Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ ГРАЖДАНИН МИРА. НЕ МЕЛКОВАТО ЛИ?

    ✪ Космополитизм(ГРАЖДАНИН МИРА)

    ✪ Чем Тенгрианство отличается от космополитизма

    Субтитры

История

В поддержку космополитизма

Критика космополитизма

Часто космополитизм подвергается критике за пропаганду безразличия к национальным традициям, пренебрежения национальной культурой. Сторонники патриотизма не согласны с мнением сторонников космополитизма, что в современных условиях понятие родины лишено какого-либо значения.

Противники космополитизма считают, что общечеловеческая культура складывается из достижений отдельных наций; литература, искусство, музыка, не имеющие корней в народе, оказываются неспособными создать великие произведения.

Пропагандируемый сторонниками космополитизма отказ от суверенитета в пользу международных и надгосударственных организаций и объединений, передача права на принятия решений наднациональным институтам, приводит к ухудшению национальных экономик более слабых стран, входящих в объединения [ ] . Наднациональный характер таких объединений ограничивается утратой странами самостоятельности в определении экономической политики и переходом функции национальных правительств органам, контролируемым наиболее сильным участником союза. Например, в

Космополит - ты кто такой?

Космополит - это человек мира, человек, который ставит интересы мира, общечеловеческие интересы и ценности выше ценностей и интересов какой-то отдельной нации, партии, государства. Часто космополитизм подвергается критике со стороны сторонников патриотизма, как отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, теряющему всякий интерес к ценностям патриотизма с точки зрения универсальных идей мирового гражданства.

Лев Николаевич Толстой высказывался следующим образом. Патриотизм - пережиток варварских времен, зло, неизбежно ведущее к агрессии и вражде: ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма-войны, дошло, как мне кажется, до той последней степени, при которой достаточно самого простого, просящегося на язык каждого непредубежденного человека, рассуждения, для того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они находятся. Мне несколько раз уже приходилось писать о патриотизме, о полной несовместимости его с учением не только Христа, в его идеальном смысле, но и с самыми низшими требованиями нравственности христианского общества, и всякий раз на мои доводы мне отвечали или молчанием, или высокомерным указанием на то, что высказываемые мною мысли суть утопические выражения мистицизма, анархизма и космополитизма. Часто мысли мои повторялись в сжатой форме, и вместо возражений против них прибавлялось только то, что это не что иное, как космополитизм, как будто это слово «космополитизм» бесповоротно опровергало все мои доводы.

Таким образом, космополитизм призывает к отказу от патриотических чувств в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению ко всем людям, к миру, планете Земля. «Единство человеческого рода» - вот главная его идея. Космополитизм это свобода личности от зависимости в рамках любых институтов, будь то государство или партия. Космополиты руководствуются общечеловеческими принципами ценности человеческой жизни и нормальными дружескими отношениями между людьми вне зависимости от национальности и взглядов.

Вот встретятся люди из разных культур в любой точке планеты и что им делить? Они просто люди и могут спокойно нормально общаться без ритуального настороженного обнюхивания как принято в животном мире. Именно поэтому любая власть не любит космополитизм. Любой власти нужно политизированое стадо которым можно управлять в своих целях. А космополитизм это высшая форма свободы личности. Именно поэтому в СССР жестоко искореняли космополитизм. Да и любое другое правительство не заинтересовано в уменьшению политического влияния на своих граждан. Космополит может иметь мнение о каждом социальном движении в обществе, но он всегда знает что у каждого движения есть свои лидеры действующие по той или иной причине.

Для космополита все события основываются не на общих идеях и фразах, а на личностях действующих или бездействующих в каждой конкретной ситуации. На примере противостояния на Украине с точки зрения космополитизма нет патриотов и террористов, есть только люди убивающие друг друга. И есть властные структуры старающиеся распространить в головах людей необходимое мнение и не умеющие создать чётко работающий механизм власти. Поэтому царит разброд, бравура и анархия. А самое простое что можно сделать это создать впечатления деятельности в СМИ, чтобы создать видимость деятельности для кредиторов. Эту политику проводят люди поднявшиеся в 90х из мутной воды бандитизма и рэкета. И именно они правят балом в Украинской политике.

Ясное видение позиций США, России и других заинтересованных сторон, позволяет заявить что главной причиной конфликта является экономика. Экономические интересы различных групп как в самой Украине, так и энергетических интересов США, России, Китая и Европы, вплетены в эту игру с помощью политиков. А политики это такие марионетки, не имеющих реальной власти без поддержки глобальных бизнес групп.

В общем эта идеологическая война, всего-лишь фарс для бизнеса воюющего руками людей за своё влияние. Как говорится, паны дерутся, а у мужиков лбы трещат. Это бессмысленная война которую можно было не начинать если бы кому-то не нужно было сделать передел бизнеса и сфер влияния. А старания политиков внушить чувство своей значимости народу на Майдане обернулось, после захвата власти и выборов, большим неудобством для власти. И теперь чувство своей важности народа тихо подавляется, путём усмирения лидеров и заводил. Денег на народные движения уже выделяются и поэтому социально активные граждане долго не продержатся. И их активность будет поддерживаться лишь событиями на востоке Украины.

Россия в лице её лидера не заинтересована в телодвижениях помощи интересам Украинской власти, откровенно плюющей на интересы России. Запад беззубо делает вид что борется с Россией, но не хочет уничтожить экономику России, а лишь борется с элитой. Это выглядит гуманно по отношению к российскому народу, но на самом деле ответственные за эту игру понимают что российское атомное оружие будет применено если Америка переступит за грань честной по относительным понятиям политической международной игры. А Россия стоит тихо в позе жертвы, но на самом деле каких-либо серьёзных проблем не испытает. И это выглядит как возня большого полицейского пса в образе Америки, большой кошки в образе России и храброго Микки-Мауса в образе Украины. Пёс не может близко подойти к кошке с острыми когтями, но и сдаваться большой пёс не привык. А кошка зная страхи пса сидит и терпеливо ждёт реакций пса и мышки Микки, поигрывая лапкой у границы.

В этой игре не будет победителей, но будут сотни тысяч проигравших как в Ираке, Сирии, Ливии, Афганистане, Вьетнаме. Такими темпами через пару месяцев на Донбассе будет столько оружия, что Украинская армия без помощи запада, просто отступит к границам Донбасса. А как только начнутся поставки оружия в Украину, сразу в разы увеличатся поставки оружия на Донбасс. Большая кошка не пойдёт на конфликт пока ООН более менее влияет на ситуацию, хоть и с проамериканских позиций. Если Украина объявит войну на своей территории, сразу же развяжет руки российским военным которые стянут к границе - зоне военных действий всю свою военную мощь. Тогда в Украину польются потоки оружия и добровольцев. Это значит что кошечка покажет зубки мышке и псу, а это жуткий оскал.

Америка знает что в случае военного конфликта на территории США и Европы, мировая экономическая система упадёт - это институт на бумажных ногах, являющийся гарантом стабильности только в стабильности. Крах экономических связей во всём мире приведёт к смене лидерства. Подымется Китай и в условиях хаоса вместе с Россией заполонят Европу. Америка под угрозой ядерной войны не будет больше активно вмешиваться в мировые дела. Её главный козырь Доллар уже не будет главенствовать в мире и поэтому Америка обозначит круг своих узких интересов и будет вытеснена на свою территорию. Такой вариант событий вполне возможен при неосмысленных движениях американского руководства. И тогда уже будет бесполезно будет обвинять Россию в средствах массовой информации. Американцы обвинят свои власти в бездумной политике.

Вот взгляд девочки с большими глазами, которая вышла за национальные и религиозные рамки.

Есть также взгляды старой советской гвардии о космополитизме умным языком ниже

Настроение: безкомпромисный

КОСМОПОЛИТИЗМ

КОСМОПОЛИТИЗМ

(от греч. kosmopolitus - гражданин мира) - 1) т.н. мирового гражданства, отрицающая государственный и национальный суверенитет; 2) взглядов, основанная на отказе от признания приоритетности национальных традиций и культуры перед традициями и культурой др. стран и народов, исходящая из единых интересов и ценностей всего человечества, относящая различные проявления патриотизма к примитивным формам человеческого сознания, и т.д. Идейные сторонники К. часто строят систему своих взглядов не на принципиальном признании всепланетарного единства, не на осознании себя гражданами планеты Земля, а в первую очередь на отрицании собственной национально-государственной идентичности. Превратно трактуемые общечеловеческие интересы, иногда соотносимые или отождествляемые с политикой конкретных гос-в мира, противопоставляются государственным интересам собственной страны. В основе К. может лежать не столько отсутствие патриотизма, пренебрежение национальными ценностями или нежелание следовать , сколько стремление избежать государственно-политических ограничений, напр., свободно выбирать страну проживания. Хотя К. сохраняет идеологию мирового гражданства и характеризуется отсутствием особой привязанности к родине, он тем не менее существенно отличается от негативистского К.
К. как возник в антич. мире. Он был тесно связан с социальными концепциями антич. философов и фактически являл собой попытку преодолеть политический партикуляризм полисной системы организации общества. Таков был К.Диогена Синопского, по свидетельству некоторых более поздних авторов, первым употребившего само «космополит». По Эпиктету, космополитом себя называл также Сократ. Основатель филос. школы стоиков Зенон из Китиона рассматривал космополитический как общественную форму, которая сделала бы возможной каждого человека по единому всемирному закону. Идея К. встречается также у софистов (Антифонт , Гиппий). К. филос. школы киренаиков выражался формулой «Ubi bene, ibi patrio» («Где хорошо, там и отечество»). Распространение получили также космополитические идеи, связанные с расширением сферы политического господства и влияния, напр., с созданием империи Александра Македонского. В эпоху Средневековья носителем космополитических идей была католическая , претендовавшая на роль объединительницы всего христианского мира. В условиях разделенной на владений феодальной Европы комплексы космополитических представлений формировались также у отдельных социально-профессиональных групп, ведущих подвижный , не испытывающих привязанности к к.-л. одному месту, - странствующие монахи, рыцари, студенты, торговцы, комедианты, художники, профессиональные воины-наемники. Идеи общественного устройства, принадлежавшие ряду европейских мыслителей эпохи Возрождения (Данте , Т. Кампанеяла), также были проникнуты духом К. Абстрактно-гуманистический идеал мирового гражданства развивался в эпоху Просвещения. Его носителями были Г.Э. Лессинг, И.В. Гёте, Ф. Шиллер, И. Кант, И.Г. Фихте и др. Особое для развития космополитических идей приобретало признание естественных прав и свобод человека. Гуманистические идеалы, исходившие из единства человеческой природы, требовали признания свободы человека от государственных оков.
В буржуазном обществе К. отражает природу капитала, стремящегося туда, где для него созданы лучшие и есть получить наибольшую прибыль. В истории индустриально развитых стран прослеживается сложное К. с идеей национального гос-ва. Элементы К. присутствовали также в коммунистической идеологии. Именно в контексте К. можно трактовать ее базовый о построении бесклассового и безгосударственного общества во всемирном масштабе. В СССР, где за первое десятилетие советской власти ожидание мировой революции сменилось преобладанием державных начал в политике, понятие К. приобрело стойко негативное значение и воспринималось как буржуазная идеология. После Второй мировой войны гос-во периодически разворачивало кампании борьбы с «безродным космополитизмом» и низкопоклонством перед научными и культурными достижениями Запада.
К. не образует самостоятельного направления в современной зап. политологии, социологии, философии, правоведении. Он зачастую неосознанно присутствует на государственно-политическом, международном, общественном и даже бытовом уровне, реализуясь в достаточно расплывчатых научных концепциях или стереотипах сознания. Усиление космополитических настроений в современном мире связано с тенденциями к мировой и региональной политической интеграции, экономической глобализации, развитию международных правовых ин-тов и утверждению концепций международной правосубъектности личности. К. в мировой экономике получил развитие с усилением влияния транснациональных корпораций. В политической сфере к К. тяготеют также разного рода мондиалистские концепции, требующие объединения мира на федеративной основе и создания всемирного правительства. Еще более заметно современный К. проявился в культурной сфере, когда значительная часть населения земного шара, особенно молодое , усваивает общие формы материальной и духовной культуры. В разных странах и на разных континентах люди носят одну и ту же одежду, смотрят одни и те же фильмы, слушают одну и ту же музыку, пользуются одними и теми же предметами быта. Повсеместно распространены единые стандарты и коммуникативные средства. Особое значение имеет всемирная компьютерная сеть, доступ к которой уже сейчас рассматривают как аналог мирового гражданства. Зачастую все это ведет к стандартизации сознания. Люди в разных уголках мира воспринимают единые культурные нормы и ценности, мыслят одинаковыми понятиями. В то же элементы культуры отдельных стран и цивилизаций достаточно легко проникают в чуждую им социокультурную среду и усваиваются ею.
Во многом космополитичное характерно также для научных и творческих кругов, которые хотя и разделены границами гос-в, но по сути существуют в своем особом интернациональном пространстве. В современном К. нужно особо выделить различные гуманистические направления, в первую очередь пацифистские и экологические.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

КОСМОПОЛИТИЗМ

(от греч. - космополит, гражданин мира) , идеология т. н. мирового гражданства, реакц. бурж. идеология, отрицающая гос. и нац. суверенитет, проповедующая отказ от нац. традиций, нац. культуры, патриотизма. По свидетельству Диогена Лаэртия, «космополит» было впервые употреблено киником Диогеном Синопским (VI 63) . Плутарх приписывал приоритет Зенону из Кити-она (Plutarchi Мог. 329 А-В) . По Эпиктету, Сократ был космополитом, и он же создатель этого термина: «Если верно то, что утверждают философы о родстве между богом и людьми, тогда на о родине должен отвечать словами Сократа: я не афинянин или коринфянин, а я космополит...» (Disc. I 9, 1) . Подобное свидетельство содержится и в соч. Цицерона. По мнению некоторых исследователей, К. встречается уже у софистов Антифонта и Гиппия и частично у Теофраста (см. Das Weltburgertum in der Antike, «Die Antike», B.-Lpz., 1926 , Bd 2, H. 3, S. 178) .

Кризис антич. полиса и создание разноплеменного государства Александра Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитич. воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатация (Александр Македонский, Марк Аврелий) . К. киников Антисфена и Диогена Синопс-кого выражал отрицат. к полису. Стоики, гл. обр. Зенон из Кптиона, в космополитич. идеале искали обществ. форму, которая сделала бы возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. Космополитич. идеи киренаиков выражались в словах: «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечество») .

В эпоху феодализма осн. носителем реакц. космополитич. тенденций выступала католич. церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феод. раздробленности (Данте , Кампанелла) . Абстрактно-гуманистич. идеал мирового гражданства в эпоху Просвещения выражал идеи освобождения индивида от феод. оков (Данте , Петрарка, Пико делла Мирандола , Вивес, Рабле, Мон-тень, Эразм Роттердамский) .

Идеологи революц. буржуазии во Франции в эпоху Просвещения в борьбе против феодализма выдвигали гуманистич. идеал человечества. В Германии, в феодальнопартикуляристскому «патриотизму» и княжескому деспотизму и религиозности, идеи мирового гражданства развивали Лессинг, Гёте, Шиллер, Кант, Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями, отражая стремление к национальному единству.

Позднее бурж. К. приобретает реакц. , он отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала и потребление всех стран космополитическим» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 427) . К. не исключает бурж. национализма и шовинизма угнетающих наций, а возникает на его почве.

Космополитич. идеи получили особое распространение в эпоху империализма. В борьбе против нац.освободит. движения империалистич. буржуазии усиливают «устарелости» нац. суверенитета. Объективная капитализма к «интернационализации», действующая наряду с тенденцией к образованию национальных государств, вызывает попытки «обосновать» создания наднациональных сообществ.

К. не образует отд. направления в совр. бурж. философии или социологии, он представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма: бурж. политич. науки (проповедь мировой политич. интеграции, над-нац. блоков и межгос. монополистич. организаций) ; эконо-мич. теории (реакционноутопич. проекты создания планируемой мировой капиталистич. экономики) ; права (теории междунар. правосубъектности личности и т. н. мирового права, основанные на отрицании нац. и гос. суверенитета) . Космополитич. идеи создания мирового государства или мировой федерации выдвигаются в совр. условиях также представителями гуманистич. пацифизма (напр., о превращении ООН в мировое ) . Подобные теории носят явно утопич. характер, т. к. не учитывают существования государств с различным социальным строем, а также борьбы народов за сохранение нац. суверенитета, за нац. освобождение.

К. киников Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицат. отношение к полису, стремление бежать от суровой действительности в прошлое – "золотой век". Стоики, гл. обр. Зенон из Китиона, в космополитич. идеале искали общественную форму, к-рая бы сделала возможной жизнь каждого человека по всемирному закону, общему для всех. В абстрактной, утопич. форме в этой концепции снимались классовые различия и границы между народами и содержались идеи единства мира. Объективно они оправдывали равнодушие к судьбе своей родины. Космополитич. идеи киренаиков выражены в словах: "ubi bene, ibi patria" ("где хорошо, там и отечество").

В эпоху феодализма осн. носителем реакц. космополитич. тенденций выступала католич. церковь, что было связано с ее стремлением к главенству над светской властью. В эпоху Возрождения идеи мирового гражданства были направлены и против феод. раздробленности стран (Данте , Т. Кампанелла). Выдвинув лозунг "Моим отечеством является весь мир", идею мировой монархии, Данте не отрицал любви к отечеству (см. "De monarchia", в кн.: Opere minori, v. 2, Firenze, 1861, p. 290). П. Дюбуа был противником мирового гос-ва ср.-век. феод. типа во главе с папой или монархом и отстаивал идею федерации государств.

Абстрактно-гуманистич. идеал мирового гражданства получил дальнейшее развитие в эпоху Просвещения. Его основой служили идеи освобождения индивида от феод. оков, связанные с развитием капиталистич. произ-ва и "открытием" антич. культуры, прежде всего философии (Данте , Петрарка, Пико делла Мирандола – в Италии; Вивес – в Испании, Рабле, Монтень – во Франции, Эразм Роттердамский и т.д.).

Идеологи революц. буржуазии во Франции в эпоху Просвещения в борьбе против феодализма выступали как представители прогрессивных идей. Вместо нац. ограниченности и шовинизма перед их взором витал гуманистич. идеал человечества.

В Германии, в противоположность феод.-патрикуляристскому "патриотизму" и княжескому деспотизму и религиозности, идеи мирового гражданства развивались у Лессинга, Гёте, Шиллера, Канта, Фихте в своеобразном единстве с патриотич. идеями и отражали стремление к нац. единству. Они считали, что идея мирового гражданства заложена в человеч. природе и осуществится на основе науки и морального усовершенствования; это свидетельствовало об их неспособности выйти за рамки бурж. мировоззрения (см., напр., Fichte, Der Patriotismus und sein Gegenteil, Lpz., 1918, S. 11). Характеризуя позицию Лессинга, Φ. Меринг писал: "Мы не хотим вовсе защищать Лессинга от "позора" обвинений ревностных патриотов, в особенности таких, которые желали бы, чтобы он ради патриотизма забыл, что он гражданин мира. Можно представить себе без содрогания такую возможность – к счастью немыслимую, – чтобы Лессинги, Шиллеры, Гёте были не "гражданами мира", а "патриотами", вроде Глейма и Рамлера? Но, во всяком случае, необходимо как в интересах исторической справедливости, так и в целях опровержения политической клеветы, установить , что представители нашей классической литературы, как передовые бойцы буржуазных классов, исходили всегда из национально- немецкой точки зрения, и только после того, как эти доказали свою неспособность сломить княжеский , должны были в интересах самой буржуазии сделаться "мировыми гражданами" вместе с Лессингом или же "современниками всех времен", вместе с Шиллером, а не габсбургскими или гогенцоллернскими, вальденскими или веттинскими квасными патриотами" ("Легенда о Лессинге", М., 1924, с. 267).

С утверждением капитализма бурж. К. приобретает реакц. характер. Он отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. "Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи. Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим" (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 427). К. не исключает бурж. национализма угнетающих наций, а возникает на его почве. Бурж. националисты национальное считают достойным универсального применения.

Космополитич. идеи получили особое распространение в эпоху империализма. В связи с процессом распада колониальной системы и ростом нац.-освободит. движения, империалистич. буржуазии усиливают проповедь "устарелости" нац. суверенитета. Объективная тенденция капитализма к "интернационализации", действующая наряду с тенденцией к образованию нац. гос-в и неотделимая от империалистич. форм, в к-рых она развивается, вызывает попытки "обосновать" необходимость создания наднац. сообществ. Среди совр. сторонников космополитич. взглядов есть люди, искренне желающие мира между народами, однако выдвигаемые ими практич. предложения, вроде создания региональных наднац. орг-ций и мирового гос-ва, объективно выгодны империалистич. реакции.

К. не образует отд. направления в совр. бурж. философии или социологии. Он представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма и, в первую очередь, бурж. политич. науки (проповедь мировой политич. интеграции, наднац. блоков и межгос. монополистич. орг-ций), к-рая оказывает то или влияние и на все другие области бурж. идеологии. Космополитич. идеи находят и в сфере экономич. теории (реакционно-утопич. проекты создания планируемой мировой капиталистич. экономики), и в области права (теории междунар. правосубъектности личности и т.н. мирового права, основанные на отрицании нац. и гос. суверенитета), и в области эстетики ( формализма, абстрактного наднац. иск-ва).

В теоретич. отношении К. опирается на антинауч. концепцию абстрактного человека; на идеалистич. теории нации; на позитивистские теории сторонников т.н. технологич. детерминизма, идеалистически фальсифици-рующих роль техники в обществ. развитии и делающих о неизбежном расширении "политич. единиц" в связи с развитием средств транспорта и связи; на антинауч. аналогии обществ. развития с биологич. процессами. Отрицание нац. суверенитета находит себе опору и в реакц. воззрениях идеологов политики "с позиции силы". Обоснованием космополитич. идей занимаются и теоретики совр., реформизма, пытающиеся отождествить К. с пролет. интернационализмом. В действительности пролет. интернационализм противоположен бурж. К. В вопросе о слиянии наций космополитизм и пролет. интернационализм стоят на диаметрально противоположных позициях. К. призывает к слиянию наций путем насильственной ассимиляции, требуя фактически закабаления народов мира империализмом. Марксисты же рассматривают перспективу сближения, а затем и слияния наций с точки зрения объективного хода общественного развития, свидетельствующего о том, что слияние наций – это длительный процесс, наступающий в результате освобождения наций и расцвета национальных культур и происходящий совершенно добровольно (см. В. И. Ленин, Соч., т. 22, с. 135–36).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, М., 1961; их жe, Святое семейство..., Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, Соч., 4 изд., т. 20; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 22; его же, О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме", там же, т. 23; XX съезд Коммунистической партии Советского Союза 14–25 февраля 1956 года. Стенографический отчет, т. 1–2, М., 1956; XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1–3, М., 1962; Францев Ю., Национализм – оружие империалистич. реакции, "Большевик", 1948, No 15; Модржинская Е. Д., К. – империалистич. идеология порабощения наций, М., 1958.

Осн. труды совр. идеологов К.: Hаrtwig T., Der kosmopolitische Gedanke, Wiesbaden, 1924; Adler M. J., How to think about war and peace, N. Y., ; Johnson F. E., (ed.), World order. Its intellectual and cultural foundations, N. Y., 1945; Reves E., The anatomy of peace, N. Y. – L., ; Вurnham J., The struggle for the world, N. Y., ; Hutсhins R. Μ., Βorgese G. Α., , Preliminary draft of a world constitution, Chi., 1948; Вrinton С. С., From many one, Camb. , 1948; Laski H. J., Socialism as internationalism, L., 1949; Hawtrey R. G., Western European Union, L.–N. Y., ; Roberts О. J., Schmidt J. F., Streit C. К., The new federalist, Ν. Υ., 1950; Fischer J., Master plan USA..., N. Y., ; Barr S., Citizens of the world, N. Y., 1952; Feller A. H., United Nations and world community, Boston, ; Northrop F. S. C., The taming of the nations, N. Y., 1952; Cousins N., Who speaks for man?, N. Y., 1953; Coudenhove-Kalergi R.N. von, An idea conquers the world, L., 1953 ]; его же, Die Europäische Nation, Stuttg., ; Bowle J., Minos or Minotaur? The dilemma of political power, L., ; Friedmann W., An introduction to world politics, , L.–N. Y., 1956; Del Vecchio G., Das Naturrecht als Basis für eine Theorie der Weltgesellschaft, "Arch. Rechts – und Sozialphilos.", 1962, v. 48, H. 3; Εtzioni Α., The dialectics of supernational unification, "Amer. Political Sci. Rev.", 1962, v. 56, No 4; его жe, The epigenesis of political communities at the international level, "Amer. J. Sociology", 1963, v. 68, Jan., No 4; Kitzinger U., Die neue europäische Revolution, "Dokumente", Köln., 1963, Jg. 19, H. 1, Febr.

Е. Модржинская. Й. Элез. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


кто такой космополит?

  1. Космополиты
    (биол.), виды, роды, семейства или более крупные группы животных или растений, обитающие по всему (или почти по всему) земному шару. Строго космополитических видов животных или растений, по-видимому, не существует. Примеры К. высшего ранга - семейства злаков, отряд воробьиных птиц. К. противопоставляются эндемики - растения или животные, встречающиеся только на ограниченной территории.
  2. Противоположность патриота - космополит ощущает себя человеком- гражданином Земли, без национальной и государственнойпринадлежности.
  3. КОСМОПОЛИТИЗМ (ОТ ГРЕЧ. KOSMOPOLITES - КОСМОПОЛИТ
    =======

    гражданин мира), идеология т. н. мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства - Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гете, Шиллер, Кант, Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций - от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

  4. Космополит свободный и независимый от местечковых амбиций и влияния человек, с пониманием относящийся к любым предпочтениям или пристрастиям отдельных личностей, чем оказывает уважение в первую очередь индивидууму, а не его территориальной или партийной принадлежности; не признающий каких-либо привилегий по расовому, политическому, национальному и (или) иным признакам. Космополит не приемлет унижения, преследований и ущемлений в правах по вероисповеданию, цвету кожи (глаз, волос), физическим и умственным недостаткам, убеждениям или заблуждениям, личным пристрастиям, не оказывающим отрицательного насильственного влияния и давления на других людей, увлечениям и традициям. Космополит, отметая явно устаревшие традиции, принимает и распространяет новое, что может оказаться лучшим, удобным и прогрессивным. Никогда не навязывают своего мнения, а лишь сравнительными примерами предлогают познать и понять возможные ошибки. Проявление космополитизма прослеживается в сообществах с разнообразными культурными традициями и (или) с явно выраженными тенденциями к отрыву от традиции устаревающего прошлого (учные, спортсмены, деятели искусств и т. д.).
  5. Наиболее часто этим словом называют людей, считающих, что западные ценности - самые правильные, а западное общество - наиболее свободным. Заблуждение - противовес ура-патриотизму, национализму.
  6. Гражданин мира
Космополит ставит интересы Человечества превыше интересов Родины. Абсолютная свобода – вот кредо космополита. Согласно Дж. Р. Солу, космополитизм - и культурная установка, направленные на осмысление единства мира, универсализма.

Сократ высказывал идеи, предшествующие идеям . Космополитом объявил себя Диоген. Школа киников проповедовала идею автаркии, независимости от государства. Стоики развивали космополитизм. Средние Века убрали его в подполье, к алхимии, но не заглушили. Иммануил Кант видел в космополитизме конечный итог развития цивилизации, а Вольтер предвосхитил идею Европейского Союза, заявив, что европейские страны должны создать общую федерацию.

XX век с его потрясениями, мировыми войнами и расцветом идей социализма и гуманизма дал благодатную почву для развития космополитического учения. Одним из результатов мировой революции, по мнению Владимира Ильича Ленина, должна была стать мировая республика. В 1921 году Эжен Ланти основывает Всемирную Вненациональную Ассоциацию (SAT), в задачу которой входит способствование исчезновению всех наций как суверенных союзов и использование эсперанто как единого языка культуры. Возможность стать «гражданином мира» появилась у людей с появлением Нансеновских паспортов, выдававшихся беженцам и заверявших личность официальным путем.

В России

Россия, как всегда, поняла идеи космополитов превратно, следствием чего стала знаменитая борьба с космополитизмом, жертвами которой стали тысячи людей, чья вина не всегда была доказана. Да и была ли вина, неизвестно. Тысячи людей погибли в целях политики, а космополитами и по прошествии лет называют неприятных людей, хоть сам по себе термин нейтрален.

Современный процесс глобализации, по сути, осуществляет чаяния космополитов, поскольку происходит стирание границ наций, языков, культур. Европейский Союз, СНГ – близких к осуществлению слияния объединений. Мировой язык один – английский. Культура тоже весьма условно дифференцируется. Разумеется, кристаллизованная идея космополитизма утопична. Люди – слишком сложная материя, а человеческая природа всегда ставит интерес индивида выше интересов человечества. Вполне вероятно, что через столетия будет создана единая и государство, а братская любовь восторжествует.