Организация: ГКОУ ЛО «Ефимовская коррекционная школа-интернат»

Населенный пункт: Ленинградская область, п.г.т. Ефимовский

Цели :

  • познакомить со значением зрения для здоровья человека, со строением глаза;
  • учить беречь глаза, использовать комплекс упражнений для глаз (гимнастику для глаз);
  • развивать наблюдательность, внимание, расширять кругозор;
  • воспитывать у детей потребность беречь глаза, формировать потребность в личной гигиене при уходе за глазами, при необходимости носить очки.

1. Вступительная беседа.

Ребята, попробуйте отгадать загадку.

Два братца через дорогу живут,

Друг друга не видят.

Верно это глаза. Органы человека, которые помогают воспринимать окружающий мир, радоваться его красоте.

2. Целевая установка.

Тема нашего занятия: «Глаза – главные помощники человека»

3. Основная часть.

Работа по теме занятия.

Для того, чтобы быть здоровым, нужно очень внимательно относиться к своим глазам.

Как вы думаете, почему?

Они помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.

Как вы думаете все ли глаза видят одинаково?

КОНЕЧНО НЕТ.

Все видят по-разному. Вот,например, пчела видит хуже человека в сто раз.

Её глаз состоит из множества маленьких глазков.

Плохо видят рыбы. К тому же они всё видят в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде невысока.

Глаза крота и вовсе заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и глаза ему не нужны.

Самые зоркие существа-ПТИЦЫ! Орлы, ястребы, сокола и совы видят почти в 8 раз лучше человека. Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

А сколько мы много ещё не знаем. Как видят червяки или улитки?

На все многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А что бы читать книжки- мы будем пользоваться глазами.

Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

Строение глаза. (ПОКАЗ НА ЭКРАНЕ)

Детям выдать карточки с изображением строения глаза,как на экране.

Давайте рассмотрим строение нашего глаза.

Галя прочитает нам стихотворение о строении глаза, а мы будем смотреть.

Глаз волшебный теремок.
Круглый маленький домок,
Хитро
он устроен -
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую
Называют склерою..

Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз - домок.
В центре радужки - зрачок.
Черный маленький кружок.
Лишь
стемнеет - наш зрачок,
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой-
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинке посмотри.

Повернитесь, посмотрите в глаза друг другу.

Какие красивые у нас глаза!

Одинаковые ли они у вас? Чем они отличаются?

Они у вас разные по цвету: голубые, серые, карие, зелёные.

Практическая работа.

Повернитесь в парах друг к другу лицом.

Посмотрите в глаза друг другу.

Поочереди закройте глаза ладонью. Затем уберите руку и наблюдайте за зрачком. Что вы заметили?

(В темноте значок расширился, а при ярком свете он уменьшился.)

Цвет ваших глаз зависит от радужки. А за радужкой расположен –хрусталик.

Лучи света проходят через зрачок и хрусталик, и собираются на сетчатке.

(Рассказ сопровождается показом на экране)

Давайте повторим всё, что мы сейчас узнали.

Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

Прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые и т. д.

Каким бывает цвет глаз?

Какие глаза бывают по размеру?

Ребята, а как защищены наши глаза?

Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

Нужно берегчь глаза, выполнять специальную гимнастику.

Гимнастика для глаз.

Давайте попробуем выполнить несколько упражнений.

    Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

    Делайте круговые движения глазами: налево –вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторим 10 раз.

    Вытяните руку вперёд. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторим 5 раз.

    Посмотрите в окно вдаль. 1 мин.

А теперь поиграем в игру «Вредно – полезно».

    Смотреть на яркий свет.

    Смотреть близко телевизор.

    Оберегать глаза от ударов.

    Промывать глаза по утрам.

    Тереть глаза грязными руками.

Итак, давайте запомним правила охраны собственного зрения.

    Умываться по утрам.

    Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.

    Сидеть не ближе 3 м от телевизора.

    Играть на компьютере можно не более 15 мин.

    Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.

    При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

    Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.

    Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец и др.)

    Делать гимнастику для глаз.

Если доктор выписал вам очки, не горюйте. Со временем с помощью очков зрение может улучшиться.

Хорошо ли поступают дети, которые дразнят ребят в очках? Конечно нет, очки нужны, что бы лучше видеть. Вот сейчас Алина прочитает вам стихотворение:

Про глаза и очки.

С плохим, ребята, зрением
Жить без очков - мучение!
Ты по улице родной
Ходишь робко, как чужой.

На глазах- как пелена

Как в тумане все дома

Не поймешь – плакат? Афиша?
Кто идет –Наташа? Гриша?
Трудно встречных узнавать,
Трудно даже в мяч играть..

А когда очки надела,
Жалко даже их снимать,
Сквозь очки на свете белом
Можно много увидать!

В очках ходить не стыдно
И вовсе не обидно.
Хоть вы не старички,
Носите без стеснения
Хорошие очки!

Ребята, каждый год проверяйте зрение у врача. Если врач прописал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. А если ваше зрение хорошее-берегите его.

Берегите очки. Храните в футляре. Регулярно мойте тёплой водой с мылом. Снимайте во время занятий спортом.

4.Итог.

Что нового вы узнали на уроке?

Что для глаз вредно, а что полезно?

Как нужно относиться к ребятам, которые носят очки?

Молодцы, все очень хорошо работали!

Материалы для урока взяты из сборника:

Обухова Л. А., Лесмякина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. – М.: ВАКО, 2007.

Урок здоровья: «Глаза – главные помощники человека».

Цели урока : учить бережно относиться к зрению; познакомить со строением глаза; познакомить с правилами ухода за глазами

Задачи урока:

приобщение к здоровому образу жизни

развитие физической культуры детей, положительных привычек

выработка навыков гигиены зрения

расширение активного словарного запаса и кругозора детей

выработка особого мнения о здоровом человеке и правил здоровьесбережения

Ход классного часа.

Начинается урок

Он пойдет ребятам в прок

Постарайтесь все понять

Хорошо запоминать

Как человек общается с окружающей средой? Что ему в этом помогает? (С помощью 5 органов чувств - осязания, зрения, слуха, обоняния, вкуса). Какие внешние органы человека за это отвечают?

Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны хорошо знать своё тело и любить его. Давайте заучим несколько слов, они нам помогут оставаться здоровыми Наш девиз:

Я здоровье сберегу

Сам себе я помогу!

Мы сегодня будем говорить о…..

Догадайтесь сами

Два братца через дорогу живут, друг друга не видят

Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Как вы понимаете выражение «острое зрение»? он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает свою добычу на земле. (показ картинки орла). Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте (показ картинки совы). А вот что можно сказать о кроте? Почему он слепой?

Человек не такой зоркий, как эти птицы. Можно ли назвать глаза главными помощниками человека? Докажите это. Глаза помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Повернитесь лицом к соседу, посмотрите, какие красивые глаза у человека. Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные очи, ясные, чистые, огромные, весёлые, зоркие и т/д) . каким бывает цвет глаз у человека? (карие, голубые, зелёные, серые, синие).

Серые глаза – рассвет,

Чёрные глаза – жара,

Синие глаза – луна,

Карие глаза – песок,

Небо светло-голубое

Солнце светит золотое

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и река

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг!

Для того, чтобы быть здоровым, нужно очень внимательно относиться к своим глазам.

Как вы думаете, почему?

От чего человек может потерять зрение? Легко ли живётся слепым людям? Что вы почувствуете, если увидите слепого человека? Как надо поступить? Что носят люди с недостатками зрения?

Станция «Познавай-ка!» Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с таким органами чувств как глаза.

Более 90% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение для человека является ведущим органом чувств. Орган зрения – глаз расположен глубоко в глазной впадине. Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательных структур. –

Благодаря зрению мы получаем информацию об окружающем мире. Лежит глаз в мешочке, как в норке, называется она глазницей. Форма глаза круглая, как яблоко, поэтому и говорят глазное яблочко. Черный кружок в центре глаза – зрачок. Мы говорим видеть, а в старину говорили зрить. От этого слова и произошло название зрачок. Зрачок черного цвета. Цветное колечко вокруг зрачка называют радужной оболочкой.

Как вы думаете почему?

От нее зависит цвет наших глаз. Каким бывает цвет глаз?

Учебник стр. 35.

Станция «Узнавай-ка!»

Рассматриваем: веки, ресницы, брови, глазное яблоко, зрачок.

Посмотрите в глаза друг другу. Какие они разные и красивые.

А как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

Л. Н. Толстой писал: «Глаза зеркало души». Они отображают состояние человека.

Радость – особая мудрость. Радостный человек - много смеется. А смех лечит головную боль

А для чего глазам нужны слезы?

Чтобы наши глаза работали нормально, оболочка была чистой и влажной.

Попробуйте, не мигая, долго смотреть в глаза друг другу. Не получается, да? Мы мигаем каждые 6 секунд. И каждый раз глаз омывается слезой.

А если в глаз попадает соринка, что происходит?

Слезы текут, чтобы вымыть соринку из глаза.

Как вытащить ресничку из глаза?

Умыться, обратиться к взрослым, а если не поможет, то к врачу – окулисту. Отгадайте загадку: «Под мостом – мостищем, под соболем - соболищем два соболька разыгрались» (брови и глаза). Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. А зачем человеку слёзы?(рассуждения детей, вывод – защита от пыли). Предлагаю открыть рабочие тетради и нарисовать схему – строение глаза, не забудьте указать на все части глаза Вспомогательные структуры – это брови, ресницы, веки.

Брови, ресницы и веки

Не просто даны человеку.

Глаз, как стражи, они охраняют,

От влаги и пыли его защищают.

Брови мешают стекающему поту попасть в глаза, веки и ресницы защищают глаза от пыли, веки смачивают глаз слезной жидкостью.

Очень важна для глаз чистота.

Станция «Чистюлька!»

Замарашка рук не мыл

Столько грязи,

Столько ссадин!

Мы на шее лук посадим

Репу – на ладошках,

На щеках – картошку,

На носу – морковь взойдет

Будет целый огород!

Частушки.

Я под краном руки мыла

А лицо помыть забыла

Увидал меня Трезор

Зарычал «Какой позор!»

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком

Подошла к нему корова

Причесала языком.

Руки все уже помыли?

Отвечай-ка, детвора,

Ну, конечно, же, помыли

Да-да-да, еще вчера.

На каникулах всегда

Телик включен у меня

У компьютера сижу

Чуть живая спать иду.

Чтобы вырасти здоровым

Надо не лениться

Режим дня запомню я

Буду с ним трудиться.

Советы.

Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать,

Носом парту не клевать.

Мойдодыр.

Надо, надо умываться по утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам.

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

И в ванне, и в бане

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

Станция «Отдыхай-ка!»

    Моргать глазами 1-2 минуты

    Закрыть глаза. Массаж век.

    Крепко зажмурить глаза.

    Смотреть на палец вытянутой перед собой руки, и, не сводя с пальца глаз медленно приближать его к носу.

    Вращать глазами сначала влево, а затем вправо.

    Смотреть вверх и вниз

Посмотрите на буквенную таблицу и запомните строчку. Разогрейте ладони. Закройте ими глаза, спина прямая, голову не наклоняйте. Тепло пошло от ладошек к глазам. Звучит тихая музыка. Медленно открывайте глаза. Посмотрите на таблицу. У кого улучшилось зрение?

а б в г д

а б в г д

а б в г д

Ваши глаза чистые, ясные.

Станция «Оберегай-ка!»

Но есть немало опасностей для глаз – травмы.

Много опасностей: острые предметы в классе, указка, карандаш, ручка, ножницы, линейка. От чего человек может потерять зрение? Легко ли живётся слепым людям? Что вы почувствуете, если увидите слепого человека? Как надо поступить? Что носят люди с недостатками зрения?

Станция «Выполняй-ка!»

Важно соблюдение режима дня.

Думайте о посадке при письме.

Не читайте лежа.

Телевизор смотреть – 1 час в день.

Станция «Витаминкино!».

Чай травяной из шиповника, черники, облепихи.

Ешьте овощи: морковь, красный перец, орехи, фрукты, овощи.

Пейте молоко. Полезен сыр, сливочное масло, яйца, рыба.

Станция «Проверяй-ка!»

Игра «Полезно – вредно».

смотреть на яркий свет;

смотреть близко телевизор;

оберегать глаза от ушибом;

при письме сильно не наклонятся;

промывать глаза по утрам;

делать гимнастику для глаз.

Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.

Сидеть не ближе 3 м от телевизора.

Играть на компьютере можно не более 15 мин.

Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.

При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

Станция «Утверждай-ка!»

Я люблю всех!

Меня любят!

Я люблю свои глаза!

У меня хорошее зрение!

Мои глаза острые и красивые!

У меня все хорошо !

Зажигаю свечу. Внимательно посмотрим на пламя. Бабушки говорили, что в такие моменты сжигается все злое, дурное.

Наталья Бахвалова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Глаза - главные помощники человека»

Цель :

1. познакомить детей со строением глаза ,

2. воспитывать бережное отношение к зрению и своему здоровью,

3. развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, равновесие

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в интересное путешенствие ! На чем бы Вам хотелось попутешествовать? Я предлагаю отправиться на ковре-самолете в Страну зрения! Вот мы и прилетели. В Стране зрения растет волшебный дуб с говорящей вороной. Сейчас мы подойдем и что-нибудь узнаем от нее.

Ворона загадывает загадки :

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами закрываются.

(глаза )

Между двух светил

Посередине один.

(нос)

У двух матерей

По пяти сыновей.

Одно имя всем.

(пальцы)

Всегда он в работе, когда мы говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

(язык)

Брат с братом через дорогу живут,

А один другого не видит.

(глаза ) .

Про какой орган чувств две загадки? Почему?

Беседа

Одним из важнейших органов чувств являются глаза . Вот о них сегодня наш разговор.

Какие у вас разные глаза : серьезные, сосредоточенные, веселые, пытливые, озорные и лукавые, но все очень красивые.

Зрением обладают и люди, и животные, и птицы.

Как вы думаете, кто из птиц самый зоркий? (орел картинка) . Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова (картинка) . Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий и не очень хорошо видит в темноте. Но глаза являются его главными помощниками .

Почему именно глаза ?

Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу . Попробуйте описать глаза своего соседа .

Как говорят о глазах , чтобы передать их красоту? (прекрансые, чистые и т. д.)

А размер? Какой цвет бывает у глаз ? Подойдите к зеркалу и посмотрите, какого цвета у вас глаза .

Всмотрелись в глаза друг друга ? Что вы обнаружили? Цветное колечко - это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз . Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка - роговица. В центре глаза расположена черная точка, она то сужается, то расширяется. Это зрачок.

Физкульминутка для глаз

Игра "Строй глазки "

Зажмурьте глазки , потом откройте их (5-6 раз)

Делайте круговые движения (5-6 раз)

Вытяните руки вперед и следите за пальцем, медленно приближайте его к носу, а потом медленно подвигайте обратно (2-3 раза)

Посмотрите вдаль (1 минута)

Игра "Полезно - вредно" (с обсуждением)

Смотреть телевизор близко,

Бегать с палками,

Тереть глаза грязными руками

Какие приспомобления для глаз существуют ?

Итог занятия .

Дети, что полезно для наших глаз ? (Ответы детей) . По окончании каждый ребенок получает распечатку правил бережного отношения к зрению.

Правила бережного отношения к зрению

1. Умываться по утрам

2. Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день

3. Сидеть не ближе трех метров к телевизору

5. Оберегать глаза от ударов , грязи, попадания пыли

7. Делать гимнастику для глаз

8. Укреплять глаза , гляда на восход солнца

9. Употреблять в пищу морковь, лук, петрушку