Тема урока: Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

Предмет: Биология. Человек.

Класс: 8

Цель применения презентации: активизация внимания учащихся на уроке, демонстрация схем, иллюзий.

Слайд 2 Проверка домашнего задания.

Слайд 3-10 . Учащиеся отвечают на вопросы со слайдов. Опрос можно провести при помощи мобильного приложения Plickers (plickers . com ). Данный способ сэкономит время на проверку тестовых заданий и даст моментальные результаты каждого учащегося.

Правильные ответы:

1. B

2. A

3. D

4. C

5. A

6. D

7. B

8. C

Слайд 11. Лабораторная работа. Учащиеся выполняют работу. Делают вывод об особенностях бинокулярного зрения.

Слайд 12. Иллюзия, что на втором рисунке изображение Пизанской башни находится под большим наклоном. На самом деле обе фотографии одинаковы.

Слайд 13. Иллюзии пересечения полос. На самом деле они параллельны.

Слайд 14. Иллюзия подвижного рисунка.

Слайд 15. Этот файл GIF . При просмотре файла начинает казаться, что это не фото знаменитостей, а инопланетян.

Слайд 16 . Подведение к теме урока. Учащиеся заполняют таблицу знаю, хочу знать, узнал.

Слайд 17. Учащиеся ставят цели и задачи урока.

Слайд 18. Конъюнктивит. Учитель рассказывает о болезни и о методах профилактики.

Слайд 19. На слайде есть изображение по которому учитель рассказывает о формировании изображения. При нажатии на управляющую кнопку запускается приложение Биология, 8 класс 1С: Образование 4. Дом. Там необходимо выбрать Глава 12. Анализаторы. Органы чувств. Тема 49. Зрительный анализатор. Интерактивный рисунок Аккомодация хрусталика. Двигая изображение ближе или дальше от глаза можно увидеть, как меняется толщина хрусталика.

Слайд 20. Рассказ учителя о близорукости и дальнозоркости. Там необходимо выбрать Глава 12. Анализаторы. Органы чувств. Тема 50. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Интерактивный рисунок Дефекты зрения и их исправление. По очереди нажимаете на кнопку исправить и подставляете линзу перед глазом. Учитель обращает внимание учащихся на форму линзы. Затем учитель включает интерактивное задание на отработку способов исправления дефектов зрения Исправление дефектов зрения. Близорукость. И следом Исправление дефектов зрения. Дальнозоркость. Можно попросить одного из учащихся выполнить эти задания.

Слайд 21. Проведение гимнастики для глаз по рисунку.

Слайд 22. Рассказ учителя о катаракте. На слайде есть изображение, по которому учащиеся сами могут предположить, что это за болезнь.

Слайд 23 . Травмы глаз.

Слайд 24. Первая помощь при попадании инородного тела в глаза.

Слайд 25. Домашнее задание.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гигиена зрения

В этой презентации не будет ничего весёлого, иначе нам ОПЯТЬ не поставят оценки, и вся работа будет ОПЯТЬ на смарку …

Как человек воспринимает окружающий мир? Глаза -орган зрения. Больше все-го сведений об окружаю-щем мире человек получает с помощью зрения. Зрение помогает различать цвет предметов, их размер, форму, узнавать, далеко они или близко, движутся или неподвижны.

Так видит мир близорукий человек

Что помогает улучшить зрение?? Кушать черничку Довольно странно, но чаще смотрите на зелёный цвет к примеру на траву Спорт: бег, плаванье, ходьба на лыжах

Правила работы с компьютером: 1.Рабочее место должно быть автономным, т.е. не подключать к розетке компьютера другие приборы. 2.Компьютер должен находиться в углу, т.к. именно сзади излучение выше, чем от экрана. 3.На монитор не должны падать прямые солнечные лучи. Работа с компьютером не должна превышать 2 часа в день, через каждые 30 минут перерыв на отдых. 4.Расстояние от экрана до глаз – не менее 50 см. 5.В помещении с компьютерной техникой ежедневно должна проводиться влажная уборка.

Для снятия утомления – смотрим в даль … И вообще смотреть в даль, успокаивает

Гимнастика для глаз 1. Не поворачивая головы переведи взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый нижний угол. Повтори 5 – 8 раз. 2. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуем восьмёрку в пространстве по горизонтали, вертикали. 3. С открытыми глазами, не поворачивая головы, напиши в пространстве своё имя, фамилию, сначала маленькими буквами, а потом большими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии 8 класс "Гигиена зрения"

Урок "Гигиена рения" --2-й урок темы" Органы чувств" Урок комбинированный.Проводились разные формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.Виды деятельности учащихся: самостоятельная раьот...

Строение и функции оболочек глаза. Гигиена зрения.

Раскрываются понятия: анализаторы, рецепторы, ощущения. Показано строение и значение зрительного анализатора. Описаны гигиенические правила, способствующие сохранению зрения....

Зеленый и желтый цвета понижают внутриглазное давление, делают его устойчивым; Красный оказывает противоположное действие. Поэтому рабочие места рекомендуется окрашивать в спокойные тона, стимулирующие работоспособность, и избегать раздражающих, снижающих её. ызываь Вызывает грусть Создает усталость Умиротворяет Веселит и бодрит










Ученые доказали, что многократно повторяющиеся одинаковые геометрические рисунки отрицательно влияют на самочувствие людей. Перед глазами горожан мелькают одинаковые кафельные плитки тротуаров, заборы из гофрированного металла, ряды скамеек на стадионах, в кинозалах. и плоские крыши. В городе больше машин, людей, пестрых, меняющихся реклам и др. К тому же горожанин чаще смотрят телевизор, работают на компьютере, поэтому наиболее распространенное нарушение зрения – близорукость, у горожанина встречается в 1,5 – 2 раза чаще. Почему у горожанина встречается в 1,5 – 2 раза чаще близорукость?




Дальтонизм - неспособность правильно определять те или иные цвета, может иметь наследственную природу или быть вызванным заболеванием зрительного нерва или сетчатки. Три типа «колбочек», проявляющих наибольшую чувствительность к трем основным цветам видимого спектра (RGB): красно-оранжевому зеленому синему Дальтонизм бывает: приобретенным наследственным. 8% мужского населения не различает какой-либо из трех основных цветов. При частичном дальтонизме встречаются проблемы: 1. с различением красного и зеленного цветов наиболее часто 2. синего и зеленого цветов менее часто При серьезных формах – все предметы кажутся серым оттенком Дальтонизм не лечится


Стремление чрезмерно приблизить рассматриваемый предмет к близоруким глазам, чтобы сделать его более четким, требует значительной нагрузки на мышечный аппарат глаза. Часто мышцы не справляются с такой напряженной работой, и один глаз отклоняется в сторону виска или носа – развивается косоглазие.




Конъюктивит – острое воспаление слизистой оболочки глаз. 1. Причины – попадание микробов, вирусов, а также раздражение ядовитыми веществами, 2.пылью, резким светом. Иногда конъюнктивит называют еще "кроличьи глаза".




Ушибы,ранения, термические и химические ожоги очень опасны для глаза, так как могут стать причиной помутнения роговицы- образования бельма, что ведет к потере зрения Берегите глаза от травм – это самая частая причина помутнения роговицы и слепоты. Причиной глазных травм у детей являются чаще всего шалости, драки. Дети бросаются палками, камнями. В школьных мастерских школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности (пользоваться защитными очками и т.д.). Нельзя сдувать опилки, стружки, т.к. они могут попасть в глаза. Неосторожное забивание гвоздей, пользование ранящими предметами могут повлечь травму глаз. Травмы глаза






ГИМНАСТИКА для глаз 1. «Вращение» He двигая головой, начинайте вращать глазами сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону. По 5 раз туда и обратно. Получается? А теперь то же самое, только с закрытыми глазами. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. Глаза быстро «сбросят» усталость.




3. «Во все стороны» Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх-вниз, вправо-влево. По раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.








1. Выполнение домашних заданий должно проходить в специально оборудованном месте. 2. Свет должен падать с левой стороны. 3. Источник света должен освещать только рабочую поверхность, а абажур должен скрывать от глаз нить накаливания. 4. Мощность лампочки в лампе должна быть не менее 60 ватт. 5. Расстояние от глаз до книги должно быть 40 см. Так можно! «Общие правила учебной работы» Как сделать чтение безвредным для глаз?


Берегите глаза от слишком яркого света. От солнечного света защищайте глаза солнцезащитными очками, от искусственного – абажурами, тонированным стеклом. Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению. Защита глаз от солнца


У младших школьников способность к четкому различению предметов нарушается через 20 мин, а у старших через 45 мин работы с компьютером. Во избежание нарушений зрения необходимо соблюдать гигиенические правила при работе на компьютере: размер экрана монитора по диагонали должен быть не менее 31 см; экран должен быть с фильтром для снижения излучений; темное изображение на светлом фоне должно быть четким; оптимальное расстояние до монитора – см; не слишком яркое освещение; длительность работы на компьютере: в 6-7 кл – 20 мин; в 8-9 кл – 25 мин; в кл – 30 мин Правила работы на компьютере Может ли работа за компьютером оказывать негативное влияние на зрение? Несоблюдение правил пользования компьютером ведет: к ухудшению остроты зрения, слезоточивости, к снижению умственной деятельности.




85% информации человек получает через орган зрения. В составе черепно-мозговых нервов в мозг входит нервных волокон, из которых – зрительные. Около половины выходящих волокон несут«приказы» к мышцам глазного яблока, управляя быстрыми и сложными движениями глаз. Поэтому при длительной работе глаза нуждаются в усиленном кровоснабжении и питании. При утомлении глаз следует отдохнуть, сделать зарядку от глаз. Длительное чтение или письмо должны через каждые мин прерываться для отдыха глаз. В эти перерывы рекомендуется смотреть вдаль (в окно, на небо).


Не злоупотребляйте просмотром телепередач. Через 60 мин их непрерывного просмотра наступает снижение остроты зрения и способности различать цвета. Продолжительность просмотра телепередач должна составлять: для младших школьников – не более 60 мин 2-3 раза в неделю, для старших – не более 1,5 ч с перерывами. Телевизор должен располагаться на расстоянии не менее 2-3 м от зрителей и на уровне глаз. Нельзя смотреть телевизор в полной темноте. Правила просмотра телевизора Как сделать любимый "телек" сделать безопасным для глаз?




Для сохранения остроты зрения необходимо использовать в пищу продукты, содержащие витамин А. Влияет на зрение На остроте зрения отрицательно сказывается нехватка в пище витамина А, входящего в состав зрительного белка палочек, вследствие чего глаз утрачивает чувствительность при слабой освещенности. Развивается болезнь «куриная слепота». Подобные явления наблюдаются и при употреблении алкогольных напитков, разрушающих витамин А. Витамины группы В положительно воздействуют непосредственно на нервные клетки, то есть на те самые «проводники», по которым передается нервный импульс из сетчатки глаза непосредственно к коре головного мозга. Витамин С, необходим не только для лечения, но и для профилактики глазных заболеваний.




Тест 1. Выбери один наиболее правильный ответ: 1. Почему дальнозоркость чаще развивается к старости: А. С возрастом хрусталик теряет эластичность; Б. Мутнеет стекловидное тело; В. Иначе преломляются световые лучи; Г. Изменяется сетчатка. 2. Снижение способности видеть в сумерках возникает при недостатке: А. витамина А Б. витамина С В. Кальция Г. белка 3. При ярком солнечном свете: А. необходимо надеть головной убор Б. необходимо надеть солнце защитные очки В. спрятаться от солнца Г. не выходить из дома при ярком солнечном свете.


Чтоб вещь служила нам без срока, Недаром люди говорят: «Храните как зеницу ока!» И чтоб глаза твои, дружок, Могли на долго сохраниться, Запомни два десятка строк На заключительной странице: Моё задание такое Составить памятку о гигиене глаз И повторить её советую не раз.



Как человек воспринимает окружающий мир?Глаза орган зрения. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает
с помощью зрения.
Зрение помогает различать
цвет предметов, их размер,
форму, узнавать, далеко
они или близко, движутся
или неподвижны.

Возрастные изменения зрения

Класс
2
3
Снижение зрение
3
3
Близорукость
2-23%
2-39%
4
5
6
2
3
1
2-21%
- 25%
2-20%
7
8
9
4
4
6
1-20%
1-29%
1-23%
10а
10б
3
2
1-27%
4-37,5%

Так видит мир близорукий человек

Для улучшения зрения – очки!

Правила работы с компьютером:

1.Рабочее место должно быть автономным, т.е. не
подключать к розетке компьютера другие приборы.
2.Компьютер должен находиться в углу, т.к. именно
сзади излучение выше, чем от экрана.
3.На монитор не должны падать прямые солнечные
лучи. Работа с компьютером не должна превышать
2 часа в день, через каждые 30 минут перерыв на
отдых.
4.Расстояние от экрана до глаз – не менее 50 см.
5.В помещении с компьютерной техникой
ежедневно должна проводиться влажная уборка.

Привет!
Меня зовут Коля, мне 12 лет и я учусь в 6
классе. Я хочу познакомить тебя со своим
лучшим другом – компьютером. С ним я
практически не расстаюсь, много играю,
смотрю фильмы. Он занимает самое
почётное место в моей комнате – рядом с
моей кроватью. Чтобы родители не видели
включён он или нет(почему-то им очень не
нравится мой новый друг), я поставил его
монитором к окну, а всем остальным к
двери. Только одна проблема – солнце
мешает играть, но это ничего. Главное – я
не прошусь на улицу. Зачем? Ведь в футбол
можно поиграть виртуально.

Правила гигиены при выполнениии домашних заданий:

1.Выполнение домашних заданий должно
проходить в специально оборудованном
месте.
2.Свет должен падать с левой стороны.
3.Источник света должен освещать только
рабочую поверхность, а абажур должен
скрывать от глаз нить накаливания.
4.Мощность лампочки в лампе должна быть
не менее 60 ватт.
5.Расстояние от глаз до книги должно быть
40 см.

Нельзя!

Нельзя!

Нельзя!

Для снятия утомления – смотрим в даль…

Гимнастика для глаз

1. Не поворачивая головы переведи взгляд
в левый нижний угол, в правый верхний, в
правый нижний, в левый нижний угол.
Повтори 5 – 8 раз.
2. Открытыми глазами медленно, в такт
дыханию, плавно рисуем восьмёрку в
пространстве по горизонтали, вертикали.
3. С открытыми глазами, не поворачивая
головы, напиши в пространстве своё имя,
фамилию, сначала маленькими буквами, а
потом большими.

Питание для глаз

Береги зрение

Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
Следи за тем, чтобы книга и тетрадь были
на расстоянии 30 – 35 см от глаз.
Книгу при чтении ставь на наклонную подставку.
При письме свет должен падать слева.
Не читай лежа, в транспорте

Береги зрение.

Если долго читаешь, пишешь, рисуешь,
через каждые 20 минут давай глазам
отдохнуть: никогда не три глаза руками. Так
можно занести в них соринку и опасных
микробов. Пользуйся чистым носовым
платком, смотри в окно, вдаль, пока не
сосчитаешь до 20. Очень вредно для глаз
подолгу смотреть телевизор.
Не стесняйся носить очки.

>> Гигиена зрения

§ 50. Гигиена зрения.

1. Предупреждение глазных болезней
2. Как уберечься от конъюнктивита?
3. Чем близорукий и дальнозоркий глаз отличается от нормального?
4. Как подбираются очки?
5. В чем причина косоглазия?
6. Что делать при глазных травмах?

Предупреждение глазных инфекций.

Наиболее уязвима к инфекции соединительная прозрачная оболочка глаза - конъюнктива. Она покрывает заднюю поверхность век и переднюю часть глаза до роговицы. Конъюнктива выделяет слизь, снижающую трение век при мигании. При раздражении пылью, химическими веществами она краснеет и нагнаивается. Возникает конъюнктивит. Глаза чешутся, болят, слезятся. Иногда ощущается неприятная резь. Характерным признаком конъюнктивита является слипание глаз от гноя по утрам.

Причиной конъюнктивита могут быть микробы или вирусы, которые заносятся в глаз грязными руками или воздушно-капельным путем, подобно гриппу. Бывает аллергический конъюнктивит.

Предупреждение близорукости и дальнозоркости.

В норме, при расслаблении мышц ресничного тела, параллельные лучи света, пройдя хрусталик, попадают на сетчатку. В близоруких глазах изображение фокусируется перед сетчаткой, в дальнозорких - позади нее. В обоих случаях изображение на ней оказывается нечетким (рис. 104). В результате близорукие относительно хорошо видят детали близко расположенных предметов, но плохо видят вдаль. Напротив, дальнозоркие хорошо видят отдаленные предметы, но плохо видят то, что расположено вблизи от глаз. Исправить этот дефект удается с помощью очков. Близоруким назначают двояковогнутые линзы очков, рассеивающие свет, дальнозорким - двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.

Единица измерения преломляющей силы линз называется диоптрией.

Линзы для близоруких - с отрицательными диоптриями, а линзы для дальнозорких - с положительными. Стекла очков подбираются для каждого глаза отдельно и индивидуально каждому человеку. Например, рецепт на очки ОБ = -5Б, ОБ = -4Б означает: очки для близорукого человека, линза для правого глаза минус 5 диоптрий, линза для левого глаза минус 4 диоптрии.

Если при чтении в очках наблюдается один из следующих симптомов: глаза слезятся, возникает резь, болит голова, то одной из причин этого могут быть неправильно подобранные очки.

Нарушения преломляющей способности глаза могут быть следствием нарушений гигиены зрение , таких как привычка слишком низко наклоняться над книгой, а также чтение в транспорте или лежа, при недостаточном освещении, при источнике света, расположенном справа, при бликующей поверхности рабочего стола.

Дети, как правило, рождаются дальнозоркими, но хрусталик до поры до времени компенсирует этот недостаток. В пожилом возрасте хрусталик не может изменять свою кривизну в прежней степени, а дальнозоркость становится очевидной. Поэтому к старости большинство людей становятся дальнозоркими и вынуждены пользоваться очками.

Предупреждение косоглазия.

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей