В настоящее время следует констатировать, что длина очереди из паломников, которые направляются к мощам святого Николая Чудотворца, находящимся в Храме Христа Спасителя, не уменьшается. В результате, в зависимости от дня недели, людям приходится выстаивать от пяти до десяти часов.

Российские граждане, среди которых большинство жителей столицы, активно интересуются, где можно занять очередь в Храм и сколько времени придется выстоять в таком большом потоке людей. Особо большое скопление паломников отмечается именно в праздничные и выходные дни. Сегодня, 12 июня 2017 года страна отмечает большой праздник – День России, который является нерабочим. Вследствие этого формируется очень большая очередь, поскольку у многих людей нет необходимости идти на работу.

Многие люди, которые смогли попасть в Храм и приложиться к мощам великого святого, пишут позитивные отзывы, поскольку чувствуют ту силу, которую отдает святыня. В большинстве своем приходящие паломники просят об исцелении от заболеваний, даровании здоровья и помощи в решении различных проблем.

Сегодня, 12-го июня, в понедельник, очередь к святыне в Храм формируется около станции столичного метрополитена «Парк Культуры». Чтобы занять место в потоке верующих, необходимо выйти на указанной станции и идти по Крымской набережной в Храм Христа Спасителя в общей очереди.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

Кроме этого, имеется льготная очередь, однако место в ней могут занять только матери с грудными младенцами, женщина на позднем сроке беременности, люди с проблемами опорно-двигательного аппарата, а также люди, сопровождающие этих инвалидов.

Святыня доступна паломникам с восьми утра и до девяти часов вечера. На это стоит обратить внимание, чтобы успеть попасть в Храм. Перед тем, как отправиться занимать очередь, следует иметь в виду, что нужно иметь головой убор на случай солнцепека, а также необходимый запас еды и питьевой воды. Если паломник принимает какие-то лекарственные препараты, их тоже нужно взять.

В России святой Николай Чудотворец — самый любимый и почитаемый. Николаю молится очень много верующих людей по всему миру. Николай известен тем, что мог творить чудеса, и поэтому его называют Чудотворец. Существуют поверья, что святой может исполнять желания людей и помогать им становиться на путь праведный.

Мощи доступны для посещения до 21 часа. Обратите, пожалуйста, на это внимание. Для того, чтобы стояние в очереди было более комфортным, помните, что нужно одеваться по погоде, иметь головной убор, бутылочку питьевой воды. Если вы принимаете лекарства, не забудьте их также взять с собой.

Николай Чудотворец — один из самых уважаемых и любимых святых в России. Ему на регулярной основе молятся миллионы верующих во всем мире. Прославился он тем, что совершал чудеса, что отразилось и на его имени — Чудотворец. Николай Чудотворец, согласно поверьям, исполняет различные желания и помогает человеку встать на путь истинный.

Читайте так же по теме:

Льготы при оплате ЖКХ, или верни до 20% от оплаченных счетов Надо ли платить налог за баню, беседку, теплицу и сарай на даче? На сколько повысят зарплаты сотрудниками Почты России с 1 марта 2018 года Великий пост: пять главных заблуждений Что изменится для россиян в марте 2018 года: четыре главных нововведения

Протоиерей Игорь Фомин о том, что отвечать на критику очереди к мощам святителя Николая, нужно ли «мучить стоянием к святыне» маленьких детей и будет ли толк от стояния, если человеку нет дела до Христа.

Почему мы «приватизировали» святителя Николая?

– Отец Игорь, самый частый об очереди к мощам святителя Николая Чудотворца: зачем стоять туда, если в одной Москве – 25 храмов с частичками мощей того же святого. Что на это ответить?

– Церковь – это организм, общность, и мы являемся частичкой этого большого-большого единого организма. Церковь объединяет нас в Евхаристии, в молитве, и она нам дает возможность всем вместе поучаствовать в едином большом торжестве – это поклонение мощам cвятителя Николая.

Причем мы знаем, что в мире есть множество поместных православных церквей. Но именно Русская Православная Церковь – так сложилось – особенно прибегает к святителю Николаю. С чем это связано? Очень трудно сказать, может быть, мы на него очень похожи, хотя он никогда и не был на Руси.

– Чем же?

– Может быть, своей горячностью, причем в любом вопросе, даже в таком, как заушение Ария, и в милосердии тоже. Одним словом, мы «приватизировали» святителя Николая и от этого только получаем пользу. Церковь нам дает возможность всем вместе прикоснуться к святыне, причем, преодолевая определенные трудности: трудности в виде очереди к мощам.

– А в вашем храме есть частица мощей Николая Чудотворца?

– Да! Милостью Господней мы получили эту частичку от человека, который строил нам временный храм – храм святителя Николая. Это для нас был великий дар. Но я всех своих прихожан все равно призвал обязательно сходить к мощам в храм Христа Спасителя.

Я буду служить там, но с семьей мы обязательно тоже пойдем в очередь, будем стоять, как и все: у нас не будет vip-прохода слева, справа, сверху, снизу. Потому что стояние в очереди – это маленький подвиг.

– Можете пояснить, в каком плане это подвиг?

– Взаимоотношения святых и нас, еще воинствующей Церкви («Церковь воинствующая» – так называют христиан, живущих ныне на земле, «Церковь победившая» – это христиане, достигшие Царствия Небесного – ред.), это, на мой взгляд, всегда родительско-детские отношения. И отношения Бога и человека – родительско-детские. Мы видим, как Господь проявляет милость к нам, и должны понять, как же проявить в ответ благодарность.

Мне кажется, здесь и кроется ответ на вопрос, зачем стоять к мощам в храм Христа Спасителя много часов. Потому что родитель всегда делает что-то необычайно хорошее для своего ребенка, а ребенок, воспитанный и наученный, хочет за это как-то сказать «спасибо». Как же он это сделает? Он может приготовить маме и папе бутерброд; может нарисовать родителю какую-нибудь каляку-маляку; или сделать что-нибудь совершенно потрясающее, замечательное из твоих обоев, так что придется потом заново делать ремонт.

Ребенок благодарит родителя совершенно неумело, но – от всего сердца, так, что это намного дороже каких-нибудь бриллиантовых сережек или элитных запонок, швейцарских часов. Поэтому родители, бабушки хранят наши детские рисунки, далеко не Пикассо, а нечто ужасное и непонятное, или поделки из глины, о которых если не сказать, что это ваза, то и не поймешь. Но она сделана ребенком маме на день рождения в 5-6-летнем возрасте, и это ценно!

Тот, кто хоть как-то, хоть немножко был связан в молитве со святителем Николаем, понимает, что святой исполняет прошения. Как это ни ужасно, ни странно и ни радостно, он исполняет наши прошения…

– Почему это ужасно?

– Потому что мы не всегда просим нужное и необходимое, а святитель Николай почти всегда исполняет эти просьбы, вот это удивительный момент.

– Это ваш личный опыт?

– Это опыт пасторский, скажем так, то, что я вижу, что выпрашивают и прихожане и окружающие меня люди, а потом не знают, что с этим делать…

Не способен на подвиг – не способен и на доброе дело

– Но, что бы мы ни просили, стояние в очереди – это наш маленький подвиг! Нужен ли он святителю Николаю? Нет, не нужен. Нужен ли он Богу? Наверное, тоже не нужен. Когда ребенок играет в кубики, эта игра родителям не нужна. Но, когда тебя малыш зовет играть с ним, ты идешь, хотя охотнее бы прилег отдохнуть и книжку почитал, или подготовился бы к завтрашнему дню. Играешь и понимаешь: действительно, какая замечательная игра! Сейчас мы построили из кубиков домик для какого-нибудь Чебурашки. А этот Чебурашка, оказывается, очень мило играет с Крокодилом Геной. Для родителей это умилительно, замечательно и прекрасно. А если вдруг родитель видит, что в этом домике Чебурашка «впаривает» наркотики Крокодилу Гене, то, естественно, он будет напрягаться и думать: «А, может быть, браться за ребенка, браться за ум?»

Господь видит, во что мы играем здесь, на Земле. Играем ли мы в умных и рассудительных философов, которые говорят, что надо или не надо стоять в очереди? Играем ли в тех простаков, которые стоят в этой очереди? Или в каких-либо супер-пупер богословов? Господь на это всё смотрит.

Наша «игра» в то, что мы стоим в очереди, наверное, не будет осуждена Богом, а будет дополнением к молитве о нас святителя Николая.

Поэтому я считаю, надо постоять. Надо посмотреть на себя: возникнет ли у тебя раздражение, или, наоборот, умиление, будет ли терпение или жертвенность помочь кому-то в этой очереди?

Я помню, когда мы стояли к поясу Пресвятой Богородицы, люди вокруг были совершенно разные. Стояли там же, где и сейчас стоят – где плавают корабли с музыкой и танцующими людьми. Кто-то пил энергетики, кто-то играл в телефоне в игры, в карты и тому подобное. И… это было прекрасно.

– Почему?

– Потому что лучше молодые люди будут стоять здесь, чем – сидеть на спинках лавочек и плевать через губу. И потом, мы не знаем, как коснется их сердец это стояние к святыне. Может быть, это воспоминание когда-то и где-то на них так подействует, что станет решающим, поворотным моментом в жизни. Скажем, человек начнет женихаться к какой-нибудь красивой девушке и упомянет вдруг, что он стоял в очереди к поясу Пресвятой Богородицы, и это будет последним и решающим аргументом, чтобы поразить ее сердце. Мы не знаем, как это отзовется. Но то, что это положительный момент – безусловно.

– Есть еще важное возражение: что лучше бы те часы, что потрачены на очередь, люди бы потратили на посещение хосписов, больниц, детских домов и какую-то другую полезную деятельность. Что тут сказать?

– Это мы, кстати, можем услышать не только из уст противников Церкви и атеистов, но и из уст церковных людей. Мне кажется, человек, не способный на подвиг стояния в очереди, не способен и на подвиг сходить в хоспис. Если он здесь не способен проявить себя, то не проявит и в другой, более тяжелой области, такой, как уход за тяжелобольными и помощь в детском доме. Причем, я хочу разграничить: помощь в детском доме деятельная, а не подарками, не подачками, которые никому не нужны.

Поверьте мне! Совсем другое дело – прийти и отдать хотя бы маленькую частичку себя конкретному ребенку, который больше всего нуждается во внимании, а не в колбасе или игрушке. Я говорю это ответственно, потому что мы не только в Москве и в Московской области ездим в детские дома, но и за пределами Московской области, где дети ходят в разных ботинках. Даже там они все равно нуждаются, в первую очередь, в общении.

И я считаю, что она очень хороша именно для городских жителей. У нас же все расписано по секундам: сон по секундам, еда по минутам. Наверное, только на соцсети отведено неограниченное время, которое пропадает, а все остальное очень серьезно регламентировано. Мы нигде не остаемся наедине с собой, мы этого боимся! Приезжаем на дачу, и пока телевизор не включили, нам кажется, что окружающая нас тишина убивает. Мы, городские жители, не умеем ждать, нам подавай всё и сразу! Если на 2 минуты раньше закрылась поликлиника или на минуту позже открылась – всё, мы уже в панике начинаем кричать: «Где же справедливость?!»,« Доколе это будет продолжаться?!». У нас нет терпения.

А очередь очень хорошо тебя останавливает: постой неопределенное количество времени – кто-то стоит час, кто-то три часа, кто-то – пять. Ты не знаешь, сколько простоишь. Побудь наедине с собой, помолись! Да, допустим, ты прочитал уже все акафисты, все молитвы, уже в соцсетях побывал, селфи сделал. А теперь – просто постой и помолись. Даже не помолись, а помолчи, побудь наедине с собой.

Вы помните, наверное, прекрасный рассказ о том, как к митрополиту Сурожскому Антонию пришла монахиня и говорит: «Батюшка, я двадцать лет молюсь, и Бог мне не отвечает». Он сказал: «А ты пробовала помолчать, чтобы услышать ответ? Ты не даешь Богу возможности говорить с тобой».

Очередь тоже к этому нас располагает. Побудьте в толпе наедине с собой – это принесет неизреченную пользу!


Фото: Ефим Эрихман

Родители подвижничают, а дети плачут?

– Отец Игорь, многие берут детей в очередь – детей старше года, которые не могут пройти по льготам. Некоторые малыши устают, они там плачут, им тяжело. Но они не выбирали это стояние – просто пришли вместе с родителями! Получается, родители подвижничают, а дети плачут. Как здесь быть? Брать детей или нет?

– Я считаю, что надо обязательно брать. Даже маленьких детей. Но – их надо к этому готовить.

– Как?

– Им надо объяснить, куда и зачем мы идем, что будет, о чем ты можешь помолиться. Причем это не делается прямо накануне, пока ты им завязываешь шнурки на ботинках. Это делается заранее. Нужно сказать: «Мы идем, чтобы молиться о том и о том. Может быть, у тебя есть какая-нибудь нужда, может быть, у тебя есть, за что поблагодарить Бога и проявить такой подвиг?»

В очереди к поясу Богородицы мы тоже стояли с маленькими детьми. Все были очень воодушевлены, настроены достоять до конца. Но стало холодно, мокро, и мы все-таки ушли из очереди. Однако мы детей всячески поблагодарили за то, что они сходили, проявили подвиг, дома им устроили даже торжественный ужин. Сколько ребенок смог, столько и выстоял! Некоторые взрослые не выдерживают, начинают нервничать, капризничать, биться в истериках, а уж что говорить о детях!

Слава Богу, наш Господь не бюрократ, то есть не обязательно отстоять от самого начала, для того, чтобы получить благодать. Помните историю о том, как один святой дошел до Иерусалима, но посчитал себя недостойным войти в святой город, а только взял три камушка оттуда и ушел. И вдруг иерусалимский Патриарх Софроний говорит: «Остановите паломника из Грузии! Он всю благодать унес!». Здесь – то же самое. Бог смотрит на наши с вами намерения. Он понимает, что у каждого – силы ограничены. Самое главное: к чему мы стремимся.

В следующий раз ребенок пойдет уже не на 30 минут, а на полтора часа. И, Бог даст, когда он вырастет, то это событие останется в его памяти. Так что не надо подходить к очереди начетнически: отстоять, приложиться, прочитать акафист – и всё, будет мне счастье! Не всегда. Если так механически, рыночно подходить – я тебе, ты мне – то ничего не будет.

– Как относиться к словам критиков этой очереди о том, что очень многие стоят, не зная толком, зачем? Или относятся к мощам по-язычески: «я приложусь, святитель исполнит мои желания, а дальше мне до Церкви нет дела»?

– «Захочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах» – мы же прекрасно знаем эту поговорку. Сейчас тебе нет дела до Церкви, но ведь ты можешь приложиться, всё просимое тобой исполнится, и после этого ты без Церкви жить не сможешь! Придешь туда, где все твое свершенное наполнится жизнью, смыслом.

Критики, которые говорят, что там язычники… Ну, сейчас язычники, а завтра – верующие люди. Сейчас они находятся в состоянии потребления, как маленькие дети – они всё едят, надевают, носят, рвут, царапают, портят и тому подобное. А потом вырастают и начинают с таким уважением относиться к твоему труду, что диву даешься. Точно так же и здесь: постоит человек, постоит, а потом в жизни обязательно встретится с Богом.

– Вам известны такие примеры среди ваших прихожан? Жизнь которых менялась после соприкосновения со святыней.

– Один из первых благотворителей журнала «Фома», который несколько лет финансировал журнал и дал ему жизнь, и при этом шел на совершенно неимоверные подвиги: когда у него не было средств платить за журнал, он продавал квартиру и давал деньги.

Так вот он организовал паломническую поездку в Иерусалим, причем не первую по счёту, но во все предыдущие он ездил, скорее, как скептик: смотрел на нашу веру. Придя в Иерусалимский храм, он приложился к Камню Помазания, как и все, чтобы не выделяться из общей череды. Но, по его словам, поднялся он от этого Камня Помазания совершенно другим человеком! Он поднялся верующим.

Таких случаев очень много. Перерождение человека – это настоящее чудо. Как было с апостолом Павлом: он сегодня еще был гонителем, и вдруг через три дня превращается из Савла в Павла, в апостола. Таких людей, которые полностью изменят свою жизнь, я полностью уверен, в очереди будет очень много.

Будут ли там отпавшие от Церкви? Обязательно будут, и в этом ничего нет удивительного. В последней главе Евангелия от Матфея рассказывается о Вознесении: как многие увидели это, развернулись и ушли, отпали от Церкви. Осталась только горстка учеников.

А для других – всё, закончилась «кормушка»: Он с нами побыл, мы в чудесах покувыркались, хлебушка наелись, рыбкой напитались, нам было интересно, познавательно, интеллектуально, весело, хорошо, но дальше мы идти не способны. Да, и такие тоже будут. Это жизнь! На какое-то время они отпадут, потом – придут, и ничего здесь страшного для Церкви нет. Это больно для Бога как любящего Отца, но Господь нам дает свободную волю, и мы ею вправе пользоваться, как угодно.


Фото: Эфим Эрихман

Пробки, перекрытые улицы и плохая организация…

– Давайте опять вернемся к критикам.

– С удовольствием.

– Вот вы говорите про свободную волю. Свободная воля одних людей – стоять в очереди на набережной Москвы-реки к мощам, а свободная воля других – как обычно ездить по центру города. Они не хотят стоять. Но вынуждены терпеть неудобство из-за тех, кто хочет. Даже некоторые люди церковные этим возмущаются, мол, разве нельзя было привезти мощи в храм на окраине города. Что можно ответить тут – про пробки, про перекрытые на два месяца улицы?

– Да, это действительно неудобно для некоторых людей. Но если раньше полностью перекрывались какие-либо улицы, сейчас этого уже нет: движение перекрывают частично. И даже если это создает кому-то неудобство, оно, я думаю, тоже засчитается как своего рода подвиг.

А потом, обратите внимание: сейчас лето, дети разъехались на каникулы, взрослые – в отпуска. Так что все очень грамотно было спланировано в принесении этих мощей.

Есть еще момент: мы всегда чем-то недовольны. Недовольные найдутся всегда: почему перекрыли, почему не перекрыли, почему дождь идет, почему не идет?..

– А как вы относитесь к тому, что говорят «на святынях наживаются»? Начиная с того, что по ходу очереди стоят палатки, где продают масло, иконки, акафисты, и заканчивая тем, что вокруг таких очередей часто собираются мнимые нищие, мошенники? То есть – что принесение святыни становится поводом для кого-то заработать денег.

– Во-первых, там же нет принудительной покупки билета. Нет же такого, что ты не пройдешь в храм, если не купишь свечечку или иконочку. Человек сам выбирает. Он может дома накрутить бутерброды, взять термос и прийти. А другой знает, что без комфорта он жить не может, и поэтому готов отдать 500-1000 рублей за еду, которую ему предложат на набережной.

Но ведь кроме всяких яств платных, там есть и бесплатные: чай бесплатный в автобусах, волонтеры развозят воду, еду, раздается бесплатная литература. Молодежный отдел Московской епархии вместе с Комиссией по миссионерству и катехизации напечатал почти полмиллиона листовок для бесплатного распространения. Сейчас готовятся к печати 50 тысяч книжечек про святителя Николая. Так что там не только будет нажива со стороны, но и очень серьезная работа Церкви среди людей, которые придут.

Будут обязательно и какие-то профессиональные нищие. А как по-другому нас к милосердию сподвигнуть? Наверное, по-другому не сподвигнешь! Ведь нищие возникают не там, где хорошо подают, а там, где в этом нуждаются люди.

– Вы имеете в виду, что сами дающие нуждаются в том, чтобы подавать?

– Да, чтобы хоть так оказывать милосердие, чего-то себя лишить! Милосердие – это же всегда лишение. Меня всегда очень поражал Саров в этом плане. Я несколько раз был там, это закрытый город, где каждый друг другу знаком. И даже там есть свой нищий! Откуда он взялся, и почему он там? Никто не знает. Нищие – это лакмусовая бумажка общества. Мы думаем, что развращаем их подачками, и, наверное, бездумное откупание от нищих – действительно неграмотный подход. Но когда ты подходишь с умом к подаянию, тогда и нищие тебе сразу становятся необходимыми.

– Как вы считаете, стоит ли вообще вступать в дискуссии по поводу очереди к мощам? Допустим, вы стоите, а ваш прихожанин демонстративно отказывается от этого – тут вообще стоит спорить, что-то доказывать?

– Нет, я считаю, что, если человек задает подобный вопрос, конечно, ему надо попробовать ответить. Например, можно привести такой аргумент. Господь в Священном Писании говорит друзьям Иова Многострадального: «Я вас не послушаю, а вот если попросит за вас брат ваш Иов, его послушаю, угодника Моего».

Да, я не могу напрямую обратиться к Богу по одной простой причине – я плохой, я очень правильный, как друзья Иова, которых можно назвать религиозными догматиками. Лично я плохой, мне необходимо заступничество святых, мне хочется приобрести в их лице таких друзей, которые бы сказали: «Господи, давай послушаем его, исполни его просьбу». И Господь угодника Своего, святителя Николая, обязательно послушает.

Но если человек пытается тебя унизить в форме вопроса, наверное, дискутировать не стоит. Надо сказать: «Брат, так оно и есть – я дурак, ты умный» – и отойти.

Будьте всем довольны!

– Отец Игорь, какое ваше личное отношение к этому святому? Есть ли у вас истории, связанные с его помощью?

– Во-первых, временный храм, который мы построили, освящен в честь святителя Николая. До 1979 года на этом месте оставался остов старого храма святителя Николая – его снесли перед самой Олимпиадой-80, чтобы он не портил вид для олимпийцев, которые здесь должны были гулять. Храм снесли, кладбище сровняли с землей, деревню разрушили и поставили парк. Получается, перед Олимпиадой-80 храм снесли, а перед Зимней Олимпиадой-2014 мы начали его восстанавливать.

А события в жизни, которые связаны со святителем Николаем, они есть, наверное, у каждого. Мне тут о чем-то пока рановато говорить, на самом деле… Но я упомянул, что мне хочется стать его другом. Не потому, что я такой корыстный, желаю, чтоб меня Господь услышал, но все-таки я к народной мудрости прислушиваюсь: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».


Фото: Эфим Эрихман

– Последний вопрос. Чего бы вы пожелали тем людям, которые будут стоять в очереди?

– Что пожелать? Пожелать можно, чтобы каждый стал лучше.

Я желаю, чтобы все ваши пожелания сбылись – но даже не те, о которых вы просите, а те, которые действительно необходимы. И чтобы вы в этом увидели промысел Божий. Кто-то, может быть, обретет работу, кто-то найдет друзей, кто-то обретет свою «половину», кто-то родит первенца, а кто-то просто скажет: «Господи, я хочу выучить язык, Твой, на котором Ты говорил в земной жизни», а другой попросит о возможности построить храм и так далее. Абсолютно все что угодно можно просить! А иной человек скажет: «Мне ничего не надо. Я хочу просто побыть рядом с тобой, святителю отче Николае. Всё у меня хорошо, все у меня есть. Я всем доволен!».

Вот я желаю, в первую очередь, чтобы все наши прошения исполнились, но и вместе с тем – чтобы каждый имел довольство тем, что у него уже есть. Чтоб каждый был доволен всем тем, что совершается в его жизни.

Беседовала Валерия Михайлова

Часть мощей святителя Николая Чудотворца привезли из аэропорта «Внуково» в храм Христа Спасителя 21 мая. Днем 22 мая к святыне начали пропускать паломников, многие из которых вставали в очередь еще рано утром. К мощам пускают буквально на несколько секунд и не позволяют задерживаться. Помощь верующим оказывают десятки волонтеров.

Доступ к мощам святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя открыт с 22 мая по 12 июля ежедневно с 8.00 до 21.00 (встать в очередь необходимо до 18.00, чтобы успеть пройти к святыне до закрытия храма).

Паломничество к святыне

Проход к святыне со стороны станции метро «Кропоткинская» закрыт.

Паломникам надо проехать до станции метро «Парк Культуры» (кольцевой) и пройти пешком до Пречистенской набережной (район Крымского моста), где можно встать в очередь и пройти к Храму Христа Спасителя.

При увеличении числа паломников очередь продлевается до пересечения Фрунзенской набережной с 1-ой Фрунзенской улицей (проход от ст.м. «Фрунзенская», выйдя из метро надо повернуть направо и перейти по подземному переходу на другую сторону Комсомольского проспекта, далее пройти по 1-ой Фрунзенской улице до набережной).

В случае, если очередь будет еще более вырастать, вход в нее будет сдвигаться в сторону Лужников; в таком случае надо будет ехать до станции метро «Воробьёвы горы».

Информация для паломников о фактической длине очереди доступна на сайте http://nikola2017.ru/, страничках в социальных сетях: ВКонтакте https://vk.com/nikola2017_ru, Facebook https://www.facebook.com/nikola2017.ru/.

Льготный проход к святыне организован для инвалидов, которые не могут перемещаться без технических средств (колясок и костылей). Инвалид на коляске допускаются с одним сопровождающим. При себе необходимо иметь паспорт, справку об инвалидности, ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации).

Первичный пункт прохода указанных категорий находится на пересечении улицы Остоженка и Соймоновского проезда (на углу около ресторана «Ваниль»).

«На текущий момент 26 июня 2017 года, московское время: 11:30 , вход в очередь для поклонения мощам святителя Николая находится в районе Фрунзенской набережной, д. 26 (ближайшая станция метро — «Фрунзенская»). Расчетное время нахождения в очереди - примерно 7 часов (данная оценка является приблизительной и может измениться в зависимости от количества паломников). Следите за оперативной информацией о длине очереди на официальном сайте», — сообщают оганизаторы сегодня.

Мощам поклонилось более миллиона паломников

Число паломников, посетивших храм Христа Спасителя в Москве, чтобы поклониться выставленным в нем мощам святителя Николая Чудотворца, превысило 1 млн человек, сообщает организованный Русской православной церковью (РПЦ) штаб организации паломничества.

«Храм Христа Спасителя посетили верующие из 142 епархий Русской Православной Церкви и суммарно из 5 федеральных округов России. За месяц пребывания святыни в Москве в столицу прибыло порядка 2500 автобусов. Есть паломники из дальних регионов, которые прибывают на поездах и самолетах», — говорится в сообщении штаба.

В последние дни пребывания мощей в Москве (с 13 по 28 июля их планируется выставить для поклонения в Санкт-Петербурге) организаторы прогнозируют кратное увеличение количества паломников, при этом наибольшее их число, как ожидается, придется на выходные дни.

Отвечая на вопрос о том, ожидали ли в Русской церкви, что к мощам святителя будет столько людей, священник Александр Волков сказал, что, «честно говоря, нет».

«Изначально, когда стало известно о том, что привезут мощи и был определен срок нахождения мощей здесь, в Москве, почему-то было ощущение, что слишком долго (будут находиться мощи. — Прим, пишет comandir.com. ред.). Было ощущение, что сейчас в первые дни недели люди пройдут, большая часть поклонится, и затем волна схлынет. Но мы были посрамлены совершенно», — заявил Волков в эфире радиостанции «Вести FM».

Он отметил, что людской поток к мощам не только не уменьшается.

«Мы сейчас уже прогнозируем, что под конец нахождения мощей в Москве количество людей существенно увеличится», — добавил пресс-секретарь патриарха.

В целом принесение мощей святителя в Россию Волков назвал «позитивным событием национального масштаба, с религиозной точки зрения».

Что взять с собой на поклонение мощам

Паломничество к мощам святителя Николая связано с немалым напряжением сил при нахождении в очереди. Для того чтобы постараться получить пользу для своей души, важно правильно подготовиться к нему, понять, как все будет происходить.

Нахождение в очереди - данность, которая может принести духовную пользу паломнику. Не тратьте время понапрасну: возьмите с собой текст акафиста святителю Николаю, молитвослов, Евангелие. Пока вы ожидаете, вы уже совершаете труд ради приближения к Святителю, а он видит и слышит вас, радуется вашей любви и вере. Уже в очереди на набережной вы можете читать акафист, молиться своими словами и просить за тех, кто Вам дорог и о себе. Как показывает опыт, так время пройдет быстрее, а вы успеете вдумчиво попросить обо всем и обо всех.

Очередь проходит вдоль набережной Москвы-реки, она защищена ограждением и разбита на отсеки. Это позволяет людям не стоять в затылок друг другу и не спешить: при переходе из отсека в отсек не важно, в начале группы вы находитесь или в конце.

Во время нахождения в отсеке вы можете присесть в специально стоящем здесь автобусе, опереться на ограждение набережной. Некоторые берут с собой складные стульчики и коврики-пенки.

По благословению Святейшего Патриарха все, кто встал в очередь до ее закрытия (как правило, в 18.00), пройдут к мощам в этот день. Соответственно, встав в очередь, вы можете уже никуда не торопиться и не беспокоиться.

Когда мы приходим в храм (как, впрочем, и в любое другое время), у нас на груди должен быть нательный крест. Желательно, чтобы одежда соответствовала традициям христианского благочестия: у женщин - платок (шапочка, шляпка - не важно), юбка ниже колен, закрытые плечи. У мужчин - закрытые плечи и колени. Впрочем, никакого специального контроля на этот счет не осуществляется, к мощам пускают всех. Если вы приехали поклониться святыне, и одеты не в соответствии с приведенными выше канонами - попросите у Бога прощения и смело идите в храм. Важнее, конечно, не форма, а ваш душевный настрой.

Позаботьтесь и о своем комфортном самочувствии. Если день солнечный - возьмите с собой шляпу или панаму, солнечные очки, солнцезащитный крем. Ввиду капризного характера нынешнего лета, не забудьте зонт или дождевик, ветровку. В холодную погоду одевайтесь соответственно. При необходимости, возьмите с собой лекарственные препараты, которые Вы постоянно принимаете.

В целях обеспечения безопасности, не допустим проход в очередь с: жидкостями в стеклянной таре, воспламеняющимися жидкостями (в том числе духами и дезеодорантами), колюще-режущими предметами.

Если вы идете прикладываться с детьми - подумайте, чем занять их во время ожидания. Малыш не может долго пребывать в молитвенной сосредоточенности или просто ждать. Важно, чтобы паломничество осталось в его памяти как светлая, добрая веха жизни. Возьмите для ребенка книжку, блокнот с карандашами. Подготовьте его: перескажите житие святителя Николая, объясните происходящее. Поясняйте то, что он видит в храме: кто такие священники, почему на них такие облачения, кто изображен на иконах и т.д.

Следует быть готовыми к тому, что прикладываются к мощам очень быстро. Это оправданно: если дать каждому паломнику хотя бы на две-три секунды больше времени, стояние в очереди для других продлится в два раза дольше. Именно поэтому стоит посвятить молитве время ожидания в очереди.

Если вы хотите приложить к мощам святителя Николая иконки, нательный образок - заранее возьмите их в руку и приложите к боковой стороне ковчега, в котором почивают мощи, в тот момент, когда сами будете прикладываться устами к его верхней части.

Записки на молебен, совершаемый духовенством у мощей святителя Николая, лучше написать заранее (дома или стоя в очереди). Подать их вы сможете в храме - пункты приема записок и продажи свечей расположены таким образом, что вы можете подойти к ним как до поклонения, так и после него.

Подпишитесь на наши аккаунты в , ВКонтакте , Facebook , Одноклассники , Youtube , Instagram , Twitter . Будьте в курсе последних новостей!

Материалы партнеров

Новости Directadvert

Новости 24СМИ

Последние новости из раздела "Общество"

Не прошло ещё и недели с той поры, как телеведущая, певица, композитор и молодая мама Регина Тодоренко провела съёмки шоу «Пятница с...

1.Мощи Николая Чудотворца в Москве
2.Очередь к мощам святителя Николая в Москве. Организация
3.Фотографии и видео

Мощи Николая Чудотворца в Москве

В конце мая 2017 года в Москву привезли величайшую святыню православного мира – мощи Николая Чудотворца. Находится рака с мощами в . Тысячи верующих приезжают в Москву чтобы поклониться святым мощам самого любимого, самого почитаемого на Руси святого – святителя Николая, Николая Чудотворца или Николая угодника – так по разному называют верующие святого Николая Мирликийского.
Доступ к мощам в столице открыт ежедневно до 12 июля с 8.00 до 21.00.

В настоящее время для обычных посетителей и паломников храм закрыт. Чтобы попасть в храм и поклониться мощам, нужно отстоять очередь длинной в несколько километров. 29 июня 2017 года сотрудница экскурсионного бюро храма сказала мне, что паломники стоят в очереди в среднем 7,5 часов. Но время ожидания в очереди неуклонно растёт. В начале июня верующие ожидали около 4 часов. Чем ближе подходит 12 июля, тем длиннее очередь и с каждым днём время увеличивается.
Я и сама каждый раз во время экскурсии по городу проезжаю по Пречистенской и Фрунзенской набережным и замечаю, как увеличивается число желающих поклониться святым мощам. В начале июня очередь заканчивалась у Крымского моста. На снимке ниже видна очередь, протянувшаяся до Крымского моста.


В середине июня хвост протянулся далеко за мост. Сейчас, в конце июня, вся очередь перевалила за Пушкинский мост и закруглилась на 1-ую Фрунзенскую улицу.
Давайте посмотрим на карту Москвы. Красной меткой (Волхонка 15) отмечен храм Христа Спасителя. В левом нижнем углу я отметила метро Фрунзенская. Если вы решите поклониться мощам святителя Николая Чудотворца, то лучше ехать до станции метро Фрунзенская.

Вся очередь растянулась на 3,3 километра.


Обычным шагом это расстояние проходится за 40 минут, но в очереди придётся стоять целый день.

Очередь к мощам святителя Николая в Москве. Организация

Любая очередь очень утомительна, а тем более многочасовая.


Но церковные службы и московское правительство постарались упорядочить и организовать ожидание людей, которые пришли и приехали почтить мощи Николая Чудотворца.
Колонна людей разделена на несколько сегментов. Там, где людям приходится ждать когда их пропустят к следующему сегменту, есть необходимая инфраструктура – биотуалеты, киоски, где продают воду, мороженое, лёгкие закуски. На всём участке дежурят врачи и стоят машины скорой помощи. На нижнем снимке отлично видна “скорая помощь”, синие будки биотуалетов. Очередь можете разглядеть справа, я снимала сверху и из-за деревьев людей не видно.


Едва ли не на каждом участке людей сопровождают священники, они отвечают на вопросы верующих, читают молитвы. Участки патрулируются полицией – ведь скопление группы незнакомых людей в одном месте всегда “огнеопасно”, среди паломников могут быть и агрессивные неуравновешенные люди.

Хочу дать паломникам небольшой совет – непременно возьмите с собой раскладной походный стул и зонтик. Вся очередь передвигается от сегмента к сегменту, основное время люди просто стоят.


А зонтиком вы можете прикрыться как от дождя, так и от солнца.

Мощи святого Николая Чудотворца в Москве. Фотографии и видео

В запасе есть ещё два снимка фасада . Крупный план – поток входящих и выходящих людей. Никакой толкотни и суеты нет – в церкви открыты две двери – справа – для входящих, слева – для выходящих.

Ещё один снимок – храм целиком, улица Волхонка и паломники у храма.

Величайшая святыня христианского мира пробудет в Москве до середины июля. Потом мощи увезут в .

Святитель Божий, Угодниче Христов Николае! За нас не премолчи, вопия ко Владыце всех, Ему же предстоиши со всеми святыми.

Вам так же понравятся:

Церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной) на Берсёневке, в Верхних Садовниках

Подготовка. Дядя Стёпа
– Это такая честь!
– Братья и сестры, большая просьба: молитесь, читайте акафист!
– Приготовьте паспорта!
– Стёпа, ты высокий, скажи, что там происходит?
Накануне прибытия мощей святителя Николая в Москву здесь, около храма Христа Спасителя, – несколько сотен человек, в основном, лет 20-35. Интеллигентный молодой человек по прозвищу «дядя Стёпа» – высокий! – видит, увы, не больше, чем остальные. Инструктаж волонтеров из-за большого числа желающих задерживается.
Находятся недовольные:
– Вот, не могли нормально все организовать, тоже мне!
Тут же – благодушные:
– Вы не переживайте, мы же пришли потрудничать. Если вам трудно терпеть неудобства, лучше сразу идти домой.
Помещение не вместило всех желающих: большинство слушает инструктаж стоя, в режиме «час-пик-в-московском-метро». Говорят, только на специальном сайте для волонтеров зарегистрировалось около 3000 человек. И, возможно, столько же пришло, получив информацию на своих приходах.
В общем, внешне ничто не отличает тех, кто пришел потрудиться, от людей, которые совсем скоро составят очередь. Совсем юные девушки и парни – парами, держась за руки, и поодиночке; возрастные волонтеры – пенсионеры и пенсионерки; мамы с детьми, женщины среднего возраста; дамы с безупречным макияжем; крепкие парни из «Сорок сороков». Немало студентов, но не очень похоже, что их погрузили в автобусы и добровольно-принудительно привезли на послушание. Многие не скрывают радости:
– Я так переживала, что не попаду! Это такое счастье!
Некоторые уже побывали добровольцами, когда привозили другие святыни.
– Я дежурил, когда привозили Пояс Богородицы, – рассказывает бывалый. – С 7 утра до 4 ночи работали!
Инструктаж начинается необычно для светского уха:
– Молитесь, пожалуйста, перед работой! Кто может – акафист святителю Николаю, кто не осилит – молитву или хотя бы тропарь святому. Это очень важно. Будет трудно!
Потом – подробности работы. В этом году нет никаких vip-пропусков, есть только льготная очередь, в которую попадают строго определенные категории паломников: мамы с грудными детьми (до 1 года) и инвалиды с повреждением опорно-двигательного аппарата, им, очевидно, трудно отстоять очередь. Проговариваются некоторые пункты: например, как вести себя, когда кому-то становится плохо, как разговаривать с теми, кто идет на конфликт и т.д.
После часового инструктажа гремит пасхальный тропарь – «Христос воскресе из мертвых…», – и толпа будущих помощников святителя течет в метро.
День первый. 15:30. Мобильный спецназ
– Имейте в виду, вчера в очереди были драки! Так что ваша задача – делиться хорошим настроением, успокаивать людей. Они стоят долго, у некоторых сдают нервы, – объясняет координатор второй смене.
Смены две: обычно с 7:30 до 16:00 и с 15:30 до 22:00. Вечером в интернет-почте тех, кто решил помогать – письмо от «nikola2017»: списки волонтеров на каждую смену, памятка, информация о месте встречи. В среду приходит «update»:
«Берите ролики и самокаты – вы сможете стать Мобильным добровольцем для раздачи воды паломникам и быстрее перемещаться по всему району!»
Очередь с каждым днем растягивается на все большее расстояние, пешком не находишься. Так что: ролики на плечо, и в 15:30 я – в толпе около 150-200 человек у метро Кропоткинская.
Уставший координатор – третьи сутки на работе – сверяет списки.
Снова находятся недовольные:
– Я с работы отпросилась! Почему это меня нет в списках?! Что это за организация?
Тут же – благодушные:
– Ну что вы ругаетесь, мы же трудничать пришли!
Списки сверили, идем на работу. Координатор отбирает группу для дежурства в храме и командует:
– Полетели пчёлы в Одессу!
«Пчёлы» улетают. Дежурить в храме посчастливится далеко не каждому, в основном, на эту работу стараются отбирать мужчин. И призывают тех, кто в число счастливцев не попал, не роптать, смириться и идти туда, куда направят.
17:00. Прямо ребро?!
– А что там такое, скажите, пожалуйста! Как это выглядит? – спрашивают молодые люди в очереди.
– Мощи святителя Николая, его ребро.
– Прямо ребро?!
– Ну да. В ковчеге, под стеклом.
– А что делать, когда подведут туда?
– Перекреститесь, поцелуйте или рукой приложитесь. И молитесь святому, конечно.
За целый день в очереди таких вопросов – минимум. Люди сегодня стоят долго – по 5-6 часов, лица изможденные, спрашивают, в основном: «Далеко до храма? А с детьми можно вперед? Скоро туалеты уже?»
– Эй, дайте пить! – некоторые люди ведут себя так, будто их обязаны обслужить.
Но больше – благодарных:
– Спасибо! Дай вам Бог здоровья! – день-то жаркий…
Мобильная группа сегодня – это три человека: двое – на роликах, один – на самокате. За спиной у мужчин – рюкзаки с баком питьевой воды, у меня – пакет с пластиковыми стаканчиками. Развозим воду по очереди. Точно так же очередникам доставляется еда. Все – бесплатно. По ходу очереди стоят палатки с едой и водой, однако цены там достаточно высоки.
18:00. Обыкновенный грех
Запасы воды пополняем у двух водовозов – один на набережной, другой – на Соймоновском переулке, у подножия храма. Там как раз – льготная очередь: мамы с грудными детьми, инвалиды с сопровождающими… вдруг – дама с модной стрижкой и платком, повязанным поверх брюк. Она интересуется, можно ли в таком виде зайти в храм. Узнает, что вполне можно. И рассказывает:
– Ой, а я обманом сюда попала.
– Как обманом?!
– Ну, я должна была встать в очередь к родственнице, но тут увидела лайзеку и… прошла.
– Слушайте, ну, вы же идете не в магазин, а к мощам святого, кого же вы обманываете, зачем?
Женщина вздыхает:
– Грех на мне, – накидывает платок (чтоб всё по правилам!) и спешит в храм.
Здесь, перед рамками, продают акафисты, иконки, бутылочки с маслом, освященным от мощей. В общем… торговля идет! Немножко печально это наблюдать. Но многие именно этим больше всего интересуются: где купить масло? будут ли раздавать иконки?..
Поднимает настроение трогательная картина: в льготной очереди идет мужчина, бережно, с большой любовью прижимая к груди младенца в слинге.
20:00. Ноев ковчег
Небольшая туча на горизонте превращается в грозный циклон. Вскоре вода начинает капать сверху, и живительная влага в пластиковых стаканчиках становится как-то не к месту. Задача резко меняется: надо обеспечить дождевиками волонтеров, дежурящих вдоль кордонов.
Ливень. Вдоль очереди стоят автобусы, они мгновенно заполняются паломниками под завязку. Передвигаться на колесах становится скользко.
В автобусе с надписью «Штаб волонтеров» добровольцам можно скрыться от непогоды.
Михаил Куксов, руководитель молодежного отдела Московской епархии, помогает мобильной группе справиться с дождевиками. Иногда, правда, не очень получается.
– Эй, я ничего не вижу! Голову, голову освободи.
– А зачем тебе голова? – и все смеются. Настроение – отличное.
Дождь загнал в автобус с табличкой «Штаб волонтеров»: полицейских, группу корейских туристов… В этом «Ноевом ковчеге» можно пообедать: добровольцев снабжают горячей пищей. Бабушка-волонтер достает термос с шиповником, разливает всем желающим. И – конфетку: «Помяните новопреставленного Алексея».
По Москве-реке медленно идет баржа, колокола храма гудят, дождь ослабевает. Набережная пуста: ожидается кортеж с высокопоставленными лицами.
– Путин приезжает же сегодня! – переговариваются знающие.
Недовольные – возмущаются: водители сигналят, группа молодежи нахраписто и высокомерно высказывает полицейским все, что они думают о перекрытых дорогах.
Благодушные – терпеливо пережидают.
Не ясно, сказалось ли это на очереди, но все работают в обычном режиме.
21:00. Момент истины
Наступает момент истины: в конце смены добровольцев собирают и отводят приложиться к мощам. Служба Отдания Пасхи уже закончилась, служится молебен святителю Николаю. Никто не торопит людей, можно спокойно приложиться к ковчегу с мощами.
Поют священники – очень красиво.
– Отец Константин! Отец Николай! Отец Алексей… – вдруг шепчет рыжий парень, идущий следом за мной. – Все наши, университетские! Они меня все знают. И я их всех знаю. И всех – боюсь!
Дай Бог ему сдать сессию!..
Смена окончена. Сил она забирает столько же, сколько целый рабочий день, хотя время пролетает мгновенно.
«Снимайте форму, идите домой, во славу Божию!» – ближе к 22:00 командует заплетающимся от усталости языком наш координатор Анна: она на работе четвертые сутки, спит очень мало.

День второй. 7:30. Штаб.
Утренняя смена следующего дня начинается в штабе. Здесь – отвечают на телефонные звонки и на письма. Последних с утра – около 100, число постоянно увеличивается. В основном, вопросы – о пропуске инвалидов.
– У моего сына ДЦП, 2-я группа инвалидности, но он не может долго стоять, ему тяжело. А нас не пропускают, – звонит женщина прямо из очереди. – Говорят, что только с 1-й группой пропускают.
Вопросы такие решаются на месте: у женщины берут координаты, связываются с социальными службами.
Недовольные, как всегда, возмущены.
Благодушные – как всегда, благодарны.
Отвечаем на письма…
С льготной очередью действительно все строго: предыдущий опыт показал, что иначе никак. В очереди из-за этого – много обид и возмущений. А в штабе говорят, что будут анализировать происходящее и в два месяца пребывания мощей в Москве, возможно, правила будут немного корректироваться.
На самом деле маленьких детей стараются пропустить вперед – вдоль очереди. Под льготную категорию они не попадают – но полицейские и паломники закрывают на это глаза. Стариков также стараются пропустить вперед. Все – хаотично, все – по-человечески.
10:30. Стометровка по набережной
С 10:30 мы развозим воду. В мобильной группе сегодня – только двое. Тяжелый рюкзак с водой приходится тягать студентке Саше. Но она счастлива:
– Мы с родителями были в Бари, но так получилось, что мне не удалось приложиться к мощам, я сильно плакала из-за этого. А тут – уже 3 раза удалось!
Еще один доброволец, Светлана, рассказывает, как молилась, чтобы накопить деньги и поехать в Бари. А вместо этого – вдруг узнала, что мощи привозят в Россию…
У метро стоят «коллеги», отвечая на вопросы и направляя людей. Им тоже нужно отвезти еду и питье. С вопросом подходит семья: муж, беременная жена, грудной ребеночек в коляске и 3-летний малыш рядом. Они надеются пройти быстро, но коллеги вынуждены направить их в общую очередь или… все же попробовать на месте уговорить социальных работников пропустить все семейство. Добровольцы такие решения не принимают: это прерогатива социальных служб, таковы правила.
Помощники стоят и вдоль Остоженки, помогают людям сориентироваться – куда идти, где начинается очередь. Сегодня она – у метро Фрунзенская.
Очередь идет быстро. Открывается заграждение – и по набережной во главе толпы бежит, как будто сдает зачет по стометровке, мальчик лет десяти. За ним подтягиваются остальные – и стар, и млад.
Вдоль ограждения ходит священник, спрашивает:
– У кого, может быть, есть какие-то вопросы, недоумения, какие-то пожелания, жалобы?
– Жалоб нет! – отвечают в толпе.
Люди устали и не очень охотно идут на общение.
12:30. Ливень
Погода в эти дни меняется молниеносно. Только что было жарко, люди просили пить, с недоверием спрашивали: «А сколько стоит?», «А у вас вода негазированная?», и вот уже небесные хляби разверзлись, и задача одна: добраться до автобуса, развезти дождевики. Потоки воды текут по набережной, не все паломники захватили зонты, многие – мокрые до нитки. Волонтеров приютила под козырьком палатки продавщица мороженого: как дед Мазай – зайцев.
Дежурный батюшка – тоже промок, но раздобыл зонт.
Вдоль очереди ходит епископ – владыка Пантелеимон (Шатов):
– Люди мокнут, а нам что, прятаться?
Весь горизонт затянут тучами, льет как из ведра, но большинство помощников святителя Николая – продолжают свое дело помощи паломникам.
14:00. Конец смены
Дождь заканчивается так же внезапно, как начался. Милиционер разложил прямо на мостовой плащ-палатку и аккуратно ее складывает. Детки в очереди плачут – устали.
Подоспел еще один мобильный волонтер – он приспособился объезжать очередь на городском велосипеде, которые стоят у Парка Культуры и выдаются в аренду.
Я промокла насквозь, так что приходится отказаться от идеи кататься на ветру вдоль берега. Более стойкие коллеги остаются, чтобы помочь до конца своей смены и – насколько хватит сил во вторую смену.
Большинство из тех, кто дежурил в эти несколько дней, говорят, что придут снова. Кто-то записался на все два месяца в определенные дни. Другие – записываются по ходу. Можно поменять дату своего дежурства или предупредить о том, что приехать не получится – на письма стараются отвечать быстро, но – не всегда хватает рук.
Можно подумать, что волонтерство – такой легкий способ попасть к мощам святителя Николая, минуя очередь: приятно провел время и после 8-часовой смены тебя ведут в храм. Оказалось, что трудничество требует больших сил, обмануть никого не удастся: всем придется что-то потерпеть – и тем, кто за кордоном, и тем, кто по другую сторону ограждения.
Лишние руки нужны всегда. И – голоса: певчие и регенты могут пригодиться в храме, на ежедневных молебнах. А также – очень нужно благодушие: по обе стороны заграждений, – чтобы эти 2 уникальных месяца в нашей истории запомнились все-таки не драками, а взаимопомощью и молитвами. На что – дай Бог всем сил!
Правмир.ру