Беседа об уходе за домашними животными и птицами зимой.

Шаршакова Юлия Александровна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 3 "Незабудка", г. Протвино

Цель : расширять знания детей о животном мире.
Задачи:
- закреплять знания детей о том, как зимуют домашние животные и птицы;
-показать преимущество домашних и животных птиц перед дикими;
-воспитывать заботливое отношение к животным.

Материал : иллюстрации с изображением домашних животных, птиц.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме.Воспитатель. Дети, сегодня мы продолжим с вами беседу о животных и птицах. Одни животные и птицы живут с человеком. Как их называют? (Дикие ).
Почему их так называют? (Ответы детей ).
Воспитатель . Каких диких животных вы знаете? (Ответы детей) .
Воспитатель. Как зимуют дикие животные? (Ответы детей ).
Воспитатель. А сейчас мы поговорим о том, как зимуют домашние животные. Каких домашних животных вы знаете? (Ответы детей ).
Воспитатель. Скажите, где живут коровы зимой? (показ иллюстраций ). (С приходом зимы коровы поселились в тёплые, чистые, просторные, светлые помещения фермы. И хотя на улице трещат морозы и падает снег, животные чувствуют себя как летом на пастбище).
Воспитатель. Кто позаботился о тёплых фермах для коров? (Ответы детей ).
Воспитатель. Чем питаются коровы зимой? (Ответы детей ).
Воспитатель. Кто ухаживает за животными? (Ухаживают за животными люди: скотники и доярки. Они кормят, чистят коров).
Воспитатель. Кто заготовил летом корма для коров? (Летом, пока стояли погожие дни, люди запасали побольше кормов: косили, сушили и метали стога сено. А часть травы превращали в сочную, зелёную сечку и засыпали её в глубокие ямы и траншеи. Это силос, коровы его очень любят. И зимой от хороших кормов коровы дают столько же молока, что и летом) .
Воспитатель. Какие ещё животные живут на фермах? (Ответы детей) .
Воспитатель. Где живут домашние птицы зимой? (П оказ иллюстрации ). (На птицефермах) .
Воспитатель. Какой корм нужен птице? (Люди и для птиц заготовили такой же сытный корм. Тут и речной песок, и ракушки, и сухие червячки, и витаминная мука, и зерно. От хороших кормов куры несутся круглый год).
Воспитатель. Скажите, каким животным лучше живётся зимой, диким или домашним и почему? (Ответы детей) .
Воспитатель. Всё правильно. Недаром птицы прилетают с наступлением зимы ближе к жилью человека. Здесь им есть чем прокормиться: всегда много кормушек полных крошек и зерна. Это любители природы позаботились о них.

Зима - это то время года, когда домашним питомцам приходится особенно трудно, ведь из-за суровых погодных условий увеличиваются риски для здоровья. Прежде всего, это касается собак, так как большинству из них необходимы ежедневные прогулки.

Даже короткое пребывание на сильном морозе может обернуться переохлаждением или обморожением. Лапы страдают от реагентов, которыми посыпают тротуары, острые льдинки или осколки, которых не видно в снегу, могут стать причиной серьёзной травмы. Поэтому владельцы домашних животных должны быть особенно внимательны к своим четвероногим друзьям в холодное время года и стараться предотвратить возможные проблемы.

сайт обратился к Галине Гаскаровой, старшему ветеринарному консультанту Ветеринарного информационного центра Hill’s с вопросом о том, как обезопасить жизнь питомцев в холода.

Защита от холода

Прогулки на свежем воздухе очень полезны для животных, причем помимо собак, иногда выводить на улицу можно хорька, кошку, крысу, хомяка, морскую свинку, кролика и карликовую свинью - мини-пига. Однако зимой эти домашние животные вполне комфортно чувствуют себя дома, достаточно просто проветривать помещение время от времени. Но большинству собак прогулки все же необходимы, даже если на улице сильный мороз.

Сколько можно гулять с собакой зимой и как защитить ее от холода?

«Гулять с собакой необходимо примерно один час два раза в день. Продолжительность прогулки в холодное время года зависит от здоровья и степени закаленности питомца.

Помните, что приучать животное к морозам необходимо со щенячьего возраста. При резком похолодании старайтесь постепенно сокращать прогулки с собакой до 7-10 минут. В дальнейшем, после того как она привыкнет к низким температурам, продолжительность пребывания на улице можно будет снова увеличить.

Внимательно следите за состоянием животного - если питомец начинает поджимать лапы, то это первый признак того, что он замерзает, поэтому не настаивайте на продолжении прогулки. Любое долгое пребывание на снегу или холодном асфальте противопоказано животному.

Если у вас кошка, которая привыкла гулять на балконе и даже с наступлением холодов просится на улицу, постарайтесь ограничить время ее прогулок до 3-5 минут», - советует Галина Гаскарова.

Многие владельцы домашних животных, стремясь защитить своего питомца от холода, приобретают для него зимнюю одежду. Но так ли это необходимо?

«Дополнительное утепление необходимо лишь некоторым породам некрупных короткошерстных собак или кошек. Поэтому проконсультируйтесь с ветеринарным специалистом перед покупкой одежды, ведь ее ношение может способствовать развитию заболеваний кожи, электризации шерсти и аллергическим реакциям у животного», - предупреждает Галина Гаскарова.

Если вы все-таки решили подобрать уличный костюм кошке или собаке, обратите внимание, чтобы он был сшит из непромокаемой ткани, которая легко моется и стирается. В качестве застежек необходимо выбирать липучки, а не молнии, - это позволит избежать попадания в них шерсти питомца. Правильно подбирайте размер: важно, чтобы одежда не натирала кожу или не сваливала шерсть животного в колтуны.

К сожалению, для большинства собак и кошек ношение одежды является стрессом, поэтому не следует настаивать, если питомец не хочет одеваться.

Переохлаждение и вирусные инфекции

Долгие прогулки на морозе, под холодным дождем или мокрым снегом могут быть чреваты такими опасными последствиями, как переохлаждение и обморожение, причем чаще страдают короткошерстные породы питомцев. Не менее опасны вирусные заболевания и простуда, при несвоевременном лечении которых вероятны осложнения вплоть до пневмонии. Поэтому хозяин должен внимательно следить за поведением животного, в плохую погоду не затягивать прогулки и знать, как помочь, если неприятность все-таки произошла.

Домашние животные: основы зимней заботы / shutterstock.com

«Основными признаками переохлаждения являются озноб, дрожь и повышение температуры (норма составляет до 39°С). Кошка или собака становится вялой, угнетенной, безразличной к внешним раздражителям, - рассказывает Галина Гаскарова. - При обморожении чаще всего поражаются кончики ушей, нос и лапы. Кожа на этих участках сначала становится бледной, затем при восстановлении кровообращения краснеет, распухает и шелушится.

Поврежденные участки ни в коем случае нельзя растирать, так как это приводит к микротрещинам, в которые может попасть инфекция. Уши, нос или лапы необходимо согреть, к примеру, одеялом. Если вы заметили первые признаки переохлаждения или обморожения у питомца, незамедлительно обратитесь к ветеринарному специалисту».

Простуду и вирусные заболевания легче предотвратить, чем вылечить. Чтобы повысить иммунитет кошки или собаки, регулярно проходите с ним на осмотр в ветеринарную клинику и делайте необходимые прививки.

Опасные реагенты

Хотя представители коммунальных служб утверждают, что современные противогололедные реагенты являются безопасными, от них все равно страдают и обувь, и автомобили, и, конечно, лапы наших домашних животных .

Домашние животные: основы зимней заботы / shutterstock.com

Ветеринары подтверждают, что в зимнее время года собаководы все чаще приводят питомцев, которые получили химические ожоги лап. Не исключено, что уличная соль может попасть на язык особо любопытным зверькам, поэтому старайтесь гулять по чистому снегу, а не по дорогам и тротуарам.

«Чтобы предотвратить ожоги, перед прогулкой обрабатывайте подушечки лап животного специальным аэрозолем, который защитит их от химического и механического воздействия, - советует Галина Гаскарова. - Уберечь лапы от повреждений и предотвратить скольжение также поможет силиконовый гель, воск или специальная присыпка. Возвращаясь домой после прогулки, обмывайте или протирайте лапы и живот питомца.

Признаками раздражения химикатами у животного является покраснение между пальцами, язвы, а также чрезмерное внимание питомца к больному месту.

Симптомами того, что собака проглотила вредное вещество, могут быть язвенные изменения во рту животного, отказ от пищи, расстройство ЖКТ. В первую очередь поврежденный участок (лапы или пасть) необходимо тщательно промыть, затем как можно скорее обратиться к ветеринарному специалисту».

Зимние травмы

Риск получить травму зимой всегда выше, чем летом, и не только для человека, но и для собаки. Прежде всего, это связано с тем, что при низких температурах лапы (и, соответственно, суставы) собаки замерзают. Говоря языком спортсменов, они становятся «холодными», то есть не готовыми к нагрузкам, что повышает риск получить повреждение при резких движениях.

Во-вторых, собака просто может поскользнуться на льду или порезаться об него. В третьих, под пушистым снегом можно не заметить торчащей арматуры, осколков бутылок или других острых предметов.

Домашние животные: основы зимней заботы / shutterstock.com

Открытый урок познания мира
Учитель начальных классов Затобольской средней школы №2 Костанайского района Костанайской области Абилева З.К.
Тема: Жизнь домашних животных зимой.
Цель: дать представление о том, как зимуют домашние животные.
Задачи:
- формировать знания о жизни домашних животных зимой, показать связь их жизни с сезонными изменениями в неживой и живой природе, закрепить знания по теме «Животные», расширить кругозор;
- развивать память, наблюдательность, внимание, умение анализировать, обобщать, умение составлять свой ответ по данному плану, развивать устную речь учащихся, умение опираться на жизненный опыт, вырабатывать умение работать самостоятельно;
- воспитывать любовь к животным, бережное чуткое отношение к ним.
Оборудование: учебник, дневник наблюдения, дополнительная литература, иллюстрации, словарные слова, презентация, интерактивная доска.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- На уроке познания мира я вам желаю хорошо поработать, получить много новых знаний, закрепить изученный материал. Чтобы хорошо работалось, повторим хором правила поведения на уроке:
На уроке я сижу,
Не стучу и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.
Учитель спросит – надо встать,
Когда позволит сесть, то сесть
Ответишь хочешь - не шуми,
А только руку подними.
II. Актуализация опорных знаний.
- И начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. А проведем мы проверку домашнего задания в виде теста.
ТЕСТ:
1. Что белка запасает на зиму?
А) грибы Б) веточки В) траву
2. Кого из птиц называют «лесным доктором»?
А) петуха Б) сороку В) дятла
3. Что прячет в свои норки мышь?
А) траву Б) зерна пшеницы В) орехи
4. Когда у медведицы рождаются медвежата?
А) зимой Б) весной В) летом
5. Замена старой шерсти на новую у зверей называется:
А) стирка Б) чистка В) линька
ПРОВЕРКА: (самопроверка – ответы на слайде)
- Встаньте, у кого все правильно – «5», встаньте; у кого одна ошибка – «4»; у кого больше ошибок – вам нужно будет еще повторить материал.
III. Повторение (подготовка к восприятию нового материала)
1. Наш урок продолжается. Сейчас мы повторим то, что нам понадобится при изучении нового материала. А вот о чем мы будем говорить, вы узнаете, отгадав ключевое слово.
Задание: Нужно данные буквы расставить в порядке возрастания, начиная с наименьшего однозначного числа.
В Н Ж Т И Е О Ы
2 5 0 4 1 7 3 6
ЖИВОТНЫЕ
- Правильно, ребята, будем говорить о животных.
Дидактическая игра «Угадай, кто это?»
- Послушайте и скажите, о каких животных идет речь?
«С виду эти зверьки очень похожи. У них маленькая мордочка, длинные уши и задние лапы, короткий хвост. Тело покрыто шерстью. Своих детей выкармливают молоком. Но условия жизни у них разные. Один живет в лесу, другой в домашних условиях. Питаются травой, молодыми веточками, но одному из них достаются морковь и сено» (заяц и кролик)
- К каким группам животных их можно отнести? Почему?
- Чем они питаются? Значит, к какой группе животных их можно отнести? (травоядные)
- А как называются животные, которые питаются мясом? (хищники) Приведите примеры.
- Чем вскармливают своих детенышей зайцы и кролики?
- Как называют таких животных? (млекопитающие) Приведите примеры.
2. – А сейчас я предлагаю разгадать загадки и узнать названия животных.
1) Рыжий молокозавод день жует и ночь жует.
Ведь траву не так легко переделать в молоко. (Корова)
2) Даже по железной крыше ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет и как днем все видит.
Часто спит, а после сна умывается сама. (Кошка)
3) Лежит замарашка в щетинистой рубашке,
Хвост крендельком, нос пятачком. (Свинья)
4) С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)
5) Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет?
Не прядет, не ткет, а людей одевает. (Овца)
- Назовите всех этих животных. Что общего между ними? Почему?
- Каких еще домашних животных вы знаете?
IV. Физминутка.
- Теперь отдохнем и разгадаем разговоры домашних животных и птиц. Откиньтесь на спинки стульев и расслабьтесь.
Коровы, гуси, свиньи, утки, собаки, кошки, овцы.
3.- Посмотрите на иллюстрации:

Чем отличаются эти иллюстрации? (Мы видим сезонные изменения в живой и неживой природе)
- Что изменилось с наступлением зимы в неживой природе? Попробуйте рассказать по плану:
1. Небо
2. Солнце
3. Осадки
4. Температура воздуха
- Ребята, послушайте стихотворение о зиме. (Данил, Алишер)
Стихотворение: Снег ложится на землю тихо.
Был он легок, прозрачен и сух,
Будто терлась о ствол зайчиха
И пускала по ветру пух.

Скрылся месяц за белой горкой.
Хоть из снега его лепи.
Разбежалось по теплым норкам
Всё зверье, что живет в степи.
- Зима навела строгий порядок. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубки. В переменах, которые несет с собой зима, есть свои прелести: чистый пушистый снег, особая легкость бодрящего воздуха.
- А что несет зима животным?
V. Сообщение темы.
- Правильно! Для животных наступает суровая пора. И о том, как зимуют домашние животные мы сегодня и узнаем.
VI. Формирование ЗУН.
1. – А какие домашние животные живут у вас дома?
- Как вы за ними ухаживаете? (Дети у доски рассказывают о животных)
На доске картины «Мы за них в ответе!»
-Как вы понимаете выражение «Мы за них в ответе!»
- Правильно! Мы несем ответственность за их жизнь, безопасность. Должны ухаживать, заботиться, не бросать. Сколько бродячих кошек и собак на улицах города. И оказались они на улице по вине нехороших людей.
- А какую пользу приносят эти животные?
- Правильно! Эти животные кормят, одевают, обувают человека. Например, корова дает молоко, из которого делают сметану, масло, кефир, творог; из молока лошади – кумыс; из верблюжьего – шубат, очень полезный для здоровья человека напиток. Овцы, бараны, верблюды дают шерсть, из которой делают одежду. Куры несут яйца.
- Человек должен ухаживать за скотом. На дворе холодно, голодно, и человек должен заранее заготовить корм, чтобы животные не голодали; содержать в чистоте помещения, где они живут. Там должно быть тепло и уютно. Большие стада домашних животных люди содержат на фермах – больших помещениях для животных. Где есть места для кормления, специальные поилки. За животными на этих фермах ухаживают люди, которые работают там: доярки, животноводы, ветеринары.
2. Словарная работа: доярка, животноводы, ветеринар.
3. Работа по учебнику: с. 73-74
- Как зимуют домашние животные, вы прочитаете в учебнике.
4. Беседа по прочитанному:
- Какую пользу приносят домашние животные человеку?
- Где зимуют домашние животные?
- Как ухаживают животноводы за ними?
5. – Есть фермы не только для животных, но и для домашних птиц. Каких домашних птиц вы знаете?
6. Работа по дневнику наблюдения: с. 5
- погода
- Задание: Кто что ест? Соединить линиями.

VII. Физминутка (жили у бабуси два веселых гуся)
7. – Отгадайте, о ком идет речь?
Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Северный олень)
- Никто не может сказать, когда человек приручил северного оленя. Но это животное сыграло огромную роль в жизни народов Крайнего Севера. Там, где практически всегда зима, а весна, лето очень короткие, там, где не могут жить такие домашние животные, как корова, лошадь, овца, олень заменил их всех. Он дает человеку мясо, молоко, жир, шерсть, теплые прочные шкуры, перевозит грузы. Олень очень неприхотлив к еде, он питается мохом – ягелем, который сам же и отыскивает себе под снегом.
Человек благодарен северному оленю и относится к нему с благодарностью. Людей, которые ухаживают за северными оленями, называют оленеводами.
VIII. Игра «Кто кем был?»
Олень олененок
Корова теленок
Лошадь жеребенок
Собака щенок
Кошка котенок
Овца ягненок
Осел ослик
Верблюд верблюжонок
Гусь гусенок
Курица цыпленок
IX. Итог.
- Каких животных называют домашними?
- Для чего человек разводит домашних животных?
- Что делают для того, чтобы домашним животным легче было перенести трудности зимой?
- строят фермы, утепляют их
- заготавливают корма
- кормят и поят
- стелют теплые подстилки
- следят за здоровьем животных
- Сравним жизнь домашних и диких животных. (таблица на слайде)
Вывод: Домашние животные легче переносят трудности зимы, так как люди ухаживают за ними с любовью и заботой, в отличие от диких животных, которые выживают сами.
И в связи с сезонными изменениями в природе изменяется и жизнь домашних животных: весной и летом – на пастбищах, жайляу, где свежая трава, растения. А осенью и зимой человек сам должен кормить животных.

Оценивание детей, вручение эмблем «Стремление к победе!»

Тема урока: Домашние животные, их роль в жизни человека.

Задачи урока: Продолжать знакомить детей с домашними животными и их потомством; познакомить с характерными признаками каждого животного; развивать память, внимание, речь; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: запомнить домашних животных и их отличительные особенности; уметь объяснить для чего они нужны человеку.

Оборудование: иллюстрации животных.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку. Речевая зарядка. (позволяет сконцентрировать внимание детей)

Кошка серая гуляет (язык влево, вправо)
Сладко, сладко так зевает (широко отрыт рот)
Молоко она лакает (язык высунуть, затем убрать)
Кошка губки облизала (облизать губы)
Кошка зубки показала (улыбнуться)
И «СПА-СИ-БО» нам сказала»(сказать «Спасибо»)

II. Активизация знаний.
Проверка домашнего задания.

III. Сообщение темы урока

Если правильно загадку угадаем
Тему новую урока мы узнаем.

Загадка.
Стоит копна посреди двора,
Спереди вилы, сзади метла.
(Корова)

Корова это домашнее или дикое животное? (домашнее). Правильно, сегодня мы поговорим о домашних животных, их потомстве и выясним какую роль они играют в жизни человека.

III. Изучение нового материала.

На доске висят иллюстрации с изображением домашних и диких животных. К доске вызываются два учащихся, которые делят рисунки на две группы: домашние и дикие. После дети с учителем делают проверку.

С давних времён люди учились охотиться на животных. Со временем они стали их приручать и разводить в своём хозяйстве. Домашние животные живут рядом с человеком в специально построенных помещениях (сарае, хлеву, конюшне, свинарнике, будке).

Домашних животных можно разделить на группы. Давайте перечислим представителей каждой группы и назовём их отличительные особенности.

  • Фермерские животные (свиньи, коровы, овцы, бараны, быки, лошади, кошки, собаки).
  • Часть животных (сельскохозяйственные) приносят выгоду человеку, являясь источником пищи. А остальные полезны тем, что помогают перевозить грузы и охраняют имущество хозяина.
  • Домашние птицы (гуси, куры, индюки, перепёлки, утки, попугаи, канарейки). Рядом с человеком живут два вида птиц, одних выращивают в качестве еды, они живут в специально оборудованных сараях.
  • Другие приносят эстетическое удовольствие и живут в клетках, которые размещаются внутри дома.
  • Домашние рыбы (гуппи, дискус, макропод, золотая рыбка, скалярия, неон, сомик, дисхлида).
  • Разнообразие аквариумных рыбок огромен. Они бывают разных размеров и цветов. Хозяева выбирают себе питомцев в зависимости от того какого размера аквариум.
  • Домашние насекомые (тараканы, пауки).
  • Экзотическое увлечение, которое не требует каждодневного ухода. Кормить необходимо сверчками или другими мелкими мошками. Молодые особи едят два раза в неделю, а постарше один раз в десять дней. Живут в террариумах.

Какие продукты питания дают нам домашние животные? (мясо, сало, молоко, яйца).

Что ещё получают от домашних животных? (шерсть, кожу, перо, пух).

Корова считается кормилицей в семье, так как она даёт мясо и молоко. Какие продукты изготавливают из молока? (сыр, творог, сметана, кефир, брынза).

Овца даёт мясо, шерсть, из которой вяжут очень тёплые вещи и шкуру для шуб и дублёнок. Куры дают человеку мясо, яйца, перо. Кролики дают пух, из которого вяжут тёплые кофты, носочки, одеяла.

Объясните пословицу «Мы в ответе за того, кого приручили». Если человек заводит себе животное, то он обязан ухаживать за ним, кормить, поить, следить за чистотой в жилище питомца.

Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши. Давайте сыграем в игру «Отгадай детёныша». Учитель называет животного дети - детёнышей. (Свинья - поросята; корова - телята; гусь - гусята; лошадь - жеребята; овца - ягнята; курица - цыплята).

IV. Физминутка

Вы со мной знакомы близко. (идут по кругу на носочках, крадучись)
Я приветливая киска. (держа согнутые руки перед грудью)
Кверху — кисточки на ушках, (останавливаются, встают лицом в круг)
Когти спрятаны в подушках. (делают «ушки» из ладошек, затем — «когти» из пальчиков)
В темноте я зорко вижу, (вновь идут по кругу крадучись)
Понапрасну не обижу. (опять останавливаются, встают лицом в круг)
Но дразнить меня опасно —
Я царапаюсь ужасно. (показывают «когти»)

V. Закрепление изученного материала.

Задаются вопросы по пройденному материалу:

  • Про каких животных мы сегодня поговорили?
  • На какие группы делятся домашние животные?
  • Какие продукты питания они нам дают?
  • Для чего ещё выращивают домашних животных?
  • В какое время года у домашних животных появляется потомство?

VI. Подведение итогов урока.

Поблагодарить детей за урок. Выставить оценки.

VII . Домашнее задание.

Составить рассказ о своём домашнем питомце.

Ознакомление с окружающим миром

Тема : «Жизнь диких животных зимой»
Цель : формирование знаний о жизни диких животных зимой.
Образовательная: познакомить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;
формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
Развивающая : развивать внимание, мышление, память,
Воспитывающая : воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Оборудование: иллюстрации - медведь, лиса. заяц, лось, белка; магнитофон, проектор, презентация, трафареты-заготовки животных, ножницы, цветные карандаши, листы бумаги, снежинки – бумажные (большие и маленькие) и пластмассовые.

Ход занятия:
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Сегодня к нам на урок у к нам пришёл старичок Лесовичок,давайте поздороваемся! (Сәлеметсіз бе?!)

Звонкая погода, снега кутерьма
Это время года – мы зовём …
(Зима).Как будет на казахском языке? (қыс )(слайд 1)

Итак, сейчас у нас прекрасное и холодное время года – зима. А какие зимние месяца вы знаете? Какой сейчас у нас месяц? (декабрь), (слайд 2).

Декабрь- это начало зимы. Выпадает снег, наступают морозы, на речке и озере всё сковывает льдом.
А какой праздник в декабре, когда все наряжают ёлку и приходит Дед Мороз? (Новый Год)
А следующий месяц какой? (январь). (слайд 3).

Январь - середина зимы, в этом месяце самые сильные морозы.
Какой третий, последний месяц зимы? (февраль). (слайд 4).

В феврале дуют очень сильные ветра, много метелей и вьюг, но иногда уже начинает немножко пригревать солнышко.
Какие признаки зимы вы знаете? (идёт снег, мороз, холод, озёра и реки покрываются льдом, день короткий, а ночь длинная).
Да, ребята, зимой, очень холодно. И не только нам - людям, но и животным – холодно и голодно. Сегодня мы с вами узнаем, как некоторые животные готовятся к зиме, чем они питаются, а кто из них ещё и спит зимой.
Старичок Лесовичок пришёл к нам не один, а со своими друзьями. А с кем именно, вы узнаете, если отгадаете загадку.
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму всю сосет.
Может громко зареветь,
А зовут его….(Медведь) Как будет на казахском языке?(Аю)
А что вы знаете о медведе? (ответы детей).
Какой он? (большой, мохнатый и т.д) (показ на иллюстрации)

2. Зимний сон медведей.
- Все медведи осенью занимаются подземным строительством, медведи знают все секреты строительного мастерства.
Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Они забираются в берлогу задом наперед,чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца. (Слайд 5)

Ребята, вы когда- нибудь слышали такое выражение: «Медведь лапу сосёт»? (ответы детей).
- На самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Он её так согревает!
Зимой медведица рожает 2-3 медвежат, они маленькие, примерно с мою ладошку. Она очень заботливая мама. Кормит их медведица своим молоком, чистит их шерсть, а потом все они засыпают.
- Ребята, а есть ещё белые медведи. Они живут на далёком Северном полюсе, на зиму спать не ложатся: им холода не страшны. Но берлоги тоже умеют строить. Они прорывают под снегом пещеры, где нянчат своих детенышей. (иллюстрация )

3. Старичок Лесовичок старенький и устал с дороги, давайте посидим на диване и отдохнём вместе с ним.

Физкультминутка. «На диване»
4. - Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
- Кто это? (белка) Как будет на казахском языке? (тиін)
(показ иллюстраций)



А что вы знаете о белочке? (ответы детей)
А посмотрите на картинку - какая она? (маленькая, ушки - кисточками, пушистая коричневая шёрстка, красивый пушистый хвостик)
Обратите внимание – белка летом рыжая, а к зиме становится серой (слайд 5).
- К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето. В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками.

5.- За деревьями, кустами,
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара.
- Что за зверь? (лиса ) А как будет на казахском языке? ( түлкі)
А что вы знаете о лисе? (ответы детей)
А посмотрите- какая она? (рыжая, длинный пушистый хвост, носик длинный вытянутый).

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается и хватает острыми зубами. У лисы очень хороший нюх. По запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Этот «танец» называется –мышкование.

За один день лиса ловит около 40 мышей! Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
6.Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц) А как будет на казахском языке?(Қоян )
Какого цвета шубка зайца для зимы? (белого). А летом? (серого ). (слайд 6).


Шубки некоторых животных меняется из- за того, что они линяют. К зиме у них вырастает подшёрсток, меняется окраска. Линька у животных происходит осенью и весной.
Белая шубка зимой, помогает зайцу спасаться от врагов. А что вы знаете о зайцах? (ответы детей ) А какой он? (длинные ушки, белая шёрстка).
- А чем же питаются зайцы? (Ответы детей)
- Зайцы питаются корой и ветками деревьев, кустарников. А любимое лакомство зайца- это кора осины.

Про зайца говорят, что он очень внимательный, наблюдательный и шустрый. Он очень быстро убегает от своих врагов. Его сложно догнать.

7. Практическая часть. Я раздам вам раскраски с изображением животных, а вы их должны раскрасить в нужный цвет. Если белочка, то каким цветом? (коричневым ). Если зайчик – то голубым, если лисичка – оранжевым или жёлтым, если медведь – коричневым (сопровождение музыки «Звуки природы зимой» во время самостоятельной работы).

В лесу работают лесники. Когда в лесу появляются лесорубы, охотники и прочие желающие получить от леса нечто большее, чем свежий воздух, лесник проверяет их документы: право на вырубку, охоту, выпас скота и т.п.
Также он следит за тем, чтобы в жаркое время никто не разводил огня. Если кто-то нарушает правила, лесник вправе его задержать. В некоторых случаях он ограничивается внушением: многим людям достаточно просто объяснить, почему не нужно рвать краснокнижные цветы и чем опасна брошенная среди мха стеклянная бутылка. (Бутылка не только замусоривает лес, но и способна вызвать пожар, потому что действует как линза.) Лесни́к - работник государственной лесной охраны, ему выдаётся паспорт участка, может выдаваться охотничье оружие. На должность лесника принимаются лица, прошедшие подготовку в лесной школе, колледже, техникуме или на специальных курсах.

В лесах животных подкармливают лесники. Они ставят кормушки для животных и кладут в них сено, соль. Подкармливают и других животных. Для зайцев ещё летом запасают веники с молодыми листьями, сушёные веточки малины.

8. Старичок Лесовичок торопится в лес. Давайте поможем ему собрать всех животных.

Игра «Кто где живёт» (медведь, белка, заяц, лиса)
На доске – макет леса. На макете - берлога, нора, гнездо, дупло, дерево - определить какие из животных где живут.

На память о нашей встрече, старичок Лесовичок дарит нам частичку своего доброго сердца!
9. Подведение итогов занятия.
Ребята, а как люди должны вести себя в лесу?
А что вы знаете о работе лесника?

Что такое мышкование?

Что такое линька?

К какой группе животных относятся наши гости?

Лесная тень, лесная тишь,
Полным-полно чудес,
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка эта – лес.
Ты эту сказку сохрани,
Люби, жалей и береги!
На этом наше занятие подошло к концу.