Если вы давно собираетесь заняться английским (или любым другим иностранным языком) или хотите улучшить свои языковые навыки, вас наверняка порадует наша сегодняшняя подборка. Здесь все, что написали об изучении иностранных языков герои «Жить интересно!» за всю историю проекта. А написали они немало.

Чтобы выучить иностранный язык, не обязательно записываться на курсы. Полиглот горячо в этом убежден. Самообразование может дать гораздо больше, чем любые языковые курсы, по крайней мере, для людей, которые достаточно мотивированы в изучении языка.

Говорят, чтобы выучить иностранный язык, лучше всего какое-то время пожить за границей, чтобы полностью погрузиться в языковую среду. , автор книги «Легкий способ быстро выучить иностранный язык с помощью музыки» считает, что это не более чем миф. Традиционная система обучения иностранному языку строится на бездумном зазубривании слов и правил грамматики. Ученики не слышат истинного звучания речи, присущей ей музыки. На самом деле учить иностранный язык можно весело и легко.

Методика изучения иностранных языков, которую практикует , очень отличается от типичного изучения иностранного языка, к которому мы привыкли в школе, университете или на языковых курсах. Кому-то ее подход покажется провокационным, но он срабатывает даже у тех, кто долго и безуспешно борется с иностранным языком.

Вы испытывали разочарование от того, что языковой барьер мешал вам пообщаться с местными жителями другой страны? Или вам не удавалось выторговать более выгодные условия сделки у иностранного партнера, потому что вам было трудно объяснить свои требования? признается, что в его жизни было достаточно неприятных моментов, связанных с незнанием иностранных языков. Он пытался пользоваться традиционными методиками, но дело шло туго. Тогда он разработал свои собственные способы для быстрого и эффективного изучения языков.

Вам нужно освоить чужой язык - и вот вы приходите в книжный магазин в поисках пособий, записываетесь на курсы, ищете частных преподавателей… И не знаете, что хорошо, что плохо. Потому что у вас нет критериев, нет мерила. А если нет правильной установки заранее, то остается одно: учиться на ошибках и утешать себя «опосля», что негативный опыт - тоже опыт. Вот если бы жизнь еще не была так коротка…

Поэтому, прежде чем давать конкретные советы, я постараюсь дать вам этот критерий, общий принцип. Как только вы его воспримете, вы легко сориентируетесь в море предлагаемых пособий и услуг.

Начну с притчи.

Русские спортсмены как-то узнали, что в Тибете есть монастырь, где монахи во время одного своего религиозного праздника пробегают 80 километров. Спортсмены заинтересовались этим достижением и послали делегацию - перенимать опыт. Монахов попросили продемонстрировать свое искусство. Тибетцы сначала не поняли, чего от них хотят. Зачем бежать, когда нет праздника? Ведь обычно они бегут к месту, где проводится праздник. Но гости настаивали. Пришлось согласиться на это бессмысленное дело. И побежали. И видят наши спортивные деятели: вот один монах бежит, бежит - и вдруг садится на обочине, тяжело дыша, потом другой. Подходят и спрашивают: "Что же ты сидишь? Ты ведь и километра не пробежал?" А он отвечает: "Устал". Простой восточный человек. Устал - сел отдохнуть. Не понимает, что можно бежать без цели, а лишь на время и расстояние - ради самого бега. Одним словом, никто ничего не пробежал, все сошли с дистанции. Делегация уехала ни с чем. А потом опять был этот буддийский праздник, и опять монахи побежали к месту праздника, и все без труда пробежали эти 80 км. А все дело в том, что они ведь не считали километры и не засекали время. Они думали о другом. Бег к месту праздника для них есть часть праздничного обряда. Они бегут, скажем, вдоль озера, держат руки за головой и читают определенный набор молитв. (За детали не отвечаю). Потом огибают гору, читают другие молитвы, держат руки еще как-нибудь по-другому. И так далее. Вот они и не устают. Короче говоря, они не думают о беге, а думают о празнике. Бег для них - средство, а праздник - цель.

Какое отношение имеет эта история к освоению иностранного языка? Самое прямое. Вы начинаете читать текст учебника - и сразу чувствуете усталость - как тот монах, что сел на обочине, не пробежав и километра. Почему? Вы ленивы? Нет, вы не виноваты, это нормальная реакция человеческой психики. Ведь язык, как и бег, — средство, а не цель. Когда вы что-либо читаете, вам должен быть интересен не язык, а содержание текста. О языке вы при чтении забываете. Текст учебника же составлен так, что язык в нем - цель, а содержание - средство, содержание постольку-поскольку. Поэтому ваша усталость и нежелание читать такой текст - защитная реакция психики на попытку вторгнуться в нее и перевернуть все вверх дном.

Еще пример. Вы — преподаватель, перед вами — группа. Вам нужно, чтобы вот этот человек сейчас встал и прошелся по комнате. Вы можете его попросить: "Встаньте, пожалуйста, и пройдитесь по комнате". Он выполнит вашу просьбу, но ему будет неловко, что и отразится на его походке. Однако вы можете сказать и так: "Будьте так добры, откройте, пожалуйста, дверь". Результат будет тот же: он встанет и пройдется, но при этом будет чувствовать себя совершенно естественно, раскованно. Во втором случае открывание двери — цель, встать и пройтись — средство. В первом же случае встать и пройтись превращается в цель, в самоцель, но это противоестественно. Это средство, потерявшее свою цель, средство, которое насильно заставляют быть целью.

То же самое и с языком. Я вам скажу: "Стол стоит". Вы скажете: "Ну и что? Что дальше?" В самой по себе фразе "стол стоит" нет смысла, а есть лишь буквальное (лексическое и грамматическое) значение. Смысл она может обрести только в конкретной жизненной ситуации. Например, мастер, починив стол, говорит: "Хозяйка, стол стоит!" Смысл этой фразы: "Плати деньги". Или хозяйка говорит гостям: "Стол стоит!" Смысл: "Прошу к столу, все готово". Или же в разговоре где-нибудь на даче: "Ты не знаешь, соседи приехали?" — "Да вот, стол стоит". Смысл: "Соседи приехали". Значение у фразы одно, а смысл меняется в зависимости от ситуации. Значение — средство, а цель — смысл. Мы пользуемся языком не на уровне значения, а на уровне смысла. Только круглый идиот может, выйдя на улицу, называть то, что видит: "Дерево растет. Оно большое. Это береза. Листья зеленые. Кошка бежит к дереву. Кошка серая. Она бежит быстро" и т.п. Вы узнали, конечно, стиль традиционного учебника.

Беда традиционного обучения в том, что язык дается как самоцель, а не как средство. На уровне значения, а не на уровне смысла. Вот он, необходимый критерий.

Поэтому чтение или аудирование, предлагаемое вам, должно быть прежде всего интересно само по себе, а разговорный язык нужно осваивать в живом ситуативном общении.

Вы научились свободно читать на иностранном языке: читаете и все сразу понимаете — как по-русски. Но вот вы включаете немецкое радио — и ничего не понимаете. Пытаетесь поговорить с немцем — и ничего не можете сказать. В чем дело?

Представьте себе язык в виде тумбочки. В тумбочке три ящичка. Первый ящик — разговорная речь. Второй — понимание на слух. Третий — чтение, понимание текста. Вам только кажется, что язык един, потому что по-русски вы и говорите, и понимаете, и читаете. Но в русском языке, не замечая этого, вы пользуетесь разными ящичками.

Отсюда выводы: что нужно делать, чтобы научиться читать на языке? Ответ: нужно читать, и как можно больше. Чтобы слушать? Слушать! (Если вы уже свободно читаете, то через пару месяцев вы привыкнете понимать передачи по телевидению и радио.) Что нужно, чтобы говорить? — Говорить! Это как учиться плавать: сколько бы вы не тренировали плавательные движения на суше, учиться-то все равно придется в воде. И все равно сразу правильно не получится. Если вам преподают язык без живых разговорных ситуаций, без живого общения на этом языке, то это вас учат плавать без воды, учат водить машину без машины.

Что значит живое общение, живая ситуация? Живым общение становится тогда, когда язык в нем является средством для решения какой-либо жизненной задачи, является носителем смысла. Когда язык не становится самоцелью (как, например, в заученном наизусть тексте или диалоге). Язык — не цель, язык — средство. Поняв это, вы поймете главное, что нужно для усвоения или преподавания языка.

Итак, поскольку "ящички" (говорение, понимание, чтение) разные, то ни перевод или пересказ текста, ни выполнение грамматических упражнений, ни заученные наизусть диалоги, ни прослушанные аудиокурсы, ни прочитанные на языке книги — ничто не научит вас говорить, кроме самого говорения в ситуациях, на уровне смысла. (Поэтому, кстати, является очевидным обманом реклама аудиокурсов, обещающая вам владение языком.) Если у вас нет навыка плавать в воде, то все заранее выученное мгновенно улетучивается в реальной ситуации, вы сразу все перепутаете и будете барахтаться так, как будто ничего не учили. Вам будет некогда думать: так, сейчас поставлю сказуемое в такой-то форме, а теперь подлежащее в такой-то форме. Пусть даже вас очень долго "дрессировали" на все эти формы, но это работает только до тех пор, пока вы не упускаете их из виду, пока вы смотрите на язык как на самоцель. Но вот у вас украли в чужой стране сумочку, вы объясняете это полицейскому — и тут вы уже отвернулись от языка, вам важен смысл. Как только отвернетесь, "все смешается в доме Облонских".

Есть множество разных методов изучения языка. Здесь и гипноз, и песни-танцы, и по ассоциации с русскими словами и т.д. и т.п. Чего только нет! Но это все разные методы предъявления нового материала. Это половина дела, даже меньше половины. Затем должна идти активизация данного материала в разговоре. Этого не происходит, большинство методов останавливается на предъявлении, которое потом лишь "закрепляют", повторяют, зубрят. Они останавливаются, заканчивают там, откуда как раз и надо бы начинать. По сути все эти методы являются лишь разновидностями традиционного метода, ориентированного на пассивное усвоение определенного материала, на зубрежку. Это традиция средневековых монастырских школ, где главной задачей было запомнить наизусть священный текст (причем в России — на церковнославянском, в Европе — на латыни). Учитель читал, ученики нараспев повторяли. Сажали их друг другу в затылок, в тесные парты — чтобы пресечь всякую возможность общения. Так и сохранилось до наших дней. Но живой язык так освоить невозможно! Нужно чтобы все видели друг друга, могли свободно перемещаться и общаться.

Все, что я здесь рассказываю, основано на эмоционально-смысловом методе Игоря Юрьевича Шехтера. Этот метод как раз и предлагает, помимо предъявления материала, его активизацию. Вы уже понимаете, что речь идет не просто об одном из методов с определенным набором приемов (которые, конечно, есть — и здесь есть своя тонкая и подробная технология, которой преподавателю нужно учиться), речь идет о правильном, человеческом, гуманном подходе, о единственно возможной установке. Традиционная методика — это "против шерсти". Вспомните школу. Даже "поизучав" язык по традиционному методу, вы все равно попадаете в общение с иностранцами — и тогда жизнь доучивает вас по методу Шехтера.

Итак, научиться говорить можно либо непосредственно общаясь с иностранцами (особенно хорошо, если до этого вы уже научились читать, то есть освоили язык пассивно), либо найдя преподавателя, владеющего разговорным, эмоционально-смысловым методом.

Выбирая себе преподавателя, постарайтесь избежать непрофессионала (которых большинство, где бы он не работал). Перед вами непрофессионал, если вместо того чтобы строить живые разговорные ситуации, он заставляет вас выполнять задания на уровне значения, т.е. просто "гонит" вас по учебнику. Как мы уже говорили, это противоестественно, поэтому он вынужден проявлять насилие. Вместо того, чтобы постоянно говорить вам комплименты, поощряя общение, он делает замечания, радуется каждой вашей ошибке, ведет себя по схеме: "Я — начальник, ты — дурак". (За что делать замечания и ставить оценки, если мы не учим язык, а просто привыкаем к нему? Врач же не ставит оценок своему пациенту. Если уж кому и можно ставить оценки, так это врачу и преподавателю.) Перед вами непрофессионал, если он соглашается вести группу больше 15 человек (в этих условиях организовать разговор невозможно). Если выходит на занятия без оригинальных материалов (газет, журналов, книг, радиопередач и т.п.), ограничивается учебными пособиями. Если показывает свою усталость, болезнь, плохое настроение, говорит о своих трудностях. Если вы сидите за партами друг другу в затылок. И так далее. Все это, как вы уже поняли, вытекает из все тех же двух правил: язык — это средство, а не цель и язык нужно учить интенсивно. Если преподаватель этого не понимает, то он не знает основ своей профессии. Ведь знание языка — еще не профессия, язык может знать кто угодно. А просто "гонять" учеников по учебнику — для этого не нужно учиться и минуты.

Что делать, если вы не можете сменить своего преподавателя? Если вы поневоле учите язык традиционным методом? Лучше всего просто читать на языке и слушать передачи, ожидая возможности окунуться в языковую среду. Не советую вам при этом самостоятельно учиться по разным учебникам и курсам (вы уже поняли почему).

Важно также понимать, что язык состоит не из слов и грамматики, а из фраз, оборотов — из того, как и что говорят в данном случае, например, немцы. Немец не скажет: "Я спешу", он скажет "Я имею это поспешно". Не скажет: "В семь лет я пошел в школу", а скажет: "С семью годами я пошел в школу". И так — весь язык. Поэтому учить слова отдельно бесполезно. Запоминать нужно обороты. Именно это главное. (Когда-то, в детстве, я полагал, что стоит выучить латинский алфавит — и все, это и есть иностранный язык. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что в иностранном языке не только буквы, но и слова совсем другие! Следующим же, и не менее сильным прозрением было, что не только слова другие, но и вообще все другое, все "не по-русски".) Все грамматические формы помещаются на нескольких страницах. Всю грамматику можно рассказать за 3—4 занятия. Слова — тоже не проблема. Положите перед собой список из 10 слов, выписанных в контексте. Неужели вы их не запомните за 10 минут? Человек с самой средней памятью может запоминать 100 и даже несколько сотен слов в день. Мы, разговаривая, обычно используем около 3 000 слов. Не нужно никакого гипноза или специальных ассоциативных приемов — нельзя вырывать слова из контекста, привязывать их к другому языку. Это только вредит делу. Итак, проблема не в изучении грамматики и в запоминании слов, проблема в правильном словоупотреблении, в каждом отдельном случае. И в этом смысле язык нужно учить всю жизнь, это процесс бесконечный. Для того, чтобы хорошо говорить (активное владение языком). Хорошо понимать (пассивное владение) можно научиться очень быстро (за несколько месяцев можно, например, научиться свободно читать).

А вот самый важный совет: язык надо учить интенсивно. Приведу два сравнения. Первое: язык - груда кирпичей. Вы постепенно берете из нее кирпичи и аккуратно складываете в другом месте. Когда вы выберете все кирпичи - язык выучен. Второе сравнение: язык - это ледяная горка, на которую вам нужно взбежать. В первом случае (груда кирпичей) язык предстает как определенный объем материала, как учебный предмет, как самоцель. Вы его постепенно выучиваете - причем совершенно неважно, в каком режиме, с какой интенсивностью: главное, нужно перебрать все кирпичики. Если 100 кирпичей, то 100 занятий. Неважно, каждый день или раз в неделю. Это, конечно, неверное представление. Во втором случае (ледяная горка) важна интенсивность. Забежали быстро на горку - все, язык ваш. Если нет - будете все время съезжать. Результат 100 занятий может быть равен нулю (и тут уже вообще не играет роли количество занятий - раз вы скользите на одном месте). Можно тысячу раз нежно прикоснуться к закрытой двери - и она останется закрытой. А можно, сложив воедино все эти усилия, один раз грубо толкнуть ее - и она откроется. Язык не изучают как какой-либо объем материала, к языку привыкают - привыкают им пользвоваться. (Поэтому я стараюсь говорить "освоить язык" — сделать его своим, а не "учить язык"). Здесь нужно соблюдать определенный режим - подобно тому, как соблюдается он при спортивных тренировках или лечебных процедурах. Поэтому прежде чем приступить, подумайте, сможете ли вы уделять языку хотя бы два часа ежедневно. И не только уделять время, но и развернуть в эту сторону свою душу, сделать так, чтобы язык стал частью вашей жизни? Иными словами, до языка ли вам сейчас? И не говорите: "Да, времени, конечно, маловато… Но хоть понемножку… Все же лучше, чем ничего…" В том-то и дело, что не лучше. Вы просто будете буксовать на одном месте. Зато можно осваивать язык этапами, циклами. Например, месяц или два - интенсивно, погрузившись с головой, месяц - перерыв. Освоение языка нельзя растягивать. Язык нельзя выучить за 8 лет (обычный срок бесплодного изучения языка: 6 лет школы плюс 2 года института - и ноль на выходе), но можно выучить за год. Если вы начали учить язык и забросили - все быстро забудется, выветрится. Если вы уже освоили язык, то он не забывается, удерживает сам себя. При перерыве ослабевает лишь разговорный навык, но и он быстро восстанавливается - с новой практикой.

Как определить, что вы уже вбежали на ледяную горку (то есть освоили разговорный язык)? Вы сами это почувствуете. Дело не в количестве занятий и не в количестве проработанного вами материала. Должен произойти качественный сдвиг. Вы вдруг осознаете, что уже говорите, не задумываясь о том, как это сказать, забывая о грамматике. Вы уже не думаете сначала по-русски, чтобы потом сказать это по-немецки, вы уже сразу думаете по-немецки. И когда вам что-то говорят, вы сразу понимаете по-немецки, а не переводите сначала на русский. Так же и при чтении. Этот поворотный пункт (когда помощь русского языка уже не нужна, остается один немецкий) и есть показатель, что вы достигли результата. У разных людей этот перелом наступает в разное время в зависимости от особенностей характера. Не говорил, барахтался — и вдруг заговорил, поплыл! (Еще раз: за что тут ставить оценки? За особенности характера? Это ведь естественный процесс. Не стоит, как говорится, тянуть розу за лепестки, чтобы она быстрее росла).

Многих заботит проблема произношения. "Ставите ли вы произношение?" Включите русское радио на английском языке. Ужасное произношение! Вы сразу его отличите от Би-би-си. На Би-би-си произношение наших дикторов передразнивают в юмористических программах, когда нужно представить "голос Москвы". А этим людям произношение "ставили", и делали это не один год. Они месяцами держали зеркальце перед ртом и наблюдали, куда при таком-то звуке идет язык, куда — челюсть... Это малоприятное занятие ни к чему ни привело.

Живут, например, в Москве два иностранца (например, грузина) в течение 10 лет. Один говорит по-русски с приятным акцентом, другой — без. Зависит же это от специального языкового слуха (не музыкального, а именно языкового). У кого-то он есть, у кого-то нет. Вас это не должно беспокоить. Будете говорить с акцентом — ну и что? Неприятнее всего звучит как раз "поставленное" произношение — потому что оно искусственно, не индивидуально. Так на самом деле никто не говорит. Вам нужно найти свою манеру речи — и тогда вы ближе всего подойдете к хорошему произношению.

Есть один важный навык: приучитесь все, что вы слышите на иностранном языке, про себя "дублировать" — как бы проговаривать, шевеля языком. Сначала вы не будете успевать — ничего страшного, "перепрыгивайте" и дублируйте дальше. Потом вы будете успевать дублировать даже сплошную беглую речь, даже радиопередачи. Можете сначала попробовать сделать это по-русски, включив радио или телевизор. Так, обезьянничая, вы усвоите и хорошее произношение, и подхватите правильные интонации, и запомните обороты.

Бывает, что люди считают себя неспособными к языку. Некоторые при этом добавляют: "Мне так еще в школе учительница сказала". А что она вам должна была сказать? Что она халтурит? Нет людей, неспособных к языку. Это же не музыка. Вы по-русски говорите? Значит, с мозговыми центрами, отвечающими за язык, у вас все в порядке. Возраст также не играет роли. Как мы уже говорили, дело не в памяти, не в запоминании материала, а в привыкании к языку. Это всего лишь распространенный предрассудок, что язык нужно учить в детстве. Большинство людей выучивает язык во взрослом возрасте. И никаких возрастных ограничений здесь нет. Главное — не бояться прыгнуть в воду.

Сегодня многие стремятся выбраться за границу не только для отдыха, но и ради трудоустройства в престижную компанию или даже для постоянного проживания. Однако для этого необходимо знать иностранный язык страны, в которую вы, собственно, и отправляетесь.

Эксперты заверяют, если правильно изучать язык, уже через несколько недель можно овладеть начальными навыками общения, а уже через несколько месяцев выучить основы языка. Конечно, вы не сможете с легкостью читать сложную литературу, однако излагать свои мысли, вне зависимости от рода деятельности, вам будет достаточно просто. И это сможет сделать каждый.

С чего стоит начинать?

Многие задаются вопросом — как правильно начать учить иностранный язык? Ведь именно с первых шагов должно появляться желание двигаться дальше, уверенность в себе.

Самое страшное на начальном этапе — это неуверенность в себе, в своих силах. Многие боятся просто произносить слова вслух из-за неправильного произношения или построения предложения. Для того, чтобы самостоятельно учить иностранный язык, необходимо идти на риск, не бояться ошибок.

Разговорники и онлайн-курсы будут полезны лишь на начальном этапе изучения языка, когда нужно учить слова и фразы, помогающие ориентироваться в новой стране и общаться с местными жителями.

Автор считает, что если к процессу подойти правильно, уже спустя 3 месяца можно владеть им в достаточно форме. Самое главное, на что он делает акцент, — это отказаться от перфекционизма, то есть не зацикливаться на ошибках и правильном произношении. Бенни заявляет, не стоит стремиться к идеальному владению языком. Многие настолько зациклены на хорошем произношении, что, в итоге, так и не достигают данной цели.

Вот его советы, которые помогут правильно учить иностранный язык:
  • не гоняйтесь за совершенством. Многие настолько зациклены на идеальном произношении, что в итоге разочаровываются и бросают это занятие, ведь цели так и не могут достичь, а с новичкам чаще всего именно так и происходит;
  • сначала необходимо изучать простые фразы, типа «где находится метро?» или «сколько сейчас времени?»;
  • больше внимания уделяйте именно изучению слов и фраз, а не грамматике;
  • обязательно с самого первого дня начинайте говорить вслух. Это главный барьер на пути изучения языка, преодолев который, вы достигнете поставленной цели;
  • автор не рекомендует идти на курсы, ведь там программы слишком общие, чтобы быть полезными одновременно и новичкам и тем, кто уже владеет языком на определенном уровне;
  • тратьте максимум времени на тренировки. Бенни считает, что именно благодаря тренировкам по много часов день, люди учат иностранные языки всего за пару месяцев. Если же у вас нет возможности заниматься целыми днями, даже пару часов помогут в самые короткие сроки достичь больших результатов.

Как правильно начать изучать английский язык самостоятельно?

Сегодня английский — самой распространенный язык во всем мире. Именно его чаще всего и стремятся выучить.

Стоит помнить одну важную вещь — нет в мире людей, неспособных выучить язык. Есть люди ленивые. Если у вас есть цель, стремитесь к ней, забудьте о страхе и стеснительности, и тогда у вас точно все получится.

Изучать английский язык самостоятельно достаточно просто. Вы можете использовать любые доступные средства — от разговорников до онлайн-тренингов. Однако не следует доверять семинарам, которые обещают огромные результаты уже через несколько недель. Скорее всего, это обычная выкачка денег. Изучение языка — дело кропотливое и долгое. Как говорилось выше, за пару недель можно добиться основных результатов, которые помогут вам выражать простые фразы, помогающие ориентироваться в городе и общаться с людьми.

Правильно учить английский язык, как и любой другой, очень важно. Сразу ограничьте себя во времени. Например, поставьте себе цель, что за месяц выучите 1000 слов. Это достаточно мало, всего 30 слов в день. Это же правило касается и любой другой работы: если не выполните вовремя, то, скорее всего, не выполните совсем.

Еще один совет: бессмысленно учить отдельные слова. Учите фразы. Это намного проще и эффективнее. Ведь слово по сути не несет в себе весь тот смысл, который будет заложен во фразе или предложении. Например, отправление поезда и отправление почты — совсем разные вещи.

Думайте и говорите на английском языке. Старайтесь свои мысли сразу переводить, описывать то, что вас окружает. Вы скоро заметите, что уже запомнили названия вещей, с которыми сталкиваетесь каждый день.

Учить ребенка иностранному языку намного проще, чем взрослого. Ведь каждый знает, насколько у детей развита возможность все схватывать на лету. Во время игры, разговора с вами ребенок моментально запоминает информацию. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш малыш в будущем хорошо знал иностранный язык, помогайте ему его осваивать с раннего возраста.

Выучить иностранный язык? Легко!

Надеюсь, мы ответили на вопрос, как учить иностранный язык. Самое главное — это не забывать, что данное занятие поможет вам не только развиваться, но и достичь большего в жизни.

Как лучше изучать, решать только вам. Сегодня есть много доступных способов, помогающие выучить любой иностранный язык быстро и в короткие сроки.

Секреты полиглотов — желание, стремление, усидчивость. Этими качествами обладает каждый человек, главное — победить в себе лень.

Полиглот сегодня не редкость, ведь современные люди намного легче адаптируются и приспосабливаются к новым условиям, в том числе и во время проживания или работы в другой стране.

Если у вас есть цель, идите к ней. Забудьте о страхе и стеснении, и тогда вы добьетесь большого успеха в жизни!

Елена Девос

Журналист, писатель, преподаватель русского, английского и французского языков. Автор романа «Уроки русского», который рассказывает о преподавании русского языка иностранцам в современном Париже.

1. Мотивируйте себя каждый день

Возрастного порога для изучения языка нет. Единственное, что нужно человеку любого возраста, - это мотивация. Прекрасно, если у вас есть интерес к самому языку или, если хотите, к определённой реальности, которая находится в этом языке (когда нравятся фильмы или книги, песни или видеоигры, художник или писатель, да и просто молодой человек или девушка).

Напомним, что Людвиг Витгенштейн выучил русский язык, чтобы прочитать в оригинале Достоевского (и в процессе учёбы проставил все ударения в романе «Преступление и наказание»). И Лев Толстой изучил древнееврейский тоже из-за книги: ему стало интересно, как на самом деле написана Библия.

Иногда интереса к языку нет, а учить надо: по работе, для командировок, чтобы жить в другой стране. Не поленитесь, набросайте список того, что вам вообще нравится в жизни, и соедините эти увлечения с языком. Занимайтесь тем же, что вам всегда нравилось, но теперь с привлечением вашего нового - иностранного - языка.

2. Не бойтесь экспериментировать

Идеального метода изучения языка, который подходит всем, тоже нет. Процветают и конкурируют, входят в моду и забываются самые разные методы, разные языковые школы, разные теории. Пока ещё ни одна не победила остальные.

Пробуйте несколько учебников, прежде чем остановиться на одном. Для занятий с репетитором примите сами участие в выборе учебника. Поняли, что ошиблись (даже если другие довольны, но вам некомфортно), - меняйте. Если выбора нет (в школе, на групповых занятиях), а учебник не нравится, найдите другой и читайте его самостоятельно - в виде десерта к занятиям обязательным.

Вообще, постарайтесь максимально индивидуализировать ваш подход к языку. Исследуйте сайты, YouTube-каналы, фильмы, которые вам интересны. Ищите единомышленников, обменивайтесь опытом, общайтесь: язык, как ни крути, явление социальное.

3. Выбирайте учителя

Огромное влияние на эффективность и результат ваших уроков будет оказывать тот, с кем вы занимаетесь языком, - . Если вам с этим человеком некомфортно, он несправедлив к вам, вы его не понимаете - без всяких колебаний ищите другого. Особенно если речь идёт о репетиторе для детей: мнение ребёнка здесь будет решающим, даже если учитель вам нравится строгостью, ответственностью и всякими прочими взрослыми качествами.

Опять-таки, если возможности выбрать нет, а учитель не нравится, обязательно найдите способ изучения языка параллельно в таких условиях, где вам комфортно и уютно. Это могут быть занятия по Skype, частные уроки и так далее. Не верьте предрассудкам, что лучший преподаватель - это носитель языка. Наоборот, грамматические тонкости и правила вам иногда лучше объяснит человек, для которого, как и для вас, этот язык не был родным.

Осторожно относитесь к урокам с близкими людьми (когда учителем становится родитель, муж, жена, сестра и так далее): из них не выходит ничего хорошего, если «профессор» без обиняков критикует и высмеивает «ученика».

У всех хороших учителей есть общая черта: они не ругают за вопросы не по теме (да и вообще не ругают) и, если чего-то не знают, так и говорят. А на следующий урок они приходят с ответом на ваш вопрос. Это святое.

4. Правило пяти минут

Чтобы язык выучить и поддерживать, нужны два условия:

  • вы его используете;
  • вы делаете это регулярно.

Человек который посвящает занятиям 30 минут в день, продвинется быстрее, чем тот, кто сидит над учебником три часа каждую субботу, а в остальное время этот учебник не открывает.

Более того, всего лишь 5 минут утром и вечером способны творить чудеса. Положите учебник рядом с зубной пастой. Чистите зубы - посмотрите на правило, на таблицу спряжений. Сфотографируйте на смартфон страницу с домашним заданием или словариком. Стоите в очереди - посмотрите в телефон, проверьте себя. Перед сном напишите две-три фразы (если выполните два-три упражнения, то вообще чудесно). И так далее. Понемногу, но часто - лучше, чем много и никогда.

5. Не зубрите - учите

Зубрить правила и названия падежей не надо - нужно просто знать, как они работают. А вот правильные фразы, слова, предложения, конструкции языка, его спряжения и склонения учите наизусть обязательно.

Старайтесь не зубрить, а учить: понимать и использовать это на практике. Учите стихи, поговорки, слова песен. И не те, что задал учитель, а те, которые вам самим нравятся. Это станет прекрасным лексическим подспорьем, да и вообще благотворно повлияет на способность говорить и мыслить, в том числе и на родном языке.

6. Исправляйте ошибку немедленно

Чем раньше вы исправите ошибку, тем меньше времени она вообще будет в голове. Поэтому, когда занимаетесь самостоятельно, не начинайте с длинных тестов, где правильные ответы даны только в самом конце. Так мучаются только на экзаменах.

В идеале после ошибки вы должны впитать правильный вариант немедленно, то есть исправиться с помощью учителя, учебника, языковой программы. Особенно это касается самостоятельной работы: упражнений и тестов.

Всё должно идти по схеме «ваш вариант - правильный вариант». Такой способ очень эффективен по нескольким причинам: вы закрепляете правило, если у вас нет ошибки. А если ошибка есть, вы видите, в чём она, и ваш следующий шаг будет правильным.

Не доверяйте учебникам без ключей (правильных ответов к упражнениям). При этом желательно время от времени показывать свою работу учителю или носителям языка. Ведь даже в качественных учебниках встречаются опечатки и ошибки, неестественные выражения языка.

7. Пишите больше

Пишите и печатайте на языке, который учите. Не исправляйте написанное, лучше зачеркните и напишите слово заново. Когда spellcheck показывает вам ошибку в написании слова, потратьте три секунды на то, чтобы напечатать это слово ещё раз - грамотно.

Память о правильном написании всегда остаётся у нас на кончиках пальцев.

8. Хвалите и поощряйте себя

И последнее. Каким бы ни был ваш учитель, по какой бы книге вы ни занимались, какой бы язык ни учили - хвалите себя. За каждое задание, выполненное правильно, за то, что нашли сегодня время и открыли книгу, за любой успех, даже самый маленький. Если с учителем не повезло - хвалите вдвойне. За упорство и терпение.

«Человеку надо говорить комплименты каждые 15 минут», - сказал Карлсон и был абсолютно прав. Это ещё один вид мотивации, только подсознательный. Поэтому, если хотите учить язык легко и с радостью, празднуйте каждое своё достижение. Не сравнивайте себя с другими. Сравнивайте только с собой: сколько знали вчера и сколько знаете сегодня. И наслаждайтесь разницей.

Необходимость изучения иностранных языков не вызывает никаких споров. Знание хотя бы одного иностранного языка очень необходимо каждому человеку для получения образования, повышения карьеры и саморазвития.

Ученые утверждают, что владение иностранным языком стимулирует мозговую активность и поддерживает интеллектуальную деятельность человека в необходимом тонусе. До настоящего времени людям все еще неведомо, сколько языков может выучить один человек. Но во все времена были люди-уникумы , которые смогли изучить рекордное количество иностранных языков . Например, из одной древней легенды можно узнать, что Будда изучил и свободно разговаривал на 150 языках, еще один полиглот прошлых веков Джузеппе Каспар Меццофанти легко общался на 60 языках мира.

Как легко выучить иностранный язык: правила Като Ломб

Знаменитая венгерская писательница освоила за короткий промежуток времени 9 языков . При этом в школе девочку считали неспособной ученицей. Быстро выучить иностранные языки уже в зрелом возрасте Като Ломб помогли такие правила :

  • необходимо уделять занятиям по изучению иностранному языку определенное количество времени ежедневно , особенно эффективны занятия в утреннее время;
  • ни в коем случае не стоит заниматься пустой зубрежкой , не заучивайте слова и фразы по отдельности, которые воспринимаются в отрыве от основного текста;
  • старайтесь заучивать готовые фразы , используемые только в особо максимальном количестве случаев;
  • переводите все, что возможно , к примеру, тексты на рекламных стендах, надписи на афишах, отрывки случайно подслушанных разговоров, тренируйте постоянно свою память;
  • никогда не занимайтесь перечитыванием неисправленных упражнений , так как при многократном текст подсознательно может запомниться со всеми ошибками;
  • выписывайте и старайтесь запомнить в первом лице единственного числа готовые фразы и выражения .

Для того, чтобы свободно общаться на иностранном языке, необходимо проводить определенную работу над собой и практиковаться в его изучении. Даже если человек готов учиться ежедневно, некоторые языки требуют своего изучения в течении нескольких лет. Многие начинают расстраиваться, что прогресс в изучении иностранного языка достаточно мал, поэтому бросают изучение , в результате так и добившись больших результатов.

Телевидение, радио и рекламные щиты пестрят предложениями услуг по изучению всех языков мира, но редко кто действительно задумывался о степени действенности методов изучения иностранного языка , будь-то английский или китайский. Исследования, проведенные по данному вопросу, показали, что самыми эффективными и легкими способами изучения языка являются индивидуальные занятия «один на один» с преподавателем.

Иностранный язык является крепостью, которую следует брать штурмом со всех сторон одновременно.

Как легко изучить иностранный язык: эффективные методы

Можно читать газеты на иностранном языке, слушать радио , смотреть фильмы , у которых отсутствует дубляж, посещать лекции на иностранном языке и беседовать с людьми-носителями языка . Можно заняться поиском носителя иностранного языка в городе, в котором вы живете. Смело говорите , и ни в коем случае не бойтесь, что вы неправильно произнесете слова и фразы. Вас в любом случае смогут понять или переспросить. Начните играть в игру «говорю, что вижу» , ее правила заключаются в том, что вы будете называть предметы, которые вас окружают на иностранном языке, можно также начать разучивать песни на иностранном языке.

Метод «Погружение»

Этот вопрос волнует очень многих людей. Самым кардинальным способом изучения иностранного языка является популярный в настоящее время метод «погружения» , то есть ситуация, когда вам есть резон выехать в страну , где необходимый вам язык является основным. Поступая таким образом, вы будете вынуждены, круглые сутки подряд, разговаривать на необходимом для вас, иностранном языке, а это обеспечит вам максимальное восприятие , накопление словарного запаса. В такой обстановке вы даже «начнете думать» на языке , на котором хотите свободно разговаривать.

В настоящее время существуют организации, которые занимаются предоставлением возможности выехать заграницу с целью изучения иностранного языка. Если у вас имеется свободное время и достаточно финансовых средств, то можно воспользоваться таким великолепным шансом.

Метод «Школьный»

Также широко распространен и популярен способ изучения иностранного языка. Он представляет собой совместное обучение в группах , в них вы будете регулярно и целенаправленно эффективно обучаться, выполняя определенные домашние задания. Достоинства такого обучения состоят в том, что такой метод общедоступен , а единственным недостатком его будет довольно длительный период обучения .

В обязательном порядке чаще практикуйтесь в домашней обстановке и на работе, с друзьями, с коллегами-единомышленниками .

Дальнейшим шагом к изучению и совершенствованию знаний иностранного языка станет расширение словарного запаса или же постоянная разговорная практика для укрепления уже достигнутого уровня.

Для осуществления ваших далекоидущих планов вам необходимо быстро изучить иностранный язык ? Что предпринять для этого? Можно найти срочные курсы по изучению иностранных языков и записаться на них. Но, так или иначе, от вас потребуются немалые самостоятельные усилия , если вы действительно хотите в этом преуспеть.

Ученые всего мира ежедневно стараются искать чудодейственные способы, позволяющие любому человеку легко выучить любой иностранный язык. К большому сожалению, универсального уникального метода пока что никто не изобрел .

Метод с помощью музыки

Научный прогресс не стоит на месте. К примеру, недавно американские исследователи и музыкальные работники пришли к потрясающему выводу, открывающему пути к легкому изучению иностранного языка . Имя этому чудодейственному средству - музыка! Напрашивается вопрос, каким же образом музыка может помочь изучить иностранный язык? Оказывается, что может, вопреки всем сомнениям. Собралась группа ученых , изучили все нюансы, провели ряд экспериментов и пришли к сенсационному выводу , что именно музыка - первичное явление и основа появления речи человека. А если музыка является основой речи, то она же является основой для легкого изучения иностранного языка.

Американские ученые так объяснили смысл своего нового открытия . Существование речи и языка рассматривается как основная характеристика интеллекта человека. А музыка в этом случае воспринимается как нечто, развившееся из языка. Первоначально появилась музыка, а потом она преобразовалась в речь. Так что можно с уверенностью говорить, что разговорная речь является разновидностью музыки. В подтверждение таким выводам ученые привели достоверные результаты исследований поведения . Они показали, что:

  • новорожденные дети сначала способны слушать, как звучит речь, а уже позже начинают понимать весь смысл, обращенной к ним речи;
  • у новорожденных детей имеется возможность воспринимать обращенную к ним речь как мелодию, а именно различать отдельные звуки, их ритм, высоту и тембр речи;
  • дети раннего возраста (до одного года) имеют одинаковую способность ориентироваться на эмоциональность и мелодичность звучания речи.

Таким образом, следуя полученным данным можно сделать вывод, что основным принципом, который формирует человеческие возможности и способности изучения языков, является умение различать отдельные слова или группы слов в определенном звуковом воспроизведении . По авторитетному мнению американских ученых главная причина большинства проблем, которые не позволяют взрослым легко выучить иностранный язык , заключается в том, что они начинают концентрировать внимание на значении и смысле отдельных слов, а на самом деле следует делать совсем иное. Иностранный язык и разговорные обороты необходимо воспринимать, таким образом, как их воспринимают маленькие дети. А именно, обращая внимание на ритм, фонетику и составляющие языка , само значение слов будет приходить гораздо позже . Другими словами, требуется впустить ритм и звучание языка в свое сердце.

Это можно легко прочувствовать на себе прослушивая радиопередачи на иностранном языке. Поначалу сознание человека начинает отторгать чужой ему язык, но со временем ум втянется в ритмику и настрой «языковой волны».

Сразу же становится приятным чувствовать и осознавать, как вы парите в своеобразном языковом фонетическом потоке речи.

Что же касается легкого способа изучения иностранного языка при помощи музыки, то американские ученые рекомендуют начинать процесс, используя классические методы, то есть слушать песни из стран изучаемого языка. Внимательно слушайте, прислушиваясь к ритму и фонетическому рисунку , пойте, а затем записывайте услышанные слова. В заключении сверяйтесь с официальными оригиналами. По прошествии определенного отрезка времени отличия между вашей и официальной версией текстового материала будут минимальными или пропадут совсем, а уровень владения языком станет намного выше .

Воспользоваться этим методом на практике довольно просто. На самом деле вам потребуется всего лишь надеть наушники , расслабиться, расположиться в удобном кресле и слушать приятную ритмичную музыку . Под ее аккомпанемент дикторы произносят различные слова и словосочетания , выражения на иностранном языке, можно при желании повторять за ними. Выражения и слова разделены на определенные темы и группы, поэтому легко можно пройти самые различные виды ситуативного общения и в результате легко выучить иностранный . Самым основным является то, что после нескольких прослушиваний новые слова очень хорошо запоминаются и всплывают в памяти автоматически, под мотив той музыки, которая их сопровождала.

Всегда будьте уверены в том, что вы непременно достигните высоких результатов в изучении иностранного языка . Также в том, что у вас присутствуют необыкновенные способности к изучению иностранных языков и крепкая сила воля. Желаем вам приятного изучения иностранного языка!