При выборе будущего питомца многие люди останавливаются на породе кокер-спаниель. Это неудивительно, ведь щенки этой породы выглядят очень забавно и мило. Не секрет, что большинство покупателей влюбляется в таких животных буквально с первого взгляда. Неповторимый умный взгляд, забавная «юбочка», активно движущийся хвостик и несказанно дружелюбный характер - всё это манит и привлекает к себе. Однако не стоит думать, что щенки и взрослые особи остаются простачками. При появлении угрозы они могут встать на защиту хозяина и его окружения, сражаясь до последнего вздоха. Не зря эту собаку часто использовали для охранных и охотничьих целей.

Какие существуют виды породы

В настоящее время в качестве домашних питомцев используются представители трех групп спаниелей:

  1. Американские;
  2. Английские.

Что касается первой разновидности, то она считается декоративной. В свою очередь, вторая предназначается для охотничьих целей. Уход за щенками английского кокер-спаниеля несложен, поэтому проблемы практически не возникают. Эти питомцы игривы, активны и веселы , что положительно влияет на состояние их здоровья. Тем не менее в некоторых случаях щенки проявляют упрямство, пытаясь заполучить то, что им запрещено. Правда, такой переходный период быстро заканчивается, и питомцы снова возвращаются к прежнему милому и послушному поведению.

Главный признак здорового и полноценного развития - плотная мускулатура и прекрасная шерсть с шелковистым покрытием. Месячный щенок может весить примерно 1,5 килограмма. Если кормление осуществляется с учётом установленных правил и рекомендаций, то животное будет развиваться и набирать вес очень быстро. При этом риски заболеть какой-нибудь болезнью будут минимальными .

Очень часто заводчики интересуются состоянием ушей у щенков. Если ушки здоровые, они должны иметь розовую окраску, запах и выделения должны отсутствовать. При появлении сухой серы её нужно максимально быстро очистить с помощью ватного тампона. Если присутствуют малейшие отклонения от нормального состояния, есть смысл обратиться за помощью к специалисту или же провести полное обследование.

Маленькие представители породы американского спаниеля мало чем отличаются по поведению от английских родственников. И хоть они относятся к декоративным питомцам, для охоты их тоже используют. Поэтому не удивляйтесь, если новый член семьи начнёт нападать на домашних хомячков или уличных букашек. Однако не стоит наказывать его за такие действия - это естественное явление. Чтобы развитие питомца было успешным, нельзя оставлять его без внимания. В одиночестве он быстро впадает в депрессию или даже погибает. Поэтому ваше присутствие - ключевой аспект в .

Галерея: щенки английского кокер-спаниеля (25 фото)


















Чем кормить щенка спаниеля (1 месяц)

Первый месяц жизни щенка считается самым важным периодом, который отыгрывает ключевую роль в формировании будущего питомца. Важно обеспечить четвероногому члену семьи правильное питание, уход и заботу. В противном случае он попросту потеряет свои внешние достоинства, станет плохо развиваться или начнёт капризничать. То же самое касается 2−3-месячных особей, которые активно растут и нуждаются в правильном отношении. Кстати, вопрос: «чем кормить щенка спаниеля в 2 месяца» часто поднимается на разных форумах и ресурсах, где обсуждаются темы воспитания домашних любимцев.

Правильное питание кокер-спаниеля заключается в соблюдении следующих правил:

Известно, что у щенков кокер-спаниеля отличный аппетит. Заводчики должны учитывать эту породную особенность, не допуская ожирения. Не перекармливайте питомца, так как это может негативно повлиять на функциональность всех внутренних органов, что повысит риск развития разных заболеваний.

Также помните, что щенки этой породы ведут очень активный и подвижный образ жизни . Чтобы их развитие было полноценным, добавляйте в продукты питания специальные витаминно-минеральные комплексы. Таким образом вопрос «чем кормить щенка кокер-спаниеля в 2 месяца» будет решен успешно.

Правильный уход за питомцем

Все тонкости ухода за кокер-спаниелем заключаются в правильном кормлении и уходе за шерстным покровом. Вы должны приучать питомца к мытью, сушке, расчесыванию и другим парикмахерским процедурам с первых дней его пребывания в доме.

Ванные процедуры принято проводить каждые семь дней, используя специальные средства для мытья. После приёма душа собаку тщательно высушивают феном и расчесывают. Кстати, расчесывание проводят ежедневно, а в первые дни жизни - по несколько раз в день .

Каждые два месяца четвероногого члена семьи возят на стрижку, что научит его не бояться прикосновения сторонних рук, например, если вы собираетесь возить его на выставки. Также такая процедура станет хорошим инструментом для поддержания шерсти в нормальном состоянии. Вы должны заранее приучить питомца ко всем косметическим манипуляциям.

Прогулки со щенком не должны быть частыми, но их продолжительность может достигать нескольких часов. После возвращения домой с прогулки обязательно осматривайте щенка, убирая все веточки, мусор и репейники, которые могут прицепиться к роскошной шерсти.

Не забывайте, что правильно ухоженная и подстриженная собака - настоящая гордость для вас и вашей семьи.

Особенности воспитания

Воспитать послушного и красивого питомца - очень непросто. Такой активный малыш привык бегать, прыгать и скакать, но уж точно не учиться и дрессироваться. Тем не менее вы должны сразу показать щенку, кто в доме хозяин и, кто какую роль играет. Будьте требовательным лидером и не балуйте животное. В противном случае оно вырастет неуправляемым и капризным .

Не допускайте эмоциональных срывов и никогда не кричите на кокера. Эти собаки реагируют на агрессию очень негативно. В воспитании здорового питомца актуален метод «пряника», но не «кнута». Ни в коем случае не бейте питомца. Вместо этого осторожно и спокойно настаивайте на том действии, которое требуется.

Будьте готовы уделить очень много времени и усилий на обучение. Придётся неоднократно повторять выученное, чтобы закрепить результат усердного труда.

Не забывайте, что главный залог успешного обучения - частое поощрение. Щенки спаниеля очень любят, когда их хвалят и благодарят. Попробуйте угостить малыша чем-то вкусненьким, например, морковкой или кусочком сыра, и вы будете приятно удивлены, как он проявит себя при следующем обучении.

Если выделить нужное количество времени, нервов и собственных сил, правильно подойдя к дрессировке, вам удастся достичь невероятных результатов. Питомец вырастет ласковым , добрым и здоровым на радость вам и всем окружающим.

Как кормить самого маленького питомца

Полуторамесячный щенок - это активно развивающийся организм, который требует правильного питания и обращения. В таком возрасте питомцу необходимо давать чуть больше полстакана пищи. По мере взросления суточную норму увеличивают до одного стакана. Не забывайте следить за поведением животного. Если оно жадно съедает порцию и «гоняет мисочку», скорее всего, порция слишком маленькая или же промежуток между кормлениями слишком большой.

Если щенок ест медленно и аккуратно, периодически отходя от миски, скорее всего, корма слишком много или кормление происходит часто. Если после еды животик раздувается , всё объясняется перееданием.

Давать корм и воду нужно в двух мисках с гладкой поверхностью. Важно исключить вероятность повреждения языка. К тому же миску с водой нужно размещать постоянно, а с едой - только по графику кормления. Несъеденный корм следует убрать, переложив его в банку или холодильник до следующего приёма пищи. Важно обратить внимание на температуру пищи - оптимальная температура должна составлять около 40 градусов.

Собака, живущая вместе с людьми, должна быть хорошо воспитана и выполнять определенные требования.
Воспитание спаниеля начинается с самого простого – приучения его к рукам. Щенок (а впоследствии и взрослая собака) должен давать спокойно брать себя на руки, осматривать зубы, уши, переворачивать, ставить на столе и на полу в стойку и позволять делать с собой все, что считает нужным хозяин. К подобной выдержанности вы должны приучать щенка с первых дней его появления в доме. Поверьте, в дальнейшем это облегчит вам уход за ним.

Поведение собаки всегда зависит не только от врожденных качеств ее характера, но и от полученного воспитания и специального обучения. Хорошая реакция собаки на команды, успешное выполнение поставленных перед ней задач – результат регулярных тренировок. Собака любой породы должна быть обучена общим командам и слушаться хозяина беспрекословно.

Этапы Возрастного Развития Спаниеля

Воспитание собаки охотничьей породы, подразумевает выполнение владельцем определенных программ занятий с ней, соответствующих возрастным особенностям развития животного. Конечно, вашей целью должно стать не только обучение спаниеля командам, но и воспитание дисциплинированной, легко управляемой собаки, которая вместе с тем станет вам настоящим другом и будет обладать всеми качествами надежного и верного помощника на охоте. Многие владельцы спаниелей готовят своих подопечных к охотничьей службе, поэтому во время дрессировки им следует проявлять твердость и большое терпение по отношению к животному.

Обучение – это прежде всего воспитание собаки

Беспомощному и неумелому щенку, которого вы принесли к себе в дом в возрасте 1,5–2 мес, предстоит пройти ряд периодов физического и психического развития, прежде чем он сможет овладеть всеми необходимыми ему навыками охотничьей собаки. Вы должны стать для своего любимца добрым, но требовательным другом. Вам следует постоянно учитывать все особенности характера и поведения спаниеля, стараться регулярно заниматься, играть с ним, а при необходимости консультироваться с опытными специалистами-собаководами, которые помогут избежать серьезных ошибок в воспитании и дрессировке вашей собаки.
Вы с первого дня должны представлять себе, каким бы хотели видеть своего спаниеля, чтобы суметь четко определить все дальнейшие задачи, которые ему придется выполнять. Только тогда, ориентируясь на этот идеал, вы сможете планомерно строить свою программу воспитания и тренировки вашего питомца.
Как правило, весь период развития и формирования собаки делят на несколько основных этапов, в течение каждого из которых животным приобретается определенный жизненный опыт. В первые недели жизни поведение щенка основано главным образом на врожденных инстинктах, которые он получил по наследству от матери. Далее формирование характера и привычек собаки во многом будет зависеть от вас.

Начальный Этап

У щенков спаниеля начальный период развития длится с 1-й по 7-ю нед их жизни. До достижения 2-недельного возраста малыш практически беспомощен и всецело зависит от матери. Основными потребностями щенка являются прием пищи (молоко матери), продолжительный сон и пребывание в постоянном тепле.
Сосательный рефлекс дан щенку от рождения, что позволяет малышу быстро находить сосок матери, продолжительное время удерживать его и активно сосать молоко. Процесс кормления сопровождается характерными движениями лап щенка, как бы отталкивающими живот матери, что помогает ему высасывать больше молока. По тому, насколько энергично щенок сосет материнское молоко, собаководы определяют его потенциальные жизненные силы, характер и степень активности. Ведь для щенков, обладающих большим запасом энергии, характерно хорошо развитое обоняние, а это значит, что в будущем собака будет хорошо брать след.

В первые недели жизни малыши еще совсем беспомощны. Примерно с 15-го дня жизни у щенка спаниеля начинается развитие зрительного и слухового восприятия. Трехнедельные спаниели уже могут самостоятельно ходить, удерживая равновесие, а также употреблять жидкую пищу в качестве дополнения к материнскому молоку. В этом возрасте малыши все еще зависимы от матери, но не имеют пока социальной связи со своими собратьями.

Этап Адаптации

Щенок адаптируется к условиям окружающей среды на протяжении первого месяца жизни. В это время малыш постепенно осваивает новый для него мир. Играя с матерью и с другими щенками, маленький спаниель постигает азы взаимоотношений с себе подобными, приучается к дисциплине.
Этот период весьма важен для развития основных условных рефлексов, потому что 1–2-месячные щенки очень восприимчивы ко всем изменениям в окружающем их мире и становятся способными к приобретению определенных навыков. Щенок постепенно приспосабливается к матери. Приобретенный им рефлекс – всегда следовать за нею – в дальнейшем проявится уже в доме хозяина: щенок очень быстро привыкнет к следованию за человеком. Вялые, малоактивные щенки плохо адаптируются к условиям окружающей среды, впоследствии им будет нелегко налаживать контакт с людьми и другими собаками.
В период адаптации надо внимательно наблюдать за поведением малышей, отмечая наиболее яркие проявления их характера. Приспособление к внешней среде достигается щенками путем слуховых, зрительных, осязательных и обонятельных контактов с окружающими их предметами.

Кстати, обнюхивание человека – это для щенка своеобразный способ познакомиться с ним. По запаху собака способна запомнить множество разных людей. От количества новых знакомых щенка будут зависеть в дальнейшем его коммуникативные способности.
В возрасте от 1 до 2 мес малыши-спаниели еще не испытывают чувства страха перед посторонними людьми, щенки же старше 2 мес обычно боятся незнакомцев и при встрече с ними прячутся. Поэтому, взяв щенка в дом, хозяин прежде всего должен уделить внимание общению своего питомца с другими людьми. Если этого не делать, собака может вырасти либо слишком робкой, либо, напротив, чересчур агрессивной по отношению к окружающим.

Играя, щенок узнает окружающий мир

В месячном возрасте щенку дают кличку, которую выбирают по желанию владельца. Есть несколько рекомендаций, касающихся этого ответственного момента:
кличка должна быть короткой, звонкой и не очень распространенной;
нельзя в одном помете называть одинаковыми кличками двух щенков;
неэтично называть собак именами людей;
приучать щенка к кличке можно на прогулках и во время игры с ним. При каждом подзыве щенку дают лакомство или гладят;
кличка собаки всегда должна произноситься в призывной интонации, ее нельзя искажать или заменять ласковыми прозвищами.
Обычно спаниель быстро привыкает к своей кличке и живо на нее реагирует.

Щенки американского кокер-спаниеля забавны и милы внешне. Внутри скрыт большой потенциал. Часто случается, что при первом взгляде на щенка кокер-спаниеля человек навсегда влюбляется в породу. Неудивительно: неповторимый взгляд, забавная «юбочка», постоянно двигающийся хвостик и невероятная доброжелательность — манят и чаруют. Но не думайте, что щенки и взрослые собаки простачки, при необходимости способны стать бесстрашными защитниками семейства.

Разновидности породы

Известны два вида кокер-спаниелей: американские и английские. Американские кокер-спаниели относятся к декоративным подвидам собак, английские кокер-спаниели предназначены больше для охоты.

Щенки английского кокер-спаниеля обычно не создают трудностей при выращивании. Они игривы, активны и веселы. Качества положительно сказываются на здоровье щенков. Нередко щенки английского кокер-спаниеля становятся упрямы и настырны, требуют то, что категорически нельзя. Переходный период быстро проходит, щенки вновь становятся милыми и послушными. Здоровый щенок английского кокер-спаниеля демонстрирует плотную мускулатуру, плотный костяк и прекрасную шелковистую шерсть. Вес месячного щенка английского кокер-спаниеля составляет 1, 5 кг. При правильном и сбалансированном питании щенок быстро развивается, не обнаруживая затруднений со здоровьем. Часто заводчиков волнует состояние ушей у щенков кокер-спаниеля. Здоровые ушки имеют розовую окраску, не выделяют запаха и серы. Если появляется сухая сера, вещество легко снимается ватным тампоном. При малейших отклонениях от описания состояния ушей обращаются к ветеринару для обследования органов слуха.

Щенки американского кокер-спаниеля похожи по характеру на собратьев. Считаются декоративными, но не прочь сходить на охоту. Возможно, маленький питомец примется охотиться на домашнего хомячка или уличную букашку. Не пресекайте инстинктивных действий, для щенка это — необходимая игра. Американские кокер-спаниели нуждаются в постоянном общении, в одиночестве способны впасть в депрессию и погибнуть. Американский кокер-спаниель и хозяин — единое целое.

Питание кокер-спаниеля


Щенка кокер-спаниеля полагается кормить исключительно правильной и полезной пищей.

  • 40% общего рациона щенка составляет мясо. Рекомендуется давать щенкам телятину, говядину или баранину. Нельзя кормить щенков свининой, с осторожностью включают в рацион щенка куриные блюда, содержащие кости. Предлагайте щенку кокер-спаниеля субпродукты (печень, почки, легкое), содержащие массу полезных веществ, необходимых растущему организму.
  • Включайте в пищу щенка рыбу и рыбные блюда. Предварительно из рыбы убираются кости.
  • Запрещается давать маленьким щенкам кости.
  • 40% рациона составляют крупы и злаки. Блюда из указанных продуктов укрепляют иммунитет, способствуют физическому развитию и наполняют организм щенка необходимыми витаминами, минералами и полезными углеводами.
  • Питание щенка кокер-спаниеля важно сделать полезным, включайте в пищу овощи и фрукты. Кусочки овощей и фруктов станут поощрением при дрессировке.

В основном, щенки кокер-спаниеля показывают хороший аппетит. Заводчикам нужно учитывать особенность породы и следить, чтобы щенки не приобрели лишний вес. Нельзя перекармливать щенков, это отрицательно скажется на работе внутренних органов, что приведет к заболеваниям или гибели животного.

Щенки кокер-спаниеля подвижны и резвы, рекомендуется добавлять к пище специальный сбалансированный витаминно-минеральный комплекс для щенков. Начнёт постоянно восполняться энергетическая затрата организма, щенок получит здоровый иммунитет и правильное развитие.

Правильный уход за щенком

Базовый уход за щенком кокер-спаниеля заключается в правильном кормлении и тщательном уходе за шерстью. Расскажем, как следить за прической кокер-спаниеля. С первых дней нахождения малыша приучают к мытью, сушке, расчесыванию и парикмахерским услугам. Мыть щенка породы рекомендуется каждую неделю, используя специальное средство. После мытья собаку полагается тщательно высушить феном, потом расчесать. Процесс расчесывания проводят ежедневно, на период приучения щенка — неоднократно в день. Раз в два месяца водите собаку на стрижку, приучая к прикосновению посторонних рук (пригодится на выставках), обеспечит качественный уход за шерстью. Важно добиться того, чтобы взрослая собака позволяла приготовить внешний вид подобающим образом.

Гулять с собакой допустимо нечасто, но подолгу. Каждый раз, приходя домой с прогулки, требуется тщательный осмотр щенка — убрать веточки, репейники и мусор, прилипшие к роскошной шерсти.

Помните правило содержания собак: ухоженная, правильно подстриженная собака станет гордостью хозяина.

Правила воспитания щенка

Воспитание щенка кокер-спаниеля — нелегкий труд. Малышу постоянно хочется скакать и бегать. Не до уроков дрессуры! Оставайтесь требовательным хозяином, не стремитесь баловать щенка, иначе получите неуправляемое животное. Нельзя нервничать и кричать на кокер-спаниелей, собаки ненавидят подобное обращение. В воспитании щенка подойдет скорее «пряник», чем «кнут». Категорически запрещается бить щенков. Рекомендуется требовательно, но спокойно настаивать на требуемом действии. Приготовьтесь к тяжелому труду: повторять выученное придется неоднократно, чтобы навечно закрепить полученный материал. Щенки кокер-спаниелей любят поощрения, примите информацию за основной упор в воспитании щенка. За выполненное действие угостите малыша морковкой или кусочком сыра и увидите, что пёсик начнет стремиться в учении. Потребуется немало нервов и собственных сил, только правильными действиями получится добиться прекрасных результатов: послушный и ласковый питомец станет гордостью семьи!

Super User

Дрессировка.

Перед тем как начать разговор о дрессировке (обучении) спаниеля, поговорим немного о ее теоретических основах - без них практически невозможно правильно обучить собаку.
Дрессировать животное - значит вырабатывать у него определенные, нужные человеку навыки и действия в результате образования условных рефлексов. Основы Дрессировки заложены в учении И. П. Павлова о высшей нервной деятельности животных.
Чтобы перейти к рассказу о типах высшей нервной деятельности животных, методах дрессировки и непосредственно дрессировке вашего щенка, нельзя не сказать нескольких слов об условных и безусловных рефлексах: условные рефлексы возникают под влиянием
окружающей среды, а безусловные - это инстинктивные формы поведения животных. На базе безусловных рефлексов возникают условные, а они, в свою очередь, участвуют в осуществлении сложнейших безусловных, то есть, как видите, рефлексы находятся в постоянной взаимосвязи.
Рассмотрим такой пример. Вы хотите, чтобы собака села по команде «Сидеть!». Сидение вообще - это врожденный безусловный рефлекс. Но для того чтобы он
«сработал», вы должны выработать у собаки условный рефлекс на команду «Сидеть!». Эта команда должна сопровождаться таким раздражителем, который вызвал бы у собаки безусловный рефлекс посадки. Дальше я объясню, как это делается на практике, а сейчас важно, чтобы вы поняли, что условные рефлексы возникают на базе безусловных, а иногда и на основе ранее выработанных условных рефлексов. Учтите к тому же, что они могут возникать, но могут и исчезать, то есть однажды выработанный условный рефлекс, если его не отрабатывать в дальнейшем, постепенно угаснет.
А вот какие условия способствуют образованию условных рефлексов: наличие двух раздражителей, один из которых условный (команда), а другой безусловный (принуждение), например нажатие на круп при усаживании собаки; применение обоих раздражителей должно совпадать по времени. Необходимо, чтобы команда, на которую вырабатывается условный рефлекс, звучала на 1-2 секунды раньше безусловного раздражителя; многократное повторение условного раздражителя (команды) с воздействием безусловного (нажатие на круп); отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих собаку; на основе сильных безусловных рефлексов вырабатываются сильные условные; бодрость и здоровье собаки как нельзя лучше способствуют образованию условных рефлексов.
А теперь расскажу немного о методах дрессировки. Они основаны прежде всего на индивидуальном подходе к каждой собаке. Известны четыре типа высшей нервной
деятельности (к одному из них и может относится ваш питомец):

1. Холерик (возбудимый тип) - безудержный, агрессивный. У него крайне сильно выражен процесс возбуждения, преобладающий над торможением.

2. Сангвиник (подвижный тип) - в основном характеризуется тем, что у животных этого типа возбуждение и торможение легко и быстро сменяют друг друга.

3. Флегматик (инертный тип) - нервные процессы у таких животных сильные, уравновешенные, но условные рефлексы вырабатываются у них медленно, хотя и усваиваются надолго.

4. Меланхолик (слабый тип). Если первые три типа нервной деятельности являются сильными, то этот последний - слабый. Условные рефлексы вырабатываются с трудом и не являются стойкими.

Для большинства пород охотничьих собак, и в том числе спаниелей, крайне желателен подвижный (уравновешенный) тип нервной деятельности. Он позволяет, например, в наиболее короткий срок затормозить ненужную погонку спаниеля за взлетевшей дичью. К сожалению, надо сказать, что сейчас часть спаниелей можно отнести к возбудимому (безудержному) типу, а это отрицательно влияет на обучение их послушанию во время
охоты. Вероятно, сказывается то, что спаниели у наспорода молодая, и энтузиасты при ее становлении уделяли основное внимание экстерьеру, а не типу нервной деятельности, что, в общем, в какой-то мере и оправдано. Но настало время, когда и этому вопросу надо уделить самое пристальное внимание для того, чтобы путем селекционной работы с породой дать охотникам-любителям собак с более подвижными нервными процессами,
у которых возбуждение не преобладало бы над торможением. Но, надо оговориться, что спаниели-флегматики, а тем более меланхолики еще менее пригодны для охоты.
В соответствии с типом нервной деятельности собаки владелец и применяет те или иные методы ее дрессировки. Этих методов известно четыре: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.

Механический метод. Заключается он в том, что условный раздражитель, например команда «Сидеть!», сопровождается нажатием руки обучающего на круп собаки, а иногда и натягиванием поводка. Короче говоря, механический метод вызывает у нее определенные болевые ощущения.

Вкусопоощрительный метод. Его принцип заложен в поощрении животного лакомством при отработке желаемого условного рефлекса. Так, команда «Ко мне!» быстро и хорошо усваивается собакой, если ей во время обучения после подачи команды покажут кусочек мяса, а при подходе отдадут его.

Контрастный метод. Сочетает в себе два способа воздействия на собаку принуждение и поощрение. Например, (при обучении хождению рядом с охотником у его левой ноги) ученика берут на укороченный поводок и одновременно с командой «Рядом!» рывком за поводок (принуждение) осаживают назад высовывающегося вперед спаниеля, а когда он начнет идти рядом, не натягивая поводок, говорят «Хорошо!» (поощрение). Контрастный метод дает наиболее лучшие результаты дрессировки.

Подражательный метод. Основан он на врожденной способности собаки подражать действиям другой. Пользоваться им нужно весьма осторожно, так как почти каждый спаниель имеет в своей работе какие-то недостатки и, подражая ему, ваша собака вместе с положительными качествами усвоит и отрицательные.

Ответить однозначно, какой тип высшей нервной деятельности у щенка, неопытному человеку очень трудно, так как по единожды наблюдаемым внешним действиям
сделать это правильно редко удается. У вас же малыш все время перед глазами, и по поведению на улице и дома только вы и можете с определенной точностью определить тип собаки, учитывая его в дальнейшем при дрессировке. Определенную помощь в
племенной работе по отбору производителей с желаемым типом нервной деятельности бесспорно могут оказать и эксперты в поле, которые при соответствующем опыте работы с собаками довольно точно определяют их тип.
Особенность дрессировки спаниеля возбудимого типа состоит в том, что тормозной процесс нужно отрабатывать не спеша, осторожно и последовательно, очень постепенно вырабатывая выдержку. Такие спаниели легко выдерживают сильные механические раздражители, проявляя большую работоспособность. Возбудимую собаку трудно дрессировать, но отдача от нее на охоте хорошая. Очень часто у чрезмерно возбудимых спаниелей можно наблюдать, как они недостаточно прилежно обрабатывают след дичи, стараясь в пылу азарта поднять ее на крыло бросками из стороны в сторону. Дрессировка этих собак только вкусопоощрительным методом, как правило, ничего не дает; здесь должен преобладать механический метод.
Нет никакой особенности при дрессировке собак подвижного типа. Контрастный метод для них наилучший.
Собаки инертного типа медленно переключаются из возбужденного состояния в тормозное, и наоборот. Прибегать к механическому методу дрессировки таких учеников надо очень осторожно, так как излишнее принуждение может вконец испортить собаку. При отработке различных приемов у нее необходимо следить, чтобы интервалы между подаваемыми командами были достаточными для усвоения их животным.
Можно, конечно, дрессировать и собак слабого типа нервной деятельности, но тут нужно очень большое терпение. Хорошо, если сам владелец энергичен и всем своим поведением побуждает к этому и своего питомца. По понятной причине на первых порах обучения щенка нельзя применять никаких мер принуждения, а тем более болевого воздействия на него.
Дрессировать собаку - значит, учитывая ее индивидуальные особенности и подчинив своей воле, обучить выполнять необходимые команды и тем самым подготовить к натаске в поле, то есть к специальной дрессировке.
Различным приемам спаниеля обучают по-разному, о чем мы поговорим чуть дальше. Но есть основные правила дрессировки, которые являются как бы ее азбукой и
обязательны при обучении собаки любой породы. Вот некоторые из них.
Даже в том случае, когда щенок не слушается вас, оставайтесь всегда спокойными, ровными, не проявляйте ненужной нервозности. Не обучайте своего питомца в раздраженном состоянии - лучше отложить или перенести урок. Как я уже отмечал во время разговора о приучении щенка к чистоплотности, не наказывайте ученика спустя некоторое время после совершения им нежелательного поступка - не поймет он, за что с него спрашивают. Наказывайте собаку только в самом крайнем случае и специально предназначенной для этого плоской плеткой, а не рукой, ногой, поводком или каким-нибудь другим твердым предметом.
Интонация голоса при отдаче команды - требовательная и даже слегка угрожающая. Все команды голосом, свистком или жестом должны быть возможно краткими, четкими, постоянными, легко запоминающимися и не меняющиеся от урока к уроку. Так, например, команду «Сидеть!» нельзя заменять на «Сиди!» или «Сядь!», «Лежать!» - на «Лечь!», «Ко мне!» - на «Иди сюда!» и т. п.
Лучше всего начинать дрессировку на привычном для щенка месте, где его никто и ничто не отвлекает, и только после того, как он хорошо выгуляется.
Чтобы лакомый кусочек - поощрение за правильно исполненную команду - имел действие, обучайте малыша не на сытый желудок. Не разрешайте посторонним оглаживать, ласкать или играть с вашим спаниелем, а тем более угощать или кормить его. Возьмите себе за правило: каждая единожды поданная вами команда должна быть обязательно выполнена щенком, так как невыполнение ее хотя бы один раз быстро перейдет в систему и ученик вскоре выйдет из повиновения. Если видите, что по каким-то причинам он не выполнит команду, лучше воздержитесь ее отдавать.
Все, что будет нежелательно в действиях взрослой собаки, необходимо приглушить со щенячьего возраста.
Тот или иной прием можно считать хорошо усвоенным учеником, если тот четко выполняет его и в присутствии сильных внешних раздражителей (другая собака, кошка, голуби и т. п.), но и после этого ежедневно повторяйте урок, чтобы выработанный условный рефлекс не притупился.
Не очеловечивайте собаку, но и не овеществляйте ее: не лишайте удовольствия послушать ваш разговор, посидеть у ваших ног, приласкаться.
Чтобы лакомство (кусочки сушек, сухарей, мяса и т. п.), предназначенное для поощрения ученика, не загрязнилось скапливающимися в карманах пылью и крошками табака, храните лакомство в чистом полиэтиленовом мешочке.
И последнее: как бы трудно ни было, как бы, казалось, ни мало знаний у вас, не отдавайте щенка дрессировать и натаскивать в чужие руки - полевой диплом он, возможно, и получит, но будет ли он настоящей рабочей собакой и вашим другом - трудно сказать.

А теперь давайте поговорим непосредственно о домашней дрессировке.
Итак, щенку в доме отвели определенное место. К нему он привыкнет очень скоро, если наигравшегося и укладывающегося спать малыша вы возьмете на руки (пока мал) и отнесете на предназначенное для него место, повторяя при этом строго: «Место, место!». Щенок прекрасно усвоит эту команду, если ему не позволяют спать где попало, а тем более забираться на кровать, кресла, стулья (отучить от которых будет не так-то просто).
Так же быстро щенок привыкает и к своей кличке, для чего надо во время кормления ласково повторять ее, оглаживая спаниельку рукой. Как только собака хорошо
усвоит кличку, обучите ее команде «Ко мне!» Для этого вначале произнесите кличку, а затем сразу же эту команду и подбежавшему ученику дайте лакомый кусочек. Повторяя урок несколько раз в день, вскоре вы добьетесь того, что щенок уже будет подбегать, услышав только слова «Ко мне!» Но на первых порах не забывайте про угощение. При подзыве собаки (особенно на улице и в присутствии посторонних людей) пользуйтесь
лишь этой командой, а не кличкой, которая для четвероногого друга должна звучать как своеобразная ласка, поощрение и которую вовсе не обязательно знать жителям вашего дома, двора, улицы.
Главное в дрессировке спаниеля - не опоздать с ее началом. Не думайте, что, пока малыш мал, не стоит его перегружать различными командами. Это мнение крайне ошибочное и вредное. С первых дней появления у вас щенка приступайте к дрессировке, и тогда не придется прибегать к помощи строгого ошейника и затрачивать
неизмеримо больше усилий во время натаски в поле. Но в то же время нельзя и дрессировать бесконечно, не давая отдыха нервной системе малыша.
«Нельзя!» - команда запрещающая. Насколько хорошо она будет усвоена щенком, настолько легко вы сможете пресекать все нежелательные действия взрослой собаки. Начинайте обучать этому приему во время кормления. Поставив на пол еду, придерживая щенка рукой, строго произнесите команду «Нельзя!». Не подпуская малыша к еде примерно 5-10 секунд в начале обучения, дайте потом команду «Взять!» и отпустите к миске с кормом. Постепенно (!) доведите выдержку до 3 минут. Не огорчайтесь, если на первых порах проголодавшийся после сна малыш будет непослушным - «терпение и труд - все перетрут». Убедившись, что щенок не трогает еду без разрешения рядом с вами, переходите к отработке этого приема на расстоянии, а затем и на разных предметах, которые хочет схватить ученик. Окончательная отработка и проверка правильности выполнения приема - на улице.
Свободно надетый на 2-месячного щенка ошейник обычно не доставляет ему неудобств; если же собачка начнет проявлять беспокойство, поиграйте с ней, приласкайте, и малыш вскоре забудет об ошейнике.
Помните, когда мы были на выставке, то почти все собаки шли на нее в намордниках. Настало время приучить к нему и вашего питомца, а то без намордника ведь и на улицу выйти нельзя. Правда, некоторые собаководы, нарушая правила содержания и выгуливания собак, выводят их на прогулку без намордников, даже бравируют этим. Не понимают такие горе-собаководы, что своим поведением они только разжигают страсти собаконенавистников. А ведь намордник, если приучить к нему собаку, абсолютно ей не помеха. Больше того, намордник не даст ей схватить что-либо с земли, а это очень важно - нередко после таких находок животные травятся и погибают.

Наиболее удобный намордник - глухой, из одного куска кожи с отверстиями для воздуха (металлический сетчатый очень хорош для лета). В глухом наморднике собака чувствует себя более спокойно, так как может открыть рот. Приучать щенка к наморднику (надевая его) нужно перед самым выходом на улицу, когда собаку не останавливают никакие помехи. При попытке сбросить этот предмет одерните щенка командой «Нельзя!» и отвлеките чем-нибудь. Постепенно время нахождения щенка в наморднике увеличивается - это может очень пригодиться, если придется куда-то ехать на поезде.
Одновременно с изучением приема «нельзя» щенка обучают приемам «сидеть» или «лежать», а можно тому и другому. Рекомендую обучить приему «сидеть», поскольку спаниель - собака не крупная и зачем, спрашивается, укладывать ее в высокой траве на охоте, тем самым лишая возможности видеть, где упала дичь. Как известно, спаниель склонен к преследованию взлетевшей птицы, что иногда затрудняет, а порой делает невозможным выстрел по ней. Кроме того, собака, не выполняющая команды «Сидеть!» на охоте по боровой дичи, будет просто разгонять тетеревиные выводки вне выстрела.
Вот почему лучше обучить только одной команде, но добиться абсолютно четкого выполнения приема в любой обстановке и ситуации. Запомните: безукоризненное выполнение собакой команды «Сидеть!» прямо пропорционально вашим успехам на охоте.
Часто во время обучения щенка приему «Нельзя» на время выдержки он произвольно садится. Этим и нужно воспользоваться для начала обучения команде «Сидеть!».
Как только малыш сел около миски, погладьте его, сказав «Сидеть!» и не давая вставать. Хорошее исполнение команды поощрите лакомым кусочком. Если же щенок
сам не садится, поднимите над его головой кусочек мяса и медленно заведите чуть-чуть назад. Малышу, чтобы удобнее было смотреть за лакомством, а затем и получить его, придется сесть одновременно с вашей командой «Сидеть!». Можно в это же время другой рукой нажать на круп щенка, чтобы он сел наверняка.
Как только команда будет усвоена и щенок сидит около вас, приступайте к следующему этапу - развитию выдержки: ведь на охоте надо будет усаживать собаку
на расстоянии двадцати, а то и более метров. Поиграв с малышом, усадите его возле себя, а затем отойдите на 2-3 шага, сказав строгим голосом «Сидеть!». Потом быстро подойдите к нему и, погладив, угостите. Вначале такие выдержки по времени и расстоянию должны быть небольшими, но постепенно от одного занятия к другому
они увеличиваются. Часто, если дрессировка начата с первых дней появления щенка в доме, к 3 месяцам собака безукоризненно садится на любом расстоянии: главное, повторяю, не опоздать с началом. Окончательно эту команду отрабатывайте при выгуливании щенка, доведя его сидение до 3-5 минут на расстоянии примерно 20 м
от вас. Конечно, в период обучения нельзя усаживать ученика в неподходящем месте, скажем в грязь.
Добившись того, что при вашем отходе щенок сидит спокойно, переходите к его усаживанию (той же командой «Сидеть!») во время движения. Сперва это делайте, когда он пробегает или, еще лучше, идет недалеко от вас, а затем понемногу расстояние до ученика увеличивайте и доведите его опять же до 20 м. Может так случиться, что ученик очень хорошо выполняет команду «Сидеть!» рядом с вами, а на расстоянии делается непослушным. Тогда к поводку привяжите длинный капроновый шнур и, как только щенок отбежит на всю его длину, скомандуйте «Сидеть!», после чего сразу же резко
дерните за шнур. Когда собака сядет, подойдите к ней и угостите лакомством. Иногда этот вариант - единственный, дающий положительный результат. Но, применяя
его, следите, чтобы шнур не захлестнул ногу неслуха и при рывке не повредил ему кожу или сухожилия. К такому варианту обучения, усиленному строгим ошейником, прибегайте и в том случае, когда время начала дрессировки упущено и приучение щенка или взрослой собаки к команде «Сидеть!» началось слишком поздно, одна из основных ошибок начинающих собаководов - любителей спаниелей. Обучение команде можно считать успешно законченным, если даже возбужденный щенок, несмотря на различные внешние раздражители, беспрекословно садится на любом от вас расстоянии. Но и добившись нужной реакции, изо дня в день закрепляйте ее, так как, повторяю еще раз, от этого будет зависеть успех питомца на полевых испытаниях, а ваш - на охоте.
Может быть, вы все-таки захотите обучить собаку лежать - что ж, пожалуйста, расскажу и об этом. Безусловно, вначале ученик должен хорошо усвоить урок «сидеть». Итак, усадив малыша хорошо знакомой ему командой «Сидеть!», повремените немного и, строго сказав «Лежать!», опустите правую руку с лакомством перед мордой малыша почти до самого пола. Ученик потянется за ним и ляжет. Слово «лежать» теперь повторите ему ласковым голосом, а левой рукой придерживайте за ошейник, не давая щенку подняться. Отдайте лакомство. Вот примерно и все обучение.

К тому, что я уже говорил об обучении щенка хождению рядом, добавлю: начинайте учебу с первых прогулок на улицу, но обязательно во время возвращения домой, а не тогда, когда щенок только выбежал во двор и все его мысли заняты другим. Учить хождению без поводка нужно лишь после того, как собака перестанет «тянуть» на поводке. Метод обучения тот же, как и на поводке. Положительного результата вы, пожалуй, добьетесь быстрее, если примените маленькую хитрость. Отстегнув поводок от ошейника, не прячьте его сразу же в карман, а держите над щенком свободно свисающий конец поводка так, чтобы он слегка касался шеи, то есть имитируйте, что поводок пристегнут. Если ученик без поводка выходит из повиновения, немедленно возьмите щенка на поводок и начинайте все с самого начала. Очень приятно видеть собаку, идущую рядом с охотником без поводка, но словно привязанную к его левой ноге. Кроме того, спаниель, плохо идущий рядом с ведущим, получит меньшее число баллов за послушание на полевых испытаниях. А главное, умение собаки идти спокойно рядом с хозяином на охоте при переходе из одного места в другое сбережет вам нервы, а спаниелю силы.
Вы уже знаете, что эта собака склонна к подаче отстрелянной дичи и ловле подранков. Большинство спаниелей начинают хорошо подавать уже в раннем возрасте. не требуя дополнительной дрессировки; некоторые же вначале отказываются от подачи (особенно свежеотстрелянной и крупной дичи), но при умении и настойчивости хозяина начинают активно подавать.
В чем же заключаются основы обучения щенка подаче? Подача палок, резиновых и прочих игрушек вовсе не означает, что с таким же успехом ваш питомец станет подавать и дичь. Учтите, перья подаваемой птицы оставляют во рту у некоторых собак неприятное ощущение, которое и надо с помощью дрессировки заглушить. Лучшая «игрушка» для щенка на подачу на первых порах крыло птицы. Привяжите его за прочную нитку или бечевку и, имитируя полет птицы, размахивайте этим крылом перед мордашкой щенка. Он попытается схватить предмет. Как только малыш сделает это, одной рукой сразу же беритесь за крыло, скомандовав «Дай!», а другой дайте лакомство. Хватая лакомый кусочек, щенок обязательно откроет рот и отдаст «игрушку». На этом этапе обучения очень важно дать понять ученику, что угощение он получит не ранее, чем отдаст крыло, и обязательно вам в руки. Игру-дрессировку повторяйте до тех пор, пока щенок не научится хорошо хватать крыло и отдавать его, а потом прекратите, так как в дальнейшем хватание порхающего крыла может привести к нежелательной погонке за взлетевшей птицей на охоте.
Гораздо проще обучить собаку подаче, если она (хотя бы рядом с вами) послушно выполняет команду «Сидеть!» В этом случае схватившего крыло ученика усаживайте знакомой ему командой «Сидеть!», а потом по команде «Дай!» отбирайте поноску, угощая лакомством. Повторяйте эти занятия два-три раза в день (но не более трех-четырех раз за урок, чтобы они не надоели щенку).

После твердого усвоения щенком команды «Дай!» переходите к обучению созвучной, но не однозначной ей команде «Подай!». Для этого усадите малыша рядом. придержите его левой рукой, а правой бросьте привязанное к бечевке крыло на 1,5-2 м в сторону. Помедлите несколько секунд (в конце обучения выдержка доводится до 1-2 минут) и, скомандовав «Подай!», укажите рукой на крыло и отпустите щенка. Он бросится к крылу
и либо схватит его, либо нет. В первом случае подайте ученику знакомую команду «Ко мне!» (по мере усвоения урока остается одна команда «Подай!») и, усадив подбежавшего щенка около себя, отберите крыло по команде «Дай!», не забыв дать угощение. Во втором случае слегка подергайте за бечевку, то есть пошевелите крыло, вызывая у щенка уже выработавшийся рефлекс схватить его. Лишь только он это сделает, проделайте все, как и в первом случае.
Может случиться, что малыш схватит крыло-поноску, но по пути к вам бросит его. Чтобы отучить от этого, попробуйте сделать так. После того, как щенок схватит
крыло, сразу же скомандуйте «Сидеть!», быстро подойдите к собаке и по команде «Дай!» отберите поноску. Отработав этот прием, можете перейти и к обучению, чтобы ученик приносил крыло вам в руки.
Крайне важно, чтобы собака брала на охоте отстрелянную дичь, а тем более подранков не за одно-два перышка, а всей пастью. Для обучения этому приему опять же понадобится бечевка. Как только щенок схватит крыло, едва прикусив перья, дерните за бечевку, и оно выскользнет у собаки изо рта; после этого она схватит крыло уже основательно, так как знает, что если не донесет его до вас, то не получит лакомства. А для того чтобы ученик пошире открывал рот, иногда вместо крыла используйте для подачи предметы, примерно равные размеру открытого рта вашего малыша. Очень полезно для развития шейной мускулатуры давать щенку для поноски мешочек с песком, постепенно увеличивая его вес
(взрослая собака должна подавать поноску весом до 5 кг).
Бывает, что, несмотря на все ухищрения, щенок упорно не желает подавать даже резиновые и другие игрушки, попросту играя с ними. Единственным, но действующим наверняка вашим помощником в этом случае будет легкий голод. Да-да, не покормите своего питомца денек-другой, поощряя подачу лакомством, и ученик быстро поймет, что к чему, - начнет хорошо подавать. Думаю, вы поняли, что увлекаться голодовкой, конечно, не стоит, но средство это проверенное.
Если команды «Подай!» и «Дай!» выполняются уверенно и без бечевки, купите в магазине неощипанную охотничью птицу (еще лучше отстрелять дикого голубя) и бросьте ее для подачи. В случае отказа щенка от подачи попробуйте вызвать реакцию хватки, привязав птицу к бечевке подобно крылу и подергав веревку. Если и это - не даст желаемого результата, наденьте на тушку птицы старый женский чулок (в три-четыре слоя) и начинайте все сначала. Как только щенок станет хорошо подавать завернутую птицу (до этого он ведь подавал различные предметы и крыло), снимите один слой чулка и продолжайте отрабатывать подачу. Затем снимите предпоследний слой и, наконец, последний. На уроках подачи больше чем когда-либо нужно терпение: на щенка не должно быть ни малейшего нажима. Форсировать события, а тем более наказывать собаку за отказ от подачи очень опасно.
Если подававшая до этого собака вдруг почему-то (без повода со стороны дрессировщика такого почти не бывает) перестает подавать, вычеркните из обихода
команды «Подай!» и «Дай!» на 2-3 месяца и лишь после этого срока начинайте все обучение заново, словно перед вами никогда не подававшая собака.

А теперь поговорим об обучении щенка подаче с воды. Но для того, чтобы собака могла достать утку из озера, она должна уметь хорошо плавать.
Приучайте щенка не бояться воды, а затем и плавать, исподволь - с первых купаний дома. Моя его, наливайте в ванну или корыто вначале столько воды, чтобы мокрыми были только концы лап; затем долейте воду, а перед тем, как закончить купание, добавьте еще, дав малышу поплавать (если можно назвать плаванием эти первые беспорядочные шлепки лапами по воде). Проводя водные процедуры, следите, чтобы щенок не начал тонуть и не испугался, иначе охоту плавать у него можно отбить надолго. Лучше, поддерживая под животик, дайте собаке немного побарахтаться в воде, а затем выньте из ванны, слегка вытрите и, постелив на пол старую чистую сухую простыню, дайте щенку возможность самому обсушиться. Еще лучше такие купания проводить где-нибудь за городом в чистом пруду с пологим дном. Зайдите в воду сами и позовите к себе вашего питомца - вот и все обучение. Только не увлекайтесь на первых порах глубиной и расстоянием - все придет в свое время. Мыть с мылом малыша (да и взрослую собаку), как я уже говорил, рекомендуется не чаще одного раза в 3 месяца, за исключением тех случаев, когда он вне всяких графиков где-то испачкается. А вот купания на открытом воздухе, да еще в жаркую погоду, следует практиковать ежедневно, а то и два-три раза в день - все зависит
от ваших возможностей, погоды и желаний щенка. Помните: только и только принуждение - один из худших методов дрессировки, оно, во-первых, не поможет вырастить из малыша отличного пловца и, во-вторых, может даже отбить у молодой собаки желание идти в воду.
А теперь о подаче с воды. Поноску надо бросать обязательно против ветра, чтобы собака, отыскивая ее, могла пользоваться чутьем. Поскольку крыло птицы забросить против ветра далеко на воду трудно, лучше взять небольшую палку или нетонущую резиновую игрушку. По мере роста щенка поноску нужно увеличивать. Вначале забрасывайте ее недалеко от берега, а затем (постепенно) подальше. Посылая собаку в воду, командуйте «Подай!», а хорошее исполнение приема поощряйте лакомством. Случайно попавшие под руку предметы для подачи не годятся: палки всегда грязные, с сучками или даже гвоздями, они могут стать причиной заражения собаки или, поранив ей рот, послужить поводом для отказа подавать. Захватите с собой привычную для собаки поноску - она занимает не так уж много места. Это условие очень важно, если вы бросаете поноску в заросли, - оставшийся на ней запах ваших рук позволит щенку, пользуясь чутьем, быстрее ее отыскивать, а не хватать первые попавшиеся листья, прутья и т. п.
Когда спаниель начнет хорошо подавать с воды, можете перейти к следующему этапу - обучению нырять. Некоторые собаки ныряют сами, без какой-либо специальной дрессировки; с иными же надо пройти упражнения, помогающие выработать этот навык. Возьмите гладко, до белизны, оструганную палочку и, подойдя к водоему, заставьте собаку подать ее с воды раза два-три. Затем привяжите к палочке груз (полоску свинца,
камешек) и бросайте ее у самого берега в прозрачную воду, чтобы собака видела поноску на дне и могла ее взять, слегка окунув морду. Постепенно (!) увеличивайте дальность заброса, не забывая при этом, что палочка должна обязательно оставаться светлой, так как на глубине ее будет видно все хуже. Этим способом достигают того, что собака перестает бояться глубины.
Правда, насчет белизны палочки есть и другие мнения. Известны случаи, когда охотник бросал в воду камешек с отметиной, посылал за ним собаку, и она каким-то пока непостижимым для нас образом на глубине находила именно его, хотя на дне водоема были и другие почти точно такие же камешки. Но рекомендую все же упражнение для ныряния собаки проводить вначале со светлой палочкой.
Посылая собаку в воду, не забывайте снимать ошейник: плавая и ныряя, она может зацепиться им за корневище осоки, корягу и захлебнуться. Хочу предупредить вас, что нельзя обучать щенка подаче в присутствии другой собаки, которая может покусать ученика, не научив, а отучив его подавать.
Можно попробовать обучить спаниеля докладывать о найденной дичи. Это очень пригодится при охоте в лесу, когда не видно, нашла собака дичь или нет. Но, прежде чем приучать питомца к докладу в охотничьих угодьях, нужно предварительно подрессоривать щенка в домашних условиях.

Прежде всего он должен как можно лучше усвоить, что брать пищу без вашего разрешения он не может. Вначале упражнение о докладе отрабатывайте в квартире, а потом занятия переносите во двор, на улицу. Спрячьте где-нибудь, скажем, кусочек сыра (хорошо пахнет!) и командой «Ищи!» пошлите щенка разыскивать его. Как правило, лакомство малыш находит быстро и, если приучен не трогать еду без команды, начинает
нетерпеливо поскуливать. А вы в это время отвернитесь (во время дрессировки уходите в другую комнату), как будто не обращаете внимания на происходящее. Нетерпеливому, но дисциплинированному щенку не останется ничего другого, как подбежать к вам и всем своим видом показать, что он нашел кусочек и просит разрешения взять его. Вот тут-то и надо сказать «Взять!». Повторяя эту игру-дрессировку несколько раз в день, можно добиться того, что собака обязательно будет докладывать о найденном лакомстве.
Это азы обучения щенка - делать анонс о найденном предмете, а более подробно об обучении собаки докладывать охотнику о найденной дичи мы поговорим немного позже, когда пойдет речь о натаске.

А еще вот что я вам посоветую: приучите своего питомца спокойно сидеть в рюкзаке. На первых порах просто расстелите развязанный рюкзак на матрасике, положите на него засыпающего щенка и не тревожьте его. Привыкнув к новой для него подстилке, малыш оченьскоро перестанет обращать на рюкзак внимание. Теперь можно и прикрыть его одной из сторон вещмешка. Для собаки опять же сплошные удобства - тепло и уютно.
Через некоторое время можно будет пригласить щенков рюкзак во время игры, удерживая собаку в нем и угощая лакомыми кусочками. Постепенно верх рюкзака затягивайте все плотнее и плотнее, а в это время поглаживайте сидящего внутри ученика, ласково разговаривая с ним. Только не забудьте в полотне рюкзака по бокам проделать побольше дырочек, чтобы собаке вполне хватало воздуха. Окончательно она подружится с рюкзаком. когда поймет, что он связан с поездкой в поле на охоту или натаску. Несколько таких поездок - и сметливый спаниель будет сам забираться в рюкзак. У меня было
два спаниеля, и когда я снимал рюкзак с полки и расстилал его на полу, то собаки лаяли друг на друга, оспаривая право залезть в него, - чего не вытерпишь и не перенесешь ради охоты! На первый взгляд приучение спаниеля к рюкзаку может показаться излишним баловством, циркачеством. Ничего подобного. Приучив собаку спокойно сидеть в этом мешке, вы не один раз помянете меня добрым словом, когда придется ехать из одного
конца города в другой, например, в троллейбусе, автобусе или даже в метро.

Последние советы. Отрабатывая приемы, не обязательно их впоследствии отдавать только голосом, можно приказывать и свистком или жестами. Но, прежде чем перейти к командам сигналами, надо вначале голосом обучить щенка выполнять тот или иной прием, а затем уже переходить к свистку или жестам. Каждый охотник может сам выбрать жесты и сочетание длинных и коротких звуков свистка. Важно, чтобы они были четкими и
легко запоминающимися. Например, для усаживания собаки на расстоянии можете поднять руку вверх или коротко свистнуть один раз в свисток; для подзыва к себе (команда «Ко мне!») руку поднимите в сторону на уровне плеча или дайте ряд коротких свистков и т. п. Приучая собаку садиться по жесту, подайте команду «Сидеть!» и тут же поднимите руку вверх. Постепенно, по мере усвоения того или иного сигнала, переходите
только на него и лишь в том случае, если собака не среагировала на свисток или жест, не мешкая, подкрепите сигнал голосом, да построже.
Дома приучать щенка к звуку выстрела не нужно. Это лучше всего сделать на охоте или во время натаски, когда спаниель будет увлечен запахом дичи и может даже не обратить внимания на выстрел. Бывает, что молодые собаководы по неопытности берут на охоту маленького щенка, усаживают его в лодку, и над головой малыша начинают звучать громоподобные выстрелы. Таким образом можно навсегда испортить собаку, сделать
ее непригодной для охоты, так как она будет поджимать хвост и убегать даже при одном виде ружья.
Вот, пожалуй, и все, что я хотел рассказать о домашней дрессировке щенка, который за время занятий с ним уже вырос в молодую красивую собаку, и пора приниматься за ее натаску.