ТВОРЧЕСКИЕ или КРЕАТИВНЫЕ ИГРЫ способствуют развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности, творческих способностей в широком смысле.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что же такое творческие способности?

Очевидно, что это понятие связано с понятием "творчество". Творчество – деятельность по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных ее вида. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В учебнике "Педагогика" п/р Н.И. Сластенина под творческой понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Психологи, при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский Л. С., Пономарев Я. А., Давыдов В. В., Шмелев А. Г.).

В философском словаре под воображением понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое . Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, А. В.Петровский, Д. В. Менджерицкая и др). Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на "комбинирующей способности мозга".Отсюда продукты творческой деятельности выступают как "кристаллизованное воображение".

Л. С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:

  • Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности. "Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображения".
  • Воображение выступает как средство расширения опыта. Это "высшая форма связи" воображения с реальностью, которая возможна "только благодаря чужому или социальному опыту".
  • Воображение руководствуется эмоциональным фактором - внутренней логикой чувств, "чувства влияют на воображение". Это "наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения". И при этом воображение влияет на чувства, проявляется "закон эмоциональной реальности воображения".
  • "Воображение становится действительностью", когда оно кристаллизируется", "воплощается", начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это "полный круг" творческой деятельности воображения, возможный также и для "субъективного воображения", опирающегося на эмоции.

Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Отсюда - вывод о необходимости" расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…". Развитие воображения в детском возрасте зависит не только опыта, но и от потребностей и интересов (в которых эти потребности выражаются); от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму; от технического умения; от традиций (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека), а также от окружающей среды ("стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды").

Детское воображение имеет образный характер, его функционирование - это особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами.

Е.П. Торранс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата.

Э. Фромм понятие креативности трактует, как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

  • способность к обнаружению и постановки проблем;
  • способность к генерированию большого числа идей;
  • гибкость - способность к продуцированию различных идей;
  • оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;
  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Народная педагогика всегда придавала большое значение развитию воображения. Характерной её чертой является умение приспособить для игры любой предмет: катушку ниток, деревянные брусочки, палочки, ветки, пузырьки, цветные лоскутики и ленточки, набитый ватой и перевязанный рукав или носочек в виде головы с юбочкой и т.д. Занимаясь домашней работой, взрослый усаживает ребёнка рядом и даёт ему поиграть разными предметами. Когда ребёнок с ними познакомился, няня меняет способ использования предмета: он наделяется новыми свойствами. Деревянный брусок или ложку она кладет на полку, на головку ребёнка, скатывает по руке, с подушки, с колена, приглашая малыша полюбоваться, приговаривая при этом: "Ах, красиво! Вот куда забрался!.. Сверху на тебя посматривает, вон улыбается! Достань его... покатился!".

В народных творческих играх всякий предмет может мгновенно менять значение: горсть камешков из курочки с цыплятами превращается в поезд с вагончиками или солдатиков. Повязанная платочком деревянная ложка становится важной дамой, а если платочек развязать и покачать ложку на нём, как на качелях, то это уже баюкают малыша в люльке.

Широко используются и игры-драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребёнок. С ним совершают мнимые действия: "Ой сейчас на облако заброшу такого непослушного ребёнка!" - и тут же: "Нет, не заброшу, моя Леночка, хорошая, послушная!" Всем известны игры, в которых взрослый изображает телодвижения какого-нибудь животного: лошадки, быка, на котором предлагают покататься ребёнку, причём он сам, всем своим телом, ощущает, как трудно удержаться на лошадке, когда она скачет галопом, или на быке, идущем вразвалку.

Все эти забавы не только способствуют развитию воображения малыша, но и тренируют его память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Большое значение в народной педагогике придаётся ритму: это прибаутки и присказки, похлопывание и притопывание, сопровождающие игровые действия, ритмичные совместные игры, когда малыш должен двигаться в такт со взрослым. Детям нравится всё ритмичное: под ритмичную простую мелодию легче запоминаются новые слова, целые стихотворные строчки. Скоро и сам малыш начинает рифмовать слоги, слова, называть совершаемые действия и подбирать к названиям рифмы, создавая свои, новые слова, занимаясь, по существу, словотворчеством. Родителям важно не пропустить момент, когда это происходит, поддержать малыша, отметив эту его новую способность, и стимулировать её дальнейшее развитие, предложив ребёнку короткое стихотворение, возможно даже на иностранном языке, песенку или танцевальные движения, сопровождаемые ритмичной мелодией и стихами.

Итак, ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА – деятельность в условной ситуации, результатом которой становятся личностно значимые для играющих продукты воображения, представляющие собой ситуативно значимые материальные и духовные ценности.

Творческие игры предполагают наличие заданий с "открытым ответом" (отсутствием единственно правильного решения), в процессе этого вида игр учащиеся самовыражаются средствами того или иного вида искусства или иной деятельности, а в результате таких игр должен рождаться некий уникальный, не запланированный изначально результат.

Большинство творческих игр, основаны на различных формах тренинга как психологического, так и художественного, музыкального, театрального и пр.

К творческим играм относятся:

  • словесные: загадки, логические задачи (и загадки-истории), НОМО, игры в слова, ребусы, кроссворды, «Ассоциации», «Рифмы», «Цепочки» и т.д. + по аналогии, - с музыкальными звуками
  • наглядно-предметные: сома, сого, табло, спички, «Морской бой» и т.д.
  • соревновательные и интерактивные (викторины, «Что? Где? Когда?», «Пойми меня», «Брейн-ринг», «О, счастливчик», «Поле чудес» и т.д.
  • Пластические и драматические: «Живые фигуры», «Ожившие картины», «Угадайте фразу (название фильма, балета и т.д.)», «Немое кино-звуковое кино», «Превращения», «В разных стилях и жанрах» и т.д.
  • Изобразительные: «Пятна Роршаха», «Цветные квадраты», «Автопортрет» и т.д.
  • мозговой штурм (А.Осборн) – организация групповой формы мышления, не только позволяющая объединить творческие усилия отдельных индивидов, но и способствовать проявлению и повышению творческого потенциала каждого члена группы. Его цель – формирование алогического стиля мышления, свободного от контроля и критики рассудочного сознания; создание творческой атмосферы, обеспечивающей радость интеллектуального общения. В ходе штурма каждый член группы высказывает на предложенную тему любые мысли, не контролируя их течение, не оценивая их как истинные и ложные и стремясь побуждать других к подобным свободным ассоциациям идей. Все высказанное фиксируется, выбираются наиболее удачные решения (хотя это и не самое главное, приоритет – за развивающим эффектом. Мозговой штурм может быть использован в начале большой работы (поиск режиссерского решения при постановке спектакля, выбор средств визуализации музыкального произведения и т.п.) и в процессе творческих занятий.
  • синектика (У.Гордон, С.Альтшуллер) – «соединение разнородного» в творчестве и игре. Ее цель – формирование у личности особого видения проблемы, опирающегося на образы, метафоры, сравнения, аналогии, способствующие превращению известного в неизвестное, обычного в необычное; формирование аналогического мышления, центральную роль в котором играет критика. Синектика – основа метода фантастов и футуристов. В плане конкретных техник используются прямая, символическая, фантастическая, личностная аналогии.

ПРИМЕРЫ КРЕАТИВНЫХ ИГР

«КРАСНАЯ ШАПОЧКА и ВЕРТОЛЕТ»

Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: девочка, лес, цветы, волк, бабушка плюс шестое слово, постороннее, например, вертолет…

Получилась прекрасная многоголосная история, в которой волка в момент, когда он стучится к бабушке, приметил вертолет дорожной полиции. «Что оно там делает? Чего ему надо?» - недоумевали полицейские. Вертолет ринулся вниз, а волк – наутек, прямо навстречу охотнику» Условия игры ясны, пример Приведен. Осталось найти несколько подходящих слов и одно неподходящее. В небольшой компании игру можно несколько видоизменить: пусть количество слов соответствует количеству играющих, слова распределяются по жребию, каждый по очереди придумывает фразу.

В такой игре нет выигравших и проигравших, в ней привлекает сам процесс, возможность блеснуть остроумием.

КРОКОДИЛ

Ребята делятся на две команды. Представитель каждой команды должен мимикой показать слово, которое загадывает ему команда-соперница.

ПРИДУМАЙ ПАРУ

Каждому из участников назовите эпитет (солнечный, мокрый, пыльный), и пусть он подберет к нему существительное (день, пол, чердак).

ЛАМПОЧКА

Ведущий для участия в игре приглашает юношу и девушку. Юноше дается задание - вкрутить воображаемую лампочку и не дать <Жене> помешать это сделать. Девушке сообщается, что её <Муж> хочет покончить жизнь самоубийством и она должна его остановить. О заданиях друг друга юноша и девушка не знают.

АББРЕВИАТУРА

Аббревиатура – это сокращение длинного названия до первых букв. Всем знакомы такие аббревиатуры, как КВН, ВУЗ, ЖЭК, ФСБ, НЛО. Даже название страны – США – это тоже аббревиатура. У нас в лагере тоже существует немало таких сокращений: ____________Расшифровать всем известную аббревиатуру очень легко. Но когда встречается новая, незнакомая аббревиатура, приходится ломать голову: что же означает это сокращение. Попробуйте представить некоторые слова как аббревиатуры и расшифруйте их: КИНО, АКТЕР, КАДР.

РЕПКА

На сцену приглашаются семеро добровольцев из зала. Их задача - под руководством ведущего изобразить сказку про репку. Между семерыми распределяются роли, каждый персонаж получает характерные для него фразу и движение.

Репка: - А вот она я! - показывает руками над головой ботву.
Дедка: - Тэкс-тэкс-тэкс! - потирает руки.
Бабка: - Убыла бы! - грозит кулаком.
Внучка: - Я готова! - жеманно.
Жучка: - Лай-лай-лай! - лает в сторону кошки.
Кошка: - Ну полай на меня, полай… - мурлыкая.
Мышка: - Чё надо? - грубо.

II. Еще одна сказка и еще один набор слов и движений.

Старик: - Не вопрос! - уверенно.
Старуха: - Не судьба! - вздыхая и разводя руками.
Амбар: - Напрягись! - напрягаясь.
Сусеки: - Ага-ага! - извиваясь и хихикая.
Колобок: - Чай, кофе, потанцуем! - изображая официанта.
Заяц: - Который час? - растерянно.
Волк: - Еду я домой.. - изображая гитару.
Медведь: - А чего вы тут делаете? - с глупым лицом.
Лиса: - Я не такая! - опять же жеманно.

МУЗЫКА

Для проведения данной игры необходимо тщательно поработать над подборкой мелодии или песни, которая бы соответствовала настроению праздника.

Всем участникам выдаются ручки и бумага, после чего предлагается под определенную музыку (пока она будет исполняться) писать о своих ощущениях, мыслях, образах, т.е. обо всем том, что вызывает в человеке данная музыка. Обязательным условием является соблюдение тишины в процессе прослушивания музыки, чтобы не мешать другим участникам и не влиять на их ощущения. Затем листы с тем, что на них написано, собираются и организатор зачитывает все написанное.

ТОЛЬКО ОДНА МИНУТА

Каждый из участников должен за минуту произнести речь на заданную ведущим тему. Темы могут быть самыми разными: от серьезных, типа "Предстоящие президентские выборы", до веселых, например: "Почему девочки боятся мышек?" Игрокам разрешено нести полнейшую чушь, главное - чтобы они не отклонялись от темы, не раздумывали долго и не повторялись.

Участники могут сами придумывать темы, названия которых они пишут на карточках, которые затем перемешиваются и вытягиваются ими. Тема выступления может представлять собою всего одно слово: "Небо", "Бегемоты", "Яблоко" и др.

Победителем становится тот, кто произнесет, по мнению ведущего или жюри, лучшую речь.

ДРУЖЕСКИЙ ШАРЖ

Участники пишут на карточках свои имена, после чего карточки сворачиваются, складываются в пакет и перемешиваются. Каждый участник вытягивает по одной карточке и читает имя, написанное там - на этого человека он рисует дружеский шарж. Чаще всего участники рисуют так, как умеют, но в результате получается дружеский шарж. По мере того, как шаржи будут нарисованы, участники могут дарить свои "произведения" тем, кого они рисовали. На обратной стороне можно писать какие-либо пожелания.

Шаржи можно затем вывесить где-нибудь на видномместе, сделав своего рода "Праздничную галерею". Можно провести конкурс "Кто это?", показывая участникам не подписанные шаржи, чтобы они определяли, кто изображен на рисунках (победителями можно считать тех, чьи шаржи определяли в наибольшей степени). Особенно хорошо данное игровое упражнение проходит в конце праздника, когда нарисованные шаржи с написанными на них пожеланиями участники забирают себе на память. Игра способствует созданию дружеской и непринужденной обстановки, позволяет реализоваться через рисование всем, независимо от умений и навыков.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

Участники игры пишут на карточках какую-либо из известных им социальных (желательно семейных) ролей: "жена", "бабушка", "сын", "отец" и др. Затем все карточки сворачиваются, складываются в коробку или пакет и тщательно перемешиваются, после чего каждый участник вытягивает по одной карточке. Организатор игры предлагает всем сыграть в игру "Атомы-молекулы", закончив ее разбивкой участников по парам (если количество участников нечетное, то оставшийся участник может присоединиться к любой паре). Теперь ведущий предлагает всем участникам прочитать социальные роли, написанные на вытянутых ими карточках. В результате получаются различные пары социальных ролей, например, "отец" и "сын", "бабушка " и "жена" и т.п. Участникам необходимо в течение 10-15 минут придумать какой-либо сценический сюжет с этими ролями, после чего все "миниатюры" показываются. После показа каждой "миниатюры" зрителями определяется то, какие социальные роли были им представлены и то, насколько показанное соответствует повседневной действительности.

НОЕВ КОВЧЕГ

Всем знаком библейский сюжет: непосредственно перед всемирным потопом Ной, взяв "всякой твари по паре", посадил всю эту "живность" на огромный корабль и, соответственно, спас. Именно на этом посыле и строится данная игра.

Организатор игры заранее пишет на карточках названия животных и птиц мужского и женского пола (например: "кобыла" - "жеребец", "голубь" - "голубка", "свинья" - "боров" и т.д.). Затем карточки (в полной тишине!) раздаются участникам.

Участникам необходимо найти свою пару, используя только невербальные формы общения (позы, жесты, мимика) и не показывая друг другу карточки с написанными на них названиями животных и птиц.

Варианты:

Ноев ковчег - 2.

Участникам, вытянувшим карточки с названиями животных или птиц, необходимо закрыть глаза и найти свою пару только с помощью звуков, издаваемых определенным животным или птицей.

Он и она. На карточках можно писать известные пары людей (например: Отелло и Дездемона, Ромео и Джульетта, Иван-царевич и Василиса Прекрасная, Джек и Роуз ("Титаник"), рабочий и колхозница и т.п.). Необходимо найти свою пару с помощью определенных, свойственных конкретному герою, поз, жестов и мимики.

ЛИСТ-КИСТЬ

Клен, дуб, каштан и некоторые другие деревья обладают фактурной листвой. Ее и будем использовать вместо трафарета или штампов. Для первой техники разложим листья на бумаге, разведем акварель, окунем в нее зубную щетку – и, проводя пальцем по щетине, покроем лист бумаги разноцветными каплями. Листья можно снимать только после того как краски полностью высохнут.

Для «штамповки» используем более густую краску – ту же гуашь. Ее наносим толстым слоем на бумагу. Затем прижимаем к ней лист нижней стороной, чтобы краска покрыла прожилки. Осторожно перекладываем лист на будущую картину, аккуратно прижимаем и разравниваем: прожилки должны отпечататься четче, чем остальные части листа. Если использовать водостойкие краски для ткани, то такие «скелетные» отпечатки листьев можно использовать и для более серьезного декора.

КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА

Коллаж – жанр, в котором ребенок может проявить всю свою фантазию. В ход идет все: вырезки из маминых глянцевых журналов, фантики от конфет, газетные заголовки, пуговицы, спички, монеты, мелкие фигурки из яиц с сюпризом, ракушки и прочие детские сокровища. Сначала придумайте с ребенком сюжет, а затем воплощайте его в жизнь, сажая на клей и включая всю свою фантазию.

ОТ А ДО Я

Выберите одну-единственную букву алфавита: именно на нее будут начинаться все слова в длинном и связном рассказе, который ребенок должен составить. «Таракан Тициан тупо таращился, тихонько теребя теплые тапки». Подобные игры прекрасно развивают речь и обогащают словарный запас будущего писателя или драматурга.

"ПЕСНЯ-ПЕРЕВЕРТЫШ".

Кто-то загадывает песню, составленную из антонимов к словам настоящей песни, а другие отгадывают.
Ну например,
Задание:
Береза в поле умерла
Старела во поле
Весной и осенью толста
И красная была.
Отгадка: В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зеленая была.
Особенно ценны задания будут, если их делать в рифму и с аналогичным оригиналу размером. Тогда и угадывать проще и ценнее само задание.

Игра и творчество имеют много общего: тре­буют относительной свободы и незави­симости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, полу­чить удовлетворение от процесса со­здания.

В игре развиваются творческие спо­собности детей . Чтобы их совершенст­вовать, родителям и педагогам следует:

▪ Поощрять игровое эксперименти­рование с предметами (ковер может стать плотом, домиком, трубой или ко­нем).

▪ Предлагать, кроме игрушек, ко­робки, картон, бруски, шарики, бумагу и т.д.

▪ Поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов, игровых действий, правил.

Предлагаю

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСТВО

Детская игра – это творческая деятельность, которая не направлена наконечный продукт. В отличие от рисования и лепки в игре дети ничего не создают.

Показателен опыт, который провели ученые: в детском саду поставили необычный железный предмет с кнопками и рычагами. Дети, увидев такой аппарат, сразу начали исследовать его возможности. Они нажимали на кнопки: аппарат то гудел, то звенел, то извергал пар, то брызгал водой. Такое изучение продолжалось 3 – 4 дня. Затем дети стали совершать с аппаратом различные повторяющиеся действия: возить, передвигать, садиться, вставать на него и т.д. Постепенно сформировались отдельные игровые действия и, наконец, родились сюжетно-ролевые игры: например, дети стали космонавтами, а аппарат превратили в луноход и т.д.

Через две недели массовый интерес к необычному сооружению стал угасать.

Этот пример показывает, что игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания.

В игре развиваются творческие способности детей . Чтобы их совершенствовать, родителям и педагогам следует:

  • Поощрять игровое экспериментирование с предметами (ковер может стать плотом, домиком, трубой или конем).
  • Предлагать, кроме игрушек, коробки, картон, бруски, шарики, бумагу и т.д.
  • Поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов, игровых действий, правил.

Предлагаем некоторые игровые приемы, способствующие развитию фантазии детей.

  1. “Оживление” предмета

Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.

Информация для воспитателя. Дошкольники вообще склонны оживлять мир. Например, дети считают облака живыми, так как они движутся.

Предлагаемая игра позволяет ребенку четко различать мир реальный, где “вольности” не всегда допустимы, и мир воображаемый, где возможны любые преобразования и превращения.

  1. “Перевирание” сказки

Известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера.

Воспитатель говорит: “Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры – трудолюбивые добрые девочки”. (Выбирается Золушка и ее сестры).

  1. Игра в “волшебника”

Взрослый предлагает ребенку стать волшебником: “Вот тебе волшебная палочка! Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь! Только помни одно условие: не навреди никому!”

Правила для остальных участников игры: “Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в... Слушайте волшебника!”

4. “Салат” из сказок

Из нескольких сказок составляется новая. Например, Царевна-лягушка повстречала Мальчика с пальчик и просит помочь ей: придумать заклинание, чтобы победить злого волшебника. Другой вариант: злой волшебник требует от братьев, желающих спасти царевну, исполнения своих желаний и т.д.

Это может быть режиссерская игра, когда один ребенок разыгрывает все роли, или коллективная, в которой участвует несколько детей. В любом случае участие взрослого обязательно.

При недостатке атрибутов или артистов вводятся куклы, предметы – заместители. Рекомендуется иметь ценные, сточки зрения детей, атрибуты, например красивую корону для Царевны-лягушки или копье для Мальчика с пальчик, что поможет сделать роль более желанной.

При создании “салата” из сказок размывается, нарушается сюжет, но характеристики героев остаются прежними. В сказку можно вводить волшебные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапку-невидимку.

Информация для воспитателя. В ходе преобразования знакомых сюжетов следует поощрять стремление ребенка к самовыражению. Это является основной целью, а гибкость сюжета и необычность сочетания героев разных сказок – ц ель подчиненная.

Следует иметь ввиду, что при разыгрывании сюжетов младший дошкольник будет идти от игровых действий к изменению сюжета, а старший дошкольник сначала начнет обговаривать сюжет.

  1. Прием “овеществления”

Живое наделяется свойствами неживого. Например, педагог говорит: “Человек – сосулька”. Надо показать действия этого человека, рассказать, где он живет, что ест, как ходит, чего опасается. (Дети–сосульки живут в холодильнике, питаются снегом и любят сахар. Больше всего они боятся тепла. Из своей квартиры–холодильника они выходят только зимой и осторожно, чтобы не разбиться, гуляют и т.д.)

6. Игры – смешинки

Вариант 1 . Придумываются и частично разыгрываются смешные истории. Например, воспитатель говорит: “Дети, сегодня к вам пришел вместо воспитателя медведь, слушайтесь его!”

Ребенку, исполняющему эту роль, даются указания: “Ты предлагаешь детям делать все наоборот: спать под кроватями, есть мячи вместо каши. Ты не знаешь, как надевается шапка, пальто и т.д.”.

Информация для воспитателя . Дошкольник предпочитает не представить, а увидеть смешное действие, поэтому следует поощрять детей к показу, как они “едят” мяч, ходят на четвереньках и т.д.

Вариант 2 . Дети придумывают правило, которое необходимо соблюдать на протяжении определенного времени. Например: “Сегодня до завтрака выполнять поручения воспитателя следует прыгая на одной ноге или держась с приятелем за руку и т.д.”.

  1. Игры в заданном ключе

Детям предлагается ситуация, а они должны придумать и разыграть ее продолжение. Например, что могло бы произойти, если бы вы оказались в гостях у роботов или в стране, где все сделано из шоколада, или превратились бы в человека – невидимку и т.д.

8. Игры с числами

Воспитатель называет число, а ребенок придумывает к названному числу смешные действия. Например, взрослый говорит: “Сто”. Дети продолжают: “Сто шоколадок мы проглотили, сто башмаков мы износили, сто друзей мы пригласили, сто собак мы накормили, сто коров мы подоили” и т.д.

Вариант игры.

Воспитатель начинает предложение, например: “Я съел...”. Дети придумывают его конец: “Тысячу котлет, миллион крокодилов... ”.

Воспитатель . Две тысячи пирогов...

Дети . Мы на завтрак проглотили.

Воспитатель . Сорок нянек...

Дети . Нас сегодня одевали.

Воспитатель . Сто пар обуви...

Дети . Мы на Марсе износили.

9. Сказка – калька

Чтобы создать сказку-кальку, нужно использовать схему-сюжет популярной сказки и сочинить новую историю. Например, на основе сказки про Красную Шапочку придумывается следующая история: “В океане заболел китенок. Маленький мальчик узнал об этом и решил ему помочь: взял у мамы лекарство и отправился в путь. Злой волшебник, который хотел помешать выздоровлению китенка, явился к его маме и уговорил отдать сына ему на лечение. Но проплывающий мимо дельфин помешал злому волшебнику, а потом привез мальчика с лекарствами, и китенок был спасен”.

Информация для воспитателя . Известный отечественный ученый В.Я. Пропп, исследовавший исторические корни волшебной сказки, считал, что постоянным элементом сказки является определенное количество действий, совершаемых ее персонажами в одинаковой последовательности. Приведем некоторые из них:

  • предписание или запрет;
  • нарушение запрета;
  • вредительство;
  • отъезд героя;
  • трудные испытания;
  • встреча с дарителем;
  • волшебные дары;
  • борьба героя и злодея;
  • победа;
  • возвращение, наказание злодея;
  • свадьба.

На основе этих действий можно составлять бесчисленное количество сказок и придумывать интересные игры. Воспитателю желательно привлечь к составлению историй сразу нескольких детей. В этом случае полезно использовать игру в карты, которую предлагает Джанни Родари.

10. Игра в карты

Изготавливается колода из 12 – 20 карт, на которых изображены персонажи из какой-либо сказки (можно использовать иллюстративный материал из газет и журналов). Действия сказочных героев можно изобразить символически, опираясь на вышеперечисленные элементы Проппа.

Воспитатель предлагает каждому участнику игры не глядя вытащить из колоды одну карту. Проводится жеребьевка. Первый ребенок начинает рассказ. Остальные продолжают начатую историю, опираясь на свою карту.

11. Игра по готовому сюжету

Заготавливается колода карт, на которых изображены действующие лица знакомой сказки или истории и их действия. Подбираются атрибуты, необходимые для передачи сюжета.

Воспитатель объясняет детям: “Каждый берет одну карту. На ней “изображена” ваша роль и действия в игре. Внимательно слушайте мои слова. Когда я назову вашего героя, выходите и делайте то, что обозначено на вашей карте”.

Начинаем игру: “Жили-были старик со старухой у самого синего моря. (Выходят трое детей, у которых на картах изображены старик, старуха и море).

Однажды старик пошел ловить рыбу. Вот он закинул невод. (Ребенок, играющий роль старика, делает соответствующие движения ). Внезапно море взволновалось. (Ребенок-“море” выполняет соответствующие движения.) Старик вытащил из моря невод и увидел, что там бьется золотая рыбка. (В действие вступают дети, у которых на картах нарисованы невод и золотая рыбка. Ребенок, изображающий невод, захватывает “золотую рыбку”, которая пытается освободиться, а “старик” тянет невод.)

Не удержал старик рыбку, и уплыла она в синее море”. (Ребенок-“рыбка” показывает, что он освободился, и удаляется. “Синее “море” радуется, а “старик” удивляется и огорчается).

Игротехника

В совместной игре ребенку необходимо понимать не только вербальный (словесный), но и невербальный (мимика, жесты, поза) язык общения и самому использовать их.

Игры без слов

1. “Маски” (с 5 лет)

Материал . Маски, изображающие разные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, страдание, страх и др.)

Ход игры . Дети располагаются по кругу. Воспитатель показывает какую-либо маску и спрашивает: “Какое настроение передает эта маска?” (Ответы детей.) Затем надевает маску и предлагает детям мимикой изобразить данное состояние. Объясняет: “Если на мне грустная маска, то и вы сделайте свои лица грустными. Вот сколько зеркал! А теперь мы будем действовать без слов. Я надеваю маску и смотрю в “зеркала”. Молодцы! Теперь ты, Маша (Ваня), посмотрись в “зеркала”. (Маска передается по кругу, и дети по очереди передают соответствующее эмоциональное состояние.)

Затем воспитатель убирает маски и продолжает игру: “Вспомните злого Карабаса Барабаса! Какое у него выражение лица? Покажите. А у Колобка, который весело катится по дорожке? Вы превратились в Царевну Несмеяну (хитрого кота Базилио, в Буратино и т.д.)”.

Вариант игры.

Дети делятся на две группы. Участники первой договариваются, какого героя они будут показывать. Участники второй отгадывают. Воспитатель по очереди присоединяется к каждой группе. Затем группы меняются ролями.

Вопросы для беседы с детьми после игры.

  • Какая маска вам понравилась?
  • Какого героя вы хотите “сыграть” еще раз?
  • Какое выражение лица вам приятно видеть у своего друга, мамы, воспитателя? Покажите.
  • Как вы думаете, какое выражение вашего лица приятно для других людей? Покажите.

2. “Свет мой, зеркальце, скажи” (с 6 лет)

Дети распределяются на пары и становятся друг против друга. Воспитатель произносит предложение, которое они должны сопровождать определенной мимикой.

Таким образом, ребенок сам с помощью мимики изображает эмоциональное состояние и видит то же состояние на лице партнера.

Вариант игры .

Воспитатель. Игра называется “Разговор без слов”. Говорить нельзя, свои чувства можно выражать только мимикой. Перед вами “зеркало” – лицо вашего друга.

К вам пришел Карлсон. Обрадуйтесь: какая приятная встреча!

Карлсон вынужден уйти. Огорчитесь: как плохо, что мы расстаемся.

Вы обидели Карлсона! Попросите у него прощения.

Ваш друг внезапно исчез! Удивитесь: не может быть!

Вдруг вы услышали резкий звук. Испугайтесь!

Теперь успокойтесь: все будет хорошо!

Затем взрослый предлагает: “А теперь покажите: “рот до ушей”, “брови у переносицы”, “губы трубочкой”.

Когда вы радуетесь? Огорчаетесь? Удивляетесь? Пугаетесь? Когда вы делаете “рот до ушей”? Когда сдвигаете “брови у переносицы”?

3. “Немое кино” (с 5 лет)

Дети становятся в круг.

Воспитатель . Сейчас я превращусь в телевизор, но, к сожалению, у него нет звука. Я вам буду что-то показывать жестами и мимикой, а вы догадайтесь и ответьте мне так же. (Приветствует, прощается, приглашает, отталкивает, слушает, хвалит, ругает, сердится, боится; просит замолчать, показать, подойти, уйти, принести, унести, передать какой-либо предмет другому.)

Затем роль ведущего по очереди выполняют дети.

Вариант 1.

Ребенок – водящий. Он сам придумывает себе роль (или роль предлагается ему взрослым) и показывает, например, как сердится (ругается, здоровается) Карабас Барабас и т.д.

Вариант 2.

Играющие делятся на две группы. Воспитатель. Вы стоите по разным берегам широкой, бурной реки. (Обращается к детям одной группы.) Вы должны сообщить стоящим на другом берегу, что им нужно перебраться к вам. (Обращается к детям другой группы.) На том берегу вас не слышат. Новы видите, что к ним приближается злодей. Покажите им, что нужно спрятаться.

Вариант 3.

Воспитатель. Покажите одним жестом, что вы благодарите (пугаетесь, предупреждаете и т.д.)

Вопросы для беседы после игры.

  • Можно ли говорить без слов?
  • Можно ли понять друг друга без слов?
  • Одинаково ли прощаются (здороваются, благодарят, сердятся) злая и добрая феи (Баба Яга, Золушка и т.д.).

4. “Именины” (с 5 лет)

Дети образуют круг. Выбирается “именинник”. Он встает в центр круга. Остальные дети – “дарители”. Именинник выбирает себе роль какого-нибудь известного сказочного героя (например, Золушки) и сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов “преподносит” его имениннику. Это могут быть как волшебные предметы (хрустальные башмачки, карета, корона, волшебная флейта, аленький цветочек), так и реальные (конфета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т.п.). Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить.

Затем выбирается новый “именинник”.

Информация для воспитателя . Дошкольники младшего и среднею возраста обычно “дарят” вещи, а дети старшею возраста предлагают в качестве подарка нравственные качества: нежность, заботу, дружбу. Например, именинник сообщает, что он Чебурашка. Дарители преподносят ему, кроме конфет и игрушек, свою дружбу, внимание, любовь, защиту.

Вариант 1.

Именинник выбирает себе роль какого-нибудь сказочного персонажа и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям.

Воспитатель . У нас сегодня именинник – неизвестный сказочный герой. Отгадайте, кто это. Какие подарки ему можно подарить?

Вопросы для беседы после игры .

  • Вопрос “имениннику”: какие подарки больше всего понравились?
  • Вопросы “дарителям”: кому из именинников вам больше всего хотелось преподнести подарок? Почему?
  • Захочет ли Золушка получить подарки, которые вы подарили Бармалею?

Вариант 2.

Выбирается “именинник”. Остальные дети дарят ему воображаемые подарки с учетом его интересов и желаний. Педагог может посоветовать, кроме обычных подарков (автомобиль, игрушечный самолет и т.д.), подарить аккуратность, дружбу, хорошее настроение и т.д.

Вопрос для беседы после игры.

  • Знаете ли вы, о каком подарке мечтает ваш друг?

5. “Фигуры” (с 5 лет)

Дети распределяются на две команды. Одна команда демонстрирует характерные позы какого-нибудь сказочного персонажа, вторая угадывает, кто перед ними. Затем команды меняются ролями.

В игре сначала используются сказочные образы, например Карабаса Барабаса, Золушки, Снежной Королевы и т.д. Затем задача усложняется: ведущий просит изобразить человека плачущего (просящего, грустного, веселого). Фигуры “выставляются” в музее, а “посетители” отгадывают, какая фигура что обозначает. Если ответ правильный, фигура оживает.

6. “Фотография на память” (с 6 лет)

Материал . Сюжетные картинки или фотографии с изображением нескольких персонажей (людей, зверей) на различном фоне; настоящий или игрушечный фотоаппарат.

Ход игры . Дети рассматривают, например, репродукцию картины И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”. Затем распределяются на две группы, каждая из которых создает свою “скульптурную композицию” по картине. Фотографируются на память.

Можно изображать любые сценки, подобрав соответствующую картинку.

7. “Надувной Буратино”(с 5 лет)

В этой игре дети учатся управлять своим телом, чередовать напряжение и расслабление. Игра может использоваться как разминка или упражнение для снятия напряжения.

Воспитатель. Я буду папой Карло, а вы Буратинами, которые сделаны не из дерева, а из резины. Сначала я вас надую с помощью насоса (имитирует действия и звук насоса), а потом выпущу воздух.

Действия детей : надувают щеки, раскидывают руки, расставляют ноги, затем медленно опускают руки, голову, садятся на корточки.


В разделе представлена информация о творческих играх для детей (школьников и дошкольников). Описаны несколько игр, которые могут помочь обеспечить творческое развитие ребенка.

Презентация мира

Каждый из участников игры пишет на карточке название какой-либо вещи: "гитара", "стул", "карандаш", "дверь" и др., т.е. что-нибудь из того, что окружает их в повседневной жизни. Затем все карточки сворачиваются и складываются в какой-либо пакет и коробку, где тщательно перемешиваются, после чего все участники по очереди вытягивают по одной карточке и в течение 5-10 минут готовят презентацию той вещи, которая указана на карточке, причем, при подготовке устных сообщений-презентаций необходимо исходить из описания вещи не с позиций ее привычного, повседневного, бытового применения, а так называемых романтически-поэтических позиций. Например, о карандаше следует говорить не как о предмете, которым можно рисовать, а как о предмете, с помощью которого можно отображать самые прекрасные грани этого мира (любимых людей, красивейшие места и вещи) и талантливые люди могут с помощью этого предмета делать окружающий мир еще более прекрасным.

При этом необходимо сделать сообщение о предмете так, чтобы трудно было сразу определить, что это за предмет и, лишь переключившись на позиции романтическо-поэтические, возможно было бы догадаться о том, что это за предмет.

Помимо того, что данная игра развивает творческое мышление, навыки публичных выступлений, умение преподносить какую-либо информацию, она также учит видеть положительное и прекрасное там, где обычно люди этого не замечают.

Ноев ковчег.

Всем знаком один библейский сюжет: непосредственно перед всемирным потопом некто Ной, взяв "всякой твари по паре", посадил всю эту "живность" на огромный корабль и, соответственно, спас. Именно на этом посыле и строится данная игра.

Организатор игры заранее пишет на карточках названия животных и птиц мужского и женского пола (например: "кобыла" - "жеребец", "голубь" - "голубка", "свинья" - "боров" и т.д.). Затем карточки (в полной тишине!) раздаются участникам.

Участникам необходимо найти свою пару, используя только невербальные формы общения (позы, жесты, мимика) и не показывая друг другу карточки с написанными на них названиями животных и птиц.

Варианты:

Ноев ковчег - 2.

Участникам, вытянувшим карточки с названиями животных или птиц, необходимо закрыть глаза и найти свою пару только с помощью звуков, издаваемых определенным животным или птицей.

Он и она. На карточках можно писать известные пары людей (например: Отелло и Дездемона, Ромео и Джульетта, Иван-царевич и Василиса Прекрасная, Джек и Роуз ("Титаник"), рабочий и колхозница и т.п.). Необходимо найти свою пару с помощью определенных, свойственных конкретному герою, поз, жестов и мимики.

Страны и народы.

На карточках можно писать названия стран (Россия, Англия, Китай, Испания) или народов (цыгане, индейцы, чукчи, русские). Соответственно, игроки должны "показать" страну или народ. Можно делать по три и более карточек с одной страной или народом и, после того, как участники найдут друг друга, оставить их в этих группах, продолжая какую-либо конкурсную программу или комплексную игру. Поиски можно делать "на скорость", т.е. какая пара или группа быстрее "найдется".

Социальные роли

Участники игры пишут на карточках какую-либо из известных им социальных (желательно семейных) ролей: "жена", "бабушка", "сын", "отец" и др. Затем все карточки сворачиваются, складываются в коробку или пакет и тщательно перемешиваются, после чего каждый участник вытягивает по одной карточке. Организатор игры предлагает всем сыграть в игру "Атомы-молекулы", закончив ее разбивкой участников по парам (если количество участников нечетное, то оставшийся участник может присоединиться к любой паре). Теперь ведущий предлагает всем участникам прочитать социальные роли, написанные на вытянутых ими карточках. В результате получаются различные пары социальных ролей, например, "отец" и "сын", "бабушка " и "жена" и т.п. Участникам необходимо в течение 10-15 минут придумать какой-либо сценический сюжет с этими ролями, после чего все "миниатюры" показываются. После показа каждой "миниатюры" зрителями определяется то, какие социальные роли были им представлены и то, насколько показанное соответствует повседневной действительности.

Дружеский шарж

Участники пишут на карточках свои имена, после чего карточки сворачиваются, складываются в пакет и перемешиваются. Каждый участник вытягивает по одной карточке и читает имя, написанное там - на этого человека он рисует дружеский шарж. Чаще всего участники рисуют так, как умеют, но в результате получается дружеский шарж. По мере того, как шаржи будут нарисованы, участники могут дарить свои "произведения" тем, кого они рисовали. На обратной стороне можно писать какие-либо пожелания.

Шаржи можно затем вывесить где-нибудь на видномместе, сделав своего рода "Праздничную галерею". Можно провести конкурс "Кто это?", показывая участникам не подписанные шаржи, чтобы они определяли, кто изображен на рисунках (победителями можно считать тех, чьи шаржи определяли в наибольшей степени). Особенно хорошо данное игровое упражнение проходит в конце праздника, когда нарисованные шаржи с написанными на них пожеланиями участники забирают себе на память. Игра способствует созданию дружеской и непринужденной обстановки, позволяет реализоваться через рисование всем, независимо от умений и навыков.

Музыка

Для проведения данного игрового упражнения организатору необходимо тщательно поработать над подборкой мелодии или песни, которая бы соответствовала настроению праздника.

Суть игры проста: всем участникам выдаются ручки и бумага, после чего предлагается под определенную музыку (пока она будет исполняться) писать о своих ощущениях, мыслях, образах, т.е. обо всем том, что вызывает в человеке данная музыка. Обязательным условием является соблюдение тишины в процессе прослушивания музыки, чтобы не мешать другим участникам и не влиять на их ощущения. Затем листы с тем, что на них написано, собираются и организатор зачитывает все написанное.

Только одна минута

Эта игра требует живого ума и богатого воображения.

Каждый из участников должен за минуту произнести речь на заданную ведущим тему. Темы могут быть самыми разными: от серьезных, типа "Предстоящие президентские выборы", до веселых, например: "Почему девочки боятся мышек?" Игрокам разрешено нести полнейшую чушь, главное - чтобы они не отклонялись от темы, не раздумывали долго и не повторялись.

Участники могут сами придумывать темы, названия которых они пишут на карточках, которые затем перемешиваются и вытягиваются ими. Тема выступления может представлять собою всего одно слово: "Небо", "Бегемоты", "Яблоко" и др.

Победителем становится тот, кто произнесет, по мнению ведущего или жюри, лучшую речь.

Кудашов Г.Н., Заместитель директора по научно-методической работе ГАУ ДОД ТО "Областной центр дополнительного образования детей и молодежи", преподаватель ТюмГУ, руководитель молодёжного социально-творческого объединения "Искра", кандидат педагогических наук.

Как сделать летние каникулы, которые дети проводят в центрах досуга, туристических или спортивных лагерях комфортными и интересными? Как развлечь детей, как познакомить между собой и помочь им освоиться в новой обстановке? Конечно же, с помощью общих отрядных дел, мероприятий, соревнований и самых разных веселых и познавательных развлечений. А потому, вожатым и организаторам детского отдыха перед началом сезона неплохо бы пополнить свою «игровую копилку».

Предлагаемые игры и конкурсы для летнего отдыха детей это подборка интересных новых и популярных старых развлечений, в основном творческого и познавательного характера, идеально подходящих для организации детского досуга летом.

1. Развивающая творческая игра "Игра в слова".

Игра подойдет детям, начиная с младшего школьного возраста. Детей выстраивают в кружок. Их руки должны соприкасаться так, чтобы правая ладошка одного ребенка лежала сверху левой ладони другого.

Игра начинается со считалочки, после которой ведущий называет ту область действительности, из которой и следует назвать слово:

Мы найдем слова везде: и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово…

Ведущий: Ищем слова на …небе!

Тут дети по кругу, в быстром темпе, должны назвать что-либо, встречающееся на небе: птица, самолет, облако, солнце. Называя слово, человек хлопает ладонью по ладони своего соседа.

Если кто-то из детей растерялся и не назвал слово или назвал, но неправильно, то он выбывает из игры. При этом ведущий снова начинает чтение считалочки, и тема меняется.

2. Творческая игра "Чудо-юдо-рыба-кит".

Объявите детям, что сейчас они будут рисовать зверя, но зверя не простого, а фантазийного. Для этого разбейте ребят на команды по три человека и выдайте каждой группе лист бумаги, сложенный втрое по принципу гармошки.

Первый участник каждой команды должен нарисовать голову любого животного - его нельзя никому называть. Ведущий должен следить еще и затем, чтобы остальные члены команды не видели, что рисует первый игрок. Для чего можно построить на столе перегородки из книг. Завернув часть листа с нарисованной головой животного внутрь, листок передают второму игроку. Тот рисует туловище любого зверя; третьему нужно завершить рисунок «ногами», т. е. лапами, ластами, копытами, когтями и т.д.

Как только рисование закончится, предложите командам развернуть листки и посмотреть на своего чудо-юдо-животного. Обязательно предоставьте эти шедевры на обозрение остальным командам, а потом предложите сообща придумать названия для полученных «монстриков». За лучшее имя полагается вручить сладкий приз.

Хорошим завершением игры станет выставка созданных рисунков.

3. Игра "Ни бе.., ни ме.."

Многим, наверное, приходилось слышать, что про тех, кто не отвечает на поставленный вопрос говорят, что он: «ни бе, ни ме». Суть этой творческой игры в том, что надо сказать свои «бе» и «ме», а соперники должны угадать, что вы имели в виду.

Итак, ребята делятся на равные команды и получают карточку с названием сказки, отрывок из которой они должны рассказать, используя только первые слога. Например. Сказка «Репка» будет выглядеть так: «По де ре. Вы ре бо пре бо. Тя по тя де ре, а вы не мо…». Вторая команда отгадывает и предлагает свой вариант.

Это не столько конкурс, сколько просто повод повеселиться (карточек со сказками лучше запасти побольше, наверняка, ребята захотят повторить еще эту забаву).

4. "Скоростная почта".

Такую забаву лучше проводить в самом начале сезона, она дает возможность в игровой форме сделать акцент на именах всех участников. Готовясь к ней, организатору нужно нарисовать два больших плаката с именами: Витя, Нина, Саша, Клава, Дарья, Юля, Соня, Кира, Слава, Боря. Но нужно написать эти имена так, чтобы впоследствии разрезать их «пополам». Листы с окончаниями имен мы кладем на два стола у линии финиша. Остальную часть обоих листьев разрезаем на полоски, чтобы начало каждого имени пришлось на отдельную карточку: Ви, Ни, Са, Кла, Дарь, Ю, Со, Ки, Сла, Бо. Эти карточки и будут «письмами», которые должны доставить адресату рьяные работники «скоростной почты».

Маленьких почтальонов набираем по три - четыре человека в каждую команду и выдаем им заплечную сумку, в которой лежат карточки с началом упомянутых имен. Их задача - быстро подойти к столу, открыть свою сумку, достать первую попавшуюся карточку и правильно приложить ее к окончанию имени, написанному на листе. Потом ребенок возвращается к своей команде и предает сумку следующему игроку.

За быстрое выполнение задания команда получает три балла. Затем баллы начисляются по одному за каждое правильно сложившееся имя. Победителей в этой игре на знакомство определяют по общей сумме баллов.

5. Веселая игра "Кукушка, спой на ушко!"

Организатор игры объясняет условие, на кого он будет неожиданно (!) показывать рукой (или указкой), должен быстро не словами, а движением показать свой ответ, а все хором при этом кричат: «Вот так!»

Как живешь?
- Вот так! (можно показать большой палец руки)
- Как плывешь?
- Вот так! (показать движения пловца)
- А глядишь?
- Вот так!
- А бежишь?
- Вот так!
- Ждешь обед?
- Вот так!
- Машешь вслед?
- Вот так!
- Утром спишь?
- Вот так!
- Как шалишь?
- Вот так!

7. "Маленькие Принцы и Принцессы".

Сначала стоит немного рассказать детям о Маленьком Принце и его чудесных путешествиях по разным планетам с такими смешными и даже печальными обитателями как Король, Роза и Барашек. Было бы очень неплохо для общего культурного развития показать малышам репродукции авторских рисунков Экзюпери и уточнить, что писатель не просто выдумал из головы и зафиксировал в словах своих героев, но еще и нарисовал их.

Затем можно предложить ребятишкам и самим побыть «авторами» и придумать каждому свою планету с особенными обитателями. А потом, словно маленькие принцы, совершить на них путешествия. Для этого им понадобятся надутые воздушные шары и разноцветные фломастеры. Пусть ведущий покажет, как на шарике с помощью фломастеров можно нарисовать разных обитателей этой небольшой голубой, розовой или зеленой планетки. Причем, предупредите ребят, что это не обязательно будут люди: можно пофантазировать и придумать каких-нибудь новых существ.

Не рекомендуем задавать детям временное ограничение, поскольку это снизить уровень творческого потенциала. Предоставьте малышне возможность самовыразиться в спокойной обстановке, а потом попросите каждого рассказать про своих обитателей.

8. По "Ступени развития".

Игры для развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Рисование

Игра «Закончи рисунок».

Цель : развивать внимание, мелкую моторику.

цветные карандаши (фломастеры).

Описание : предложить ребенку порисовать вместе. Нарисовать цветок со стеблем, а рядом - без стебля, показать ему. Поинтересоваться: не забыли ли что-нибудь. Если ребенок затрудняется ответить, нарисовать еще один цветок со стеблем, обратить внимание на рисунок с недостающим стебельком. Предложить ребенку закончить ваш рисунок (дорисовать стебель). Рисовать как можно проще: стебелек - палочка, лепестки - овалы. Продолжая игру, можно «забыть» нарисовать лепесток, серединку цветка и т. д. В следующий раз предложить ребенку дорисовать нитку у воздушного шарика, хвостик у мышки и т. д.

Игра «Соедини точки».

Цели : развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета.

: краски, кисточка.

Описание: нарисовать красками две большие яркие точки. Рисуя, рассказать ребенку, краски какого цвета использованы, что нарисовано. Предложить ребенку соединить точки, поинтересоваться, каким цветом он хочет рисовать. Если ребенок покажет на краску и скажет: «Вот эту», - назвать цвет краски, похвалить выбор ребенка. Усложняя задание, увеличивать количество точек, расположить их достаточно далеко друг от друга. Придумать, на что похож получившийся рисунок.

Игра «Чудесное превращение».

Цель: помочь изучить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия : несколько баночек с прозрачной водой, краски.

Описание: с помощью кисточки и красок окрасить воду в баночках - каждую в свой цвет. Во время игры назвать ребенку, какой цвет использован. Показать, как при добавлении в баночку с водой одного цвета другой краски вода меняет свой цвет (красная и желтая - оранжевый цвет, желтая и синяя - зеленый, красная и синяя - фиолетовый и т. д.). Разрешить ребенку самому поэкспериментировать с красками.

Игра «Рисуем пальцами».

Цели: развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия : краски акварельные, краски для рисования пальцами.

Описание: нарисовав дерево, предложить ребенку пальчиками «прикрепить» к нему зеленые листочки, нарисовать полоски у тигра, звездочки на темном небе и т. д.

Игра «Палец-кисточка».

Цели: развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета и формы.

Игровой материал и наглядные пособия: краски для рисования пальцами.

Описание : нарисовать большой круг (квадрат, треугольник) и предложить ребенку раскрасить его пальчиками. Обговорить, каким цветом он воспользуется, знает ли он, что за фигура изображена на рисунке. Усложняя задание, разделить фигуру на две половины и предложить закрасить их разными красками. При этом педагог называет цвет красок и наблюдает за ребенком, правильно ли он ориентируется.

Игра «Лепка».

Цели: развивать мелкую моторику; помочь освоить понятия «целое», «разделенное».

Игровой материал и наглядные пособия : пластилин.

Описание: предложить ребенку разделить брусок пластилина на несколько мелких частей. Затем вновь соединить их друг с другом. Показать ребенку получившийся шар однородной структуры. Предложить ребенку сделать то же самое.

Игра «Улитка».

Цель : развивать мелкую моторику, творческие способности.

Описание : предложить ребенку раскатать разноцветные «колбаски» из пластилина. Показать, как закрученная «колбаска» превращается в «улитку». Из толстой «колбаски» получится большая «улитка», из тонкой - маленькая.

Конструирование

Игра «Постройка башенки из кубиков».

Цели: обучить накладыванию кубика на кубик; развивать пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: кубики одинаковой величины (размер сторон 8-10 см).

Описание : дать ребенку четыре кубика и предложить построить башенку. Если постройка неустойчива, то вначале педагог сам исправляет, а затем предлагает детям построить хорошо, ровно (чтобы башня не упала). Такую игру лучше проводить с небольшим количеством детей.

Игра «Забор».

Цель: развивать подражательные навыки, мелкую моторику, логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: конструктор «Лего», кубики, мелкие фигурки животных.

Описание : рассказать ребенку сказку о том, как все добрые животные решили поселиться в соседних домиках (кубиках) и стали жить-поживать. Но повадился к ним волк. Ходит, всех обижает, того и гляди, съест кого-нибудь! Предложить построить забор: «Давай поможем зверушкам построить забор, чтобы волк не смог к ним пробраться». Показать ребенку, как строить забор из конструктора, скрепляя детали. Побудить его повторить действия.

Игра «Самодельная мозаика».

Цель : развивать воображение, мелкую моторику, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.

Описание : вырезать из картона множество мелких и крупных геометрических фигур, создав подобие мозаики для ребенка. Показать ребенку, как из фигурок можно делать картинки: если положить на одну сторону прямоугольника треугольник, то получится домик; три зеленых треугольника образуют елку; крут и два овала наверху - голову зайца и т. д. Нарисовать на бумаге схемы предметов, показать, как, опираясь на них, можно выложить ту или иную картинку.

Игра «Грибная поляна».

Цель: способствовать сенсорному развитию.

Игровой материал и наглядные пособия: шляпки и ножки грибов, вырезанные из картона.

Описание : взять зеленый лист бархатной бумаги. Показать ребенку грибные шляпки и ножки. Рассказать, что грибы решили спрятаться от грибников, но все перепутались: «Давай поможем им опять стать целыми». Выложить на листе грибную поляну.

Игра «Спички детям - игрушка?».

Цель: развивать творческие способности, мелкую моторику, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : спички.

Описание: показать ребенку, как из спичек можно выкладывать различные изображения: геометрические фигуры, домик, буквы. На листе бумаги сделать образцы предметов. Предложить ребенку выложить их спичками поверх рисунка. После того, как ребенок освоит это упражнение, попробовать создать рисунки из спичек по памяти или придумать свой рисунок, проявить фантазию. Вместо спичек можно использовать счетные палочки.

Игра «Спички с пластилином».

Цель: развивать творческое мышление, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: спички, пластилин.

Описание: показать ребенку, как, скрепляя спички пластилином, можно создавать объемные и плоские конструкции. Сделать плоский домик, затем объемный.

Игра «Первые эксперименты».

Цель : познакомить со свойствами вещества.

Игровой материал и наглядные пособия : формочки для льда, фигурные формочки.

Описание : рассказать ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед. Продемонстрировать наглядно: залить воду в формочки для льда, для печенья, в стакан и поставить в морозильник. Показать ребенку ледяные фигуры. Обратить его внимание, что льдинки повторяют форму тех сосудов, которые заполнены водой. Доступным языком объяснить, что вода не имеет своей формы, заполняя любую емкость. Фиксировать внимание ребенка на том, что лед - это вода, но замерзшая. Понаблюдать за таянием льда. Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.