Данная статья содержит: молитва божией матери лиддской нерукотворной - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Существует два чудотворных образа Божией Матери, носящих имя небольшого городка Лидды, находящегося на территории Палестины. Икона-первообраз была создана не человеческими руками. По преданию,апостолы Петр и Иоанн, во время своей проповеди в окрестностях Иерусалима, посетили и город Лидду, где основали общину с храмом во имя Божией Матери. После своего возвращения в Иерусалим, они попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его, на что Матерь Божия ответила: «Идите с радостью. Я буду там с вами». Обещание Богородицы исполнилось во время соборной молитвы в лиддской церкви, когда апостолы и все люди

Происхождение нерукотворного образа Лиддской Божией Матери на столпе вкратце излагается в службе Казанской иконе (8 июля и 22 октября): «Божественнии Слова Апостоли, евангелия Христова велегласные благовестницы, божественную церковь создавшее в пресвятое Твое имя, Богородице, и к Тебе, Госпоже, приходят, молящее Тя приити на тоя освящение. Ты же, о Богомати, рекла еси: идите с миром, и Аз с вами тамо есмь: Они же шедшее обретают тамо на стене церкви Твоего, Владычице, образа подобие…» (седален 3-й песни канона).

чтобы спасти её от иконоборцев

В Борисо-Глебском монастыре существует и свой особый праздник Сретения Лиддской иконы Божией Матери, отмечающий тот день, когда икона была впервые принесена в обитель. Празднование совершается 9/22 февраля.

Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829-842). Сведения об этом послании находятся в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе, написанном императором Константином Багрянородным (912-959).

Икона Божией Матери Лиддская

Тайна христианства начинается с вопроса о его начале. Он (Бог) столько познается нами, сколько может кто увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью с сжатой в руках зажженною свечою.

Наш рассказ - об иконе, созданной не человеческими руками. По преданию, когда по вознесении Господнем апостолы Петр и Иоанн проповедовали в окрестностях Иерусалима, то посетили и городок Лидду, где основали общину с храмом во имя Пречистой. А когда вернулись в Иерусалим, то попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его. Матерь Божия ответствовала любимым ученикам Христовым: «Идите с радостью. Я буду там с вами». И молящиеся в лиддской церкви в тот же миг узрели на одном из его столпов неведомо как появившееся изображение Пречистой с Младенцем на Своей левой руке, принадлежащее к типу «Одигитрии». Отличительная особенность этой иконы - в том, что десницы Спасителя и Пречистой соприкасаются, причем Она словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.

Прошло триста лет, и отпавший от христианства римский император Юлиан, так и вошедший в историю под именем Юлиан Отступник, начал гонения на «суеверия» и среди прочего послал в Лидду каменотесов, дабы те уничтожили сей чтимый образ. Но какими бы орудиями ни пытались стереть чудесное изображение, оно лишь глубже врезывалось внутрь столпа. Весть о чуде быстро разошлась по всему христианскому миру, и в Лидду начали стекаться паломники для поклонения нерукотворному образу Богородицы.

Минуло еще четыре столетия, и в VIII веке Констатинопольский патриарх Герман, поклонявшийся палестинским святыням, сделал список с нерукотворного образа Богоматери, привез его в Царьград и еженощно молился перед ним. Именно за свое благоговейное почитание православных икон он вскоре был изгнан с патриаршей кафедры еретиками-иконоборцами во главе с императором Львом Исаврянином. Предчувствуя свою скорую кончину, владыка Герман доверил список с чудотворной морским волнам, воскликнув в слезах: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (то есть Льва) в Рим к благочестивым, дабы там укрыться с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие море великое и пространное плаванием безбедным».

Заметим, что подобным же образом поступали с обветшавшими иконами и наши предки: вплоть до начала XX столетия такие образы нередко опускали в воды рек на волю Божию. Наши пращуры считали, что «человек предполагает, а Бог располагает» и Сам определит дальнейшую судьбу образа.

Именно так и произошло в далеком восьмом столетии: уже на следующий день море вынесло образ к побережью Италии. Благочестивый папа Григорий II был немедленно извещен о чудесной находке, прибыл на берег моря к устью реки Тибр вместе со своим духовенством, и тогда икона невидимою силою всплыла на воздух и опустилась в простертые руки папы. Римский епископ поместил обретенный образ в алтарь собора Святого Петра, а спустя некоторое время получил письменное известие от патриарха Германа, откуда узнал, какую именно святыню приняли итальянские берега. Чудесные исцеления привлекли к ней множество паломников.

Спустя еще столетие с лишним иконоборческая ересь во Втором Риме была окончательно побеждена (в память чего мы доселе отмечаем особый праздник Торжества Православия). Тем временем молившиеся в соборе Святого Петра стали замечать странные колебания чудотворной иконы. Однажды на виду у всех она поднялась со своего места, проплыла над головами верующих и опустилась в воды Тибра. Течение понесло образ обратно в сторону моря, и тогда народ римский во главе с папой Сергием в слезах возопил: «Увы нам, Госпоже и Царице! Куда отходишь Ты от нас! Не потому ли Ты удаляешься из Рима, что и нам грозит иконоборческая ересь, по причине которой покинула Ты Константинополь? О Всемогущая, доколе не укротишь Ты еретической бури, возмущающей Церковь Христову?»

Тем временем икону вынесло в море, и вскоре ее увидели на волнах прямо у константинопольской пристани. Византийская царица Феодора решила, что это один из тех образов, которые иконоборцы топили в Босфоре, привязывая к ним тяжелые камни.

Но когда до Рима дошло послание императора Михаила и патриарха Мефодия, извещавших собратьев на Западе о состоявшемся во Втором Риме Поместном Соборе, восстановившем иконопочитание, все поняли, что обретенный образ и есть та самая икона, которая чудесным образом покинула Рим.

Тогда патриарх в сопровождении константинопольского духовенства, в присутствии императора со свитой сановников торжественно водрузил образ в храм Богородицы на площади Халкопратия. Именно тогда он получил наименование Римского с установлением ему особого празднования 26 июня. Главное же празднование нерукотворной Лиддской иконе (на столпе) совершается 12 марта по старому стилю.

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Владыка Иоанн - святитель Русского Зарубежья

Возвращение в Китай

Начало Второй мировой войны

Молитва божией матери лиддской нерукотворной

икона Богородицы «ЛИДДСКАЯ» (НА СТОЛПЕ В ЛИДДЕ)

В церковном календаре существует два названия Лиддской иконы Пресвятой Богородицы: Лиддская (на столпе в Лидде) с празднованием 25 марта ­ ­и Икона Божьей Матери ЛИДДСКАЯ (РИМСКАЯ) с празднованием 9 июля. Но и в том, и другом случае речь идёт об одной иконе Богородицы.

В VIII веке Константинопольский патриарх Герман велел сделать список (копию) чудотворной иконы Божией Матери, но во время изгнания иконоборцами, предчувствуя свою скорую кончину, пустил его в море. На другой день Лиддская икона Богородицы чудесным образом достигла Рима, где явила немало чудес и исцелений. Через сто с лишним лет, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, во время одного из богослужений Лиддская икона БогоМатери на виду у всех снялась со своего места и опустилась в реку Тибр. Вскоре она прибыла в Царьград, была узнана римскими послами и поставлена в храме Богородицы. С этого времени икона получила ещё одно название – Римская с празднованием 26 июня (9 июля по новому стилю).

После XI века следы Лиддской иконы Божьей Матери теряются, о дальнейшей её судьбе ничего не известно. На Руси список Лиддской иконы Божией Матери известен с XIV века. Древняя святыня, хранящаяся в Борисоглебском монастыре (18 км от Ростова Великого), в 1922 году подверглась поруганию – с иконы была снята драгоценная риза. В 1928 году монастырь был закрыт, икона изъята. В настоящее время находится в Ростовском музее-заповеднике (Ярославская область).

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные “духовные” практики.

Израиль. Центральный округ.

Храм вмч. Георгия Победоносца

(Ἱερός Ναός Ἁγίου Γεωργίου ἐν Λύδδῃ)

Последнее обновление страницы: 05.01.2015 16:03:57

Координаты: N31.95309 E34.89970 –

Фото Н. Андрущенко.

Для того, чтобы увидеть изображение крупнее, щелкайте по нему мышкой.

Наружные виды

Вид от парковки

Интерьер храма

Надпись под праздничным рядом:

«ΔΑΠΑΝΗ ΜΕΛΕΤΙΟΥ ΑΡΧΙΜΑΝΔΡΙΤΟΥ

ΣΑΜΙΟΥ ΕΧΡΩΜΑΤΙΣΘΗ ΤΟ ΠΑΡΟΝ

ΕΙΚΟΝΟΣΤΑΣΙΟΝ ΤΗ 15 ΦΕΒΡΟΥΑΡΙΟΥ 1872

ΕΠΙ ΤΗΣ ΗΓΟΥΜΕΝΕΙΑΣ ΙΕΡΟΘΕΟΥ ΣΑΜΙΟΥ»

(«На средства Мелетия архимандрита

Самиоса (уроженца о. Самос?) расписан

в игуменство Иерофея Самиоса»)

Крипта с гробницей (мраморным кенотафом) вмч. Георгия

Лиддская нерукотворная икона Божьей Матери: знак с небес о Великом Спасении

Лиддская нерукотворная икона Божьей Матери– наиболее известное изображение Пречистой Девы, которое появилось не от человеческих рук. Обстоятельства его обретения не так трагичны, как первогонерукотворенного изображения Спасителя. Во время преодоления мученического пути на Голгофу женщина подала Иисусу платок, чтобы утереть кровь и пот с лика Страдальца. После чего на куске ткани остался священный отпечаток.

История появления нерукотворного образа на столпе

Перед тем как разойтись в разные концы света, проповедуя святое Евангелие, апостолы Иоанн Богослов и Петр освещали души христианской верой в городах, приближенных к Иерусалиму. При посещении городка Лидда они основали общину и воздвигли новый храм,посвященный Пречистой Деве Марии.

По возвращении в Иерусалим апостолы рассказали Божией Матери о новых христианах. Попросили побывать в Лидде, чтобы увидеть, оценить посвященный Ей храм, а затем осенить его своим благословением. На что Заступница отвечала, чтобы они отправлялись в путь с радостью, а она пребудет в храме с ними. Обещание было исполнено. Уже во время соборной молитвы в новом храме христиане увидели на одном из каменных столпов, поддерживающих свод церкви, удивительной красоты изображение Божьей Матери с Младенцем Иисусом. Оно появилось неожиданно, и никто из людей не знал, откуда оно произошло. Так Матерь Христа вошла в храм Господа и осталась вместе с его духовными детьми.

Описание нерукотворного Лиддскогообраза на столпе

Перед христианской общиной предстало нерукотворное изображение Пречистой ДевыМарии с Божественным Младенцем, восседающем на левой материнской руке.Общая композиция образасоответствовалаиконописному канону Одигитрияс небольшим отличием. Руки Божьей Матери и Младенца Иисуса Христа соприкасались таким образом, словно Царица Небесная желала прикрыть кистью руки небольшую ручку Спасителя.

Слава о чудесном появлении Лиддской иконы Пречистой Девы быстро разошлась по миру. К ней стали приходить паломники со всех концов света. Богородица отвечала помощью и напутствием каждому, кто к ней через образ обращался со словами молитвы.

История нерукотворного образа

Прошло почти три сотни лет. Римский император Юлиан(361–363 годы), прозванный за свои нечестивые дела Отступником, противился христианской вере, стремился уничтожить все, что с ней связано. Он послал в Лиддский храм каменотесов с наказом уничтожитьсвятой чтимый христианами образ Божьей Матери. Предание гласит, что много усилий приложили крепкие мужи, много времени потратили, но ничего не смогли сделать. Чудотворное изображение не исчезало.Казалось, чтоонопрячется от варваров, углубляясь внутрь столба. Но сам рисунок не повредился, краски не потускнели. Как ни страшились работники императорского гнева, и они убедились в преобладании силы и власти Божией Матери.

Рассказы об этом случае быстро распространилось за пределы города Лидда. Еще большее количество людей стало приходить и приезжать в город, чтобы увидеть святыню, поклониться, превознося славу благодатному образу. А не веровавшие ранее, крестились, обращаясь к Истиной Вере.

Последние данные о чудотворениях от Лиддского образа относятся к XI веку. Дальнейшая судьба нерукотворной иконы, к сожалению, скрыта. Православная церковь совершает празднование чудотворнойЛиддскойиконе Царице Небесной на столпе 12 марта (по старому стилю 25 марта).

Лиддская Римская икона Божией Матери

VIII век в римских землях также не был простым для христиан. К гонениям добавились нападения иконоборцев. Несмотря на враждебную обстановку Константинопольский патриарх Герман, посещая Иерусалим и храм в Лидде, распорядился сделать точный список с нерукотворногообраза Богородицы. Получив желаемое изображение, онзабрал его в Константинополь, чтобыежедневно молиться перед драгоценной святыней, на которой было благословение самой Девы Марии. Еретики-иконоборцы (вместе с императором Львом Исаврянином) обвинили патриарха Германа в благоговейном почитании образов и изгнали с кафедры.

Чувствуя, что жить ему осталось недолго, владыка решил спасти чудотворную копию великой иконы. До XX века среди христиан был распространен обычай опускать в волны рек священные лики, которые стали ветхими. Таким образом, наши предки предоставляли Господу решать судьбу старых икон. Именно это и сделал Герман – пустил удивительный список иконы в морские воды, завещая безвредно преодолеть большое море, спастись Владычице не от Ирода, а от врага со звериным именем (Лев) к благочестивым римским христианам, чтобы скрыться от мерзких рук иконоборцев.

Практически на следующий день морские волны принесли образ Богородицы к итальянскому побережью. Иноки оповестили благочестивого папу Григория II обудивительной находке. Священник, собрав духовенство, в тот же часпоспешил к морскому берегувозле устья реки Тибр. Когда процессия остановилась, образ Богородицы, словно под действием невидимой силы,медленно поднялсявверх, а затем опустилсяпрямо на протянутые навстречу руки папы. Римляне поместили новообретенный богородичный лик на алтарь храма Святого Петра. И только спустя некоторое время пришло письменное известие патриарха Германа, объясняющее происхождение образа и причины, которые привели нерукотворный лик на новое место обитания.

На итальянских берегах Лиддскую(Римскую) икону Богородицы ожидала не меньшая слава и христианское паломничество. Появились новые свидетельства о совершаемых через обращение к образу чудесах, исцелениях.

Только по прошествии еще одного столетия иконоборчество во Втором Риме было окончательно остановлено.Христиане, приходившие молиться к нерукотворному образу вхрам Святого Петра,обратили внимание на появлениенеобычных движений чудотворной Лиддскойиконы Богородицы, находящейся в алтаре. Одного дня на глазах всех, кто был в храме, святой лик оторвался от своего места, медленно поднялся, проплылпо воздуху над верующими, а достигнув Тибра, опустился на воду. Послушное течение увлеклоикону к морю. Римский народ, духовенство во главе с папой Сергием были склонны трактовать это событие, как Матерь Божия покинула их, оставив без защиты от еретиков и прочих врагов праведной веры.

Икона тем временем по воле волн и провидения оказалась в море, а затем у пристани города Константинополя. Царица Византии Феодора приняла нерукотворный образ за одну из тех икон, которые еретики-иконоборцы бросали в Босфор, предварительно привязывая тяжелые камни. Ясность внесло послание патриарха Мефодия и императора Михаила, в котором было описано чудесное событие, случившееся ранее в Поместном Соборе. Так икона сама возжелала вернуться на прежнее место. Возрадуясь торжественному событию – новому обретению святыни, патриарх Константинополя с почестями установил образ в церкви Богородицы (на площадиХалкопратия). Празднование Лиддской (Римской) иконе Пречистой установлено 26 июня (по старому стилю 9 июля).

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, (икона Божией Матери «ЛИДДСКАЯ» (РИМСКАЯ))

икона БогоМатери «ЛИДДСКАЯ» (РИМСКАЯ)

В церковном календаре существует два названия Лиддской иконы Пресвятой Богородицы: Лиддская (Римская) с празднованием 9 июля и Икона Божией Матери ЛИДДСКАЯ (НА СТОЛПЕ В ЛИДДЕ) с празднованием 25 марта. Но и в том, и другом случае речь идёт об одной иконе.

Согласно преданию, Лиддская икона Божией Матери явилась следующим образом. Апостолы Пётр и Иоанн Богослов устроили храм в Лидде, недалеко от Иерусалима. Придя в Иерусалим, апостолы попросили Божию Матерь посетить и Своим присутствием благословить церковь. Пресвятая Дева Мария на это отвечала им: «Идите с радостью, Я буду там с вами». Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из его столпов обнаружили нерукотворное изображение Богородицы. В IV веке по приказу римского императора иконоборца Юлиана Отступника образ несколько раз пытались уничтожить – его вырубали каменотесы, но краска лишь глубже врезалась внутрь столба.

В VIII веке Константинопольский патриарх Герман велел сделать список (копию) чудотворной иконы, но во время изгнания иконоборцами, предчувствуя свою скорую кончину, пустил его в море. На другой день икона чудесным образом достигла Рима, где явила немало чудес и исцелений. Через сто с лишним лет, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, во время одного из богослужений икона на виду у всех снялась со своего места и опустилась в реку Тибр. Вскоре она прибыла в Царьград, была узнана римскими послами и поставлена в храме Богородицы. С этого времени икона получила ещё одно название – Римская с празднованием 26 июня (9 июля по новому стилю).

После XI века следы Лиддской иконы теряются, о дальнейшей её судьбе ничего не известно. На Руси список Лиддской иконы Божией Матери известен с XIV века. Древняя святыня, хранящаяся в Борисоглебском монастыре (18 км от Ростова Великого), в 1922 году подверглась поруганию – с иконы была снята драгоценная риза. В 1928 году монастырь был закрыт, икона изъята. В настоящее время находится в Ростовском музее-заповеднике (Ярославская область).

Фотография иконы Пресвятой Богородицы Лиддская Римская из Борисоглебского монастыря.

В городе Лидде (впоследствии Диосполе), недалеко от Иерусалима, где святые апостолы Петр (память 29 июня и 16 января) и Иоанн Богослов (память 8 мая и 26 сентября) проповедовали Господа Иисуса Христа, для новообращенных был сооружен храм во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы молили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Вернувшись в Лиддский храм, они увидели на одном из опорных столпов нерукотворный образ Пресвятой Богородицы дивной красоты. Затем и Сама Матерь Божия посетила Лиддский храм и даровала образу Своему особую благодать и силу.

Во время правления императора Юлиана Отступника (361–363) в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столпа. Слава о благодатном образе распространилась по всему миру, в Лидду стали стекаться многочисленные верующие для поклонения нерукотворному образу Богоматери.

В VIII веке по приказу Константинопольского патриарха Германа с него был сделан список, который чудесным образом оказался в Риме и также получил чудотворную силу (празднование26 июня). Этот список получил наименование Римского.

Существовал еще другой Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме, созданном в Лидде Энеем, исцеленным святым апостолом Петром (Деян. 9, 32–35) . Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя храм был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией.

Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829–842). Об этом послании говорит император Константин Багрянородный (912–959) в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе.

Интересна связь Лиддской иконы Божией Матери с историей появления в России Владимирского и Тихвинского образов Пресвятой Богородицы. В «Повести о сретении Владимирской иконы Богородицы», в связи с мыслью о Руси как уделе Богоматери, говорится следующее: «Ты, о владычице Богородице, свой чюдотворьний образ, его же мнози глаголют вторничьная икона, именовашеся древле же Римляныни, поначалу же Лидская зовома, юже… Герман с самовоображеннаго образа преписати повеле в Лиде, иконоборства же ради Льва Саврянина в Рим отпусти ю, на море поставив. И тако сама святая икона прииде в Рим единым нощеденством, по летех же 130 паки сама икона изыде из Римския Церкви на море и прииде в царствующий град… в лета… Рюрика, потом же в нашей Росийской земьле на реце на Тихвине на воздусе явися, святыми анггелы невидимыми носима, иде же и доныне пребывая, бесчислена чюдеса содевая и исцеление подавая неоскудно всем, с верою приходящим…».

Про-по-вед-ни-че-ская де-я-тель-ность св. апо-сто-лов Пет-ра и Иоан-на Бо-го-сло-ва, до их от-ше-ствия на про-по-ведь Еван-ге-лия вне пре-де-лов Па-ле-сти-ны, со-сре-до-то-чи-ва-лась глав-ным об-ра-зом в го-ро-дах, близ-ких к Иеру-са-ли-му. Меж-ду про-чим они по-се-ти-ли и го-род Лид-ду, на-зван-ный впо-след-ствии Ди-оспо-лем. Там они мно-гих об-ра-ти-ли ко Хри-сту и воз-двиг-ли храм во имя Пре-чи-стой Бо-го-ма-те-ри. В то вре-мя го-не-ние на хри-сти-ан, по-сле уби-е-ния св. ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на, на вре-мя пре-кра-ти-лось. Ти-ве-рий ке-сарь, слы-шав-ший мно-гое о Хри-сте, да-же за-пре-тил пре-сле-до-вать хри-сти-ан, о чем и упо-ми-на-ет-ся в кни-ге Де-я-ний: «Церк-ви же по всей Иудеи, и Га-ли-леи, и Са-ма-рии име-я-ху мир, и бя-ше той мир до кон-чи-ны Ти-ве-ри-е-вы» ().

Устро-ив об-ще-ство но-вых хри-сти-ан в Лид-де, апо-сто-лы вер-ну-лись в Иеру-са-лим и умо-ля-ли Бо-го-ма-терь прид-ти в Лид-ду, по-смот-реть храм и бла-го-сло-вить его. Де-ва Ма-рия на это от-ве-ча-ла им:

— Иди-те с ра-до-стию: Я бу-ду там с ва-ми.

Апо-сто-лы вер-ну-лись в Лиддский храм и в нем на од-ном из стол-пов его уви-де-ли изо-бра-же-ние Бо-го-ма-те-ри, сде-лан-ное не че-ло-ве-че-ски-ми ру-ка-ми. Лик Ее и одеж-ды бы-ли изо-бра-же-ны со-вер-шен-но сход-но с дей-стви-тель-но-стью.

В IV ве-ке рим-ский им-пе-ра-тор Юли-ан От-ступ-ник, воз-двиг-ший го-не-ния на цер-ковь Хри-сто-ву, по-слал в Лид-ду сво-е-го срод-ни-ка для уни-что-же-ния неру-ко-тво-рен-но-го об-ра-за Бо-го-ма-те-ри. Ка-ме-но-сеч-цы раз-лич-ны-ми ору-ди-я-ми пы-та-лись сте-сать и вы-ру-бить это изо-бра-же-ние, но крас-ки лишь глуб-же вре-зы-ва-лись внутрь стол-ба. Это при-ну-ди-ло их оста-вить свою без-успеш-ную ра-бо-ту.

Весть об этом чу-де и о дру-гих бес-чис-лен-ных зна-ме-ни-ях от ико-ны быст-ро рас-про-стра-ни-лась по всем кон-цам все-лен-ной, и ото-всю-ду в Лид-ду ста-ли сте-кать-ся ве-ру-ю-щие для по-кло-не-ния неру-ко-тво-рен-но-му об-ра-зу Бо-го-ма-те-ри.

В VIII ве-ке Кон-стан-ти-но-поль-ский пат-ри-арх Гер-ман (714-730 гг.), преж-де чем при-нять пат-ри-ар-ше-ство, при-был в Иеру-са-лим на по-кло-не-ние Гро-бу Гос-под-ню и, по-се-тив Лид-ду, при-ка-зал снять спи-сок с неру-ко-тво-рен-но-го об-ра-за Бо-жи-ей Ма-те-ри на дос-ке. Этот спи-сок он при-вез в Кон-стан-ти-но-поль и хра-нил его, как дра-го-цен-ную свя-ты-ню, мо-лясь пред ним еже-днев-но. Ко-гда вспых-ну-ла ересь ико-но-бор-че-ская, пат-ри-арх Гер-ман был низ-ло-жен со сво-ей ка-фед-ры и с бес-че-сти-ем из-гнан из хра-ма ере-ти-ка-ми за свою рев-ност-ную за-щи-ту ико-но-по-чи-та-ния.

Рас-ска-зы-ва-ют, что во вре-мя сво-е-го из-гна-ния пат-ри-арх по-чув-ство-вал свою ско-рую кон-чи-ну. Он, на-пи-сав пись-мо к па-пе Рим-ско-му Гри-го-рию и вло-жив его в дос-ку ико-ны, пу-стил са-мую ико-ну в мо-ре и со мно-ги-ми сле-за-ми вос-клик-нул:

— Гря-ди, Вла-ды-чи-це, и спа-сай-ся ныне не от Иро-да в Еги-пет, но от зве-ро-име-ни-то-го вра-га (ра-зу-ме-ет-ся Гре-че-ский им-пе-ра-тор ико-но-бо-рец Лев Ис-ав-ря-нин) в Рим к бла-го-че-сти-вым, дабы там укрыть-ся с Пред-веч-ным Мла-ден-цем от мер-зост-ных рук ико-но-бор-че-ских; прейди сие мо-ре ве-ли-кое и про-стран-ное пла-ва-ни-ем без-бед-ным.

На дру-гой день ико-на чу-дес-ным об-ра-зом до-стиг-ла Ри-ма. Па-па св. Гри-го-рий II (715-731 гг.) в ту же ночь был свы-ше из-ве-щен о ее при-бы-тии. На утро он вы-шел вме-сте с ду-хо-вен-ством сво-им на бе-рег мо-ря и уви-дел ико-ну Бо-го-ма-те-ри сто-я-щей на во-де при устье ре-ки Тиб-ра. Ико-на неви-ди-мой си-лой бы-ла под-ня-та и опу-ще-на на про-стер-тые ру-ки па-пы. С ве-ли-кой ра-до-стью св. Гри-го-рий по-нес об-раз в го-род, раз-мыш-ляя и удив-ля-ясь чуд-ным де-лам Бо-жи-им. Но он был еще бо-лее удив-лен, ко-гда на-шел пись-мо св. Гер-ма-на и из него узнал, что ико-на пу-ще-на на во-ду толь-ко на-ка-нуне. Ико-на тор-же-ствен-но бы-ла вне-се-на в цер-ковь св. Пет-ра и по-став-ле-на внут-ри ал-та-ря. Здесь Вла-ды-чи-ца по-да-ва-ла через Свой об-раз нема-ло чу-дес-ных ис-це-ле-ний.

Через сто с лиш-ком лет на Во-сто-ке бы-ло вос-ста-нов-ле-но ико-но-по-чи-та-ние и ересь бы-ла при им-пе-ра-то-ре Ми-ха-и-ле (842-867 гг.) окон-ча-тель-но по-беж-де-на. В это вре-мя жи-те-ли Ри-ма бы-ли встре-во-же-ны и удив-ле-ны неод-но-крат-ны-ми ко-ле-ба-ни-я-ми ико-ны Бо-го-ма-те-ри. Во вре-мя од-но-го слу-же-ния па-пы Сер-гия (844-847 гг.) ико-на осо-бен-но силь-но за-ко-ле-ба-лась. По-том на ви-ду всех она сня-лась с сво-е-го ме-ста и над го-ло-ва-ми ве-ру-ю-щих вы-шла из церк-ви. На-род во гла-ве с па-пой со скор-бью про-во-дил свя-тую ико-ну. Меж-ду тем, чу-до-твор-ный об-раз спу-стил-ся на во-ды ре-ки Тиб-ра и по-плыл по мо-рю. То-гда па-па Сер-гий со сле-за-ми возо-пил:

— Увы нам, о Ца-ри-ца и Гос-по-жа! Ку-да от-хо-дишь Ты от нас! Бо-им-ся, как бы и нас не по-стиг-ла ико-но-бор-че-ская ересь, по при-чине ко-то-рой Ты уда-ли-лась из Кон-стан-ти-но-по-ля; и не по-се-му ли са-мо-му Ты уда-ля-ешь-ся из Ри-ма? О, Все-мо-гу-щая, до-ко-ле не укро-тишь ере-ти-че-ской бу-ри, воз-му-ща-ю-щей цер-ковь Хри-сто-ву?

Дол-го рим-ляне смот-ре-ли вслед за уда-ля-ю-ще-ю-ся ико-ной и разо-шлись толь-ко то-гда, ко-гда она со-вер-шен-но скры-лась с глаз. Па-па Сер-гий при-ка-зал за-пи-сать это чу-до.

Св. ико-на вско-ре при-бы-ла в Ца-рь-град и оста-но-ви-лась у при-ста-ни про-тив цар-ских па-лат. Там взя-ли ее и при-нес-ли к ца-ри-це Фе-о-до-ре. У всех бы-ла мысль, что это од-на из тех икон, ко-то-рые бы-ли бро-ше-ны ико-но-бор-ца-ми в мо-ре с при-вя-зан-ны-ми к ним кам-ня-ми. При-вя-зан-ный ка-мень, оче-вид-но, ото-рвал-ся, и ико-на всплы-ла на-верх.

Меж-ду тем, им-пе-ра-тор Ми-ха-ил и пат-ри-арх Ме-фо-дий (842-846 гг.) от-пра-ви-ли в Рим по-слов с из-ве-сти-ем о со-сто-яв-шем-ся в Кон-стан-ти-но-по-ле по-мест-ном со-бо-ре, вос-ста-но-вив-шем ико-но-по-чи-та-ние. Вер-нув-ши-е-ся из Ри-ма по-слы рас-ска-за-ли им-пе-ра-то-ру и пат-ри-ар-ху о чу-дес-ном уда-ле-нии ико-ны Бо-го-ма-те-ри из рим-ско-го хра-ма свя-то-го Пет-ра. То-гда вспом-ни-ли о недав-но об-ре-тен-ной у цар-ских па-лат иконе, и у всех неволь-но воз-ник во-прос: из Ри-ма ли она при-плы-ла? Этот важ-ный для ве-ру-ю-щих во-прос был раз-ре-шен рим-ски-ми по-сла-ми, при-быв-ши-ми от па-пы к им-пе-ра-то-ру и пат-ри-ар-ху в Кон-стан-ти-но-поль. Ко-гда им по-ка-за-ли эту ико-ну, они тот-час же не ко-леб-лясь за-яви-ли, что это имен-но и есть тот са-мый об-раз Бо-го-ма-те-ри, ко-то-рый не так дав-но чу-дес-ным об-ра-зом уда-лил-ся из Ри-ма.

То-гда пат-ри-арх во гла-ве с сво-им ду-хо-вен-ством и в со-про-вож-де-нии им-пе-ра-то-ра и его са-нов-ни-ков тор-же-ствен-но пе-ре-нес об-раз Вла-ды-чи-цы из цар-ских па-лат на пло-щадь Хал-ко-пра-тию и там по-ста-вил в хра-ме Бо-го-ро-ди-цы.

С это-го вре-ме-ни этот чу-до-твор-ный об-раз стал на-зы-вать-ся Рим-ским, и ему уста-нов-ле-но бы-ло празд-но-ва-ние 26 июня, то-гда как Лиддской иконе Бо-го-ма-те-ри празд-но-ва-ли 12 мар-та.

Пре-да-ние го-во-рит, что в Лид-де был еще и дру-гой неру-ко-тво-рен-ный об-раз Бо-го-ма-те-ри. На-хо-дил-ся там он в хра-ме, ко-то-рый был воз-двиг-нут Эне-ем, по-лу-чив-шим ис-це-ле-ние от ап. Пет-ра (). Ко-гда иудеи и языч-ни-ки хо-те-ли от-нять этот храм у хри-сти-ан, он по при-ка-за-нию пра-ви-те-ля был за-перт на три дня, чтобы яви-лось зна-ме-ние для раз-ре-ше-ния спо-ра. Через три дня храм от-кры-ли и уви-де-ли в нем неру-ко-тво-рен-ное изо-бра-же-ние Бо-го-ма-те-ри.

Икона Божией Матери Лиддская (Римская) – это список с нерукотворного образа Пресвятой Богородицы, явленного на одном из столпов храма в городе Лидде, близ Иерусалима. Константинопольский патриарх Герман (714–730 гг.), по приказу которого был сделан список, привез его в Константинополь и хранил, как драгоценную святыню, ежедневно молясь перед ним. Когда вспыхнула иконоборческая ересь, патриарх Герман был низложен со своей кафедры и изгнан.

Написав письмо папе Римскому Григорию и вложив его в доску иконы, патриарх пустил ее в море. На другой день икона чудесным образом достигла Рима. Папа св. Григорий II (715–731 гг.) вышел вместе с духовенством на берег моря и увидел икону Богоматери стоящей на воде при устье реки Тибр. Икона невидимой силой была поднята и опущена на простертые руки папы. Позже она торжественно была внесена в церковь св. Петра и помещена внутри алтаря. Здесь Владычица Небесная подавала через Свой образ немало чудесных исцелений прибегающим к Ее заступлению и помощи.

Через сто с лишним лет на Востоке было восстановлено иконопочитание. В это время жители Рима были встревожены и удивлены неоднократными заметными движениями иконы Богоматери. Во время одного из служений икона особенно сильно задвигалась, потом снялась со своего места и над головами верующих вышла из церкви. Народ во главе с папой со скорбью в сердцах проводил святую икону. Между тем чудотворный образ спустился на воды реки Тибр, затем поплыл по морю и скоро совершенно скрылся из глаз.

Вскоре образ Божией Матери прибыл в Константинополь. Местные жители, думая, что это одна из тех икон, которые были брошены в море во время преследований и гонений, принесли ее царице Феодоре. Через некоторое время оказалось, что это и есть тот самый образ Богоматери, который не так давно чудесным образом удалился из Рима.

Тогда патриарх во главе с духовенством и в сопровождении императора и его окружения торжественно перенесли образ Владычицы из царских палат на площадь Халкопратию и там поместили его в храме Пресвятой Богородицы.

С того времени этот чудотворный образ стал называться Римским, празднование в его честь было установлено 26 июня, тогда как Лиддской (на столпе) иконе Богоматери празднуют 12 марта.

В России один из списков Лиддской (Римской) иконы Пресвятой Богородицы с клеймами, написанный в конце XVI века, пребывал в Борисоглебском монастыре (Ростовская епархия). На обороте иконы имелась длинная надпись XIX века следующего содержания: «Сия икона Божией Матери называется Лидскою потому, что она есть список с той иконы Божией Матери, называемой Лидскою, которая сама собою изобразилась на столпе церковном в храме, созданном святыми апостолами в г. Лиде. Еще ее называют Римскою, потому что список с чудотворной иконы Божией Матери Лидской патриархом Германом, списанный в 715-м году, во время иконоборства 115 лет находился в Риме.

Празднование положено церковию 12-го марта и 26-го июня. В сем же Борисоглебском монастыре ей праздновали неизводно с 1588 году при строителе Варлааме, бывшем ключаре московского Архангельского собора, в мире называемом Владимире, современнике Иринарха затворника, 9-го февраля... Сведения о праздновании 9-го февраля заимствованы из кормовых книг на стр. 33-й на обороте и 116-й на обороте же».

В 1937 году Лиддская икона Божией Матери с клеймами была передана Государственной Третьяковской галерее. По документам, список находится в собрании музея, но в действительности под именем Лиддской в инвентарной книге описана другая икона – Шуйская-Смоленская икона Пресвятой Богородицы. Современное местонахождение настоящей Лиддской иконы неизвестно.

чудотворная святыня древней Палестины, К-поля и Рима, особо почиталась в Московском царстве со 2-й пол. XVI в. История образа восходит к апостольским временам и связана с живописным изображением, возникшим «нерукотворно» на столпе в ц. Пресв. Богородицы, построенной апостолами Петром и Иоанном в г. Лидде (Диосполе) (празднование «образу на столпе в Лидде» совершается 12 марта). В VIII в. свт. Герман I, патриарх К-польский, заказал иконный список с изображения на столпе. Список сначала находился в столице Византийской империи, а в период иконоборчества пребывал в Риме, после того как чудесным образом приплыл туда по воде. После восстановления иконопочитания Л. и. таким же способом вернулась в К-поль, где была поставлена в Халкопратийском храме. С этого времени она получила 2-е наименование «Римская» (греч. ἡ Ρωμαία); празднование иконе установили 8 сент. (Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 178), совр. празднование совершается 26 июня.

Самые ранние визант. свидетельства о Л. и. датированы VIII в. (Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 276). Русская редакция «Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни» относится к 1395 г. (Кулаковский. 1928. С. 470). В сер. XVI в. история Л. и. вошла в Степенную книгу царского родословия в составе Сказания о чудесах иконы Тихвинской иконы Божией Матери в качестве предыстории этой рус. иконы. С этого времени на Руси Л. и. отождествлялась с Тихвинской иконой (Кулаковский. 1928. С. 474).

Изображений Л. и. византийского времени не известно; Н. П. Кондаков (Кондаков. Т. 2. С. 176-179) не связывал ее ни с одним из существующих образов Пресв. Богородицы, однако указывал, что, возможно, она принадлежала к типу «Одигитрия Дексиократуса» (т. е. Богоматерь, держащая Младенца на правой руке). Кроме того, Кондаков высказывал осторожное предположение, что Л. и. могла быть соотнесена с иконой Божией Матери «Спасительница Римского народа» (Salus Popoli Romani, VI в.(?), поновлена в XII-XIII вв.) из рим. ц. Санта-Мария-Маджоре. А. Грабар был склонен отождествлять Л. и. с энкаустическим образом Богоматери кон. VII - нач. VIII в. из ц. Санта-Мария-Нуова (ныне Санта-Франческа-Романа) в Риме.

На Руси изображения Л. и. встречаются редко. Самые ранние относятся к XVI в.: в росписях в 2 ярусах на сев. стене и сев.-зап. столбе Покровского (ныне Троицкого) собора в Александровской слободе (60-е гг. XVI в., переписаны в XIX в.); на 22 дробницах (60-е гг. XVI в.) на подвесной пелене (80-90-е гг. XVIII в.) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК); во фресках на сев. и зап. стенах Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (кон. XVI в.). К тому же периоду относятся: икона «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» из Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье (1587, ГМЗРК); «Смоленская икона Божией Матери, с клеймами» из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК; см. Цицинова (в печати)); росписи Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600, под записью). Во всех случаях изображение Л. и. (исключение составляет икона из ГМЗРК) помещено в сценах, иллюстрирующих отдельные сюжеты «Сказания...». Иконографический тип иконы тождественен типу Тихвинской иконы Божией Матери, отличительной чертой к-рой является положение правой ступни Младенца, развернутой на зрителя. Таким же образом Л. и. представлена: на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» работы иконописца Истомы Гордеева (после 1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)); на иконе «Богоматерь Тихвинская, с чудесами» работы иконописцев Федора Елизарьева и Гавриила Кондратьева (1668, ГММК); на московской иконе «Богоматерь Тихвинская, с историей образа в 112 клеймах» (история Л. и. помещена в клеймах с 78 по 87; кон. XIX в., ГТГ).

Другой иконографический извод Л. и.- Богоматерь «Одигитрия», без отличительных деталей и надписей, встречается на русских иконах XVII, XIX вв.: на иконе работы иконописца Симеона Спиридонова Холмогорца «Богоматерь с Младенцем на престоле» из ярославской ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ), где изображение Л. и. помещено в 2 клеймах (10, 15), иллюстрирующих Сказание о Л. и. (Чинякова. 2009. С. 22); на иконе работы мстёрского иконописца В. А. Кукина «Богоматерь Неопалимая Купина, с чудотворными иконами Богоматери» (1894, собрание В. А. Бондаренко); на палехской минейной иконе на янв., февр., март и апрель с избранными образами Богоматери на полях (1-я четв. XIX в., собрание И. В. Возякова); на иконе «Успение и свод чудотворных икон Богоматери» (XIX в., ГТГ). На 3 последних изображение иконы сопровождается наименованием «Римская».

В сборнике «Солнце Пресветлое», принадлежавшем сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову (10-20-е гг. XVIII в.; МГУ НБ. № 293), на л. 76 помещены изображение и краткая история Л. и. (под 12 марта), иконография которой аналогична римскому образу «Спасительница Римского народа» с характерным для него положением правой руки Богоматери, сложенной в благословляющем жесте и опущенной вниз. Так же представлена икона на гравюре Г. П. Терпчегорского кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИИ) с сопровождающей подписью: «Изображение образа Пресвятыя Богородицы Римской, яже писал евангелист Лука, обретается в приделе Павлинове». В сб. «Солнце Пресветлое», переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42), история образа помещена на листах 86-88 об. Однако судить об иконографии образа нет возможности (гравюра на л. 85 об. отсутствует). Помимо этого на л. 72 об. и л. 142 в сборнике из ГИМ оставлены места под гравюры с изображением 2 икон «Богоматери Римской» (празднование в февр. и марте соответственно, но сами гравюры отсутствуют).

Исключением в наст. время представляется изображение Л. и. в иконографическом варианте «Умиление» в 7 клеймах Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК) - 7 клейм из 24 содержат иллюстрации к Сказанию о Л. и.

С. П. Заиграйкина

Иллюстрации к «Сказанию...» о Л. и.

известны по немногочисленным и разнообразным по технике исполнения и масштабу памятникам рус. искусства с сер. XVI в. (фрески, клейма иконописных образов, серебряные дробницы). Как самостоятельный сюжет иллюстрации к «Сказанию...» появляются в московском искусстве с 60-х гг. XVI в., в XVII в. встречаются преимущественно в составе иллюстрированных циклов сказаний о Тихвинской иконе Божией Матери. Наиболее ранним и полным из известных в настоящее время является цикл Сказания на 22 серебряных черневых дробницах на пелене XVIII в. к престолу Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК; Вилкова. 2001. С. 167-175; Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного: кат. выст. М., 2007. С. 126-127). Состав сюжетов на дробницах свидетельствует о том, что при их создании была использована наиболее полная редакция «Сказания...», расширенная за счет Жития патриарха Германа К-польского и содержания «Послания трех восточных Патриархов императору Феофилу» (самая ранняя рукопись «Послания…» датируется IX в.; см.: Чудотворная икона. С. 421-435), в т. ч. собрание кратких сказаний о византийских чудотворных образах, в частности о 2 Нерукотворных образах Божией Матери, явленных в г. Лидде. Т. о. появились дублирующие друг друга сюжеты: обретение Нерукотворного образа Богоматери на столпе храма и явление Нерукотворного образа Богоматери в храме, построенном Энеем. В результате неоднократных переделок последовательность дробниц на пелене из Благовещенского собора была нарушена. Однако порядок можно восстановить благодаря, напр., «Римской иконе Божией Матери» из ц. свт. Григория Неокесарийского в Москве работы иконописцев Ивана Карпова, Федора Карпова Попова, Георгия Зиновьева и Симона Ушакова (1668, ГТГ; см.: Чинякова. 2009), где последовательно помещены 24 сюжета «Сказания...»: 1. Ласкание Пресв. Богородицы; 2. Моление Пресв. Богородицы на Елеонской горе; 3. Обретение на столпе в храме г. Лидды Нерукотворного образа Пресв. Богородицы; 4. Прение Энея с иудеями о посвящении нового храма; 5. Написание евангелистом Лукой образа Богоматери; 6. Обретение Нерукотворного образа Богоматери в храме, построенном Энеем; 7. Пресв. Богородица указывает место для храма; 8. Моление патриарха Германа перед Нерукотворным образом Богоматери в Лидде; 9. Написание списка на столпе с чудотворного образа для патриарха Германа; 10. Имп. Анастасий просит Германа стать патриархом; 11. Патриарх Герман запрещает Льву Исавру бороться с иконами; 12. Низложение Львом Исавром патриарха Германа; 13. Видение образа Пресв. Богородицы во сне папе Римскому Григорию; 14. Встреча образа Пресв. Богородицы в Риме; 15. Возвращение папы Григория в Рим с обретенной иконой Богоматери; 16. Поклонение рим. послов обретенной в К-поле иконе Богородицы; 17. Поставление образа Пресв. Богородицы в соборе апостолов Петра и Павла; 18. Знамение в соборе апостолов Петра и Павла о скором отшествии из Рима чудотворного образа; 19. Исход чудотворного образа из Рима; 20. Встреча Римской иконы Богоматери в К-поле; 21. Моление имп. Феодоры перед обретенным образом Богоматери; 22. Поставление иконы в Халкопратийском храме К-поля.

Следующим по времени лицевым иконописным «Сказанием...» являются клейма иконы «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» (1587, ГМЗРК). Средник иконы окружен 15 клеймами, сюжеты и иконографические схемы 11 совпадают с изображениями на дробницах XVI в. московской кремлевской пелены. Иллюстрации к 10 сюжетам «Сказания...» содержат 7 из 24 клейм Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК); иконография Л. и. на этом образе необычная: изображение Богоматери относится к типу «Умиление». Композиционные схемы 16 сцен на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» (1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)) во многом следуют за серебряными дробницами на пелене из Благовещенского собора Кремля. Возможно, что иконографическим прообразом для всех этих памятников стала несохранившаяся иллюминированная рукопись 2-й пол. XVI в. (Самойлова. 2007. С. 13).

С XVII в. Л. и. окончательно отождествляется с Тихвинской иконой Божией Матери (Квливидзе. 2003. С. 228) и отдельные сюжеты «Сказания...» включаются в состав клейм Тихвинской иконы. Напр., на Тихвинской иконе Божией Матери со 103 клеймами из Успенского собора Московского Кремля (1668, ГММК) клейма 66-91 посвящены иллюстрации «Сказания...» о Л. и.; на Тихвинской иконе Божией Матери из ц. Божией Матери «Одигитрия» на Песках в Калуге (1680, ЦМиАР) в клейме 18 представлена предыстория Тихвинского образа, происходящего от Л. и., в др. трактовке, буквально не иллюстрирующей «Сказание...» (Иванова. 1966. С. 429-430). Два сюжета «Сказания...» включены в состав клейм ярославской иконы Божией Матери из ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ).

Во фресковой живописи наиболее ранними являются иллюстрации в росписях Покровского собора Александровской слободы (60-е XVI в.; 17 сцен) и стенописи Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (нижний ярус сев. и зап. стен; 8 сцен, сгруппированных в 4 композиции, включающие написание евангелистом Лукой иконы Божией Матери; обретение Нерукотворного образа Божией Матери на столпе в г. Лидде; написание списка с Нерукотворного образа по заказу патриарха Германа и др.). Появление данных сюжетов в росписи Смоленского собора исследователи связывают со временем Бориса Феодоровича Годунова, в период правления которого была актуальна религиозно-гос. идея «Москва - третий Рим», сформулированная еще в 20-е гг XVI в. Сказание об иконе, побывавшей в Риме, оставившей К-поль и переместившейся в «третий Рим» - Московское царство, явилось прекрасной иллюстрацией этих теорий (Там же. С. 222-235). Росписи Покровского собора Александровской слободы, Смоленского собора Новодевичьего монастыря и сюжет иконы 1587 г. из Ростова обнаруживают сходство в выборе эпизодов и иконографии сцен (Квливидзе. 2003. С. 232). Подобный цикл композиций, иллюстрирующих Сказание о Л. и., содержится также в росписях Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600) (Чинякова. 2009. С. 20).

М. В. Вилкова

Лит.:Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 104-105; Поселянин Е. Богоматерь. С. 196-199, 389; Кулаковский С. Ю. Состав Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни // Сб. ст. в честь А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 470-475; Ретковская Л. С. Смоленский собор Новодевичьего мон-ря. М., 1954; Иванова И. А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери» // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 419-436; Grabar A. Découverte à Rome d"une icône de la Vierge à l"encaustique // Idem. L"ârt de la fin de l"Antiquité et du Moyen âge. P., 1968. Vol. 1. P. 529-534; Рогов А. И. Александров: Альб. Л., 1979; Бандиленко Е. А. Икона Богоматерь Тихвинская с житием и деяниями: (К вопросу о составе клейм) // ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1991. [Вып. 8]: Рус. художественная культура XVII в. С. 83-86; Сказание о чудотв. иконах в «Послании вост. патриархов имп. Феофилу» // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 421-435; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2; Вахрина В. И. Икона «Богоматерь Лиддская с лицевым сказанием об истории и чудесах» из собр. Ростовского музея // ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 172-180; она же. Иконы Ростова Великого: Кат. выст. М., 2006. Кат. 62. С. 222-226; София Премудрость Божия: Альбом. М., 2000. Кат. № 50; Вилкова М. В. Пелена из Благовещенского собора Моск. Кремля // Проблемы изуч. памятников духовной и материальной культуры: Мат-лы науч. конф., 2000 г. М., 2001. Вып. 4. С. 167-175; Шалина И. А. Лиддская-Римская икона и иконогр. архетип Богоматери Тихвинской // Чудотв. икона Тихвинской Богоматери: Иконография. История. Почитание: Науч. конф. Тез. докл. СПб., 2001. С. 31-37; Снессорева. Земная жизь Пресв. Богородицы. М., 2002р. С. 63-71; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 540-544; Квливидзе Н. В. Символические образы Моск. гос-ва и иконогр. программа росписи собора Новодевичьего мон-ря // ДРИ: СПб., 2003.[Вып.:] Русское искусство позднего средневековья: XVI в. С. 222-226; она же. Сказание о Лиддской-Римской иконе Богоматери в моск. искусстве 2-й пол. XVI в. // Вестн. РГГУ. М., 2007. № 10. С. 230-237; Самойлова Т. Е. Царская твердыня // Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного: Кат. выст. М., 2007. С. 11-30; Рус. икона XV-XIX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009; Чинякова Г. П. «Римская» икона Пресв. Богородицы из храма во имя св. Григория Неокессарийского, что на Б. Полянке: Собр. ГТГ. М., 2009; Цицинова О. А. Иконогр. особенности живописной рамы иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская» посл. четв. XVI в. // Годуновское искусство: Тез. науч. конф. ГММК. М., 2015 (в печати).