• Если у ребёнка высокая температура
    Если у ребенка высокая температура, то этого не надо пугаться. Первое, что обычно делают родители в этом случае,- дают жаропонижающее средство, думая, что этим лечат ребенка.
  • Специальный термин отпугивает своей научностью и таинственностью, но в действительности это очень реальное неприятное явление, которому подвержено около трех процентов наших детей.
  • Как мы уже знаем, ребенок с младенческого возраста в игре открывает мир. Знакомится с вещами. Для него игрушка не только то, что игрушкой считает воспитатель, но все, что привлекает внимание и возбуждает любопытство.
  • Прежде чем вести речь о диагностике нарушений развития в раннем возрасте, надо напомнить, что ранний возраст - это период от одного года до трех лет. Именно в этом возрасте для родителей чаще всего становятся очевидными те или иные проблемы в развитии их ребенка.
  • На прогулке, дома, в детском саду и школе ребенка подстерегают травмы и повреждения. Как помочь, что предпринять, если ребенок попал в беду?
  • Что делать, если ребенок плохо ест? В первую очередь следует постараться не замечать этого и не реагировать болезненно. Если малыш отказывается от еды, его следует отпустить из-за стола и до следующего приема пищи не допускать перекусов. Здоровый ребенок не даст себе умереть от голода.
  • Объясните ребенку заранее, что зубы должны выпадать, ничего страшного в этом нет. Можете даже попросить, чтобы он отдавал вам выпавшие молочные зубки. Есть такой старинный русский обычай - отдавать их домовому, живущему за печью, чтобы он позаботился о счастье и здоровье малыша.
  • Чем старше становится ребенок, тем меньше у него потребность в блюдах, приготовленных диетическими способами (например, на пару), а также в сильном измельчении пищи.
  • Дети так же, как и взрослые, очень индивидуальны в своей потребности ночного и дневного сна. Одних уложить спать днем достаточно просто, других - очень сложно.
  • Позаботиться о подходящей программе медицинского страхования лучше всего еще до рождения сына или дочери.
  • А сколько можно этого сладкого лакомства мальчикам и девочкам? Нужно ли наедаться в новогоднюю ночь? Стоит ли посещать все подряд елочные представления?
  • Различные заболевания, хирургическое вмешательство или действия лекарств могут привести к изменению видового состава микрофлоры, нарушению соотношения микроорганизмов в кишечнике человека, то есть вызвать дисбактериоз.
  • Как вовремя распознать ангину и избежать серьезных осложнений, рассказывает Дмитрий Витальевич Бреусенко, детский оториноларинголог из Санкт-Петербурга.
  • Как избежать этих ошибок и какие проблемы чаще всего возникают у детей до трех лет, рассказывает участковый врач детской поликлиники № 134 г. Москвы, педиатр с двадцатилетним стажем Надежда Николаевна Раюшкина.
  • Причиной колик может быть то, что у ребенка еще не созрели специфические ферменты, которые расщепляют лактозу, молочный сахар. Лактозную недостаточность надо лечить под наблюдением врача, возможно, принимать специальные ферментативные препараты.
  • О наиболее значимых моментах первого года жизни детей рассказывает врач высшей категории, педиатр-невролог Татьяна Николаева.
  • Чаще всего молодым родителям покой только снится: вставать приходится несколько раз за ночь. Днем ребенок здоров и весел, а папа с мамой от бессонницы – на грани нервного срыва. Что делать? Почему малыш просыпается? Разберемся в проблеме и найдем способы ее решения.
  • Кожа новорожденных малышей особенно нуждается в тщательном и бережном уходе. Ее защитные функции еще не до конца сформированы, поэтому она крайне подвержена влиянию внешних факторов и нуждается в особом уходе.
  • Врачи бьют тревогу: на медосмотре первоклашек выясняется, что абсолютно здоровы только 70 % ребят, а среди выпускников таковых не обнаруживается вовсе. Близорукость, сколиоз, гастрит - такой «букет» зарабатывают дети за одиннадцать лет.
  • Даже за «правильным» столом ученику не стоит сидеть слишком долго. Каждый час необходимо делать пятнадцатиминутный перерыв. Пусть ребенок встанет, подвигается, разомнется.
  • Не может сосредоточиться, вертится, отвлекается, зубрит-зубрит - и все равно приносит двойки... Похоже на вашего ученика? Не спешите его ругать. Может быть, достаточно расставить мебель в его комнате в должном порядке, чтобы привести в порядок и мысли?
  • Главная задача родителей - убедить свое чадо в необходимости питаться правильно.
  • Главное - любовь и внимание.
    Обследуя ребенка, предпочтительно посетить нескольких врачей в разных медицинских учреждениях и сравнить их заключения. Если они совпадут, необходимо начинать немедленно действовать. Если же в заключениях будет существенная разница, лучше продолжить обследование до точного выяснения причин.
  • Не совсем так или совсем не так?
    Сложнее всего, конечно, тем родителям, которые без тестов уже давно знают, что их у их ребенка достаточно серьезное нарушение двигательной сферы - детский церебральный паралич.
  • Об эмоциях и не только о них...
    Сложности с Ромой начались, когда ему «стукнуло» два с половиной года. Молчавший до этого малыш неожиданно заговорил. Речи, конечно, ждали от ребенка, но чтобы вдруг так...
  • Особенности питания и ухода за ребенком в возрасте от 3 до 5 лет.
    Несовершенство опорно-двигательного аппарата, эластичность и гибкость детских костей в сочетании с нерациональными физическими нагрузками, перенесенными заболеваниями, неблагоприятными условиями, в которых живет современный ребенок, создают постоянную угрозу различных деформаций и травм.
  • Почему не говорит?
    Малыш второго года жизни обычно проходит стадию так называемой автономной речи. Это значит, что говорит он на «своем языке», отличном от языка взрослых.
  • «Поговори со мной...»
    Надо помнить, что для развития речи малыша очень важно развитие лепета на первом году жизни. Повторение слогов, складывание их в «цепочки» - необходимый базовый компонент для появления слов.
  • Понимает ли «на слух»?
    Васе было около двух лет, когда родители всерьез забеспокоились, что со слухом ребенка что-то не так.
  • «Посмотри на маму...»
    После тщательного обследования специалистов, в том числе и генетика, выяснилось, что сказалась неблагоприятная наследственность - родственница девочки тоже страдала атрофией зрительных нервов.
  • Примеры игр для детей с проблемами развития речи второго-третьего годов жизни.
    Часто особенно активно малыш старше трех месяцев «звучит» во время так называемого комплекса оживления. Это значит, что в ответ на взаимодействие взрослого с ребенком он начинает двигать ручками, ножками, улыбаться и произносить звуки.
  • Пример из жизни, или как Коля вставать научился.
    Это игры, развивающие движения. Надо помнить, что их можно использовать далеко не во всех случаях. Так, одним малышам, со значительными нарушениями, они могут оказаться просто недоступными. Для других - нуждаются в адаптации. Но в случаях легких нарушений, их можно использовать.
  • Развиваем слух и формируем речь.
    Наиболее сложные проблемы возникают, если после обследования в сурдологическом центре установлен диагноз двусторонняя сенсоневральная тугоухость. Именно этот вид тугоухости не поддается обычно излечению.
  • Ребенок от 1 года до 3 лет. Особенности физиологического и психологического развития.
    За первый год жизни в ребенке происходят огромные перемены, как внешние - физические, так и внутренние - психологические. Малыш начинает делать свои первые шаги в открывающийся перед ним необъятный мир.
  • Слышит - не слышит?
    Ребенок уже с самого первого дня жизни реагирует на звуки. В роддоме обязательно должны проверить реакции новорожденного на звуковые сигналы.
  • Дислексия: важно заметить вовремя
    Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым.
  • Если у ребёнка кашель
    На холодное время года приходится больше всего простудных заболеваний у детей. Что нужно знать и делать родителям, когда их ребенок кашляет?
  • Малыш и Карлсон
    Успешность в нашей взрослой жизни зачастую зависит от того, насколько полноценным чувствовал себя человек в детстве и были ли у него причины для формирования комплексов, а у его сверстников - поводы для дразнилок.
  • Большая еда.
    Когда и как можно переводить ребенка на взрослую пищу? Привычные рекомендации по срокам введения прикорма, продуктам и их количеству сегодня меняются.
  • Кулачок с характером
    Человек по сравнению с детенышами других млекопитающих рождается очень беспомощным и очень зависимым от родителей. Однако природа снабдила кроху всем необходимым, чтобы выжить, выстоять и даже окрепнуть не только в тепличных условиях квартиры, но и в экстремальных природных условиях.
  • 5 проблем, которые нельзя игнорировать
    Когда после обследования врач ставит диагноз сколиоз, или искривление позвоночника, – это уже звучит как приговор.
  • Волшебные слова для детей с особыми потребностями.
    Каждый из нас представляет собой уникальную личность с неповторимыми способностями. Сейчас мы расскажем об аффирмациях, предназначенных для детей, чьи физические, умственные и поведенческие отличия от остальных создают сложности для самих детей и взрослых, которые о них заботятся.
При составлении режима дня необходимо учесть такие важные моменты, как возраст ребенка, который соответствует первому-второму классу младшей школы; отдаленность местонахождения школы от дома; занятость школьника в кружках; индивидуальные особенности здоровья; время года. Немаловажно правильно распределить отдых и активность таким образом, чтобы не переутомить отпрыска.

Важно знать, что сразу после уроков малышу необходимо отдохнуть прежде, чем он приступит к выполнению домашних заданий. Отдых может быть в виде посещения кружков, секций по интересам или прогулки на свежем воздухе. В любом случае к урокам надо приступать не ранее, чем 3-4 часа после школы. Иногда ребенок в младших классах еще нуждается в дневном сне после обеда в течение 1-2 часов. Особенно это касается болезненных детей.

Питание

Младшему школьнику полезно питаться в определенное время не менее 5 раз в день. Это завтрак, обед, полдник, ужин и легкий перекус за час до сна. Польза режима приема пищи состоит в том, что у человека образуется желудочный сок в одни и те же часы. От этого улучшаются аппетит и переваривание желудком пищи. В целом это благоприятно сказывается на самочувствии и здоровье органов пищеварения малыша.

Сон

Специалистами установлено, что ребенок 8-9 лет должен спать не менее 11 часов. Оттого важно уделить внимание тому, чтобы он вовремя ложился спать. При этом лучше, если за 2 часа до сна он побудет на улице или поиграет в спокойные игры. Ежевечерние гигиенические процедуры - чистка зубов, теплый душ настраивают на спокойный сон. После здорового ночного отдыха и вставать утром ребенку будет легко.

Физкультура

Утром необходимо приучить школьника делать зарядку. Идеально, если это будут составленные для него упражнения на все мышцы тела. Зарядка улучшает кровообращение организма, помогает маленькому человеку ощущать себя здоровым, бодрым и жизнерадостным.
Ребенку 8-9 лет для правильного роста и развития необходимо много двигаться. Поэтому ему рекомендуется посещать спортивную секцию или регулярно играть в подвижные игры со сверстниками, кататься на коньках, велосипеде, скейте и т.д.

Труд

Педагогами давно доказано, что труд дисциплинирует человека, развивает его силу воли. Вследствие этого желательно, чтобы у каждого школьника были свои небольшие домашние обязанности, не говоря уже о развитых навыках самообслуживания: заправка постели; уборка игрушек, рабочего пространства на столе, мытье посуды за собой.

Домашние задания

Домашние задания школьник первых классов должен выполнять не более 1-1,5 часа. Надо приучить малыша сразу выкладывать на стол учебники и тетради на следующий день. И приступать к урокам, начиная с трудных предметов, а заканчивая легкими и интересными предметами. При этом по мере выполнения уроков надо сразу убирать учебники в портфель.

Свободное время ребенка

В свободное время ребенок может быть занят в кружках по интересам, полезными делами, спортом, играми, творчеством, чтением. Но надо оставлять и совершенно свободное от всего время на размышления и «ничегонеделанье», когда малыш желает просто побыть наедине с собой. Психологами доказано, что для его правильного развития это необходимо. За компьютером или просмотром телевизора ребенку можно проводить не более 40-60 мин, чтобы не портилось зрение и осанка.

Что же такое режим дня? Под этим явлением понимают организацию и упорядочивание биологических ритмов человеческого организма, распределение времени в течение суток. Если подобный жизненный график составлен верно, детский организм к нему быстро адаптируется.

Но чтобы правильно составить дневной распорядок для ребёнка определённого возрастного периода, необходимо понимать, как должны чередоваться важнейшие детские потребности: приём пищи, сон, активность, прогулки, учёба и прочие нужды.

Режим дня 5-месячного ребёнка и, конечно, новорождённого малыша – это последовательное чередование определённых действий, которые в обязательном порядке включают кормление, сон, активное бодрствование, гуляния, гигиенические мероприятия и отправление естественных нужд.

Если подобные процедуры будут осуществляться каждодневно примерно в одни и те же возрастные интервалы, матери будет проще распланировать свой день. А это, в свою очередь, позволит выделить время и на ребёнка, и на остальных членов семьи, и на себя. Значит, можно избежать усталости и конфликтов.

С момента появления на свет дети отличаются инстинктивным поведением. К примеру, младенцы приблизительно через равные временные интервалы требуют молока и много отдыхают. Однако у каждого ребёнка свои биологические ритмы.

Чтобы установить правильный дневной распорядок ребёнку в период новорождённости или в 8 месяцев, необходимо спланировать режимные моменты исходя из его личностных потребностей. Сделав это, мать облегчит жизнь и малышу, и другим домочадцам.

Преимущества составления дневного графика

Режим детского дня имеет определённые плюсы, причём не так важно, в каком возрасте малыша родители придерживаются дневного распорядка – в первые 4 недели жизни или в 10 месяцев. Рассмотрим основные преимущества данного подхода:

  1. Достаточно часто режим кормления защищает малыша от 2 до 6 месяцев от возникновения аллергических реакций, диатеза, проблем в работе пищеварительного тракта. Происходит это за счёт контроля объёма пищи в течение суток.
  2. Плач малыша не всегда означает голод, поскольку виной тому может быть и , и болезненное состояние. Если же родитель знает, что ребёнок сытый, то скорее найдёт истинную подоплёку негативных эмоций.
  3. Режим дня 10-месячного ребёнка или новорождённого помогает заранее спланировать свой день таким образом, чтобы успеть совершить покупки, порадовать близких кулинарными творениями и убраться в квартире.
  4. Установление дневного распорядка позволяет подключить к воспитанию, например, 6-месячного малыша отца, старших детей, бабушек/дедушек. При этом ребёнок будет привыкать оставаться с другими домочадцами, а не только с матерью.
  5. Соблюдение суточного графика позволит развивать малыша в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами. То есть ребёнок будет гулять положенное время, достаточно питаться, играть и отдыхать.

Многие родители считают, что режим для 3-месячного ребёнка, а тем более новорождённого не нужен. Если у вас получается и укладывать спать без особых привязок к времени, продолжайте жить в таком ритме. Если же вы ничего не успеваете, следует задуматься о составлении индивидуального графика.

Как составить режим дня для младенца?

Важнейшее условие – учёт особенностей развития младенца в первые недели жизни и ближе к 12-месячному возрасту. Данный период можно условно поделить на четыре этапа, которые вмещают по 3 месяца и отличаются определённой спецификой.

Вопрос актуальности дневного распорядка для новорождённого остаётся открытым. Одни малыши спокойно выдерживают 3-часовые промежутки между приёмами пищи, другие же просят бутылочку или грудь через каждые два часа.

Матери новорождённого необходимо наблюдать за тем, когда он пробуждается, просит покушать, сколько минут «общается» и играет. Заставлять его что-то делать не нужно, лучше всего отмечать его особенности, подмечая индивидуальные биоритмы. Это и станет отправной точкой для создания дневного распорядка.

Если младенец с первых недель жизни подчиняется распорядку, матери нужно попробовать составить собственный дневной режим, чтобы немного упорядочить жизнь. За образец можно взять табличку с графиком для малыша младше года, составленную теледоктором Комаровским.

Таблица дневного режима для младенца

Мероприятия Основные периоды
С 1 до 3 месяцев С 3 до 6 месяцев С 6 до С 9 до 12 месяцев
Часы основных приёмов пищи 6.00, 9.00, 12.00, 16.30, 19.30, 21.30 8.00, 13.00, 19.00
Время введения первого прикорма 10.00, 16.00
Время второго завтрака и полдника 10.00, 15.30
Домашний сон 7.30 — 9.00, 17.00 — 18.00, 21.30-6.00 10.30 — 13.00, 16.30 — 18.30, 21.30 — 7.30 13.30 — 15.30, 21.30 — 7.30
Уличный сон 11.00 — 12.00 По желанию малыша
Бодрствование (игры, активность) 6.30 — 7.30, 12.30 — 16.30, 20.00 — 20.30 8.30 — 10.00, 13.00 — 14.30, 18.30 — 19.30 10.30 — 13.00, 16.00 — 18.30, 20.00 — 21.00
Гимнастика, массажные манипуляции 9.30 — 10.30 7.30 — 8.00
Гуляния на свежем воздухе 11.00 — 12.00, 18.30 — 19.30 14.30 — 16.00, 20.00 — 21.00 8.30 — 19.00, 18.30 — 19.30
Водные процедуры 20.30 — 21.00 21.00 — 21.30

Режим дня 4-месячного малыша и младенца в 8 месяцев всегда составляется индивидуально. Данная табличка – примерный ориентир для мам. Разумеется, время для той либо иной манипуляции и режимного момента можно поменять для своего и детского удобства.

На сегодняшний день эксперты по ГВ и детские врачи убеждены, что кормить новорождённого необходимо так часто, как он требует, и позволять сосать грудь столь долго, как он того желает. В этом и заключается смысл вскармливания по требованию.

Для ребёнка регулярное прикладывание к груди – не простое добывание молока, а своеобразное коммуникативное взаимодействие с матерью. Телесный контакт даёт ему чувство спокойствия, защищённости, психологического комфорта. Для мамы кормление по требованию позволяет наладить лактацию и предупредить лактостаз.

Примерно с двух — трёх месяцев можно попробовать увеличить время между приёмами пищи до 3,5 — 4 часов. При этом если ребёнок лишь недавно покушал и опять требует грудь, следует просто с ним поиграть. Возможно, он просто требует внимания.

Примерно с 6 месяцев, когда наступает время прикорма, следует приучать ребёнка к совместному завтраку или ужину. уже способен сидеть за одним столом со взрослыми и даже употреблять почти взрослые блюда.

Интересно! Несколько по-иному обстоят дела в случае искусственного кормления. График питания и в 2, и в 8 месяцев устанавливает детский доктор, ориентируясь на массу тела и прочие особенности ребёнка. Искусственника кормят не по требованию, а по часам.

Сон

Ещё один важнейшее режимное мероприятие – сон. Обычно новорождённые малыши, если, конечно, они хорошо покушали и чувствуют себя комфортно, спят от одного до другого приёма пищи. Однако некоторые дети просыпаются достаточно часто, что также может быть нормой.

Младенцы в 8 месяцев, а также годовалый ребёнок уже не спят в течение 20 часов. Днём они могут укладываться в кроватку два раза, ну а ночью также способны обойтись без пробуждений. Для наилучшего сна нужно создать оптимальные условия: проверить подгузник, проветрить помещение и т.д.

Многие ребятишки днём лучше засыпают на свежем воздухе. Идеальный вариант – гулять с крохой в тихом месте без машин, но также можно воспользоваться застеклённым балконом либо открыть форточку в помещении (важно исключить возникновение сквозняков).

Поначалу малыш бодрствует очень мало – до четверти часа, но ко второму месяцу активность увеличивается, поэтому мама может использовать данное время для развивающих занятий, массажных манипуляций и простого общения.

Дети в 6 месяцев – это полноценные «собеседники», так что сфера активности и игровых занятий резко расширяется. Родители могут читать малышу стихи, рассказывать потешки, предлагать различные игровые принадлежности.

Ребёнок в 10 месяцев уже хорошо ползает и даже пробует вставать на ножки. Следовательно, репертуар игр ещё более расширяется. Можно стимулировать его двигательную активность с помощью специальных упражнений и приспособлений.

Прогулки

С новорождённым ребёнком гуляют минимум дважды в сутки. При этом продолжительность пребывания на свежем воздухе постепенно увеличивается, начиная с нескольких минут и заканчивая 2 — 3 часами зимой при комфортной температуре. В летнее время сроки нахождения во дворе не ограничены.

По мере взросления малыша гуляния и игры нужно совмещать. В 8 месяцев ребёнок уже способен изучать окружающий мир, а чем активнее он будет днём, тем крепче и спокойнее станет его сон. Годовалые дети уже способны делать первые шажки на улице.

Водные и гигиенические процедуры

Купание ребёнка перед укладыванием в кроватку – это ежедневный ритуал, которые не просто является гигиенической процедурой, а становится настоящим «звоночком» к засыпанию, особенно если использовать расслабляющие ароматические масла или травы (предварительно следует убедиться в отсутствии аллергии).

Кроме того, требуются и прочие ежедневные гигиенические манипуляции: умывание утром, подмывание после опорожнения кишечника и мочевого пузыря, очищение носовой полости от засохших корочек и соплей, просмотр и очистка ушек.

Со временем выросший ребёнок поначалу окажется в яслях, потом в дошкольном учреждении, потом в школе, где основообразующим моментом является правильный режим дня. А если кроха с пелёнок приучен к распорядку, то ему будет намного проще привыкнуть к новым условиям.

Распорядок дня ребёнка раннего и дошкольного возраста существенно отличается от режима дня 4-месячного малыша. Ребёнок взрослеет, следовательно, снижается количество времени на сон и увеличивается продолжительность активного познания окружающего мира.

Изучение медицинских и психологических источников позволяет сделать вывод, что дошкольников необходимо приучать к следующему дневному распорядку:

  • максимальная длительность непрерывной активности – 5 — 6 часов;
  • общая продолжительность сна – 12 часов (при этом около 2,5 часов должно приходиться на дневной сончас);
  • в течение суток 4 основных приёма пищи с временным промежутком в 3,4 — 4 часа.

Обязательно узнайте, каков режим дня в детском саду, который посещает ваш ребёнок или только планирует посещать. Это позволит максимально сблизить домашний и детсадовский график, что крайне важно для нормального развития малыша.

Таблица дневного режима для дошкольника

Приблизительное время Основные мероприятия, занятия и процедуры
7.30 Пробуждение, утренние гигиенические процедуры, одевание
8.30 Первый приём пищи
9.00
10.00 Второй завтрак
10.15 — 12.30 Гуляние, игры на свежем воздухе
13.00 Обеденный перерыв
13.30 — 15.00 Сончас
15.30 Лёгкое перекусывание
16.00 Разнообразные развивающие занятия, включающие подвижную игровую деятельность, творческие задания, рисование и пр.
18.30 Вечерний приём пищи
19.30 Неактивные игры, общение, просмотр мультиков
20.00 Подготовка к засыпанию, чтение книжек, купание, гигиенические процедуры
21.00 Ночной сон

Питание

Для 3 — 6-летнего ребёнка характерен пятиразовый режим питания, который состоит из трёх основных приёмов пищи – утреннее, обеденное, вечернее кормление, а также двух дополнительных лёгких приёмов пищи – второго завтрака и полдника.

Основные приёмы пищи включают горячие блюда. При этом утреннее и вечернее кормление составляет 25 % по калоражу, обед – порядка 40 %. Остальная еда должна быть низкокалорийной и состоять из фруктов, кисломолочных продуктов.

Сон

В дошкольном детстве суточная длительность дремоты составляет 12,5 часов для малышей до 5 лет, 11,5 часов для детей 6 — 7-летнего возраста. При этом основная часть дневного сна – порядка 10 часов – приходится на тёмное время суток.

Послеобеденный сон обязателен в раннем дошкольном возрасте, однако режим дня ребёнка в 7 лет может и не включать данный момент. В этом случае для отдыха следует выбирать спокойные игры, чтение книжек, простое лежание в кровати или рисование.

Гуляния и игровая активность на свежем воздухе – обязательный элемент дневного распорядка дошкольника. Специалисты советуют совершать прогулки с ребёнком при любых погодных условиях, исключение – ливень и сильный холод.

Важно! Кроме того, регулярные «променады» можно считать закаливающими процедурами. Свежий воздух укрепляет здоровье, уменьшает вероятность простудных заболеваний, способствует улучшению обменных процессов в организме.

Развивающие занятия

С ребёнком дошкольного возраста проводят самые разные занятия: математические, физкультурные, творческие, музыкальные, танцевальные, речевые и т.д. Подобная деятельность должна осуществляться во время наибольшей работоспособности – 9 — 12 и 16 — 18 часов.

Не следует перегружать малыша разнообразные секциями, центрами развития. Для ребёнка, обучающегося в садике, будет достаточно двух — трёх добавочных занятий. В ином случае может произойти понижение иммунитета, рост невротических реакций, возникновение проблем со сном.

Чтобы разработать режим дня 6-летнего ребёнка или дошкольника помладше, необходимо соблюдать определённые правила. Рассмотрим основные советы психологов и детских врачей:

  • попробуйте играть с ребёнком, приучая его к дневному распорядку. В этом смогут помочь стишок, различные рисунки, которые схематически изображают расписание, раскраска по соответствующей теме;
  • старайтесь не отклоняться от составленного графика даже в выходные дни. Визит гостей не должен становиться поводом к изменению распорядка;
  • если ребёнок заболел, обязательно вносите коррективу в дневной режим. В данной ситуации не следует соблюдать график по минутам и секундам;
  • не нужно заменять активную подвижность и гуляния на свежем воздухе на компьютерные игры, многочасовой просмотр мультипликационных фильмов;
  • демонстрируйте положительный пример, то есть старайтесь сами соблюдать дневной распорядок. В ином случае ваш дошкольник поймёт, что правила выполнять необязательно;
  • включайте в воспитательный режим специальные ритуалы, которые помогут скорее засыпать, пробуждаться, начинать и заканчивать прогулки, расставаться перед садиком.

Главная цель родителей – отрегулировать дневной распорядок дошкольника в шесть — семь лет таким образом, чтобы режим дня первоклассника не пришлось изменять слишком радикально. Это позволит существенно ускорить процесс адаптации в начальной школе.

Переход в школьное учебное учреждение – новый и крайне важный период в жизни ребёнка. Режим дня первоклассника существенно отличается от графика жизни дошколёнка. Нагрузки только возрастают, к тому от детей теперь требуется большая собранность и ответственность.

Специалисты настоятельно советуют родителям разработать и соблюдать режим дня для школьника начальных классов. Подобная упорядоченная жизнь позволит уберечь юного ученика от переутомления и нервного истощения, а также сохранить оптимальную работоспособность.

Согласно научным данным, выделяют 2 пика работоспособности в течение суток: с 8.00 до 11.00 и с 16.00 до 18.00 часов. В перерывы между этими временными отрезками показатели трудоспособности существенно снижаются.

Именно поэтому так важно учитывать пики наибольшей психической и физической активности. Нередко родители удивляются тому, что ребёнок слишком долго выполняет домашние задания в вечернее время, хотя до этого демонстрировал завидную работоспособность. Просто он устаёт ближе к ночи.

Дневной график первоклашек, который представлен ниже, подойдёт и для учеников других классов, поскольку он учитывает время, требующееся для решения уроков и выполнения прочих видов внеклассной учебной деятельности.

Таблица распорядка дня для первоклассника

7.00 Пробуждение
7.00 — 7.20 Разминка, водно-гигиенические процедуры, уборка кровати
7.20 — 7.40 Первый приём пищи
7.40 — 8.10
8.15 — 8.25 Подготовка к урокам
8.30 — 12.30 Школьные уроки
10.00 — 10.15 Школьный завтрак
12.30 — 13.30 Возвращение домой и прогулка на свежем воздухе
13.30 — 14.00 Домашний обеденный перерыв
14.00 — 15.00 Тихий час, подразумевающий сон, просмотр мультфильмов или обычный отдых
15.00 — 16.00 Гуляние на улице, помощь родителям и пр.
16.00 — 16.15 Полдник
16.15 — 17.15 Решение уроков (2 класс – именно с этого времени в настоящее время задают детям домашние задания)
17.15 — 19.00 Гуляние на свежем воздухе, работа по дому, просмотр мультфильмов
19.00 — 20.00 Последний приём пищи, свободное время, спокойная игровая деятельность
20.00 — 20.30 Подготовка к засыпанию
20.30 — 7.00 Сон

Если режим дня ребёнка в 8 лет и немного старше меняется и для школьника 2 класса наступает вторая смена, не следует особо переживать, поскольку дневной распорядок будет строиться по тем же принципам, что и для «утренних» детей. Изменится только время на выполнение уроков и посещение учебного учреждения.

Пробуждение

Начало дня для школьника 1 класса и старше может начинаться с зарядки прямо в кровати. Не следует заставлять ребёнка мгновенно подниматься и выполнять силовую тренировку. Лёгкие упражнения предназначены для окончательного пробуждения, создания хорошего настроения.

Специалисты рекомендуют включать бодрящую музыку или заучить с детьми весёлые стишки. Подобное сопровождение развеселит ребёнка и обеспечит позитивный настрой на весь день. Также следует периодически менять музыкальное сопровождение и комплекс гимнастических движений.

Будить ребёнка в восемь — десять лет нужно в определённое время, чтобы он смог спокойно, без спешки провести водные процедуры, позавтракать, вымыть кружки-тарелки и прибыть в учебное заведение за четверть часа до начала первого урока.

Для ученика 1 класса особую важность представляет сбалансированный и полноценный рацион, поскольку ребёнок работает и физически, и умственно. В меню необходимо включать больше свежих плодов, кисломолочных продуктов, мясных и рыбных блюд.

Первый приём пищи должен быть довольно калорийным и питательным, поскольку в следующий раз он покушает только после 10.00. Медики рекомендуют готовить на завтрак горячую кашу, альтернативой которой могут стать сырники, запеканка из творога или омлет. Лучший напиток для юного ученика – какао с молоком.

После окончания уроков детей должен ожидать полноценный обеденный стол, состоящий из супа, тефтелей и прочих сытных блюд. Обязательно научите ребёнка пользовать микроволновой печью или храните обед в термосе.

Ужин не должен быть слишком калорийным. Идеальный вариант – повторить меню завтрака, то есть накормить ребёнка кашей, запеканкой (творожной либо картофельной), салатом из овощей. Также нельзя забывать о кисломолочных продуктах, кефир – лучшее окончание учебного дня.

Домашнее задание

Режим дня школяра в первом классе обычно не предусматривает выполнение домашних уроков, однако родителям следует составлять дневной распорядок с момента поступления в школу таким образом, чтобы в нём оставалось время на целенаправленные занятия.

Разумеется, речь не идёт о решении каких-либо сложных задачек. Можно почитать с ребёнком книгу, порисовать, закрепить пройденный в школе материал. При этом важно учитывать нагрузку и совершать перерывы через каждые 30 минут.

Создайте ребёнку комфортную учебную обстановку. Для этого необходимо организовать рабочее место, исключить громкую музыку, отказаться от просмотра телевизора, пищи на столе и прочих отвлекающих факторов.

Свободное время

Обычно время для отдыха и прогулок у детей начальных классов обнаруживается во вторую половину дня. Ребёнок может поиграть дома или с приятелями на улице, поиграть в спокойные или активные игры, посмотреть телевизор (не очень долго).

Поскольку в начальных классах детям свойственна повышенная активность, необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнок больше бегал, прыгал, занимался подвижными играми. Вечером лучше погулять с ним на свежем воздухе. Если же погодные условия не позволяют выйти на улицу, предложите первоклашке настольную игру или книжку.

Сон

Детям в начальной школе необходимо спать по крайне мере 9 часов. Крепкий и продолжительный сон позволит восстановить силы, укрепить иммунитет и предупредить переутомление. В ином случае не исключены неврозы, плохая успеваемость.

Перед засыпанием следует исключить подвижные развлечения, телевизионные передачи, которые могут возбудить нервную психику, ссоры и выяснение отношений. Предложите ребёнку принять тёплую ванну, приготовьте ему кружку тёплого молочка с мёдом.

Хотя первоклашки достаточно скоро привыкают к дневному распорядку, они ещё неспособны составить и наладить его своими силами. Именно поэтому взрослые должны ввести в детскую жизнь упорядоченный режим, при этом учитывая особенности ребёнка. Как правильно разработать новый график?

  • для родителей первоклассника родительское собрание становится отличной возможностью узнать все нюансы от педагогов. Вероятно, будущий классный руководить сможет предложить примерный план составления портфолио для ученика;
  • в интернете можно скачать плакат с режимом дня школьника в картинках, различные шаблоны и яркие картинки, которые обязательно понравятся ребёнку. После этого распечатайте приблизительные схемы и повесьте в детской комнате;
  • поначалу все режимные моменты нужно выполнять совместно с ребёнком: и собирать портфель, и выполнять утренние гимнастические упражнения. Затем ответственность необходимо постепенно перекладывать на школьника;
  • старайтесь соблюдать режим и в выходные дни. Разумеется, небольшое отступление от графика не сможет навредить дневному распорядку, но всё же не следует поддаваться соблазну и разрешать ребёнку целый день за компьютером.

Распорядок дня 8-летнего ребёнка – обязательный элемент развития и воспитания ученика начальных классов. Для составления графика можно придумать собственную схему или скачать шаблон «Режим дня» с многочисленных интернет-ресурсов.

Правильный режим дня для старшего школьника во многом совпадает с дневным распорядком учеников начального звена. В основе графика лежат ранний подъём, водные процедуры, приёмы пищи, учебные занятия, гуляния на свежем воздухе. Отличаются только количественные показатели.

К примеру, ребята возрастом до 10 лет нуждаются в десятичасовом ночном отдыхе, тинейджеры же могут спать уже 9 часов. Регулярный недосып приводит к переутомлению, понижению трудоспособности, ухудшению процессов запоминания и внимательности.

Продолжительность познавательных нагрузок для первоклассников и старших школьников тоже отличается. Учебный график младших учеников состоит из четырёх уроков, подростков – из 6 — 7 занятий. Возрастают временные показатели для решения домашних заданий.

Имеются отличия в особенностях питания, отдыха, физических нагрузок. Взрослый ребёнок обычно питается 3 раза в сутки, больше занимается спортивными упражнениями, выбирает себе занятия по вкусу, у него появляются собственные пристрастия в плане развлечения и учёбы.

Таблица распорядка дня старшеклассников

Временные интервалы Режимные моменты
11 — 13 лет 14 — 17 лет
7.00 7.00 Подъём
7.00 — 7.30 7.00 — 7.30 Выполнение гимнастических упражнений, умывание, водные процедуры, заправка кровати
7.30 — 7.50 7.30 — 7.50 Первый приём пищи
7.50 — 8.15 7.50 — 8.15 Отправление в учебное учреждение (здесь следует учитывать расстояние от дома до школы)
8.30 — 14.00 8.30 — 14.30 Школьные уроки
14.00 — 14.30 14.30 — 15.00 Приём пищи в учебном заведении, возвращение домой
14.30 — 15.00 15.00 — 15.30 Обеденный перерыв дома
15.00 — 17.00 15.30 — 17.00 Гуляние на свежем воздухе, спортивные развлечения (футбол, лыжный спорт, ледовые или роликовые коньки)
17.00 17.00 Полдник
17.00 — 19.30 17.00 — 20.00 Выполнение школьных уроков, заданных на дом
19.30 — 21.00 20.00 — 21.30 Последний приём пищи и свободная деятельность
21.00 — 21.30 21.30 — 22.00 Приготовление к засыпанию (гигиенические процедуры, подготовка одежды и обуви)
21.30 — 7.00 22.00 — 7.00 Сон

Правильный режим дня для взрослого всегда подразумевает индивидуальный подход. Представленный выше график – лишь образец, родители же вместе с ребёнком должны обращать внимание на физически и познавательные особенности, привычки и интересы.

Оптимальное время на выполнение уроков – 2 — 2,5 часов в день. Если ребёнок не укладывается в данный временной интервал, необходимо разобраться, что стало причиной подобной нерасторопности. Возможно, старший школьник испытывает сложности в определённом предмете, не умеет работать рационально или его рабочее место организовано неправильно.

Следите за тем, чтобы ребёнок садился за учебный стол после того, как отдохнёт от школы, пообедает, побывает на улице пару часов. Лучше всего зафиксировать время начала решения уроков, это поможет упорядочить детский график.

Свободное время

Как составить дневной график, чтобы подросток смог уделять время своим склонностям и потребностям? Примерно 1,5 — 2 часа ребёнок должен заниматься своими делами: чтением, просмотром мультипликационных или художественных фильмов, общением в сети или игрой в компьютерные развлечения.

Ещё три часа необходимо выделить на активную деятельность на свежем воздухе. Это могут быть обычные гуляния с друзьями, игровые и спортивные развлечения. Однако важно объяснить ребёнку, что чрезмерная увлечённость физической активностью также может снизить работоспособность.

В летние и зимние каникулы, в выходные дни нахождение на свежем воздухе можно увеличить. При этом нужно не просто говорить о важности активного времяпрепровождения и вреде увлечения компьютерными играми, но и показывать положительный пример.

Питание

Правильно организованный рацион – важный элемент нормального самочувствия и работоспособности подростка. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок завтракал через полчаса после побудки и ужинал не позднее полутора часов до сна.

Обязательно делайте горячие первые и вторые блюда для старшего школьника, поскольку в этом возрасте появляется не самая лучшая привычка «перехватывать» бутерброды, хот-доги и прочие малополезные продукты на бегу между основными приёмами пищи.

Сон и подъём

Ещё один важный элемент правильного дневного распорядка – здоровый сон. Режим дня для старшеклассника должен учитывать потребность в ночном отдыхе, при этом, как мы уже отмечали, она снижается по мере роста ребёнка и постепенно приближается к взрослым показателям.

Утренняя побудка должна осуществляться в заранее обозначенные временные отметки, но исключение делается в субботу и воскресенье, праздничные дни, каникулярные периоды. Привычка подниматься в определённое время поможет выработать у ребёнка дисциплину и ответственность.

Подросток уже способен участвовать в составлении дневного графика. В этом ребёнку поможет презентация, шаблоны с рисунками, примерные схемы распорядка. Нарисуйте вместе с учеником расписание учебных и выходных дней.

В качестве заключения

Распорядок дня – это важнейшее условия для нормального развития ребёнка и в 10 месяцев, и в 7 лет, и в 15 лет. Однако важно понимать, что для каждого возраста имеются собственные параметры основных режимных моментов – сна, питания, свободной деятельности, занятий и отдыха.

Чтобы разработать график, подходящий для ребёнка, необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности воспитанника. Помощью и основой может служить режим дня в стихах, специальные шаблоны, картинки, которые можно распечатывать и развешивать в комнате.

Современные родители стремятся растить детей в атмосфере, свободной от жестких рамок, принуждения и давления. Подрастающему поколению предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, делать выбор, учиться слушать себя. В такой концепции воспитания режим дня для ребенка занимает особое место. Как создать идеальный распорядок, подходящий маме и ребенку, обеспечивающий здоровье и психологический комфорт малыша, на какие принципы следует опираться, продумывая организацию детских будней?

Жизнь ребёнка первого года жизни сложно уместить в строгие рамки – новорожденные еще не осознают своих желаний, быстро растут, их потребности стремительно меняются. Интенсивные темпы развития оказывают значительное давление на психику – кроха не умеет слушаться, рассуждать и договариваться, зато обладает даром капризничать и устраивать истерики. Нужна ли четкая организация рутины таким крошкам?

Плюсы соблюдения распорядка


Минусы режима

  • Сложность организации для детей самого раннего возраста.
  • В более старшем возрасте дети становятся строптивыми, встает проблема «как его заставить…».
  • Идея четкого распорядка уходит корнями в советские времена – является пережитком прошлого.
  • Неповторимую, свободную личность жесткие ограничения загоняют в рамки и стандарты, таким образом подавляя индивидуальность.

По мнению педиатров и психологов, жесткая регламентация методов и способов взращивания детей действительно не оправданна, однако специалисты выступают однозначно за режим, рекомендуя выстраивать его максимально гибко. Основная идея построения «жизни по часам» — соблюдение так называемых ритмов ребенка и других членов семьи с учетом особенностей каждого. Задача родителей – органично вписать сыночка или дочурку в уже сложившиеся семейные будни. Процесс организации нового распорядка требует времени и терпения.

Основы построения режима

При организации режима дня для ребенка придерживайтесь принципов, позволяющих достичь максимального уровня комфорта для всего семейства:


Главное, на что следует опираться при налаживании режима, – индивидуальные особенности карапуза, а также устоявшийся образ жизни семьи. Кроме того, необходимо делать поправку на возраст – установить режим для отпрыска двух-трех лет значительно проще, чем для младенца до годика.

Как облегчить привыкание ребенка к режиму

Деткам бывает трудно перейти к строго определенной последовательности действий в силу несовершенства нервной системы, работы органов, подвижности биоритмов. Мягко приучить чадо к распорядку помогут следующие шаги:


Если кроха перепутал день с ночью

Феномен перевернутого режима свойствен многими детками первых месяцев – сутки переворачиваются наоборот, днем чадо много спит, а ночью бодрствует до 4-5 часов подряд. Такие фокусы утомляют и родителей, и малышей. Если речь не идет о болезни, нормализовать график помогут простые действия:

  • Обеспечьте комфорт спального места малютки: низкая подушка либо ее отсутствие, ровная поверхность матраса, натуральные материалы постельного белья.
  • Соблюдайте комфортную температуру, исключите замерзание или перегрев.
  • Попробуйте мягкое пеленание на ночь.
  • Не перекармливайте непоседу вечером, не давайте сладкого перед сном.
  • Подумайте, не подвергается ли карапуз постоянному стрессу. Возможно, стоит отказаться от регулярного посещения бассейна, динамической гимнастики либо контактов с посторонними людьми.
  • Насыщайте моменты дневного бодрствования активной деятельностью.
  • Ночью сохраняйте тишину и темноту. Даже если карапуз наотрез отказывается спать, не стоит организовывать игры, походы на кухню за едой, постарайтесь ограничиться валянием в постели при выключенном свете.
  • Берите грудничка спать с собой – дети спят крепче и дольше под боком у мамы.

Чаще всего день и ночь встают на свои места в течение 3-4 недель, однако этот период может затянуться до 2-3 месяцев – в таком случае нелишней будет консультация педиатра или специалиста по сну.

Особенности режима в зависимости от возраста

Жизнь новорожденных детишек весьма хаотична, структура режима ребенка в 1 год – более организованна, детсадовцы уже умело подстраиваются под требования вовремя есть, играть и гулять, а школьники способны контролировать свое расписание самостоятельно.

Таблица ниже описывает основные нюансы распорядка дня для детей раннего возраста.

Возраст (месяцы) Особенности графика
1 До 20 часов в течение суток новорожденный спит. Если крошка находится на грудном вскармливании, то практически все время между снами кушает. Сны на груди также являются нормой. Детишки на искусственном вскармливании получают смесь по графику, начиная с первых дней жизни. На первом месяце важен обильный телесный контакт с мамой. Новорожденные хорошо спят в коляске на балконе. Педиатры рекомендуют начинать выходить гулять с 10-15 минут, последовательно увеличивая время. Месячные дети могут спать на улице по 2-3 часа.
2-3 Как правило, режим дня ребенка в 2 месяца все еще завязан на снах. Два-три раза (чаще три) крошки спят, каждому сну предшествует кормление, просыпание также является сигналом к тому, что детке необходимо приложиться к груди. В этом возрасте может случиться так называемый «лактационный криз» — детеныш чаще просит грудь, возникает ощущение, что ему не хватает молока. Это связано со скачком роста: продолжая грудное вскармливание по требованию, мама выравнивает ситуацию в течение 3-5 дней. Прогулки трехмесячных детишек совпадают со снами. Можно увеличить время купания, между снами заниматься активной гимнастикой, выкладывать карапуза на животик, показывать ему игрушки.
4-6 Продолжительность снов сокращается. Детка довольно рано укладывается вечером (20-21 час), рано просыпается (5-6 часов), дважды или трижды отдыхает днем. Начинают прорезываться зубки, в связи с чем график обычно сильно сбивается, и восстановить его будет сложно. Дневные прогулки можно организовывать вне снов. Шесть месяцев – оптимальный возраст для ввода прикорма, ЖКТ уже готов знакомиться со взрослой пищей. Кормите малыша в те же часы, что кушаете сами. Совместное со взрослыми принятие пищи способствует здоровому аппетиту. Внимательно следите за реакциями чада на продукты, изучайте его предпочтения. Между снами полугодовалые карапузы разворачивают активную деятельность – многие начинают ползать, садиться, переворачиваться.
8-10 К этому моменту многие непоседы переходят на два сна, которые лучше всего проводить дома. Количество прогулок зависит от времени отдыха и погодных условий. Днем детишки много играют, отрабатывают навыки ползания, учатся вставать. Увеличиваются порции еды. Часы завтрака, обеда, полдника и ужина мама может определить достаточно строго.
12 Первый серьезный кризис развития затрудняет четкую организацию дня ребенка в 1 год – непоседа становится капризным, ему трудно перестроиться на одноразовый тихий час, он отказывается от еды, требует то одного, то другого, проявляет характер. Лучшая тактика для мамы на этом этапе – набраться терпения, отказаться от жестких мер и «ломки» распорядка, стараться перейти в «режим сохранения энергии», то есть делать так, как удобно ей и ребенку.

Значительные изменения претерпевает режим дня ребенка в 2 года и старше: некоторые детишки делают попытки уйти от дневных снов, дни становятся насыщенными, чадо становится активным членом семьи, принимающим полноправное участие в семейных ритуалах. Двух-трехлетки учатся контролировать себя, поэтому в организации режима можно использовать мотивирующие, игровые приемы, договариваться, объяснять. С началом посещения садика дошколята переходят на новый виток развития, распорядок будней соотносится с режимом садика. На выходных психологи и педагоги рекомендуют придерживаться приблизительно того же расписания.

Успешно организовать режим дня для деток любого возраста поможет ориентация на их индивидуальные биоритмы и стремление создать гармоничную, комфортную семейную атмосферу, где все будут чувствовать себя свободно и уютно.

Во время школьных каникул и родительских отпусков дети отвыкают от привычного распорядка дня. Какой режим отдыха оптимален для ребенка летом, как сделать так, чтобы каникулы действительно пошли на пользу и до какой степени можно позволить ребенку расслабиться, разбираем в этом материале.

Распорядок дня

Каникулы и масса свободного времени вовсе не означают, что ребенок должен быть предоставлен себе самому и может делать все, что придет в голову. Четкий режим необходим ребенку всегда, пусть даже на время каникул он будет более щадящим. Время отхода ко сыну можно сдвинуть на час-полтора в зависимости от возраста (но крайне желательно, чтобы ребёнок ложился не позднее одиннадцати вечера). От ранних утренних подъемов по будильнику ребенка тоже желательно избавить, хотя, конечно, многие детки сами по себе жаворонки и рано встают даже на каникулах, чтобы побольше успеть. Норма сна для дошкольников и школьников - 9-10 часов, если спать дольше, появятся вялость, разбитость, да и времени на игры и прочие радости останется меньше, так что не бойтесь будить ребенка после 9 утра.

Летний режим также обязательно включает все привычные гигиенические процедуры, утреннюю зарядку (перед школой или садиком на нее часто не остается времени), две прогулки - до обеда и вечером, и обеденный сон или отдых (в зависимости от возраста).

Питание

Да, летом почти все дети едят мало, и все, что вам остается - смириться с этим и скорректировать меню. Минимум жареного, мясного и горячих супов, максимум ягод, овощей, фруктов, компотов и молочных продуктов. Не паникуйте, если ребенок ничего не ест, не заставляйте его насильно и не соблазняйте его фастфудом, ведерком мороженого и другими обычно запретными, но зато сытными по вашему мнению продуктами - ничего, кроме вреда со всех сторон, это не принесет.

Летний досуг

Поездка с родителями на море, лагерь или бабушка в деревне? Конечно, все эти варианты для ребенка более предпочтительны, чем лето в четырех стенах квартиры. Учтите, однако, что отпуск за пределами привычной широты (за границей или на отечественном юге) нельзя назвать в полном смысле отдыхом для ребенка - дорога и смена климата может стать для его организма стрессом, сводящим на нет весь оздоровительный эффект морского воздуха. Если есть возможность, отправляйтесь за пределы родного города минимум на месяц - тогда организм успеет привыкнуть к новым условиям и отдых действительно пойдет ребенку на пользу.

Дача, деревня, турбаза за Волгой - оптимальные для ребенка варианты летнего досуга. Много свежего воздуха, привычные или более натуральные продукты, новые друзья, подвижные игры - никакое море в Турции с аниматорами ребенку этого не заменят.

Что же касается лагерей, ситуация здесь двоякая. Обычные и знакомые нам с детства загородные лагеря со сменами, кострами и вожатыми - вариант неплохой, если ваш ребенок морально готов расстаться с вами и видеться только в «родительские дни». Согласитесь, для шестилетнего малыша (а именно с этого возраста многие лагеря готовы брать детей) разлука с родителями может стать немалым стрессом, а лет с 10-11 дети только рады будут такой самостоятельности. А вот так называемые «лагеря дневного пребывания» в черте города - по сути, просто шанс пристроить ребенка хоть куда-нибудь. Программы в них могут быть насыщенными и интересными, но основной задачи - пребывание на свежем воздухе и отдых - они не решают.

Полезные занятия

Кроме бесконечных игр и беготни, в летний режим дня ребенка должны обязательно входить творческие занятия - рисование, лепка и т.п. Если ребенок отказывается сидеть на одном месте, предложите ему выйти с альбомом на пленэр в ближайший парк, раскрасить собранные на прогулке камушки, собрать гербарий или вместе создать летний фотоальбом. Не стоит забывать и про учебные занятия - чтению, письму, математике и прочим полезным дисциплинам ребенок, начиная с 5 лет, должен уделять хотя бы полчаса даже на каникулах.

Детям 7-8 лет и старше на летних каникулах можно делегировать часть домашних дел. Это дисциплинирует и, как правило, делает ребенка более взрослым в его собственных глазах. Начать можно с ухода за домашними питомцами или помощи бабушке на грядках. Не забывайте благодарить юного помощника и отмечать, как хорошо у него получается то или иное дело.

Возвращаемся к привычному

Самый большой минус лета - то, что оно обязательно заканчивается. Чтобы возвращение к будням не стало для ребенка слишком большим стрессом, потихоньку возвращать его к обычному режиму нужно уже с середины августа. Каждый день сдвигайте время отхода ко сну и пробуждения на 10 минут, плавно увеличивайте время, уделяемое творчеству и учебным занятиям. Если ребенок еще слишком мал и бунтует против «закручивания гаек», обязательно проговаривайте и объясняйте происходящее. Хорошим решением могут быть активные параллельные приготовления к школе или переходу в новую группу в детском саду - вы можете вместе спланировать покупку новой одежды или игрушки для сада, выбрать новые школьные принадлежности, сделать в комнате небольшую перестановку. В этом случае ребенок проще смирится с окончанием каникул и изменением летнего режима и будет с нетерпением ждать сентября.

Татьяна Выводнова