Ольга Нагорнюк

Существует ли сегодня классовая борьба?

Еще 30 лет назад понятие «классовая борьба» не сходило с телеэкранов и страниц газет, а об антагонизме в буржуазном обществе не слышал разве что ребенок. Сегодня это словосочетание звучит крайне редко, но означает ли данный факт прекращение классовой борьбы? Ответ на этот вопрос мы будем искать в нашей статье.

Историческая справка

Классовая борьба рассматривается учеными как противостояние интересов социальных групп, называемых классами. В основе разделения общества на классы лежит владение средствами производства, к которым можно отнести фабрики, заводы и даже землю. Когда средства производства находятся в собственности одной из групп, она вправе диктовать условия другим и присваивать себе большую долю общественного богатства.

Например, при капиталистическом строе практически все средства производства сосредоточены в руках у буржуазии, и рабочие, чтобы обеспечить свое существование, вынуждены предлагать себя в качестве наемной силы на условиях, установленных владельцами предприятий. Таким образом устанавливается гегемония буржуазии, присваивающей себе труд пролетариата и владеющей всеми материальными благами.

Во времена первобытнообщинного строя классового антагонизма не существовало, поскольку не было средств производства. Социальное неравенство возникло при рабовладельческом строе, тогда же, по мнению ученых, и зародилась классовая борьба.

Историки прошлого долгое время подводили под нее политический фундамент, рассматривая правящий класс как потомков народа-завоевателя (например, норманны в Англии), а в лице угнетаемых слоев общества представляя потомков побежденного народа (саксы в Англии). Сторонниками этой теории были выдающиеся французские историки, жившие в XIX веке, Огюстен Тьерри и Франсуа Минье, а также немецкий философ Фридрих Ницше.

Классовая борьба в марксизме

Первым, кто доказал, что к разделению общества на классы приводят экономические причины, был немецкий философ Карл Маркс. Согласно его теории, классовая борьба является движущей силой развития человечества. Ученый утверждал: антагонизм классов неизбежно приводит к социальной революции, а та, в свою очередь, становится причиной смены общественно-экономических формаций.

В качестве примера можно привести Октябрьскую революцию 1917 года в России, ставшую результатом противостояния буржуазии и дворянства, с одной стороны, и рабочих и крестьян, с другой. Чем закончилось это противоборство, известно всем: на смену капиталистическому строю пришел социалистический, провозглашавший равенство всех социальных групп.

Маркс полагал, что классовая борьба может быть стихийной, если угнетаемые слои общества неосознанно пытаются отстаивать свои права (к примеру, восстание под предводительством Емельяна Пугачева). Говоря о сознательной форме социального противостояния, ученый имел в виду осознанные и спланированные действия, направленные на защиту интересов угнетенного класса. Высшей формой сознательной классовой борьбы Маркс называл партийность.

Ученый выделил три формы социального противостояния:

  1. Экономическую. Применительно к пролетариату, это повышение оплаты труда, сокращение рабочей недели, обеспечение безопасных условий производства.
  2. Политическую. Рабочий класс ставил своей целью приход к власти и установление диктатуры пролетариата.
  3. Идеологическую. Она была призвана изменить сознание человека, перенастроив его с буржуазного на социалистическое мировосприятие.

Согласно марксистскому учению, компромиссного варианта разрешения классового конфликта не существует, он неизбежно должен завершиться революцией и привести к смене власти и общественного строя. Иногда в результате такого противостояния с карты мира исчезают целые государства .

Ленин о классовой борьбе

К. Маркс считал, что после революции и установления диктатуры пролетариата классовая борьба будет завершена. В. Ленин придерживался иной точки зрения, утверждая: противостояние продолжится, изменится лишь его форма и расстановка сил. В своих трудах вождь Октябрьской революции писал, предугадывая вероятность сопротивления проигравших классов: после прихода рабочих и крестьян к власти, им придется прибегнуть к подавлению сопротивления бывших эксплуататоров, вплоть до ведения гражданской войны.

История подтвердила правильность его предположений: гражданская война, в которой проигравшие и побежденные поменялись местами, завершилась победой пролетариата. Спустя десятилетие в Советском Союзе объявили о прекращении классовой борьбы внутри государства, перенеся ее на международный уровень. Началось формирование социалистического сообщества, призванного уравнять в правах все группы населения.

Существует ли классовая борьба сегодня?

Социальное неравенство, лежащее в основе разделения общества на классы, в XXI веке не только не исчезло, а даже углубилось. Поэтому говорить о прекращении классовой борьбы пока преждевременно. Противостояние богатых и бедных по-прежнему существует, просто во времена глобализации экономики оно приобрело другую форму и не всегда заканчивается всплеском социальной активности в виде революции.

Общество научилось решать классовые конфликты мирным путем, выработав для этого соответствующие инструменты: избирательную систему, позволяющую народу оказывать влияние на управление страной, многопартийность, дающую возможность всем и каждому стать у руля своего государства, а также правовую защищенность, обеспечивающую свободу и равенство всех граждан, независимо от социального статуса, национальности и вероисповедания.

Вспомните о забастовках украинских шахтеров, недовольных невыплатой зарплат, протестную акцию греческих авиадиспетчеров, требующих повышения пенсий, захват мексиканскими учителями нескольких радиостанций с требованием сохранить бесплатное образование, и вы поймете: классовая борьба в современном обществе продолжается.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Учение о классовой борьбе

С точки зрения марксистской теории исторического материализма, деление общества на классы, характеризующиеся различным отношением к средствам производства, представляет собой не случайное следствие древних завоеваний, а закономерную особенность определённых общественно-экономических формаций. При этом объективным результатом борьбы между классами, которая обусловлена противоположностью их интересов и непосредственно ведётся именно за эти интересы - является приведение производственных отношений в соответствие с уровнем развития постоянно меняющихся производительных сил общества. В частности, именно таким образом происходит смена самих общественно-экономических формаций (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, далее к феодальному и капиталистическому). Поэтому классовая борьба является основной движущей силой истории разделённого на классы общества. Она же должна привести к уничтожению разделения общества на классы, когда уровень развития производительных сил перестанет требовать такого разделения.

Одним из основных продуктов классовой борьбы является государство - которое, с точки зрения марксизма, есть «машина для подавления одного класса другим», то есть аппарат для поддержания внутри общества порядков, угодных и выгодных господствующему классу. При подавлении направленных против этих порядков выступлений угнетённых классов государство не связано никакими законами, а потому представляет собой насильственную диктатуру господствующего класса. С этой точки зрения античное государство является диктатурой рабовладельцев (направленной против рабов); средневековое - диктатурой феодалов (над крестьянами); капиталистическое - диктатурой буржуазии (над рабочим классом). В результате социалистической революции возникает государство диктатуры пролетариата (призванное подавить сопротивление буржуазии).

Источником Классовой борьбы является противоречие интересов классов. В зависимости от характера этого противоречия различают классы антагонистические и неантагонистические. Антагонистическими являются, прежде всего, взаимоотношения между основными классами всех формаций, основанных на эксплуатации человека человеком: рабы - рабовладельцы, крестьяне - феодалы, пролетарии - буржуазия. Антагонистическими могут быть и взаимоотношения между господствующими классами сменяющих друг друга формаций (например, между феодалами и буржуазией), если их коренные интересы несовместимы. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая при всем многообразии ее форм всегда есть результат и высшее проявление борьбы классов. «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов», - так характеризовали Маркс и Энгельс основные фазы Классовая борьба до возникновения капитализма. Капитализм упростил и обнажил классовые противоречия, противопоставив друг другу два больших класса - буржуазию и пролетариат. Пролетариат - первый из угнетённых классов, Классовая борьба которого принимает действительно интернациональный характер и всемирный размах. В отличие от предшествовавших угнетённых классов, пролетариат ведёт Классовая борьба под руководством своей политической партии, которая вооружает его научным пониманием коренных классовых интересов и путей их осуществления.

Основным вопросом Классовая борьба в переходный период является вопрос «кто - кого», кто победит - социализм или капитализм. Марксизм-ленинизм отвергает как правооппортунистическую теорию затухания Классовой борьбы, которая отрицает антагонистические противоречия между пролетариатом и буржуазией, так и левацкую теорию необходимости разжигания Классовой борьбы Рабочий класс, стоящий у власти не заинтересован в искусственном разжигании Обострения Классовая борьба может быть вызвано двоякими причинами: 1) действиями враждебных эксплуататорских классов, пользующихся поддержкой со стороны капиталистического мира; 2) наступлением социалистических элементов на капиталистические, вызывающим усиление сопротивления последних.

Теория прибавочной стоимости

Понятие прибавочной стоимости базируется на оценке стоимости, как овеществлённом труде, которая предполагает, что стоимость товара не зависит от спроса и предложения и определяется количеством вложенного труда. В рамках этой теории Карл Маркс ввел понятие прибавочной стоимости - как разницы между созданной в процессе труда новой стоимостью (превышение трудовой стоимости товара над стоимостью ранее овеществлённого труда - сырья, материалов, оборудования) и стоимостью рабочей силы (обычно выражена в форме заработной платы), которая была использована для создания этой новой стоимости. Источником прибавочной стоимости, по Марксу, является продолжение потребления рабочей силы дольше того времени, в течение которого воспроизводится её собственная стоимость.

По теории Маркса, прибавочная стоимость проявляется в своих особых формах: предпринимательская прибыль, проценты, рента, налоги, акцизы, пошлина, то есть как уже распределённая между всеми агентами капиталистического производства и вообще между всеми претендентами на участие в прибыли.

Прибавочная стоимость, по Марксу, создаётся исключительно в сфере производства, а не в сфере обращения. Она существует при любом производстве и служит источником налогов и накопления. Но лишь при капитализме она получает своё окончательное развитие в форме прибыли, которая становится самостоятельной целью производства.

Маркс делил прибавочную стоимость на

    абсолютную: создаётся путём удлинения рабочего дня

    относительную: возникает из-за удешевления рабочей силы и сокращения необходимого рабочего времени, что приводит к изменению соотношения времени между необходимым и прибавочным трудом в рамках того же самого рабочего дня

Следует отличать прибавочную стоимость от добавленной стоимости.

Понятие прибавочная стоимость - одно из центральных понятий марксистской экономической теории. Маркс указывал, что при капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего. По словам Маркса, норма прибавочной стоимости есть «точное выражение степени эксплуатации рабочей силы капиталом, или рабочего капиталистом».

    Понятие идеального типа М.Вебера. Типы легитимации власти.

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП - методологическое средство социально-исторического исследования, разработанное немецким социологом М. Вебером. По Веберу, теоретическое социологическое исследование, опирающееся на сравнительный анализ и сопоставление эмпирических фактов социально-исторической деятельности, должно приводить к формированию представлений об идеальном типе социальных явлений - социальных действий, институтов, отношений форм общественной организации, историко-культурных феноменов, экономических отношений и т. п. Идеальный тип представляет собой заведомое упрощение и идеализацию сложности и многообразия социальных явлений, осуществляемое исследователем в целях систематизации данного ему эмпирического материала и дальнейшего его сопоставления и изучения. Идеальный тип, согласно Веберу, “формируется односторонним акцентированием одной или более точек зрения и синтезом очень многих расплывчатых, более или менее разрозненных, имеющихся налицо или по временам отсутствующих конкретных индивидуальных явлений, которые организуются в соответствии с этими односторонне подчеркиваемыми точками зрения в единую логическую конструкцию”

Легитимность - политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

Различают три «идеальных типа» легитимности:

    традиционную , опирающуюся на совокупность обычаев, сила действия которых признана с незапамятных времен, и на укоренившуюся в человеке привычку придерживаться таких обычаев;

    харизматическую , которая всецело характеризуется личной преданностью людей, подвластных делу какого-либо человека и их доверием только к его особе как лидеру-вождю;

    рациональную ,(демократическая) проистекающую из соответствия власти рациональному принципу, с помощью которого установлен правовой порядок действующего политического строя.

Помимо этих трех «идеальных типа», выделяют и другие типы легитимности, а именно:

    технократическую , которая может быть выражена русской пословицей: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», т.е. власть должна быть профессиональна;

    онтологическую (онтология - учение о бытии), в которой заключено соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия.

Структурная легитимность

Наиболее важным фактором признания обоснованности правлении выступает формирование органов власти на основе законности. Этоструктурная легитимность (первый вид). Она называется так потому, что определяет структуру политической системы. Такая легитимность может выступать в двух формах. Во-первых, этотрадиционная легитимность , которая подразумевает общественное признание правителей, получивших власть в соответствии с традициями и обычаями данного сообщества: старейшин, вождя (наиболее авторитетного лидера), монарха и др. Во-вторых, это чаше встречающаяся в демократичных сообществах легальная легитимность , т. е. общественное признание передачи власти в соответствии с установленными законами о выборах органов власти.

Однако приобретение правителями полномочий на законной основе еше не гарантирует им сохранение доверия и поддержки, т. е. легитимности. Злоупотребление властью , нарушение законов и представлений граждан о справедливости, неэффективность органов власти в управлении обществом способны вызвать политический кризис, подрыв доверия, т. е. утрату легитимности. В устоявшихся демократиях кризисы легитимности разрешаются цивилизованно. Для этого предусмотрены процедуры отстранения от власти потерявшего авторитет правителя. Например, нарастание внепарламентских форм политической активности (митинги, шествии протеста и т. п.) может привести к добровольной отставке политических лидеров, досрочным выборам, проведению референдума и т. д.

Харизматическая легитимность

Харизматическая легитимность базируется на вере в особый талант лидера, который претендует на доступ к политической власти, вею харизму - Божественный дар, благодать. Доверие граждан в этом случае имеет эмоциональный характер и основывается на личной симпатии к лидеру. При этом с обеих сторон принижается значение правовых норм. Харизматический способ легитимации правителей часто используется в периоды революций, когда новые органы власти не могут опереться на закон или традицию.

Названные типы легитимности являются идеальными моделями. В политической практике они взаимопереплетаются и дополняют друг друга. В настоящее время появляются новые типы легитимности. Усиление национализма привело к появлению так называемойэтнической легитимности - формированию властных структур по национальному признаку. Эту разновидность можно отнести к роду легальной легитимности, когда на выборах явно или неявно используется ценз национальной принадлежности.

Степень легитимности , т. е. доверия к правителям, установить количественно достаточно трудно. Однако существуют определенные показатели, которые могут быть использованы для этой цели. Среди них можно выделить: уровень принуждения, необходимый для выполнения управленческих функций со стороны правителей; характер попыток замены представителей органов власти, проявления гражданского неповиновения (бунты, забастовки и т. п.); результаты выборов; результаты опросов; и др.

Борьба между классами, интересы к-рых несовместимы или противоречат друг другу. К. б. представляет собой осн. содержание и движущую силу истории всех антагонистич. классовых обществ.
К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит открытие великого закона историч. движения классовых обществ. согласно к-рому «... всякая историческая борьба - совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области - в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем и их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена» (Э н г е л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 259).
Теория К. б. имеет громадное методологич. значение для всех отраслей обществ. наук, т. к. помогает понять реальное классовое содержание идеологич. и политич. борьбы во всех её формах. Как подчёркивал В. И. Ленин, люди всегда были и будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся разыскивать за любыми социальными фразами, заявлениями, обещаниями интересы тех или иных классов.
Источником К. б. является противоречие интересов классов. В зависимости от характера этого противоречия различают классы антагонистические и неантагонистические. Антагонистическими являются прежде всего взаимоотношения между осн. классами всех формаций, основанных на эксплуатации человека человеком: рабы - рабовладельцы, крестьяне - феодалы, пролетарии - буржуазия. Антагонистическими могут быть и взаимоотношения между господствующими классами сменяющих друг друга формаций (напр., между феодалами и буржуазией), если их коренные интересы несовместимы. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революции;, к-рая при всём многообразии её форм всегда есть результат и высшее проявление борьбы классов. «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всею общественного здания или общей гибелью борющихся классов»,- так характеризовали Маркс и Энгельс осн. фазы К. б. до возникновения капитализма (там же, т. 4, с. 424). Капитализм упростил и обнажил классовые противоречия, противопоставив друг другу два больших класса - буржуазию и пролетариат. Пролетариат - первый из угнетённых классов, К. б. к-рого принимает действительно интернац. характер и всемирный размах. В отличие от предшествовавших угнетённых классов, пролетариат ведёт К. б. под руководством своей нолитич. партии, к-рая вооружает его науч. пониманием коренных классовых интересов и путей их осуществления.
Пролетариат ведёт свою К. б. в трёх осн. формах: экономической, политической и идеологической. Экономич. борьба - это борьба за проф. интересы рабочих (повышение зарплаты, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда и т. д.). Она противодействует наступлению предпринимателей на жизненные условия рабочего класса, подготавливает рабочих к борьбе за более широкие цели, способствует их революц. воспитанию и организации. В этой борьбе выросли профсоюзы, объединяющие массы трудящихся и защищающие их интересы. Экономич. борьба, особенно в совр. условиях, переплетается и перерастает в борьбу политическую. В условиях гос.-монополистич. капитализма борьба даже за повседневные экономич. нужды не может быть успешной без цолитич. борьбы. Марксисты борются как против реформистов, пытающихся свести К. б. пролетариата к экономич. борьбе, так и против сектантской недооценки экономич. борьбы. Политич. борьба является высшей формой К. б. пролетариата. Особенности этой формы К. б., взятойвеё полном развитии, состоят, во-нервых, в том, что она означает борьбу за коренные интересы пролетариата. Во-вторых, политич. борьба - это общеклассовая борьба; она означает уже не борьбу рабочих отд. предприятия против своего хозяина, а всего класса пролетариев против класса капиталистов. В-третьих, в политич. борьбе складывается партия - высшая форма классовой организации пролетариата. Самое главное в политич. борьбе пролетариата - борьба за установление и упрочение им своей власти. Достижение этой цели невозможно без идеологич. К. б., задача к-рой состоит прежде всего в том, чтобы высвободить пролетариат из-под влияния бурж. идеологии. Идеологич. борьба призвана внести в массы пролетариата социалистич. идеологию, что необходимо для превращения стихийной К. б. в борьбу сознательную. Идеологич. борьба партии пролетариата, направленная против всех форм бурж.. и реформистской идеологии, приобретает в совр. эпоху особенно широкий размах.
Понятие «формы К. б.» употребляется также в более узком смысле слова, совпадающем с понятием средств, методов К. б. (стачки, демонстрации, бойкот выборов, парламентская борьба, вооруж. восстание и т. д.). Успех борьбы рабочего класса за победу революции зависит от того, насколько он и его партия владеют всеми формами борьбы - мирными и немирными, парламентскими и непарламентскими - и готовы к самой быстрой и неожиданной смене одной формы борьбы другой.
Важнейшая особенность К. б. пролетариата на совр. этапе истории состоит в органич. сочетании борьбы яа демократию с борьбой за социализм. Перерастание монополистич. капитализма в гос.-монополистич. капитализм сопровождается наступлением крупных монополий на интересы рабочего класса и широких масс народа по всем линиям. В то же время растут трудности, испытываемые мелкой и ср. гор. буржуазией. Т. о., вместе с обострением осн. классового противоречия бурж. общества - между трудом и капиталом - углубляется противоречие между большинством нации и монополиями. Эта новая расстановка классовых сил создаёт возможность установления союза рабочего класса с широчайшими слоями народа в борьбе за ликвидацию господства монополий. Борьба за мир, демократию, в защиту нац. суверенитета, за коренные социальные реформы - это борьба за общедемократич. задачи, вокруг решения к-рых пролетариат может объединить самые широкие слои народа, что облегчает ему борьбу и за социализм. Сближение значит. части интеллигенции и служащих с пролетариатом, рост численности сту-денч. молодёжи в условиях науч.-технич. революции, обострение социальных конфликтов и возрастание активности различных групп населения увеличивают массу «горючего материала» в капиталистич. странах и расширяют ряды потенциальных союзников пролетариата. В совр. условиях рабочий класс выступает как гл. и наиболее сильный противник власти монополий, как центр притяжения всех антимонополистич. сил.
К. б. в нац. рамках тесно переплетается с К. б. на междунар. арене. Объединение силы монополий и бурж. гос-ва в единый механизм связано и с междунар. монополиями. В борьбе против растущего революц. движения бурж. гос-ва вступают в воен. союзы и блоки (НАТО и др.), к-рые ставят своей целью не только проведение империалистич. политики в междунар. отношениях, но и подавление в случае острых кризисов в отд. странах их революц. сил путём вмешательства извне.
В совр. эпоху произошло существ. изменение соотношения классовых сил на мировой арене в пользу трудящихся. Это связано прежде всего с образованием мировой системы социализма, к-рая является главным завоеванием мсждунар. рабочего класса. С победой Великой?кт. социалистич. революции и появлением на мировой арене социализма образовался новый фронт К. б.: противоборство двух социальных систем. Взаимоотношения двух систем, какую бы форму они ни принимали - от вооруж. отражения империалистич. агрессии до мирного сосуществования гос-в и экономич. соревнования социализма с капитализмом - представляют собой поприще К. б. Борьба двух систем выражает осн. противоречие совр. эпохи. Под влиянием этого противоречия развёртывается в совр. условиях К. б. и в развивающихся странах. Изменившееся соотношение сил на междунар. арене создало благоприятные условия для разрушения колон. системы империализма и освобождения мн. стран Азии, Африки и Лат. Америки. Классовая структура этих стран отличается большой сложностью, т. к. их экономика была деформирована империализмом, капиталистич. отношения в ряде стран переплетаются с докапиталистическими: феодальными и дофеодальными. В нац.-освободит. борьбе против империализма, к-рая по своему содержанию является общедемократической, различные классы могут выступать единым фронтом. По мере решения задач нац. освобождения всё больше выступают на первый план социальные проблемы, в к-рых особенно остро проявляются классовые противоречия. Это, однако, не исключает возможности объединения всех прогрессивных сил вокруг рабочего класса, к-рый является наиболее по-следоват. борцом за решение задач нац. и социального освобождения.
Установление диктатуры пролетариата означает не прекращение К. б., а её продолжение в новых формах и новыми средствами. Пролетариат превращается в господствующий класс и приобретает такое орудие К. б., как новая гос. власть. В связи с этим отпадает ряд форм К. б., к-рымн пользовался пролетариат (восстание и др.), и появляются новые формы К. б., к-рые можно назвать государственными. В. И. Ленин определил след, новые формы К. б. пролетариата: 1) подавление сопротивления эксплуататоров; 2) гражд. война; 3) нейтрализация мелкой буржуазии; 4) «использование» буржуазии и бурж. специалистов; 5) воспитание новой дисциплины. Первая форма К. б. является всеобщей, обязательной для всех стран в переходный период от капитализма к социализму. Вторая - не обязательна для всех стран. Как показывает опыт европ. социалистич. стран, при благоприятных для рабочего класса условиях (помощь социалистич. стран и ослабление мирового капитализма) есть возможность избежать гражд. войны. Ленинская характеристика охватывает и такие новые формы К. б. пролетариата, к-рые выражают его руководящее воздействие на непролет. слои трудящихся - крестьянство, бурж. интеллигенцию и даже на отсталые слои рабочего класса. Конкретное выражение этих форм К. б. может быть различным. Напр., при нек-рых условиях может оказаться необходимой политика нейтрализации середняка (как в первый период пролет. революции в Сов. России), на смену к-рой затем приходит политика прочного союза со средним крестьянством. В странах нар. демократии почти везде не было надобности проводить политику нейтрализации среднего крестьянства, а оказалось возможным сразу установить с ним отношения союза. Но и здесь гос. руководство крестьянством со стороны рабочего класса представляло своеобразную форму К. б.
Осн. вопросом К. б. в переходный период является вопрос «кто - кого», кто победит - социализм или капитализм. Марксизм-ленинизм отвергает как право-оппортунистич. теорию затухания К. б., к-рая отрицает антагонистич. противоречия между пролетариатом
и буржуазией, так и левацкую теорию необходимости разжигания К. б. Рабочий класс, стоящий у власти, не заинтересован в искусств. разжигании К. б. Обострение К. б. может быть вызвано двоякими причинами: 1) действиями враждебных эксплуататорских классов, пользующихся поддержкой со стороны капиталистич. мира; 2) наступлением социалистич. элементов на капиталистические, вызывающим усиление сопротивления последних.
В странах нар. демократии К. б., как правило, имела менее острые формы, чем в Сов. Союзе, что определяется прежде всего изменением соотношения классовых сил в пользу социализма. Однако развитие не идёт по прямой линии, К. б. в эпоху строительства социализма может в связи с теми или иными изменениями внутр. и внеш. обстановки в отд. периоды усиливаться и принимать самые острые формы, вплоть до вооруж. выступления врагов социализма против власти рабочего класса (напр., в Венгрии в 1956). Как показали события 1968 в Чехословакия, 1980-81 в Польше, враги социализма учитывают уроки К. б. и могут попытаться добиться своей цели путём разложения социализма изнутри, широко используя для этого ревизионистские элементы («тихая контрреволюция»).
С построением социалистич. общества исчезает почва для классовых столкновений. Вопреки утверждению левосектантских элементов о неизбежности К. б. при социализме вплоть до победы коммунизма, отношения между всеми социальными группами социалистич. общества (рабочими, кооперированными крестьянами, интеллигенцией) есть отношения дружеств. сотрудничества. Однако остаётся фронт К. б. против внешнего, капиталистич. мира. Внутри общества остаётся также необходимость борьбы против пережитков капитализма в сознании и поведении людей, против идейного наследия старого мира. В совр. условиях, когда резко обострилась идеологич. борьба между двумя системами, особое значение приобретают решительное разоблачение происков империализма, коммунистическое воспитание всех трудящихся, усиление идеологич. деятельности партии.
* М а р к с К., Наемный труд и капитал, Маркс К. и н г е л ь с Ф., Соч., т. 6; с г о ж е, К. б. во Франции с 1848 по 1850 г., там же, т. 7; е г о ж е, Заработная плата, цена и прибыль, там же, т. 16; е г о ж с, Гражд. война во Франции, там же, т. 17; его ж е, Критика Готской программы, там же, т. 19; е г о же, [Письмо] Ф. Вольте 23 ноября 1871, там же, т. 33; Маркс К. и Энгельс Ф., «Циркулярное письмо» А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. 17-18 сент. 1879, там же, т. 34; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; е г о же, Крест, вопрос во Франции и Германии, гам же, т. 22; с г о ж с, К критике проекта социал-демократич. программы 1891 г., там же; Ленин В. И., Что делать?, ПСС, т. 6; его ж с, Две тактики с.-д-тии в демократа«, революции, там же, т. 11; е г о же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его ж е, О либеральном и марксистском понятии К. б., там же; его же, Пролет. революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; е г о ж е, О диктатуре пролетариата, там же,т. 39;ЛабриолаА., Очерки материалистам, понимания истории, пер. с итал., М., 1960; Плеханов г. В., Первые фазы учения о К. б., Соч., т. Н, М.- Л., 1928; Программные документы коммунистич. и рабочих партий капиталистич. стран Европы, М., 1960; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Программа КПСС. (Принята ХХП съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; см. также Лит. к ст. Классы. Г. Е. Глезерман.

В марксистско-ленинской концепции классов, классовой борьбе трудящихся масс принадлежит основная роль в развитии антагонистических общественно-экономических формаций. Она является движущей силой развития этих формаций. Она движет общество по пути социального прогресса. Это проявляется в следующих положениях:

1. Классовая борьба активно воздействует на развитие производи­тельных сил. Введение машин было обусловлено стремлением буржуазии сломить сопротивление рабочих, выступающих против удлинения рабочего дня. В Англии, начиная с 1825 г, изобретение и применение машин было результатом войны между предпринимателями и рабочим.

2. Классовая борьба - движущая сила социально-политического прогресса антагонистического общества. Противоречие между двумя сторонами способа производства раз­решаются не автоматически, уничтожение отживших производственных отношений осуществляется классами, борющимися против господствующего класса. Только в классовой борьбе, через социальную революцию совер­шается переход от старой общественно-экономической формации к новой.

3. Классовая борьба в конечном счете выступает двигателем и духовной жизни антагонистического общества. В ходе борьбы возникают передовые политические идеи, взгляды, философские теории, эта борьба эта обогащает науку, культуру, искусство.

Классовая борьба осуществляется в различных формах.

1. Экономическая борьба.

Значение экономической борьбы нельзя приуменьшать, но нельзя и абсолютизировать. Она способствует улучшению условий труда, сокращению рабочего дня, повышению заработной платы и жизненного уровня населения.

Осуществляется экономическая борьба путем стачек и забастовок. Но надо учитывать, что порой эти забастовки негативно сказыва­ются на экономическом состоянии общества.

2. Политическая борьба.

Это высшая форма классовой борьбы. Её основное содержание – борьба за установление и упрочнение политической власти. Политическая борьба включает вопросы: достижение коренных интересов определенных классов, общеклассовая борьба за демократию, борьба за политическую власть.

3. Идеологическая борьба.

4. Специфическая форма классовой борьбы.

Специфической формой классовой борьбы является война. Степень остроты классовой борьбы зависит от политических задач, внутренних условий, международной обстановки и может быть самой различной: от пассивного сопротивления враждебному классу, до вооруженных классовых столкновений, гражданской войны.

Гражданская война - это вооруженная борьба между различными слоями (классами) внутри одного государства за политическую власть (Афганистан, Таджикистан, Грузия). Это наиболее острая форма политической борьбы классов. Поэтому важно увидеть, какие силы противоборствуют в этой войне, какие цели они преследуют, как соотносятся классовые интересы с общечеловеческими интересами. Данное соотношение в значительной мере затрагивает область ми­ровой политики.

Классовая борьба в истории - это реальный факт общественной жизни, и роль её весьма значительна. Поэтому заслуга К.Маркса и его последователей, внесших значительный вклад в понимание классов, их отношений в обществе, весьма велика.

Вместе с тем, рассматривая учение о классовой борьбе в социаль­ной философии марксизма, недостаточно просто констатировать науч­ную значимость этого учения. Необходимо обратить внимание и оценить абсолютизацию классовой борьбы К.Марксом и его последователями. Так, апологетика классовой непримиримости и классовой борьбы на практике развития советского общества в СССР привела к формированию феномена классового врага.

Основные черты феномена классового врага:

1. Признается существование социального слоя, класса, которому нет места в новом советском обществе. Признается, что имеется некий класс-пережиток, чуждый класс.

2. Признается агрессивность этого класса, его враждебность к новому

обществу.

3. Признается, что представители класса – врага не могут претендовать на то же место в обществе, что и представители других классов.

4. Противостояние по отношению к классу-врагу считается делом социально-справедливым, прогрессивным, желательным для строительства нового социалистического общества.

Феномен классового врага, классовой борьбы выступал средством сплочения определенных социальных сил, средством возбуждения общественного сознания, нагнетания атмосферы и запугивания общества.

Для политической элиты данный феномен служил основанием собственного всевластия, был политико-идеологической базой игнорирования демократических принципов, нарушения законности, был удобной формой описывания собственных ошибок и просчетов.

С точки зрения партийно-тоталитарного режима этот феномен представлял большую ценность как весьма эффективный инструмент управления обществом. Без него существующий режим просто не мог бы функционировать.

Апологетика классов и классовой борьбы в социальной философии марксизма имела негативные методологические последствия, которые проявились в области теории движущих сил общества. В частности, абсолютизация классовой борьбы затушёвывала единство общест­ва как социального организма на каждом этапе общественного разви­тия. Односторонний крен в сторону классовых антагонизмов оставил в тени другие грани отношений классов. В истории непрерывно складывались формы союзов классов, слож­ные контакты классов, хотя их экономические интересы были зачастую прямо противоположны. Абсолютизация классовой борьбы затушёвывала созидательный творческий вклад каждого класса в общественное развитие.

Абсолютизация классовой борьбы закономерно приводила к выводу о неизбежности диктатуры класса вообще и диктатуры пролетариата в частности. Диктатура класса есть война, откровенное подавление и уничтожение классов.

Абсолютизация классовой борьбы в марксизме как бы сместила нравственные акценты в её оценке. Эта борьба стала рассматриваться как некое абсолютное благо, великое достоинство общества.

Между тем классовая борьба помимо своих прогрессивных пос­ледствий, несет горе, несчастье обществу. Отвлечением сил от задач созидания, признанием неразвитости общественных отношений, неспособности общества цивилизованными средст­вами решать свои проблемы, классовая борьба нередко расчищала дорогу тирании и тоталитаризму.

Реально, учение о классовой борьбе лишь один из фрагментов теории сил социальной философии, фрагмент - отнюдь не главный. Апологетика классовой борьбы все больше приходит в противоречие с реальностями социального развития ХХ века. В современном цивилизованном обществе и классы уже другие, и тем более отношения между ними кардинально изменились.

В условиях нарастания и обострения глобальных проблем, в усло­виях перемен в мире, остро встал вопрос о соотношении классовых и общечеловеческих интересов.

На первый план выдвигаются интересы сохранения мира, выживания человеческой цивилизации. Выдвигаются в качестве приоритетных инте­ресы общечеловеческие над классовыми. Это накладывает отпечаток и на внешнюю политику государства. Определены принципы политики в отношениях между государствами мирового сообщества:

Ненападение, невмешательство в отношениях между государствами

(невмешательство государств в дела друг друга);

Уважение суверенитета, территориальной целостности;

Политика конструктивного сотрудничества, взаимодействия всех государств;

Программа демократизации межгосударственных отношений;

Демилитаризация государств;

Гуманизация всей системы международных отношений (обеспечение прав человека, обмен преподавателями и студентами, развитие туризма).

Таким образом: теория классов и классовой борьбы позволяет обобщить разнообразные явления и действия отдельных лиц, сведя их к действию классов и познать закономерности исторического процесса, развития человеческой цивилизации.

Характерной чертой современной эпохи является деинтеллектуализация общественной жизни. Казалось бы, по сравнению с прошлыми временами миллиарды людей имеют различные формы образования, что дает им возможность получать и анализировать разнообразную информацию. Средства массовой информации (СМИ) располагают неограниченными возможностями для распространения социальных, экономических, политических, философских и иных знаний, позиций, идей и воззрений. Сформировалось единое мировое информационное пространство. С помощью радио и телевидения в считанные минуты можно узнать о том, что происходит в разных уголках земного шара.

Но парадокс современной эпохи состоит в том, что чем больше люди получают информацию об окружающей социальной и природной действительности, тем меньше они информированы, тем меньше они знают о том, что происходит в реальном мире. Это особенно касается социальной действительности. Если, например, получать информацию о современном буржуазном обществе с помощью буржуазных (термин буржуазный ими совершенно игнорируется) средств информации, то складывается впечатление, что в этом буржуазном обществе нет ни классов, ни сословий, ни богатых, ни бедных. Нет никаких социальных, экономических и иных конфликтов. Люди живут в полном согласии и гармонии. Правда, буржуазные СМИ сообщают о преступниках, превращают их в героев (достаточно посмотреть наши телепередачи).

Буржуазные идеологи, как у нас, так и за рубежом, игнорируют наличие классов и классовой борьбы в современном буржуазном обществе. Российский молодой читатель (студенты, например), лишившись возможности получить марксистское образование, уже не имеет представления о классах и их борьбе между собой. Поэтому надо напомнить некоторые теоретические положения марксизма о классах, имеющие фундаментальное значение для понимания реальной ситуации в мире.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что многие мыслители еще с античных времен обращали внимание на классовый характер общества, хотя термин "класс" как социально-экономическое понятие не употреблялся. Но уже в XVIII веке исследователи применяют термин "класс" для характеристики социальной структуры изучаемого ими буржуазного общества. Вот почему К.Маркс в письме к Вейдемейеру от 5 марта 1852 года писал: "Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты - экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 28, с. 424-427). Таким образом, вопреки утверждениям нынешних буржуазных идеологов, о классах и классовой борьбе писали задолго до Маркса объективные исследователи. Маркс же, как он сам пишет, раскрыл связь классов с определенными этапами исторического развития, показал, что в результате классовой борьбы в буржуазном обществе устанавливается диктатура пролетариата, а сама эта диктатура в конечном итоге приводит к бесклассовому обществу.

Термин "диктатура пролетариата" буржуазные идеологи и ревизионисты интерпретируют как ничем не ограниченное насилие одного класса (пролетариата) над другим (буржуазией), как установление безжалостного и жестокого политического режима, подавляющего всякое инакомыслие, всякую свободу слова и даже свободу иметь какую-либо личную собственность. Но это абсолютно неверно.

Всякий господствующий класс в разных формах осуществляет свою диктатуру. В эпоху рабства рабовладельцы осуществляли свою власть, используя для этого разные формы и принципы правления - монархические, демократические, республиканские и т. д. То же самое характерно и для эпохи феодализма. В буржуазном обществе господствующий класс (буржуазия) использует не только демократические, но нередко действительно жестокие, в том числе фашистские, методы правления для удержания своего господствующего положения.

Разумеется, и пролетариат в случае прихода к власти должен осуществлять свою диктатуру, проявляющуюся тоже в зависимости от конкретных исторических условий, от политических и иных традиций в различных формах. Поэтому диктатура означает не что иное, как характер власти господствующего класса, а не просто насилие. В этой связи надо сказать, что насилие бывает как политическое, так и экономическое. Во всех добуржуазных классовых обществах доминировало политическое насилие. Раб экономически не был заинтересован в труде, но над ним осуществляли политическое насилие: его могли убить, продать, избить и т. д. С рабом обращались как с орудием производства, а не как с человеком. Крестьянин эпохи феодализма тоже не был заинтересован в том, чтобы работать на своего помещика. И над ним тоже осуществляли политическое насилие.

Положение рабочего в буржуазном обществе коренным образом меняется. Над ним осуществляют прежде всего экономическое насилие, поскольку его лишают средств производства, и он вынужден для того, чтобы прокормить себя и свою семью, продавать свою рабочую силу. Его положение не намного лучше, чем положение раба или крестьянина. При диктатуре пролетариата как раз прекращается экономическое и политическое насилие. Даже к свергнутому эксплуататорскому классу не применяется насилие, если он сам не оказывает вооруженного сопротивления. Таким образом, в любом классовом обществе, в том числе и в социалистическом, осуществляется диктатура господствующего класса. А, как писал Маркс, когда исчезнут классы, то исчезнет и сама диктатура пролетариата.

Существуют разные определения классов, но наиболее широко распространено ленинское определение. В.И.Ленин писал: "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения той доли общественного богатства, которой они располагают" (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 15). Ленин выделяет четыре классообразующих признака: 1) место класса в исторически определенной системе общественного производства, 2) отношение класса к средствам производства, 3) его роль в общественной организации труда, 4) способ получения доли общественного богатства. Главным классообразующим признаком выступает отношение к средствам производства.

Возникновение классов - процесс длительный, сложный и мучительный. Ф.Энгельс выделял два пути происхождения классов.
Первый путь связан с внутренней эволюцией родового строя, когда в результате развития производительных сил происходит рост общественного богатства, часть которого начинают присваивать органы, до этого защищавшие интересы всех членов рода или общины. "Постепенно производительные силы растут; увеличение плотности населения создает в одних случаях общность, в других - столкновение интересов между отдельными общинами; группировка общин в более крупное целое вызывает опять-таки новое разделение труда и учреждение органов для охраны общих интересов и для отпора противодействующим интересам. Эти органы, которые в качестве представителей общих интересов целой группы общин занимают уже по отношению к каждой отдельной общине особое, при известных обстоятельствах даже антагонистическое, положение, становятся вскоре еще более самостоятельными, отчасти благодаря наследственности общественных должностей, которая в мире, где все происходит стихийно, устанавливается почти сама собой, отчасти же благодаря растущей необходимости в такого рода органах, связанной с учащением конфликтов с другими группами" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 184). Другой путь образования классов связан с войнами. Развитие производительных сил приводит к тому, что продуктов производится больше, чем потребляется. Появились средства для того, чтобы содержать больше людей, могущих работать. Но в самой общине в силу ее немногочисленности нет таких рабочих рук. Зато их доставляла война. Если до этого пленных просто убивали; то теперь их превращают в рабов.

Один класс (меньшинство) эксплуатирует другой (большинство). Эксплуатация предполагает присвоение чужого труда. Тот, кто эксплуатирует, считается эксплуататорским классом, а тот, кто подвергается эксплуатации, - эксплуатируемым. В античном мире в качестве основных классов выступали рабы и рабовладельцы. Рабы приравнивались к животным. Они были исключены из жизни общества. Аристотель писал, что "невозможна дружба и с конем или быком или с рабом в качестве раба. Ведь [тут] ничего общего быть не может, потому что раб - одушевленное орудие..." (Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 4. - М., 1984, с. 236). В эпоху феодализма основными классами были феодалы и крестьяне, а в эпоху капитализма - буржуазия и пролетариат.

Многие исследователи (Сорокин, Арон и др.) в качестве главного классообразующего признака выделяют не отношение к средствам производства, а доходы. Утверждается, что по мере развития капитализма увеличиваются доходы населения, люди удовлетворяют свои потребности, рабочий класс растворяется среди других слоев общества, появляется "средний класс", который включает в себя большинство людей данного общества.

На мой взгляд, сторонники таких утверждений видят только явление и не хотят анализировать сущность тех изменений и процессов, которые происходят в современном мире. Слов нет, в западных странах, население которых составляет около одного миллиарда человек, жизненный уровень достаточно высок, особенно тех, кто имеет постоянную работу и обеспечен жильем. Верно, что большинство западных жителей в состоянии иметь машину, телевизор, жилье, отдыхать за границей и т. д. Бесспорно и то, что у многих есть определенные доходы, акции и т. п. Но следует ли отсюда, что на Западе нет теперь рабочих, а есть только "средний класс"? Нет, конечно.

Рабочий не потому является рабочим, что он получает мало или много, а потому что он лишен средств производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Он может получать много, но тем не менее подвергается эксплуатации со стороны "работодателей", поскольку они присваивают его труд за вычетом заработной платы. Такая эксплуатация - имманентная черта капитализма: без этого он не может существовать и развиваться. Раз есть капиталистическая экономика, значит есть и рабочие, которые могут иметь определенные акции предприятия, но тем не менее остаются рабочими.

Следует подчеркнуть, что акции - это камуфляж сущности буржуазного способа производства. Действительным владельцем предприятий являются не все акционеры, а те, кто владеет пакетом акций, поскольку им принадлежит решающий голос при принятии тех или иных решений.

Нельзя забывать и тот факт, что не все представители "среднего класса" удовлетворяют свои общественно необходимые потребности. Под последними подразумеваются потребности, порожденные уровнем развития данного общества. Скажем, в прошлом веке ни у кого не было потребности в телевизоре или в компьютерной технике, потому что производство не выпускало эту продукцию. В настоящее время телевизор и компьютер - не предмет роскоши, а составная часть жизненных стандартов конца двадцатого века. Так вот многие представители так называемого среднего класса не могут себе позволить удовлетворить общественно необходимые потребности, потому что, во-первых, финансы не позволяют и, во-вторых, вынуждены откладывать на черный день, ибо неизвестно, будут иметь завтра работу или нет. Поэтому понятие "среднего класса" - это конъюнктурное понятие, скрывающее реалии современного буржуазного общества.

П.А.Сорокин много внимания уделяет и проблемам социальной мобильности. "Под социальной мобильностью, - пишет он, - понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую" (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992, с. 373).

Сорокин выделяет два типа социальной мобильности - горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность предполагает переход индивида из одной социальной группы в другую, находящуюся на одном и том же уровне. Скажем, переход из одного гражданства в другое или из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую и т. д. Такая горизонтальная мобильность всегда существовала и будет существовать. Заслуга Сорокина состоит в том, что он ее научно исследовал. Но, пожалуй, больший интерес представляет вертикальная мобильность, под которой "подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой" (там же, с. 374). Сорокин выделяет два типа вертикальной мобильности - восходящую и нисходящую. Восходящая мобильность - это социальный подъем, а нисходящая - социальный спуск. Социальный подъем связан с переходом из низшей группы в высшую, а социальный спуск, наоборот, - с переходом из высшей группы в низшую.

Исследователь прав в том, что во всех обществах такие переходы совершались, прав и в том, что такого рода переходы трудны и сложны. Действительно, если брать современное буржуазное общество, где формально все свободны, то кажется, что любой индивид при желании может добиться самых блестящих успехов. Допустим, рабочий может стать миллионером или главой государства.

Но это иллюзорные представления о современной жизни. Реалии же показывают, что переход из низшей группы в высшую очень труден и практически исключается в современных условиях. В самом деле, предположим, что человеку из низших слоев захотелось стать президентом страны. Абстрактно это возможно, но на самом деле это исключено.

Во-первых, надо иметь образование, получить которое не так-то легко. Во-вторых, нужно обладать очень большими финансами, без которых абсурдно думать о проведении какой-либо избирательной кампании. В-третьих, необходима поддержка финансовых, промышленных, торговых и иных кругов. В-четвертых, следует привлечь на свою сторону средства массовой информации, так как именно они занимаются формированием общественного мнения, поднятием и опусканием рейтингов политиков. В-пятых, нужна поддержка каких-то политических движений и партий.

Перечень необходимых условий можно было бы продолжить, но и сказанного достаточно для того, чтобы показать, насколько нереален социальный подъем для того, кто в современном буржуазном обществе ничем не владеет. Вообще в нынешнем западном обществе все высшие ниши заполнены и попасть туда чрезвычайно трудно. Французские исследователи П.Бирнбаум, Ш. Барук, М.Беллэш, А.Марие пишут, что во Франции "в высшей прослойке правящего класса произошла внутренняя перестройка: изменились формы его рекрутирования и юридический статус его представителей. Однако с точки зрения обладания экономической властью никаких изменений не произошло" (Французский правящий класс. - М., 1981, с. 67).

Что касается социального спуска, т. е. перехода в низшие слои, то это гораздо легче совершить. Для этого достаточно разориться и можно даже оказаться в маргиналах.

Каждый класс занимает определенное место в обществе. Эксплуатирующий класс господствует и стремится к сохранению своего господствующего положения, эксплуатируемый - хочет избавиться от эксплуатации и поэтому вступает в борьбу с эксплуататорским классом. Отсюда ясно, что интересы эксплуататоров и эксплуатируемых противоречат друг другу. Это приводит к классовым конфликтам. Поэтому К.Маркс и Ф.Энгельс писали, что "свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 424).

Обычно выделяют три формы классовой борьбы: экономическую, политическую и теоретическую (идеологическую). Экономическая борьба предполагает борьбу за удовлетворение экономических интересов: повышение заработной платы, улучшение условий жизни, социальной защиты и т. д. В "Капитале" К. Маркс писал, что в буржуазном обществе имеет место абсолютное и относительное обнищание рабочего класса. Абсолютное обнищание предполагает ухудшение положения трудящихся по мере развития капитализма, а относительное обнищание связано с уменьшением доли тех же трудящихся в национальном доходе.

Нынешние буржуазные идеологи отвергают этот фундаментальный тезис марксистской теории. В качестве аргументов они выдвигают повышение жизненного уровня рабочего класса по сравнению с жизненным уровнем рабочих эпохи К.Маркса, с увеличением зарплаты, с сокращением рабочей недели и т. д. Действительно, современный рабочий развитых капиталистических стран живет несравненно лучше, чем рабочие прошлого века. Но исчезло ли абсолютное обнищание рабочего класса? Нет, конечно.

Во-первых, рост зарплаты не успевает за ростом стоимости жизни. У современного рабочего больше потребностей, потому что производство создает больше разнообразных товаров, необходимых рабочему и его семье. Он если даже удовлетворяет материальные потребности, то не может удовлетворить духовные, потому что они стоят дорого. Во-вторых, пауперизация включает в себя рост безработицы, а наличие безработицы вынуждены признать даже противники марксизма. В-третьих, пауперизация включает в себя неуверенность в завтрашнем дне, рост психических заболеваний, увеличение численности наркоманов и других социальных болезней. В этом отношении выделяются особенно развитые капиталистические страны. В-четвертых, буржуазный мир не ограничивается Западом. Он включает в свою орбиту и незападные страны, в том числе государства Африки, Азии и Латинской Америки. Десятки, если не сотни миллионов, жителей этих стран живут в нищете. По словам известного американского ученого Д.Белла, в Африке 70-х годов жили лучше, чем в Африке 80-х, а в Африке 80-х лучше, чем в Африке 90-х. Отсюда ясно, что марксистский тезис об абсолютном обнищании трудящихся нисколько не устарел. Он еще раз подтвердился реалиями современного буржуазного общества, реалиями современной буржуазной России, где миллионы людей вовремя не получают даже зарплату.

Тем более не устарел тезис об относительном обнищании людей труда. Достаточно посмотреть на сегодняшнюю ситуации в России, чтобы убедиться в его верности. Поэтому всем трудящимся капиталистических стран приходится вести разностороннюю экономическую борьбу за улучшение своего экономического положения, своих жизненных условий.
Но экономическая борьба не затрагивает основ буржуазного строя, базирующегося на частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком. Для его свержения необходима политическая борьба. Политическая борьба - это борьба за завоевание политической власти на всех уровнях политической жизни. Политическая борьба, как и экономическая, проявляется по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий. Высшей формой такой борьбы является социалистическая революция, победа которой обеспечивает ликвидацию прежних буржуазных общественных отношений и присвоения чужого труда посредством эксплуатации. Вместе с тем революция предполагает построение социалистического общества, в котором нет эксплуатации человека человеком, созданы условия для социального равенства и социальной справедливости. Но подготовка революции - долгий и сложный путь. Поэтому в повседневной жизни буржуазного общества необходимо вести политическую борьбу, поскольку господствующий класс все равно ведет такую борьбу.

В современных условиях, например, важной формой политической борьбы являются выборы в различные органы власти. Революционная партия, стоящая во главе политической борьбы трудящихся, должна использовать буржуазную демократию для того, чтобы защитить интересы трудового народа. Но вместе с тем она должна постоянно напоминать людям труда, что буржуазная демократия - это демократия для меньшинства, т. е. для буржуазии. Возьмем выборы. Казалось бы, всем предоставляется возможность, одинаковое право голосовать за тех кандидатов, программы которых наиболее рельефно выражают его интересы. Но это иллюзорная или, выражаясь современным языком, виртуальная реальность. На самом же деле за свободой выбора скрывается несвобода. Голосует не народ, а индивиды. Каждый индивид имеет свой субъективный (духовный) мир, богатство которого зависит от образования, от уровня политической культуры, от материального благополучия и от многих других вещей. Кроме того, каждый индивид имеет свой интерес, который может и не осознавать. Допустим, всем этим индивидам нужно избрать депутата парламента. Каждый из них абсолютно неосознанно может проголосовать за того кандидата в депутаты, который никогда не станет защищать их интересы. Почему? Потому что голосование зависит не столько от избирателей, сколько от финансовых возможностей кандидата провести такую избирательную кампанию, которая обеспечит ему место в парламенте. А такую возможность дают представители богатого класса, т. е. буржуазии. Благодаря предоставленным кандидату финансам, он может просто-напросто подкупить (что мы часто наблюдаем у нас в России) избирателей, хотя это законом и запрещено, но закон всегда можно обойти.

Необходимо в процессе политической борьбы разъяснять и то, что буржуазная демократия фактически исключает из политической жизни большинство населения. Во-первых, избранные люди не несут никакой ответственности перед избирателями, во-вторых, избиратели остаются наедине со своими проблемами и заботами. Им некуда обратиться, они отчуждены от власти и не могут влиять на ее решения. Необходимо сказать людям и о том, что парламентская говорильня им дорого обходится, если к тому же учесть, что современная говорильня обслуживается сотнями тысяч работников радио и телевидения, газет и журналов.

Буржуазная демократия не обеспечивает основных прав человека: право на труд, на образование и на отдых. Псевдосвобода для человека труда оборачивается отсутствием реальной свободы, ибо он не может проявить свои физические и духовные потенции, дать своим детям нормальное образование и обеспечить их будущее.

Тем не менее, необходимо использовать буржуазную демократию для политической борьбы, ибо в условиях диктатуры чрезвычайно трудно вести не только политическую, но другие формы классовой борьбы. Поэтому классики марксизма всегда исходили из того, что следует поддерживать буржуазную демократию и решительно выступать против всех форм диктатуры, исключающих любую демократию. "Маркс и я, - писал Энгельс, - в течение сорока лет без конца твердили, что для нас демократическая республика является единственной политической формой, при которой борьба между рабочим классом и классом капиталистов может сначала приобрести всеобщий характер и затем завершиться решительной победой пролетариата" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 287).

Что касается теоретической (идеологической) борьбы, то она связана с защитой классовых интересов посредством агитации и пропаганды своих теоретических позиций и жизненных стандартов. Разумеется, у господствующего класса есть больше возможностей для того, чтобы распространять свои воззрения и миропонимание в обществе. Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями. Класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила. Он, как правило, разными путями, в том числе с помощью властных структур, стремится к ослаблению позиции негосподствующего класса.
Т.Гоббс был прав, когда писал: "Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии" (Гоббс Т. Избр. произв. в 2-х тт. Т. 2. - М., 1964, с. 133).

Но если так обстоит дело с естественнонаучным знанием, то тем более это касается обществознания. В области общественных наук наиболее ярко проявляется стремление господствующего класса сделать свои мысли господствующими мыслями в обществе. Они выдаются как мысли всех классов и слоев и тем самым затушевывается социальная и классовая дифференциация людей, которая существует в реальной жизни.

Взять, например, современные постмодернистские концепции. Их авторы выступают против классической философии, прежде всего философии Просвещения, и классического рационализма, крупнейшими представителями которого были Декарт, Спиноза, Кант, Гегель, Маркс и другие. Постмодернисты в трагических событиях XX века, связанных с двумя мировыми войнами, экологическими проблемами, нищетой и бесправием миллионов людей, обвиняют философию рационализма, исходившего из восходящего развития человеческого общества, из возможности совершенствования общественных отношений. Они совершенно игнорируют тот факт, что в драматических коллизиях XX века виноваты не рационализм и не классическая философия, а буржуазный способ производства, основной целью которого является производство и присвоение прибавочной стоимости. И первая, и вторая мировая война, унесшие жизни миллионов людей и отбросившие человечество на десятилетия назад, были порождены буржуазным строем, а не классической философией. Если бы буржуазные политики защищали не интересы буржуазии, а всего мирового сообщества, то эти войны не были бы развязаны.

Постмодернисты отрицают общественный прогресс, неизбежный переход от капитализма к социализму. Они отрицают также возможности познания окружающей человека природной и социальной действительности, а философию сводят к интерпретации и анализу текстов без учета исторических условий их написания. Они лишают философию ее мировоззренческих и классовых функций. Но фактически постмодернисты защищают интересы современной буржуазии, потому что разоружают людей в борьбе со своими эксплуататорами и угнетателями.

В современную эпоху огромная роль в идеологической борьбе отводится средствам массовой информации. Буржуазия как господствующий класс обладает неограниченными возможностями для распространения своих философских, политических, экономических и иных воззрений, своего образа жизни, для защиты своих интересов. Эти возможности особенно выросли в наше время, когда электронные средства массовой информации проникли в жилище любого человека и, как говорится, преследуют его на каждом шагу. Они породили такую болезнь, как социальный идиотизм. Обычно под идиотизмом понимают врожденное слабоумие. Его изучением занимается психология. Но под социальным идиотизмом следует подразумевать такое состояние сознания общества, когда оно не может адекватно отражать окружающую социальную действительность.
Социальный идиотизм близок к иррационализму, но не тождественен ему. Дело в том, что иррационализм связан с бессознательными действиями человека, с чувственной формой познания. Что касается социального идиотизма, то его следует рассматривать в единстве чувственного и рационального познания. Индивид логически правильно рассуждает, но его рассуждения противоречат тому, что есть в реальной действительности. Он видит черное, а говорит - белое, и это не потому что у него есть какие-то психические отклонения. Социальным идиотизмом болеют не только малограмотные люди, но и те, чей интеллектуальный уровень вроде бы высок.

Исключительно важную роль в порождении социального идиотизма играет телевидение. Телевизор, представляющий собой идиотский ящик, из любого нормального человека может сделать идиота. Телеведущий становится как бы членом вашей семьи. Он предлагает вам удобнее расположиться в кресле или лечь на диван и слушать его. Он вам не дает думать, да и вам в этом нет необходимости. Он за вас все делает, а вы должны слушать и смотреть на него. Вы знаете, что ваша жизнь резко ухудшилась, но он говорит, что это временные трудности. А вы верите и не можете не верить, потому что другие мнения до вас не допускаются. Основная цель телепередач - отвлечь внимание людей от насущных проблем. Отсюда и постоянные телешоу, телеигры и прочие развлекательные программы. Телевидение - самое мощное средство в руках современной буржуазии, с помощью которого она ведет целенаправленную идеологическую борьбу против левых сил, против социалистической и коммунистической теории.

Телевидение создает видимость социального равенства и социальной справедливости. Формально каждый имеет право участвовать в телевизионных передачах, но фактически таким правом обладают те, кто имеет большие деньги, т. е. представители буржуазии и их политические партии. Телевидение - это обман людей, но обман изощренный. Телеведущие, защищающие интересы господствующего класса, используют все человеческие слабости, в том числе и такую слабость, как оказаться на телеэкране и стать известным многим. Они привлекают простых людей, рассказывают им всякие сказки о равных возможностях для всех и тем самым притупляют классовое сознание человека.

Таким образом, вопреки утверждениям буржуазных идеологов, в современном мире не исчезли ни классы, ни их борьба между собой. Напротив, усиливается в мировом масштабе социальная дифференциация и социальное расслоение людей. Сотни миллионов безработных, голодных, нищих и вместе с тем кучка миллиардеров - вот та социальная поляризация, свидетелями которой мы являемся.

Современной буржуазной пропаганде не ввести в заблуждение прогрессивные силы разговорами о якобы классовой гармонии и классовом сотрудничестве, о появлении так называемого среднего класса. Интересы класса буржуазии и людей труда будут антагонистическими до тех пор, пока существует сам буржуазный способ производства. Поэтому надо вести пропаганду и агитацию за интересы трудящихся, за их счастье и благополучие. Революционная партия, если она действительно защищает интересы всех трудящихся слоев, не должна забывать ни о классовой борьбе, ни о классовом подходе к изучению социальной действительности.