Ездовые животные – это прирученные (домашние) животные, которые используются для перемещения человека с одного места в другое. Человек может ездитьверхом на животном или запрягать их в разные повозки, сани, корзины. Сегодня, с появлением железных дорог, автомобилей и сельскохозяйственных машин люди перестали использовать ездовых животных так интенсивно, как прежде. Но, все же на планете еще остаются такие места, где лучше использовать ездовых животных, а не машины.

Ездовые Лошади

Аж до 19 века конь был самым быстрым транспортным средством и очень важным помощником человека. С его помощью люди могли очень быстро преодолевать большие расстояния за короткое время, а также перевозить груз. Сначала использовалась езда верхом, чуть позже лошадей начали запрягать в разные повозки и сани. Это помогло перевозить большее количество людей или груза за один раз. Лошади были незаменимыми партнерами человека во время войны. Сегодня во многих частях мира можно встретить лошадь, запряженную в коляску или багги.

Ездовые Слоны

В жарких странах Африки и Азии функцию ездовых животных выполняют слоны. Хотя слоны не обладают большой скоростью, но они достаточно сильны и выносливы для перевозки людей и различных грузов на своей спине. В качестве ездовых животных чаще используют индийских слонов, так как они хорошо приручаются и обучаются. Такие слоны также работают в лесному хозяйстве.

Ездовые Собаки

Санис собаками были когда-то самым распространенным видом транспорта в заснеженных и обледенелых местностях, таких как Аляска, Канада и Россия. Они были достаточно быстрыми и отлично помогали во время охоты. Большинство саней имело достаточно места для двух человек. Конечно, с появлением современного транспорта собачьих упряжек стало меньше, однако они сохраняют свое значение. Кроме того, во многих районах Русского Заполярья и на Камчатке возрождается интерес к местным ездовым собакам. Гонки на собачьих упряжках становятся массовым видом спорта, популярность которого ежегодно растет. Общая нагрузка на одну собаку составляет около 40 кг, а на всю упряжку до 400-500 кг. На Аляске до сих пор проводятся соревнования собачьих упряжек. В наши дни наиболее известны такие современные породы ездовых собак: самоед, хаски, маламут, эскимосская и гренландская.

Ездовые Ослы

В горных районах, мулов и ослов когда-то использовали в качестве основного транспорта, не только для человека, но и для перевозки тяжелых грузов. Это небольшое животное способно унести на своей спине вьюк весом до 75% от массы своего тела, а запряженное в повозку с грузом, в 3-4 раза превышающим его собственный вес, может пройти порядка 30 км.Ослы способны хорошо маневрировать на крутых горных скалах и дорогах. В то время как в большинстве горных районов уже давно построены дороги для автомобилей, многие люди в Мексике, Южной Америке и Греции по-прежнему используют мулов и ослов.

Ездовые Верблюды

Верблюды используются точно так же, как ослы и слоны. Это очень выносливые животные, которые могут работать очень долго, без остановок и отдыха. Верблюды идеальны ездовые животные для долгих и трудных поездок с жарким климатом.

Что ездовые собаки использовались человеком на протяжении гораздо более длительного периода истории, чем считалось ранее. Древние кости собак, обнаруженные на территориях Арктики, показали: л . Они употребляли их в пищу, любовно хоронили вместе с украшениями и, конечно же, использовали для того, чтобы перевозить вещи.

"На территории Сибири мы обнаружили захоронения собак возрастом около восьми тысяч лет, - комментирует Роберт Лоузи (Robert Losey) из Альбертского университета. - Эти собаки не просто были погребены на кладбищах, но и хоронились вместе с драгоценностями, нередко даже подле людей".

Рукоятка ножа с вырезанным изображением ездовой собаки возрастом в 2000 лет, найденная в сибирской Арктике

Лоузи также обнаружил захоронение возрастом в две тысячи лет на территории святилища Усть-Полуй в сибирской Арктике. Оттуда были извлечены останки более сотни собак, при этом более половины костей принадлежало молодым особям, которые были забиты и съедены.

Также Усть-Полуй стал местом самого раннего свидетельства использования собак в качестве ездовых животных.

До недавнего времени ездовые собаки, перевозящие грузы и людей, играли решающую роль в жизни на севере, однако археологи на удивление мало знали об истоках этой традиции.

"Подумайте о том, как собаки могли повлиять на скорость передвижения и маршруты миграции людей, - говорит Лоузи. - С ездовыми собаками передвигаться получается значительно быстрее, нежели пешком или на лодке, так что у возникновения этой традиции явно были ".

В Усть-Полуе археологи также обнаружили остатки древних саней. Однако следов собак рядом не оказалось.

Для того чтобы понять, как выглядят кости ездовых собак, Лоузи проанализировал останки собак из общин инуитов , современных ездовых собак и современных волков. Как оказалось, конечности современных ездовых собак сохраняют характерные признаки их ремесла - их кости довольно короткие, но при этом крепкие.


Захоронение собаки, найденное в Сибири, возрастом в 8 тысяч лет

"Ездовые собаки - невероятно сильные животные, - продолжает Лоузи. - В определённом смысле они выглядят как нечто среднее между тяжёлоатлетом и бегуном на длинные дистанции".

По словам учёных, останки ездовых собак, найденных в Усть-Полуе, напоминают скелеты современных сибирских хаски по размерам и форме черепа.

"Мне кажется, что традиция собачьих упряжек очень и очень древняя, намного старше, чем Усть-Полуй, просто в настоящий момент мы не видели очевидных археологических доказательств, - суммирует учёный. - Вполне возможно, что первые ездовые собаки тащили сани меньших размеров и грузы меньшего веса, поэтому мы не можем видеть свидетельства этого на скелете собак, ведь нагрузка была не такой интенсивной".

Ездовые собаки навевают ассоциации о снежных просторах и северном сиянии. Арктика и Антарктида, Заполярье, Крайний Север, Аляска и Дальний Восток много тысяч лет назад покорились человеку благодаря четвероногим друзьям. С тех самых пор ездовые породы собак остаются верными спутниками людей и средством передвижения для северных народов.

Голубоглазая красавца Хаски – самая популярная в этой группе. Ездовые собаки сибирской хаски тысячу лет назад разводились в Сибири. Быстрое и выносливое животное потребовалось чукчам для охоты на оленей. Хаски имеют уникальный обмен веществ и долго могут обходиться без пищи. Они предназначены для физической работы в упряжке. В руках грамотного охотника показывают свои охотничьи навыки в преследовании крупного зверя.

Бешеный спрос на «голубоглазую хаски» привёл к тому, что её перепрофилировали в жителя мегаполисов и привили ей черты городской жительницы. Настоящая аборигенная хаски сейчас большая редкость.

Тяжеловоз маламут – древнейший и самый крупный представитель упряжных пород. Эскимосы вывели его для перевозки наиболее тяжёлых грузов. В отличии от хаски маламут животное не быстрое, но очень сильное и выносливое. К еде не привередлив. Иногда маламуты выполняли роль «грелки» и согревали хозяина и его детей в лютые морозы.

Будучи прямыми потомками северного волка, хаски и маламуты почти не лают, они ворчат и предпочитают выть. У них остались навыки к земляным раскопкам. В природной среде могут прокормить себя самостоятельно, добывая мелких грызунов из-под толщи снега и льда.

Хаски и маламуты стали центральными персонажами в фильмах про ездовых собак «Болто», «Снежные псы», «Белый плен». В центре Нью-Йорка установлен исторический памятник героической хаски (центральной упряжной, по кличке Болто) Которая доставила вакцины, во время сильнейшего бурана, для детей больных дифтерией. Произошло это в 1925г. Вместе с ней в одной упряжке работали маламуты.

Лучшие питомники ездовых собак хаски и аляскинский маламут принадлежат России и США. На сегодняшний день эти псы находятся на пике популярности и среднего породистого щенка можно купить в любом городе России от 10 до 20 тыс.руб. Цена элитного питомца достигает 50 тыс.руб. Она зависит от класса, экстерьера и родословной линии.

Лайка самоедская – белый медвежонок. На снегу, во время метели и бурана лайку практически не видно, лишь черный нос выдаёт её присутствие. Обладает уникальной самоочищающейся шерстью. Своё имя получила благодаря кочевым племенам самоедов.

Самоедская лайка — сильная и выносливая. В отличие от своих сородичей хаски или маламутов выполняет работу пастуха оленей, может сторожить жилище человека и вести охоту на моржей и медведей.

Умеет работать как самостоятельная порода, так и в упряжной сцепке с иными представителями группы. Стоимость элитного щенка белой самоедской лайки в лучших питомниках мира достигает 100 тыс.руб. Средняя ценовая категория варьируется от 25 до 50 тыс. руб. Купить щенка можно в питомниках РФ.

Самоедская лайка снялась в комедийном российском фильме «Полярный рейс». Достаточно посмотреть, как выглядят ездовые собаки на фото, чтобы проникнуться уважением к их трудолюбию во имя человека.

Живая легенда Чукотки. Аборигенная чукотская собака обитает на побережьях Ледовитого океана. Обладает феноменальной особенностью выживать в сложнейших условиях. В экстренной ситуации умеет затаить дыхание и сердцебиение, и пролежать в снегу несколько дней без пищи, сохраняя запас сил для дальнейшей работы.

Чукотские псы имеют весьма доверительные отношения с человеком. Доказано, что кобели этой породы преданы одной самке, как волки, до конца жизни. Статистика цен на щенков отсутствует. Единственный питомник чукотских ездовых собак находится в Карелии.

Ещё одна аборигенная порода, выведенная в Якутии путём селекции самых крупных и выносливых дворовых псов. Похожа на помесь хаски, самоеда и маламута, имеет голубые глаза. Кроме упряжной работы используется для охоты, имеет не ярко выраженные охранные качества. В настоящее время набирает популярность не только в России, но и в Европе. Цена щенка чётко не установлена по причине его эксклюзивности. Пару лет назад появились первые питомники якутских лаек в Якутии и других городах РФ (Москва, Брянск, Новосибирск, Тверь, Краснодар).

Экспериментальная порода регионов Дальнего Востока. Может быть использована в качестве упряжной. Сильная, выносливая и преданная человеку. Первый щенок-гибрид был рождён от кобеля немецкой овчарки и дикой волчицы. Волкособ имеет характер овчарки, а внешний вид унаследовал волчий. У него сильные челюсти и нюх в 20 раз лучше, чем у представителей пёсьих.

Сегодня эти уникальные метисы несут охранную службу на государственных границах, работают в полиции и армии. Питомники по их разведению находятся в России и в Чехии. Официальная продажа щенков запрещена. Во всех фильмах, где требуется участие волков снимаются волкособы. Визуально отличить их от диких хищников может лишь высококвалифицированный кинолог.

Настоящий спринтер. Порода произошла в результате скрещивания наиболее крупных представителей Немецкого курцхаара и Скандинавских грейхаундов. Для уравновешенности психики ей была добавлена кровь пойнтеров. В результате чего миру явился мощный, сильный и не агрессивный пёс, способный вытянуть спортивную пулку или лыжника.

Норвежские метисы были выведены специально для участия в упряжных состязаниях, в которых они показывают уникальные результаты. Питомники по разведению норвежских спортивных метисов принадлежат Норвегии. В РФ цена на щенка не установлена.

Гренландские псы – древние представители этого класса. Их останки датируются 7 тыс. лет до н.э. Человека воспринимают вожаком стаи. Слушают лишь одного хозяина.

Они могут буксировать не только нарты, но и гужевую повозку, тачанку и человека на лыжах. В РФ питомников по выведению щенков этой породы не зарегистрировано. Купить питомца невероятно сложно. Слабых, непригодных для сурового выживания щенков выбраковывают при рождении, поэтому численность породы не велика.

Самая редкая порода, о существовании которой мало кто слышал. Внешне она похожа на дворнягу. На самом деле чинук очень выносливый, он может тянуть нарты не хуже любой северной лайки. Кроме того, он отличный охранник и компаньон. Учитывая редкость породы, щеночек чинука может обойтись в 1000 долларов. Найти питомник или заводчиков возможно лишь в Америке.

К сведению читателей

В 2006 году в живописном лесном массиве ближнего Подмосковья организован специальный питомник ездовых собак «Северный». Цель его создания – это разведение и подготовка животных для участия в международных и российских соревнованиях. Параллельно в питомнике развит туризм. Катания на упряжках проводятся зимой в классических нартах, а летом животных запрягают в квадрацикл. В питомнике «Северный» можно познакомиться с пятьюдесятью представителями пород, от наиболее популярных до самых редких, аборигенных метисов.

Заключение

Все ездовые собаки обладают хорошим здоровьем, добрым нравов, не проявляют агрессии к человеку. Хорошо уживаются с себе подобными. Дружат с детьми. Требуют много физической и умственной нагрузки. Они сложно дрессируются. Условно пригодны в качестве охранника или телохранителя (исключение гибрид волка и овчарки).

Идеальны для уличного содержания. Хорошо переносят морозы. Вольерные или цепные условия существования, для свободолюбивых животных, подобны смерти. В качестве владельца им подходят лишь опытные заводчики с твёрдым характером и чертами лидера.

Там, где бессильны новейшие технологии и современные машины, по-прежнему, как и много веков назад, проходят вьючные животные. Люди используют их для перевозки грузов, переезжают на них сами. Они уверенно проходят через затягивающие пески пустынь и опасные горные тропинки, не требуя при этом контроля масла, пополнения бака и постоянного технического осмотра. Об этих терпеливых тружениках и пойдет речь.

Верблюд

По своим силам и потрясающим возможностям в списке «вьючные животные», безусловно, лидирует верблюд. Он, как никакое другое животное, способен долго держаться без воды и питаться во время перехода лишь попадающимися кактусами — пищей скудной и малокалорийной, неся при этом до 200 кг веса. Удивительно, но при таком грузе, в невыносимую жару, практически без воды, верблюд проходит за час до четырех (а то и больше) километров. Это вьючное животное популярно в Африке, Азии, Афганистане. Достоверно известно, что верблюды использовались и в военных акциях. Так, в Индии англичанам положено было иметь 2 тыс. верблюдов на состав из двух тыс. солдат и пятидесяти офицеров, а в Алжире французам полагалась группа вьючных животных в количестве 2 тыс. голов для перемещения начальников, офицеров и сопровождающих (400 человек) и перевозки груза. Вьючный транспорт очень важен был и в знаменитой Ахал-Текинской экспедиции (1880 г.).

Лошак, мул

Эти четвероногие помощники способны поднять до 190 кг, но передвигаются они только на близкие расстояния. Обычно эти вьючные животные перевозят 50-60 кг (лошак — вдвое больше). Очень ценятся в горных местностях, когда приходится перемещать грузы, следуя по каменистым и узким тропам. не нуждаются в частых остановках и долгих перерывах. При этом не отказываются от самого простого корма. При особой необходимости способны преодолевать до 70 км за сутки.

Осел

Тяжесть поднимаемых им грузов уступает верблюда или лошака (до 50 кг). Зато он крепок, неутомим, имеет верную поступь (не оступается даже на сложных тропах). Скорость движения осла с тюками не более 5 км в час (до 40 км в сутки).

Вьючная лошадь

Она способна идти везде, где идет проводник (человек). Вьючные лошади отличаются от ездовых тем, что имеют меньший рост (около полутора метров), глубокую грудь, длинное туловище, крепкую спину и широкую поясницу. Ноги сухие, с твердыми копытами. Раньше вьючные лошади делились на артиллерийских и обычных грузовых. Первый вид использовался для перетягивания и должен был быть плотным, с короткими ногами, с прямой короткой спиной. Светлые масти (серые, белые) не использовались. Для этих целей подбирались только зрелые животные, от четырех лет. Для перевозки пушки запрягали четырех таких лошадей. Грузовые лошади переносили на себе до 80 кг.

Вьючный бык

Используется реже, чем прочие вьючные животные. Несмотря на свою мощь и внушающие размеры, он переносит меньший вес, чем это мог бы сделать, к примеру, осел (максимум 50 кг). Кроме того, невелика и скорость его движения. В час он проходит лишь 3 км. При этом вьючный бык более прихотлив, требует обилия травы и воды по всему пути.

Слон

Относится к крупнейшим вьючным животным. Чаще всего в роли грузовоза его можно увидеть в Индокитае или Индии. Ему по силам груз в пять сотен килограмм. Однако слоны крайне требовательны к корму, а в связи со склонностью к простуде нуждаются в постоянном тщательном уходе.

Сегодняшние путешественники привыкли пользоваться велосипедами, автомобилями или общественными видами транспорта. Тем не менее, не так давно, люди использовали для этого исключительно ездовых животных.

Ездовые животные – это прирученные , которые используются для перемещения человека с одного места в другое. Человек может ездить верхом на животном или запрягать их в разные повозки, сани, корзины. Сегодня, с появлением железных дорог, автомобилей и сельскохозяйственных машин люди перестали использовать ездовых животных так интенсивно, как прежде. Но, все же на планете еще остаются такие места, где лучше использовать ездовых животных, а не машины.

Ездовые Лошади

Аж до 19 века конь был самым быстрым транспортным средством и очень важным помощником человека. С его помощью люди могли очень быстро преодолевать большие расстояния за короткое время, а также перевозить груз. Сначала использовалась езда верхом, чуть позже лошадей начали запрягать в разные повозки и сани. Это помогло перевозить большее количество людей или груза за один раз. Лошади были незаменимыми партнерами человека во время войны. Сегодня во многих частях мира можно встретить лошадь, запряженную в коляску или багги.

Ездовые Слоны

В жарких странах Африки и Азии функцию ездовых животных выполняют слоны. Хотя слоны не обладают большой скоростью, но они достаточно сильны и выносливы для перевозки людей и различных грузов на своей спине. В качестве ездовых животных чаще используют индийских слонов, так как они хорошо приручаются и обучаются. Такие слоны также работают в лесном хозяйстве.

Ездовые Собаки

Сани с собаками были когда-то самым распространенным видом транспорта в заснеженных и обледенелых местностях таких как Аляска, Канада и Россия. Они были достаточно быстрыми и отлично помогали во время охоты. Большинство саней имело достаточно места для двух человек. Конечно, с появлением современного транспорта собачьих упряжек стало меньше, однако они сохраняют свое значение. Кроме того, во многих районах Русского Заполярья и на Камчатке возрождается интерес к местным ездовым собакам. Гонки на собачьих упряжках становятся массовым видом спорта, популярность которого ежегодно растет. Общая нагрузка на одну собаку составляет около 40 кг, а на всю упряжку до 400-500 кг. На Аляске до сих пор проводятся соревнования собачьих упряжек. В наши дни наиболее известны такие современные породы ездовых собак: самоед, хаски, маламут, эскимосская и гренландская.

Ездовые Ослы

В горных районах мулов и ослов когда-то использовали в качестве основного транспорта, не только для человека, но и для перевозки тяжелых грузов. Это небольшое животное способно унести на своей спине вьюк весом до 75% от массы своего тела, а запряженное в повозку с грузом, в 3-4 раза превышающим его собственный вес, может пройти порядка 30 км. Ослы способны хорошо маневрировать на крутых горных скалах и дорогах. В то время как в большинстве горных районов уже давно построены дороги для автомобилей, многие люди в Мексике, Южной Америке и Греции по-прежнему используют мулов и ослов.

Ездовые Верблюды

Верблюды используются точно так же, как ослы и слоны. Это очень выносливые животные, которые могут работать очень долго, без остановок и отдыха. Верблюды идеальны ездовые животные для долгих и трудных поездок с жарким климатом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .