Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №141»

«Звуки [М], [М"] и буквы М, м.»

Воспитатель: Корнева Л.Н.-ВКК

г. Воронеж 2017г.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Тема: Звуки [М], [М"] и буквы М, м.

Цели: уточнение знаний о звуках [М], [М"]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М"] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч, рисунки машины и мяча, рисунки к играм, карточка с буквой, домики для букв, слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв; на столе у каждого комплект: сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.

Ход занятия:
I Организационный момент:

Ребятки! Давайте поприветствуем гостей.

Собрались все дети в круг

Я- твой друг и ты мой друг,

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Ребята! А какое у вас сегодня настроение? (доброе, весёлое, радостное, весеннее, хорошее…)

Скажите, а какое сейчас время года?

Сколько весенних месяцев вы знаете? Назовите их? А весна какая? (поздняя, солнечная, теплая, цветочная, долгожданная, красивая и …..)
II. Повторение изученного материала:
В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?
(Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем)
В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
А, О, У, Э, И.
В: Они какие? (гласные)

В: Как они произносятся? (Свободно, легко, с голосом)

В: А эти буквы назовите? (П,С,В,К,Т,Н) Какие они? (согласные)
III. Усвоение нового материала:
1) Введение в тему .
В: Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

В: Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)
(показывается машина – игрушка)


В: Прыг – скок, прыг – скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш весёлый … (МЯЧИК)

В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.
(машина, мяч)
В: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина. [М]
В: Мммяч. [М"]
В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .
В: А теперь звук [М"] (хором, индивидуально)
В: Что происходит с нашими губами?
+ Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
В: Да, а воздух выходит свободно? (нет).
В: Что ему мешает? (губы).
2) Характеристика звуков .
В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?
+ согласными.
В: Значит, звуки [М] и [М"] какие? (согласные).
В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим).
В: А мягкие? (зеленым).
В: Он какой твердый или мягкий?
+ Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.
В: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М"] какие?
+ Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М"] – мягкий, обозначается зелёным цветом.

В: я знаю игру, она называется «Где звук живет? »
В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.
(дети берут карточки и цветные квадратики)
В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза, мак, мороз, мёд, помидор. (показываю рисунки) .

В: Игра «Угадай, сколько в слове слогов?» Есть слова длинные, состоящие из нескольких слогов, а есть короткие- из одного слога.
Физкультминутка

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подает

И бегаем кругом!

В: Игры на развитие фонематического слуха
В: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в
игру«Твердый, мягкий»
У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.
(Мак, мороз, метла, мёд, молоко.)(показываю рисунки)

В: Ребята! У вас у каждого на столе карточки с рисунком, надо назвать, что изображено и определить первый звук в этом слове.
В: А теперь назовите весенние месяца со звуком М.
(март, май). .
Знакомство с буквами М.
В: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М’. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно?
(Буква).
В: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?
В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. .)

В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире? (МАМА)

В: Давайте с этим словом составим предложение.

В: А как называется наша страна? Как называется столица нашей Родины? Назовите первый звук в этих словах….

В: А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре-

Кто у нас живёт в квартире?

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я-

Вот и вся моя семья !


В: Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М. (показываю на доске) А теперь раскрасим букву М и рисунок.

Итог. Обобщение.
В: Вот наше занятие подошло к концу, скажите, с какими звуками мы познакомились? Они какие?
В: Какой буквой эти звуки обозначаются?
В: Молодцы!


Цель: закрепить правильное произношение звуков [в - вь] в речи детей.

Задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие и умение выделять звуки [в - вь] в словах;
2. Закрепить знания детей о диких животных, об их жизни зимой;
3. Учить детей находить первый звук в словах;
4. Через игру учить детей правильно дышать.

Материал: игрушка вороны Веры, крупные картинки с изображением лисы, зайца, белки, медведя, волка; зеркала для каждого ребенка; картинки среднего размера: цветы, вилка, гвоздика, стул, ведро, медведь; комки ваты – снежинки; маленькие картинки: виноград, велосипед, вишня, одуванчик, лиса, дерево, звезда, рыба, кукла…; картинка звуков [в - вь] (большое и маленькое дерево).

Ход занятия

I. Вводная часть. Дети сидят на ковриках.
- Сегодня к нам прилетела ворона, чтобы погреться и поиграть с нами. А зовут ее ворона Вера. Она рассказала мне одну очень интересную историю. Сейчас и вам расскажу эту историю.

II. Основная часть.
1. История вороны Веры.
* Скучно стало вороне Вере сидеть на заборе, и решила она слетать в лес. Уже темнело. Ворона летела от одного дерева к другому. Вдруг, ветер усилился, и в лес пожаловала сам а вьюга.
- Ребята, слышали вечером, как вьюга выла? (ответы детей)
Она швыряла снег, заметая следы зверей и птиц, и громко выла: в-в-в (дети повторяют за воспитателем). Ворона Вера нашла большую развесистую ель и спряталась на ней. А вьюга все сильнее выла: в-в-в (дети повторяют).
- Ребята, а где живет белка? (в дупле)
Хорошо белке в теплом, сухом дупле, вход в которое она закрыла пушистым хвостиком. Ей не страшна вьюга (дети воют). Хорошо и медведю. Ему тоже не страшна вьюга, он спит и не слышит страшный вой.
- А где же спит медведь, ребята? (в берлоге и сосет свою лапу)
А лиса уютно устроилась в своей норе, свернулась клубочком, прикрылась пушистым хвостом (дети воют, как ветер). Даже заяц вырыл в сугробе ямку и спрятался от вьюги.
- Ребята, а каким цветом шубка у зайца зимой? (белая)
- А как вы думаете, почему зимой у зайца белая шубка, а летом серая? (чтобы спрятаться в снегу; чтобы лиса и волк не заметили его на снегу).
Одна ворона Вера сидит, нахохлившись, на ели. Холодно ей и страшно в лесу. Мороз к утру стал крепчать, а вьюга – утихать (сначала педагог, а затем дети произносят: вь-вь-вь). Успокоилась ворона, но вдруг услышала прямо под елью, на которой сидела, вой волка: в-в-в (дети повторяют). Жалуется волк на свою волчью жизнь, обижается на вьюгу, которая все заячьи следы замела. Ворона Вера испугалась волка и прилетела обратно в поселок, к нам в группу.*

2. Артикуляция звука – дети садятся на стулья у доски.
Педагог раздает каждому для работы зеркала.
- Дети, как выла вьюга в лесу ночью? (в-в-в)
- А как утром? (вь-вь-вь)
- А как выл голодный волк? (в-в-в)
Вот с каким интересным звуком мы с вами сегодня познакомились. Чтобы правильно его произносить, нужно нижнюю губу прижать к верхним зубам, верхнюю губу немного приподнять, а горлышко при этом должно дрожать.
Дети при анализе произнесения звука пользуются индивидуальными зеркалами.
- Какой звук научились произносить? Давайте произнесем этот звук вороне Вере (дети повторяют звуки [в и вь]).

3. Работа с картинками.
Воспитатель выставляет на наборное полотно картинки (цветы, вилка, гвоздика, стул, ведро, медведь). Просит назвать предметы на картинках.
- Ребята, скажите так, чтобы я и ворона Вера услышали песенку вьюги [в и вь]. Например: вь-вь-ведро.
- А какая картинка здесь лишняя? (стул). Почему? (в этом слове нет песенки вьюги).
- А сейчас проведем такое упражнение – нужно определить первый звук в этих словах (цветы, вилка, гвоздика, стул, ведро, медведь).

4.Физкультминутка – игра «Снежки» (педагог раздает детям ватный комки).
- Ребята, давайте поиграем в снежки. Играть будем так: надо дуть на снежки так, чтобы они слетели далеко с вашей ладони. Посмотрите, как я это буду делать. Вдох носом, а затем силой дуем на снежинку (игра детей).
- Для чего мы с вами учимся правильно и сильно дышать? (чтобы научиться правильно и чисто выговаривать звуки).

5.Игра «Найди песенку вьюги» - дети садятся на стулья.
- Ворона Вера принесла нам картинки, чтобы поиграть в игру «Найди песенку вьюги».
Педагог раздает каждому ребенку картинки, но кладет их на ладошки детей картинками вниз. Просит их, чтобы никто не подсматривал, какую картинку ему дали. По сигналу педагога дети переворачивают картинки, проговаривают про себя название предмета, которое изображено на картинке, и определяет - есть ли песенка вьюги в этом слове.
- Ребята, у кого есть песенка вьюги в слове, кто услышал эту песенку, выходите к доске и покажите картинку всем ребятам. Скажите свое слово так, чтобы мы услышали песенку вьюги.
Проводится проверка всех слов со всеми детьми.

III. Итог.
Показ схемы звуков [в]и [вь](маленькое и большое дерево).
- Ребята, ворона Вера нарисовала картинки вьюги, они разные. Как вы думаете, на этой картинке (большое дерево) как вьюга воет? (сильно – в-в-в)
- Почему вы так думаете? (нарисовано большое дерево).
Задается вопрос по другой картинке, где изображено маленькое дерево. Затем все хором поют песенку вьюги: в-в-в и вь-вь-вь.
Вере очень понравилось, как вы ребята занимались на этом занятии. И она обещает, что еще раз прилетит к нам в гости. Давайте скажем ей все вместе «До свидания!»
Дети прощаются с вороной Верой. Педагог хвалит детей за хорошую работу на занятии. Занятие заканчивается.

Конспект ННОД по обучению грамоте в старшей группе, тема «Проделки Буквоежки»

Задачи:

Закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э и буквах, обозначающих эти звуки.
Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.
Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове.
Закреплять понятия «звук», «буква».
Упражнять в определении количества слогов в слове.
Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.
Упражнять в выработке плавной воздушной струи.
Развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.
Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Материал:

Силуэты гласных букв; магнитная доска; пособие «Домик»; предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; карточки на развитие воздушной струи; игрушки; раздаточный материал: цветные камешки, пуговицы, палочки.

Ход НОД:

Дети входят в зал, где развешаны изображения букв.

Логопед:

Посмотрите, сколько здесь букв и все они сделаны вашими руками. А я знаю загадки об этих буквах и предлагаю вам их отгадать, найти нужную букву и вывесить на магнитную доску.

Загадки про буквы

Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву...
(О)

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква...
(О)

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь звук ты...
(У)

Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква...
(Э)

Я не знаю в чем секрет,
На эту букву слова нет.
Только буквы все важны,
Мы запомним букву...
(Ы)

Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …
(А)

Логопед:

Вы отгадали все загадки и правильно выбрали буквы. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (Произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:

Мальчики - громко,
Девочки – тихо;
Протяжно – отрывисто;
От тихого до громкого и наоборот.

Игра «Немые звуки»

Взрослый (или ребенок) показывает артикуляцию гласного звука, а дети громко произносят этот звук.

Появляется Буквоежка и убирает с магнитной доски все буквы.

Логопед:

Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы). Давайте еще раз посмотрим на буквы. Куда же делись все буквы. А! Я кажется, догадалась. Это проказы Буквоежки, которая спряталась за мольбертом.

Буквоежка:

Что, буквы не можете найти? А это я, Буквоежка их съела. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания.

Логопед:

Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Буквоежки и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!

Задание 1: подбор слов со звуком А

Буквоежка:

Отгадайте-ка загадку:

Жил, да был зверёк в лесу,
Боялся волка и лису.
Шкурка серою была.
А в названии – звук А.

Что же это за зверёк? (Заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.

Есть у зайца огород.
Что же у него растёт?
Овощи ты называй,
Про звук А – не забывай!

Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А.

Логопед:

К зайцу гости приходили
И игрушки подарили.
А в названьях, шла молва,
У игрушек был звук А.

Давайте и мы подарим Зайчику игрушки со звуком А в названии.

Мальчишки подарят игрушки, которыми играют мальчики, а девочки – игрушки, которыми любят играть девчонки. Дети подбирают и дарят игрушки зайчику.

Логопед:

Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Возвращай, Буквоежка, нам букву А.

Задание 2: изменение существительных по падежу

Буквоежка:

А умеете ли вы играть в игру «Один-много»? (Да).

Логопед:

Наши дети любят играть в эту игру, и тебя мы приглашаем поиграть вместе с нами. Игра с мячом: логопед кидает мяч ребенку и произносит слово в единственном числе, ребенок возвращает мяч логопеду и произносит это же слово во множественном числе.

Шар – шары
Стол – столы и т.д.

Буквоежка:

Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук Ы). Этот звук вы можете увидеть? (нет), А что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Получайте обратно вашу букву Ы.

Задание 3: дыхательная гимнастика

Буквоежка: Я приготовила вам следующее испытание «Заколдованные картинки». Если сумеете их расколдовать, то верну вам еще одну букву.

Дети садятся в круг, перед каждым картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками.

Логопед:

Ребята, я знаю, как нам расколдовать картинки. Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.

Игра с цветным камнем. После выполнения дыхательного упражнения один ребёнок называет свою картинку, затем передает камень другому с вопросом: «У меня утка, а у тебя?» Так до тех пор, пока каждый не назовёт свою картинку.

Буквоежка:

Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (Звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет), а что мы можем увидеть? (Букву У). Третье задание вы выполнили. Возвращаю вам букву У.

Задание 4: динамическая пауза «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись»

Буквоежка:

Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.). А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».

Взрослый предлагает детям указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.

Логопед:

Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили. Давай, Буквоежка, возвращай нам букву.

Задание 5: определение количества слогов в словах

Буквоежка:

По дороге к вам пробегала я мимо стройки. Строители построили дом, в нем много этажей, как можно назвать, какой это дом (многоэтажный). Но жителей в этом доме еще нет, он стоит пустой и когда я громко крикнула, то в ответ услышала... (эхо).

Логопед:

Давайте, ребята заселим этот дом, чтоб в нем не было пусто и грустно. На первый этаж поселим жителей, в названии которых 1 слог, на второй этаж – жителей с 2 слогами в названии, на третьем - с 3 слогами, на четвертом – с 4 слогами.

Дети подбирают картинки и расставляют по окошечкам дома.

Буквоежка:

Ну, вот. Заселили весь дом. Сейчас хоть кричи, хоть не кричи, а эхо уже не услышишь.

Логопед:

Не расстраивайся, Буквоежка. Эхо можно услышать в горах.

Буквоежка:

А какой первый звук в слове ЭХО? (Э). Вы увидите в горах этот звук? (Нет).

Логопед:

Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву). Ты, Буквоежка не хитри, а лучше верни нам букву Э.

Буквоежка возвращает последнюю букву.

Логопед:

Ребята, посмотрите внимательно на буквы. Вам не кажется, что буквы у Буквоежки какие-то не такие, больные? Давайте покажем Буквоежке, какими должны быть буквы и выложим их из палочек, камешков и круп. А ты, Буквоежка, посмотри, кто у нас ловчее: девочки или мальчики.

Дети делятся на две команды: мальчики и девочки, и выкладывают буквы из предложенного материала.

Буквоежка:

Какие молодцы и девчонки и мальчишки, ловкими пальчиками выложили все буквы правильно. А какие звуки обозначают этими буквами (гласные). Вы отлично справились с моими заданиями, и я хочу подарить вам подарок, чтобы вы и дальше тренировали свою память и пальчики и писали красиво все буквы, с которыми вы уже познакомились и с какими вам еще предстоит познакомиться.

Лилия Золотаревская
Подготовка к обучению грамоте детей средней группы

В соответствии с образовательной программой в средней группе перед нами , воспитателями стоят достаточно сложные задачи по обучению детей грамоте . Мы должны научить детей пятого года жизни :

Понимать термины «слово» и «звук» ;

Понимать, что слова бывают длинными и короткими;

Самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивать в них нужные звуки;

Понимать, что слова состоят из звуков и даже определять на слух гласные и согласные звуки, мягкие и твердые;

И даже определять место звука в слове (первый, последний, в середине) ;

А со второй половины года, дети учатся составлять предложения по «живой модели» .

Одна из самых сложных задач раздела при подготовке к обучению грамоте – это понимание термина «слово» . Оксана Семеновна Ушакова предлагает для этого ряд интересных игр. В одну из них мы сейчас с вами поиграем.

1. Игра «Волшебный экран»

Задача : Познакомить детей с термином «слово» . Учить вслушиваться в звучание слов и четко их произносить. Формировать умение регулировать силу и темп голоса.

Перед вами волшебный экран, на нем ничего нет. Я произнесу волшебные слова «Раз, два, три, покажи» и на экране появится картинка. Вы должны внятно, четко проговаривая каждый звук, произнести слово, которое обозначает картинку. Повтори ты тихо, ты громче. Давайте повторим хором, медленно, быстро.

Вы четко и правильно называли слова.

Коллеги, в процессе называния самых различных предметов у детей формируется понятие о том, что слово – это название любого предмета, в дальнейшем действия и качества.

Если у вас нет возможности использовать мультимедиа, вы можете отрабатывать навыки называния слов с помощью указки или волшебной палочки. Палочкой показываете на предмет. Что это? (мяч) . Послушай, как я произнесу это слово. Повтори его.

Таким образом дети начинают понимать термин «слово» .

Помимо того, что дети умеют называть, подбирать слова, мы учим сравнивать слова по протяженности, то есть определяем, какие длинные, а какие короткие. Предлагаю вам игру : 2.«Длинный – короткий» Задача : Учить детей понимать термин «слово» , определять короткие и длинные слова. Приготовьте руки, давайте поучимся измерять длину слова (кот, велосипед) . А теперь вы будете измерять длину слова (сом, магазин, мяч, милиционер) . Молодцы, правильно измеряли длину слов.

Когда дети хорошо усвоили понимание термина «слово» , мы учим их составлять предложения по «живой модели» . Мы с вами сейчас научимся составлять предложения.

3. «Составление предложений по «живой модели» .

Задача : Познакомить детей с составлением предложения по «живой модели» .

Кто пришел к нам в гости? (Ёж) Какой ёжик? (колючий) . Чтобы легче было составить предложение мы будем использовать схемы. Вы будете словом

«ёжик» , вот вам схема. Вы - «колючий» . Дети моделируют предложения :

- «Колючий ёжик» ; А если мы поменяемся местами, какое предложение у нас получится?

- «Ёжик колючий» .

А сейчас посмотрите на экран. Что делает ежик? (спит) . Вы будете словом «спит» .

Моделирование предложений :

- «Ёжик колючий спит» ;

- «Колючий ёжик спит» ;

С помощью этой игры можно составлять самые разнообразные предложения.

А сейчас я вам предлагаю серию игр по звуковой культуре речи.

В начале года не все дети четко произносят шипящие, свистящие звуки, Р, Л. Мы даем упражнения с простыми звуками, которые дети четко произносят. 4. «Поймай звук» В этой игре мы учим детей понимать термин «звук» , слышать нужный звук в словах. Развивать фонематический слух.

Мы сейчас с вами будем играть со звуком «Б» .

Зайка звуки учил,

Зайка звуки позабыл.

Тут заплакал наш зайчонок.

Подошел к нему котенок,

Говорит : «Не плачь, косой,

Звуки выучим с тобой.

«Б» услышишь – громко хлопай.

Да еще и ножкой топай.

Я буду называть слова, а вы должны поймать только те слова, в которых услышите звук «Б» (дом, грибы, пень, морковь, бык, ворона, булка)

Можно усложнять задания, ловить только те слова, в которых звук «Б» стоит в начале слова (булка, полка, букет, шайба)

Теперь только в середине слова (колобок, лодочка, коробочка, собака)

В этой игре можно учить детей определять твердость и мягкость звуков.

Сейчас будем ловить только те слова, где звук «Бь» мягкий (Белка, коробка, ребенок, бочка, жеребенок) .

Видите сколько вариантов упражнений можно использовать с одним звуком.

По мере того как дети овладевают произношением сложных звуков, мы в игры включаем и эти звуки. Это шипящие, звук Р, Л, свистящие.

В этой игре мы учим детей подбирать слова с заданным звуком.

5. «Кто в домике живет?»

Задача : Учить детей подбирать слова со звуком «Ж» .

Нам надо расселить животных в домик. Только в домике будут жить животные, в словах которых слышим звук «Ж» .

Назовите, кто может жить в домике. Произносите слова четко, правильно. А сейчас мы проверим, правильно ли ответили. А почему не поселили?

Хорошо вы справились с этим заданием, правильно расселили жильцов в домик.

Когда дети научились выделять звук в слове, мы учим находить место звука в слове. Для этого используем схемы.

6.«Найди место звука в слове»

Задача : Учить детей определять место гласного звука «А» в слове.

Я буду вам называть слова со звуком «А» , а вы должны на схеме показывать фишкой место звука в слове (в начале, в конце, в середине) (аист, мак, лиса, шар)

Также можно учим определять позицию звука в слове с помощью такой игры.

Для этой игры мне надо 6 человек.

7. «Найди свою пару»

Задача : Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Я вам раздам картинки. Вы должны найти своего дружка.

Что у тебя нарисовано? (Шишка)

Кокой последний звук в этом слове? (А)

У кого картинка со словом, где первый звук А?

(стул - ложка, чайник - ключ, шишка -автобус)

Молодцы, правильно определили первый и последний звук в словах.

Существует много программ и способов обучения грамоте и чтению. Наше дошкольное учреждение работает по программе “Развитие”, основой которой является не столько обучающая, сколько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.

Психологическое развитие ребенка отличается разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходит изменения в развитии личности, в общении с окружающим, углубляются познание и детская деятельность. Каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить ребенка читать и писать перед его поступлением в школу?

В связи с изменением приоритетов в современном дошкольном образовании работу по обучению основам грамоты предпочтительно начинать уже со средней группы. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивости к звуковой стороне речи. В процессе реализации задач программы основной акцент в работе ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия, а так же на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Всем хорошо известно, что неумение читать и медленное чтение (побуквенное) является серьезным тормозом в обучении ребенка в школе. Кроме того, установлен факт: 7-летний ребенок труднее овладевает чтением, чем 6-летний.

По программе “Развитие” Л.Венгера я работаю с 1995 года. За время своей работы я начала хорошо понимать необходимость обучения грамоте уже в детском саду. Это подтверждают высказывания родителей, дети которых пошли в школу после освоения этой программы. У детей происходит сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка. Я считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

– требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
– появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; – не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
– физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Занятие строится в игровой форме, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В.А. Сухомлинский сказал: “Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!” Во все занятия включаем всевозможные игры по обучению грамоте, занимательные упражнения, фонематические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто вводим игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

Организация обучения дошкольников осуществляется как на занятиях, так и в нерегламентированной, и свободной деятельности детей. Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса. Работая по программе “Развитие” и поняв ее, я пришла к выводу, что существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

Сформированность звуковой стороны речи , т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышатьи выделять первый и последний согласный звук в слове.

Знакомство детей с терминами "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

По программе “Развитие” работа начинается со знакомства с неречевыми звуками (младшая группа ). Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие.

Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);Затем звуки близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен);Узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек);

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко – тихо", "Кто сказал?":

Со средней группы знакомим детей с дифференциацией звуков по твердости и мягкости. Чтобы определить твердость и мягкость, предлагаем детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается; а при произнесении твердого согласного звука мы “ как будто сердимся”.

Начиная со старшей группы, знакомим детей со звуковым анализом слов: трех звуковые слова (дом, дым), четырех звуковые слова (лиса, паук), пяти звуковые слова. В этой же группе знакомим со смыслоразличительной функцией звука (дом-дым, меняем один звук, получается совершенно новое слово.) Подробно проводится звуковой анализ слова. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей фишкой, после этого слово прочитывается. После того, как воспитанники научатся различать звуки по их качественной характеристике, детей знакомят с ударением: ударный гласный звук, безударный гласный звук. Ударение помогает детям представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами. В старшей группе дети уже не хлопают в ладошки при определении слогов, а применяют правило: “сколько гласных, столько и слогов”. В подготовительной группе знакомим детей с буквами русского языка и правилами написания. Дети проводят звукобуквенный анализ: вначале звуковой анализ, а затем подставляют буквы, знакомим с йотированными гласными. Даем детям понятие, что в русском языке 6 гласных звуков, но 10 гласных букв. На мой взгляд, когда начинается изучение правил написания йотированных гласных после согласных дети очень часто пишут ту букву, какой слышат звук (например: лето, л э т о). Большое внимание приходиться уделять правилам написания йотированных гласных после согласных. Продолжаем знакомить детей с предложением, даем знания о правилах написания предложений. Детям нравиться составлять предложения, поэтому часто использую на своих занятиях игру “Снежный ком”. Например: Зима. Наступила зима. Наступила холодная зима. и т. д. В подготовительной группе практически все дети уже читают, поэтому им очень нравится составлять новые слова из предложенного слова. В подготовительной группе практически все дети уже читают, поэтому им очень нравится составлять новые слова из предложенного слова. Например: Белоснежка – сон – жена – белок и т. д.

Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду.

Работая по этой программе, я не отхожу от принципов:

  1. Системность . Планирование составляется на год, месяц, день.
  2. Доступность. Материал соответствует возрастным особенностям детей индивидуальным особенностям детей.
  3. Научность. Даем детям научные знания, используем проблемные ситуации, наглядное моделирование.
  4. Связь теории с практикой. То, что на занятии проходят, дети закрепляют в повседневной жизни. Например: С/р игра “Школа”, “Семья”; Настольные игры “школьная тропинка”, “составь слово” и т. д.
  5. Природосообразность. Дифференцированный подход к каждому ребенку, используется 3 уровня сложности. З уровня сложности помогают ребенку в воспитании самооценки.
  6. Интеграция. Идет взаимосвязь с другими видами деятельности.
  7. Региональность. Стараюсь для составления предложений, для звукового анализа вводить слова, характерные для нашей местности.

Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, воспитателю всегда следует помнить, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности. Из-за учебной работы нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать время игр и других видов детской деятельности. Дошкольнику необходима правильная организация его полноценной жизнедеятельности в детском саду. Именно она дает толчок к познанию, открывает возможность обретения дошкольником осознания себя как носителя ценного индивидуального опыта, такого важного и полезного окружающим людям. Поэтому подготовка к школе – не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребенком в процессе деятельности, познания и общения, являются, прежде всего, условием личностного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи. Не маловажное значение в работе с дошкольниками имеет стиль общения. Ребенок – личность, полноценный партнер. Главное условие разумного воспитания чуткость, терпение, доброжелательность, ласка, умение расположить к себе воспитанников. Почти всегда можно найти способ убедить малыша не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло. Пусть ребенок чувствует свой успех, делает какие – то маленькие открытия для себя и с радостью идет и на занятия и в детский сад.

Работая по программе “Развитие” считаю что, смогу заложить в ребенке систему знаний, которая станет фундаментом к последующему успешному обучению детей в школе, а так же поможет сформировать ребенка, как личность.

Занятие по грамоте в средней группе

Цель: Формирование представлений знаний детей о твёрдых и мягких согласных звуках.

Задачи:

Образовательные

  1. Развивать умение определять 1 звук в слове.
  2. Развивать умение подбирать слова с заданным звуком.
  3. Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки. (новая – з, -зь-)

Воспитательная

  1. Продолжать воспитывать внимательно, слушать ответы других детей, не перебивать их.

Развивающая –

  1. Развивать психические процессы: внимание, память.

1. Словесные

2. Наглядные: Цветик – семицветик, письмо, картинки, игрушки “пчёлки”.

3.Игровые:

Игра “Назови братца”. Игра “Большие и маленькие пчёлки”, Игра “Прошепчи СЛОВО”.

4. Практические. Выполнение заданий по просьбе героя.

Ход занятия

– Ребята, помните Полина нам принесла книжку “Цветик – семицветик” и мы её читали.

– Сегодня я вам покажу этот волшебный цветочек и мы украсим им группу. (Достаю цветок с тремя лепестками)

– Ой, ребята, а где остальные лепестки? Смотрите здесь письмо, давайте его прочитаем: ... Это я Бормотун, спрятал лепестки от цветика – семицветика. Я их вам верну, если вы выполните мои задания...

– Ребятки, что нам нужно сделать, чтобы бормотун вернул наши лепестки? (выполнить задания)

– А, когда нам вернёт Бормотун лепестки, что мы будем делать с этим цветочком?

(Украсим ими группу)

(Достаю задания).

– Ну, что готовы?

... Лепесток вернется. если вы научите
Меня играть в игру “Назови братца” ...
– Научим бормотуна?

Игра “Назови братца”

(Воспитатель называет твердый звук, а дети должны назвать мягкий звук, и наоборот)

– Здорово все правильно.

(Подхожу к Бормотуну и слушаю )

– Ребята один лепесток Бормотун нам вернул. Данил подойти к столу и принеси его.

(Ребенок приносит лепесток)

– Ребята, как вы думаете все лепестки мы вернули? – нет.

(Читаю задание)

... лепесток верну, если
все перемешанные картинки поместите
в свое королевство по 1 гласному звуку…

Дети раскладывают картинки на твёрдые и мягкие по замкам.

– Ребята, смотрите, собирается потихоньку наш цветик – семицветик. (читаю задание)

... Дорогие дети, я тоже как и вы люблю играть. У меня есть
мои любимые игрушки!
Я верну вам лепесток, если вы
научитесь петь песенки моих друзей...

– Ой, смотрите, здесь, что – то есть.

(Нахожу пчел)

– Кого вы видите?

– Правильно пчёлок большую и маленькую.

– Послушайте, как поет большая пчёлка З -з -з. Когда я произношу звук – з – губы улыбаются, зубки видны, между зубками маленькая щёлочка. Если подставить руку, то почувствуем холодную струю воздуха, кончик языка спрятан за верхние зубки.

– Давайте попробуем. З – З – З.

– Умнички. А когда произносим песенку маленькой пчёлки, то МЫ улыбаемся сильнее. Зь – зь – зь.

А, давайте детишки поиграем. Мальчики будут большие пчёлки, они будут петь песенку большой пчёлки. Как мальчики будут это делать?

– Твердо, грубо.

– А девочки будут маленькие пчёлки. Как они будут петь?

Мягко, нежно.

– Я буду хозяйкой кормить всех нектаром.

– Большие пчелки ко мне.

Малышки пчелки ко мне.

Игра “Большие и маленькие пчелки”

(Подхожу к Бормотуну)

– Ребятки, Бормотун вернул нам ещё один лепесток.

– Посмотрите цветок все краше и краше.

– А все лепестки мы вернули? – нет

(Читаю задание)

... Определите есть ли песенка пчелки в словах, которые вы видите на картинке…

– Выбирайте картинку. Вы должны по очереди подойти ко мне и назвать, что на ней нарисовано. А потом определить есть ли песенка пчёлки в этом слове?

Дети определяют и выделяют звук – з -.

– Ребята! Бормотуну понравилось как вы выполи задание, он решил отдать все лепестки.

– А давайте Бормотуну тоже отправим письмо. В это письмо мы соберём слова в которых живет звук – з – или – зь –

Игра “Прошепчи слово”.

– Сколько разных слов мы отправили Бормотуну!

– Ребята, а что мы сегодня делали, чтобы вернуть лепестки?

Выполняли задания Бормотуна,

– Зачем мы с вами выполняли задания?

Чтоб собрать цветок

– А какие задания мы выполняли?

– Дети повторяют задания

– Ребята мы не ожидали сколько трудностей нам придется встретить на пути, но все – таки мы справились и собрали цветик – семицветик. И теперь он будет украшать нашу группу.