Этот философский вопрос задают себе многие. В чем кроется ответ, и что же ждет каждого там, за чертой? Попробуем приподнять завесу над этой неразгаданной тайной.

Вопросов жизни и смерти касались многие умы человечества, и каждая религия в той или иной мере затрагивает этот вопрос. Любой человек рано или поздно задумывается, что же случается с душой, когда она покидает тело. Над этим вопросом думают и эзотерики. К примеру, считается, что .

Что говорит религия

После смерти душа попадает в рай или ад — таков самый распространенный ответ на этот вопрос. Но на деле все немного сложнее.

Например, древние греки считали, что души умерших оказываются в загробном царстве Аида, за рекой Стикс, где не знают земных радостей и блуждают там, подобно теням. В Древней Греции верили в то, что за пределом земного существования грешную душу ждет возмездие. Достаточно вспомнить мифы и Сизифе или Тантале. Первый бесконечно катил на гору тяжелый камень, и тот всякий раз срывался вниз с самой вершины, вынуждая Сизифа начинать все сначала. Второй стоял по шею в воде, под ветвью с плодами, но не мог ни напиться, ни утолить жажду. Противопоставляли этому царству мрака Элизиум, мир вечной весны, куда попадали праведники.

Помимо рая и ада некоторые христиане верят в существование чистилища — это место, где грешные души могут искупить свои грехи, понеся справедливое наказание и пройдя покаяние. Такого догмата придерживается католическая церковь. Православие отвергает эту идею, но признает, что за умерших можно и нужно возносить молитвы, так как они помогают душе. Протестанты чистилище отвергают, а у мусульман есть аналог этого места — Араф между адом и раем.

Некоторые восточные религии — например, буддизм и синтоизм, религиозные течения Индии, — придерживаются иной точки зрения. Они сулят душе после смерти не райские кущи или адские муки, а возвращение в земной мир. Перерождаясь определенное число раз, душа может достичь совершенства, приблизившись к Будде. Такой ряд перерождений именует колесом Сансары. Перерождаясь вновь и вновь, своими поступками человек может ухудшить или, напротив, очистить свою карму, приблизив или отдалив миг просветления. Некоторые тонкости этой картины мира могут отличаться: например, в разных восточных религиях по-разному относятся к перерождению в животных или к памяти о прошлых жизнях.

Что говорит наука

Скептики и атеистически настроенные люди считают, что после смерти человек просто перестает существовать — остаются лишь следы, что он оставил при жизни. Такова самая радикальная точка зрения на этот вопрос.

Но и в этом случае жизнь, особенно яркая и насыщенная, не проходит бесследно. Кому-то близка мысль, что он продолжит жить в своих детях или же в созданных им произведениях искусства, в построенном доме или посаженном лесе. А кто-то полагает, что хорошие дела запечатлят его в памяти потомков.

Существуют исследования, призванные доказать или опровергнуть жизнь после смерти. В качестве доказательства существования пограничных состояний между этими явлениями ее сторонники приводят в пример живые мумии буддийских монахов. Эти монахи, навсегда застывшие в медитативном положении, продолжают удивлять исследователей и ученых.

Кроме того, нередко можно услышать реальные истории от людей , уже переживших смерть, но клиническую, у тех, кто сумел выйти из комы. Это и взгляд со стороны на свое тело, и свет в конце тоннеля, и необычные навыки, которыми до этого человек не обладал. Подобные рассказы скептики объясняют сбоями в работе мозга, а сторонники веры в существование души — следствием реинкарнации. Например, заговоривший на языке, которого раньше не знал, человек, по их мнению, после клинической смерти вспомнил об опыте своей души из прошлой жизни.

Вопрос жизни после смерти пока открыт, и каждый может ответить на него сам, прислушавшись к своему сердцу. Если наша статья помогла вам ответить на некоторые вопросы, вы можете на нашем сайте и не забывайте нажимать на кнопки и

09.01.2017 04:46

Жизнь после смерти - это то, во что многие люди неотступно верят и то, что...

Небытие - вот что самое страшное в смерти. Приходит костлявая, хватает за горло и… все. А что дальше? Пустота, неизвестность. В этом смысле древние люди были защищеннее нас. Даже средний эллин четко знал: после смерти его душа предстанет перед судом, потом пройдет через коридор преисподней Эребус. И, если будет признана недостойной, отправится прямиком в Тартар. А если зарекомендует себя героически - обретет бессмертие на Елисейских полях радости и блаженства. Потому жил эллин - не тужил, не ведая мук страха и неопределенности. А что нас ждет за последней чертой?

Основания для бессмертия

Разнясь во многих вопросах и положениях, священные писания и религии всех времен и народов Земли проявляют удивительное единодушие во всем, что касается продолжения посмертного существования людей. В бессмертие души верили в Древнем Египте, Вавилоне, Индии и Греции. Так что это коллективный опыт всего человечества. Но мог ли он возникнуть случайно? И не иметь под собой никакой иной основы, кроме страха смерти и желания вечной жизни? И от чего отталкиваются нынешние отцы церкви, не сомневающиеся в бессмертии души? Ну, с ними-то все просто, скажет читатель. Они все равно что среднестатистические эллины: закованы в броню своей веры и потому им ничего не страшно. И действительно, для христиан главный источник веры в вечную жизнь - Священные писания: Ветхий и Новый заветы, Послания апостолов, Откровения Иоанна Богослова. Они не боятся смерти, потому как она для них - лишь вход в другую жизнь, жизнь со Христом. Уверен и мусульманин - после физической смерти его душа переселится в иной мир, где будет дожидаться судного дня.

Буддисты стоят на том, что душа постоянно перерождается: покидая одно бренное тело, она получает другое.

Пожалуй, меньше всего говорит о жизни после смерти иудаизм. В книгах Моисея внеземная жизнь упоминается крайне редко: евреи в большинстве своем полагают, будто и рай, и ад существуют на земле. Но и они убеждены, что жизнь вечная -- она продолжается в детях и внуках. Недаром говорят: еврей тот, чьи внуки евреи.

И только кришнаиты, также не сомневающиеся в бессмертии души, опираются на логические и эмпирические аргументы. Им в помощь -- многочисленные данные о пережитых клинических смертях, когда люди поднимаются над своими телами и парят по тоннелю к неведомому свету, и ведическая философия. Вот он, знаменитый ведический аргумент в пользу вечности души: «Я наблюдаю изменения, происходящие в моем теле, которое превращается из тела младенца в тело старика, но сам факт того, что я могу эти изменения созерцать, означает, что я нахожусь вне изменений тела, ибо наблюдатель всегда должен быть в стороне». Вас этот довод не убеждает? Ну что же, значит вы один из многочисленной армии тех, кому мало просто верить: им нужно знать наверняка.

Свет в конце тоннеля
Здравый смысл подсказывает: у нас нет никаких шансов узнать, что происходит с человеком после того, как к нему приходит старуха с косой. Тем удивительнее, что многие ученые придерживается совершенного иного мнения. В первую очередь - это медики. А все потому, что их врачебная практика опровергает известную аксиому: с того света никто не возвращался. Уж кто-кто, а врачи не понаслышке знакомы с сотнями таких «возвращенцев». Да и вы сами -- хотя бы краем уха - слышали о феномене «клинической смерти».

Обычно все проходит по одному и тому же сценарию. У пациента -- чаще всего во время операции, под наркозом, - останавливается сердце. Врачи констатируют «клиническую смерть» и приступают к реанимации, всеми силами пытаясь запустить «мотор». Время идет на секунды - ибо уже через 5-6 минут головной мозг и остальные жизненно важные органы начинают страдать от гипоксии (нехватки кислорода), а это чревато самыми неприятными последствиями.

Пациент меж тем «выходит» из своего тела, какое-то время наблюдает за самим собой и действиями врачей сверху, а потом плывет по длинному коридору к свету. А там, если верить статистике, собранной британскими эскулапами за последние 20 лет, 72% «умерших» попадают в рай. На них нисходит благодать, они видят ангелов или своих умерших родственников и друзей. Все ликуют и смеются. Чего не скажешь о других 28%: те отправляются прямой наводкой в ад. Так что когда некая божественная сущность, чаще всего являющаяся в виде сгустка света, говорит им: «Ваше время еще не пришло», - они очень радуются. И возвращаются в свое тело. Это значит, что врачам удалось откачать пациента - и его сердце вновь начинает биться. Смерть отступила. Но те, кто заглянул за ее порог, уже никогда не забудут этого.

А те, кто посмелее - обязательно поделятся полученным откровением с лечащими врачами и близкими родственниками.

Доказательства смерти
Исследования «околосмертных переживаний» начались в 1970-х годах. Удивительно, но продолжаются они и поныне, хотя копий на сей счет было сломано немало. Кто-то увидел в феномене несомненное свидетельство вечной жизни, а кто-то, наоборот, и сейчас пытается доказать, что и рай, и ад, и вообще весь пресловутый «тот свет», - находятся внутри человека. Дескать, это вовсе не какие-то реальные места. А всего лишь галлюцинации, процесс, характерный для угасающего сознания. Да, но почему тогда они у всех одинаковые? Есть ответ и на этот вопрос: «Мозг лишается крови, обогащенной кислородом. Части зрительной доли коры больших полушарий выключаются очень быстро. А полюса затылочных долей мозга, имеющие двойную систему кровоснабжения, еще продолжают функционировать. И поле зрения при этом резко сужается. Остается лишь узкая полоса, обеспечивающая центральное, «трубное» зрение. Вот вам и искомый тоннель», - объясняет член-корреспондент РАМН Сергей Левицкий.

Ему возражают: те, кто воскрес, детально рассказывают о действиях врачебной бригады, «колдовавшей» над телом, о своих родственниках, горюющих в коридорах. Один пациент, например, полностью придя в себя через семь дней после клинической смерти, потребовал у докторов, чтобы те вернули его зубной протез, вынутый во время операции. Те же никак не могли вспомнить, куда они его сунули в суматохе. И тогда пациент точно указал им место, где лежит протез: он запомнил его во время своего «путешествия».

Доказательства жизни
Вот и получается, что на сегодняшний момент у медицины отсутствуют безусловные доказательства того, что загробного мира не существует. А получить их очень хочется. Потому-то в 2010 году и стартовало исследование AWARE: ученые из 25 медицинских центров Англии и США объединились, чтобы досконально изучить опыт 1500 пациентов, переживших остановку сердца и клиническую смерть. Их цель - экспериментально проверить некоторые данные, связанные с предсмертным состоянием человека. Возглавляет исследование доктор Сэм Парниа из британского университета Саутгемптона и вот что он о нем думает: «Существует ли потусторонний мир или нет, это вопрос не моей компетенции. Вы удивитесь, но воспоминания о пережитом опыте сохраняются лишь у 10-20% пациентов, испытавших клиническую смерть. Мы же просто хотим понять, что происходит с мозгом в этот момент».

На эксперимент отводят три года. Ученые решили, что этого срока хватит, чтобы «набрать» и опросить 1500 пациентов. Проверять же их будут очень просто: в реанимациях всех 25 больниц на полках и потолочных плафонах разложат картинки с тем расчетом, что ни один пациент, поступивший в палату, не сможет их увидеть. Но если во время операции у него остановится сердце и он покинет тело, то разглядеть спрятанные картинки для него труда не составит. Разумеется, вернувшись в тело и воскреснув, он сможет их описать. И это будет весомый аргумент в пользу того, что сознание способно существовать отдельно от физической оболочки.

Итоги исследования должны быть подведены в конце 2012 года. Пока же доктора хранят молчание: они готовы к любому развитию событий. И все же надеются: «Поскольку мы пытаемся пробиться через границы традиционной науки, то ждем самых удивительных открытий. В конце XIX века физики работали с законами Ньютона и не сомневались, что они все объясняют. Однако когда дело дошло до изучения атома, оказалось, что там работают другие законы. Так же и с мозгом. В 99% случаев мы не можем отделить разум от тела, они работают вместе. Но в экстремальных состояниях все может быть по-другому. Поэтому нас интересует смерть как самое экстремальное из возможных состояний. И если мы продемонстрируем, что сознание продолжает существовать после того, как отключается мозг, это даст нам возможность допустить, что сознание существует само по себе». Вот так-то, не больше - не меньше.

Эффект Соляриса
А что если посмотреть на проблему с другой стороны и вспомнить, во-первых, закон сохранения энергии, а во-вторых, тот факт, что в основе всех видов вещества лежит энергетическое начало? Есть оно и в человеке. И, разумеется, никуда не исчезает после смерти физической оболочки и переходит прямо в энергоинформационное поле Земли. Впрочем, бывают исключения. Наталья Бехтерева вспоминала, что после смерти мужа «человеческий мозг стал для нее загадкой, которую в принципе нельзя разгадать». Призрак супруга стал являться к ней даже днем: делился мыслями, давал советы, подсказывал, где что найти. И Бехтерева, ученый с мировым именем, ни разу не усомнилась в реальности происходящего: «Что это было -- продукт моего сознания, оказавшегося в состоянии стресса, или что-то иное - я не знаю. Одно я знаю наверняка -- он не померещился, а был на самом деле».

Появление «призраков» умерших родных и близких ученые называют «эффектом Соляриса» -- или материализацией «по методу» Станислава Лемма. Но происходит это крайне редко: видимо лишь в тех случаях, когда скорбящие обладают достаточной энергетической силой, чтобы «притянуть» из поля земли фантом дорогого любимого человека.

Переход на новый уровень
Другим же безутешным горюющим приходят на помощь медиумы. Именно так случилось с ученым-геофизиком Всеволодом Запорожцем.

Приверженец научного материализма изменил своим взглядам в 70 лет, когда умерла его жена. Он просто не мог смириться с потерей и засел за литературу о духах, потустороннем мире и спиритизме. В итоге провел более 460 сеансов, написал книгу «Контуры мироздания», в которой подробно описал методику доказательства реальности посмертной жизни. И главное -- сумел связаться с горячо любимой супругой: она молода и прекрасна, как и все, кто живет на том свете. Объяснение этому очень простое, по мнению Запорожца: «Мир «отошедших» - это продукт материализации их желаний, поэтому он схож с земным и даже лучше него. В большинстве своем они пребывают в молодом возрасте и красивом обличье. Они ощущают себя столь же вещественными, как и живущие на земле, осознают свою телесность и способны наслаждаться жизнью. Одежда формируется мыслью и желанием отошедшего, быть может, и не сознательно. Влюбленность и любовь там сохраняются или вновь обретаются, но лишены сексуальности, хотя и отличны от дружеских чувств. Деторождения нет. Для поддержания жизни питаться не требуется, но для удовольствия или до изжития земной привычки вкусно покушать некоторые едят, преимущественно фрукты, которые в изобилии и прекрасны, как цветы».
Не жизнь - сказка. Правда, есть нюанс: если «тот свет» действительно продукт материализации желаний, то надо срочно перестраиваться и переставать бояться смерти. Пора учиться воспринимать ее как качественный переход на новый уровень. И только. И тогда умирать совсем не страшно. И даже расставаться с родными и близкими не так больно.

Некоторые материалы по посмертию:
Мои воспоминаний о сумеречном мире.

Во всем мире существует огромное количество религий, сект и проповедников, которые пытаются рассказывать, что происходит с человеком после смерти. Даже ученые заинтересованы в получении ответа на вопрос. Впрочем, никто на сегодняшний день не продвинулся достаточно далеко, чтобы получить единственно верный ответ на этот вопрос. Так что мы можем только рассматривать различные теории.

Что чувствует человек перед смертью?

На один вопрос более-менее правдиво ответить можно, учитывая успехи реанимационных мероприятий:

  • Каждый пациент говорит свое, ведь перед смертью восприятие действительности зачастую нарушается.
  • Все рассказы во многом сходятся у больных с одинаковыми повреждениями или поражениями одних и тех же органов.
  • В зависимости от ситуации, человек может даже не успеть ничего понять. Обычно так происходит во время несчастных случаев или эпизодов насилия.
  • Гораздо хуже обстоит дело, когда смерть наступает в результате хронических заболеваний. При этом возможна длительная агония и полное осознание происходящего.
  • Смерть во сне действительно является одной из самых безболезненных , человек так и не успевает понять, что же с ним произошло.

Схематично процесс умирания с точки зрения медицины происходит таким образом:

  • Отказ одной из систем органов, возможны болезненные ощущения.
  • Нарушение циркуляции крови и работы сердца. Боли и тяжесть в грудной клетке.
  • Дыхательная недостаточность. Ощущение, будто бы грудь придавили чем-то тяжелым.
  • Остановка дыхания и сердцебиения, после этого человек может прибывать в сознании до десяти секунд.
  • Непосредственно агония. Срыв всех систем контроля, боль, паника, спазм мускулатуры.
  • Умирание. Отключение всех органов и систем, полное прекращение жизнедеятельности.

Как долго умирает человек?

Не обязательно все должно происходить по строго описанной схеме. Как уже и говорилось, все зависит от характера повреждений организма .

  • Крайне болезненно уходят люди с нарушениями функции почек , это зрелище не для слабонервных.
  • Жертвы сердечных приступов больше испытывают панику и ужас, чем реальную боль. Кстати, в такой ситуации важно взять себя в руки, ведь эмоциональное напряжение только добавляет нагрузки на сердечную мышцу.
  • По поводу гибели головного мозга цифры разнятся, некоторые утверждают, что уже через 3-4 минуты происходят необратимые изменения. Но при этом есть примеры удачной реанимации и практически полного восстановления и через 10, через 15, и даже через 20 минут после остановки сердца. Вопрос везения и функциональных возможностей организма. Но в любом случае, счет идет на минуты и без кислорода все нейроны головного мозга погибнут, связи между ними нарушатся и все то, что формировало нашу личность, навсегда исчезнет.

Что ждет человека после смерти?

Но это был материалистический взгляд на жизнь. Можно немного подсластить пилюлю, а заодно и провести сравнение:

С точки зрения религии

С точки зрения науки

Душа бессмертна.

Нет ничего, кроме физической оболочки.

После смерти человека ожидает рай или ад, в зависимости от прижизненных поступков.

Смерть конечна, отвратить или значительно продлить жизнь невозможно.

Бессмертие гарантированно каждому, вопрос только в том, будут ли это вечные наслаждения или нескончаемые муки.

Единственный вид бессмертия, который вы можете получить - в своих детях. Генетическое продолжение.

Земная жизнь является лишь краткой прелюдией к бесконечному существованию.

Жизнь - все, что у вас есть и именно ее следует ценить больше всего.

Если рассматривать долгосрочную перспективу, утверждения религиозных деятелей куда приятнее. Сложно отказаться от идеи вечной жизни, райских садов, гурий и прочих радостей жизни.

Но если рассматривать сегодняшний день , один конкретно взятый момент, тут уже верх берут ученые и атеисты.

Ведь куда интереснее попытаться чего-то добиться в этой жизни , чем уповать на вечное существование, которого может и не быть.

Человек чувствует свою смерть?

А вот это уже не самый простой вопрос. Если в плане предчувствий, то в истории есть примеры, когда люди предсказывали свою гибель в течение ближайших нескольких дней. Но это не значит, что на такое способен каждый человек. Да и о великой силе совпадений не стоит забывать.

Может будет интересно узнать, способен ли человек понять, что он умирает:

  1. Все мы чувствуем ухудшение собственного состояния.
  2. Хоть и не все внутренние органы имеют болевые рецепторы, в нашем организме их более чем достаточно.
  3. Даже приход банальной ОРВИ мы ощущаем. Что уж о смерти говорить.
  4. Вне зависимости от наших желаний, организм панически не хочет умирать и активизирует все ресурсы на борьбу с тяжелым состоянием.
  5. Этот процесс может сопровождаться судорогами, болевым синдромом, выраженной отдышкой.
  6. Но не каждое резкое ухудшение самочувствие свидетельствует о . Чаще всего тревога будет ложной, так что заранее паниковать не стоит.
  7. Не стоит пытаться самостоятельно справиться с состояниями, близкими к критическим. Зовите на помощь всех, кого только можете.

Психологический аспект смерти

Иногда предвестие смерти может быть гораздо страшнее самого процесса. Гнетущие ожидания неминуемого конца могут свести с ума кого угодно. Чаще всего эти мысли не дают покоя тяжелобольным и старикам, на этом фоне может развиться тяжелая депрессия .

Здесь как с паникой во время сердечного приступа - создастся лишь дополнительная нагрузка, которая поспособствует ухудшению состояния . Поэтому во всех жизненных ситуациях необходимо быть если и не оптимистом, то хотя бы реалистом.

Никто из нас не может знать, что уготовано человеку после смерти. Возможно, смерть это действительно последняя остановка, после которой ничего и никогда уже не будет. А может только новое начало чего-то действительно потрясающего.

Не стоит тратить отведенное вам время на рефлексирование на эту тему. Впрочем, в уныние тоже впадать не надо . Недаром в большинстве религий уныние считается смертным грехом.

Что ждет нас «в конце пути»?

С точки зрения различных учений после смерти:

  • Душа человека отправится на суд.
  • После чего будет определена либо в лучшее место, либо в ад.
  • В Азии популярна идея переселения душ и рождений в других телах.
  • Качество жизни во всех последующих воплощениях зависит от поступков в предыдущих жизнях.
  • После смерти тела жизненный путь человека заканчивается, нет никакой скрытой завесы и посмертного существования.
  • Не подтверждено, но и не опровергнуто существование призраков и прочих неприкаянных душ.
  • Идея квантового бессмертия сводится к тому, что хотя бы в одной из бесконечного множества Вселенных мы все же остаемся живы.

Все это безумно интересно, но проверять на собственном опыте не стоит, никогда.

Нет однозначного ответа на самый важный вопрос, что происходит с человеком после смерти - все такая же загадка, как много тысяч лет назад. К разгадке не помогла приблизиться ни наука, ни религия, ни медицина. Впрочем, думать о том, что смерть это действительно конец - как-то не всем хочется.

Видео: что будет с нами после смерти?

Эта первая статья из двух. Она о том, что нас ждет после смерти с точки зрения христианской религии. Вторая статья будет о жизни души по мнению восточных религий и традиций.

Что такое смерть в христианстве?

Здесь две стороны.

Первая.

Мы смертны за совершенный первородный грех. Смерть – кара за него. Мы уже рождены во грехе .

Вторая сторона.

Смерть – это просто продолжение жизни души, но уже без тела. Умирая, мы обретаем бессмертие, ведь душа вечна. Смерть – это лекарство, исцеление от греха.

Что из этого следует? Смерти нет. Это лишь разделение тела и души. Там, за порогом смерти душа жива, там нас ждет Господь. Смерти нет благодаря искуплению греха Иисусом Христом за весь человеческий род.

Весенний Марафон по медитации: участвуй и выиграй “перезагрузку” на Бали!

Это твоя лучшая возможность научиться медитировать, “освежить” голову и плюс к этому выиграть главный приз:

Участие в майской “Перезагрузке” на Бали “под ключ”: включая саму программу, авиабилеты и неделю проживания в дизайнерском отеле.

Что нас ждет после смерти, там, за порогом?

Четких ответов нет. Я думаю, что понять это нашим стандартным обыкновенным размышлением и суждением невозможно. Поэтому и информация, которая есть, существует в виде метафор и аллегорий, образов, символов, для понимания общей сути того, что нас там ждет.

Нам хочется конкретики. Но вера – вопрос души . Конкретность и четкость – это потребность рационального разума, мозга, тела. Жизнь после смерти – это жизнь души, а не тела. И описывать категории духовных понятий материальными и привычными, я думаю, не совсем правильно.

Все, что пишется, нужно пропускать через фильтр души.

Жизнь души после смерти — Страшный суд.

Христианство говорит о Страшном Суде, когда придет Сын Человеческий со Своими ангелами во славе Отца своего. И каждому воздаст по его делам.

Для каждого Страшный Суд закончится по-своему. После него можно отправиться в ад, а можно по милости Господа пойти в рай.

Судить будут всех, и мертвых, и живых. В каком именно виде будет Суд, сказать сложно. Но каждый знает и понимает, по каким законам Он будет. По законам Божьим , по Его заповедям.

Заповеди Божьи – это главный закон души человека. Если бы все люди жили по заповедям, то не нужны бы нам были законы государственные – на всей Земле .

Судить будут каждого по делам его, по отношению к этим делам, по раскаянию и сокрушению в грехах. Не будет лицемерия, масок и лжи. Будет только голая, чистая душа, стоящая пред Богом. И все будет как на ладони. Ничего не утаишь и не скроешь.

В час Страшного Суда будет принято окончательное решение: либо вы остаетесь с Господом, либо покидаете Его навсегда. Поэтому он Страшный.

Ад – внутри человеческого сердца. И если в вашем сердце ад, то вы туда и уйдете после Страшного Суда. Если всю свою жизнь вы творили зло, которое стало частью вас самих. То вы его и получите в жизни вечной. Это будет ваш выбор.

Кто же пройдет испытание Судом – воскреснет в вечную жизнь. Это стало возможно благодаря Великой жертве Иисуса Христа, которую Он принес во благо всего человечества.

«…вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор 15:52).

Это великая Божья милость – воскресить человека после всех согрешений его. Благодать воскресения не может быть описана никакими словами и понятиями. Это то, что осознать и представить обычному человеку просто невозможно.

Жизнь души после смерти. Душа в христианстве

Бессмертие души и воскресение – это главные столпы христианской религии. Этим живет человек и благодаря знанию об этом преодолевает тяжелейшие трудности жизненного пути.

Есть такое мнение, когда-то очень давно древняя христианская церковь даже принимала идею реинкарнации. Это, конечно, не было основной мыслью, но относились к ней спокойно.

Но с 553 года было установлено четко и конкретно, что переселения душ нет, и каждый, кто с этим не согласен – анафема.

После смерти душа сохраняет все чувства, мысли, которые она имела при жизни в теле. И чувства эти все усиливаются и обостряются. Поэтому, если человек живет праведной жизнью, в согласии с Божьими заповедями, то, выйдя из тела, душа сможет почувствовать присутствие Бога и успокоится.

Если же человек был очень привязан к телу, был объят страстями и желаниями, то они останутся с ним и будут терзать его дальше, причем избавиться от них уже не будет возможности. Ведь тела уже не будет. Рядом с такой душой будет множество бесов и нечистых духов. Они были с ним при жизни, они останутся с ним и после смерти.

Получается, что душа в христианстве продолжает жизнь тела. Поэтому очень важно покаяться перед смертью. Это важный момент, последний шанс очиститься. В этот момент вы определяете основное направление и жизнь души после смерти. Куда она пойдет: к Богу – свету, либо сатане – тьме.

Куда больше тянулась душа при жизни? Кто ей ближе? Нас ждет серьезное испытание искушениями, столкновение добра и зла.

Смерть в христианстве. Первые 2 дня.

Первые 2 дня после выхода из тела душа находится где-то возле тела, возле тех мест, которые ей были дороги при жизни, к которым она была привязана.

Но стоит также сказать, что святые люди, жившие только душой без привязанности к телу, сразу отправляются на небеса, минуя все те испытания, которые ожидают души обычных людей.

Точно сказать, конечно, никто не может, что нас ждет после смерти и что конкретно там делает душа сразу после выхода из тела. Но, считается, что в первые 2 дня она относительно свободна и находится возле самых родных и близких мест или возле тела.

Рядом с душой находятся Ангелы, с позволения которых она ходит там, где ей хочется.

Третий день. Мытарства.

Дальше душа должна пройти через препятствия, которые называются «мытарства». Она встречается с множеством демонов и духов, которые, мешают ей, искушают ее, уличают в грехе. Считается, что таких препятствий двадцать.

Празднословие и сквернословие, ложь, осуждение и клевета, объядение и пьянство, леность, воровство, сребролюбие и скупость, лихоимство (взяточничество, лесть), неправда и тщеславие, зависть, гордость, гнев, злопамятство, разбойничество, колдовство (магия, оккультизм, спиритизм, гадания), блуд, прелюбодеяние, содомство, идолослужение и ересь, немилосердие, жестокосердие.

Шага за шагом душа должна пройти испытание каждым грехом. И чтобы пойти дальше, испытания должны быть пройдены. Это как экзамены, говоря понятным языком.

Бесы же, могут быть не обязательно ужасными и устрашающими. Они могут представать в самой различной форме, возможно даже прекрасной, для соблазнения души. И как только душа обольщается и поддается, бесы несут ее туда, где ей место.

Опять же, не забывайте, что все необходимо воспринимать образно , не привязываясь к понятиям. Все метафорично и аллегорично. «Мытарства» , например, признает православная церковь. Католическая же говорит о «чистилище» , которое отличается от «мытарств». Мытарства продолжаются один день, чистилище же очищает душу до готовности ее ухода в рай. В чистилище приходят только те души, которые жили праведно, с грехами, но без смертных грехов.

Душа в христианстве проходит испытания после смерти. И важно помнить и осознавать, что ее судьбу определяет только Господь , Творец всего. Но никак не злые силы. Жизнь важно прожить с Господом, ради Господа и во имя Его и уходить в другой мир без страха, зная, что судьба в руках Бога.

Если душа успешно проходит испытание «мытарствами», то еще 37 дней она блуждает по небесному царству – раю и по адской бездне. Но свою участь узнает только на сороковой день. До этого же она знакомится с тем местом, где ей предстоит быть.

Оставшиеся дни.

С четвертого по девятый день – шесть дней – душа рассматривает рай. С десятого дня и до сорокового – сорок дней – она познает ужасы ада.

И в последний день душу снова приводят к Господу, и принимается решение о ее конечном месте.

Что нас ждет после смерти? Рай и Ад.

Что такое рай и Ад? Наверное, ответить на этот вопрос невозможно. Чего бы вы не ожидали от рая, каким бы прекрасным местом вы его не представляли, как в уме, так и в сердце, оно не сравнится с тем, что перед вами предстанет. Описать его невозможно. Также невозможно описать и красоту Бога.

То же и с адом. За пределами нашего понимания то, что там испытает душа. Страдания ада бесконечно страшны. И нет четкого ответа на вопрос, а вечны ли эти страдания.

Есть мнения, что «да», вечны. Но есть и противоположный взгляд, что ад конечен, и душа, заплатив свою цену, может покинуть его.

Лучше, конечно, этого не узнать.

Но для этого нужно жить правильной жизнью христианина.

Жизнь христианина.

Жизнь на Земле – это подготовка к вечной жизни. И то, как мы эту жизнь проживем, зависит и то, что мы получим на небесах.

Второе пришествие Христа может состояться в любое мгновение, и мы должны быть к этому готовы. И с чем Господь застанет нас, с тем и судить будет. Поэтому нет возможности оттягивать момент прихода в церковь. Нет возможности жить без Бога в душе. Нет возможности бездумно прожигать жизнь и ни о чем не думать. . Никто не знает момента своей смерти.

Но это надо правильно понять. Потому что многие понимают это так: если я завтра могу умереть, то должен взять от жизни все. И курить можно, и пить, и просто отрываться на полную. Но, если ты христианин, то должен понимать, что ты не умрешь, а просто отправишься к Богу . И самое главное, какая душа придет к нему.

Поэтому жить надо так, чтобы быть готовым прямо сейчас оказаться пред очами Творца. Это невозможно, конечно, особенно для обычного «цивилизованного» человека, но стремление к этому должно быть максимальным.

Вас может ждать великая радость на небесах. Готовьтесь к этому всю свою жизнь. Помните о том, где окажетесь после смерти. Все в наших руках.

Жить нужно по совести, с мыслями о Боге, молиться, ходить в церковь, причащаться и следовать заповедям Божьим, соблюдать посты, праздники, воскресения. Все должно сопровождаться искренностью в молитвах, раскаянием в грехам, смирением. Не должно быть места лицемерию и тщеславию.

Живите в любви, станьте проводником любви Господней!

Не поленись уделить 5 минут своего времени, чтобы ознакомиться. Возможно, именно эти 5 минут изменят всю твою жизнь.

Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже.

Каждый из нас умрёт. Ежедневно, подобно разрывам снарядов на поле боя, слева и справа от нас смерть выхватывает друзей, знакомых, а то и самых любимых родных людей.

«Уж сколько их упало в эту бездну разверстую вдали.
Настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли».

Эти строки Марины Цветаевой близки и понятны каждому. Неважно, богат ты или беден, здоров или кочуешь из поликлиники в больницу и обратно. Всех нас ждут впереди слезы родственников, красивые, часто незаслуженные слова (о покойных или хорошо, или ничего) и в конечном итоге – могила. Самые бравые и храбрые личности, заявляющие, что страх смерти им неведом, едва только перспектива этой самой смерти замаячит на линии горизонта, внезапно меняют свою риторику, немедленно вспоминая фразу колоритного Серка из фильма «За двумя зайцами»: «…все мы помрём, только пускай она раньше, а я – попозже».

Ещё не так давно большинство граждан, получивших советское атеистическое воспитание, были твёрдо убеждены, что смерть – конечный этап любого живого организма (в том числе и человека), а позиция Церкви, которая учит, что для человека смерти не существует – абсолютно антинаучная, отсталая и ретроградная. Да и вообще, как учил Остап Бендер, «религия – опиум для народа». Материализм пропагандировался везде: в школах и университетах, в газетах и на телевидении.

После кончины СССР, когда атеистом стало быть немодно, для обычного гражданина, пытающегося разобраться, что же его ожидает «завтра», возникли новые проблемы: из-за проржавевшего «железного занавеса» хлынула не самая чистая волна религиозной, квазирелигиозной и мистической информации. Всевозможные секты с экзальтированными пасторами, танцующие на улицах кришнаиты, вежливые парочки, звонящие Вам в дверь с предложениями «поговорить о Боге» – ко всей этой круговерти вполне подходила фраза А.Толстого: «…сам черт ногу сломит».

Чтобы обычный человек поверил в то, что жизнь после смерти продолжается, в сегодняшних реалиях нужно, чтобы ему об этом чётко и внятно сказал авторитетный для него источник. А кто или что сейчас преподносится, как наибольший авторитет? Наука!

И хотя изначально эта самая наука была знаменем атеистов и всегда использовалась ими для пропагандированная своих идей, именно она нанесла своим адептам удар в спину. Медицинские исследования наглядно показали, что после смерти тела наша личность, наше «Я» не умрёт, а продолжит своё существование, хотя и в совершенно новых условиях.

Петр Калиновский в своей работе «Переход» пишет: «Новые методы реанимации, то есть возвращения к жизни недавно умерших людей, позволили учёным-медикам приоткрыть завесу над тайной смерти и увидеть больше, чем видели до сих пор. Оказалось, что смерть тела ещё не есть конец существования личности. Исследователи были поражены полученными результатами и сперва встретили их с недоумением, почти с недоверием. Однако новые данные были не плодами фантазии, а неоспоримыми фактами, добытыми наукой. Христианскому учению можно было верить или не верить, христианский образ жизни принять или отбросить и жить как удобнее. С фактами так поступить не удастся. От них можно отворачиваться, но они останутся ».

К началу XXI века авторитетные исследователи собрали более 25000 задокументированных и подтверждённых свидетельств людей, переживших клиническую смерть и утверждавших, что они в то время, когда их сердце не билось, видели и посетили иную реальность. Количество этих случаев (в настоящее время их во много раз больше), схожесть, часто идентичность информации, предоставленной свидетелями, позволяет вполне обосновано утверждать о том, что смертью физического тела жизнь человека не ограничивается.

Ещё в 70 годы XX века на Западе появился ряд книг, целью которых являлось описание "посмертного" опыта. Они написаны либо известными учёными и врачами, либо получили их полное одобрение. Один из авторов, всемирно известный врач и "эксперт" по проблемам смерти и умирания Элизабет Кублер-Росс, считает, что эти исследования посмертных переживаний "просветят многих и подтвердят то, чему нас учили две тысячи лет: что после смерти есть жизнь». Открытия Коблер-Росс подтверждаются и научными работами докторов Осиса и Харалдсона.

Одним из пионеров в этой новой области медицины был доктор Реймонд Моуди. В ноябре 1975 года вышла в свет его книга «Жизнь после жизни» с подзаголовком «Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела», а в 1977 году – вторая книга «Размышления о жизни после жизни». В этих работах автор приводит множество случаев людей, рассказывающих о своих переживаниях в то время, когда они находились в состоянии клинической смерти:

«Ей было неудобно лежать на спине, она повернулась и вдруг перестала дышать и ощущать удары своего сердца. Она услышала тревожные крики медсестёр и в это время почувствовала, что покидает своё тело и падает вниз, на пол, пройдя сквозь защитные перила кровати, а затем медленно поднимается вверх. Она парила под потолком и смотрела вниз. «Я видела, как меня старались оживить. Моё тело лежало внизу, распростёртое на кровати. Его было ясно видно, а они все толпились вокруг него. Я услышала голос одной сестры: «Боже, она мертва!» Другая сестра наклонилась и стала делать мне искусственное дыхание – рот в рот .

Я смотрела на её затылок. Я хорошо запомнила её коротко остриженные волосы. Затем я увидела, как в палату вкатили аппарат для электрошока и приставили к моей груди электроды. Аппарат включили, моё тело подпрыгнуло вверх, и я услышала, как затрещали кости. Это было ужасно. Когда я наблюдала сверху, как меня бьют в грудь и растирают руки и ноги, я думала: «Зачем они так беспокоятся? Я чувствую себя прекрасно ».

Молодой человек, попавший в аварию, рассказал, что на перекрёстке в них врезалась другая машина: «Я услышал скрежет автомобиля и тут же обнаружил, что двигаюсь в темноте, в замкнутом пространстве. Это длилось мгновение, а затем я как бы поплыл метрах в двух над улицей, в четырёх метрах от автомобиля, и слышал, как затихает эхо от грохота столкновения ».

Потом он видел людей, бежавших к машине и толпившихся вокруг неё, своего приятеля, который выбрался наружу в шоковом состоянии, своё собственное тело, залитое кровью, с исковерканными ногами. Люди старались вытащить его из салона. Он был возвращён к жизни и позже рассказал обо всём, что видел.

Иногда парящая над своим телом душа может мгновенно перенестись в другое место. Солдат, тяжело раненный во Вьетнаме, во время операции вышел из тела и наблюдал, как врачи пытаются вернуть его к жизни. «Я старался остановить их, потому что там, где я был, мне было хорошо. Я был там, и он (врач) был, но как будто его и не было. Я прикоснулся к нему, а его не было. Я просто прошёл сквозь него… А потом вдруг оказался на поле боя, где я пострадал. Санитары подбирали раненых. Я хотел помочь им, но снова оказался в операционной… Сначала материализуешься там, а потом, в мгновение ока, здесь… »

Другой пациент рассказывал, что мог смотреть и рядом с собой и вдаль, как в телеобъектив.

О том, что такие переживания – не галлюцинации и не плод воображения больного мозга, говорят случаи, когда свидетели описывали события, которые физически видеть не могли. Находясь в операционной, они рассказывали о том, что происходило в соседних помещениях. Зафиксированы примеры, когда слепые от природы люди после своей клинической смерти описывали комнату, где они находились, а также внешность людей, бывших тогда рядом с ними.

Что чрезвычайно важно, практически все свидетельства говорят о том, что сам момент смерти, точнее перехода в другое существование, не связан с мучениями и болью. Очень многие люди страшатся смерти именно по этой причине – они не думают о том, что будет с ними после, а боятся именно смертных страданий. Более того, если человек перед смертью тяжело болеет, то с приходом смерти он чувствует внезапное облегчение. То есть, часто произносимая на похоронах фраза «смерть избавила его от страданий», является абсолютно правдивой.

Пётр Калиновский пишет: «Иногда переход настолько незаметен, что умерший может некоторое время не понимать, что происходит. Он всё ещё продолжает считать себя живым. Умерший, переступив порог смерти, видит людей, слышит их, может попытаться помочь им или что-то сказать, но убеждается, что его не замечают ».

Чего же ожидать нам по ту сторону, к чему готовиться?

Известный православный богослов Серафим Роуз в своей работе «Душа после смерти» считает, что душа после смерти проходит несколько последовательных этапов.


1. Внетелесный опыт

Согласно рассказам, первое, что происходит с умершим, – это то, что он выходит из тела и существует совершенно отдельно от него, не теряя при этом сознания. Он часто способен видеть все окружающее, включая собственное мёртвое тело и попытки его оживления; он ощущает, что находится в состоянии безболезненной теплоты и лёгкости, как если бы он плавал; он совершенно не в состоянии воздействовать на своё окружение речью или прикосновением, и поэтому часто остро ощущает одиночество; его мыслительные процессы обычно становятся намного быстрее, чем когда он был в теле. Вот несколько кратких отрывков из описания таких опытов:

«День был пронзительно холодный, но пока я был в этой черноте, я ощущал лишь теплоту и предельное спокойствие, какое я когда-либо испытывал... Помнится, я подумал: "Должно быть, я умер ».

"У меня появились великолепнейшие ощущения. Я не чувствовал ничего, кроме мира, спокойствия, лёгкости – просто покой ".

"Я видел, как меня оживляли, это было действительно странно. Я был не очень высоко, как будто бы на каком-то возвышении, немного выше их; просто, возможно, смотрел поверх их. Я пытался говорить с ними, но никто меня не слышал, никто бы и не услышал меня ".

2. Встреча с другими

После смерти душа очень недолго остаётся в первоначальном состоянии одиночества. Д-р Моуди приводит несколько случаев, когда ещё даже перед смертью люди внезапно видели уже умерших родственников и друзей.

«Доктор потерял надежду спасти меня и сказал родным, что я умираю... Я осознал, что все эти люди были там, казалось, почти толпами паря у потолка комнаты. Это все были люди, которых я знал в прошлой жизни, но которые умерли раньше. Я узнал бабушку и девочку, которую знал ещё школьником, и многих других родных и друзей ».

Однако Серафим Роуз пишет: «Задумываясь над опытом людей, переживших клиническую смерть, мы должны помнить о большом различии между общим опытом умирающих, который сейчас вызывает столько интереса, и благодатным опытом смерти праведных православных христиан. Действительно ли родственники и друзья приходят из царства мёртвых, чтобы явиться умирающему »?

Блаженный Августин в трактате «О попечении умерших» пишет о том, что случаи кажущихся явлений умерших живым обычно оказываются "лукавыми видениями", наводимыми бесами, например, с целью создать у людей ложное представление о загробной жизни.

Святые отцы недавнего прошлого, такие как старец Амвросий Оптинский, учат, что существа, с которыми общаются на спиритических сеансах, – бесы, а не души умерших; и те, кто глубоко изучал спиритические явления, если они имели для своих суждений хоть какие-то христианские мерки, приходили к тем же выводам.

Праведникам во время смерти действительно могут являться святые, но большинству из нас, грешников, вряд ли стоит доверять тем существам, которые могут нас посещать в этот момент.

«Встреча с другими» обычно происходит непосредственно перед смертью, но ее не следует путать с другой встречей, которую мы теперь хотим описать, встречей со «светящимся существом ».

3. «Светящееся существо»

Большинство людей описывает это переживание как появление света, который быстро увеличивается в яркости; и все опознают его как некую личность, наполненную теплотой и любовью, к которой умерший влечётся чем-то вроде магнитного притяжения. Отождествление этого существа, по-видимому, зависит от религиозных воззрений личности, само оно не имеет узнаваемой формы. Вот некоторые из рассказов об этом опыте:

"Я услышал, что врачи сказали, что я мёртв, и тут-то я почувствовал, что как бы провалился, даже как бы плыву... Все было черно, за исключением того, что вдали я мог видеть этот свет. Это был очень, очень яркий свет, но поначалу не слишком большой. По мере того, как я приближался к нему, он становился все больше ".

Другой человек после смерти почувствовал, что он «вплывает в этот чистый, кристально ясный свет... На земле нет такого света. Я на самом деле никого не видел в этом свете, но все же он имеет особую тождественность, определённо имеет. Это свет совершенного понимания и совершенной любви ».

Многие называют эти существа Ангелами и указывают на их положительные качества: они – светлые, полны любви и понимания и внушают мысль об ответственности за свою жизнь. Но являются ли они на самом деле Ангелами? Ведь Ангелы, известные православному христианскому опыту, намного более определённы и по внешности, и по функциям.


4. Ангелы

Из Евангелия мы знаем, в каком виде являются Ангелы: «Ангел Господень... вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег » (Мф. 28, 2-3); «юноша, облечённый в белую одежду » (Мк. 16, 5); «два мужа в одеждах блистающих » (Лк. 24, 4); «два Ангела в белом одеянии » (Ин. 20, 12). На всем протяжении христианской истории явления Ангелов всегда имели вид блистающих юношей, облечённых в белое.

До нас дошло не так много внушающих доверия свидетельств о посмертной встрече с Ангелами, поскольку до таких контактов «доживало» не так много людей. Большая их часть возвращалась в своё тело раньше.

Обычно в этих случаях умершего встречают два Ангела. Вот что об этой встрече пишет К.Икскуль, автор книги «Невероятное для многих, но истинное происшествие», написанной в начале ХХ века: «И едва она (старушка-сиделка) произнесла эти слова ("Царство ему Небесное, вечный покой... "), как подле меня появились два Ангела, в одном из которых я почему-то узнал моего Ангела-Хранителя, а другой был мне неизвестен».

Св. Феодора, чей путь после смерти через воздушные мытарства описан в житии св. Василия Нового (X век, 26 марта), рассказывает: «Когда я совершенно изнемогла, то увидела подходивших ко мне в образе красивых юношей двух Ангелов Божиих; лица их были светлые, глаза смотрели с любовью, волосы на голове были белые, как снег ».

Приведённые примеры позволяют говорить о том, что Ангелы всегда имеют человеческий или сходный с человеческим облик. Описанное же выше «светящееся существо» из современных случаев, которое не имеет видимой формы, никуда душу не провожает, а только втягивает её в разговор, показывая «обратные кадры» прожитой жизни, едва ли можно назвать Ангелом.

5. Воздушные мытарства

В святоотеческий литературе описано немало случаев, позволяющих говорить о том, что душа взятая Ангелами, проходит через кордоны из бесов, неся ответ за каждый из своих грехов и неблаговидных поступков. Мытарства Блаженной Феодоры – довольно популярный сюжет в православной иконографии, эти изображения встречаются во многих храмах Православной Церкви. Но этот пример далеко не единственный.

Св. Бонифаций, англо-саксонский «апостол германцев» (VIII век), передает в одном из своих писем рассказ, услышанный в Уэнлоке из уст одного монаха, который умер и через несколько часов вернулся к жизни. «Когда он вышел из тела, его подхватили Ангелы такой чистой красоты, что он не смог смотреть на них... И он сказал, что злые духи и святые Ангелы вели ожесточённый спор за души, вышедшие из своих тел: демоны обвиняли их и усугубляли бремя их грехов, а Ангелы облегчали это бремя и приводили смягчающие обстоятельства ».

В упоминавшейся уже книге «Невероятное для многих, но истинное происшествие» можно познакомиться с реакцией типичного «образованного» человека нашего времени на встречу с мытарствами во время его 36-часовой клинической смерти.

«Взяв меня под руки, Ангелы вынесли меня прямо через стену из палаты на улицу. Смеркалось уже, шёл крупный, тихий снег… Мы стали быстро подниматься вверх. И по мере того, как поднимались мы, взору моему открывалось все большее и большее пространство, и наконец оно приняло такие ужасающие размеры, что меня охватил страх от сознания моего ничтожества перед этой бесконечной пустыней...

Идея времени погасла в моем уме, и я не знаю, сколько мы ещё поднимались вверх, как вдруг послышался сначала какой-то неясный шум, а затем, выплыв откуда-то, к нам с криком и гоготом стала быстро приближаться толпа каких-то безобразных существ .

"Бесы!" – с необычайной быстротой сообразил я и оцепенел от какого-то особенного, неведомого мне дотоле ужаса. Бесы! О, сколько иронии, сколько самого искреннего смеха вызвало бы во мне всего несколько дней назад чьё-нибудь сообщение не только о том, что он видел собственными глазами бесов,
но что он допускает существование их как тварей известного рода
»!


Серафим Роуз пишет: «В православном богословии прохождение через воздушные мытарства является этапом частного суда, посредством которого решается судьба души до Страшного Суда. Как частный суд, так и Страшный Суд совершается Ангелами, которые являются орудиями Божией справедливости: Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную (Мф. 13, 49-50)».

Слушайте и не говорите, что не слышали

Человеческие опыт и знания, зафиксированные в рукописном и печатном слове, ещё несколько веков назад были достоянием очень немногих и потому чрезвычайно ценились. Да и записывалась тогда действительно важная и нужная информация. В наше время любые знания есть в свободном доступе, воспользоваться ними может каждый. Но то, что занимает умы большинства людей, наводит на грустные мысли.

Несмотря на усилия науки и медицины по продлению земной жизни, ни один из нас не избежит смертной участи. Потому не будет преувеличением сказать, что тема смерти, или как принято говорить в православии – «память смертная», для каждого человека должна быть неизмеримо выше самых важных житейских вопросов. Информация о том, что нас ждёт после смерти, и главное – как прожить жизнь на земле, чтобы потом «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», должна волновать нас в самую первую очередь. Вот только такие жизненные приоритеты мы можем наблюдать у очень немногих.

Все мы знаем евангельскую притчу о богаче и Лазаре: «…Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят ».

Каждый из нас или читал, или имел возможность прочитать эти слова. Сегодня любой из тысяч случаев возвращения к жизни после клинической смерти можно в какой-то степени назвать воскресением из мёртвых. Мы слушаем то, что эти люди нам рассказывают. Но слышим ли?