Немного предыстории - первое время после рождения наш сын дрых как сурок, как в общем то и полагается младенцам. Но счастье длилось недолго, в возрасте где то полутора месяцев он спать перестал, от слова вообще. Наша жизнь в тот период времени состояла из почти круглосуточного наматывания кругов по квартире с орущим ребенком в позе столбика на плече. В общем то неудивительно, что тут я резко заинтересовалась темой сна, прочитала Хогг и Пэнтли и предприняла несколько робких шагов к самостоятельному сну - стала кормить на просыпание, а не на сон, чтобы убрать ассоциацию еда-сон, и старалась спускать детку с рук в кроватку буквально минутой раньше, чем он заснет. На этом то в принципе наши успехи и закончились, всякие шиканья нам были по барабану. Может, мы бы продолжали дальше в том же духе, но ближе к четырем месяцам наш сон окончательно испортился. Ребенок стал спать 40-минутки (кто хоть немного интересовался темой сна, знает о циклах), также испортился ночной сон, с которым раньше проблем практически не было. Так как ребенок засыпал на ночь с грудью, он стал просыпаться все чаще и чаще, требуя грудь, иногда тусил ночью по часу, в общем, мы с мужем решили, что дальше так жить нельзя.

К тому моменту я перечитала уже чуть ли не всю существующую литературу по сну, но тем не менее была в полной растерянности не зная, какой способ выбрать и с чего начать. Мы даже сходили к одному хваленому педиатру-специалисту ко сну, который нам посоветовал, грубо говоря, закрыть дверь и оставить ребенка проораться. Ну мы во Франции, тут особо не нежничают, этот способ рекомендуют на каждом шагу. Но кто ищет, тот найдет, в итоге я наткнулась на американский сайт с самой толковой, на мой взгляд, подборкой статей про самостоятельное засыпание. Помимо прочего, предлагалось составление персонализированного плана обучения, естественно, за деньги. Обычно я не ведусь на такие вещи, но, видно, тогда я уже достигла определенной степени отчаяния:) тем более, что деньги обещали вернуть, если сон не улучшится. Забегая вперед, скажу, что деньги требовать назад не пришлось, более того, готова им доплатить:)

Итак, сама схема, по которой мы действовали (еще раз подчеркну, что это - всего лишь один из возможных способов, схема была составлена с учетом возраста, привычек и темперамента ребенка, и, что еще более важно, нашей философии родительства. Ведь самое важное в любом методе - полностью принять его и не сворачивать с пути). Ребенку было 4 месяца с небольшим, спал у нас в спальне, рядом с нашей кроватью в cocoonababy.

День 1-3. Начинаем работу с вечернего укладывания, пока укладываем там, где привык спать, те в коконе рядом с нашей кроватью. Совершаем знакомый ритуал, кормление не должно быть последним шагом ритуала. К моменту укладывания ребенок должен быть сонным, но не спящим! Если обычно пеленаете - оставьте хотя бы одну ручку наружу. Кладем ребенка. Если начинает плакать - берем на руки, утешаем, кладем обратно. Держать на руках не дольше 5 мин за раз. Должен заснуть в кроватке, не на руках! Если просыпается ночью, действуем как обычно - даем грудь, качаем и тд

Как прошло у нас: наш сын - очень громкий и активный ребенок, так что я готовилась к худшему. Собиралась с духом дня 3, так как один раз начав, сломаться уже нельзя. В итоге положила сына в кокон, он пошебуршился мин 15, видимо, не мог понять, что это за фокусы от мамы с папой. Потом начал плакать. 15 мин тягала его туда-обратно. Те в первый вечер вся история заняла 30 мин, не так уж страшно. Второй вечер - 10 мин. Третий - пошебуршился 5 мин и заснул! С тех пор все наши вечерние укладывания выглядят так - поцеловали на ночь, положили в кроватку, включили свет, закрыли дверь - ребенок спит. Если бы мне кто то обещал такое пару месяцев назад, не поверила бы. По совету автора кладем пеленочку рядом с ребенком - очень помогает ему успокоиться при засыпании, теребит ее или жует.

День 3-5. Как только засыпание проходит более менее гладко (детка засыпает за 10 мин), начинаем применять методику всю ночь. Перерывы между кормлениями должны быть минимум 3 часа, как и днем (это для 4 мес, для более старших деток - одно ночное кормление или вообще без кормлений). Если просыпается раньше - успокаиваем методом поднял-положил. Также рекомендуется выждать около 5 мин, если ребенок проснулся не от голода - зачастую через пару минут он сам успокоится и заснет. Важная деталь - в процессе обучения после ночных кормлений ребека возвращаем в кроватку сонного, но не спящего! если засыпает на руках, потеребите его. Ночной сон должен длиться 11-12 часов.

Как было у нас: когда ребенок начал сам засыпать на ночь, он уже стал просыпаться реже. Вернее, дети, как и взрослые, просыпаются множество раз за ночь, но если они умеют засыпать самостоятельно, то так и сделают. Сейчас наш ребенок спит с 19:30-20:00 до 7:00 с двумя кормлениями.

День 5-7. Как только ночи будут проходить болен гладко (не обязательно идеально!), переводим ребенка в его комнату. Повторюсь - тут все зависит от целей, если вас устраивает, что ребенок спит с вами или в вашей спальне, то пусть спит дальше. Действуем все по той же методике.

Как было у нас: перевод в отдельную спальню прошел незаметно для ребенка, а мы с мужем наслаждались тем, что теперь не надо красться на цыпочках к собственной кровати.

День 7-11. Начинаем работать с дневным сном. Сначала работаем только с засыпанием, все тем же методом. Помогает сделать мини-ритуал, типа вечернего, но короче. У нас это надевание мешка для сна, опускание ставней, держим на ручках минуту, перед тем, как опустить в кроватку. Действуем по методике в течение часа. Если ребенок не спит, прекращаем и делаем перерыв час. Через час повторяем. Это для длинного сна. Для короткого, вечернего укладываем полчаса максимум. У нас на момент обучения было 3 дневных сна - 2 длинных и один короткий. Сейчас уже перешли на 2 длинных.

Как прошло у нас: в свете успехов с ночным сном, я была настроена оптимистично. Однако этот этап дался действительно тяжело. В первый раз мы пытались час, заснуть не получилось. Через час со второй попытки заснули достаточно быстро, так как ребенок уже очень хотел спать. Уже в тот же день на следующий сон ребенок ушел за 15 мин. Сейчас засыпание днем занимает 10 мин максимум, главное в этом деле - правильно поймать момент. В плохие дни бывает, приходится поднять-положить 1-2 раза, но в подавляющем большинстве случаев кладем ребенка в кровать, выходим из комнаты, он может поворочаться пару минут, потом мирно сопит.

День 11-14. Когда ребенок засыпает относительно легко, начинаем работу над продлением снов (если есть проблема с 40-минутными снами). Цель в том, чтобы детка оставалась в кроватке час. Например, засыпали 10 мин, спали 40 мин, проснулись, заплакали. Значит, еще 10 мин действуем по методу поднял-положил. Сначала детка плачет, потом, если просыпается, просто тусит в кровати, потом будет засыпать обратно, потом просыпаться перестанет.

Как было у нас: нам этот этап практически не понадобился, как только ребенок стал засыпать сам, циклы перестали быть проблемой. Иногда просыпался, тусил пару минут и засыпал обратно.

В заключение хочу сказать всем тем, кто хочет наладить сон ребенка, но не может решиться - действуйте! Жизнь нашей семьи поделилась на два периода - "до" и "после", мы начинали обучение с робкой надеждой на небольшое улучшение и до сих пор немного в шоке от результата:)

Posted via

Сейчас все чащи малыши спят в кровати вместе с родителями. Но кроха быстро растет и родителей начинает волновать вопрос о том, как научить ребенка спать одному? Как выбраться из череды непрерывных укачиваний, кормлений и поиска сосок?

Рассмотрим причины нежелания засыпать самостоятельно малюток.

Ребенок до 1 года

Что такое сон? Сон является физиологической потребностью организма, поэтому грудничок не может не засыпать. Если он здоров, ему уютно в кроватке, у него не режутся зубки, значит он обязательно уснет.

Основными причинами, мешающими ребенка спать одному являются:


Как помочь ребенку заснуть?

Неврологи заявляют, что ребенок с рождения . Они советуют, кроху укладывать в то время как он начнет ручками потирать глазки или зевать. В своей комфортной кроватке он скоро заснет. Можно немножко погладить малютку по спинке.

По мнениям неврологов, неохота спать отдельно, поясняется страхом. Ребенок, заснув на маминых руках или в родительской постели, боится, когда просыпается в другой действительности. Например, если вы уснете в спальне на своей кровати, а проснетесь на диване. Не комфортно, не так ли?

Совет. Когда малыш сильно плачет, возьмите на руки, успокойте, но не укачивайте, а спойте колыбельную песню или расскажите и вновь положите в его кроватку. Несколько раз повторяйте эту процедуру. Детки, привыкшие к укачиванию, очень трудно отвыкают от этой привычки. В таком случае укачивание понемногу смените на поглаживание.

Груднички очень активны во сне: поднимают ножки, машут руками. Некоторые специалисты считают, что перед сном грудничка нужно пеленать, чтобы он не смог навредить себе. Ведь его движения хаотичны.

Эффективные методики для самостоятельного засыпания ребенка в возрасте от 1 до 3 лет

Метод доктора Эстивиля
Эта методика испанского специалиста основывается на постоянство родительских действий. Их необходимо соблюдать, когда укладываете кроху спать. Принципами этого метода являются:

  1. Поговорите с ребенком перед сном и скажите, что вы его очень любите и всегда находитесь рядом.
  2. Потом выходите из комнаты. Но, ребенок, который привык засыпать около мамы, растеряется, а потом начнутся вопль, плач, крик. И здесь начнется главное действие.
  3. Мама и папа должны быть терпеливыми. Они должны заходить к ребенку (как бы малютка не кричал), только через определенные интервалы времени. Малыш должен осознавать, что его не бросили одного и родители находятся рядом.

Многим родителям не нравится этот метод. Они считают его жестким, поскольку необходимы стальные нервы, чтобы слушать долгий крик своего малыша. В этом методе самое главное соблюдение последовательности и не брать малыша на руки ни в коем случае. В его книге “Спите спокойно” точно написаны интервалы времени для родителей для заглядывания в детскую комнату. Да, этот способ жесткий, но эффективный.

Метод Спока

Данная методика очень похожа на предыдущую, но есть несколько различий.
Этот метод, как и предыдущий для многих родителей неприемлем.

Метод Фербера

Методику, которую разработал, известный специалист по вопросам сна Ричард Фербер, уделяется большое внимание ритуальным действиям.

Метод Светланы Бернард – матери троих детей

Этот способ коренным образом отличается от вышеперечисленных методов. Она рассказывает в своей книге, что не все доктора считают нужным отучать младенца от маминой постели. По мнениям многих врачей, систематическая близость с мамой благотворным образом влияет на детскую психику до года. Но, есть и отрицательные моменты этого метода, поскольку после года дитя трудно отучить спать рядом с мамой и папой. Бернард считает, что ребенок может спать с родителями, если:

  • младенец в постели родителей спит спокойно, а родители высыпаются;
  • малыш болеет и ему нужна близость матери;
  • кроха во сне видит всякие кошмары.

Но, Бернард считает, что даже в постели родителей, он должен засыпать самостоятельно, чтобы став постарше, безболезненно смог бы покинуть спальню родителей. Родители, выступая единым фронтом, должны объяснить, что привилегией взрослых и самостоятельных детей является сон в собственной постели.

  1. Приучайте ребенка спать в кроватке с рождения. Делайте это постепенно. Пусть грудничок полежит пять минут в своей постели, потом возьмите его к себе. Светлана Бернард считает, что детки 2-3 месяцев намного легче засыпают.
  2. Не допускайте, чтобы детки играли в своей кроватке, поскольку это место для сна, а не для игр.
  3. Во время дневного сна не говоритe слишком тихо, не ходите на цыпочках, чтобы ночью ваш ребенок не проснулся при незначительном шуме.
  4. Соблюдайте режим дня точным образом.
  5. При укладывании в собственную кроватку, спойте колыбельную или почитайте сказочку.
  6. Определенным ритуалом засыпания деток настройте на сон. К таким ритуалам относятся теплая ванна, массаж, поглаживание, пеленание, отключение света, поцелуй мамочки и ее выход из комнаты.


Пусть у вашего малыша будет здоровый и сладкий сон.

Итак, существует четыре очень эффективных метода научить ребенка засыпать самостоятельно. Но чтобы правильно выбрать способ, подходящий именно в вашем конкретном случае, вам необходимо .

Метод самоуспокоения

Заключается в мягком воздействии словесных и тактильных «успокоительных» средств, которые помогут малышу научиться засыпать и успокаиваться после пробуждения самостоятельно.

Ваши действия:

Если ваш ребенок плохо засыпает, ритуалы подготовки ко сну начинайте каждый день в одно и тоже время. Не забудьте, что успокоению способствуют: теплая ванна, приглушенный свет, сказка на ночь (мягкие интонации материнского голоса хорошо убаюкивают ребенка), тихая спокойная музыка. Когда придет время сна, кладите малыша в кроватку и оставайтесь рядом. Как только заметите, что его глазки закрылись, аккуратно выходите из комнаты. Если кроха почувствовал это и заплакал, вернитесь, но не берите его на руки, а начинайте тихо говорить. Главная задача – сделать так, чтобы он, услышав ваш голос, успокаивался, а затем засыпал сам. Постепенно малыш привыкает к тому, что, когда он просыпается ночью, его не берут на руки. В свою очередь вы с помощью радионяни можете успокоить младенца своим голосом не вставая. Спустя две-три недели такого режима ребенок уже может спать более-менее длительное время один в своей кровати.

Комментарий психолога:

Это достаточно гуманный и относительно безболезненный способ приучения ребенка к самостоятельному сну. Ключевым моментом является именно последовательность мамы в своих действиях, ее терпение, уверенность и доверие себе («я поступаю верно»). Не зацикливайтесь на сроках достижения результата! Помните, что они очень индивидуальны. У кого-то получится приучить ребенка к самостоятельному сну за несколько недель, родителям другого малыша может понадобиться больше времени. Также важно понимать, что возможны периоды, когда кроха не сможет успокаиваться сам, а будет достаточно плаксивым и тревожным (например, после прививки, полного медицинского осмотра разными специалистами, после посещения гостей или в период прорезывания зубов). Ваша задача – помнить про это и искать пути помощи, как ребенку, так и себе.

Еще одно дополнение: в данном методе рекомендуется не брать ребенка на руки, если тот начал плакать. Призываю родителей не доходить до абсурда и принимать решение в зависимости от ситуации. Во-первых, не допускать у малыша истерики, вплоть до закашливания им собственной слюной (и тем более рвоты). Если плач усиливается, тем самым он сообщает, что просто присутствия мамы рядом, ее голоса и поглаживаний именно сейчас ему недостаточно. Во-вторых, многие родители знают, что дети плачут по-разному. Есть плач от боли, есть «голодный» и т. д.

Метод «Долгое прощание»

Этот вариант идеален для родителей, которые тяжело переносят плач малыша . Как научить ребенка засыпать, если он начинает хныкать, едва вы покидаете детскую? Постепенно удаляйтесь от кроватки: каждый день, укладывая младенца спать, вы должны садиться все дальше и дальше от него, пока не окажетесь за пределами комнаты. Зная, что мама рядом, ребенок без стресса и страха постепенно научится засыпать самостоятельно. В свою очередь вы «отпустите от себя» малыша, и у вас появится больше времени для занятий домашними делами и собой.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

Кладите кроху в кроватку в тот момент, когда он уже сонный, но еще не уснул окончательно. Сядьте рядом так, чтобы он вас видел. Если малыш начнет хныкать и проситься на руки, нежно гладьте его и шепчите что-нибудь успокаивающее («Мама рядом, все хорошо»). Реагируйте на плач, но берите ребенка на руки, только если он станет слишком уж бурным. После того как кроха успокоится, возвращайтесь обратно на то место, где вы сидели ранее. Покидать комнату следует только после того, как малыш заснет окончательно! Вы должны быть готовы к тому, что, если посреди ночи он снова проснется, вам придется «усыплять» его таким же образом, как и вечером, сидя у кроватки.

В течение первых трех дней постепенно отодвигайте стул от кроватки все дальше и дальше. На четвертый день он должен оказаться примерно посередине между кроваткой и дверью, а на седьмой день вы должны сидеть рядом с дверным проемом. Оставайтесь на этом же месте еще три-четыре дня, сидя при этом спиной к малышу. Через 10–14 дней кроха будет спокойно спать в детской один.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА:

Прежде всего, хочется сказать, что сидеть спиной к ребенку не очень правильно. Скорее всего, малышу будет тревожно, ведь он не видит лица мамы, ее ласкового и «поддерживающего» взгляда, не чувствует ее настроения. Фигура сидящей спиной к ребенку родительницы – это образ «холодной отстраненной мамы». Крохе может быть страшно («Мама меня покинула»). Метод заявлен как «долгое прощание», поэтому уже после семи дней находиться «около дверного проема», на мой взгляд, рано. Конечно, здесь все индивидуально: может быть, один ребенок через неделю будет готов отпустить маму, а другой – нет. Родителям необходимо «чувствовать» ситуацию. Что может помешать процессу убаюкивания здесь? Эмоциональное состояние мамы. Например, она чем-то раздражена, или она боится, что у нее не получится научить ребенка спокойно спать в детской, или если мыслями она не рядом с засыпающим крохой, а где-то еще. Ребенок прекрасно чувствует состояние матери и «отражает» его через свое поведение.

Поэтому, если вы решили практиковать данный метод, приведите в порядок собственные чувства, эмоции и мысли.

Метод «Без слез» (по книге Элизабет Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез»

Суть метода в анализе и при необходимости изменении ассоциаций, которые возникают у ребенка в связи с отходом ко сну . Если кроха привык засыпать, когда сосет грудь или когда вы качаете его на руках, естественно, он будет капризничать, когда вы положите его одного в кроватку. Как приучить ребенка засыпать в таком случае?

Прежде всего, автор советует начинать укладывать малыша спать на 1,5–2 часа раньше общепринятого времени в каждой конкретной семье времени. Это позволит ребенку избежать переутомлений, а также освободит немного дополнительного времени для мамы.

Ваши действия:

Если вы заметили, что малыш засыпает только у вас на руках, нужно будет приложить усилия, чтобы изменить его ассоциации, связанные с отходом ко сну. Пусть несколько раз сон смотри его в разных условиях: в машине, в гостях, когда вы качаете его в кресле-качалке. Также постарайтесь найти какую-нибудь вещь, с которой он привык бы отправляться в кровать. Это не обязательно должна быть мягкая игрушка! Возможно, это будет пустышка, или ваш носовой платок, или еще что-то.

Сокращайте время ночных кормлений и не бросайтесь к ребенку по первому его зову. Научитесь распознавать звуки, которые кроха издает ночью, чтобы понимать, проснулся он на самом деле или нет. Притворяйтесь спящей, пока не удостоверитесь, что ребенок именно требует вас, а не кряхтит или ворочается во сне. Если он проснулся ночью и заплакал, дайте ему грудь или бутылочку, но не дожидайтесь при этом момента, пока он заснет. Попробуйте отнять «успокоительное» в момент засыпания. Можно при этом прижать ребенка к себе и слегка покачать, приговаривая «шшш» и «тише-тише». Затем сократите время укачивания: после пробуждения и кормления скорее кладите ребенка в свою кроватку и делайте все то же самое, находясь рядом. Спустя какое-то время, отказавшись от ночных кормлений, старайтесь не брать ребенка на руки после того, как он проснулся (поглаживайте его, шепчите успокаивающие слова, склонившись над кроваткой), затем – останавливайтесь у двери, если малыш проснулся, и повторяйте прежние действия. На финальной стадии применения метода, как говорит автор, вы можете успокоить ребенка, находясь в дверях детской комнаты или даже за дверью.

Комментарий психолога:

Здесь особенно привлекает выбор способов «успокоения»: и грудное вскармливание, и пустышка, и вслушивание в звуки, которые издает ребенок. Я бы добавила еще бутылочку с водичкой в период сокращения ночных кормлений. Главное – не суетиться и доверять своему материнскому инстинкту. Если не все получается, и ребенок плохо засыпает по-прежнему, ни в коем случае не раздражаться, а продолжать пробовать, тем самым расширяя свои возможности. И, конечно, помнить о том, что на эмоциональное состояние малыша сильно влияет психологический микроклимат в семье.

Если между родителями отношения достаточно напряженные, есть затянувшиеся разногласия или другие сложности, скорее всего, ребенок не захочет отделяться от мамы: оставаться один в комнате, спать без груди, лежать в кроватке и самостоятельно «убаюкиваться». Если он чувствует, что «что-то не так», мама будет ему нужна как поддержка: «Она рядом (кормит грудью, из бутылочки, укладывает спать), со мной, я ее вижу и чувствую, она меня любит, мне безопасно».

Метод Фербера

Ричард Фербер – американский профессор, изучающий проблемы детского сна. Его методика, вышедшая в 1985 году и посвященная тому, как научить ребенка засыпать самостоятельно, вызвала бурю критики. Фербер отталкивался от того, что младенец очень быстро привыкает к постоянному присутствию мамы, после чего отказывается засыпать самостоятельно. В результате по мере роста малыша его укладывание в постель отнимает у родителей много времени и сил. Считается, что метод Фербера с самого нежного возраста учит ребенка опираться на собственные силы в достижении необходимого комфорта, а также тренирует его терпение и смирение .

Ваши действия:

Как приучить ребенка засыпать? Фербер советует начинать «обучение» с привычного ритуала отхода ко сну: ванна, кормление, колыбельная. Затем вы укладываете кроху в постель, желаете ему спокойной ночи и выходите из комнаты. Скорее всего, вы тут же услышите требовательное хныканье. Тогда вы можете вернуться в комнату, чтобы успокоить малыша. Приготовьтесь к тому, что делать это нужно будет много раз, возможно более 20 раз за ночь! Временные интервалы, через которые можно заходить в комнату, зависят только от возраста ребенка, его привычек и вашей выдержки. В первое время вы можете возвращаться хоть через минуту. После того как вы вновь зашли в комнату, успокойте кроху – словами или прикосновениями, но ни в коем случае не вынимайте его из кроватки! Если потребуется – оставайтесь рядом сколь угодно долго, пока он снова не уснет. Делайте так все время, когда малыш будет просыпаться. Начиная со второй ночи с каждым разом увеличивайте интервалы своего отсутствия в детской. Облегченный вариант этого метода: практиковать отсутствие рядом с ребенком в течение нескольких часов подряд только в ночные часы.

При попытках успокоить ребенка желательно ничего ему не давать (ни грудь, ни бутылочку). Исключение – пустышка, которую лучше всего положить рядом, чтобы кроха сам ее находил. Заходить в комнату нужно только тогда, когда ребенок действительно плачет, а не хнычет. Профессор Фербер уверен, что рано или поздно метод срабатывает: ребенок привыкает засыпать самостоятельно, даже если проснулся ночью и понял, что он один в комнате. Единственная настоятельная рекомендация: заручиться согласием (или хотя бы невмешательством) ближайших родственников в процесс отселения крохи в отдельную кровать.

Практика показывает, что папам обычно проще следовать данной тактике и выдерживать временные интервалы, чем мамам (особенно кормящим).

Мой опыт самостоятельного засыпания ребенка.

✅Начну с того, что я – довольно мягкая и совсем не строгая мама. Я сразу реагирую и не выношу детского плача, провожу довольно много времени с детьми, читаю много разных книг по детской психологии, сплю с детьми, кормлю их грудью довольно долго, разрешаю очень много. Это я к тому, что самостоятельное засыпание у моей дочери проходит спокойно, без крика или какой-либо выжидательной тактики (не по доктору Эстивилю) по времени подхода к ребенку. Нет. То, о чем я пишу,-это советы по спокойному и естественному засыпанию.

Самостоятельное засыпание улучшает сон, снижает частоту пробуждений, способствует более крепкому сну. Ребенок может заснуть самостоятельно, пробудившись в фазу поверхностного сна (через 35-40 минут сна).

✅А все почему? А все потому, что у меня второй ребенок. В какой-то момент я проанализировала что меня напрягало больше всего с первым ребенком, и поняла, что все было прекрасно, кроме одного: бесконечных долгих ежедневных укладываний, вначале с грудью, потом без груди. Меня это так сильно напрягало и раздражало, что я поняла, что самостоятельное засыпание - это главное, чего я должна добиться от второго ребенка. Кроме того, я не представляла себе как же именно я смогу уложить сразу двух детей. Это меня пугало больше всего. Когда родилась моя дочь Марта, старшему сыну Роберту было 3г8 месяцев и он только- только начал самостоятельно засыпать. К слову сказать, сейчас ему 4г8м и он до сих пор предпочитает засыпать так, чтобы я была рядом (хотя, к счастью, уже может и без меня).

✅Иногда я видела у своих пациентов, как ребенок машет рукой маме, ложится в кровать и засыпает. Меня это поражало. Сразу скажу, что Марта – не такая, никакой легкости с засыпанием у нас не было, и это была каждый раз моя ежедневная маленькая победа, и были времена, когда Марта требовала чтобы было иначе -) Также хочу сказать, что весь первый месяц жизни она спала почти круглосуточно и никаких проблем с укладыванием не было, а потом с 1го и до конца 2го месяца ее беспокоил животик, она не брала соску и засыпать сама не хотела. Самостоятельно засыпать она стала в день, когда взяла соску и когда прошел животик: ровно в 3 месяца.

✅Марте сейчас 1 год, она хорошо ест, все еще на грудном вскармливании, днем она спит два раза по два часа в своей кроватке, ночью сама засыпает в своей кроватке в нашей комнате (примерно в 21:00), в первое ночное кормление (примерно 1:00) я забираю ее в нашу кровать и до утра (8:00) она спит с нами.

❓❓❓Итак, чему я отдаю главное значение при самостоятельном засыпании?

1⃣➢ Разрыв стереотипа грудь-сон . Если ребенок привык засыпать с грудью, то имеет смысл постепенно сдвигать время кормления на более раннее время от засыпания. Если Марта плохо поужинала, то я довольно часто предлагаю ей грудь перед сном, но не даю ей при этом заснуть: нет ритуалов, свет включен, она не лежит в своей кроватке и т.д. Сейчас она уже знает что грудь – это не время для сна и не засыпает на груди. Чтобы ребенку легче было пережить отсутствие мамы, можно положить мягкую игрушку (начать класть пока вы спите с ребенком вместе) или какую-либо одежду мамы – игрушка или одежда сохранит запах мамы, когда мама уйдет. Кроме всего прочего, отсутствие связи грудь-сон является профилактикой развития кариеса при длительном кормлении грудью. Если уже сформирована привыка засыпать с грудью, то нужно вначале ввести в засыпание все нижеперечисленные ритуалы (музыку, игрушку и тд), а потом, не раньше чем через 1,5-2 недели постепенно (!!!) убирать грудь, (а потом и себя), оставив при этом ритуалы. Если убрать грудь не получается сразу, то начните забирать грудь хотя бы ненадолго, постепенно увеличивайте период, на который Вы забираете грудь.

2⃣➢ Четкое отслеживание времени бодрствования . Как бы обманчиво не было ощущение что ребенок переутомится и тогда легко заснет, каким бы сильным не было желание «перегулять» ребенка чтобы он легче заснул, все равно, большинству детей перевозбуждение только мешает заснуть! Начиная с рождения имеет смысл отслеживать максимально большой промежуток, который ребенок может выдержать чтобы заснуть спокойно и без проблем: сразу после рождения это 30-40 минут, потом 1 час, к 6 месяцам ребенок может бодрствовать примерно 2 часа, к 1 году 3-4 часа. Вы увидите, что ребенок лучше и дольше спит, когда он уложен вовремя. Подробнее про режим дня я рассказала .

3⃣➢ Наличие ежедневных одинаковых с рождения ритуалов . Это вообще самое важное, как мне кажется! Нужно создать дома обстановку, которая предрасполагает ко сну, незадолго до сна прекратить все активные игры (это иногда довольно сложно при наличии суперактивного брата), и соблюдать определенную последовательность действий изо дня в день. Это может быть что угодно: музыка, включенный ночник, стишок, колыбельная, мягкая игрушка и т.д. В нашем случае я когда надеваю на дочку пижаму я читаю стишок («Спать пора, уснул бычок…»), а потом выключаю свет, говорю всегда одну и ту же фразу («все, спать») и включаю музыку на телефоне («Спокойной ночи, малыши»). Музыку я включала еще когда Марта была в животе (пока укладывала старшего) и после рождения каждый ее сон включаю одну и ту же мелодию (телефон на время близости с ребенком я ставлю в авиарежим): я клала телефон в люльку зимой на балкон, я кладу телефон в кроватку на ночь, кладу ей телефон в коляску весной если она спит на улице. Словом, у нее уже выработался рефлекс на эту мелодию: «слышу – сплю». Иногда она сама подпевает себе. Проблема возникает только когда ее укладывает кто-то другой: нужно обязательно дать этому человеку мелодию (у меня она есть на айпаде и у мужа в телефоне).

4⃣➢ Пеленание . До 3 месяцев Марта спала в коконе, а зимой на балконе она спала в комбинезоне и в люльке, которые ограничивали ее подвижность, и она привыкла к тому, что вокруг нее есть что-то мягкое и теплое. Возможно, это нужно не всем детям, и я, конечно, не говорю о тугом пеленании, и после того как ребенок уснул я ее разпеленовываю и она свободно вертится во время сна, но на первых порах лично мне было удобно немного одеялком прижимать ручки когда Марта могла разбудить себя из-за рефлекса Моро (вздрагивание и разведение ручек в разные стороны), а в более позднем возрасте она научилась сама вынимать соску изо рта, вставать и потом и слезать с кровати, и все это мешало ей заснуть, поэтому я немножко фиксировала ей ручки одеялом, а потом уже постепенно и в этом необходимость отпала.

5⃣➢ Соска . Я написала большой обзор по соскам , и Вы можете еще раз почитать и вспомнить о вреде и пользе соски. Вкратце напомню, что при установившейся лактации, в возрасте после 1го месяца и если соска дается только на сон, а днем ребенок ходит без соски, то сосание соски на засыпание полезно, так как удовлетворяет сосательный рефлекс, может быть профилактикой синдрома внезапной детской смерти и не может повлиять на нарушение прикуса или на лактацию. Поэтому Марта с удовольствием сосет соску (а не мою грудь) при засыпании, чему я очень рада. Если же Ваш ребенок не берет соску и Вы против соски-можно пробовать укладывать без нее, тоже хорошо, не придется потом отучать; если вы не против соски, но ребенок не берет, продолжайте предлагать, можно спустя какое-то время, можно попробовать соски разной формы и из разных материалов. Если ребенок засыпает и без груди, и без соски, то вталкивать в него соску не нужно.

6⃣➢ Все проблемы со здоровьем малыша должны быть решены на период приучения к самостоятельному засыпанию. Ребенка, у которого режутся зубки или который болеет не нужно приучать засыпать самостоятельно.

7⃣➢ Спокойствие, еще раз спокойствие ! У вас точно будут моменты, когда ребенок будет сопротивляться Вашем попыткам научить его самостоятельно засыпать. У ребенка бывает разное настроение, разные проблемы со здоровьем, разный по интенсивности день, разной степени соблюдены ритуалы перед сном. Как итог – результат не всегда будет стабильным. Если Марта хнычет и зовет тем самым меня к себе после того, как я ее уложила спать, я всегда подхожу к ней снова. Я могу ее обнять, склониться над ней, прижаться к ней лицом, поцеловать ее, чуть покачать, еще раз рассказать наш стишок, сказать что-то ласковое, погладить по голове или по бровям (чаще всего я делаю именно это), иногда взять на ручки, поносить немного и положить обратно (не спящую) в кроватку.

8⃣➢ Терпение, последовательность и выдержка мамы. Ежедневно, маленькими шажками, но целенаправленно, последовательно и четко Вы обязательно сможете прийти к самостоятельному засыпанию.

✔️Умение самостоятельно засыпать также поможет ребенку не просыпаться ночью и спать всю ночь без пробуждения, без желания проверить наличие мамы рядом. Во время переключения между фазами сна ребенок будет не пробуждаться, а самостоятельно засыпать. Длительный спокойный и крепкий сон очень важен для ребенка.

✔️Желательно чтобы ребенок спал в полной темноте.

✔️Научить ребенка засыпать самостоятельно можно в любом возрасте начиная с рождения.

Я очень надеюсь, что мой опыт пригодится кому-то и осчастливит еще хоть какую-то маму, которая сможет вечера проводить с мужем или так как ей захочется, а не сидеть у детской кроватки по несколько часов! Удачи!

Каждая мама мечтает, чтобы ребенок мог засыпать сам. Причем без слез, быстро и спокойно. Мы спросили Ольгу Александрову, врача-сомнолога, консультанта по детскому сну, как все-таки научить малыша спать самостоятельно.

Ритм дня ребенка

Для начала нужно наладить ритм дня ребенка, ночные и дневные сны (последние должны быть длиннее часа, так как более короткие сны, даже если их много, не дают ребенку чувства отдыха). Необходимо сделать так, чтобы распределение на дневной и ночной сон максимально соответствовало возрасту. «Без этого самостоятельное засыпание не сможет состояться. Кроме того, необходимо следить за временем бодрствования малыша, иначе он будет подходить ко сну перевозбужденным, раздраженным, и в итоге без помощи не уснет», - объясняет Ольга Александрова.

«БУСы», или благоприятные условия для сна

«На ниточку нанизывается все, что может помочь сну ребенка, и убирается все, что может ему помешать», - рассказывает врач-сомнолог. К «БУСам» относятся: температура воздуха в комнате, влажность, удобство одежды и спального места, ритуал перед сном, режим питания.

«Бесполезно учить ребенка засыпать самостоятельно, если, например, его мучит жажда. Он все равно не сможет уснуть», - утверждает эксперт.

Самостоятельное засыпание - это умение погружаться в сон без помощи извне - в тех условиях, в которых ребенок найдет себя ночью. Если ночью он окажется один в кроватке, то ему нужно научиться засыпать в такой же обстановке.

Ассоциации на засыпание

Все люди просыпаются ночью между циклами сна. В момент пробуждения мозг анализирует, все ли так, как было во время засыпания. Если условия меняются, человек не может спать дальше. Если ребенок уснул на груди с укачиванием, а проснулся один, мозг дает сигнал тревоги: ситуация изменилась, надо проснуться и кричать. «Научите ребенка засыпать с теми ассоциациями, которые останутся с ним в течение ночи. Если ночью его не будут укачивать и он не получит бутылку с компотом, то эти ассоциации на засыпание необходимо заменить на те, которые останутся: привычное место для сна, темнота, тишина, игрушка, любимый плед», - рассказывает эксперт.

Научитесь различать пробуждения ребенка из-за чувства голода и из-за неумения самостоятельно уснуть. Малыш, который привык засыпать с соской, грудью или укачиванием, просыпается каждые 40 минут - 1,5 часа.

Выбираем методику

Так что делать родителям, чтобы их малыш засыпал сам? Для начала выбрать методику, которая соответствует возрасту и развитию ребенка. Любая из описанных методик требует детальной проработки перед применением на практике.

Мягкие методики для малышей от 3 до 6 месяцев

В первые 3 месяца ребенок адаптируется к внеутробной жизни, у него свои ритмы, и обучение самостоятельному засыпанию в это время бессмысленно. «С 3 месяцев можно пробовать постепенно разделять грудь и сон. Укачивать ребенка не до полного засыпания, а до дремы, затем пытаться перекладывать в кровать», - поясняет эксперт.

Метод трех кубиков. Подходит для детей от 6 месяцев

Задача мамы - перевести слезы протеста в слезы тщетности («все же нормально было, мама, что ты удумала…»), а затем - в принятие. «Мы оказываем ребенку двойную услугу: и учим его засыпать, и учим его принимать то, что в жизни не всегда будет случается так, как он того хотел», - поясняет эксперт.

Методика «ЗЗЗ» (заговариваем зубы до засыпания - для детей от 2 до 3 лет)

Задача мамы - не дать ребенку разреветься: отвлечь, заболтать. «Важно ребенка заговаривать не до самого засыпания, а заговаривать, чтобы он не разревелся», - поясняет Ольга Александрова. Следующая задача - чтобы ребенок уснул в тишине и темноте (ровно в тех условиях, в которых он найдет себя ночью). Проснувшись, он просто перевернется на другой бок и продолжит спать. «Таким образом уменьшается количество просыпаний, которые мы слышим. Это средство сделать сон более спокойным, а засыпание - более быстрым», - поясняет эксперт.

А этого делать не нужно!

Есть методики, известные каждому, но которые использовать не стоит - они могут негативно сказаться на психике ребенка.

«Оставьте ребенка прокричаться!»

Подразумевается, что малыша оставляют в комнате одного, и он плачет, пока не уснет. Есть также методики контролируемого плача (родители выходят на время, затем возвращаются). «Ребенок не понимает что происходит, чувствует себя плохо. Плач означает: «я тебя зову», «мне нужна помощь». А мама не приходит. Или приходит и вдруг уходит. У ребенка происходит разрыв шаблона. Ребенок чувствует себя покинутым, ненужным, ему одиноко, страшно», - поясняет Ольга Александрова.