Впервые немецкие войска применили тактику авиационного террора — начали бомбить мирных жителей, говорит кандидат исторических наук, доцент кафедры истории РГГУ Александр Медведь:

"Если сначала они уничтожали английские радиолокационные станции, бомбили аэродромы, то потом они перешли на бомбардировки по городам, считая, что таким образом они смогут нанести морально-психологический ущерб, то есть снизить волю к сопротивлению. Первые бомбардировки на города были недостаточно массовые. Там участвовали десятки самолетов. Поэтому сами англичане начали даже посмеиваться над сообщениями немецкого радио: вот разбомбили, Лондон горит. Тогда было решено нанести действительно мощный удар по Лондону с участием порядка 600 бомбардировщиков и примерно такого же количества истребителей".

Бомбардировки Лондона сопровождались сильными разрушениями и пожарами. С лица земли были стерты целые кварталы, уничтожены исторические памятники. Существовало мнение, что летчики Люфтваффе специально не трогали собор Святого Павла, так как он служил им главным ориентиром. Но на самом деле он тоже был очень близок к гибели. Бомба упала совсем рядом. К счастью, она не разорвалась…

Больше всего пострадал восток британской столицы — Ист-Энд, где были расположены заводы и доки. В Берлине рассчитывали, что нанося удар по небогатому пролетарскому кварталу, удастся внести раскол в английское общество. Недаром супруга короля Георга VI — королева-мать Елизавета — на следующее утро после бомбардировки Букингемского дворца заявила: "Слава Богу, теперь я ничем не отличаюсь от своих подданных".

Историки подчеркивают, что британские власти предвидели возможность массированных бомбардировок. Поэтому еще в 1938 году лондонцев начали обучать тому, как вести себя при налетах. Станции метро, подвалы церквей были обустроены под бомбоубежища. В начале лета 1940 года было решено эвакуировать из города детей. Тем не менее, за время бомбардировок с сентября 1940 года по май 1941 погибло более 43 тысяч человек.

Но поставить Великобританию на колени, создать такие условия, чтобы англичане попросили мира, немцам не удалось, говорит член Ассоциации историков Второй мировой войны, писатель, эксперт Военно-исторического общества России Дмитрий Хазанов:

"Несмотря на то, что они нанесли существенный ущерб Великобритании, большие были потери в авиации, но цели своей немцы не достигли: господства в воздухе они не завоевали, сломить английскую авиацию не смогли. Немцы различными способами пытались решить свою задачу. Но англичане оказались на высоте. Они меняли тактику борьбы, вводили новые силы, значительно увеличили еще в начале лета производство истребителей. Они оказались готовы к такому развитию событий. Несмотря на то, что численное преимущество было у немцев, задачу свою они не выполнили".

Лондон был не единственным британским городом, который страдал от немецких бомбардировок. Разрушены были такие военные и промышленные центры, как Белфаст, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Манчестер. Но британцы отстояли свою страну. "Битва за Англию" была выиграна.

В 1940 году люфтваффе, военно-воздушные силы вермахта начали бомбить военные и промышленные объекты на территории Королевства. В ответ Британия начала свою воздушную кампанию. Королевские ВВС нанесли удар по Германии, сбросив немало бомб и на мирные города. Германские пилоты не остались в долгу. На территории Британии началось уничтожение не только заводов и фабрик, но и велась бомбежка населенных пунктов. С июля по декабрь 1940 года в результате бомбежек немецкой авиации погибло 23 тыс. мирных британцев. Одновременно с этим, гитлеровские войска, стремясь добиться превосходства в воздухе, готовились к вторжению в Британию. Операция получила название «Морской лев».

В это же время в небе над Британией не прекращались бои. Они получили название «Битва за Британию». С 9 июля по 30 октября 1940 года Британия потеряла сбитыми 1547 самолетов, а Германия 1887. В результате ожесточенных боев британской авиации удалось отразить атаки люфтваффе и фактически остановить готовящуюся высадку немецких войск на Британские острова. Премьер-министр Уинстон Черчилль 20 августа 1940 г., выступая в палате общин, скажет: «Впервые за всю историю военных конфликтов столь много людей обязано столь небольшой группе героев столь многим».

29 декабря, 1940. Лондон после бомбардировки немецкой авиации. Над горящими зданиями возвышается купол Собора Св. Павла.
(AP Photo/U.S. Office of War Information)

1940. «Стая» самолетов Heinkel He 111 или как их называли — «крылья люфтваффе» над Английским каналом. Heinkel He 111 — немецкий средний бомбардировщик-моноплан был одним из основных бомбардировщиков люфтваффе.
(Deutsches Bundesarchiv/German Federal Archive)

20 сентября, 1940. Лондон. Британские солдаты бьют из зенитных орудий по немецкой авиации.
(AP Photo)

20 июля, 1940. Лондон. Школьники не успели укрыться в бомбоубежище во время очередного авианалета немецкой авиации.
(AP Photo)

Август, 1940. Messerschmitt Bf. 110, двухдвигательный тяжелый стратегический истребитель-бомбардировщик, прозванный «Fliegender Haifisch» (Летающая акула»), над Английским каналом.
(AP Photo)

3 сентября, 1940. Инверсионные следы британских и немецких самолетов, участвовавших в воздушном бое над территорией графства Кент.
(AP Photo)

Ноябрь, 1940. Плимут, юго-западная Англия, после бомбардировки.
(AP Photo)

21 сентября, 1940. Лондон. Хвост и часть фюзеляжа немецкого самолета Дорнье Do X, уничтоженного во время воздушного боя.
(AP Photo)

30 июля, 1940. Британские рабочие на одном из заводов собирают радиолокационное устройство, необходимое для противостояния вражеской авиации.
(AP Photo)

4 октября, 1940. Бомбардировка Тилбери, порта на Темзе. Так как Тилбери был стратегическим объектом для Британии, он стал объектом пристального внимания для немецкой авиации.
(AP Photo)

19 августа, 1940 года. Юнкерсы Ю-87 (нем. название «штука») перед воздушным боем над южным побережьем Британии.
(AP Photo)

24 октября, 1940. Подготовка британского самолета перед бомбардировкой Берлина.
(AP Photo)

2 сентября, 1940. Лучи лондонских прожекторов выхватили из темноты самолет противника.
(AP Photo)

8 октября, 1940. Услышав рев сирен, британцы спрятались на станции метро Олдвич.
(AP Photo)

Вестминстерское аббатство на фоне горящих зданий.
(Library of Congress)

23 октября, 1940. Лондон. Девушка, спасенная из под обломков, не верит, что осталась жива.
(AP Photo)

9 сентября, 1940. Пожарные тушат здание, расположенное неподалеку от Лондонского моста.
(AP Photo)

12 декабря, 1940. Люди, потерявшие в результате бомбардировок крышу над головой, временно обосновались в пещерах Гастингса (город на юго-востоке Британии)
(AP Photo)

После ночной бомбардировки лондонский лавочник выводит мелом надпись у входа в свой магазин: «Действует как обычно».
(AP Photo)

13 июля, 1940. Все, что осталось от немецкого бомбардировщика, сбитого над юго-восточным побережье Англии.
(AP Photo)

26 августа, 1940. Британские рабочие разбирают остатки сбитого немецкого самолета.
(AP Photo)

27 августа, 1940. Остатки сбитых над Британией немецких самолетов, собранных для переработки как металлический лом.
(AP Photo)

Осень 1940. Самолет Heinkel He 111 над Темзой.
(AP Photo/British Official Photo)

18 октября, 1940. 24-летняя Мэри Каучмен, староста небольшой деревни Кентиш, укрывает своим телом трех маленьких детей. Несколькими секундами ранее раздался вой сирен, предвещающих атаку немецкой авиации. На вопрос о том, откуда у нее столько храбрости, Мэри просто сказала фотографу: «Я ничего особенного не сделала. Кто-то же должен заботиться о детях».
(AP Photo)

1940. Осиротевший лондонский мальчик.
(Toni Frissell/LOC)

7 сентября, 1940. Пожар в доках Суррея (Лондон), вспыхнувший после ночной бомбардировки.
(AP Photo/Staff/Worth)

1 сентября, 1940. Бушующие в Лондоне пожары. Пожары вспыхнули после того, как на город сбросили зажигательные снаряды.
(AP Photo)

25 декабря, 1940. Лондонские дети отмечают Рождественский вечер в бомбоубежище.
(AP Photo)

7 сентября, 1940. Горящие доки и промышленные районы Лондона после авианалета.
(AP Photo)

1940. Здание Государственного архива в Лондоне в свете горящих зданий.
(LOC)

22 октября, 1940. Лондон. Первое выступление Принцессы Елизаветы на радио.
11-летняя наследница британского престола в трехминутном выступлении обращается к британским девочкам и мальчикам, эвакуированным за рубеж. Рядом с ней стоит ее младшая сестра — принцесса Маргарет Роз.
(AP Photo)

3 сентября, 1940. Британские солдаты уносят хвост сбитого в Эссексе немецкого Мессершмитта 110.
(AP Photo)

24 сентября, 1940. Во время бомбежек Лондона театр «Виндмилл» не закрывался, а давал представления. На фотографии: актеры, устроившие ночлег в гардеробной.
(AP Photo)

7 сентября, 1940. Дорога на Элефан энд Касл (Elephant & Castle) после бомбежки. Элефант энд Касл – один из микрорайонов Лондона.
(AP Photo/Staff/Worth)

Девочки у заграждения из колючей проволоки, установленного на побережье Британии на случай немецкого вторжения.
(LOC)

28 ноября, 1940. Художница Этель Габэн на фоне руин домов в лондонском Ист-Энде. Дома были уничтожены в результате бомбежек.
(AP Photo)

Ноябрь, 1940. Устремившийся в сторону Британии немецкий самолет Heinkel He 111.
(AP Photo)

8 октября, 1940. Уничтоженное здание книжного магазина. Интересный момент: мальчик читает книгу, которая называется «История Лондона» практически на руинах города.
(AP Photo)

Битва за Британию 1940.

Великобритания, Лондон

"Лондонский блиц" - операция немецкой армии, которая стала одной из самых разрушительных бомбардировок Второй мировой войны. Но британцы сумели отстоять свою страну. "Битва за Англию" была выиграна.

Операция немецкой авиации "Лондонский блиц" вошла в историю как одна из самых разрушительных и продолжительных по времени бомбардировок Второй мировой войны. Воздушные налеты Люфтваффе на британскую столицу начались 7 сентября 1940 года. Они шли 57 ночей подряд, а затем с небольшими перерывами продолжались вплоть до мая 1941 года.

Седьмого сентября 1940 года вой сирен и гул немецких самолетов оглушил жителей Лондона. 550 бомбардировщиков Люфтваффе сбросили на британскую столицу в течение нескольких часов более 100 тысяч зажигательных и сотни обычных бомб. Ни один город мира до сих пор не был целью столь яростных бомбардировок.

Впервые немецкие войска применили тактику авиационного террора - начали бомбить мирных жителей, говорит кандидат исторических наук, доцент кафедры истории РГГУ Александр Медведь:

"Если сначала они уничтожали английские радиолокационные станции, бомбили аэродромы, то потом они перешли на бомбардировки по городам, считая, что таким образом они смогут нанести морально-психологический ущерб, то есть снизить волю к сопротивлению. Первые бомбардировки на города были недостаточно массовые. Там участвовали десятки самолетов. Поэтому сами англичане начали даже посмеиваться над сообщениями немецкого радио: вот разбомбили, Лондон горит. Тогда было решено нанести действительно мощный удар по Лондону с участием порядка 600 бомбардировщиков и примерно такого же количества истребителей".

Бомбардировки Лондона сопровождались сильными разрушениями и пожарами. С лица земли были стерты целые кварталы, уничтожены исторические памятники. Существовало мнение, что летчики Люфтваффе специально не трогали собор Святого Павла , так как он служил им главным ориентиром. Но на самом деле он тоже был очень близок к гибели. Бомба упала совсем рядом. К счастью, она не разорвалась…

Больше всего пострадал восток британской столицы - Ист-Энд, где были расположены заводы и доки. В Берлине рассчитывали, что нанося удар по небогатому пролетарскому кварталу, удастся внести раскол в английское общество. Недаром супруга короля Георга VI - королева-мать Елизавета - на следующее утро после бомбардировки Букингемского дворца заявила: "Слава Богу, теперь я ничем не отличаюсь от своих подданных".

Историки подчеркивают, что британские власти предвидели возможность массированных бомбардировок. Поэтому еще в 1938 году лондонцев начали обучать тому, как вести себя при налетах. Станции метро, подвалы церквей были обустроены под бомбоубежища. В начале лета 1940 года было решено эвакуировать из города детей. Тем не менее, за время бомбардировок с сентября 1940 года по май 1941 погибло более 43 тысяч человек.

Но поставить Великобританию на колени, создать такие условия, чтобы англичане попросили мира, немцам не удалось, говорит член Ассоциации историков Второй мировой войны, писатель, эксперт Военно-исторического общества России Дмитрий Хазанов:

"Несмотря на то, что они нанесли существенный ущерб Великобритании, большие были потери в авиации, но цели своей немцы не достигли: господства в воздухе они не завоевали, сломить английскую авиацию не смогли. Немцы различными способами пытались решить свою задачу. Но англичане оказались на высоте. Они меняли тактику борьбы, вводили новые силы, значительно увеличили еще в начале лета производство истребителей. Они оказались готовы к такому развитию событий. Несмотря на то, что численное преимущество было у немцев, задачу свою они не выполнили".

Лондон был не единственным британским городом, который страдал от немецких бомбардировок. Разрушены были такие военные и промышленные центры, как Белфаст, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Манчестер. Но британцы отстояли свою страну. "Битва за Англию" была выиграна.

Стратегические бомбардировки во время Второй мировой войны приобрели больший размах, чем когда-либо до этого. Стратегические бомбардировки, проведенные нацистской Германией, Великобританией, США и Японией, использовали обычные вооружения, зажигательные бомбы и ядерное оружие.

«Ковровые бомбардировки» - выражение, обозначающее неприцельное бомбометание по площадям. При этом применяется большое число бомб (часто в сочетании с зажигательными) для полного уничтожения выбранного района, либо уничтожения личного состава противника и его материальной части, либо для его деморализации. Во время гражданской войны в Испании в 1937 году бомбардировке подвергся город Герника, когда во время налётов легиона «Кондор» погибло не менее 100 мирных жителей. Нацистская Германия прибегала к бомбардировке гражданских целей с первых дней Второй мировой войны. Британское правительство приказало своим ВВС строго придерживаться Амстердамского проекта международных правил, запрещавшего атаковать гражданскую инфраструктуру за пределами зоны боевых действий, но отказалось от этого 15 мая 1940 года, на следующий день после бомбардировки Роттердама. 24 августа 1940 года немецкая авиация нанесла первый бомбовый удар по Лондону. Последовал период взаимных бомбардировок городов, основной целью которых были индустриальные городские зоны. В феврале 1942 года британские ВВС прекратили попытки высокоточных стратегических бомбардировок, и перешли к практике ковровых бомбардировок, основной целью которых являлся «моральное состояние гражданского населения противника». Уточнялось что «целью бомбардировок должны быть районы жилой застройки, а не, к примеру, доки или авиационные фабрики».

США вступили в войну с намерением использовать высокоточные стратегические бомбардировки, что и было с переменным успехом применено в Европе. Однако в случае Японии из-за наличия высотных струйных течений, высокоточные стратегические бомбардировки оказались неэффективными и от них отказались в пользу ковровых бомбардировок. Англичане были под глубоким впечатлением от немецких стратегических бомбардировок времен Первой мировой войны. Впервые за сотни лет Лондон был успешно атакован противником. Когда война началась в 1939, Королевские ВВС имели всего 488 бомбардировщиков всех типов, в основном устаревших, из которых только около 60 было новых Викерсов. Большая часть остальных не обладала достаточной дальностью для нанесения ударов даже по Руру (не говоря уже о Берлине), имела незначительное вооружение, и не могла нести существенной бомбовой загрузки. Не было эффективных прицелов для бомбометания, очень мало бомб, которые могли причинить существенный ущерб противнику, и даже такие очевидные вещи как карты Европы для определения курса до цели и обратно, были в большом дефиците. Более того, сложность наведения бомбардировщиков, ночью, на больших дистанциях для точной атаки небольших целей была очень сильно недооценена.

Германия к тому времени отказалась от планов по производству стратегических бомбардировщиков. С учетом того, что немецкие технические ресурсы были уже в значительной степени задействованы для удовлетворения других потребностей. Доктрина Люфтваффе предполагала активную поддержку армии, и с учетом практического опыта Испании, немецкое командование концентрировалось на применении тактических бомбардировщиков как воздушной артиллерии для поддержки армейских операций, и истребителей как средства защиты бомбардировщиков от истребителей противника. С началом боевых действий в Западной Европе, все три основных участника (Великобритания, Германия и Франция) сконцентрировались на дневных тактических бомбардировках. ВВС Великобритании обнаружили, что храбрость в боях не может компенсировать недостаток необходимой подготовки летного состава и вооружения самолетов; потери британских бомбардировщиков во время защиты Франции были катастрофическими, а результаты их действия - минимальными. Как следствие, по итогам первого года войны, о стратегических бомбардировках мало кто вспоминал.

Из-за нарастающих потерь в ходе Битвы за Британию, Люфтваффе начало прибегать к тактике ночных бомбардировок. В течение недели начавшейся 12 августа менее четверти полетов Люфтваффе было совершено ночью, в то время как в последнюю неделю августа - уже более половины. 19 августа Геринг приказал совершить большую ночную атаку на Ливерпуль, и дал подчиненным свободу самим выбирать цели для бомбежки. Лондон подвергался бомбежкам 15, 18/19, 22/23, 24/25, 25/26 и 28/29 августа. В целом в ходе бомбежек английских городов в августе 1940 года погибло свыше 1000 человек.

Bombardments of Germany_1 (33.5 MB)

В ответ, ВВС Великобритании совершили свой первый налет на Берлин 25/26 августа. Это было политически неприятно для Геринга, утверждавшего, что Люфтваффе может защитить крупные немецкие города от авианалетов. Под давлением своих руководителей, в частности Кессельринга, и полагая, что ВВС Великобритании были намного слабее, чем на самом деле, Геринг приказал сконцентрироваться на бомбардировке Лондона, в надежде что «последние оставшиеся» истребители английских ВВС будут втянуты в воздушные бои, в которых Люфтваффе сможет победить за счет численного превосходства. Масштабные бомбардировки Лондона начались 7 сентября, когда более 300 бомбардировщиков атаковало вечером и еще 250 - ночью. К утру 8 сентября 430 жителей Лондона было убито, а Люфтваффе выпустило пресс-релиз, в котором заявило, что свыше одной тысячи тонн бомб было сброшено на Лондон в течение 24 часов. В течение последовавших 9 месяцев бомбардировкам подверглись многие английские города, включая Бирмингем, Ливерпуль, Бристоль, Белфаст, Кардифф и Ковентри. Заявленная цель бомбардировок была стратегической - разрушение портовой и промышленной инфраструктуры; но также не подлежит сомнению, что сломить волю рядовых англичан к сопротивлению было важной, если не главной, целью этой кампании.

Потери среди гражданского населения были значительны. Ожидаемого падения воли к сопротивлению, однако, не произошло; более того, согласно широко распространенному мнению, бомбежки имели противоположный эффект. В течение 1941 года, ВВС сторон втянулись в радионавигационную войну. Немецкие ученые разработали ряд радионавигационных приспособлений, предназначенных для помощи пилотам Люфтваффе в целенаведении ночью над территорией Великобритании, в то время как англичане работали над контрмерами (из которых стоит особо упомянуть разработку воздушного радара, ложных радиомаяков и станций радиопомех). Несмотря на значительный урон, нанесенный немецкими бомбардировками, и значительные человеческие потери среди гражданского населения, воздушная защита Великобритании постепенно улучшалась, а необходимость переброски всех возможных частей люфтваффе на Восточный фронт привела к постепенному превращению бомбардировок из масштабных в редкие беспокоящие рейды.

Bombardments of Germany_2 (31.3 MB)

Британия начала свою собственную кампанию ночных стратегических бомбардировок в 1940 году и к концу войны довела ее размах до впечатляющих размеров. Воздействие стратегических бомбардировок на противника в то время плохо понималось и существенно преувеличивалось. В особенности в первые два года кампании, очень немногие понимали, насколько малы были разрушения и как быстро немцы восполняли потери в производстве, несмотря на те очевидные уроки, которые Великобритания могла получить из своего собственного опыта выживания под ударами немецкой авиации ранее.

Артур Харрис, глава Бомбардировочного командования Королевских ВВС, говорил, что «за неимением рапиры, пришлось прибегнуть к дубинке». В его восприятии, хотя намного более предпочтительным были бы точечные удары по конкретным целям, физически возможности сделать это не было, и поскольку война есть война, необходимо атаковать тем, что есть под рукой. Он поддержал идею бомбардировок городов. Зная, что она приведет к жертвам среди гражданского населения, потому что это был выбор между бомбардировками городов и полным отсутствием бомбардировок. А также, потому что бомбардировки городов означали сбрасывание большого количества бомб на районы полные экономической активности, в которых были расположены промышленные предприятия, вносящие существенный вклад в немецкое военное производство.

Очень существенная часть промышленности Великобритании была занята осуществлением задачи по созданию огромного флота тяжёлых бомбардировщиков. Вплоть до 1944 года, эффект на немецкое военное производство оставался крайне небольшим и вызывал сомнения в том, стоил ли полученный результат затраченных усилий. Обычным контраргументом на это было утверждение что, в любом случае, это было единственное направление, в котором можно было направить британское военное производство. Влияние стратегических бомбардировок на немецкое распределение ресурсов, однако, со временем стало существенным, так как Германии со временем пришлось направлять до четверти своего военного производства на противовоздушную оборону и ликвидацию последствий бомбежек. Ущерб, нанесенный немецкой транспортной системе, также был очень значительным. Кроме того, Люфтваффе было ослаблено и к середине 1944 года союзники завоевали господство в воздухе над Германией в дневное время, что было абсолютно необходимо для успешной подготовки к высадке союзников в Нормандии.

В августе 1942 в Англию начали прибывать первые экипажи 8-й воздушной армии США, имевшие на вооружении стратегические бомбардировщики Boeing B-17 Flying Fortress. Первый пробный налет был совершен 17 августа 1942 на железнодорожный узел в г. Rouen Sotteville в северо-западной части Франции. В январе 1943 на Касабланкской конференции было принято решение начать стратегические бомбардировки Германии совместными англо-американскими силами. Целями бомбардировок должны были стать как объекты военной промышленности, так и города Германии. Операция получила кодовое название «Пойнт-бланк». Масштабным круглосуточным бомбардировкам - ВВС США днем, Великобритании - ночью - подверглись многие промышленные районы Германии, главным образом Рур. За которыми последовали атаки непосредственно по городам, таким как Гамбург, Кассель, Пфорцгейм, Майнц и часто критикуемый налет на Дрезден. Тоннаж, сброшенный ВВС США в Европе был намного меньше, чем ВВС Великобритании, поскольку последние имели бомбардировщики большей грузоподъемности и проводили бомбежки в течение более длительного периода. Несмотря на свою популярность среди военных и политиков, стратегические бомбардировки подвергались критике из практических соображений, так как не всегда давали надежный результат, и из моральных соображений ввиду значительных жертв среди гражданского населения.

В Германии, воля к сопротивлению не была сломлена в ходе стратегических бомбардировок, которые проводились с большим размахом, чем немецкие бомбежки Великобритании. В Германии, так же как и в Японии, не было бунтов с требованием капитуляции и немецкие рабочие, с угрюмым стоицизмом, поддерживали военное производство на максимально высоком уровне; мораль немецких гражданских лиц также, хотя и подверглась влиянию бомбардировок, сохранилась вплоть до конца войны. Большая часть немецких гражданских лиц, в основном женщины и дети, были эвакуированы из городов на поздних стадиях войны. Рабочие на некоторых, но не на всех, фабриках были заменены заключенными немецких концлагерей с низкой мотивацией к труду, которые подвергались жестоким репрессиям со стороны своих охранников из войск СС, если их производительность снижалась; большинство выживших немецких рабочих, однако, продолжало работать, и осталась на своих постах.

продолжение следует…

Бомбардировки самолетами люфтваффе городов Великобритании, получившие название «Лондонский блиц», продлились восемь месяцев, одну неделю и два дня — с 7 сентября 1940 по 21 мая 1941 года.

Стратегические бомбардировки стали характерной особенностью тактики ВВС во время Второй мировой войны. Они велись обеими сторонами, причем ковровые бомбардировки авиации союзников в 1944-1945 годах не шли ни в какое сравнение с бомбардировками люфтваффе. Стратегические бомбардировки унесли значительно больше жизней, чем ядерное оружие. Адольф Гитлер изначально считал, что главной задачей таких бомбардировок является воздействие на население противника, подрыв его морали и воли к сопротивлению. Экономический аспект он считал вторичным, поскольку не верил в то, что авианалеты смогут нанести реальный урон военной промышленности.

БОМБАРДИРОВКИ ЛОНДОНА

Первый массированный налет бомбардировочной авиации люфтваффе на Лондон начался около четырех часов 7 сентября 1940 года. Шедшие двумя волнами 348 бомбардировщиков сбросили свой смертоносный груз на столицу Великобритании. Ночью прокатилась вторая волна примерно из 250 бомбардировщиков; как сообщило командование люфтваффе, всего было сброшено более тысячи тонн бомб. К утру 8 сентября стало известно о 430 погибших жителях Лондона.

Переход к стратегическим бомбардировкам стал следствием отказа люфтваффе от стратегии, направленной на уничтожение британских ВВС, аэродромов и радиолокационных станций. Фактически, хотя и неофициально, это также стало и отказом от реализации плана вторжения на Британские острова «Морской лев».

Теперь Гитлер и Геринг решили сделать ставку на новую тактику, которая, по их мнению, должна была «сломить дух лондонцев» и вынудить Англию пойти на соглашение с Германией. Как выяснилось позже, по иронии судьбы люфтваффе были буквально в двух шагах от победы. Уинстон Черчилль писал:

«В тот же период (с 24 августа по 6 сентября) наша истребительная авиация в целом была серьезно ослаблена. За две недели она потеряла 103 летчика убитыми и 128 тяжело ранеными, а 466 самолетов «Спитфайр» и «Харрикейн» были уничтожены или серьезно повреждены. Из общего числа летчиков, составлявшего около 1000 человек, мы потеряли почти четвертую часть».

Целью для бомбардировщиков люфтваффе был не только Лондон, но и другие промышленные центры Англии. Бомбы в ходе «Блица» падали на города Белфаст, Бирмингем, Брайтон, Бристоль, Гринок, Истборн, Кардифф, Кингстон-апон-Халл, Клайдбэнк, Ковентри, Ливерпуль, Манчестер, Ноттингем, Плимут, Портсмут, Сандерленд, Саутгемптон, Суонси, Шеффилд и Эксетер.

НАНЕСЕННЫЙ УЩЕРБ

За 267 дней «Блица» немецкие самолеты бомбили Лондон 71 раз, Бирмингем, Ливерпуль и Плимут — 8, Бристоль — 6, Глазго — 5, Саутгемптон — 4, Портсмут и Кингстон — 3 раза. Начиная с 7 сентября 1940 года, писал Черчилль, «в течение 57 ночей бомбардировки Лондона не прекращались. Крупнейшему городу мира пришлось перенести тяжелое испытание, результаты которого никто не мог определить заранее». В Лондоне из-за немецких бомбардировок были разрушены и повреждены более миллиона домов, в которых погибло около 20 тыс. лондонцев (еще столько же англичан погибло под бомбами в других городах). Наиболее серьезно пострадал порт на Северном море Кингстон-апон-Халл, где погибло 1200 жителей и пострадало 95 % жилого фонда.

В ночь на 15 ноября 1940 года 437 немецких бомбардировщиков сбросили на Ковентри за 11 часов 56 т зажигательных бомб, 394 т фугасных бомб и 127 парашютных мин. Центр города был почти полностью разрушен, было уничтожено 4330 домов и три четверти всех заводов, в огне погибло 554 человека, 865 было ранено.

СВЕРТЫВАНИЕ БОМБАРДИРОВОК

Поставленных целей стратегические бомбардировки не достигли. Как в общем-то и предполагалось, значительного урона военная экономика Великобритании не понесла. Однако и планы на подрыв морального духа населения Англии также не оправдались, население лишь сплотилось перед лицом новой опасности.