Родоначальником древнегреческой культуры была Крито-микенская культура, возникшая на острове Крит примерно в 2200 году до н. э. и процветавшая до 1450 года до нашей эры. Остров Крит в середине бронзового века (2700-1400 гг. до н. э.) стал центром Минойской цивилизации, названной так по имени легендарного царя Миноса, царствовашего на остове Крит.

царское оголовье, о. Крит

По греческому мифу, царь острова Крит Минос (микен. mwi-nu - Мину) был сыном финикийской принцессы Европы и бога Зевса (на минойском - Ди-ве = di-we — «Дий», что происходит из ведического санскрита от «Dyaus pitar» - ), Зевс (др.-греч. Ζεύς, превратившись в белого быка (Тав-Рос), похитил Европу и отправился с нею на остров Крит в Диктейскую пещеру, где и сам был рождён.

Хараппа, Махенджо-Доро. Великая Богиня Мать в сопровождении быков

Подобную ритуальную повозку, на которой восседает Великая Мать Богов в Махенджо-Доро, мы находим на острове Крит, в Минойской культуре бронзового века (2700-1400 гг. до н. э.)

О созвездии Тельца Овидий писал: «В ночь перед Идами [майскими] бык весь усыпанный звездами всходит » (Ovid. Fast. V 603-618). В основе мифа о похищении Европы Зевсом, лежит древняя мистерия Матери-Земли и универсального оплодотворяющего начала - небесного дождя, Неба, изливающего живительную влагу на землю.

Крито-Микенская цивилизация - Великая Богиня Мать - 16 век до н.э.

В Минойской цивилизации Крита бог Зевс - это Солнце-бык , а Европа первоначально воспринималась не только как символ плодородия и Вечного древа растительной жизни - Мать-Земля, но была и символом животной жизни - как лунная корова, вступившая в брак с Солнце-быком.
Сидя на быке, Европа в одной руке держит полевой цветок , а другой рукой держится за бычий рог, древний символ плодородия и изобилия. Два бычьих рога представляют собой изогнутый серп Луны.

Будучи стихией земной животной и растительной жизни, Европа охватывает и весь космический мир, оказавшийся на рогах быка, она олицетворяет «широкосветящуюся» Луну.

В зооморфических мифах Крита «широкоглазая» и «волоокая Селена»-Европа стала образом отождествленным с единой стихией земной и космической жизни. Европа не только имеет коровьи глаза, но и сама является коровой: «Селена (луна) есть бык, а бык (т. е. созвездие Тельца) есть наивысшее положение Селены-Луны » (Porphyr. De antr. nymph. 18). У поэтов существует много эпитетов указывающих на рогатость Луны-Селены.

Многочисленные монеты Крита, относящиеся к Минойской цивилизации, содержат на одной стороне изображение быка, а на другой - изображение Европы на платане и надпись: «Ti-sy-roi» - «ти-се- Рои» - «Ты есть Рея» .

В Крито-микенских текстах встречается надпись: te-i-ja ma-te-re - «те-и-е ма-те-ре» - «то и есть Матерь богов». Мать Зевса богиня Рея - Верховная (микен. О-ре-и = o-re-i = горы: orei — ‘в горах’, (ср. о-re-a) = orehās; О-ре-та = o-re-ta = oreta — верховная; (греч. Ορος - ‘гора’).

В религии минойцев присутствует элементы прото-индо-иранской культуры из Северного Причерноморья - почитание Великой Матери Богини со змеями, которую в иранской языковой группе именуют Иштар или Астарта.

знак Макоши - рога и зёрна засеянного поля

В Северном Причерноморье , говорящие на различных наречиях , называли Великую Мать богов - Апи, минойцы на Крите называют Афина, и Асираи - Asirai - Аси-Рея, «рай, в руках Матери».

В микенском языке имя богини Реи упоминается и, как «А-ро-а = a-ro-a»; «А-ро-е = а-ro-е»; «А-ро-йо = a-ro-jo» , что означает «Арий, » - и в словаре ведического санскрита имеет значение «arioa, arioes» - превосходный, лучший, хороший; (греч. аристос - αριστος -‘превосходный, самый лучший’; айяфос - αγαθός -‘хороший’).

Имя минойской богини Апи-Реи, или Асираи, может являться эквивалентом санскритского имени бога - Асура, авестийского - Ахура, скифской богини - Апи, эллинской - Афины.

Таким образом, Европа является исконно хтоническим (т. е. земным) божеством, связанным со всем космосом, включающим небо, землю и подземный мир.

На Крите имя невидимого бога подземного царства Аида (др.-греч. Ἀΐδης – АИДИС, - «А-Видис» - «невидимый» ).

Самое имя Европы Гесихий толкует, как Eyröpon - «тёмная, страна заката» , а Еврипид (Iphig. Т.626,) говорит о Европе: «чёрная (eyröpon) бездна скалы », возможно, могила, пещера. Зевс дал Европе пса Аргоса, «стража Европы» , есть придание, что позже Зевс вознёс Пса Аргоса к звездам, признав его достойным этого, так возникло в небе созвездие Пса.

Лукиан ассоциирует Сидонскую царевну Европу , дочь Аргиопы и Агенора из Финикии, с ассирийской Астартой и Селеной :

«В Финикии есть также и другое великое святилище, которым владеют жители Сидона; как говорят сидоняне, оно посвящено Астарте. Мне кажется, что Астарта - это та же Селена. Впрочем, один из финикийских жрецов мне рассказывал, что храм этот посвящён Европе, сестре Кадма и дочери царя Агенора. »


В древности Европа называлась Геллотия - Hellötia, от слова helein, [«взять»], поскольку она была, по мифу, «взята» быком, как говорят финикийцы. (Etym. Μ.- Hellötis). От слова helein - «взять», происходит и имя Елены Прекрасной.

В других рассказах древнегреческих писателей рассказывается о критском полководце Тавре, напавшем на Тир и взявшем в плен среди других также и царскую дочь Европу и потом вступившем с нею в брак.

Лингвистическая трансформация имени таврической и скифской богини земли и плодородия Апи в Крито-микенскую богиню Афину вполне возможна, так как в греческом языке есть не мало примеров звука «П» на «Ф». Например в минойском языке «по-ни-ке = po-ni-ke - ‘финиковая пальма’, греческом видоизменяется в «phoinikē» - φοινιξ — ‘финиковая пальма’.

Апи-Афина Промахос (Прамать ) с копьём и щитом- 580 г. до н.э., о. Крит

В Крито-микенской культуре Афину изображали, как и скифскую богиню Апи с поднятыми вверх руками и в окружении змей.

Сова символ Афины, надпись АФИ = АПИ

В греческом языке А-фи-на = А -«theou-nesis» - «божественный разум». Греки называют Афину Этоной -“Ethonoe» = “en thoi ethei noesis” «это божественный разум» , и изображали её в окружении змей, как и в крито-микенскую эпоху.

Со временем крито-микенская богиня-мать Афина стала приобретать новые функции, эллинская богиня Афина стала богиней мудрости, мужества, вдохновения, цивилизации, права и справедливости, а также справедливой войны, стратегии, математики, искусства, ремесла и мастерства.

В Коринфе богиню Афину называли Гелотис - Hellötis, от слова helein - «взять» , и в её честь устраивали праздник Геллотии, как и праздник Афины-Европы на Крите :

«геллотидой назывался сплетенный из мирты венок окружностью в 20 локтей и что он выносился на празднике Геллотии. В нём, говорят, несли кости Европы, которую [тоже] называли Геллотидой. Геллотии правились и в Коринфе .» (Athen. XV 678b).

К концу III тысячелетия до н.э. восточное Средиземноморье превратилось в центр мировой истории.

В эпоху максимального могущества Минойской цивилизации острова Крит, флот минойцев прекрасно освоил Средиземноморье от Сицилии и Греции до Малой Азии, Сирии, Финикии и Египта.

Древнегреческая богиня материнства Лето (др.-греч. Λητώ, – Латона, на минойском языке - Ра-то - ra-to , жена Зевса, и мать бога Аполлона.

Дочь Зевса и Деметры (или Цереры) богиня растений Персефона (др.-греч. Περσεφόνη, на микенском: pe-re-swa (пе-ре-сва). Сва — swa - сев, сеять.

Древнегреческие богини мщения Эринии (др.-греч. Ἐρινύες - -«гневные») на микенском языке - Э-ри-ну = e-ri-nu, дочери Ария - бога войны.

Известны имена минойских богинь – Ра-жа-я = ra-za-ja – «роженица» , и А-ме-я - a-me-ja – амея.

Крито-микенская богиня Афродита старше бога Зевса и принадлежит к первичным хтоническим божествам до-греческого периода . Афродиту принято отождествлять с финикийской Астартой, , вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой.

От имени (Апи) Афины происходит имя (Апи-родита) Афродита, корень слова «род» в имени «Аф-родита» - означает «родительница» , (жизнь, плод) «рождающая». Богиню Афродиту считали в древнегреческой мифологии богиней плодородия и жизни, богиней браков и родов, её называли дето-родительницей и «дето-питательницей». О божественном плодородии богини Афродиты говорится в трагедии Эсхила «Данаиды «.

Как хтоническое (т.е. земное) божество Афродита, дарующая земле жизнь и изобилие, появляется, как и богиня (Апи) Афина в сопровождении, усмиренных ею, диких зверей - львов, волков, медведей и змей, властительниц подземного царства.

Имя одной из двенадцати великих олимпийских богинь, Афродиты (др.-греч. Ἀφροδίτη), в древней Греции истолковывалось по-гречески, как производное от греческого слова ἀφρός - «пена» , так как по приданию Афродита - богиня красоты и любви, родилась из пены морской на острове Кипр.

В греческой мифологии, созданной позднее самого появления богини плодородия на Кипре, говорится, что кровь бога Крона, отца бога Урана, пролилась в море, отчего и образовалась пена, в которой родилась Афродита. В Гомеровском гимне богиню Афродиту, появившуюся из воздушной морской пены на Кипре, называют Кипридой (греч. Κιπρίδα) , то есть рожденной на Кипре.
В более поздних мифах Греции о рождении Афродиты из крови бога Урана почти забыто, Афродиту греки называют дочерью Зевса, рождённого в пещере на острове Крит , и богини дождя, титаниды Дионы .

Платон подчёркивает божественное происхождение Афродиты от неба - Урана, называя её Афродита Урания , богиней чистой небесной любви. Греческая мифология постепенно превратила Афродиту Уранию в доступную, пошлую любовницу богов и героев мифов, в Афродиту Пандемос (греч. Πάνδεμος — «всенародная») - богиню низменной чувственной любви, не связанную с небесным Ураном, а ставшую дочерью Зевса и богини дождя, титанида Дионы , и женой хромоногого бога огня Гефеста (др.-греч. Ἥφαιστος), сын Зевса и Геры . Гефест был покровителя кузнечного ремесла и кузнецов, самого искусного мастера кузнеца и самого некрасивого среди богов.

Хромоногий Гефест работал в кузнице, его изображают с молотом у пылающего горна, он выковывал доспехи богам и героям, находя истинное удовлетворение в труде. В отличии от трудолюбивого Гефеста, Афродита изнежена и любвиобильна, она участвовала во многих интригах Афины и Геры. У Афродиты было семь возлюбленных, от которых она родила 12 детей.
Сыном Афродиты и Гермеса (детей Зевса) считается Герм-Аф-родит , которого называют Аф-родитом, то есть рождённым Афродитой. В микенских текстах имя Гефест упоминается, как a-pa-i-ti-jo.

Любви Афродиты добивался бог морей и океанов Посейдон, но она полюбила сына богини Геры, бога несправедливой войны Ареса, которого не любил никто из людей и богов. От тайного и незаконного союза с Арием богиня Афродита родила детей: страстного Эрота (или Эроса) , принадлежавшего хаосу, и Гармонию, которые повсюду сопровождают Афродиту, Антерос (ненависть), Гимерос (Химерос), Фобос (страх), Деймос (ужас) , которые стали вечными спутниками бога войны Ареса.

Афродита и Арес - любовь и война - они рядом, от любви до ненависти всегда один шаг. Парменид пишет о рождении Эрота , крылатого мальчика, вооруженного луком и стрелами, вселяющими любовь: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота» , вселяющего любовь в сердца и непредсказуемый хаос в жизнь влюблённого.

Эрос и Псия (Душа)

Ксенофонт и Павсаний упоминают храм Афродиты Урании в Афинах, на афинском акрополе.

Павсаний сообщает, что поклонение Афродите было введено Тесеем , общегосударственный культ божества, «когда он свел всех афинян из сельских домов в один город».

На материке первым центром почитания культа Афродиты Урании стала древняя Эфира или Коринф . Статуя Афродиты Урании была деревянной и богиня изображена вооруженной в воинских доспехах в коринфском шлеме.

Проникновение культа Афродиты Урании в древнюю Грецию связано с островом Кипр и (греч. Κύθηρα — Китера), расположенного к юго-востоку от Пелопоннеса, где находится самый древний и священный элиинский храм Афродиты .

Многочисленные святилища Афродиты были и в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах - Кипр, в городе Пафос, есть храм Афродиты - Пафосской богини, Кифера, Крит, Сицилия храм Афродиты у горы Эрикс - Афродита Эрикиния.

Особенно почиталась Афродита в Малой Азии, в Эфесе и Абидосе, в Сирии в Библе, этому посвящен трактат Лукиана «О сирийской богине».

Первое название «Эллада» древняя цивилизация греков получила от римлян. О народе говорили «эллины». Древние греки, как и представители других культур, знали историю о Всемирном потопе, который обрушился на мир за неповиновение людей Богу. Согласно легенде удалось спасти во время бедствия только двум людям на Земле: Девкалиону и его супруге Пирре . От их брака родился сын, которого звали Эллин. Он считался прародителем всех греков. Потомки Эллина, ахеяны, доряне и ионяне стали основателями греческих племен.

Возникновение Греции

Основание греческого государства было положено на островах Эгейского и Ионического морей, на южной территории Балканского полуострова. Берега Греции омывают многочисленные заливы. Греки всегда жили у моря, поэтому основной промысел их был связан с этой стихией. Разделение территории государства было обозначено по границам горных хребтов, которые растянулись по всей площади Греции. От их расположения зависит климатический пояс. Мореплаватели и рыбаки выходили в море только в летний сезон и ранней осенью, в остальное время случались бури и путешествия по воде были опасны.

Регионы Греции

Первоначально вся территория греческого государства делилась на три административных центра. В Фессалии находилась знаменитая горная вершина на севере, получившая определенный статус в религии Древней Греции, — Олимп. Снежные покровы не сходили с нее даже в летние месяцы, поэтому с Олимпом было связано утверждение греков о том, что это место является домом для обитания богов. Регион Аттика прославился городом Афины, величественной столицы Древней Греции. Пелопоннес занял важное место в истории древней цивилизации благодаря двум главным портам, откуда уходили корабли на Запад – в Италию, и в страны Востока. Побережье Греции, граничащее с Малой Азией, усеяно лагунами. В этом районе были возведены красивейшие города Эфес и Милет рядом с Ионическими островами.

Развитие сельского хозяйства в Древней Греции

Поскольку плодородных земель в Греции было немного, а климат не позволял выращить по 4 урожая в год, как это было в Древнем Египте, пшеница засеивалась малыми количествами. Ввозилось пшено для выпечки хлеба с других государств. Зато влажный средиземноморский климат идеально подходил для выращивания оливок и винограда. Со временем в Греции возникла крупнейшая в мире и лучшая по качеству изготовления промышленность, основанная на переработке оливок. Их перерабатывали в масло, употребляли в пищу в соленом и маринованном виде. Из винограда делали вино, сорта которого до настоящего времени признаны среди винодельцев одними из лучших. Также в Греции занимались выращиванием орех, яблок, гоороха и бобов, чеснока и лука. Древние греки засеивали поля леном, из которого делали великолепные ткани. Изделия и полотна из греческого льна продавались на Восток.

Каменоломни Греции

В Древней Греции велась добыча меди и железа . Главным промыслом была добыча мрамора, из которого были построены многочисленные памятники архитектуры древней цивилизации. Продукты питания, масла, пшено греки хранили в глиняных сосудах. Благодаря отличным качествам греческой глины увидеть материалы, с которыми работали эллинские мастера можно и сегодня в музеях Греции и всего мира. Это вазы, посуда, предметы быта.

Эллада - это древнее название Греции. Это государство оказало значительное влияние на дальнейшее развитие Европы. Именно здесь впервые появилось такое понятие, как «демократия», здесь был заложен фундамент сформированы основные черты теоретической философии, созданы прекраснейшие памятники искусства. Эллада - это удивительная страна, а ее история полна тайн и загадок. В этой публикации вы найдете самые интересные факты из прошлого Греции.

Из истории Эллады

В истории Древней Греции принято выделять 5 периодов: крито-микенский, Темные века, архаический, классический и эллинистический. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Крито-микенский период связывают с появлением первых государственных образований на островах Эгейского моря. Хронологически он охватывает 3000-1000 гг. до н. э. На этом этапе появляются Минойская и Микенская цивилизации.

Период Темных веков именуют «гомеровским». Этот этап характеризуется окончательным упадком Минойской и Микенской цивилизаций, а также формированием первых предполисных структур. Об этом периоде источники практически не упоминают. Кроме того, время Темных веков характеризуется упадком культуры, экономики и утратой письменности.

Архаический период - это время формирования главных полисов и расширения эллинского мира. В VIII в. до н. э. начинается Великая греческая колонизация. В этот период греки расселяются по берегам Средиземного и Черного морей. Во время архаики складываются ранние формы эллинского искусства.

Классический период - это время расцвета греческих полисов, их экономики и культуры. В V-IV вв. до н. э. появляется понятие «демократия». В классический период происходят самые значительные военные события в истории Эллады - греко-персидские и Пелопонесская войны.

Эллинистический период характеризуется тесным взаимодействием греческой и восточной культур. В это время наблюдается расцвет искусства в государстве Эллинистический период в истории Греции длился до установления римского господства в Средиземноморье.

Самые известные города Эллады

Стоит отметить, что в Греции в период античности не сложилось единого государства. Эллада - это страна, которая состояла из множества полисов. В античности полисом называли город-государство. Его территория включала городской центр и хору (земледельческого поселение). Политическое управление полисом находилось в руках Народного Собрания и Совета. Все города-государства были разными и по количеству населения, и по размеру территории.

Самые известные полисы древней Греции - это Афины и Спарта (Лакедемон).

  • Афины - это колыбель греческой демократии. В этом полисе жили знаменитые философы и ораторы, герои Эллады, а также известные деятели культуры.
  • Спарта - это яркий образец аристократического государства. Главным занятием населения полиса была война. Именно здесь были заложены основы дисциплины и военных тактик, которые в дальнейшем использовались Александром Македонским.

Культура Древней Греции

Объединяющую роль для культуры государства сыграли мифы и легенды Древней Греции. Каждая сфера жизни эллинов была подчинена общим представлениям о божествах. Стоит отметить, что основы древнегреческой религии сформировались еще в крито-микенский период. Параллельно с мифологией возникла и культовая практика - жертвоприношения и религиозные празднества, сопровождавшиеся агонами.

С мифологией также тесно связана древнегреческая литературная традиция, театральное искусство и музыка.

В Элладе активно развивалось градостроительство и создавались прекрасные архитектурные ансамбли.

Самые известные деятели и герои Эллады

  • Гиппократ - отец западной медицины. Он является создателем врачебной школы, которая оказала огромное влияние на всю античную медицину.
  • Фидий - один из самых знаменитый скульпторов классической эпохи. Он является автором одного из семи чудес света - статуи Зевса Олимпийского.
  • Демокрит - отец современной науки, знаменитый древнегреческий философ. Он считается основателем атомистики - теории, согласно которой материальные вещи состоят из атомов.
  • Геродот - отец истории. Он занимался изучением истоков и событий греко-персидских войн. Результатом этого исследования стал знаменитый труд «История».
  • Архимед - греческий математик, физик и астроном.
  • Перикл - выдающийся государственный деятель. Он сделал значительный вклад в развитие Афинского полиса.
  • Платон - знаменитый философ и оратор. Он является основателем первого учебного заведения на территории Западной Европы - академии Платона в Афинах.
  • Аристотель - один из отцов западной философии. Его труды охватывали практически все сферы жизни общества.

Значение древнегреческой цивилизации для развития мировой культуры

Эллада - это страна, которая оказала огромное влияние на развитие мировой культуры. Здесь родились такие понятия как «философия» и «демократия», были заложены основы мировой науки. Представления греков о мире, медицине, гражданском обществе и человеке также повлияли на судьбы многих западноевропейских государств. Любая сфера искусства связана с этим великим государством, будь то театр, скульптура или литература.

Потоп, Девкалион, Эллин. Люди, жившие в древние времена, передавали от отцов к детям трагическое предание. Будто бы много тысяч лет назад на Земле случился всемирный потоп: несколько дней беспрерывно шел страшный ливень, бушующие потоки заливали поля, леса, дороги, деревни, города. Все скрылось под водой. Люди погибли. Удалось спастись единственному человеку, которого звали Девкалион. У него родился сын, получивший красивое и звучное имя Эллин. Он-то и облюбовал для поселения каменистую землю в тех краях, где сейчас находится страна Греция. По имени своего первого жителя она называлась Элладой, а ее население — эллинами.

Эллада. Это была удивительная страна. Много труда приходилось затрачивать на то, чтобы на ее полях выращивать хлеб, в садах — маслины, а на склонах гор — виноград. Каждый клочок земли был полит потом дедов и прадедов. Простиралось над Элладой ясное голубое небо всю страну из конца в конец пересекали горные цепи. Вершины гор терялись в облаках, и как было тут не поверить, что в высях, скрытых от людских глаз, царит вечная весна и живут бессмертные боги!

Со всех сторон прекрасную страну окружало море, и не было в Элладе места, от которого нельзя было бы добраться до его берегов за один день пути. Видно же море было отовсюду, — стоило только подняться на какую-нибудь возвышенность. Море манило к себе эллинов, а еще больше привлекали их неведомые заморские страны. Из рассказов отважных мореходов, побывавших там, рождались чудесные истории. Древние эллины очень любили их слушать, собравшись после дневных трудов у жаркого огня.

Гомер, Гесиод и мифы. Вот так в давние времена рождались мифы и сказания, в увлекательный мир которых мы с тобой вступили. Греки были жизнерадостны, смелы, умели найти хорошее в каждом дне, умели плакать и смеяться, сердиться и восхищаться. Все это отразилось в их мифах, которые к счастью, не затерялись в веках. Древние писатели в своих произведениях красиво изложили старинные сказания — кто стихами, кто прозой. Первым взялся за пересказ мифов мудрый слепой поэт Гомер, живший почти три тысячи лет назад. Его знаменитые поэмы “Илиада” и “Одиссея” повествуют о греческих героях, их битвах и победах, а также о греческих богах, их жизни на вершине неприступной горы Олимп, пирах и приключениях, ссорах и примирениях.

А о том, откуда произошел сам мир и все боги, прекрасно написал поэт Гесиод, живший немного позже Гомера. Его поэма называется “Теогония”, что значит “Происхождение богов”. Древние греки очень любили смотреть пьесы о жизни богов и героев. Их писали Эсхил, Софокл, Эврипид. До сих пор эти пьесы (греки называли их “трагедии”) идут во многих театрах мира. Конечно, их давно перевели с древнегреческого на современные языки, в том числе и на русский. Из них тоже можно узнать много интересного о героях греческих мифов.

Мифы древней Эллады красивы, как красива сама страна; боги греческих мифов во многом похожи на людей, но только более могущественны. Они прекрасны и вечно молоды, для них не существует тяжких трудов и болезней...

На земле древней Эллады находят много древних скульптур, изображающих богов и героев. Всмотритесь в них на иллюстрациях книги — они как живые. Правда, не все статуи целы, ведь они пролежали много столетий в земле, и потому у них может оказаться отломанной рука или нога, иногда отбиты даже головы, иногда осталось одно только туловище, но все равно они прекрасны, как сами бессмертные боги эллинских мифов.

Древняя Эллада живет в произведениях искусства. А оно многими ниточками связано с мифологией.

Читайте также другие темы главы I «Космос, мир, боги» раздела «Боги и герои древних греков» :

  • 1. Эллада и эллины

Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла несколько периодов, чрезвычайно важных для характеристики древнегреческой культуры в целом – протогреческий (к-ры Эгейского мира и «Гомеровский» период), греческая архаика, греческая классика, а так же периорд эллинизма.

    Протогреческая культура – на рубеже 3 – 3 тыс. до н.э. предки позднейших греков заселили пространство, примыкавшее к Средиземному морю, где образовалось 3 очага культуры – Минойская, Крито-Микенская и Киклатская (центр =- Кикладский архипелаг) культуры (к-ры Эгейского мира) 14 .Позднейшие греки считали себя автохтонным населением Греции, однако, и у них сохранилось представление о существовании некоего древнего народа, первоначально населявшего Элладу и прилегающие острова. Сведений об этом периоде сохранилось очень мало:в целом , культура этого периода – промежуточный этап между культурами Древнего Востока (с их статичность, консерватизмом, каноничностью строгой) и культурой Древней Греции (свобода, демократизм, красоты и «вольность»)Гос. строй , по-видимому, напоминал восточные деспотии; во главе – царь-жрец, здесь дворец – сосредоточение политической, экономической, общественной и религиозной жизни гос-ва. Крито-микенская культура – слабая консолидация ахейского мира (крупные центры в Микенах, Тиринфе, Пилосе). Расшифровка древнекритской письменности – вероятно, документировалась вся хоз. жизнь гос-ва: сведения о экономике (вероятно, находилась на более высоком уровне, нежели экономика греческой архаики), высокий уровень специализации ремесленной деятельности.Искусство более жизнерадостно (чем в восточных культурах), менее сковано канонами: (примеры искусства из раскопок– фрески на стенах дворца в Кноссе 15 – изображения критских женщин, так называемые «парижанки», фреска «Царь-жрец» и т.д.; отличит. черта архитектурных сооружений – монументальность – напр., знаменитые львиные ворота в Микенах, украшенные рельефом с изображением 2-х львиц, окруженных огромными, громоздящимися один на другой каменными блоками –сами греки считали, сто стены эти воздвигли циклопы (одноглазые великаны)). Преобладание в протогреческом мире –ахейцы (отголоски их могущества – в знаменитой поэме Гомера «Илиада» о истории Троянской войны – вероятно, это был крупный завоевательный поход ахейцев на важный торговый и стратегический пункт на малоазийском побережье) 16 . Но преобладанию ахейцев в Эгейском мире положило конец прибытие на рубеже 12 – 11 в. до н.э. новых протогреческих племен (дорийцев), противопоставивших бронзовым мечам ахейцев более эффективное железное оружие (но в целом, культура более примитивна).

К 15 у. до н.э. почти все цивилизации Эгейского мира перестали существовать – возможно, их постигли природные катаклизмы, оставшиеся же попали в полную зависимость к ахейцам.

    Период дорической культуры (иногда называют гомеровским) – 12 – 8 в. до н.э. С т.зр.экономики сделан шаг назад по сравнению с культурами Эгейского мира: процветает скотоводство, неразвита торговля и ремесла, но, вместе с тем, освоение техники выплавки и обработки железа, железные орудия труда (топор, долото).Политический строй – 12 – 8 в. до н.э. переход от родового строя к организации полисного типа. Основная общественная ячейка – фратрия (тип братства). Зарождение рабства – правда, рабы не отделены непроходимой гранью от всего общества (напр., у Гомера служанки-рабыни стирают белье вместе с дочерью басилевса Навсикаей)Искусство – искусство дорийцем примитивно (о нем, в основном, можем судить по украшению предметов быта – сосудов – геометрическим рисунком –по этой причине иногда период называют эпохой геометрического стиля) . К этому же периоду относят и знаменитое творчествоГомера – «Илиада» и «Одиссея» 17 (примерно время жизни Гомера можно отнести к 9 – 8 в. до н.э.). Автор воспевает далекие времена (ориентировочно относящиеся к цивилизациям Эгейского мира), восхищается жизненным устройством и подвигами ахейцев, стремясь передать слушателям чарующие видения давно исчезнувшего мира.

Пушкин:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи

Старца великого тень чую смущенной душой.

(По преданию гомеровский эпос начал складываться еще в перв. трети 1 тыс. до н.э., когда Греция бедная и разоренная переживала «темное» время после переселения с о-ва Балкан племен дорийцев – как воспоминание о былом величии, о временах, когда боги и люди совершали великие подвиги. Гомеровский эпос вобрал в себя древние песни, мифы и исторические предания, преображенные фантазией и вымыслом поэта.

Причины Троянской войны(реальность) – походы одного из греч. племен – ахейцев – к побережью Малой Азии для завоевания богатых троянских земель. Мифологически – месть ахейцев за похищение Елены, супруги спартанского царя Менелая сыном троянского царя Приама, царевичем Парисом. «Небесные» причины – решение верховного бога Зевса и Геи-Земли уничтожить род человеческий за нечестие, по этому замыслу рождается самая прекрасная женщина Земли Елена (дочь Зевса и богини мести Немесиды). В киклических поэмах (предосновах поэм Гомера) рассказывается о причинах войны, о походе на Трою, о ее десятилетней осаде, о разрушении Трои с помощью деревянного коня, о соперничестве героев и, наконец, о возвращении героев на родину. Собственно Илиада повествует о событиях последних 51 днях осады Трои (герои – Ахилл, Агамемнон, предводитель всего ахейского войска и их ссора из-за вероломного поступка Агамемнона, отнявшего у Ахилла прекрасную наложницу). Одиссея – не имеет сквозной линии сюжета, повествует о возвращении героев на родину (Одиссей у нимфы Калипсо, на пиру у феаков рассказывает о посещении Аида, как обходил уловки Сирен, сциллы и харибды, последующий сюжет - Одиссей в Итаке расправляется с наглыми женихами его жены Пенелопы)Герои Гомера – зачастую жестоки, хитры, мстительны, и в тоже время они – не боги, а просто люди со своими слабостями, надеждами, они плачут и страдают, любят…Драматизм личности Одиссея – в эпитете многострадальный, которым его наделяет Гомер. Героям Гомера всегда сопутствуют боги (напр., Одиссею – мудрая Афина), но эта непосредственная связь с божеством не мешает гомеровскому человеку действовать самостоятельно и творить своими руками свою жизнь (иной раз самостоятельность человека даже вызывает страх у богов) Античность воспринимала Гомера как идеал и образец для подражания, под знаком Гомера развивалась и римская героическая поэзия (напр., Вергилий).

Последующие периоды – архаический и классический можно считать собственно культурой Древней Греции. Архаическая культура Др.Греции (7 – 5 в. до н.э.) – становление греч. мифологии, соц. сисемы, искусства; Греческая классика (5-4 в. до н.э._ - высший расцвет древнегреческой культуры.