В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Звонкие согласные звуки: [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж] [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие согласные звуки: [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш] [х] [х"] [ч"] [щ"]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:

Звонкие [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж]

Глухие [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш]

Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:

Звонкие [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]

Глухие [х] [х"] [ч"] [щ"]

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.

Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:

Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]

Мягкие [б"] [в"] [г"] [д"] [з"] [к"] [л"] [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]




Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]

Мягкие [ч"] [щ"] [ й" ]

Шипящие согласные

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

[ж] [ш] [ч"] [щ"]

Свистящие согласные

[з] [з"] [с] [с"] [ц]

Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

  1. А а а
  2. Б б бэ
  3. В в вэ
  4. Г г гэ
  5. Д д дэ
  6. Е е е
  7. Ё ё ё
  8. Ж ж жэ
  9. З з зэ
  10. И и и
  11. Й й и краткое
  12. К к ка
  13. Л л эль
  14. М м эм
  15. Н н эн
  16. О о о
  17. П п пэ
  18. Р р эр
  19. С с эс
  20. Т т тэ
  21. У у у
  22. Ф ф эф
  23. Х х ха
  24. Ц ц це
  25. Ч ч че
  26. Ш ш ша
  27. Щ щ ща
  28. ъ твёрдый знак
  29. Ы ы ы
  30. ь мягкий знак
  31. Э э э
  32. Ю ю ю
  33. Я я я

42 звука
6 гласных 36 согласных
[а] [и] [о] [у] [ы] [э] Парные Непарные
Ударные Безударные Звонкие Глухие Звонкие Глухие
[б] [б"]
[в] [в"]
[г] [г"]
[д] [д"]
[ж]
[з] [з"]
[п] [п"]
[ф] [ф"]
[к] [к"]
[т] [т"]
[ш]
[с] [с"]
[й"]
[л] [л"]
[м] [м"]
[н] [н"]
[р] [р"]
[х] [х"]
[ц]
[ч"]
[щ"]
Парные Непарные
Твёрдые Мягкие Твёрдые Мягкие
[б]
[в]
[г]
[д]
[з]
[к]
[л]
[м]
[н]
[п]
[р]
[с]
[т]
[ф]
[х]
[б"]
[в"]
[г"]
[д"]
[з"]
[к"]
[л"]
[м"]
[н"]
[п"]
[р"]
[с"]
[т"]
[ф"]
[х"]
[ж]
[ц]
[ш]
[й"]
[ч"]
[щ"]

Чем буквы отличаются от звуков

Звук - это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).

Буква - это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем. Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове. Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.

Гласные буквы и звуки

Гласные звуки («глас» - это старославянское «голос») - это звуки [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] , при создании которых участвуют голосовые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда. Эти звуки поются: [ааааааа] , [иииииии] …

Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё , и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё , ю, я называются йотированными. Они обозначают два звука, первый из которых [й"] , когда

  1. стоят первыми в фонетическом слове е ле [й" э ́л"э] (3 буквы, 4 звука) е щё [й" и щ"о́] (3 буквы, 4 звука) ё ж [й" о ́ш] (2 буквы, 3 звука) Ю ля [й" у ́л"а] (3 буквы, 4 звука) я блоко [й" а ́блака] (6 букв, 7 звуков) я ичко [й" и и́ч"ка] (5 букв, 6 звуков)
  2. следуют после гласных птицее д [пт"ицый" э ́т] (7 букв, 8 звуков) её [йий" о ́] (2 буквы, 4 звука) каю та [кай" у ́та] (5 букв, 6 звуков) синяя [с"и́н"ий" а ] (5 букв, 6 звуков)
  3. следуют после ь и ъ въе зд [вй" э ́ст] (5 букв, 5 звуков) подъё м [падй" о ́м] (6 букв, 6 звуков) лью [л"й" у ́] (3 буквы, 3 звука) крылья [кры́л"й" а ] (6 букв, 6 звуков)

Буква и также обозначает два звука, первый из которых [й"] , когда

  1. следует после ь соловьи [салав"й" и ́] (7 букв, 7 звуков)

В слове гласные звуки, выделенные при произнесении, называются ударными, а не выделенные - безударными. Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся. Чтобы проверить что за букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.

Бе гущий [б"игу́ щ"ий"] - бе г [б"э́ к] го ра [гара́ ] - го ры [го́ ры]

Два слова, объединённые единым ударением составляют одно фонетическое слово.

В сад [фса́т]

Слогов в слове столько, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.

е -ё (2 слога) то -чка (2 слога) о -де -ва -ться (4 слога)

Согласные буквы и звуки

Согласные звуки - это звуки, при создании которых на пути выдыхаемого воздуха воздвигается преграда.

Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие согласные без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [п] - [б] , при проговаривании которых губы и язык находятся в одинаковом положении.

Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом " , что происходит, когда согласные

  1. являются всегда мягкими [й"] , [ч"] , [щ"] ай [а́й" ] (2 буквы, 2 звука) луч [лу́ч" ] (3 буквы, 3 звука) лещ [л"э́щ" ] (3 буквы, 3 звука)
  2. следуют перед буквами е, ё , и, ю, я, ь (искл., всегда твёрдые [ж] , [ц] , [ш] и в заимствованных словах) мель [м" э́л" ] (4 буквы, 3 звука) тётя [т" о́т" а] (4 буквы, 4 звука) люди [л" у́д" и] (4 буквы, 4 звука) жизнь [ж ы́з"н"] (5 букв, 4 звука) цирк [ц ы́рк] (4 буквы, 4 звука) шея [ш э́йа] (3 буквы, 4 звука) темп [т э́мп] (4 буквы, 4 звука)
  3. следуют перед мягкими согласными (некоторые случаи) блинчик [бл"и́н" ч"ик]

В остальном согласные звуки преимущественно будут твёрдыми.

К шипящим согласным относятся звуки [ж] , [ш] , [ч"] , [щ"] . Логопеды правят их произношение предпоследними: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у нёба в форме чашечки. Последними на очереди всегда стоят вибрирующие [р] и [р"] .

Нужна ли фонетика школьнику?

Без деления на гласные, согласные, ударные, безударные, конечно, нельзя. Но транскрипция - это явный перебор.

Фонетический разбор слов обязаны знать логопеды и вероятно он может пригодиться иностранцам.

Ученикам (с 1 класса!), которые ещё не освоили правила орфографии, довольно углубленное изучение фонетики лишь мешает, запутывает и способствует неправильному запоминанию написания слов. Именно «бэк» ребёнок будет ассоциировать с произнесённым «бег».

Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.

Парные и непарные согласные по глухости-звонкости

Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому - нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.

Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).

Сонорные - это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.

Два сонорных согласных - [Л] и [Р] – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что [Р] в этом слове слогообразующее. Другие примеры - слова «Александр», «смысл».

Непарные звонкие согласные звуки - это как раз сонорные. Их пять:

Иногда [Й] не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.

По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук [Ц].

В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому [Л].

Пары по твердости-мягкости

Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.

Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягкие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.

Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук [Н’] в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.

По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.

Непарные твердые согласные звуки - это, в основном, шипящие ([Ж], [Ш]) и [Ц]. Они всегда образуются у дальнего нёба.

А вот в предке нашего языка, старославянском, напротив, [Ж] и [Ш] были всегда мягкими и не имели твердой пары. Тогда мягкими не бывали [К], [Г] и [Х]. В настоящее время можно встретить (некогда единственно возможное) произношение с мягким [Ж’] [ДРОЖ’Ж’И] или [ДОЖ’] (дождь), но это теперь необязательно.

Непарные мягкие - это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].

То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.

Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.

Звуки «совсем непарные»

В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например , в слове [П’ЭН’] (пень) звук [П’] парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ - П), а звук [Н’] парный по твердости-мягкости (Н’ - Н), но непарный по глухости-звонкости.

Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].

Что мы узнали?

Из статьи про парные и непарные согласные, мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные. Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 130.

1. Грамматическая сказка.

Парные и непарные

Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные - с согласными. Буквы А - Я, У – Ю, Ы – И, Э – Е, О – Ё танцевали вальс. Им было весело!

Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, З – С.

Причём буквы Б, В, Г, Д, Ж, З звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были слишком звонкие буквы.

А вот П, Ф, К, Т, Ш, С были глухи к музыке. Звонкие буквы весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие буквы робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были странные пары.

Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это Л, М, Н, Р, Й, Х, Ц, Щ, Ъ, Ь.

Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. На праздниках парные буквы танцуют в паре со своим партнёром. А непарные буквы просто тихо сидят и смотрят на танцующих.

2. Согласные, как вы знаете, бывают глухими и звонкими. Некоторые из них так похожи друг на друга – настоящие «двойняшки»; одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда одни говорят – их слышно, а других очень трудно услышать, как они, ни стараются. Это парные по звонкости – глухости. Для каждого из этой пары есть свой костюм, чтобы достойно представлять звук в алфавите.

Не излишество ли это?

Нет, ни в коем случае, ведь они, помимо всего прочего, ещё и помогают различать слова по смыслу: шар – жар, кол – гол, пыль – быль, удочка – уточка и т.д.

Эти буквы – двойняшки нужно хорошо выучить, так как с ними ещё будет много хлопот. В алфавите они заняли целых два этажа.

А хлопоты заключаются в том, что звонкие на конце оглушаются и нужно догадаться (с помощью проверочного слова), какую букву следует писать. Нужно изменить слово так, чтобы согласный слышался ясно:

дуб – дубы, бровь – брови, глаз – глаза и т.д.

3. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма.

Шубка, шапка, сугроб, грибки, столб, ястреб, гриб, робкий, дуб, рыбка, крепкий, тулуп, клубки, клуб, клоп, дубки, губка, суп, рябчик, озноб, топкое, зябко, зуб, хрупкий, скорлупка, ошибка, лапка, царапки, репка, серп, хлеб, зубки, прорубь, щепка, улыбка, лоб, липка, лепка, клуб, герб, скрип, голубь, охапка, голубка, пробка.

В – Ф

Пуговка, травка, сливки, коровка, булавка, ловкий, здоров, поливка, плутовка, телеграф, поплавки, лавка, много дров, шкаф, готов, жираф, морковка, любовь, кофта, головка, канавка, клюв, обувь, рукав, чернослив, деревце, красив, вежлив.

Г – К

Снег, лёгкие, луг, лук, мягкий, когти, овраг, враг, круг, берег, пирог, сапог, ночлег, флаг, творог, язык, хирург, друг, плуг, кок, бок, звук, бог, вокруг, танк, продрог, стог, столб, юг, кулак, визг, утюг, четверг, рыбак, далёк, широк, глубок, высок, котёнок, волчонок, галчонок, земляк, червяк, синяк, ельник, ледник, моряк, дубняк, пустяк, вестник, путник, спутник, работник, шутник.

Д – Т

Грядки, зарядка, тетрадка, заплатка, незабудка, сладкий, грудка, труд, год, брат, лодка, поход, палатка, шёрстка, верблюд, детки, лебёдки, объедки, пароход, подъезд, загадка, старость, походка, изгородь, гладкий, лошадка, город, площадка, детский сад, остатки, брод, запад, град, свет, гладь, вид, редкий, дождь, крот, рядком, кроватка, клёст, дрозд, газетчик, лётчик, кот, код, платки, завод, нефть, въезд, мост, отряд, народ, кровать, утка, съезд, закладка, огород, портрет, в порядке, медком, ветка, невод, проводка, короткий. прятки, шаткий, медведь, початки, блюдце, посадка, закладка, Медведко, пакет, нитки, чуткие, молотьба, ходьба, пулемётчик, находка, чистка, монетка, ветхая, ягодка, жидкий, бородка, городки.

Ж – Ш

Ножки, ложки, чашки, кружки, ёж, дорожка, тележка, рожь, дружки, плюш, страж, пейзаж, подушка, кашка, пирожки, хорош, пригож, снежки, глушь, брошка, дрожь, ладошка, корешки, букашки, уж, прыжки, мешки, флажки, ландыш, серёжки, сыроежки, мишка, чертёж, мышка, варежка, подружка, репортаж, пичужка, клюшка, окрошка, морж, сапожки, у петушка, орешки, пташка, шишка, лягушка, снежки, лукошки, чиж, рубашка, экипаж, книжка, рожки, пляж, багаж, ромашка, гармошка, стружка, ушки, гребешком, коврижка, карандаш, гараж, ёрш, тишь, душ, камыш, мошка, манеж, тишь, хрюшка, опушка, пробежка, картошка, бумажка, лаваш, игрушки, поварёшка, братишка, макушка, избушка, детишки, зайчишка, трусишка, пёрышки, промокашка, кумушка, зёрнышки, бабушка, старушка, крылышки, кормушка, петрушка, бедняжка, полюшко, рыбёшка, матушка, веснушки, детушки, волюшка, малышка, мордашка, зимушка, малыш, лепёшка.

З – С

Резкий, низкий, Барбос, мороз, вяз, паровоз, сенокос, берёзка, слёзки, повозка, узкий, вкус, арбуз, груз, парус, замёрз, изморось, изморозь, проказник, ужас, сказка, Денис, витязь, связь, рысь, грызть, интерес, глаз, повис, вниз, срез, повязка, блузка, близкий, подсказка, колхоз, указка, замазка, лесть, лезть, мазь, вырезка, полюс, колос, карась, надпись, пастух, Русь, просьба, покраска, нос, скользкий, пастбище, редиска, нести, ползти, салазки, резьба, вести, развязка, навес, поднос, соска, киска, миска, исчез, дольки, голос, грузчик, переписчик, вязкий.

4. Найди парные согласные в пословицах.

Мёд есть – в улей лезть.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лесть.

Хвост голове не указка.

Хлеб - всему голова.

Хлеб - батюшка, вода – матушка.

Мал золотник да дорог.

По Сеньке и шапка.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

На языке мёд, а на сердце лёд.

Старый друг лучше новых двух.

Снег глубок – год хорош.

Бабка с кашкой, а дед с ложкой.

Слаще всех плодов – плод честного труда.

Свой глаз – алмаз.

Дороже алмаза свои два глаза.

Не шубка греет, а хлеб.

5. К данным существительным подберите существительные с суффиксом –очк-.

Ла…ка - _________, блу…ка - _____________,

тетра…ка - ___________, вере…ка - ____________,

про…ка - ____________, ре…ка - ______________.

6.К данным прилагательным подберите прилагательные-антонимы.

Густой - ________________, высокий - __________________,

Далёкий ________________, горький - ___________________.

7.Подберите к предложениям подходящие по смыслу слова существительные со звонкими и глухими согласными в середине слова.

Метель заметает __________________________________________.

Ученики класса делали для книг _____________________________.

8. Вставь пропущенную согласную в слово, запиши проверочное слово.

Оши…ка, _________________ - варе…ка,

Бума…ка, __________________ - ни…ка,

Бесе…ка, ___________________ - скри…ка,

Ска…ка, ___________________ - селё…ка,

Про…ба, ___________________ - лягу…ка.

9. Составьте предложение со словами каждой строчки.

Мышка, кошка, глазки, лапки.

Дружба, книжки и тетрадки,

Шубка, шапка и сапожки,

И берёзка, и серёжки.

10. Вставьте пропущенные буквы.

Сне…ки, пры…ки, фла…ки, кры…ки, оре…ки.

11. Подберите нужные слова.

Как называется избушка, где живёт сторож?

Украшение в ушах.

Твёрдая застёжка на поясе.

Часть стола или стула.

12. Превращение слов.

Измените одну букву в словах. Подберите к каждому проверочное и запишите.

Лес – (лев), бог – (дог), сказка – (указка), ложка – (лодка), репка – (щепка), круг – (друг), хлеб – (хлев), клёв – (клюв), шлюпка – (шляпка).

13.Цепочка слов.

Каждое новое слово должно начинаться с буквы, на которую

оканчивается предыдущее, а заканчиваться парной звонкой или глухой

согласной.

Холод - …(дед – дог – газ – зуб – брод - …).

Автобус – (след – друг – год – дрозд – долг – град - …)

Мороз – (зуб – багаж – жук – куб - …)

14. Подчеркните в словах согласную, произношение которой расходится с

правописанием.

Флаг, отряд, дом, холод, линейка, лёд, мел, поход, мороз, стол, цветок,

суп, книга, стакан.

15. Подчеркните в словах парные звонкие и глухие согласные.

Молот - молод, серп-герб, воз-нос, пруд-прут, рот- род, плот-плод,

мороз - вырос, зуб-суп.

16. Допишите согласные.

Сугро…, заво…, эта…, моро…, рука… .

17. Подчеркните в словах звонкие и глухие согласные, припиши к ним

проверочные слова.

Тетрадь- тетради, книжка-книжечка,

утюг-_________, грибки-_________,

пирог-________, дубки-__________,

сторож-_______, узкий-__________.

18. Подчеркните в словах звонкие согласные.

Автомобиль, дубки, ягодка, ножка, знамя, метро, топор, море, суббота,

лето, лепка.

19. К данным словам из первого столбика подберите по смыслу слова из

второго столбика. Составьте с ними предложения.

ветер мя…кая

зайчик у…кая

лёд ре…кий

дорога кре…кий

подушка ро…кий

20. Подчеркните в словах глухие согласные.

Сирень, топор, мебель, хлеб, ошибка, горох, цирк, народ, книжка, часы, линейка, овца.

21.Вставьте пропущенные слова с парными согласными.

Ученик сделал в диктанте три ____________.

В аквариуме живут золотые _____________.

К лесу вела узкая ___________.

Сторож живёт в ____________.

У берега реки стояла ветхая _________.

В берлогу зале… бурый _____________.

22. Подчеркните в словах парные глухие и звонкие согласные в середине

Кошка – ложка, игрушка-дорожка,

коляска-повязка, снежки-смешки,

шубка-шапка, косьба-резьба.

23. Запишите глаголы в прошедшем времени.

Слезет - ___________, озябнет - ______________,

замёрзнет - ________, исчезнет - _____________,

приползёт -________, отгрызёт -______________.

24. Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие согласные, а

потом – глухие.

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чаще идёт.

Мёртвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несёт. (И.Бунин)

25. Ошибки.

Какие слова путает Андрей? Понятны ли будут в его записи предложения?

В классе пишут под диктовку:

«Я принёс из леса гриб».

Лишь Андрей выводит ловко:

«Я принёс из леса грипп».

Ну, скажите, почему?

Игроки владеют басом,

А певец завидным пасом,

По реке плывут плоды,

А в саду растут плоты.

Объясните, почему

В школе не везёт ему?

26. Найдите все орфограммы и объясните их правописание.

За деревней – луг,

А на грядке – лук.

А по речке – плот,

А на груше – плод.

27. Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева.

Ещё земли печален вид, Ещё природа не проснулась,

А уж весною воздух дышит, Но сквозь редеющего сна

И мёртвый в поле стебель колышет, Весну услышала она

И елей ветви шевелит. И ей невольно улыбнулась.

1) Посчитайте, сколько в каждой строчке глухих согласных.

2) Найдите самую «глухую» строку (то есть такую, где больше всего глухих согласных) и самую «звучную» (где больше всего звонких согласных). Прочитайте их вслух ещё раз.

3) Подумайте, как связано содержание этих строк с количеством глухих согласных звуков?

28. Представьте, что вы у себя на кухне. Ух, сколько здесь разных

предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к

названному слову подбираете проверочное.

Вот эти слова: чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка-

прихватка, салфетка.

29. Поднимите нужную карточку (В-Ф, З-С, Д-Т).

Аист делает заря…ку - Пеликан ныряет ло…ко.

То вприпрыжку, то вприся…ку, Вот что значит трениро…ка!

Осьмино… надел перча…ки, Рак зале… на самокат,

А тюлень удрал с площа…ки. Все вперё…, а он – наза… .

30. Напишите слова: де…, пру…, клее…, ры…ка, ёр… . Составьте текст по

этим опорным словам. Попробуйте призвать на помощь контролёра –

гласного и определить правильное написание. Какие слова вы проверяли

изменением слова, а к какому подбирали родственное слово?

Непроизносимые согласные

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать не ясно вам…

Чтобы знать, как писать, Не чудесно, не прекрасно,

Надо слово изменять, А ужасно и опасно

И за звуком непонятным Букву Т писать напрасно.

Быстро гласную искать. Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

1. Беседа о непроизносимых согласных.

Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, скрываются. Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить – следует запомнить его написание.

А почему всё–таки исчезают звуки?

Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы и упрощаем таким образом их произношение. А написание их упрощать нельзя. Не просто так существуют непроизносимые согласные. У них и своя история есть. Например, почему в слове лестница мы пишем букву т? В древнерусском языке было слово лъствица. Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов, как сахарница, чернильница. Что же касается само слова лъства, то оно образовано от глагола лезти, лезть, с помощью суффикса –тв(а).

Значит, непроизносимое т в существительном лестница – это остаток суффикса –тв(а).

2. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма.

В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся.

Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать

однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.

Некоторые слова проверить нельзя. Запомните: чувство, лестница.

Д – звёздный, поздно, праздник, сердце.

Т – доблестный, грустный, костный, устный, лестница, окрестность, местность, свистнул, известный, прелестный, яростный, честный, счастливый, вестник, тростник, капустный, ненастный, радостный, частное,

Гигантский, областной, властный, крепостной.

В – чувство, здравствуй.

Л – солнце.

Сочетание сн - зн.

СН – чудесно, прекрасно, ужасно, опасно, напрасно, вкусно, интересно, тесный, пресный, небесный, парусный, согласный, безгласный, бессловесный.

ЗН – безобразный, любезный, железный, колхозный, серьёзный, алмазный.

3.Найдите и выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом

запишите проверочные слова.

а) Доблестный, лестница, лист, добрый, свистнул, тростник, портфель,

облако, вестник, окно, здравствуй.

б) Здоровье, солнце, лист, сердце, звёздный, книга, друг, известный,

радостный, окрестность, столбик, яростный, честный, праздник,

прелестная.

4. Спишите слова, обозначающие признаки предметов. Вставьте

пропущенные буквы. Рядом запишите слова, обозначающие предметы.

Извес…ный (кто?) … . Праз…ничный (что?) … .

Грус…ный (что?) … . Звёз…ное (что?) … .

Капус…ный (что?) … . Чес…ный (кто?) … .

5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы

Ст…ит м…розная п…года. Иней запушил в лесу берёзки, …синки,

старую ол…ху. Ожила л…сная п…ляна. Прил…тели снегири, синички. Под елью заяц зарылся в сне… .

Вдруг заш…пело по лесу, побежала позёмка. Стало в л…су т…мно. Нал…тел ветер. Д…ревья закач…лись. Пол…тели сугробики с еловых ла… . Сне… посыпал. Началась в…юга.

Со…нце осв…тило окрес…ность. Хрус…нула сухая ветка во сне прол…тела прелес…ная птичка. Пастух гонит стадо на пас…бище.

Сне… выпал поз…но. Грус…ные ст…ят дни. Все ждут радос…ный праз…ник.

6. Образуйте от существительных прилагательные.

Радость - ____________________,

ненастье - ___________________,

счастье - ____________________,

звезда - ______________________,

свист - ______________________,

прелесть - ___________________.

7. Составьте из данных слов предложения и запишите их. Вставьте

пропущенные буквы.

Узнать, нашу, зимой, трудно, мес…ность.

Покрыто, ковром, снежным, всё.

Ненас…ная, погода, стоит.

Дует, ярос…ный, ветер, холодный.

Смотреть, на, деревья, грус…но, голые.

8. Определите на слух слова с непроизносимыми и сомнительными

согласными и подберите проверочные к ним слова.

Мороз и солнце, День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод!

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?..»

9. Прочитайте стихотворение выразительно, объясните все орфограммы, а

затем попробуйте написать по памяти любые запомнившие вам четыре

С неба смотрит солнце Но посветит солнце

Миллионы лет. И уходит прочь.

Льёт на землю солнце А живое сердце

И тепло и свет. Греет день и ночь.

Значит, сердце лучше

Солнца самого,

Никакие тучи

Не затмят его!

10. Загадки. Напишите отгадки с проверочными словами

Раскинут ковёр, День и ночь стучит оно,

Рассыпан горох: Словно бы заведено.

Ни ковра не поднять, Будет плохо, если вдруг

Ни гороха собрать. Прекратится этот стук.

(Звёздное небо) (Сердце)

Ну-ка, кто из вас ответит6

Не огонь, а больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? (Солнце)

11. От слов, данных в скобках, образуйте имена прилагательные, полученные

словосочетания напишите.

День (праздник); вечер (поздно); утро (ненастье); улыбка (радость);

поступок (честь); труд (доблесть); жизнь (счастье); вид (грусть).

12.Допишите пословицы словами с непроизносимыми согласными.

Рукам работа – душе … .

Не в силе …, а в правде.

В большом … и далёкое близко.

… труд – наше богатство.

… часов не наблюдают.

Слова для справок: счастливые, честный, сердце, праздник, честность.

13. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами с непроизносимыми

согласными.


Похожая информация.


Цель: создание алгоритма подбора проверочных слов с парными согласными в корне слова.

  1. Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
  2. Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в группах, в работе с деформированным текстом.
  3. Продолжать развивать орфографическую зоркость, применяя методику В.В. Лайло.
  4. Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
  5. Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
  6. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  7. Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в группах.
  8. Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.

Оборудование:

Сигнальные карточки;

Учебник“Русский язык” для 2 класса четырехлетней начальной школы, 2 часть, Т. Г. Рамзаева, Москва, “Дрофа”, 2009 год;

Тетрадь;

Индивидуальные карточки, опоры;

Кораблики у каждого учащегося с разноцветными парусами (красные – 1 уровень, синие – 2 уровень, зеленые – 3 уровень).

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода, как нам улыбается солнышко. Давайте и мы улыбнемся друг другу, и тихо сядем.

Запишите число и классная работа.

II. Подготовка к усвоению нового материала.

1. - Посмотрите на доску.

Назовите буквы, которые вы заметили.

(Т, Д, В, Г, К, Ж, Ш, З, Б)

Что вы можете сказать об этих буквах? (Эти буквы обозначают согласные звуки)

2. - На какие две группы можно разделить эти звуки? (Звонкие и глухие)

Записываю названные буквы на доску:

Давайте заполним пропуски.

3. – А сейчас красиво напишем данные пары букв, но прежде подготовим пальчики к работе.

(Дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет:

Один, два, три, четыре, пять!
Вышли пальцы погулять!)

Чтобы парные согласные не разбежались мы свяжем их веревочкой. Прописываем в воздухе за учителем. Теперь самостоятельно записываем в тетрадь.

Дети записывают с доски:

Придумайте слова, в которых буква из этих пар стоит в корне, в конце или в середине слова (голубь, холод, ягодка).

III. Постановка темы и задач урока.

Подумайте, какая сегодня тема урока? (Парные согласные в корне слова)

Записываю тему на доске.

Сегодня мы будем учиться правильно писать парную согласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

IV. Усвоение нового материала.

1. Наблюдение над языковым материалом.

Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да)

Я буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. Отгадки я запишу на доске.

1. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (морковь).

2. В лесу родилась
На воде живу (лодка).

3. Шел долговяз,
В землю увяз (дождь).

4. Показался желтый бок
Только я не колобок,
Не из мягкого я теста,
Покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко,
Назови меня. Я … (репка).

На доске:

морков ь лод ка дожд ь реп ка
ф т т б

Посмотрите что у меня получилось. Какие буквы мне записать?

А вы хотите научиться правильно записывать согласные в словах? (Да)

Объединитесь в группы и попробуйте вывести правило (алгоритм) правописания слов с парными согласными в корне. Можно дать подсказку:

Изменить слово;

Подобрать однокоренное слово.

Работа группы обсуждается коллективно:

  1. Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук (дождь – дожди).
  2. Изменить слово – добавить слово “нет” (дождь – нет дождя).
  3. Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное) – (дождь – дождик).

Молодцы! Вы нашли много способов подбора проверочных слов. Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:

Все напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй
Рядом гласный подставляй.

3. Работа над определением.

Сравните слова записанные на доске:

морко…ь – морко…ный

В каком слове вы не сомневаетесь в написании парной согласной? (Морковный)

Почему? (Звучит четко)

Что заставляет этот звук звучать четко, ведь гласного рядом нет? (Согласный звук “н”)

Сделайте вывод четвертого способа проверки написания парных согласных в корне слова. (Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук “н”.)

Алгоритм подбора проверочных слов с парными согласными:

  1. Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук.
  2. Изменить слово – добавить слово “нет”.
  3. Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное).
  4. Изменить слово – подобрать однокоренное слово,в котором после этого согласного стоит согласный звук [н].

Молодцы ребята! Сравните наши выводы с выводами в учебнике на странице 60.

Приведите свои примеры. Остальные дети внимательно слушают и сигнальными карточками показывают свое отношение.

А сейчас ребята, мы с вами послушаем сказку, которую покажут нам ваши товарищи. Инсценирование сказки. “Сказка о парных согласных”.

Сказка о парных согласных

Жили- были в Стране Русского языка парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были веселыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми.Чуть что – сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово. Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: “Помогите мне!”. Буквы Б и П начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.

СТОЛ(Б)?(П)?

Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы Д и Т , но заспорили – кто лучше с этой работой справится.

Неподалеку строился дом. К дому вела дорожка. Решили взяться за дело буквы Ж и Ш, но тоже не могут договориться: кто из них будет стоять в этом слове.

ДОРО(Ж)?(Ш)?КА

Тем временем З и С отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому хочется встать в это вкусное слово. В и Ф никак не разделят травку, которую накосили. Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этом слове.

АРБУ(З)?(С)? ТРА(В)?(Ф)?КА СТО(Г)?(К)?

Шел мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: “В этих словах в конце поставьте гласную букву, или после согласного поставьте гласную букву в середине слова, она и укажет, кто из вас будет стоять в этом слове.

Так и сделали: столбы – столб, сады – сад, дорожка – дороженька, арбуз – арбузы, травка – трава, стога – стог.

Все встало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить написание слов.

V. Физкультминутка.

Буратино шел – шел

Белый гриб нашел.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положи их в кузовок.

Назовите слово из физкультминутки с парной согласной. (Гриб, а еще мы услышали проверочное слово – грибок)

Молодцы!

VI. Закрепление изученного.

1. Сейчас я буду диктовать предложения, а вы записывайте в тетрадь только слова с парными согласными, вместе с проверочными словами, используя разные способы подбора.

Выпал первый пушистый снег.
У кошки зоркие глаза и острые зубки.

Какие слова вы записали? (Снег – снега, кошки – кошечка, глазки – глазик, зубки – зубов)

Ребята, я еще раз прочитаю первое предложение, а вы назовите главные члены предложения.

2. Словарная работа.

Отгадайте загадку:

Дуйся, не дуйся.

Через голову суйся.

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой (кофта).

Подберите проверочное слово к слову кофта. (К этому слову нельзя подобрать проверочное слово. Это слово – словарное)

Как мы помогаем памяти запомнить в словах именно эти буквы? (Мы используем “усиление”, “уярчение” буквы в слове)

Давайте попробуем в слове кофта “усилить” букву “ф”. Какие у вас предложения?

(- Я предлагаю “усилить” букву путем написания орфограммы по аналогии с внешним видом.)

КО ТА

Молодец!

(- А я думаю так. Кофту надевают на фигуру, поэтому я предлагаю усилить орфограмму с помощью слова “фигура”.

(Есть еще один вариант “усиления” буквы. Кофты бывают разных фасонов)

Молодцы! А сейчас запишите слово в словарик и на месте запоминаемой орфограммы нарисуйте предмет.

Придумайте предложение со словарным словом.

3. Физкультминутка на зрение по методике Базарнова.

4. Дифференцированная работа.

Задание для каждого уровня записано на карточках. Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с красными парусами, выполняют задание № 1.

Задание № 1. Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. Найти слова с парными согласными и написать проверочные тремя способами.

Не набрать мне столько за год
В лес ходила я с Мариной
Набрала подружка ягод
За черникой и малиной.

Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с синими парусами, выполняют задание № 2.

Задание № 2. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные тремя способами.

В ле… ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подру…ка яго…

Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с зелеными парусами, выполняют задание № 3.

Задание № 3. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные любым способом.

В ле… ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подру…ка яго…
Не набрать мне столько за го…

Какие слова с парными согласными вы выписали? (Лес, подружка, ягод, год)

Какое стихотворение получилось в первом задании? Прочитайте.

Можно ли это назвать стихотворением? Почему? (Дети называют признаки стихотворения: рифма и т.д.)

Ребята, давайте вспомним, как правильно подобрать проверочное слово (ответы детей).

Хорошо! Давайте проверим ваше задание. Если не согласны с ответами друг друга, сигнальте.

Учащиеся 3 группы называют проверочные слова, их дополняют учащиеся 2 и 1 групп.

VII. Подведение итогов.

Что узнали нового?

Что вам было интересно?

На каком этапе вам было трудно?

Что бы вы рассказали родителям об уроке?

Что бы вы изменили в уроке?

Обозначьте свое отношение к работе на наших традиционных палочках успеха.

VIII. Домашнее задание.

1 группа. Упражнение 322.

2 группа. Упражнение 322 (по заданию, дополнительно придумать с проверяемыми словами словосочетания)

3 группы. Упражнение 321.