Забрав ребенка из роддома, родители более досконально начинают изучать его и наблюдать за ним. Их волнует общее состояние младенца, его реакции на окружающий мир, проявляющиеся в двигательной активности, зрении, слухе, плаче. Иногда родителей настораживает, что их новорожденный ребенок не реагирует (или реагирует очень слабо) на посторонние шумы и звуки, может никак не замечать и не просыпается от работающего телевизора, каких-то шумов из соседней квартиры и т.д. Вот поэтому многие родители интересуются, хорошо ли слышат новорожденные дети сразу после рождения или не слышат вовсе.

Уже давно установлен период, когда ребенок начинает слышать – это происходит еще на 16 – 17 неделе беременности.

Доказано: ребенок не родился, но уже слышит

Находясь в утробе, ребенок уже имеет способность слышать и реагировать на звук. При внутриутробном развитии есть реакция на музыку и на голоса, что было неоднократно доказано экспериментально: мама на последнем сроке беременности читала несколько детских стихов. Когда проходило определенное время после рождения ребенка, возле него зачитывали знакомый стих и следовала реакция “узнавания”: ребенок начинал активно двигать ножками и ручками.

Реакции ребенка на звук

Есть мнения некоторых родителей, что только что родившийся ребенок еще плохо слышит, или даже вообще не слышит из-за жидкости во внутреннем ухе, и начинает различать звуки только на второй – третий день, но это совершенно не так!

С первых дней жизни ребенок реагирует на звуки, но реагирует в основном только на громкие звуки (резкие, которые могут создавать определенную вибрацию), поэтому если нет реакции на работающий телевизор, на спокойные голоса, на другие спокойные шумы не нужно думать что малыш ничего не слышит, он все слышит, просто не реагирует.

Совершенно удивляет факт, что новорожденный умеет отличать голос человека от любого другого звука, т.е. в ребенке заложен врожденный рефлекс способности слышать. Быстрей и лучше всего среди других голосов кроха начинает узнавать материнский голос, который разговаривал на протяжении беременности.

Младенец сразу же после рождения имеет хорошо развитый слух и обладает реакцией на:

  • интонацию;
  • темп речи;
  • тембр голоса;
  • погремушки;
  • разные звуки.

Это выражается в :

  • в двигательной активности ножек и ручек;
  • поворотах головы;
  • поиске источника голоса глазами;
  • замирании;
  • вздрагивании;
  • плаче;
  • прислушивании.

Повторяем, если первые дни ребенок не реагирует на посторонние звуки, это еще ничего не значит. В любом случае, если вас это настораживает и пугает, всегда можно обратиться к врачу.

ФАКТ. Слышит младенец одинаково и когда бодрствует и когда спит 🙂

К концу третьего месяца ребенок осознанно поворачивает голову на любой звук – погремушку или голоса.

Как проверить слух

Если вас беспокоит то, что ребенок не слышит, вы можете проверить его слух. Через 3 – 5 дней после рождения незаметно похлопайте (естественно без фанатизма 🙂) рядом с ухом ребенка – ребенок должен моргнуть или проявить любую другую реакцию. Погремите погремушкой справа или слева от головы ребенка – он повернет в сторону звука голову. Если ребенок никак не реагирует на звуки, то необходимо обратиться к врачу.

Резкая реакция на звуки – это нормально

Многие детки в первые недели жизни при громких, резких звуках вздрагивают, плачут, у них могут появиться судорожные движения. Так же отреагировать младенец может и от вполне спокойного голоса, прозвучавшего совсем рядом, неожиданно. Но такая реакция не говорит о его “неадекватности” . Наоборот, это указывает на совершенно нормально развитый слух.

Такие же реакции могут проявляться на любые незнакомые обстоятельства не только на первых неделях жизни, но и почти до наступления школьного возраста. Это свидетельствует на то, что у нормально развивающихся младенцев очень высокий уровень чувствительности к внешней среде. Поэтому разговаривать с новорожденным ребенком нужно спокойно и ровно.

Лучше всего младенцы различают высокую тональность, прислушиваясь к детской звонкой песенке или погремушке. Младенцы с удовольствием слушают разговорную спокойную речь, иногда замирая или стараясь отыскать глазами источник голоса. Для развития слуха в период бодрствования включайте детские песенки, читайте стишки и просто больше разговаривайте с младенцем.

К началу второго месяца жизни у ребенка исчезнут судорожные движения, реакция на голос будет выражаться более упорядоченными и равномерными движениями. Появляется четкая реакция на темп речи. Понаблюдайте:

  • как только темп речи мамы убыстряется – движения ребенка ускоряются;
  • мама переходит на спокойную, размеренную речь – движения также становятся более плавными, ровными и ритмичными.

Если ребенок чем-то сильно увлечен (играет с игрушкой, рассматривает по сторонам интересные и новые ему предметы), он может также не реагировать на любые посторонние звуки, это вполне нормальное явление, дети просто абстрагируются, поэтому не нужно переживать.

Проблемы со слухом

Если во время беременности женщина переболела корью, краснухой или принимала токсические препараты, алкоголь или наркотические средства, то у ребенка может быть такое заболевание как тугоухость или глухота. Чтобы не допустить у ребенка потерю слуха, необходимо помощь и рекомендации специалиста.

Еще по теме, когда:

  • (как видит и что видят новорожденные дети);
  • (это одно из радостных событий)


Забрав ребенка из роддома, родители более досконально начинают изучать его и наблюдать за ним. Их волнует общее состояние младенца, его реакции на окружающий мир, проявляющиеся в двигательной активности, зрении, слухе, плаче. Иногда родителей настораживает, что их новорожденный ребенок не реагирует (или реагирует очень слабо) на посторонние шумы и звуки, может никак не замечать и не просыпается от работающего телевизора, каких-то шумов из соседней квартиры и т.д. Вот поэтому многие родители интересуются, хорошо ли слышат новорожденные дети сразу после рождения или не слышат вовсе.

Уже давно установлен период, когда ребенок начинает слышать - это происходит еще на 16 - 17 неделе беременности.

Доказано: ребенок не родился, но уже слышит

Находясь в утробе, ребенок уже имеет способность слышать и реагировать на звук. При внутриутробном развитии есть реакция на музыку и на голоса, что было неоднократно доказано экспериментально: мама на последнем сроке беременности читала несколько детских стихов. Когда проходило определенное время после рождения ребенка, возле него зачитывали знакомый стих и следовала реакция «узнавания»: ребенок начинал активно двигать ножками и ручками.

Есть мнения некоторых родителей, что только что родившийся ребенок еще плохо слышит, или даже вообще не слышит из-за жидкости во внутреннем ухе, и начинает различать звуки только на второй - третий день, но это совершенно не так!

С первых дней жизни ребенок реагирует на звуки, но реагирует в основном только на громкие звуки (резкие, которые могут создавать определенную вибрацию), поэтому если нет реакции на работающий телевизор, на спокойные голоса, на другие спокойные шумы не нужно думать что малыш ничего не слышит, он все слышит, просто не реагирует.


Совершенно удивляет факт, что новорожденный умеет отличать голос человека от любого другого звука, т.е. в ребенке заложен врожденный рефлекс способности слышать. Быстрей и лучше всего среди других голосов кроха начинает узнавать материнский голос, который разговаривал на протяжении беременности.

Младенец сразу же после рождения имеет хорошо развитый слух и обладает реакцией на:

  • интонацию;
  • темп речи;
  • тембр голоса;
  • погремушки;
  • разные звуки.

Это выражается в :

  • в двигательной активности ножек и ручек;
  • поворотах головы;
  • поиске источника голоса глазами;
  • замирании;
  • вздрагивании;
  • плаче;
  • прислушивании.

Повторяем, если первые дни ребенок не реагирует на посторонние звуки, это еще ничего не значит. В любом случае, если вас это настораживает и пугает, всегда можно обратиться к врачу.

ФАКТ. Слышит младенец одинаково и когда бодрствует и когда спит?


К концу третьего месяца ребенок осознанно поворачивает голову на любой звук - погремушку или голоса.

Как проверить слух

Если вас беспокоит то, что ребенок не слышит, вы можете проверить его слух. Через 3 - 5 дней после рождения незаметно похлопайте (естественно без фанатизма?) рядом с ухом ребенка - ребенок должен моргнуть или проявить любую другую реакцию. Погремите погремушкой справа или слева от головы ребенка - он повернет в сторону звука голову. Если ребенок никак не реагирует на звуки, то необходимо обратиться к врачу.

Резкая реакция на звуки – это нормально

Многие детки в первые недели жизни при громких, резких звуках вздрагивают, плачут, у них могут появиться судорожные движения. Так же отреагировать младенец может и от вполне спокойного голоса, прозвучавшего совсем рядом, неожиданно. Но такая реакция не говорит о его «неадекватности». Наоборот, это указывает на совершенно нормально развитый слух.

Такие же реакции могут проявляться на любые незнакомые обстоятельства не только на первых неделях жизни, но и почти до наступления школьного возраста. Это свидетельствует на то, что у нормально развивающихся младенцев очень высокий уровень чувствительности к внешней среде. Поэтому разговаривать с новорожденным ребенком нужно спокойно и ровно.

Важно: почему ребенок боится громких звуков (что делать)

Лучше всего младенцы различают высокую тональность, прислушиваясь к детской звонкой песенке или погремушке. Младенцы с удовольствием слушают разговорную спокойную речь, иногда замирая или стараясь отыскать глазами источник голоса. Для развития слуха в период бодрствования включайте детские песенки, читайте стишки и просто больше разговаривайте с младенцем.

К началу второго месяца жизни у ребенка исчезнут судорожные движения, реакция на голос будет выражаться более упорядоченными и равномерными движениями. Появляется четкая реакция на темп речи. Понаблюдайте:

  • как только темп речи мамы убыстряется - движения ребенка ускоряются;
  • мама переходит на спокойную, размеренную речь – движения также становятся более плавными, ровными и ритмичными.

Если ребенок чем-то сильно увлечен (играет с игрушкой, рассматривает по сторонам интересные и новые ему предметы), он может также не реагировать на любые посторонние звуки, это вполне нормальное явление, дети просто абстрагируются, поэтому не нужно переживать.

Проблемы со слухом

Если во время беременности женщина переболела корью, краснухой или принимала токсические препараты, алкоголь или наркотические средства, то у ребенка может быть такое заболевание как тугоухость или глухота. Чтобы не допустить у ребенка потерю слуха, необходимо помощь и рекомендации специалиста.


Важно: правильные уход за ушами ребенка

Еще по теме, когда:

  • Когда ребенок начинает видеть (как видит и что видят новорожденные дети);
  • Когда ребенок начинает агукать (это одно из радостных событий)

Органы чувств ребенка - особенная тема, о которой бы хотелось поговорить.

Внутриутробно ребенок находится в жидкой субстанции – околоплодных водах. Наверное, вы уже неоднократно видели видео, как на УЗИ ребенок чмокает губами.

Органы малышей чувств немного незрелы, но функционируют, а это значит, что новорожденные дети различают очертания фигур, смотря на вас, чувствуют запах молока, а еще различают тембр голоса. Бытует мнение, что высокие голоса новорожденным нравятся больше, чем низкие.

Так с чего же всё начинается?

Ребенок появляется на свет, и начинается процесс адаптации после родов. В первые дни жизни у новорожденного кардинально перестраивается система кровообращения, а вместе с ней и система дыхания.

Что же касается нервной системы и органов чувств, то их процесс адаптации очень долгий и требует больших затрат организма. Именно поэтому заканчивается он приблизительно к трем месяцам. Давайте разберемся, как это происходит.

В каком возрасте ребёнок начинает видеть?

Приблизительно к 3 месяцам, когда впервые узнает маму. Новорожденные рождаются с высокой степенью близорукости и видят примерно на расстоянии 30 сантиметров.

Насколько можно рассмотреть при таком зрении лицо? Думается, сделать это тяжеловато. Зато грудь - вполне возможно. К тому же у крох очень слабая фиксация взгляда. Именно поэтому новорожденные не узнают своих родителей.

Хочется также отметить, что новорожденные не умеют ни осознанно улыбаться, ни плакать. Поэтому если вы увидели непонятные гримасы у новорожденного, срочно обратитесь к врачу.

Более подробно о том, когда ребенок начинает видеть и как происходит развитие органов зрения у новорождённого малыша, рассказывает врач-офтальмолог.

Родителям новорождённых крох будет полезно узнать, что умеет ребенок в 1 месяц. Об этом максимально содержательно расскажет детский доктор.

Когда ребенок начинает ощущать запахи?

Обоняние, пожалуй, развито у новорожденного практически на 100 %. Запах молока они чувствуют, находясь от матери на большом расстоянии.

Особенно это видно в первые трое суток, когда молоко в груди еще не пришло, а голод младенца дает о себе знать. Именно в это время мамочка может допустить ошибку и положить спать малютку рядом с собой.

В этом случае новорожденный привыкает чувствовать запах молока, и потом спать раздельно будет уже просто невозможно.

Когда малыш начинает слышать?

Самый частый вопрос мамочек: слышит ли новорожденный ребенок? Как я уже говорила выше, они отлично различают тембр голоса, а смысл слов, естественно, не понимают.

Невзирая на это, с новорожденными стоит постоянно разговаривать. Реагировать на звуки младенец начинает также к 3 месяцам.

Развитию слуха и фонетического восприятия способствуют

О пользе таких прослушиваний рассказывает детский психолог.

Каким образом проверяют слух у новорожденного?

Сейчас в каждом роддоме на 3-4 день (а у недоношенных новорожденных на 7) осуществляется проверка слуха. Заключается она в том, что относительно маленький переносной приборчик приносят в палату, когда ребенок спит.

В наружный слуховой проход вставляют датчик, который вырабатывает определенные волны. Если звук отразился от барабанной перепонки, значит, что отоакустическая эмиссия зарегистрирована и слух ребенка в порядке.


Узнать о результатах обследования можно у лечащего врача в роддоме или посмотреть в выписке. Если тест в роддоме не пройден, это еще не повод расстраиваться. Причин может быть множество. Но особенно это касается недоношенных новорожденных.

После достижения своего долженствующего «срока родов» слух, скорей всего, появится. Если ребенок родился с большим количеством родовой смазки, это также может быть преградой к прохождению звуковой волны.

Также не проводят исследование у детишек, которые по состоянию здоровья находятся или находились в палате интенсивной терапии. В эти трех случаях назначается контроль обследования через месяц.

Кроме этого, слух новорожденного опосредованно может проверить врач, вызвав рефлекс Моро. Это рефлекс испуга, относится к защитным. Проявляется в раскидывании ручек и вздрагивании при ударе-хлопке рук врача о стол на расстоянии 15 сантиметров с двух сторон от головки ребенка.

Родителям этот рефлекс самостоятельно дома проверять ни в коем случае не стоит.

Если ребенок в 1 месяц не реагирует на резкие звуки, это повод обратиться к врачам – неврологу и сурдологу, которые, в свою очередь, помогут найти причину.

Предрасполагающие факторы к возникновению тугоухости

  • Наследственность. Если у мамы, папы или дедушки с бабушкой была выявлена тугоухость, стоит обязательно об этом сообщить врачу, это может наследоваться.
  • Внутриутробные инфекции. Инфекции, которыми мог заразиться ребенок внутриутробно (цитомегаловирус, токсоплазмоз и другие), в настоящее время являются очень распространёнными и представляют достаточно большую опасность для плода и новорожденного.
  • Недоношенность (срок гестации менее 36 недель).
  • Маловесные дети (до 1500 г) находятся в зоне риска по нарушениям слуха.
  • Пороки развития лицевого скелета.
  • Использование препаратов, которые негативно влияют на орган слуха новорожденного (ототоксичны). Особенно это касается антибиотиков, которые назначаются новорожденным при некоторых заболеваниях.

Детей, у которых выявлен один или несколько таких факторов риска, как правило, отправляют на повторное обследование.

С появлением дома нового члена семьи у молодых родителей начинается новая жизнь: с многочисленными хлопотами, заботами и вопросами. Один из самых часто встречающихся: когда новорожденный начинает слышать? Обеспокоенность насчет слуха появляется после того, как мама замечает, что карапуз не проявляет реакцию на посторонние шумы – громко работающий телевизор или разговор родственников. Но стоит ли бить тревогу? Слышит ли ребенок сразу после рождения? Ответим на все эти вопросы.

Когда начинают слышать новорожденные дети?

Прежде всего, скажем, что новорожденность – это возрастной период с рождения и до 28-го дня жизни. Даже такой малыш способен слушать и слышать как голоса родителей, так и посторонние шумы. Однако еще до появления на свет дети могут воспринимать звуки.

Органы слуха у эмбриона формируются, начиная с 5-й недели. Приблизительно к 16-й неделе внутриутробного развития ребенок воспринимает на слух окружающие его звуки. К концу 20-й недели заканчивается формирование внутреннего уха, а значит, плод способен воспринимать высоту звуков. А уже на 26-й неделе дети начинают реагировать на полученную информацию – например, толкаются в животике.

Малыш буквально окружен звуками в материнской утробе: стучит мамино сердце, течет по сосудам ее кровь, громко урчит кишечник. Но самое главное – это материнский голос, который является, пожалуй, самым желанным звуком на свете для любого ребенка. Итак, на вопрос о том, когда начинают слышать младенцы, можно уверенно ответить – еще в момент нахождения в мамином животе. Неудивительно, что сразу после рождения детки выделяют голос матери из всех остальных звуков.

Как слышат новорожденные?

Представьте, что вы попадаете из абсолютной тишины в комнату с оглушительно играющими музыкальными инструментами. Ваша реакция предсказуема – кратковременный шок. Вот и младенец начинает реагировать на, казалось бы, безобидный звук плачем, вздрагиванием и даже судорожными движениями. Подобные реакции могут продолжаться вплоть до двухмесячного возраста. Затем у малыша исчезают «судороги», реакции на голоса и шум становятся более естественными, а движения – упорядоченными. Разговаривая с крохой, понаблюдайте:

Как только вы заговорите быстрее, движения малыша тут же ускорятся; 

Если вы перейдете на спокойный, размеренный темп беседы, то и ребенок станет шевелиться более ритмично и плавно.

Если же кроха чем-то увлекается (разглядыванием маминого лица, игрой с погремушкой), он игнорирует любые звуки. И это тоже вполне нормальное явление, малыш еще не способен рассеивать свое внимание сразу на несколько предметов.

Что слышит малыш?

Таким образом, новорожденный ребенок отличает человеческие голоса от остальных звуков. Быстрее всего младенец узнает мамин голос, благодаря тому, что слышал его на протяжении всего периода беременности. Реагирует малыш и на другие звуки:

Шум погремушки;

Шум работающей бытовой техники (кстати, звук фена напоминает новорожденным о мамином животике и потому успокаивает); 

Колыбельные;

Веселые и мелодичные песенки.

Выражается способность ребенка слышать различные звуки в таких характерных движениях, как:

- «сучение» ручками и ножками;

Поворот головки;

Поиск глазами источника шума;

Вздрагивание;

Плач разной интенсивности;

Прислушивание (сосредоточенное лицо);

Замирание,

Полное прекращение движений.

Специалисты не рекомендуют посещать с новорожденными детьми шумные вечеринки, кричать рядом с ним, включать на полную громкость телевизор или аудиопроигрыватель. Идеальный вариант – колыбельная песенка, которую вы пели еще во время беременности. Но и ограждать кроху от других звуков (средней интенсивности) тоже нежелательно. Пусть он слышит и классическую музыку, и современные детские песни.

Проверяем детских слух

Даже новорожденный – яркая индивидуальность, поэтому никто не может точно ответить, во сколько дней или недель кроха выдаст вам яркую реакцию на ваш голос, другой звук или свое имя. Да и реагирование также будет разным: более активный младенец заплачет, флегматичный только поморщится.

Если вы все-таки переживаете, что младенец никак не откликается на звуки, то можно проверить детский слух и в домашних условиях. Чтобы проверить, слышит ли ваше чадо, воспользуйтесь следующими советами: 

Подойдите к нему со стороны, так, чтобы он вас не видел, и негромко похлопайте в ладошки;

Если ваши «аплодисменты» остались без внимания, громко покашляйте;

Если даже после это ваш малыш не отреагировал, привлеките его внимание новой погремушкой.

Консультация доктора необходима в том случае, если ребенок:

В двухнедельном возрасте не вздрагивает от внезапного звука;

В месяц не ищет источник шума, поворачивая к нему голову;

Не подражает (не агукает, не гулит) в 4 месяца.

Хочется еще раз напомнить, что такие возрастные границы (со скольки дней, недель или месяцев возникает та или иная реакция) во многом условны и зависят, в том числе, и от особенностей самого малыша – типа темперамента и сроков созревания нервной системы.

Как ухаживать за детскими ушами?

Органы слуха у новорожденных требуют особого ухода. Но следить за ушками нужно крайне осторожно, поскольку любое неловкое движение способно повредить тонкую барабанную перепонку и, тем самым, нарушить слух маленького человечка. Предлагаем 4 правила ухода за ушами новорожденного ребенка.

1. С первых дней очищайте ушные раковины малыша. Это нужно делать раз в неделю, сразу после водных процедур.

2. Во время купанья заложите детские уши маленькими ватными шариками, а затем, искупав кроху, извлеките их. Это поможет избежать проникновения воды в ушки, а также облегчит извлечение ушной серы.

3. Никогда не применяйте ватные палочки, иначе вы рискуете навредить карапузу.

4. Трещинки и сухость не побеспокоят младенца, если смазывать складочки за ушными раковинами детским кремом или маслом каждый раз после водных процедур.

Кроме того, на детский слух влияет и протекание беременности. Если в период вынашивания ребенка женщина заразилась опасными инфекционными заболеваниями (краснуха, корь) или принимала токсические вещества, малыш может родиться с тугоухостью или глухотой.

Когда начинают слышать младенцы? С момента появления на свет. Даже новорожденный ребенок способен отличать мамину колыбельную от звуков окружающего мира, реагировать на тембр, интонацию и громкость голоса. Если же вам кажется, что кроха вас не слышит, обратитесь к специалисту.

Покидая роддом, молодые родители остаются один на один со своим малышом и со своими страхами, связанными с его воспитанием и развитием. Как понять, почему малыш плачет? Не болит ли у него что-то? Все эти вопросы первое время волнуют молодую маму.

Не менее важным для родителей является вопрос развития ребенка. Ведь не любое нарушение можно увидеть невооруженным взглядом. Например, многих родителей очень интересует вопрос, с какого возраста ребенок начинает их видеть и слышать, и как не пропустить возможные осложнения и нарушения?

Когда начинает развиваться слух?

Если будущая мамочка была внимательной к своему здоровью, проходила все необходимые обследования будучи беременной, то она наверняка знает, что органы слуха начинают развиваться еще на 5 неделе беременности. Работа же слуховой системы начинается примерно с 16-17 недели. Поэтому доктора рекомендуют с этого срока разговаривать со своим малышом.

Наверняка родители замечали, что ребенок начинает биться сильнее, когда слышит мамин голос. Да-да, еще в утробе он узнает его среди остальных. Или, наоборот, как он затихает, если слышит голос незнакомого человека. Вокруг еще не рожденного человечка множество шумов - стучит мамино сердце, бежит кровь по сосудам, урчит живот. Все эти звуки сопровождают вашего кроху до самого рождения.

Вооружившись подобной информацией, родители ожидают, что после рождения ребенок сразу же начнет реагировать на звуки, которые его окружают. И если этого не происходит, начинают переживать и искать причину. На самом же деле для беспокойства нет причины. Ваш малыш слышит все, что происходит вокруг него, но адекватно реагировать на происходящее еще не умеет. Поэтому многие родители начинают верить в бабушкины рассказы о том, что малыш из-за жидкости во внутреннем ухе первые дни после рождения слабо различает или вообще не различает звуки.

Как реагирует на звук новорожденный?

В первые дни новорожденный реагирует лишь на громкие или резкие вибрирующие звуки. Его реакция зачастую отличается от той, которую ожидают увидеть родители. Он может плакать, вздрагивать или, наоборот, замирать при неожиданном звуке. Это связано с тем, что ребенок слышит все посторонние звуки одновременно и не может различать их. Поэтому шум, доносящийся со всех сторон, различного тембра, высоты и громкости вызывает у него такую себе «шоковую» реакцию.

В первую очередь новорожденные дети начинают различать голос мамы. Ведь именно она разговаривала с ним еще задолго до его рождения. Поэтому теперь, когда он столкнулся с окружающим миром, мамин голос способен успокоить его. Согласно исследованиям, дети также различают знакомые музыкальные или литературные произведения, которые слышали, будучи в утробе матери. О том, что они узнают знакомые строки, свидетельствует их реакция - активные движения ножками и ручками.

Помимо самого звука, новорожденные дети умеют различать интонацию, тембр голоса, темп разговорной речи, а также отличать звуки. Лучше всего ребенок слышит высокие звуки. Чтобы развивать слух малыша, необходимо чаще общаться с ним, включать детские песни и сказки. В зависимости от того, какой звук слышит ребенок, у него может быть разная реакция. О том, что малыш реагирует на посторонние звуки могут свидетельствовать:

  • замирание;
  • плач;
  • вздрагивание и судорожные движения;
  • поворот головы в сторону источника звука;
  • поиск источника звука глазами.

Ребенок различает темп речи: когда мама начинает говорить быстро - его движения ускоряются; как только речь мамы замедляется - успокаивается и малыш.

Как проверить слух новорожденного?

Во многих развитых странах слух новорожденным проверяют еще в роддоме. Это совсем несложно сделать и в домашних условиях.

Чтобы понять, слышит ли ваш ребенок, необходимо провести несложный тест. Обычно его рекомендуют проводить не ранее 5 дня от рождения малыша. Необходимо встать так, чтобы ребенок вас не видел и издать достаточно громкий, но непугающий звук (хлопок, покашливание). Малыш должен отреагировать на шум морганием, изменением ритма дыхания, замиранием или даже поворотом головы в сторону источника звука. Если вы сомневаетесь в результате своего исследования, проведите его в разное время: когда малыш засыпает, когда он прибывает в хорошем бодром настроении, когда он спокоен.

Существует методика И. В. Калмыковой, по которой можно определить не только реакцию ребенка на звук, но и уровень шума, который он может улавливать. Для проведения теста необходимо подготовить 3 одинаковые пластиковые баночки и 1 игрушку, которая пищит. Баночки наполнить различной крупой: манной, гречневой и горохом. Каждая баночка будет издавать звук различного уровня:

  • манная крупа будет шуметь на уровне 30-40 дБ;
  • гречневая - примерно 50-60 дБ;
  • горох будет издавать звук, соответствующий 70-80 дБ.

Источник звука при проведении теста должен находиться на расстоянии 10 см от уха малыша, при этом видеть его он не должен. Теперь проверяющий начинает издавать звуки от наименее шумного источника звука - баночки с манкой и заканчивает самым громким - пищащей игрушкой. Проверка проводится для каждого уха поочередно, интервал между звуками - не менее 30 секунд. В зависимости от возраста, ребенок может реагировать на разный уровень шума. У новорожденных детей должна появиться реакция как минимум на звук в 70-80 дБ. Впрочем, он может различать и более тихие звуки.

Когда необходимо обратиться к врачу?

Статистика говорит о том, что новорожденные дети с проблемами слуха встречаются не так уж и редко. Поэтому молодые родители должны наблюдать за своим малышом. Ведь сам он пока не может сказать, что его беспокоит. В то же время от состояния слуха у ребенка напрямую будет зависеть и развитие его речи. Он не сможет издавать звуков, которых не слышит.

Обратить внимание на здоровье слухового аппарата необходимо в следующих случаях:

  • Если ребенок родился недоношенным. Чем раньше родился малыш до установленного срока, тем выше риск того, что его слух не успел развиться как следует. Кроме того, на последующую работу слухового аппарата может влиять искусственное дыхание или реанимационные мероприятия, проводимые сразу после родов.
  • Если ребенок имеет врожденные пороки развития, то это тоже может стать причиной проблем со слухом. К таким порокам относятся: неправильная форма черепа, деформация ушей, заячья губа и т. д.
  • Если кто-то из родственников малыша имел проблемы, связанные со слухом, то необходимо проконтролировать состояние здоровья у малыша в этой области.
  • Корь и краснуха, перенесенные мамой во время беременности, а также перенесенные малышом, несут риск осложнений, связанных как раз с нарушением слуха.

Если ваш малыш относится к одной из перечисленных групп риска, то желательно проверить слух своего малютки до шестимесячного возраста. Сделать это должен хороший специалист в данной области. Обратиться к доктору необходимо и в том случае, когда вы сомневаетесь в результатах собственных проверок, проведенных по приведенным выше методам. Любое сомнение не должно оставаться не проверенным.

Все дети разные и по-разному проявляют свою реакцию на новые и уже знакомые им звуки. Если вам показалось, что малыш не слышит - не нужно паниковать. Выявить проблему со слухом у новорожденного ребенка самостоятельно очень сложно, поэтому постановку диагнозов доверьте профессионалам. Главное, наблюдать за поведением своего малыша и при малейших сомнениях делиться ими с доктором. Любая проблема решается легче, если ее вовремя диагностировать. Поэтому задача родителей - наблюдать, а задача докторов - помогать в случае необходимости.

Молодых родителей тревожит все, что вызывает сомнение в нормальном развитии малыша. Особенно сильно их настораживает, когда малышу уже 3-4 месяца, а он не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону, где работает телевизор и не просыпается, когда издается резкий звук после падения какого-то предмета на пол.

На самом деле ребенок видит и слышит уже с первых дней рождения. Он настолько восприимчив к внешним раздражителям, что в состоянии бодрствования вздрагивает от неожиданных звуков, а услышав голос мамы, радостно начинает перебирать ножками, сжав кулачки. Но спят новорожденные дети крепко, не реагируя на громкие звуки. При этом интересно то, что просыпаются они чаще от маминого шепота, чем от звука громкого голоса мамы.

Исследования ученых показали, ребенок начинает отличать голос мамы и папы уже на последних месяцах беременности. Уже в утробе матери он способен различать музыку и сказки, которые чаще всего слушают и читают родители. Поэтому после рождения младенцы лучше всего засыпают под колыбельные песни, которые поют им родители, музыку и сказки, знакомые им до рождения.

В возрасте 3,5 - 4 месяца малыши должны начать поворачивать голову в ту сторону, откуда слышится шум. Если у такой реакции не отмечается, родители начинают тревожиться и пытаются самостоятельно определить, слышит их малыш или нет? Самая простая проверка слуха у ребенка, к которой обычно прибегают все родители - это реакция на их голос или на звучание музыкальной игрушки.

Для проверки слуха чаще всего один из родителей берет ребенка на руки, а другой зовет его по имени с отдаленного на несколько метров расстояния. Или один родитель сидит с ребенком на руках, а другой незаметно подходит к нему сзади и заводит музыкальную игрушку.

В 4 месяца малыш реагирует на звучание игрушек, голос родителей и посторонние шумы одинаково как правым, так и левым ухом. При нормальном слухе у 4-х месячного ребенка должны отмечаться реакции на любой звуковой сигнал в виде поиска источника звука, поворачивания головы, замирания и моргания. Однако при повторных звучаниях одних и тех же звуков реакция малышей быстро угасает, поэтому родители не должны думать, что со слухом у ребенка что-то не в порядке, если он оставляет без внимания синхронно повторяющиеся звуки.

У молодых неопытных родителей вызывает страх, когда они с некоторого расстояния зовут малыша по имени, а он продолжает играть своими погремушками или разглядывать обои. На самом деле дети начинаются окликаться на свое имя только в возрасте 6-7 месяцев, а беспокоиться о том, что малыш не реагирует на свое имя стоит только тогда, если ему уже исполнился год, а он не поворачивает голову в вашу сторону, когда вы зовете его по имени.

Врачи пока не научились определять, слышит ли младенец в утробе матери, но в развитых зарубежных странах, например, в Скандинавии, обследуют органы слуха у всех новорожденных методом регистрации отаакустической эмиссии. Это метод помогает выявить тугоухость у детей с первых дней жизни, но в нашей стране еще не практикуют подобную методику. У нас родителям рекомендуется самим быть внимательным при уходе за новорожденным малышом и понаблюдать за его реакцией.


Чем раньше родители выявят проблемы со слухом ребенка, тем больше шансов на то, что правильное лечение оградит его от потери слуха. Обязательно следует показать малыша ЛОР-врачу, если он:

В возрасте 2-3 недели в состоянии бодрствования не вздрагивает от громких звуков и не "замирает", слыша знакомый голос мамы или папы;
- в возрасте 1-3 месяца не поворачивает голову на голос матери;
- в возрасте 4 месяца не реагирует на звучания музыкальной игрушки, не поворачивает голову в сторону звука и не лепечет;
- в 1,5 - 6 месяцев во время бодрствования не начинает громко плакать или не открывает широко глаза на резкий звук падающего предмета или другой грохот;
- в 2-4 месяца не гулит:

В 4-5 месяцев не лепечет и радостно не реагирует на появление родителей;
- в 6 месяцев не издает никаких звуков, постоянно молчит;
- в 8-10 месяцев не пытается произносить отдельные звуки;
- в 1 год не выполняет просьбы родителей;
- в 2 года не произносит слов и фраз.

Проверить слух ребенка старше 1 года, который уже начал произносить слова, рекомендуется следующим способом: дайте ребенку мягкую игрушку и нормальным голосом попросите его показать, где у него ножки, ушки и глазки. Затем повторите эту просьбу шепотом, вначале около ребенка, а затем с расстояния 6 метров от него. Если ребенок выполняет просьбу только тогда, когда вы просите его что-то делать громко, а все сказанное шепотом игнорирует, то есть смысл проверить его слух у врача.

На втором году жизни малыши должны уже слышать отдельные слова, произнесенные шепотом с расстояния 6 метров, хотя причиной отсутствия реакции на шепот могут быть и такие факторы, как увлеченная игра с новой игрушкой, смена месторасположения, первые шаги, вкусная еда и т.д. Каждый ребенок растет и развивается по-разному, и от того, как заботятся о нем родители и сколько времени проводят с ним вместе, зависит то, как он будет реагировать на их шепот и окликаться на свое имя.

- Вернуться в оглавление раздела " "

Слуховые способности и реакции на звук появляются у детей в утробе матери. Ещё не рожденные младенцы слышат голоса и музыку. Зная об этом, многие родители уже с первых дней начинают проверять слух, устраивая малышу непосильные для него испытания. Не торопите события. Первые выразительные признаки, когда ребёнок начинает реагировать на погремушки и другие звуковые стимулы, проявляются не ранее 2–4 недели. Это объясняется тем, что непрочные связи между частями зрительного и слухового аппарата лишают возможности качественно собирать и обрабатывать информацию. Кроха слышит, но ещё слишком мал, чтобы отреагировать на звук и развеять беспокойство родителей. Дайте ему время освоить и привыкнуть к звуковому разнообразию, обилию зрительных образов и новизне тактильных ощущений.

О пользе погремушек для новорождённых

Присутствие погремушек в жизни малышей очень важно. Звонкие шарики, фигурки, колокольчики и зверушки обращают на себя внимание. Они очень нравятся деткам, и чем раньше интересные, яркие и звучащие предметы будут перед глазами, тем быстрее и качественнее будут развиваться органы чувств.


Самые первые игрушки побуждают к познанию окружающего мира и помогают адаптироваться. Они концентрируют внимание и стимулируют двигательную активность. В отличие от более взрослых детей, младенцам не надоедают весёлые игрушки. Они привыкают к приятным сопровождающим мелодиям, а со временем начинают различать звуковые оттенки. С развитием слуховых умений совершенствуется зрение и тонкая моторика.

Детям до 3 месяцев рекомендуют покупать негромкие и лёгкие игровые аксессуары. Погремушки не должны пугать и травмировать малыша. Пусть это будут выразительные, приятные на ощупь предметы, изготовленные из ткани или силикона. Особое внимание уделяйте безопасности материала. Не стесняйтесь попросить у продавца сертификат качества и воздержитесь от покупки игрушек с резким запахом.

Когда малыши реагируют на звук, возрастные реакции

Лучший стимул для совершенствования слухового аппарата считается мамин голос. Он всегда узнаваем и знаком малышу из внутриутробной жизни, но этого недостаточно для полноценного развития слуха. С первых дней после появления на свет звуковая картина резко меняется и дополняется так называемыми бытовыми шумами: скрипы, стуки, хлопки и т.д. В этого же время в жизни ребёнка появляются игрушки-погремушки, яркие и звонкие помощники, прекрасно выполняющие свои развивающие задачи.


У каждого возраста свои показатели реакции на звук. Они разные и зависят от многих факторов. Это могут быть физиологические, наследственные и психоэмоциональные особенности, влияющие на развитие. Нет смысла ждать от младенца, которому не исполнилось и 1 месяца, активных движений головой в сторону шумной погремушки. Он всё слышит, но слаборазвитая и нескоординированная мышечная система не позволяет ему поворачивать головкой в сторону звуков. Всему своё время, чтобы не тревожиться по поводу возможных проблем со слухом, родители должны знать, что такое правильные возрастные реакции:

  • Дети в 1 месяц реагируют только на резкие и громкие звуки, реакции проявляются в виде вздрагиваний.
  • Двухмесячный ребёнок реагирует замиранием на несколько секунд, может широко открыть глаза и попробовать повернуть голову. В этом возрасте постепенно формируется ориентировочная реакция, когда кроха пытается определить источник звука.
  • В 3–6 месяцев в слуховом поведении начинается период оживления и кардинальных перемен. Услышав погремушку, ребёнок может начать дергать ручками и ножками, уверено поворачивает голову, улыбается или, наоборот, капризничает, если звук погремушки не нравится.

Несоответствие этих реакций возрастным нормам должно насторожить родителей.

Именно они позволяют выявить или исключить наличие отклонений в слуховом аппарате. Заподозрить нарушения можно уже с первых недель. Будьте внимательны и постоянно наблюдайте за поведением новорождённого.

Что делать если ребёнок не реагирует на звук погремушки

По статистке примерно 20% из всех случаев тугоухости формируются в первый год жизни, остальные 80% — это врождённая патология. Если вы знаете, что имеются предпосылки наследственного влияния на слух, сразу обратитесь к специалистам.

Совсем другая ситуация, когда ребёнок в 2 месяца не реагирует на звук погремушки, а в семейной родословной такие случаи не наблюдались. При отсутствии своевременной реакции на звонкие игрушки родители начинают переживать. Не спешите с выводами, если дети равнодушны к погремушкам, но откликаются на мамин голос, работающий телевизор или музыку, ваши тревоги напрасны.


Проблемы со слухом - это полное отсутствие реакции на любые источники звука. Подобные нарушения можно заметить уже в первые два месяца жизни. Наблюдайте за новорождённым, не переусердствуйте, проверяя слуховые способности месячного малыша, и не пытайтесь ставить диагнозы самостоятельно. Развеять подозрения способен только специалист.

Диагностика тугоухости в наше время возможна даже у новорождённых. Врач проводит профессиональный аудиотест, а и при обнаружении нарушений необходимые коррекционные мероприятия. Реабилитация в раннем возрасте наиболее результативна, поэтому, чем раньше будут выявлены отклонения и назначено лечение, тем больше у вашего ребёнка шансов сохранить слух и не отличаться от здоровых сверстников.

Все девять месяцев будущая мама гладила свой животик и ласково с ним разговаривала. И вот, наступил долгожданный момент в молодой семье – крошечный кулёчек привезли из роддома. Родители, склоняясь над кроваткой, смотрят на младенца, обсуждают, на кого он похож…Тсс, а вдруг он услышит и проснётся, а потом увидит незнакомое лицо папы, бабушек, дедушек и заплачет. Стоп! А когда новорождённый ребёнок начинает видеть и слышать? Прочитав статью, молодые родители смогут найти ответы на многочисленные вопросы.

В животе у мамы преобладает оптимальная температура, темнота, комфорт. Когда маленький человек рождается, он попадает в неизведанный мир, где разноцветным краскам, различным звукам, яркому свету нет предела. Природой задумано защитить появившегося человечка от этих факторов, чтобы предотвратить сильнейший стресс, связанный с «переменой пространства». Развитие функций слуха, способность видеть происходят постепенно, чтобы организм грудничка окреп и привык к новой среде обитания.

Учёными доказано, что младенцы ещё в утробе начинают слышать звуки, исходящие материнским организмом: урчание в животе, биение сердца, голос. Это происходит с 16-17 недели. Рекомендуется разговаривать с будущим ребёнком, читать вслух сказки, слушать спокойную музыку. Новорождённый сразу же узнаёт маму по голосу. Через некоторое время можно заметить, что кроха вздрагивает при появлении резких звуков, хлопков.

Как проверяют слух с рождения?

В родильном доме происходит полный осмотр младенцев. На четвёртый день с помощью специальной процедуры аудиологический скрининг производят проверку слуха у новорождённых. Прибор позволяет на раннем этапе выявить нарушения слуха. Точный результат получают после повторного скрининга, назначающийся через месяц.

Как проверить слух малыша дома?

Погремушки, тихая музыка и другие предметы помогут узнать, слышит ли новорождённый. Необходимо взять погремушку и слегка потрясти ею около ушек малыша или завести беседу, меняя интонацию, темп, громкость речи. Конечно, при появлении звуков ребёнок не будет крутить головой, чтобы отыскать источник раздражителя. Ребёнок с пелёнок начинает слышать, и это подтверждают следующие реакции:

  • грудничок шевелит ножками, дёргает пальчиками;
  • меняется выражение лица;
  • вздрагивает или замирает;
  • водит глазками.

Соблюдайте тишину!

Если кроха испугался чужого голоса, звука техники, животного или крик, то это подтверждает отсутствие тугоухости у ребёнка. Слишком резкий звук пугает детей, поэтому вся семья должна следить за тишиной в доме, а общение с крохой должно быть спокойное. Через 3 месяца кроха начнёт активно искать голос родителей, посторонние звуки, водя глазками и поворачивая головкой.

Мир глазами младенца

Способность видеть – дар природы, поэтому новорождённые начинают видеть с первых дней жизни. Особенность в том, что мир в их глазах расплывчатый, туманный. Младенец может тяжело поднимать веки, часто щуриться – так зрение привыкает к новым условиям. Не нужно пугаться и думать о плохом. Даже взрослому человеку бывает трудно адаптироваться к свету при выходе из подвала, попадая на яркий свет или наоборот. Именно такое ощущение происходит у новорождённых, которое с каждым месяцем исчезает.

Способы для проверки зрения

Если родители сомневаются, что грудничок хорошо видит и считают, что есть какие-то отклонения, то можно в домашних условиях проверить реакцию зрачка на свет. Нужно посветить неярким источником света в глазки и отследить расположение отблесков. Если их расположение находится по центру зрачка, значит, не стоит беспокоиться.

Развитие зрения

Малютка рождается с периферическим зрением, позволяющее видеть только то, что находится по бокам от малыша. Со временем дитё сможет сфокусировать взгляд на игрушке, расположенной по центру от него. В течение нескольких месяцев зрение претерпевает ряд изменений. Первые недели после рождения малютки, нужно контролировать освещённость детской комнаты, которая не должна быть слишком приглушённой или яркой.

1-3 месяца

В первые дни жизни глазки грудничка очень чувствительны к яркому свету, поэтому зрачки имеют маленькие размеры, что защищает их от проникновения световых лучей. Через 2 недели зрачки расширяются, и малыш спокойно реагирует на свет.

Особенности зрения:

  • взгляд задерживается на предмете на 5 секунд;
  • глазки начинают «разбегаться», потому что у ребёнка не появилось умение смотреть сразу двумя глазками;
  • через 4 недели малыши видят более точную картинку;
  • внимание крохи привлекают чёрно-белые игрушки, потому что малыш ещё не видит яркие цвета;
  • малютка рассматривает лица;
  • зрачки реагируют на свет;
  • кроха следит за движущимися предметами;
  • формируется центральное зрение — взгляд учится «собираться» на предмете;
  • трёхмесячному малышу интересны движущиеся игрушки, от которых он долго не отводит взгляд.

3-6 месяцев

Уже пора подвешивать разноцветные игрушки в кроватке над малюткой. Растяжка должна находиться на расстоянии 25-30 см над крохой, но не над головой, а ближе к ногам.

Особенности зрения:

  • малютка хватает игрушки, чтобы рассмотреть их. Её привлекают красные, оранжевые, жёлтые цвета. Глаза надолго задерживается на изучаемом предмете;
  • у пятимесячного крохи развита сетчатка глаза, поэтому он может различать все цвета. Быстро находит игрушки, усовершенствовалась координация «рот-рука», поэтому малютка пихает всё интересное в рот;
  • световая чувствительность глаз достигает 2/3 взрослого зрения. Кроха узнаёт родителей.

6-12 месяцев

В этом возрасте зрение становится бинокулярным. Если раньше младенец видел предметы по отдельности, то сейчас в его глазках появляется картинка.

Особенности зрения:

  • изучает геометрические формы;
  • восьмимесячный ребёнок видит как взрослый человек. Может сортировать предметы по цветам, находить пропавшие из поля зрения игрушки, понимает связь между ними.

Чтобы ребёнок правильно фокусировал взгляд, нужно держать его столбиком. Подавая малышу игрушку, нужно учитывать расстояние от его глаз и предмета, которое должно составлять 20 см. Во время общения не нужно резко менять выражение лица, привычный внешний вид, причёску. Для правильного развития зрения необходимо окружить малютку игрушками, книжками, картинками.

Почему глазки косят. Стоит ли беспокоиться?

Практически у всех грудничков «бегают» глазки – смотрят в разные стороны. Неопытные родители пугаются такого явления, считая, что оно может перерасти в косоглазие.

Глазные мышцы ещё совсем слабые и грудничку сложно смотреть в одну точку и фокусировать взгляд двумя глазами, поэтому они разбегаются. Как правило, глазки принимают правильное положение в 7 месяцев или спустя год. Если этого не случилось, то необходимо обратиться к детскому офтальмологу.

Определяем нарушения слуха и зрения

Отклонения, которые должны заставить родителей беспокоиться и обратиться к доктору офтальмологу или ЛОРУ:

  • у месячного малыша не появляется кратковременная заинтересованность на крупный движущийся предмет, отсутствует реакция на яркий свет, шум;
  • в 4 месяца грудничок не узнаёт маму, папу, не «гулит», не реагирует на шум;
  • в 4-5 месяцев не тянется к игрушкам, не рассматривает их;
  • у семимесячного грудничка отсутствует заинтересованность к окружающему миру;
  • в год малыш не ориентируется в пространстве, не пытается отыскать источник шума, не играет с игрушками.

Родители должны разглядывать глазные яблоки малютки. Нормой являются глазки одинакового размера. Увеличенные, навыкате или уменьшенные глазные яблоки являются поводом для беспокойства, необходимо срочно обратиться к офтальмологу, чтобы устранить врождённую глаукому и предотвратить слепоту.

Посещая ежемесячно специалистов, обозначенных в медицинской карте, можно вовремя выявить возможные нарушения. На слух и возможность видеть влияет много факторов: наследственность, перенесённые матерью болезни, употребление лекарственных препаратов в период беременности, тяжёлые роды, внутриутробная инфекция. Необходимо помнить, что грудничок – это не просто маленький кулёчек, который на первый взгляд ничего не понимает, а будущая личность, поэтому с ним нужно разговаривать, играть, читать книжки, петь песни. Это поможет крохе быстрее познакомиться с миром и сформировать восприятие.