Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме , Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции . Высота храма – 101, 5 метра, а общий вес достигает трех сот тысяч тонн. Площадь составляет 4000 кв м. Храм может вместить до 12000 человек. До революции 1917 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Санкт-Петербурга, и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей.

История строительства Исаакиевского собора

Петр Первый родился 30 мая, в день святого Исаакия Далматского, византийского монаха. В его честь в 1710 году и был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр венчался со своей женой Екатериной. Позже, в 1717 году, было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали.

В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди, который был возведен между Исаакиевской и Сенатской площадью. Строительство было завершено уже после смерти Екатерины II к 1800 году. Позже храм стал ветшать и пришелся «не ко двору» императору.

После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Проект архитектора Монферрана предполагал использовать часть конструкций собора А. Ринальди: сохранение алтарной части и подкупольных пилонов. Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена собора. Южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней. Здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон планировалось построить колонные портики. Сооружение должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам. Император остановил свой выбор именно на проекте пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран.

Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Было построено одно из высочайших купольных сооружений в мире.

Колокольня и купол Исаакиевского собора

Исаакиевский собор, как и практически все православные храмы, пятиглавый. Главный купол состоит из трех частей: нижней, средней и наружной. Диаметр наружного купола – 25 метров, внутреннего – 22,15 метра. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера были подняты на высоту более 40 метров.

На позолоту главного купола и куполов пяти колоколен ушло в общей сложности около 100 килограмм червонного золота. Все конструкции купола выполнены из металла. Венчает его фонарик с греческим золотым крестом.

Звонницы Исаакиевского собора расположены по углам основного здания. Колокола изготовлены из сплава меди, олова и серебра. В 1848 году на северо-западной колокольне собора установлен главный колокол весом около 30 тонн, украшенный изображениями государей России.

Наружное убранство храма

При строительстве храма было использовано сорок три породы минералов. Цоколь собора облицован гранитом, а стены, достигающие местами пятиметровой толщины, - серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма. Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами. С южной стороны горельеф «Поклонение волхвов», горельеф северного фронтона – «Воскресение Христа». На восточной стороне горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», а на западном горельефе – «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия». Автор горельефов – скульптор К.П. Витали.

Здание собора с четырех сторон окружено 8 и 16-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями и горельефами. Гранит для колонн Исаакиевского собора привозили с побережья Финского залива. Перевозка и установка огромных гранитных блоков стоила неимоверного труда рабочих и была связана с опасностью. Установка монолитных колонн выполнялась до возведения стен Исаакиевского собора. Для их сооружения применялись огромные гранитные блоки, которые привозили на специальных судах. Огромные колонны были установлены к 1830 году.

Внутреннее убранство храма

Иногда храм называют неофициальным музеем цветного камня. Внутренние стены здания и пол выложены плитами русских, итальянских и французских мраморов и также поражают своим великолепием. Стены храма облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе», работы К.П. Брюллова и П.В. Басина. Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух.

Здесь мы видим десятки мозаичных и живописных картин работ лучших художников: П.В. Васина, Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Храм украшают более 300 статуй, скульптурных групп и рельефов работы Ивана Витали, С.С. Пименова, П.К. Клодта, А.В. Логановского и других мастеров. Здесь более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Для мозаики использовалось более 20 видов декоративных камней - порфир, малахит, ляпис-лазурит, различные сорта мрамора. Колонны иконостаса храма облицованы малахитом и бадахшанским лазуритом.

В храме три алтаря. Главный алтарь посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой Великомученице Екатерине, а левый алтарь - святому благоверному князю Александру Невского. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен малахитовыми колоннами, за ним мы видим цветной витраж «Воскресение Христа». Царские врата украшают также колонны и скульптурная группа «Христос во славе».
В храме установлен маятник Фуко, показывающий нам, что земля вертится.

Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище - Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Но его желание не было исполнено Александром II. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, и вдова увезла его в Париж .

Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По одной из легенд многие ценности из музеев города (скульптуры, мебель, книги, фарфор) хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.

В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Здесь четыре раза в год совершаются церковные службы.

В настоящее время многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора . Отсюда высоты 43 метра можно увидеть панораму города.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, купол которого виден ещё с Финского залива, является одним из символов Северной столицы. Храм является одним из шедевров мировой архитектуры.

Главный морской

История Петербурга знает четыре Исааки­евских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевичродился 30 мая по старому стилю - преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.

Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее - воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо - стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.

100 лет в лесах

Фото Alex Florstein Fedorov_Wikimedia Commons_CC-BY-SA-4.0

В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма - третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.

Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.

Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.

Фото Untalented Guy/Flickr/CC BY-ND 2.0

На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило - люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.

Внутреннее убранство

Фото Ximeg/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0

В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века - 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.

В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.

Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса - восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.

В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража - 28,5 квад­ратных метров, высота - 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» - один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.

Святыни

Тихвинская икона Божией Матери. Фото www.cathedral.ru

В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе - дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.

С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.

XX век

С 1858 по 1924 год собор был главным, кафед­ральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.

В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.

А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.

Фото маятника: Михаил Блохин и Николай Науменков /Фотохроника ТАСС

В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.

Как проехать:

Санкт-Петербург, м. Невский проспект

Подготовил Кирилл Баглай

Исаакиевская пл., 1

Первые воплощения

Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. Храм в честь этого святого было решено строить при Адмиралтействе. Для новой церкви было решено переоборудовать бывшую адмиралтейскую чертёжную . Летом 1707 года к югу от верфи появилось небольшое деревянное здание крытое тёсом с десятью слюдяными окошками. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.

К 1717 году на Адмиралтейском острове не было ни одного каменного храма. Таковым в первую очередь решили сделать Исаакиевскую церковь: "В прошлом 717м году августа в 8 день... велено Ярославского уезду крестьянину Якову Неупокоеву при Адмиралтействе построить каменную церковь по абрису архитекта Матерновия " [Цит. по: 1, с. 169]. При этом новый храм было решено строить ближе к берегу Невы, примерно там, где теперь стоит знаменитый "Медный всадник ". Поначалу строительство велось быстро. Руководивший им с 1719 года (после смерти Маттарнови) Н. Ф. Гербель в июле 1721 года уже запрашивал канаты и верёвки для подъёма стропил на возведённые стены.

Пётр I хотел видеть Исаакиевскую церковь похожей на храм Святого Петра в Риге. Для него там составили чертёж шпиля, который был прислан в Петербург. Хорошо зарекомендовавшие себя на работе со шпилем Петропавловского собора архитектор Трезини и инженер Герман ван Болес были выбраны для установки и этого сложного инженерного сооружения. В ноябре 1722 года Доменико Трезини осмотрел и описал церковь:

"[Здание было выстроено] длиною на дватцати осми саженях с половиною и полчетверти вершка, шириною на десяти саженях, вышиною от фундамента гымзом пять сажен и пять четвертей аршина и три вершка, стены толщиною между окошек в полтора аршина и пять вершков с выпущенными лопатками толщиною два аршина и три вершка. Где купол шириной четырнатцать сажен и один аршин... Купол над срединою зделан осмиуголной круглой шириною четырёх сажен и трёх фут, вышиною от фундамента тринатцать сажен два аршина и два вершка с половиною, шириною пять сажен один аршин полтора вершка... Своды над церковью и олтарём и над столбами арки сведены толщиною в замке в один кирпич. Известью неподмазана и не белена, которую надлежит мазать и белить" [Цит. по: 1, с. 169, 170].

В 1723 году Пётр I подписал указ о том, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в этом храме.

11 сентября 1724 года директор Канцелярии от строений У. А. Сенявин объявил о том, что в сводах Исаакиевской церкви обнаружены серьёзные повреждения. Через неделю архитекторы Трезини, ван Звитен, Б. Растрелли и ученик архитектуры М. Г. Земцов подали в Канцелярию доклад о способах устранения недостатков. 7 июня 1725 года Канцелярия от строений определила:

"В Исакиевской церкви, свод которой повредился, розбирать архитекту Гаитану Киавери... А деревянной или каменной лехкой свод недлежит делать, о том доложась Её величеству Государыне императрице... указ учинён будет впредь. А архитекту Трезину того строения не ведать для того что он архитект Трезин отягчен многими другими делами" [Цит. по: 1, с. 234].

Для решения о типе возводимого нового свода и способах укрепления стен была собрана комиссия из архитекторов Трезини, Киавери, Земцова, "архитектурных гезелей" Тимофея Усова и Петра Еропкина . Комиссия постановила укрепить стены церкви железными связями и соорудить наружные контрфорсы.

В мае 1726 года Екатерина I распорядилась изготовить для Исаакиевской церкви ангела с крестом. В мае следующего года она изменила решение о материале для свода. Вместо камня было решено применить дерево. Ещё через два месяца императрица повелела устроить у следующему лету купол и деревянный шпиль. Для этого архитекторам Трезини и Киавери было поручено составить соответствующие чертежи. Последний сообщил в Канцелярию от строений, что повреждения каменных стен колокольни ещё не устранены, после чего комиссия из архитекторов Трезини, Земцова, Усова и Еропкина осмотрела колокольню и выдала своё решение об её исправлении.

Освящение Исаакиевской церкви состоялось 30 мая 1727 года. Сразу после этого первую деревянную церковь разобрали. В 1728-1729 годах вокруг колокольни для укрепления стен и сводов установили 20 круглых каменный столбов на пьедесталах, устроив таким образом крытую галерею. К сентябрю 1729 года на колокольне был установлен деревянный купол с фонариком. Тогда же храм был выкрашен в белый цвет.

21 апреля 1735 года от молнии загорелся шпиль. В результате выгорел весь храм. Его восстановление доверили архитектору Пьетро Антонио Трезини , который нашёл способ реставрации здания без разборки покосившейся колокольни. По указаниям Трезини были заново сложены своды и купол, а также обновлена внутренняя и наружная отделка. Восстановление Исаакиевской церкви продолжалось до 1746 года .

Решить проблемы второй Исаакиевской церкви так и не удалось. Она была построена слишком близко к Неве - в 21 метре от берега. К тому же, фундамент здания оказался слишком слаб. В 1758 году архитекторами было установлено:

"под тою церковью фундамент зделан слаб и узок, а паче без свай, а хотя под однеми углами и под средними четырьмя столбами сваи и побиты, но весьма редко, отчего стены и столбы садятся вниз, налишные же стены зделаны тонки и от зделанных сводов распирает врозь, отчего как стены, так и внутренние столбы пошатились розно на один вершок... Хотя для подкрепления и зделаны были прежде с боков контрофорсы, но и от того помощи мало, и все от стен отсели и перемычки разседались... колокольня хотя и подкреплена контрофорсами, токмо по слабости фундамента садитца вниз и от церкви имеет в стенах отделение" [Цит. по: 1, с. 235].

В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту Антонио Ринальди . Собор стали строить на новом месте, дальше от берега, там где находится современное сооружение. С тех пор он разделяет Исаакиевкую и Сенатскую площади. Я. Штелин описал закладку храма:

"В июле 1768 года Её величество императрица Екатерина II в присутствии всего Двора, иностранных министров и огромной толпы народа торжественно заложила камень в основание церкви святого Исаакия, которая должна строиться на Адмиралтейском лугу. Под закладной, или краеугольный, камень, где, собственно, будет сооружён алтарь, были положены различные монеты, чеканенные в правление Её величества, а также особая, выпущенная по этому случаю медаль. Чертёж этой церкви исполнен государтвенным архитектором Ринальди, а осуществление постройки по изготовленной для этого модели возложено на сенатского архитектора Виста под главным надзором господина генерал-лейтенанта графа Брюса. Она должна стать самой большой и пышной церковью, какой никогда ещё не было в Российском государстве" [Цит. по: 1, с. 451].

Новое здание Исаакиевского собора задумывалось достаточно ярким, облицовывалось различными сортами русского мрамора. Однако к 1796 году, к смерти Екатерины II, он был построен лишь на половину.

Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь оставшийся мрамор на строительство Михайловского замка , а Исаакиевский собор быстро достроить в кирпиче. Спешка была связана с приближающимся 100-летием Санкт-Петербурга, масштабная стройка в центре которого не украсила бы праздник. В результате пришлось уменьшить высоту колокольни, понизить главный купол, отказаться от возведения боковых куполов.

Когда Антонио Ринальди уехал из России, облицовка стен здания мрамором была осуществлена только до карнизов. Завершал работу Винченцо Бренна . Новый Исаакиевский собор был достроен и освящён к 1802 году.

Об этом сооружении в народе родилась следующая эпиграмма:

"Се памятник двух царств,
Обоим им приличный,
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный".

Качество постройки оставляло желать лучшего. При одной из служб с потолка упала отсыревшая штукатурка. Когда стали разбираться в причинах этого, поняли, что здание подлежит серьёзной переделке. Построенный наспех по усечённому проекту храм не соответствовал статусу главного православного храма, не украшал собой центр столицы Российской империи.

Строительство

В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора. Его личным требованием стало использование в новом здании алтарной части старого храма. Первый оказался безрезультатным. Несмотря на то, что в нём участвовали А. Н. Воронихин , А. Д. Захаров , Ч. Камерон , Д. Кваренги , Л. Руска , В. П. Стасов , Ж. Тома де Томон , их проекты не были приняты императором. Все они предлагали строить новый собор заново, не используя уже построенное сооружение.

Создание четвёртого здания Исаакиевского собора задержала Отечественная война 1812 года. В 1816 году Александр I вновь распорядился начать проектировать храм. Но и второй конкурс не выявил архитектора, достойного этой работы. Тогда император поручил инженеру Августу Бетанкуру, председателю Комитета по делам строений, найти нужного мастера. Таковым оказался французский архитектор Огюст Монферран . Это решение многих удивило, так как Монферран тогда не был хорошо известен. Архитектор представил императору сразу 24 проекта собора в разных стилях: от готического до китайского. Император остановил свой выбор на пятиглавом храме в классическом стиле. Вероятно, на решение императора повлияло то, что Монферран предлагал использовать часть конструкций собора Ринальди.

Выбор классического облика Исаакиевского собора оправдан прежде всего контекстом, в который он встраивался. Архитектура Санкт-Петербурга ориентирована прежде всего на Европу, поэтому находящийся в нём главный кафедральный собор должен быть тоже в европейском стиле, но не, к примеру, в византийском. Из-за этого было сразу понятно, что храм не будет полностью соответствовать православным канонам церковного строительства.

Как только проект Монферрана стал реализовываться, тут же в нём нашлись ошибки. Так, архитектор рассчитывал сохранить старые пилоны. Но это оказалось невозможным, так как новые и старые пилоны дали бы разную осадку. Академия художеств создала специальную комиссию для исправления проекта. Зодчему пришлось переделать свою работу принимая во внимание все замечания. Монферрану пришлось отказаться от сохранения старых пилонов, оставив от собора Ринальди только его алтарную восточную часть.

Процесс строительства Исаакиевского собора получился разбит на несколько стадии. В 1818-1827 годах производилась разборка старой церкви и устраивался фундамент новой.

Учитывая местные особенности грунта в основание фундамента вбили 10 762 сваи. На это ушло пять лет. Сейчас такой способ уплотнения грунта достаточно обычен, а в то время он произвёл огромное впечатление на жителей города. Тогда по городу ходил следующий анекдот. Будто когда вбивали в грунт очередную сваю, она бесследно ушла под землю. Вслед за первой начали вбивать другую, но и та скрылась в болотистой почве. Установили третью, четвёртую... Пока в Петербург в адрес строителей не прибыло письмо из Нью-Йорка: "Вы испортили нам мостовую". - "Причём здесь мы?" - ответили из Петербурга. - "Но на конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи "Громов и К" пришёл ответ из Америки.

На втором этапе с 1828 по 1830 годы устанавливали колонны четырёх больших портиков.

Изначально Монферран планировал оснастить храм только северным и южным портиками. С других двух сторон они по его мнению были неуместны, так как упирались в стены соседних зданий, из-за чего их сложно видеть целиком. Но Николай I настоял на строительстве всех четырёх портиков, мотивируя это необходимостью приданию храму более торжественного вида. То, что они не будут функциональны, для императора не имело значения.

Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. Этими работами руководили каменотёс Самсон Суханов и Архип Шихин. Сухановым был изобретён оригинальный способ добычи огромных цельных кусков камня. Рабочие просверливали в граните отверстия, вставляли в них клинья и били по ним до тех пор, пока в камне не появлялась трещина. В трещину помещали железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. 40 человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.

О перевозке этих гранитных монолитов писал Николай Бестужев:

"Они приступили к делу с обыкновенною своею механикаю: привязали покрепче судно к берегу - подложили ваги, брёвна, доски, завернули верёвки, перекрестились - крикнули громкое ура! - и гордые колоссы послушно покатились с судна на берег, и прокатываясь мимо Петра, который, казалось, благословлял сынов своих рукою, легли смиренно к подножию Исаакиевской церкви".

Доставка строительного материала от берега Невы к строительной площадке осуществлялась по приобретённым за границей рельсам. Причём делалось это задолго до появления в России первой железной дороги. Это значительно облегчило работу, так как лес, песок, каменные заготовки и монолиты доставлялись в Петербург по воде.

Установка 48 колонн портиков производилась до возведения стен Исаакиевского собора. Первая колонна (крайняя колонна справа в первом ряду северного портика) была установлена 20 марта 1828 года, а последняя - 11 августа 1830 года. Установка первой колонны стала важным событием в жизни Петербурга. На торжестве присутствовали иностранные гости, царская чета и многочисленная толпа любопытствующих горожан. Перед их взором всего за 45 минут была установлена 17-метровая колонна весом 114 тонн. Под её основание была положена свинцовая коробка, в которую вложили платиновую медаль с изображением Александра I.

С 1830 по 1836 годы возводились стены и подкупольные пилоны. В 1837-1841 годах - сооружали своды, барабан купола и четыре колокольни. Работа по установке 24 колонн вокруг центрального купола также была весьма грандиозной. Каждая из них весит 64 тонны. Впервые в строительной практике колонны такого веса и размера поднимались на высоту более 40 метров.

По предложению Огюста Монферрана главный купол собора был создан не из кирпича, а из металла, что значительно сократило его вес. При его проектировании зодчий использовал в качестве прототипа купол собора святого Павла в Лондоне. Он состоит из трёх вложенных в друг друга частей. Внутренний свод опирается на колоннаду. Он обшит досками, обит просмоленным войлоком и оштукатурен. Его нижнюю поверхность, которую видит посетитель собора, расписал художник К. П. Брюллов. На внутреннем своде стоит второй, поддерживающий фонарик собора. Он окрашен в голубой фон с бронзовыми лучами и звёздами, что создаёт картину звёздного неба. Третий свод - внешний, покрыт медными позолоченными листами. На золочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота.

С 1841 по 1858 год оформлялись интерьеры. При составлении их проектов Монферран совершил путешествия по Италии и Франции, дабы ознакомиться с лучшими образцами. Проект интерьера был утверждён Николаем I в январе 1843 года.

Исаакиевский собор строился необычайно долго. В связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. "Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства". - "То-то он так долго строит".

Слухи эти неожиданно получили продолжение в реальной жизни. Архитектор на самом деле умер вскоре после окончания строительства Исаакиевского собора. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра II к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра II на одно из скульптурных украшений здания. Монферран оставил своеобразный портрет. В скульптурном декоре западного фронтона присутствует группа святых, поклоном головы приветствующая появление Исаакия Далматского. Среди них скульптор поместил фигуру Монферрана с моделью собора в руках, который в отличие от остальных голову держит прямо. Обратив внимание на данный факт, император не подал руки архитектору проходя мимо, не сказал слова благодарности за работу. Монферран не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.

Если не принимать в расчёт слухи, то задержку в строительстве можно объяснить допущенными Монферраном ошибками в проектировании. Обнаружены они были уже во время строительства, понадобилось время на их устранение.

На возведение храма было потрачено рекордное количество денег. К примеру, на строительство сомасштабного Троице-Измайловского собора было потрачено около 2 000 000 рублей, тогда как только на фундамент Исаакиевского собора ушло 2 500 000 рублей. Финансирование велось из казны, несмотря на дефицит бюджета. Храм Исаакия Далматского стал самым дорогим в Европе. Он обошёлся казне в 23 256 852 рубля и 80 копеек без учёта стоимости церковной утвари. Экономия при его оборудовании была весьма незначительной, но всё-таки была. Так, по указанию Николая I кафедра была здесь выполнена не из дорогого каррарского мрамора, а из дуба. Экономией также обуславливается отсутствие задуманной Монферраном богатейшей ограды вокруг храма. Она, как и всё связанное с главной православной церковью, задумывалась весьма помпезной:

"Предложено было именно устроить великий балюстрад, украшенный двадцатью пьедесталами. На восьми из этих пьедесталов, особенно выдающихся, поставить фигуры мужей, просветивших Россию своей верою, а прочие двенадцать занять грандиозными канделябрами для газового освещения. Сверх того, предложено было против трёх главных подъездов на портиках собора поставить высокие колонны..." [Цит. по: 3, с. 138]

Описание

Высота Исаакиевского собора - 101,5 метр. Здание весит 300 000 тонн. Собор по своим размерам является четвёртым в мире. Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. При площади 4 000 квадратных метров он может вместить до 12 000 человек. При этом сам Монферран рассчитывал, что вместимость здания составляет 7 000. Ему приходилось учитывать размеры пышных юбок дам, а также необходимость "резервирования" как минимум одного квадратного метра для каждого верующего.

Являясь главным храмом, Исаакиевский собор поставлен на стереобат - возвышение, что символизирует приближение к Богу. Ступени стереобата сделаны большими, больше человеческого шага, что настраивает посетителя на медленный, вдумчивый вход в собор.

Восточный и западный портики Исаакиевского собора имеют по восемь колонн, а северный и южный - по шестнадцать. Это связано с тем, что последние оформляют Сенатскую и Исаакиевскую площади, а значит должны быть более торжественными. Вместе с тем, по православным канонам главный вход должен был бы быть с запада - напротив алтаря. В архитектуре здания это никак не выявлено.

Фасад здания облицован мрамором, толщина блоков которого составляет 40-50 сантиметров.

Главным скульптором Исаакиевского собора стал Иван Петрович Витали. Его привлёк к работе Монферран, который таким образом нашёл замену французскому скульптору Лемеру. И. П. Витали создал уникальные двери храма. Каждая из створок весит более 20 тонн . За их образец Монферраном были выбраны "Золотые двери" баптистерия работы скульптора Гиберти. Для Исаакиевского собора была выполнена их точная копия в натуральную величину, а затем Витали отлил их из бронзы. Изображения святых на дверях портретны. За прообраз скульптор брал образы рабочих, которых Витали зарисовывал проходя по стройке.

Скульптурное оформление экстерьера Исаакиевского собора по желанию Николая I было дополнено восемью фигурами ангелов над пилястрами и четырьмя группами ангелов со светильниками по углам здания. Последние использовались в дни церковных праздников, когда в светильниках зажигался газ.

Бронзовые барельефы фронтонов также создал Витали. Барельеф западного фронтона называется "Святой Исаакий и Император Феодосий". По совету художника Карла Брюллова скульптор придал лицам героев сюжета черты своих современников. В лице Феодосия показан сам Николай I, жена византийского императора похожа на супругу государя Александру Фёдоровну, царедворцы Сатурнин и Викторий - на министра двора князя Волконского и президента Академии художеств Оленина, святой Исаакий Далматский - на митрополита Серафима, византийский архитектор (как уже упомянуто выше) - на Монферрана.

Внутренние стены здания также как наружные облицованы мрамором. Но выше аттика, начинающегося на высоте 43 метров, плоскости обработаны стюком, то есть искусственным мрамором, более дешёвым чем естественный камень. На такой высоте зритель не видит подмены.

Исаакию Далматскому посвящён центральный главный придел храма. Северный - святому благоверному князю Александру Невскому, южный - святой великомученице Екатерине.

Собор освещают семь бронзовых золочёных люстр на 980 свечей. Кроме них здесь имелись канделябры, но всего этого всё-равно не хватало для полноценного освещения. До появления электричества в храме (в 1903 году) было настолько темно, что росписи выше аттика не были видны. Староста собора Е. Богданович писал:

"Приближаясь к собору, прежде всего, поражаешься его обширностью и малым числом окон <...> Все эти окна в куполе мало дают света внутренней части храма, где стоят богомольцы, - так что гораздо больше освещается купол, занимающий сравнительно небольшое пространство, чем самый храм, отчего последний, со своими богатствами и художественными произведениями, теряет весьма много... Внутри храма поражает его примрачность." [Цит. по: 3, с. 215, 216]

Проблему недостаточного освещения предлагали устранить хотя бы частично, путём пробивки окна в своде над алтарём. Но ради сохранения росписи свода от этого отказались.

По указанию Николая I живописное убранство Исаакиевского собора постепенно было переведено в мозаики. Заказы на оформление интерьера храма распределялись не конкурсами, а по воле императора. Таким образом к работам был привлечён художник Т. Нефф, который до этого нарисовал лишь портрет великой княгини Марии Николаевны.

Над иконостасом художник Ф. Бруни изобразил картину "Страшный суд", которая обычно располагается на западной стене храма. Здесь так сделать не удалось, так как соответствующее место с западной стороны разбито аттиком и карнизом на три небольшие части. Из-за этого пришлось отойти от традиции православной церкви и поместить там четвёртый, шестой и седьмой дни творения Богом Вселенной, а сцену Страшного суда - на востоке над иконостасом.

Создание росписи плафона Исаакиевского собора Николай I поручил Карлу Брюллову. Это самая масштабная живописная работа в храме площадью 816 квадратных метров. В процессе работы живописцем были созданы сотни эскизов и набросков отдельных персонажей и деталей. Роспись плафона называется "Богородица во Славе". По замыслу Брюллова здесь были увековечены святые - покровители императоров России: Иоанн Богослов, святой Николай, Иоанн Креститель, святые Пётр и Павел, Екатерина, Елизавета, Анна, Александр Невский и Исаакий Далматский, император Константин и святой Алексей. Лицу Александра Невского художник придал черты Петра I.

Над плафоном Исаакиевского собора Брюллов работал с середины 1845 до начала 1847 года. Из-за сложных условий он заболел, его пришлось заменить П. Басиным, который завершил "Богородицу во Славе" к концу 1848 года. В 1849-1852 годах Басиным по эскизам Брюллова были расписаны барабан купола, парусные своды и аттик.

В память о том, что храм строился при правлении Николая I, в юго-западом плафоне колокольни художником Риссом создано изображение святой Февронии - личной покровительницы императора.

Иконостас Исаакиевского собора создавался в 1840-е годы в классическом стиле в виде триумфальной арки. Его имперский стиль подчёркивают 10-метровые колонны из малахита. Именно они, а не Царские врата, как принято в православных церквях, стали композиционным центром иконостаса. Ещё одним нарушением правил стало размещение северных и южных дверей главного алтаря не в самом иконостасе, а в стенах, отделяющих алтарь от приделов.

Из канонических икон в иконостасе помещены лишь четыре: Иисуса Христа, Исаакия Далматского, Богоматери с младенцем и Тайной вечери. Остальные иконы посвящены святым, личным покровителям императоров, в периоды правления которых велось строительство всех четырёх зданий Исаакиевского собора: святому Павлу, великомученице Екатерине, Александру Невскому, Николаю Чудотворцу и Петру. Все эти иконы набраны мозаикой по живописным оригиналам Т. Неффа. Иконы с изображениями событий Евангелия расположены не во втором ярусе иконостаса, а разбросаны по всему собору, будучи помещёнными в нишах пилонов. В иконостасе их места занимают святые покровители членов царской семьи: князь Владимир и княгиня Ольга, Мария Магдалина и царица Александра, Николай Новгородский, архистратиг Михаил, праведные Анна и Елизавета, равноапостольный царь Константин и царица Елена. Эти иконы также созданы в технике мозаики, сделаны по эскизам Ф. П. Брюллова (брата Карла Брюллова). Ещё одним нарушением традиции стало изображение в иконостасе шести святых жён. Все отходы от традиционного исполнения иконостаса обусловлены необходимостью отразить в нём идею государственности, показать единство царской и небесной властей.

Венчающая Царские врата скульптурная группа "Христов со Славе" выполнена П. Клодтом и Т. Неффом.

На золочение интерьера Исаакиевского собора было потрачено 300 килограммов золота.

Алтарное окно храма украшено витражем, что для православной традиции является исключительным событием. Витраж Исаакиевского собора исполнен немецкими мастерами в Германии и был доставлен в Санкт-Петербург по частям. Он изображает Иисуса Христа во весь рост, его площадь составляет 28 квадратных метров.

Церковная утварь была создана для Исаакиевского собора из казённого золота за 17 500 рублей придворными поставщиками Никольсом и Плинке. Они же поставили в храм 26 предметов из казённого серебра. Серебряных дел мастера Сезиков и Верховцев поставили в храм ещё 89 вещей из казённого драгоценного металла. В благодарность за получение этого заказа поставщики изготовили 57 вещей из собственного серебра.

История

Строительство Исаакиевского собора завершилось освящением храма 30 мая 1858 года. За сооружение храма Огюст Монферран получил чин действительного статского советника, единовременно 40 000 рублей и пенсию в 5 000 рублей . Церемония освящение храма началась в 9 утра, завершивший её парад войск окончился в 16 часов дня. Все петербургские газеты описывали это событие в восторженных тонах, вспоминая ясный день и огромное стечение народа. Современники отмечали и типичные для России особенности мероприятия:

"Гадкая история сцепилась с этой церемонией. Во время коронации Красная площадь в Кремле покрывалась красным сукном, которого пошло несколько тысяч аршин... Нынче опять понадобилось красное сукно, чтобы устлать дорогу от Зимнего дворца до собора, и государь вспомнил про то, коронационное, и приказал употребить его. Списались с Москвой. Оттуда отвечали, что сукно очень плохо, что его моль поела. Государь приказал прислать его таким, какое оно есть. Тогда оказалось, что его вовсе не существует, и что оно никогда не было куплено, а было взято на прокат. Барон Боде, говорят, отставлен, и с ним ещё несколько человек потеряли свои места. Об этой истории много говорят. Говорят, что сукно было действительно куплено, то есть деньги поставлены в счёт, а сукно потом продали и деньги поделили между собой." [Цит. по: 3, с. 195]

На церемонии освящения Исаакиевского собора присутствовала огромная толпа петербуржцев и гостей города. Вокруг храма были устроены зрительские места. В амфитеатре напротив западного портика ложи стоили по 100, а кресло по 25 рублей серебром. Окна ближайших к церкви домов сдавались за огромные деньги ещё в начале мая.

"С семи часов утра начали покрываться зрителями трибуны, устроенные на Петровской и Исаакиевской площадях. Все окна домов, стоявших на пути шествия, запестрели разноцветными уборами дам. Самые кровли покрылись народом. Суда на Неве разцветились флагами. Мы дошли до эстрады, устроенной у Конногвардейского манежа, вскоре после девяти часов. Чудное зрелище представляла одна из величайших в мире площадей: напротив от нас вздымал к небу золотой купол соборный храм; портики его были покрыты разнообразною толпою в блестящих мундирах; налево, за другой эстрадой, выстроенной у Адмиралтейского бульвара, блистала широкая лента Невы и развевались флаги судов; перед нами двигались пёстрые массы войск, занимавших места свои. Большой колокол гудел торжественно...

До начала поезда Государь Император, окружённый свитой, объехал все войска и приветливо с ними поздоровался.

В назначенный церемониалом час показался вдали поезд. Вскоре после того, как Государь Император, член Августейшего Семейства и свита Их вошли в собор, где, в присутствии Их, совершён был обряд освящения храма, показался вдали крестный ход, предшествуемый певчими в разноцветных одеждах. Духовенство, в белых глазетовых ризах, с хоругвями, образами и святыми мощами, несомыми на главе архиереем, шествовало двумя рядами, впереди которых несли фонарь и крест. По мере прохождения процессии мимо полков музыка играла гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Эта музыка, исполненная piano, производила удивительное впечатление: слышались не инструменты, а как будто несколько поющих в отдалении хоров. Всё вместе - и эта трогательная музыка священного гимна, и эта тихая, торжественная, блестящая процессия, двигавшаяся посреди необозримой площади, установленной войсками и обрамлённой тысячами народа, - представляло зрелище, которого, конечно, не забудет во всю жизнь свою всякий, кому довелось видеть его.

По прибытии крестного хода, Государь Император, Государыня Императрица, члены Августейшего Семейства и свита вышли из собора. Их Величества спустились до нижней ступени. Раздалось пение. Потом ход снова двинулся вокруг собора, сопровождаемый Их Императорскими Величествами и Их Императорскими Высочествами; обошед храм кругом, процессия вошла в храм." [Цит. по: 3, с. 197-199]

Сохранился церемониал освящения храма. Он опубликован в книге Н. Ю. Толмачёвой "Исаакиевский собор" в виде приложения к основному материалу .

Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище - Исаакиевском соборе. Но Александром II это желание не было исполнено. Гроб с телом архитектора лишь обнесли вокруг храма, после чего вдова увезла его в Париж.

После открытия храм находился не в духовном ведомстве, а в государственном. После ликвидации комиссии по его постройке в 1864 году собор перешёл в ведение Министерства путей сообщения и публичных зданий. В 1871 году здание было передано Министерству внутренних дел.

На содержание Исаакиевского собора казна ежегодно выделяла огромные деньги. В храме пел многочисленный хор. Для обеспечения звона колоколов держался штат из 16 человек, разделённых на две смены. Притч храма был самым большим в Петербурге, его члены получали государственное жалование. В других церквах, за редким исключением, притч жил на деньги от церковно-приходских доходов.

В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Говорили, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта. К тому же родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса. Сняли их окончательно только к 1916 году. Совсем незадолго до отречения Николая II от престола.

Исаакиевский собор бесспорно является одним из символов Санкт-Петербурга. Его высокий барабан с куполом виден ещё с Финского залива, он стал заметной частью портрета города. Однако по поводу непропорциональности барабана и поставленных рядом колоколенок возникли неофициальные названия. Одно из них - "Чернильница".

После принятия в 1920 году декрета об изъятии церковных ценностей из Исаакиевского собора было вывезено 50 килограммов золота и более двух тонн серебра, множество драгоценных камней, все иконы и другие ценности.

Некоторое время храм оставался действующим. В 1925 году Наркомпрос отмечал, что из-за плохого состояния его следовало бы закрыть. Администрация собора не могла обеспечить должный уход за зданием вследствие прекращения своего финансирования со стороны государства и значительного сокращения объёма пожертвований. Поэтому в 1928 году Исаакиевский собор был передан Главнауке. Тогда с Исаакиевского собора были сняты колокола и отправлены на переплавку. При этом в юго-западной колокольне была сделана шахта лифта.

Исаакиевский собор было решено использовать в качестве музея. С 1928 по 1931 год в нём провели косметический ремонт и подготовили выставку по истории проектирования и строительства здания. К марту 1931 года эту выставку дополнили материалами антирелигиозного содержания, после чего музей "Исаакиевский собор" был открыт.

При открытии музея в последний раз открывали все три большие парадные двери собора. В дальнейшем от этого отказались, так как при открытых дверях в таком огромном здании невозможно поддерживать требуемую для сохранения его живописного убранства температуру (16-18 °С) и влажность.

На церемонии открытия музея в здании удалось разместить 10 000 человек, а всего за первые три месяца работы его посетили более 100 000 человек.

Экскурсия по музею состояла из трёх разделов: 1) история собора, раскрывающая тяжёлый труд крепостных строителей; 2) антирелигиозная работа музея; 3) естественно-научный раздел, одним из его экспонатов которого стал маятник Фуко. Этот маятник был прикреплён к куполу и спускался к центру здания. Его высота составляла 91 метр.

В советское время Исаакиевский собор продолжал быть объектом мифотворчества. В одной из довоенных легенд говорится о том, что Америка была готова купить храм. Предполагалось перевезти его в США по частям на кораблях, там собрать заново. За это американцы якобы предлагали заасфальтировать все улицы Ленинграда, в то время покрытые булыжником.

Вторая легенда повествует о том, как во время блокады Исаакиевский собор оказался невредим, не пострадал от бомбёжек. Когда оказалась реальной угроза оккупации Ленинграда фашистами, поднялась проблема эвакуации ценностей из города. Всё вывезти не успели, стали искать место для надёжного хранилища скульптуры, мебели, книг, фарфора... Один пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора. При обстреле города немцы должны были использовать купол собора как ориентир и не стрелять по нему. Так и вышло. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в этом хранилище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.

Но снаряды всё-равно взрывались рядом. О Великой Отечественной войне напоминают следы от осколков, повредивших колонны западного портика Исаакиевского собора. Купол и звонницы здания в начале блокады покрыли краской защитного цвета, окна заложили кирпичом, люстры (весом по 2,9 тонны каждая) сняли.

Если фасады Исаакиевского собора за время войны пострадали незначительно, то его интерьерам был нанесён большой ущерб. Храм в блокаду не отапливался. Из-за этого он промерзал настолько, что на внутренних колоннах появлялся иней. Весной при оттепели по стенам текли ручьи. Больше всего пострадала живописная работа Бруни "Адам и Ева в раю". Её красочный слой был смыт полностью, при этом ни одного эскиза картины не сохранилось. Реставраторам пришлось создавать её заново, придерживаясь почерка художника.

В 1963 году Исаакиевский собор был открыт после реставрации. Перед этим культовые фонды были переданы в антирелигиозный музей (в Казанский собор). С тех пор работающий здесь музей имеет сугубо историческую направленность.

В Исаакиевском соборе хранится бюст Огюста Монферрана, выполненные из 43 пород минералов и камней - всех, что использовали при строительстве храма.

К 1981 году маятник Фуко устарел, так как никому уже не требовалось доказывать вращение Земли вокруг своей оси. Его не передали другой организации из-за больших размеров. Для маятника не нашлось другого здания необходимой высоты. Его поместили между дверьми. Толщина стен Исаакиевского собора вместе с облицовкой составляет пять метров, поэтому промежуток между дверьми позволяет хранить между ними некоторые предметы.

После снятия маятника музей "Исаакиевской собор" стал не просто историческим, а историко-художественным. Таким он остаётся до сих пор. Но в храме снова проводятся богослужения. Колоннада Исаакиевского собора является одним из самых привлекательных мест для туристов. Здесь с высоты 43 метров можно увидеть панораму Санкт-Петербурга. На эту смотровую площадку ведут 562 ступени винтовой лестницы.


Источник Страницы Дата обращения
1) 29.10.2013 г. 21:55
2) (Стр. 125-132) 12.05.2014 г. 16:00
3) 06.06.2014 г. 14:09


И саакиевский собор - это некогда главный Собор России.
Существующий красавец -собор уже четвертая церковь на этом месте. О предыдущих строениях можно прочитать под ссылками в конце поста, а здесь о строительстве современной питерской жемчужины и русского архитектурного чуда - Исаакиевского собора.

Строительство современно Исаакия было долгим. Но иначе такой грандиозный храм и не построить! Даже с современной техникой это было бы очень сложно. Это до сих пор уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.

История его создания и строительства

Стоящий на площади предыдущий Исаакиевский собор был недостаточно красив и статен и несоответствовал парадному облику центральной части Петербурга и столицы Великой империи и мировой супердержавы, которой тогда являлась Россия. Было ясно, что храм надо перестраивать, но нужно было построить на века и удивить мир технологиями, поразить размером и ошарашить мощью.

В 1809 году объявли конкурс на возведение нового храма. В нём приняли участие известные зодчие Андрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захаров, Василий Петрович Стасов, Чарлз Камерон, Жан-Франсуа Тома де Томон, Джакомо Доменико Кваренги и многие другие. Основное условие конкурса — требование АлександраI сохранить в новом храме алтари предшествующего.

Программу конкурса, утверждённую Александром I, составил президент Академии художеств А. С. Строганов. В ней говорилось:

"Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность".

Император считал, что полностью сносить собор было бы оскорбительным для памяти основателей. Однако, прекрасно понимая, что компоновка в одном сооружении новых и старых частей неизбежно приведёт к неравномерной осадке здания и вызовет его разрушение, все участники конкурса предлагали полностью снести старый собор, поэтому император ни один из конкурсных проектов так и не не одобрил. Проекты были разные и собор мог быть совсем не таким каким мы его привыкли видеть.

Еще один проект Ринальди. Выглядит достаточно непропорционально.

В 1813 году, в разгар войны с Наполеоном Бонапартом, в Петербурге была предпринята еще одна попытка перестроить Исаакиевский собор. По тем же причинам, что и в предыдущий раз, конкурс проектов завершился безрезультатно. Разочаровавшись в своей затее, Александр Первый решил больше не проводить конкурсы. Но от идеи переделать Исаакиевский собор не отказался.

В 1816-м году был создан Комитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить Петербург в парадный представительный город. Возглавил его талантливый инженер, испанец на русской службе, Агустин Бетанкур (на фото слева).

В Комитет вошли архитекторы Карл Иванович Росси, Антон Антонович Модюи, Андрей Алексеевич Михайлов, инженеры Пётр Петрович Базен, Морис Гугович Дестрем и другие. Император дал распоряжение Бетанкуру подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора и подобрать для этого архитектора. Выбор пал на только что приехавшего в Россию из Франции Огюста Монферрана.

Монферран трудился над проектом в течение всего 1817-го года и представил 24 эскизных проекта Исаакиевского собора в различных стилях. Как и другим, его работу чрезвычайно затрудняла обязательность сохранения трёх уже освящённых алтарей старого собора.

Монферран предполагал значительно увеличить размеры барабана центрального купола, оставив для его опор два старых и построив два новых пилона. Это решение было непрофессиональным. Неравномерная осадка пилонов ослабляла конструкцию здания, соединение его старых и новых частей и фундаментов редко приводило к положительным результатам. Тем не менее, 20-го февраля 1818-го года АлександрI утвердил проект и назначил его автора придворным архитектором.


Билет № 636 на свободное проживание в Петербурге, выданный Монферрану в январе 1817 г.

В 1820-м году Монферран издал альбом с 21-й гравированной таблицей, где изображались планы, фасады, эскизы будущего храма в сравнении с проектами Ринальди и Бренны. Девиз на титульном листе «Non omnis moriar» (лат. «не весь умру») сопровождал архитектора всю его жизнь. Но автору альбома вскоре пришлось пожалеть о сделанном.

Обнародованные планы вызвали обвинения коллег в техническом несовершенстве проекта. Наиболее серьёзные упреки в профессиональной неопытности и авантюризме высказал придворный архитектор Модюи, который представил в Совет Академии художеств докладную записку о несостоятельности Монферрана как архитектора.

Критики выражали сомнение в том, что фундамент будет достаточно прочен для нового собора, что удастся преодолеть сложности связи старых и новых частей здания, отмечали неправильное проектирование главного купола. Помимо замечаний по существу, Модюи допустил выпады личного характера, что, по мнению посла Франции в России графа де ла Ферроне, было вызвано, скорее всего, завистью к успехам соотечественника. Специально созданный Комитет Академии художеств рассмотрел в 1821-м году возражения Модюи и сообщил князю Александру Николаевичу Голицыну о невозможности перестройки Исаакиевского собора без переработки проекта Монферрана.

По распоряжению императора члены Комитета три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения. В этом приняли участие Стасов, Михайлов Второй, Мельников и Михайлов Первый. Согласившись с мнением опытных зодчих, Монферран выражает желание участвовать в «исправлении» собственного проекта. Он понимает, что его вариант нуждается в серьёзной доработке. Внимательно изучив предложения, поправки и замечания членов Комитета, Монферран представил новый, более совершенный замысел, в котором предложил собственные решения принципиальных вопросов. Так, в его новом проекте собор становится более компактным и завершённым. Главный купол занимает доминирующее положение, а правильно найденные пропорции портиков уравновешивают объем здания. Барабан купола установлен на четырех новых опорах, внутреннее пространство храма расширено. В марте 1825-го года проект получил Высочайшее одобрение. Таким образом, Монферран отстоял своё право быть автором одного из крупнейших купольных сооружений Мира. Иносказательно - он выиграл главную "битву", но впереди были 40 тяжелых лет войны...


Колокол, созывающий рабочих на работу. Литография Байо по рисунку Монферрана. 1845 г.


Групповой портрет рабочих-строителей. Литография Байо по рисунку Монферрана. 1836 г.

Под руководством Монферрана в строительстве Исаакиевского собора принимали участие архитекторы Александр Павлович Брюллов (брат Карла Павловича Брюллова) и Николай Ефимович Ефимов, Андрей Иванович Штакеншнейдер, Александр Иванович Кракау, Ипполит Антонович Монигетти и др.

Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена ринальдиевского собора, а южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней и здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон предполагалось возвести колонные портики. Собор должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам.


Фрагмент разобранного Исаакиевского собора. Литография по рисунку Монферрана. 1845 г.

Работы по сооружению фундамента начались ещё в 1818 году, по первому проекту Монферрана. Он поставил перед собой сложную задачу соединить старый и новый фундаменты. В этом принимал деятельное участие инженер А. Бетанкур.

Под фундамент Исаакиевского собора вырывались глубокие траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в грунт вертикально вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26—28 сантиметров и длиной 6,5 метра. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру. Сваи забивались в землю тяжёлыми чугунными бабами с помощью воротов, приводимых в движение лошадьми. По каждой свае делали десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то её с разрешения смотрителя обрезали. После этого все траншеи были соединены между собой и залиты водой.

Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда. Всего под фундамент было забито 10 762 сваи.


Барак для рабочих и хозяйственные постройки на строительной площадке Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г.

Монферран применил сплошную кладку, так как считал, что «для фундаментов крупных зданий сплошная кладка предпочтительнее любого другого вида его выполнения, особенно… если здание строится на плоском и болотистом грунте…»

В общей сложности только сооружение фундамента заняло около пяти лет. В этой работе было задействовано 125 тысяч каменщиков, плотников, кузнецов и рабочих других профессий.

Вырубка гранитных монолитов для колонн собора велась в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга. Эти земли принадлежали помещице фон Экспарре.

Преимуществом именно этого места для каменоломни было большой запас гранита, близость Финского залива с глубоким фарватером и почтового тракта. Вот что отметил в своём дневнике Монферран, впервые посетив каменоломню: «Удивление, которое мы испытывали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере семью необработанными ещё колоннами…»

Выгрузка и перекатывание колонны на Адмиралтейской набережной. Тонированная литография А. Кювилье и В. Адама по рисунку О. Монферрана. 1845 г.

Работами на каменоломне руководил подрядчик Самсон Суханов, который также участвовал в работах по созданию Ростральных колонн и Казанского собора. Затем колонны поднимали... все вручную, ведь подъемных кранов не было.


Установка колонн малых куполов собора. Литография Ф. Бенуа по рисунку О. Монферрана, 1845 г.

Для подъёма колонн были построены специальные леса, состоящие из трёх высоких пролётов, образованных четырьмя рядами вертикальных стоек, перекрытых балками. В стороне были установлены 16 чугунных воротов-кабестанов, на каждом из которых работало по восемь человек. Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Рабочие, вращая вороты, приводили монолит в вертикальное положение.

Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа» (в чем лично я сильно сомневаюсь)))).

Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших собой площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I.

Как вам эти гиганты? А ведь 24 колонны подняли на уровень смотровой площадки, а немного меньшие до уровня балюстрады!

Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора. Тут применялась кладка из кирпичей, скреплённых известковым раствором. Для большей прочности применяли гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50—60 см, внутренней — 15—20 см.
В 1836 году возведение стен и пилонов было завершено и началось сооружение перекрытий и приступили к куполу.

Монферран использовал идею устройства купола лондонского собора св. Павла. Не все знают, что под внешним куполом, как в матрешке находится еще ТРИ купола.



Для облегчения конструкции внутренние купола изготовлены из глиняных"горшков" с заливкой промежутков между ними цемянкой из извести с расщебёнкой. Для сводов потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Горшечные своды улучшают акустику храма, защищают от холода и значительно легче кирпичных сводов.

Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения, парами ртути отравились и умерли 60 мастеров.


Исаакиевский собор в лесах, огражденный забором. Литография. 1845 г.

Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев.


Подъем креста на главный купол собора. Литография Адама по рисунку Монферрана. 1845 г.

Строительство Исаакиевского собора стало своеобразной практической академией отечественной архитектуры, где испытывались новые материалы, новые конструктивные приёмы, изучались и применялись проектировочные и строительные методы. Так, следуя примеру Монферрана, русские зодчие начали широко применять в строительстве металлические конструкции.


Исаакиевский собор. Литография по рис. О. Монферрана

Интересно что на литографии видны ангелы на портике Исаакия, хотя изначально, по проекту их там устанавливать не планировалось. Но Монферран наверное видел собор только с ними.

Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора АлександраII и иных членов императорской семьи. Были выстроены войска, которых император приветствовал перед началом чина освящения, которое возглавил митрополит Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Постников). На Петровской и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для народа; соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми.
Исаакий не принадлежал церкви! Он принадлежал государству! Даже священники там служили и были на государственном окладе.

Огюст Монферран скончался через месяц после освящения Исаакиевского собора. Таинственная смерть архитектора, к тому же, смерть предсказанная, дала пищу для самых фантастических догадок и слухов, по легенде во время торжественного освящения собора, один из приближенных АлександраII обратил внимание царя на скульптурную группу святых на фронтоне храма. В ней присутствовала скульптура самого Монферрана с моделью собора в руках.

Здесь Монферран оставил своеобразный автопортрет, изобразив себя среди группы святых и своих современников с макетом собора в обнимку. Причём, все персонажи склонили голову, приветствуя Святого Исаакия Далматского, и лишь Монферран держит голову прямо. Изобразить себя в подобном окружении само по себе было довольно дерзким шагом. Александр ничего не сказал Монферрану, но, проходя мимо, руки не подал и не поблагодарил. Зодчий сильно расстроился, от расстройства заболел и умер.

Были и другие легенды, будто какой-то блаженный предсказал, что Монферран умрет, когда собор будет достроен, и поэтому архитектор медлит с завершением строительства. Освящение храма состоялось в 1858 году, уже при Александре II. И через месяц Монферрана не стало, предсказание сбылось, впрочем, тогда ему было уже 72 года...

Монферран завещал похоронить его в своём главном детище - Исаакиевском соборе, но Александр это пожелание не одобрил. Поэтому гроб с телом архитектора лишь обнесли вокруг храма, затем отпели в костёле Святой Екатерины на Невском, после чего вдова увезла его в ссылку... в Париж.

В посте находятся ссылки на другие рассказы об этом великом храме, который показывал всему миру величие и мощь России.
Основа (С) книга: Огюст Монферран и Википедия, исользована инфа с других сайтов: e-reading.club, travelhouse-ru.com. Картинки и ряд фото (С) интернет.



И саакиевский собор возводили 40 лет, а когда наконец сняли с него строительные леса, надобность в сооружении как в храме отпала почти сразу. О том, кто строил знаменитый храм, сколько реконструкций он пережил и какие легенды его окружают - в материале портала «Культура.РФ» .

Три предшественника Исаакиевского собора

Исаакиевский собор. Фотография: rossija.info

Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первую церковь в честь святого Исаакия Далматского возвели для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга . Вернее, ее перестроили из здания чертежного амбара под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в день памяти святого Исаакия, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Уже в 1717 году, когда старая церковь стала ветшать, было заложено новое каменное здание. Строительство шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля. Через полвека, когда уже вторая петровская церковь пришла в негодность, было заложено третье здание - уже на другом месте, немного дальше от берега Невы. Его архитектором стал Антонио Ринальди.

Победа рисовальщика над архитекторами

Семен Щукин. Портрет Александра I. 1800-ые. Государственный Русский музей

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834. Государственный русский музей

Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени - Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по делам строений и гидравлических работ Августина Бетанкура работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было - он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.

Неудачное начало строительства

Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году началось возведение собора по проекту Монферрана, однако всего через год его проект основательно раскритиковал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи. Тот считал, что при планировании фундаментов и пилонов (опорных столбов) Монферран допустил грубейшие ошибки. Связано это было с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, что остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами отбивался от критики Модюи, позже он все же согласился с критикой - и строительство приостановили.

Архитектурные и инженерные достижения

Иссакиевский собор. Фотография: fedpress.ru

Иссакиевский собор. Фотография: boomsbeat.com

В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм . Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола - почти 26 метров. Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили просмоленные сваи - более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда. Еще два года ушло на установку колонн четырех крытых галерей - портиков , гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен.

Следующие шесть лет возводились стены и подкупольные столбы, еще четыре года - своды , купол и колокольни . Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла Кристофера Рена. На золочение купола ушло более 100 килограммов золота.

Вклад скульпторов в оформление собора

Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали. По аналогии с Золотыми вратами флорентийского баптистерия он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых. Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Над фронтонами разместили бронзовые рельефы с изображениями библейских сцен в исполнении самого Витали и Филиппа Оноре Лемера. Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский.

Витраж, каменная отделка и другие детали интерьера

Иссакиевский собор. Фотография: gopiter.ru

Иссакиевский собор. Фотография: ok-inform.ru

Работа над интерьерами собора шла 17 лет и закончилась лишь в 1858 году. Внутри храм был отделан ценными породами камней - лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора. Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов - «Богородицу во Славе» в плафоне, площадь этой росписи более 800 квадратных метров.

Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом.

Дорогое удовольствие

Иссакиевский собор. Фотография: rpconline.ru

Иссакиевский собор. Фотография: orangesmile.com

На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило два миллиона. Связано это было как с грандиозными размерами (храм высотой в 102 метра до сих пор остается одним из самых крупных соборов в мире), так и с роскошной внутренней и внешней отделкой здания. Николай I , опешивший от таких расходов, приказал сэкономить хотя бы на утвари.

Освящение храма

Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II , а длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией. Несмотря на то что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».

Мифы и легенды

Иссакиевский собор. Фотография: rosfoto.ru

Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего - похоронить его в храме - так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, - входить в храм он не решался. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II эвакуировать . Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли - и хранилище осталось невредимым. Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) - настенные росписи.