Дислексия — это психическое нарушение, проявляющееся затруднениями обучения чтению или абсолютной его невозможностью. Часто сопровождается дезориентацией в пространстве или даже во времени. При этом влияния на общий интеллект или уровень образованности не оказывается. Если заметно проявление дислексии у взрослых, она неопасна для общества, просто такие люди смотрят на мир из своей реальности, что придает им больше сил, способностей в науке или творчестве.

Примером тому служат: Сальма Хаек, Том Круз, Пабло Пикассо, а также многие другие. Хотя в медицинской реальности диагноза «дислексия» не существует. Это нарушение, входящее в группу заболеваний, которые объединяет одна общая проблема — задержка психо-речевого развития.

Это понятие впервые было упомянуто в 1887 году немецким офтальмологом Р. Берлином. С того времени в медицинских изданиях стали публиковаться интересные случаи, когда дети не поддаются обучению грамоте. Долгое время медики считали, что проблема кроется в ухудшении зрения детей. Но только в 1970 году ученые сошлись на мнении о неправильном восприятии и обработке мозгом полученной информации.

Зачастую дислексию сопровождают ряд других психических расстройств. Например, алалия (недоразвитость речи при нормальной функции слуха), афазия (отсутствие по ряду причин уже сформированной речи), дизартрия (нарушение подвижности органов речи), а также многие другие. По этой причине у одного человека могут наблюдаться признаки нескольких психических отклонений одновременно. В основном дислексия диагностируется в детском возрасте.

В этом случае, велика вероятность, скорректировать нарушения. Но бывает, когда уже взрослый человек обращается за помощью к специалистам. Одним из сложных процессов является способность головного мозга различать буквы и звуки, связывать буквы в слова, а слова в предложения. Нарушения именно этого процесса в большинстве случаев встречаются у взрослого населения. Здесь работа однозначно сложнее и не всегда удается добиться желаемого результата.

О причинах возникновения дислексии спорили немало, но с каждым годом в этой сфере открывается что-то новое. С помощью различных методов нейровизуализации было выяснено, что причина кроется в малой активности задней части левой средней височной извилины. Из-за этого информация неверно обрабатывается мозгом.

Ученые выделяют несколько основных причин появления дислексии:

  1. Большое значение имеет наследственная предрасположенность;
  2. В перинатальном периоде значимую роль играют инфекции матери (герпес, краснуха), алкогольные, медикаментозные интоксикации, а также анемия во время беременности. Процесс затяжных родов или асфиксия новорожденного, плодоизгоняющие манипуляции могут привести к повреждениям головного мозга;
  3. На неправильное развитие головного мозга после рождения влияют получение черепно-мозговых травм, тяжелые инфекции (полиомиелит, грипп, корь).
  4. Недостаточное вербальное общение, запущенность ребенка в знаниях или наоборот перегрузка его учебной информацией не по возрасту могут оказать влияние на неправильное развитие мозга.

Виды и формы

Различают два вида и шесть форм дислексии. Виды:


  • литеральный вид характеризуется проблемным пониманием букв;
  • вербальный основывается на сложности прочтения слов.

Формы этого психического нарушения можно разделить на две группы – одни связаны с недостаточным развитием функций речи (фонематическая, семантическая и аграмматическая), а другие проявляются нарушением психических функций (мнестическая, оптическая и тактильная).

Что объединят всех взрослых дислексиков?

Общими характеристиками являются трудности с письмом, возможностью быстрой обработки словесной информации. У взрослых дислексия различна, симптомы часто идут вместе с когнитивной слабостью. Из-за неспособности мозга различать звуки, сочетания, связывать их в слова — отсюда у взрослых появляются такие симптомы как тревожность. При расспросе можно узнать, что им трудно выражать свои мысли, включается механизм стресса — они становятся растерянными.

Дислексия и ее симптомы у взрослых

Проявляется так:

Дислексия и ее симптомы у взрослых обращают на себя внимание в группе. Но следует помнить, что все эти признаки вряд ли проявятся у одного индивидуума. Их может быть один, может несколько, а может быть и так, что обычному человеку они будут незаметны.

Методы диагностики дислексии

Для начала нужно обратиться к логопеду. Логопед выяснит, как протекала беременность и роды. Проведет логопедические тесты для выяснения сформированности навыков взрослого или ребенка. В диагностику входят распознавание звуков и букв, различие графически схожих буквенных знаков. Также пациент проведет самостоятельное списывание простого текста и под диктовку, а также его пересказ. Методы логопедической диагностики у детей и взрослых практически не отличаются.

Тест ниже поможет выявить дислексию, проявляющуюся у взрослых:

Если общее количество ответов «да» составит больше семи, то стоит немедля самостоятельно обратиться к специалисту.

Коррекция и лечение

Популярный метод лечения — логопедические занятия. Разные формы дислексии требуют конкретного подхода.

  1. Лечение аграмматической формы требует работу по формированию грамматических основ языка.
  2. Мнестическая работает над развитием слухоречевой и речезрительной памяти.
  3. Оптическая форма основывается на работе над зрительным представлением, синтезом и анализом.
  4. Коррекция тактильной формы дислексии уделяет внимание пониманию пространственного представления.
  5. Фонематическая занимается коррекцией звукопроизношения.
  6. Семантическая работает над усвоением грамматических языковых норм.

Если говорить о медикаментозной терапии при лечении дислексии, рекомендуют принимать витамины группы В и омега-3 жирные кислоты. Более сложную медикаментозную терапию проводят при сопутствующих заболеваниях. Если взрослые страдают от нервных расстройств и депрессии, то отличным вариантом в Москве будет иппотерапия или дельфинотерапия. Доказано, что общение с этими животными поднимает настроение, оптимизм. Можно и нужно заниматься дыхательной и двигательной гимнастикой, заниматься танцами и музыкой, ходить на массаж.

Социальной адаптации отводится немалая роль. Современные гаджеты помогут не потеряться, запомнят нужную информацию и проверят правописание при такой необходимости. Поэтому не нужно все время сидеть дома, обрастая стрессами и страхами. Даже можно ходить на работу. Главное не заниматься большими объёмами информации.

Эффективным является метод Рональда Дейвиса, врача который разработал систему коррекции, основываясь на учебную литературу и на свой личный опыт борьбы с этим недугом. Его методика предлагает «перезапустить» мозг и научиться смотреть на мир по-другому, заполнять пробелы в памяти, избавиться от дезориентации и рассеянности.

Некоторые методы профилактики дислексии представлены далее.

В первую очередь это раннее выявление нарушений, желательно на уровне детского сада. По этой причине детей находящихся в группе риска по дислексии, раньше сверстников нужно начинать обучать грамоте.

Проводить и соблюдать меры по снижению детской заболеваемости и травматизма. А также качественное наблюдение беременной женщины в консультациях, квалифицированная помощь во время родов. Регулярно проводить качественную работу с детьми в неблагополучных семьях.

Начинать раннее развитие ребенка только после обследования его квалифицированным психологом, и только по отлично зарекомендовавшим себя авторским методикам обучения.

Упражнения для профилактики дислексии:

  1. Дать ребенку прочитать слово, а после нескольких упражнений, словосочетание. А потом предложить написать его по памяти.
  2. Предложить найти слова в квартире, или во дворе на какую-то определенную букву. Например, на букву «О» — обруч, оригами, огурец.
  3. Открыть книгу, далее попросить ребенку подчеркнуть разными способами гласные и согласные буквы.
  4. Порисовать одновременно двумя руками зеркальное изображение.
  5. Играйте в города: называть нужно город на последнюю букву предыдущего города. Например: Омск — Королев. Если ребенок еще не знает названия городов, то по этому принципу можно играть в любые слова. Например, кошка — ананас, стул — лимон.
  6. Можно научить ребенка уменьшительно — ласкательным словам. К примеру: ручка — ручечка, стол — столик, красный — красненький.
  7. Предложите ребенку писать под диктовку по очереди, сначала пишите вы, потом — ребенок.
  8. Развивайте мелкую моторику — перебирайте гречку или же лепите фигурки из макарон.

Вам, наверное, приходилось слышать о том, что есть дети, читающие задом наперед, искажающие структуру слов, смешивающие или заменяющие какие-то звуки при произношении на похожие. Возможно, вы знакомы с этими явлениями не понаслышке, и они касаются вашего собственного ребенка. Как бы то ни было, имеет смысл разобраться: опасны ли подобные отклонения, почему они возникают и как можно их устранить. Начать же стоит с определения термина «дислексия», объединяющего все описанное.

Что такое дислексия

Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения. При дислексии ребенок неправильно распознает различные знаки и символы, вследствие чего и в понимании смысла прочитанного появляются сложности. В большинстве случаев этому нарушению подвержены дети, но встречается оно и у взрослых, недугу которых в детстве не было уделено должного внимания.

История дислексии

Понятие «дислексия» было введено в 1887 г. немецким медиком и офтальмологом Рудольфом Берлином. Тогда он работал с мальчиком, испытывавшим трудности в обучении письму и чтению, несмотря на нормальный интеллект и физическое развитие. В 1896 г. в «Британском медицинском журнале» была опубликована статья уже другого специалиста, терапевта В. Прингла Моргана, «Врожденная словесная слепота», где описывалось уникальное психологическое расстройство, влияющее на способность обучаться чтению. В этой статье был представлен еще один случай, аналогичный случаю Берлина.

В 1925 г. изучать данный феномен начал невропатолог Самюель Т. Ортон. Он заметил, что никак не связаны с нарушением зрения, и вызваны, скорее всего, асимметрией полушарий головного мозга. Однако эта теория отвергалась множеством ученых, считавших, что главная причина отклонения – это проблемы с визуальным восприятием информации. И, наконец, в 1970-е годы появилась теория, согласно которой дислексия – это результат дефектов метафонологического или фонологического развития. Именно эта теория имеет сегодня большое количество сторонников.

Причины дислексии

Одними из самых достоверных методов исследования дислексии являются методы нейровизуализации, такие как МРТ (магниторезонансная томография), ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) и т.п. С помощью них ученым удалось доказать, что отклонения вызывают нейробиологические причины. Так, у людей с дислексией менее активна зона задней части левой средней височной извилины. Кроме того, у них наблюдаются отличия от нормы в структуре мозговой ткани – в зоне задней части средней височной извилины слева имеются участки пониженной плотности.

Вместе с этими нейробиологическими факторами, продуцирующими развитие дислексии, специалисты выделяют и другие:

  • Преобладание головного мозга
  • Нарушение равновесия между полушариями головного мозга
  • Черепно-мозговые травмы
  • Тяжелые инфекции, такие как менингит
  • Нарушения родовой деятельности: преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода
  • Осложнения при беременности, связанные с инфекциями (корь, герпес, краснуха) или употреблением токсичных веществ (наркотики, алкоголь, курение)

Не менее важными считаются и социальные факторы, например, чрезмерные обучающие нагрузки или педагогическая запущенность, неблагополучное окружение, дефицит общения, синдром изоляции, выражающийся в полной потере речи и параличе (с одновременным сохранением чувствительности и сознания). Наравне с причинами, не менее разнообразны и проявления (симптомы) дислексии.

Симптомы дислексии


Проявления дислексии весьма разнообразны, и зачастую зависят от возраста человека, страдающего этим недугом. Чтобы было легче разобраться, симптоматика разделена на несколько подгрупп. Давайте их рассмотрим.

Самые первые симптомы дислексии (вне зависимости от возраста, эта категория симптомов очень важна, т.к. указывает на то, что процесс развития отклонения запущен; если вы заметили пять и более из этих признаков, рекомендуем не тянуть с консультацией со специалистом):

  • Неуклюжий захват ручки (или другого инструмента письма)
  • и концентрацией
  • Плохая память
  • Изменения буквенного порядка при составлении слов
  • Изменения буквенного, слогового или числового порядка при написании и зачитывании
  • Отказ от чтения вслух и написания сочинений
  • Трудности в изучении алфавита и таблицы умножения
  • Затруднения в простейшем ориентировании (лево-право, верх-низ и т.п.)
  • Проблемы с выполнением элементарных указаний
  • Трудности в освоении правописания и принципов чтения

Симптомы дислексии в дошкольном возрасте:

  • Запоздалое развитие речи
  • Трудности в изучении и произношении слов
  • Плохая словесная память (трудности при вспоминании слов, путаница)
  • Трудности в освоении базовых навыков письма и чтения
  • Путаница в расположении букв и слов
  • Проблемы в общении со сверстниками

Симптомы дислексии в младшем школьном возрасте:

  • Трудности с распознаванием слов
  • Замена слов, схожих по смыслу и звучанию
  • Переворачивание (инверсия) и перестановка (транспозиция) букв, слогов и слов при чтении
  • Разворот букв при написании
  • Путаница в арифметических знаках
  • Неловкость и импульсивность в поведении
  • Трудности с запоминанием фактов
  • Нарушения координации движений
  • Замедленное освоение новых навыков

Симптомы дислексии в среднем школьном возрасте:

  • Низкий уровень чтения (по сравнению со сверстниками)
  • Отказ читать вслух и писать
  • Плохая память
  • Нечитаемый почерк
  • Неправильное написание и произношение слов
  • Трудности с восприятием
  • Трудности в общении со сверстниками

Симптомы дислексии в старшем школьном возрасте:

  • Плохо развитый навык письма
  • Замедленное чтение и большое количество ошибок при чтении
  • Ошибки в произношении слов
  • Трудности с восприятием, пересказом, изложением и обобщением информации
  • Плохая память
  • Слишком медленная скорость работы
  • Трудности в адаптации к любым изменениям

Симптомы дислексии во взрослом возрасте:

  • Трудности в восприятии письменной и звуковой информации
  • Труднопонимаемое произношение слов
  • Неразвитые навыки письма (дисграфия) или их полное отсутствие
  • Путаница в последовательности слов и чисел
  • Рассеянность и невнимательность
  • Трудности с организацией и планированием своего времени

Кстати, чтобы быстро распознать развитие дислексии у ребенка, советуем посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». В случае если вы заметили у своего ребенка ярко выраженные вышеназванные признаки, стоит незамедлительно обратиться к специалисту, который обладает всем необходимым инструментарием для профессиональной диагностики отклонения.

Диагностика дислексии

Первым шагом в диагностике дислексии должно стать посещение детского педиатра. Рассмотрев все признаки и сделав вывод о необходимости лечения, он направит ребенка к логопеду, который и будет проводить с ним основную работу.

В большинстве случаев логопеды начинают собирать подробный анамнез (всю необходимую информацию о протекании заболевания). Скорее всего, понадобится рассказать, как протекала беременность, есть ли генетическая предрасположенность к подобным недугам, имеются ли у ребенка врожденные заболевания, как проходило развитие ребенка в первые годы жизни.

Собрав все данные, логопед выяснит, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи у ребенка, каковы особенности формирования этих навыков, как развит артикуляционный аппарат и каково развитие моторики. Если ребенок уже ходит в школу, врач выяснит, какова его успеваемость по литературе и русскому языку.

Кроме того, специалист может провести несколько специализированных тестов, например, письмо на слух, переписывание текста и зачитывание вслух. Если отклонения будут обнаружены, логопед определит характерные черты недуга и установит его вид.

Виды дислексии

Несмотря на яркую симптоматику дислексии, ее развитие вовсе не предполагает наличие всех проявлений. Симптомы всегда будут зависеть от вида дислексии. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушения:

  • Мнестическая дислексия – сложности в распознавании букв в произносимом слове или звуке
  • Аграмматическая дислексия – недоразвитая речь, ошибки в грамматической конструкции (времена, падежи и окончания согласуются неверно, например, «я хотеть пойти дом», «серый собачка» и т.п.)
  • Семантическая дислексия – слова при чтении (обычно – не вызывающем труда) воспринимаются изолированно от всего текста, отчего дислексик не понимает сути прочитанного
  • Тактильная дислексия – характерна для незрячих людей (в процессе чтения по Брайлю пальцы дислексика соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию)
  • Оптическая дислексия – при чтении дислексик соскальзывает на другие строчки, либо читает наоборот (зеркально), не понимает буквы, состоящие из одинаковых, но по-разному расположенных элементов (например, П-Н-И)
  • Акустическая (фонематическая) дислексия – самый распространенный вид дислексии среди младших школьников; характеризуется перестановкой слогов, смешением букв по одному различимому признаку в похожих словах, искажением структуры слова (например, «шина-наши», «ком-дом-лом», «насос-сосна» и т.п.)

Любой из видов дислексии требует внимания родителей и специалистов, однако подобные проблемы с произношением и письмом не следует считать признаком отставания в развитии. Невзирая на такие недостатки, большинство людей-дислектиков развиваются вполне нормально, часто обладают талантами и даже могут быть гениями.

Так, дислексией в свое время страдали такие личности как поэт Владимир Маяковский, актеры Киану Ривз и Кира Найтли, режиссер и актер Квентин Тарантино, певица Шер, легендарная актриса, певица и модель Мэрилин Монро, изобретатель, инженер и художник Леонардо да Винчи, художник и режиссер Уолт Дисней и другие.

К тому же, если обратиться к фактам, можно узнать, что дислектики обладают широким кругозором и пытливым умом, отличным воображением и развитой интуицией; способны рассматривать и оценивать совершенно обычные вещи с разных сторон. Но, конечно же, было бы ошибкой считать, что причиной этим качествам служит дислексия.

Коррекция и лечение дислексии

Любопытен тот факт, что дислексия способна оставаться проблемой в течение всей жизни человека. Но и случаи развития функциональных навыков чтения имеют место, хотя некоторые дислектики так никогда и не достигают необходимого уровня грамотности. Что же касается лечения, то оно состоит в корректировке учебного процесса ребенка, и включает в себя прямое и непрямое обучение распознаванию слов вместе с навыками выделения компонентов слов.

Прямое обучение основано на специализированных фонематических методах, применяемых отдельно от обычного обучения чтению. А непрямое обучение подразумевает внедрение в обучающие программы по чтению особых фонетических методик.

Иногда используются подходы, в которых дислектики обучаются чтению целыми словами и выражениями, а также подходы, основанные на иерархии овладения навыками, начиная со звуковых единиц и заканчивая словами и предложениями. В дополнение специалисты применяют такие подходы, где происходит одновременное воздействие на разные органы чувств. В большинстве случаев детей-дислектиков обучают работе с компьютером для помощи в выделении слов и улучшения восприятия материала при чтении.

Традиционно для коррекции дислексии принято применять логопедические программы. Они рассчитаны на исправление всего комплекса патологий речи и неречевых процессов. Конкретный же метод зависит от того, с каким видом отклонения специалисту приходится иметь дело:

  • При мнестической дислексии корректируется слухоречевая и речезрительная память
  • При аграмматической дислексии проводятся работы по формированию грамматических схем
  • При семантической дислексии развивается слоговый синтез и словарь, проводится работа над усвоением грамматических норм
  • При тактильной дислексии корректируется разбор и понимание схем, а также развитие пространственного представления
  • При оптической дислексии корректируется зрительно-пространственное представление, зрительный синтез и анализ
  • При фонематической дислексии корректируется звукопроизношение, формируется представление о звукобуквенном составе слов

Профилактика дислексии

От того, предпринимаются ли меры по профилактике дислексии, зависит многое: это и успехи ребенка в обучении, и уровень его самооценки, и отношения со сверстниками и педагогами, и уровень притязаний, и результаты в достижении целей. Поэтому в случае обнаружения недостатков в устной и письменной речи необходимо начинать работать с ними как можно раньше.

Профилактика дислексии должна начинаться еще в дошкольном возрасте. Она включает в себя развитие у ребенка зрительно-пространственной функции, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики. Не менее важно прорабатывать звукопроизношение и формировать правильный лексико-грамматический строй речи.

Для снижения вероятности развития у ребенка дислексии, дисграфии, заикания и прочих проблем речи и письма нужно уже в раннем возрасте начинать заниматься с детьми специальными упражнениями, нацеленными на освоение правильной речи и грамотного письма. Лучше всего выполнить эту задачу помогают развивающие игры.

Игры – это лучшее средство для умственного развития детей, плюс они способствуют мышлению, анализу и ориентированию. На начальных этапах рекомендуется демонстрировать как можно больше визуальных образов – слова, буквы, животных, предметы. В детском возрасте лучше всего воспринимается именно визуальная информация. В процессе она откладывается в памяти, отчего риск появления дислексии сводится к минимуму.

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии


Предлагаемые ниже упражнения развивают зрительное внимание, восприятие и память, и улучшают навык чтения:

  • Задайте ребенку задачку: «В комнате потерялись слова на букву «С». Давай их найдем!». Начинайте вместе с ребенком искать и называть предметы на заданную букву. Задание можно усложнять, предлагая искать предметы, названия которых оканчиваются на определенную букву или звук.
  • Составьте из букв-магнитов слова, «приклеившиеся» друг к другу, например, «МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКА», и помогайте ребенку разделять их. Задание можно усложнять, используя предложения, например, «СЕГОДНЯМЫИДЕМК БАБУШКЕКУШАТЬПИРОЖКИ» и т.п.
  • Дайте ребенку задание прочитать какое-нибудь слово, запомнить его, а затем написать. Задание можно усложнять, предлагая вместо слов словосочетания и целые предложения.
  • Напишите на разных карточках разные слова, из которых можно составить предложение. Составьте предложение, перемешав слова. Дайте ребенку задание «починить» предложение – поставить все слова на свои места (заранее предложение можно озвучивать). Точно такое же упражнение можно давать и со слогами – чтобы ребенок составлял слова.
  • Интересное упражнение, совмещенное с массажем. Пусть ребенок ляжет на живот, а вы «чертите» на его спине буквы, слоги и слова. Воображение ребенка поможет ему легче освоить навык чтения и написания.
  • По очереди вместе с ребенком называйте слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущих слов, например, «папа – атлас – собака – альбом – мел – лунтик – кошка» и т.д.
  • Напишите на листе ряд букв, среди которых расположено какое-то слово, например, «ЗСУЕВОГДОМБВКАР», и дайте ребенку задание найти его. Задачу можно усложнять, делая ряды более длинными и пряча в них несколько слов.
  • Насыпьте в чашку немного макарон. Ваша задача – говорить ребенку слово, а его – выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове. Задание можно усложнять, отмечая гласные, твердые и мягкие согласные. Для этого вместе с макаронами можно использовать маленькие печеньки, горох или орешки.
  • Дайте ребенку задание ласково назвать то, что называете вы, например, «стол – столик», «цветок – цветочек», «машина – машинка», «дом – домик» и т.п.
  • Рисуйте вместе с ребенком разные буквы, слоги и слова везде, где возможно: на песке, мелкой крупе, бумаге, запотевших и покрытых инеем стеклах и т.д. Также буквы можно вырезать, лепить, выкладывать.
  • Сделайте карточки с недописанными до конца прописными буквами. Нужно лишь пропустить несколько элементов, но чтобы явно прослеживались очертания. Задача ребенка – закончить буквы.
  • Продиктуйте ребенку отрывок из его любимой сказки, а он пусть пишет то, что вы говорите. Внимательно следите за тем, что делает ваше чадо, и направляйте его в нужное русло, если замечаете ошибку.
  • Подготовьте карточки с разными изображениями, подписав их с обратной стороны. Вам нужно просто называть слова, а ребенок должен искать соответствующие картинку, а затем читать ее название.

Проявив немного фантазии, вы можете придумать немало и своих собственных упражнений и игр, проводить время за которыми будет приятно и полезно. Мы же подведем итог нашей статье.

Следует помнить, что дислексися может отрицательно сказаться на развитии ребенка, его успехах и жизненных результатах. А устраняя дислексию, важно понимать, что это не изолированное нарушение. Механизмы, которые ее вызывают, затрагивают как устную, так и письменную речь. Так что преодолевать этот недуг необходимо комплексно, воздействуя на весь спектр речевых и психических нарушений. Работу по коррекции дислексии лучше доверить психологам, педагогам и логопедам, не забывая при этом и о домашних занятиях.

Подбирая задания, нужно брать в расчет несколько принципов: усложняться они должны поэтапно, упражнений должно быть много, временные связи, вырабатываемые у дислексика, должны закрепляться и доводиться до автоматизма, все предлагаемые задачи должны быть понятны, доступны и конкретны. И еще кое-что: никогда не воспринимайте дислексию, как ущербность, ведь это совсем не так. Люди-дислексики – это личности с нестандартным мышлением, способные креативно подходить к поиску решений самых разных проблем. В доказательство этому советуем вам почитать книгу «Дар дислексии» Рональда Дейвиса.

Желаем вам успехов и крепкого здоровья, а также понимания того, что нет непреодолимых преград, а уникальность человека может выражаться в самых разных формах!

Дислексия – это нарушение навыка чтения при сохраненной общей способности к обучению. Это специфическое нарушение имеет под собой неврологическую природу.

Раньше дислексия являлась общим понятием для определения неспособности индивидуума к обучению. В настоящее время этот термин описывает логопедические и клинико-психологические нарушения навыков чтения.

Дислексию называют «болезнью гениев».

Причины

Классификация

Существует несколько классификаций дислексии, которые представлены в следующих таблицах.

Видовая классификация

Вид Описание
Дислексия травмы Возникает после травмы головного мозга
Первичная дислексия Наследственная, чаще проявляется у мальчиков
Вторичная дислексия Обусловлена нарушением гормонального фона на ранних стадиях онтогенеза
Визуальная Человек не может писать буквы и цифры в правильном порядке
«Аудиторная» дислексия Связана со слухом, имеются трудности в распознавании звуков и группы букв
Дисграфия У ребенка появляются трудности в написании букв

Классификация по формам

Формы Описание
Фонематическая Связана с недоразвитием фонематической системы, звукобуквенного анализа
Семантическая Человек не понимает прочитанных слов и предложений
Аграмматическая Обусловлена недоразвитием грамматического строя речи.
Мнестическая Человеку трудно запомнить все буквы
Оптическая Путает графически сходные буквы
Тактильная Слепым детям трудно определить тактильно буквы из специальной азбуки

Признаки

Дислексия у взрослых имеет симптомы различной степени выраженности, которые зависят от причины нарушения. Человек, страдающий дислексией, не может быстро и правильно распознавать слова, читать, он часто делает орфографические ошибки. У индивидуума не сформирован полноценный фонологический компонент языка. При дислексии могут страдать память и внимание, но, как правило, это связано с нарушением межполушарных взаимодействий. При этом нарушении может возникнуть дефицит читательского опыта. Очень часто нарушено понимание текста. Интеллект при этом нарушении сохранен. Индивид читает с ошибками, по первым слогам пытается угадать, что написано.

Человек часто не понимает, что написано в тексте, ему трудно пересказать прочитанное. Чтение дается с большим трудом, он очень быстро устает и раздражается. Такие люди совершают ряд грамматических или орфографических ошибок при переписывании простого текста, им с трудом удается правильно написать слово, воспринимаемое на слух. Индивид при этом неврологическом нарушении имеет множество проблем с почерком, не может выполнить письменное задание в короткий срок. Дислексия и дисграфия откладывают «отпечаток» на характер, человек отличается повышенной эмоциональностью, очень раздражительный, совершает импульсивные ошибки. Очень часто заболевание сопровождается эмоциональной нестабильностью. В чертах характера может проявляться сильное чувство справедливости или утонченный эстетический вкус. Доминантная функция правого полушария может проявляется в виде нарушения координации движения.

Проявления у детей

Дислексия у детей проявляется в плохой успеваемости в школе. У них наблюдаются различные неврологические нарушения в поведении: нервозность, беспокойство и гиперактивность. Дети с дислексией плаксивы, могут некоторое время находится в подавленном состоянии, затем резко перейти в возбужденное.

Такие дети имеют задержку речевого развития. Они имеют большие трудности в запоминании букв, цифр, цветов.Они путают буквы с одинаковой конфигурацией, имеют сложности в сочетании звуков, не могут рифмовать слова.

Ребенок с дислексией может изменять порядок звуков в словах. Дислексия у младших школьников проявляется в том, что они не могут разбить слово по слогам, неправильно называют слова на буквы алфавита. Дети с дислексией особым образом держат карандаш или ручку в руках. Очень часто дислексия сочетается с дисграфией.

«Звездная» болезнь

Многие звезды шоу-бизнеса и кино страдали дислексией. В школе учителя и сверстники считали их умственоотсталыми. Однако с течением времени это неврологическое нарушение не помешало стать им знаменитыми актерами, режиссерами и сценаристами. Родители звезд даже не догадывались, что их ребенок не может читать или писать, потому что у него проблемы неврологического характера. Некоторым людям диагноз «дислексия» помешала окончить школу, но они смогли состояться профессионально и реализовать свои творческие способности. Многие знаменитости посещают логопедов для коррекции проблем речи и устранения ее дефектов.

Приведем несколько примеров из биографии звезд с дислексией:


Обследование

Обследование ребенка в возрасте 5-6 лет позволяет выявить симптоматику заболевания. Ребенку проводится тестирование в результате, которого выясняется, как ребенок читает и соответствует ли это возрастным нормам. Все тестирования проводятся в форме игры, чтобы исключить возникновение психологического дискомфорта у ребенка. У него проверяется слух и способность воспроизводить услышанные звуки. Специалистом проверяется, какая из сенсорных систем ребенка работает лучше: зрительная, тактильная или слуховая. Если тестирование проводится не в школе, то родители должны поддержать своего ребенка, правильно настроить его, объяснить всю важность исследования. Ребенок перед школой должен пройти обследование у логопеда и психолога, которые заполняют специальную форму характеристики.

В школе 1 раз в семестр проводит опросник Дэвиса для выявления скрытых творческих способностей у детей. Для реализации творческого дара у ребенка в школе необходимо давать больше свободных тем, проводить конкурсы, постоянно подталкивать на «великие дела».

Лечение

Лечить дислексию необходимо у логопеда, психолога и психиатра. Виды и способы коррекции дислексии зависят от формы и вида заболевания. У детей необходимо развивать функциональные навыки чтения. Используется прямое и непрямое обучение по распознаванию слов. В прямое обучение включены специальные фонематические методы, которое используются отдельно от программы по обучению чтению. Непрямое обучение включает в себя программу по обучению чтению и фонематические методы. При лечении дислексии у детей используют программы по комплексному воздействию на все органы чувств: зрительные, тактильные и слуховые. Ребенка обучают навыкам выделения составных частей слова или компонентов для понимания текста. Не всегда удается полностью вылечить дислексию, но можно свести к минимуму ее проявления.

Дислексия

Дислексия - это вид специфического нарушения обучения , имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова , осуществлять декодирование , осваивать навыки правописания . Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка . Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения . Вторично возникают нарушения понимания текста , дефицит читательского опыта и словаря .

В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них - педагогический. Ему соответствует определение, приведенное в учебнике логопедии : «Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения , обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Другой подход - клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции : «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения , несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения . Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами , что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения ».

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением , вызванные другими причинами, такими как умственная отсталость , дефекты зрения и слуха . Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения . Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма . В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дисорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием .

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в спорте , живописи , музыке , математике или физике .

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам , угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

История

Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 г. Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %) Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 % . В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены , ответственные за возникновение дислексии. Они расположены в хромосомах № 1, 6 и 15 .

Диагностика дислексии

Дислексия - сложное для диагностики расстройство. Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родителям не рекомендуется присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Проблемы дислектиков

Существует ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислектик.

Самые распространённые проблемы дислектика:

  • задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию;
  • дезориентация в пространстве, дезорганизация;
  • трудности с восприятием информации;
  • трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;
  • неуклюжесть или нарушение координации;
  • синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.

Все симптомы дислексии - это симптомы дезориентации. Нельзя распознать дислексию саму по себе, однако распознать дезориентацию вполне возможно. Результатом ориентации является точное восприятие окружающей обстановки, включая двухмерные слова, напечатанные на бумаге. Поэтому те печатные слова и символы, которые он не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии. И, как результат, ребёнок не может принять окружающую действительность так, как воспринимают её другие люди.

То есть почти полностью отсутствуют объективные методы определения особенностей работы головного мозга «запущеного ребёнка». Зачастую в случае некачественного образования социальному работнику удобнее поставить диагноз дислексии, нежели объективно исследовать и определить социально-педагогические предпосылки, приведшие к трудностям чтения.

См. также

  • Фильм «Звёздочки на земле» (англ. ) (2007)

Примечания

Литература

  • Ткаченко, Т. А. Логопедический букварь. - М .: Эксмо, 2009.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дислексия" в других словарях:

    ДИСЛЕКСИЯ - (англ. dyslexia; от греч. dys повреждение + lexia речь) существенные трудности в овладении чтением (в т. ч. в понимании прочитанного) и письмом у нормальных в других отношениях детей. Как ни странно, нередко Д. сопровождается повышенными… … Большая психологическая энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 2 нарушение (54) расстройство (68) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ДИСЛЕКСИЯ - В основном – неспособность научиться читать. Однако среди педагогов, психологов и врачей нет согласия в том, как охарактеризовать неспособность к чтению, особенно в терминах этиологии этого состояния; по вопросу о когнитивных и перцептивных… … Толковый словарь по психологии

    ДИСЛЕКСИЯ - (dyslexia) нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь… … Толковый словарь по медицине

    - (dyslexia; дис + греч. lexis речь, слово) 1) легкая степень алексии; 2) см. Легастения … Большой медицинский словарь

    Дислексия - частичное расстройство процесса овладения чтением (его технической и смысловой стороной). При Д. наблюдаются стойкие замены букв, перестановки, пропуски, трудности понимания слова, предложений, текста, аграмматизм. Д. обусловлена… … Педагогический терминологический словарь

    Дислексия - от греч. dis расстройство и lexis речь, расстройство речи: ஐ Таким образом, мозг и построен из нетождественных у разных людей структур (функциональная схема Мерседеса такая же, что и схема Фиата, но это не тоже самое), и такие структуры,… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Дислексия - (от лат. dis приставка, означающая расстройство, и lego читаю) частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, участвующих в акте чтения. Д. проявляется в стойких,… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

    Дислексия - Собирательное понятие для обозначения трудностей и дефектов произношения, испытываемых людьми, чаще в детском возрасте, с нормальным в других отношениях развитием. Описал в 1896 г. W. Morgan … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Дислексия - (dyslexia), затруднения при чтении, непропорциональные др. интеллектуальным способностям. Считается врожденным нарушением, к рое воздействует на оперативную память, моторику рук и восприятие, что затрудняет овладение грамотностью. Для Д. типичны… … Народы и культуры

Причины недостатков грамотности у взрослых могут быть разнообразны: влияет обстановка внутри семьи, наследственность, а также специфика программы обучения. Но учеными было высказано предположение, что существенным фактором является дислексия у взрослых. Вопреки распространенному заблуждению, это расстройство относится не только к уровню грамотности, хотя эти недостатки часто выступают наиболее заметным признаком. Дислексия влияет на то, как информация обрабатывается, хранится и извлекается, насколько совершенна память, какова скорость обработки, восприятия времени, организации и последовательности.

Заболевание передается генетически, поэтому если один или оба родителя страдают им, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.

Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, а тяжесть его может варьироваться. В числе предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделяют:

  1. Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное воздействие патологических явлений, возникающих в процессе родов: асфиксии плода, преждевременной отслойки плаценты, пороков развития пуповины. Каждое из этих состояний может нанести вред состоянию головного мозга на момент пребывания ребенка в утробе.
  2. Перенесенные черепно-мозговые травмы.
  3. Вылеченные инфекционные поражения ткани головного мозга (энцефалит).
  4. Асоциальный образ жизни.

Губительное воздействие каждого из этих факторов выводит из строя основные механизмы, благодаря которым происходит реализация процесса чтения – это сочетание речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов.

Наблюдения в сфере психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией нарушена последовательность этапов визуального восприятия, распознавания букв, умение скомбинировать их в слово. Страдает и способность осознания прочитанного материала.

Разновидности дислексии

Изучив основные проявления и особенности происхождения данного расстройства, была выделена классификация дислексии. Учитывая нарушения механизмов, существуют такие виды расстройства способности и качества чтения:

  1. Фонематическая дислексия – вызвана недоразвитием фонематического восприятия, способности анализировать, синтезировать.
  2. Семантическая дислексия – когда у человека не сформирован слоговый синтез, скудный словарный запас, происходит непонимание синтаксической связи структуры предложения.
  3. Аграмматическая дислексия – спровоцированная недостаточным развитием грамматического речевого строя.
  4. Мнестическая дислексия – вызвана нарушением речевой памяти, затруднение отмечается на этапе соотнесения букв и звуков.
  5. Фонематическая дислексия – возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  6. Оптическая дислексия – происходит в результате недостаточной сформированности визуально — пространственных представлений.
  7. Тактильная дислексия слабовидящих людей – обусловлена нечеткостью тактильного восприятия.

Каковы общие проявления этого расстройства?

Общие характеристики среди людей с дислексией – трудности с правописанием, манипулированием звуковыми сигналами и / или возможностью быстрой визуально-словесной обработки запросов.

Пребывание на работе для больных дислексией может быть сложным процессом, но при активной поддержке и выполнении систематических лечебных стратегий, можно уменьшить его тяжесть, а в некоторых случаях – даже преодолеть.

Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области слуховой обработки . Неудовлетворительные слуховые навыки обработки полученной информации препятствует способности мозга распознавать разницу между звуками, их сочетаниями; связывать буквы воедино, обучаться чтению (этот процесс является самым сложным). Традиционные стили преподавания и стандартная учебная программа не воспринимается такими людьми.

Помимо практически полного отсутствия способности к обучению грамоте и счету, выделены многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых людей.

Они включают хорошие навыки межличностного общения, распознавание чужих эмоций. Взрослые дислексики часто имеют поведенческие симптомы, такие как тревожность, из-за проблем, обусловленных их собственным состоянием. Это выясняется в групповой беседе, где людям с данной проблемой трудно выражать свои мысли и делают это они только короткими предложениями между длинных пауз. Другие показатели включают общее смятение и стресс.

По мере того как состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение является эффективным в вопросе снижения степени проявления проблем, связанных с пребыванием в повседневной жизни.

Многие симптомы трудно распознать, поскольку повзрослев, люди стараются избегать областей, которые являются проблематичными для них. Тем не менее, некоторые проявления остаются очевидными.

Они включают в себя:

  • Трудности запоминания слов и предложений. Даже будучи осведомленными в других сферах, взрослые с таким нарушением имеют плохую память.
  • Медлительность при чтении предложений, чтение по слогам, с большими паузами в промежутках.
  • Сложности запоминания имен.
  • Взрослый человек, больной дислексией, лишен возможности понимать прочитанный материал, что становится причиной появления многих проблем в работе и повседневной жизни.
  • Люди с таким нарушением обычно предпочитают носить цифровые часы.
  • Имеют трудности в изложении собственных мыслей словами.
  • Они стараются избегать чтения и письма, насколько это возможно.
  • Забывают, откуда пришли. Это приводит к сложности, особенно, когда предстоит маршрут в незнакомом направлении. Иногда такие люди даже забывают часто посещаемые места.

Самой распространенной формой является мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у пациента, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи зрительной формой буквы с произносительным, акустическим образом таковой. Запоминая, он смешивает, а затем заменяет их при чтении.

Подробная симптоматика состояния

Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.

Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.

Визуальные проявления:

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
  • Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
  • Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
  • Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.

Слуховые проявления:

  • У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
  • Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.

Письменные проявления:

  • Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
  • При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
  • Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.

Кратковременная память: человек может испытывать большие трудности, вспоминая краткий перечень тех или иных алгоритмов, их последовательность и особенности содержания. Проблемы возникают и с обучением новому материалу, трудно даются длинные арифметические вычисления.

Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.

Диагностика

Взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации.

Суть диагностики, которую проводит логопед, заключается в следующем: врач определяет, насколько в принципе сформирована устная речь пациента, каков анамнез его жизни и развития, определяет состояние артикуляционного аппарата, уточняет, какой была успеваемость на момент обучения.

Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента. Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах. Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии. Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии.

Как преодолеть эту проблему?

Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, следует осознавать, что четко выраженное лечение дислексии отсутствует как таковое. В то время как нет определенного медикаментозного препарата, применение которого обеспечило бы профилактику данного состояния у лиц, наиболее предрасположенных к этому недугу, коррекция может осуществляться с помощью специализированных образовательных инструментов и ресурсов. Важно после установки диагноза, получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты, чтобы развивать свои навыки.

Если диагностика и лечение получено в детстве, уже взрослому человеку будет проще справиться с ситуативными проблемами.

Использование компьютера в последнее время облегчает пребывание в социуме людей с особенными потребностями. Этот альтернативный метод помогает использовать свой потенциал в жизни.

Изучая стратегии, как лечить дислексию медикаментозными препаратами, учеными выделена важность роли витаминотерапии, поэтому пациентам с такой патологией рекомендуют принимать омега-3 жирные кислоты, чтобы содержать в тонусе жизненно важные функции мозга. Несмотря на то, что эти вещества не обладают ярко выраженным целебным свойством, их назначают наряду с витаминами группы B для стабилизации нервной системы, ведь тревожность – неизменное явление, сопровождающее дислексию.

Социальная адаптация взрослых дислектиков

Дислектики лучше работают с небольшими объемами информации, поскольку излишек материала потенциально перегружает особенного обучаемого.
В качестве альтернативного подхода к преподаванию рассматриваются программы грамотности взрослых дислектиков.

Учеными предлагается использование мультисенсорной стратегий для подключения и запоминания информации, поскольку люди с таким нарушением страдают проблемами с подключением к информации, визуализацией, воссозданием слухового образа. Также может возникнуть необходимость включать прикосновение и движение в этом процессе. Например, использовать свои пальцы, чтобы проследить номер телефона на столе, вместо того, чтобы просто повторять его.

В современном обществе доступной является и технологическая помощь: она заключается в использовании специальных систем, таких как GPS, диктофонов, программного обеспечения, позволяющего преобразовывать текст в речь или совершать ручную проверку правописания. Все это помогает сделать пребывание особенных людей в повседневной среде менее сложным.

Цветовое кодирование также признано достаточно полезной стратегией, помогающей выделить и упорядочить важную информацию.

К нестандартным подходам снижения степени проявления дислексии относится методика Рональда Д. Дейвиса – ее суть заключается в осознанном придании печатным словам и символам мысленного образа, что помогает устранить пробелы восприятия. Однако такой способ лечения менее применяем, по сравнению со своими общепризнанными, более эффективными аналогами, при которых акцент делается на исправлении речевого синтеза, устранении искажения произношения слов, предложений.

Независимо от формы дислексии, взрослому человеку необходимо пройти полноценное обследование, получив консультации опытного логопеда.

Если взрослому поставлен диагноз дислексии, это не означает, что он менее разумен или лишен возможности совершенствоваться, получить образование. Истории известно множество выдающихся личностей, которые страдали указанным расстройством, но этот факт не помешал им достичь больших успехов, реализовав себя в полной мере. Исследователи установили нюанс, что эти люди обладают высоким уровнем IQ и нашли свое предназначение в творчестве. Среди них: Стивен Спилберг, Ван Гог, Моцарт, Эйнштейн.