В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц : Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться.

Марина Горинова Газета «Благовест»

ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского
2-е Воскресенье по Пасхе
15 мая 1974 г.

Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.

Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.

И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.

Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…

И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…

Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.

И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.

А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.

День жён-мироносиц - православный женский день. Кто такие жены-мироносицы и как празднуют их праздник? Открытки и поздравления с днем жен мироносиц

День жен-мироносиц: женский православный праздник

Ряд православных праздников наложился на древние языческие, а некоторые, напротив, получили новое осмысление после событий двадцатого века. Примером такого праздника стал день жён-мироносиц, православный женский день, ставший альтернативой Восьмому марта - празднику революционерок и феминисток.


В нашей статье мы расскажем, кто такие жены-мироносицы и как празднуют их праздник.



Дата дня жен-мироносиц

Праздник этот переходящий, он выпадает, по-церковнославянски говоря, на «третью неделю по Пасхе», то есть второе воскресение после Пасхального (через 2 недели после Пасхи, которая празднуется каждый год по-разному, в зависимости от лунного календаря). При ранней Пасхе праздник жен-мироносиц будет отмечаться в конце апреля.



Кто такие жены-мироносицы

Жены-мироносицы ходили вслед за Христом и апостолами, «служа своим имением», то есть помогая в быту. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия - они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи.


Благодаря Дэну Брауну, имя одной из этих святых, Марии Магдалины привлекло к себе внимание современного общества. Многие заинтересовались жизнью святой, даже ни разу не читая Евангельской истории. Тем не менее, жизнь Марии Магдалины, ее чудеса и миссионерская деятельность не являются предметом вымысла, но подтверждены апостольскими книгами и свидетельствами первых христиан и римских историков.



Мария Магдалина и жены-мироносицы

В Святом Евангелии и во всем Новом Завете святая Мария Магдалина упомянута не раз. Прозвище «Магдалина» свидетельствует, что она происходила из города Магдала, что к северу от Иерусалима.
В Евангелии от Луки евангелист упоминает, что Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов, однако как и когда это произошло - не говорит. Известный исследователь и писатель, протоиерей Николай Агафонов в романе «Жены-мироносицы» предполагает, что отца Марии убили разбойники, разорив семейный дом, и потому она помешалась от горя.


Ни в одном Евангелии, ни в одном первохристианском свидетельстве или римских исторических анналах нет упоминаний о том, что Господь Иисус Христос был женат или состоял в связи с Марией Магдалиной. Это стоит признать выдумкой позднейших историков.


Известно, что Мария Магдалина вместе с другими женами-мироносицами стояла у Креста Господня на Голгофе в то время, как все апостолы разбежались. Видя смерть Христа, все апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, предали Господа. У Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких - и вот, оставленный почти всеми апостолами, Господь умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти - апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу. Они погибли мученической смертью, в то время как жены-мироносицы были у Креста, не боясь римских солдат, и впоследствии мирно несли учение Христа людям.



Явление Христа женам-мироносицам после Воскресения

Во всех Евангелиях также рассказывается, что именно святой Марии Магдалине явился Христос одной из первых после Воскресения. Вместе с Марией Клеоповой, Саломеей, Марией Иаковлевой, Сусанной и Иоанной (точное число жен-мироносиц неизвестно) она хотела пойти ко гробу Христа, но пришла первой, и именно ей после Своего Воскресения Он явился одной. Сначала она приняла Его за садовника, очевидно, не узнав после Воскресения, но затем пала на колени и воскликнула: «Господь мой и Бог мой!» - поняв, что перед ней Христос. Интересно, что апостолы, собственно ближайшие ученики Христа, долго не верили женам-мироносицам, что Христос воскрес, пока Сам Он не явился им.


Неизвестно, что делали жены-мироносицы после Воскресения Христова- вероятно, проповедовали. В Деяниях апостолов - продолжении Евангелия от Луки - описано лишь житие святой Марии Магдалины. Она обошла многие города с проповедью слова Господня. Одним из важнейших эпизодов ее апостольской деятельности стала проповедь перед самим императором Рима Тиберием. Отметим, что к императору не приходили другие апостолы, только слабая женщина - святая Мария. Было принято приходить к императору с дарами, самые же бедные люди приносили хотя бы куриные яйца. Святая Мария рассказала о Христе, Его смерти и Воскресении Тиберию, однако он не поверил ей, сказав, что скорее принесенное ею в дар яйцо станет красным, чем человек воскреснет после трех дней во гробе. Когда святая протянула императору яйцо, оно окрасилось в красный цвет - с тех пор алый цвет стал символическим цветом Пасхи и пасхальных облачений священников.


На склоне лет она поселилась в общине христиан, возглавляемой святым апостолом Иоанном Богословом в городе Эфесе. (Однако по католическому преданию последние годы святой Марии прошли в Марселе - в Италии). Ей было открыто Самим Господом, когда придет ее последний час. Умерла она счастливой.



Храмы святых жен-мироносиц

Поскольку святые жены-мироносицы известна не только своей миссионерской деятельностью, но и чудесной помощью людям, в честь них еще до революции был назван ряд больниц, приютов и школ России. Наиболее частое название было в честь Марии Магдалины. Сегодня имя святой Марии вновь вспоминается. Так, наиболее известны храмы в ее честь


  • В Москве: в Южном Бутово, при Императорском коммерческом училище, в Люберцах.

  • В Петербурге: при Мариинской больнице и Детской больнице святой Марии Магдалины, названных в ее честь.

  • В Минске, здесь действует молодежная община, которая ведет активную миссионерскую и благотворительную деятельность, совершает паломнические поездки.


Значение иконы жен-мироносиц

Сила духа, масштаб личности святых жен-мироносиц отражены на каждой их иконе.


    На иконах жены-мироносицы традиционно изображаются стоящими или по пояс, с крестом - символом проповеди в правой руке и маленьким сосудом святого мира в левой (иногда без креста, но с понятой первой рукой в знак принятия Божией благодати).


    Святая Мария Магдалина - одна из всего шести равноапостольных женщин за всю историю. Кроме нее в этот лик входят мученица Апфия, первомученица Фекла, царица Елена, русская княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина. Интересно, что равноапостольная царица Елена приходилась матерью равноапостольному царю Константину Великому, просветившему Византийскую империю, а княгиня Ольга - бабушкой равноапостольному князю Владимиру, просветителю Руси.


    Интересно выражение лика святой на образах: зачастую оно строгое, даже суровое - святая мужественно идет с сосудом мира навстречу возможной опасности быть убитой римскими солдатами за учение Христа. Однако сегодня появляется все больше икон, наследующих традицию иконографии, созданной Виктором Васнецовым. Этот художник-иконописец начала XX века создал эскиз мозаики для Дармштадтского собора на родине святой императрицы Александры Феодоровны, жены Николая Второго. Васнецов изобразил святую идущей вперед, одухотворенной женщиной, возможно даже в тот момент, когда она увидела Воскресшего Христа.



Жены-мироносицы - покровительницы женщин

Каждый православный христианин знает и почитает многих святых. Молитва ко Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери - это обычное прошение, которое сопровождает жизнь верующего человека. Но зачастую нам кажется, что для Бога наши просьбы мелки, да и сомнения одолевают: услышит ли Он нас, смилостивится ли… В таких случаях молятся духовным покровителям - святым. Традиционно принято молиться в разных сферах жизни разным святым. Кроме того, у каждого христианина есть свой покровитель - тезоименитый святой. Находят святого покровителя по дате рождения.


У женщин с одним из самых распространенных в нашей стране именем Мария не будет трудностей с определением святой покровительницы - вы можете избрать своей святой равноапостольную Марию Магдалину. Святой Марии может молиться и каждый православный христианин: она является примером мужества, служения Богу и людям, силы воли.


Имя Иоанна также может служить примером распространенной святой покровительницы: в честь нее можно крестить девочек с именем Яна, Жанна, Ивана, Иванка.


Нужно хорошо знать жизнь и подвиги своего покровителя: мы не можем искренне полюбить своего святого, если не знаем его. Многие жития святых описаны в художественной литературе. В книге протоиерея Николая Агафонова «Жены-мироносицы» прекрасно описана жизнь святых покровительниц всех Марий, Жанн, Иоанн.
Женщины, носящие имена жен-мироносиц, могут служить Богу и людям проповедью, преподаванием Закона Божьего.



Женщина в Церкви и почитание жен-мироносиц

Отметим, что в какой-то момент святая Мария Магдалина стала ассоциироваться в культуре с кающейся блудницей, несмотря на то, что Евангелие никак не говорит о ее грехах, только о том, что Христос изгнал из нее невесть откуда явившихся бесов.


В Средние века, по словам исследователей, доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-кающаяся и прощенная грешница и женщина-Царица Небесная, Богоматерь. Святая Мария Магдалина представала в образе кающейся грешницы. Именно она стала самой почитаемой святой среди простых прихожанок, верующих, которые не смели сопоставлять себя с Матерью Божией, но не хотевших искушать. Аналогию своей земной жизни христианки находили в кающейся Магдалине.


Множество женщин прославилось своим служением Церкви, и женский подвиг также не забыт в святых. Так, житие равноапостольной княгини Ольги - это потрясающее историческое свидетельство того, как жизнь одного человека по заповедям Божиим способна просветить целое государство. Учитывая непростое положение женщины в Древней Руси, неприятие русичами христианства и одиночество святой в христианской жизни, личность святой княгини Ольги вызывает восхищение. А у верующих людей - и большую радость от того, что святая приходит на помощь всем просящим ее милости и заступничества во многих бедах.


Самыми известными русскими блаженными также являются женщины - святая Ксеньюшка и святая Матронушка. Ксения Блаженная - одна из самых почитаемых и любимых народом святых, жившая в 18 веке. Матронушка, блаженная Матрона, святая Матрона Московская - все это имена одной святой, почитаемой всей Православной Церковью, любимой и родной для православных христиан всего мира. Святая родилась в XIX веке, а скончалась уже в 1952 году. Есть многие свидетели ее святости, видевшие Матронушку при жизни.



Праздник жен-мироносиц: традиции и обряды, поминовение

Этот праздник не имел такого широкого распространения в дореволюционной России, как, например, Троица. Его иногда называли «Бабьей неделей». Накануне недели жен-мироносиц праздновалась Радоница - поминали усопших. Не стоит на кладбище есть, даже кутью, и особенно пить алкоголь. Принесите с собой свечу (обычно в стеклянном фонарике) и прочитайте молитвы об усопшем.


Не нужно распивать алкоголь «в память о человеке» и оставлять рюмку с алкоголем и кусочком хлеба на могиле. Все это обрядовые традиции, имеющие корни в язычестве. Лучше принесите на могилу цветы и икону Христа, Богородицы или святого покровителя умершего. В послепасхальные дни на могилах оставляют крашенки - крашеные яйца.


На кладбище можно прочитать акафист об усопших и после него совершить литию - в переводе с греческого слово «лития» означает усердное моление. Заупокойная лития может совершаться и священником, и мирянином (то есть любым крещеным человеком). Эта лития создана для особой молитвы по усопшим и совершается перед выносом гроба из дома, на кладбище над свежей могилой и даже в любое время по вашему желанию попросить Господа о помощи в загробной жизни вашему близкому человеку - чаще всего на кладбище и перед поминками, после возвращения домой с похорон.



Православный женский день - грех ли праздновать Восьмое марта

Сегодня праздник жен-мироносиц стал международным православным женским днем. В этот день ставят спектакли о святых, многие приходы завели добрую традицию, в ходе которой священники дарят всем прихожанкам цветы и небольшие иконки. Ученики воскресных школ дарят своим мамам и учительницам подарки, сделанные своими руками.


Однако не будет грехом и поздравить женщин «старой закалки», советского воспитания - мам, бабушек, теть - с Восьмым марта. Пусть это феминистский праздник с достаточно кровавой историей, в истории нашей страны он связан с теплом материнских рук, маминой заботой, бабушкиной радостью. Отметьте его, но не забудьте и день святых жен-мироносиц.


Молитвами святых жен-мироносиц да хранит вас Господь!


День святых жен-мироносиц издавна на Руси был посвящен женщинам и праздновался через 2 недели после Пасхи. Этот праздник является данью памяти удивительным женщинам, которые проследовали по жизни за Спасителем. Именно к ним и пришло известие о воскрешении Иисуса Христа, которое отмечается уже много столетий подряд.

Изменение роли женщины в обществе под влиянием христианства

До пришествия Иисуса Христа, во времена Ветхого Завета слабая половина человечества была в подчиненном положении, почти рабском у мужчин, считавших себя сильными. Женщины считались более низкими по происхождению и достоинству, а некоторые деятели античности не признавали их полноценными людьми. Это мнение было распространено и среди языческого населения, и у иудейского.

Причину такого отношения можно найти в Библии, которая описывает прародительницу Еву как первую, поддавшуюся искушениям дьявола и преступившую Божьи заповеди. Верша над Адамом и Евой суд, Господь указал на зависимость ее от мужа, и его превосходящее господство. Этим и определялся подчиненный статус женщин в Древнем мире.

После пришествия Иисуса Христа положение женщин стало меняться: они стали свободными. По древним летописям известно, что уже в 1 в. стали выбирать диаконис, которые служили помощницами епископам в некоторых делах и даже при совершении таинств. Однако в храме им выделяли отдельный двор для молитв, ведь они не могли находиться в церкви вместе с мужчинами.

За прошедшие 2 тысячелетия именно женщины стали самыми постоянными прихожанками Церкви Христовой, ее самыми верными последовательницами. Ведь женское сердце способно любить беззаветно и искренне, сохраняя верность Господу. Именно так и поступали женщины, помогающие Иисусу Христу в его миссии «привнесения в мир» христианской веры, которые позднее и получили такое название в народе, как мироносицы.

Кто такие жены-мироносицы и число их?

По данным историков, эти женщины не всюду сопровождали Спасителя, не всегда слушали его беседы и проповеди, т. е. ходили они за ним непостоянно. Однако в дни испытаний шли за ним по зову сердца, даже в те, когда апостолы разбежались, хотя и любили Христа.

Все то время, когда Господа пытали, унижали и оскорбляли, они были рядом. Даже когда разъяренная толпа его провожала, требуя распятия, эти женщины не покидали Иисуса, стояли рядом с крестом, не обращая внимания на озверевших людей и грубость воинов.

По некоторым сведениям, их было больше, однако до нас до дошли имена только семи святых жен-мироносиц, которые история сохранила за многие годы. Это Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова, Саломия, Сусанна (все из Галилеи), Марфа и Мария (жили в Вифании, Иудея). Эти имена навеки запечатлены в священных книгах.

Многие из мироносиц были даже из зажиточных семей, однако продолжали любить Христа и служить ему. Известные сведения о них приведены ниже.

Самое известное имя среди жен-мироносиц. Она родилась в городе Магдала в Галилее и до встречи с Христом жила в грехе. Иисус смог изгнать из нее бесов, и тогда Мария стала всюду следовать за своим Спасителем и апостолами, стараясь служить ему. Ее преданность и вера в него были очень сильными.

Именно Мария Магдалина несла весть о воскрешении Христа, от нее и пришли слова «Христос Воскресе!». Она сообщила благую весть и подарила императору яйцо, который ей не поверил и сказал, что это так же невероятно, как и то, что яйцо станет красным. В ответ на его слова оно мгновенно окрасилось, что впоследствии заложило основы традиции использовать на праздник Пасхи «крашенки».

Состарившись, Мария жила постоянно в Эфесе, где живущий неподалеку Иоанн Богослов сделал записи ее рассказов. За раскаяние и преданность вере, за активное проповедование учений Господа ее стали звать равноапостольной. Она умерла и похоронена в Эфесе.

Иоанна

Выйдя замуж за богатого домоправителя царя Ирода, Иоанна стала уважаемой и известной женщиной в Иудее. В Господа она уверовала после исцеления ее тяжело больного сына. Ее муж Хуза попросил Христа о спасении мальчика, что и произошло чудом и считалось божественным знамением. Когда царь и царица стали ее за это преследовать, то Иоанна ушла из дома вслед за Христом. Она взяла с собой драгоценности, которые продала, чтобы накормить бедных людей, сопровождавших Иисуса в его миссии. Она очень переживала, что покинула своего сына, а мать Христа ее за это жалела. Однако вскоре они уже вдвоем оплакивали замученного и распятого Иисуса.

Саломия и Сусанна

Св. Саломия была дочерью обручника Девы Марии — Иосифа. Она вышла замуж за Зеведия и родила 2 сыновей, которые впоследствии стали апостолами Иоанном Богословом и Иаковом. Она вместе с другими мироносицами служила Христу, когда он был в Галилее, и с ними же пришла к его гробу и обнаружила воскресшего Сына Божьего.

Св. Сусанна упоминается у евангелиста Луки при описании им похода Иисуса с проповедями по городам и селениям. Она была зажиточна, жила в имении, но сопровождала своего учителя вместе с другими женами-мироносицами.

Мария Клеопова

Дочь Иосифа Обручника, которая была выдана замуж за его младшего брата Клеопу, долгое время жила в доме Пресвятой Девы и подружилась с ней. Она присутствовала при Божественном усыновлении Господа, однако в церковных преданиях сведений о ее дальнейшей жизни не сохранилось. Ее сын Иаков впоследствии стал одним из сподвижников Христа.

Марфа и Мария

Они были родными сестрами, беззаветно любили своего брата Лазаря, которого Иисус считал своим ближайшим другом. После смерти Лазаря он смог воскресить его спустя 4 дня, за что сестры полюбили его еще больше. По некоторым данным именно Мария в процессе погребения Христа выливала на него ароматную мирру. Впоследствии сестры последовали за Лазарем на Кипр, где он служил епископом.

История Воскрешения Христа

В Священном Предании рассказывается история о том, как Иуда стал предателем, передав Христа первосвященникам. После это все его ученики разбежались, а многие апостолы отреклись от него. Жители Иудеи требовали от Пилата смерти и распятия Христа. После того, как это свершилось, многие насмехались над Его Матерью и стоявшими рядом женщинами, которые позднее получили звание жен-мироносиц.

Оставаясь верными Господу до конца, на следующий день они пошли к месту погребения Иисуса, неся в руках сосуды с благовонной миррой для умащивания тела (отсюда и пошло название «мироносицы»). По дороге они размышляли о том, смогут ли оттащить камень, закрывающий вход в погребальную пещеру. Однако тут к ним снизошел Ангел, и случилось землетрясение, из-за чего камень упал сам и напугал стражников. Ангел принес им весть о воскрешении Христа, и они увидели, что гробница осталась пустой.

Мария Магдалина испугалась, что тело похищено, и заплакала, и тогда Спаситель явился к ней и попросил сообщить его ученикам о своем Воскрешении.

Праздник жен-мироносиц

День памяти всех событий, в которых участвовали мироносицы, приходится на 3-е воскресенье после Пасхи. Он считается церковным женским праздником, при наступлении которого все поздравляют самых близких своих женщин: супругу, мать, сестру и т. д.

На Руси такой праздник называли Маргоскиной неделей, в которую женщины устраивали посиделки и танцы, традиционно ели яичницу и запивали квасом. Существовал обычай обмена крестиками, когда во время народных гуляний одна из женщин вешала свой на ветку, чтобы обменяться затем с другой, совершив троекратный поцелуй. После такого обряда женщины считались кумушками.

Точная дата праздника Жен-мироносиц (какого числа он происходит и в какой месяц) определяется отсчетом 15 дней после Пасхи и меняется каждый год. В традициях православной церкви этот праздник считается Женским днем, ведь каждая женщина по своей сути является прообразом одной из мироносиц: она является основой для своей семьи, приносит спокойствие и мир домашнему очагу, рожает детей и служит опорой для своего мужа.

Мироносицкие церкви и храмы

На территории России, Украины и других православных стран построено несколько храмов жен-мироносиц, о некоторых можно рассказать более подробно.

В Калуге деревянная Мироносицкая церковь была построена в Ямской слободе еще в 1698 г. на средства прихожан, однако в 1767-м она сгорела. Новая была каменная, возведена по проекту архитектора Ясныгина и открыта в 1804 г. С тех пор храм является главным украшением города, ранее в нем хранилась икона Сретения (при помощи которой жители отражали чуму на дороге в Москву), а также иконы Казанская, Спаса Нерукотворного и другие, но они пропали после закрытия в 1930 г. Возрождение храма произошло уже в 1990-е годы.

Церковь Жен-Мироносиц в Нижнем Новгороде расположена в Верхнем посаде, объединяет сразу 2 зала (зимний и летний) — построена взамен деревянного храма в 1649 г. После пожара (1848) была восстановлена только в 1890-е, были обновлены фресковые росписи. При советской власти церковь многие годы была закрыта, затем в 1990-е возвращена Нижегородской епархии и к 2004 г. восстановлена.

Храм Жен-Мироносиц в Барановичах (Беларусь) является современным зданием, возводившимся на пожертвования нескольких предприятий и организаций города. В 2007 г. при большом стечении верующих он был торжественно освящен, проведена Божественная литургия. При храме работает воскресная школа и детские кружки.

Современный Мироносицкий храм в Харькове был построен в 2015-м в самом центре города, на месте, где когда-то стояла церковь на Жен-Мироносицком кладбище (1783). Она была взорвана в 1930-м с целью строительства «Театра культурного действа», который так и остался в проекте.

Современное здание Свято-Жено-Мироносицкого храма возведено по проекту архитектора П. Чечельницкого и является ярким примером торжества православной веры. Церковь имеет 9 куполов, высота 45 м, выполнена в стиле украинского барокко с использованием элементов Лиманской архитектурной школы. Каждый год здесь проводится торжественная Литургия в честь праздника Жен-Мироносиц, расписание и точные даты других религиозных мероприятий указываются заранее.

Храм уже ук рашен и готов для службы, но всем нужно из него выйти. И двери нужно обязательно закрыть . Теперь в нашем сознании храм - это Живоносный Гроб Спасителя. А сами мы идём к нему, как некогда жёны-мироносицы.

Торжественный звон

__________

В основе мира лежит седмица. Число шесть указывает на сотворённый мир, а число семь - напоминает о том, что сотворённое покрыто благословением. Здесь - ключ к пониманию празднования субботы. В седьмой день, т.е. в субботу, Бог благословил то, что создал, и, отдыхая в субботу от ежедневных дел, человек должен был размышлять о делах Творца, славить Его за то, что Он всё дивно устроил. В субботу человек не должен был проявлять влас

___________

Без веры в Воскресшего Христа нет христианства. Вот почему все противники нашей веры с упорством стараются поколебать истину Воскресения.

Первое возражение: Христос на кресте не умер: Он только впал в глубокий обморок, от которого потом очнулся в пещере, встал со Своего ложа, отвалил громадный камень от дверей гроба и ушел из пещеры… К этому...

_____________

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Все как следует. Душа отдыхает на вашем сайте: нет многословной и пустой информации. Видно, что ваш храм любят прихожане. Это так здорово. Судя по всему, и настоятель у вас то, что надо, раз ведется такая работа. Удачи и Бог вам в помощь. С удовольствием жду ваших обновлений. Игорь. Калуга

________________________

Все по делу у вас. Спасибо и удачи. Воронеж

________________________

Очень интересный сайт!!! Храм помню с детства... В этом Храме меня крестили и моих детей тоже. И в 09г мужа окрестил о.Феодор. Очень благодарна ему... Публикации интересны и познавательны.Я теперь частый гость... Магадан

___________________

Пост, воскресный день, путешествие в Вифлеем. Что еще нужно для души? Молитва. Спаси Господи батюшка Федор Вас и сотрудников сайта за вашу заботу о наших душах, сердцах и умах. Светлана

____________________

Здравствуйте! Сегодня увидела объявление в храме о том, что существует сайт у нашего Воскресенского собора. Так радостно и приятно посетить сайт, каждый день теперь буду заходить на сайт нашего храма и читать душеполезную литературу. Спаси Господи всех трудящихся в храме! Спасибо Вам большое за вашу заботу и труды! Юлия

______________________

Неплохой дизайн, качественные статьи. Ваш сайт понравился. Удачи! Липецк

Вот прошло уже две недели от взрыва пасхальной радости, и мы потихоньку движемся по 40 дням, что отделяют Воскресение Христа от Его Вознесения. Каждую неделю мы вспоминаем каких-то определённых персонажей евангельской истории – вот Фома Неверующий уже повстречался нам шесть дней назад, а завтра ждут нас святые женщины-мироносицы. Церковь не забыла их – тихих, смиренных и простых, пришедших ранним утром две тысячи лет назад к Своему Распятому Учителю, чтобы подготовить Его к похоронам, и первыми встретивших радостную весть о том, что Иисус Христос воскрес.

В этот день мы пристальнее вглядываемся в неприметный поначалу образ женщин-мироносиц. Что мы знаем о них? В сущности, ничего. Мы читаем, что они ходили вслед за учениками Христа, и служили им, помогали – то есть делали то, для чего Господь и сотворил Еву.

Кто такие Жены- Мироносицы?


Это – Мария Магдалина , исцеленная Иисусом Христом от страшного недуга;

Мария Клеопова , мать Иакова и Иосии;

Саломия , жена рыбака Зеведея и мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова;

Иоанна , жена Хузы, домоправителя царя Ирода Антипы;

Марфа и Мария , сёстры Лазаря, близкого друга Иисуса Христа, которого Он воскресил из мертвых незадолго до Своего церемониального Входа в Иерусалим;

а также Сусанна , о которой нам ничего не известно.

Евангелисты упоминают и о «многих других» женщинах из Галилеи, служивших Иисусу и вместе с Ним пришедших в Иерусалим на Его последнюю Пасху. Но история не сохранила нам даже их имен.

Мы слышали, что почти все мужчины-апостолы бежали со страхом подальше от Голгофы, а эти женщины остались. И здесь – что-то очень важное, ключевое для понимания роли женщины в мире. Святой Иоанн Златоуст сказал как-то раз, что женский пол особо чувствителен и склонен к состраданию. В мире, гремящем пустозвонством политиканов в вечерних телеэфирах; в мире, спорящем за право обладать ядерными ракетами; в мире, где ходить по головам ради собственной выгоды – плёвое дело; в мире этом женщина призвана являть тепло и нежность, сердце милосердное.

В этот святой день жён-мироносиц посмотрим на них, и научимся чему-нибудь.

Женщины не боятся ничего, и до последнего остаются рядом с мужчинами. Как обычно, стоит начать сегодня же вечером, со своей же семьи. А у кого рядом нет мужчины… У тех сердце просто переполнено теплом и заботой, и некуда выплеснуться ей.

Можно пойти в ближайшую больницу, или детский дом, или фонд помощи нищим – и стать под знамя Красного Креста: утешать плачущих, ухаживать за болеющими, разговаривать с одинокими.

В этом – некая сугубо женская «соль». Смирение, простота, молчаливость, преданность, сердце милующее и прощающее – это не мужское, это ведь женское, в первую очередь. И в праздник святых жён-мироносиц, припадём к ним в молитве, и попросим, чтобы женщины стали немножко больше похожи на женщин, а мужчины – на мужчин. И тогда легче будет дышаться – в каждой конкретной семье, в каждом конкретном государстве, на всей нашей планете Земле.


С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ ЖЕНЩИНЫ! Христос воскрес, и именно вы первыми узнали об этом!

Илья Тимкин

Нам преподносят западное католическое предание, что Мария Магдалина была блудницей. Я в своем романе, основываясь на записях афонских старцев, подчеркиваю, что это мнение ложное. Она после гибели своих родителей находилась в большом горе и сильно заболела, на современном языке у нее произошел психический срыв. У Марии Магдалины была сильная духовная болезнь, про нее сказано, что в ней находилось семь бесов. Когда Христос, как и многих других женщин, исцелил Марию Магдалину


Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом

Дорогие наши матери, жены, бабушки, сестры, девушки и девочки!

Сердечно поздравляем вас с праздником жен мироносиц. Ваши чуткие сердца несут, как и прежде, всему миру радость о воскресшем Спасителе. От тепла вашей души согреваются семьи, дома, города и целые страны. Ваша любовь к Богу освещает весь мир. Храните этот дар Христов и преумножайте его вашими смирением, кротостью и долготерпением. Именно с этим сердечным залогом, когда то пришли ко Гробу Жизнодавца святые жены, и получили от Него радость веры, надежды и любви. Этот приобретение именуется еще и Премудростью! Желаем вам, чтобы Премудрость Божия провела вас через все скорби и лишения земно й жизни, и довела вас до райской двери.



Исторический роман известного российского прозаика протоиерея Николая Агафонова повествует о великом подвиге тихих и скромных женщин, последовавших за Христом исключительно по зову сердца. Автор открывает перед нами те глубинные стремления и переживания святых жен, которые отражены в скупых строчках церковного Предания.

Неукоснительно придерживаясь духа и буквы Священного Писания и святоотеческого толкования Евангелия, автор старается художественно осмыслить и открыть нам те глубинные стремления и переживания святых жен, которые так скупо отражены в строчках церковного Предания.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ


От дня Святой Пасхи до праздника Вознесения (40-ой день) православные приветсвуют друг друга словами: "Христос Воскресе!" и отвечают "Воистину Воскресе!"

Мужчины больше философствуют
И сомневаются с Фомою,
А мироносицы безмолвствуют,
Стопы Христа кропя слезою.
Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко Гробу.
Людские мудрецы великие
В атомный ад ведут народы,
А белые платочки тихие
Собой скрепляют церкви своды.

1960-е гг.
Александр Солодовников

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом » (1 Петра 3, 2-4)

В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь празднует память святых жен-мироносиц: Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу и Марию, Сусанну и иных, и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима - тайных учеников Христовых. Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.

Мироносицы - это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.
Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем - апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Жены мироносицы у гроба Господнего. Фреска церкви Николы Мокрого в Ярославле. 1673 г.

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников. Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики - апостолы! - оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность - не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались - «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» - пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию - Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Явление ангела женам. Армения 1038г. Миниатюра Евангелие

По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол (Рим.8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него - ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Святая Иоанна Мироносица , супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Праведные сестры Марфа и Мария , уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Праздник Жен-мироносиц издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.

Жены-мироносицы. Румыния, Монастырь Сучевица

Другая черта древнерусской праведности — особый "чин" вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

В ветхозаветные времена, до пришествия Христа на землю, женщина имела в нашем мире положение крайне подчиненное, часто полурабское, и по своему достоинству считалась несравненно ниже мужчины. Многие люди античности вообще отказывались признавать женщину полноценным человеком. И это имело место не только в среде языческих народов, но и у евреев. Известно, например, что одной из произносимых мужчинами в синагоге молитв была следующая: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, Который сотворил меня не женщиной». Тогда как женщины молились другими словами: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, Который сотворил меня по Своей воле». Также известно, что благочестивому еврею не полагалось разговаривать с женщинами. Даже с собственной женой нужно было говорить как можно меньше. И поэтому то, что Христа часто окружали женщины, что они слушали Его учение и следовали за Ним, представлялось в те времена делом небывалым и неслыханным. Такое поведение шло вразрез с многовековыми правилами ветхозаветного благочестия.

Почему же Христос нарушил эти устоявшиеся и общепринятые обычаи народа Божия? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить, какие причины обусловили неполноценность женщины в Древнем мире и ее подчиненное по отношению к мужчине положение. Из Библии мы знаем, что когда диавол захотел погубить наших прародителей, то первой на его искушение поддалась Ева, которая потом уже и Адама склонила преступить заповедь Божию. После их падения, изрекая Свой суд, Господь сказал Еве, что теперь ее положение будет подчиненное и зависимое от мужчины и что мужчина будет господствовать над ней. Это Божие определение полностью сбылось — положение женщины действительно определилось в истории как крайне подчиненное и зависимое от мужчины. Таким образом, мы видим, что подчиненность и зависимость женщины были следствием первородного греха, были наказанием за этот грех. В этом и заключается истинная и глубокая причина неполноценности статуса женщины в Древнем мире.

Далее, мы знаем, что Христос Своим пришествием в мир избавил людей от первородного греха и от его последствий. А отсюда следует, что и положение женщины после пришествия Христа не осталось прежним, но изменилось: из неполноценного оно стало полноценным, из рабского свободным. По этой причине и не удалялся Христос от женщин, как удалялись от них благочестивые фарисеи и учителя закона. По этой же причине и женщины, сердцем чувствуя, что пришествие Христа для них очень важно, важнее, может быть, чем для мужчин, радовались этому и ходили за Ним неотступно.

Итак, Христос, уничтожив последствия первородного греха, изменил достоинство женщины из неполноценного в полноценное. И результаты этого не замедлили явиться. Мы видим, что с самого начала исторического пути Церкви женщины играют в ней самую активную роль. Например, из посланий апостола Павла следует, что в I веке из женщин избирались особые служительницы — диакониссы, помогавшие епископу во многих делах, в том числе и при совершении важнейших церковных таинств. Такое невозможно было себе представить в Церкви ветхозаветной, где женщины не могли даже и в храме находиться вместе с мужчинами, но им был отведен для молитвы отдельный прилегающий к храму двор.

Кстати, нужно сказать, что и до сих пор на Востоке, среди народов не принявших христианство и оставшихся по этой причине на уровне Ветхого Завета — то есть среди иудеев и мусульман, отношение к женщине продолжает оставаться в основном таким же, как и в древности, они не имеют равных религиозных прав с мужчинами. Чего, например, стоит тот факт, что в большинстве мусульманских стран не принято, чтобы женщины молились в мечети вместе с мужчинами — им разрешено молиться только дома.

Жены-мироносицы у Гроба Господня, вологодская икона, к. XV в.

В Церкви же Христовой — не так, но именно женщины часто оказывались в ней самыми постоянными прихожанками храмов, самыми верными последовательницами Христа во все времена, а особенно во времена гонений и испытаний. Ведь именно женщины не покидали Церкви в самые трудные времена ее истории: гонений Римской империи, иконоборческих смут, мусульманского ига на Востоке и на Балканах. Подобно тому как жены Мироносицы не оставили Христа во дни Его ареста, поругания и крестной смерти (тогда как апостолы в большинстве своем оставили и разбежались), — подобно этому и во все другие трудные для Церкви времена именно женщины преимущественно перед мужчинами сохраняли ей верность. Так было и во время последних великих гонений в коммунистической России, когда женщин среди церковных людей было несравненно больше, чем мужчин, так что даже возникло выражение: «платочки спасли Церковь».

Почему женщины в трудные времена оказываются более верными Христу, чем мужчины? Причина здесь в том, что у женщин вера больше сердечная, чем рассудочная, а потому их любящее сердце сохраняет верность Христу не только в славе, но и в бесславии. Эта сердечная вера безошибочно угадывает великую тайну Божественной любви, угадывает, что путь Христа в нашем мире не есть путь громкой славы, а есть путь Голгофы, путь распятия. Потому и не оставили Христа в Его уничижении жены Мироносицы, тогда как апостолы, вера которых была более рассудочной, не смогли тогда ясно видеть этой тайны, почему и соблазнились крестной смертью своего Учителя и не показали такой верности, как Мироносицы.

Женщина имеет от Бога великий дар — любящее сердце, которое очень много может помочь ей в христианской жизни, в следовании за Христом. Но это только при условии, что женщина найдет для своей любви правильное применение. Старец Паисий Афонский говорит, что женщине для этого необходимо приноси ть себя в жертву, то есть жить не ради себя, а ради других. Потому что в противном случае — если та любовь, которую она имеет в себе, не найдет правильного выхода, — сердце женщины приходит в негодность. По образному сравнению старца, не направляя свою любовь в нужное русло, женщина уподобляется включенному вхолостую станку, который трясется сам и сотрясает других.

Как же направить женщине свою любовь в нужное русло? Самым естественным и обычным способом для этого является семейная жизнь. Здесь находит правильный выход многая женская любовь, здесь женщина приносит себя в жертву другим — мужу и детям. Здесь она живет не для себя, а для других и этим служит и угождает Богу. Потому и говорит святой апостол Павел, что женщина спасается через чадородие, то есть через рождение и воспитание детей, семейную жизнь. И для большинства женщин именно этот путь христианской семьи является наиболее подходящим.

Однако путь семейной жизни — не единственный, есть и другие пути, которые могут выбрать женщины, не имеющие семьи. Эти пути также заключаются в принесении себя в жертву, в служении Богу и людям. Одним из таких путей является, например, монашество. Но не обязательно только монашество. Женщины, которые не готовы к тому, чтобы уйти в монастырь, могут, тем не менее, и живя в миру идти по мере сил богоугодным путем жертвы — через служение милосердия, помощь больным, инвалидам, заключенным или даже просто через молитвенную чистую христианскую жизнь. И если проходить такой путь правильно, то он может оказаться даже несравненно выше семейного пути. Ибо семейная женщина хотя и приносит себя в жертву, но приносит людям — мужу и детям, а та, которая проводит высокую христианскую жизнь, — непосредственно Богу. Семейная трудится для людей, а живущая духовно — для Бога. Ведь и апостол Павел говорит, что замужняя думает, как угодить мужу, а незамужняя — как угодить Богу, что несравненно выше.

Следует также сказать, что существуют и свои опасности для женщин, свои ловушки, которые расставляет враг нашего спасения, диавол, хорошо знающий сильные и слабые стороны женской души. Одной из таких опасностей, по словам старца Паисия, является склонность женщины чрезмерно привязываться к суетным пустым предметам: красивой одежде, побрякушкам, безделушкам, к уюту, комфорту, роскоши и тому подобному. Если женщина слишком привязывается к подобной суете, то она находится в опасности израсходовать любовь своего сердца — этот бесценный дар — на пустые и бесполезные предметы, так что для Христа, для любви Божией в конечном итоге не останется ничего. Чтобы этого не случилось, женщине необходимо быть осторожной и внимательно следить, на что она отдает, на что расходует, чему посвящает любовь своего сердца.

Жены мироносицы у Гроба Господня

Есть и другое опасное искушение для женщины — зависть и ревность. Если женщина не привязывается к пустым предметам, не растрачивает на них свою любовь, но старается направить ее в нужное русло, то диавол меняет тактику и пытается отравить любовь женщины завистью и ревностью. И если женщина не будет внимательна к этой брани и не остережется, то ее любовь, будучи задушена завистью, может очень скоро превратиться в ненависть. «Женщина от природы имеет много доброты и любви, — говорит старец Паисий, — и диавол сильно на нее нападает: он подбрасывает ей ядовитую ревность и отравляет ее любовь. А когда ее любовь будет отравлена и станет злобой, тогда женщина из пчелы превращается в осу и жестокостью превосходит мужчину».

Итак, женская природа имеет как сильные, так и слабые стороны, носит в себе и дары, и опасности. Если женщина-христианка сумеет развить в себе сильные стороны и приумножить Богом данные дары, если сумеет не расточить свою любовь на грех и суету, а направить ее ко Христу и людям, то она может очень много преуспеть в христианской жизни. И в этом случае она поистине будет подобна тем великим и святым женам Мироносицам, которые при всех испытаниях не разлучились со Христом, но сохранили Ему верность до конца. Эти святые жены пребыли неразлучными с Господом на земле, а потому пребывают неразлучными с Ним и на небе, в блаженном Царстве святых.

Проповедь священника Михаила Захарова

Во второе воскресенье после Пасхи Святая Православная Церковь празднует память святых жен-мироносиц, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Когда Иуда предал Христа первосвященникам, все ученики Его бежали. Апостол Петр следовал за Христом до двора первосвященника и там, обличаем, что он Его ученик, трижды отрекся от Него. Весь народ кричал Пилату: "Возьми, возьми, распни Его!" (Ин. 19.15). Когда распяли Иисуса, проходящий народ злословил Его и насмехался над Ним. И только Матерь Его с любимым учеником Иоанном стояли у Креста и женщины, следовавшие за ним и Его учениками во время Его проповеди и служившие им, смотрели издали на происходящее. Среди них были Мария Магдалина, Иоанна, Мария, мать Иакова, Саломия и другие.

После того, как Иисус испустил дух, Иосиф из Аримафеи, член совета, но не участвовавший в осуждении Иисуса, тайный ученик Его пришел к Пилату просить тело Иисусово и, получив разрешение, вместе с Никодимом, другим тайным учеником Господа, похоронил Его в новом гробе.

В первый день недели святые жены-мироносицы, купив ароматы, пришли рано ко гробу, чтобы помазать тело Иисусово, но увидели камень отваленным от гроба и ангела, который возвестил им, что Иисус воскрес. Господь явился Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов, и просил сказать апостолам, чтобы ожидали Его в Галилее.

Святые жены-мироносицы являют нам пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Когда все оставили Его, они были рядом, не испугались возможных преследований. Не случайно именно Марии Магдалине первой явился Воскресший Христос. Впоследствии, по преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина много потрудилась в проповеди Евангелия. Именно она преподнесла римскому императору Тиверию красное яйцо со словами: "Христос Воскресе!", откуда и пошел обычай на Пасху красить яйца.

Святая Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, отмечает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в их самоотверженном подвиге любви и служения ближним.

Насколько этот праздник отличается от так называемого Международного Женского Дня 8 Марта, установленного феминистскими организациями в поддержку их борьбы за так называемые права женщин, а точнее за освобождение женщин от семьи, от детей, от всего, что составляет для женщины смысл жизни. Не пора ли нам вернуться к традициям нашего народа, восстановить православное понимание роли женщины в нашей жизни и более широко отмечать замечательный праздник день святых жен-мироносиц. Аминь.

Из дневников св. царственной мученицы Императрицы Российской Александры Феодоровны Романовой

  • Христианство, как небесная любовь, возвышает душу человека. Я счастлива: чем меньше надежды, тем сильнее вера. Бог знает, что для нас лучше, а мы нет. В постоянном смирении я начинаю находить источник постоянной силы. ""Ежедневное умирание - это тропа к ежедневной жизни""… Жизнь - ничто, если мы не знаем Его, благодаря Кому живем.
  • Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.
  • Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку; наследство никогда не заменит это никаким богатством.
  • Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.
  • Самопожертвование - это чистая, святая, действенная добродетель, которая увенчивает и освящает человеческую душу.
  • Чтобы взойти по великой небесной лествице любви, надо самому стать камнем, ступенькой этой лествицы, на которую, поднимаясь наверх, будут ступать другие.
  • Важный труд, который человек может сделать для Христа, - это то, что он может и должен делать в своем собственном доме. У мужчин есть своя доля, она важна и серьезна, но истинным творцом дома является мать. То, как она живет, придает дому особую атмосферу. Бог впервые приходит к детям через ее любовь. Как говорят: ""Бог, чтобы стать ближе всем, создал матерей"", - прекрасная мысль. Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью… Есть дома, где постоянно ярко горит лампада, где постоянно говорят слова любви ко Христу, где детей с ранних лет учат тому, что Бог их любит, где они учатся молиться, едва начав лепетать. И, спустя долгие годы, память об этих священных мгновениях будет жить, освещая темноту лучом света, вдохновляя в период разочарования, открывая секрет победы в трудной битве, и ангел Божий поможет преодолеть жестокие искушения и не впасть в грех.
  • Как счастлив дом, где все - дети и родители, без единого исключения - вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения.

Мудрость Святых Отцов. Женщина и Христианство

У Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за телесную немощь. И многие жены отличались не менее мужей: есть и такие, что даже больше прославились. Таковы наполняющие собою лик девственниц, таковы сияющие подвигами исповедания и победами мученичества.

(Свт. Василий Великий)

Истинно целомудренные, прилагая все старание о том, чтобы попещись о душе, не отказываются и телу, как орудию души, услужить в меру, но почитают делом недостойным и низким для себя украшать тело и величаться им, чтобы оно, по природе, будучи рабом, не возгордилось пред душой, которой вверено право владычества…

(Св. Исидор Пелусиот)