Гимнастика для глаз в ясельной группе. Гимнастика для глаз картотека (младшая группа) на тему. Гимнастика для глаз в апреле
НАТАЛЬЯ МУХАРЕВА
Гимнастика для глаз с детьми раннего возраста
Организация гимнастики для глаз с детьми раннего возраста
Глаза так много могут рассказать о человеке,
Слова и жесты вовсе не нужны,
Не зря же говорили люди,
Глаза – есть зеркало его души.
Анастасия Ланская
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств : зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. 90% информации человек получает через органы зрения. Когда кроха только появляется на свет, он видит лишь смешение света и теней. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще только формируется, а желтое пятно (участок сетчатки) вообще пока не образовалось. Постепенно, день за днем, острота зрения у маленького человека повышается, и его мозг получает все больше информации, необходимой для создания представления о внешнем мире.
Казалось бы – орган зрения в постоянном тонусе. Все время идет тренировка. И при этом – за последние шесть лет наблюдается колоссальный рост болезней во всем мире, только в нашей стране количество больных офтальмологическими заболеваниями увеличилось на три миллиона. Врачи предупреждают о развитии так называемой эпидемии заболеваний органа зрения. Почему же так происходит, и в чем проблема?
Вредных воздействий практически невозможно избежать в современных условиях. Ребёнок с раннего возраста смотрел , и будет смотреть телевизор, а ежедневный просмотр мультфильмов за компьютером стала неотъемлемой частью жизни практически каждого ребёнка. Таков образ жизни наших детей, и нужно учиться сохранять зрение именно в таких условиях.
Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика .
Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний , а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
Зрительную гимнастику следует начинать делать уже в раннем возрасте , которая проводится регулярно, не менее 2 - 3 раз в день по 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки. Поначалу взрослый сам может массировать, разминать, поглаживать глазки ребенка и сопровождать свои действия веселыми потешками, главное, чтобы движения глаз были как можно более разнообразными. Обычно в таких играх используются хлопки, кругообразные движения, моргание, и т. д. количество упражнений, движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда малыш освоит первые упражнения, можно вводить в игру более сложные движения. Самыми сложными, но очень полезными являются игры, те в которых появляются нессиметричные движения, то есть глаза , руки выполняют разные движения.
Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений : сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные действия, слушать разъяснения взрослого. Повторять движения. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу. На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми раннего возраста необходимо начинать с подражания, затем дети выполняют гимнастику по этапному показу действий воспитателем, по целостному образу и только потом по словесному указанию. Роль взрослого состоит в создании игровой обстановки в соответствии с потребностями, интересами и перспективами развития ребенка.
Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику .
В практике нашего ДОУ нами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик :
игровая физминутка; с предметами;
по зрительным тренажёрам;
комплексы по словесным инструкциям; со стихами;
с опорой на схему;с сигнальными метками;
с индивидуальными офтальмотренажерами;
с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
электронная зрительная гимнастика .
«Елка» .
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами .
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза , потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
Гимнастика для глаз для детей раннего возраста
1. «Забавный» тренинг
Задачи : Разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз .
Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте, каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих.
2. «Рисование» взглядом
Задачи : Разнообразить движения глаз .
«Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом , то другим глазом , через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони.
3. Чередование эпизодов света и темноты.
Задачи : «Раскачка» мышц глаз .
Предложить ребенку запомнить расположение людей и животных детской на площадке, затем закройте ему ладошкой глаза на одну минуту . Как это делают, играя в прятки, а потом попробуйте вместе с ним отыскать глазами поменявших за это время местоположение людей, собак или птиц.
4. Игра «Найди зайку» .
Задачи : Дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.
Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то - одним, то - другим глазом , через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.
5. «1-2-3-посмотри»
Задачи : Развивать глазодвигательные навыки .
На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил : работают глаза , голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами : «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение . Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.
6.«Птичка»
Задачи : Развивать двигательную систему глаз .
Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)
Собой невелички.
Как они летели, (Вправо – влево)
Все люди глядели.
Как они садились, (Вверх – вниз)
Все люди дивились.
7.«Лошадка»
Задачи : Содействовать укреплению двигательной системе глаз .
Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом .)
Вправо – влево. (Вправо - влево.)
Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)
8. Упражнение «Солнышко»
Задачи : Снять физическое, психическое и зрительное напряжение
На улице, закрыв глаза , встаньте лицом к солнцу, поворачивайте
голову то в одну, то в другую сторону : «Глазки солнцу покажу . «Здравствуй! - солнышку скажу» .
9. Упражнение «Моргание»
Задачи : активизировать глазодвигательные функции .
Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать как «бабочка крыльями машет» .
10. Глазодвигательные тренинги
Задачи : Формировать рациональные способы зрительного восприятия.
Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных местах комнаты.
11. Упражнение «Прищепочки»
Задачи : Снизить нагрузку на глаза .
Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам. 12. Упражнение «Самолет»
Задачи : Снять зрительное утомление.
Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)
С ним собрался я в полет.
Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)
И внимательно гляжу (смотреть на кулак)
Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них,
Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами ) .
13. Упражнение «Ловим мыльные пузыри»
Задачи : развитие зрительно – моторной координации
(глаза – руки ,
Ход : (глаза – руки , умения ориентироваться в пространстве.
14. Упражнения «Воздушный шарик»
Задачи : развития зрительной координации.
Ход : Перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом
можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку.
Можно уменьшать или увеличивать размер шара.
15. Игра «Бегающий зайчик»
Задачи : Укрепление мышечной системы глаз .
Ход : предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за
черно – белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте и т. д., при этом пойте песню или разговаривайте.
16. Игра «Сидим и бросаем»
Задачи : развитие пространственного восприятия, зрительной ориентации.
Ход : положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить несколько раз.
17. Упражнение «Зоопарк»
Задачи : способствовать увеличению остроты зрения.
Ход : Разыщите на картинке всех собачек (кошечек, слоноежей, зайчиков, улиток) .
Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом
(сверху – вниз, снизу – вверх) .
18. Упражнение «Солнечный зайчик»
Задачи : улучшить кровоснабжение глаз .
Ход : взгляд фокусируется на светящемся предмете
(луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике» .
Находящемся на маленьком расстоянии от глаз .
19. «Новогодняя ёлка»
Задачи : Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.
Ход : Предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными
огоньками, но не в полной темноте.
20. «Аквариумные рыбки»
Задачи : стимулировать кровообращение органа зрения.
Ход : предложить понаблюдать за аквариумными рыбками,
блестящей чешуей.
21. «Кискины глазки »
Задачи : укрепить глазную мышечную систему .
Ход : выпучивание глаз , зажмуривание, широко открывать глаза ,
посмотреть вверх, вниз, в сторону.
22. «День - ночь»
Задачи : улучшать кровообращение и способствовать предупреждению нарушений зрения
Ход : ребенок входит в темную комнату (с взрослым, а выходит в освещенную комнату.
23. «Спи глазок , спи другой»
Задачи : активизировать глазодвигательные функции .
Ход : поочередно ладошками закрываем то один глаз , то другой.
24. «Прятки»
Задачи : Разнообразить движения глаз .
Ход : прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая «спрятались - нашлись»
Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов. Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз.
Основными принципами зрительных гимнастик являются :
Индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;
Регулярность проведения;
Постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
Сочетание с двигательной активностью;
Развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.
Для поддержания интереса детей используются упражнения с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т.д.), которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.
Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.
Сюжетные комплексы офтальмологических упражнений.
« Самолет»
Пролетает самолетС ним собрался я в полет.
Левое крыло отвел, поглядел.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу
Поднимаюсь ввысь, лечу
Возвращаться не хочу.
- посмотреть вверх
-отвести руки, проследить взглядом.
«По ягоды»
Справа зреет земляника,
Слева - сладкая черника,
Справа - красная брусника,
Слева спеет ежевика.
Ягоды все соберем
Отдохнем и потом домой пойдем.
- движения глазами влево-вправо
- сомкнуть веки обоих глаз на 3-5
секунд, повторить 6-8 раз
«Осень»
Осень! Осыпается весь наш бедный сад...
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А.Толстой
- дети выполняют движения глазами вверх-вниз
- круговые движения глазами влево и вправо
- посмотреть вдаль
- закрыть глаза
«Листопад»Листопад, листопад, листья желтые
летят,
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг
Желтый двор, желтый дом
Вся земля желта кругом.
Ю.Вакуленко
- движения глазами вверх-вниз
-движения глазами влево-вправо
-движения глазами вверх, по кругу
-движения глазами вниз, вдаль
- движения глазами по кругу.
«Жучок»
Жучок сегодня в гости прослеживание глазами за движением жучка
К нам в группу прилетел,
Наверное, погреться
Немножко захотел.
На левую ладошку
Уселся он сперва.
Смотри, какие крылья,
Вот лапки, голова.
Дыханием согрею
Я милого жучка,
А он, расправив крылья,
Взлетел до потолка.
На правую ладошку
Ко мне потом он сел
И, прожужжав «Спасибо!»,
В окошко улетел.
«Солнышко»
В небе солнце катится
Словно желтый мячик ,
То за тучку спрячется
То по елкам скачет .
Погуляло, покружилось
И за тучку закатилось.
-прослеживание глазами за движением солнышка
вверх – вниз, вправо – влево.
- движение глазами по кругу в одну и другую стороны.
-поморгать и зажмурить глаза.
«Рыбка»
Рыбка плавала, ныряла,
Рыбка хвостиком виляла.
-проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз);
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Рыбка, рыбка, не ленись!
По волнам, по волнам,
Тут и там, тут и там.
Вот она какая, рыбка золотая.
-прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево
(6-8 р.)
-поморгать глазами .
« Самолет»
Пролетает самолет
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел, посмотрел.
Левое крыло отвел, поглядел.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу
Поднимаюсь ввысь, лечу
Возвращаться не хочу.
- посмотреть вверх
-отвести руки, проследить взглядом
-вращательные движения руками перед собой, следить взглядом.
- встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии;
- поморгать и прикрыть глаза.
Моргание.Происходит смазывание глаз, их очищение и отдых.
«Бабочка машет крылышками».
«Метелки».
Вы метелки,
Усталость сметите.
Глазки нам
Хорошо освежите.
“Письмо носом”
Закрыть глаза и, используя нос как кисточку, рисовать им в воздухе.
Упражнение уменьшает напряжение,
даёт возможность для вибрации глаз.
«Филин».
На счет 1-4 закрыли глаза, 5-6 широко раскрыли глаза, посмотрели вдаль.
Пальминг (от англ. «palm» - ладони): применяется для снятия усталости, напряжения глаз.
Прикрыть глаза ладонями на 30-60 с.
«Жмурки».
Зажмуриться, открыть глаза,
отыскать нужный предмет.
«Далеко - близко».
Поочередно смотреть на предмет, выбранный за окном и на предмет в группе.
Зрение – один из главных органов чувств человека, поэтому его следует беречь смолоду. В наш век современных технологий у людей всё чаще возникают проблемы со зрением, причем они проявляются и у детей школьного возраста. Самыми распространенными причинами нарушения зрения у школьников и раннего развития у них таких заболеваний, как миопия, астигматизм, косоглазие, является злоупотребление компьютерными играми и просмотром мультфильмов по телевизору. Вместо прогулок на свежем воздухе, активного отдыха и дозированного чтения дети проводят всё свое свободное время перед монитором, что не может не сказываться на их органах зрения. Отрицательное влияние компьютера на зрение школьников заключается в том, что мышцы глаз, еще не окрепшие, очень устают от долгого напряжения. Если это происходит регулярно, то зрение начинает стремительно падать.
Однако этого можно избежать, введя ограничение на компьютер и телевизор, чередуя напряженную работу глаз (выполнение домашних заданий, чтение) с отдыхом. Также врачи-офтальмологи настоятельно рекомендуют проводить для школьников гимнастику для глаз, как дома, так и в школе. Охрана зрения школьников очень важна, поскольку близорукость, как правило, очень плохо поддается лечению.
Гимнастика для глаз является наиболее подходящим методом для профилактики нарушения зрения у младших школьников, поскольку, если научить ребенка в раннем возрасте делать эти упражнения, это станет очень полезной привычкой. Если у вашего ребенка-школьника уже присутствуют какие-либо нарушения зрения, то зрительную гимнастику следует выполнять обязательно. Регулярные упражнения для глаз приостановят падение зрения, которое для школьников часто заканчивается прописыванием очков. Занятия следует делать 2-3 раза в день, посвящая этому по 10-15 минут. Во время выполнения этих занятий мышцы глаз расслабляются и отдыхают, и следующая за этим нагрузка на глаза воспринимается гораздо легче. Подобная зарядка для глаз полезна не только для школьников, она не помешает и взрослым людям, особенно тем, чья работа предполагает ежедневное «общение» с компьютером.
Описанные ниже упражнения направлены на снятие напряжения с глазных мышц, на их тренировку, а также на повышение аккомодации, улучшение кровообращения в тканях глаз. Каждое из них следует повторять по нескольку раз (сначала 2-3 раза, затем, когда ребенок уже будет знать, что нужно делать – по 5-7 раз). Озвучивая ребенку упражнения, обязательно выполняйте их вместе с ним: наглядный пример порой действует лучше любых слов.
Гимнастика для глаз, предназначенная для выполнения младшими школьниками и детьми, посещающими детский сад, может включать элементы игры. Например, данные упражнения можно оформить в стихотворном виде и, включая как аудиозапись, выполнять их всем коллективом.