Человек - это животное или нет? Давайте порассуждаем о сходстве и различии между нами и "братьями меньшими". Под животными в данном случае подразумеваем класс млекопитающих.

Разумеется, самое очевидное и наглядное, что нас объединяет, - оба представителя природного мира относятся к живым организмам и существуют в конкретных земных условиях. Если рассматривать ответ на вопрос: "Человек - это животное или нет?" - исключительно с биологической точки зрения, то ответ, скорее всего, будет положительным. Ведь в человеческом и животном организме масса общего - в строении скелета, дыхательной и пищеварительной функции, устройстве репродуктивных органов. Даже болезни человека и животных порой очень схожи. Но на самом деле не все так просто. И на вопрос: "Человек - это животное или нет?" - ответ не столь однозначен.

Давайте разбираться

Любой живой организм для продолжения бытия нуждается:

1. В питании.

2. Защите от опасных и просто неблагоприятных факторов окружающей среды.

3. Размножении, то есть воспроизводстве подобных себе особей.

Чем человек отличен от животного по каждому из приведенных пунктов? В рамках данной небольшой статьи мы не имеем возможности подробно осветить всю совокупность сложных физиологических, психических и социальных факторов, влияющих на поведение живых существ. Но попытаемся дать хотя бы краткую характеристику основным из них.

Поговорим о питании

Здесь можно рассуждать о двух его сторонах - видах пищевых источников и способах добывания пищи. В качестве источников выступают объекты растительного мира либо живые существа. Те животные, что питаются лишь растениями, считаются травоядными. К отряду хищников принадлежат те виды, пища которых - другие животные. И третья группа - всеядных - состоит из видов, рацион которых является смешанным.

Мы не будем сейчас затрагивать классификацию животного мира с подразделением на зоологические семейства, классы, отряды и т. п. Обратим внимание лишь на динамическое равновесие, предусмотренное природой между травоядными и хищниками с поддержанием нужного численного отношения. Количество тех или иных особей в животном мире регулируется самой природой наличием тандема "жертва - хищник". То есть убийство и поедание одних представителей животного мира другими не что иное, как закономерный процесс, существующий для поддержания равновесия в мире живых существ. И с этой точки зрения человек является животным.

На заре своего существования человек относился главным образом к группе хищников. Собираемые им растительные плоды составляли относительно малую долю людского рациона. Не имея зубов и когтей - средств выживания в мире хищников, человек заменил их ручным оружием (камнями, стрелами, ловушками). Таким образом, первобытная охота на протяжении веков и тысячелетий обеспечивала род человеческий пропитанием и, соответственно, позволяла рассматривать людей как млекопитающих хищников.

Что же потом?

Но постепенно произошла так называемая неолитическая революция, суть которой - в переходе к первому примитивному земледелию и скотоводству. С этих пор жизнь людей и животных стала коренным образом различаться. Между человеком и природой стали складываться принципиально иные отношения. И хотя продолжался переход очень и очень долгое время, в течение которого охота продолжала играть огромную роль в выживании человечества, рассматривать человека всего лишь как представителя животного мира уже не представлялось возможным.

Наряду с земледелием развивалось и скотоводство, которое стало результатом приручения и одомашнивания диких животных (лошадей, свиней, гусей, коров). Человек выращивал их для получения и потребления мяса, яиц, молока. То есть продолжал оставаться хищником, но убийство других животных на лоне природы (охота) сменилось на целенаправленное выращивание и разведение "корма". Таким образом, возникновение земледелия и скотоводства можно поставить в ряд основных факторов, резко отделивших человека от прочих представителей животного мира.

Поговорим о выживании

Что общего у человека и животного в данном вопросе и чем разнятся у них способы защиты от опасностей и тягот жестокого внешнего мира? Здесь тоже имеются весьма существенные отличия. Естественные способы, существующие в мире млекопитающих, - укрытие в пещерах и норах, наличие подкожного жира или шерстяного покрова.

На заре человечества наши предки спасались от холода и диких зверей подобным образом - заворачивались в шкуры и прятались в пещерах. Затем появились первые хижины из дерева или камней. Как все мы знаем, данный процесс эволюционировал к современному строительству комфортных многоэтажных домов, призванных удовлетворить большинство человеческих потребностей. То есть умение строить искусственные жилища можно назвать вторым существенным отличием людей от представителей животного царства.

Вопросы репродукции

В половой жизни можно обнаружить много общих признаков животного и человека. И у того, и у другого она основана на действии природных инстинктов, задача которых - обеспечить сохранность вида путем реализации репродуктивной функции. В чём же тогда отличие?

Человечество в процессе своего развития данный процесс смогло "окультурить". Если основой половых потребностей человека и животного был и остается природный инстинкт, то цивилизация в процессе развития человеческого общества привела к украшению последнего множеством условностей и нюансов, недоступных представителям животного царства.

Основные этапы репродуктивных процессов человека и высших млекопитающих достаточно схожи. Состоят они в завоевании самки в ходе соперничества за неё самцами, спаривании и последующей заботе о потомстве. Если в животной среде соперничество носит любую форму - от ненавязчивого привлечения внимания до яростных баталий, нередко ведущих к убийствам, то в людской среде существуют понятия о приемлемом диапазоне поведения. Хотя порой сторонники теории сходства человека и животного это и отрицают.

Хотя многое зависит от культурного уровня действующих лиц (примитивные индивидуумы опускаются до драк, порой с поножовщиной, в борьбе за понравившуюся женщину), в человеческом социуме в целом принято завоевывать избранницу более цивилизованными методами - достижениями и демонстрацией успехов в карьере, науке или спорте, проявлениями человеческой симпатии и заботы.

Признаки в вопросах репродукции

Биологическая цель соревнований в борьбе за самку состоит в отсеивании неполноценных особей с тем, чтобы гены их не переходили последующим поколениям. Человек, выбирая себе пару, бессознательно следует тем же самым законам природы.

Как и в животном мире, среди людей приняты ритуальные испытания будущего избранника на щедрость (способен ли "самец" обеспечить будущее семейство) и мужество (будет ли он достаточной опорой и защитой своей женщине и их общим детям), только вместо примитивных поединков с соперниками здесь используются иные, более изощренные формы демонстрации собственной состоятельности - от преподнесения дорогих подарков до помощи в решении сложных жизненных вопросов.

Процесс спаривания у человека и животного достаточно схож. Эмоциональные реакции, часто приписываемые исключительно человеческим особям, при внимательном рассмотрении можно наблюдать и в животной среде.

Когда появляется потомство, в родительской паре устанавливаются отношения, завязанные на заботе о нём. И здесь при сравнении человека и животного прослеживается много совпадений. Две основные формы существующих брачных отношений - моногамный либо полигамный брак - можно проследить как в человеческой среде, так и в животном мире. Считается, что полигамные отношения более присущи миру животных (примеры встречаются у большинства видов). Но и в человеческом обществе подобные формы всегда имели место. Например, мусульманская религия не только не запрещает, но и предписывает своим последователям отношения многоженства (пример - знаменитые восточные гаремы).

И у людей, и у животных встречаются порой такие формы отношений, при которых после оплодотворения самки самец устраняется и никак не участвует в воспитании потомства. Таким образом, физиологическая основа репродуктивных отношений в животном и человеческом мире приблизительно одинакова.

Тогда чем человек отличен от животного?

Если говорить о психологической стороне отношений между людьми и животными, разница выглядит довольно существенной. Речь идёт о той самой любви, феномену которой до сих пор не найдено максимально точного определения. В зависимости от того, что понимается под любовью, не утихают споры - возможно ли подобное явление в животном мире. Если делать выводы, опираясь лишь на гармонию половых отношений, то понятие любви вполне применимо и к представителям звериного мира. Но если говорить об эмоциональной привязанности, душевной общности, взаимном совпадении интересов и прочих присущих только людям особенностях, то следует признать - любовь в высшем ее понимании существует лишь среди представителей мира людей. Да и то даётся далеко не каждому из нас.

Хотя этология (наука о животном мире) описывает случаи поистине человеческой привязанности в некоторых животных парах друг к другу, в целом взаимоотношения среди млекопитающих длятся ровно столько, сколько требуется для спаривания, производства потомства и минимально необходимой заботы о его выживании.

В дополнение к сказанному следует лишь отметить, что явление так называемой платонической любви свойственно исключительно человеку и не имеет аналогов в животном мире. Когда же речь идет о родительской любви к потомству (особенно материнской), то данное явление присуще и тем, и другим, так как основано на физиологическом инстинкте.

Перейдем к мыслительной деятельности

Само данное понятие достаточно расплывчато и состоит из ряда более узких категорий, четких определений которых, в свою очередь, не существует. Речь идёт о рассудке и разуме, мышлении, языке, воображении, знаковой системе, сознании, восприятии и т. п. В философском словаре разум и рассудок характеризуются как категории, рождающие способности к развитию мышления (нравственного и художественного), а также научного познания. Если попытаться сформулировать данные понятия более конкретным образом, то под разумом (интеллектом) следует понимать способность к различению предметов и явлений окружающего мира с установкой их свойств и соотношений, нахождением причинно-следственных связей между ними.

Помимо этого данная категория подразумевает способность к использованию информации в целях планирования и осуществления собственной деятельности по достижению намеченных целей. Интеллект считается тем более развитым, чем большее число предметов и отношений между ними способен связать воедино.

Кто умнее?

Что же из сказанного выше можно непосредственно отнести к теме нашей статьи? Попробуем уточнить, в чём существенное отличие человека от дельфинов и шимпанзе (примеры животных, наиболее "продвинутых" в плане интеллекта). Эксперименты, проводимые этологами и зоопсихологами с представителями упомянутых видов, выявили достаточно развитые способности к мышлению. В частности, у дельфинов обнаружены несомненные способности к усвоению абстрактных понятий, например о форме предметов (круглый, квадратный) и т. п.

Шимпанзе продемонстрировали способность к решению логических задач. В частности, в эксперименте с подвешиванием на высоте связки бананов в помещении, где имелись ящики, шимпанзе соображал, как получить доступ к бананам - поставить ящики друг на друга. И таких примеров достаточно много. Пределы данных способностей вместе со степенью их приближения к уровню человека исследовались многими учеными.

Но существует явление, проводящее резкую грань между миром животных и людей. Речь идет о языке. Тот же самый философский словарь понимает под языком знаковую систему различной физической природы, выполняющую общения и познания в процессе деятельности человека. Он может быть естественным, нужным в повседневной жизни для выражения мысли и общения, либо искусственным, созданным для удовлетворения определенной узкой потребности (математическая символика и т. п.).

То есть данное определение базируется на понятии знаковой системы. Точного определения у данной категории не существует, но суть ее можно кратко выразить как соотношение между явлениями и их абстрактными знаковыми обозначениями. Первые знаковые системы появились ещё в первобытном человеческом обществе как результат развития процесса совместной деятельности. Речь относится к звуковым знаковым системам. Позже человек - - на основе ее сотворил письменность (знаковую систему, использующую материальные носители). Первыми примитивными письменными символами служили наскальные изображения, картинки на шкурах животных, папирусе, глиняных дощечках, появившейся гораздо позже бумаге. Затем, с развитием цивилизации, на магнитных носителях и прочих видах запоминающих устройств.

Язык как знаковая система

Общее между всеми знаковыми системами то, что они являются выражением абстрактного моделирования мира, который нас окружает. Таким образом, знаковая система - неотъемлемый элемент определения понятия интеллекта. Что же можно сказать на эту тему применительно к высшим представителям животного мира? Существует ли язык животных?

Если говорить о шимпанзе, то у них отсутствует даже речь как звуковая знаковая система. Обезьяны издают звуки, каждый из которых - отдельный сигнал без взаимосвязи с предыдущими. Грамматических предложений такая речь не содержит. Взаимодействие сводится к сигналу, крику об опасности или угрозе сопернику в виде рычания либо рева. Те, кто работает с дельфинами, утверждают о существовании особого дельфиньего языка в ультразвуковом диапазоне акустических волн. Но даже при наличии подобного данная система звуков не позволяет осуществлять накопление информации.

Из поколения в поколение дельфины передают друг другу одни и те же сигналы без каких-то изменений, что не дает им никаких возможностей дальнейшего развития. Именно наличие или отсутствие знаковой системы на материальном носителе с возможностью накопления знаний и передачи их последующим поколениям принципиально отличает так называемый язык животных от человеческого.

Перейдём к общественным отношениям

Животному миру и человеческому обществу присуще явление объединения в группы отдельных особей. Делается это с целью облегчения усилий по выживанию в мире дикой природы. Свойственно объединяться в сообщества, как правило, травоядным. Это помогает им успешнее защищаться от хищников. Последние же главным образом относятся к индивидуалистам, и в основном сообщество их ограничивается "семьёй" - самцом с самкой и детёнышами. Объясняется это тем, что хищникам практически некого бояться.

Первобытному человеческому обществу, как и травоядным, свойственно было объединение в целях борьбы с хищными зверями и совместной охоты на мамонтов и прочих крупных животных. С развитием цивилизации спустя сотни и тысячелетия деятельность человеческих сообществ значительно менялась. Изменения эти зависели не только от хода исторического развития, но и от огромного числа прочих факторов, например климата, географического положения и т. п.

В течение веков и тысячелетий сменилось несколько общественно-экономических формаций, различающихся между собой способами производства и формами власти, но любая из них рассматривалась как вариант существования человеческого общества в виде единого "социального организма". Действия и стремления отдельных индивидуумов сводились к действиям крупных масс или классов и определялись позицией в существующей системе общественных отношений.

По закону джунглей

В самых общих чертах весь процесс жизнедеятельности каждого конкретного индивидуума и всего общества в целом (неважно, идет ли речь о животных или о людях) сводится к поддержанию жизни в условиях ограниченных природных ресурсов и ведется в форме естественной борьбы за выживание, удел одних в которой - погибнуть, других - выжить и дать потомство. Результатами многовекового процесса приспособления к жестким условиям существования стал высокоразвитый инстинкт самосохранения наряду со способностью к регулированию собственного поведения при изменившихся условиях внешней среды, а также приобретение достаточного уровня агрессивности для противостояния конкурентам.

Природный инстинкт ведет к владению чем-либо, например ареалом охоты для львиной семьи или отдельным тщательно охраняемым жилищем для любого млекопитающего. Примеров этому в животном мире не перечесть. Каждая птица охраняет собственное гнездо, стая бездомных собак в городе изгоняет чужаков с территории своего квартала. Любое из этих явлений имеет отношение к инстинкту собственности.

То же самое мы можем наблюдать и у людей. Уже приглядываясь к поведению малышей на детской площадке, можно видеть борьбу за игрушки и стремление лидировать среди себе подобных. Любой взрослый человек стремится к обладанию имуществом и всеми силами пытается обеспечить себе отдельное жильё - ютиться в коммуналке с соседями не хочет никто. Отсюда вывод - всё вышеперечисленное составляет глубинную природную сущность человека, заложенную в психике на уровне основных инстинктов.

О различии между людьми и животными в данном смысле говорить не приходится. И вопрос: "Человек - это животное или нет?" - в данном контексте даже не ставится. Лишь людей мы имеем в виду, говоря о духовности, развитии личности и индивидуальности, вере в Бога, нравственности и прочих высших категориях. Само собой разумеется, что данные понятия к животному миру неприменимы по определению.

Да, мы признаем, что человек это одомашненный примат. Но вот насколько он животное и чем отличается от тех же «диких» приматов и прочих биологических собратьев? Мы решили поговорить об инстинктах с психоаналитиком Дмитрием Ольшанским.

Что мы называем инстинктами? Физиологи называют инстинктами врожденные и безусловные формы поведения. То есть, говоря об инстинктах, мы автоматически соскальзываем на обсуждение поведения, упуская личность человека. А вопрос души и бессознательного вообще остается для нас за семью печатями.

Но разве у человека нет инстинктов? А бессознательное - это не котел бурлящих страстей и импульсов, связанных с сексом и агрессией? Конечно, нет. Понятием «бессознательное» пользовались разные авторы, поэты, художники, психологи, начиная от немецких романтиков. Было бы слишком большим упрощением полагать, что все многообразие психических процессов относится только к продолжению рода и улучшению качества жизни. Тем более что реальная жизнь каждый день опровергает этот наивный бихевиоризм.

Если жизнь животного подчиняется необходимости добывания пищи, продолжения рода и обеспечения своего потомства, то в мире людей мы ничего подобного не найдем. Всех животных привлекает одно и то же, а каждого человека - что-то свое. Это второе отличие. Поэтому в психике человека мы не находим ничего похожего на врожденные и безусловные инстинкты. Если для животного можно создать идеальные условия для сохранения и продолжения жизни, то с человеком такая история не проходит. Нет у него и никаких всеобщих инстинктов, каждый находит свой собственный способ наслаждения.

Как же это? Вот, например, человек обжигается об утюг и отдергивает руку. Почувствовав боль, любой из нас проявит инстинкт самосохранения. Это очевидно. Во-первых, вы говорите о рефлексах, а это далеко не то же самое, что инстинкты. Инстинкт - все-таки запрограммированная форма поведения, а не просто рефлекторное сокращение мышц.

Во-вторых, далеко не у всех эти рефлексы есть. Например, под гипнозом или в моменты крайнего нервного перенапряжения многие люди перестают чувствовать боль и могут держать на ладони раскаленный утюг и получать ожоги, не испытывая при этом никакой боли и не проявляя никаких рефлексов. Это говорит о том, что рефлексы не так уж несомненны, а боль - это такой же продукт психической жизни, как, например, способность видеть свое отражение в зеркале.

В мире животных мы, конечно, ничего подобного не находим, поскольку тело человека производно от его бессознательного, а тело животного - от заложенной в него поведенческой программы. Заяц, который умеет бить по барабану, никогда не задумывается, насколько он талантлив и рожден ли на свет для служения музыке, поэтому у него перед выступлением никогда не будут неметь кончики пальцев, как у многих пианистов.

Он живет прописанными инстинктивными программами, которыми успешно пользуются дрессировщики в своих манипуляциях. С человеком тоже пытаются проводить некие дрессировки, кодировки и тренинги, но они работают лишь настолько, насколько сам подопытный в них верит. Стоит только ему понять, что, скажем, энэлпишники его разводят, как эффект улетучивается сам собой.

Разве не все наши поступки так или иначе продиктованы инстинктом сохранения жизни? Мы соблюдаем правила дорожного движения, чтобы не рисковать лишний раз, а не поддаемся спонтанным влечениям, о которых вы сказали. Не думаю, что во влечениях есть что-то спонтанное. Все они четко структурированы и имеют свою логику.

Именно влечения заставляют нас порезать себе палец в наказание за неправильно взятый бемоль, например. В то же время в определенных обстоятельствах человек может пожертвовать жизнью за родину С точки зрения эволюции совершенно неверно менять жизнь на какие-то там умозрительные принципы или кончать с собой, потому что окружающие не понимают твою музыку. Примат на такое поведение не способен, это нарушает его программу. Но с точки зрения человека, именно такие поступки, выходящие за пределы здравого смысла, отличают нас от животных. Поступки, продиктованные совестью, вкусом, верой, желанием, безумием или страстью, - именно это мы считаем самым человеческим в себе и именно это делает нас людьми.

А что вы скажете о половом инстинкте? Так или иначе, он есть у всех, Половое поведение приматов, действительно, можно описать инстинктами: самец будет совокупляться с любой здоровой самкой в удобное для этого время. Однако в отношениях людей ничего подобного нет. Люди совокупляются вовсе не для продолжения рода, ими руководят сотни других мотивов.

Это и получение удовольствия, и доминирование или коллекционирование, реализация власти, самоутверждение, исполнение долга, обречение самоидентификации и так далее. Сколько людей - столько и сексуальностей. Одно это уже заставляет усомниться в существовании полового инстинкта.

Вы можете представить себе самца макаки, который совокупляется только с виолончелистками, а всех остальных самок для него просто не существует? Или гориллу, которая возбуждается от грассирующего произношения и никогда не будет совокупляться с другими самцами? Или гамадрила, который коллекционирует античные монеты и вообще ни с кем в сексуальные отношения не вступает?

А в мире людей только такие примеры мы и встречаем. Других просто нет. Самец человека никогда не будет совокупляться с любой здоровой самкой в любое подходящее для этого время. Чтобы вступить в сексуальные отношения, нам, людям, как минимум необходимо желание. У каждого из нас, конечно, есть сексуальная программа, но эта программа у каждого своя, никакой общечеловеческой сексуальности не существует, и мы ничего о ней не знаем, поэтому нам так часто сносит крышу в ненужное время и с не самым идеальным партнером. Ни наукой, ни психоанализом не найдено никаких врожденных и безусловных форм сексуального поведения у людей.

Получается, что у каждого человека своя сексуальность? Конечно. И она складывается, подобно мозаике, как картина, написанная мазками маленьких извращений, по словам Фрейда. Любой невротик имеет в своем сексуальном фантазме черты этих перверсий: фетишизм, вуайеризм, эксгибиционизм, насилие, подчинение, беспомощность, инцест - каждый так или иначе об этом фантазирует и играет в извращения И для кого-то, если у твоего партнера нет родинки на мизинце ноги, никакие сексуальные отношения не возможны. Или, если она не обладает голосом меццо-сопрано, всякое желание пропадает.

Наша сексуальность функционирует лишь благодаря тому, что каждый из нас в той или иной мере отклонен от нормы. Духовность, нравственность и любовь, с точки зрения приматов, выглядит нелепо и нецелесообразно. Вместо того чтобы добывать пищу, спариваться и вскармливать потомство, люди пишут друг другу стихи, снимают кино, изучают строение атома, смотрят сны, заводят отношения, познают себя и постоянно занимаются какой-то белибердой. Вместо эволюции, они придумали какую-то любовь, какую-то душу, которая на деле только мешает размножению.

Конечно, любовь - это извращение, если посмотреть на нее глазами наивного дарвиниста. Если посмотреть на человека с точки зрения животного, то окажется, что мы либо ошибки природы, либо ее тупиковые ветви. Мы хотим того или иного партнера именно потому, что он для нас что-то значит, в нем мы обнаруживаем первичную черту своей идентификации, ту прелесть, которую не можем ни понять, ни объяснить до конца, - именно в этом секрет сексуальности. Человек, которого мы хотим, представляет нечто для нас, то есть несет означающее, вокруг которого и строится наша сексуальность. А если его нет - тут уж никакая виагра не поможет.

Разве не очевидно, что женщинам нравятся успешные мужчины, потому что они смогут обеспечить потомство, а мужчинам нравится у женщин большая грудь и широкие бедра, потому что это говорит о способности к материнству? Да, но кому-то не нравится большая грудь. Да и вообще женщины не всем мужчинам нравятся... Ну, это уже отклонение.

Сексуальность состоит из отклонений. Влюбляться - это уже отклонение от программы хаотичного размножения. Любовная привязанность нужна для того, чтобы мужчина заботился о своей семье и своем потомстве, а не покидал женщину сразу после секса, оставляя ее одну с детьми. это эволюционная необходимость. Что-то слишком много мужчин у нас никакого понятия об эволюции не имеют.

Культуру тоже можно объяснить с точки зрения эволюции? Наверняка можно. Но было бы слишком большим упрощением думать, что Данте и Леонардо были лузерами, занимались ненужными вещами, поэтому не стали альфа-самцами и поэтому ни одна самка не родила им потомства. С эволюционной точки зрения Леонардо да Винчи - тупиковая ветвь, отбракованная особь, лишний генетический материал.

Эти великие люди сублимировали свою сексуальность для того, чтобы создать духовные и нравственные ориентиры для всего человечества.

Как индивид Леонардо, может быть, и не внес вклада в продолжение рода, по он несказанно много сделал для науки и культуры. и в этом его вклад в эволюцию человека. Действительно,говоря о природе человека и его эволюции, мы скорее имеем в виду духовные ценности. Физиологическое строение за последний миллион лет почти не изменилось, а вот психика стала принципиально иной. Я бы сказал, что цивилизация формирует психический аппарат и психическое устройство.

Мы меняемся вместе с миром. Впрочем, не всегда стоит обобщать. Психоаналитик никогда не распространяет свои выводы на все человечество, оставаясь в рамках частных случаев.

"Психология" 2013

Люди не являются самыми быстрыми и самыми сильными животными. Даже наши чувства не самые ярко выраженные. Птицы лучше нас видят, у собак лучше, чем у нас развито обоняние, а у многих животных есть чувства, которых у нас вообще нет. Акулы чувствуют магнитные поля, черепахи ощущают электрические поля, а пчелы видят ультрафиолетовое излучение. Слоны чувствуют недостаток соли в своем организме также явно, как мы ощущаем жажду. Обычная черепаха живет больше ста лет. Шерстистые обезьяны едят пауков и некоторые растения для того, чтобы контролировать рождаемость. Так что же делает нас особенными? Ниже представлены десять человеческих качеств, которыми мы по праву гордимся и которые разделяем с животными. Возможно, нас отличает не какое-то одно качество, а их совокупность?

10. Культура
Культура включает в себя поведение и вид деятельности, которые не заложены генетически, но которые поддерживаются всем населением определенного региона. Искусство и гуманитарные науки, религии и другие подходы и практики – это все аспекты культуры. Удивительно широкий спектр человеческих культур во всем мире сам по себе представляет большой интерес, однако, не все культуры человеческие. Чтобы какая-либо деятельность была названа культурой, она не должна каким-то образом быть связанной с генетикой, она должна передаваться от одного лица к другому, эта деятельность должна встречаться повсеместно, о ней следует помнить и не забывать сразу после осуществления, а также она должна передаваться из поколения в поколение. У многих приматов есть своя культура и традиции, такие как «дождевые танцы», в которых участвуют несколько групп шимпанзе в начале бури. В 1963 году одна японская макака обнаружила, что купание в природных горячих источниках приносит большое удовольствие, с тех пор эта практика распространилась на всю популяцию, причем, наблюдать ее можно до сих пор.

9. Эмоции
Люди испытывают широкий спектр эмоций. Начиная от гнева, горя и разочарования и заканчивая эйфорией, мы живем, переходя от одной эмоции к другой. Любой человек, в доме которого живет кошка или собака, знает, что эти животные умеют испытывать страх, желание, панику, любовь, смущение и многие другие чувства. Дельфины – матери, чьи дети погибают, явно демонстрируют горе, а скучающие осьминоги проявляют все признаки депрессии. У рептилий можно увидеть любопытство, а среди малышей обезьян можно заметить ревностную борьбу за родительское внимание. Дикие обезьяны с удовольствием усыновят маленьких сирот. Гориллы в двух независимых друг от друга ситуациях показывали альтруизм, когда маленький ребенок попадал к ним в клетку. Каждый раз горилла, похлопывая ребенка по спине, успокаивала его и помогала выбраться из клетки. Шимпанзе также умеют утешать друга после нападения. Таким образом, эмоции – это не только то, что может переживать человек.

8. Язык
Язык используется для того, чтобы рассказать о своих потребностях, желаниях и идеях. Различные группы создали свои языки, которые изменяются и развиваются с течением времени. Люди пользуются широким спектром языков, причем не все для этого применяют слова. Народность Буби, проживающая в Экваториальной Гвинее, говорит на языке жестов, подобно тому, каким пользуются глухие. На Канарских островах используется язык свиста. Некоторые животные также пользуются языком. Приматы, киты, птицы и кальмары используют различные слова для идентификации объектов, действий и отдельных имен, а шимпанзе даже пользуются синтаксисом и грамматикой. К примеру, в одном из исследований шимпанзе Уошо вырастили как глухого человеческого ребенка. Обезьяна понимала более 350 слов на языке жестов и могла комбинировать их, создавая словосочетания и предложения. В дикой природе шимпанзе, как правило, используют только 70 знаков. Уошо часто разговаривала со своими любимыми куклами. Один трогательный пример показывает, что Уошо могла связывать абстрактные идеи и эмоции с новыми ситуациями. Когда после долгого отсутствия ее инструктор объяснила причину, сказав на языке жестов «мой ребенок умер», шимпанзе смотрела вниз некоторое время, затем показала знак «крик» и коснулась своей щеки.

7. Юмор
Юмор является основой жизни многих людей. Его трудно определить, есть много его разновидностей, однако все приводит к одному – к смеху. Нечто смешное, неожиданно веселое и приводит к появлению такого чувства. Шимпанзе, как и люди, знают, что такое смех. Они часто щекочут друг друга и смеются после этого. Однако, несмотря на то, что юмор часто вызывает смех, смех – это далеко не всегда юмор. Было доказано, что даже крысы умеют смеяться. Тем не менее, и в среде шимпанзе можно найти юмористические ситуации. К примеру, было замечено, как несколько больших обезьян, проживающих в неволе, собрались вместе и смеялись над себе подобным, который очень неуклюже взбирался на дерево.

6. Использование инструментов
Одной из определяющих человека характеристик является возможность использования инструментов. Мы создали большие города, развили сельское хозяйство, научились передавать свои культурные знания потомкам в виде письма, осваиваем космос и т.д. На протяжении многих лет люди считались единственными животными, которые способны пользоваться инструментами. Теперь мы знаем, что это не так. Все человекообразные обезьяны, вороны, дельфины, слоны и даже осьминоги умеют пользоваться инструментами. Часто использование того или иного инструмента не наблюдается за пределами одной популяции, а зачастую следующее поколение придумывает свой инструмент. Шимпанзе используют камни в качестве молотков и наковален для создания необходимых для охоты инструментов, гориллы используют трости для передвижения, вороны создают свои собственные игрушки, чайки придумывают приманки для рыб, дельфины создают «устройства» для вылавливания рыбы, осьминоги используют в качестве жилья скорлупу кокосового ореха, а слоны делают сосуды, пригодные для питья воды.

5. Память
Люди способны мысленно захватывать сенсорную информацию в определенное время и сохранять ее для дальнейшего использования. То есть люди умеют запоминать. Мы используем воспоминания для того, чтобы решить, как лучше поступить абсолютно в любой ситуации. У животных тоже есть воспоминания. Домашних животных можно научить помнить команды, а золотая рыбка, как было доказано, способна помнить информацию в течение нескольких месяцев. Шимпанзе помнят изображения и цифры лучше, чем студенты университета, а вороны лучше взрослых запоминают формы. У некоторых соек и белок отличная пространственная память, что позволяет им запоминать места, в которых они запрятали семена и орехи на территории в десятки квадратных километров. У кошек краткосрочных воспоминаний, по крайней мере, в десять раз больше, чем у людей. Интересно, что голуби, судя по всему, немного суеверны. Если голубь что-то делает, к примеру, поворачивает головой два или три раза в процессе его кормления, то он запомнит, что он делал и начнет одержимо вращать головой в надежде получить пищу.

4. Самосознание
Большинство согласятся, что медуза не осознает себя как отдельное существо. У нее нет мыслей, кроме как направление движения, если таковые вообще имеются. Самосознание считалось присущим исключительно человеку на протяжении многих лет, но теперь мы знаем, что это не так. Очень показательным в этом плане является зеркальный тест: по нему можно увидеть, осознает ли животное себя в зеркале или нет. Животное, у которого развито самосознание, поймет, что движения в зеркале соответствуют его собственным, и сделает вывод о том, что отражение – это его образ. Животные часто заглядывают на свое лицо, причем, если они осознают, что это их лицо, то они будут то приближать, то удалять его от зеркала. Человеческий ребенок не в состоянии пройти этот тест до 18 месяцев. Животные, которые в состоянии пройти этот тест, а также ряд подобных – это все человекообразные обезьяны, некоторые гиббоны, слоны, сороки и некоторые киты.

3. Интеллект
Люди – самые мудрые существа. Мы можем думать и рассуждать, это наше огромное преимущество. Существует много различных видов интеллекта и способов их использования. Есть большое количество определений интеллекта, но в целом, это способность думать, рассуждать, планировать, оценивать и учиться. Тем не менее, люди не только не единственные животные, у которых есть интеллект, они не являются во многих его проявлениях лучшими. Голуби легко превосходят людей по визуальному поиску и геометрическому ориентированию. Муравьи очень четко оценивают количество потенциальных врагов из других популяций, основываясь на прошлом опыте, слоны пользуются арифметикой. Вороны показывают уникальное причинное мышление, они, увидев новый механизм, мысленно решают, как с ним управляться правильно, вместо того, чтобы использовать метод проб и ошибок. Они могут открывать двери и находить спрятанные объекты, основываясь лишь на одном наблюдении, чем превосходят многих людей.

2. Сельское хозяйство
Сельское хозяйство – это основа современной человеческой цивилизации. Считается, что оно зародилось еще 10000 лет назад, и позволило людям остановиться жить в одно месте, а не постоянно передвигаться в поисках пищи. Это, в свою очередь, помогло им больше времени посвятить созданию письма, математики, инвентаря и других предметов первой необходимости. Оно очень быстро распространилось по всему миру. Тем не менее, муравьи занимаются сельским хозяйством уже в течение миллионов лет. Они захватывают, выращивают группы гусениц, которые хранятся в специальных сооруженных гнездах, а затем используют их в качестве пищи, как человек использует коров. Термиты выращивают грибы также для пропитания.

1. Строительство
Безусловно, люди – это фантастические строители. Города, дороги, заводы, которые украшают нашу планету, являются прямыми тому доказательствами. Какие еще животные могут строить небоскребы, возвышающиеся на сотни метров над ними? Или магистрали, простирающиеся на тысячи километров? Некоторые животные, однако, тоже занимаются строительством. Многие птицы и обезьяны создают красивейшие гнезда, зайцы сооружают норы, в которых они живут, муравьи даже культивируют деревья таким образом, выбирая те которые подходят им для жизни. Но самыми интересными строителями являются нигерийские термиты. Они строят фантастически огромные курганы с внутренней вентиляцией, отоплением, системой охлаждения посредством специально разработанных туннелей, поэтому термиты, живущие внутри, наслаждаются благоприятным климатом в любое время. У них даже есть автономные детские сады, подвалы, канализации и трубы. Длина одного термита менее половины сантиметра, а курганы, ими выстраиваемые, иногда достигают в высоту более 4 метров. Для сравнения – людям необходимо построить здание, высотой 1,5 км, чтобы «достичь уровня термитов».

+ Абстрактное и логическое мышление
Абстрактное мышление – это не случайные и бессвязные мысли. Это означает, что вы берете конкретную мысль, например, яблоки, и думаете об одном из их атрибутов, например о вкусе, который может быть применен ко многим конкретным объектам. Логическое мышление – это краеугольный камень абстрактного. Это естественно трудно выяснить, изучая животных, но до сих пор ни одному животному не удавалось так хорошо ориентироваться в абстрактных терминах, как это удается человеку. Логическое мышление, основанное на абстрактных идеях, — это огромное достижение человечества, так как лобная доля нашего мозга по отношению к его полному размеру во многом превосходит мозг любого животного. Возможно, способность мыслить рационально действительно сделала нас людьми, а также то, что мы считаемся с другими и всегда стремимся к тому, чтобы быть мотивированными, независимо от того, на что похожа истина.

Невероятные факты

Многие люди заблуждаются, считая человека единственным разумным существом на Земле.

19. Голуби



Есть веская причина, по которой голуби на протяжении тысячелетий использовались людьми для доставки почты, а так же на местах сражений. Исследования показали, что эти птицы отлично ориентируются в пространстве и даже способны запоминать места и людей на протяжении всей своей жизни.

18. Вороны



Наряду с голубями, вороны являются умнейшими птицами в мире. Они способны решать сложные задачи и прекрасно справляются с различными трудностями, возникшими в ходе добычи пропитания или сбора необходимых им ресурсов.

17. Овцы



Предполагается, что у овец самая долгосрочная память среди представителей всего животного мира, а также некоторые исследования доказывают, что с некоторыми ситуациями овцы справляются даже эффективнее людей.

Например, они могут распознать, что одна из овец затерялась в стаде. Кроме того, они способны испытывать и выражать большой спектр эмоций и реагировать на происходящее вокруг.

16. Еноты



Эти милые и интересные существа известны своей необычной находчивостью – они могут формировать сложные социальные отношения и находить сложные пути решения различных проблем. Именно за удивительную находчивость при столкновении с трудностями еноты попали в этот рейтинг самых умных животных мира.

15. Лошади



Лошади прекрасны во всех отношениях – они красивы, грациозны и зачастую являются незаменимыми помощниками для человека. Их используют для верховой езды, в хозяйстве и многих других важных для человека областях.

Кроме того, лошади очень легко и быстро обучаются. У них отличная память и они способны выполнять сложные команды даже в стрессовых ситуациях.

14. Макаки-резусы



Кроме того, что эти макаки имеют, как ни странно, суицидальные наклонности и склонны к агрессии по отношению друг к другу, справедливо будет отметить, что они являются очень умными и находчивыми животными, которые легко адаптируются ко всему происходящему.

13. Соколы



Эти прирожденные охотники так же, как и голуби использовались для разведки и передачи почты на большие расстояния. Все это было возможно благодаря их уникальной способности запоминать детали и следовать командам.

12. Крысы



Люди зачастую недооценивают крыс, считая их опасными и неприятными, однако при этом крысы обладают высоким интеллектом.

Голливуд обеспечил им репутацию отвратительных обитателей канализации, и мы часто не задумываемся о том, что это очень умные и находчивые существа. Они обладают отличной памятью и способностью приспосабливаться к резко изменяющимся условиям.

11. Совы


Совы считаются мудрыми птицами и многие люди уверены, что так оно и есть. Да, совы, несомненно, обладают не самым низким интеллектом и даже способны запоминать некоторые детали, но зачастую их умственные способности преувеличивают. Мы поместили их в этом списке лишь на 11 место, чтобы развеять стереотипы по поводу мудрости этих птиц.

Топ 10 самых умных животных на планете

10. Кошки



Хозяева этих грациозных и невероятно милых животных не понаслышке знают, что ни обладают удивительными охотничьими навыками. Они проворны, аккуратны и очень чувствительны.

Несмотря на то, что кошки не так легко обучаются, как собаки, они чрезвычайно умело и быстро изучают новые для них навыки.

9. Белки



Хоть они и маленького размера, не стоит недооценивать их умственные способности. Зачастую белки падают с деревьев и попадают под машины, что является основой для стереотипов по поводу их интеллекта, однако все дело в том, что у способностей белок есть конкретное направление – сбор пищи.

Когда дело доходит до поисков пропитания, белки проявляют удивительную находчивость и потрясающую память – они способны в мельчайших деталях запомнить место, где хранят пищу.

8. Слоны



Относительно других живых существ, мозг слона гораздо больше. Но это не так важно, так как размер мозга никак не влияет на разум. Важно то, что слоны действительно обладают высоким интеллектом по нечеловеческим стандартам.

Эти поразительные животные способны формировать сложные социальные связи и даже испытывать эмпатию, т.е. чувство сопереживания.

7. Осьминоги



Когда речь заходит о беспозвоночных, стоит отметить, что осьминоги – самые умные из них. Они прирожденные охотники, использующие четкую и сложную стратегию для добычи пищи.

Наряду со многими животными из этого списка, они обладают фантастическими навыками решения сложных задач.

6. Собаки



Несмотря на то, что их умственные способности варьируются в зависимости от породы, в общем собаки быстро обучаются, приобретают новые навыки и успешно отвечают на человеческие команды.

Например, собаки таких пород как лабрадор-ретривер, бордер-колли и пудель очень любопытны и способны заметить даже малейшие изменения в их окружении. Высокий эмоциональный интеллект – это именно то, что испокон веков делает собак лучшими друзьями человека.

5. Киты



Многие люди знаю о китах лишь то, что это самые большие животные, но не имеют ни малейшего представления об их интеллекте.

Для общения и ориентирования в стаде киты используют определенные сложные звуки, у каждого из которых есть свое значение. Эти животные также превосходно решают возникшие проблемы и задачи.

4. Попугаи



Не секрет, что эти птицы способны подражать человеческому голосу и даже произносить отдельные слова. Кроме того, они обладают отличной памятью и, также как и многие живые существа в этом списке, могут решать относительно сложные задачи и адаптироваться к окружению.

3. Дельфины



Когда речь заходит о пропорциях тела и мозга, справедливо будет отметить, что мозг дельфинов один из самых больших в сравнении с телом среди всех представителей животного мира.

Эти морские животные славятся своей удивительной способностью общаться с окружающим миром и, что невероятно, дельфины даже могут узнавать себя в зеркале.

2. Свиньи



Согласно исследованиям, интеллект свиньи среднего возраста можно сравнить с интеллектом трехгодовалого ребенка. Свиньи легко адаптируются к изменениям в окружающей среде. Это связано с их способностью легко приобретать нужные им навыки.

Самое умное животное на земле

1.Шимпанзе



Кроме того, что эти животные обладают некоторыми внешними признаками, схожими с человеческими, они также способны во многих ситуациях действовать как люди. Они могут подстраивать окружение под себя и помогать своим собратьям в решении различных трудностей. Шимпанзе считаются умнейшими среди приматов, и по праву их можно назвать умнейшими животными на планете.

Давно меня волновал вопрос отношения к животным. Вроде бы все понимают, что жестокое отношение к чему-либо — это нехорошо. Но к животным до сих пор отношение остается особенным. Сегодня развиваются и вегетарианские движения, и движения помощи бездомным кошечкам и собачкам, даже движения за предоставление прав животным. Но понимания того, что проявление жестокости к чему-либо живому — это так же ненормально, как и неоправданная агрессия по отношению к людям, этого до сих пор у большинства людей нет. Кроме того, такое отношение к животным часто проявляется именно у детей и подростков.

Жестокость по отношению к животному — проблема гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Недоброе отношение к людям можно понять, так как люди могут и заслуживать определенной реакции на свое поведение. Хотя и здесь вопрос довольно сложный — жестокость порождает жестокость. Но люди — это мыслящие, сознательные существа, которые в силах подавлять и искоренять в себе все дурное и развивать лучшее. От животных ждать чего-то подобного не приходится. Но они, как представители природы, изначально не имеют никаких злых замыслов, они — непосредственное проявление прекрасного в этом мире. По этому поводу очень удачно привела цитату Льва Толстого в своей статье «Доброту надо воспитывать» Галина Калабалина: «Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственнейшим выражением красоты и добра».

Возможно, о красоте и добре людям настолько мало известно, что сложно представить белку или лошадь проявлением красоты. Может быть, так сложно сегодня понять, что животные необходимы человечеству, что они украшают нашу планету, что они приносят непосредственную пользу природе — тому, что еще осталось от нее. Человек очеловечил природу, но можно ли это очеловечивание назвать действительно человеческим, если редко люди обращают внимание на действительно важные моменты жизни?

Сегодня можно заметить, как люди рады попугать котов, погонять голубей и получить удовольствие от других « невинных » развлечений. Ладно бы отношение к животным заканчивалось на этом. Но нет. Замечали, как приходя в гости к кому то, у кого имеется домашнее животное, гости считают интереснейшим занятием поиздеваться над братьями меньшими? Почему бы не заставить собаку нервничать, чтобы она показала всю мощь своего голоса? Сила голоса собаки заставляет всех испугаться — дополнительная доза адреналина. И тогда все повторяется еще, и еще, сложно остановится. А когда надоест — можно и стукнуть собаку, а то разгавкалась. А коты? Как же их не потягать за хвост, не попугать, не засунуть в коробку, не кинуть поближе к собаке и т.д. ? И так легко можно найти еще один способ украсить свою скучную жизнь новыми эмоциями, новыми приключениями. Зачем искать сложные способы получить удовольствие, принося радость другим? Есть способы полегче.

Казалось бы, зачем говорить об отношении к животным, если и к людям отношение не лучше. Есть дети, которые рады поиздеваться над одноклассниками, посмеяться над чужими болезнями, есть люди, которые получают удовольствие от унижения других, от чужой боли и т.д. О каких животных может идти речь, если существуют такие проблемы, как чайлдфри, расизм, фашизм и даже всеобщее безразличие? Но, возможно, как раз и отношение к животным является еще одним моментом в становлении личности, который приводит к дальнейшим худшим последствиям, связанным с отношением к людям.

Ребенку, который живет в более-менее благополучной семье, сложно самостоятельно прийти к осознанной жестокости к животным. Ребенку вообще сложно (и даже — невозможно) чему-либо научиться без помощи других людей. Скорее всего, для того чтобы ребенок считал нормой или незначительной шалостью издевательство над животными, взрослые должны были быть безразличными к тому, что маленький человек отрывает лапки жучкам, догадываясь, что животному так же неприятно, как и самому ребенку было бы в подобном случае. А может быть даже, взрослые поощряли своим восторженным удивлением ребенка, который тягал за хвост или бил кота. Или же сами родители «игрались» с котом, крутя им как неживым шариком, кричали на гавкающую собаку, «стреляли» камушками по птицам на пруду и т. д. «Что ж тут такого? Животным от этого не плохо, они не понимают» . Но главное, что люди — понимают. Понимают и делают. Просто так. Ради забавы. По-человечески это?

Галина Калабалина, о которой я уже упоминала, — это одна из воспитанниц и последователей известного педагога-гуманиста Антона Макаренко. Еще 35 лет назад она поднимала этот вопрос — вопрос не просто отношения к животным, а вопрос воспитания доброты в человеке, благодаря взаимодействию с живой природой. Этот вопрос ее заинтересовал, благодаря одному из читателей газеты «Знамя труда» . Он описывал взволновавший его случай — случай с голубем, шея которого была насквозь проткнута толстой иглой с обломком дерева на тупом конце. Причем, случай явно не был похож на дело рук взрослого.

Калабалина в статье утверждала, что неравнодушным отношением к действиям и поступкам детей, а тем более активным поддержанием их жестокости по отношению к животным, взрослые воспитывают в человеке черствость, злость и варварское отношение к природе.

И напротив: «Воспитывая бережное отношение к растениям и животным, мы прежде всего прививаем и развиваем красивые нравственные качества у наших детей. И, конечно, воспитывать надо не только словами, но и на деле, своим личным примером, своей непримиримостью к малейшему проявлению жестокости».

Из статьи Калабалиной можно понять, что в не таком уж далеком прошлом подобными проблемами интересовались обычные граждане, они поднимали такие вопросы и пытались их решить. Им не была безразлична судьба детей, их волновала жизнь вообще в лучших ее проявлениях. Сейчас же безразличие к действительно важным вопросам, наряду с постоянной « борьбой » за всевозможные права, даже права животных, не вселяют надежду на лучшее. Люди мирятся с жестокостью, часто оправдывая это своим правом, например, на нелюбовь к животным (а потом и правом на нелюбовь к людям…).

Обсуждая подобные вопросы на форумах, подростки спрашивают: «Плохо ли это, если человек не любит животных?» Отвечают, что это «никак» . Никак — это только в случае, если не учитывать, что безразличие и бездейственность по отношению к злу — это принятие стороны зла. Но дело даже не в том. А в том, что для самого же человека нелюбовь к еще одному проявлению прекрасного означает невозможность полноценно чувствовать жизнь. Любовь ведь проявляется по-разному. Любить животных — это не значит переходить на вегетарианский образ жизни или собирать всех бездомных котов, разводить змей или плакать за нечаянно растоптанным червячком. Давать животным возможность спокойно жить своей жизнью так, как им будет лучше — это тоже любовь.

Калабалина в своей педагогической работе вопросу гуманного отношения к живому миру уделяла самое большое внимание. В своей статье она рассказала историю, случившуюся в ее детском доме: «Как-то воспитанники детского дома, гуляя в лесу, нашли раненого лосёнка. Бережно принесли его в детдом, перевязали раны и более месяца лечили. За это время ребята привязались к лосенку, а он к ним. Но вот наш больной поправился и: затосковал по воле. Расставаться с ним было очень жалко. Они провожали своего друга, а лосенок, зайдя в лес, почувствовал себя в своей стихии, благодарно посмотрел на ребят и скрылся за деревьями. В эту минуту у каждого на душе было и грустно и тепло. Это был хороший урок нравственной чистоты» .

Если нелюбовь к животным — это никак, то и нелюбовь к людям, ко всему живому на этой планете — это тоже никак. А если мы уже приходим к тому, что нелюбовь считаем нормой, то о каких человеческих отношениях вообще мы можем говорить?