Карта ипр инвалида заполненная. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР). Документы на техническое средство
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Рассмотрено «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании ПМПк Директор ГКОУ РО Красносулинской
школы-интерната№1 протокол № ______ от _______ 20____ г.
«____»_________20 ____ г.
Н.А.Маликова__________
С.А.Чернышкова
Индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида
Литвинова Евгения Евгеньевича
20.05.2008 года рождения
Начало: 1.09.2016г Окончание: 20.05.2026г
«О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии».Индивидуальная программа сопровождения разработана с учетом психофизического развития обучающегося 1класса Литвинова Евгения.
Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение проходит в классе.
Цель программы : создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:
1) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
2) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;
3) психологическое обеспечение образовательных программ;
4) развитие учебной и познавательной мотивации;
5) развитие самостоятельности и самоорганизации.
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Направления работы в рамках реализации программы.
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает комплексное обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи обучающемуся в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающегося (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Адресат данной программы: Летвинов Евгений Евгеньевич.
Ребенок имеет статус ребенка-инвалида.
Выписка из ИПР: проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, восстановление (компенсация)функций общения, речевых недостатков, соблюдение охранительного зрительного режима,
Выписка из заключения ПМПК : рекомендуется обучение по индивидуальному учебному плану с использованием элементов программы специального(коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, дозирование зрительных нагрузок, курация врача-психиатра.
Развитие психических и сенсорных процессов (индивидуальные и групповые занятия 2 раза в неделю); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления, восстановление функций общения;
Развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе, игры с правилами на развитие самоконтроля.
Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуально-речевая сфера, в меньшей - сенсомоторная.Можно выделить и проследить д иагностические критерии умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость).
Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.
Особенности нервной деятельности:
Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов - внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, требует к себе постоянного внимания и присмотра.
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок является опекаемым. Кроме данного ребенка в семье воспитывается еще 1 несовершеннолетний ребенок. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи - хорошие.
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Ответствен-ные |
|||
Диагнос-тический | Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи; Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка; Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития; Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально - психологической карты семьи); Планирование работы учителя | Педагог-психолог, |
|
Реализа-ции програм-мы | Реализация индивидуальной программы психологического сопровождения; Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние); Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком; Коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы; Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми; | Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов. |
|
Анализа и коррек-ции | Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы; Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения; Мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги). Итоговое заседание ПМПк | Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель начальных классов |
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
Дискуссия, обсуждение, беседа;
Наблюдение;
Эксперимент;
Анкетирование, опрос;
Консультирование;
Методы групповой и индивидуальной работы;
Проективные методы;
Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;
Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Особенности реализации программы : Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.
Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:
Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений;
Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;
Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2016г.), итоговая диагностика (май 2017г.), заседания ПМПк.
Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, учебные пособия.
Кадровое обеспечение:
- педагог-психолог,
Логопед;
Учитель ЛФК;
Мед. работник;
Учитель начальных классов.
Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение учащегося.
Таблица 2.Содержание программы
Специалисты | Направления коррекционной работы с учащимся | Приемы работы | Методы работы | Формы работы | Результаты освоения |
Рябокобыленко Е.Н. | Развитие зрительно-моторных координаций; Развитие слухового внимания; Развитие моторики пальцев рук; Развитие связного речевого высказывания | Слуховые и графические диктанты; Пальчиковая гимнастика | Совместное выполнение заданий; Объяснение; Построение учебного высказывания | Индивидуаль-ная; Групповая | Понимать и принимать учебную задачу; Ориентироваться на странице учебника, тетради, прописи; Обратиться к учителю в случае затруднений |
Учитель - логопед: Боровинская Л.В. | Развитие артикуляционной моторики; Развитие слухового внимания и памяти; Формирование фонематических процессов; Формирование связного речевого высказывания | Артикуляционная гимнастика (активная и пассивная); Составление вопросительных предложений по образцу | Демонстрация; Объяснение; Самостоятельное выполнение; Отраженное проговаривание; Упражнения артикуляционной гимнастики | Индивидуаль-ная; Занятия 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий | Способность удерживать базовые артикуляционные позы; Сформированность слухового внимания к речевым звукам; Умение задать вопрос |
Педагог - психолог: Соколовская Е.И. | 1)адаптация в образовательном учреждении: Соблюдение правил поведения, Соблюдение режимных моментов, Осознанное выполнение обязанностей; 2)развитие высших психических функций; 3)развитие ЭВС. | Создание ситуаций успеха; Чередование видов деятельности; | Наблюдение Практическая деятельность Тестирование | Групповая; Индивидуальная Занятия, 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий | Проявление слухового внимания на уроках; Демонстрация слухового сосредоточения; Проявление интереса, установление зрительного контакта Проявление активности при выполнении заданий |
Преподаватель ЛФК: Нарижняк О.В. | Развитие зрительного и слухового восприятия Развитие темпо-ритмической организации Развитие координации движений | Выполнение упражнений под счет; Выполнение заданных движений под музыкальное сопровождение; Выполнение речевых инструкций | Совместное выполнение упражнения Оказание направляющей помощи; Самостоятельное выполнение ребенком | Групповая; Занятия 2 раза в неделю по 45 минут после учебных занятий | Соблюдение темпа выполнения упражнений; Скоординированность движений; Понимание и принятие инструкций с первого раза |
Критерии оценки эффективности программы:
Повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;
Повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);
Развитие личности учащегося;
Повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
Социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.
Ожидаемые результаты:
Улучшения физического и психического здоровья учащегося;
Развитие его познавательной сферы;
Наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;
Развития положительных качеств личности;
Улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;
Принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;
Наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, в развитии артикуляционной моторики и звукопроизносительных навыков, сформированность навыков словоизменения;
Формирование прочных учебных умений и навыков.
Приложение 1
Литвиновым Евгением Евгеньевичем 20.05.2008 года рождения
Сроки | Коли- чество заня- | деятельности | ||
Сентябрь | Входная диагностикауровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) | Забрамная С В, Боровик, Психолого-педагогическая диагностика,наблюдение в повседневной и учебной деятельности |
||
Диагностика уровня школьной мотивации | НежноваТ.А. «Диагностика мотивации учения» Методика А.Г. Лускановой «Что мне нравится в школе», я детей 5-7лет.» Наблюдение, контентопрос. |
|||
Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью (коррекционно-развивающие занятия). Профилактика социальной дезадаптации | Игровые методы формирования учебной мотивации, (проигрывание школьных ситуаций). |
|||
Развитие познавательных процессов. Развитие на-глядно-образной памяти, произвольного внимания. | Различные игры на развитие памяти и внимания (например, «Найди отличия», Таблицы Шульте, перепутанные линии, игра «Кто это? Что это?» и др.)Конструирование. |
|||
Развитие познавательных процессов: наглядно-образного мышления. Развитие временных и пространственных представлений | «Последовательные картинки», «Разрезные картинки», «Истории в картинках» и т.д. Работа с макетом часов, беседы по картинкам (время года, время суток) и т.д. |
|||
Формирование адекватной самооценки и коррекция эмоционально-волевой сферы | «Я и мое тело», «Я и другие», «Мой жизненный путь» (этапы жизни человека в рисунках). Игры с правилами на развитие самоконтроля. |
|||
Развитие пространственного мышления и мелкой моторики | «Танграм», «Волшебный круг», «Собери квадрат», конструкторская деятельность: игры на построение различных фигур и узоров из геомет-рического материала, из элементов конструктора,мозаики. |
|||
Развитие познавательных процессов. | Кубики Кооса, «Разрезные картинки», «4-й лишний» и др. |
|||
Развитие познавательных процессов и эмоцио-нально-волевой регуляции поведения | Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля. |
|||
Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) | Семаго М.М. , Психолого-педагогическая диагностика. |
Педагог-психолог ___________________ Е.И.Соколовская
Список литературы.
1.Авдейчук Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей
работы /Н.А. Авдейчук //Коррекционно-развивающее образование.2008. № 2. с.42-43.
2.Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития /И.М. Бгажнокова //Специальная психология. 2007. № 1. с. 16-22.
3.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 239 с.
4.Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. 64 с., 32 ил.
5.Забрамная С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. С. 5-13.
6.Закрепина А.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии /А.В. Закрепина, М.В. Браткова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008 № 2. С. 9-19.
7.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. 391 с.
8.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Просвещение, 2008.
Приложение №3
с учащимся Литвиновым Евгением Евгеньевичем
20.05.2008 года рождения
Сроки | Примеры используемых методик и упражнений |
||
Сентябрь | Выявление знаний и умений. | Занимательные упражнения. |
|
Развитие неречевого слуха. *Различение звуков окружающей действительности. *Неречевые звуки. Различение звуков, которые издают школьные принадлежности. Понятия: Один - много. Остальные. Большой - маленький. Одинаковые. Равные по величине. Длинный - короткий. Длиннее - короче. Цвет, назначение предметов. | Дидактический материал, карточки. Игровые методы формирования учебной мотивации. "Цветовая угадай-ка" |
||
*Обведение трафаретов игрушек и учебных принадлежностей. *Упражнения в раскрашивании. *Раскрашивание предметов по образцу (мяч, шар, прыгалка, ромашка, обруч). *Рисование кругов больших и маленьких. *Штриховка по образцу сверху вниз и слева направо. Фрукты. Овощи. Одежда. | Дидактические наглядные материалы Счеты, счетные палочки, раздаточный материал; Математические веера; Раздаточные карточки; "Раскрась правильно" |
||
Изготовление палочек. Лепка. Лепка по образцу предметов шарообразной формы. Мяч. Лепка по образцу овощей в виде формы шара. Лепка по образцу предметов овальной формы. Огурец. Выделение гласного звука в начале слова (а, у, о). Введения обозначения. Знакомство с геометрическими фигурами - треугольник, квадрат. *Рисование геометрических фигур и знакомых предметов, основанных на геометрической форме. *Упражнение в раскрашивании и штриховании сверху-вниз, слева-направо. | картотека дидактических игр и упражнений по чтению для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; Картинная азбука; Карточки для индивидуальной работы; Настенная касса для букв разрезной азбуки; Наборное полотно; |
||
Моя семья. Школьные вещи. Ориентировка учащегося в ближайшем окружении (дом, адрес, члены семьи). *Обводка трафаретов, упражнение в раскрашивании. *Штрихование. Знакомство с геометрической фигурой - прямоугольник. | Трафареты Геометрические фигуры |
||
Уточнение артикуляции. Артикуляционная гимнастика. Разучивание звукоподражаний. Развитие слухового внимания и памяти. Понятия: Высокий - низкий. Глубокий - мелкий. Далеко -близко, дальше -ближе, к, от. *Различение геометрических фигур по форме и цвету. *Рисование геометрических фигур по точкам. | Игра "Найди фигуру" Игра "Подбери картинку" |
||
Сказка "Колобок". Сказка "Теремок". Сказка "Репка" *Раскрашивание предметов по образцу (мяч, шар, прыгалка, ромашка, обруч). *Рисование кругов больших и маленьких. Работа с бумагой. Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям. Охрана здоровья. «Туалетные принадлежности». | Русские народные сказки. Игра "Найди образец" "Повтори и добавь" |
||
Игры: «Эхо», «Поймай звук». *Соотнесение картинок и контурных изображений животных и птиц. *Штриховка по образцу сверху вниз и слева направо. Рисование прямых линий в разных направлениях (столбы, косой дождик, высокие горы). | Игры: "Эхо", "Поймай звук" Раскрась фигуры. |
||
Рисование дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик). Выделение звука в начале слова в ударной позиции. *Рисование по данному образцу. Упражнения в штриховке. *Обозначение цвета животных цветными полосками. Операции с предметами множества: осталось, добавить, сложить. Понятие толстый - тонкий. Уточнение и закрепление этих понятий. | "Выше, слева, правее, снизу" Игра "Летает - не летает" "Говори правильно" Игра "Где спрятались игрушки" "Найди одинаковые" |
Учитель начальных классов ____________ Е.Н. Рябокобыленко
Список литературы: 1. Коррекционно - развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 - 2 классов начальной школы /Автор-сост. А.А. Шабанов. - Волгоград: Учитель, 2006 г. 2. Н.В.Чен "Замечательные поделки своими руками" (Харьков Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г.)
3. Хордина Рос, "Большая книга развивающих занятий для детей" (Харьков. Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г). 4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой Москва, «Просвещение» 2009
5. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. М., « Просвещение» 1991г.
6. Рудченко Л.И. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. Изд. «Учитель», Волгоград 2007г.
7. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. - М., Омега, 1996г. 8. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
9. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 классах вспомогательной школы ». - М., 2008.
10. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». - М., 2005.
11. Волина В. «Занимательное азбуковедение». - Москва, «Знание», 2004г.;
12. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы». - М., 2008. 13. "120 уроков психологического развития младших школьников" Издательство "Ось", 2006.
2.2 Структура ИПР
2.3 Выбор исполнителя ИПР
Список использованной литературы
1. Индивидуальная программа социальной реабилитации инвалида
В соответствии с действующим российским законодательством инвалидом считается человек, у которого есть нарушения здоровья со стойкими функциональными нарушениями, ограничениями жизнедеятельности и нуждается в мерах социальной защиты.
Социальная реабилитация инвалидов регламентируется многочисленными законодательными актами, на одном из которых, регламентирующим мероприятия по индивидуальной реабилитации инвалида, остановимся в данной работе более подробно.
Статья 11 ФЗ №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дается определение: "Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности".
Основная цель ИПР, определенная в федеральном законе заключается в следующем - восстановление, компенсация нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсация способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.
ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых участвует либо сам инвалид, либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.
Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации. Если предусмотренное программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Основные принципы формирования ИПР: индивидуальность; непрерывность; последовательность; преемственность; комплексность.
Индивидуальность означает необходимость учёта конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума.
Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий.
Последовательность в проведении реабилитации продиктована особенностями течения заболевания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.
Преемственность этапов реабилитации заключается в учёте конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. Основные этапы реабилитации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация ИПР, динамический контроль над отдельными результатами реабилитации.
Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учёта многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных и т.д.
ИПР разрабатываются в государственных учреждениях медико-социальной экспертизы при освидетельствовании и переосвидетельствовании инвалидов. При формировании ИПР специалисты бюро медико-социальной экспертизы обязаны не только разработать программу реабилитации, но и объяснять инвалиду цели, задачи и прогнозируемые результаты назначаемых реабилитационных мероприятий в ИПР.
Учтите, что за разработкой ИПР можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. Карта ИПР составляется ежегодно, в том числе в тех случаях, когда инвалидность установлена без срока переосвидетельствования. ИПР должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления.
Взаимодействие реабилитационных служб различной ведомственной принадлежности осуществляется на этапах формирования, исполнения, организации контроля исполнения индивидуальной программы реабилитации, а также на этапе совместной деятельности с общественными организациями.
Органы здравоохранения, социальной защиты населения, образования, занятости субъектов Российской Федерации систематически предоставляют информацию подведомственным учреждениям - исполнителям конкретных видов реабилитации и учреждениям МСЭ об осуществляемых ими реабилитационных мероприятиях, услугах и технических средствах.
2. Карта индивидуальной реабилитации инвалида
С 2005 года на всей территории РФ действует единая форма ИПР. Она разрабатывается на основе решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, поэтому с просьбой о заполнении ИПР следует обратиться в то место, где инвалид получает или будет получать свидетельство об инвалидности.
2.1 Что даёт инвалиду заполнение карты ИПР?
ИПР - это основной механизм реабилитации инвалида, он призван обеспечивать учёт индивидуальных потребностей и адресность государственной поддержки. В настоящее время очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у инвалида ИПР. Например, сейчас ВУЗы и ССУЗы при приёме документов от абитуриентов с инвалидностью всегда требуют ИПР; ни один инвалид не может встать на учёт на бирже труда в качестве безработного без заполненной ИПР, включающей трудовые рекомендации.
Значит, без ИПР будет сложно получить образование, бесплатно приобрести новую профессию, а затем и получить работу. С помощью ИПР можно получить некоторые необходимые вам технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, в ИПР могут быть прописаны специальные условия, которые должны для вас создать в том учебном заведении, где вы учитесь, или в той организации, где вы работаете.
В общем, сформированная для вас ИПР - это один из важных механизмов решения ваших проблем, связанных с инвалидностью.
Надо отметить, что государство не всегда может предоставить необходимую вам реабилитационную услугу. ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с Федеральным перечнем технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Поэтому в качестве исполнителя в карте ИПР можно указать не только государственную организацию. Более того, исполнителем должна быть указана та организация, которая окажет необходимые реабилитационные услуги наилучшим образом. Если вы уже оплатили реабилитационные услуги или приобрели технические средства реабилитации, указанные в карте ИПР, государство обязано возместить ваши затраты.
Кроме того, надо отметить, что в ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно (оплачиваются государством), так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Данный перечень был утвержден Правительством, и, к сожалению, его содержание довольно скудно. Просмотрев данный документ можно сказать, что государство берет на себя оплату самого минимального набора технических средств и услуг. В некоторых регионах уже давно были приняты региональные программы реабилитации инвалидов. Включенные в них технические средства и услуги предоставляются инвалидам бесплатно за счёт средств данного региона.
2.2 Структура ИПР
Форма ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде. Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения:
об образовательном уровне (общем и профессиональном);
о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была);