Щедрость – это то, что запоминается навсегда. Тот, с кем поступили щедро, будет помнить это до конца жизни. И вспоминать с тем же удивлением, а иногда и со слезами: бывает же такое! Такое встречается редко. Мир обыденности совсем далек от щедрости.

В обыденности действуют другие вещи: обмен, а не дар; осторожность, а не самозабвение; трезвый расчет и мысль о последствиях (вот я дам ему это, а что он с этим сделает? или: а у меня-то что останется?); чувство долга, а не чувство красоты; отношения власти-подчинения или же равенства с другими, а не внезапной близости и чувства мгновенного всемогущества. Обыденностью управляет закон самосохранения, а щедрость не боится потерять и забыться. «Щедрому весьма свойственно даже преступать меру в даянии, так что себе самому он оставляет меньше [чем следует]. Дело в том, что не принимать себя в расчет – свойство щедрого человека», говорит Аристотель («Никомахова этика»).

В щедрости – бессмертие вот этого, только этого момента, как будто за ним не последует никакой другой.

Как будто вышел человек
И вынес, и открыл ковчег,
И всё до нитки роздал.
(Б.Пастернак)

Щедрость радостна. Тот, кто дает без радости, – не щедр. «Не заслуживает этого имени и тот, кто, давая, страдает. Он ведь охотно предпочел бы имущество прекрасному поступку, а щедрому это чуждо» (Аристотель).

Способность дарить радостно, беззаботно и безвозмездно – не добродетель обыденности. Это праздник среди обыденности. Щедрость является в нашем мире как напоминание о мире совсем другом.

Душа щедрости – свобода и смелость. Только свободный человек может быть щедр. Латинское liberalis означает и «свободный от рождения», и «щедрый». Греческое именование щедрости тоже связано с благородством, то есть прирожденной свободой. А совсем свободным человек бывает редко. Щедры мы можем оказаться по вдохновению. Из-за сострадания. Из-за любви. Из-за какого-то непонятного себе самому озарения. Из-за радости, наконец, как в «Сказке о Царе Салтане»:

Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
(Всех трех – злодеек ткачиху с поварихой и сватьей бабой Бабарихой, которых по справедливости ожидало бы справедливое наказание).

Обычно щедрость противопоставляют скупости. Но само по себе это противопоставление не слишком интересно. В «Никомаховой этике» Аристотеля, которую мы уже вспоминали и которая на века стала основой европейской этики, скупости противопоставлено мотовство, расточительство: это два полярных отклонения от «золотой середины» щедрости. В дантовом «Аду» скупцы и расточители отбывают наказание в одном круге.

Но стоит заметить, что золотая середина у Аристотеля – это не фифти-фифти, не половина наполовину. Расстояние от щедрости в две стороны, до скупости и до мотовства – разное: расточитель еще может исправиться и стать щедрым, ему для этого просто не хватает ума, а вот скупой неисцелим, он никогда не станет щедрым. «Мот гораздо лучше скупца, – говорит Аристотель, – и потому, что его природа, в отличие от скупца, благородна, и потому, что он многим оказывает помощь, а скупец – никому, даже самому себе».

Аристотель думал о щедрости, добродетели дарения, только в отношении имущества, материальных вещей. Но это еще не вся щедрость.

В церковнославянском языке «щедрый» значит «милостивый», «щадящий» («Щедр и милостив Господь», как многократно говорят псалмы). «Ущедрити» значит «пощадить», «помиловать»; «щедроты» – «милостивые дары». Милосердие и щедрость в Библии – почти одно. В совершенной мере щедр (милостив) только Бог. Но и человеку предписано быть щедрым, видеть мир «щедрым оком». Уже Ветхий Завет настоящим даром считает только дар, который подают с радостью, без малейшего сомнения и расчета, без ожидания воздаяния, «тихо». Новый Завет еще категоричнее: «Тиха бо дателя любит Бог» (2Кор. 9:7) – «Бог любит того, кто подает с радостью».

Если кто-то дарит кому-то нечто (не обязательно вещественное: свое время, терпение, снисхождение и т.п.), и дарит в огромном количестве – но при этом хоть однажды ему придет в голову мысль, что тот, кого он одаривает, должен быть ему за это благодарен, – он не щедр. Он по существу отнимает то, что дарит.

Отнимает и у того, кому дарит, и у себя, потому что человек счастлив, когда может дарить «просто так»: он делает это не для чего-то еще, не для похвалы и не для благодарности. Благодарность – великая вещь, но она тоже, как и щедрость, принадлежит свободе. Принуждать к благодарности безобразно.

Где мы скажем – щедрый? Там, где дают больше, чем мы можем ожидать, больше, чем просят:

Ты больше, чем просят, даешь. –
это вновь Пастернак. Я думаю, ни один другой русский поэт не говорил столько о щедрости. Это особый дар Пастернака, замеченный другим поэтом:

Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил…
(Анна Ахматова)

Щедрость самым естественным образом связывается со светилами, с солнцем, которое светит «на правых и неправых». С бьющими родниками, с обильными источниками… В том, что мы называем природой, нет скупости. Я думаю, что щедрость – это родная стихия творчества. Великая музыка, великие стихи и живопись не то что рассказывают нам о щедрости – они сами собой ее являют. Это всегда «больше, чем просят», всегда какой-то нечаянный, незаслуженный дар.

Итак, щедрость – это дар дарить без всякой оглядки. Дарить не только вещественные предметы, но и что-то важнее: прощение, участие, даже собственную жизнь. Этот дар может вдруг осенить человека жадного и бессердечного, как это рассказано в удивительной повести Л.Толстого «Хозяин и работник».

Лучший в мире рассказ о щедрости – и о том, как в мире ее не обязательно поймут и одобрят – это евангельский рассказ о некоей жене, которая помазала Христа драгоценными благовониями. Все четыре евангелиста передают эту историю, расходясь в деталях. Я перескажу версию Иоанна (Ин. 12:3-8). Дело происходит в Вифании, накануне страданий и казни Христа. Мария, сестра Лазаря (в других версиях – безымянная грешница), купив драгоценного мира, вылила его на ноги Спасителя (по другим версиям, на голову) и отерла ноги своими волосами. Это вызвало возмущение Иуды (у других евангелистов – учеников): зачем тратить миро, которое можно продать за триста динариев (огромная сумма) и раздать нищим?

Рассудительная, хотя и вполне «добродетельная» и «альтруистическая» (забота о бедных) обыденная мораль. Господь отвергает ее. Он объясняет это действие как пророческое: женщина помазывает его перед смертью и погребением (по обычаю тех времен умерших помазывали благовониями). Больше того: женщине, совершившей эту неразумную трату, он обещает – единственному человеку во всех евангельских повествованиях – ни больше ни меньше, как то, что она навеки войдет в саму благую весть: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13; Мк. 14:9). Она исполнила заповедь щедрости. У бесцельной и неразумной щедрости есть своя цель и своя мудрость.

И напоследок расскажу совсем маленькое происшествие. Однажды на римской площади я увидела старика, продающего прекрасные груши. «Сколько стоят?» – спросила я. Старик-крестьянин поглядел вдаль и сказал: «Жизнь короткая. Бери, дочка, так».

Я начала с того, что щедрость, как гениальность, встречается в человеческом мире редко. Но человеческое сердце никогда не перестанет любоваться ее красотой. Свободой от страха, бессердечия и душевной мелкости.

Я продолжаю проводить маленькие уроки психологического ликбеза «а ля семейный терапевт».

Ценность этих моих слов заключается в том, что ознакомиться с ними (и принять или не принять их на вооружение) Вы можете совершенно бесплатно.

Ну а платный поход к психологу (с Вашими семейными проблемами) закончится тем, что эти простые истины будут проданы Вам за довольно внушительные деньги.

Что сделать, чтобы в Ваших отношениях с партнёром (и в Вашей душе) воцарился мир?

Всё очень просто — нам нужно научиться проявлятьщедрость души .

Щедрость души - это когда Вы говорите себе: «Ладно, от меня не убудет, если он продолжает делать эти глупости. Он никак не сможет «опозорить» меня. Потому что у меня не такая уж низкая самооценка!»

Бывает, что мы хотим переодеть партнёра на свой лад, переделать его манеру смеяться или держать руки, произносить те или иные слова, а бывает, что замахиваемся и на более фундаментальные вещи - предрассудки, убеждения, вкусы...

Если, конечно, Ваш партнёр - фашист, а Вы фашистов на дух не переносите, ну тогда задумайтесь: а как так получилось, что Вы вообще оказались рядом? И что теперь с этим делать?

Но если речь идёт о более мелких «недостатках», то психологи советуют перестать играть роль Мальвины и просто оставить человека в покое.

Это и есть высший пилотаж в отношениях и это есть высшая мудрость в жизни.

Если Вы чего-то стесняетесь...

Вот упражнение.

Встаньте в полный рост, засуньте в рот жвачку, представьте себя “крёстным отцом”, разговаривающим с “шестёркой” на входе в элитный ночной клуб и скажите фразу: “Да, этот человек - со мной . Есть проблемы?” . Тренируйтесь, пока не получится “то, что надо”.

Но к сожалению, многим девушкам и женщинам так нравится архетип “неженки с фиолетовыми волосами”, что они и ищут-то мужчину только для того, чтобы было кого «повоспитывать» на досуге.

А есть и более печальный вариант...

Зачастую «перевоспитывание» имеет совсем уже подлую подоплёку... Многим из нас партнёр нужен лишь для того, чтобы как-то самим утвердиться в обществе за счёт его настоящей или мнимой «крутизны», внешнего имиджа. У нас порой бывает такая низкая самооценка, мы ТАК уж неуверены в себе, что боимся - как бы не быть скомпрометированными рядом с человеком, одетым «не в ту шапку» или смеющегося «не тем шуткам»...

Подобная трусость - самый печальный факт, который мне известен о людях...

Щедрость души - это способность принять любимого (хотелось бы сказать - любого ) человека целиком.

Вспомните, как не щедрые душой фарисеи удивлялись Иисусу из Назарета - почему он проводит время с мытарями и блудницами? Это же так дискредитирует его в глазах общества! Он, толкующий законы и Писание - неужели не нашёл себе более приличной компании?!

Но если Вы знаете твёрдо свою великую родословную (Вы - сын Всевышнего), то разве это касается Вас?

Как говорил профессор Хиггинс (парадоксалист и насмешник): «Я разговариваю с любой цветочницей, как с герцогиней. А с любой герцогиней, как с цветочницей!»

Как же развить в себе щедрость души? Как правильно общаться с любимым человеком, чтобы в душе наступил мир, а в семейных отношениях - гармония.

Есть несколько несложных правил, которые называются “правила принятия”. Вот они:

  1. Не пытайтесь “совершенствовать” его.
  2. Не ставьте ему в пример других мужчин.
  3. Дайте ему свободу быть самим собой, медленно и самостоятельно, в присущем ему темпе и манере продвигаться к более адекватному выбору.
  4. Принимайте не только его достоинства, но и слабые стороны.
  5. Избавьтесь от позиции “Я знаю лучше!”
  6. Не забывайте выражать своё принятие – словами и делайте это часто.
  7. Разрешите ему следовать его убеждениям.
  8. Разрешите ему ставить его цели.
  9. Разрешите ему увлекаться тем, что нравится ему.
  10. Наконец... Смотрите только на его положительные стороны и умейте их находить, если смотреть на его недостатки для Вас – невыносимо.

Несколько слов матерям, воспитывающим мальчиков.

Как только ребёнок перестаёт быть дитятей-несмышлёнышем и определяется со своим полом – он уже Мужчина. Маленький, но мужчина.

И тогда, когда этот момент наступил, все вышеперечисленные правила становятся обязательными и в отношениях матери с сыном.

Отныне чему-то учить и поучать Вашего сына имеют право только и исключительно ДРУГИЕ МУЖЧИНЫ. Но никак не Вы, не его бабушка, не его учительница и не сестра.
Ваша задача теперь сводится лишь к тому, чтобы постараться подобрать для своего сына такой круг общения, в котором будет очень много разнообразных ДРУГИХ МУЖЧИН, готвых егопоучать и все эти мужчины будут адекватны – по Вашим собственным меркам.

«Делитесь тем, что имеете. Для кого-то это может значить больше, чем вы думаете» - Генри Лонгфелло

Великодушие и щедрость делают наш мир лучше. Они делают счастливее того, кто принимает, так же как и того, кто отдаёт. Несмотря на очевидные преимущества, такие качества в современном мире – на вес золота. Нынешнее общество построено так, что каждый желает большего для самого себя. Удовольствие теперь заключается в имуществе, власти, чувственных наслаждениях и стремлению к роскоши. Тем временем, бесконечные возможности для проявления доброты и щедрости окружают нас на каждом шагу, каждый день. Для того чтобы остановить такой ход событий и развернуть его на 180 градусов, требуется, пожалуй, немного изменить мировоззрения. Однако это не так сложно, как может показаться на первый взгляд, а преимуществ – масса.

Итак, щедрый и готовый помочь человек знает, что:

1. Ресурсы для счастья не ограниченны

Соперническое мышление «либо ты, либо тебя», которое зачастую навязывается в современном мире, нелогично и негуманно. Проведём следующую параллель: мы как бы представляем пирог (который ограничен в размерах) и если кусочек съест кто-то другой, то вам не достаётся ничего. Чем больше желающих скушать вкусный пирог, тем меньше вероятности, что его скушаете вы. Так, очень часто, мыслим и мы в конкурентных обстоятельствах (если преуспеет он, то окажусь ни с чем я), но это не совсем правильно. Круговорот ресурсов для развития в человеческом мире разнообразен и бесконечен , в отличие от пирога. Ресурсы расширяются и растут по мере развития общества.

2. Щедрость и благородство приумножают счастье

Исследования подтверждают: отдавая, мы наполняем себя, становимся счастливее, обретаем смысл. Человеческая природа изначально не эгоистична. Наоборот, в наши потребности всегда входил поиск и познание любви, забота о других. Те, кто решается на этот поиск, в конце концов, находит то, что ищет.

3. Изменить даже одну жизнь к лучшему – стоит того

Щедрый и открытый человек осознаёт, что решать мировую проблему вместе реальнее, нежели поодиночке. Возможно, решение займёт очень много времени (например, не одно поколение). Но это не останавливает его от действия и своего посильного вклада. Ведь улучшение ситуации даже на тысячную долю процента, в пределах своих возможностей, - это уже достойное дело. Реальный пример: волонтёрство, материальная помощь (не обязательно денежная, но продуктами\игрушками и т.д., посадка деревьев и т.д).

4. Доверие – это важно

Добро всегда предполагает доверие. Инвестируя своё время и энергию в другого, мы на подсознательном уровне хотим верить, что человек использует вложенные в него ресурсы с пользой . Щедрый человек оптимистичен. А оптимистичные люди – счастливые люди, потому что они выбирают жить с верой в других.

Из года в год всё больше исследований указывают на то, каким положительным образом щедрость сказывается на психическом и физическом здоровье. Великодушное отношение к окружающим не только ослабевает стресс, поддерживает физическое здоровье, придаёт чувство смысла и не позволяет поддаться депрессии, но и способствует продолжительной жизни .

Практикуя щедрость, мы налаживаем отношения с окружающим миром, социумом и собой. Доброта, щедрость и великодушие побуждают нас видеть людей в позитивном свете, дарят бесценное чувство причастности и взаимосвязанности.

Состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно. Жан де Лабрюйер

Николя де Шамфор

Щедрость не знает границ. Цицерон

Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы. Франсуа де Ларошфуко

Быть щедрым - значит давать больше, чем ты можешь; быть гордым - значит брать меньше, чем тебе нужно. Джубран Хамиль

Человек иногда более щедр, когда у него мало денег, чем когда их много; может быть, чтобы не дать подумать, что у него их нет вовсе… Бенджамин Франклин

Блаженнее давать, нежели принимать. Деяния апостолов, 20:35

Нормальному человеку свойственно больше отдавать, чем брать. Делать подарки приятнее, чем получать. Владимир Высоцкий

В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других. ЛевТолстой

Истинно щедр тот, кто дает из того, что принадлежит ему самому. Сенека младший

Щедрость доходнее скупости. Лион Фейхтвангер

Будь щедрым, пока ты жив… и тогда будешь точно знать, куда идешь. Энн Ландерс

В основе так называемой щедрости обычно лежит , которое нам дороже всего, что мы дарим. Франсуа де Ларошфуко

В творении быть лучше щедрым, скупым же — лишь на похвалу. Георгий Александров

Давайте, и дастся вам. Евангелие от Луки

Дать мало от малого — похвальнее, чем много от многого. Ибн Абд Раббихи

Добродетель бедняка — душевная щедрость. Альбер Камю

Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако-же беднеет. Царь Соломон — Притчи

Звезды сияют для всех, но не всем ясна причина такой щедрости. Оная же заключается в желании все прояснить и перещеголять друг друга. Фома Топорищев

Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают. Никола Себастиан Шамфор

Кто не хочет уменьшения своего состояния, должен тратить не больше половины своего дохода; а кто желает приумножить его не более трети. Фрэнсис Бэкон

Многие из нас охотно поделятся с ближним последней вышедшей из моды рубашкой. Лешек Кумор

Не тот богат,который отсчитывает деньги,чтоб спрятать их в сундук,а тот,который отсчитывает у себя лишнее,чтоб помочь тому,у кого нет нужного. Денис Иванович Фонвизин

Одухотворенный и щедрый муж хоть и не долго проживет, но к долгожителям причисляется, а тот, кто житейской суетою и убогостью существует, кто не способен ни себе, ни другим пользы принести, тот кратко-вечен и несчастен будет, даже если и до глубокой старости доживет. Иоанн Дамаскин

Чтобы понять роскошь щедрости, нужно быть бедняком. Джордж Элиот

Неизмерима и полна прекрасных качеств и глубин. По жизни встречаются нам разные люди по характеру, мнению и поведенческим факторам. Существует ряд человеческих качеств, так называемых от Бога. К ним можно отнести щедрость. И тут становится интересно, что такое щедрость?

Определение понятия

На вопрос о том, что такое щедрость, сложно ответить двумя словами. растяжимое и дополняемое всё новыми и новыми примерами, расширяющими значение этого слова. Но в первую очередь это можно сказать, доброе. Итак, ответим поконкретнее на вопрос о том, что такое щедрость. Это свойство человека одаривать любовью, вниманием, материальными благами, делиться в нужде с ближним, не требуя ничего взамен.

Щедрость души - признак глубокой нравственности человека, добродушия и проявление доброты в неограниченных масштабах и количестве с исключением ожиданий обратного действия. Встречали вы щедрых людей? Если да, то наверняка заметили, какое тепло идёт от них, какое удовольствие получаешь от минимального общения с щедрым человеком. Согласитесь, что они достойны максимального уважения и заслуживают признательности. Не зря о щедром человеке говорят как о великодушном.

Значение в социуме

Наше общество имеет достаточно сложный аппарат управления и взаимоотношений. Но и среди будничных корыстных отношений присутствует благотворительность, которую тоже относят к людской щедрости. На самом деле в жизни каждого человека случаются ситуации, с которыми он сам не в силах справится. И тут на помощь приходят родные и близкие. Но, увы, опыт показывает, что как раз помощь от близких обусловлена ожиданием ответных действий, как минимум постоянной благодарности. Не исключён и другой ход событий, когда человек от чистого сердца, желая добра, отдаёт часть своего времени или средств. В первом случае взносы в благотворительные фонды наиболее близки к понятию "щедрость".

Второй пример - тоже проявление великодушия. Очень важно присутствие в обществе щедрых людей. Они - будто ключики к Богу. Представьте себе: социум полон скупых и корыстных людей. Разве будет приветствоваться в нём помощь всем миром покалеченному человеку в приобретении необходимых лекарств или средств передвижения? Ответ очевиден, ведь это общество ничего с этого благого дела не получит, что особо важно для людей с ограниченными возможностями. Такой человек останется наедине со своими страданиями и беспомощностью, и неизвестно, сколько ещё проживёт. А на малодушных, скупых, ну или просто равнодушных (что не менее плохо) это скажется по-своему. Поэтому важное значение имеет существование щедрости в сердцах членов социума.

Заблуждения в понятии

Очень часто к щедрости относят взаимопомощь и пожертвования. Чаще всего пожертвования делаются для искупления своих грехов, поэтому указанные понятия несопоставимы, ведь и здесь присутствует выгода. Знайте, что настоящая невиданная щедрость - золотая жила души, которая не исчерпывается в своих деяниях. Не думайте, что если вы отдали всё, то останетесь нищим. Да, возможно, материально, но не духовно. Духовные запасы с каждым щедрым поступком пополняются. Человек богатый душой не нуждается в куче денег. А это значит, что щедрая душа славится не только отдачей, но и малым потреблением.

Щедрость - голос доброты

Сложно судить о том, что такое щедрость, и полноценно раскрыть суть этого понятия. Но вполне ясно то, что это прекрасная черта и доброты, присутствие Бога в нас. Само слово есть на разных языках, что говорит о многовековом существовании этого качества в людях. Развивайте свой духовный потенциал и будьте щедрыми!