Парцелляция

(от франц. parcelle – частица) – стилистический прием (в иной интерпретации – стилистическая фигура), состоящий в таком расчленении единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, или фразах. Фраза, в которой реализуется структурно господствующая часть предложения, называется базовой (основной); фраза, в которой реализуется структурно зависимая часть предложения (отчленяемая часть), называется парцеллятом. Базовая часть и парцеллят (парцелляты) образуют парцеллированную конструкцию. Напр.:

Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, не глицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя (Сегодняшняя газета, 16 авг. 1997).

В данной парцеллированной конструкции базовая часть – "Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих" , парцелляты – "Играя по своей собственной первоочередной системе", "Плача настоящими слезами, не глицериновыми", "Истекая не клюквенным соком", "Никому не подражая", "Ничего не имитируя" .

С точки зрения актуального членения предложения (см.) П. представляет собой средство выделения, усиления наиболее важных моментов предложения, т.е. средство создания в высказывании нового (дополнительного) рематического центра (или нескольких рематических центров).

В письменной речи между расчленяемыми частями предложения ставится пунктуационный знак конца предложения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие). Напр.:

Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь. Усиливает кровообращение. Вгоняет в жар. В холод. Создает ощущение беспомощности. Оцепенения. Полного разлада с другими моими "я" (Ю. Азаров); Что за страсть к пустой болтовне! К пересудам! Сплетням! (Б. Рахманин); Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! – не понимая, сказал Никитин (Ю. Бондарев); Но все бросаю, все… Сейчас будем пить чай… С конфетами! (А. Приставкин).

П. может также оформляться при помощи точки с запятой, тире, скобок. Напр.:

Все-таки люди сходятся, именно что вот сходные – похожие, общие там, внутри себя, по своему строю. А они с ним были куда как несхожи… Но тянулись друг к другу – да, тянулись, что говорить; оба, взаимно (А. Курчаткин); Он чувствовал себя необходимой деталью мирозданья – в какой-то мере, естественно. Потому что масштабы не имеют значения (М. Чулаки); Пора сказать, что Ван Гог – это Евгений Миронов. (Без сближающегося с персонажем грима. Без какого-либо внешнего преображения.) Он играет так, как, казалось бы, сегодня уже невозможно играть (Труд, 12 февр. 1998 г.).

Случаи подобного пунктуационного оформления П. не являются частотными.

Возможно написание парцеллята как с прописной, так и (значительно реже) со строчной буквы, напр.:

– …Ныряй в эту рыночную стихию. В одиночку. Головой. Головой о камушек. Может, повезет. Если! голова! крепче! камушка! (Южно-Сибирский вестник, 15 окт. 1994 г.).

Можно встретить размещение базовой части парцеллированной конструкции и парцеллята (парцеллятов) в разных абзацах. Напр.:

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша (А. Солженицын);

А сейчас этот жанр… политическая острота, сатирическое мышление, умный юмор настолько нужны и любимы, что когда меня один министр спросил: "Чем вы так быстро берете публику?"

В лингвистической литературе можно встретить обозначение одних и тех же речевых фактов то термином "парцелляция", то термином "присоединение". Однако их не следует смешивать, так как присоединение – это грамматическая категория, обладающая собственным грамматическим значением (значением добавочного сообщения) и собственной грамматической формой (специальными союзами, союзными речениями, интонацией). Причем П. может "накладываться" на присоединительные отношения и усиливать их. Напр.:

О чем же новое произведение? Я не могу пересказать. Да и не надо этого делать (Лит. газета, 30 апр. 1995 г.); Надежды на новые перемены враз улетучились от новых, более высоких, цен на все молочные продукты. Причем "новизна" эта оказалась довольно внушительной – где-то процентов на 25–30 (Хакасия, 9 января 1997 г.).

П. может осуществляться не только в простых, но и сложных предложениях разных структурно-семантических типов (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных). Напр.:

Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака (Комсомольская правда, 4–9 янв. 1998 г.); У банды Малахова было три полных комплекта милицейского оборудования. Еще у них были наручники. Настоящие. Которые в свободной продаже не появляются. Но которые по сходной цене на токарном станке смастерит любой работяга (зарплату ведь на заводах не платят) (АиФ, 6 марта 1998 г.); Жили-были на свете три брата. Один работал лаборантом-технологом. Другой – электромонтажником (Известия, 15 августа 1970 г.).

Прием П. используется во всех стилях, допускающих экспрессию, но с наибольшей частотностью и разнообразием конкретных стилистических функций он представлен в текстах художественных и публицистических. Так, в следующих примерах из худож. прозы П. используется в изобразительных целях:

Кнозоров долгим полусвистом выпустил воздух через сжатые зубы.

Положил руку на трубку.

Взял ее.

– Саша. Соедини с Хабалыгиным (А. Солженицын) (изобразительный эффект "замедленного кадра");

Ребятам так и сказали: хотите, мол, нажраться, поезжайте. Там все есть. И хлеб там есть. И картошка. И даже фрукты, о существовании которых наши шакалы и не подозревали (А. Приставкин) (выделение наиболее существенных деталей общей картины).

П. часто вступает в конвергенцию (взаимодействие) с другими стилистическими приемами, усиливая их прагматический (воздействующий) потенциал. Напр.:

Вскоре на манеже появилась русая циркачка в слюдяном шарфе. И в воздух. По лестнице, опущенной пилотом. На лету. Без страховки. Кокетливо помахивая узкой ладошкой (Н. Воронов).

В приведенном примере П. взаимодействует с эллипсисом, выполняя функцию выделения наиболее важных элементов общей картины, способствующих большей наглядности образа. Ср.: …появилась русая циркачка в слюдяном шарфе и поднялась в воздух по лестнице, опущенной пилотом…

Редко встречается слоговая П., которая осуществляется в предложении, состоящем из одного слова. Напр.:

Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та (В. Набоков).

Лит. : Иванчикова Е.А. Парцелляция, ее коммуникативно-экспрессивные и синтаксические функции // Русский язык и советское общество: Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. – М., 1977; Сковородников А.П. О классификации парцеллированных предложений в современном русском литературном языке. – Филол. науки. – 1978. – №1; Его же: О функциях парцелляции в современном русском литературном языке. – РЯШ . – 1980. – №5; Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. – Томск, 1981; Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. – М., 1979; Библиографический указатель по вопросам присоединения, парцеллирования и сложного синтаксического целого. – Самарканд, 1987; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.

Г.А. Копнина


Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Парцелляция" в других словарях:

    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - [Словарь иностранных слов русского языка

    парцелляция - и, ж. parceller. 1. Дробление земли на мелкие участки. Мобилизация земли в нашей округе происходила в двух противоположных направлениях в направлении парцелляции, при переходе земли к крестьянам, и в направлении концентрации, при скупке земель… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ, парцелляции, мн. нет, жен. (экон., с. х.). Действие по гл. парцеллировать. Парцелляция землевладения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    парцелляция - парцеллирование, дробление, разбивка Словарь русских синонимов. парцелляция сущ., кол во синонимов: 4 дробление (29) … Словарь синонимов

Это способ организации текста по принципу присоединения, но при той степени завершенности предшествующей части, которая позволяет говорящему (пишущему) поставить точку перед присоединением. Например: Дед Нечай опять заплакал.

Громко (Шукш.); Его необходимо взять! Не теряя времени, живым (Богом.). В отличие от присоединения и обособления, парцелляция выводит интонационно отчлененную часть за пределы высказывания. Парцелляция – это такое строение двух неразрывно связанных высказываний, когда в них обоих вместе взятых реализуется одна синтаксическая структура. Так, в последнем примере реализована структура осложненного предложения с деепричастным оборотом. Второе высказывание представляет собой парцеллят, то есть отчлененную несамостоятельную часть какой-либо конструкции. Парцеллированным может быть как осложненное предложение, так и элементарное. Любой член предложения (кроме предиката) может быть вынесен в парцеллят, но при соблюдении общих условий парцелляции. Примеры:

а) элементарное предложение: Братишку моего старшего в сорок первом убило. Под городом Лида (Бонд.); Человек смотрит прямо в глаза. Мне. Тебе. Нам (Рожд.);

б) осложненное предложение: В этих стихах я тогда ощутил нечто трагическое. Отчаяние. Ужас, Покорность (Кат.); Звук шел справа. И слева (из газ.). Интонационное расчленение подчинено общему правилу – автосемантичность и собственное АЧ основной части.

При парцелляции действуют особые законы порядка слов: поскольку парцеллят всегда стоит после основного высказывания, синтаксически связанные слова легко оказываются в неконтактном (дистантном) расположении. Например: Когда судят людей, ему их жалко. Даже виноватых (Сарт.); Им придется, очевидно, каждому позаботиться о своей судьбе. В том числе и этому мальчику (Сарт.).

Парцелляция, как и субъективно мотивированное обособление, факультативна; она является принадлежностью индивидуального синтаксиса и стилистически маркирована. Одни авторы более склонны применять этот речевой прием, другие – менее. Примеры из текстов В. Шукшина: К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочерью; А я здесь всем нужен. Людям, земле; [В избушке] было тепло и как-то очень уютно. И нестрашно; Анна Афанасьевна приходила в легкое движение – смеялась. Молча. Парцелляция относится к средствам речевой экспрессии и составляет предмет стилистического синтаксиса.

Еще по теме § 49. Парцелляция:

  1. 29. Синтаксические конструкции расчленения Парцелляция, сегментация. Присоединение.
  2. 21. Понятие «слова- предложения». Конструкции расчленения (парцелляция, сегментация, делиберативный оборот).
  3. 6, Парцелляция - использование распространителей в качестве отдельного высказывания - подчеркивает рему (тема легко восстанавливается из предыдущего предложения),
  4. 37. Обособление. Условия обособления, способы выражения. Функционально-стилистическая роль обособлений. Синонимия обособленных и необособленных членов предложения. Присоединение и парцелляция.
  5. 37. Обособление. Условия обособления, способы выражения. Функц-стил роль обособлений. Синонимия обособл и необособленных членов предложения. Присоединение и парцелляция.

Термин «» образован от французского «parcelle», что означает «частица». В литературе парцелляция – это стилистический прием, заключающийся в разделении одной синтаксической конструкции на части для расстановки в ней акцентов, деление на мелкие интонационные и смысловые единицы.

Описание парцелляции.

Смысл любого предложения передается в базовой фразе. Парцеллят передается зависимой частью конструкции. Все вместе создает парцеллированную конструкцию.

Иначе парцелляцию в русском языке можно назвать средством выделения, постановки акцента. Таким образом в конструкции появляется дополнительный смысл.

Пример: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, не глицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя » – «Сегодняшняя газета», 16 авг. 1997 г.

В примере базовой частью является фраза «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих», все остальные короткие предложения – это парцелляты. По сути своей они являются «оторванными» от глагола деепричастными оборотами.

Примеры парцелляции из художественной литературы.

Парцелляцией, как стилистическим приемом, богаты художественные тексты, не только публицистические, как показано выше.

Обычно на письме между частями такой парцеллированной конструкции ставится точка или иной знак завершающий предложение.

Примеры :

«Что за страсть к пустой болтовне! К пересудам! Сплетням! » – Б. Рахманин;

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин » – Ю. Бондарев;

«Но всё бросаю, всё… Сейчас будем пить чай… С конфетами! » – А. Приставкин.

Оформление парцелляции.

На письме парцеллированная конструкция может оформляться по-разному:

  • через точку или иной знак конца предложения,
  • через точку с запятой,
  • через тире,
  • с помощью скобок.

Примеры :

«Но тянулись друг к другу – да, тянулись, что говорить; оба, взаимно » – А. Курчаткин;

«Пора сказать, что Ван Гог – это Евгений Миронов. (Без сближающегося с персонажем грима. Без какого-либо внешнего преображения.) Он играет так, как, казалось бы, сегодня уже невозможно играть » – «Труд», 12 февр. 1998 г.

Выделение парцеллята скобками и тире – скорее авторские знаки, чем общепринятые.

После многоточия парцеллят может быть написан как с прописной, так и со строчной буквы. После иных знаков это встречается реже: «Ныряй в эту рыночную стихию. В одиночку. Головой. Головой о камушек. Может, повезет. Если! голова! крепче! камушка! » – «Южно-Сибирский вестник», 15 окт. 1994 г.

Иногда на письме база отделяется от парцеллята абзацным отступом:

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша
» – А. Солженицын.

Помимо вышеуказанных примеров, парцелляция встречается и в сложных предложениях, когда конструкция делится на два простых. Например: «Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака » – «Комсомольская правда», 4–9 янв. 1998 г.

Русский язык – это стройная система. Она проходит определенные этапы развития и подчиняется своим внутренним законам. Особенно ярко развитие системы языка заметно в грамматике.Это связано с тем, что современный язык призван решать коммуникативные задачи, так как коммуникативная функция стоит во главе угла. Чтобы выполнить это предназначение в полной мере, в синтаксисе русского языка начинают превалировать короткие конструкции. Одной из таких конструкций является парцелляция.

Это действительно важно, потому что в современном мире живое общение уступает виртуальному. Люди разучились логично и грамотно излагать свои мысли не только устно, но и письменно.

Что такое парцелляция в русском языке? Прием является составляющей синтаксической системы русского языка. Он входит в область русской стилистики. Нужен для того, чтобы усилить эмоциональность речи.

Парцелляция заключается в том, что предложение делится на короткие смысловые отрезки. На письме они обозначены как полноценные, но короткие предложения. Особенность приема заключается в том, что предложения могут состоять из одного, реже двух-трех слов. Знаками конца предложения при парцелляции могут быть не только точка, но и многоточие, подчеркивающее эффект недосказанности, вопросительный или восклицательный знаки.

Примеры парцелляции в литературе:

В русском языке синтаксический прием прочно вошел в раздел стилистики. В курсе школьной программы на парцелляцию обращается достаточное внимание в старших классах. Этот прием вынесен в задания единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе.

Для чего парцелляция нужна

Однозначного ответа на поставленный вопрос нет.

Важно! Синтаксический прием в устной и письменной речи – это совершенно разные вещи в плане функционала.

В устной речи парцелляция употребляется спонтанно на бессознательном уровне. Действительно, когда мы говорим, то не задумываемся, произнося фразы. Причем произносим мы их в контексте той или иной речевой ситуации.

В письменной же речи парцелляция – это прерогатива автора. И в тексте прием неразрывно связан с понятием темы и ремы в предложении, то есть известной и новой информации.

Ниже перечислим основные случаи, когда без парцелляции не обойтись:

  1. Автор текста намеренно старается обратить внимание читателя на детали. В этом случае создается впечатление, что действие застыло. Подсознательно, прочитывая предложения, человек акцентирует внимание на деталях. Причем начиная от деталей одежды или интерьера, заканчивая деталями происходящего в указанном эпизоде.
  2. Писатель намерен акцентировать внимание на характере персонажа, а именно его душевном состоянии. Особенно хорошо это проявляется в драматическом произведении, когда герой произносит внутренние монологи. Или же в объемных прозаических текстах.
  3. Автор желает выделить определенный эмоциональный фон персонажа. Этим достигается эффект достоверности. Читателю кажется, что литературный герой не вымышлен, а реальный человек.
  4. Писатель старается не нарушать целостности текста. Другими словами он следует правилам заданной в тексте речевой ситуации.

Полезное видео: парцелляция

Виды

Классический учебник по стилистике русского языка под редакцией известного русского лингвиста Д.Э.Розенталя описывает основные разновидности синтаксического приема.

Всего их шесть:

  1. Парцеллированное подлежащее. Оно выражается чаще всего именем существительным или же местоимением в начальной форме.
  2. Парцеллят сказуемое. В этом случае оно может быть как составным именным, так и составным глагольным.
  3. Парцеллированное дополнение. Причем во внимание берется как прямое дополнение, так и косвенное.
  4. Парцеллированное определение. Входить в состав конструкции могут согласованные и несогласованные определения.
  5. Парцеллят обстоятельство.

По классификации парцелляций по другому признаку можно выделить три типа:

  1. Однотипная. В этом случае парцелляция представлена словами, которые являются одинаковыми членами предложения и относятся к одной лексико-семантической группе.
  2. Разнотипная. Она подразумевает, что парцелляты несут разную смысловую нагрузку и являются различными членами предложения и разными частями речи.
  3. Последовательная. В этом случае один из парцеллятов – составляющая основного высказывания, а другой относится к первому парцелляту. Чем-то этот тип схож с темой и ремой в предложении или нескольких предложениях. В этом случае необходимо обращать внимание на стилевую принадлежность текста.

Виды парцеллятов

Определение и роль в тексте

Дефиниция парцелляции восходит к латинскому слову Particula, что в переводе означает «частица».

Классическое определение парцелляции трактует это понятие, как прием стилистики современного русского языка, который подразумевает интонационное деление предложения на отрезки. Они на письме оформляются с помощью знаков конца предложения.

Трудно переоценить роль приема в тексте. Во-первых, он актуализирует информацию в предложении или его части. Тем самым этот прием повышает информативность всего текста. Во-вторых, парцелляция конкретизирует информацию в части высказывания. Чаще проявляется эта роль парцелляции в художественных текстах. В-третьих, стилистический прием усиливает эмоциональность как отдельного предложения, так и всего текста в целом.

Полезное видео: просто о сложном — парцелляция

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод, что парцеллированные конструкции прочно закрепились в современном русском языке и их количество неустанно растет. Это говорит о том, что в речи растет тенденция к расчлененным предложениям в потоке речи. Таким образом, в разы возрастает действенность и информативность текста.

Так как прием пришел в литературный язык из разговорной речи, то он вносит в текст эффект непринужденности.

Обратите внимание! Это молодое явление в языке очень популярно. Оно изучается с разных позиций.

Хотя на практике писатели и поэты используют прием давно, например, у А.Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века, Все будет так. Исхода нет».

Парцелляция в русском языке – это разбиение одного целого на дробные составляющие посредством знаков пунктуации. Делается это для того, чтобы усилить смысл высказываемого, акцентировать внимание читателя на чём-либо, придать большую выразительность, эмоциональную окраску слову/нескольким словам.

Парцелляция является одним из средств художественной выразительности, таких как:

  • Анафора;
  • Градация;
  • Гипербола;
  • Инверсия;
  • Ирония;
  • Литота;
  • Оксюморон;
  • Риторический вопрос;
  • Сравнение;
  • Синекдоха;
  • Эпифора;
  • Эллипсис .

Список этих тропов можно продолжить, но, чтобы вам стало понятней, мы привели несколько наименований. Главное уяснить, что парцелляция пришла к нам из художественной литературы. В тексте, приведённом ниже, рассмотрим этот феномен подробнее и приведём несколько примеров, чтобы иметь наглядное представление об этом средстве выразительности.

Парцелляция - синтаксический прием речи

Название синтаксического приёма — «парцелляция»- имеет французские корни . Образовалось оно от слова «parcella», что в переводе означает «частица».

По сути, выходит, что сей приём делит предложение на частички . Оно нагло и дерзко прерывает плавное течение текста, расчленяя его и предложения, из которых (как мы знаем с начальной школы) он состоит, на короткие и резкие фразы.

Благодаря ему читатель понимает важность момента, видит акценты, расставленные писателем, желающим заставить нас обратить внимание на определённые аспекты. Делается это при помощи пунктуационных знаков. Зачастую в роли «резчика» выступает всем известная точка, например:

«Он встал. Огляделся. Нашёл взглядом книгу. Подошёл. Посмотрел. Отвернулся. Вышел из комнаты.»

Но отрезки, на которые парцелляция делит полную фразу, прекрасно делятся другими знаками пунктуации:

  • Многоточием;
  • Знаком вопроса;
  • Знаком восклицания;
  • Знаками тире;
  • Скобками;
  • Точкой с запятой.

Например:

«Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку.»

Строение парцелляции

Парцелляция, как синтаксическое средство, имеет свои особенности. Так как она разделяет одно предложение на части, то вполне логично, что каждая из этих частей также имеет своё название. Так, можно выделить главную часть – базу.

Это часть, в которой содержится основная мысль. Пунктуационно отделённая часть носит название парцеллятом. Их на практике может быть неограниченное количество. Эта зависимая от базы фраза графически определяется как самостоятельное односоставное предложение:

«Кошка может стать бешеной. И она так же опасна, как и бешеная собака» – «Комсомольская правда», 4–9 янв. 1998 г.

В приведённом выше предложении «кошка может стать бешеной» — является базой. Всё остальное можно отнести к парцеллятам, которых в разных предложениях может быть неограниченное количество. Зная эти особенности тропа, вы сможете легко находить и узнавать его в текстах художественных произведений знаменитых писателей.

Писатель применяет парцелляцию намеренно, чтобы привлечь читателя к какой-либо детали, сделать на неё эмоционально яркий акцент , вложить новый смысл в звучание предложения.

Цель применения парцелляции в литературе

Как мы уже выяснили, парцелляция – средство выразительности, применяемое автором в художественных произведениях. Но какую цель преследует писатель, решив грубо разорвать текучее предложение на куски? А вот такие причины заставляют его это делать:

  • Фокусирование читателя на основном, главном;
  • Изображение промежутков времени, создание иллюзии его длительности;
  • Подчёркивание деталей общей картины;
  • Воздействие на читателя интонацией, передающей эмоциональное состояние героя/атмосферы;
  • Эффект внезапности действия;
  • Создание контрастов, переходов, перепадов;
  • Изображение внутреннего состояния персонажа.

Примеры парцелляции в художественной литературе

«Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая беда.» (В.Г. Распутин.)

«А вы знаете, что у,

А вы знаете, что па,

А вы знаете, что пы,

Что у папы моего

Было сорок сыновей…»

(Д. Хармс)

«Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…» (А. Фет.)

«Били копыта. Пели будто:

— Груб…»

«Что ж, выходите.

Покреплюсь.

Видите — спокоен как!

Как пульс покойника…»

«Музыканты смеются:

«Влип как!

Пришёл к деревянной невесте!

А мне — наплевать!

Я — хороший…»

«Приду в четыре,» — сказала Мария.

Десять…»

(В. Маяковский.)

«Вы? Мне? Что-то должны? Быть не может!» – сказал он, пожимая плечами.»

«Он жил. И жил. И опять жил. И опять не так…» (П. Антокольский)

«А есть ли смыл? Значение? Суть? Зачем дана жизнь? Чувства? Эмоции? Ответь!»