Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему
“glittering sons and radiant daughters” («блистающих сыновей и сияющих дочерей»).
Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама,
Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина,
брата и убийцу Авеля.

Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»

Боже, ниспошли мне смерть, дабы я оценила жизнь.
Боже, даруй мне раскаяние, дабы я вкусила от наслаждения.
Боже, сделай меня такой же, как дочери Евы!

А. Франс «Дочь Лилит» (молитва Лейлы, дочери Лилит)

«Ибо до Евы была Лилит» - гласит древнееврейский текст. Сегодня ни для кого не секрет, что у Адама была первая жена; но далеко не все знают, что в каноническом тексте Ветхого Завета об этом не сказано ни слова. О Лилит рассказывается в Талмуде и других еврейских источниках, которые долгое время были нам недоступны. Поэтому почти все, что нам известно о Лилит, мы узнавали из литературы. Но ведь у поэтов свой особый взгляд на вещи! Человеку, который привык смотреть на первую жену Адама глазами поэтов Серебряного века - как на прекраснейшую из женщин, у которой нет и не может быть соперниц, - многое в этой статье покажется удивительным.

Имеющиеся сведения о Лилит немногочисленны и противоречивы. Согласно некоторым источникам, имя «Лилит» (Lilith) восходит к группе месопотамских демонов под названием «лилу» (lilu или Lillu); демоны женского рода назывались «лилиту» (lilitu). Лилу ассоциировались с бурями и пустошью. Несмотря на разнообразие версий о происхождении имени Лилит, можно с уверенностью сказать, что оно не было повсеместно единым вплоть до основания Вавилона (примерно 2000 лет до н.э.), поэтому первым упоминанием Лилит можно считать пролог вавилонской эпопеи «Гильгамеш». «Демон Лилит» представлен там как красивая девушка с лапами ночной совы. Древние греки также верили в существование лилит, называли их Ламиями и считали, что они похищают и пожирают чужих детей. Считалось также, что мужчины и дети не должны оставаться одни дома, чтобы не подпасть под власть Лилит. В дальнейшем дочерей Лилит стали называть «ночными ведьмами».

Гораздо больший интерес, на мой взгляд, представляет легенда о Лилит как о первой жене Адама. Имя «Лилит» встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге Исайи (XXXIV, 14): «…Там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой». В оригинале стоит слово “Lilith”, однако некоторые толкователи склонны переводить “Lilith” как «ночное привидение», «филин» или «сова».

Следует отметить, что в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две совершенно разные истории сотворения человека. По одной из версий, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово «человек» в древнееврейском оригинале пишется как “adam”, от “adamah” (пыль, прах). Оно относится не только к мужчине, но и к женщине.

Вот что говорится дальше: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, тогда как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22). Это была вынужденная вторая попытка после блистательной неудачи первого подхода. Хотя некоторые полагали, что Бог сотворил Еву вовсе не из Адамова ребра, а из хвоста с жалом на конце, который поначалу был у Адама. Бог отрезал хвост, и обрубок - бесполезный копчик - до сих пор остается у потомков Адама.

По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов «не хорошо быть человеку одному» (Быт. II, 18) была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.

Существуют и другие любопытные версии. Согласно одной из иудейских традиций, Бог изначально задумал создать мужчину и женщину, но вместо этого Он создал одного человека с мужским лицом впереди и женским - сзади. Потом опять изменил свое решение и, убрав женское лицо, сотворил женское тело (Вавилонский Талмуд. Эрубин.18a). Но есть и еще одна версия, согласно которой Адам изначально был создан как двуполое существо с женским и мужским телами, как бы прилепленными спина к спине. Поскольку это очень затрудняло передвижение и беседу, Бог разделил андрогена на двоих людей, которых Он поместил в Эдемский сад и запретил им совокупляться. Эта поздняя иудейская традиция, возможно, берет начало в греческой мифологии, потому что термины, использованные в таннаиском мидраше для описания бисексуального Адама, заимствованы из греческого.

В Талмуде образ Лилит разработан более детально. Она изображалась как крылатый демон с длинными волосами, обитающий в пустых домах и овладевающий мужчинами во сне против их воли. Этот образ породил множество толкований и легенд. Наиболее ранняя и самая известная из них изложена в апокрифическом еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира».

Итак, Лилит была первой женой Адама. Она была создана, как и Адам, из глины и праха – и тут же затеяла с мужем спор о равенстве. Мы оба равны, говорила она, потому что созданы из одного материала. Никто из них не слушал другого. Тогда Лилит произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела.

У большинства народов есть мифы о женском бунте. Многочисленны и мотивы, вызывающие такой бунт. Миф о Лилит, вероятно, в этом плане уникален. Не могу вспомнить никакой другой миф, когда женщина восстала бы исключительно во имя равноправия.

Но что же было дальше? Лилит поселилась в пещере на берегу моря, где, по преданиям, живет до сих пор. (Здесь уместно вспомнить, что древние иудеи верили в то, что вода притягивает к себе демонов!) Она занималась любовью с демонами и за достаточно короткий срок родила тысячи детей. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов.

Оставшийся в одиночестве огорченный Адам стал возносить молитвы Творцу, который немедленно послал за беглянкой трех ангелов. А Адаму сказал так: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно».

Ангелы настигли Лилит в Красном море – в том самом море, где, по словам Бен-Сира, позднее «суждено было пропасть египтянам». Они передали ей слово Божье, но она не согласилась вернуться к Адаму. Ради того, чтобы сохранить независимость, первая феминистка Лилит готова была смириться с ежедневной гибелью собственных детей. В свою защиту Лилит сказала ангелам, что ее предназначение – портить детей: мальчиков – на восьмой день после рождения, а девочек – на 20-й. Она поклялась не трогать младенцев, если у них будут амулеты с именами всех трех ангелов.

В книге Зогар приводится подробное описание власти и генеалогии демонов, в том числе Лилит, а также различные версии появления Лилит на свет. Согласно книге Зогар, ангелы бросили Лилит в море, где ей предназначалось оставаться до искупления греха Адама. Позже Господь вызволил Лилит и дал ей силу для наказания сынов человеческих «за грехи отцов».

Народная этимология связывает имя Лилит со словом лайла – ночь, поэтому большинство сюжетов, где фигурирует Лилит, происходят ночью. Ее называют «ведьмой», «злодейкой», «черной» и пр.

В народной культуре, как и в культуре книжной, образ Лилит как бы двоится – это и прекрасная соблазнительница, и злой дух, губящий рожениц и младенцев. Эта двойственность восходит к каббалистической традиции, а также к более древней традиции, сложившейся в талмудическую и, возможно, доталмудическую эпоху. В обоих случаях Лилит выступает в качестве одной из «цариц» демонов; повелительницы царства злых сил, губительницы как новой жизни, так и человеческой души. Ее чары ведут к тому, что имя человека, загубленного ею, исчезает из памяти людской. Лилит, как и прочие демоны, подчинена планете Марс и живет долго, до Страшного Суда.

Несомненно, Лилит - наиболее негативный женский образ еврейской мифологии. С ней связано великое множество легенд и поверий; например, если ребенок смеется во сне в лунную ночь – это означает, что с ним играет Лилит (для избавления от такой напасти следовало дать ребенку легкий щелчок под носом). Нельзя было также сушить пеленки на открытом воздухе и на лунном свете из-за опасности воздействия чар Лилит на ребенка и т.п.

Чтобы уберечься от Лилит – как, впрочем, и другой нечистой силы, – в народе применялись разнообразные магические приемы: особые травы, которые служили оберегом мужчине, соблазняемому Лилит, письменные или печатные амулеты, огонь.

Впрочем, в религиозных кругах не любят говорить о Лилит по простой и всем хорошо понятной причине. Думаю, не только среди ортодоксальных евреев не принято произносить вслух имя злых сил. Умолчание до сих пор считается одним из самых мощных средств борьбы с этими досадными явлениями.

Остается добавить, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. И как будто не было демоницы Лилит, враждебной материнству, убийцы и похитительницы младенцев! Лилит становится воплощением демонически-соблазняющего начала в женщине. В европейской литературе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно благодаря возросшему интересу к каббалистическим текстам. Впервые это имя появляется во второй части Фауста, где правду о ней раскрывает Мефистофель. Позднее английский поэт Данте Габриэль Россетти, вдохновленный легендой о Лилит, пишет поэму Eden Power... А один из наиболее известных примеров изображения Лилит как прекрасной соблазнительности – рассказ А. Франса «Дочь Лилит»: «…Она ушла от него и отправилась в те края, где много лет спустя поселились персы, а в ту пору жили преадамиты, более разумные и более прекрасные, чем люди. Значит, Лилит не была причастна к грехопадению нашего праотца, не была запятнана первородным грехом и потому избежала проклятия, наложенного на Еву и ее потомство. Над ней не тяготеют страдания и смерть, у нее нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло. Что бы она ни сделала, это не будет ни хорошо, ни плохо. Дочери ее, рожденные от таинственного соития, бессмертны так же, как и она, и, как она, свободны в своих поступках и мыслях, ибо не могут ни сотворить угодное богу, ни прогневать его».

Трагедия героини новеллы Лейлы, дочери Лилит, в том, что она, как и ее мать, не причастна к страданиям, горестям, страстям человеческим, а значит, и к счастью. Бессмертие Лейлы лишено смысла; не зная любви, она может принести людям только зло...

Прозорливец Даниил Андреев в своей книге «Роза Мира» описывает Лилит как «Всенародную Афродиту». Сущность Лилит, согласно Андрееву, необычайно сложна, как, впрочем, и сама «Роза Мира». Даниил Андреев предсказывает: как создана Лилит волей Божьей, так и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом. «Катастрофа, которой завершится жизнь последнего воплощения Лилит, не будет иметь ни одного зрителя. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно куда и как. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей».

Можно ли представить без этой прекрасной соблазнительницы русскую поэзию Серебряного века – дерзкую, ломающую старые нормы и традиции? О Лилит писали Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Федор Сологуб. В их творчестве – как, например, в этом стихотворении Николая Гумилева – прекрасная неземная Лилит противопоставляется простой обыденной Еве:

«У Лилит - недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут;
А у Евы - и дети, и стадо овец,
В огороде картофель и в доме уют».

Лилит недостойна ничего. Всего достойна любопытная, мудрая, сладкая, пустоголовая Ева. Её дочери – почти весь женский род. О дочерях Лилит дано знать лишь некоторым отважным безумцам. Но как бы ни был счастлив Адам, сытый, обласканный, убаюканный Евой, по ночам он всё же глухо тоскует по той – окаянной, чьё имя он даже не смеет назвать…

Образ Лилит в творчестве Гумилева совершенно неслучаен и имеет прямое отношение к истории взаимоотношений Гумилева и Ахматовой, как они описаны в ее записных книжках: «... уже очень рано <...> я стала для Г<умилева> (в стих<ах>) почти Лилит, т.е. злое начало в женщине. Затем <...> - Ева. Он говорил мне, что не может слушать музыку, пот<ому> что она ему напоминает меня» (207).

Для Марины Цветаевой Лилит была первой и единственной женщиной, а вот Еву она никогда не понимала, не чувствовала в себе - и потому не любила. «Еве до познания добра и зла вовсе не было дела. Ей было важно сделать по-своему - преступить. Иначе бы не любопытство, а любознательность, т.е. не порок, а добродетель, не женский жест, а мужской. (Еву Библия делает Прометеем!). Дальше: вовсе не примета божества - знать добро и зло. Привилегия божества - именно не знать, иначе откуда бы счастье? Знают, т.е. страдают люди. Итак, я бы то древо переименовала бы в древо забвения добра и зла» - записывает Марина Цветаева в свою рабочую тетрадь в марте 1925 года.

В одном из самых известных стихотворений Цветаевой «Попытка ревности» есть такие горькие строки:

«…Как живется вам с стотысячной -
Вам, познавшему Лилит!

Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых

Чувств?..»

В письме к Борису Пастернаку Цветаева говорит: «Борис, а ты помнишь Лилит?.. Твоя тоска по мне – Тоска Адама по Лилит, до – первой и нечислящейся. (Отсюда моя ненависть к Еве!)».

Владимир Набоков, который в двадцатых годах писал стихи под псевдонимом Сирин, подошел к этой теме очень по-своему. В изящном по форме и мистическом по существу стихотворении «Лилит» молодой поэт рисует картину посмертного приключения в потустороннем мире (герою вначале казалось, что в раю), где на продуваемой горячим ветром улице, среди фавнов он вдруг увидел:

«От солнца заслонясь, сверкая
подмышкой рыжею, в дверях
вдруг встала девочка нагая
с речною лилией в кудрях...»

Набоковское стихотворение «Лилит» именно о том, как Лилит соблазняет и неожиданно исчезает, а пребывание в раю оказывается полнейшей иллюзией. Набоковского Адама не изгоняли из рая - он не был в нем вовсе; на этой ноте, собственно, и завершается «Лилит». Что же произошло? Произошло соблазнение во сне. Лилит соблазнила и бежала, даже во сне не дав блаженства. Интересно, что Набоков в ходе создания поэмы очень точно следовал мифологической первооснове.

В романе «Лолита» расставлены несколько иные акценты. Там Гумберту кажется, что Лолита спит, он лелеет мысль об овладении ею во сне, но овладевают им: Лолита соблазняет его, чтобы покорить и исчезнуть. Возникает вопрос, случайна ли эта цепочка «Лилит – девочка с лилией – Лолита»? Фактически и в «Лолите», при всех отличиях этого романа от поэмы, тоже воспроизведен миф об Адаме.

Набоков неоднократно говорит в романе о Лилит, хотя имени ее не упоминает, ограничиваясь словами «ребенок-демон». В этом, кстати, прелесть и загадка не только поэтической прозы Набокова: ведь поэзия существует там, где самое главное не произносится, на него лишь намекают, его дают в отражении, не называя по имени... Но если вернуться к «Лолите», то все-таки один раз поток умолчаний прерывается – и как бы вскользь, как бы мимоходом дается главный ключ к роману:

«... Как билось у бедняги сердце, когда среди невинной детской толпы он замечал ребенка-демона, “enfant charmante et fourbe” - глаза с поволокой, яркие губы, десять лет каторги, коли покажешь ей, что глядишь на нее. Так шла жизнь. Гумберт был вполне способен иметь сношения с Евой, но Лилит была той, о ком он мечтал».

Лолита для Гумберта есть напоминание о Лилит, воспоминание о Лилит. Но кого же тогда Гумберт воспринимает как Еву? Несомненно, Евой для него является Шарлотта, его законная жена, заботливая, но нелюбимая и презираемая, слишком связанная с ненавистным уютом, со всем, что тленно. А бессмертная Лилит, та самая - соблазняющая, убегающая, недостижимая, - для Гумберта именно Лолита.

Так кто же такая Лилит? Демон, вечно творящий зло, или прекраснейшая из женщин? Наверное, и то, и другое вместе. Именно благодаря этой двойственности и продолжает жить легенда о Лилит; именно поэтому каждый мужчина ищет в своей избраннице не только будущую «верную супругу и добродетельную мать», но еще и нечто неуловимое… то, что отличает дочерей Лилит от дочерей Евы. То, что безумцы и поэты именуют «воплощённой женственностью». И не беда, что бессмертные дочери Лилит – вечно соблазняющие, вечно убегающие, вечно недостижимые – не способны любить: зато именно они любимы так, как и не снилось женщинам, женам, напрочь лишенным этого замечательного качества – старательным, преданным, всепрощающим… Ну а мужчин, жаждущих отдать жизнь за миг блаженства в объятиях дочерей Лилит, тоже можно понять. Живущий размеренной жизнью человек иногда нуждается в сильных потрясениях, которые мы по привычке называем «глупостью», «жестокостью», «изменой», «предательством». Но ведь, как заметил мимоходом неисчерпаемый Пушкин:

«Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья -
Бессмертья, может быть, залог!»

Просто человек ищет бессмертия. И ничего больше.

Лилит — первая женщина Адама

«Недоступных созвездий венец» -- так писал Николай Гумилев про загадочную и прекрасную Лилит -- первую жену Адама. Ее имя запрещено произносить правоверным иудеям, ею восхищаются романтические поэты и суровые феминистки, она будоражит наше воображение.
История Лилит изложена по древним апокрифическим источникам, написанным в одно время с Библией и не вошедших в традиционный Ветхий и Новый Завет, а также по каббалистическому труду Зоар.
Ветхий и Новый завет не всегда были такими, как мы их видим сейчас. Эти библейские писания не единожды переделывались, изменялись. Во время десятого Римского собора был утвержден окончательный вариант, и христианство приобрело официальный статус во всем мире. Чтобы в Писание не попало ничего лишнего, в Риме собрались священнослужители с разных городов и стран для согласования текста. Многие священные записи били изъяты.
В глубоких гротах возле Мертвого моря были найдены рукописи со священными письменами, которые появились намного раньше, чем христианство, как таковое. Информация из них не появилась в Библии, поэтому ученые современности до сегодняшнего дня не могут дать окончательного ответа на вопрос - Что же такого секретного было в свитках?
С приходом христианства, например, имя Лилит стало запрещенным. Оно приравнивалось к проклятию, придавалось анафеме, но все так же притягивало умы человечества. В нем заключается необъяснимая таинственность, загадка, которую хочется понять до конца.
История Лилит
Большинство исследователей считают, что именно Лилит, первая жена Адама является автором текстов забытого Евангелия. История, рассказанная блудницей, не могла войти в текст Нового и Старого Завета. Информация об этой гордой и непокоренной женщине будоражит умы человечества. Почему ее настойчиво стараются вычеркнуть из истории? Как она стала отверженной, упоминание о которой приводит священнослужителей и истинных верующих в настоящий ужас?
Британский музей - Королева ночи (British Museum - The "Queen of the Night")
Согласно исследованиям, именно Лилит была первой женой Адама. Бог вначале создал из глины двух людей. Первая женщина отличалась невероятной красотой и умом. Прошло совсем немного времени, и она поняла, что ни в чем не уступает своему мужу - Адаму. Ее умственные способности не уступали мужским.
Лилит - первая жена Адама оказалась очень своенравной, она отказывалась подчиняться и соглашаться с его мнением. Женщина требовала, чтобы все ответственные решения они принимали вместе.
Существует поверье, утверждающее, что именно Лилит стала основательницей сексуальных наслаждений - позы «женщина сверху» и многих других. Церковь признает только «рабочее-крестьянскую» позицию в интимной близости, и считает, что это лишь способ для продолжения рода. Первая женщина на Земле придерживалась кардинально противоположного мнения. Когда противостояние взглядов с Адамом достигло своего пика, она решила оставить мужа.
Наказание для Лилит
Бог не мог допустить такого раздора в Райском саду, и поэтому послал к Лилит, трех сильнейших ангелов. Они должны были направить женщину на путь истинный, раскаяться и смириться со своим положением. Небесные создания довольно быстро догнали бунтарку и поставили ей определенный ультиматум - Лилит должна стать покорной и вернуться к своему мужу Адаму. В противном случае ее изгонят из Эдема, и отлучат от милости Бога.

Своенравная девушка выбрала свободу, и по собственной воле покинула рай произнеся невыразимое имя Бога. При этом Лилит затаила на Бога сильную обиду, за то, что он не поддержал ее. Она решила посвятить свою жизнь мести.
Дальнейшая жизнь первой девушки - несколько легенд
Лилит первая жена Адама навсегда покинула Эдемский сад и перевоплотилась в настоящего демона-дьяволицу, представляющего большую опасность для представителей сильного пола. Соединение мстительности и бунтарства в нраве девушки позволили негативу завладеть ее душой. От нее отказались, и она превратилась в опасного врага для каждого - преданной помощницей антихриста.
Начало сказания, до момента бунтарства Лилит и ее наказания, можно встретить очень редко. А вот вторая часть - превращение обычной женщины в настоящего дьявола, очень распространена, так как она активно поддерживалась церковниками.
В опасный период инквизиции Лилит жена Адама была официально признана чудовищем. В этот страшный период существовало только две основные группы женщин:
*Кроткие, набожные и ласковые - истинные потомки Евы;
*Загадочные, своенравные, слишком умные и образованные, считались детьми Лилит, и приговаривались к смерти.
Демон Лилит заключила с ангелами своеобразный контракт. Она не станет входить в помещение, на дверях которого написано имя одного из таких небесных созданий.
Лилит в «Книге Зверя»
Большинство исследователей феномена Лилит - опасной жены Адама, довольно часто подтверждают свои высказывания информацией, записанной в «Книге Зверя». Это неотъемлемая часть Библии, в которой описываются деяния Антихриста. Они утверждают, что женщина-демон была создана дьяволом. Люцифер преследовал при этом вполне конкретные и понятные цели - наказать мужчин за любовь к Богу, раскрыть их худшие стороны.
Джон Кольер, Лилит (1892)
Лилит - истинная соблазнительница, проверяющая верность женатых мужчин своим женам. У нее появилось множество детей. Именно от нее пошли всевозможные демоны, оборотни, ужасные чудовища, вампиры, и прочие твари. Любого преступника, маньяка, злого и порочного человека в древние времена считали отпрыском демона Лилит.
По некоторым апокрифам, во время периода супружества с Адамом, эта женщина родила сына - Каина. В нем была часть души Лилит, он убил Авеля - сына Евы. Бунтарка стала жить вечно, посвятив всю себя мести и злу. Демоны способны воскресать и перерождаться в новом теле. Лилит, возможно, живет и сейчас.
В «Книге Зверя» говорится о пришествии дьявола на Землю. В этом писании указаны конкретные символы, которые способны привести верующего человека в настоящий ужас. Невеста Сатаны - Вавилонская блудница. Доказано, что данная сущность и есть Лилит. С древних времен ее имя равнозначно «блуду» и «разврату». В странах востока есть легенда о невесте дьявола, которая может убивать новорожденных и представителей сильного пола.
Правдивы ли легенды?
Верить ли данным легендам о Лилит - непокорной жене Адам, каждый решает для себя сам. Некоторые современные исследователи считают эту девушку родоначальницей феминизма. Именно этой силы боятся представители сильного пола. Есть много трагического в легендах о свободолюбивой девушке.
Она играет с детьми, понимая, что никогда не сможет стать матерью;
Все время ищет свой дом и семейный очаг;
Обижается и мстит мужчинам, ведь Адам отказался от нее и предпочел другую.
Лилит выявляет истинную мужскую сущность - вечную жажду сексуальных наслаждений, лживость и неверность. Если эти качества подтверждается, она уничтожает человека.
Женщина просто хотела быть «рядом» с мужем, а не «за ним». Историю о Лилит много веков подряд старались очернить и изменить. Сейчас узнать правду практически невозможно. Роковая женщина всегда несчастна. Она нравится многим, ее все хотят, но на самом деле она не нужна никому. Сочетание ума, красоты, силы и независимости очень часто обрекает девушку на одиночество.
Лилит в переводе с еврейского означает ночь, ночная. Вместо имени Лилит иногда употребляют имя Первая Ева
Современные феминистки имеют свое мнение насчет Лилит: жена Адама была смелой и незаурядной, она утверждала, что Адам не Бог, а всего лишь человек. Церковь того времени, в которой правили исключительно мужчины, не могла допустить появления такой женщины в истории. Они боялись силы ее духа, острого и пытливого ума, смелости. Мужчинам всегда нужно было оправдывать свои собственные человеческие слабости и грехи. Для этого они нашли Лилит - рокового демона-соблазнителя, который был виноват в их супружеской неверности и распутстве.
Кто она - отверженная жена Адама -демон или символ свободной женщины? Каждый может самостоятельно ответить на этот вопрос. Единственная правда - не бывает зла без добра, и наоборот.

Некоторые ранние апокрифы христианства, не вошедшие в библейский канон, гласят, что первой женой Адама была отнюдь не Ева. Каждый из нас знает, что после сотворения мира Бог создал по своему образу и подобию Адама, а затем, обнаружив, что первый человек одинок, взял у него ребро и сотворил из него Еву. Однако есть мнение, что некоторую часть истории первых лет человечества от нас тщательно скрывают.

Исходя из древних текстов, многие считают, что первой женщиной и супругой Адама стала Лилит, созданная Господом вместе с мужчиной. Однако Лилит была отвергнута и изгнана Творцом из Эдема после того, как оказалось, что она была не глупее Адама и имела волевой характер, не желая подчиняться во всем мужу. В Книге книг этот персонаж, дескать, не упоминается по той причине, что Лилит не соответствует церковным канонам, по которым женщина должна быть кроткой и слабой, целиком покоряясь мужчине.

Ни для кого не секрет, что традиционная Библия подвергалась значительной цензуре (причем не раз), и немала, изначально находившаяся в ней информация, была отфильтрована. В вышеупомянутых сохранившихся апокрифах утверждается, что Бог создал одновременно мужчину и женщину.

В Библии короля Иакова написано, что Лилит появилась на свет равной Адаму, причем не только душевно и умственно, но также физически. Согласно апокрифическим текстам, подвергшимся католической цензуре, Лилит могла даже превосходить Адама по всем параметрам. У нее был твердый характер, и в своем браке она желала быть наравне с мужем. К примеру, она имела такой же большой сексуальный аппетит, как Адам. Она не хотела лишь удовлетворять интимные потребности супруга, и требовала, чтобы тот делал для нее то же самое.

Изгнание Лилит из рая

Считается, что именно своенравие и непослушание Лилит, выливавшиеся в постоянные конфликты с Адамом, привели к тому, что первая женщина была отвергнута как Создателем, так и своим мужем. Согласно одной теории, Адам попросил Всевышнего избавить его от присутствия непослушной супруги. Другая версия гласит, что Лилит самой надоело такое несправедливое отношения, и она произнесла в гневе тайное имя Бога, после чего добровольно покинула рай.

Но куда же она после этого отправилась, если на Земле было всего два человека? Существует предположение, что Лилит побежала прямиком к начальнику демонов и ангелу смерти Самаэлю, который охотно принял ее в свои объятия. Лилит превратилась в злого демона, после чего родила новому мужу потомство. В каббалистической теории говорится, что впоследствии, когда людей в мире стало больше, она начала убивать младенцев и издеваться над спящими мужчинами.

Адам же, опять оставшийся один, попросил Бога создать себе новую подругу жизни. И на этот раз, чтобы женщина была куда более покорной, Отец Небесный сотворил ее из ребра Адама. Однако и она в итоге оказалась плохой женой, вкусив сначала сама, а потом и супруга соблазнив запретным плодом. В итоге пара была навсегда изгнана из Эдема, как и Лилит до этого. Человечество, расселившееся по всему миру за пределами райского сада, впало в постоянный грех и начало страдать.

Вероятно, в патриархальном обществе духовенство не могло допустить, чтобы верующие имели перед собой пример сильной и независимой женщины, которая хотела и, главное, могла быть равной мужчине. Но ведь Всевышний абсолютно справедлив ко всем своим детям, а потому Лилит непременно существовала до Евы и именно такой, какой ее описывают древние апокрифы. Все остальное, как говорится в самом святом писании, от Лукавого…

Что-то у меня получается дневник феменистки, но что поделать, истории занимательные попадаются. И вот одна из них. Только что узнала о том, что оказывается Ева не первая жена Адама. На шестой день бог создал по своему подобию двух людей - мужчину и женщину: Адама и Лилит. А после того, как Адам сбунтовал, бог решил исправить свою оплошность и сделал из ребра Адама женщину Еву. Но и вправду, ведь в Библии написано, что на шестой день Бог создал двоих, а на седьмой уже уточняется, что усыпил Адама и из его ребра сотворил женщину Еву. Многие священослужители аргументируют это тем, что Библию писали разные люди. Хотя это не первая погрешность человека, ибо яблоко незаслущенно оклеветали, а ведь в Библии не сказано, что за греховный плод ела Ева.

И так, в средневековых легендах, чаще всего написанных инквизиторами, в тех самых пророчествах, где обсуждалось, сколько ангелов может поместиться на острие иглы, ее представляли в виде грациозной черной кошки, приходящей из тревожных эротических сновидений. Кошки с человеческими глазами, которая бесконечно ищет свою жертву. Кошки, имя которой все-таки не произнесут никогда.
В христианстве это имя стало аналогом дьявольского проклятия. Предаваемое анафеме бесконечное число раз, оно все-таки соблазняло людские умы тайной, заключенной в нем.
Ни для кого не секрет, что Ветхий и Новый завет переписывались. Окончательный вариант был принят на Десятом соборе (в историю этот собор вошел под названием Римского). В Риме, когда христианство стало официальной религией, были собраны все христианские первосвященники, чтобы окончательно установить официальный текст Святого писания. Факт остается фактом: некоторые части священных текстов не вошли в Библию. Большинство таких вымаранных текстов относилось к историям свитков, найденных в пещерах возле Мертвого моря, более древних, чем христианство. Ученые всего мира до сих пор ломают головы над тем, что могло быть в них. Споры ведутся о многих Евангелиях. В последнее время даже появилась интересная версия, что первоначальный текст включал в себя и Евангелие от Иуды — удивительно редкий документ. Но, кроме спорных текстов, существовала еще одна история, которая просто не могла войти в Библию. История Лилит, вычеркнутая окончательно и бесповоротно, история о первой жене Адама, гордой, непокоренной женщине. История отверженной, упоминание о которой, с точки зрения официальной церкви, равносильно страшному греху.

Лилит была первой женщиной на земле. Бог создал ее из того же материала, что и Адама (из глины, а не из мужского ребра). Лилит обладала удивительной красотой и умом. И через некоторое время посчитала себя равной мужчине, женщиной, которой можно делать все то же, что и ее мужу. Лилит считала себя умной, как мужчина. Она не собиралась беспрекословно подчиняться мужу и слушаться его во всем. Она была уверена, что может принимать решения наравне с мужем. По легенде, именно Лилит принадлежит сексуальное открытие — поза «женщина сверху». Она предпочитала заниматься сексом, именно будучи сверху, а не в «рабочее-крестьянской» позе (кстати, единственной сексуальной позе, одобренной церковью). Когда конфликт с Адамом стал слишком силен, Лилит приняла решение оставить его.

Чтобы заставить Лилит одуматься, раскаяться, повиниться и со смирением вернуться к мужу, за нею были посланы три сильных ангела, которые догнали бунтарку. Ангелы поставили ультиматум: либо Лилит возвращается покорной и смиренной, либо она будет навсегда изгнана из рая и отлучена от Бога. Лилит категорически отказалась покориться, заявила, что отправится в изгнание добровольно, но за то, что Бог не принял ее сторону, будет ему мстить. После этого легенды о Лилит раздваиваются, но большей частью сводятся к тому, что Лилит стала демоном-дьяволицей, опасной для мужчин. Бунтарский протест и жажда мщения — такие особенности характера действительно способны открыть дорогу злу. Ее отвергли — значит, она стала врагом. Пособницей дьявола, кровавым демоном.

Первая часть легенды обрывается именно на той части, когда Лилит отказалась вернуться в рай. Вторая часть легенды (о демоне) встречается чаще, и именно она тайно одобрялась служителями церкви. Официально же статус Лилит в роли демона был утвержден во времена инквизиции, когда женщины делились на две категории: добрые, послушные — дети Евы, и все остальные (то есть непокорные жертвы инквизиции) — дети Лилит.
Итак, Лилит якобы превратилась в демона, заключившего с ангелами некое соглашение: она никогда не войдет в дом, если там будут написаны их имена.
Исследователи демонической природы Лилит часто ссылаются на так называемую «Книгу зверя» — часть Библии, где речь идет об антихристе. По их версии, Лилит была создана Сатаной. Сатана создал ее, чтобы наказать мужчин, отвратить их от пути света. Лилит стала демоном секса, искусительницей женатых мужчин. Она рожала детей: демонов, вампиров, оборотней, жутких тварей и чудовищ. Преступников, тиранов, жестоких, порочных, злых людей также называют детьми Лилит. В одном из апокрифических текстов существует интересная версия о том, что Адам и Лилит имели сына — Каина. И что Каин, сын Лилит, убил Авеля, сына Евы, своего сводного брата, унаследовав характер своей матери, Лилит.
Если Адам был смертен, то Лилит стала бессмертной, посвятив себя злу. Известно, что демоны возрождаются из века в век, обладая способностью воскрешаться. Некоторые исследователи каббалы считают, что Лилит жива в ком-то из своего потомства и ныне.
«Книга зверя» является частью откровения Иоанна Богослова — предсказанием о появлении антихриста. В этой книге указаны цифры, символы и даты, наводящие на людей ужас по сей день. Иоанн Богослов описывает невесту антихриста под именем Вавилонской блудницы. Считается, что это упоминание о Лилит. Именно в книгах по каббале слова «Лилит» и «блудница» равнозначны, а в древних арабских религиях присутствует символ невесты дьявола, умертвлявшей младенцев и мужчин. Один из писателей-изотериков Даниил Андреев написал роман о Лилит, называя ее невестой антихриста, которая вместе с ним будет царствовать в мире зла.

Чем же так опасна Лилит? Почему ее имя называют проклятием? По легенде, Лилит соблазняет только женатых мужчин, замучивая их своей страстью до смерти. В Талмуде есть упоминание о том, что женатый мужчина не должен ночевать дома один. Лилит принимает образ дамы из эротических грез, и предлагает только секс, чтобы жертва попала в ее сети. Вторым злом Лилит называют убийство младенцев. Легенды утверждают, что она может выпить кровь, задушить, забрать мозг или защекотать до смерти во сне. Но Лилит приходит только к тем младенцам, которых еще не успели окрестить. Как и все демоны, она жутко боится креста. Бытует поверье, что если младенец смеется во сне, значит, с ним играет Лилит. Младенца надо немедленно разбудить, иначе она может замучить его до смерти.

Первое упоминание о Лилит относится к свиткам Мертвого моря. Встречается оно и в неканонических церковных текстах. Даже в Библии — первоисточнике на арамейском, можно встретить упоминание о коварном демоническом творении в виде женщины или птицы, появляющейся только ночью, по имени Лилит. Так как текст Ветхого завета был переписан, то история Лилит была изъята с этих страниц. По официальной версии Ветхого завета первыми людьми были Адам и Ева. Ева стала женой Адама, они вкусили запретный плод и были изгнаны из рая. Но из текстов, запрещенных церковью, — древнееврейских текстов, свитков Мертвого моря, Талмуда и даже некоторых измененных Евангелий можно узнать другую версию. Ева была второй женой Адама, и до нее он уже успел «вкусить запретный плод». Со своей первой женой Лилит.

От каждого демона существует способ защиты. Так, чтобы прогнать ее, следует три раза сказать «Сгинь, Лилит». Или читать псалом «не спит и не дремлет страж Израилев». А еще лучше — иметь в доме написанными имена трех ангелов: Санной, Сансаной и Самнаглоф. Именно этих ангелов Лилит боится больше всего.
Но сколько правды в этих легендах? Существует и другое мнение о Лилит. Ее называют первой феминисткой на земле, первым борцом за права женщин, той силой, которую боится большинство мужчин. В легендах о Лилит много трагического. Так, трагично выглядит женщина, которая тянется к детской колыбели, но которая не может стать матерью. В отношении к мужчинам — вечный поиск дома, своего очага. А может, это месть мужчинам за то, что они предпочли не ее? Может, демоническое влияние

Лилит — просто месть за то, что мужчины видят в женщине, в первую очередь, тело? И смертельные объятия Лилит были местью за вечную мужскую жажду секса, за неверность и лживость мужчин.
Сколько правды в легендах о женщине, которую на протяжении веков всеми способами пытались очернить за право быть не «под мужем», а рядом с ним? За право решать свою судьбу и быть личностью? Сейчас об этом и не узнать. В своем романе Дэн Браун писал о Марии Магдалине, как об отверженной, тогда как имя и святость ее всегда почитались в христианской истории церковью. А вот о Лилит всегда пытались забыть, никогда не упоминая о ней. Всем известная истина: роковая женщина — это, прежде всего, несчастная женщина, если она спит со всеми, значит, по-настоящему не нужна никому. А женщина, не похожая на всех остальных, умная, независимая, сильная, очень часто бывает обречена на одиночество.

Современные феминистки любят противопоставлять Лилит Еве. Лилит — незаурядная, смелая личность, в то время, как Ева — мягкая самочка, заурядная, домашняя хозяйка, во всем покорная супругу. Возникает вопрос: нужна ли была церкви незаурядная личность с острым, пытливым умом, утверждающая, что мужчина — не бог, а всего лишь человек? Той церкви, где всегда главенствовали мужчины? Ответ: нет. Во все века мужчины боялись силы женщины, ее несокрушимого разума, ее мужества и жажды жизни, ее красоты и способности влиять на них, мужчин, и которые всегда стремились, найти виноватых в своих грехах. Какая сладость — перекладывать вину на другого! Этим пользовались средневековые мужчины: виноват не он, а… Лилит. Мол, не удержался один раз, а вообще, он белый и пушистый. Ева бы с удовольствием поверила. Лилит — нет.
О Лилит задумывались всегда. И знаменитые личности в прошлом, и современные индустрии развлечений теперь. О Лилит писали Джон Макдональд и Марина Цветаева, Даниил Андреев и Анатоль Франс. Феминистки называют ее своим символом. О ней снимают фильмы и одним из самых известных является «Логово змея», где соблазнительницу играет актриса Лиза Би. Фильм весьма поучительный. В нем мужчина, все время мечтающий о сексе и восхищающийся своей любовницей, в результате едва не погибает от него, замученный почти до смерти. Лилит словно издевается: «Ты хотел? Так получай!». Это наказание за двуличие, лживость («главное — мое удовольствие, а все остальное — потом»). И демон, карающий в этом фильме, выглядит… очень даже справедливым. Двойственным, как само представление о Лилит.
И все же — демон или символ свободы женщины? Порицание или согласие? Не стоит во всем искать однозначный смысл. Не бывает добра без зла, и наоборот. Самая ценная гармония — это двойственность, соединение двух противоположностей в одном. Тень, скользящая в свете луны, — всего лишь история об отверженной женщине, выбравшей одиночество и всегда страдавшей от недостатка любви, о женщине, всегда говорящей «нет» потому, что ей так хотелось бы сказать «да» .

Лилит — первая жена Адама в иудаизме. Именно в этом смысле большинство исследователей рассматривают это слово в Книге пророка Исайи (34:14). Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зоар.
Согласно Еврейской Традиции, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж есть и в арабских мифах). В Междуречье такое имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»).

Имя Лилит встречается в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э.
Этимология
В семитских языках, в частности в иврите, это слово — прилагательное женского рода «ночная» (например «демама лейлит» — ночная тишь). Иногда подобные прилагательные используются как женские имена. Согласно другому воззрению, это имя происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). Возможно верны обе точки зрения. В. В. Емельянов, в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями. Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Вавилонская богиня Царица ночи.
Лилит в Еврейской Традиции
Один из наиболее популярных персонажей фольклорных еврейских историй. В Торе указывается, что вначале Бог сотворил «мужчину и женщину», а уже потом говорится о сотворении Хавы (Евы). Согласно Алфавите Бен-Сира, первой женой Адама была Лилит. Она не хотела подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога, как и Адам. Произнеся тайное имя Всевышнего, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Богу с жалобой на бежавшую жену. Всевышний послал вдогонку трех ангелов, известных под именами Снуй, Сансануй и Санглаф. Они застигли Лилит у Красного моря, и она наотрез отказывалась вернуться к мужу. Тогда у Лилит отняли тело, оставив дух и взяли с неё клятву, что она не войдёт в дом, в котором увидит их самих или их имена. Лилит стала женой Сатаны, а от их брака родилось много демонов ночи, именуемых «лилин», но приняла на себя наказание, заключавшееся в том, что ежедневно должно было умирать сто её детей.
Адаму Бог сделал новую жену.

Лилит — опаснейший демон, который охотится на младенцев. Поэтому возле колыбельки еврейского ребенка всегда вешают амулет с именами ангелов — когда Лилит видит эти имена, она вынуждена удалиться. Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребенка от Лилит, его отец должен всю ночь напролет читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы (такая ночь у ашкеназских евреев называется «вахтнахт»).
Еще одно занятие этой демоницы — являться во сне неженатым молодым мужчинам и соблазнять их.

Лилит в художественной литературе
Образ Лилит, реализующий «альтернативную мифологию» и противопоставляющийся привычному образу Евы, получил большую популярность у романтиков.

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

Другая легенда гласила, что Адам вступил в связь с Лилит только после изгнания из рая, в результате чего мир наводнился демонами. В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорожденных, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она предстает в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, осаждающим спящих в одиночку или одиноко бредущих по дороге. В народном воображении она предстает в виде высокой молчаливой женщины с длинными черными распущенными волосами.

Согласно каббалистической книге «Зогар», Лилит стала женой Самаэля (Сатаны) и матерью демонов. В Зазеркалье, где Сатана играет роль бога, Лилит становится отражением женского аспекта Бога, Шехины, поэтому жители долины Содом, предположительно оставшиеся в живых дети Адама и Лилит, поклонялись Лилит, как Великой матери, одаривающей их земным огнем.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первоначальная форма мифа, которую развил Россетти.

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе. Так, у Гете Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что прикоснуться к её волосам — значит уйти навеки. У Анатоля Франса «Дочь Лилит» — привидение с зелёными глазами и черными волосами. Кого она касалась ими, того ждало забвение. У русского писателя-символиста Федора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Романтическую окраску Лилит получила и в поэме А. Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве. Такое же противопоставление Лилит Еве находим в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Несколько неожиданное решение для образа Лилит предлагает писательница известная в сети под псевдонимом Ashkhan В своём романе «глашатай Люцифера». Действие романа происходит в реальности, параллельной нашей, и Лилит там предстает как защитница человечества и воплощение силы которая препятствует Богу совершить Армаггедон. По ходу повествования Ashkhan излагает весьма сложную концепцию взаимодействия женского и мужского, где патриархальный Бог представляется тираном одержимым жаждой власти и страхом перед более древней по сравнению с ним силой женственности.

Также Лилит упоминается в рассказе Говарда Лавкрафта «Кошмар в Ред-Хуке».
В первой в мире готической опере Александра Каште под названием Tineoidea, Samuel и Лилит представлены анти-Марией и Иосифом XXI века.

Лилит в астрологии
В астрологической традиции точку перигея Луны принято называть Лилит или Черная Луна. Она изображается овалом с поперечиной посередине. Она имеет первоначальное значение в каждой судьбе, отмечая собой ту точку Зодиака, где свершается предначертанное. Лилит в соединении с солнцем и луной приносит славу, которая связана с предельными качествами — либо гений, либо преступник. Дополняя Сатурн, Черная Луна подчёркивает любовь к безмерному риску, свойственную игрокам, которые не в состоянии оплатить проигрыш. Поэтому в этом знаке скрыта черная тайна проигрывающего.

Джон Кольер - "Лилит"

"Лилит, Адам и Ева" ок 1210 г. Фрагмент Собора Парижской Богоматери.

Лилит - первая жена Адама

В традиционных легендах и сказаниях многих народов, признающих Библию Священной Книгой, появляется иногда имя Лилит — существа женского рода. Ее считают первой (т.е. еще до Евы) женой библейского Адама. Согласно одному преданию, Бог, сотворив Адама, сделал ему из глины жену и дал ей имя Лилит. Ее называют еще Первая Ева.

Часто полагают, что Лилит является отражением старинных попыток раввинов интегрировать в иудейскую мифологию шумеро-вавилонскую богиню Белет-или (ее укороченное имя — Белили). Жители библейской Земли Ханаанской (Палестины) называли Лилит именем Баалат, что означает ’"святая властительница". А на одной из табличек, найденных в древнем городе Ур и датируемых 2000 г. до нашей эры, она названа именем Лиллаке.

Имя Лилит восходит к именам трех шумерских демонов: Лилу, Лилиту и Ардат Лили, причем первый и второй из них — инкуб и суккуб, т.е. существа соответственно мужского и женского пола. Согласно древнееврейской традиции Адам взял Лилит в жены только потому, что устал от соитий с различными животными. Эта содомия, которой он занимался до женитьбы на Лилит, хоть и считалась в Ветхом Завете грехом (Второзаконие, 27: 21), была очень распространена среди пастухов Среднего Востока. Адам пытался приучить Лилит совокупляться с ним в так называемой ’миссионерской позе’, т.е. в позе, когда мужчина находится сверху, что соответствовало преобладающей в то время власти мужчин (патриархату). Кстати, эту позу считали впоследствии единственно возможной и мусульмане, утверждавшие: ’Будь проклят тот мужчина, который ставит женщину на место Небес, а себя на место Земли’. Католические авторитеты также постоянно повторяли, что любая иная поза, кроме миссионерской, является грехом. Но Лилит не была ни мусульманкой, ни католичкой. Она насмехалась над сексуальной необразованностью Адама и однообразием его любовных ласк. А потом прокляла Адама и убежала, поселившись у Красного моря. Кстати, это море, упоминаемое в связи с Лилит, является не географическим Красным морем, а одним из вариантов Океана Крови богини Кали Ма, "Темной матери" индийского пантеона богов, триединой богини творения, сохранения и разрушения, причем последнее считается ее самым характерным свойством. И поэтому данный Океан должен постоянно наполняться жертвами, чему Лилит и способствовала впоследствии.

Бог послал ангелов, наказав им вернуть Лилит к мужу. Лилит отказалась вернуться и заявила, что создана, чтобы вредить новорожденным. Единственное, что удалось ангелам — это взять с Лилит клятву, что она не войдет в дом, в котором увидит их самих или их имена. Но одновременно она прокляла ангелов, не вняла наказам Бога и проводила свое время, совокупляясь с демонами.

Любовь с демонами доставляла ей большее удовольствие, чем любовь с Адамом, от них она ежедневно рожала по сотне детей. И Бог был вынужден для замены Лилит сотворить кроткую Еву, которая и стала второй женой Адама. Плодовитость Лилит и ее сексуальные предпочтения сделали ее очень популярной у земледельческих племен. Они называли Лилит Праматерью или Великой Матерью и противопоставляли Адаму, сделавшемуся предводителем скотоводческих племен.

Древние евреи, считавшие кровь и все, что с ней связано, нечистым, не приняли культ Великой Матери из-за того, что она пила кровь пастуха Авеля, который — в соответствии с Ветхим Заветом — был убит Каином, считавшимся покровителем земледелия и кузнечного искусства. Считают, что есть связь между Лилит и богиней этрусков Лейнт, которая вместе с богинями Эйтой и Персипнеей (в греческом варианте Гадес и Персефоной) встречала мертвых у ворот Подземного царства. Эти ворота изображались часто в виде йони, женского полового органа, или же в виде цветка лилии, а само вхождение в подземное царство часто представляли в мифологии как сексуальный акт.

История Лилит исчезла из канонического текста Библии, но дочери Лилит, которых называли лилитами, преследовали мужчин еще более тысячи лет. Вплоть до средних веков евреи применяли амулеты, отпугивающие — по их мнению — лилит, этих похотливых искусительниц, которые охотно совокуплялись со спящими мужчинами и вызывали у них ночные семяизвержения. И естественно, будучи верными дочерьми Лилит, эти ночные искусительницы во время такого совокупления сидели на корточках на мужском теле, т.е. в любовной позе, предпочтительной во времена матриархата.

Древние греки также верили в существование лилит, называли их Ламии и считали, что они похищают и пожирают чужих детей. Впоследствии христиане переняли легенды о лилитах, называя их адскими распутницами или суккубами — демоническими существами женского рода, соблазняющими мужчин, особенно ведущих праведный образ жизни. Монахи пытались защищаться от лилит тем, что брали в руки крест и закрывали им во время сна свои гениталии. Говорят, что Лилит каждый раз смеялась, когда у набожного христианина случалось ночью непроизвольное семяизвержение. А если юноша улыбался во сне, считалось, будто его гладит Лилит. Чтобы предохранить детей от ее тлетворного влияния, вокруг детских колыбелей чертили мелом круг, внутри которого писали имена тех самых трех ангелов, которых Бог послал к Лилит, чтобы вернуть ее Адаму. Считалось еще, что мужчины и дети не должны оставаться одни дома, чтобы не подпасть под власть Лилит.

В дальнейшем дочерей Лилит стали называть "ночными ведьмами". Как и их братья инкубы, эти похотливые ведьмы, т.е. суккубы, были настолько искусны в любви, что после любовных утех с ними мужчины (или, соответственно, женщины) не могли уже удовлетворяться любовью с земными женщинами (или, соответственно, мужчинами). Благодаря большому интересу к каббале в

Европе во времена эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно европейской литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Такое представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе (хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с ее способностью менять свой облик). Образ прекрасной, магически соблазнительной Лилит лежит в основе рассказа французского писателя Анатоля Франса ’Дочь Лилит’ и поэмы классика армянской литературы Аветика Исаакяна ’Лилит’, где прекрасная, ’неземная’, сделанная из огня Лилит противопоставляется простой, ’обыденной’ Еве. Таким же противопоставлением Лилит Еве отмечено и стихотворение Марины Цветаевой ’Попытка ревности’. Шотландскому романисту и сказочнику Джону Мак-Дональдсу (1824-1905 гг.) принадлежит очень известный в свое время роман ’Лилит’.

Образ Лилит, одновременно чарующей и демонической, приносящей несказанные удовольствия и одновременно разрушающей жизнь и убивающей младенцев, долго не давал покоя не только писателям, но и всем, кого привлекали ужас и очарование восточных легенд. И только в наше время, время полного равноправия мужчин и женщин почти во всех вопросах жизни, о Лилит как-то забыли. А ведь это она была первой, кто выступил в защиту этого равноправия, понимаемого ею, правда, несколько своеобразно. А не добившись его, стала мстить людям своим, необычным способом. Впрочем о Лилит в наше время забыли не все. Философ и визионер Даниил Андреев предрекает пришествие в наш мир так называемого анти-Логоса — небывалого существа, обладающего признаками гениальности и являющегося одновременно своеобразным воплощением дьявола, т.е. антихриста, который приобретет власть над умами и душами людей. Он — согласно видениям Андреева — вытеснит из людских душ образ Христа и сам займет его место. А рядом с ним будет Лилит в образе прекрасной женщины, воплощения Вечной Женственности. ’Вокруг себя, — пишет Андреев, — и воплощенной Лилит антихрист создаст кощунственный культ мирового совокупления, и гнусные действия между ними, окруженные сказочными эффектами и одурманивающим великолепием, будут разыгрываться перед лицом всех и вся, якобы отображая в нашем мире космический брак двух ипостасей Троицы’. И еще: ’От воплощенной Лилит будет излучаться свет невыразимой красоты, напоминающий лунное сияние. Прикосновение же к ее телу будет вызывать не какое-либо подобие электрического разряда, а, напротив, несказанное наслаждение для всякого человека и полное угасание последних проблесков в его памяти о чем-либо высшем’. Но согласно воззрениям Даниила Андреева, как была создана Лилит волей Бога, так она и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом. Вот как об этом пишет сам Андреев: ’Катастрофа же, которой завершится жизнь последнего воплощения Лилит, не будет иметь ни одного зрителя. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно как и куда. В действительности ее физический облик бесследно распадется на составные компоненты. Этого никто не будет знать, и поиски ее будут продолжаться долго. Появятся даже самозванки, но, конечно, ни одна из них не сможет выдержать до конца такой нечеловеческой роли. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей’.