Что такое щедрость? Составляющие
Щедрость – это то, что запоминается навсегда. Тот, с кем поступили щедро, будет помнить это до конца жизни. И вспоминать с тем же удивлением, а иногда и со слезами: бывает же такое! Такое встречается редко. Мир обыденности совсем далек от щедрости.
В обыденности действуют другие вещи: обмен, а не дар; осторожность, а не самозабвение; трезвый расчет и мысль о последствиях (вот я дам ему это, а что он с этим сделает? или: а у меня-то что останется?); чувство долга, а не чувство красоты; отношения власти-подчинения или же равенства с другими, а не внезапной близости и чувства мгновенного всемогущества. Обыденностью управляет закон самосохранения, а щедрость не боится потерять и забыться. «Щедрому весьма свойственно даже преступать меру в даянии, так что себе самому он оставляет меньше [чем следует]. Дело в том, что не принимать себя в расчет – свойство щедрого человека», говорит Аристотель («Никомахова этика»).
В щедрости – бессмертие вот этого, только этого момента, как будто за ним не последует никакой другой.
Как будто вышел человек
И вынес, и открыл ковчег,
И всё до нитки роздал.
(Б.Пастернак)
Щедрость радостна. Тот, кто дает без радости, – не щедр. «Не заслуживает этого имени и тот, кто, давая, страдает. Он ведь охотно предпочел бы имущество прекрасному поступку, а щедрому это чуждо» (Аристотель).
Способность дарить радостно, беззаботно и безвозмездно – не добродетель обыденности. Это праздник среди обыденности. Щедрость является в нашем мире как напоминание о мире совсем другом.
Душа щедрости – свобода и смелость. Только свободный человек может быть щедр. Латинское liberalis означает и «свободный от рождения», и «щедрый». Греческое именование щедрости тоже связано с благородством, то есть прирожденной свободой. А совсем свободным человек бывает редко. Щедры мы можем оказаться по вдохновению. Из-за сострадания. Из-за любви. Из-за какого-то непонятного себе самому озарения. Из-за радости, наконец, как в «Сказке о Царе Салтане»:
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
(Всех трех – злодеек ткачиху с поварихой и сватьей бабой Бабарихой, которых по справедливости ожидало бы справедливое наказание).
Обычно щедрость противопоставляют скупости. Но само по себе это противопоставление не слишком интересно. В «Никомаховой этике» Аристотеля, которую мы уже вспоминали и которая на века стала основой европейской этики, скупости противопоставлено мотовство, расточительство: это два полярных отклонения от «золотой середины» щедрости. В дантовом «Аду» скупцы и расточители отбывают наказание в одном круге.
Но стоит заметить, что золотая середина у Аристотеля – это не фифти-фифти, не половина наполовину. Расстояние от щедрости в две стороны, до скупости и до мотовства – разное: расточитель еще может исправиться и стать щедрым, ему для этого просто не хватает ума, а вот скупой неисцелим, он никогда не станет щедрым. «Мот гораздо лучше скупца, – говорит Аристотель, – и потому, что его природа, в отличие от скупца, благородна, и потому, что он многим оказывает помощь, а скупец – никому, даже самому себе».
Аристотель думал о щедрости, добродетели дарения, только в отношении имущества, материальных вещей. Но это еще не вся щедрость.
В церковнославянском языке «щедрый» значит «милостивый», «щадящий» («Щедр и милостив Господь», как многократно говорят псалмы). «Ущедрити» значит «пощадить», «помиловать»; «щедроты» – «милостивые дары». Милосердие и щедрость в Библии – почти одно. В совершенной мере щедр (милостив) только Бог. Но и человеку предписано быть щедрым, видеть мир «щедрым оком». Уже Ветхий Завет настоящим даром считает только дар, который подают с радостью, без малейшего сомнения и расчета, без ожидания воздаяния, «тихо». Новый Завет еще категоричнее: «Тиха бо дателя любит Бог» (2Кор. 9:7) – «Бог любит того, кто подает с радостью».
Если кто-то дарит кому-то нечто (не обязательно вещественное: свое время, терпение, снисхождение и т.п.), и дарит в огромном количестве – но при этом хоть однажды ему придет в голову мысль, что тот, кого он одаривает, должен быть ему за это благодарен, – он не щедр. Он по существу отнимает то, что дарит.
Отнимает и у того, кому дарит, и у себя, потому что человек счастлив, когда может дарить «просто так»: он делает это не для чего-то еще, не для похвалы и не для благодарности. Благодарность – великая вещь, но она тоже, как и щедрость, принадлежит свободе. Принуждать к благодарности безобразно.
Где мы скажем – щедрый? Там, где дают больше, чем мы можем ожидать, больше, чем просят:
Ты больше, чем просят, даешь. –
это вновь Пастернак. Я думаю, ни один другой русский поэт не говорил столько о щедрости. Это особый дар Пастернака, замеченный другим поэтом:
Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил…
(Анна Ахматова)
Щедрость самым естественным образом связывается со светилами, с солнцем, которое светит «на правых и неправых». С бьющими родниками, с обильными источниками… В том, что мы называем природой, нет скупости. Я думаю, что щедрость – это родная стихия творчества. Великая музыка, великие стихи и живопись не то что рассказывают нам о щедрости – они сами собой ее являют. Это всегда «больше, чем просят», всегда какой-то нечаянный, незаслуженный дар.
Итак, щедрость – это дар дарить без всякой оглядки. Дарить не только вещественные предметы, но и что-то важнее: прощение, участие, даже собственную жизнь. Этот дар может вдруг осенить человека жадного и бессердечного, как это рассказано в удивительной повести Л.Толстого «Хозяин и работник».
Лучший в мире рассказ о щедрости – и о том, как в мире ее не обязательно поймут и одобрят – это евангельский рассказ о некоей жене, которая помазала Христа драгоценными благовониями. Все четыре евангелиста передают эту историю, расходясь в деталях. Я перескажу версию Иоанна (Ин. 12:3-8). Дело происходит в Вифании, накануне страданий и казни Христа. Мария, сестра Лазаря (в других версиях – безымянная грешница), купив драгоценного мира, вылила его на ноги Спасителя (по другим версиям, на голову) и отерла ноги своими волосами. Это вызвало возмущение Иуды (у других евангелистов – учеников): зачем тратить миро, которое можно продать за триста динариев (огромная сумма) и раздать нищим?
Рассудительная, хотя и вполне «добродетельная» и «альтруистическая» (забота о бедных) обыденная мораль. Господь отвергает ее. Он объясняет это действие как пророческое: женщина помазывает его перед смертью и погребением (по обычаю тех времен умерших помазывали благовониями). Больше того: женщине, совершившей эту неразумную трату, он обещает – единственному человеку во всех евангельских повествованиях – ни больше ни меньше, как то, что она навеки войдет в саму благую весть: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13; Мк. 14:9). Она исполнила заповедь щедрости. У бесцельной и неразумной щедрости есть своя цель и своя мудрость.
И напоследок расскажу совсем маленькое происшествие. Однажды на римской площади я увидела старика, продающего прекрасные груши. «Сколько стоят?» – спросила я. Старик-крестьянин поглядел вдаль и сказал: «Жизнь короткая. Бери, дочка, так».
Я начала с того, что щедрость, как гениальность, встречается в человеческом мире редко. Но человеческое сердце никогда не перестанет любоваться ее красотой. Свободой от страха, бессердечия и душевной мелкости.
Я продолжаю проводить маленькие уроки психологического ликбеза «а ля семейный терапевт».
Ценность этих моих слов заключается в том, что ознакомиться с ними (и принять или не принять их на вооружение) Вы можете совершенно бесплатно.
Ну а платный поход к психологу (с Вашими семейными проблемами) закончится тем, что эти простые истины будут проданы Вам за довольно внушительные деньги.
Что сделать, чтобы в Ваших отношениях с партнёром (и в Вашей душе) воцарился мир?
Всё очень просто — нам нужно научиться проявлятьщедрость души .
Щедрость души - это когда Вы говорите себе: «Ладно, от меня не убудет, если он продолжает делать эти глупости. Он никак не сможет «опозорить» меня. Потому что у меня не такая уж низкая самооценка!»
Бывает, что мы хотим переодеть партнёра на свой лад, переделать его манеру смеяться или держать руки, произносить те или иные слова, а бывает, что замахиваемся и на более фундаментальные вещи - предрассудки, убеждения, вкусы...
Если, конечно, Ваш партнёр - фашист, а Вы фашистов на дух не переносите, ну тогда задумайтесь: а как так получилось, что Вы вообще оказались рядом? И что теперь с этим делать?
Но если речь идёт о более мелких «недостатках», то психологи советуют перестать играть роль Мальвины и просто оставить человека в покое.
Это и есть высший пилотаж в отношениях и это есть высшая мудрость в жизни.
Если Вы чего-то стесняетесь...
Вот упражнение.
Встаньте в полный рост, засуньте в рот жвачку, представьте себя “крёстным отцом”, разговаривающим с “шестёркой” на входе в элитный ночной клуб и скажите фразу: “Да, этот человек - со мной . Есть проблемы?” . Тренируйтесь, пока не получится “то, что надо”.
Но к сожалению, многим девушкам и женщинам так нравится архетип “неженки с фиолетовыми волосами”, что они и ищут-то мужчину только для того, чтобы было кого «повоспитывать» на досуге.
А есть и более печальный вариант...
Зачастую «перевоспитывание» имеет совсем уже подлую подоплёку... Многим из нас партнёр нужен лишь для того, чтобы как-то самим утвердиться в обществе за счёт его настоящей или мнимой «крутизны», внешнего имиджа. У нас порой бывает такая низкая самооценка, мы ТАК уж неуверены в себе, что боимся - как бы не быть скомпрометированными рядом с человеком, одетым «не в ту шапку» или смеющегося «не тем шуткам»...
Подобная трусость - самый печальный факт, который мне известен о людях...
Щедрость души - это способность принять любимого (хотелось бы сказать - любого ) человека целиком.
Вспомните, как не щедрые душой фарисеи удивлялись Иисусу из Назарета - почему он проводит время с мытарями и блудницами? Это же так дискредитирует его в глазах общества! Он, толкующий законы и Писание - неужели не нашёл себе более приличной компании?!
Но если Вы знаете твёрдо свою великую родословную (Вы - сын Всевышнего), то разве это касается Вас?
Как говорил профессор Хиггинс (парадоксалист и насмешник): «Я разговариваю с любой цветочницей, как с герцогиней. А с любой герцогиней, как с цветочницей!»
Как же развить в себе щедрость души? Как правильно общаться с любимым человеком, чтобы в душе наступил мир, а в семейных отношениях - гармония.
Есть несколько несложных правил, которые называются “правила принятия”. Вот они:
- Не пытайтесь “совершенствовать” его.
- Не ставьте ему в пример других мужчин.
- Дайте ему свободу быть самим собой, медленно и самостоятельно, в присущем ему темпе и манере продвигаться к более адекватному выбору.
- Принимайте не только его достоинства, но и слабые стороны.
- Избавьтесь от позиции “Я знаю лучше!”
- Не забывайте выражать своё принятие – словами и делайте это часто.
- Разрешите ему следовать его убеждениям.
- Разрешите ему ставить его цели.
- Разрешите ему увлекаться тем, что нравится ему.
- Наконец... Смотрите только на его положительные стороны и умейте их находить, если смотреть на его недостатки для Вас – невыносимо.
Несколько слов матерям, воспитывающим мальчиков.
Как только ребёнок перестаёт быть дитятей-несмышлёнышем и определяется со своим полом – он уже Мужчина. Маленький, но мужчина.
И тогда, когда этот момент наступил, все вышеперечисленные правила становятся обязательными и в отношениях матери с сыном.
Отныне чему-то учить и поучать Вашего сына имеют право только и исключительно ДРУГИЕ МУЖЧИНЫ. Но никак не Вы, не его бабушка, не его учительница и не сестра.
Ваша задача теперь сводится лишь к тому, чтобы постараться подобрать для своего сына такой круг общения, в котором будет очень много разнообразных ДРУГИХ МУЖЧИН, готвых егопоучать и все эти мужчины будут адекватны – по Вашим собственным меркам.
«Делитесь тем, что имеете. Для кого-то это может значить больше, чем вы думаете» - Генри Лонгфелло
Великодушие и щедрость делают наш мир лучше. Они делают счастливее того, кто принимает, так же как и того, кто отдаёт. Несмотря на очевидные преимущества, такие качества в современном мире – на вес золота. Нынешнее общество построено так, что каждый желает большего для самого себя. Удовольствие теперь заключается в имуществе, власти, чувственных наслаждениях и стремлению к роскоши. Тем временем, бесконечные возможности для проявления доброты и щедрости окружают нас на каждом шагу, каждый день. Для того чтобы остановить такой ход событий и развернуть его на 180 градусов, требуется, пожалуй, немного изменить мировоззрения. Однако это не так сложно, как может показаться на первый взгляд, а преимуществ – масса.
Итак, щедрый и готовый помочь человек знает, что:
1. Ресурсы для счастья не ограниченны
Соперническое мышление «либо ты, либо тебя», которое зачастую навязывается в современном мире, нелогично и негуманно. Проведём следующую параллель: мы как бы представляем пирог (который ограничен в размерах) и если кусочек съест кто-то другой, то вам не достаётся ничего. Чем больше желающих скушать вкусный пирог, тем меньше вероятности, что его скушаете вы. Так, очень часто, мыслим и мы в конкурентных обстоятельствах (если преуспеет он, то окажусь ни с чем я), но это не совсем правильно. Круговорот ресурсов для развития в человеческом мире разнообразен и бесконечен , в отличие от пирога. Ресурсы расширяются и растут по мере развития общества.
2. Щедрость и благородство приумножают счастье
Исследования подтверждают: отдавая, мы наполняем себя, становимся счастливее, обретаем смысл. Человеческая природа изначально не эгоистична. Наоборот, в наши потребности всегда входил поиск и познание любви, забота о других. Те, кто решается на этот поиск, в конце концов, находит то, что ищет.
3. Изменить даже одну жизнь к лучшему – стоит того
Щедрый и открытый человек осознаёт, что решать мировую проблему вместе реальнее, нежели поодиночке. Возможно, решение займёт очень много времени (например, не одно поколение). Но это не останавливает его от действия и своего посильного вклада. Ведь улучшение ситуации даже на тысячную долю процента, в пределах своих возможностей, - это уже достойное дело. Реальный пример: волонтёрство, материальная помощь (не обязательно денежная, но продуктами\игрушками и т.д., посадка деревьев и т.д).
4. Доверие – это важно
Добро всегда предполагает доверие. Инвестируя своё время и энергию в другого, мы на подсознательном уровне хотим верить, что человек использует вложенные в него ресурсы с пользой . Щедрый человек оптимистичен. А оптимистичные люди – счастливые люди, потому что они выбирают жить с верой в других.
Из года в год всё больше исследований указывают на то, каким положительным образом щедрость сказывается на психическом и физическом здоровье. Великодушное отношение к окружающим не только ослабевает стресс, поддерживает физическое здоровье, придаёт чувство смысла и не позволяет поддаться депрессии, но и способствует продолжительной жизни .
Практикуя щедрость, мы налаживаем отношения с окружающим миром, социумом и собой. Доброта, щедрость и великодушие побуждают нас видеть людей в позитивном свете, дарят бесценное чувство причастности и взаимосвязанности.
Состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно. Жан де Лабрюйер
Николя де Шамфор
Щедрость не знает границ. Цицерон
Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы. Франсуа де Ларошфуко
Быть щедрым - значит давать больше, чем ты можешь; быть гордым - значит брать меньше, чем тебе нужно. Джубран Хамиль
Человек иногда более щедр, когда у него мало денег, чем когда их много; может быть, чтобы не дать подумать, что у него их нет вовсе… Бенджамин Франклин
Блаженнее давать, нежели принимать. Деяния апостолов, 20:35
Нормальному человеку свойственно больше отдавать, чем брать. Делать подарки приятнее, чем получать. Владимир Высоцкий
В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других. ЛевТолстой
Истинно щедр тот, кто дает из того, что принадлежит ему самому. Сенека младший
Щедрость доходнее скупости. Лион Фейхтвангер
Будь щедрым, пока ты жив… и тогда будешь точно знать, куда идешь. Энн Ландерс
В основе так называемой щедрости обычно лежит , которое нам дороже всего, что мы дарим. Франсуа де Ларошфуко
В творении быть лучше щедрым, скупым же — лишь на похвалу. Георгий Александров
Давайте, и дастся вам. Евангелие от Луки
Дать мало от малого — похвальнее, чем много от многого. Ибн Абд Раббихи
Добродетель бедняка — душевная щедрость. Альбер Камю
Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако-же беднеет. Царь Соломон — Притчи
Звезды сияют для всех, но не всем ясна причина такой щедрости. Оная же заключается в желании все прояснить и перещеголять друг друга. Фома Топорищев
Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают. Никола Себастиан Шамфор
Кто не хочет уменьшения своего состояния, должен тратить не больше половины своего дохода; а кто желает приумножить его не более трети. Фрэнсис Бэкон
Многие из нас охотно поделятся с ближним последней вышедшей из моды рубашкой. Лешек Кумор
Не тот богат,который отсчитывает деньги,чтоб спрятать их в сундук,а тот,который отсчитывает у себя лишнее,чтоб помочь тому,у кого нет нужного. Денис Иванович Фонвизин
Одухотворенный и щедрый муж хоть и не долго проживет, но к долгожителям причисляется, а тот, кто житейской суетою и убогостью существует, кто не способен ни себе, ни другим пользы принести, тот кратко-вечен и несчастен будет, даже если и до глубокой старости доживет. Иоанн Дамаскин
Чтобы понять роскошь щедрости, нужно быть бедняком. Джордж Элиот
Неизмерима и полна прекрасных качеств и глубин. По жизни встречаются нам разные люди по характеру, мнению и поведенческим факторам. Существует ряд человеческих качеств, так называемых от Бога. К ним можно отнести щедрость. И тут становится интересно, что такое щедрость?
Определение понятия
На вопрос о том, что такое щедрость, сложно ответить двумя словами. растяжимое и дополняемое всё новыми и новыми примерами, расширяющими значение этого слова. Но в первую очередь это можно сказать, доброе. Итак, ответим поконкретнее на вопрос о том, что такое щедрость. Это свойство человека одаривать любовью, вниманием, материальными благами, делиться в нужде с ближним, не требуя ничего взамен.
Щедрость души - признак глубокой нравственности человека, добродушия и проявление доброты в неограниченных масштабах и количестве с исключением ожиданий обратного действия. Встречали вы щедрых людей? Если да, то наверняка заметили, какое тепло идёт от них, какое удовольствие получаешь от минимального общения с щедрым человеком. Согласитесь, что они достойны максимального уважения и заслуживают признательности. Не зря о щедром человеке говорят как о великодушном.
Значение в социуме
Наше общество имеет достаточно сложный аппарат управления и взаимоотношений. Но и среди будничных корыстных отношений присутствует благотворительность, которую тоже относят к людской щедрости. На самом деле в жизни каждого человека случаются ситуации, с которыми он сам не в силах справится. И тут на помощь приходят родные и близкие. Но, увы, опыт показывает, что как раз помощь от близких обусловлена ожиданием ответных действий, как минимум постоянной благодарности. Не исключён и другой ход событий, когда человек от чистого сердца, желая добра, отдаёт часть своего времени или средств. В первом случае взносы в благотворительные фонды наиболее близки к понятию "щедрость".
Второй пример - тоже проявление великодушия. Очень важно присутствие в обществе щедрых людей. Они - будто ключики к Богу. Представьте себе: социум полон скупых и корыстных людей. Разве будет приветствоваться в нём помощь всем миром покалеченному человеку в приобретении необходимых лекарств или средств передвижения? Ответ очевиден, ведь это общество ничего с этого благого дела не получит, что особо важно для людей с ограниченными возможностями. Такой человек останется наедине со своими страданиями и беспомощностью, и неизвестно, сколько ещё проживёт. А на малодушных, скупых, ну или просто равнодушных (что не менее плохо) это скажется по-своему. Поэтому важное значение имеет существование щедрости в сердцах членов социума.
Заблуждения в понятии
Очень часто к щедрости относят взаимопомощь и пожертвования. Чаще всего пожертвования делаются для искупления своих грехов, поэтому указанные понятия несопоставимы, ведь и здесь присутствует выгода. Знайте, что настоящая невиданная щедрость - золотая жила души, которая не исчерпывается в своих деяниях. Не думайте, что если вы отдали всё, то останетесь нищим. Да, возможно, материально, но не духовно. Духовные запасы с каждым щедрым поступком пополняются. Человек богатый душой не нуждается в куче денег. А это значит, что щедрая душа славится не только отдачей, но и малым потреблением.
Щедрость - голос доброты
Сложно судить о том, что такое щедрость, и полноценно раскрыть суть этого понятия. Но вполне ясно то, что это прекрасная черта и доброты, присутствие Бога в нас. Само слово есть на разных языках, что говорит о многовековом существовании этого качества в людях. Развивайте свой духовный потенциал и будьте щедрыми!