Если в вашей организации более 100 человек, то в нее обязаны принять инвалидов в количестве 2-4% от среднесписочной численности работников. Об особенностях квотирования рабочих мест для инвалидов в 2017 в столице и регионах эксперты рассказали в материале статьи.

Из статьи вы узнаете:

Найти работу в современных реалиях непросто. Даже высококвалифицированные специалисты порой вынуждены становиться на учет на бирже труда и подолгу обивать пороги рекрутинговых агентств. В зону риска по безработице в первую очередь попадают граждане предпенсионного возраста, новоиспеченные выпускники вузов, не имеющие практического опыта работы, и не только. Но сложнее всего найти работу людям с ограниченными возможностями.

Скачайте документы по теме:

Работодатели, как правило, неохотно принимают инвалидов на работу, желая избежать дополнительных проблем и расходов, связанных с созданием для них особых условий труда. Поэтому в деле поиска работы инвалиды, как и другие социально незащищенные категории работников, пользуются дополнительной поддержкой со стороны государства. Одним из инструментов такой поддержки стало квотирование рабочих мест.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2017 году

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2017 году призвано обеспечить реализацию законного права инвалидов на труд. Механизм квотирования прост и понятен. Работодатели в процессе поиска и набора кадров сохраняют небольшое (по отношению к общему числу сотрудников) количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов. А при отсутствии вакансий - создают новые рабочие места, уведомив об этом службу занятости.

Квота выражается в процентах от среднесписочной численности работников, причем в федеральных нормах указывается только минимальное и максимальное значение - от 2% до 4%. Более точный размер квоты определяется нормами, действующими на территории конкретного региона.

Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов: федеральные и региональные нормы

Законодательные нормы о квотировании рабочих мест в 2017 году делают трудоустройство инвалидов обязательным для многих учреждений и предприятий. На федеральном уровне действует два нормативных правовых акта:

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» №1032-1, утвержденный 19.04.1991г.;

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995г.

Именно эти документы определяют государственную политику в области защиты трудовых прав лиц с инвалидностью. О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов говорится в ст.21, 22 Федерального закона №181-ФЗ и в ст.13 Закона РФ №1032-1.

Кроме того, существуют региональные нормативы, актуальные для отдельных областей и населенных пунктов РФ. Например, на столичные предприятия распространяется действие ст.3 Закона г.Москвы № 90 от 22.12.2004г., устанавливающей самую низкую из возможных квоту рабочих мест для инвалидов на 2017 год - всего 2%. Аналогичный показатель утвержден и в населенных пунктах Московской области.

Но от региона к региону ситуация меняется. Так, организации Воронежской области должны соблюдать квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников, а в Ростовской - 3%. Поэтому при определении актуальной для конкретного предприятия квоты нужно обращаться к региональному законодательству.

На региональном уровне прописываются и другие нюансы квотирования - рекомендованные сроки сдачи отчетности, особенности процедуры обустройства рабочих мест для инвалидов и т.д. Работодатели, попадающие под действе квот, обязаны ежемесячно информировать органы службы занятости о наличии свободных рабочих мест, выделенных для трудоустройства инвалидов, локальных актах, содержащих сведения о таких рабочих местах, и выполнении квоты (п.3 ст.25 Закона РФ №1032-1).


Скачать в.doc

Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в 2017 году утверждается в ходе стандартной процедуры. Типовых форм и шаблонов, рекомендуемых законодателем, не существует. Поэтому каждая организация разрабатывает «Положение» в пределах своей компетенции, руководствуясь общими нормами трудового права и действующими соглашениями.

Несоблюдение квоты для инвалидов – одно из самых спорных нарушений, выявленных надзорными органами. Из-за противоречивой трактовки законодательства претензии нередко предъявляются к работодателю, у которого на самом деле все «по регламенту». Как правильно понимать нормативные требования и отстоять свою позицию в случае судебного разбирательства, разъясняет эксперт трудового права Денис Елисеенков.

Об авторе : Денис Елисеенков, руководитель направления по трудовым спорам Департамента трудового права Юридической компании «Митрофанова и партнеры». Более 10 лет консультирует работодателей из разных отраслей экономики в области трудового законодательства РФ по различным аспектам его применения и проведения кадровых аудитов. Опыт представления интересов в суде на стороне Заказчика свыше 8 лет.

Квотирование рабочих мест для инвалидов - процедура, реализация которой всегда вызывает споры и противоречивые мнения.

Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а так же Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест». Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности (кодекс РФ об административных нарушениях, закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

При этом действующее законодательство не дает четкой трактовки, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. Если следовать буквальному толкованию закона, то выделение рабочего места означает его оформление в кадровых документах согласно общей процедуре (указание в штатном расписании компании). Создание рабочего места означает его физическое формирование.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а так же за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест не означает , что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).

«Не может быть признан состоятельным довод о том, что признание обязанности работодателя выполненной с момента создания рабочих мест и приема на них инвалидов, означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу, одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона (часть 2 статьи 24 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона , направленного на защиту инвалидов, обеспечение им равных возможностей с другими гражданами, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан».

Что происходит на практике

Тем не менее, судебная практика нижестоящих судов по данному вопросу в некотором роде не соответствует требованиям закона. В одном из текущих административных дел по оспариванию результатов проверки, в ходе которой инспекторы усмотрели нарушения в части соблюдения требований законодательства по квотированию организациями рабочих мест для инвалидов, Останкинский районный суд г. Москвы пришел к следующему выводу. «Под созданием (выделением) рабочих мест для инвалидов следует понимать организацию и фактическое трудоустройство на такие места работников (инвалидов). Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, иными словами - выполнена квота » .

То есть, суд полагает, что привлечение организации к административной ответственности за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вполне законно в случае, если в организации отсутствуют работники-инвалиды или квота не заполнена в полном объеме.

Почему-то не принимаются во внимание три обстоятельства:

  • во-первых, административная ответственность установлена не за невыполнение квоты , а за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  • во-вторых, у работодателей отсутствует обязанность в самостоятельном поиске работников вышеуказанной категории для заполнения установленной квоты;
  • в-третьих, предусмотрена отдельная ответственность за отказ в приеме на работу инвалида и не предоставление в органы занятости населения сведений.

Последняя обязанность сформулирована в пункте 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» –предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Данные обязанности направлены на выполнение работодателем квоты. То есть, создание и выделение рабочих мест – это одна из составляющих процесса квотирования.

Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством. В том числе – выполнять требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В совокупности, все эти действия, при их документальном подтверждении, помогут отстоять свою правоту.

Квотирование рабочих мест для инвалидов – всего лишь один пункт в «прицельном» списке вопросов надзорных органов (в том числе ГИТ). Разобраться в многочисленных нормативных противоречиях и «застраховать» компанию от репутационных и финансовых рисков поможет семинар « ».

Для российских граждан, которые относятся к малозащищенной категории населения, применяются программы социальной политики, направленной не только на защиту их прав, но и на улучшение качества жизни. Правительством было рассмотрено и утверждено ряд нормативных актов, определяющих порядок трудоустройства инвалидов на предприятиях, реализованный за счёт квотированного регулирования их соотношения по отношению к общему числу работников.

Что такое квотирование рабочих мест

Квотирование рабочих мест

Квотирование рабочих мест для инвалидов определяет минимальное количество рабочих мест, зарезервированных для граждан, которым сложно трудоустроиться без использования возможностей программы социальной защиты. Величина квоты рассчитывается в процентном отношении к общему числу работников, определяемому по утверждённому штатному расписанию. Согласно Трудовому Кодексу, предприятие обязано принять на работу инвалида, направленного уполномоченными органами для трудоустройства, при условии несоблюдения компанией требований квот, обусловленных неукомплектованностью штатами, в необходимом соотношении работников.

Зачем применяется квотирование

В мире нестабильной экономической ситуации найти работу трудно даже здоровым гражданам. А если человек является инвалидом, что ограничивает его возможности и способности, то трудоустроиться ему ещё сложнее. Пенсии по инвалидности невелики, а такой категории людей деньги часто нужны на лечение, что вынуждает их искать работу. Введённым в действие законодательством о квотировании, государство решило помочь безработным гражданам, являющимся инвалидам.

Согласно утвержденным нормативным требованиям, субъектам предпринимательской деятельности, использующим наёмный труд, вменяется в обязанность трудоустроить определённое количество малозащищенных граждан.

Кто может пользоваться льготным правом

Государственная политика, содействующая трудоустройству, направлена на ряд категорий граждан, которым самостоятельно сложно найти работу, по причине отнесения к непопулярной категории работников:

  • инвалиды;
  • не достигшие 18 лет;
  • пожилые люди, предпенсионного возраста;
  • освобождённые после пребывания в местах лишения свободы;
  • беженцы;
  • родители, одинокие или многодетные;
  • уволенные с военной службы;
  • без опыта работы после окончания среднего профессионального заведения, в возрасте 18-20 лет.

Читайте также: Виды и формулы расчета рентабельности

Механизм реализации

Как правильно оформить инвалида на работу

Квотируемое рабочее место представлено в виде вакантной должности, которая заблаговременно резервируется государством. Она предназначается для трудоустройства особой категории граждан, которым самостоятельно трудно найти работу.

Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов применим для субъектов предпринимательской деятельности, вне зависимости от отрасли хозяйствования.

Его разносторонние цели заключаются в обеспечении гарантий при проведении мероприятий, предоставляющих возможность трудоустройства, самореализации, карьерного роста и получения образования. Рабочее место, выделенное инвалиду по квоте, должно позволять работнику осуществлять профессиональную деятельность без нанесения вреда своему здоровью.

Как подготовить рабочее место для инвалида

Для этого нужно учитывать некоторые важные параметры, которые необходимо выяснить о потенциальном работнике. К ним относится состояние здоровья и перечень медицинских противопоказаний. Также важно принимать во внимание вредные производственные факторы на рабочем месте.

Применяемые льготы для инвалидов

Положение о квотировании рабочих мест в организации для инвалидов определяет необходимость их резервирования в количестве, зависящем от списочного количества работников. Если, штатное расписание предприятия предполагает численность работников меньше 35 человек, то квотированию подлежит 1 место. При трудоустроенных 100 работниках, следует резервировать не менее 4 мест. Для крупных предприятий, в штате которых более 100 человек, резервировать для трудоустройства инвалидов следует 2-4 процента от общего количества работников.

Если в штатном расписании субъекта предпринимательства учтено меньше 35 работников, то организация может не участвовать в социальной программе и не подавать соответствующую отчётность.

Отчетность

Регулирование потребностей граждан

В каждом регионе формируется отдельный список нуждающихся в трудоустройстве граждан. Приоритетное право помощи имеют инвалиды. Остальным категориям оказывается содействие в обеспечении нормальных жизненных условий исходя из экономического положения, возможностей федерального бюджета, а также наличия резервов на предприятиях, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории конкретного региона. Регулирование значений квот для инвалидов и остальных категорий граждан осуществляется в соответствии со статистическими данными, формирующими списки нуждающихся в помощи.

По состоянию на: 07.11.2012
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2012
Автор: Сулейманова Г. А.
Тема: Необходимые сведения, Обязательные и дополнительные условия, Оформление приема на работу, Допущение к работе
Рубрика: Кадровая практика

    Нормативные документы
      1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (извлечение) 2. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (извлечение) 3. Закон Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» (извлечение) 4. Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (извлечение)

Наша страна не единственная, где на законодательном уровне предусмотрена обязанность работодателей соблюдать установленные квоты по трудоустройству инвалидов и оборудовать для них специальные рабочие места в пределах соответствующих квот.

Но как-то так получается, что вместо того, чтобы оказывать реальное содействие службам занятости в трудоустройстве инвалидов, у нас, в отличие от других развитых стран, все больше думают о том, как бы уклониться от такой обязанности. И это несмотря на то, что по закону недобросовестные работодатели могут быть привлечены к ответственности...

Важнейшей составляющей государственной политики в области содействия занятости населения согласно ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) является осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К таким гражданам относятся, в частности, инвалиды.

Государство предусматривает дополнительные гарантии для инвалидов: разрабатываются и реализуются программы по содействию занятости инвалидов, создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации, где они могли бы трудиться.

Кроме того, установлены определенные квоты для приема на работу инвалидов.

На уровне федеральных законов определение такого понятия, как «квота», не приводится. Но что такое квота - разъясняется в некоторых региональных законах.

В частности, согласно ст. 2 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» квота - это минимальное количество рабочих мест для категорий граждан, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий. Под квотированием рабочих мест понимается выделение рабочих мест для трудоустройства таких граждан в процентах от среднесписочной численности работников в соответствии с установленной квотой.

Кроме того, схожее определение квоты содержалось в утративших силу Рекомендациях по квотированию рабочих мест, утв. постановлением Минтруда России от 06.02.1995 № 9. Квотой называли минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

На федеральном уровне размер квоты на сегодняшний день определяется только для инвалидов.

Обратите внимание!

Закон устанавливает не размер квоты для приема на работу инвалидов, а ее минимальные и максимальные значения

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о защите инвалидов) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %).

Как видим, Закон о защите инвалидов устанавливает не размер квоты, а ее минимальные и максимальные значения - не менее 2 и не более 4 % к среднесписочной численности работников, тогда как размер квоты устанавливается законодательством субъекта РФ.

Поэтому в разных субъектах РФ фактический размер квоты может различаться в пределах, установленных федеральным законом.

Для работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, согласно ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (далее - Закон г. Москвы о квотировании рабочих мест) размер квоты для трудоустройства инвалидов минимальный - 2 %. В том же процентном соотношении к среднесписочной численности работников установлен размер квоты и для Московской области.

Чуть выше размер квоты в Воронежской области - 3 %. А, например, в Ростовской области он достигает максимально допустимой величины - 4 % от среднесписочной численности работников.

Обратите внимание: при квотировании следует руководствоваться не штатным расписанием, а реальной среднесписочной численностью работников.

Количество квотируемых рабочих мест рассчитывается в зависимости от среднесписочной численности работников на начало отчетного периода.

Таким образом, при изменении количества работников в организации меняется и количество квотируемых рабочих мест для инвалидов.

С уменьшением среднесписочной численности работников уменьшается число квотируемых рабочих мест для инвалидов вплоть до отмены квот в организации.

Напомним, что квота - это минимальное количество рабочих мест, которое работодатель должен предоставить для трудоустройства инвалидов. Откуда возьмется это рабочее место - из числа уже существующих на предприятии или за счет создания новых рабочих мест - значения не имеет.

В организации есть несколько вакантных должностей в счет установленной квоты на инвалидов. Должны ли мы их предлагать работникам, увольняемым по сокращению штата, если нет других вариантов для перевода?

Смысл квотирования в том и заключается, что рабочее место резервируется специально для трудоустройства определенной категории работников - в данном случае инвалидов. Эти рабочие места нельзя предлагать для трудоустройства других работников, в том числе при увольнении по сокращению штата, за исключением тех случаев, когда увольняемый работник, которому предлагается такая вакансия, сам является инвалидом.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Согласно ст. 22 Закона о защите инвалидов минимальное количество специальных рабочих мест для их трудоустройства устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Нам выдали предписание о создании специальных рабочих мест для инвалидов. Но что понимать под созданием рабочих мест? Речь идет о конкретных рабочих местах для инвалидов, оборудованных в соответствии с медицинскими требованиями (наличие подъемника, автоматизированного кресла и т. д.), либо о вакансиях в целом с целью трудоустройства инвалидов?

В статье 20 Закона о защите инвалидов среди мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и обеспечению гарантий их трудовой занятости, отдельно говорится об установлении квот для приема на работу инвалидов, отдельно - о создании специальных рабочих мест для таких работников.

Специальное рабочее место для трудоустройства инвалида - это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

В каждом отдельном случае оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должно осуществляться с учетом их профессии (специальности), характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, а также уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса. Более того, на практике для нужд инвалидов может возникнуть необходимость в дополнительном оснащении коридоров, лестниц, столовых, туалетов и других помещений организации. Поскольку минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается на региональном уровне, здесь возможны различные варианты.

Постановлением правительства Саратовской области от 28.05.2007 № 214-П «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов» утверждено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях Саратовской области в пределах установленной квоты, а именно:

    на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых составляет от 101 до 500 человек, устанавливается не менее одного специального рабочего места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты; на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых составляет от 501 до 1000 человек, устанавливается не менее двух специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты; на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых превышает 1000 человек, число специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты составляет три специальных рабочих места, а также одно специальное рабочее место на каждую тысячу работников.

Кстати сказать

Расходы организации по созданию рабочих мест для инвалидов в счет установленной квоты могут быть компенсированы органами службы занятости в рамках финансирования целевых программ по снижению напряженности на рынке труда.

Так, в 2011 г размер выплат работодателю из федерального бюджета на оснащение оборудованием рабочего места под конкретного человека составлял 50 тыс. руб. Мероприятие проходило во всех субъектах Российской Федерации. За период с января по декабрь 2011 г по программе заключены договоры с 11 000 организаций. В рамках договоров трудоустроено на оснащенные специальным оборудованием рабочие места 10 730 инвалидов.

В дальнейшем также предполагается создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ необходимо обеспечить создание ежегодно в период с 2013 по 2015 гг. до 14 200 специальных рабочих мест для инвалидов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

Обратите внимание!

Размер установленной квоты для приема на работу инвалидов включает количество рабочих мест, на которых работают ранее принятые инвалиды

Как указано в ст. 25 Закона о занятости, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной для инвалидов квоты, их трудоустройства или резервирования отдельных видов работ (профессий) для последующего трудоустройства таких граждан.

В этих целях, согласно той же ст. 25 Закона о занятости, работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Что подразумевается под выполнением квоты для приема на работу инвалидов?

Выполнение квоты - это непосредственное трудоустройство инвалида.

Например, согласно ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы о квотировании рабочих мест выполнением квоты для приема на работу инвалидов признается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

Порядок уведомления органов службы занятости, как правило, более подробно определяется законодательством субъектов РФ.

Согласно ст. 4 Закона г. Москвы о квотировании рабочих мест сведения о выполнении установленной квоты направляются работодателем не ежемесячно, а ежеквартально по установленной форме в Центр квотирования рабочих мест до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В сведениях указывается среднесписочная численность работников за каждый месяц отчетного квартала, размер установленной квоты по месяцам, количество работников на квотируемых местах, в том числе не трудоустроенных в счет установленной квоты.

Органы службы занятости при выявлении нарушений работодателями установленных правил квотирования рабочих мест направляют в Государственную инспекцию труда и прокуратуру сведения о работодателях, отказавших в приеме на работу инвалидов в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов, а также не предоставивших информацию о выполнении квоты и допустивших нарушения действующего федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам квотирования рабочих мест.

Кстати сказать

Нас предупредили о том, что скоро придут с проверкой из органов содействия занятости по вопросам приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты. Что будут проверять в первую очередь? Какие сведения запрашивать?

Такие проверки проводятся в соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции контроля приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.11.2011 № 1314н.

Сотрудники, уполномоченные на проведение проверки, изучают сведения, содержащиеся в документах, связанных с целями, задачами и предметом проверки, а также посещают помещения организации, в которых инвалиды трудятся.

Кроме того, они проверяют соблюдение организацией следующих положений:

1) соответствие количества выделенных (созданных) организацией рабочих мест (в том числе специальных) для приема на работу инвалидов требованиям законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов;

2) соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для их трудоустройства;

3) предоставление организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

КВОТЫ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Сейчас все чаще говорят о праве субъектов РФ устанавливать обязательные платежи для работодателей вместо квоты. И мнения специалистов по данному вопросу расходятся.

Напомним, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ была признана утратившей силу ч. 4 ст. 21 Закона о защите инвалидов, где устанавливались ежемесячные обязательные платежи работодателей в бюджет субъектов РФ в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. Здесь же предусматривалось, что размер и порядок внесения работодателями обязательной платы должны определить органы государственной власти субъектов РФ.

Но есть такая точка зрения, что и в настоящее время субъекты РФ имеют полное право устанавливать обязательные платежи работодателям за каждого нетрудоустроенного инвалида в счет квоты, потому как не все хотят, а главное, не все могут в силу специфики своего производства, выполнить такие квоты.

При этом введение законодательством субъектов РФ возможности для работодателей вносить платежи вместо выполнения квоты ни в коей мере не рассматривается как ограничение прав работодателей. Напротив, у работодателей, таким образом, появляется право выбора поведения: либо принять инвалида на работу в счет квоты, либо внести обязательный платеж в бюджет субъекта РФ. Причем решение о внесении платежей работодатель принимает самостоятельно на добровольной основе.

Есть также мнение, что плата представляется оправданной лишь при наличии исключительных оснований, которые следует закрепить законодательно с учетом накопленного регионального опыта решения этого вопроса. Конкретизация указанных оснований необходима, кроме того, для решения проблем привлечения к административной ответственности работодателей, виновных в отказе в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Тем не менее хочется заметить, что на данном этапе в связи с исключением из закона соответствующей нормы, право субъектов РФ устанавливать обязательные выплаты работодателям, не желающим или не имеющим возможности выполнить обязательные квоты, представляется весьма сомнительным.

Более того, в ст. 21 Закона о защите инвалидов по поводу обязательности соблюдения квот сделано лишь одно исключение. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Для всех остальных организаций, как коммерческих, так и не коммерческих, численность работников которых превышает 100 человек, обязанности соблюдать квоты никто не отменял.

  • Кадровое делопроизводство

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов составляется в обязательном порядке, если количество сотрудников в организации превышает отметку в 100 человек. Об этом ясно говорится в 21 статье Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

ФАЙЛЫ

Для того чтобы люди с инвалидностью имели возможность трудоустройства в той или иной организации, необходимо создать либо выделить некоторое количество рабочих мест. Процент от среднесписочной численности работников зависит от принятых в конкретном регионе России законодательных акта. Например, в Санкт-Петербурге это будет 2,5%, в Москве – 2%. Вообще, люди с инвалидностью могут составлять до 30% от общего количества работников.

Важный момент: при подсчете квоты в нее не включают персонал, который осуществляет свою деятельность во вредных либо опасных условиях.

Если люди с инвалидностью уже работают в организации, то их рабочие места идут в счет квоты. Таким образом, вполне возможно, что после издания приказа по этому вопросу количественный состав сотрудников не изменится.

Кто составляет

Заверяет документ руководитель организации, но составить его может любой другой работник. Эту функцию можно возложить на кадровика, бухгалтера, юриста, секретаря. Словом, на любого из сотрудников компании.

Также важно учитывать, что приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов подразумевает постановку подписей всех лиц, которые в нем упомянуты в качестве ответственных за что-либо. В основном – за организацию специально квотируемых рабочих мест, оборудования для нормального выполнения обязанностей сотрудником с инвалидностью.

Составные части приказа

Документ состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть – это шапка, как и для других приказов. Она включает в себя:

  • Реквизиты организации: полное наименование, ИНН, КПП, ОКПО и пр. Располагаются в самом верху страницы. В идеале заранее пропечатываются на стопке фирменных бланков организации.
  • Название и номер приказа. Ниже реквизитов, посередине строки.
  • Город и дату.

После вводной части идет основная. Ее содержание будет зависеть от района регистрации компании, так как в разных частях России приняты разные локальные акты о том, какой именно процент инвалидов должен работать в организации со штатом более 100 человек. В прикрепленном бланке и образце предусмотрено расположение в документе:

  • Ссылки на Федеральный закон №181-ФЗ.
  • Ссылки на Приказ Минтруда №685н от 19.11.2013 года.
  • Ссылки на региональные законы. Например, города Москвы, Ивановской области, Санкт-Петербурга. Это будет зависеть от места нахождения и функционирования организации.
  • Распоряжения установить квоту на соответствующий закону процент от среднесписочной численности сотрудников.
  • Распоряжения о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиям труда.
  • Таблицы с перечислением должностей и особенностей оборудования рабочего места.
  • Распоряжения о передаче отчета по трудоустройству инвалидов по квоте в центр занятости. Туда же предоставляются данные о вакантных должностях.
  • На кого возлагается ответственность за выполнение приказа.

Завершается приказ подписями руководителя, а также всех ответственных лиц.

Стоит отметить, что прием на работу инвалидов является обязательным требованием не только для отдельных офисов либо производств, но и для филиалов компании, расположенных в разных уголках страны. На них будут распространятся нормы тех регионов, где они ведут свою деятельность.

Положенные льготы

Принимая на работу инвалида, работодатель обязан соблюдать ряд условий. К ним относится:

  • Обустройство рабочего места таким образом, чтобы «особый» сотрудник мог выполнять свои обязанности, не испытывая при этом дискомфорта.
  • В отношении инвалидов первой и второй группы устанавливается особая продолжительность рабочей недели. Она не должна составлять более 35 часов каждую неделю. Об этом прямо говорится в 92 статье Трудового кодекса и 23 статье Федерального закона №181-ФЗ.
  • Оплачиваемый отпуск, выделяемый каждый год, для инвалидов оставляет не менее 30 дней (это на два дня дольше стандартного отпускного режима).
  • Если поступит такое заявление со стороны работника с инвалидностью, то начальник не имеет права отказывать ему в отпуске без сохранения заработной платы. Максимальное количество календарных дней таких отпусков – до 60 в год.
  • Отдельно с сотрудника с инвалидностью берется расписка в том, что он ознакомлен со своими правами относительно работы ночью, сверхурочной работы, выхода в выходные и праздничные дни. Работник-инвалид вправе отказаться вообще от подобного рода работ без потери места.

В принципе, требования не очень жесткие.

К тому же обязанностью работодателя является только создание этих самых рабочих мест для инвалидов и информирование о их наличии центра занятости. В обязанности работодателя не входит целенаправленный поиск сотрудников с такими параметрами.

Так что отсутствие работников-инвалидов на вакантных местах не будет являться нарушением законодательства. Это подтверждает и судебная практика в отношении таких вопросов.

В центр занятости населения обычно от организации поступает такая информация:

  • Сколько мест для людей с ограниченными возможностями выделено.
  • Сколько из них свободно, доступно для трудоустройства.
  • Ссылки на локальные акты, описывающие эти должности, а также сведения о том, насколько выполнена квота.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов будет являться в этом случае страховкой работодателя, которая минимизирует возможность несения им административной ответственности в виде штрафа.

Помимо этого приказа, в организации должен существовать локальный нормативный акт, свидетельствующий о том, что сотрудники с инвалидностью пользуются положенными льготами.