18.10.2018, 12:57

Самолетами безусловно добираться быстрее, чем поездом или автобусом. Можно спокойно поспать, откинувшись в удобном кресле и за пару часов оказаться в другой стране или городе. Однако не лишним будет знать, что перелет на самолете сопряжен с некоторыми особенностями. Медики предупреждают об опасности, которая таится во время сна в полете.

Взлет и посадка

Ученые утверждают, что именно эти фазы полета могут отрицательно сказаться на нашем слухе, если уснуть перед тем, как авиалайнер поднимется в воздух или опустится на взлетную полосу для посадки. В эти моменты возникает перепад давления: внутри уха оно одно, а снаружи другое, поэтому у пассажиров и закладывает уши. Но стоит нам только зевнуть или глотнуть, как открывается канал (евстахиева труба), и давление выравнивается. Если во время взлета или посадки пассажир спит, он не сможет вовремя среагировать на изменение давления и рискует получить баротравму, иногда весьма серьезную. Следствием такого повреждения может стать боль и развиться инфекция, так как евстахиева труба заблокирована.

Как быть, если сильно клонит в сон

Чтобы не нанести ущерб своему здоровью, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций. Медики советуют воздержаться от сна лишь в момент взлета и посадки самолета, когда происходят перепады давления, поэтому лучше потерпеть. В остальное время полета сон в кресле авиалайнера абсолютно безопасен для организма. Главное - правильно выбрать место и условия для сна.

Несколько советов для полноценного сна и отдыха в самолете

Если вас во время перелета клонит в сон, боритесь с ним, пока самолет не взлетит. Когда самолет поднимется и примет горизонтальное положение, можете расслабиться и спокойно смотреть сладкие сны. Важно, чтобы перед приземлением уснувшего пассажира кто-нибудь разбудил: родственник, сосед, стюардесса. Можно выставить таймер на сотовом телефоне. Несколько рекомендаций помогут вам избежать неудобств:

  • Самое удобное место для сна - у окна, ближе к хвосту самолета, но не в самом хвосте. Ведь там будет скапливаться очередь в туалет.
  • В переднюю часть авиалайнера лучше не садиться, там много детей, хотя в этой части авиалайнера вибрация меньше и кресла комфортнее.
  • Лучше не употреблять перед полетом алкоголь, увеличится нагрузка на сердце.
  • Возьмите с собой бутылочку воды. Воздух в салоне авиалайнера сухой, и организм быстро обезвоживается. Несколько глотков воды восстановят баланс.
  • Когда не спится, в самолете есть развлечения: радио, книги, фильмы. Можно послушать музыку, если прихватили с собой плеер. Она расслабляет и помогает задремать. Если знать, как правильно себя вести в самолете, можно и сладко выспаться, и здоровье себе сохранить.

Читатель моего блога может подумать, что моя жизнь состоит исключительно из поездок в разные страны. На самом деле это не так. Ежемесячные путешествия я совмещаю с постоянной работой программистом . Так что каждый час отпуска у меня на учёте, и тратить несколько дней на привыкание к новому (или старому) часовому поясу я просто не могу. Поэтому для меня очень важна возможность спать в самолётах.

Этот навык пришёл ко мне не сразу, но отточив его, я вдруг понял, что передо мной открыт весь мир.

Теперь я могу планировать поездки, которые многим показались бы абсурдными. Сгонять на три с половиной дня из Нью Йорка в Сингапур ? Не проблема! Или на Тайвань на пять дней ? В Китай на четыре ? Проработать полноценный день в Сиэттле по пути из Токио в Нью Йорк ? Про выходные в Европе я уж вообще молчу . Всё это возможно, если научиться спать на борту самолёта!

Сегодня я поделюсь с вами своими методами. Вдруг кому нибудь пригодится. Чем дольше рейс, тем легче проспать какую-то его часть. Например до Сингапура лететь было 18 часов, я успел поспать дважды. Но если очень надо, то можно поспать и на четырёхчасовом рейсе. Меньше уже особого смысла не имеет.

В успехе авиа-сна есть две очень важных составляющих: потребность и возможность . Потребность - это насколько сильно вам хочется спать, а возможность - это как удобно вам спать на том месте в котором вы летите. Разумеется они взаимосвязанны: если очень хочется спать, то заснуть можно даже в самом тесном и неудобном кресле.

Я кстати именно так сплю в эконом-сиденьях. Поэтому я никогда не беру себе места в первом ряду, или сразу посли стенки, до которой не дотянуться коленями. (Ещё и потому, что там заставляют всю ручную кладь на антресоль убирать.) Спать сидя, вытянув ноги мне не удобно, всегда надо во что-нибудь упереться. Иногда я даже раскрываю столик, и складываю ноги прямо на него - а в остальном поза у меня стабильная:

Этот капюшон - тоже не случайно. Его можно надвинуть на глаза, и не будет мешать свет, когда сосед решит посреди ночи порешать судоку. (А вот маски на глаза я не люблю.)

Знаю, есть люди, которые наоборот любят на столик головой облокотиться (я сам иногда так делаю, но долго не выдерживаю, не очень удобно мне). Если сидишь у окна, можно ещё на стенку облокотиться. А некоторые как раз запросто сидя вытягивают ноги и спят - с такой подушкой, которая на шею надевается. Как бы то ни было, у каждого свой способ спать в экономе.

Но максимальная возможность поспать конечно у пассажиров бизнес класса, такого, в котором кресло превращается в кровать. Тут можно заснуть даже при минимальной на то потребности. (Я недавно описал пять способов, как обыкновеный человек может летать в бизнес классе .)

Но если ты летишь в эконом классе, это ещё не значит, что нельзя разлечься. Бывает, что в экономе можно целый ряд захватить, и поднять ручки сидений. Тогда спать практически так же удобно как и в дорогом бизнесе, можно в полный рост вытянутся. (Это ещё один повод не садиться в первом ряду - там ручки у кресел не поднимаются, потому что в них спрятаны столики и мониторы.

В принципе для того, чтоб заснуть достаточно и двух мест, просто придётся свернуться калачиком. Удивительно, на какие акробатические трюки способны взрослые, казалось бы, люди, которые хотят заснуть.

Что же до потребности спать, то есть всего два способа её увеличить: не выспаться, или принять снотворное. Для особого темоядерного эффекта, советую применять и ту, и другую.

С "невыспаться" всё понятно. Если рейс вечером, можно накануне поспать всего несколько часов. Если же рейс утенний, то можно ночью до него вообще не ложиться. Заодно у вас будет куча времени, чтоб собрать чемодан/рюкзак.

Что до снотворного, тут надо осторожно - обычно это на хорошие восемь часов, так что на рейсах покороче может быть не самый подходящий вариант. Но зато на длинных - очень помогает, особенно для того, чтоб подстроить сон под часовой пояс точки назначения (это лучший способ побороть джетлаг).

Лично я пользуюсь таблетками NyQuil - они вообще-то для гриппа и простуд, но содержат снотворное (изначально, появились в 1960х, чтоб больной мог нормально отоспаться). Эти таблетки в Америке продают без рецепта, они красивого зелёного цвета, и легко глотаются. Мне хватает одной таблетки, которую я для пущего эффекта запиваю чем-нибудь спиртным. Через пол часа - сорок минут сон гарантирован. (Да, я знаю, что пить со снотворным вообще-то не рекоммендуется.)

По моему в России NyQuil не продают, но похожее снотворное вещество содержится в лекарстве под названием Донормил. Так что, проверяйте в своей аптеке.

Ну вот пожалуй и всё. Главное запомнить формулу:

Успешный Сон (в самолёте) = Возможность + Потребность

Итак вперёд, к светлому будущему! Весь мир ваш.

PS: У кого есть свои особые методы, поделитесь!

Лайф рассказывает, что такое джетлаг и почему даже у пилотов и стюардесс нет иммунитета к смене часовых поясов.

Если после полёта на самолёте вы чувствуете усталость, вялость, сонливость (или наоборот, страдаете бессонницей), значит у вас джетлаг. Всего за пару часов вы прилетели в другой часовой пояс, и ваш организм ещё не успел перестроиться.

Советы бортпроводника и пилота: не сидите на одном месте во время полёта

Что же происходит с бортпроводниками и пилотами, у которых смена часовых поясов происходит постоянно?

Нас не учили никаким приёмам, как справляться с джетлагом. Единственный возможный приём - обязательно хорошо выспаться после рейса, - рассказывает бортпроводник с пятилетним стажем работы. - К сожалению, 90% бортпроводников, в том числе и я, вынуждены "похвастаться" полным отсутствием нормального режима. В нашей профессии частотны нервные срывы из-за недосыпов.

Очень многие после полёта дома досиживают до позднего вечера и только потом ложатся спать. Но это хорошо только в том случае, если перед следующим полётом есть достаточно времени, чтобы выспаться не сбивая режим дня и ночи.

Ни в коем случае нельзя весь полёт сидеть на одном месте, нужно время от времени ходить, чуть разминаться. Желательно перед таким полётом за сутки последить за питанием. Не переедать и не есть продукты, которые "что-то" могут вызвать. Желательно никакого алкоголя. А пожилым людям и людям с заболеваниями сердца и сосудов обязательна консультация с врачом. Сколько у меня в практике "сердечных" случаев было у пассажиров - считать страшно!

На самом деле многие пилоты предпочитают оставаться в своём времени и даже не переводят стрелки часов. Это означает, что вы будете спать днём и в буквальном смысле обедать во время завтрака, - рассказывает лётчик. - Хотя для туристов это вряд ли подходит. Если вам нужно адаптироваться к местному времени, то после полёта идите погулять на свежий воздух и солнышко, просто скажите себе, сколько сейчас времени, настройте свой организм и взбодритесь. Мне кажется, самое сложное - заставить себя спать, если тело не уставшее. Знаю, что многие пользуются снотворными таблетками, но я всё-таки стараюсь обходиться своими силами.

Для лучшей адаптации к меняющимся часовым поясам я поддерживаю организм с помощью мелатонина - это основной гормон эпифиза, регулятор суточных ритмов, - говорит Семён Савченко, генеральный директор сети медицинских центров "Рэмси-диагностика", который сам с 2006 по 2014 годы практически жил в самолёте. - Мелатонин имеет ярко выраженный антистрессовый и иммуностимулирующий эффект, помогает адаптироваться к смене часовых поясов. В виде естественного антиоксиданта он содержится в бананах, ананасах, кукурузе и рисе.

Если вы летите на восток (Таиланд, Вьетнам, Австралия), то важно дотерпеть до позднего вечера и только тогда пойти спать. Иначе, если лечь в 8 вечера по местному времени, можно проснуться в полночь и уже не уснуть.

Кстати, американские учёные Мэрилендского университета провели исследование и выяснили, что джетлаг сильнее проявляется при движении на восток, поскольку человеку проще "растянуть" день при полёте на запад, чем "сократить" его при полёте в противоположную сторону. Однако продолжительность адаптации индивидуальна.

Учёные советуют перед полётом на восток заранее переставить часы на час или два вперёд и привыкнуть к этому ритму за несколько дней. По прилёте днём нужно стараться больше быть на солнце, а ночью - избегать искусственного освещения, в том числе от экранов смартфонов и компьютеров.

Я сталкивалась со сменой часовых поясов уже более десятка раз. И могу сказать, что если следовать нескольким простым правилам, то неприятные проявления джетлага можно минимизировать, - считает Евгения Сатова, автор блога Fashion-Travels.com.

За несколько дней до перелёта начните ложиться и вставать раньше, если летите на восток, или позже, если летите на запад.

Во время перелёта переведите часы на время того города, куда вы прибываете, это помогает психологически перестроиться на нужный часовой пояс.

Постарайтесь всё же немного поспать во время полёта (хотя мне это редко удаётся). Пейте больше чистой воды и лучше не пейте кофе. Возьмите в самолёте плед, захватите с собой удобную подушку-подголовник, маску на глаза и тёплые носочки, чтобы снять обувь. Если перелёт длится более 6 часов, советую надеть удобную одежду в стиле lounge на время пути: мягкая кофта-худи и мягкие спортивные штаны - то, что нужно, чтобы с комфортом провести длинный перелёт и отдохнуть. Избегайте обтягивающих леггинсов, джинсов и т.д. - вам должно быть максимально комфортно.

Самое лучшее - прилетать вечером, чтобы сразу лечь спать. Но не всегда расписание рейсов это позволяет. Если вы прибыли днём или утром, самое главное (и самое сложное) - не ложиться спать пока светло. Да, наверняка у вас будет смертельная усталость после длинных перелётов со стыковками. Но лучше всего по приезде взять себя в руки, освежиться в душе, немного перекусить и выйти на улицу - новый город ждёт! И вечером лечь спать в обычное для вас время. Тогда с утра вы проснётесь бодрыми и полными сил. На протяжении всего путешествия старайтесь ложиться спать и вставать в одно и то же время.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Можно назвать настоящими счастливчиками тех людей, которые умудряются спать в самолете. Большинству из нас трудно даже задремать, сидя в неудобном положении среди незнакомцев.

Мы в сайт изучили советы бывалых путешественников и готовы рассказать, как отдохнуть за время полета и сойти на землю бодрым.

Лучшее время для перелета - ночь

Круто, если вы можете выбрать время перелета, которое совпадает с вашим привычным временем сна. В ночь перед рейсом встаньте на 2–3 часа раньше обычного, чтобы быстрее уснуть на борту.

Лучшие дни - вторник и среда

Хотите, чтобы в самолете было меньше людей и больше свободного пространства, - выбирайте непопулярные дни . Традиционно это вторник и среда. На пятницу и любые предпраздничные дни приходится пик перелетов.

Идеальное место - у окна

По возможности выбирайте при регистрации место у окна .Так вы сможете положить голову набок, опираясь ею о стену, а сосед не потревожит вас, когда захочет пойти в туалет.

Избегайте мест рядом с перегородкой. Там много пространства для ног, но часто такие места резервируют для семей с младенцами . Места рядом с туалетом тоже неудачный вариант.

Наклон сиденья - максимальный

Хотите хорошо отдохнуть? Откидывайте спинку максимально , только убедитесь, что попутчик сзади не возражает. Многочасовое сидение в кресле под углом 90° может привести к болям в пояснице. А лежать, опираясь головой о столик или спинку кресла спереди, вредно для шеи и позвоночника.

Одежда - теплая и удобная

Залог успешного сна на борту - свободная, не стесняющая движений одежда . Если авиакомпания не предоставляет одеяло, захватите с собой куртку и теплые носки. Во время полета в самолете довольно прохладно. Именно это часто мешает расслабиться и заснуть.

Ремень безопасности - поверх одежды

Пристегнутый поверх одежды или пледа ремень безопасности вряд ли сделает сон более комфортным. Зато если вам удастся уснуть, а самолет в это время попадет в зону турбулентности, стюардессе не придется вас будить .

Аксессуары для сна

Больше всего мешают заснуть в самолете свет и шум. Используйте аксессуары для сна - маску для глаз и беруши или шумоподавляющие наушники.

Чтобы создать комфортное положение для головы и шеи, возьмите в дорогу специальную подушку . Если ее нет, можно воспользоваться шарфом или свитером, свернув его в рогалик.

Уберите гаджеты

Не смотрите фильмы на телефоне, планшете или ноутбуке. Свет экранов от гаджетов заставляет мозг бодрствовать. Вместо этого можете взять обычную книгу . Главное, чтобы она была скучной и вгоняла вас в сон. Также не будет лишним послушать записанные на плеер успокаивающие звуки : пение птиц или шум дождя.

Напитки и еда

Если хотите крепко спать в самолете, не переедайте. Пища должна быть легкой и полезной. Из напитков отдайте предпочтение чаю (лучше травяному) или обычной воде . Про кофе и алкоголь на борту лучше забыть. Хоть и считается, что алкоголь расслабляет, качество сна от него значительно ухудшается.

А вы умеете летать? Нет, речь не о левитации. Вопрос в том, знаете ли вы, как правильно подготовиться к длительному авиаперелёту так, чтобы смена часовых поясов доставила минимальные неудобства? Наш век высоких скоростей породил такое явление, как синдром смены часовых поясов, или джетлаг. Синдром возникает только при быстром пересечении часовых поясов. То есть при путешествии на поезде или автомобиле вы не почувствуете недомогания. Люди, которые часто и далеко летают, имеют свои рецепты борьбы с джетлагом. Редакция сайт собрала 15 рекомендаций от пилотов, стюардесс, врачей и просто опытных туристов.

№ 1. Предстоят важные дела в пункте назначения или ждёт событие, когда нужно выглядеть на миллион долларов? Тогда по возможности летите хотя бы на несколько дней раньше, чтобы успеть прийти в себя и акклиматизироваться на новом месте.

№ 2. Накануне полёта не употребляйте алкоголя и не объедайтесь, откажитесь от тонизирующих напитков и энергетиков, кофе и крепкого чая. Пейте воду без газа, соки и некрепкий чай. Кстати, снотворное в полёте лучше не пить, оно сгущает кровь.

№ 3. Если есть возможность выбрать время вылета, то на запад (в Америку) лучше вылетать утром, а на восток (в Японию) вечером. А длительный перелёт по меридиану, например из Москвы в Йоханнесбург, организм перенесёт легче, потому что часовые пояса пересекаться не будут. А вот стараться выспаться перед полётом специально не стоит, вы же не пилот, вам рулить не нужно. Уставший человек в самолёте засыпает быстрее.

№ 4. Спать в полёте всегда хорошо, за одним исключением. Если вы прилетаете в пункт назначения днём или вечером, то лучше не спать, чтобы нормально заснуть уже на месте после 23 часов по местному времени. Но если прилетаете утром, то лучше как раз выспаться на борту, чтобы были силы не спать до вечера. Чем скорее «на земле» вы войдёте в привычный ритм сна ночью, тем быстрее организм адаптируется к новому часовому поясу.

№ 5. Постарайтесь получить на регистрации место у окна. Будет куда прислониться, и другие пассажиры вас меньше побеспокоят. Попросите у стюардессы плед, подушку, беруши.

№ 6. Как только сядете в кресло в самолёте, сразу же переводите часы на время в пункте прибытия, т. е. начинайте заранее жить по новому времени.

№ 7. Не поленитесь переодеться на борту в удобную одежду и тапочки, особенно если лететь дольше 5 часов.

№ 8. Наденьте в поездку очки вместо контактных линз. Воздух в салоне сухой, влаги глазам не хватает, в линзах вам будет некомфортно.

№ 9. Если спать не получается, вставайте и гуляйте по проходу каждый час, чтобы не затекли мышцы.

№ 10. После посадки сразу начинайте жить по местному времени. Прежде всего, ешьте в принятые часы, даже если не очень хочется. Если прилетели утром, то не спите хотя бы до 22 часов, а встать желательно не раньше 8 утра. Проснулись затемно – накапайте 10 капель валерьянки и попробуйте «доспать».

№ 11. Больше гуляйте на свежем воздухе, старайтесь быть на солнце (организму важно видеть закат, так он легче привыкает к новому времени сна), не занавешивайте окна в комнате.

№ 12. Сходите в бассейн и расслабьтесь в СПА, утром и днём отдавайте предпочтение белковой пище, а вечером ешьте больше углеводов. Постарайтесь важные дела спланировать на более дальнее время, первые дни лучше не напрягаться.

№ 13. Будьте осторожнее с препаратами, содержащими «гормон ночи» – мелатонин. Если вы уже принимаете обезболивающие и стероидные препараты, ибупрофен или ацетилсалициловую кислоту, то, скорее всего, мелатонинсодержащие препараты вам противопоказаны. Посоветуйтесь с врачом. Общие противопоказания: нельзя детям, беременным и кормящим, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, аллергикам, диабетикам и т. д.

№ 14. Чтобы легче перенести смену часовых поясов, лучше поужинать продуктами, в которых мелатонин содержится естественным образом. Это рис, бананы, красный виноград, некоторые ягоды. И пейте больше простой воды.

№ 15. Считается, что полностью преодолеть джетлаг можно за количество дней, равное числу пересечённых часовых поясов. То есть, если вы пересекли шесть часовых поясов, то может потребоваться шесть дней для полного восстановления. Но нет одинаковых людей и универсальных правил.

В любом случае, если вы воспользуетесь нашими советами и рекомендациями, хуже точно не будет. Желаем приятного полёта и скорейшей адаптации на новом месте!