Оставлен Лизавета Вс, 23/04/2017 - 00:00

Описание:

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) – это очень важный, разработанный на основе нормативно-правовых актов медико-социальной экспертизы документ, включающий в себя комплекс оптимальных для человека с инвалидностью реабилитационных мероприятий. В их числе – отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей человека с инвалидностью к выполнению определенных видов деятельности.

Дата публикации:

21/04/17

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА ) – это очень важный, разработанный на основе нормативно-правовых актов медико-социальной экспертизы документ, включающий в себя комплекс оптимальных для человека с инвалидностью реабилитационных мероприятий. В их числе – отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей человека с инвалидностью к выполнению определенных видов деятельности.

Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации и абилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и услуги, необходимые человеку с инвалидностью для ведения полноценной независимой жизни.

Карта ИПРА разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, поэтому с просьбой о заполнении ИПРА следует обращаться в то место, где гражданин получал или будет получать справку об инвалидности, а именно в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы.

С 1 января 2016 года вступил в действие новый «Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», утвержденный Приказом Минтруда России от 31.07.2015 № 528н . Указанным Приказом приняты новые формы индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которые теперь называются иначе.

В форме индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА – вместо прежней ИПР! ) появились новые разделы:

  • физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом;
  • раздел, посвященный техническим средствам реабилитации (ТСР) разделен на два самостоятельных раздела:

ТСР и услуги по реабилитации, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета (обращаем внимание, что в отношении указанных ТСР отдельно выделена графа о нуждаемости ребенка-инвалида в сопровождении к месту нахождения организации, в которую выделено направление для получения ТСР);

ТСР, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет средств бюджета субъекта РФ, за счет средств ребенка-инвалида либо других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

  • виды помощи, оказываемые ребенку-инвалиду в преодолении барьеров, мешающих получению им услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами, организациями, предоставляющими услуги населению. Перечень видов помощи открытый, может быть заполнен в зависимости от потребности ребенка;
  • мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации (ранее в ИПР ребенка-инвалида такого раздела не было, он содержался только в ИПР взрослого инвалида).

Разделы, указанные в пунктах 1, 2, 3, вошли и в ИПРА инвалида (для взрослых).

Главное изменение – в порядке реализации ИПРА.

Теперь в графе ИПРА «Исполнитель» указывается орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствующей сфере деятельности и региональные отделения Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида.

В указанные органы бюро МСЭ будет направлять выписки из ИПРА:

а) по медицинской реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья;

б) по профессиональной реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения;

в) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования;

г) по социальной реабилитации или абилитации в части обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР), предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета (в случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по обеспечению инвалидов (детей-инвалидов) ТСР субъектам Российской Федерации), за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения;

д) по физкультурно-оздоровительным мероприятиям, занятиям спортом – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

е) по обеспечению ТСР, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, – в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Орган исполнительной власти или отделение ФСС РФ в 3-дневный срок от даты поступления выписки должен организовать работу по разработке перечня реабилитационных или абилитационных мероприятий с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий. Исполнителями мероприятий указываются организации, осуществляющие деятельность по реабилитации или абилитации инвалидов.

Формат карты ИПРА

Актуальная на сегодняшний день новая форма ИПРА была утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 июля 2015 г. N 528н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации человека с инвалидностью, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».

Карта ИПРА подразделяется на несколько частей. Начинается она с основных персональных сведений о человеке с инвалидностью. Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения: об образовательном уровне (общем и профессиональном), о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была), о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности и жизнедеятельности в принципе. Также добавлены пункты для дополнительной информации, рассчитанной на неграждан и лиц без гражданства, инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, а также лиц без определенного места жительства и информация о законном (уполномоченном) представителе инвалида. Также указывается срок, на который оформлена ИПРА. На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа.

Карта ИПРА включает следующие разделы:

  • Мероприятия медицинской реабилитации или абилитации;
  • Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации;
  • Мероприятия социальной реабилитации или абилитации;
  • Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

В новой форме ИПРА – индивидуальная программа реабилитации или абилитации, которая вступила в силу 1 января 2016 г., добавлены разделы:

  • физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом (выделено отдельно от социальной реабилитации);
  • ТСР, предоставляемые человеку с инвалидностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и других источников;
  • виды помощи, оказываемые человеку с инвалидностью в преодолении барьеров.

В ИПРА для детей с инвалидностью добавлен раздел “Психолого-педагогическая реабилитация”, куда вносятся заключения об отсутствии или наличии противопоказаний для обучения по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательных организациях высшего образования, и раздел “Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество, на приобретение которых могут направляться средства материнского (семейного) капитала”.

Медицинская реабилитация людей с инвалидностью осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека.

Раздел “Медицинская реабилитация” включает:

1. Восстановительную терапию;

2. Реконструктивную хирургию;

3. Протезирование и ортезирование;

4. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.

В разделе “Социальная реабилитация” предусмотрены:

1. Социально-средовая реабилитация и абилитация;

2. Социально-педагогическая реабилитация;

3. Социально-психологическая реабилитация;

4. Социокультурная реабилитация;

5. Социально-бытовая адаптация;

6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Раздел “Профессиональная реабилитация” (процесс и система восстановления его конкурентоспособности на рынке труда) включает:

1. Профессиональную ориентацию;

2. Профессиональное обучение/переобучение;

3. Содействие в трудоустройстве;

4. Производственную адаптацию.

Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

2. Психологическую помощь, оказываемую в образовательной организации;

3. Профессиональную ориентацию, оказываемую в образовательной организации.

Как внести изменения в карту ИПРА

При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации и абилитации человека с инвалидностью, оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации и абилитации. Найти БМСЭ можно в вашей районной поликлинике, хотя они на данный момент подведомственны Министерству труда и социального развития РФ. Впрочем, не все люди с инвалидностью «приписаны» к местным районным бюро МСЭ. Как правило, имеющие инвалидность по зрению приписаны к специализированным глазным бюро МСЭ и должны получать ИПРА именно там. Кроме того, граждане, имеющие психические и интеллектуальные особенности, также проходят через специализированные МСЭ. Такие специализированные МСЭ, как правило, находятся при психиатрических больницах.

Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов:

а) проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики;

б) оценка реабилитационного потенциала;

в) определение реабилитационного прогноза и мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих человеку с инвалидностью восстановить (сформировать) или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний, социальным статусом и реальными возможностями социально-средовой инфраструктуры.

ИПРА составляется в двух экземплярах: один выдается человеку с инвалидностью или его законному, уполномоченному представителю на руки, о чем делается запись в журнале выдачи ИПРА, второй – приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.

ИПРА, оформленная в виде электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного или Федерального) или уполномоченного заместителя руководителя главного бюро (Федерального), простой электронной подписью (при ее наличии) человека с инвалидностью/его законного или уполномоченного представителя и направляется человеку с инвалидностью/его законному или уполномоченному представителю с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

При отсутствии простой электронной подписи ИПРА у человека с инвалидностью или его законного или уполномоченного представителя, оформленная в виде электронного документа подпись распечатывается на бумажном носителе.

Что дает человеку с инвалидностью заполнение ИПРА

ИПРА – это основной механизм реабилитации человека с инвалидностью. Она призвана обеспечивать учет индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки.

В настоящее время очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у человека с инвалидностью ИПРА. Например, сейчас вузы и ссузы при приеме документов от абитуриентов с инвалидностью всегда требуют ИПРА; ни один человек с инвалидностью не может встать на учет на бирже труда в качестве безработного без заполненной ИПРА, включающей трудовые рекомендации. Следовательно, без ИПРА будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу. С помощью ИПРА можно получить некоторые необходимые вам технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, в ИПРА могут быть прописаны специальные условия, которые должны для вас создать в том учебном заведении, где вы учитесь, или в той организации, где вы работаете. В общем, сформированная ИПРА – это один из важных механизмов решения проблем гражданина и реализации его прав.

Надо отметить, что государство не всегда может предоставить необходимую гражданину реабилитационную услугу. ИПРА содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые человеку с инвалидностью бесплатно в соответствии с Федеральным перечнем технических средств и услуг, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам человек с инвалидностью либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если гражданин уже оплатил реабилитационные услуги или приобрел технические средства реабилитации, указанные в карте ИПРА и входящие в Федеральный перечень, государство обязано возместить его затраты.

Процедура заполнения карты ИПРА

В Положении о признании лица человеком с инвалидностью, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с изменениями и дополнениями от 4 сентября 2012 г.) сказано, что ИПРА должна быть разработана после установления инвалидности автоматически, без всяких заявлений. В более ранней версии постановления присутствовал даже срок в 30 дней с момента признания гражданина инвалидом.

Однако сейчас на практике часто бывает, что инвалидность установлена до внедрения ИПРА и бессрочно, или гражданину необходимо просто переоформить ИПРА или внести недостающие записи в нее. В этом случае для получения ИПРА необходимо обратиться к своему лечащему врачу с просьбой дать направление в бюро МСЭ для оформления ИПРА, затем подать направление и заявление следующего образца в двух экземплярах в бюро МСЭ. Учтите, что за разработкой ИПРА можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. Карта ИПРА может составляться ежегодно, раз в два года или без указания срока (бессрочно) и до 18 лет для детей информация об этом находится в самой ИПРА. Срок действия ИПРА не обязательно привязан к сроку, на который установлена инвалидность. ИПРА должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления.

Однако, иногда специалисты БМСЭ предлагают родителям детей с инвалидностью или самим совершеннолетним людям с инвалидностью подписать отказ от составления индивидуальной программы реабилитации, мотивируя этот шаг нецелесообразностью, неэффективностью реабилитации либо отсутствием технических средств, услуг, материальных ресурсов, необходимых для исполнения ИПРА. Подобное требование со стороны органов МСЭ противозаконно.

Как поступать в случае противоречий с БМСЭ по заполнению карты ИПРА?

Человек с инвалидностью должен расписаться в самой ИПР, выражая тем самым согласие со списком предложенных реабилитационных мероприятий. В случае несогласия с содержанием ИПРА (не все рекомендации учтены или указан не тот исполнитель) в графе для подписи необходимо написать: “С содержанием карты ИПРА не согласен” и указать причину. Действия и решения бюро МСЭ человек с инвалидностью может обжаловать путем подачи заявления в Главное бюро МСЭ региона. Заявление подается через районное бюро.

На основании обследования и бесед с лицом с инвалидностью делается заключение по спорным вопросам. Если претензии обоснованы, то формируется новая карта ИПРА с новыми рекомендациями, подписывается председателем экспертной комиссии и заверяется печатью ГБМСЭ региона. Решение ГБМСЭ региона может быть в месячный срок обжаловано в федеральное бюро медико-социальной экспертизы, а далее в Министерство труда и социального развития. На любой стадии этого процесса можно обратиться в суд. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации человека с инвалидностью, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем технических средств, предоставляемых человеку с инвалидностью. Эта формулировка из Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, но она не совсем корректна: имеется в виду, что предусмотренный объем должен быть предоставлен бесплатно.

Человек с инвалидностью или его законный представитель может отказаться от ИПРА в целом или от реализации отдельных ее частей. Это освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за ее исполнение и лишает человека с инвалидностью права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Выбор исполнителя ИПРА

Иногда особо важным пунктом при заполнении карты ИПРА является выбор ее исполнителей. Исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия.

В связи с новой формой ИПРА немного меняется порядок указания исполнителя того или иного реабилитационного мероприятия. Раньше исполнителя всегда указывало бюро МСЭ, сейчас МСЭ указывает лишь часть исполнителей. Например, при обеспечении техническими средствами реабилитации (ТСР) его указывает исполнительный орган фонда социального страхования или органы социальной защиты как в Москве. Также исполнителей некоторых других мероприятий указывается местный орган соц. защиты или образовательное учреждение (без конкретизации). Но в случае, когда прописан конкретный исполнитель, обратиться к другому будет проблематично. Поэтому прописывать конкретного исполнителя стоит только, когда вы точно уверены в добросовестном, своевременном и качественном исполнении вашего ИПРА этим учреждением.

Человеку с инвалидностью или его законному представителю следует помнить, что задачей реабилитации, в соответствии со ст. 9 ФЗ “О социальной защите инвалидов”, является устранение или, возможно, более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных инвалидностью. Поэтому в качестве исполнителей ИПРА следует выбирать организации либо тех лиц, которые справятся с поставленной задачей наилучшим образом. Ими могут быть как государственные, так и негосударственные организации любых форм собственности.

Рассмотрим возможные варианты участия специалистов бюро МСЭ и людей с инвалидностью либо их законных представителей в выборе исполнителей ИПРА.

1. Исполнители ИПРА – конкретные государственные учреждения

Обычно органы МСЭ или другой орган, в качестве исполнителей ИПРА вписывают систему государственной власти, в ведении которого находится реализация соответствующих полномочий. Но в определенных случаях остается возможность вписать конкретную организацию. Иногда это очень важно в силу имеющейся информации о качестве предоставляемых услуг.

Услуги по ИПРА предоставляются государственными учреждениями человеку с инвалидностью бесплатно. Однако закон оставляет за вами право самим выбрать исполнителя ИПРА вместо предложенного БМСЭ учреждения.

2. Исполнители ИПРА – не конкретные организации, а учреждения определенного типа.

Органы МСЭ или другие органы могут в качестве исполнителей назвать не конкретные организации, а организации определенного типа, решающие задачи обучения или социальной реабилитации в отношении людей с инвалидностью (например, “центр социального обслуживания” или “школа ___ вида”).

На практике подобные организации далеко не всегда берутся за решение поставленных перед ними реабилитационных задач. Поэтому для начала можно заказным письмом по почте запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПРА на их базе. Если назначенная исполнителем ИПРА организация не в состоянии предоставить необходимые вам услуги, можно получить от нее отказ (желательно в письменной форме). При этом можно в качестве исполнителя ИПРА сразу выбрать и какую-либо иную организацию. Это наиболее оптимальный вариант.

3. Самостоятельный выбор инвалидом исполнителя ИПРА.

Важно отметить, что отказ от организации, указанной в ИПРА в качестве исполнителя, не значит отказ от комплекса мероприятий, рекомендуемых индивидуальной программой реабилитации: согласно ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», «инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации”.

Из этого следует, что человек с инвалидностью (или его законный представитель) может выбрать исполнителя ИПРА по своему усмотрению. Критерием выбора исполнителя мероприятий в рамках ИПР является возможность полноты реализации программы с его помощью.

Исходя из этого, исполнителем ИПРА может стать как государственная, так и негосударственная организация, способная наиболее успешно реализовать разработанную для вас органами МСЭ программу, вне зависимости от того, вписана ли она специалистами БМСЭ в карту ИПРА.

Согласование выбора исполнителя ИПРА с органами МСЭ

Органы МСЭ могут согласиться с вашими доводами, воспользоваться полученными рекомендациями независимых специалистов и внести предложенных вами исполнителей в карту ИПРА. Однако на практике специалисты бюро МСЭ в ряде случаев не соглашаются возложить ответственность за исполнение ИПРА на негосударственные организации. Вне зависимости от положительного решения органов МСЭ вы имеете право проходить рекомендованный ИПРА курс реабилитации в том учреждении, которое подходит именно вам.

Обратите внимание на такие важные моменты как обязательность исполнения ИПРА соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Помните и о том, что человек с инвалидностью сам вправе выбирать виды технических и иных средств реабилитации и реабилитационных услуг, а в случае самостоятельной их оплаты получить компенсацию в денежной форме.

После заполнения карты ИПРА человек с инвалидностью либо его законный представитель прибегает к помощи различных организаций для выполнения направленных на реабилитацию мероприятий в рамках ИПРА. Механизм реализации ИПРА на настоящий момент уже отработан, но на практике препятствия для индивидуальной реабилитации человека с инвалидностью возникают на каждом шагу – от момента составления ИПРА до процедуры её исполнения, в том числе связанной с компенсацией расходов на реабилитацию инвалидов. Вопросы, связанные с реализацией ИПРА, решаются как в досудебном порядке, так и в судебном. Сложившейся практики судебного решения подобных дел пока не велико, но прецеденты выигранных дел о компенсации понесенных лицом с инвалидностью или его семьей расходов на реабилитацию в разных регионах есть.

Самое главное, по мнению РООИ «Перспектива», – люди с инвалидностью и родители детей с инвалидностью должны ответственно относиться к формированию ИПРА. Они не должны ожидать, что МСЭ сделает все за них, необходимо самому вникать и знать о своих потребностях и возможностях в связи с инвалидностью. Необходимо в том числе знать, что рекомендуют врачи-специалисты и не бояться задавать этим специалистам вопросы, ведь именно от их рекомендаций на 80-90% зависит содержание будущей ИПРА. Цена ошибки или недосмотра – повторная прохождение процедуры с самого начала.

Получение компенсации затрат на услуги в рамках ИПРА

Возмещение затрат на услуги, полученные в рамках ИПРА (в пределах Федерального перечня), должны производить территориальные органы фонда социального страхования (в г.Москве – органы социальной защиты и департамента здравоохранения по ТСР медицинского назначения). Напомним еще раз, что право на компенсацию расходов на реализацию ИПРА дают только документально оформленные договорные отношения с реальным исполнителем ИПРА, подкрепленные доказательством факта оплаты средств реабилитации и реабилитационных услуг. Кроме того, важно также доказать, что исполнитель мог на законных основаниях, и предоставил ТСР или услуги, соответствующие требованиям законодательства.

Компенсации производятся в соответствии с «Порядком выплаты компенсации » за самостоятельно приобретенное человеком с инвалидностью техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (утверждено приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г. №57н).

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации человека с инвалидностью, аналогичных техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня. В размер компенсации включается оплата банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки соответствующего технического средства реабилитации (услуги), информация о которой находится на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для предоставления информации о размещении государственных заказов (www.zakupki.gov.ru).

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации (услуг) не осуществлялась, либо процедура закупки не состоялась, размер компенсации определяется по результатам последней по времени закупки технических средств реабилитации (услуг), проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации. Информация о такой закупке должна располагаться на том же официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru .

Если организации (специалисты), которые оказывают вам платные реабилитационные услуги, предпочитают получать деньги без оформления отношений и не проводят плату за занятия через бухгалтерию (либо не выдают расписок об оплате), вопрос о компенсации понесенных вами расходов органами соцзащиты рассматриваться не может.

Компенсация выплачивается на основании заявления самого человека с инвалидностью (либо его законного представителя) о возмещении расходов. Вместе с заявлением прикладываются копии документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, а именно:

  • документа, удостоверяющего личность инвалида;
  • индивидуальной программы реабилитации инвалида;
  • страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • копии квитанций (расписок) об оплате услуг, договоров об оказании услуг;
  • копии правоподтверждающих документов исполнителя.

Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок от даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

(При подготовке информации использованы материалы с сайта РООИ «Перспектива»)

  • 44388 просмотров

Людям с ограниченными возможностями здоровья нужны определенные условия для ведения полноценной жизни. Обеспечить эти условия может индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида - ИПРА. Она представляет собой инструмент, дающий людям с заболеваниями преимущества. В нее включен реестр необходимых для человека мероприятий, специализированных вещей и услуг. Выдается она государственной организацией (ФГУ БМСЭ) после выявления у человека инвалидности.

Эта программа способна восстановить и улучшить здоровье. К ней относят различные мероприятия, технические средства реабилитации (ТСР), услуги, способствующие ведению полной жизни. Реализация этих мер происходит за счет государства.


Карты ИПР – это документы, отражающие потребности больного. Составлены на основании нормативов, правовых актов медико-социальной экспертизы (МСЭ). Все процедуры и мероприятия, отмеченные в них, осуществляются точно в назначенный срок.

ИПР ребенка - инвалида и зрелого человека имеют небольшие различия. К примеру, в программе детей предусмотрен патронаж семьи. С родителями (опекунами) проводят дополнительную работу: консультируют, предоставляют помощь психолога.

Общие положения

Карта разработана на основании многих Федеральных законов, нормативных актов и объединяет некоторые области. В России актуальна форма ИПРА от 31 июля 2015 г. Вначале документа отображены личные данные гражданина, состоящие из нескольких частей:

  • в первой - сведения о человеке (анкетные данные), его образовании (общее и профессиональное);
  • во второй - данные о профессиональной деятельности, специальности, квалификации и должности;
  • третья часть информирует, какая у человека группа инвалидности, каковы противопоказания по труду.

Еще, в программу ИПР для инвалидов, добавлен пункт для дополнительной информации. Он предназначен для:

  • опекунов;
  • людей, не имеющих гражданства;
  • людей, переехавших из РФ;
  • граждан без жилья.

Рядом отображена информация о сроке, в течение которого она действует. Прописано заключение (оно является основой для формирования карты).


Дальнейший раздел подробно описывает существующие виды реабилитации.

Утвержденная форма

Существует единая форма ИПРА. Она утверждена Приказом Министерством здравоохранения № 287 от 29.11.2004 г. и действует в РФ с 2005 г. В нее включены несколько разделов, описывающие виды реабилитаций.

  • Медицинская реабилитация – она наиболее значима. Ее целью является обеспечение восстановления и компенсации некоторых функций тела. И делится на пункты:
  1. терапия (призвана восстановить функции тела);
  2. хирургия, использующая методы реконструкции;
  3. протезирование и ортезирование;
  4. снабжения ТСР;
  5. санаторное лечение безработных пациентов.
  • Социальная реабилитация. Ее работа:
  1. информирование и консультация по реабилитации;
  2. предоставление помощи юриста;
  3. патронаж семей;
  4. адаптация в обществе и быту;
  5. выделение ТСР;
  6. беседа с психологом;
  7. социокультурные меры;
  8. спортивные упражнения и оздоровительная физкультура.

Удовлетворены ли Вы качеством реализации мероприятий, разработанных исполнительными органами государственной власти (или их подведомственными учреждениями), предусмотренных ИПРА инвалида?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

08.12.2018

  • Профессиональная реабилитация. Выполняет функции:
  1. рекомендует подходящие условия труда и выносит по ним предписания;
  2. рекомендует профориентацию;
  3. осуществляет обучение (переобучение);
  4. помогает трудоустроить человека;
  5. предоставляет ТСР, необходимые во время учебы или трудовой деятельности.
  • Психологическая и педагогическая, предназначенная для несовершеннолетних детей.

Используются мероприятия:

  1. предоставляется воспитание и обучение детей дошкольного возраста;
  2. заболевшие дети получают общее образование;
  3. педагоги - психологи проводят коррекционную работу с маленькими пациентами;
  4. предоставляются ТСР во время учебы.

Зачем нужна карта?

Реабилитационная программа для инвалидов отображает все его потребности. Она в полной мере извещает, где и как можно получить помощь. Решить все вопросы по восстановлению и компенсации пострадавшего. Еще, это важное звено бюрократического аппарата. Без нее человека с ограниченными возможностями невозможно оформить в центре занятости населения. Отсутствие карты препятствует человеку выучиться, получить специальность, устроиться работать.

Реабилитационная программа государства предполагает получение больными необходимых ТС. Если у инвалида нет ИПРА, то он лишен этих возможностей.

Процедура оформления

Если человек давно имеет группу инвалидности, прошел процедуру освидетельствования, переосвидетельствования, то ему не нужно писать заявление на получение карты. Комиссия автоматически формирует индивидуальную программу. Таков установленный порядок.

Если инвалидность оформляется впервые, то карта оформляется следующим образом:

Инвалид берет у лечащего врача (хирурга, ортопеда или другого врача) направление на экспертизу. Это справка № 088/у-06.

Члены МСЭ на основании направления выдают заявление (2 экземпляра). Для оформления необходимы документы:

  • заявление;
  • паспорт (если заявитель – ребенок, то необходимо его свидетельство о рождении, паспорт законного представителя);
  • справка № 088/у-06;

Важно! Необходимо, чтобы лечащий врач полностью прописал все необходимые мероприятия по реабилитации.

Заполненный бланк принимают и фиксируют. Назначают день прохождения комиссии.

На экспертизу потребуются все документы, перечисленные выше. Кроме них, нужно донести:

  • все медицинские бумаги (карта, снимки, выписки и прочее);
  • если больной работает, нужна копия трудовой книжки;
  • бумаги об образовании;
  • информация об условиях труда, о специфике работы;
  • характеристика с места учебы;
  • справка об инвалидности (если имеется);
  • ИПР (если оформлялась ранее).

После экспертизы врачи делают заключение. На основании этого решения, формируется программа.

Образец заполнения

Заявление содержит несколько пунктов:

  • имя адресата (бюро МСЭ);
  • данные заявителя (ФИО, адрес, номер телефона);
  • изложение сути заявления («Прошу выработать для меня программу…»);
  • дата подачи заявления, подпись (возможна подпись представителя);
  • бумага должна иметь визу и подпись принявшего заявление сотрудника с указанием должности, число.

Реабилитационная карта инвалида 1,2,3 группы

Карта для инвалидов 1, 2, 3 групп делается 30 дней (с момента присвоения инвалидности). Она выглядит примерно так:

ИПРА. Выдана ФГУ МСЭ.

  • Карта №… от 10.10.2013 года.
  • Когда родился (дата).
  • Адрес проживания.
  • Номер телефона.
  • Группа - 1,2,3.
  • Ограничения способностей.
  • Как появилась инвалидность.
  • Сведения для реабилитации.

Ниже располагается список, где отмечаются способности (к передвижению, самообслуживанию, общению, обучению и другие).

  • ИПР выдана первый раз или повторно. Действует до…(число).
  • Проведение очередной аттестации (число).
  • ИПР выдана (дата).

Затем указывается список всех видов реабилитаций, предназначенных пациенту. Сроки их проведения. Указывается исполнитель мероприятий. Делаются отметки о выполненных (невыполненных) мерах.

Ниже представлен реестр ТСР, необходимых человеку.

Справка. Все пункты, в которых нужно указать срок проведения мер, должны содержать начало и окончание их проведения. Или должна быть запись «бессрочно».

Когда человеку выдается этот документ, он должен с ним тщательно ознакомиться. Изучить все предлагаемые мероприятия, технические средства реабилитации. Если все устраивает, то можно поставить подпись.




В случае, если человека что-то не устраивает, можно не расписываться. Необходимо указать причину отказа.

Эксперты комиссии дорабатывают документ с учетом возражений (для граждан всех групп инвалидности).

Если же больной в очередной раз выражает недовольство относительно предлагаемой программы, то ему можно направиться в суд. Там он может опротестовать вердикт врачей по предложенной программе.

Где получить ИПРА при наличии инвалидности

На сегодняшний день, индивидуальную программу детей – инвалидов (и взрослых людей) можно получить в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ), к которому относится заболевший. В любой районной поликлинике есть специализированный отдел, занимающийся ее созданием.


Оформить карту для детей можно на один - два года, или до исполнения 18 лет. В новую программу вписываются все меры реабилитации, необходимые больному. Если есть необходимость внесения дополнительных сведений или требуется переделать имеющиеся данные, то нужно снова пройти экспертизу, чтобы обновить информацию.

Справка ИПРА для инвалида – где взять?

По «Правилам признания лица инвалидом» (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г.№95): «Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая инвалидность, с указанием группы».

Выдается эта справка, как и карта, экспертным Бюро после комиссии МСЭ.

ИПРА ребенка - инвалида

ИПРА ребенка - инвалида мало отличается от утвержденной формы ИПРА взрослого человека (ранее, был представлен образец заполнения карты взрослого). Карта содержит те же пункты. Разрабатывают и выдают ее федеральные государственные учреждения МСЭ после комплексного обследования.

В новой форме индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида для детей появились обновления согласно Приказу Министерства Труда РФ от 01.01.2016 года (то есть, если инвалид оформляет карту, к примеру, в 2017 году, то она носит название «ИПРА», а не «ИПР»).

  • Еще, появилась статья, содержащая мероприятия по укреплению здоровья – физкультура, спорт.
  • Раздел с перечнем ТСР.

Этот перечень ТСР содержит еще 2 подраздела:

  1. услуги и ТСР, финансирование которых берет на себя федеральный бюджет;
  2. услуги и ТСР, выделенные местными властями или купленные на деньги заболевшего, сторонних организаций.
  • Список различных услуг (социальная, транспортная и другие). Этот пункт открыт, то есть в него вписывают индивидуально необходимые виды помощи.

Справка. Перечисленный перечень предоставляется государством даром. Пункты 1- 3 представлены также и в программе взрослого человека.

  • Меры профессиональной реабилитации. Раньше этот пункт был лишь в карте у взрослого инвалида.

Программу реабилитации подростка тоже составляют в двойном экземпляре. Один из них передают пациенту либо его законному представителю.

Карта реабилитации ребенка - инвалида

Есть несколько видов реабилитации.

  1. Дети проходят адаптацию в тех же условиях, в которых они были до присуждения инвалидности.
  2. Лечебные профилактические мероприятия происходят в новых условиях.
  3. Социальная адаптация (СА) производится в специальном медицинском учреждении.

Лечат детей только после разработки индивидуальной программы. Ее разрабатывают врачи МСЭ, учитывая все особенности пациента. Главной задачей реабилитационных мероприятий является восстановление здоровья несовершеннолетних. Для этого эксперты:

  • определяют его потенциал;
  • оценивают динамику развития пациента;
  • выявляют потребность в том или ином лечении;
  • создают индивидуальную программу для несовершеннолетнего гражданина.

В обществе, интересы детей - инвалидов занимают приоритетное место. Потому что, именно в раннем возрасте, можно плодотворно скорректировать болезни, вылечить маленьких пациентов. Государство гарантирует выполнение своих обязательств перед детьми – инвалидами.

ИПРА ребенка - инвалида в школе

Эксперты БМСЭ разрабатывают индивидуальную программу реабилитации и отправляют выписку из карты в отдел образования.


Отдел образования начинает действовать после получения выписки:
  • подготавливает список необходимых для маленького пациента мероприятий;
  • назначает того человека, кто будет следить за обеспечением выполнения мероприятий в школе или детском саду;
  • назначенному лицу (исполнителю) передает этот перечень;
  • периодически принимает у исполнителя отчет о проделанной работе;
  • перенаправляет отчет в БМСЭ.

Школа (или детский сад):

  • исполняет требования реестра, которые можно осуществить в учебном заведении;
  • подготавливает отчет для педагогически - психологического центра медицинской и социальной (ПМС) помощи.

Отчет по ИПРА детей - инвалидов в ДОУ

Он представляет собой бумагу, которая выглядит следующим образом.

Приведем пример.

Учет выполнения мероприятий по реабилитации

ФИО пациента________________________________________

Класс_______________________________________________

№ программы, действительна (с какого числа, по какое)__________

Получил реестр (число)__________________________________

Сдал ведомость (число)__________________________________

ФИО родителя, опекуна__________________________________

Контактный номер______________________________________

Затем указаны занятия, проведенные с инвалидом:

  • беседа больного и его семейства с врачом – психологом;
  • психологическая и педагогическая коррекция (ППК);
  • ППК в процессе обучения.

Еще, фиксируются данные о выполненных занятиях, ставится число.


В конце отчета указываются контактные данные школы или детского сада, график работы, контактный телефон и фамилии (ия) людей, выполняющих работу с больным подопечным.

Аналогично выглядит программа больных детей в школе. У нее есть некоторые дополнения, указано:

  • адаптированное образование;
  • специальная педагогическая подготовка.

В отчете есть социальный раздел, где подробно описаны некоторые пункты:

  • с кем живет больной;
  • полная ли семья;
  • ФИО родителей, место работы и другие данные;
  • количество детей в семье;
  • доходы семьи;
  • взаимоотношения родителей;
  • кто дома занимается с больным, делает уроки;
  • какое поведение у пациента дома;
  • режим дня;
  • какой досуг.

В заключительной части обязательно указываются исполнители (кто реализует рекомендованные мероприятия программы). Ставятся подписи и дата (в том числе, эту графу заполняет классный руководитель).

Заключение

ИПРА нужна каждому гражданину, который имеет серьезные проблемы со здоровьем. С ее помощью, инвалид может изменить свою жизнь к лучшему (если выполнять список рекомендаций врачей, проходить лечение):

  • определить для себя план лечения;
  • добиться положительных сдвигов в борьбе с болезнью;
  • улучшить свое самочувствие;
  • скорректировать лечение программы;
  • получить положенные государством льготы, выплаты;
  • обретет возможность полностью вылечиться.

Все меры программы применяются для формирования полноценной жизни людей. Чтобы они не испытывали дискомфорт в обществе, имели возможность учиться, работать, несмотря на свои физические недостатки и болезни.

Индивидуальная программа реабилитации - (ИПР) это документ, разработанный на основе нормативно правовых актов медико-социальной экспертизой (МСЭ) и включающий комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) может быть выдана гражданину (его законному представителю) по его желанию в виде бумажного и/или электронного документов.

Выдается в федеральных учреждениях МСЭ.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), оформленная в виде бумажного документа, должна быть подписана руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро), заверена печатью и может быть выдана на руки или направлена почтовой связью гражданину (его законному представителю).

Электронный документ оформляется с электронной цифровой подписью и направляется гражданину с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

В случае утраты индивидуальной программы реабилитации, ее копия может быть выдана инвалиду (или его законному представителю) в бюро (составе) МСЭ, которое разрабатывало ИПР.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н с изменениями и дополнениями от 3 июня 2013 г утверждена Карта ИПР . Карта ИПР включает следующие разделы: индивидуальные сведения об инвалиде (анкетные данные, сведения об образовательном уровне, о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе, о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности), медицинская реабилитация; социальная реабилитация; профессиональная реабилитация или психолого-педагогическая реабилитация (для детей); технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается при проведении МСЭ по итогам комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем Федерального или главного бюро.

Специалисты Федерального или главного бюро обязаны объяснить инвалиду или его законному представителю цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования.

Разработка ИПР осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на МСЭ медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.

ИПР может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет. При необходимости внесения дополнений или изменений в ИПР оформляется новое направление на МСЭ и составляется новая карта ИПР.

Замена технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования в период действия ИПР осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации.

В случае несогласия с решением бюро о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях инвалид или его законный представитель могут обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006 год, № 9, ст. 1018; 2008, № 15, ст. 1554).

ИПР является важным механизмом реабилитации инвалида, призванный обеспечивать учёт индивидуальных потребностей с помощью государства. ИПР необходим инвалидам при поступлении в ВУЗы и ССУЗы, а также при постановке на учет на бирже труда в качестве безработного. ИПР необходима при получении технических средств реабилитации, реабилитационных услуг. В карте ИПР прописаны специальные индивидуальные условия, необходимые для инвалида в учебном заведении или на месте труда.

Кроме того, в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию, но и ту организацию, которая оптимально и наиболее качественно окажет необходимые реабилитационные услуги. В этом случае, государство обязано возместить ваши затраты, потраченные на реабилитационные услуги или приобретение технических средств реабилитации, указанных в карте ИПР.

Для оформления карты ИПР следует обратиться в местное отделение Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) - структуры, сформированной на базе прежних ВТЭКов (т.е. там, где выдаются свидетельства об инвалидности). БМСЭ находятся в районной поликлинике. Однако некоторые инвалиды «приписаны» к местным специализированным районным бюро МСЭ и должны обратиться для получения ИПР именно в эти структуры.

Прежде всего, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно за счет средств государства, так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду , утвержденный Правительством, и зачастую их не достаточно для удовлетворения потребностей инвалида.

Вопрос о компенсации понесённых вами расходов органами соцзащиты рассматривается только в случае, если организации или специалисты, оказывающие платные реабилитационные услуги, получат деньги с оформлением отношений и проводят плату за занятия через бухгалтерию или выдают расписку об оплате. За компенсацией следует обращаться в территориальный орган ФСС с заявлением о выплате компенсации. Компенсация выплачивается на основании заявления самого человека с инвалидностью либо его законного представителя о возмещении расходов. Вместе с заявлением прикладываются копии документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им копии документов (документа, удостоверяющего личность; ИПР инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС); копии квитанций (расписок) об оплате услуг, договоров об оказании услуг, копии право подтверждающих документов исполнителя. Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом в срок 1 месяц с момента даты принятия соответствующего решения.

По материалам статьи “Индивидуальная программа реабилитации: благие намерения и реальность” http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/vw-832/ , сайта Федерального казённого учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»

Рассмотрено «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ПМПк Директор ГКОУ РО Красносулинской

школы-интерната№1 протокол № ______ от _______ 20____ г.

«____»_________20 ____ г.

Н.А.Маликова__________

С.А.Чернышкова

Индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида

Литвинова Евгения Евгеньевича

20.05.2008 года рождения

Начало: 1.09.2016г Окончание: 20.05.2026г

«О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии».

Индивидуальная программа сопровождения разработана с учетом психофизического развития обучающегося 1класса Литвинова Евгения.

Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение проходит в классе.

Цель программы : создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

2) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

3) психологическое обеспечение образовательных программ;

4) развитие учебной и познавательной мотивации;

5) развитие самостоятельности и самоорганизации.

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает комплексное обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи обучающемуся в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающегося (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Адресат данной программы: Летвинов Евгений Евгеньевич.

Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.

Выписка из ИПР: проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, восстановление (компенсация)функций общения, речевых недостатков, соблюдение охранительного зрительного режима,

Выписка из заключения ПМПК : рекомендуется обучение по индивидуальному учебному плану с использованием элементов программы специального(коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, дозирование зрительных нагрузок, курация врача-психиатра.

Развитие психических и сенсорных процессов (индивидуальные и групповые занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления, восстановление функций общения;

Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе, игры с правилами на развитие самоконтроля.

Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуально-речевая сфера, в меньшей - сенсомоторная.Можно выделить и проследить д иагностические критерии умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).

Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.

Особенности нервной деятельности:

Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов - внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, требует к себе постоянного внимания и присмотра.

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок является опекаемым. Кроме данного ребенка в семье воспитывается еще 1 несовершеннолетний ребенок. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи - хорошие.

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Ответствен-ные

Диагнос-тический

Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально - психологической карты семьи);

Планирование работы учителя

Педагог-психолог,

Реализа-ции програм-мы

Реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);

Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

Коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

Педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов.

Анализа и коррек-ции

Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

Мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

Итоговое заседание ПМПк

Педагог-психолог,

социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

Дискуссия, обсуждение, беседа;

Наблюдение;

Эксперимент;

Анкетирование, опрос;

Консультирование;

Методы групповой и индивидуальной работы;

Проективные методы;

Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Особенности реализации программы : Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:

Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений;

Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;

Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2016г.), итоговая диагностика (май 2017г.), заседания ПМПк.

Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, учебные пособия.

Кадровое обеспечение:

- педагог-психолог,

Логопед;

Учитель ЛФК;

Мед. работник;

Учитель начальных классов.

Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение учащегося.

Таблица 2.Содержание программы

Специалисты

Направления коррекционной работы с учащимся

Приемы работы

Методы работы

Формы работы

Результаты освоения

Рябокобыленко Е.Н.

Развитие зрительно-моторных координаций;

Развитие слухового внимания;

Развитие моторики пальцев рук;

Развитие связного речевого высказывания

Слуховые и графические диктанты;

Пальчиковая гимнастика

Совместное выполнение заданий;

Объяснение;

Построение учебного высказывания

Индивидуаль-ная;

Групповая

Понимать и принимать учебную задачу;

Ориентироваться на странице учебника, тетради, прописи;

Обратиться к учителю в случае затруднений

Учитель - логопед:

Боровинская Л.В.

Развитие артикуляционной моторики;

Развитие слухового внимания и памяти;

Формирование фонематических процессов;

Формирование связного речевого высказывания

Артикуляционная гимнастика (активная и пассивная);

Составление вопросительных предложений по образцу

Демонстрация;

Объяснение;

Самостоятельное выполнение;

Отраженное проговаривание;

Упражнения артикуляционной гимнастики

Индивидуаль-ная;

Занятия 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий

Способность удерживать базовые артикуляционные позы;

Сформированность слухового внимания к речевым звукам;

Умение задать вопрос

Педагог - психолог:

Соколовская Е.И.

1)адаптация в образовательном учреждении:

Соблюдение правил поведения,

Соблюдение режимных моментов,

Осознанное выполнение обязанностей;

2)развитие высших психических функций;

3)развитие ЭВС.

Создание ситуаций успеха;

Чередование видов деятельности;

Наблюдение

Практическая деятельность

Тестирование

Групповая;

Индивидуальная

Занятия, 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий

Проявление слухового внимания на уроках;

Демонстрация слухового сосредоточения;

Проявление интереса, установление зрительного контакта

Проявление активности при выполнении заданий

Преподаватель ЛФК:

Нарижняк О.В.

Развитие зрительного и слухового восприятия

Развитие темпо-ритмической организации

Развитие координации движений

Выполнение упражнений под счет;

Выполнение заданных движений под музыкальное сопровождение;

Выполнение речевых инструкций

Совместное выполнение упражнения

Оказание направляющей помощи;

Самостоятельное выполнение ребенком

Групповая;

Занятия 2 раза в неделю по 45 минут после учебных занятий

Соблюдение темпа выполнения упражнений;

Скоординированность движений;

Понимание и принятие инструкций с первого раза

Критерии оценки эффективности программы:

Повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

Повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

Развитие личности учащегося;

Повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

Социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.

Ожидаемые результаты:

Улучшения физического и психического здоровья учащегося;

Развитие его познавательной сферы;

Наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;

Развития положительных качеств личности;

Улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;

Принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;

Наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, в развитии артикуляционной моторики и звукопроизносительных навыков, сформированность навыков словоизменения;

Формирование прочных учебных умений и навыков.

Приложение 1

Литвиновым Евгением Евгеньевичем 20.05.2008 года рождения

Сроки

Коли- чество

заня-

деятельности

Сентябрь

Входная диагностикауровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

Забрамная С В, Боровик, Психолого-педагогическая диагностика,наблюдение в повседневной и учебной деятельности

Диагностика уровня школьной мотивации

НежноваТ.А. «Диагностика мотивации учения» Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе», я детей 5-7лет.» Наблюдение, контентопрос.

Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальной дезадаптации

Игровые методы формирования учебной мотивации, (проигрывание школьных ситуаций).

Развитие познавательных процессов. Развитие на-глядно-образной памяти, произвольного внимания.

Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это? Что это?» и др.)Конструирование.

Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных представлений

«Последовательные картинки», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д. Работа с макетом часов, беседы по картинкам (время года, время суток) и т.д.

Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы

«Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля.

Развитие пространственного мышления и мелкой моторики

«Танграм», «Волшебный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геомет-рического материала, из элементов конструктора,мозаики.

Развитие познавательных процессов.

Кубики Кооса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др.

Развитие познавательных процессов и эмоцио-нально-волевой регуляции поведения

Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля.

Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

Семаго М.М. , Психолого-педагогическая диагностика.

Педагог-психолог ___________________ Е.И.Соколовская

Список литературы.

1.Авдейчук Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей

работы /Н.А. Авдейчук //Коррекционно-развивающее образование.2008. № 2. с.42-43.

2.Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития /И.М. Бгажнокова //Специальная психология. 2007. № 1. с. 16-22.

3.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 239 с.

4.Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. 64 с., 32 ил.

5.Забрамная С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. С. 5-13.

6.Закрепина А.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии /А.В. Закрепина, М.В. Браткова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008 № 2. С. 9-19.

7.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. 391 с.

8.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Просвещение, 2008.

Приложение №3

с учащимся Литвиновым Евгением Евгеньевичем

20.05.2008 года рождения

Сроки

Примеры используемых методик и упражнений

Сентябрь

Выявление знаний и умений.

Занимательные упражнения.

Развитие неречевого слуха. *Различение звуков окружающей действительности. *Неречевые звуки.

Различение звуков, которые издают школьные принадлежности.

Понятия: Один - много. Остальные. Большой - маленький. Одинаковые. Равные по величине. Длинный - короткий. Длиннее - короче.

Цвет, назначение предметов.

Дидактический материал, карточки.

Игровые методы формирования учебной мотивации.

"Цветовая угадай-ка"

*Обведение трафаретов игрушек и учебных принадлежностей. *Упражнения в раскрашивании. *Раскрашивание предметов по образцу (мяч, шар, прыгалка, ромашка, обруч). *Рисование кругов больших и маленьких. *Штриховка по образцу сверху вниз и слева направо.

Фрукты. Овощи. Одежда.

Дидактические наглядные материалы

Счеты, счетные палочки, раздаточный материал;

Математические веера;

Раздаточные карточки;

"Раскрась правильно"

Изготовление палочек. Лепка. Лепка по образцу предметов шарообразной формы. Мяч. Лепка по образцу овощей в виде формы шара. Лепка по образцу предметов овальной формы. Огурец.

Выделение гласного звука в начале слова (а, у, о). Введения обозначения.

Знакомство с геометрическими фигурами - треугольник, квадрат.

*Рисование геометрических фигур и знакомых предметов, основанных на геометрической форме. *Упражнение в раскрашивании и штриховании сверху-вниз, слева-направо.

картотека дидактических игр и упражнений по чтению для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

Картинная азбука;

Карточки для индивидуальной работы;

Настенная касса для букв разрезной азбуки;

Наборное полотно;

Моя семья. Школьные вещи. Ориентировка учащегося в ближайшем окружении (дом, адрес, члены семьи).

*Обводка трафаретов, упражнение в раскрашивании. *Штрихование.

Знакомство с геометрической фигурой - прямоугольник.

Трафареты

Геометрические фигуры

Уточнение артикуляции. Артикуляционная гимнастика. Разучивание звукоподражаний. Развитие слухового внимания и памяти.

Понятия: Высокий - низкий. Глубокий - мелкий. Далеко -близко, дальше -ближе, к, от.

*Различение геометрических фигур по форме и цвету. *Рисование геометрических фигур по точкам.

Игра "Найди фигуру"

Игра "Подбери картинку"

Сказка "Колобок". Сказка "Теремок". Сказка "Репка"

*Раскрашивание предметов по образцу (мяч, шар, прыгалка, ромашка, обруч). *Рисование кругов больших и маленьких.

Работа с бумагой. Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям.

Охрана здоровья. «Туалетные принадлежности».

Русские народные сказки.

Игра "Найди образец"

"Повтори и добавь"

Игры: «Эхо», «Поймай звук».

*Соотнесение картинок и контурных изображений животных и птиц. *Штриховка по образцу сверху вниз и слева направо.

Рисование прямых линий в разных направлениях (столбы, косой дождик, высокие горы).

Игры: "Эхо", "Поймай звук"

Раскрась фигуры.

Рисование дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик).

Выделение звука в начале слова в ударной позиции.

*Рисование по данному образцу. Упражнения в штриховке. *Обозначение цвета животных цветными полосками.

Операции с предметами множества: осталось, добавить, сложить. Понятие толстый - тонкий. Уточнение и закрепление этих понятий.

"Выше, слева, правее, снизу"

Игра "Летает - не летает"

"Говори правильно"

Игра "Где спрятались игрушки"

"Найди одинаковые"

Учитель начальных классов ____________ Е.Н. Рябокобыленко

Список литературы: 1. Коррекционно - развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 - 2 классов начальной школы /Автор-сост. А.А. Шабанов. - Волгоград: Учитель, 2006 г. 2. Н.В.Чен "Замечательные поделки своими руками" (Харьков Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г.)

3. Хордина Рос, "Большая книга развивающих занятий для детей" (Харьков. Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г). 4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой Москва, «Просвещение» 2009

5. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. М., « Просвещение» 1991г.

6. Рудченко Л.И. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. Изд. «Учитель», Волгоград 2007г.

7. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. - М., Омега, 1996г. 8. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
9. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 классах вспомогательной школы ». - М., 2008.
10. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». - М., 2005.
11. Волина В. «Занимательное азбуковедение». - Москва, «Знание», 2004г.;
12. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы». - М., 2008. 13. "120 уроков психологического развития младших школьников" Издательство "Ось", 2006.