Мы начинаем цикл статей, посвященных проблемам семей, имеющих детей-инвалидов. В первой статье говорится о трудностях, с которыми сталкиваются родители проблемного ребенка. Мы считаем, что для того, чтобы успешно решать какую-либо проблему, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать психолого-педагогические особенности семей, воспитывающих детей с особенностями развития, что позволит им эффективно преодолевать жизненные трудности.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, они могут стать агрессивными и озлобленными, полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую небходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Американский психиатр Ребекка Вулис типичными реакциями считает отрицание, печаль, гнев. Первая реакция - шок и отрицание. Трудно поверить в случившееся в течение нескольких дней, недель, месяцев и даже лет. Затем наступает глубокая печаль и, наконец, от ощущения беспомощности, из-за невозможности повлиять на само заболевание, рождается гнев и разочарование. Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду. Первая фаза - "шок", характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности. Вторая фаза - "неадекватное отношение к дефекту", характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией. Третья фаза - "частичное осознание дефекта ребенка", сопровождаемое чувством "хронической печали". Это депрессивное состояние, являющееся "результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений". Четвёртая фаза - начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

К сожалению, далеко не все мамы и папы проблемных детей приходят к правильному решению, обретая жизненную перспективу и смысл жизни.
Многие это самостоятельно сделать не могут. В результате нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут самоизолироваться, потерять смысл жизни.

Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится и собственных чувств, и чувств родителей. Особенно тяжело родителям супругов. Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблемы, что еще больше затрудняет положение родителей проблемного ребенка.

Нередки случаи, когда бабушки, дедушки из-за стыда отказываются признавать внука или внучку с инвалидностью.
В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом, неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок "не такой, как все". Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание особенностей воспитания, чувство стыда за то, что "родили неполноценного малыша", приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком-инвалидом всегда сложна, однако есть периоды, наиболее трудные в психологическом плане.

Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:

1 Выявление факта нарушения развития ребёнка Возникновение страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Горе от безысходности.
2 Старший дошкольный возраст Понимание того, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе.
3 Подростковый возраст Осознание ребенком своей инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и особенно с противоположным полом. Обособление от общества.
4 Старший школьный возраст Трудность в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства. Внутриличностный разлад.

Не каждая семья проходит все четыре кризиса. Некоторые "останавливаются" на втором кризисе - в случае, если ребёнок имеет очень сложную патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и т. д.). В этом случае ребёнок не учится совсем, и для родителей он навсегда остаётся "маленьким". В других семьях (например, если у ребёнка соматическое заболевание) второй кризис проходит без особых осложнений, т. е. ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого). Рассмотрим более подробно каждый кризисный период.

Первый - когда родители узнают, что их ребёнок - инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое калечество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.

Второй кризис. О том, что ребенок - нетипичный, родители могут узнать в первые три года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в интеллектуальном плане). Это известие для родных и близких как "удар обухом". Родители "не замечали" явных отставаний в развитии ребенка, успокаивая себя тем, что "все обойдется", "подрастет, поумнеет", и вот - приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

В третьем, подростковом периоде переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно-мышечной, сердечно-сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению, активно формируются самооценка и самосознание. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он - инвалид. К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис "середины жизни" родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов. По мнению детского психиатра Е. Вроно, "он протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый". К этому возрасту люди достигают определённой стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне, подводят итог своей жизни, входят в пору зрелости, происходят изменения в физиологии.

Четвёртый кризисный период - период юношества, когда остро встают вопросы по формированию дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются, что будет с ребенком, когда их не станет.
Специалистам, работающим с семьей, необходимо знать специфику данных кризисов семьи с ребенком - инвалидом и уметь их определять, чтобы своевременно оказать необходимую помощь.

В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может социальный работник или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период.
Объединение родителей в кружки взаимопомощи очень важно для них, так как помогает уйти от чувства одиночества, безысходности. Помощь членов групп взаимоподдержки заключается в том, чтобы дать "толчок" семье к самостоятельности, к тому, чтобы у неё возникло и укрепилось желание начать жизнь заново и активно помогать процессу социальной реабилитации своего ребёнка. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Некоторые родители склонны считать аномального ребенка как огромное несчастье, посланное свыше за грехи, и считают, что они должны приносить себя в жертву больному ребенку.
Можно посмотреть на это с другой стороны: возможность пересмотреть свою жизнь, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, радоваться жизни и помогать другим мамам с такими же проблемами обрести душевное равновесие. Здесь уместно напомнить притчу о Будде.

Горчичное зерно

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять - женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка-инвалида, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю жалость.

Американским Центром раннего вмешательства предоставлены следующие рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:
1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.
4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

М.Н. Гуслова, к.п.н., ГУ «Центр «Семья»

Инвалидность детишек появляется с рождения или после травм. Дети, с установленной инвалидностью относятся к одной из самых незащищенных категорий граждан. Власти нашей страны стараются помочь таким гражданам. Различные виды государственной помощи созданы для поддержки таких детишек. Поэтому, льготы детям инвалидам и их родителям положены на федеральном и региональном уровне.

Понятия: Дети инвалиды – кто относится к группе

Инвалид детства – это несовершеннолетний гражданин, имеющий официальную инвалидность. То есть, детишки, имеющее нарушения жизненно важных органов. Данные отклонения не дают нормально жить. Болезни бывают:

  • врожденные;
  • от травм.

Нарушения здоровья затрагивают:

  • психику;
  • возможность разговаривать и понимать;
  • управление телом;
  • функции, обеспечивающие жизнедеятельность.
  • другие дефекты.

Отпрыск, с ограниченными возможностями не способен:

  • самостоятельно за собой ухаживать;
  • ориентироваться;
  • перемещаться без посторонней помощи;
  • учиться;
  • и т.п.

Инвалидность устанавливается на сроки:

  • до 2-х лет – в зависимости от характера болезни;
  • 5 лет – при повторном прохождении комиссии;
  • до 18 лет – если присутствуют необратимые нарушения.

До наступления инвалиду восемнадцати лет он считается ребёнком с инвалидностью. Поэтому, льготы положены именно в этот период.

Инвалидам с детства осуществляется поддержка государства. Какие льготы получит такая ячейка общества, во многом зависит от региона проживания.

Социальные льготы и привелегии

Льготы инвалидам детства:

  • Пенсия ребёнка, зависит от категории инвалидности. Также могут выплачиваться дополнительные суммы на региональном уровне. Поэтому, какими привилегиями пользуется ребёнок, рекомендуется уточнять по месту жительства индивидуально.
  • Ежемесячное пособие 5500 рублей выплачивается матери или отцу, имеющим ребенка инвалида. Здесь есть условие, они не могут трудиться по причине осуществления ухода за отпрыском, но являются трудоспособными гражданами.
  • Будут получать по 1200 рублей другие родственники, ухаживающие за таким лицом.
  • Родителям, имеющим детей с отклонениями, период ухода за ними включают в стаж.
  • Льготы для матерей детей инвалидов напрямую взаимосвязаны с её пенсией. Мать имеет право пойти на заслуженный отдых досрочно, при соблюдении условий:
    • женщине, воспитавшей ребенка до восьми лет;
    • минимальный стаж её работы составляет пятнадцати лет.

Чтобы оформить выше перечисленные выплаты, нужно обратиться к специалистам ПФ (пенсионного фонда) с пакетом документации:

  • паспорт обратившегося лица;
  • бумага, свидетельствующая о рождении инвалида;
  • трудовая книжка – оригинал;
  • заявление;
  • согласие на уход;
  • справки, что заявитель не получает пенсию и не состоит на учёте в центре занятости;
  • выписка об инвалидности.
  • Пользуются финансовой помощью по уходу за отпрыском:
  • родители;
  • опекуны;
  • иные граждане, занимающиеся воспитанием отпрыска.

Если возникает необходимость уволиться с работы по уходу за ребенком инвалидом, родитель вправе получать ежемесячные выплаты – шестьдесят процентов от среднего заработка за год.

Налоговые преимущества

Статья № 217 НК устанавливает налоговые льготы для родителей детей. Они вправе оформить вычет 12000 рублей, если ребенок до исполнения отпрыску 18 лет.

Иногда, такие льготы родителям детей инвалидов положены на детей до двадцати четырех лет – при очном обучении.

Также вычет на ребенка с инвалидностью 6000 рублей получат опекуны.

Рассмотрим, как работает льгота по налогу на примере. Предположим, зарплата родителя – 25000 рублей. Все граждане обязаны платить государству НДФЛ – тринадцать процентов. Работник попросил оформить вычет по налогообложению – двенадцать тысяч рублей. На руки он получит за месяц:

25000 – ((25000 – 12000) × 13 %) = 23310 рублей.

Льгота действует на протяжении года до момента превышения совокупного дохода триста пятьдесят тысяч рублей.

При доходе двадцать пять тысяч рублей за месяц, льгота будет действовать весь год.

Чтобы пользоваться такими льготами, требуется обратиться к работодателю с соответствующим заявлением. С собой необходимо взять:

  • ксерокопию паспорта;
  • копию бумаги, подтверждающей рождение отпрыска;
  • документ об инвалидности.

Нюансы оформления льготы:

  • предоставление по количеству детей;
  • не взаимосвязано с иными льготами;
  • оформляется раз за год;
  • когда отпрыска растит один законный представитель, предоставляется двойной вычет;
  • обращаться за привилегией необходимо по месту труда.

Если по каким – либо причинам льготник не получил вычет, он вправе по окончании отчетного периода обратиться с заявлением в налоговый орган. В течение двух – трёх месяца на счёт заявителя будет перечислена компенсация за прошедшее время.

В семьях, имеющих несколько детей с отклонениями, вычет оформляется за каждого отдельно.

Жилищные привилегии

Льготы для семей воспитывающих детей инвалидов жилищного уровня заключаются в оформлении скидок до пятидесяти процентов за услуги:

  • коммуналки;
  • использования телефона;
  • расходы на топливо частных домов.

Льготы для родителей имеющих ребенка инвалида также заключаются в получении жилплощади. В первую очередь такая помощь будет оказана семьям с детьми инвалидами:

  • особо нуждающимся;
  • с наличием тяжелого заболевания у отпрыска.

Также такие ячейки общества вправе претендовать на земельный участок.

Чтобы использовать данные привилегии, требуется обратиться к специалистам соцзащиты.

Привилегии сферы труда

Льготы для родителей ребенка инвалида на работе:

  • оформление дополнительного отпуска за счёт заявителя на четырнадцать дней за год;
  • за месяц допускается взять 4 дня оплачиваемого отдыха;
  • право на оформление неполного рабочего времени, с оплатой пропорционально количеству часов.

Когда дополнительные дни не расходуются, переносить их нельзя. Также число дней не увеличивается, если в семье два ребенка с отклонениями.

Льготники вправе отказаться от всей сверхурочной работы и командировок.

Также положены льготы матерям детей, воспитывающим их в одиночку. Сотрудницу нельзя уволить по желанию работодателя.

Льготы работающим родителям детей инвалидов должны прописываться документально при трудоустройстве. Режим труда льготника должен оговариваться в договоре. Если такие положения отсутствуют, работнику необходимо написать заявление. После его рассмотрения к трудовому договору делается соответствующее дополнение.

Транспортные преимущества

Существуют транспортные льготы детям инвалидам и их родителям, а также опекунам. Данные граждане вправе безвозмездно ездить транспортом городского и пригородного общего пользования. Такое право есть у лиц:

  • инвалидов и их сопровождающих людей, при предъявлении соответствующего удостоверения;
  • матери и отцы, а также опекуны инвалида, при предъявлении специальной справки с соцзащиты.

Инвалид также может рассчитывать на пятидесяти процентную скидку за проезд воздушным, речным и железнодорожным транспортом. Здесь должно выполняться условие, транспорт междугородний и поездка состоится в период с 1 октября по 15 мая. В другое время с такой льготой можно съездить туда и обратно только раз за год.

Инвалиды первых двух групп вправе раз за год безвозмездно поехать до места лечения и обратно. Такие же льготы распространяются на сопровождающее лицо.

Область образования и воспитания

В сфере образования льготы детям инвалидам положены в формах:

  • Предоставление необходимых реабилитационных мер и создание условий пребывания в детских учреждениях общего типа.
  • Льготы для детей инвалидов также заключаются в получении места в детском садике без очереди.
  • Матери и отцы таких отпрысков не платят за детский сад, если инвалидность связана с недостатком в физическом и психическом развитии.
  • Возможность воспитания таких детей на дому по обычной государственной программе. Для таких детишек создаются специальные коррекционные классы, обеспечивающие:
    • лечебный процесс;
    • воспитание и обучение;
    • социальную адаптацию;
    • и т. п.
  • Щадящие экзаменационные условия.
  • Безвозмездное школьное питание.
  • Помощь социальных служб при адаптации.
  • Безвозмездное посещение детских садов.

Даже при поступлении в ВУЗ отпрыск, с ограниченными возможностями получает привилегии в виде:

  • возможность поступить на бюджет без экзаменов;
  • поступление в пределах квоты при успешно сданных экзаменах;
  • преимущественное право о зачислении перед другими абитуриентами;
  • безвозмездное подготовительное обучение.

Главное условие, отсутствие медицинских противопоказаний к учебе. Данной льготой можно воспользоваться только один раз. Поэтом у, ВУЗ рекомендуется выбирать с особой внимательностью.

Дети с установленными отклонениями могут направляться в специальные учреждения только, если с этим согласны родители.

Чтобы воспользоваться льготами в сфере образования, необходимо обратиться в учебное учреждение с требуемой документацией. Её список лучше уточнить на месте. Но, основными документами являются справка об инвалидности и соответствующее удостоверение.

Медицинское обслуживание

Дети инвалиды имеют льготы и в медицинской области:

  • отпуск бесплатных лекарств по рецепту доктора;
  • безвозмездное получение ортопедических изделий;
  • обеспечение специальными колясками или вещами;
  • предоставление путёвок в санаторий, а также проезд туда и обратно для инвалидов и их родителей;
  • оформление больничного листа на период пребывания в санатории, когда есть заключение врача.

Оформление льготы для семей с детьми инвалидами требует обращения к лечащему доктору. Автоматически такие привилегии не предоставляются.

Ежемесячная денежная выплата

Законодательство предусматривает возможность инвалиду и его семье отказаться от некоторых льгот и заменить их единовременной суммой. Чтобы это сделать, необходимо обратиться в ПФ, где оформлялась пенсия. Пакет документации:

  • Заявление о назначении выплаты специальной формы. Его можно взять в отделении ПФ.
  • Паспорт заявителя.
  • Бумага, подтверждающая факт инвалидности.
  • Заявление об отказе от пакета услуг.

Обычно, к пакету услуг относят:

  • Проезд междугородний;
  • Санаторно курортное лечение;
  • и т. п.

Минимальная сумма выплаты в месяц сейчас составляет 1478, 09 рублей. Каждая семья вправе самостоятельно определиться взять пакет услуг деньгами или использовать их в натуральном виде.

Использование материнского капитала

Государственная программа «материнский капитал» дает право использовать средства на реабилитацию детей инвалидов. Данные средства выплачиваются на руки заявителю в виде компенсации за уже потраченные деньги. Специальный перечень, утверждает список товаров и услуг, подлежащих оплате за счёт средств материнского капитала.

Для оформления компенсации в ПФ требуется сдать документы:

  • соответствующий сертификат;
  • заявление матери о распоряжении средствами;
  • удостоверение личности и СНИЛС заявителя;
  • программа реабилитации;
  • бумаги, подтверждающие факт покупки;
  • акт из соцзащиты, подтверждающий покупку и соответствие товара;
  • реквизиты для перечисления денег.

Сертификат на материнский капитал не оформляется за один день. Чтобы получить документ на руки, специальная комиссия рассматривает обращение заявителя в течение одного месяца.

Инвалиды детства оформляют льготы в различных сферах. Чтобы сделать это, необходимо собрать определенный пакет документации.

Его перечень зависит от наименования, предоставляемой привилегии. Главное условие получения таких льгот, оформить инвалидность официально.

Льготниками во многих сферах также являются законные представители детишек с инвалидностью, так как именно на их обеспечении они находятся. Государство стоит на защите прав таких граждан и с каждым годом разрабатывает все больше программ для улучшения жизни таких ячеек общества.

Статья 17 вышеуказанного законодательного акта говорит о том, что семьям, воспитывающим детей-инвалидов, предоставляется скидка от 50% с квартплаты (если речь идет о зданиях, которые находятся в государственном, муниципальном и общественном жилищном фонде) и оплаты коммунальных услуг (вне зависимости от принадлежности жилищного фонда). Если дома не имеют центрального отопления, то скидка распространяется на стоимость топлива, которое приобретается для обеспечения населения теплом и горячей водой.

Льготы предоставляются семьям с инвалидами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» .

Местными муниципалитетами

Администрации вправе облегчить коммунальное бремя семьям с инвалидами. Размер льготы определяет муниципалитет самостоятельно и узаконивает своим распоряжениями. Такая возможность реализуется не во всех городах, поскольку считается дополнительным поощрением.

Внимание: Узнать, предлагаются ли несовершеннолетним инвалидам льготы, вы можете обратившись в управление, отвечающее за работу с социально незащищенными гражданами.

Несовершеннолетние дети с ограниченными возможностями могут рассчитывать на скидку в размере более 50%, если муниципалитет города принял решение о дополнительной скидке.

В случае принятия такого распоряжения скидки суммируются автоматически – семья получает минус 50% по федеральной программе помощи и еще, например, 10% по региональной. Вы не получите скидку менее 50%, однако советуем помнить о том, что скидка предоставляется только на услуги, которые не превышают нормативы по потреблению на каждого члена семьи.

Подтверждение наличия ограниченных возможностей

Для получения льгот потребуется справка о подтверждении наличия инвалидности. Если такой справки у вас нет, то перед оформлением льгот придется озаботиться ее получением.

Для оформления ребёнку инвалидности потребуется направление учреждения здравоохранения или управления социальной защиты населения. Возьмите с собой медицинские документы, подтверждающие ограниченные возможности ребенка (выписки из больниц, историю болезни).

Инвалидность присваивается после проведения Медико-социальной экспертизы. Главное бюро МСЭ имеется в каждом регионе.

Справка: Если ребенок не может явиться в бюро самостоятельно, то экспертиза проходит по месту его жительства. После этого выписывается справка об инвалидности.

Процедура получения компенсации

Вы решили оформить льготы на ЖКХ в связи с инвалидностью несовершеннолетнего ребенка. Мы расскажем, в какой последовательности действовать, чтобы получить скидку в максимально короткий срок и без лишних проблем. Предлагаем вам короткий чек-лист действий для получения льготы:

  1. Собрать документы.
  2. Открыть счет в банке для перечисления субсидии.
  3. Обратиться в Отдел по работе с инвалидами и ветеранами департамента по социальной защите.
  4. Заполнить заявление на субсидию, указав банковский счет.
  5. Дождаться решения (до десяти рабочих дней).

Сбор документов

Первым делом родители должны позаботиться о документах, которые нужны для оформления льготы.

Вне зависимости от того, есть или нет в вашем городе дополнительная программа помощи, работать с детьми-инвалидами и обеспечивать выполнение их прав будет Отдел по работе с инвалидами и ветеранами профильного департамента по работе с социально незащищенными гражданами администрации вашего населенного пункта.

Перед обращением понадобится подготовить бумаги:

  • Паспорт гражданина Российской Федерации (оригинал взять с собой, сделать копию).
  • Документ, подтверждающий право на льготу по оплате ЖКХ (в случае с инвалидами таким документом станет справка МСЭ о присвоении инвалидности ребенку).
  • Справка о составе семьи заявителя-претендента на льготы.
  • Документы на жилплощадь, в которой проживает семья с ребенком, у которого ограничены возможности (карточка лицевого счета или технический паспорт дома).

Заполнение заявления

В момент подачи документов заявителю предложат заполнить типовое заявление о предоставлении субсидий. Оно включает в себя следующие пункты:

  • Наименование заявления.
  • Шапка.
  • Тело заявления.
  • Исходные данные (дата, подпись).

Пошаговое заполнение:


Передача пакета бумаг

Документы вы относите в Управление социальной защиты, там заполняете заявление и ждете решения по субсидии. Когда его примут, то деньги начнут поступать на ваш счет в банке.

Выбирайте время обращения в Департамент социальной защиты. Субсидию можно оформлять в любое время года, однако, если вы обратитесь после 15 числа, то получите скидку только в следующем месяце. Например, при обращении до 15 марта субсидия будет зачислена в марте, а после 15 марта – в апреле.

Возможные проблемы и трудности

Если инвалидность ребенку дана не пожизненно, то переоформлять льготы на жилищно-коммунальные услуги придется регулярно. Постановление Правительства нашего государства от 14 декабря 2005 года №761 предусматривает оформление субсидий на ЖКХ сроком на шесть месяцев. После этого субсидия продлевается еще на шесть месяцев, но не автоматически.

После одного года продление льгот по ЖКХ ребенку-инвалиду невозможно, и родителям инвалида приходится проходить не только переосвидетельствование на инвалидность, но и оформление льготы ЖКХ. Несмотря на то, что все это отнимает у взрослых много времени, на законодательном уровне предусмотрен только один механизм получения льгот на оплату коммунальных услуг.

Как видите, семьи с инвалидами имеют возможность не платить за все коммунальные услуги и пользоваться ими со скидкой. Теперь вы знаете, как оформить субсидию. Собирайте документы заблаговременно и тогда оформление субсидии не отнимет много времени и сил.

Детям-инвалидам устанавливается социальная пенсия и надбавки к ней. (Закон РФ “О государственных пенсиях”. Ст. 17, 21, 38, 113, 114, 115.)

Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, в размере 10000 рублей родителям и опекунам, 1200 прочим гражданам.

Матери ребенка-инвалида, воспитавшей его до 8-летнего возраста, пенсия начисляется с 50 лет при трудовом стаже 15 лет. Время ухода за ребенком-инвалидом засчитывается в трудовой стаж. (Закон РФ “О государственных пенсиях”. Ст. 11, 92(б).)

Льготы по трудовому законодательству

Женщина, имеющая ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, имеет право на неполную рабочую неделю или неполный рабочий день с оплатой пропорционально отработанному времени. (КЗоТ РФ, ст. 49.)

Запрещается привлекать женщин, имеющих детей-инвалидов, к сверхурочным работам или направлять в командировки без их согласия.

Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу или снижать им заработную плату по мотивам, связанным с наличием ребенка-инвалида.

Запрещается увольнение одиноких матерей, имеющих ребенка-инвалида, по инициативе администрации, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. (КЗоТ РФ, ст. 54, 170.) Одному из работающих родителей (опекунов, попечителей) ребенка-инвалида и инвалида до 18 лет предоставляется 4 дополнительных выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из родителей (опекунов, попечителей) или разделены ими между собой по своему усмотрению. (КЗоТ РФ, ст. 1631. Разъяснение Минтруда и соц. страх. РФ от 16.07.95 г. № 48/40.)

Жилищные льготы

Право на первоочередное предоставление жилых помещений. В первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утвержденном приказом Минздрава СССР № 330 от 28.03.83.

В частности:

Психические заболевания с хроническим течением, стойкой психопатической симптоматикой и выраженными изменениями личности (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия);

Органические поражения центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функций конечностей, функций тазовых органов (ДЦП, последствия черепно-мозговых травм, травм позвоночника, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингомиелия). (Жилищный кодекс РФ, ст. 36.)

Право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты или дополнительных 10 кв. метров имеют отдельные категории граждан, имеющие заболевания, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ № 214 от 28.02.96 г. и Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 26.03.96 № 175. (Жилищный кодекс РФ, ст. 39. Постановление Правительства РФ № 901 от 27.07.96 г.)

Постановка на учет осуществляется с учетом права на дополнительную жилую площадь. В том числе
:

– психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения;

– органические поражения центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функций нижних конечностей, требующими применения инвалидных кресел-колясок. (Жилищный кодекс РФ, ст. 39. Постановление Правительства РФ № 901 от 27.07.96 г.)

Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, в том числе в виде отдельной комнаты, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот. (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 17.) Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 17.)

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. В том числе и 50-процентная скидка абонентской платы за телефон. (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 17. Распоряжение мэра Москвы от 06.05.96 № 278 РМ.)

Транспортные льготы

Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.

В Москве право бесплатного проезда на всех видах городского общественного транспорта, кроме такси, предоставляется:

– ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу (не более одного сопровождающего);

– на основании пенсионного удостоверения и документа, удостоверяющего личность;

– родителям (опекунам, попечителям) ребенка-инвалида – на основании справки единого образца, выдаваемой органами социальной защиты, и документа, удостоверяющего личность. (Образец справки – см. в приложении.) (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 30. Распоряжение мэра Москвы от 24.02.97 № 158 РМ.)

Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года.

Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством РФ не установлены более льготные условия.

Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.

Детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов. (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 30.)

Воспитание и обучение детей-инвалидов

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 18.) Первоочередное устройство детей-инвалидов в ДДУ. (Указ Президента РФ от 02.10.92 г.) Освобождение от платы за ДДУ родителей, имеющих детей, у которых, по заключению медицинских учреждений, выявлены недостатки в физическом или психическом развитии. (Постановление Верховного Совета РФ от 6.03.92 г. № 2464-1.)

Возможность воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели. (Утвержден постановлением Правительства РФ от 18.07.96 г. № 861.)

Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. (Федеральный закон РФ “Об образовании” от 13.01.96, №12-ФЗ, ст. 10.)

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Категории учащихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством РФ. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные общеобразовательные учреждения только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. (Типовое Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.97, №288.)

Льготы по медицинскому, санаторно-курортному и протезно-ортопедическому обслуживанию

Бесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей. (Постановление Правительства РФ от 30.07.94 г., № 890.)

Бесплатный отпуск протезно-ортопедических изделий предприятиями и организациями Министерства труда и социального развития РФ. (Постановление Правительства РФ от 10.07.95 г.) Бесплатное обеспечение вело- и кресло-колясками. Бесплатная санаторная путевка для ребенка-инвалида и сопровождающего его лица. (Приказ Минздрава РСФСР от 04.07.91, №117.)

Выдача листка временной нетрудоспособности на период санаторно-курортного лечения ребенка с учетом времени проезда одному из родителей, если имеется заключение о необходимости ухода за таким ребенком.

Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность. (Утверждена Минздравмедпромом РФ и Фондом социального страхования РФ от 19.10.94 (п. 4, 6.)

Льготы по подоходному налогу

Совокупный доход, получаемый в налогооблагаемый период, уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трехкратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда одного из родителей (по их выбору), на содержании которого находится совместно с ним проживающий и требующий постоянного ухода ребенок-инвалид.

Льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения, решений органов опеки и попечительства, медицинской справки органов здравоохранения, подтверждающей необходимость такого ухода, и справки жилищного органа о совместном проживании. Также необходимо предъявить справку о том, что другой родитель подобной льготой не пользуется. Если родители разведены – документ, подтверждающий этот факт. (Закон РФ “О подоходном налоге с физических лиц”, ст. 3, п. 3.)

Льготы для детей-инвалидов

Какие льготы имеют дети-инвалиды (закон больных ДЦП отдельной строкой не выделяет) и их родители?

При желании, а главное, настойчивости можно найти длинный перечень разных льгот: жилищно-коммунальных, медицинских, транспортных, санаторно-курортных и прочих.

Дети-инвалиды имеют право:

  • на 50-процентную скидку при оплате за телефон;
  • на такого же размера скидку за коммунальные услуги;
  • на 50-процентное снижение оплаты за жилье (в пределах санитарной нормы), в том числе и членам семей, проживающим совместно;
  • право на бесплатные лекарства, приобретаемые по рецептам врачей;
  • право на бесплатный проезд на любом виде транспорта один раз в год к месту лечения и обратно ребенку и сопровождающему лицу