Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

Суть метода заключается в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.
Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Проводить занятия нужно регулярно по 10 минут и лучше перед завтраком в качестве речевой зарядки. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой а потом индивидуально. Знакомить детей со звуками нужно в определенной последовательности, от простых к сложным. Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и носить яркую эмоционально-положительную окраску.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что:

У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;Улучшается фонематический слух;Нормализуется речевое дыхание;Формируется умение изменять силу и высоту голоса;Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;Повышается речевая активность детей.

Практические упражнения.

Звук «А».
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а ..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Интонация радости.
Звук «О».
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о …», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Интонация удивления.
Звук «У».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у …», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
Интонация угрозы.
Звук «Э».
И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э… », дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга), одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
Интонация укора.
Звук «И».
И.п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и… », дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Интонация удивления и радости.
Звук «Ы».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы… », дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы» произносится сердито.

Согласные звуки.

«Пальчики здороваются».

Соединяем большой палец со всеми остальными поочередно: «Т, т, т, т».

Упражнение «Барабан».

Дети стоят прямо, руки перед грудью. Стучат пальчиком об пальчик отрывисто: «Та, та, та, та», а потом слитно: «Та-та-та-та». (затем добавляется громко - тихо).

Упражнение «Туча».

Туча тут (показываем тучу и указываем правой рукой вверх и в сторону)

Туча там (левой рукой вверх и в сторону)

Туча, туча тут и там (показываем правой и левой рукой).

Упражнение «Орех».

Хомячок нашел орех (наклон вниз, хватательное движение, выпрямление)

Разделил орех на всех (ребром правой руки ударяем по левой)

Дал соседям - хомячкам (протягивают руки вперед ладошками вверх)

И еще осталось нам (прижимают ладони к груди).

Галина Маслова
Консультация для логопедов «Фонетическая ритмика-один из приёмов обучения глухих произношению»

Устная речь детей с нарушение слуха, как известно, характеризуется не только большим количеством дефектов в произношении звуков речи , но и нарушением ритмико -интонационной ее стороны.

Существенную роль в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха играет фонетическая ритмика , которая органически входит в работу по формированию произношения .

Фонетическая ритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения (рук, головы, корпуса тела) сочетаются с произнесение определенного речевого материала (фраза, слов, слогов , звуков) . Можно предположить, что такая совокупность движений тела и речевых органов должна способствовать снятию напряженности и монотонности речи, которые не редко свойственны детям с недостатками слуха, раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом , оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Все упражнения направленны на :

Нормализацию речевого дыхания и связанной с ней слитности речи;

Умение правильно воспроизводить звуки ;

воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

Умение различать, изображать и воспроизводить различные ритмы ;

Выработку умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Движения, которые сопровождаются при произнесении звуков и слогов , характеризуются напряженностью (напряженно, слегка напряженно, не напряженно) ; интенсивностью (сильно, слабо, расслабленно) ; временем (длительно, удлиненно, кратко) . Например, движение, сопровождающее произнесение гласного А , характеризуется так : напряженно, слабо, длительно; гласного У – напряженно, слабо длительно; согласного П – напряженно, сильно, кратко; согласного М – не напряженно, слабо, удлиненно.

Движения, сопровождающие воспроизведение слов , фраз и другого речевого материала, сочетают в себе движения, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов , а также естественные жесты, сопряженные с выражением смеха, отрицания и т. п.

В первые годы обучения работа над произношением ведется на слухо-зрительной основе; позже – с 4-4,5 лет, при необходимости, применяются и разнообразные специальные приемы.

В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работа над произносительной стороной речи . Он основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков , слогов , слов, фраз. Двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение .

Материалом для занятий фонетической ритмикой являются звуки , слоги, слова, словосочетания, фразы, а позже тексты, произнесение которых сопровождается разнообразными движениями. Если слоговой материал , как правило, одинаков и для глухих , и для слабослышащих детей, те слова, словосочетания, фразы, тексты подбираются педагогом с учетом состояния слуха, уровня развития речи и степени форсированности произносительных навыков . Важно, чтобы речевой материал не только отвечал произносительным задачам , но и был доступен, понятен детям, нужен им в общении.

Занятия фонетической ритмикой проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Но при этом дети должны иметь возможность свободно двигаться, т. е. не быть «привязанными» к столам.

На занятиях дошкольники воспринимают материал на слухо-зрительной основе. По ходу занятия полезно часть материала предлагать детям только на слух.

Занятия ритмикой на всех годах обучения проводятся ежедневно. На занятиях все дети хором вместе с педагогом два-три раза произносят предлагаемый материал, затем его повторяют 2-3 ребенка. Индивидуально первыми говорят те дети, которые могут неправильно произнести слоги , слова, фразы. В случае ошибки педагог дает правильный образец. Затем речевой материал вновь проговаривается хором.

Опыт показывает, что занятия по фонетической ритмики способствуют формированию у дошкольников слитной, выразительной и естественной речи.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Виды упражнений по фонетической ритмике »

Цель : повышение компетентности педагогов и родителей в применении различных упражнений по фонетической ритмике в коррекции нарушений слуха у глухих и слабослышащих дошкольников.

С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками .

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слов с этими звуками, начинаются с трех исходных положений (ИП) :

1 – встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого исходного положения (ИП) начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.

2 – встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого исходного положения (ИП) начинаются движения для звуков И, К, Л.

3 – встать, ноги вмести, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это ИП для звука Р.

ЗВУК А. ИП 1. Глубокий вдох, развести руки в стороны при одновременном длительном произнесении А .

ЗВУК О. ИП 1. Глубокий вдох, развести руки в стороны (давящее движение) при одновременном произнесении О .

ЗВУК У. ИП 1. Глубокий вдох, вытянуть руки вперед (давящее движение) при одновременном произнесении У .

ЗВУК И. ИП 2. Глубокий вдох, вытянуть руки вверх при одновременном произнесении И .

ЗВУК Э. ИП 1. Развести руки вперед – в стороны при одновременном произнесении Э .

ЗВУК Я. Звук И + А

ЗВУК Ю. Звук И + У

ЗВУК Ё. Звук И + О

ЗВУК Е. Звук И + Э

ЗВУК П. ИП 1. Резкие движения кулаками вниз (как удары) при одновременном произнесении ПА .

ЗВУК Т. ИП 1. Ударять указательный палец о большой при одновременном произнесении ТА .

ЗВУК К. ИП 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося КА .

ЗВУКИ Б, Д. ИП 1. Делать удары ладонями вниз, произнося БА или ДА .

ЗВУК Г. ИП 1. Собрать пальцы в кулак, выпустить указательный и большой пальцы, произнося ГА .

ЗВУК С. ИП 1. Поднять руку ко рту, сделать из пальцев букву С, руку отвести в сторону, произнося С .

ЗВУК Ш. ИП 1. Поднять руки вверх и плавно ими покачивая, опускать руки вниз, произнося Ш .

ЗВУК Ф. ИП 1. Поднять ко рту руки, сжатые в горсть, быстро и резко разжимать горсть, слегка вытянув при этом руки вперед, произнося Ф .

ЗВУК Х. ИП 1. Поднести ладони ко рту, выдохнуть на них и одновременно произнести Х .

ЗВУК З. ИП 1. Описать в воздухе двумя пальцами букву З, одновременно произнеся З .

ЗВУК Ж. Описать в воздухе зигзагообразное движение (резко) руками вперед при одновременном произнесении Ж .

ЗВУК В. ИП 1. Поднять ко рту ладони, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении В .

ЗВУК Ц. ИП 1. Поднять вверх два пальца (указательный и средний, опускать резко вниз, произнося Ц .

ЗВУК Ч. ИП 1. Поднять ко рту пальцы рук, сжатые в щепотку, поворачивать поочередно кисти то правой, то левой руки (быстро и резко) при одновременном произнесении Ч .

ЗВУК М. ИП 1. Поднять пальцы рук к носу, отнести руку вперед – в сторону мягким, плавным движением при одновременном произнесении М .

ЗВУК Н. ИП 1. Поднять пальцы рук к груди, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении Н .

ЗВУК Л. ИП 2. Вращать руками перед грудью, произнося ЛА .

ЗВУК Р. ИП 3. Вращать руками перед грудью, имитируя работу мотора, при одновременном произнесении Р .

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «О значении обучения детей правилам дорожного движения» Консультация для педагогов. О значении обучения детей правилам дорожного движения. Подготовила: воспитатель Богданова Е. Д. Ребенок попал.

Пояснительная записка

Фонетическая ритмика -это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Кружок «Фонетическая ритмика» введен в учебную сетку часов дошкольных групп и проводится один раз в неделю во всех возрастных группах.

ЦЕЛИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Занятия фонетической ритмикой служат средством реализации коррекционно-развивающих целей:

Коррекция неречевых и речевых процессов;

Развивать слуховую, зрительную память, внимание;

Развивать оптико- пространственные представления и навыки;

Развивать статическую и динамическую координацию общих движений;

Развивать тонкую произвольную моторику и мимику лица;

Воспитывать чувство ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущать в движениях и речи ритмическую выразительность;

Воспитание темпа, ритма дыхания и речи;

Развивать фонетический слух.

Занятие фонетической ритмикой носит комплексный характер и включает в себя все разделы, предусмотренные тематическим планированием (1-2 упражнения на каждый раздел). Каждое занятие имеет свою ведущую задачу, обусловленную планированием.

Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения.

На занятиях используются упражнения и игры специальной коррекционной направленности: игры на развитие слухового внимания, на развитие речевого слуха, фонематического слуха, артикуляционной моторики и др.

Название тем в каждой группе повторяется, сохраняется и целеполагание каждой темы, варьируются лишь используемые методы, приёмы обучения, а также содержание материала, с помощью которого решаются задачи коррекционно-развивающего обучения.

Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.

Формирование произносительных навыков у глухих и слабослышащих дошкольников происходит на базе их развивающегося слуха и при участии зрения (т.е. при слухо - зрительном восприятии), что принципиально расширяет возможности детей в усвоении произношения при подражании речи взрослых. Исходной единицей в обучении произношению является слово, так как именно оно – основная единица языка и в нем реализуются все стороны произношения. Обычно дошкольники усваивают воспроизведение слова при подражании речи взрослых, воспринимаемой слухо-зрительно или на слух. В этом случае они овладевают в первую очередь словом как слого-ритмической структурой, а также усваивают в нем произнесение ряда звуков. Этому также способствует широкое использование фонетической ритмики. Детям предлагают для подражания различные виды движений, сочетающиеся с произнесением фраз, словосочетаний, слов, слогов и звуков

Фонетическая ритмика способствует формированию у глухих дошкольников ритмико-интонационной структуры слова и фразы, более естественной, слитной, ритмичной речи.

Фонетическая ритмика помогает ребенку дошкольного возраста с нарушением слуха:

  • нормализовать речевое дыхание;
  • менять высоту, силу голоса в различном темпе.
  • воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
  • воспроизводить звуки в заданном темпе;
  • воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
  • учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.
  • Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

ЗАДАЧИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

  1. развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
  2. формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
  3. развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию:

  1. нормализацию речевого дыхания и слитность речи;
  2. формирование умений изменять силу и высоту голоса;
  3. правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
  4. воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  5. различение и воспроизведение ритмов;
  6. выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Фонетическая ритмика, как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную речь, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на нормализацию речевого дыхания и слитность речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; различение и воспроизведение ритмов; выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Движения выполняются одновременно с проговариванием. Начинается движение с исходного положения, затем следует движение на звук. Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

  1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
  2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
  3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.

В работе с детьми с нарушениями слуха важен навык воспроизведения ритмов. При работе над ритмом используются отхлопывания и прыжки. Допускается также отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют продолжительности выдоха. Это сочетается с другими движениями рук (вверх-вниз), туловища (повороты вправо-влево), головы (наклоны к плечам). Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

При обучении темпу речи целесообразно использовать две инструкции «говори медленно», «говори быстро». Надо иметь в виду, что проговаривание речевого материала сопровождается движениями. Темп проговаривания должен соответствовать темпу движения.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Сформировавшаяся система ценностных отношений учеников к себе, другим ученикам, самому образовательному процессу и его результатам; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выводы из спорных ситуаций; наличие мотивации к творческому труду, работе нацеленной на развитие речевых навыков.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ставить новые задачи в учебе и развивать мотивы и интерес к познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией; умение организоватьиндивидуально и в группе, формулировать и отстаивать свое мнение - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты: усвоение учениками конкретных знаний, приобретение умений и опыта творческой деятельности в рамках данного кружка. В работе на занятиях необходимо соблюдать преемственность между музыкально – ритмическими, фронтальными и индивидуальными занятиями. У дошкольников закрепляются следующие умения и навыки: - говорить на одном выдохе: слитно воспроизведить цепочки слогов (3- х и более, типа: ПА-ПО-ПУ-ПИ-ПЭ; ПАПА-ПОПО-ПУ-ПУ-ПИПИ-ПЭПЭ, ПАПАПА- и т.п.), слов и коротких фраз; - изменять силу и высоту голоса, воспроизводить речевой материал, используя основной тон голоса; - воспринимать на слух и слухозрительно и воспроизводить ритмико-интонационную структуру речи (слоги, слова, словосочетания, фразы); - правильно произносить словесный материал, соблюдая логическое ударение, передавать в речи повествовательную, вопросительную, восклицательную интонацию (по подражанию и самостоятельно); - правильно или приближѐнно произносить звуки речи; - использовать естественные невербальных средств коммуникации (позы, мимика, жесты); - самостоятельно определять на слух динамику звучания музыкальных звукорядов.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ.

Структура занятий подвижна, но принцип полифункционального подхода сохранен.

Тематическое планирование.

ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ

№ п/п

  • Фонационные упражнения;
  • Прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха);
  • Слитное произношение фраз.

Примечание

Работа над звуками речи:

Работа над ритмом.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;

Работа над интонацией.

ВТОРОЙ КВАРТАЛ

№ п/п

Работа над речевым дыханием и слитностью речи:

  • Координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания;
  • Фонационные упражнения;
  • Речевой материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги); прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха);

Примечание

Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

Вся работа связана со слуховым восприятием учеников.

  • Работа по формированию и коррекции голоса: создание навыков по использованию голоса с нормальной силой и высотой;
  • Выделение словесного и логического ударения. Усиление голоса в связи со словесным и логическим ударением.
  • Усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания;
  • Формировать умения повышать и понижать голос в пределах одного гласного, слова, синтагмы, фразы. От этого зависит мелодика речи.

Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом.

Работа над звуками речи:

  • Упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков, характеризуются тремя элементами: напряженностью, интенсивностью и временем.

Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ .

Работа над ритмом.

  • Развитие чувства ритма с целью использования его для формирования и коррекции произношения;
  • Упражнения на развитие двигательной памяти внимания и коррекции речи;
  • Восприятие сложной ритмической структуры (от односложного ритма к многосложным ритмам, в которых выделяем ударный слог в ряду слогов).

Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;
  • Чередовать движения в различном темпе;
  • Сочетать движения с проговариванием в нужном темпе;
  • Проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе.

Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.

Работа над интонацией.

  • Работа над логическим ударением;
  • Формирование умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонациями;
  • Формирование естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение и др.

Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.

Использование невербальных средств коммуникации.

Развитие творческих способностей.

ТРЕТИЙ КВАРТАЛ

№ п/п

Работа над речевым дыханием и слитностью речи:

  • Координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания;
  • Фонационные упражнения;
  • Речевой материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги);
  • Прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха); вид работы усложняется – слоги сначала повторяются дважды, а затем трижды и т.п.;
  • Слитное произношение фраз. При произнесении речевого материала может меняться ритм и темп речи.

Примечание

Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

Вся работа связана со слуховым восприятием учеников.

  • Работа по формированию и коррекции голоса: создание навыков по использованию голоса с нормальной силой и высотой;
  • Выделение словесного и логического ударения. Усиление голоса в связи со словесным и логическим ударением.
  • Усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания;
  • Формировать умения повышать и понижать голос в пределах одного гласного, слова, синтагмы, фразы. От этого зависит мелодика речи.

Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом.

Работа над звуками речи:

  • Упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков, характеризуются тремя элементами: напряженностью, интенсивностью и временем.

Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ .

Работа над ритмом.

  • Развитие чувства ритма с целью использования его для формирования и коррекции произношения;
  • Упражнения на развитие двигательной памяти внимания и коррекции речи;
  • Восприятие сложной ритмической структуры (от односложного ритма к многосложным ритмам, в которых выделяем ударный слог в ряду слогов).

Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;
  • Чередовать движения в различном темпе;
  • Сочетать движения с проговариванием в нужном темпе;
  • Проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе.

Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.

Работа над интонацией.

  • Работа над логическим ударением;
  • Формирование умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонациями;
  • Формирование естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение и др.

Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.

Использование невербальных средств коммуникации.

Развитие творческих способностей.

Фонетическую ритмику проводят в кабинете не менее 30 кв. м. По одной из стен расположено зеркало. В кабинете находятся: магнитофон, видеотека, дидактический материал (портреты композиторов, репродукции, наглядные пособия, музыкальные инструменты), доска, стульчики для детей, FM-система (речевой тренажер фирмы «УНИТОН»). Музыкальный руководитель перед занятием подготавливает необходимый для его проведения реквизит (флажки, бубен, мячи и т.д.). Ученики занимаются в легкой и удобной для двигательных упражнений одежде. Для девочек, например: короткая юбочка, футболка, носки, чешки. Для мальчиков: шорты, футболка, носки, чешки. Школьники воспринимают музыку и речь учителя с помощью ИСА и пользуются FM-СИСТЕМА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Фонетическая ритмика -это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Кружок «Фонетическая ритмика» введен в учебную сетку часов дошкольных групп и проводится один раз в неделю во всех возрастных группах.

ЦЕЛИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Занятия фонетической ритмикой служат средством реализации коррекционно-развивающих целей:

Коррекция неречевых и речевых процессов;

Развивать слуховую, зрительную память, внимание;

Развивать оптико- пространственные представления и навыки;

Развивать статическую и динамическую координацию общих движений;

Развивать тонкую произвольную моторику и мимику лица;

Воспитывать чувство ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущать в движениях и речи ритмическую выразительность;

Воспитание темпа, ритма дыхания и речи;

Развивать фонетический слух.

Занятие фонетической ритмикой носит комплексный характер и включает в себя все разделы, предусмотренные тематическим планированием (1-2 упражнения на каждый раздел). Каждое занятие имеет свою ведущую задачу, обусловленную планированием.

Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения.

На занятиях используются упражнения и игры специальной коррекционной направленности: игры на развитие слухового внимания, на развитие речевого слуха, фонематического слуха, артикуляционной моторики и др.

Название тем в каждой группе повторяется, сохраняется и целеполагание каждой темы, варьируются лишь используемые методы, приёмы обучения, а также содержание материала, с помощью которого решаются задачи коррекционно-развивающего обучения.

Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.

Формирование произносительных навыков у глухих и слабослышащих дошкольников происходит на базе их развивающегося слуха и при участии зрения (т.е. при слухо - зрительном восприятии), что принципиально расширяет возможности детей в усвоении произношения при подражании речи взрослых. Исходной единицей в обучении произношению является слово, так как именно оно – основная единица языка и в нем реализуются все стороны произношения. Обычно дошкольники усваивают воспроизведение слова при подражании речи взрослых, воспринимаемой слухо-зрительно или на слух. В этом случае они овладевают в первую очередь словом как слого-ритмической структурой, а также усваивают в нем произнесение ряда звуков. Этому также способствует широкое использование фонетической ритмики. Детям предлагают для подражания различные виды движений, сочетающиеся с произнесением фраз, словосочетаний, слов, слогов и звуков

Фонетическая ритмика способствует формированию у глухих дошкольников ритмико-интонационной структуры слова и фразы, более естественной, слитной, ритмичной речи.

Фонетическая ритмика помогает ребенку дошкольного возраста с нарушением слуха:

  • нормализовать речевое дыхание;
  • менять высоту, силу голоса в различном темпе.
  • воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
  • воспроизводить звуки в заданном темпе;
  • воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
  • учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.
  • Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

ЗАДАЧИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

  1. развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
  2. формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
  3. развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию:

  1. нормализацию речевого дыхания и слитность речи;
  2. формирование умений изменять силу и высоту голоса;
  3. правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
  4. воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  5. различение и воспроизведение ритмов;
  6. выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Фонетическая ритмика, как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную речь, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на нормализацию речевого дыхания и слитность речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; различение и воспроизведение ритмов; выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Движения выполняются одновременно с проговариванием. Начинается движение с исходного положения, затем следует движение на звук. Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

  1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
  2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
  3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.

В работе с детьми с нарушениями слуха важен навык воспроизведения ритмов. При работе над ритмом используются отхлопывания и прыжки. Допускается также отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют продолжительности выдоха. Это сочетается с другими движениями рук (вверх-вниз), туловища (повороты вправо-влево), головы (наклоны к плечам). Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

При обучении темпу речи целесообразно использовать две инструкции «говори медленно», «говори быстро». Надо иметь в виду, что проговаривание речевого материала сопровождается движениями. Темп проговаривания должен соответствовать темпу движения.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Сформировавшаяся система ценностных отношений учеников к себе, другим ученикам, самому образовательному процессу и его результатам; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выводы из спорных ситуаций; наличие мотивации к творческому труду, работе нацеленной на развитие речевых навыков.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ставить новые задачи в учебе и развивать мотивы и интерес к познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией; умение организовать сотрудничество с дефектологом, воспитателем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать и отстаивать свое мнение - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты: усвоение учениками конкретных знаний, приобретение умений и опыта творческой деятельности в рамках данного кружка. В работе на занятиях необходимо соблюдать преемственность между музыкально – ритмическими, фронтальными и индивидуальными занятиями. У дошкольников закрепляются следующие умения и навыки: - говорить на одном выдохе: слитно воспроизведить цепочки слогов (3- х и более, типа: ПА-ПО-ПУ-ПИ-ПЭ; ПАПА-ПОПО-ПУ-ПУ-ПИПИ-ПЭПЭ, ПАПАПА- и т.п.), слов и коротких фраз; - изменять силу и высоту голоса, воспроизводить речевой материал, используя основной тон голоса; - воспринимать на слух и слухозрительно и воспроизводить ритмико-интонационную структуру речи (слоги, слова, словосочетания, фразы); - правильно произносить словесный материал, соблюдая логическое ударение, передавать в речи повествовательную, вопросительную, восклицательную интонацию (по подражанию и самостоятельно); - правильно или приближѐнно произносить звуки речи; - использовать естественные невербальных средств коммуникации (позы, мимика, жесты); - самостоятельно определять на слух динамику звучания музыкальных звукорядов.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ.

Структура занятий подвижна, но принцип полифункционального подхода сохранен.

Тематическое планирование.

ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ

№ п/п

Работа над речевым дыханием и слитностью речи:

  • Фонационные упражнения;
  • Прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха);
  • Слитное произношение фраз.

Примечание

Работа над звуками речи:

Работа над ритмом.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;

Работа над интонацией.

Использование невербальных средств коммуникации.

Развитие творческих способностей.

ВТОРОЙ КВАРТАЛ

№ п/п

Работа над речевым дыханием и слитностью речи:

  • Координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания;
  • Фонационные упражнения;
  • Речевой материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги); прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха);

Примечание

Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

Вся работа связана со слуховым восприятием учеников.

  • Работа по формированию и коррекции голоса: создание навыков по использованию голоса с нормальной силой и высотой;
  • Выделение словесного и логического ударения. Усиление голоса в связи со словесным и логическим ударением.
  • Усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания;
  • Формировать умения повышать и понижать голос в пределах одного гласного, слова, синтагмы, фразы. От этого зависит мелодика речи.

Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом.

Работа над звуками речи:

  • Упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков, характеризуются тремя элементами: напряженностью, интенсивностью и временем.

Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ .

Работа над ритмом.

  • Развитие чувства ритма с целью использования его для формирования и коррекции произношения;
  • Упражнения на развитие двигательной памяти внимания и коррекции речи;
  • Восприятие сложной ритмической структуры (от односложного ритма к многосложным ритмам, в которых выделяем ударный слог в ряду слогов).

Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;
  • Чередовать движения в различном темпе;
  • Сочетать движения с проговариванием в нужном темпе;
  • Проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе.

Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.

Работа над интонацией.

  • Работа над логическим ударением;
  • Формирование умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонациями;
  • Формирование естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение и др.

Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.

Использование невербальных средств коммуникации.

Развитие творческих способностей.

ТРЕТИЙ КВАРТАЛ

№ п/п

Работа над речевым дыханием и слитностью речи:

  • Координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания;
  • Фонационные упражнения;
  • Речевой материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги);
  • Прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха); вид работы усложняется – слоги сначала повторяются дважды, а затем трижды и т.п.;
  • Слитное произношение фраз. При произнесении речевого материала может меняться ритм и темп речи.

Примечание

Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

Вся работа связана со слуховым восприятием учеников.

  • Работа по формированию и коррекции голоса: создание навыков по использованию голоса с нормальной силой и высотой;
  • Выделение словесного и логического ударения. Усиление голоса в связи со словесным и логическим ударением.
  • Усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания;
  • Формировать умения повышать и понижать голос в пределах одного гласного, слова, синтагмы, фразы. От этого зависит мелодика речи.

Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом.

Работа над звуками речи:

  • Упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков, характеризуются тремя элементами: напряженностью, интенсивностью и временем.

Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ .

Работа над ритмом.

  • Развитие чувства ритма с целью использования его для формирования и коррекции произношения;
  • Упражнения на развитие двигательной памяти внимания и коррекции речи;
  • Восприятие сложной ритмической структуры (от односложного ритма к многосложным ритмам, в которых выделяем ударный слог в ряду слогов).

Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;
  • Чередовать движения в различном темпе;
  • Сочетать движения с проговариванием в нужном темпе;
  • Проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе.

Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.

Работа над интонацией.

  • Работа над логическим ударением;
  • Формирование умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонациями;
  • Формирование естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение и др.

Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.

Использование невербальных средств коммуникации.

Развитие творческих способностей.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Фонетическую ритмику проводят в кабинете не менее 30 кв. м. По одной из стен расположено зеркало. В кабинете находятся: магнитофон, видеотека, дидактический материал (портреты композиторов, репродукции, наглядные пособия, музыкальные инструменты), доска, стульчики для детей, FM-система (речевой тренажер фирмы «УНИТОН»). Музыкальный руководитель перед занятием подготавливает необходимый для его проведения реквизит (флажки, бубен, мячи и т.д.). Ученики занимаются в легкой и удобной для двигательных упражнений одежде. Для девочек, например: короткая юбочка, футболка, носки, чешки. Для мальчиков: шорты, футболка, носки, чешки. Школьники воспринимают музыку и речь учителя с помощью ИСА и пользуются FM-СИСТЕМА.


Борздых Наталья
Консультация «Игровые упражнения на основе фонетической ритмики»

Игровые упражнения на основе фонетической ритмики

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений , сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса) . Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь .

Развитие фонематического слуха (различение (анализ и синтез) звуков (фонем ) частей речи) у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы , что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики.

Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика , сочетающая в себе три компонента - эмоциональный, двигательный, речевой – и использующая механизм их функционального единства.

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.

Суть метода в следующем : детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

В своей практике я использую набор «звуковых карточек» , которые очень нравятся детям и сопровождают всё наше занятие по фонетической ритмике .

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений показывает что :

У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

Улучшается фонематический слух ;

Нормализуется речевое дыхание;

Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

Улучшается ритмико -интонационная сторона речи;

Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

Повышается речевая активность детей.

Гласные звуки.

Звук «А» .

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.» , они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх. Интонация радости.

Звук «О» .

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…» , они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Звук «У» .

И. п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…» , дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Звук «Э» .

И. п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…» , дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч.

Звук «И» .

И. п.: руки согнуты в локтях, произнося «и-и-и» в улыбке, от уголков губ «тянем улыбку» указательными пальцами, разводя руки.

Звук «Ы» .

И. п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…» , дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину» ).

Звук «Ы» . произносится сердито.

В свое время югославскими учеными была разработана система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), призванных помогать в формировании правильного произношения. Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным микродвижениям нашего тела.

Движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются очень увлекательными и веселыми. Мобилизируются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движения за взрослым. Но главное – вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы. В конечном итоге произношение улучшается (даже когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно).

Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность. Дети, у которых есть проблемы с произношением, часто бывают слишком напряжены, они отличаются сверхвозбудимостью или, наоборот, расслабленностью. Такие малыши не могут произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата. Родители и хотели бы помочь своим крохам, но часто не знают как это сделать.

Научиться чередовать расслабление и напряжение.

Камень превращается в веревочку.

Сначала напрягаем все мускулы тела, а затем расслабляемся.

Летят уточки.

Прижимаем руки от плеча до локтя к телу, и кистями машем, как крыльями, поднимаясь на носочки на вдохе, опускаясь на выдохе. Потом садимся, как утки на воду, свободно и мягко опустив «крылья». Тигр превращается в кошечку. Пусть кроха изобразит «коготки тигра» (полусогнутые пальцы должны быть напряжены), а потом распустит их, превратив в мягкие лапки.

Как правильно дышать

  1. Положим руки на область диафрагмы. Сделаем вдох через нос (брюшная стенка при этом выпячивается вперед), затем выдохнем через рот (диафрагма при этом втягивается).
  2. Положим руки на область диафрагмы. Вдох – через нос, на выдохе произносим слог «па» (или любой другой, в зависимости от того, какой звук вы отрабатываете). Вверх-вниз. Малыш лежит на спине, а на животике у него – листок бумаги. Пусть ребенок дышит так, чтобы листок поднимался и опускался.
  3. Море шумит. Попробуем это изобразить: вдох – поднимаем руки вверх, выдох – длительно произносим звук «ш-ш-ш-ш» и опускаем руки. Это можно делать каждый день.
  4. Полетаем! Бумажную бабочку или самолетик прикрепите на ниточку, а затем покажите ребенку, как они порхают, если на них подуть. Надо постараться, чтобы выдох был более долгим.
  5. Ветер налетел. Вырезанные из бумаги полоски приклеим к палочке или карандашу. А теперь подуем на него, будто «ветер» колышет листву.
  6. Песику жарко. Покажите малышу, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро. Теперь пусть тоже самое повторит кроха.
  7. Юный боксер. Делая выпады то правой, то левой ногой, держим одну руку на талии, а другой как будто наносим удар по спортивной груше. При каждом ударе на выдохе произносим кратко слог (например, «па», «ма») и одновременно легко, пружинисто приседаем на опорную ногу. Повторив несколько раз один слог, меняем ногу.

В нужном темпе


Обрабатываем темп речи вместе с произношением звуков.

Резко топаем правой, затем левой ножкой и произносим не спеша, в нормальном темпе какой-либо слог (например, «та»). Резко топаем правой, а затем левой ножкой, все убыстряя темп движений и приговаривая по возможности четко и быстро «та-та-та-та».

Согнув руки на уровне груди, сжимаем пальцы в крепкие кулачки. Резко разводим кулаки в стороны (правой рукой – вправо, левой – влево), произносим «па». Затем чередуем удары в более быстром темпе, вправо-влево: «па-па-па» (повторяем 3–4 раза).

Кружимся на одном месте вправо и одновременно произносим «па-па-па-па-па», делаем остановку – хлопок. Затем начинаем кружение на одном месте влево: «па-па-па-па-па», остановка – и снова хлопок.

Повторяем чувство ритма

Наклоняясь вправо-влево, громко ударяем в ладоши: ХЛОП-ХЛОП. Затем чередуем громкие притопывания и хлопки: ТОП-ХЛОП-ТОП-ХЛОП.

Попросите вашего ребенка под тихий звук пройтись на носочках, под громкий – шагом, под очень громкий – бегом (отбивайте ритм, например, на барабане или стучите прямо по столу).

Выбрав определенный ритм, произносите в унисон с ним слова, сопровождая их движением:

«там» – делаем резкий указательный жест в сторону,

«сам»
– плавно показываем на себя,

«пол»
– направление жеста на пол,

«нос» – указываем на нос.

(Таким образом можно произносить слова, содержащие буквы и слога, которые ваш малыш неправильно проговаривает, главное не забывать придерживаться заданного вами ритма).

Слушаем и говорим правильно

Некоторые звуки особенно трудно даются нашим малышам. Обычно к 4–5 годам произношение практически выправляется, но бывает, что проблема держится на много дольше. Используя упражнения фонетической ритмики, можете помочь малышу скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.

Попробуем «приучить неподдающихся» с помощью гимнастики.

Шипящие «ш», «щ»», «ч», «ж». Многие дети говорят «косетька» вместо «кошечка», «лосядка» вместо «лошадка».
Начинаем со звука «ш» . Поднимаем руки вверх и плавно покачаем ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук «ш-ш-ш-ш».

На очереди – «ч» . Попеременно разворачиваем ладонь то правой, то левой руки от себя, одновременно с этим произнося звук «ч».

Операция «ж» . Описываем в воздухе зигзагообразное движение обеими руками ВПЕРЕД (как будто ладони скользят по морским волнам) и одновременно произносим «ж».

Звук «р» малыши могут заменять на звук «л», «ль», «в», «й» («каова» вместо «корова», «от» вместо «рот», «лак» вместо «рак», «лямаска» вместо «ромашка», «йыба» вместо «рыба»).
Потрудимся над звуком «р» . Мелкими, короткими, быстрыми движениями рук и ног имитируем вибрацию и одновременно воспроизводим звук «р-р-р-р».

Звук «ц» (типичная ошибка – «тапля» вместо «цапля»). Проработаем звук «ц» . Поднимаем ко рту пальцы рук, зажатые в щепотку, резко разожмем их, одновременно туловище слегка наклоним вперед и произнесем «ц-ц-ц-ц», стараясь подчеркнуть в нем элемент «с».

Звук «л» дети заменяют на «й» («койбаска» вместо «колбаска», «туй» вместо «стул» и т. п.).
Займемся звуком «л» . Держим руки на уровне груди и вращаем одной кистью вокруг другой (так крутится мельница). Одновременно с этим проговариваем «ла-ла-ла-ла».

Трудными для произношения могут быть также звуки «ф», «с».
Начинаем работу со звука «с» . Поднимаем ко рту все десять пальцев обеих рук, соединив вместе, и сразу вслед за этим опустим их вниз плавным, слегка давящим движением, одновременно проговаривая «с-с-с-с».

На очереди звук «ф» . Поднимаем сжатые в кулаки руки ко рту, быстро и резко разожмем ладони, слегка вытянув при этом руки вперед. Одновременно произносим «ф-ф-ф-ф».