Сегодня вряд ли можно отрицать, что вместе с законами материального мира существует и так называемый тонкий план. Ментальный уровень тесно связан с энергетической структурой человека, именно поэтому у нас имеются индивидуальные чувства, мысли, желания, настроения. Вся эмоциональная сфера личности подчинена законам психики и полностью зависит от ее слаженной работы.

Человек со здоровой душевной организацией чувствует себя счастливым и быстро восстанавливает внутреннее равновесие. Он стремится к самореализации, у него достаточно сил для новых свершений и задумок. Тот, у кого недостает энергии на деятельность, которая приносила бы ему удовольствие, подчас имеет слабую психику, и его часто посещает чувство уязвимости, незащищенности перед жизнью, которая то и дело подбрасывает ему новые испытания. Уверенность в себе во многом зависит от психических процессов и эмоциональной сферы.

Психика - удивительная и загадочная система, позволяющая ему взаимодействовать с окружающей реальностью. Внутренний мир человека представляет собой чрезвычайно тонкую нематериальную субстанцию, которую нельзя измерить законами вещественного мира. Каждый человек уникален, каждый мыслит и чувствует индивидуально. Данная статья рассматривает процессы психического отражения и их связь с внутренним миром личности. Материал будет полезен всем читателям для формирования общих представлений о психике человека.

Определение

Психическое отражение - это особая форма активного взаимодействия индивида с миром, в результате которого происходит формирование новых потребностей, взглядов, представлений, а также совершение выбора. Каждый человек способен моделировать собственную реальность и отражать ее в художественных или каких-либо иных образах.

Особенности процесса

Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями.

Активность

Индивид воспринимает окружающее пространство не пассивно, а стремясь воздействовать на него определенным образом. То есть у каждого из нас имеются свои представления о том, как должен быть устроен этот мир. В результате психического отражения происходит изменение сознания личности, выход на новый уровень понимания действительности. Мы все постоянно меняемся, совершенствуемся, а не стоим на месте.

Целенаправленность

Каждый человек действует в соответствии с решаемой задачей. Никто не будет проводить время за каким-то занятием просто так, если оно не приносит материального или же морального удовлетворения. Психическое отражение характеризуется осознанностью и намеренным стремлением к преобразованию существующей действительности.

Динамичность

Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям.

Неповторимость

Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию. В соответствии с данным обстоятельством каждый человек отражает психическую реальность сообразно своим индивидуальным качествам характера. Внутренний мир человека настолько многообразен, что нельзя подходить ко всякому с одинаковой меркой.

Опережающий характер

Отражая предметы и явления окружающего мира, индивид создает себе своеобразный задел на будущее: он действует для привлечения лучших и значимых условий в свою жизнь. То есть каждый из нас всегда стремится к полезному и нужному прогрессированию.

Объективность

Психическое отражение, хотя и характеризуется субъективностью, индивидуальностью, но все-таки содержит набор определенных параметров для того, чтобы всякий такой процесс был правильным, завершенным и полезным.

Особенности психического отражения способствуют формированию адекватного восприятия человеком этих процессов.

Формы психического отражения

Традиционно принято выделять несколько направлений:

1. Сенсорная форма. На данном этапе происходит отражение отдельных раздражителей, связанных с органами чувств.

2. Перцептивная форма. Отображается в бессознательном стремлении личности полностью отражать систему раздражителей в целом.

3. Интеллектуальная форма. Выражается в возникновении отражения связей между предметами.

Уровни психического отражения

В современной психологической науке выделяют несколько значимых ступеней данного процесса. Все они являются необходимыми, ни одно нельзя отвергнуть или отбросить.

Сенсорно-перцептивный уровень

Первый уровень тесно связан с чувствами человека, он является основным, на котором позднее начинают строится другие. Этот этап характеризуется постоянством и трансформацией, то есть он постепенно претерпевает изменения.

Уровень представлений

Второй уровень тесно связан с воображением и творческими способностями личности. Представления возникают в голове человека тогда, когда на основе имеющихся образов в результате определенных мыслительных действий формируются новые модели окружающего мира и суждения.

Такой феномен, как творческая деятельность, безусловно, в большинстве случаев зависит от того, насколько развита у личности эмоционально-образная сфера. Если индивид обладает яркими художественными способностями, то у него будут складываться свои представления сообразно тому, как часто и быстро новые образы будут взаимодействовать с уже имеющимися.

Вербально-логический уровень

Данный уровень характеризуется наличием речемыслительного процесса. Известно, что способность человека говорить тесно связана с мышлением, а также с остальными познавательными процессами. Необходимо признать, что отражение на уровне понятий способствует развитию рационального познания. Здесь формируются уже не просто представления о каких-то явлениях или объектах, а возникают целые системы, позволяющие выстраивать предметные связи и отношения. В процессе понятийного мышления язык выступает основной знаковой системой, которая активно используется для установления и поддержания контакта между людьми.

Высшая форма психического отражения - это, безусловно, сознание человека. Именно от степени его развития, а также мотивации зависит то, сможет ли личность самостоятельно двигаться по жизни, предпринимать активные шаги по достижению своих желаний, целенаправленно действовать.

Вопрос № 4 Определение психики. Понятие психического отражения.

Психика - это субъективный образ объективного мира. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако, содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое отражение. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые, функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Человеческая психика формируется у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, её отражение - полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Идеалистическое понимание психики. Существует два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны. Взаимодействуя в развитии, они развиваются по своим законам.

Материалистическая точка зрения – развитие психики идет за счет памяти, речи, мышления и сознания.

Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями - это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

    оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность;

    сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

    психическое отражение углубляется и совершенствуется;

    обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

    преломляется через индивидуальность человека;

    носит опережающий характер.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов :

    Элементарная чувствительность. На этой стадии животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.), (инстинкты врожденные формы реагирования на определенные условия среды).

    Предметное восприятие. На этой стадии отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения (навыки формы поведения приобретаемые в индивидуальном опыте животных).

    Отражение межпредметных связей. Стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации (Интеллектуальное поведение – это сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи).

Психика человека является наиболее высоким уровнем, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики происходило в процессе трудовой деятельности.

Духовная, материальная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. Человек в процессе исторического развития общества изменяет способы и приёмы своего поведения, переводит природные задатки и функции в высшие психические функции - специфически человеческие формы памяти, мышления, восприятия благодаря применению вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Человеческое сознание образует единство высших психических функций.

Структура психики человека.

Психика многообразна и сложна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

    психические процессы,

    психические состояния,

    психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в разнообразных формах психических явлений.

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющегося в виде реакции. При этом необходимо иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на:

    познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;

    эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие и т.д.

Психические процессы обеспечивают усвоение знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Психические процессы протекают с разной скоростью и интенсивностью в зависимости от характера внешних воздействий и состояния личности.

Психическое состояние - определившийся в данное время относительно стабильный уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Люди ежедневно испытывают различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и плодотворно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под воздействием услышанного (похвала, порицание), окружающей обстановки, физиологических факторов, хода работы и времени.

Подразделяются на:

    мотивационные, основанные на потребностях установки (желания, интересы, влечения, страсти);

    состояния организованности сознания (внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности);

    эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, стресс, аффект, грустное, печальное, гневное, раздражительное);

    волевые (инициативность, решительность, настойчивость).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

4) характер как систему отношений и способов поведения.

Конструктивисты полагают, что наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного построения интеллекта в результате активных воздействий человека на среду.

Определение психики по Гальперину П.Я.

Психика - особое свойство высокоорганизованной материи. Это краткая, сжатая формула и, чтобы лучше учесть ее действительное значение, нужно несколько развернуть ее содержание.

Прежде всего, этим утверждается: психика есть свойство, а не «субстанция» или отдельная «вещь» (предмет, процесс, явление, сила), какой ее считали вес домарксистские и внемарксистские учения о психике.

Психика - свойство высокоорганизованной материи; не всякой, а только высокоорганизованной - следовательно, появляющейся относительно поздно, на высоком уровне развития мира. На языке современного естествознания это разъясняется просто: психика возникает только у живых тел, организмов, и не у всех, а только у животных, и даже не у всех животных, а лишь у тех, что ведут активную, подвижную жизнь в сложно расчлененной среде 16 . К непрерывным изменениям этой среды и своего положения в ней им приходится активно и постоянно приспосабливать свое поведение, а это требует нового вспомогательного аппарата поведения - психической деятельности.

В качестве свойства, которое появляется лишь у высокоорганизованных существ, психика есть свойство не всеобщее и не первичное, а вторичное и производное. Она предполагает наличие механизмов, которые ее производят, и несомненную полезность ее для организма, которая оправдывает это производство.

Психика - особое свойство. На фоне субъективно-идеалистических представлений о психике ее «особость» понималась как исключительность по отношению ко всему материальному миру. В аспекте диалектического материализма эта «особость» имеет совершенно иное значение. Она обозначает, во-первых, несводимость психики к физиологическим процессам, которые ее производят и составляют ее физиологическое основание, и, во-вторых, выделение и разделение в процессе эволюции органического мира двух больших уровней развития организмов: без психики и оснащенных психической деятельностью.

Понятие психического отражения

Какое конкретное содержание имеется в виду, когда говорят об идеальном? Это прежде всего образ, образ какого-нибудь предмета, процесса или явления". Но именно образ объекта, а не самый объект, и в этом смысле другой, идеальный объект. Этот другой объект «идеален» в двух отношениях. Во-первых, его черты - сколько бы их ни было и в каком бы сложном сочетании они ни находились, - представлены в образе изолированно, отдельно от других свойств оригинала или его материального отражения, без которых в действительности не может существовать никакая «вещь». Во-вторых, эта изоляция черт образа от прочих черт действительно существующих вещей, его оригинала или его изображения выступает как очищенность образа от всего несущественного. Образ открывается как предмет, представленный только в своих существенных чертах; между прочим, отсюда связь понятий «идеальное» и «совершенное». Психологическое преимущество такого отражения предмета в виде его образа, в котором представлено лишь то, что важно для физического или мысленного действия, очевидно. Но есть и оборотная сторона этого преимущества: образ открывается как вещь, свободная от ограничений материальных вещей, как идеальное бытие. Это иллюзия мышления, начинающего рассуждать об образах, располагая лишь теми представлениями, которые оно приобрело в опыте с физическими вещами.

В отличие от материального, которое существует независимо от сознания, от психики, образ существует только в сознании, только в психике. Идеальное есть не вид бытия, а та совокупность черт объекта, которая открывается, является субъекту - способ явления объекта субъекту. Это отвечает известному определению идеального, данному К. Марксом: «... идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» п . В качестве такого явления субъекту идеальное есть лишь содержание психического отражения объективного мира.

Формы психического отражения по Гальперину П.Я.

Для мозга, который реализует психическое отражение объективного мира, отражаемый мир делится на две неравные и по-разному важные части: внутреннюю среду организма и внешнюю среду его жизни. Эти существенно разные части объективного мира получают и существенно разное психическое отражение.

Внутренняя среда индивида отражается в его потребностях, ощущениях удовольствия - неудовольствия, в так называемом «общем чувстве». Внешняя среда отражается в чувственных образах и понятиях.

Общим для этих видов психического отражения внутреннего состояния индивида является то, что они, во-первых, отражают не те раздражители, которые их вызывают, а их оценку по непосредственному переживанию вызванного ими состояния и, во-вторых, они теснейшим образом связаны с побуждениями к действиям (в направлении к определенным предметам внешней среды или от них) или к активному воздержанию от всяких действий.

Существенно иначе происходит психическое отражение внешней среды. Во-первых, из всего состава этой среды в ее психическом отражении представлены лишь те объекты, их свойства и отношения, с которыми индивиду приходится считаться при физических действиях с ними. Это уже несплошная, слитная среда, а членораздельный «окружающий мир» (Я. Юкскюль). Во-вторых, эти части среды представлены в образах, содержание которых воспроизводит свойства и отношения самих вещей (а не вызываемых ими состояний индивида). Правда, в содержании образов представлены и такие свойства, как цвета, звуки, запахи и другие так называемые «чувственные качества», которые непосредственными объектами физических действий не являются; но они служат важными различительными признаками, а также сигналами других жизненно важных свойств вещей или сигналами ожидаемых предметов и событий.

Различие в том, как представлены в психических отражениях внутренние состояния индивида (побуждения) и окружающий его мир (образы), находится в явной связи с их ролью в поведении: побуждения служат его движущими силами, а образы - основой для ориентировки в окружающем мире. Очевидно, интересы поведения диктуют различие между основными видами психического отражения и, вместе с тем, объединяют их на разном обслуживании этого поведения.

Понятие психического отражения по А.Н. Леонтьеву: Существуют три вида отражения:

1 .отражение на уровне неживой природы (физическое взаимодействие, энергетический обмен, химические реакции);

2.отражение на уровне живой природы:

а)первый вид отражения на уровне живой природы - раздражимость - реагирование с агентами, задействованными в процессах ассимиляции (процесс ресинтеза) и диссимиляции (непрерывный процесс распада), т.е. на биологически значимые воздействия.

б)второй вид отражения на уровне живой природы - психическое отражение - чувствительность - раздражимость к таким реагентам окружающей среды, которые не задействованы в процессах ассимиляции и диссимиляции, т.е. способность отражать абиотические воздействия. Чувствительность выполняет сигнальную функцию. Определение по Леонтьеву:

чувствительность есть генетически не что иное, как раздражимость по отношению к такого рода воздействиям среды, которые соотносят организм к другим воздействиям, т.е. которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию. Необходимость возникновения этой формы раздражимости заключается в том, что она опосредует основные жизненные процессы организма, протекающие в более сложных условиях. Процессы чувствительности должны соответствовать объективным свойствам окружающей среды и правильно отражать их в соответствующих связях.

Таким образом, именно наличие чувствительности позволяет говорить о психической регуляции жизнедеятельности.

Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле «отражать» - значит реагировать, прежде всего, двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента.

Индивид – единичное природное существо, живая особь как представитель своего вида, как носитель индивидуально своеобразных черт, как субъект своей жизнедеятельности.Индивидом от рождения является любая индивидуальная особь животных или человека.

Субъект– индивид как носитель активности . Субъектом активности может быть и животное, и человек (см. Активность ). В некоторых случаях субъектом может выступать группа (например, нация, общество и т.п.).

Человек живое существо, представляющее высшую ступень развития жизни, субъект социальных отношений и деятельности; обладает способностью трудиться, создавая орудия труда и продукты труда, способностью устанавливать и развивать социальные отношения, опосредствованные социальными нормами и речью, способностью к логическому мышлению, воображению и сознательному отражению. Как личность человек способен к свободному волеизъявлению, т.е. к осуществлению поведения, которое детерминируется только собственным сознательным решением и волевыми усилиями, направленными на реализацию принятого решения.

Активность всеобщая характеристика живых существ, выражающаяся в поддержании и преобразовании ими жизненно значимых связей с окружающим миром , т. е. во взаимодействии. Активность характеризуется обусловленностью производимых актов (действий) в большей степени внутренними состояниями субъекта непосредственно в момент действования, чем предшествующими внешними воздействиями. В этом смысле активность противостоит реактивности . У животных активность выступает в форме адаптивной жизнедеятельности , у человека – в форме деятельности .

Поведение – свойственное живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, система отличающаяся целенаправленным характером последовательных действий , благодаря которым организм осуществляет практический контакт с природой. Попытки научного объяснения П. в разное время опирались на механистический детерминизм (по аналогии с взаимодействием физических тел) и на биологический детерминизм (Ч. Дарвин, И.П. Павлов). Бихевиоризм ограничил П. совокупностью лишь внешне наблюдаемых двигательных реакций в ответ на внешние стимулы, и тем самым противопоставил П., доступное внешнему наблюдению, сознанию, т.к. по мнению бихевиористов, интроспективные методы познания являются недостоверными и необъективными. Такая позиция бихевиоризма привела к тому, что целостная активность живых существ была разъединена на внешнюю (двигательную) и внутреннюю (психическую), которые соответственно стали изучаться и различными методами. Поэтому в современной психологии под поведением довольно часто понимают ту активность живых существ (включающую также и моменты неподвижности), которую можно наблюдать извне, а для обозначения целостной активности живых существ в единстве ее внешних и внутренних компонентов используются термины «деятельность» (у человека) и «жизнедеятельность» (А.Н.Леонтьев).

Отражение философская категория, обозначающая всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объекта (отражающего) воспроизводить в собственных характеристиках и в с соответствии со своей природой свойства другого объекта (отражаемого). Отражение возникает только в результате взаимодействия между объектами. Характер отражения зависит от уровня организации материи , поэтому оно качественно различается в неорганической и органической природе. На уровне организма отражение может выступать в форме раздражимости (как возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией, соответствующей особенностям стимула) и чувствительности (как способности иметь ощущения – первичные психические образы среды, возникающие в процессе адекватной экологическому своеобразию данного организма и его потребностям активности и служащие целям регуляции этой активности).

Раздражимость -- (англ. irritability ) - Элеменатрная допсихическая форма отражения, свойственная всем живым системам. Выражается в способности живых систем (организмов) реагировать на биологически значимые внешние воздействия определенными функциональными и структурными изменениями. Проявляется по-разному, в зависимости от сложности живой системы. Охватывает широкий круг явлений (диффузные реакции протоплазмы у простейших живых существ, фототропизмы, хемотропизмы, механотропизмы, сложные, высокоспециализированных реакций организма человека). Эти изменения в живой системе и составляют суть допсихического отражения – раздражимости (синоним – возбудимость).

Комментарии. В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме (чувствительности ,т. е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды , регулирующее их поведение .

Леонтьев выделил основные стадии развития психики (чувствительности) в процессе эволюции (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание ) и, опираясь на культурно-историческую теорию Л . С . Выготского ,показал общественно-историческую специфику развития психики человека (переход к сознанию).

Чувствительность (англ. sensitivity ) – способность к элементарной форме психического отражения - ощущению .Именно с чувствительности, согласно гипотезе А . Н . Леонтьева и А . В . Запорожца ,начинается развитие психики в филогенезе .В отличие от раздражимости в понятии «Чувствительность» используется критерий сигнальности: чувствительность - отражение организмом таких воздействий, которые непосредственно не являются биологически значимыми (напр., в силу своей энергетической слабости), но могут сигнализировать о наличии (изменении) др. условий среды, которые являются жизненно важными (необходимыми или опасными). Чувствительность позволяет направить (вести) организм к жизненно необходимым компонентам среды или от неблагоприятных и опасных компонентов окружающей среды. Для обеспечения чувствительности. требуются специальные органы (рецепторы ),которые реагируют на биологически незначимые воздействия.

Психика – особое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира. На основе возникающей в ходе такого отражения субъективной картины мира осуществляется саморегуляция поведения. Психика свойственна живым существам, обладающим чувствительностью (в отличие от раздражимости , А.Н.Леонтьев). Высшим животным (некоторым из млекопитающих) свойственны предпосылки идеальной формы психического отражения. Но только у человека психика может выступать в своей высшей форме – в форме сознания.

Сенсорная психика – простейшая из форм психического отражения (элементарная чувствительность ), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении отдельных свойств объективной действительности. Для животных, обладающих сенсорной психикой, характерны инстинктивные формы поведения – жестко запрограммированные реакции на отдельные свойства окружающей среды. Сенсорная психика аналогична психическому процессу ощущения у человека. Однако у человека ощущения имеют культурно-историческую специфику, обладают свойствами осознанности, произвольности, опосредствованности (см. Высшие психические функции ).

Перцептивная психика -- вторая по сложности форма психического отражения (чувствительности), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств, т.е. в форме образов. Эта стадия развития психики позволяет осуществлять субъекту предметное восприятие . Для животных, способных отражать в форме образов характерны навыки, т.е. формы поведения, которые приобретаются в индивидуальном опыте в ходе упражнения (в отличие от инстинктов). Перцептивная психика аналогична психическому процессу восприятия Высшие психические функции ).

Интеллект (практический) – свойственная высшим млекопитающим форма психического отражения(чувствительности), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении предметов и явлений в их связях и отношениях (отражение межпредметных связей ) Для живых существ, обладающих этой формой психики, характерны сложные формы поведения, обеспечивающие большие возможности приспособления и переноса навыков на новые условия. Эта форма психики аналогична психическому процессу мышления у человека. Однако у человека восприятие имеет культурно-историческую специфику, обладает свойствами осознанности, произвольности, опосредствованности (см. Высшие психические функции ).

Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического отражения и саморегуляции. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте, которые предвосхищают и регулируют деятельность человека. Сознание позволяет человеку отражать объекты и явления действительности в их объективных и устойчивых свойствах, а также свое субъективное отношение к ним («я» и «не-я»). По своему происхождению сознание социально и возникает в совместной деятельности людей. Сознательное психическое отражение опосредовано языком и произвольно . Структуру сознания составляют: чувственная ткань сознания, система значений и система личностных смыслов (А.Н. Леонтьев). Сознание обеспечивает возможность объективного познания и произвольного преобразования окружающей действительности благодаря тому, что оно составляет внутренний план человеческой деятельности.


Похожая информация.


1.Фундаментальным свойством психики является ее активный характер. Психическое порождается в деятельности, с другой стороны, деятельность сама управляется психическим отражением. Психическое отражение носит опережающий характер: образ действия, выполняя регулирующую функцию, опережает само действие. Действительно, ведь прежде чем что-то сделать, человек делает это в уме, он строит образ будущего действия.

2. Основным способом существования психического, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, является его существование в качестве процесса. Психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим его миром, непрекращающегося воздействия внешнего мира на индивида и его ответных действий. Однако психическое существует не только как процесс, но к как результат, продукт этого процесса, Результатом психического процесса является психический образ, который фиксируется в слове, то есть означивается. Образы и понятия являются средствами познания мира, в них фиксируются знания о мире. Но они отражают не только знание о предметах и явлениях, но и отношение к ним субъекта, в них отражается и их значение для человека, для его жизни и деятельности. Поэтому, образ и понятие всегда эмоциональна окрашены. Всякий акт отражения - это введение в действие и новых детерминант поведения, появление новых мотивов. Предметы и явления, отражаясь в образах, и понятиях, побуждают человека к непрерывному взаимодействию с миром.

Можно утверждать, что целостный акт отражения объекта субъектом есть единство таких противоположных сторон, как процессуальность и результативность, знание и отношение, интеллектуальный компонент (образы и значения) и эмоционально-мотивационный.

3. Психическое отражение, обладает такой характеристикой, как пристрастность, оно всегда субъективно, то есть опосредовано опытом субъекта, его мотивами, знаниями, эмоциями и пр. Все это составляет внутренние условия, которые характеризуют активность субъекта, спонтанейность его психической деятельности. Опосредованность внешних воздействий внутренними условиями в процессе психического отражения получила название принципа детерминизма, сформулированного С.Л.Рубинштейном: внешние причины действуют через внутренние условия. Этот важнейший момент был упущен бнхевнорнстами, в их формуле стимул-реакция как раз и отсутствует центральное звено, то есть сознание человека, которое и определяет характер реакций человека на внешние воздействия.

Предмет и задачи психологии.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики. Объектом психологии выступает психика. Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие явления. С помощью таких явлений как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами.

Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание).

Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение

Задачи психологии:

1. Качественное изучение всех психических явлений.

2. Анализ всех психических явлений.

3. Изучение психологических механизмов психических явлений.

4. Внедрение психологических знаний в жизнь и деятельность людей.

Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии.

Психику и поведение человека невозможно понять, не зная его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии связано с биологией человека, строением и функционированием центральной нервной системы.

Психология также тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании психических функций человека важнейшую роль сыграли главные исторические достижения - орудия труда и знаковые системы.

Человек - биосоциальное существо; его психика формируется только в рамках общества. Соответственно специфика того социума, в котором пребывает человек, определяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим психология связана и с социологией.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в процессе индивидуального развития, в процессе воспитания и образования. Поэтому психология связана также с педагогикой.



Выделяют следующие отрасли психологии:

1)Общая психология- изучает познавательную и практическую деятельность.

2)Социальная психология- изучает взаимодействия личности и социума

3)Возрастная психология- исследует развитие психики от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

4)Психология труда -рассматривает психику в условиях трудовой деятельности.

5)Психолингвистика -занимается изучением речи как вида психики.

6)Специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

7)Дифференциальная психология -исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. 8)Психометрия -постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

9)Психофизиология -изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии.

Методы психологии.

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными - самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.

Самонаблюдение – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток метода – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат.

Самый объективный метод – эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Достоинство метода: высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами.

Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Существуют открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать один из вариантов предложенных ответов.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможности получить подробную информацию так же быстро, как при использовании анкет. Но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение к некоторым вопросам.

Также существуют различные тесты.Кроме тестов интеллектуального развития и творчества существуют и тесты, направленные на изучение индивидуальных особенностей человека, структуры его личности.

4. Понятие о психике и ее функциях .

Психика - это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией.

Можно выделить 3 основные функции психики:

Отражение воздействий окружающего мира

Осознание человеком своего места в окружающем мире

Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию человека в мире.С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в отношениях, Правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

Регуляция поведения и деятельности

Блаодаря этой функции человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования.

5. Структура психики (психические процессы, состояния, свойства и новообразования).

Психика - это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией

Обычно в стр-ре психики выделяются следующие основные компоненты: психические процессы; психические новообразования; психические состояния;психические свойства.

Психические процессы - это компонент человеческой психики, который возникает и развивается во взаимодействии живых существ с окружающим миром. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями природной и социальной среды, так и различными желаниями,разнообразными потребностями.

Все психические процессы подразделяются на познавательные. к которым относятся ощущения, представления, внимание, память; эмоциональные, которые могут быть связаны с позитивными или негативными переживаниями, волевые, которые обеспечивают принятие решений и их исполнение.

Результатом психических процессов является формирование в структуре личности психических образований.

Психические новообразования - это приобретаемые человеком в течение жизни, в том числе в холе обучения, те или иные знания, умения и навыки.

Психические состояния - это явления бодрости или подавленности, работоспособности или усталости. спокойствия или раздражительности и т.п. Психические состояния возникают из-за различных факторов,таких как состояние здоровья, условия работы, взаимоотношения с окружающими людьми.

На основе психических процессов и психических состояний постепенно формируются свойства (качества) личности.

Характеристика психического отражения.

Психическое отражение-это правильное,верное отражение.

Особенности психического отражения:

Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

Психическое отражение углубляется и совершенствуется;

Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

Носит опережающий характер

Разное для каждого человека

Психическое отражение имеет ряд свойств:

– Активность.Психическое отражение это активный процесс.

Субъективность. Это выражается в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.

Объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира.

Динамичность. То есть психич отражение имеет свойство изменяться.

Опережающий характер. Это позволяет принимать решения с определенным опережением будущего