Врожденные аномалии и деформации зубочелюстной системы — проявление нарушений развития лицевого и мозгового черепа. Форма и размеры челюстей в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей формы и размеров черепа. Нарушение роста или развития челюстей приводит к развитию деформации или аномалии, причем это может наблюдаться как в процессе эмбриогенеза, так и после рождения в период формирования временного или постоянного прикуса. В связи с этим становится понятным, какое многообразие аномалий или деформаций может наблюдаться, причем тяжесть их проявления находится в прямой зависимости от сроков возникновения.
Этиология зубочелюстно-лицевых аномалий и деформаций чрезвычайно разнообразна. Органо- и морфогенез челюстей лицевого черепа может быть нарушен в результате наследственного воздействия на эмбрион перенесенных родителями заболеваний (эндокринные и обменные нарушения в организме матери, инфекционные болезни), радиоактивного облучения, а также физиологических и анатомических изменений половых органов матери и неправильного положения плода.
В раннем детском возрасте развитие зубочелюстной системы может быть нарушено под влиянием эндогенных факторов (наследственность, эндокринные нарушения, различные инфекционные болезни, нарушения обмена веществ) и экзогенных причин (воспаление в зонах роста челюстей, травма, в том числе родовая, лучевое поражение, механическое давление, вредные привычки, дисфункция жевательного аппарата, нарушение акта глотания, носового дыхания и др.).
Большинство деформаций в детском и юношеском возрасте — следствие заболеваний в период развития лицевого черепа (остеомиелит, рахит, артрит ВНЧС), травмы, нарушения прикуса в связи с потерей зубов, ранних и травматичных операций по поводу расщелин губы и неба, удаления аденоидов, неправильного и некачественного ортодонтического лечения.
Деформация одной челюсти в процессе роста и развития организма более или менее резко отражается на строении всего лицевого черепа. О деформации одной или обеих челюстей речь может идти лишь при резком отклонении их параметров от условных средних величин, наиболее соответствующих остальным отделам лицевого и мозгового черепа данного индивидуума. Второй критерий наличия деформации челюсти — нарушение функции жевания или речи.
ПАТОГЕНЕЗ
В основе патогенетических механизмов развития аномалий лицевого черепа и деформаций зубочелюстной системы лежат угнетение или частичное прекращение роста основания и свода черепа, а также челюстных костей, убыль костного вещества, выключение функции жевания или открывания рта. Значительную роль в патогенезе играют эндокринные расстройства в растущем организме.
Аномалии и деформации лицевого черепа, в том числе деформации челюстей, у детей и взрослых встречаются весьма часто и в разнообразных формах, сопровождаясь выраженными эстетическими и функциональными нарушениями. Большинство больных сосредоточивают внимание на нарушении пропорций лица, изменении внешнего вида. Эстетический недостаток, в свою очередь, отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии больных, делает их замкнутыми, малообщительными, подозрительными. Неправильное отношение окружающих и самого больного к аномалии или деформации лица приводит к развитию мучительного чувства внешней неполноценности, оказывающего существенное влияние на весь уклад жизни больного.
Реакция личности на эстетический недостаток выражается в развитии вторичной невротической реакции, патохарактерологических и интеллектуальных расстройств, которые, по данным различных авторов, наблюдаются в 45-50% случаев. Многие клиницисты отмечают, что перечисленные нарушения чаще встречаются у женщин, объясняя это более высокой лабильностью женской психики.
Наряду с эстетическими нарушениями и психоэмоциональными расстройствами у больных с аномалиями и деформациями лицевого черепа наблюдаются и другие функциональные нарушения, которые оказывают существенное влияние на жизнедеятельность организма. В связи с затруднениями при откусывании и пережевывании пищи страдает функция органов пищеварения, что приводит к развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. Образуется своеобразный порочный круг: аномалии прикуса вызывают патологические сдвиги в нервной и пищеварительной системах, органах дыхания, ЛОР-органах, а взаимосвязь этих органов и систем способствует прогрессированию функциональных отклонений, вплоть до возникновения структурных изменений в органе.
У части больных с аномалиями и деформациями зубочелюстной системы отмечены нарушение речи, хронические воспалительные процессы в воздухоносных путях и связанные с этим нарушения дыхания. При этом страдает произношение преимущественно зубных и ряда других звуков вследствие неправильного соотношения зубных рядов, наличия открытого прикуса, деформации твердого и мягкого неба, сужения носовых ходов, нарушения артикуляции языка.
Существенные изменения при деформациях челюстей происходят в окружающих зубы тканях и ВНЧС. При этом в слизистой оболочке десны у отдельных зубов и их групп развиваются воспалительные изменения с переходом на пародонт и возникновением в дальнейшем симптомов пародонтита, а нарушение объема движений нижней челюсти ведет к дисфункциональным изменениям в ВНЧС.
Все изложенное свидетельствует об огромном спектре нарушений, возникающих при деформациях зубочелюстной системы, существенных изменениях функций ряда органов и систем, их тесной взаимосвязи и взаимодействии. Устранение имеющихся анатомических изменений в развитии лицевого черепа ведет к ликвидации ряда функциональных нарушений и в целом способствует полноценной психосоциальной реабилитации больных с аномалиями и деформациями лицевого черепа и возвращению их к активной производственной и общественной деятельности.
Многообразие функциональных расстройств различных органов и систем организма у больного с деформацией зубочелюстной системы свидетельствует о важности целенаправленного комплексного лечения в процессе медицинской реабилитации пациента. С организационной точки зрения большое значение имеют эпидемиологические исследования, позволяющие определить, насколько часто встречаются больные с аномалиями и деформациями лицевого черепа и зубочелюстной системы. Прежде чем обсуждать вопрос о частоте проявления различных аномалий и деформаций, необходимо определить понятие нормы.
По мнению многих специалистов, занимающихся лечением больных с аномалиями и деформациями лицевого черепа и зубочелюстной системы, под нормой следует понимать такие соотношения различных отделов лицевого черепа, форму и взаимоотношение зубных рядов, которые:
.по внешним признакам сходны с наиболее часто встречающимися физиологическими разновидностями (эстетический фактор);
.обеспечивают оптимальную жевательную эффективность (функциональный фактор);
.обладают максимальной устойчивостью в процессе развития и формирования жевательного аппарата (онтогенетический фактор).
В связи с этим нормой соотношения зубных рядов верхней и нижней челюстей в клинической практике принято считать ортогнатический прикус, как наиболее часто встречающийся. Отклонения от ортогнатического прикуса, за исключением его физиологических разновидностей (прямой, бипрогнатический, прогенический), которые характеризуются множественными контактами между зубами-антагонистами, расцениваются как деформации.
КЛАССИФИКАЦИЯ
В отечественной и зарубежной литературе нет единой классификации аномалий и деформаций лицевого черепа и зубочелюстной системы. Отечественные и зарубежные специалисты наиболее часто используют классификацию Энгля, в основу которой положен симптом соотношения первых постоянных больших коренных зубов верхней и нижней челюстей. Недостатком классификации выступает то, что деформацию оценивают только в переднезаднем направлении в пределах зубного ряда. При определении соотношения зубных рядов невозможно получить представление о строении лицевого и мозгового черепа в целом и выявить истинную причину нарушения прикуса.
Внедрение в клиническую практику новых, более современных методов исследования, особенно телерентгенографии, позволило реально оценить морфологические нарушения у больного с аномалией или деформацией лицевого черепа. Следует отметить, что одни и те же нарушения прикуса могут быть вызваны различными морфологическими изменениями в зубочелюстной системе и лицевом черепе. Точная регистрация их может иметь решающее значение при разработке рационального плана лечения. Предлагаемые различными авторами классификационные схемы аномалий лицевого черепа и деформаций челюстей основаны на эмбриологических, патогенетических, морфологических и других признаках.
Многообразие терминов, обозначающих деформацию или аномалию, затрудняет диагностику и планирование лечения. Как правило, применение каждой из классификационных схем ограничено узкой специальностью (ортодонтия, ортопедия, челюстно-лицевая хирургия, эмбриология). Такие схемы не отражают сущности аномалии или деформации, морфологических изменений при них и не позволяют составить четкий план лечения на всех этапах медицинской реабилитации.
В настоящее время наиболее полной считается рабочая классификация аномалий лицевого черепа, челюстей и зубов, а также их деформаций, предложенная X.А. Каламкаровым (1972) и усовершенствованная В.М. Безруковым (1981) и В.И. Гунько (1986).
I. Аномалии развития зубов.
1. Аномалии количества зубов.
а) Адентия (частичная, полная).
б) Сверхкомплектные зубы.
2. Аномалии положения зубов (вестибулярные, оральные, мезиальные, дистальные, поворот зубов по оси, высокое или низкое положение зубов, транспозиция).
3. Аномалии величины и формы зубов.
4. Аномалии прорезывания зубов (преждевременное, позднее, ретенция).
5. Аномалии структуры зубов.
II. Деформации челюстей.
1. Макрогнатия (верхняя, нижняя, симметричная, несимметричная, различных отделов или всей челюсти).
2. Микрогнатия (верхняя, нижняя, симметричная, несимметричная, различных отделов или всей челюсти).
3. Прогнатия (верхняя, нижняя, функциональная, морфологическая).
4. Ретрогнатия (верхняя, нижняя, функциональная, морфологическая).
III. Сочетанные деформации челюстей (симметричные, несимметричные).
1. Верхняя микро- и ретрогнатия, нижняя макро- и прогнатия.
2. Верхняя макро- и прогнатия, нижняя микро- и ретрогнатия.
3. Верхняя и нижняя микрогнатия.
4. Верхняя и нижняя макрогнатия.
IV. Сочетанные аномалии зубов и деформации челюстей.
V. Сочетанные аномалии и деформации лицевого и мозгового черепа и зубочелюстной системы.
1. Симметричные.
а) Челюстно-лицевые дизостозы (синдром Тричер-Коллинза-Франческетти).
б) Краниостенозы (синдромы Апера, Крузона).
в) Гипертелоризм I-III степени.
2. Несимметричные.
а) Гемифациальная микросомия I-III степени (синдром Гольденхара).
б) Гипертелоризм I-III степени.
При формировании диагноза, помимо отражения морфологических характеристик аномалии или деформации, приведенных в классификации, целесообразно указать соотношение зубных рядов и вид прикуса (прогеническое, прогнатическое, ортогнатическое соотношение зубных рядов; глубокий, открытый, перекрестный прикус). Аномалии и деформации лицевого и мозгового черепа характеризуются нарушением размеров в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, поэтому, формулируя диагноз, следует указать, какие размеры преимущественно нарушены (сагиттальные, трансверсальные, вертикальные).
Использование данной классификационной схемы позволяет обеспечить преемственность в работе узких специалистов (ортодонтов, ортопедов, челюстно-лицевых хирургов, нейрохирургов, логопедов) при медицинской реабилитации больных с аномалиями и деформациями лицевого черепа и зубочелюстной системы.
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА
При всех перечисленных видах аномалий и деформаций лицевого черепа и зубочелюстной системы больные, как правило, жалуются на эстетический недостаток — нарушение правильных пропорций лица за счет недоразвития или чрезмерного развития различных отделов лицевого черепа и функциональных нарушений, связанных с неполноценным откусыванием и пережевыванием пищи, неправильным и нечетким произношением ряда звуков, нарушением дыхания, артикуляции.
Следует обратить особое внимание на тот факт, что изолированные деформации могут иметь место только в период роста и развития лицевого и мозгового черепа. В возрасте старше 16 лет, когда рост и развитие мозгового черепа и верхних челюстей завершаются, происходит формирование сочетанных деформаций челюстей и аномалий лицевого черепа.
Клиническая картина у больных с верхней прогнатией или макрогнатией характеризуется нарушением пропорций средней зоны лица: средняя треть лица укорочена по сравнению с нижней, ширина ее больше; верхняя губа выступает вперед, несколько приподнята. Носогубной угол либо увеличивается, либо уменьшается. Носогубные складки сглажены. При данном виде деформации наблюдается прогнатическое соотношение зубных рядов. Сагиттальная щель между центральными зубами верхней и нижней челюстей может иметь различные значения, что зависит от степени деформации. Прикус может быть глубоким, глубоким травмирующим, когда фронтальная группа нижних зубов упирается в слизистую оболочку твердого неба, и открытым. Размеры зубной дуги верхней челюсти нарушены в трансверсальной и сагиттальной плоскостях. В большинстве случаев уменьшается ширина верхнего зубного ряда на уровне первых премоляров и увеличивается длина переднего отдела верхней челюсти, фронтальные зубы выступают вперед. В состоянии физиологического покоя верхняя губа не закрывает зубы на верхней челюсти. В отдельных наблюдениях зубы верхней челюсти выступают из-под верхней губы на две трети высоты коронки или даже больше. При улыбке верхняя губа, смещаясь кверху, обнажает и слизистую оболочку альвеолярного отростка верхней челюсти.
Клиническая картина при нижней микрогнатии или ретрогнатии характеризуется уменьшением размеров нижней зоны лица в сагиттальной плоскости, а вертикальные размеры нижней зоны лица, как правило, увеличены. Нижняя челюсть недоразвита, уменьшена в размерах либо смещена кзади при сохранении нормальных параметров. У большинства больных с этим видом деформации подбородочный отдел лица скошен кзади, губоподбородочный угол не выражен, губоподбородочная борозда сглажена, мягкие ткани подбородочной области смещены кзади по отношению к нижней губе. Шейно-подбородочный угол плохо выражен, расстояние между подбородком и подъязычной костью уменьшено.
У части больных губоподбородочный угол и губоподбородочная борозда, наоборот, резко выражены и сильно выделяются. Подбородочный отдел выглядит как бы укороченным при сохранении его нормальных параметров. Нижняя губа развернута вперед, слизистой оболочкой красной каймы упирается в режущие поверхности верхних зубов. Шейно-подбородочный угол выражен хорошо, а расстояние между подбородком и подъязычной костью лишь незначительно короче.
У всех больных с нижней микро- или ретрогнатией отмечается прогнатическое соотношение зубных рядов с различной величиной сагиттальной щели между центральными резцами верхней и нижней челюстей, что зависит от степени деформации. Прогнатическое соотношение зубов сопровождается глубоким, глубоким травмирующим или открытым прикусом. У больных с нижней микро- или ретрогнатией наблюдается нарушение трансверсальных и сагиттальных размеров зубного ряда нижней челюсти, которое выражается в сужении ее на уровне первых премоляров и укорочении длины ее переднего отдела. У многих больных обнаруживаются скученность зубов на нижней челюсти, вестибулярный наклон фронтальных зубов и смещение их кверху по отношению к окклюзионной плоскости.
У больных с верхней микро- или ретрогнатией уплощена и западает средняя треть лица. Это особенно четко проявляется при сравнении наиболее выступающих точек в области лба, верхней челюсти и подбородка. Рельеф скуловых и подглазничных областей симметрично сглажен и уплощен. Основание хрящевого отдела носа западает, носовые ходы сужены вследствие уменьшения грушевидного отверстия. Носовое дыхание затруднено. На границе перехода костного отдела носа в хрящевой определяется горбинка. Верхняя губа, особенно ее основание, западает. Носогубной угол меньше 90°. Носогубные складки резко выражены, глубокие. Нижняя губа, несмотря на правильные размеры нижней челюсти, перекрывает верхнюю. Подбородок выступает вперед.
У больных с данным видом деформации наблюдается прогеническое соотношение зубных рядов. Это сопровождается формированием прогенического или открытого прикуса, выраженность которого зависит от степени деформации. При верхней ретрогнатии, как правило, размеры зубной дуги верхней челюсти в трансверсальной и сагиттальной плоскостях не отличаются от нормальных. У больных с верхней микрогнатией выявляются ретенция и дистопия зубов, их скученность, сужение зубного ряда верхней челюсти. Свод твердого неба резко выражен, глубокий, носит название готического.
У больных с верхней микрогнатией после хейло- и уранопластики по поводу врожденных расщелин губы и неба, помимо всего перечисленного, отмечается смещение костного остова носа в здоровую сторону. Хрящевой отдел носа также смещен в здоровую сторону, крыло носа на стороне расщелины деформировано, уплощено. Перегородка носа укорочена. Основание грушевидного отверстия на стороне расщелины недоразвито, уплощено, западает. Вход в нижний носовой ход на стороне расщелины расположен ниже по сравнению со здоровой стороной. Костная и хрящевая перегородки носа искривлены, носовые раковины на стороне расщелины гипертрофированы. У всех больных с расщелинами нарушено носовое дыхание.
Верхняя губа укорочена, уплощена, рубцово деформирована. Подвижность ее несколько ограничена из-за рубцовой деформации и наличия рубцовых спаек по верхнему своду преддверия полости рта. Носогубной угол меньше 90°. Верхний зубной ряд значительно деформирован, в зоне расщелины могут отсутствовать постоянные зубы. Верхний свод преддверия рта неглубокий за счет рубцовых изменений тканей после ранее проведенной хейло- и уранопластики. Слизистая оболочка твердого и мягкого неба рубцово изменена, мягкое небо малоподвижное, укороченное. Нередко у части больных данной группы определяются остаточные дефекты твердого неба и ротоносовое соустье в области верхнего свода преддверия рта.
У больных с нижней макро- или прогнатией имеется деформация нижней трети лица за счет ее выступания вперед. При этом создается впечатление, что верхняя губа западает. Носогубные складки резко выражены, глубокие. Нижняя губа перекрывает верхнюю. Подбородок выступает вперед. При нижней макрогнатии размеры тела и ветви нижней челюсти увеличены. У больных с нижней прогнатией отмечается увеличение нижнечелюстного угла (в норме 127°).
При нижней макро- или прогнатии обнаруживается прогеническое соотношение зубных рядов. Прикус прогенический, открытый либо глубокий. Сагиттальное несоответствие между центральными резцами верхней и нижней челюсти определяется степенью деформации. У больных с нижней макрогнатией увеличены трансверсальные и сагиттальные размеры зубной дуги. При нижней прогнатии размеры зубной дуги не изменены. Артикуляция языка нарушена, при разговоре кончик его упирается во фронтальные зубы нижней челюсти.
У больных с несимметричными аномалиями лицевого черепа и деформациями зубочелюстной системы клиническая картина характеризуется теми морфологическими изменениями, которые присущи конкретной деформации, и тесно связана с топографией патологических изменений, а также степенью их выраженности.
Клиническая картина деформации обусловлена односторонним поражением верхней или нижней челюсти в виде макро- или микрогнатии. У больных с гемифациальной микросомией II и III степени, помимо односторонней деформации лицевого черепа, имеются и его дефекты, что сопровождается значительными функциональными и эстетическими нарушениями.
ДИАГНОСТИКА
При обследовании больных с аномалиями лицевого и мозгового черепа и деформациями зубочелюстной системы большое значение приобретает изучение анамнеза жизни, перенесенных заболеваний и операций, семейного анамнеза, наследственности. Особенности клинического обследования больных с аномалиями и деформациями лицевого черепа заключаются в детальном анализе местного статуса, изучении фотографий лица в различных проекциях, моделей челюстей, рентгенологическом исследовании черепа и зубочелюстной системы. При опросе больных особое внимание следует уделить выяснению жалоб, оценить их значимость в свете объективного анализа функциональных и эстетических нарушений.
Изучение местного статуса рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1) оценить положение головы;
2) проанализировать контуры лица в фас и профиль, определить его пропорции, симметрию;
3) выяснить соотношение зубных рядов, их форму, размеры, взаимоотношение зубов верхней и нижней челюстей, положение отдельных зубов, состояние пародонта;
4) оценить состояние полости носа, функцию носового дыхания;
5) выяснить характер и объем движений нижней челюсти;
6) определить размеры языка, его положение, артикуляцию, характер нарушений речи;
7) изучить особенности строения и функцию твердого и мягкого неба;
8) оценить состояние слюнных желез, жевательных и мимических мышц, функциональное состояние черепных нервов.
Изучать местный статус следует строго последовательно, целесообразнее всего сверху вниз. Анализируя положение головы больного, необходимо учитывать, что в течение многих лет пациент выбирал такое оптимальное ее расположение, при котором аномалия или деформация менее всего видна окружающим. Можно наблюдать изгиб шейного отдела позвоночника, вынужденное положение нижней челюсти, наклон головы с поворотом по оси при несимметричных деформациях. В связи с этим, проводя клиническое обследование, необходимо постоянно следить за правильным положением головы больного в пространстве.
Первоначально изучают контуры лица в трех взаимно перпендикулярных проекциях с учетом его симметричности, пропорциональности верхней, средней и нижней зон. Следует отметить, что абсолютная симметрия различных отделов лица не встречается, а незначительные отклонения не могут служить поводом для хирургического вмешательства. Разделяя лицо на области условными линиями по вертикали и горизонтали, проводят детальный анализ симметричных участков, определяя деформированные отделы.
Обследуя анатомические образования средней зоны лица (глазницы, нос, верхняя челюсть, скуловые кости), оценивают их симметричность и пропорциональность с учетом общей формы лица. Изучают функцию слезоотводящих путей, характер носового дыхания, форму костного и хрящевого отделов носа, их расположение по отношению к другим отделам лица.
При анализе нижней зоны лица акцентируют внимание на положении и характере смыкания верхней и нижней губ, особенностях строения носогубных складок, выраженности подбородочного отдела нижней челюсти. При функциональном покое верхняя и нижняя губы находятся в состоянии смыкания либо между ними может быть диастаз до 3,5 мм. При активной улыбке верхняя губа, приподнимаясь, может обнажать слизистую оболочку альвеолярного отростка верхней челюсти не более чем на 2 мм от зубодесневого края. Увеличение указанных параметров может свидетельствовать либо об укорочении верхней губы, либо о чрезмерном развитии верхней челюсти по вертикали. При оценке пропорции лица в профиль большое значение имеют данные о положении основания хрящевого отдела носа. Правильный профиль лица характеризуется расположением на одной линии трех основных точек (наиболее выступающая точка лба, основание перегородки и наиболее выступающая точка подбородка). С эстетических позиций важно оценить положение костно-хрящевого отдела носа, носогубной и подбородочно-шейный углы, степень выраженности подбородочно-губной складки. Особое внимание обращают на форму и размеры углов нижней челюсти, форму ушных раковин.
Оценивая состояние ВНЧС, детально анализируют объем и характер движений нижней челюсти. При осмотре полости рта обращают внимание на соотношение зубных рядов, форму зубных дуг, положение отдельных зубов, их форму и размеры. Анализируют состояние слизистой оболочки полости рта, оценивают форму неба, функцию мягкого неба и языка.
После полного клинического обследования больного с аномалией или деформацией лицевого черепа и зубочелюстной системы приступают к объективной оценке состояния мягких тканей лица, костного остова лица и зубочелюстной системы при помощи дополнительных методов:
.изучения диагностических моделей челюстей;
.рентгенологического обследования;
.анализа фотографий лица больного в прямой и боковой проекциях;
.функциональных исследований (ЭМГ, электроэнцефалография, реополярография, ринопневмометрия, фоторегистрация движений нижней челюсти).
Для каждого больного целесообразно изготовить две пары гипсовых моделей челюстей. Одну из них используют для планирования хирургического лечения, другую для измерения. На моделях определяют размеры зубов и угол их наклона, ширину зубной дуги, глубину неба, длину переднего отрезка зубных дуг, а также форму зубного ряда, симметричность правой и левой его половины. Измерение ширины зубных рядов в области первых малых коренных зубов и первых больших коренных зубов проводят по методу Пона, а длины переднего отрезка зубной дуги — по методу Коркхауза. Изучение взаимоотношения зубных рядов проводят в трех плоскостях после фиксации гипсовых моделей в положении центральной окклюзии в окклюдаторе.
В схему рентгенологического обследования больных с аномалиями и деформациями лицевого черепа и зубочелюстной системы включают телерентгенографию в прямой и боковой проекциях, ортопантомографию, рентгенографию в полуаксиальной проекции, томографию ВНЧС при открытом и закрытом рте, зонографию, панорамную рентгенографию.
Краниометрическое рентгенографическое исследование в трех проекциях (прямая, боковая и полуаксиальная) нашло широкое применение в ортодонтии и челюстно-лицевой хирургии. Следует отметить, что данные телерентгенографического исследования характеризуются значительной вариабельностью и зависят от пола, возраста, этнических особенностей и индивидуальных черт строения лицевого и мозгового черепа. Кроме того, на полученные результаты существенное влияние оказывают технические условия съемки, ошибки в ее проведении, а также субъективные погрешности при разметке и измерении линейных и угловых показателей на телерентгенограммах. Основными достоинствами телерентгенографии выступают: широкая возможность прижизненного анализа основных параметров лицевого и мозгового черепа в различных проекциях, определение точной локализации деформации, оценка характера нарушений и регистрация их изменений в процессе роста и лечения.
При расшифровке телерентгенограмм в прямой и боковой проекциях следует использовать определенные ориентиры, измерять ряд линейных и угловых параметров. Детальное исследование линейных размеров и угловых параметров на телерентгенограммах в прямой и боковой проекциях позволяет получить цифровые данные и на их основании провести анализ взаимного расположения отделов лицевого черепа, а также мягких тканей лица. Можно установить положение верхней челюсти по отношению к основанию черепа, положение нижней челюсти по отношению к основанию черепа, их расположение по отношению друг к другу и к основанию черепа, размеры базисов верхней и нижней челюстей, локализацию зубных рядов по отношению к базисам челюстей, определить идентичность размеров правой и левой половины лица или их несоответствие.
На полуаксиальных снимках и ортопантомограммах оценивают состояние околоносовых пазух носа. О состоянии ВНЧС судят по данным ортопантомографии, томографии при открытом и закрытом рте, зонографии. Структуру костной ткани челюстей, альвеолярных отростков изучают на увеличенных панорамных рентгенограммах или прицельных внутриротовых рентгенограммах.
Функциональные методы исследования используют для оценки состояния мимических и жевательных мышц, кровоснабжения мягких и костных тканей челюстно-лицевой области.
Дифференциальная диагностика деформаций челюстей представляет значительные трудности. Она основывается на данных клинического обследования больных с деформациями, результатах телерентгенографического исследования, анализе биометрических показателей измерения моделей челюстей. Следует дифференцировать микро- и макрогнатию, микро- и ретрогнатию, макро- и прогнатию, а также верхнюю микро- или ретрогнатию и нижнюю макро- или прогнатию, верхнюю макро- или прогнатию и нижнюю микро- или ретрогнатию. Необходимо подчеркнуть, что у взрослых больных с аномалиями и деформациями лицевого черепа и зубочелюстной системы, как правило, встречаются сочетанные деформации челюстей, причем степень каждой из них может быть определена в процессе дифференциальной диагностики.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РТ

ГАОУ СПО «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка

теоретического занятия

Тема: Аномалии зубочелюстной системы

МДК 04.01 « Технология изготовления ортодонтических аппаратов »

Группа: 132

специальность 310205

«Стоматология ортопедическая»
Преподаватель: Гоголева А.Х.

Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК фармацевтических дисциплин

Протокол № ______ от „______” _______________ 2015г.______________

Председатель ЦМК Муллахметова В.Р.__________

Тема. Введение. Аномалии зубочелюстной системы.

Учебные цели:

После изучения данной темы студент должен знать:

1. Что изучает предмет «Ортодонтия».

2. Цели и задачи «Ортодонтии».

3. Классификации зубочелюстных аномалий по Д.А. Калвелису.
Воспитательные цели :

Изучение данной темы способствует воспитанию:


  1. Чувства профессиональной гордости.
2.Любви к профессии зубного техника.
В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Изучение данной темы является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основному виду профессиональной деятельности:

Общее время занятия – 2 часа
Оснащение занятия: презентация, лекция, учебники, справочники, фантомы.
Форма организации лекции: лекция подготовлена в монологическом варианте, с элементами беседы с использованием презентации.

План проведения занятия


№/п

Название

этапа


Описание

этапа


Цель этапа

Вре-мя,

1

Организационный этап.

Преподаватель отмечает присутствующих, проверяет наличие формы, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы.

Сконцентрировать внимание на изучение данной темы и активизировать познавательную деятельность студентов.

10

2

Изложение нового материала

Дать понятие ортодонтии и ее основных задач.

Создать мотив для изучения предмета ортодонтии. Активизировать познавательную деятельность студентов.

10

Основные этапы развития ортодонтии.

Способствовать формированию готовности получить необходимую информацию о развитии ортодонтии.

5

Краткий исторический очерк о развития науки. Значение работ отечественных ученых в развитии ортодонтии. Классификация зубочелюстных аномалий по Д.А. Калвелису.

Сформировать мотив для изучения работ отечественных ученых. Активировать познавательную деятельность студентов для получения дополнительной информации по предмету.

40

3

Заключение

Подвести итоги, повторить основные положения лекции, ответить на вопросы студентов.

Закрепить мотив к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы для будущей успешной деятельности зубного техника.

20

4

Задание на дом

Освоение нового материала.

Способствовать формированию навыков организации собственной деятельности, выбора методов и способов выполнения профессиональных задач.

3

5

Резерв времени преподавателя

2

Тема. « Введение. Предмет и задачи ортодонтии »

План лекции

1. Понятие ортодонтии.

2. Краткий исторический очерк о развития науки. . Значение работ отечественных ученых в развитии ортодонтии.

3. Зубочелюстные аномалии: виды и классификация по Д.А. Калвелису.

4. Заключение.

Ортодонтия- это раздел стоматологии, изучающий этиологию, патогенез, ообенности зубочелюстных аномалий, методы их диагностики и лечения. Аномалии зубочелюстной системы занимают одну из первых мест среди заболеваний челюстно-лицевой области.

Первые сведения о лечении неправильно расположенных зубов относят к XVIII столетию. Исправление кривостоящих зубов получило в своё время название «Ортодонтия» (ortos- прямой, odus-, ontes- зуб). Этапы развития ортодонтии подразделяют на старую и новую школу. Новая школа связана с именем Э.Энгля. Для неё характерны следующие принципы: цель лечения- достижения идеальной окклюзии без удаления зубов; смыкание первых постоянных моляров- « ключ окклюзии»; предельный возраст для ортодонтического лечения- 7-40 лет; применения для лечения стандарстных механических аппаратов. Серьезный научный вклад отечественных ученых в ортодонтии относится к 30-м года и связан с именем А.Я. Катца. Большая заслуга в развитии ортодонтии принадлежит Н.И. Агапову. Лечение аномалий в основном осуществляется ортодонтическими аппаратами. Под воздействием таких аппаратов происходят сложные процессы перестройки в зубных и околозубных тканях, зубных дугах, альвеолярных отростках, височно- нижнечелюстных суставах.

На протяжении многих лет, начиная с 50-х годов, профессор Д.А. Калвелис занимался изучением биоморфологических основ ортодонтического лечения. По мнению Д.А.Калвелиса, весь комплекс морфологических изменения в зубочелюстной системе при ортодонтическом лечении можно разделить на 4 основные группы: 1) Морфологические основы ортопедического перемещения зубов; 2) Тканевые преобразования в области срединного небного шва; 3) Трансформация челюстной кости в результате нагрузки; 4) Тканевые преобразования при сагиттальном перемещении зубных рядов и челюстей.

Большой вклад в развитие ортодонтии внесли такие ученые: В.Ю. Курляндский (опубликовыл монографию « Зубочелюстные аномалии детей и методы их лечения»), профессор Х.А. Каламкаров (« Влияние перестройки молочного прикуса функционально-действующей ортодонтической аппаратурой, нарост челюстных костей и формирование постоянного прикуса», « Клинико- экспериментальное изучение функциональной перегрузки зубов», « Морфологическая перестройка челюстно- лицевой системы при перемещении нижней челюсти в период молочного прикуса»), Л.В. Ильина-Маркосян (« Зубное и челюстное протезирование у детей», « Профилактическое значение зубного протезирования у детей и подростков и подготовка к нему полости рта»), Ф.Я. Хорошилкина (« Аномалии положения верхних боковых резцов и клыков и методы их лечения», «Функциональные методы лечения в ортодонтии»).

История развития отечественной ортодонтии показывает, что за сравнительно короткий промежуток времени ученые и практики смогли создать прочную теоретическую основу современной ортодонтии.

Аномалии зубных рядов характеризуются изменением их типичной формы и длины. Изменение формы зубных дуг во фронтальном участке отрицательно отражается на внешности и психологическом состоянии больных. Отклонения от нормы в строении и форме зубных рядов могут быть в трех взаимно перпендикулярных направлениях: вертикальном, сагитальном и трансверзальном. Основными этиологическими факторами аномалий формы зубных дуг являются недоразвитие челюстей и их деформации, вызванные болезнями раннего детского возраста. Различают следующие виды аномалий зубного ряда: нарушения формы и размера зубных рядов. Нарушения последовательности расположения зубов, симметричности их положения, а также контактов между смежными зубами приводят к аномалиям формы и размера зубных рядов. Существуют клинические признаки аномалий зубных рядов и антропометрические объективные методы их диагностики. Клиническую диагностику аномалий зубных рядов проводят при осмотре полости рта, антропометрическую – на гипсовых моделях челюстей с помощью измерителя, циркуля и линейки. В любом возрасте ребёнка зубы в зубном ряду должны располагаться в последовательности определяемой зубной формулой. Транспозиция нарушает строение зубного ряда, расположение зубов вне зубного ряда нарушает его очертания, форму, а также окклюзию. В зависимости от возраста ребёнка зубы в зубном ряду могут располагаться плотно или редко. У детей 2,5-4 лет зубы должны располагаться плотно. Если количество молочных зубов, а также ширина коронок меньше, чем в норме, то наличие промежутков между зубами у детей 4-6 лет считается признаком нормы. Появление диастем и трем обусловлено ростом альвеолярных отростков, вызванным предстоящим прорезыванием более крупных резцов и клыков. Однако, наличие трем может быть вызвано также уменьшением количества и размера коронок молочных зубов, неправильным их положением, увеличением размера зубного ряда. Постоянные зубы должны обязательно контактировать между собой своими боковыми поверхностями. Наличие трем и диастем между постоянными зубами аномальным явлением и выделено в отдельную нозологическую форму. Скученность молочных зубов – явление редкое, тогда как постоянных – довольно частое. Причиной скученности зубов обычно является уменьшением зубного ряда, реже – увеличение количества зубов и мезиодистального размера их коронок. К аномалиям зубных рядов относится нарушение их формы. Известно, что молочные зубы в норме располагаются в форме полукруга. После прорезывания постоянных боковых зубов, верхний зубной ряд приобретает форму полуэллипса, нижний – параболы. Клинически форма зубного ряда оценивается путём осмотра его при широко открытом рте и мысленного сравнения с указанными геометрическими фигурами. Деформация формы зубных рядов может быть разнообразной. Обычно нарушение формы обозначают описательными терминами: уплощенная, вытянутая, седловидная или гитарообразная, треугольная, трапециевидная. Иногда зубной ряд имеет ассиметричную форму. Неправильное строение зубного ряда может наблюдаться на всем его протяжении, а также в отдельных участках: изменения в разных участках могут быть одинаковыми или разными по величине и направлению. Деформация зубных рядов многообразна, скученность зубов в одном участке может сочетаться с тремами в другом участке. Изменения верхнего и нижнего зубных рядов могут быть не связаны между собой.

Д.А. Калвелис (1957) предложил классификацию зубочелюстных аномалий, включающую три раздела: аномалии отдельных зубов, аномалии зубных рядов и аномалии прикуса.

I . Аномалии отдельных зубов.

1. Аномалии числа зубов:

а) Адентия – частичная(гиподонтия) и полная;

б) Сверхкомплектные зубы (гипердонтия).

2. Аномалии величины и формы зубов;

а) гигантские зубы;

б) шиловидные зубы;

в) зубы уродливой формы;

г) зубы Гетчинсона, Фурнье.

3. Аномалии структуры твердых тканей зубов: гипоплозия зубных коронок.

4. Нарушение сроков прорезывания зубов:

а) преждевременное прорезывание зубов;

б) запоздалое прорезывание зубов.

II . Аномалии зубных рядов.

1.Аномалии положения отдельных зубов:

а) вестиулярно-щечное прорезывание зубов:

б) небно-язычное прорезывание зубов;

в) медиальное прорезывание зубов;

г) дистальное прорезывание зубов;

д) низкое положение зубов (инфраокклюзия);

е) высокое положение зубов (супраокклюзия);

ж) поворот зуба (тортоаномалия);

з) транспозиция зубов;

и) дистопия верхних клыков.

2. Скученное положение зубов.

3. Тремы между зубами (диастема).

4. Аномалии формы зубных рядов:

а) суженный зубной ряд;

б) седлообразно сдавленный зубной ряд;

в) V -образная форма зубного ряда;

г) ассиметричный зубной ряд.

III . Аномалии прикуса.

1.Сагиттальные аномалии прикуса:

а) прогнатия;

б) прогения.

2.Трансверзальные аномалии прикуса:

а) суженные зубные ряды;

б) несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов:

- нарушение соотношений боковых зубов с обеих сторон

(двухсторонний перекрестный прикус);

- нарушение соотношений боковых зубов с одной стороны

(косой или односторонний перекрестный прикус).

3. Вертикальные аномалии прикуса:

а) глубокий прикус

- перекрывающий прикус;

- комбинированный прикус с прогнатией (крышеобразный);

б) открытый прикус

- истинный прикус (рахитичесикий)

- травматический прикус (вследствие дурных привычек).

Основные источники:


  1. В.Н. Копейкин, Л.М. Демнер «Зубопротезная техника» 2009г.

  2. М.М. Расулова, Т.И. Ибрагимова, И.Ю. Лебеденко «Зубопротезная техника» 2009г.

  3. Л.С. Персин «Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий» 2010г.

В возникновении зубочелюстных деформаций в постэмбриональном развитии организма большую роль играют многие общие (конституциональные) и местные факторы: искусственное вскармливание, болезни раннего детского возраста, эндокринопатия, нарушение носового дыхания, дурные привычки, неправильное положение ребенка во время сна.

К местным причинным факторам относятся также неравномерная стираемость коронок и задержка смены молочных зубов, периодонтит, остеомиелит, ожоги лица и приротовой области, новообразования органов полости рта и челюстных костей. Искусственное вскармливание отрицательно влияет на развитие зубочелюстной системы по двум причинам.

Во-первых, при нем выпадает естественный акт сосания, который сопровождается ритмичными движениями нижней челюсти в переднезаднем направлении, напряжением мышц губ, языка и дна полости рта. Эти функциональные раздражения являются весьма важными стимулирующими факторами для развития челюстей и окружающей жевательной и мимической мускулатуры. Как известно, дети рождаются с так называемой младенческой ретрогенией (дистальным положением нижней челюсти по отношению к верхней).

При естественном вскармливании нижняя челюсть усиленно развивается и вскоре устанавливается в нейтральное, правильное положение. При искусственном же вскармливании эти функциональные раздражения отсутствуют и развитие зубочелюстной системы нарушается. Нижняя челюсть начинает отставать в росте, что в дальнейшем может привести к образованию дистального прикуса с прогнатическим соотношением зубных рядов. Неправильный акт сосания может быть также причиной сужения верхней челюсти.

Во-вторых, искусственное вскармливание по составу пищевых продуктов является неполноценным. Никакие искусственные смеси не могут полностью заменить материнское молоко, необходимое для нормального развития ребенка и его зубочелюстного аппарата.

«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов

Нарушение гармоничного равновесия между отдельными группами мышц и извращенная функция их также могут привести к различным зубочелюстным деформациям. Поэтому раннее восстановление нормальной функции соответствующих мышц предупреждает возникновение зубочелюстных деформаций или значительно уменьшает степень их выраженности. Оно имеет большое значение и при лечении формирующейся аномалии прикуса, стимулирует рост недоразвитых отделов челюстей и способствует пропорциональному развитию всего…


Необходимо отметить, что упражнения упомянутых мышц полезны при лечении любых форм аномалий прикуса, а также для закрепления результатов ортодонтического лечения. Упражнения производятся следующим образом. Вначале необходимо добиться того, чтобы ребенок правильно смыкал зубные ряды. Затем при сомкнутых челюстях он должен постепенно сокращать и расслаблять группу жевательных мышц. Для этого необходимо наложить указательные пальцы на жевательные…


Местные изменения в том или ином органе при общем инфекционном процессе необходимо расценивать лишь как локальное выражение общего заболевания, в совокупности со сложными патологическими процессами в других органах и во всем организме. При таком подходе для современного стоматолога-педиатра нет неожиданного в том, что многие инфекционные заболевания ребенка могут сопровождаться теми или иными проявлениями со стороны…


Существует несколько методов усиления круговой мышцы рта. I. Смыкание губ при одновременном растягивании углов рта мизинцами или указательными пальцами обеих рук. II. Губы вытягиваются в трубочку и затем растягиваются, как при широкой улыбке. III. Усиление тонуса мышцы с помощью прибора Роджерса и диска Фриэля. После того как ребенок научится устанавливать нижнюю челюсть в правильном положении,…


Особенно большое значение в возникновении зубочелюстных деформаций отводится заболеванию раннего детства — рахиту. Рахит, в основе которого лежит авитаминоз D, чрезвычайно сложное заболевание всего детского организма, и изменения скелета, в том числе лицевого — только одно из частных проявлений рахита. Рахитом заболевают дети только в определенном возрасте, а именно от конца первого полугодия до конца…


Функциональные и механические стимулы имеют большое значение в процессе роста и развития костей. Эти пластические свойства костной ткани используются при ортодонтическом лечении, в основе которого лежит целенаправленное изменение нагрузки различных отделов зубочелюстной системы. Без преувеличения можно сказать, что успех ортодонтического лечения зависит от умения рационально управлять процессами перестройки костной ткани челюстей. Одним из основных видов…


Кости лица и челюстей, как и всякие другие органы, находятся под значительным влиянием эндокринной системы. Действие гормонов осуществляется при этом с помощью весьма сложных, далеко неполностью расшифрованных механизмов. Особенно тесная связь существует между деятельностью желез внутренней секреции и процессом окостенения в детском и юношеском возрасте. Наибольшее значение в возникновении зубочелюстных деформаций имеют нарушения функций гипофиза,…


Нарушение минерализации костной ткани часто ведет к деформациям челюстных костей, а повышение тонуса жевательных и мимических мышц в периоде активного роста организма способствует увеличению давления и задержке роста лицевого скелета. Нарушение носового дыхания может быть вызвано рядом причин: искривлением перегородки носа, наличием полипов или аденоидов, сужением дыхательных путей. Дыхание нарушается также при увеличении небной, глоточной…


При увеличенной язычной миндалине ребенок выдвигает нижнюю челюсть вперед, что вызывает прогенический прикус. Механизм возникновения этих деформаций М. М. Ванкевич изучила в опытах на животных. При введении парафина в область глоточной миндалины у щенков развивался прогнатический тип прикуса. Если же парафин вводился у корня языка, то у животных возникал прогенический прикус. Есть и другое объяснение…


К вредным привычкам у детей относятся: сосание пальцев, языка, закусывание губы, карандаша и других предметов, неправильное положение головы во время сна, подкладывание кулака под щеку, неправильное атипичное глотание, давление языком на зубы и др. Каждая из упомянутых выше вредных привычек может вызвать определенный вид деформации. Так, при сосании большого пальца ребенок кладет кулак на подбородок…


Жалобы больных носят различный характер. Зависят они от топографии дефекта, количества отсутствующих зубов, возраста и пола пациента.

Особенность изучаемой нозологической формы заключается в том, что она никогда не сопровождается чувством боли. При отсутствии резцов и клыков преобладают жалобы на эстетический дефект, нарушение речи, разбрызгивание слюны при разговоре, невозможность полноценного откусывания пищи. Если отсутствуют жевательные зубы, пациенты жалуются на нарушение акта жевания (затруднённое пережёвывание пищи).

При внешнем осмотре, как правило, лицевые симптомы отсутствуют. Отсутствие резов и клыков на верхней челюсти проявляется симптомом «западения» верхней губы. При значительном отсутствии зубов отмечается «западение» мягких тканей щёк и губ.

Зубочелюстная деформация, при которой зубы, лишенные антагонистов, вместе с альвеолярным отростком при центральной окклюзии могут занимать место отсутствующих зубов противоположной челюсти, именуется феноменом Попова-Годона. При этом определяется деформация окклюзионной поверхности и блокирование горизонтальных движений нижней челюсти. Частота проявления феномена составляет в среднем 50% случаев.

Различают 2 клинические формы вертикального вторичного перемещения зубов при потере антагонистов (Л.В.Ильина-Маркосян, В.А.Пономарева). При первой форме перемещение зуба сопровождается увеличением альвеолярного отростка (зубоальвеолярное удлинение, без видимого изменения высоты клинической коронки зуба). Эта форма характерна для потери зубов в молодом возрасте. При второй клинической форме выдвижение зуба происходит с обнажением части корня. При незначительном обнажении корня отмечается видимое увеличение альвеолярного отростка (1 группа, II форма). Когда у смещенных зубов обнажается цемент более чем половины корня, увеличения альвеолярного отростка не отмечается (2 группа, II форма). Вторая форма соответствует более поздним стадиям перестройки альвеолярного отростка.

Замечено, что деформации зубных рядов могут наблюдаться при потере антагонирующих жевательных зубов, при глубоком прикусе, при кариесе, пародонтите и патологической стираемости зубов.

В.А.Пономарева (1950), изучая механизм возникновения вторичных деформаций, указала на наличие морфологических изменений, происходящих в зубочелюстной системе при потере зубов. В результате исследований обнаружены следующие нарушения:

а) в твердых тканях зубов отмечается образование заместительного дентина и гиперцементоз;

б) в пульпе - уменьшение количества клеточных элементов, увеличение количества волокнистых структур;

в) в периодонте - сужение периодонтальной щели, истончение и изменение направления шарпеевых волокон, резорбция лунок;

г) в костной ткани наблюдается порозность, увеличение костномозговых пространств за счет рассасывания кости со стороны этих пространств остеокластами, истончение костных балочек. Содержание кальция в костной ткани уменьшается.

Исследования 1-ой формы деформации (без обнажения корня) показали, что, несмотря на увеличение альвеолярного отростка, видимого прибавления костного вещества нет, а происходит перегруппировка костных балочек.

На основании морфологических данных сделано заключение, что в основе наблюдавшихся в клинике вторичных деформаций лежит процесс перестройки зубных рядов и челюстных костей вследствие потери обычной для них функциональной нагрузки.

Подготовка больного к протезированию начинается с санации полости рта. При этом необходима первичная консультация врача-стоматолога-ортопеда, что позволит избежать, например, лечения кариеса зуба, подлежащего депульпации, или удаления корней, которые могут быть использованы для фиксации протезов.

Терапевтические мероприятия: снятие зубных отложений, лечение заболеваний слизистой оболочки, лечение простого неосложненного кариеса, пульпита, периодонтита. При заболевании слизистой оболочки полости рта к протезированию больного можно приступить после снятия острых воспалительных явлений (стоматиты, гингивиты). При наличии хронических заболеваний слизистой оболочки полости рта (лейкоплакия, красный плоский лишай) необходимо лечение и диспансерное наблюдение больных, но отсрочка протезирования таких больных нецелесообразна. При этом нужно выбрать такую конструкцию протеза, при которой раздражение слизистой было бы минимальным.

Хирургические вмешательства: удаление корней, подвижных зубов и зубов, не подлежащих лечению. Функциональная ценность зуба определяется степенью его подвижности и соотношением размеров клинической коронки и корня. Вопрос об удалении зуба решается на основании изучения клинической и рентгенологической картины. Но между рентгенологической картиной и клиническими проявлениями болезни не всегда наблюдается соответствие. Несоответствие между степенью атрофии кости, определяемой с помощью рентгеновского снимка, и устойчивостью зуба объясняется тем, что воспалительный процесс в альвеоле не всегда идет параллельно атрофии лунки. При этом необходимо учитывать и положение зуба в зубном ряду. Все зубы с подвижностью III степени подлежат удалению. Зубы с подвижностью II степени можно оставить, если они расположены на нижней челюсти и их можно зашинировать с рядом стоящим зубом. Одиночно стоящие зубы II степени подвижности функциональной ценности не представляют. Зубы с подвижностью II степени и наличием околоверхушечных хронических очагов подлежат удалению. Вопрос об удалении одиночно стоящих зубов на верхней и нижней челюстях решается различно. На верхней беззубой челюсти условия для фиксации протеза более благоприятны, чем на нижней. На верхней челюсти обычно удаляют одиночно стоящие зубы, так как они мешают созданию замыкающего клапана, а, следовательно, являются помехой в фиксации протеза. Кроме того, протезы в области одиночно стоящих зубов часто ломаются. Можно сохранять только одиночно стоящие клыки или моляры, если на другой стороне верхней челюсти хорошо выражен альвеолярный бугор (они обеспечивают в этом случае устойчивость протеза). Если у больного повышенный рвотный рефлекс, то сохраняют одиночно стоящие зубы - это позволяет уменьшить базис протеза. Абсолютными показаниями к сохранению одиночно стоящих зубов на верхней челюсти являются плохие условия для фиксации полного съемного протеза (дефекты твердого неба, микрогнатия, рубцы переходной складки и протезного поля).

На нижней челюсти сохраняют одиночно стоящие зубы даже с подвижностью II степени (какое-то время они служат подспорьем в устойчивости протеза).

Корни зубов, которые нельзя использовать для протезирования (изготовления штифтовых конструкций), подлежат удалению. Однако на нижней челюсти при неблагоприятных анатомических условиях одиночно стоящие корни могут быть использованы для крепления протеза, особенно если больной ранее не пользовался съемными протезами. Менее показано сохранение одиночных корней на верхней челюсти.

Часто препятствием к использованию корней для укрепления культевых штифтовых коронок бывают гипертрофированная десна и особенно межзубные десневые сосочки. В таких случаях следует производить гингивотомию. После рубцевания раны наружная часть корня освобождается, что позволяет использовать корень для штифтовых конструкций. Этот метод позволяет использовать корни зубов даже в тех случаях, когда граница отлома или разрушения коронки находится под десной.

Длинные устойчивые корни с хорошо запломбированными каналами, если нет патологических изменений их пародонта, могут быть использованы как опора для несъемных и съемных протезов.

В настоящее время существует тенденция к сохранению корней зубов (при условии отсутствия воспалительных процессов в периапикальных тканях). Считается, что при этом замедляется скорость атрофии. Кроме того, такие корни могут быть использованы для фиксации так называемых "перекрывающих" съемных протезов (например, с магнитно-ретенционными устройствами).

Ортодонтическая подготовка включает исправление деформаций зубов и зубных рядов: восстановление высоты нижнего отдела лица при его снижении, нормализацию функции височно-нижнечелюстного сустава с помощью ортодонтических аппаратов (механические (несъемные) накусочные пластинки, пластинки с наклонной плоскостью и др.).

ЛДС. Клиника частичной потери зубов:

Симптомы клиники частичной потери зубов Классификация дефектов зубных рядов Кеннеди Классификация дефектов зубных рядов Гаврилова
а) появление дефектов б) функциональная группа зубов в) нефункциональная группа зубов г) травматическая окклюзия д) феномен Попова-Годона е) снижение высоты прикуса ж) нарушение жевания, дикции, эстетики з) нарушение деятельности ВНЧС 1 класс - двусторонние концевые дефекты 2 класс - односторонние концевые дефекты 3 класс - включенные дефекты в боковом отделе 4 класс - включенные дефекты в переднем отделе 1 группа - концевые дефекты 2 группа - включенные дефекты 3 группа - комбинированные дефекты 4 группа - дефекты при одиночно сохранившихся зубах

7. Ситуационные задачи:

1. При обследовании полости рта у больного определяется

причем имеющиеся зубы имеют подвижность I степени.

Поставьте диагноз. Обоснуйте план лечения.

2. У больного имеются дефекты зубных рядов. Зубная формула

87654321|12345078

00054321|12345000

Отмечается подвижность 5411 зубов I степени и II степени.

3. У больного дефект зубного ряда на нижней челюсти. Зубная формула

7654321|1234567

Определяется подвижность зуба II степени и атрофия лунки корня на 1\4 корня.

Поставьте диагноз. План лечения.

4. Больной имеет дефект зубного ряда. Зубная формула

7604321|1234507

При осмотре полости рта обнаружен наклон 11зуба в оральную сторону, 27 - в медиальную, а также зубоальвеолярное удлинение, незначительно нарушающее окклюзионную плоскость.

Поставьте диагноз.

8. Задание на дом:

1. Написать классификацию дефектов зубных рядов по Кеннеди, Гаврилову.

2. Проработать литературу по темам 1-2.

9. Литература:

1. Курс лекций.

2. Гаврилов Е.И., Оксман ИМ. Ортопедическая стоматология.

3. Гаврилов Е.И.. Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология.

4. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология.

5. Пономарева В.Н. Механизм развития и способы устранения зубочелюстных деформаций.

6. Жулев Е.Н. Несъемные протезы. - Ниж. Новгород, 1995.

Множество этиопатогенетических факторов в Сочетании с индивидуальными особенностями организма служит причиной возникновения различных форм и вариантов зубочелюстных деформаций.
Необходима систематизация этих многообразных форм, так как она облегчает правильную постановку диагноза и выбор метода терапии.
Попытки систематизировать различные формы патологии и выделить их в отдельные нозологические единицы наблюдались уже на ранних этапах возникновения и развития ортодонтии. Отсюда понятно, что к настоящему времени насчитывается большое число классификаций аномалий зубочелюстной системы и методов их диагностики.
Первые попытки классифицировать деформации относятся к началу XIX столетия. Эти классификации построены на принципе определения правильного или неправильного положения отдельных зубов. Характер этих классификаций отражает присущие тому времени методы терапии, которые сводились лишь к лечению аномалий положения отдельных зубов (классификации Кней- зеля, Томма, Линдерера, Ломница и др. - цит. по И. Л. Злотнику).
Затем появились классификации аномалий прикуса, которые построены только на изучении соотношений фронтальных участков зубных дуг (классификации Штернфельда и Валькера- цит. по Злотнику).
Развитие ортодонтии, накопленигЧклинических данных по этиопатогенезу, изучение различных вариантов деформаций зубочелюстной системы побудило последующих авторов обратить внимание не только на соотноше-

ние зубных дуг во фронтальном участке, но и на артикуляцию боковых зубов, на их взаимоотношение при нормальной и патологической окклюзии.
Примером такой классификации может быть классификация Энгля. Хотя эта классификация не лишена недостатков, о которых мы будем говорить ниже, мы приведем ее подробно, так как она применяется иногда и в настоящее время.
Энгль классифицирует деформации зубочелюстной системы в зависимости от мезио-дистальных соотношений первых постоянных моляров обеих челюстей. Первый верхний моляр он назвал punctum fixum, а соотношение моляров - ключом окклюзии.
Энгль делит все аномалии прикуса на три класса.

  1. класс, по Энглю, характеризуется нормальным ме- зио-дистальным соотношением зубных дуг в области первых моляров. Мезио-щечный бугор верхнего первого моляра располагается в бороздке между щечными буграми нижнего первого моляра. Патология, таким образом, локализуется в области фронтальных участков зубных дуг.
  2. класс Энгля характеризуется дистальным смещением нижнего первого моляра по отношению к верхнему. При этом мезио-щечный бугор верхнего первого моляра устанавливается на одноименный бугор нижнего первого моляра или в промежуток между шестыми и пятыми зубами, что зависит от тяжести деформации. Изменение соотношений наблюдается на протяжении всего зубного ряда.
Этот класс Энгль делит на два отдела.
  1. й отдел - верхние фронтальные зубы веерообразно наклонены вперед; этиологический фактор - нарушенное носовое дыхание.
  2. й отдел - верхние передние зубы расположены с наклоном орально, плотно прижаты к нижним и глубоко их перекрывают. Носовое дыхание свободное. Оба отдела могут быть и односторонними, то есть соотношение между первыми молярами может быть нарушено только справа или только слева.
  1. класс Энгля характеризуется мезиальным сдвигом нижнего первого моляра по отношению к верхнему. При этом мезиально-щечный бугор верхнего первого моляра смыкается с дистально-щечным бугром нижнего первого моляра или попадает в промежуток между шестым и седьмым нижними зубами. Нижние фронтальные зубы располагаются впереди верхних, перекрывая их. Часто между верхними и нижними фронтальными зубами имеется щель. Что касается боковых зубов, то при тяжелых формах деформации щечные бугры зубов нижней челюсти перекрывают щечные бугры зубов верхней челюсти.
Оппенгейм, Бынин, Райзман, Катц подвергают классификацию Энгля резкой критике и указывают на следующие ее недостатки:
  1. Классификация - морфологическая. Положенный в основу классификации Энгля принцип соотношения первых постоянных моляров-узко локалистичен. Наблюдения в клинике показывают, что положение шестых зубов как верхней, так и нижней челюсти, находится в полной зависимости от состояния и характера смены молочных зубов.
Клиника ежедневно убеждает нас в том, что если имеет место преждевременная потеря вторых молочных моляров, то это отражается на положении первых постоянных моляров, так как они, прорезываясь, смещаются в сторону рано удаленных молочных моляров, следовательно, положение верхнего первого постоянного моляра не может считаться «punctum fixum».
  1. Классификация не охватывает аномалий молочного и сменного прикусов.
  2. Каждый из трех классов Энгля включает в себя столько разнообразных по характеру, этиопатогенезу, локализации видов деформаций, что отнесение того или иного случая к определенному классу не дает указаний ни на объем, ни на характер необходимого терапевтического вмешательства.
  3. По мнению Энгля, причиной аномалий II и III классов является только подвижная нижняя челюсть, а поэтому, казалось бы, вмешательство врача должно сводиться к воздействию только на нижнюю челюсть. Однако предложенная самим автором аппаратура для лечения как дистального, так и мезиального прикусов (межчелюстная тяга) изменяет положение первых моляров, как на верхней, так и на нижней челюстях.
  4. Классификация Энгля не охватывает даже основных форм патологий артикуляции, а дает только указания на аномалии в сагиттальной плоскости, между тем как в клинике мы встречаемся с комбинированными аномалиями, требующими комплексного лечения.
  5. Классификация не учитывает механизма образования деформаций и связанных с ним функциональных отклонений.
Классификация Энгля, таким образом, не отвечает современным требованиям клиники и терапии.
В 1926 г. была предложена классификация Симона.
В основу его классификации положен антропометрический метод. Классификация построена на изучении положения челюстей, зубных рядов и отдельных зубов по отношению ко всему черепу (мозговому и лицевому). Изучение проводится при помощи измерений по установленным на черепе точкам к трем взаимно перпендикулярным плоскостям.
Теория Симона уже с первого дня своего появления встретила серьезные возражения, так как строгая симметрия и пропорциональность положения зубных дуг по отношению к лицевому и мозговому скелету встречается только в классических лицах, а потому может быть скорее исключением, чем правилом (И. Л. Злотник).
Из предложенной классификации Симона в ортодонтической практике^ нашли применение лишь некоторые введенные им термины, как-то: протракция - выступание фронтального участка челюсти; ретракция - уплощение, наклон зубов орально; контракция - сужение зубной дуги.
Используя некоторые диагностические положения Энгля, Н. И. Агапов предложил свою классификацию аномалий зубочелюстных деформаций.
Н. И. Агапов дополнил классификацию Энгля двумя новыми классами и одной группой, относящейся к I классу.
Таким образом, эта классификация разделяет все виды аномалий на пять классов.
К I классу относятся зубные ряды с нормальным ме- зио-дистальным соотношением первых моляров.
Этот класс содержит три группы.
  1. я группа характеризуется нарушением нормальных взаимоотношений между фронтальными зубами.
  2. я группа - нарушением нормальных взаимоотношений между боковыми зубами в щечно-язычном направлении.
  3. я группа включает те аномалии артикуляции, при которых комбинируется нарушение правильных взаимоотношений между фронтальными зубами челюстей с изменением нормальных щечно-язычных соотношений между жевательными зубами.
  1. класс 1-я группа охватывает те аномалии артикуляции, при которых нижняя челюсть расположена по отношению к верхней дистально; при 2-й группе дистально смещена по отношению к верхней только одна половина нижней челюсти.
  2. класс состоит из двух групп.
  1. я группа охватывает аномалии артикуляции, при которых вся нижняя челюсть по отношению к верхней сдвинута мезиально.
  2. я группа - это аномалии артикуляции, при которых сдвинута мезиально лишь одна половина нижней челюсти.
  1. класс. К этому классу относятся аномалии артикуляции по вертикали (открытый и глубокий прикусы).
  2. класс. Сюда входят аномалии артикуляции, характеризующиеся наклонной артикуляционной плоскостью зубных рядов.
Классификация Агапова полнее отражает многообразие клинических проявлений различных видов деформаций, но она громоздка и построена на тех же морфологических принципах, что и классификация Энгля.
Предложенная А. Я. Катцем функциональная норма зубных рядов позволила подойти к вопросу диагностики аномалий прикуса с точки зрения функциональных отклонений в жевательном аппарате, с учетом этиологии аномалии и клинической картины.
Отвергнув «ключ окклюзии», который лег в основу классификации Энгля, А. Я. Катц указывает на взаимоотношение шестилетних моляров обеих челюстей с функцией жевательного аппарата.
По классификации А. Я. Катца, все аномалии прикуса разделены на три группы.
В 1-ю группу Катц включает все аномалии с нарушением функциональной нормы только в области фронтальных зубов. В связи с этими морфологическими деформациями функциональная патология этого класса выражается в резком преобладании шарнирных артикуляционных движений нижней челюсти.
Следствием такого ограничения функциональных движений нижней челюсти является функциональная недостаточность всей жевательной мускулатуры.
Этиология таких аномалий: неправильная закладка фолликулов передних зубов, сверхкомплектные зубы, недоразвитие межчелюстной кости, ранняя экстракция молочных зубов, сосание пальцев. Клиническая картина: скученность и смещения в области передних зубов, отечность межзубных сосочков и кариозный процесс на боковых поверхностях передних зубов.
  1. я группа аномалий, по Катцу, характеризуется дистальным сдвигом нижних первых моляров или мезиаль- ным сдвигом верхних первых моляров по отношению к антагонистам. iB центральной окклюзии в области боковых зубов отмечается бугровый контакт, а при резко выраженной аномалии - контакт верхнего шестого с нижним вторым премоляром. В области фронтальных зубов часто наблюдается глубокий прикус, реже - отсутствие контакта, которое иногда переходит в открытый прикус.
В тесной связи с морфологическими особенностями этой деформации стоит функциональная патология. Она выражается в значительном уменьшении размеров функционирующих жевательных поверхностей обеих зубных дуг и несоответствии бугров и бороздок артикулирующих зубов. Значительно отстает в своем развитии вся жевательная мускулатура. Особенно ограничена функция мышц, выдвигающих нижнюю челюсть вперед - наружных крыловидных мышц.
Этиология этих аномалий: расстройство корреляции нейроинкреторной системы, детские болезни, кариозная болезнь и, как ее результат, нарушение физиологического равновесия зубочелюстной системы, связанное с ранней экстракцией зубов.
Клиническая картина: выстояние верхних фронтальных зубов, часто глубокий перекрывающий прикус, переходящий в травмирующий, подбородок несколько скошен.
  1. я группа аномалий прикуса морфологически характеризуется мезиальным сдвигом нижних первых моляров или дистальным сдвигом верхних первых моляров по отношению к своим антагонистам. В центральной окклюзии весь нижний зубной ряд сдвинут вперед, нижние фронтальные зубы перекрывают верхние. При резко выраженной патологии боковые зубы нижней челюсти своими щечными буграми перекрывают щечные бугры верхних зубов.
Функциональная патология выражается в уменьшении функционирующей жевательной площади зубов. Изменяется при этом классе аномалий и функция жевательной мускулатуры. Это отражается не только на силе ее сокращения, но и на размахе круговращательных движений’ нижней челюсти. Функция наружных крыло- видных мускулов превалирует над функцией мускулатуры, смещающей нижнюю челюсть назад.
Такое несоответствие функций антагонирующих мускулов формирует и фиксирует аномалию данного класса.
Этиология аномалий этого класса - патология зубной системы, нарушения корреляции нейро-инкретор- ной системы, детские болезни, вредные привычки, затрудненное носовое дыхание и др.
Клиническая картина: выстояние нижней губы и западение верхней, в резко выраженных случаях - выстояние подбородка и часто наблюдаемые явления пародонтоза в области нижних фронтальных зубов.
По Катцу, характеристика аномалий определяется соотношением режущих и жевательных поверхностей всех зубов верхней и нижней челюсти, а не только первых моляров.
Деформация каждого класса освещается им с точки зрения функциональных нарушений в работе отдельных мышечных групп, что дает некоторое представление о патогенезе наблюдаемых форм.
Аномалии прикуса по вертикали и трансверзали Катц относит к 1-му классу, что не дает указаний на терапию вышеотмеченных аномалий.
И. Л. Злотник (1952 г.) предложил классификацию, в которой различает аномалии, относящиеся только к неправильному положению отдельных зубов, аномалии развития челюстей и аномалии прикуса.
Что касается терминологии, употребляемой в ортодонтии, то автор считает, что термины «ортогнатия», «прогнатия» и «прогения», употребляемые в ортодонтической литературе, неправильны, так как они заимствованы из антропологии, где они обозначают не отклонения от анатомической нормы, а характерный антропологический признак расовой принадлежности. Он предлагает пользоваться терминологией: «нейтральный», «дистальный» и «мезиальный» прикус. Термины же «открытый», «глубокий» и «травматический» не определяют тип прикуса, а только его характер. Открытым может быть как нейтральный, так и любой иной тип прикуса.
В диагноз автор рекомендует вносить этиологию, морфологические признаки и функциональную недостаточность. Пример диагноза сложной деформации: прикус дистальный, перекрытие глубокое; верхняя челюсть - фронтальный участок вытянут, имеются диастемы; нижняя челюсть - нормальная; деформация возникла на почве сосания пальцев.
Д. А. Калвелис предлагает рассматривать признаки, характеризующие норму и патологию жевательного аппарата с точки зрения их важности и значения для всего индивида в каждом отдельном случае. Все признаки, или симптомы, автор разделяет следующим образом:
  1. безусловные признаки (абсолютные); 2) относительные признаки: а) существенные и б) несущественные. В практической работе врач должен из большого количества признаков выделить группу практически важных и поддающихся терапевтическому воздействию и на них направить свое влияние.
Д. А. Калвелис предлагает схему диагностики зубочелюстных аномалий, по которой последние делятся на три раздела: 1) аномалии отдельных зубов; 2) аномалии зубных рядов; 3) аномалии прикуса.
  1. Аномалии отдельных зубов
1. Аномалии числа зубов
а) адентия - частичная и полная (гиподонтия);
б) сверхкомплектные зубы (гипердонтия).
2. Аномалии величины и формы зубор
а) гигантские зубы (чрезмерно большие);
б) шипообразные зубы;
в) уродливые формы;
г) зубы Гетчинсона, Фурнье, Турнера,

а) гипоплазия (причина: рахит, тетания, диспепсия, тяжелые детские инфекционные заболевания, сифилис).
4. Нарушения процесса прорезывания зубов
а) преждевременное прорезывание зубов;
б) запоздалое прорезывание зубов - вследствие:

  1. болезни (рахит и другие тяжелые заболевания),
  2. преждевременного удаления" молочных зубов,
  3. неправильного положения зачатка зуба (ретенция зубов и персистентные молочные зубы как наводящий симптом),
  4. сверхкомплектных зубов,
  5. неправильного развития зуба (фолликулярные кисты).
  1. Аномалии зубных рядов
1. Нарушения образования зубного ряда
а) аномалийное положение отдельных зубов:
  1. губно-щечное прорезывание,
  2. нёбно-язычное прорезывание,
  3. мезиальное прорезывание,
  4. дистальное прорезывание,
  5. низкое положение (инфрааномалия),
  6. высокое положение (супрааномалия),
  7. поворот зуба вокруг продольной оси (тортоаномалия),
  8. транспозиция,
  9. дистопия верхних клыков;
б) тремы между зубами (диастема);
в) тесное положение зубов (скученность).
2. Аномалии формы зубных рядов
а) суженный зубной ряд;
б) седлообразно-сдавленный зубной ряд;
в) V-образная форма зубного ряда;
г) четырехугольный зубной ряд;
д) асимметрический зубной ряд.
  1. Аномалии прикуса
Сагиттальные аномалии прикуса
а) прогнатия;
б) прогения:
  1. ложная,
  2. истинная.
2. Трансверзальные аномалии прикуса
а) общесуженные зубные ряды;
б) несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов;
  1. нарушение соотношений боковых зубов на обеих сторонах,
  2. нарушение соотношений зубов на одной стороне (косой или перекрестный прикус);
в) нарушение функции дыхании.
а) глубокий прикус:
  1. перекрывающий,
  2. комбинированный с прогнатией (крышеобразный);
б) открытый прикус:
  1. истинный (рахитический),
  2. травматический (от сосания пальцев).
Нам кажется, что эта классификация несколько громоздка и пользование ею не дает указания на выбор метода терапии.
В. Ю. Курляндский предлагает морфологическую классификацию, которая характеризует три главные ано- малийные состояния зубочелюстной системы: первое - аномалия формы, величины, количества зубов и положения отдельных зубов (симптомы, характеризующие ати- пичность в развитии и расположении); второе - аномалия строения зубного ряда, альвеолярного отростка и типа челюстей; третье - аномалия соотношения зубных рядов.
Сокращенно эту классификацию можно изобразить в следующем виде: 1) аномалия формы, величины, количества и положения отдельных зубов; 2) чрезмерное развитие обеих челюстей; 3) чрезмерное развитие одной из челюстей; 4) недоразвитие обеих челюстей, 5) недоразвитие одной из челюстей. 1
Существуют еще некоторые системы классификаций, которые характеризуют или только неправильное положение отдельных зубов, или сагиттальные аномалии, например классификация форм верхней прогнатии по 11ффафу, классификация видов нижней прогнатии по Асе, по Бынину и Черномордик; классификация неправильного положения отдельных зубов по Андерсону и др.
В нашей клинике принята классификация аномалий зубочелюстной системы, предложенная проф. А. И. Бе- гсльманом.
Все аномалии зубочелюстной системы по этой классификации разделены на аномалии положения отдельных зубов и аномалии артикуляции.
Аномалии артикуляции рассматриваются в трех направлениях: по сагиттали, по вертикали и трансверзали.
Аномалии прикуса в сагиттальном направлении различают двух видов: дистальный и мезиальный прикусы; по вертикали различают открытый и глубокий прикусы,

а по трансверзали - односторонний и двухсторонний косой прикусы.
Исходя из симптоматологии, аномалии прикуса в сагиттальном направлении делятся по этой классификации еще на отдельные формы.
Дистальный прикус имеет следующие четыре формы?

  1. я форма - нижняя микрогнатия;
  2. я форма - верхняя макрогнатия;
  3. я форма - верхняя макрогнатия и нижняя микрогнатия;
  4. я форма - верхне-челюстная прогнатия со сжатием в боковых участках.
Мезиальный прикус имеет три формы:
  1. я форма - верхняя микрогнатия;
  2. я форма - нижняя макрогнатия;
  3. я форма - верхняя микрогнатия и нижняя макрогнатия.
Для характеристики функциональной патологии автор классификации использует недостаточность мускулатуры по Катцу.
Так, при дистальном прикусе нижняя челюсть расположена кзади от верхней по сравнению с ортогнатиче- ским прикусом. Одним из симптомов функциональной неполноценности является недостаточная функция вы- двигателей. При мезиальном прикусе нижняя челюсть расположена впереди верхней, при этом функция мускулатуры, смещающей нижнюю челюсть кзади, ослабевает. Превалирует функция наружных крыловидных мускулов. Глубокому прикусу сопутствует недостаточная функция мышц, выдвигающих нижнюю челюсть кпереди.
При открытом прикусе наблюдается слабая деятельность поднимателей и круговой мышцы рта.
Классификация аномалий зубочелюстной системы проф. Бетельмана имеет некоторые преимущества перед вышеизложенными классификациями.
Гак, эта классификация отражает не только сагиттальные, но и вертикальные и трансверзальные деформации. Общие понятия «дистальный» и «мезиальный» прикусы расчленены на формы, ^ято дает возможность легко избрать метод лечения деформации; устраняет ту путаницу, которая была до настоящего времени в определении прогений - истинные и ложные и т. д. Классификация дает не только морфологическую, но и функциональную характеристику деформаций, что имеет большое значение в плане лечения деформации, в особенности в раннем детском возрасте.
Как при работе в клинике, так и в данном изложении материала, мы пользовались классификацией деформаций зубочелюстной системы, предложенной А. И. Бе- тельманом.