Длительная работа с пациентами убеждает, что важной задачей стоматолога при лечении и профилактике стоматологических заболеваний является мотивация, обучение и инструктаж пациента. Самое главное найти в лице больного сознательного и активно помогающего союзника в борьбе против его заболевания. Бывает очень сложно подобрать нужные слова и аргументы. Наша речь - это универсальный код, которым мы пользуемся для обмена информацией с другими людьми. Мы можем легко сформировать ненужные нам восприятия реальности, при расшифровке придавая словам такой смысл, который совершенно отличается от первоначального. Используя речь, мы обобщаем, искажаем и пропускаем много информации из полученного ранее опыта. Сколько бывает потеряно времени и усилий, когда больной не правильно понял слова врача.

В индивидуальной беседе с пациентом стоматологу необходимо обладать достаточным авторитетом. При равнодушном и негативном отношении к своей работе врач не в состоянии вдумчиво и внимательно выслушать жалобы больного, допускает врачебные ошибки и проявляет агрессивность и раздражительность, тем самым утрачивая доверие. Врачу следует проявлять здоровый оптимизм, честность и правдивость. Слова врача обладают огромным суггестивным (внушающим) влиянием на любого человека, тем более на пациента. Поэтому важно с достаточной ответственностью относиться к проводимой беседе. Не следует лишать возможности больного самому заботиться о себе и о своем здоровье, правильно корректируя поведение и создавая сознательные положительные цели. Всегда лучше помогать, чем спасать.

Мотивация -- это побуждения, вызывающие активность пациента и определяющие направленность его действий. Задача врача-стоматолога сводится к тому, чтобы у пациента возникла стойкая потребность во внимательном отношении к своему здоровью вообще и к здоровью стоматологическому, в частности. Необходимо убедить человека в том, что благодаря регулярной и качественной гигиене полости рта и профилактическим осмотрам у стоматолога можно избавиться от зубной боли и необходимости иметь съемные протезы в старости. Разговор должен быть построен таким образом, чтобы очень тактично подсказать пациенту ответ на вопрос «почему я должен это делать?, какой в этом смысл?».

Наблюдение за детьми показало, что насильственное насаждение и принуждение вызывает резкий отпор. Поэтому у маленьких пациентов действенными будут следующие приемы и виды мотивации. Зрительная мотивация, т.е. личный пример родителей дома, в условиях поликлиники - индикация зубных отложений с помощью красителей и показ красочных проспектов, а при проведении уроков гигиены - демонстрация видеофильмов. Слуховая мотивация предусматривает словесное рассуждение, дискуссию и убеждение в необходимости подержания качественного ухода за полостью рта. Тактильная мотивация - это чувство гладкости и комфорта, которое ребенок получает после проведения профессиональной гигиенической обработки зубов в условиях поликлиники и к чему он должен стремиться при уходе за полостью рта дома. Обонятельная мотивация включает ощущение свежести дыхания, как фактор здоровья, чистоты и красоты.

С января 2017 года начнется индивидуальное информирование, в том числе с помощью SMS, о необходимости прохождения диспансеризации и ее результатах, вакцинации, режиме работы врачей и необходимости диспансерного наблюдения, добавила она. А после этого, с 2018 года, «будут внедрены программы по мотивированию застрахованных к выполнению рекомендаций врачей и приверженности к медикаментозной терапии», заявила министр.

Вопрос «Газеты.Ru» о том, как именно планируется мотивировать больных принимать лекарства и следовать рекомендациям докторов, в министерстве оставили без ответа. В страховых компаниях пока тоже не имеют точной информации на этот счет.

«Пока у нас нормативных документов нет. Я могу только предполагать, что если мы отработаем технологию по контролю диспансеризации, то почему бы на этой платформе не отработать другую модель — по лечению пациентов», — рассуждает , глава дирекции медицинского страхования в Московской области ЗАО «МАКС-М». Представитель СГ «Альфа-страхование» ограничился заявлением, что «АльфаСтрахование-ОМС» предпримет любые усилия, необходимые для заботы о гражданах».

Чиновники, которые в последние несколько месяцев постоянно говорили об ответственности пациентов за свое здоровье, лишь немного изменили риторику, но суть идеи осталась прежней, беспокоится президент Лиги защитников пациентов .

«Видимо, угроза смерти не считается для Минздрава достаточным стимулом, поэтому ищут дополнительные экономические стимулы,

— иронизирует он. — Думают, как бы наказать человека». По словам Саверского, фактически принятие подобных мер приведет к тому, что человек должен будет платить за медицинскую помощь второй раз.

Телефонный уполномоченный

Программы по мотивированию пациентов будут заключаться в том, что новые страховые представители, работа которых началась этим летом, получат дополнительные полномочия, рассказал «Газете.Ru» участник рынка, знакомый с ситуацией. Санкции для пациентов появиться не должны, считает он, но страховые компании будут внимательно следить за ходом лечения, звонить пациентам, например, чтобы рассказывать о рисках в том или ином случае.

Сейчас страховые представители — это, по сути, колл-центры, которые отвечают на вопросы. Есть три ступени, где разбирают ситуации различной степени сложности — от самых общих вопросов до спорных ситуаций с осложнением состояния здоровья после лечения.

Но впоследствии Минздрав планирует дать им больше полномочий на индивидуальную работу с пациентом — не только отвечать на звонки, но и самим инициировать «профилактическую беседу».

С 2017 года страховщики займутся организацией диспансеризации, рассказал Муравьев из «МАКС-М»: «Все лечебные учреждения, с которыми у нас договоры, в январе представят списки прикрепленного населения, подлежащего диспансеризации». После этого каждый пациент из списка получит SMS с информацией о том, где и когда можно пройти диспансеризацию. Готовы к рассылке SMS и в «АльфаСтрахование-ОМС», подтвердил Юрий Нехайчук.

После завершения соответствующего периода из страховой будут звонить тем, кто не прошел диспансеризацию, чтобы спросить о причинах. С 2018 года качество проведенной диспансеризации и реабилитации больных будут анализировать врачи-эксперты.

Муравьев также не считает, что какие-либо санкции для больных оправданны.

«Человек же не виноват в том, что он заболел, как мы можем его за это наказать?

Людей надо стимулировать к тому, чтобы они вели нормальный образ жизни, развивать телемедицинские информационные технологии, мотивировать к мониторингу состояния здоровья. Тогда мы не будем иметь тяжелых случаев заболеваний, и в том числе будет меньше расходов», — заключает он.

Некоторым людям сейчас просто не по карману выполнять предписания врача, добавляет Саверский. «Мы недавно проводили опрос, и 80% людей сказали, что для них цена лекарства является барьером. Так кто виноват, что пациент не выполняет предписания врача? Все эти вопросы государству тут же и вернутся», — прогнозирует он.

Чиновники разного уровня тем не менее неоднократно говорили о том, что граждане должны нести ответственность за свое здоровье. О том, что Минздрав разрабатывает соответствующие методики, Вероника Скворцова заявляла в ноябре. Правда, вице-премьер еще в сентябре оценивала как «малореальную» идею о введении юридической ответственности пациента за свое здоровье.

Медицинским работникам в своей деятельности важно не забывать о том, что зачастую желание пациента сотрудничать соблюдать впоследствии все назначения и рекомендации зависит от первичного впечатления при встрече

Медицинским работникам в своей деятельности важно не забывать о том, что зачастую желание пациента сотрудничать соблюдать впоследствии все назначения и рекомендации зависит от первичного впечатления при встрече.

Больше статей в журнале

Главное в статье

Место консультации и внешний вид медработника

При проведении профилактического консультирования задачей медработника является сокращение психологической дистанции между медработником и пациентом, создание доверительной атмосферы.

Помогут достичь этих задач следующие приемы:

  1. Внешний вид: чистая кожа, подтянутая фигура, опрятная одежда и свободная поза. Это поможет продемонстрировать то, что врач придерживается здорового образа жизни, который он пропагандирует.
  2. Отсутствие белого халата, бейдж на одежде врача с его фамилией, именем, отчеством и должностью. Это поможет сохранить дружескую атмосферу беседы с поддержанием экспертной позиции врача.
  3. Место беседы должно располагать к доверительности. Нужно предоставить пациенту несколько вариантов мест, где он может сесть, чтобы он чувствовал себя более комфортно.

Установление контакта и начало беседы

На начальном этапе медработник должен завоевать доверие пациента, для этого необходимо слушать пациента, присоединяться к нему и активно создавать атмосферу взаимопонимания.

☆ Как сообщить пациенту об ошибке врача и не навредить клинике, универсальный алгоритм и комплект документов в журнале «Заместитель главного врача»

Передавая любую информацию, необходимо установить контакт, который складывается из двух компонентов: вербального и невербального контакта.

Эти компоненты являются двухсторонними и в той или иной мере консультант должен ими управлять.

Для этого медицинскому работнику необходимо владеть навыками эффективного общения.

Внесловесный (невербальный) контакт

  • Расстояние между врачом и пациентом должен определять сам пациент. Оно должно варьироваться от полуметра до метра и зависит от личного пространства человека.
  • Длительный пристальный взгляд может смутить, поэтому время от времени нужно переводить взгляд на другие предметы.
  • Усилению чувства комфорта способствует следование жестам и позе пациента, однако слепое копирование может быть воспринято пациентом как передразнивание.

Например, если пациент резко кивнул головой – врач слегка покачивает головой, или, если пациент кладет ногу на ногу, то врач может скрестить ноги.

Словесный (вербальный контакт)

При установлении контакта важно анализировать ответы пациента. Понять систему восприятия помогают слова-маркеры, использование которых зависит от ведущего органа восприятия пациента:

  • При ведущей визуальной системе восприятия информации пациент использует следующие слова: очевидно, посмотреть, ясно, фокусировать, иллюстрировать, близко, четко и т.д.

Например: «Видите ли, Иван Иванович, у меня нет очевидных проблем, которые бы меня беспокоили».

Врач отвечает: «Хорошо, я предлагаю рассмотреть ситуацию, результаты анализов иллюстрируют нам тревожную картину состояния вашего здоровья».

  • При ведущей аудиальной системе восприятия информации пациент использует следующие слова: говорить, слышать, сказать, громко, резко, акцент, гармонично, тишина и т.д.

Например: «Послушайте, Иван Иванович, у меня нет проблем, о которых я мог бы вам рассказать».

Врач отвечает: «Хорошо, но позвольте мне высказать вам свое мнение о данной ситуации. Результаты анализов говорят сами за себя…».

  • При ведущей кинестетической системе восприятия информации пациент использует следующие слова: удобно, комфортно, мягко, гладко, теплота, почувствовать, ощутить, коснуться, неуютно и т.д.

Например: «Иван Иванович, я не чувствую, что мне стоит переживать об этой проблеме».
Врач отвечает: «Хорошо, присаживайтесь поудобнее. Результаты анализов касаются состояния вашего здоровья…».

  • При ведущей дискретной системе восприятия информации пациент использует следующие слова: знать, анализировать, понимать, в итоге, как следствие, считать и т.д.

Например: «Понимаете, Иван Иванович, я не считаю, что у меня присутствуют какие-то проблемы, которые необходимо обсуждать».
Врач отвечает: «Хорошо, предлагаю проанализировать вашу ситуацию. Результаты анализов сигнализируют о нарушениях вашего здоровья, именно по этой причине мы встретились здесь сегодня».

Кроме того, при установлении контакта врач должен:

  1. Слушать и запоминать первые слова пациента, чтобы в последующем отвечать ему в том же темпе, с похожей интонацией и громкостью.
  2. Научиться управлять беседой, задавать пациенту вопросы, требующие развернутого ответа, внимательно слушать и не перебивать пациента.
  3. Брать инициативу на себя, подводить пациента к цели консультации. Для этого используют вербальные и невербальные методы ведения пациента.

Невербальные методы

Необходимо сменить позу тела на открытую, не скрещивать руки и ноги, чуть наклонив тело вперед, показывая свою заинтересованность в словах пациента.

Все жесты должны быть сдержанными и плавными, тон голоса – убеждающий, уверенный и доверительный. В этом случае пациент лучше концентрируется на словах врача.

Вербальные методы

Беседа выстраивается с использованием слов-маркеров, которые ориентируются на ведущую систему восприятия информации пациента.

  1. Для аудиала – необходимо говорить четко, понятно и используя короткие, но подробные предложения. В качестве фона может быть использована музыка.
  2. Для визуала – можно показывать много наглядного, иллюстративного материала, в рассказе описать перспективу будущего в красках.
  3. Кинестету нужно предложить расслабиться, выбрать максимально удобную позу, подобрать правильное освещение, предложить воды и т.д.
  4. Для дискретного пациента важно оперирование фактами, цифрами, показателями, использовать ссылки на авторитетные источники, следить за логикой изложения рекомендаций.

Мотивация пациента

Особая роль в беседе с пациентом отводится формированию у него мотивации для выполнения рекомендаций врача.

Поскольку время консультации ограничено, врач должен взять на себя роль активного слушателя, направляя разговор в нужную сторону и постепенно принимая роль ведущего.

Важно определить во время этого разговора основные ожидания в отношении своего здоровья, это позволит сформировать у него в дальнейшем устойчивую мотивацию к следованиям рекомендациям специалиста.

При этом важно учитывать, что мотивация бывает внешней и внутренней.

✪ Как снизить стресс у пациентов на приеме , готовый тренинг для медработников, в журнале «Заместитель главного врача»

Внутренняя мотивация. Эта мотивация к выполнению задачи проявляется в том случае, если человек полагает, что у него есть выбор, и что он самостоятельно принимает решения, а также что он справится с задачей.

Таким образом, если содержание консультации удовлетворит этим условиям, то она окажется для пациента полезной. Проявляется это в виде соблюдения советов и рекомендаций врача или фельдшера. Внутренняя мотивация является наиболее эффективным видом мотивации.

Мотивация становится внешней тогда, когда пациент объясняет свои действия внешними причинами, когда какое-то условие или действие принуждает его действовать определенным образом. Внешняя мотивацией является менее эффективной.

Врачу, консультирующему пациента, следует учитывать, что характер мотивации можно определить, исходя из ответов пациента, с помощью анализа его желания включиться в процесс изменения поведенческих привычек, установок и образа жизни.

Повышение мотивации в рамках консультации

Пациент с внешней мотивацией всегда ориентируется на положительный результат (выполнено или не выполнено), и всегда ждет оценки своих действий.

Поэтому, удерживая мотивацию такого пациента, необходимо использовать приемы внешнего воздействия, например, поощрять его или использовать укоры.

Пациент с внутренней мотивацией нацелен на качество выполнения и имеет собственные представления о критериях, которые он получает от врача, общества и собственного опыта.

1

Появление рыночных отношений в медицинской практике в целом неплохо сказалось на работе стоматологических учреждений. За счет «платных услуг» удается повысить качество оказания стоматологической помощи, что, безусловно, сказывается на отношении пациентов к стоматологической службе. В то же время такие изменения неизбежно приводят и к возникновению новых моделей отношений между врачом и пациентом, а также вносят серьезные коррективы в составление плана лечебно-профилактических мероприятий. Уровень осведомленности населения о необходимости мер профилактики стоматологических заболеваний достаточно высокий, однако мотивация остается достаточно низкой. На первое место выходит социальная составляющая профессии врача, в частности то, насколько врач сумеет убедить пациента. Именно отношения между врачом и пациентом в конечном итоге определяют выбор, качество и результат оказанной стоматологической услуги, в том числе и проводимых профилактических мероприятий. Ситуация осложняется еще и тем, что пациент не видит прозрачной необходимости в профилактических мероприятиях, и, будучи потребителем стоматологических услуг, боится, что за его деньги ему навяжут излишнее лечение. Развитие профилактики стоматологических заболеваний связано, прежде всего, с развитием культуры как пациентов, так и врачей, отношений врача и пациента, которые включают в себя не только экономические проблемы, а еще социальные и этические.

стоматологическая услуга

профилактика стоматологических заболеваний

мотивация

1. Михальченко Д.В., Михальченко А.В., Корнеева Н.М. Проблемы мотивации студентов к профилактике стоматологических заболеваний // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 7-1. – С. 129-132.

2. Михальченко Д.В., Михальченко А.В., Корнеева Н.М. Критерии для разработки комплексной программы профилактики заболеваний твердых тканей зубов у студентов вузов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.?id=13773.

3. Оскольский Г.И., Непомнящих Л.М., Юркевич А.В. и др. Взаимосвязь патологических проявлений в слизистой оболочке полости рта (СОПР) и заболеваний желудочно-кишечного тракта // Дальневосточный медицинский журнал. – 2010. – № 3. –С. 130-133.

4. Оскольский Г.И., Юркевич А.В. Морфологическая характеристика эпителия десны при хронических заболеваниях пародонта // Сибирский Консилиум. – 2005. –№ 4. – С. 18.

5. Оскольский Г.И., Юркевич А.В., Щеглов А.В., Машина Н.М. Оценка функционального состояния жевательного аппарата до и после одномоментного увеличения межальвеолярного расстояния // Дальневосточный медицинский журнал. – 2014. – № 1. – С. 79-82.

6. Оскольский Г.И., Юркевич А.В., Щеглов А.В., Машина Н.М. Функциональная характеристика жевательных и височных мышц у больных с дефектами зубных рядов после изменения высоты прикуса // Дальневосточный медицинский журнал. – 2013. – № 3. – С. 77-80.

7. Оскольский Г.И., Юркевич А.В., Щеглов А.В. и др. Состояние протезов и нуждаемость в ортопедическом лечении населения Хабаровского края // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 7-2. – С. 370-374.

8. Севбитов А.В., Митин Н.Е., Браго А.С. и др. Стоматологические заболевания. – Ростов н/Д, 2016. – 157 с.

9. Юркевич А.В., Оскольский Г.И., Щеглов А.В. и др. Клиническая оценка результатов лечения больных после увеличения межальвеолярного расстояния // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 7-1. – С. 204-206.

Профилактика стоматологических заболеваний на сегодняшний день является важнейшим фрагментом медицинской помощи, которую оказывают врачи-стоматологи. Внедрение по всему миру в конце прошлого столетия программ профилактики привело к значительному снижению к настоящему времени стоматологической заболеваемости. Необходимость и эффективность профилактики не вызывает сомнения, несмотря на это, в ряде исследований подчеркивается, что результат таких мероприятий у взрослых людей намного меньше оправдывает ожидания, чем у детей и подростков, и связано это, прежде всего, с низкой мотивацией взрослого населения к такому виду услуг. Известно, что в возрасте 17-25 лет раскрываются человеческие возможности и способности, эмоциональный настрой, и как раз в этом возрасте, при правильно сложившемся взаимодействии врачей и пациентов, можно получить наилучшие результаты, понятно объяснив необходимость профилактики стоматологических заболеваний.

По мнению многих авторов, высокая эмоциональная мобильность в таком возрасте сопровождается возможностями влияния на молодых людей различных воздействий, к каковым могут относиться медико-биологические, наследственные, социальные и многие другие . C другой стороны, осложняют ситуацию такие факторы, как изменение места жительства, питания, климата, воды, смена графика работы и отдыха, появление вредных привычек, растущая психологическая нагрузка. Кроме того, определенную коррекцию вносит рост, в последнее время, общих заболеваний, в том числе аллергических, вирусных, а также увеличивается стоматологическая заболеваемость, связанная с изменившимися условиями жизни человека и способностью разных людей к адаптации в этих условиях . С этой точки зрения вопросы эффективности лечебно-профилактических мероприятий в стоматологической практике приобретают особенно важное значение, поскольку стоматологическое здоровье является неотъемлемой составляющей качества жизни любого человека. На практике большинство проблем связано в первую очередь с биологическими и социальными факторами риска возникновения стоматологических заболеваний. А если рассмотреть проблему более детально, то на первое место выходят именно социальные факторы риска. Прежде всего низкие финансовые возможности пациентов приводят к снижению активности в лечении и профилактике. Уровень осведомленности стоматологических пациентов о необходимости проведения профилактических мероприятий достаточно высокий, несмотря на это, мотивация самих пациентов к профилактике и лечению стоматологических заболеваний остается низкой и является большой проблемой. Все преобразования последних лет в системе здравоохранения направлены на эволюцию пациента из получателя медицинской стоматологической помощи в потребителя услуг. Создаются все условия для самостоятельного принятия решения самим пациентом о нужности лечения, выборе врача, поликлиники и т.д. . Предоставление медицинской помощи превращается в своеобразные рыночные отношения. Для стоматологии данная проблема возникла раньше, так как из всех медицинских практик именно здесь предлагаются коммерческие и дополнительные услуги на платной основе .

Появление рыночных отношений хорошо сказалось на работе государственных стоматологических поликлиник. Средства, полученные от возмездных услуг, существенно способствовали приобретению современного оборудования, новых материалов и технологий, проведению текущих и капитальных ремонтов кабинетов, что в конце концов повлияло и на отношение пациентов к стоматологической службе. Несмотря на то что в последнее время в связи с целым рядом макроэкономических проблем отмечается рост цен на стоматологические услуги, потребительский спрос сохраняется даже при переходе рынка на более высокий ценовой уровень .

Безусловно, это привело и к новым типам взаимоотношений между врачами и пациентами, что повлекло необходимость внесения серьезных изменений в подход к составлению плана лечебно-профилактических мероприятий. Как мы уже сказали, несмотря на высокий уровень осведомленности пациентов о необходимости профилактики стоматологических заболеваний, важнейшая роль все равно принадлежит социальной составляющей профессии врача , то есть речь идет о том, как врач умеет общаться, и сможет ли он убедить пациента.

Здесь на первое место выходят не только умения опытного клинициста, который обладает достаточным багажом медицинских и биологических знаний, но и готовность специалиста к эффективным коммуникациям. Взаимопонимание между врачом и пациентом, сложившиеся поведенческие нормы, позиции и собственно действия в окончательном итоге влияют на выбор, качество и результат оказания стоматологической услуги, в том числе и проводимых профилактических мероприятий . Сложность ситуации еще и в отсутствии в глазах пациента необходимости и результативности любых профилактических мероприятий; являясь потребителем стоматологических медицинских услуг, он постоянно боится, что ему может быть навязано излишнее лечение .

Цель исследования: изучить позицию пациентов стоматологической поликлиники в отношении эффективности и необходимости мероприятий, направленных на профилактику стоматологических заболеваний.

Материалы и методы исследования. Исследование включало анкетирование 300 пациентов, находившихся на лечении в стоматологических лечебно-профилактических учреждениях различных форм собственности, оказывающих медицинские услуги населению как в рамках обязательного медицинского страхования, так и дополнительные на возмездной основе. Средний возраст анкетируемых 27 лет. Пациенты получили авторскую анкету, разработанную сотрудниками Волгоградского государственного медицинского университета. Исследование проводилось анонимно, разработанная анкета включала в себя ряд вопросов, позволяющих выявить отношение пациентов стоматологических клиник к оказанию помощи по программе обязательного медицинского страхования и к платным дополнительным услугам, понимание респондентами имеющихся моделей взаимоотношений между врачом-стоматологом и пациентом, роли врача в этой системе взаимоотношений, а также их отношение и осведомленность о необходимости проведения профилактических мероприятий и основные причины отказа от данного вида услуг.

Полученные результаты обрабатывались с помощью ПК и программного обеспечения Excel-7 и Statistica 5,0 в соответствии с принципами медицинской статистики с применением непараметрических методов анализа количественных характеристик.

Результаты исследования и их обсуждение

Пациент, обратившийся в стоматологическое медицинское учреждение, с одной стороны, нуждается в оказании медицинской помощи, с другой - является потребителем стоматологической услуги, его статус носит бинарный характер. В тех случаях, когда речь идет о профилактических мероприятиях, пациент чаще недопонимает ее необходимость. Отсутствие жалоб, недопонимание важности профилактики переводит его из роли нуждающегося в оказании помощи в добровольного потребителя медицинской услуги, в нашем случае это профилактические мероприятия. В связи с этим одними из первых вопросов, которые необходимо понять, это какова готовность пациентов к проведению профилактических мероприятий, как они относятся и оценивают современную стоматологическую услугу и каким критериям они уделяют особое внимание при оценке качества услуги.

В процессе анкетирования пациентов выяснилось, что почти половина из них выбирает стоматологическое лечение, оказываемое в пределах обязательного медицинского страхования - 47% опрошенных, 17% согласны доплачивать за отдельные дополнительные услуги, не входящие в территориальную программу, 36% пациентов в большинстве случаев прибегают к платным услугам. Несмотря на то что в программу обязательного медицинского страхования входит лишь минимальный объем стоматологической помощи, для большинства из опрошенных это единственная возможность обращаться к врачу-стоматологу для поддержания полости рта в удовлетворительном состоянии. Нужно заметить, что профилактические мероприятия из ОМС оплачиваются в минимальном объеме, и то часто только при имеющейся в поликлиники должности гигиениста, что до сих пор не является обязательным для стоматологических медицинских учреждений. Таким образом, возникает проблема не только социально-экономического, но и морально-этического характера. С одной стороны, каждый житель нашей страны имеет право на оказание ему медицинской помощи, в том числе на услуги, связанные с проведением профилактических мероприятий, с другой - становясь платной, медицинская помощь становится услугой недосягаемой для пациентов, нуждающихся в ней. При этом, если даже пациент осознает необходимость проведения профилактических мероприятий, он просто не имеет возможности их себе позволить.

Развитие современного общества, прежде всего, предполагает принципиальные изменения в сознании человека. Сегодня возросли эстетические требования пациентов, что не может обойтись без дополнительных затрат на лечение, растет понимание необходимости профилактических мероприятий.

В число лиц, готовых оплатить стоматологические услуги, в том числе и профилактические мероприятия, по данным нашего опроса, вошли пациенты, возраст которых превышал 29 лет, имеющие стабильный ежемесячный заработок и профессию, связанную с субъектными отношениями. Речь идет о лицах, которые приняли во внимание тот факт, что программа обязательного медицинского страхования не отвечает их требованиям к профилактике и лечению стоматологических заболеваний.

Результаты исследования позволили определить список стоматологических услуг, которые пациенты настроены оплачивать дополнительно. Традиционно это стоматологическое лечение, связанное с использованием сложных современных технологий и материалов, отбеливание зубов, эстетическое терапевтическое и ортопедическое лечение. Только 13% опрошенных согласны оплачивать профессиональную гигиену полости рта самостоятельно, несмотря на то что данная услуга имеет наиболее важное значение с точки зрения сохранения здоровья.

Переход медицины к рыночным отношениям диктует врачам-стоматологам и руководителям стоматологических лечебно-профилактических учреждений необходимость теоретической подготовки в области маркетинга. Маркетинг в данном случае рассматривается как процесс, посредством которого руководствуется и реализуется рынок стоматологической помощи или стоматологических услуг. Маркетинг необходим всем стоматологическим учреждениям, независимо от формы собственности, так как объем платной стоматологической помощи ежегодно увеличивается как в частных, так и в государственных клиниках. В этих условиях оплата стоматологических услуг производится, в том числе, из собственных средств пациента, а врач должен быть тем самым связующим звеном, которое должно объединить все возможности профилактических мероприятий в стоматологии и пожелания пациента. Информация должна быть объяснена пациенту таким образом, чтобы он не только задумывался о необходимости профилактики, а более того, считал этот путь необходимым и единственно правильным. Говоря о маркетинге, имеет смысл обратиться к относительно невысокой цене профилактических мероприятий, по сравнению с современными методами лечения, особенно если речь идет о высоких эстетических требованиях.

Однако качество стоматологической помощи или услуги определяется не только возможностями и уровнем технологической подготовки врача, но и эффективностью коммуникаций между врачом и пациентом. Главным звеном в получении врачом и пациентом удовлетворенности результатом лечения являются эффективные взаимоотношения в системе «врач - пациент». Подобные взаимодействия являются чуть ли не единственной возможностью объяснить пациенту необходимость профилактики стоматологических заболеваний.

Какую модель отношений с врачом выбирают сегодня пациенты стоматологической клиники? Данные анкетирования свидетельствуют о том, что пациенты часто выбирают патерналистскую модель, так, 39,2% опрошенных ведущую роль в лечебном процессе отводят врачу. Склонность к патерналистской модели в большей степени встречается у пациентов, поведение которых формируется в условиях низкого уровня компетентности в медицинских вопросах, ценах, методах профилактики и лечения. 38,8% пациентам для решения вопросов лечения необходима подсказка врача в виде совета или консультации, так называемая интерпретационная или совещательная модель. 23% пациентов хотят самостоятельно выбирать вид медицинской помощи и контролировать все этапы проводимого лечения, в этом случае реализуется информационная модель взаимодействия между врачом и пациентом. Полученные результаты свидетельствуют о высоком доверии респондентов врачу-стоматологу, уверенности в его профессионализме, несмотря на то что сам пациент все больше считает себя активным потребителем стоматологических услуг. Врачи-стоматологи также удовлетворены таким отношением пациентов, многие годы патерналистская модель была чуть ли не единственной, и врачу зачастую просто привычнее использовать такую модель взаимоотношений. При этом ряд опрошенных отмечает, что врачи-стоматологи даже никогда не упоминали о необходимости профилактических мероприятий и наличии каких-либо программ профилактики, хотя, казалось бы, при таких формах общения врачу проще всего убедить пациента выполнять его рекомендации, в том числе и по профилактике. К сожалению, не только среднестатистический пациент не готов к проведению профилактических мероприятий, но и сами врачи недооценивают важности данного вида услуг.

При ответе на вопрос о том, какие качества врача являются самыми важными для пациента, абсолютно все респонденты отметили важность его профессиональных знаний и умений. На втором месте, по мнению пациентов - это умение понимать состояние больного и сопереживать - 76,5% опрошенных. Не менее важными качествами, характерными для врача, являются «ответственность» - 72% пациентов, «морально-этические» - 43,7% опрошенных. Никто из пациентов не считает положительным и важным желание и умение врача направить стоматологическую помощь в профилактическом направлении, ни один из опрошенных не отнес это стремление к профессиональным качествам врача. И это несмотря на то, что большинство с уважением отнеслись к утверждению о необходимости профилактики стоматологических заболеваний. Они вроде бы понимают, что профилактические мероприятия снижают риск стоматологических заболеваний и необходимости лечения, тем не менее более половины из всех опрошенных оказались не готовыми к таким действиям врача, более того, они не были уверены в том, что согласятся на профилактические мероприятия.

Заключение

Эффективность лечебной и профилактической помощи в стоматологии во многом зависит от сложных взаимодействий врача и пациента, именно поэтому психологический портрет каждого из них будет очень весомым фактором, влияющим на результат. В настоящее время, когда стоматологическая помощь, как, впрочем, и вся медицинская помощь, превращается в одну из многочисленных рыночных услуг, пациент по-прежнему хочет оставаться именно пациентом, человеком, нуждающимся в оказании лечения, а не покупателем услуги. Врач в его глазах остается в привычной профессиональной роли, а не превращается в менеджера. Пациент, несмотря на разрушение патерналистской модели, по-прежнему стремится верить врачу-стоматологу, его профессиональной подготовке, и именно сила этих связей и доверительных отношений должны быть правильно и своевременно использованы медицинскими работниками для формирования понятия у пациента о важности не только своевременного лечения, но и профилактики. Как правило, принципиальных возражений постулат о необходимости профилактики не вызывает, здоровье вообще, а стоматологическое тем более, играет важнейшую роль в качестве жизни человека. Однако существующие социальные факторы риска как у взрослых, так и у подростков остаются трудноустранимыми. Приходится убеждать пациента, что затраты на профилактические мероприятия хоть и более частые, но значительно ниже таковых на лечение. Важно, чтобы он понял это. Большинство преобразований в здравоохранении способствуют развитию культуры пациента, все больше уделяется внимание не только экономическим проблемам, но и социальным, этическим, и только в этих условиях возможно своевременное обращение для оказания профилактических мероприятий, а соответственно развитие профилактического направления в целом.

Библиографическая ссылка

Вагина А.А., Медведева Е.А., Михальченко Д.В., Михальченко А.В. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ПАЦИЕНТОВ К ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://сайт/ru/article/view?id=26916 (дата обращения: 10.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Позиция пациента

Население и больные люди получают информацию о здоровье из различных источников (СМИ, наглядная реклама, медицинская и популярная литература, медицинские работники, друзья, коллеги, родственники и др.). Однако наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей, тем не менее, являются именно медицинские работники. Вот почему важно, чтобы врач или медицинская сестра, дающие совет пациенту, были сами не только хорошо информированы о содержании совета, но и владели формой подачи информации, четко зная цель, которую они должны достичь в результате обучения.

Вместе с тем, необходимо понимать, что пациенты - это взрослые люди со своими сформировавшимися жизненными принципами и привычками, которые стали образом их жизни, и любое вмешательство в этот образ жизни вызывает естественную в такой ситуации реакцию неприятия, по крайней мере, на первых порах. Поэтому неправильно данный совет или недостаточно обоснованная необходимость перемен, скорее всего пациентом не будут восприняты или выполнены. Именно по этой причине пациенты при анонимном опросе о причинах невыполнения ими рекомендаций врача (в частности, по отказу от вредных привычек или по их изменению) отвечают, что советы врача неубедительны.

Роль врача (медицинского работника)

Как уже сказано, информирование пациента, профилактическое консультирование, повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья является основой современных подходов к профилактике заболеваний и обеспечения ее качества в условиях реальной практики. Как повысить эффективность такого консультирования?

Одной из перспективных форм профилактического консультирования является так называемая школа для пациентов. Цель консультирования (совета врача) - дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача.
В каждом конкретном случае необходимо определить индивидуальные психологические, поведенческие особенности пациента, его готовность выполнить совет врача.

Каждый врач должен знать, что для эффективного обучения пациентов помимо клинических знаний необходим ряд дополнительных профессиональных знаний и умений:

  1. знание основ коммуникационного процесса (процесс эффективного общения), владение техникой обратной связи;
  2. знание и учет психологических принципов формирования поведения (привычек) и их изменений;
  3. владение активными формами обучения для повышения его эффективности.

Успешному профилактическому консультированию способствует доверительная атмосфера общения врача и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цели обучения и пр.). Советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, если они проводятся с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудновыполнимых рекомендаций и не воспринимаются пациентами как что-то для них неестественное, требующее усилий и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы выдачей письменных рекомендаций, памяток, брошюр, рецептур рекомендуемых блюд, наглядных, хорошо иллюстрированных таблиц, схем и т.д.

Профилактическое консультирование - сложный процесс, во многом зависящий от личности самого врача, а порой и от его настроения, самочувствия и других факторов. Именно эта область медицины граничит с искусством. Основой процесса формирования мотивации к оздоровлению поведения является понимание пользы и важности тех или иных профилактических мер («за» и «против», «усилия» и «польза») для конкретного индивидуума, обучаемого в«Школе».

Как правило, все превентивные меры для пациентов сопряжены с теми или иными ограничениями или усилиями (например, контролировать энергетический состав пищи или бросить курить и др.). В основе формирования мотивации лежит потребность как основной мотив к изменениям. С этих позиций меры превентивного характера (советы врача) воспринимаются пациентом как неосознанная потребность и потому часто не выполняются. Как сделать эту потребность осознанной? Даже если врач твердо уверен в необходимости оздоровительных действий со стороны пациента (например, бросить курить), то пациент должен сам осознать и ощутить потребность сделать этот шаг.

Процесс изменения поведения любого человека сложный и не всегда поступательный. Особые сложности возникают, когда встает вопрос о необходимости «искусственно» изменить жизненные привычки и поведение, которые практически всегда не ощущаются пациентом как дискомфорт или неудобство. Напротив, иногда вредные для здоровья привычки воспринимаются пациентом как удовлетворение потребности (покурить - расслабиться, пообщаться, поесть - снять стресс и пр.).

Формирование мотивации у пациента

Условно можно выделить несколько стадий формирования мотивации и изменений поведения для установления новых привычек (каждая стадия может быть разной продолжительности).

Непонимание проблемы

Пациент не знает, почему именно ему надо изменить привычки и/или почему врач советует регулярно принимать медикаменты при хорошем самочувствии (например, больной не ощущает повышения артериального давления (АД).
В этой ситуации при консультировании необходимо сконцентрироваться на информировании, разъяснении проблемы, без глубокой детализации конкретных советов (как и что делать).

Принятие решения

Пациент осознал, что его повседневные привычки наносят вред его здоровью, а нерегулярное лечение не принесет необходимой пользы.

На этом этапе пациент может испытывать колебания в принятии решения, поэтому ему важны не только беседа, но и одобрение, поддержка, а также предоставление конкретной помощи. Например, при желании и намерении бросить курить необходимо, чтобы были организованы требуемые для этого консультативные приемы специалистов. Совет, подкрепленный конкретной помощью, будет успешнее.

Начало действий

Пациент решил изменить образ жизни, привычки, научиться более здоровому поведению, регулярно принимать лекарства и прочее.
Профилактическое консультирование на этом этапе должно стать в основном психологической поддержкой, очень важно подойти индивидуально в каждом конкретном случае.

Срыв действий

Пациенту не удалось придерживаться длительное время новых более здоровых привычек и/или соблюдать регулярность лечения.
Возможность срыва нужно постоянно иметь в виду и ограждать пациента от него. Этот этап требует навыков общения и знания психологии, а также наличия опыта, умения избирать индивидуальный подход и находить подходящие аргументы.

Обеспечить реализацию этих теоретических основ на практике в полной мере позволяет такая форма обучения пациентов, как школы. Именно школы для пациентов могут использовать не только информационные, но и мотивационные технологии обучения, реализовывать психологические подходы к формированию мотивации, обеспечивать так необходимую многим больным социальную поддержку.
История создания школ для пациентов с различными хроническими заболеваниями насчитывает в России около 10 лет. Накоплен достаточно богатый опыт обучения пациентов в школах при различных заболеваниях: сахарном диабете, бронхиальной астме, ишемической болезни сердца и др. Имеется опыт создания школ при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и др. В последние годы активное развитие получило направление обучения пациентов с артериальной гипертонией.