Агиасма - святая вода - обладает удивительными свойствами. Она укрепляет тело, дух и дарует великое счастье прикоснуться к Церкви, где бы не находился человек.

Уникальным воду делает то, что в течение длительного времени вода остается свежей и не теряет целительных особенностей. Обычно верующие раз в год набирают освященную воду и используют ее в различных ситуациях. Но что делать, если год прошел, а вода еще сохранилась?

Как использовать святую воду с прошлого года

Святая вода не теряет благодатной силы долгое время, и избавляться от нее нет никаких оснований. Если жидкость не испортилась, помутнела или приобрела дурной запах, то воду спокойно употребляют внутрь при любых нуждах с молитвой и почтением, а в экстренных случаях - ежедневно. Нужно помнить, что святая вода это дар, который принимают с благодарностью.

Но если человек по каким-то причинам опасается употреблять драгоценную влагу, то помогут рекомендации по использованию давней освященной воды:

Не стоит набирать впрок освященную воду. Благочестивую жидкость всегда можно набрать в ближайшем храме в любой день.

Куда можно вылить

Святыню лучше хранить рядом с иконами. Сосуд со святой водой хранят в темном месте, рядом с домашними иконами. При почтительном отношении вода длительное время сохраняет целебные свойства.

Но при неправильном хранении вода может утратить свежесть и . В этом случае будет правильным вылить прошлогоднюю воду. Однако есть определенные места, куда можно утилизировать жидкость, а куда не стоит выливать. К допустимым местам относятся:

  • Непопираемое место. Позволяется использовать любой участок земли, где не ходит человек и не пробегает бродячее животное.
  • Открытый водоём. Лучшим решением будет выливание старой святой воды в реку или ручей с течением.
  • Сухой колодец или дренажная система при храме. Слив осуществляется с разрешения священника.

Непозволительным считается соприкосновение освященной влаги с нечистотами - канализационным сливом или выгребной ямой. Выливание жидкости в раковину или унитаз считается крайним неуважением к святыне.

При выливании воды необходимо произнести слова благодарности за время ее нахождения в доме.

Святая вода на протяжении многих веков дает надежду молящимся людям, укрепляет веру и придает силы. Целительные свойства приняты и одобрены Церковью. Уважительное отношение к агиасме придает ей большую мощь, а она, в свою очередь, помогает в семейных и житейских ситуациях.




* * *

О КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЕ

Другое название этого праздника – Богоявление . Так он называется потому, что Бог, единый в Троице, явил Себя в Трех Своих Ипостасях: Сын Божий крестился от Предтечи в водах Иордана, Дух Святый в виде голубя опустился на Него с небес, и прозвучал голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Люди впервые смогли увидеть, что Иисус Христос не только Человек, но и Бог.

Можно услышать и третье название этого праздника – Про­свещение, возникшее потому, что Бог явился просветить народ, и с Его воплощением сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4, 16). Накануне этого дня в древности по обычаю про­водилось крещение оглашенных, таким образом подтверждалось, что крещение и есть духовное просвещение, так как крещение становится для человека рождением в жизнь вечную.

В этот день и накануне (в крещенский сочельник) в память о том, что Господь Своим крещением освятил воду, совершается Великое водосвятие – Чин освящения воды. В навечерие Бого­явления освящение воды проходит в храмах, а в самый день праздника, в конце литургии, после заамвонной молитвы, – у водоема (если храм находится от него в непосредственной близости). Для этого во льду вырубают прорубь в виде креста (так называемую Иордань), к которой шествуют с торжественным крестным ходом. Святая вода также имеет особое название – Великая агиасма.

Ни для кого не секрет, что вода является важнейшей со­ставляющей нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение, и об этом говорится в Священном Писании. В разговоре с Никодимом Спаситель говорит:истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может вой­ти в Царствие Божие (Ин. 3, 5), имея в виду рождение для вечности через крещение. Таким образом, освящение воды происходит для того, чтобы придать ей это высшее значение: Господь, принимая крещение, «очищение водою роду человеческому да­рует», как поется в песнопениях службы праздника Крещения.

Крещенская вода – одна из величайших святынь. Как и к каждой святыне, к освященной воде нужно относиться с благоговением. Хранят ее в специально отведенном месте, напри­мер, рядом с домашним иконостасом. Употреблять ее, как и просфору, принято натощак, после утреннего молитвенного правила. Но если сложились особые обстоятельства (тяжелая болезнь, испуг, искушения и т.д.), пить ее можно – и нужно! – в любое время.

Известно, что она долгое время не портится, исцеляет душевные и телесные недуги, ею окропляют жилище и вещи при освящении. Ее свойства поистине удивительны. В исто­рии Церкви есть масса тому примеров. Так, преподобный Се­рафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им крещенской воды, преподобный Амвросий Оптинский по­слал смертельно больному человеку бутылку со святой во­дой – и он исцелился.

За те десятилетия, когда церковная жизнь в нашей стране была фактически под запретом, в народе получили широкое рас­пространение различные предрассудки и суеверия, связанные со святой водой. Свидетельство тому – большое количество вопросов, поступающих на сайт Саратовской епархии. Попытаемся ответить хотя бы на не­которые из них.

– И 18, и 19-го совершается одно и то же чинопоследование Великого водоосвящения. Все молитвы, которые при этом читаются, абсолютно одни и те же. Обычай дважды освящать воду появился в глубокой древности. Тогда Таинство Креще­ния предварялось длительным обучением желающих креститься основам православного вероучения и совершалось всего несколько раз в году, и более всего крещений приходи­лось на день Богоявления. Чтобы успеть покрестить всех, не жертвуя красотой и торжественностью обряда, для этого ста­ли отводить два дня.

– Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?

– Нет. И в сочельник, и в сам день праздника вода освящается одинаково. Нужно понимать, что вода становится святой после церковной молитвы, а не потому, что настало 19 января. Можно приходить за святой водой в храм и в предыдущий, и в последующие дни.

– Правда ли, что купание в проруби на Крещение смывает с человека все грехи?

– Конечно же, это не так! Купание в проруби – это народная традиция, но церковным таинством она не является. Сегодня это можно объяснить так: готовясь к празднику, мы очищаемся духовно, а омовение в проруби – это и телесное очищение, подобно тому, как утреннее молитвенное правило служит ду­ховному очищению, и вкушение святой воды и просфоры натощак – освящению нашего телесного естества. А оставление грехов возможно только во время исповеди в храме, в Таинстве покаяния.

- Есть мнение, что в Крещение вся вода на планете становится крещенской, даже из-под крана. Так ли это?

– Если рассуждать широко, то, конечно, можно сказать, что освящается вся вода. Но при этом нужно четко уяснить, что вода освящается не сама собой, но благодаря тому, что есть Цер­ковь. Важно понимать, что освящение воды – не магическое действо. Благодать действует не механически, а по верехристианина. Поэтому христианин должен участвовать в церковной молитве и брать воду в храме. Если же он, ссылаясь на то, что вся вода в праздник Крещения – святая, ленится пойти в храм, пренебрегает Чином освящения, таким образом он пренебре­гает Божественной благодатью и согрешает пред Господом. Но если у человека нет физической возможности посетить храм (он болен, храм находится крайне далеко), в Крещение он может набрать воду в ближайшем водоеме или даже из-под крана, но делать это надо с верой и молитвой.

– Подобное сравнение некорректно. Нельзя сравнивать Божественную силу святынь. В церковной практике существует два вида водоосвящения: малое и Великое. Малое совершается в течение всего года неоднократно (на праздники Происхождения Древ Честнаго и Животворящаго Креста, Преполове­ния Пятидесятницы, в пятницу Светлой Седмицы в день празднования иконе Божией Матери «Живоносный Источник», в хра­мовые праздники, как частная треба по просьбе прихожан). По­этому в этом случае мы говорим о различных дарах благодати.

– Что делать с крещенской водой, оставшейся с прошлого года? Сохраняет ли она свои свойства?

– Воду, освященную в праздник Крещения Господня или накануне его, можно использовать в течение любого времени, причем не обязательно только до следующего праздника. При условии бережного хранения она не портится. Если же вам ка­жется, что крещенская вода более непригодна к употреблению, ее можно вылить, но ни в коем случае не туда, куда мы выливаем все отходы. Для этой цели при храмах существуют сухие колод­цы. Можно вылить ее в проточную воду (открытый водоем).

Говоря о празднике Крещения Господня, нельзя не упомянуть еще об одном моменте. Этот праздник – один их самых любимых в народе. В этот день десятки тысяч людей, не только верующих, но и пока еще далеких от Церкви, стре­мятся посетить храмы, чтобы набрать святой воды, выстаивая огромные очереди. И, к сожалению, почти повсемест­но приходится наблюдать в этот святой праздник такую кар­тину: ругань, давку и толкотню в очередях, распростране­ние предрассудков... Но ведь суть Православия – в испол­нении заповедей Божиих о любви к Богу и к ближнему. Об этом надо помнить всегда, и, если приходится стоять в оче­реди за святой водой, нужно не роптать, а молиться, усту­пить немощному, относиться к рядом стоящим вежливо и любовью.



http://www.eparhia-saratov.ru

Когда и где набирать святую воду на Крещение, правда ли, что ныряние в крещенскую иордань смывает все грехи и даже порой заменяет таинство крещения? Мифы о крещенской воде развеял пресс-секретарь Благовещенской епархии иерей Святослав Шевченко.

КРЕЩЕНСКАЯ ИЛИ БОГОЯВЛЕНСКАЯ?

Расскажите, в какой день лучше брать святую воду - накануне праздника Крещения, 18 января, или в праздничный день 19-го? Чем эти два вида воды отличаются?

Это одна и та же вода. Исторически было так, что воду набирали и освящали только в Крещенский сочельник, то есть 18 января. В дальнейшем, поскольку было много желающих поучаствовать в богослужении и помолиться за великим чином освящения воды, решили делать это дважды - и 18, и 19 января. В эти дни совершается один и тот же великий чин освящения воды, вся освященная вода имеет одинаковые благодатные свойства. Некоторые разделяют, что освященная 18 января - это богоявленская вода, а 19-го - крещенская. Но это, повторю, одна и та же вода. Богоявление - это синоним Крещения Господня. Это такое околоцерковное суеверие, с которым Церковь сталкивается и пытается бороться. Так что набирайте воду, когда вам удобнее - 18-го или 19-го.

ЧУДЕСА НА ВОДЕ

Я расскажу два случая, которые свидетельствуют об этом. Одна женщина рассказывала, как она пришла к Богу. В ночь на Крещение она набрала из-под крана воды, полила ею цветок, который цветет раз в 25-30 лет, и он буквально на следующий день начал набирать цвет, а потом распустился, хотя цветы были всего-то год или два назад. Возможно, это было ее персональное чудо, которое было явлено, чтобы она пришла к Богу. Второй случай - об этом рассказывал рыбак, любитель подледного лова на Зее. Рыбак говорил о том, что ежегодно наблюдает одну и ту же картину. В Зее вода обычно мутная, дна не видно, когда он рыбачит. Но за несколько дней до Крещения Господня вода начинает очищаться, и к 18 января становится прозрачной, так что хорошо видно дно. Потом вода снова постепенно становится мутной. Но, несмотря на эти чудесные случаи, Церковь готова поручиться лишь за ту воду, которую освятили в храме, над которой было совершено священнодействие. Возможно, эти чудеса были показаны Богом отдельным людям, чтобы укрепить их приход к вере.

ГРЕХИ СМОЕТ НЕ ПРОРУБЬ, А ИСПОВЕДЬ

- Правда ли, что если искупаться на Крещение в ледяной воде, то смоешь с себя все грехи, накопленные за год?

Конечно же, это неправда. Это одно из околоцерковных суеверий, связанных с языческими корнями Руси. Когда христианство пришло на Русь, оно не насаждало новые формы, а попыталось наполнить старые формы новым содержанием. Иван Купала у нас стал днем Иоанна Крестителя. В колядках языческие тексты заменили славлением Христа. Но есть и обратные вещи, когда люди попытались встроить христианство в языческие понятия, стали на Крещение после 12 часов ночи купаться в проруби. По учению Церкви, грехи смываются только таинством покаяния. Никакой водой, даже холодной крещенской, эти грехи не смоешь. Человек должен чувствовать стыд, раскаяние, и священник должен, накрыв исповедующегося епитрахилью, прочитать тайносовершительную формулу. А освящение воды - это священнодействие, но не таинство, и никакого отпущения грехов ждать не нужно.

- Говорят, что человек, который искупался 19 января в иордани, может считать себя крещеным и носить крестик.

Крещение - это тоже таинство, которое является одним из семи таинств Церкви. Во время крещения необходимо присутствие священнослужителя, который и совершает таинство. Обычный человек не имеет такой власти от Бога, ее имеет священник, она дается при таинстве рукоположения. Во время таинства крещения совершается миропомазание, чего в проруби не произойдет.

МОЖНО ОКРОПИТЬ ПИЩУ И ОГОРОДЫ

- Как можно использовать в домашних условиях святую воду?

Святую воду можно добавлять в пищу - по капельке. Можно обтирать ей ребенка - капнуть на бинтик воды и обтереть младенца. Пьют ее по глотку натощак, при этом читается специальная молитва, ее можно найти в молитвословах или в интернете на православных сайтах.

Крещенская вода - это особая святая вода. Когда на людей накладывали епитимью и лишали их таинства причастия, им вменялось пить крещенскую воду и есть пасхальный артос для духовной поддержки. Крещенская вода имеет особую целительную силу, и капля ее может освятить цистерну.

- Что делать с оставшейся с прошлого года святой водой?

Ею можно полить домашние цветы или цветы на клумбе летом или вылить в природный водоем - в реку или озеро. Только не в канализацию. По свидетельствам людей, крещенская вода может храниться долгое время и не портиться. Но если есть потребность обновить запас крещенской воды, то можно это сделать.

Их задают постоянно, и, несмотря на то, что священнослужители регулярно на них отвечают, все равно эти бытовые, казалось бы, мелочи, отвлекают от главного - сути праздника Богоявления.

Предлагаем ответы священника на самые задаваемые в сети вопросы о крещенской воде

1. Многие верующие во время освящения набирают воду из рек, в частности, из Днепра. Является ли освящение водоемов основанием для употребления воды из них в пищу?

В Украине много еще есть рек и озер, которые почти эталонно чисты. Конечно же, из них можно почерпать воду и до освящения, и после как для питья, так и для приготовления пищи.

Но вода, которая непригодна для питья, однако подлежит освящению (ведь освящается в день Богоявления всякое водное естество!) вовсе не обязательно должна быть для питья. Пример этому имеется там, где служится Великое освящение воды над морем. Вода освящается, но никто не станет пить солено-горькую воду и в приготовлении пищи ее не будет употреблять. Но в нее погружаются, ею окропляются сами, окропляют других, предметы, животных и прочее.

2. Если крещенская вода в банке позеленела, свидетельствует ли это о «неправильной духовной атмосфере» в доме? О чем это говорит?

Скорее, это говорит о том, что вода стояла на солнце. Надо помнить, что освященная вода остается по всем физическим параметрам все равно водой. Другое дело, что метафизически она приобретает силу освящения! Но о ней требуется тоже определенная забота.

Ее следует ставить в темное место, желательно рядом с иконами, в шкафчике. У меня, например, хранится вода с Иордана еще 1981 года освящения в запечатанной бутылочке! Для меня это особая святыня. Она сохраняет свежий вид до сих пор. А один священник пять лет тому назад мне рассказывал, как после смерти своей мамы обнаружил у нее бутылки с Крещенской водой еще с 1947 года! И вода была совершенно свежая, пригодная для питья. Хранила ее с благоговением, и этого было достаточно, чтобы вода стала свидетельницей любви почившей к святыне.

Но и болезненное душевное состояние людей может сказываться на воде. Например, вода редко хорошо стоит там, где частые ссоры, где бранные скверные слова, где рукоприкладство, блуд, прелюбодеяние, скверноприбытчество. Здесь Господь через воду может показать мерзость запустения в таком доме…

3. Отличается ли крещенская вода от «обычной» святой воды?

Чтобы ответить на этот вопрос, важно выяснить, что используем мы в быту наименование «святая вода» неверно.

Дело в том, что святой вода быть не может. Она – освященная. По-гречески «Мегало агиазма» переводится как «Великая святыня», но не «святая» (по-гречески «Агиа»). Слово «святыня» свидетельствует о святости предмета, но сам предмет не является «святым», поскольку, по большому счету, «Един свят, един Господь…». И человек в силу образа и подобия Божия тоже может быть святым, святыми могут быть Дары, храм тоже может именоваться святым - ради того, что является местом особого пребывания Бога. А вода может быть освященной, святыней.

Итак, если мы обратим внимание на чины освящения воды в дни Крещения Господня и в иные дни, то увидим, что освящающей молитвой призвания Духа Божия на воду остается одна и та же: «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши ны, иже во Иордане креститися изволивый…». Именно эта молитва читается перед погружением креста как в Великом чине освящения, так и в малом. И во время ектении мы просим об одном и том же: «О еже ниспослати Господу Богу благословение Иорданово, и очистити воды сия, Господу помолимся!».

Таким образом, мы видим, что и в Великом чине освящения воды, и в Малом чине, вода имеет одну и ту же освящающую силу воды Иорданской, которую благословил Господь Своим вхождением в речные струи.

Просто Крещенская вода освящается с большим торжеством, и потому ей оказывается больше почестей и придается большее значение.

4. Чего нельзя делать с крещенской водой?
(Можно ли выливать ее в раковину или на землю; что делать, если она пролилась на пол, можно ли просто вытереть тряпкой?)

Освященную воду, как уже говорилось, хранят дома с благоговением. Если случилось, что вода пролилась, или разбился сосуд, в котором хранилась святыня, то будет правильным собрать агиасму чистым рушником или новой ветошью и отжать в другой сосуд, чтобы вылить в проточную воду или другой естественный водоем. Можно также отжать рушник в горшки с домашними цветами.

В раковину, которая сообщается с канализацией, выливать освященную воду недопустимо!

5. Что делать с крещенской водой, если она испортилась? (как узнать, испортилась ли она?)

Вода освященная, как упоминалось ранее, имеет все свойства воды обычной и может портиться. Прежде всего, потому, что ее наливают в посуду недостаточно чистую, или берут из источника загрязненного, или, возможно, хранят в жарком месте, на солнце.

Один священник говорил, что видел, как у людей портилась вода, хранящаяся в посуде с неподобающими надписями, например, на бутылке не убрали прежнюю этикетку «Водка» или просто «Лимонад». Само такое отношение к агиасме может стать поводом, чтобы ради посрамления неблагочинных людей, вода проявила свойства испорченности: затхлый запах, обильные хлопья осадков, плесень, позеленение дна и стенок сосудов.

Но даже в таком состоянии вода не лишена своих благодатных свойств, потому требует уважительного к ней отношения. Ее пить уже нельзя, но можно ею окроплять. Однако я рекомендую все же взять из церкви другую освященную воду, а испортившуюся вылить или в домашние цветочные горшки, или в водоем.

6. Крещенская вода считается особенно целебной. Возможно ли ее употребление при болезнях, если так рекомендуется в различных "целебниках" и прочих книгах с заговорами?

Освященная вода имеет силу целить Божьей волей, а не потому, что имеет некую магическую силу. Поскольку Господь действует посредством освященной водной стихии, то волен это делать в разных проявлениях: кому-то будет подано благословение на исцеление, а кто-то призван вразумляться через освященную воду вплоть до болезней!

Мне одна женщина принесла показать гадательные карты, которые она положила тайком в пасхальную корзину с яствами для окропления их освященной водой - так ей посоветовали, чтобы лучше гадалось. Так вот, туда, куда попали капли воды, на картах появились пятна, словно их прожгли горячими каплями свинца или олова!

Потому я бы поостерег тех людей, что хотят святыню использовать в магических целях: Господь может посрамить эту затею самым неожиданным образом!

7. Можно ли, чтобы у христианина дома не было крещенской воды? Что делать, если вода заканчивается?

Христианин не от того христианин, что у него есть в наличии освященная вода, а потому что живет по-христиански.

Однако у христианина есть потребность все в своей жизни освящать, посвящая и самую жизнь Господу святому. Потому обычно дом христиан с иконами, сосудами освященной воды, благодатного масла, в сухих туесках хранят антидор для ежедневного принятия с молитвой. Это общение со святынями наполняет жизнь христианина не просто ритуалами, а дает возможность почувствовать укрепляющую силу Божию, действующую через них. Как иногда Господь это делал в Евангельских историях: не просто исцелил, а дунул и плюнул, или брение соделал и помазал слепорожденному очи, или непосредственно вложил пальцы Свои в уши глухому и прочее.

8. Как употреблять крещенскую воду? Можно ли ею, например, запивать лекарства?

Освященная вода должна быть употребляема на всякое добро и в разных потребностях. Ею можно окроплять для благословения те или иные предметы, места проживания, животных, растения. При помощи освященной воды силою Божьей изгоняем всякую нечистоту, которая может проявляться через предметы или животных, людей.

Агиасма предназначена для исцелений. Ее хорошо и ежедневно принимать натощак с молитвой. И можно пить в болезни даже не натощак. Также освященная вода может быть употребляема в сочетании с лекарствами. Она уместна и в тяжелом духовном состоянии: скорби, депрессии, духовной растерянности, унынии. Ею можно кропить себя, умываться и, конечно, испивать в разумном количестве – около полстакана, не больше.

К воде, повторюсь, должно быть отношение благоговейное.

9. Является ли препятствием для принятия святой воды очистительные дни у женщин?

Согласно выводам Патриарха Сербского Павла, в месячные дни женщине непозволительно только причащаться Христовых Таин. Ее состояние остается полноценным в христианстве, а значит, и все святыни она может лобызать, их касаться; мазаться благословенным маслом и испивать освященную воду.

10. Почему освящают воду и в Навечерие Богоявления, и на Крещение?

Многие считают, что это «две разные» воды, и выстаивают очереди, чтобы набрать и ту, и другую. Отличаются ли эти две воды по воздействию?

Вообще двойной чин Великого освящения воды существует только в Русской Церкви и Церквях, принявших от РПЦ эту традицию. В древних Церквях воду освящают только в Сочельник Богоявления, т.е. накануне самого праздника Крещения.

Дело в том, что в Сочельник или Навечерие Крещения служится Вечерня непосредственно уже самого праздника Просвещения (такое еще имеет название этот праздник). И, как завершение Вечерни Крещения, бывает литания с исходом к источнику для Великого водоосвящения. Эта традиция совершается и в нашей Церкви.

Но примерно с 15 века из-за того, что русские деревни находились на большом расстоянии от сел с церквями, епископы и священники стали ездить по этим деревням, чтобы для них святить воду и в сам праздничный день. Так канонизировалась традиция для Русской Православной Церкви освящать воду повторно на сам праздник Крещения, хотя особой для этого нужды, на сегодня, не имеется.

Более верно почерпать воду во время освящения в Навечерие Крещения - 18 января по новому стилю (5 января по старому). А кто не успел или почему-то не смог это сделать в Сочельник, имеют возможность взять освященную воду на день позже - 19 января по новому календарному стилю.

Как вы понимаете, свойства воды, освященной что в Сочельник, что в день праздника, идентичны и незачем брать воду дважды.

Во-первых, не переживать. Часто православный христианин прозаичные и бытовые вещи принимает как дурные или хорошие знаки. Например, выронил батюшка случайно обручальное колечко на венчании - жить не будут молодые. Или: когда молился Пресвятой Богородице, чтобы что-то исполнилось, увидел, как солнечный лучик упал на лик и образ будто бы улыбнулся, значит желаемое осуществится; испортилась крещенская водичка - благодать Божия отошла от дома, жди беды. Это, конечно, суеверия, то есть суетная вера. Святые отцы однозначно говорят: знаков не искать, суевериям не предаваться и не разжигаться ни позитивными, ни негативными мыслительно-эмоциональными установками на этот счет. Все должно принимать равнодушно, как будто бы этого и не было.

На все воля Божья. Ей и доверяться, основываясь в первую очередь на заповедях Господних и советах святых отцов. Нужно, как говорится, не заполошничать и не впадать в панику, но четко и трезво осознавать, что наше спасение зависит от воли Божией и от того, насколько ревностно мы работаем над собой для искоренения греха и очищения-освящения своего внутреннего человека.

Утилизировать же святую воду, которая испортилась, можно очень просто. Вылить ее куда-то под кустик или дерево, на травку или землю в чистое место, где нет мусора. Если это квартира, то вылейте ее в вазон с цветами, но не в канализацию, чтобы не мешалась святыня с нечистотами. Если святая вода хранилась в бутылке пластиковой, то ее лучше в чистом месте сжечь, а если в стеклянной таре - ее можно хорошо несколько раз прополоскать и также вылить в чистое место.

Святую воду лучше хранить не на окне и не в таком месте, где на нее попадают прямые солнечные лучи. От этого она может также испортиться. С другой стороны, нужно понимать, что изначально в освящаемой воде могут быть семена водяных растений, от которых вода может «зацвести». Есть масса естественных вариантов, когда святая вода может испортиться.

Когда святая вода становится непригодной для пития, то ею можно с ладошки окропить свое жилище, детей, родственников. И таким образом использовать святыню по назначению своему духовному, чтобы крещенская вода силой Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа освятила, очистила наше жилище, а наши души и тела получили спасительную и животворящую силу Божьей благодати.

Восполнить запасы крещенской или иной святой воды (с водосвятных молебнов) можно в храме. Хранить ее можно круглый год, доливая в святыню простую воду по принципу «капля святой воды море освящает». Подобным образом крещенская вода хранится и в храме.

Приятно наблюдать, когда заходишь в иной дом и видишь святую водичку и чашечку, стоящую возле нее, и мешочек с просфорами. И ты уже знаешь, что этот человек регулярно вкушает святую воду и просфоры. А иногда можно видеть, что у человека крещенская вода принесена в дом в праздник Богоявления Господня, поставлена в закрытом виде в шкаф и достается оттуда лишь на следующий год 19 января. Она выливается или восполняется запасами свеженькой крещенской водичкой. Это, конечно, печально. Потому что крещенская вода должна служить нам во благо. Она при правильном потреблении каждодневно может и должна поддерживать наши духовные и телесные силы. Она - средство освящения нашего духовно-телесного естества. И потому желательно, чтобы день православного христианина начинался именно с нее. Ведь водичка в числе других, освященных Церковью средств, помогает нам бороться с грехом и приближаться к Богу. Великая святыня-агиасма - символ праздника Богоявления Господня. Бог явился людям Своим и пребывает среди них вечно… Поэтому потребление после утреннего правила натощак просфоры и святой воды с определенной молитвой является неким отголоском-символом Литургии, неким очень важным моментом нашего личного домашнего богослужения, в котором Бог освящает и нас, и наступающий день, преподавая нам в нем Свое благословение.