нам, и где для А. С. Некрасова закончилась война.

В некрасоведении, по сути, игнорировалось и то, что в войне участвовали трое старших братьев Алексея Сергеевича (родных дядей поэта), которые, как писал Н. А. Некрасов, были «убиты под Бородиным в один день» (XII, 17)* . В одном из документов Алексей Сергеевич указал, что трое его братьев – Василий, Александр и Павел – «в сражениях убиты»25 .

После окончания Отечественной войны и Заграничных походов русской армии 28-й егерский полк, в котором служил А. С. Некрасов, стоял на западных рубежах империи, в Винницком уезде Подольской губернии. Здесь А. С. Некрасов и познакомился со своей будущей женой. 11 ноября 1817 года в Успенской церкви местечка Юзвин Винницкого уезда состоялось венчание поручика А. С. Некрасова и малороссийской дворянки Елены Андреевны Закревской26 .

О матери поэта, Е. А. Закревской, известно немного, а то, что известно, давно вызывает споры. Во-первых, запутан вопрос о точном годе её рождения. Традиционно считалось, что она родилась в 1796 г. Эта дата попала в литературу благодаря В. Е. Евгеньеву-Максимову, который в 1913 году видел в метрической книге церкви с. Абакумцева запись о её кончине: «1841 года, 29 июля умерла от чахотки у майора Алексея Сергеевича жена его, Елена Андреевна, 45 лет отроду»27 . Согласно данной записи, Елена Андреевна родилась в 1796 г., и до недавнего времени эта дата являлась общепринятой. Однако С. В. Смирнов на основании архивных документов установил другую дату – 1803 год. В формулярном списке А. С. Некрасова за 1838 год сказано, что его жена имеет «отроду 35 лет»28 . В метрической книге Воскресенской церкви Ярославля, где состоялось отпевание Елены Андреевны, в записи о её смерти сказано, что усопшей «38 лет»29 , что опять указывает на 1803 г., как на год её рождения.

Во-вторых, мы не знаем даже, какое имя носила мать поэта: в одних документах она именуется Еленой, в других – Александрой. В связи с этим в литературе давно стоит вопрос о её национальности. По мнению С. В. Смирнова, наличие у жены А. С. Некрасова двух имен указывает на её «принадлежность к католичеству в раннем возрасте». Однако исследователь делает оговорку: «Думается, что принадлежность в девичестве к католичеству не указывает на польское происхождение матери поэта. Её католичество – плоды “тщательного” воспитания у иезуитов её отца, дань польско-католическому влиянию в крае, где элементам польско-католической культуры придавалось значение престижности, принадлежности к местной верхушки»30 .

В 1820 году у молодых супругов родился первенец – сын Андрей, в самом начале 1821 г. – дочь Елизавета. В конце 1821 года на свет появился их третий ребенок – сын Николай. Долгое время ошибочно считалось, что Н. А. Некрасов родился 22 ноября (4 декабря по н. ст.) 1821 г. в местечке Юзвин Винницкого уезда. Лишь в 1949 году А. В. Попов документально доказал, что поэт родился 28 ноября (10 декабря по новому стилю) в местечке Немиров* Винницкого уезда Подольской губернии31 .

Крещение будущего поэта почему-то произошло почти через три года после рождения – 7 октября 1824 г. в церкви с. Сениок Подольской губернии32 . При крещении ребенок получил имя в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, издавна особенно почитаемого на Руси.

16 января 1823 года А. С. Некрасов «за болезнью» был уволен с военной службы «майором с мундиром»33 . Традиционно считалось, что Некрасовы переехали в Грешнево в конце 1824 г. Однако, как убедительно доказал недавно В. И. Яковлев, А. С. Некрасов с семьей приехал в родовую усадьбу под Ярославлем в 1826 г.34 Этот же исследователь дал и поразительный ответ на вопрос, почему А. С. Некрасов, проживший на Украине после выхода в отставку почти три года, уехал оттуда в Грешнево. «Что касается причин переезда А. С. Некрасова с Украины в Грешнево в 1826 году, – пишет В. И. Яковлев, – то они (…), очевидно, связаны с обстановкой, сложившейся в результате разгрома южного центра декабристского движения. До ухода в отставку в 1823 году А. С. Некрасов служил в г. Немирове, в воинском подразделении, входящем в 18-ю пехотную дивизию, которая, в свою очередь, числилась в составе 2-й армии. Штаб-квартира 2-й армии располагалась в г. Тульчине в пределах 30 км от Немирова. В Тульчине же в 1821-1826 гг. размещалась центральная управа Южного общества, возглавляемая П. И. Пестелем»35 . Вслед за разгромом восстания Черниговского полка на Украине начались массовые аресты. «По-видимому, опасения за судьбу своего семейства, – продолжает В. И. Яковлев, – и несомненные личные знакомства по прежней службе со многими из “заговорщиков”, что прямо предполагала исполнявшаяся А. С. Некрасовым должность бригадного адъютанта, – и послужили основной причиной переезда на жительство в родовую усадьбу – сельцо Грешнево Ярославской губернии»36 .

По-видимому, в летние месяцы 1826 года семья Некрасовых покинула Подольскую губернию и отправилась – скорее всего, через Киев и Москву – на Верхнюю Волгу.

13. Яковлев В. И. Род и наследственные владения дворян Некрасовых в XVII – первой трети XIX вв. // Карабиха: Историко-литературный сборник. Ярославль, 1993, с. 226 (далее – Яковлев В. И. Род и наследственные владения дворян Некрасовых в XVII – первой трети XIX вв.).

14. Там же, с. 226-227.

15. Некрасов Н. К. По их следам, по их дорогам. Ярославль, 1975, с. 247 (далее – Некрасов Н. К. По их следам, по их дорогам).

16. Евгеньев-Максимов В. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова. М.-Л., 1947, т. 1, с. 14 (далее – Евгеньев-Максимов В. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова).

17. Яковлев В. И. Род и наследственные владения дворян Некрасовых, с. 229.

18. Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль – Рыбинск, 2000, т. II, с. 245.

19. Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова. Новгород, 1998, с. 179 (далее – Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова).

20. Там же, с. 172.

21. Там же.

22. Евгеньев-Максимов В. Е. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова, т. 1, с. 28-29.

23. Там же, с. 29.

24. Там же.

25. Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова, с. 169.

26. Ашукин Н. С. Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова. М.-Л., 1935, с. 20 (далее – Ашукин Н. С. Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова).

27. Евгеньев-Максимов В. Е. Из прошлого. Записки некрасоведа // Некрасовский сборник. Л., 1980, вып. VIII, с. 223.

28. Цит. по: Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова, с. 11.

29. Там же, с. 12.

30. Там же, с. 176.

31. Попов А. Когда и где родился Некрасов? К пересмотру традиции // Литературное наследство. М., 1949, т. 49-50, с. 605-610.

32. Смирнов С. В. Автобиографии Некрасова, с. 175.

33. Евгеньев-Максимов В. Е. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова, т. 1, с. 28.

34. Яковлев В. И. Род и наследственные владения дворян Некрасовых в XVIII – первой трети XIX вв., с. 249-251.

35. Там же, с. 251.

Сочинение

Творчество Н.А.Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы. Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудового народа - кормильца и защитника русской земли. Поэтому так органично патриотизм Некрасова соединен с протестом против угнетателей крестьян.
В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции великих предшественников - М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, - считавших «гражданский сан» самым высоким.

Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравнивает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама - одна из многих тысяч обездоленных и угнетенных:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя,
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная».

Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в поэзии, с которой уже не свернул никогда. В 1856 году вышел второй сборник поэта, который открывался стихотворением «Поэт и гражданин», напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике.

«Благородная и сильная вещь. Так и гудит мотив всей его музы», - писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.
«Поэт и гражданин» является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии... Стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.

«Какое время наступило», - с воодушевлением говорит он. Гражданин считает, что долг каждого перед обществом не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.

«Громи пороки смело», - призывает Гражданин Поэта.

Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желанием создавать «настоящее», «вечное» искусство, далекое от жгучих вопросов современности. Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порожденной новой эпохой. Это проблема противопоставления общественно значимой поэзии «чистому искусству». Спор между героями стихотворения - идейный, спор о жизненной позиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин «как свои, на теле носит все язвы родины своей». Поэт должен стыдиться

В годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.

Афоризмом стали некрасовские строки:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в сегодняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание обновленного, гуманного общества! И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согласиться, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный путь движения вперед. Для них «гражданина сан» столь же высок, как в ломоносовские, пушкинские и некрасовские времена.

«Самым задушевным и любимым» назвал Некрасов «Элегию» - одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, философское понимание бытия.
Но бесправное положение народа, его жизнь, отношения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши!
Не стареет она,
утверждает он.

Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что поэзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:


Но каждый в бой иди! А бой решит судьба..

И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жизни оставался воином, наносящим удары по царскому самодержавию каждой строчкой своих произведений.
Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счастливого, духовно богатого человека.

Большая часть лирики Некрасова посвящена теме страдания народа. Эта тема, как утверждает автор в стихотворении «Элегия», будет всегда актуальна. Он понимает, что вопрос о восстановлении социальной справедливости будут перед собой ставить еще многие поколения и что, пока народ «влачится в нищете», единственным спутником, поддержкой, вдохновителем будет Муза. Свою поэзию Некрасов посвящает народу. Он утверждает мысль, что победа достается народу только в том случае, если каждый пойдет в бой.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...

Этими строками автор призывает к борьбе за свободу и счастье. Но к 1861 году вопрос о свободе крестьян уже был решен. После реформы об отмене крепостного права считалось, что жизнь крестьян пошла по пути процветания и свободы. Некрасов же видит другую сторону этого аспекта, он ставит вопрос так: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Это заставляет нас задуматься, настоящую ли свободу обрел народ?
В стихотворении «Элегия», написанном в конце жизни, Некрасов как бы подводит итоги своих рассуждений на тему назначения поэта и поэзии. Основное место в своей поэзии Некрасов отводит описанию жизни народа, его нелегкой судьбы. Он пишет:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Но все-таки автора угнетает мысль о том, что народ не откликнулся на его голос, остался глух к его призывам:
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он - и не дает ответа...

Его беспокоит это обстоятельство, и поэтому он ставит перед собой задачу: стать «обличителем толпы», «ее страстей и заблуждений». Он готов пройти сложный тернистый путь, но выполнить свою миссию поэта. Об этом Некрасов пишет в своем стихотворении «Блажен незлобивый поэт...». В нем он стыдит лириков, которые остаются в стороне от самых «больных», самых актуальных и неоднозначных проблем крестьянства. Он высмеивает их отрешенность от реального мира, их витание в облаках, когда на земле творятся такие беды: дети вынуждены просить милостыню, женщины брать на себя непосильную ношу кормильца семьи и работать от зари до зари.
Автор утверждает, что в любые, даже самые тяжелые времена поэт не волен обходить стороной то, что больше всего волнует русский народ. Настоящий поэт, по мнению Некрасова:

Уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Именно такого поэта будут помнить всегда, хотя и поздно поймут, как много сделал он...
Стихотворения на тему назначения поэта и поэзии занимают важное место в лирике Некрасова. Они еще раз подтверждают его безграничную преданность русскому народу, любовь к нему, восхищение его терпеливостью и трудолюбием и в то же время боль, которую испытывает автор, видя его бездействие, смирение со своей жестокой судьбой. Все его творчество - это попытка «разбудить» дух народа, заставить его понять, насколько важна и хороша свобода, и что только с ней жизнь крестьян может стать по-настоящему счастливой.

Николай Алексеевич Некрасов (1821─1877) - выдающийся русский поэт, писатель и публицист, ставший классиком отечественной литературы. Наибольшую известность получили его произведения «Кому на Руси жить хорошо», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Дедушка Мазай и зайцы». В течение длительного времени он занимался активной общественной деятельностью, руководя журналами «Современник» и «Отечественные записки».

Николай Алексеевич прославился как апологет народных страданий, пытаясь показать через свои произведения истинную трагедию крестьянства. Также он известен как поэт-новатор, активно вводивший в русскую поэзию народные прозаизмы и речевые обороты.

Детство и юность

Николай Алексеевич Некрасов родился 22 ноября 1821 года в Винницком уезде Подольской губернии в семье крупного ярославского помещика Алексея Некрасова. В это время полк, в котором он служил, квартировал в этих местах. Матерью великого поэта была полька Елена Закревская. Вскоре после рождения сына отец бросил военную службу, и семья переселилась под Ярославль в родовое имение Грешнево.

Будущий поэт рано познакомился с реалиями крепостной русской деревни и тяжелого крестьянского быта. Все это производило гнетущее впечатление и оставило в его душе глубокий след. Мрачная и унылая жизнь в этих местах откликнется в будущих стихотворениях поэта «Родина», «Несчастные», «В неведомой глуши».

Осложняли суровые реалии плохие отношения матери и отца, что пагубно отражалось на жизни многодетной семьи (у Некрасова было 13 сестер и братьев). Там же, в родном краю, Некрасов впервые заболел поэзией. Вселила любовь к искусству его любимая матушка, которая была хорошо образована. Уже после ее смерти поэт нашел множество книг на польском языке, на полях которых она оставляла заметки. Свои первые стихи, написанные в семилетнем возрасте, маленький Коля также посвятил маме:

Любезна маменька, примите
Сей слабый труд
И рассмотрите,
Годится ли куда-нибудь.

После поступления в гимназию Некрасов покинул родной очаг и наслаждался свободой. Он жил в городе на частной квартире вместе с младшим братом и был предоставлен сам себе. Наверное, поэтому учился он неважно, да и с учителями нередко вступал в словесные перепалки и писал о них сатирические стихи.

В 16 лет Николай переезжает в Петербург. Смена обстоятельств оказалась вынужденной, так как после отчисления из гимназии ему грозила военная карьера с непереносимым для свободолюбивого Коли казарменным духом. В 1838 году он приезжает в столицу с рекомендательным письмом для поступления в кадетский корпус, но вместо этого начинает подготовку к поступлению в университет. Подчеркивая свое желание порвать с ненавистным прошлым, в котором единственным светлым пятном были воспоминания о матери, поэт пишет стихотворение «Мысль».

Первый поэтический сборник Некрасова под названием «Мечты и звуки» не был принят ни критиками, ни самим автором. После этого он надолго отошел от лирики, а все попадающие ему в руки экземпляры книги немедленно уничтожал. До самой смерти Николай Алексеевич не любил вспоминать об этих пьесах и стихах.

На литературном поприще

После такого поворота отец отказал в материальной поддержке, поэтому Некрасов вынужден был перебиваться случайными заработками и даже рисковал умереть голодной смертью. Тем не менее он свято верил в литературу как наиболее совершенную форму свободной и разумной деятельности. Даже самая тяжелая нужда не заставила его уйти с этого поприща. В память об этом периоде он начал писать, но так и не закончил роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

В период с 1840 по 1843 года Николай Алексеевич занялся написанием прозы, параллельно сотрудничая с журналом «Отечественные записки». Из-под его пера вышло множество рассказов - «Утро в редакции», «Карета», «Помещик 23 лет», «Опытная женщина» и многие другие. Под псевдонимом Перепельского он пишет драмы «Муж не в своей тарелке», «Феокфист Онуфриевич Боб», Дедушкины попугаи», «Актер». Вместе с этим он стал известен как автор многочисленных рецензий и фельетонов.

В 1842 году состоялось долгожданное примирение с отцом, которое открыло ему дорогу домой. «С усталой головой, ни жив ни мертв», - так он описывает возвращение в Грешнево. К тому времени уже престарелый отец простил его и даже гордился способностью сына преодолевать трудности.

На следующий год Некрасов знакомится с В. Белинским, который поначалу не очень серьезно относился к его литературному дару. Все изменилось после появления стихотворения «В дороге», заставившего знаменитого критика назвать его «истинным поэтом». Еще больше Белинский восхитился знаменитой «Родиной». Некрасов не остался в долгу и назвал встречу с ним своим спасением. Как оказалось, поэту с его огромным талантом очень нужен был человек, который озарил бы его своими идеями.

Певец души народной

После написания стихотворения «В дороге», обнажавшего душу интеллигентного человека, которому были не чужды народные страдания, он создает еще около десятка произведений. В них автор аккумулирует всю свою ненависть к бессмысленному мнению толпы, готовой клеймить лживой и пустой болтовней любую жертву тяжелой жизни. Его стихи «Когда из мрака заблужденья» стали одной из первых попыток русских авторов показать светлый образ женщины, загибавшейся от нищеты и несчастий.

В период с 1845 по 1854 год поэт писал не так много, создавая бессмертные стихи «Памяти Белинского», «Муза», «Маша», «Несжатая полоса», «Свадьба». В них трудно не заметить того призвания, которое нашел в своей судьбе великий поэт. Правда, он пока еще с особой осторожностью шел по этому пути, чему способствовали и не лучшие годы для литературы, связанные с усилением реакционного николаевского режима.

Общественная деятельность

Начиная с 1847 года, поэт встал у руля журнала «Современник», став его издателем и редактором. Под его руководством издание превратилось в полноценный орган революционно-демократического лагеря, с ним сотрудничали самые передовые литературные умы России. Несмотря на отчаянные попытки спасти журнал, когда Некрасов продекламировал свои стихи на обеде в честь знаменитого графа Н. Муравьева («вешателя»), в 1866 году «Современник» был закрыт. Поводом к столь решительному шагу властей стали выстрелы Каракозова в Летнем саду, чуть не стоившие жизни императору. До последних дней жалел поэт о своем поступке, назвав это «звуком неверным».

Спустя два года Некрасов все же вернулся к издательской деятельности, приобретя право на издание «Отечественных записок». Этот журнал станет последним детищем Николая Алексеевича. На его страницах он публиковал главы знаменитой поэмы «Кому на Руси жить хорошо», а также «Русские женщины», «Дедушка» и ряд сатирических произведений.

Поздний период

Гораздо более плодотворным был период с 1855 по 1864 год, который начался с воцарения нового императора Александра II. В эти годы Некрасов предстает как истинный творец поэтических картин народной и общественной жизни. Первым произведением в этом ряду стала поэма «Саша». Так получилось, что на это время пришелся общественный подъем, в том числе и зарождение народнического движения. Откликом на это неравнодушного поэта и гражданина стало написание поэмы «Коробейники», «Песни Еремушке», «Размышления у парадного подъезда» и, конечно, «Поэт и гражданин». Стремясь поддержать порыв революционной интеллигенции, он призывает к подвигу и самопожертвованию ради народного счастья в стихотворении «Сеятелям».

Поздний творческий период характеризуется присутствием в стихах элегических мотивов. Они нашли выражение в таких стихотворениях, как «Утро», «Элегия», «Три элегии», «Уныние». Особняком стоит самое известное произведение поэта «Кому на Руси жить хорошо», ставшая венцом его творческой деятельности. Ее можно назвать настоящим путеводителем по народной жизни, где нашлось место народным идеалам свободы, выразителем которых стал герой произведения Гриша Добросклонов. Поэма содержит большой пласт крестьянской культуры, донесенной до читателя в форме поверий, поговорок, разговорного народного языка.

В 1862 году после расправы со многими друзьями-радикалами Некрасов возвращается в родные места на Ярославщине. Пребывание на малой родине вдохновило поэта на написание поэмы «Рыцарь на час», которую автор особенно любил. Вскоре он купил собственную усадьбу Карабиха, куда приезжал каждое лето.

Поэт и гражданин

В русской литературе Николай Некрасов занял свое, совершенно особенное место. Он стал настоящим народным поэтом, выразителем его чаяний и страданий. Обличая пороки властьпридержащих, он, как мог, заступался за интересы угнетенной крепостничеством деревни. Тесное общение с соратниками по «Современнику» помогло сложиться глубоким нравственным убеждениям, связанным с его активной гражданской позицией. В своих произведениях «О погоде», «Плач детей», «Размышления у парадного подъезда» он делится с читателями своими революционными идеями, рожденными во имя народного счастья.

В 1856 году увидел свет литературный сборник «Стихотворения», ставший своеобразным манифестом прогрессивной литературы, мечтавшей навсегда снять оковы крепостничества. Все это способствовало росту авторитета Николая Алексеевича, который стал нравственным ориентиром для многих представителей тогдашней молодежи. И не случайно его гордо называли самым русским поэтом. В 1860-е годы утвердилось понятие «Некрасовская школа», в которую «зачисляли» поэтов реального и гражданского направления, писавших о народе и говоривших со своим читателем его языком. Среди самых известных авторов этого течения выделяются Д. Минаев и Н. Добролюбов.

Отличительной чертой творчества Некрасова была его сатирическая направленность. В своих стихах «Колыбельная песня», «Современная ода» он высмеивает знатных лицемеров и буржуазных филантропов. А в «Суде» и «Песне о свободном слове» виден яркий остросатирический политический подтекст. Поэт изобличает цензуру, помещиков-крепостников и иллюзорную свободу, данную императором.

Последние годы жизни Некрасов страдал от тяжелого онкологического заболевания желудка Он согласился на проведение операции знаменитым доктором Бильротом, но она оказалась безуспешной. Не спасла от тяжелого недуга и поездка в Крым - 27 декабря 1877 Николая Алексеевича не стало. Его похороны превратились в беспрецедентное выражение народных симпатий тысяч людей, пришедших в морозный зимний день почтить память великого поэта.

Личная жизнь

В самые тяжелые времена безденежья Некрасову помог известный в Петербурге держатель литературного салона Иван Панаев. В его доме поэт познакомился со многими выдающимися деятелями литературы - Достоевским, Тургеневым, Салтыковым-Щедриным. Особняком стояло знакомство с красавицей Авдотьей Панаевой, супругой Ивана. Несмотря на ее твердый нрав, Некрасов сумел добиться расположения женщины. После пришедших успехов Николай Алексеевич приобрел большую квартиру на Литейном, куда въехала и семья Панаевых. Правда, супруг давно охладел к Авдотье и не питал к ней никаких чувств. После смерти Панаева долгожданный брак с Авдотьей не состоялся. Она быстро вышла замуж за секретаря «Современника» А. Головачева и съехала с квартиры.

Терзаемый неразделенной любовью, Некрасов вместе с сестрой Анной отправляется за рубеж, где встречает новую пассию ─ француженку Седину Лефрен. В течение пяти лет они будут поддерживать отношения на расстоянии, однако, получив от преуспевающего издателя много денег, она навсегда исчезла из его жизни.

В конце жизни Некрасов сблизился с Феклой Викторовой, которую по легенде выиграл в карты. Она была девушкой незнатного происхождения и часто стеснялась своего присутствия среди образованного общества. Испытывая к ней скорее отцовские чувства, поэт наградил девушку своим отчеством и поспособствовал приобретению нового имени ─ Зиночка. Косвенным доказательством этого служит тот факт, что все свои поздние стихи он посвящал А. Панаевой.

Тем не менее незадолго до смерти, уже сильно ослабший и истощённый, поэт решился на венчание с Феклой, которое состоялось во временном храме, сооруженном прямо в столовой его дома.

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, родился 22 ноября 1821 года в Подольской губернии в семье офицера. Детство поэт проводит в родовом имении в Грешневе, где наблюдает жестокое обращение с крепостными со стороны властного отца, что зарождает в душе мальчика революционные мысли о свободе крестьян.

В 1832 году будущий поэт поступает в Ярославскую гимназию, в 1836 году перебирается в Петербург с целью записаться в дворянский полк. Однако встреча с товарищами, ставшими студентами, меняет планы Некрасова, и он начинает готовиться к вступительным экзаменам в Петербургский университет. Увы, экзамен он не выдерживает и записывается вольным слушателем филологического факультета. Лишившись финансовой помощи отца, молодой человек почти все время проводит в поисках работы, терпит страшную нужду. Он попадает в ночлежный приют, где начинает за деньги писать прошения. В этом Некрасов находит источник дохода – дает уроки, пишет статьи в газеты, сочиняет стихи и сказки. В 1840 году он издает сборник поэзии «Мечты и звуки», о которых Белинский отзывается в уничижительной манере. Расстроенный автор скупает и уничтожает почти все экземпляры сборника.

В 1843-1846 Некрасов выпускает несколько стихотворных сборников, его издательское дело идет на лад и в 1846 г. вместе с Панаевым, выкупает журнал «Современник», в котором он издает стихи и романы. Главными деятелями журнала становятся друзья поэта – Чернышевский и Добролюбов. Позже, в 1858 году автор создает к «Современнику» сатирическое приложение – «Свисток». Популярность «Современника» постоянно растет, однако тяжелая социальная ситуация в стране вызывает у правительства необходимость цензуры печатных изданий. Начинается черная полоса для журнала – умирает Добролюбов, Чернышевского ссылают в Сибирь. В 1862 году власть приостанавливает издание журнала на 8 месяцев, в 1866 – окончательно запрещает журнал.

В 1868 году Некрасов арендует журнал «Отечественные записки», работает редактором. В журнале публикуются произведения демократические авторов-народников. Стихотворения последних лет жизни поэта содержат элегические настроения, вызванные потерей друзей и тяжелой болезнью.

Роль и место в литературе

Николай Алексеевич Некрасов – известный русский поэт, прозаик, критик, издатель XIX столетия. Литературная деятельность Некрасова способствовала развитию русского литературного языка. В своих сочинениях он использовал, как фольклорные традиции, так и новые речевые элементы. Поэт считается новатором в области литературных жанров. Его народные, сатирические поэмы стали важным вкладом в золотой фонд русской литературы.

Происхождение и ранние годы

Некрасов появился на свет 10 декабря 1821 года в городе Немирове. Будущий поэт происходил из дворянской семьи, ранее богатой.

Отец – Алексей Сергеевич Некрасов, армейский офицер, небедный помещик. Он имел слабость к азартным играм и женщинам. Отец не мог служить хорошим моральным примером: имел жестокий буйный характер, типичный для крепостников. Плохо обращался с крепостными крестьянами, заставлял страдать жену и детей.

Мать – Елена Андреевна Некрасова (в девичестве Закревская), наследница зажиточного посессионера Херсонской губернии. Она была образованной и миловидной. Ей приглянулся молодой офицер Алексей Сергеевич, но родители были против брака. Тогда женщина решила выйти замуж без их согласия. Однако семейная жизнь с деспотичным мужем стала кошмаром.

Детство Николая Алексеевича проходило в родовом имении в деревне Грешнево. Он рос в большой семье. Кроме него, у родителей было еще 12 детей. Однако атмосфера не была благоприятной: отец постоянно измывался над крепостными, не уважал свою семью. Шаткое материально положение вынудило Алексея Сергеевича занять должность исправника. Он разъезжал по окрестностям и выбивал недоимки с крестьян. Отец часто брал с собой на работу маленького Николая, возможно, чтобы показать, каким должен быть помещик. Однако будущий поэт наоборот навсегда воспылал ненавистью к крепостникам и жалостью к простому народу.

Образование

Когда Некрасову было 11 лет, его отдали учиться в ярославскую гимназию. Там он пробыл до 5 класса. Учился он не очень хорошо, не ладил со школьной администрацией, которая была недовольна его сатирическими стишками.

В 1838 году отец отправил 17-летнего сына в Санкт-Петербург для поступления в дворянский полк. Однако Николай не разделял мечту отца о военной карьере. Повстречав приятеля с гимназии, который стал студентом, он тоже захотел учиться. Поэтому Некрасов нарушает приказ отца и пробует поступить в Петербургский университет, но безуспешно. Он становится вольнослушателем лекций. Строгий отец не прощает сына и перестает его обеспечивать деньгами. Юный Некрасов теперь вынужден бороться за выживание. Почти все время он тратил на поиски заработка. Случайно он нашел способ заработать – писал прошения за гроши.

Творчество

Прожив самостоятельно несколько лет в нужде, Некрасов понемногу стал из нее выбираться при помощи литературного таланта. Он давал частные уроки, печатал небольшие статьи в периодических изданиях. Первые успехи вдохновили юношу — и он всерьез задумывается о литературной деятельности: пробует себя в поэзии и прозе. Вначале Николай пишет в романтическом направлении, подражая лучшим представителям, что позже станет основой для разработки собственного реалистического метода.

В 1840 году при поддержке товарищей Некрасов выпускает первую книгу под названием «Мечты и звуки». Стихи были явным подражанием романтическим произведениям знаменитых поэтов. Критик Белинский дал негативную оценку книге, хотя отметил, что стихи юного поэта «вышедшие из души». Не только критики, но и читатели не восприняли всерьез поэтический дебют Некрасова. Это огорчило Николая так, что он сам скупал свои книги, чтобы уничтожить, как сделал когда-то знаменитый Гоголь.

После поэтической неудачи Некрасов пробует свои силы в прозе. В произведениях он отобразил личный жизненный опыт, поэтому образы получились правдивыми и оттого близкими народу.

Некрасов пробует себя в разных жанрах, в том числе и юмористическом: пишет балагурные поэмы и водевили.

Издательская деятельность тоже привлекала многогранного литератора.

Основные произведения

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — очень важное произведение в творческом наследии Николая Некрасова. Написана она была в период с 1866 по 1876 год. Главная идея поэмы – поиск счастливого человека на Руси. Произведение отобразило правдивое положение народа в постреформенный период.

Из множества стихотворений Некрасова школьникам можно предложить для изучения произведение «В дороге». Это раннее сочинение Некрасова, однако в нем уже виден стиль автора.

Последние годы

В 1875 году у Некрасова обнаружили страшную болезнь – рак кишечника. Последние его работы – цикл стихотворений «Последние песни», посвященные жене. Не стало поэта 27 декабря 1877 года.

Хронологическая таблица (по датам)

Интересные факты из жизни поэта

  • Николай Некрасов был очень критичен к собственному творчеству.
  • Поэт любил играть в карты, однажды проиграл большую сумму денег А. Чужбинскому. Как выяснилось, он жульничал с помощью длинных ногтей.
  • Поэт увлекался охотой, любил ходить на медведя.
  • Некрасов страдал от приступов меланхолии и депрессии, что плохо отобразилось на личной жизни.

Музей Николая Некрасова

Есть несколько музеев в честь Николая Некрасова: в Санкт-Петербурге, Чудово, в усадьбе Карабиха, где поэт проживал в период с 1871 по 1876 год.