В ядре находятся нитевидные образования – хромосомы. Каждая хромосома образует из одной длинной молекулы ДНК, ответственной за передачу наследственной информации. участки молекулы ДНК составляют гены. Каждый ген занимает в хромосоме строго определённое место и отвечает за ту или иную функцию.


Цитоплазма – внутренняя полужирная среда клетки. Органеллы – мельчайшие структуры, расположенные в цитоплазме. (эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии. Лизосомы, комплекс Гольджи, клеточный центр.) Каждая органелла выполняет определённую функцию, обеспечивая жизнедеятельность клетки.




Неорганические вещества ВодаМинеральные вещества Необходима для всех жизненных процессов В водном растворе происходят химические взаимодействия в клетках С водой из клетки удаляются образующиеся в результате химических реакций вещества. Содержаться в цитоплазме и ядре клеток в малых количествах Входят в состав биологически активных веществ Наиболее важны для процессов жизнедеятельности: соли калия, магния, кальция.


Органические вещества. Органические вещества ОписаниеФункции БелкиСамые большие вещества Строительная Защитная Ускоряет химические реакции Роль биологических катализаторов Жиры и углеводыМенее сложное строение, чем у белков Строительная Источник энергии Нуклеиновые кислоты Образуются в клеточном ядре Участвуют в хранении и передаче наследственной информации


Жизненные свойства клетки: Обмен веществ (из межклеточного вещества в клетку постоянно поступают питательные вещества и кислород). Диссимиляция Ассимиляция (разрушение сложных (образование сложных из простых). органических веществ до более простых.) Рост и размножения путём деления. Продолжительность жизни от нескольких часов до десятков лет. Возбудимость – состояние, в котором переходят клетки из состояния покоя.


МОУ «Дровянинская СОШ»

конкурс «Мой лучший урок по ФГОС»

Конспект урока биологии в 5 классе

по теме «Строение клетки»

Учитель биологии: Щербакова О.В.

п. Дровяная 2016г

Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. На данную тему отводится два часа.

На конкурс представлен первый урок по теме «Строение клетки»

Тема урока: Строение клетки.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Главная дидактическая цель: сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях; продолжить формирование умения работать с микроскопом; научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

Слушать товарища и обосновывать свое мнение;

Выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником;

Находить отличия;

Составлять схемы-опоры;

Работать с информационными текстами;

Объяснять значения новых слов;

Сравнивать и выделять признаки;

Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

    Продолжить формирование умения работать с учебником.

    Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

    Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

    Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

    Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

    Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

    Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

    Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

    Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

    Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

    Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

    Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

    Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

    Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах

Методы: частично – поисковый, иллюстративный.

Информационно - технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, таблицы «Строение клетки», «Устройство увеличительных приборов», лук - репка, микролаборатория, компютер, мультимедийное оборудование, ЭОР (Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Электронное приложение. – М.: Дрофа,2013).

Основные понятия урока: клетка, клеточная мембрана, клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.

Деятельность учащихся: приготовление микропрепарата и изучение его под микроскопом, схематическое изображение строения клетки в тетради, обсуждение результатов работы.

Ход урока

Мотивация

Учитель: Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?

Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.

Из чего состоят все живые организмы? (из клеток ).

Кто изобрел световой микроскоп? (Антони ван Левенгук )

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей )

Учитель: Итак, тема нашего урока «Строение клетки».

(Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях)

Учитель: А теперь давайте попробуем определить задачи нашего урока

(Учитель записывает предложенные детьми версии на доске)

Активизация опорных знаний

Учитель: С помощью чего мы сможем узнать строение клетки?

(с помощью микроскопа)

Давайте с вами вспомним строение микроскопа

(дети показывают на объекте)

Каковы правила работе с микроскопом? (ответы детей)

Изучение нового материала

    Строение клетки (Рассказ учителя о строении клетки кожицы лука по таблице. Отрабатываются понятия: «клеточная мембрана», «клеточная оболочка», «поры», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоль», «клеточный сок», «пигменты – красящие вещества»).

Работа в группах:

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ: прочитайте текст в учебнике на странице 34-36 и заполните таблицу «Органоиды клетки и их функции»

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ: изучите строение растительной клетки в интерактивном режиме (работа с электронным приложение - приложение 1) . Для этого наведите мышкой курсор на название каждого из элементов её строения и кликните мышкой. Прочитайте характеристику органоида и заполните таблицу «Органоиды клетки и их функции».

Органоиды клетки и их функции

Название органоидов

Значение органоидов

Оболочка

Защищает содержимое клетки от окружающей среды, содержит целлюлозу.

Мембрана

Регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую её среду

Регулирует процессы жизнедеятельности клетки и содержит наследственную информацию

Содержит клеточный сок

Цитоплазма

Постоянно движется и участвует в переносе веществ в клетке

Физминутка

«Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой - встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.

    Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. (Объяснение учителя и демонстрация последовательности действий в приготовлении микропрепарата).

    Изучение рисунка 18 учебника и выполнение задания 24 в рабочей тетради. (Приложение 2)

    Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом». (Работа выполняется по инструктивной карточке на странице 36 учебника и оформляется в рабочей тетради – задание 25. (Приложение 3)

Систематизация и обобщение знаний

(работа в парах: учащиеся выполняют различные задания по электронному приложению и оценивают друг друга (Приложение 4)

Рефлексия

Учитель обращает внимание учащихся на доску, где в начале урока были сформулированы задачи урока:

    Каковы были наши задачи перед занятием и на сколько удалось их реализовать?

    Назовите трудности, с которыми вы столкнулись на уроке.

    Каким образом вы преодолевали эти трудности?

    Чему вы научились сегодня на уроке?

    Что вам удалось больше всего при изучении темы?

    Что не получилось и почему?

Домашнее задание

Всем: §7 до стр.37, вопросы 1-3 стр. 38.

Творческий уровень: создать макет клетки или сочинить сказку про клетку (по выбору учащихся).

Подведение итогов урока

Стихотворение «Клетки»

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

Тема урока: Деление клеток, их рост и развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.

Цель: продолжить формирование знаний о процессах жизнедеятельности клетки.

Задачи:

Образовательные: способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки.

Развивающие: продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, выделять главное, сравнивать, объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности, делать выводы, творческое мышление, монологическую речь, умение публично выступать.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему организму, интерес к предмету, чувство коллективизма, навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, сотрудничества.

Ожидаемые результаты: знают процессы жизнедеятельности клеток, умеют разъяснять понятия, обосновывать ответы.

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, интерактивный.

Ключевые идеи: деление клеток, их рост и развитие, специализация, свойства раздражимости и возбудимости.

Оборудование и ресурсы: таблицы, слайдовая презентация, сигнальные карточки, оценочные листы, экран настроения, смайлы, стикеры, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги А 3 , А 4.

Этапы урока и стратегии

Действия учителя

Действия учащихся

Введение

Тренинг «Подари тепло своей ладони»

Приветствие учителя и психологический настрой.

Создание положительного микроклимата, через минутку настроения, программирование учеников на успех.

Психологический настрой учащихся на дальнейшую деятельность.

Презентация

Деление на группы (1 мин)

Уровень А

1. Красящие вещества растительной клетки называются:

а) целлюлозой в) гемоглобином

с) клеточным соком д) цитоплазмой е) пигментом

2. Какая структура располагается в цитоплазме клетки на рисунке:

а) хлоропласты

в) хромосомы

д) вакуоль

е) вакуоль

3. Дайте определение понятиям:

а) цитология - … в) лизосома - … с) рибосома- …

Уровень В

4. Найдите соответствие между названиями клеточных структур и соответствующими им признаками.

Уровень С

5. Докажите, что клетка - живая структура.

По цвету стикеров делятся на группы.

Основная часть

Работа в группах

Составление постера

Физминутка

Индивидуальная работа

Проблемная ситуация

Доказать, что клетка обладает признаками живого организма

Определяем цели урока

Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах

Изучите, обсудите основные процессы жизнедеятельности клетки, заполните таблицу и выступите с отчетом.

Название процесса

Его характеристика

А). Творческое задание:

Составьте схему деления клеток.

У вас лежат разрезанные карточки, из которых необходимо правильно разложить этапы, проверка на экране.

Б). Устно:

Какие процессы протекают в клетке?

Что общего между вашим организмом и клеткой?

Может ли жить одна клетка?

Домашнее задание

1.§ 4, вопросы

2.Составить 5 тестовых вопросов

Отвечая на вопросы, решают проблемную ситуацию.

Взаимооценивание групп

Самооценивание

Записывают задание в дневник.

Заключение

Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления

Суммативное оценивание

Рефлексия

Попрошу высказать своё мнение о сегодняшнем уроке

Итоги урока

Самоанализ деятельности и самооценка

Учащиеся поднимают сигнальные карточки

Цыганкова Наталья Николаевна, учитель биологии.

Тема урока: Клетка – основная единица живого. Строение клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии .

Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.

- развивающие : анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные : осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

Знать строение клетки;

Рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

Уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

Слушать товарища и обосновывать свое мнение;

Выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником;

Находить отличия;

Составлять схемы-опоры;

Работать с информационными текстами;

Объяснять значения новых слов;

Сравнивать и выделять признаки;

Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

    Продолжить формирование умения работать с учебником .

    Продолжить формирование умения находить о тличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

    Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

    Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

    Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

    Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

    Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

    Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

    Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

    Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки .

    Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

    Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

    Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

    Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

    Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

    Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические р есурсы: учебник, рабочая тетрадь , ПК, лук - репка, микролаборатория.

Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.

Ход урока

I . Мотивация

Ребята, добрый день!

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся . Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Итак, сейчас я хочу показать Вам несколько слайдов. Внимание!

Слайд № 1

Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?

Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,

В цитоплазме там и тут

Органоиды живут.

Там такое происходит -

Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,

Удивился б Роберт Гук.

Слайд № 2

Из чего состоят все живые организмы из … (клеток ). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей )

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Тема урока «Строение клетки».

II . Актуализация пройденного материала.

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.

Заполните схему по составу вещества в клетке.

вещества клетки

неорганические вещества органические вещества

вода минеральные соли белки жиры углеводы

III . Актуализация нового материала.

Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания.

1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.

1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения? 2.Ученый открывший клетку. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов? Защищает клетку от влияния окружающей среды. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли. 6.Полужидкое содержимое клетки.

2. Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

Карточка 1.

Выбери правильный ответ

1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт ; г) лизосома

2. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной ; б) бактериальной; в) животной

3. Органоид, который содержит клеточный сок:

а) вакуоль ; б) хлоропласт; в) ядро;

Карточка 2.

Выбери правильный ответ

1.Клеточная оболочка не характерна для:

а) растений, б ) животных , в) грибов.

2.Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) рибосом, б) хлоропластов , в) митохондрий.

3. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:

а) ядро; б) цитоплазма ; в) вода;

IV . Лабораторная работа.

а) «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

б) Работа с компьютером.

Выполняем задание по контролю после изучения темы «Строения клетки», проверяем свои умения.

V. Рефлексия .

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

До урока:

    Не знал…

    Не понимал…

    Не мог представить…

    Не мог выразить…

    Не мог выполнить…

Сейчас:

    Выяснил…

    Выучил…

    Познакомился…

    Запомнил…

Все ли вам было понятно в течение урока?

Какая часть урока показалась самой интересной?

Какая часть урока вызвала затруднение?

Какое у вас настроение после урока?

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Стихотворение «Клетки»

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

VI . Домашнее задание.

Всем:

Параграф §8, вопросы на странице 31.

Творческий уровень :

вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,

сочинить сказку о клетке.

Тема: Клетка элементарная единица жизни.

Вид урока: урок применения знаний.

Форма урока: комбинированный урок.

Цель: расширить знания по теме «Клетка элементарная единица жизни». Изучить строение и функции плазматической мембраны. Сравнить строение растительной и животной клеток найти черты сходства и отличия.

Оборудование: презентация, микроскопы, микропрепараты растительной и животной клеток.

Задачи:

1. Образовательные:

    более подробно изучить историю открытия клетки и возникновения клеточной теории;

    обобщить и закрепить знания учащихся о строении растительной и животной клеток;

    рассмотреть строение и функции плазматической мембраны;

    сравнить строение растительной и животной клеток, найти черты сходства и отличия.

2. Развивающие:

    способствовать развитию общеучебных и общебиологических навыков: наблюдения, сравнения, обобщения и формулирования доказательств и выводов;

    развитию умения находить ошибки, объяснять их;

    работать с дополнительной литературой и выполнять творческие задания;

3. Воспитательные:

    содействовать формированию материалистического представления учащихся о научной картине мира;

    показать важность научных открытий в жизни общества и развитии науки биологии;

    содействовать эстетическому развитию учащихся через использование наглядных материалов урока;

Ход урока:

    Организационный момент.

    Изучение нового материала:

Урок я хочу начать словами ученого имя которого вам известно. Послушайте и ответьте на вопросы : (слайд)

- Кому принадлежат эти слова?

- Что вы можете сказать о деятельности этого человека?

«Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него… Острый как бритва перочинным ножом… Очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на черное предметное стекло… стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью плоско-выпуклого зеркала, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами… Эти поры, или ячейки, были не слишком глубокими, а состояли из очень маленьких ячеек, вычлененных из одной длинной непрерывной поры особыми перегородками. Такое строение свойственно не одной только пробке.» (слайд)

Ответ учащихся:

Эти слова принадлежат английскому ученому Роберту Гуку. Он рассматривал срез пробки растения. Именно Гук в 1665г открыл клетку. (видеофрагмент №1)

Немного подробнее об этом открытии расскажет... (сообщение 3 мин)

Первым человеком, увидевшим клетки, был английский ученый Роберт Гук (известный нам благодаря закону Гука). (слайд)

В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа.

Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, похожие на пчелиные соты, построенные из ячеек, напомнивших ему монастырские кельи, и он назвал эти ячейки клетками (по-английски cell означает «келья, ячейка, клетка»). Фактически Роберт Гук увидел только оболочки растительных клеток.

(слайд)

В 1680 году голландский мастер Антони ван Левенгук (1632–1723) с помощью микроскопа с увеличением в 270 раз впервые увидел в капле воды «зверьков» - движущиеся живые организмы - одноклеточные организмы (бактерии).

Первые микроскописты вслед за Гуком обращали внимание только на оболочки клеток. Понять их нетрудно. Микроскопы в то время были несовершенны и давали малое увеличение.

(слайд)

Длительное время основным структурным компонентом клетки считалась оболочка. Лишь в 1825 году чешский ученый Я.Пуркине (1787-1869) обратил внимание на полужидкое студенистое содержимое клеток и назвал его протоплазмой (теперь ее называют цитоплазмой).

(слайд)

Только в 1833 г. английский ботаник Р. Броун (1773-1858), первооткрыватель хаотического теплового движения частиц (названного впоследствии в его честь броуновским), открыл в клетках ядра. Броун в те годы интересовался строением и развитием диковинных растений - тропических орхидей. Он делал срезы этих растений и исследовал их с помощью микроскопа. Броун впервые заметил в центре клеток какие-то странные, никем не описанные сферические структуры. Он назвал эту клеточную структуру ядром.

Итак, клетка была открыта и ученые приступили к ее исследованию. Давайте вместе сформулируем определение, что такое клетка? (видеофрагмент №2)

Клетка – наименьшая структурная единица организма растений и животных. Клетка от греч. “hitos” – полость. (слайд)

Клетка - удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Клеточное строение - один из общих признаков всех живых организмов. Это положение получило развитие в клеточной теории М. Шлейдена и Т. Шванна. (видеофрагмент №3)

Об истории возникновения клеточной теории кратко расскажут... (выступления учащихся) (слайд)

Немецкий ботаник М. Шлейден установил, что растения имеют клеточное строение. Именно открытие Броуна послужило ключом к открытию Шлейдена. Дело в том, что часто оболочки клеток, особенно молодых, видны в микроскоп плохо. Другое дело - ядра. Легче обнаружить ядро, а затем уж оболочку клетки. Этим и воспользовался Шлейден. Он начал методично просматривать срезы за срезами, искать ядра, затем оболочки, повторять все снова и снова на срезах разных органов и частей растений. После почти пяти лет методичных изысканий Шлейден закончил свою работу. Он убедительно доказал, что все органы растений имеют клеточную природу.

Шлейден обосновал свою теорию для растений. Но оставались еще животные. Каково их строение, можно ли говорить о едином для всего живого законе клеточного строения? Ведь наряду с исследованиями, доказывавшими клеточное строение животных тканей, были работы, в которых это заключение резко оспаривалось. Делая срезы костей, зубов и ряда других тканей животных, ученые никаких клеток не видели. Состояли ли они раньше из клеток? Как видоизменялись?

Ответ на эти вопросы дал другой немецкий ученый - Т. Шванн, создавший клеточную теорию строения животных тканей. Натолкнул Шванна на это открытие Шлейден. Шлейден дал в руки Шванна хороший компас - ядро. Шванн в своей работе применил тот же прием - сначала искать ядра клеток, затем их оболочки.

В рекордно короткий срок - всего за год - Шванн закончил свой титанический труд и уже в 1839 г: опубликовал результаты в работе «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», где сформулировал основные положения клеточной теории.

Откройте учебники на странице 50 найдите и прочитайте основные положения клеточной теории и запишите их в тетрадь.

(слайд)

Основные положения клеточной теории:

    Клетка является основной структурно – функциональной единицей жизни. Все живое состоит из клеток.

    Все клетки схожи по химическому составу, строению и функциям.

    Новые клетки образуются путем деления исходных клеток.

Вы многое знаете о клетке из курсов биологии 6, 7, 8 классов. Давайте вспомним строение растительной и животной клетки, выполнив задание на доске.

Вы знаете, что любая клетка состоит из трех частей: мембраны, ядра и цитоплазмы. Более подробно остановимся на строении и функциях плазматической мембраны (работа по слайдам № 12,13,14 презентации). Она образована фосфолипидами и белками. Белки погружены на разную глубину в фосфолипидный слой или расположены на внешней и внутренней стороне мембраны.

Функции:

    Через поры в мембране проходят все питательные вещества и выводятся все конечные ненужные продукты;

    Обладает односторонней и избирательной проницаемостью;

    Обеспечивает взаимосвязь клетки и окружающей среды.

Фагоцитоз – способность мембраны впячиваться внутрь, захватывая твердые частицы.

Пиноцитоз – поступление в клетку через мембрану межклеточной жидкости.

(в ходе объяснения ведется краткая запись в тетрадь).

Но сегодня на уроке мы должны рассмотреть не только строение растительной и животной клеток, но и сравнить их, выделить черты сходства и отличия, сделать выводы.

Поможет вам это сделать еще одно задание: вы видите на доске пустые растительную и животную клетки. Распределите органоиды по клеткам и ответьте на вопросы:

Какие органоиды вы поместили только в растительную клетку?

Какие органоиды вы поместили только в животную клетку?

Какие части и органоиды есть и в растительной и в животной клетке?

Сформулируйте вывод. Что общего в строении растительной и животной клеток? Какие существуют отличия?

(слайд)

    В животной клетке есть центриоли. У высших растений в клетках их нет;

    В животной клетке отсутствуют пластиды;

    Плотная целлюлозная оболочка бывает только у растений;

    У растений бывают крупные вакуоли, а у животных они встречаются только у простейших (сократительные).

Лабораторная работа №1

(знакомство с инструктивной карточкой у каждого на столе)

На выполнение лабораторной работы вам дается 7 минут.

Тема: Сравнение растительной и животной клеток. Цель: (сформулируйте самостоятельно и запишите цель лабораторной работы исходя из ее темы) Оборудование: микроскоп, микропрепараты растительной и животной клеток.

Ход работы:

    Рассмотреть микропрепараты растительной и животной клеток. На основании изученного заполнить таблицу знаками «+» или «-»

Части и органоиды клетки

    Сделайте вывод:
А. О чем может свидетельствовать принципиальное сходство строения клеток растительного и животного организма? Б. о чем может свидетельствовать наличие различий в строении и функционировании клеток растений и животных?

Выводы по лабораторной работе:

А). О чем может свидетельствовать принципиальное сходство строения клеток растительного и животного организма? Примерный ответ учащихся. (Принципиальное сходство строения и химического состава клеток растений и животных указывает на общность их происхождения, вероятно, от одноклеточных водных организмов.)

Б). О чем может свидетельствовать наличие различий в строении и функционировании клеток растений и животных? Примерный ответ учащихся. (Животные и растения далеко отошли друг от друга в процессе развития. У них разные типы питания (автотрофный и гетеротрофный), различные способы защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды и т.д. Естественно, все это должно было отразиться на строении их клеток.)

3. Закрепление

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели историю открытия и изучения клетки, а так же историю становления клеточной теории, познакомились с её основными положениями. Сравнили строение растительной и животной клеток нашли черты сходства и отличия, сделали выводы. На следующем уроке мы продолжим изучение органоидов клетки более подробно.

А сейчас ответьте на вопросы:

    Кто и в каком году открыл клетку?

    Что такое клетка?

    Кто был основоположником клеточной теории?

    Сформулируйте основные положения клеточной теории.

    Каково строение плазматической мембраны?

    Какие функции выполняет плазматическая мембрана?

    Что такое фагоцитоз?

    Что такое пиноцитоз?

    Перечислите отличия растительной и животной клеток.

    Домашнее задание: