Классный час «Наши страхи»

Цели и задачи

Познакомить детей с некоторыми причинами возникновения страха, формировать умение находить выход из критической ситуации;

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

Развивать внимание, мышление, смысловую память.

Оборудование

У учащихся - тетрадь, ручка.

Ход классного часа

Расшифровка учащимися темы

Учитель . Ребята, расшифруйте тему беседы. Для этого из каждой строки таблицы выпишите только те буквы, которые не повторяются. (Запись на доске.)

Дети выписывают буквы в тетрадь.

Ответ. Наши страхи.

Слово учителя. «Что такое страх? Когда надо, а когда не надо бояться?»

Учитель. Все живые существа могут иногда чего- нибудь или кого-нибудь бояться. Мышь боится кошки, кошка боится собаки, собака боится своего хозяина, а хозяин боится, к примеру, грозы.

А чего боитесь вы? (Ответы детей.)

Боятся все, даже герои, но они умеют преодолевать свой страх.

Что такое страх? Если заглянуть в словарь, то можно найти его определение: «СТРАХ - отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности».

Существуют страхи, основанные на собственном опыте (кто-то в детстве чуть не утонул, поэтому боится воды). Бывают страхи, вызванные незнанием (не знаете, как обратиться к взрослому человеку, поэтому боитесь спросить его о чем-либо). Есть страхи, внушенные кем-либо (выйдешь в сумерки на улицу - на тебя нападет маньяк). Также существуют страхи нафантазированные (привидения, оживающие куклы).

Чувство страха совершенно естественно и иногда даже полезно, потому что может помочь избежать опасности, спасти жизнь людям и животным, заставляя их прятаться или защищаться. Страх принуждает действовать. Было бы просто глупо не испугаться, услышав оглушительный взрыв или увидев разбушевавшийся пожар. Страх спасает нас, заставляя убежать подальше от взрыва или пожара, а не стоять на месте, сложа руки.

Страх вреден только тогда, когда он ничем не оправдан, то есть когда бояться, в сущности, нечего. Например, не нужно пугаться громкого лая собаки. Лай может означать, что собака голодна, ей хочется пить или гулять. Некоторые дети боятся темноты и не могут спать без света. Но темнота сама по себе никому не причиняет вреда - напротив, она несет покой и отдых. Если бы круглые сутки светило солнце, то по вечерам нам было бы трудно заснуть и полноценно отдохнуть после трудового дня. Кое-кто из детей боится животных. Таких хищников, как тигр или крокодил, можно и нужно бояться. Но если ребенок пугается при виде обычной кошки, то с этим страхом нужно бороться.

Обо всех своих страхах дети обязательно должны говорить взрослым, а те постараются найти способ помочь ребенку. Так, например, избавиться от страха перед кошкой поможет подаренный крошечный котенок. Научившись играть с ним, заботиться о нем, ребенок поймет, что это замечательное существо, оно ничем не опасно, а наоборот, доставляет много радости.

Игра «Правда ли?»

Учитель. А теперь ответьте, правда ли, что не нужно бояться...

♦ играть в футбол на дороге?

♦ переходить улицу на красный свет светофора?

♦ впускать в квартиру незнакомого человека?

♦ если заблудился в центре города?

♦ заглянуть в оставленный кем-то на остановке сверток?

♦ посещать стоматолога?

♦ гулять на улице одному поздним вечером?

♦ ходить по крыше дома?

♦ защищаться, когда на вас нападает какой-нибудь задиристый ровесник?

♦ купаться одному в незнакомом месте?

♦ драться, если ваш противник в приступе бешенства взял в руку камень?

♦ если вы почувствовали запах газа в квартире?

♦ если незнакомец приглашает вас прокатиться с ним в машине?

♦ безлюдных мест: пустырей, оврагов, заброшенных домов, чердаков?

♦ пауков и гусениц?

♦ отправляться одному в дальнюю поездку?

♦ кричать, звать на помощь, если к вам пристают и пытаются удержать силой?

Примечание. Дети поясняют свои ответы.

Тренинг «Как поступить в данной ситуации?»

Учитель. Помните: неприятность можно предсказать! Надо только заглянуть на несколько шагов вперед и подумать, чем может закончиться ситуация.

Как вы поступите в следующих ситуациях?

Группа хулиганов пристает к твоей однокласснице:

а) пройдешь мимо;

б) вмешаешься;

в) позовешь на помощь.

Ты заметил, как в магазине вор вытащил кошелек у одного из покупателей:

а) громко закричишь: «Держите вора!»

б) сообщишь охраннику о случившемся;

в) никому ничего не скажешь.

Ты видишь, что у соседей по площадке приоткрыта дверь, хотя знаешь, что они в это время всегда на работе:

а) войдешь в эту дверь;

б) обратишься за помощью к другим соседям;

в) позвонишь в милицию.

Ты один дома. Слышишь, что входную дверь пытаются взломать:

а) откроешь дверь сам;

б) спрячешься под кровать;

в) откроешь окно и будешь просить о помощи прохожих.

Ты катаешься на велосипеде. Тебя останавливают незнакомые подростки и отнимают велосипед:

а) побежишь следом за ними;

б) пойдешь домой и расскажешь родителям;

в) будешь безутешно рыдать.

Развивающие игры

Учитель . Поиграем в игру, которая называется «Пары слов». Я читаю пары слов, вы связываете их между собой по смыслу. Затем я читаю первое слово из пары, вы записываете второе. Спички - пожар. Газ - взрыв. Ливень - наводнение.

Драка - травма.

Воры - кража.

Милиция - сирена.

Крик - помощь.

Телефон - служба спасения.

Скорая помощь - больница.

Страх - действие.

Проверка.

Учитель . А теперь - игра со словом СТРАХ. Она называется «Пятерки слов». Запишите буквы этого слова по вертикали. Ваша задача: придумать на каждую букву этого слова по 5 существительных. Кто выполнит первым - тот победитель.

Теплоход

Художник

Подведение итогов

Учитель задает итоговые вопросы:

Вредно или полезно испытывать страх?

Какие страхи помогают?

Как можно бороться со страхом?

Учитель . Дома нарисуйте на листе бумаги свои страхи яркими красками, затем порвите этот лист на мелкие клочки и выбросьте в урну со словами: «Я больше не боюсь!»

Самые экзотические страхи, которые испытывают люди.

Мы привыкли к тому, что многие люди боятся змей, пауков или высоты, и это даже понятно. Но иногда бывают совсем странные страхи — вроде боязни пуговиц или воздушных шаров, которые не кажутся такими уж забавными тем, кто от них страдает.

Перед вами 25 самых странных человеческих фобий, многие из которых на самом деле могут быть серьезным расстройством и приносить человеку большие проблемы.

Акрибофобия — навязчивый страх не понять смысл прочитанного

Иногда может стать признаком шизофрении (когда больные жалуются, что фраза распадается на слова и отдельные слоги).

Гексакосиойгексеконтагексафобия — страх числа 666

Приступ этой болезни был показан в эпизоде «The Honking» мультсериала Футурама. Тогда Бендер испугался отражения в зеркале отраженных символов «0101100101» (666 в двоичной системе счисления).

Известны несколько случаев, когда номера транспортных маршрутов меняли на другое число, чтобы избежать его.

Гиппопотомонстросескиппедалофобия — говорит сама за себя — боязнь длинных слов

Гносиофобия (эпистемофобия) — страх перед получением знаний

Логично, что 70% людей, страдающих от этой фобии, — жители мегаполисов и крупных городов. Эту фобию также находили у «детей-маугли», которые выросли вне человеческого общества.

Гидрозофобия — боязнь вспотеть и простудиться или боязнь стать источником неприятного запаха

Страдающие от этой фобии могут позавидовать птицам — у них нет потовых желез, также как у кроликов и свиней не выделяется пот.
Декстрофобия — боязнь предметов, расположенных справа от больного.

Корни болезни, видимо, уходят в детство — когда человек привык ожидать опасности справа.

Дорофобия — боязнь получать или делать подарки

Это скорее не забавная фобия, а серьезная проблема, которая основывается на детских комплексах и упреках.

Кумпунофобия — боязнь пуговиц

1 человек из 75 000 страдает этой фобией, таким людям не советуем смотреть мультик «Коралина в Стране Кошмаров» — для них это будет самым настоящим кошмаром.

Лаканофобия — боязнь овощей

У страдающего этим расстройством при виде овощей может начаться тошнота, головокружение и учащенное дыхание. Запах тоже невыносим. Некоторые не будут есть и продукт, рядом с которым лежал овощ.

Нефофобия — боязнь облаков

Со временем может принимать другие формы, и перейти в боязнь тумана или воздуха.

Омфалофобия — боязнь пупков

Люди, страдающие этой фобией, боятся, когда кто-то прикасается к их пупку, и боятся сами прикасаться к чужим пупкам и смотреть на них. Возникновение этого страха часто связано с тем, что пупки ассоциируются с пуповиной и материнской утробой. Иногда омфалофобы боятся даже думать о пупках.

Омброфобия — боязнь дождя

Страх может привести к серьезной панической атаке. Считается, что боязнь дождя может сформироваться по нескольким причинам, в том числе потому что детям часто запрещают выходить на улицу в дождь, добавляя, что они могут заболеть. Кроме того, дождь часто ассоциируется с депрессией.

Пентерафобия — боязнь тёщи

Возможно, это стало причиной многих анекдотов, но на самом деле это вид расстройства, когда человек просто не в состоянии общаться с тещей (или свекровью).

Погонофобия — страх перед бородами

Ведущий Джереми Паксман (Jeremy Paxman) обвинил ВВС в погонофобии после того, как его раскритиковали за появление на программе Newsnight с бородой.

Папафобия — боязнь Папы Римского

Довольно редкое явление. Она тесно связана с иерофобией (страхом по отношению к священнослужителям или предметам религиозного назначения). Этот страх, как правило, возникает в результате травмы, связанной с Папой.

Трипофобия — боязнь скопления отверстий

Люди, страдающие трипофобией, боятся предметов с множеством маленьких отверстий — они ассоциируются с опасностью. Пока эту разновидность страхов не включили в официальный список фобий, хотя ей, по некоторым данным, страдают тысячи людей.

Трипофобы боятся таких предметов, как медовые соты, губки или растения, имеющие множество маленьких отверстий. Симптомами трипофобии могут стать тошнота, зуд и даже панические атаки.

Хайрофобия — боязнь засмеяться в неподобающей обстановке (например, на похоронах)

Механизм этого страха связывают с защитной реакцией организма, который может странно отреагировать на шокирующую обстановку и защититься проявлением радости.

Хронофобия — боязнь времени

Человека преследуют мысли о времени, тревожное ожидание — «когда же наступит час Х», «мне кажется это никогда не закончится», так и страх перед будущим, перед скоростью течения времени, размышления в стиле «я ничего не успел (не успею)», «сколько времени у меня еще есть» и так далее.

Человек перестает замечать жизнь, все внимание сфокусировано на течении времени и на тревоге, подавленности, которая с этим связана.

Филофобия — боязнь влюбиться

Впрочем, некоторые психологи считают филофобию замаскированной боязнью быть отвергнутым или просто неуверенностью в себе.

На фоне бурного развития интернета появились неизвестные ранее фобии, связанные с гаджетами и общением в социальных сетях.

Пунктумофобия — боязнь получить сообщение с точкой в конце

Отсутствие смайлика означает, что разговор серьезный или что собеседник слишком резко ответил.

Реттерофобия — боязнь ошибиться в слове или не заметить автозамену

Тогда приходится перепроверять написанное несколько раз. Кстати, автозамену можно отключить — и жизнь сразу станет чуть легче.

Имоджифобия — боязнь быть неправильно понятым, используя смайлики или стикеры

Человек в этом случае пугается того факта, что отправил в чате котика или что-то еще легкомысленное.

Многие наши страхи бывают оправданными и даже полезными, а без некоторых нам было бы и вовсе не выжить. Но есть и такие, что вызывают только недоумение и улыбку - начиная от боязни мыльных пузырей и заканчивая боязнью бабочек. Боязнь открытых дверей, ведущих в гардеробную комнату Оказывается, для такой фобии есть специальное название - аучлоклаустрофобия.

Страх спать в темноте Никтофобией (боязнью темноты), согласно результатам нескольких исследований, страдает значительно больше взрослых, чем можно было бы ожидать.

Боязнь входить в непрозрачную, мутную воду По правде говоря эта боязнь, для которой даже нет специального названия - довольно полезная вещь и попала в этот список не совсем справедливо. Зачем входить в мутную воду, в которой непонятно что или даже кто может скрываться?

Боязнь зубных врачей У этого популярного страха тоже нет специального названия.

Боязнь бабочек В то время как большинство людей с пониманием относится к арахнофобии (боязни пауков), лепидоптерофобия (боязнь бабочек) вызывает, в основном, только недоумение и улыбку.

Боязнь пожарных лестниц Этот страх, по всей видимости - родственник боязни высоты.

Страх стоять на стеклянном полу Ещё одна фобия, напрямую связанная с акрофобией (боязнью высоты).

Боязнь женщин Иррациональный страх перед женщинами называется гинекофобия, а ужас, который охватывает при виде мужчины - андрофобия

Боязнь первого этажа На самом деле, жить на первом этаже боятся люди с несколькими разными фобиями, начиная от клаустрофобии (которые боятся оказаться погребёнными под обломками, если здание упадёт), до агорафобии (боязнь проходящих мимо людей).

Боязнь пурпурного цвета Если кто-то из ваших друзей панически боится пурпурного цвета, скажите ему, что он не одинок. Эта фобия называется порфирофобия.

Боязнь акул и китов В принципе, обычный страх перед акулами необоснованным назвать сложно. А вот если он так силён, что не позволяет вам и близко подойти к морю - с этим уже надо что-то делать.

Страх оказаться вне зоны действия мобильной сети Да, это серьёзная фобия и у неё есть серьёзное название - номофобия

Боязнь душа Аблутофобия - одна из самых негигиеничных фобий, она запросто может стоить человеку пары-тройки друзей с хорошим обонянием.

Боязнь тараканов Страдающим катсаридафобией страх перед тараканами кажется вполне оправданным, и мы не собираемся с ними спорить - эти маленькие монстры умудрялись выживать практически в любой глобальной катастрофе с начала времён. Это действительно пугает.

Страх спускаться по лестнице Ещё один страх, родственный боязни высоты. Страдающим этой фобией приходится рассчитывать на лифты (если они не страдают ещё и клаустрофобией). Ну, или можно наловчиться спускаться задом наперёд.

Боязнь мыльных пузырей Страдающим эбуллиофобией, вероятно, несладко приходится ещё и из-за насмешек окружающих.

Страх, что из унитаза вылезет огромная крыса Официального имени эта фобия пока не удостоилась, однако достаточно забить в поисковик что-то вроде «страх крысы в туалете», чтобы понять, что она - совсем не редкость.

Страх открытых пространств и толпы Боязнь больших открытых пространств и толпы называется агорафобией.

Боязнь проходить или проезжать под мостом

Цель: осознание своих эмоциональных состояний и отношений: предупреждение и коррекция страхов; развитие связи чувств с волей.

Задачи:

1. Образовательные:

  • учить анализировать прочитанный текст (отвечать на вопросы, составлять краткий рассказ);
  • закрепить умение употреблять пословицы;
  • учить умению делать выводы в различных ситуациях.

2. Воспитательные:

  • способствовать осознанию детьми возможности самоуправления внутренним состоянием;
  • учиться бороться с отрицательными чертами характера;
  • развивать произвольность.

3. Коррекционные:

  • развивать творческое воображение и фантазию;
  • учить ориентироваться в большом и малом пространстве;
  • развивать осязание и моторику рук.

Наглядность: плакаты с пословицами о страхе.

Предварительная работа:

  1. Изготовление плакатов, аппликаций.
  2. Заучивание стихов, пословиц о страхе.
  3. Подготовка сценки.

Ход занятия

Способность чувствовать дана только человеку. Нет ни одного «плохого», «глупого» или «не нужного» чувства. Таковыми бывают только поступки. Мир чувств – это очень яркий, интересный, загадочный мир. И он у каждого из нас свой – неповторимый, удивительный, индивидуальный. Мы всегда, в любой жизненной ситуации, испытываем разные чувства. А если сказать точнее, когда мы чувствуем, мы переживаем.

Сегодня мы с вами поговорим об одном из чувств – о страхе.

(Звучит песенка из мультфильма о приведениях.)

Кому из вас приходилось сталкиваться с этим чувством? (Ответы ребят.)

Что вы при этом испытывали? (Беспомощность, неуверенность, растерянность.)

Как себя вели? (Мобилизовались или, наоборот, теряли способность к движению.)

Что чаще всего вызывает у вас страх? (Темнота, собака, злой человек, неизвестность.)

Молодцы ребята, ваши ответы очень помогут вам. Мы уже знаем, что эмоции могут выражаться с помощью мимики лица, поз, речи. Давайте составим портрет человека, который боится.

(На ватман ребята наклеивают контур лица и различные варианты бровей, глаз, рта. Правильный вариант – приподнятые брови, расширенные глаза и приоткрытый рот.)

Давайте назовём похожие чувства, когда мы видим такое лицо.

(Каждый по очереди даёт свой ответ, кто назовёт последний вариант, тот победит. Боязнь, трепет, жуть, тревога, беспокойство, опасение, испуг, ужас.)

Как вы думаете. Одинаково ли сильны эти чувства? Давайте расположим слова: беспокойство, ужас, испуг, так, чтобы сила этих эмоций возрастала. (Беспокойство, испуг, ужас.)

Очень хороший и известный писатель Н. Носов написал смешной рассказ о страхе «Живая шляпа». Мы с вами его читали раньше. И сейчас я вам задам по содержанию этого рассказа несколько вопросов.

  1. Понравился ли вам рассказ, и почему? (Да, он смешной, необычный.)
  2. Почему мальчики боялись? (Было страшно, что шляпа сама двигалась.)
  3. Почему же они не убежали, а, наоборот, стали исследовать, наблюдать за шляпой? (Было им интересно, почему так происходит.)

Мы можем сделать вывод: страх рождается вследствие интереса к чему-либо необычному. Если бы Вовка был один, стал бы он наблюдать за шляпой? Если бы вы оказались в такой ситуации вместе с кем-то или в одиночестве, различались бы ваши чувства? Вывод такой: страх – эмоция социальная, окружающие могут заражать страхом или прибавлять храбрость и уверенность.

А можно ли побороть страх? И как его побороть? Я вам сейчас прочитаю небольшой рассказ С. Афонькина «Как побороть страх?»

На свете много страшных вещей – темные длинные коридоры и подозрительные собаки с большими зубами. Волки, прячущиеся в густом лесу, и пауки с длинными мохнатыми лапами. Ядовитые и очень кусачие змеи, грохочущий над головой гром и сверкающая молния. А Баба Яга из сказок? Того и гляди проберется в дом или влетит в окно раскрытое, когда никого из взрослых нет дома. Но на самом деле страшным это только кажется. В темных углах ничего нет интересного, кроме пыли. Подумай – откуда там чему-то взяться, если дом закрыт на плотные замки? Собаки никогда не нападут на детей. А если собака сидит и сторожит что-нибудь, не подходи к ней. Она на работе. Волки давно сами прячутся от людей в дальних лесах. Их даже берут под охрану. Подумай – откуда волк появится в городе или поселке? Пауки никого, кроме мух, не обижают. Змеи при виде человека стараются убраться восвояси. Подумай – если ты не будешь хватать змею за хвост или грозить ей палкой, зачем ей вступать в борьбу с человеком. Гром – это просто звук. Разве звук может причинить вред? Если ты как следует подумаешь, то не будешь бояться и победишь страхи, все до одного!

А как вы думаете, как можно назвать человека, который боится? (Трус.)

(На основании ранее прочитанной истории, которую описал в своём рассказе «Честное слово» Л. Пантелеев, ведётся обсуждение.)

Как вы думаете, мальчик боялся? Можно ли его назвать трусом, почему? (Мальчик боялся, но не ушёл, он переборол свой страх, значит он не трус.)

Кого же тогда можно назвать трусом? (Того, кто не может перебороть свой страх или не хочет пытаться это сделать.)

А как мы назовём людей, которые умеют побороть свой страх? (Смелые, отважные, мужественные, самоотверженные.)

Назовите таких героев: сказочных, существующих или ваших знакомых и родных, почему вы считаете их смелыми. Можно ли научиться быть смелым?

Вспомним ситуации, в которых вы испытывали страх или проявили смелость, храбрость, бесстрашие и заполним таблицу.

Теперь разберём такую ситуацию: мама и маленький ребёнок поехали в метро, где было много народа, и на станции мальчик потерялся. Как поступили в такой ситуации мама, мальчик и окружающие их люди? Что делали они? (Мальчик остался на месте, привлекал к себе внимание взрослых; другие – задавали вопросы, вызывали милицию.)

На сколько эффективны были их действия? (Обратиться к дежурному по станции, успокоить ребенка, мама – обратилась также к дежурному по станции.)

Что чувствовали мальчик и окружающие? (Мальчик – испуг, страх; окружающие – испуг, страх за ребёнка, чувства участия и сопереживания.)

Подумайте, страх мешает или помогает? И как это проявляется? (И мешает, так как испытываешь неприятные ощущения, мысли становятся беспорядочными, и помогает, когда пытаешься себя изменить в лучшую сторону.)

Есть немало пословиц о страхе, назовите некоторые из них. (Страшно дело до зачина. Страх на тараканьих ножках ходит. Глаза бояться, руки делают. Бояться волков – быть без грибков. Бояться смерти – на свете не жить.)

Вы заранее описали на листочке бумаги свой страх, теперь возьмите эти листочки и разорвите на мелкие кусочки. Соберите кусочки в пакет и выбросим его. Так вы попытаетесь от них избавиться. А сейчас, давайте мы с вами изобразим поведение людей, которые бояться чего-либо. Встали в кружок и повторяйте за мной: сжались в комочек, застыли, брови подняли вверх, глаза широко раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелиться, рот приоткрыли, голову втянули в плечи, руками вцепились в стул, будто боимся упасть, задрожали, зубами застучали, слова сказать не можем, брр, как страшно. Все!!!

Немного отдохните и попробуем изобразить поведение людей, которые не боятся, испытывают удовлетворение, довольство. Встали в кружок и повторяйте за мной: выпрямились, расслабились, потрясли свободно каждой рукой по очереди, вместе двумя руками; улыбаемся, весело подмигиваем друг другу, гладим себя по груди, по голове. Вот мы, какие ловкие и смелые, мы ничего не боимся!

И в завершении нашего занятия ребята расскажут стихи, которые они подготовили.

Г. Семенов «Счастливая ошибка».

Меня напугал так сильно страх
В потёмках у ворот,
Что я в испуге крикнул «ах!»
Совсем наоборот.
Я крикнул «ха!», и мигом страх
Забился под забор...
Он струсил сам! И слово «ах!»
Я позабыл с тех пор.

В. Кудрявцев «Страх».

У страха глаза велики.
У страха не зубы – клыки.
У страха, как бочка, живот,
У страха желание
Есть – схватить,
Укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает: «ах!»
А я ничего не боюсь,
Придумаю страх – и смеюсь.

Час общения в 3в классе .

Подготовила

Савинчева О.В.

Тема: Что такое страх? Сторож или враг?

Цель: Обучение способам саморегуляции поведения в экстремальных ситуациях.

Задачи:

Расширить представления у учащихся о влиянии чувства страха на психофизиологическое состояние человека;

Показать способы саморегуляции поведения в экстремальных ситуациях;

Развивать коммуникативные, творческие способности учащихся.

Ход занятия:

1.Орг.момент.

Здравствуйте, дети. К нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Посмотрите на доску и скажите:

Символ какого занятия вы видите на доске? (слайд1)

Какова главная наша цель этих занятий?(учиться доброму отношению к окружающим, друг другу, к самим себе, учиться преодолевать возникнувшие трудности…)

2. Психологический настрой.

Возьмитесь за руки, повернитесь друг к другу и улыбнитесь, пожелайте своему соседу хорошего настроения. А теперь повторяйте за мной: мы вместе, нас много. В трудную минуту мы придем на помощь друг другу. С каждой минутой мы будем становиться сильнее и сильнее.

3.Повторение.

Посмотрите на доску, какое задание вам необходимо выполнить?

Определить какие чувства испытывает человек?

(слайд2- 3)

Покажите эти эмоции у себя на лицах.

4. Игра «Чего боялся мальчик».

А теперь послушайте историю.

«Жил-был маленький человечек. (слайд4 )Всё у него было хорошо: любимые мама и папа, братик, сестра, дедушка, бабушка, котёнок, собака, хомячок и аквариумные рыбки. Но одно было у человечка плохо: он чего-то боялся. Подумайте чего он мог бояться? Поставьте себя на место человечка.

(Ответы фиксируются учителем).

Итак, человечек боялся…(идёт повторение и обобщение высказываний детей)

5. Физминутка

Изобразим страх. Спрячьте голову в плечи, сожмитесь, согните колени и постарайтесь почувствовать те чувства, которые испытывали в ситуации, когда боялись.

В жизни мы часто попадаем в ситуации, когда нам становится страшно. Нет людей которые ничего не боятся. Вот сколько всевозможных страхов вы назвали. Почему они возникают и как их можно преодолеть? Об этом мы с вами и поговорим.

6. Упражнение «Пятно страха».

Вы сейчас назвали страхи попробуйте вспомнить самый самый страшный свой страх и ассоциировать его с каким-нибудь цветом. Возьмите это цвет и нарисуйте пятно на листе бумаги. На одной стороне. Размер на ваше усмотрение. А теперь согните листок, прижмите и раскройте. Что вы видите? Ваше пятно увеличилось вдвое. Тоже самое происходит и с человеком, который теряет самообладание.

7. Информация.

Давайте рассмотрим само слово СТРАХ, (слайд 7 ) оно по звучанию и по смыслу соответствует слову СТРАЖ, СТОРОЖ. Сначала функция страха заключается в защите человека. И его мысли - СТРАЖ-ники, проявляя о-СТОРОЖ-ность, охраняют его от неприятностей.

Существуют две разновидности страха. Первая - это элементарная осторожность, предупреждающая о реальной опасности и оберегающая от неприятностей. За осторожностью стоит инстинкт сохранения жизни. Осторожность, её физиологическая составляющая, заставляет человека быть в состоянии готовности к возможным быстрым действиям, в кровь выбрасываются адреналин и другие гормоны, учащается число сердечных сокращений, поднимается артериальное давление, напрягаются мышцы тела. Такой страх помогает держаться подальше от опасности.

Вторая разновидность страха - это страх ложный, иллюзорный. Он возникает из-за ошибочного восприятия окружающего мира. Но по силе своего воздействия он ничуть не уступает реальному страху. Многим людям очень хорошо знакомо чувство страха, которое может возникнуть, если вы один дома, и лет вам немного, и за окном гроза, и родители ещё не скоро придут с работы. Малейший шорох, звуки, доносящиеся из-за закрытой входной двери, - всё может повергнуть вас просто в панический ужас. А причиной тому иллюзорный страх, в основе которого лежит ложное восприятие окружающей действительности. Недаром в народе бытует поговорка: «У страха глаза велики!»

Страх является неотъемлемой частью инстинкта самосохранения, страх предупреждает о возможной опасности, указывает нам на то, что тот путь, которым мы идём, может привести к возникновению проблем. Однако иллюзорный, ложный, ненужный страх только мешает, создаёт массу лишних проблем. Отсюда следует, что надо уметь различать страхи, задавать себе вопрос: насколько необходим страх, предупреждает ли он о реальной опасности, насколько иллюзорен тот или иной страх?

Скажите как же все таки можно преодолеть свой страх?

- А у меня для вас есть несколько способов преодоления страха.

Памятка

1способ-самый простой. Встали. Начинаем медленно и глубоко дышать. Повторяем 10 раз.

2 способ- напишем наши страхи на листочках или нарисуем, рвём на мелкие кусочки и выкидываем в мусорное ведро.

3 способ-на дом. Накапать несколько капель мятного или лимонного масла на свой носовой платок и по необходимости вдыхать эти запахи. Вы почувствуете себя увереннее. А сандаловое масло не только успокоит и снимет тревоги, но и улучшит настроение.

4 способ-самый вкусный. Снижают тревогу и страх фрукты оранжевого и красного цвета: мандарины, апельсины, хурма и морковь. Чем я вас и угощу.

8. Посмотрите на человечка, каким он стал? (слайд 7) Вам тоже желаю быть весёлыми, уверенными в себе. А что ему помогло преодолеть страх.(Расшифровка слова) (слайд 7)

С – счастье, сердечность

Т – товарищество