Классный час «Наши страхи»

Цели и задачи

- познакомить детей с некоторыми причинами возникновения страха, формировать умение находить выход из критической ситуации;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

- развивать внимание, мышление, смысловую память.

Оборудование

У учащихся - тетрадь, ручка.

Ход классного часа

Расшифровка учащимися темы

Учитель . Ребята, расшифруйте тему беседы. Для этого из каждой строки таблицы выпишите только те буквы, которые не повторяются. (Запись на доске.)

У

Дети выписывают буквы в тетрадь.

Ответ. Наши страхи.

Слово учителя. «Что такое страх? Когда надо, а когда не надо бояться?»

Учитель. Все живые существа могут иногда чего- нибудь или кого-нибудь бояться. Мышь боится кошки, кошка боится собаки, собака боится своего хозяина, а хозяин боится, к примеру, грозы.

А чего боитесь вы? (Ответы детей.)

Боятся все, даже герои, но они умеют преодолевать свой страх.

Что такое страх? Если заглянуть в словарь, то можно найти его определение: «СТРАХ - отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности».

Существуют страхи, основанные на собственном опыте (кто-то в детстве чуть не утонул, поэтому боится воды). Бывают страхи, вызванные незнанием (не знаете, как обратиться к взрослому человеку, поэтому боитесь спросить его о чем-либо). Есть страхи, внушенные кем-либо (выйдешь в сумерки на улицу - на тебя нападет маньяк). Также существуют страхи нафантазированные (привидения, оживающие куклы).

Чувство страха совершенно естественно и иногда даже полезно, потому что может помочь избежать опасности, спасти жизнь людям и животным, заставляя их прятаться или защищаться. Страх принуждает действовать. Было бы просто глупо не испугаться, услышав оглушительный взрыв или увидев разбушевавшийся пожар. Страх спасает нас, заставляя убежать подальше от взрыва или пожара, а не стоять на месте, сложа руки.

Страх вреден только тогда, когда он ничем не оправдан, то есть когда бояться, в сущности, нечего. Например, не нужно пугаться громкого лая собаки. Лай может означать, что собака голодна, ей хочется пить или гулять. Некоторые дети боятся темноты и не могут спать без света. Но темнота сама по себе никому не причиняет вреда - напротив, она несет покой и отдых. Если бы круглые сутки светило солнце, то по вечерам нам было бы трудно заснуть и полноценно отдохнуть после трудового дня. Кое-кто из детей боится животных. Таких хищников, как тигр или крокодил, можно и нужно бояться. Но если ребенок пугается при виде обычной кошки, то с этим страхом нужно бороться.

Обо всех своих страхах дети обязательно должны говорить взрослым, а те постараются найти способ помочь ребенку. Так, например, избавиться от страха перед кошкой поможет подаренный крошечный котенок. Научившись играть с ним, заботиться о нем, ребенок поймет, что это замечательное существо, оно ничем не опасно, а наоборот, доставляет много радости.

Игра «Правда ли?»

Учитель. А теперь ответьте, правда ли, что не нужно бояться...

играть в футбол на дороге?

переходить улицу на красный свет светофора?

впускать в квартиру незнакомого человека?

если заблудился в центре города?

заглянуть в оставленный кем-то на остановке сверток?

посещать стоматолога?

гулять на улице одному поздним вечером?

ходить по крыше дома?

защищаться, когда на вас нападает какой-нибудь задиристый ровесник?

купаться одному в незнакомом месте?

драться, если ваш противник в приступе бешенства взял в руку камень?

если вы почувствовали запах газа в квартире?

если незнакомец приглашает вас прокатиться с ним в машине?

безлюдных мест: пустырей, оврагов, заброшенных домов, чердаков?

пауков и гусениц?

отправляться одному в дальнюю поездку?

кричать, звать на помощь, если к вам пристают и пытаются удержать силой?

Примечание. Дети поясняют свои ответы.

Тренинг «Как поступить в данной ситуации?»

Учитель. Помните: неприятность можно предсказать! Надо только заглянуть на несколько шагов вперед и подумать, чем может закончиться ситуация.

Как вы поступите в следующих ситуациях?

Группа хулиганов пристает к твоей однокласснице:

а) пройдешь мимо;

б) вмешаешься;

в) позовешь на помощь.

Ты заметил, как в магазине вор вытащил кошелек у одного из покупателей:

а) громко закричишь: «Держите вора!»

б) сообщишь охраннику о случившемся;

в) никому ничего не скажешь.

Ты видишь, что у соседей по площадке приоткрыта дверь, хотя знаешь, что они в это время всегда на работе:

а) войдешь в эту дверь;

б) обратишься за помощью к другим соседям;

в) позвонишь в милицию.

Ты один дома. Слышишь, что входную дверь пытаются взломать:

а) откроешь дверь сам;

б) спрячешься под кровать;

в) откроешь окно и будешь просить о помощи прохожих.

Ты катаешься на велосипеде. Тебя останавливают незнакомые подростки и отнимают велосипед:

а) побежишь следом за ними;

б) пойдешь домой и расскажешь родителям;

в) будешь безутешно рыдать.

Развивающие игры

Учитель . Поиграем в игру, которая называется «Пары слов». Я читаю пары слов, вы связываете их между собой по смыслу. Затем я читаю первое слово из пары, вы записываете второе. Спички - пожар. Газ - взрыв. Ливень - наводнение.

Драка - травма.

Воры - кража.

Милиция - сирена.

Крик - помощь.

Телефон - служба спасения.

Скорая помощь - больница.

Страх - действие.

Проверка.

Учитель . А теперь - игра со словом СТРАХ. Она называется «Пятерки слов». Запишите буквы этого слова по вертикали. Ваша задача: придумать на каждую букву этого слова по 5 существительных. Кто выполнит первым - тот победитель.

С

Сок

Сова

Солома

Сыр

Сын

Тыква

Терка

Теплоход

Трава

Тайна

Рыба

Радуга

Работа

Рис

Рост

Астра

Ангел

Атака

Арахис

Армия

Хор

Халва

Хлеб

Художник

Хлопоты

Подведение итогов

Учитель задает итоговые вопросы:

- Вредно или полезно испытывать страх?

- Какие страхи помогают?

- Как можно бороться со страхом?

Учитель . Дома нарисуйте на листе бумаги свои страхи яркими красками, затем порвите этот лист на мелкие клочки и выбросьте в урну со словами: «Я больше не боюсь!»

Классный час «Наши страхи»

Цели и задачи

Познакомить детей с некоторыми причинами возникновения страха, формировать умение находить выход из критической ситуации;

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

Развивать внимание, мышление, смысловую память.

Оборудование

У учащихся - тетрадь, ручка.

Ход классного часа

Расшифровка учащимися темы

Учитель . Ребята, расшифруйте тему беседы. Для этого из каждой строки таблицы выпишите только те буквы, которые не повторяются. (Запись на доске.)

Дети выписывают буквы в тетрадь.

Ответ. Наши страхи.

Слово учителя. «Что такое страх? Когда надо, а когда не надо бояться?»

Учитель. Все живые существа могут иногда чего- нибудь или кого-нибудь бояться. Мышь боится кошки, кошка боится собаки, собака боится своего хозяина, а хозяин боится, к примеру, грозы.

А чего боитесь вы? (Ответы детей.)

Боятся все, даже герои, но они умеют преодолевать свой страх.

Что такое страх? Если заглянуть в словарь, то можно найти его определение: «СТРАХ - отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности».

Существуют страхи, основанные на собственном опыте (кто-то в детстве чуть не утонул, поэтому боится воды). Бывают страхи, вызванные незнанием (не знаете, как обратиться к взрослому человеку, поэтому боитесь спросить его о чем-либо). Есть страхи, внушенные кем-либо (выйдешь в сумерки на улицу - на тебя нападет маньяк). Также существуют страхи нафантазированные (привидения, оживающие куклы).

Чувство страха совершенно естественно и иногда даже полезно, потому что может помочь избежать опасности, спасти жизнь людям и животным, заставляя их прятаться или защищаться. Страх принуждает действовать. Было бы просто глупо не испугаться, услышав оглушительный взрыв или увидев разбушевавшийся пожар. Страх спасает нас, заставляя убежать подальше от взрыва или пожара, а не стоять на месте, сложа руки.

Страх вреден только тогда, когда он ничем не оправдан, то есть когда бояться, в сущности, нечего. Например, не нужно пугаться громкого лая собаки. Лай может означать, что собака голодна, ей хочется пить или гулять. Некоторые дети боятся темноты и не могут спать без света. Но темнота сама по себе никому не причиняет вреда - напротив, она несет покой и отдых. Если бы круглые сутки светило солнце, то по вечерам нам было бы трудно заснуть и полноценно отдохнуть после трудового дня. Кое-кто из детей боится животных. Таких хищников, как тигр или крокодил, можно и нужно бояться. Но если ребенок пугается при виде обычной кошки, то с этим страхом нужно бороться.

Обо всех своих страхах дети обязательно должны говорить взрослым, а те постараются найти способ помочь ребенку. Так, например, избавиться от страха перед кошкой поможет подаренный крошечный котенок. Научившись играть с ним, заботиться о нем, ребенок поймет, что это замечательное существо, оно ничем не опасно, а наоборот, доставляет много радости.

Игра «Правда ли?»

Учитель. А теперь ответьте, правда ли, что не нужно бояться...

♦ играть в футбол на дороге?

♦ переходить улицу на красный свет светофора?

♦ впускать в квартиру незнакомого человека?

♦ если заблудился в центре города?

♦ заглянуть в оставленный кем-то на остановке сверток?

♦ посещать стоматолога?

♦ гулять на улице одному поздним вечером?

♦ ходить по крыше дома?

♦ защищаться, когда на вас нападает какой-нибудь задиристый ровесник?

♦ купаться одному в незнакомом месте?

♦ драться, если ваш противник в приступе бешенства взял в руку камень?

♦ если вы почувствовали запах газа в квартире?

♦ если незнакомец приглашает вас прокатиться с ним в машине?

♦ безлюдных мест: пустырей, оврагов, заброшенных домов, чердаков?

♦ пауков и гусениц?

♦ отправляться одному в дальнюю поездку?

♦ кричать, звать на помощь, если к вам пристают и пытаются удержать силой?

Примечание. Дети поясняют свои ответы.

Тренинг «Как поступить в данной ситуации?»

Учитель. Помните: неприятность можно предсказать! Надо только заглянуть на несколько шагов вперед и подумать, чем может закончиться ситуация.

Как вы поступите в следующих ситуациях?

Группа хулиганов пристает к твоей однокласснице:

а) пройдешь мимо;

б) вмешаешься;

в) позовешь на помощь.

Ты заметил, как в магазине вор вытащил кошелек у одного из покупателей:

а) громко закричишь: «Держите вора!»

б) сообщишь охраннику о случившемся;

в) никому ничего не скажешь.

Ты видишь, что у соседей по площадке приоткрыта дверь, хотя знаешь, что они в это время всегда на работе:

а) войдешь в эту дверь;

б) обратишься за помощью к другим соседям;

в) позвонишь в милицию.

Ты один дома. Слышишь, что входную дверь пытаются взломать:

а) откроешь дверь сам;

б) спрячешься под кровать;

в) откроешь окно и будешь просить о помощи прохожих.

Ты катаешься на велосипеде. Тебя останавливают незнакомые подростки и отнимают велосипед:

а) побежишь следом за ними;

б) пойдешь домой и расскажешь родителям;

в) будешь безутешно рыдать.

Развивающие игры

Учитель . Поиграем в игру, которая называется «Пары слов». Я читаю пары слов, вы связываете их между собой по смыслу. Затем я читаю первое слово из пары, вы записываете второе. Спички - пожар. Газ - взрыв. Ливень - наводнение.

Драка - травма.

Воры - кража.

Милиция - сирена.

Крик - помощь.

Телефон - служба спасения.

Скорая помощь - больница.

Страх - действие.

Проверка.

Учитель . А теперь - игра со словом СТРАХ. Она называется «Пятерки слов». Запишите буквы этого слова по вертикали. Ваша задача: придумать на каждую букву этого слова по 5 существительных. Кто выполнит первым - тот победитель.

Теплоход

Художник

Подведение итогов

Учитель задает итоговые вопросы:

Вредно или полезно испытывать страх?

Какие страхи помогают?

Как можно бороться со страхом?

Учитель . Дома нарисуйте на листе бумаги свои страхи яркими красками, затем порвите этот лист на мелкие клочки и выбросьте в урну со словами: «Я больше не боюсь!»

Все родители мечтают о том, чтобы их дети ходили в школу с удовольствием. Эмоциональная атмосфера, царящая в классе, влияет на настроение и успеваемость учащихся любого возраста. На психическое здоровье могут негативно повлиять ряд факторов, вызывающих школьные страхи у ребят.

Бояться – это плохо?

Многие философы и историки изучали это понятие. Единого определения нет. Но все сходятся во мнении, что страх – это отрицательная эмоция. Это острое осознание угрозы жизни и благополучия. Опасность при этом может быть реальная или воображаемая.

Тревога – это инстинктивная защита от надвигающейся беды. Маленькие дети, не имея достаточного опыта, часто выглядят бесстрашными. Малыши с улыбкой пытаются потрогать горячий чайник или забраться на высокую лестницу. В этот период родители должны быть особо бдительны, ведь чувство опасности у младенца еще не сформировано.

С этой точки зрения страх – это необходимый кирпичик, участвующий в построении психики каждого здорового человека. Он имеет защитную функцию. Но есть и патологические формы тревоги.

Страх или фобия?

Чтобы понять, как помочь ребенку школьного возраста преодолеть свои страхи, сначала стоит разобраться с чем мы имеем дело. Здоровый страх – это естественный способ защититься от надвигающейся угрозы. Она конкретная и не предвещает ничего хорошего. У детей тревожное состояние уходит, как только проблема разрешена.

Если же человек боится чего-то постоянно, страх становится навязчивым, возникает фобия. Это болезненное состояние, работать с которым должен психолог. Ученый Захаров А.И. выделяет школьную фобию при которой ученик испытывает панику при мысли о посещении школы. Но как понять, насколько деструктивен страх у детей школьного возраста? Прежде чем обращаться к специалисту, можно попытаться разобраться в этом самостоятельно. Возможно, опасения ребенка обоснованы, и никаких фобий нет.

Школьные страхи. Какие они?

Они связаны с посещением детей учебного заведения, поэтому достаточно разнообразны. Для удобства можно разделить их на несколько небольших групп.

  • Оценки и контрольные работы

Ученики боятся, что получат низкий балл, “завалят” проверочный тест, ошибутся, отвечая у доски. Страх неправильно выполнить домашнее задание или вовсе о нем забыть. Беспокойство детей по поводу дневника, его проверки дома родителями. Страх оставить дневник дома или потерять на улице. Ребенок может бояться, что его будут ругать за плохие оценки. Объясните, что плохая отметка – это не провал, а стимул к новым свершениям. Это не повод для скандала, а сигнал родителю от учителя. Он сообщает на какой предмет стоит обратить внимание. Какие параграфы стоило бы повторить, чтобы обязательно исправить низкий балл.

  • Режим, распорядок

Боязнь детей младшего возраста опоздать на урок, страх перед звонком, оповещающем о начале или конце школьных занятий. Тревога по поводу недостатка времени для выполнения важных контрольных тестов. Страх не успеть выполнить домашние задания, слезы и истерики над тетрадками дома. Здесь на помощь должны прийти родители. Помогите чаду отточить режим, выделите специальные часы для написания домашних работ.

Есть известный “мандраж” детей по поводу конца четверти или полугодия. Систематический контроль над выполнением упражнений и тестов сыграет здесь на руку. Повторяйте пройденное вместе с ребенком, учите его систематизировать и накоплять знания. Тогда никакие проверочные тесты ему будет не страшны.

  • Преподавательский состав и обслуживающий персонал

Порой у детей школьного возраста возникает паника при встрече с директором, завучами, классным руководителем. Боязнь охранников – довольно частое явление. В основном их опасаются ребята, которых родители часто пугали «милиционером», который якобы заберет их за плохое поведение. Такой вид воспитания деструктивен и может спровоцировать панические атаки. Каждый раз, проходя в коридоре мимо мужчины в форме, школьник испытывает стресс, а потом плохо запоминает новую информацию на уроке.

  • Организация школьной жизни

Тревога по поводу перехода в другой кабинет, боязнь не найти нужную дверь. Неприязнь к переменам, шумным праздникам. И один из главных кошмарных снов первоклассника – боязнь потеряться в лабиринтах школьных коридоров. Кстати, он легко решается при помощи подробной экскурсии по закоулкам школы. Попросите классного руководителя провести познавательную «прогулку» по учебному корпусу.

  • Страх надолго расстаться с родителями

Нередко он свойственен детям младшего возраста, которые не посещали детский сад. В этом случае психологи советуют до школы обязательно водить малышей в развивающие центры, где они могут побыть какое-то время наедине со сверстниками.

Страхи бываю разные по происхождению:

  1. Пришедшие вместе с опытом. Он может быть самостоятельный или на примере других.
  2. Внушенные. Им делятся взрослые, чтобы направить чадо на истинный путь. Это страх во благо, имеющий воспитательный характер.
  3. В толпе. Часто группа людей заражает друг друга необоснованной тревогой. Школьники любого возраста – не исключение. Например, это «мандраж» перед контрольной работой или тревога перед соревнованием.
  4. Выдуманные страхи, основанные на слухах, недомолвках. Например, ученик плохо расслышал слова учителя или трактовал их по-своему. Эти страхи кратковременны и зависят от ситуации.

Динамика страхов

Школьные страхи динамичны – они изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. Они могут угасать и прогрессировать. В начальной школе юный любитель знаний переживает несколько кризисных моментов, обусловленных внешними изменениями:

  • Синдром первоклассника

У ребенка изменяется социальный статус. Первый день в школе несет много переживаний. Собираясь в школу, ученик боится проспать, опоздать. Подобные «режимные» страхи нормальны. Также не стоит делать проблему из тревоги первоклассника потеряться в школе. Пространственные страхи – нормальное явление для учеников первых классов. Они помогают малышам быстрее ориентироваться в помещении. Период адаптации длится в среднем два месяца. Обычно первоклассники не переходят из класса в класс, но есть школы, практикующие предметное обучение. Уровень пространственных страхов у ребят там значительно выше.

Стрессом может быть и смена учителя. Часто все предметы в начальной школе ведет один преподаватель, чтобы облегчить детям младшего возраста процесс обучения. Постоянная смена лиц у доски ведет к возникновению беспочвенной тревоги и стрессов.

  • Введение системы оценок

Это происходит в конце первого полугодия или в начале второго года обучения. Возникает здоровый страх перед плохими оценками. Задача родителей, учителей и психологов – сделать так, чтобы эта естественная тревога не переросла в болезненную фобию.

  • Окончание первого класса

Первый выпускной. Страхи становятся индивидуальными. Период со второго по пятый класс считается «тихим» с точки зрения кризисов. Дети привыкли к персоналу и распорядку. Все идет своим чередом.

  • Переход в среднюю школу

Изменение темпа образовательного процесса. Новые предметы и учителя – новый стресс, новые страхи. Но уже не настолько ярки, как у первоклассника. Как правило, к середине учебного года они минимизируются.

Профилактика страхов

Грамотная профилактика школьных страхов способна уберечь детей любого возраста от стресса. Она включает в себя несколько аспектов:

  1. Доверительное общение ребенка и родителей.
  2. Контакт мам и пап с учителями и штатными психологами.
  3. Беседы ученика с психологом, который готов помочь в любую минуту.

Как успокоить ребенка?

Правильная профилактика поможет избежать детских стрессов. Но если родители узнали о страхе ребенка слишком поздно, когда он превратился в навязчивую тревогу? Например, ребенок не хочет идти в школу. После нескольких дней скандалов и разбирательств выясняется, что несколько дней назад по дороге на место учебы его покусала собака. Ребенок замкнулся, страх прогрессирует. Ученик перенес страх на школу, он пытается обезопасить себя от физической боли, прогуливая занятия. В данном случае лучше обратиться к специалисту, занимающемуся психологическими травмами.

Иногда нездоровая атмосфера в коллективе может спровоцировать эффект разорвавшейся бомбы. Разговаривайте с ребенком не только об учебе, но и о его взаимоотношениях со сверстниками. Предложите позвать одноклассников в гости. Налаживайте связи с его друзьями, их родителями. Тогда страхи, основанные на конфликтных ситуациях в классе, отпадут сами собой. Приятно учиться в дружном коллективе, где нет места обидам и зависти. В классе учатся мальчики и девочки одного возраста. Часто одноклассники становятся лучшими друзьями на всю жизнь. Обязательно расскажите об этом ребенку.

Ребенку нужен пример. Покажите свои школьные фотографии. Поделитесь хорошими воспоминаниями о классе и преподавателях. Вспомните неприятную ситуацию и выход из нее. Это взбодрит школьника, научит смотреть страхам в лицо.

Если страх не уходит, попробуйте наглядно представить его. Попросите ребенка нарисовать свои опасения, а потом вместе разорвите лист бумаги на мелкие кусочки. Вместе с рисунком вы уничтожаете и панику. Этот метод психологи считают очень действенным. Можно написать страх на бумаге, свернуть трубочкой и положить в воздушный шарик. Тревога улетит вместе с ярким шаром. Ребенок обретет спокойствие и гармонию.

Если вы видите, что ребенку не очень комфортно в учебном учреждении и он чего-то боится, обязательно выясните причину. Доверие поможет побороть школьные страхи.

Цель: осознание своих эмоциональных состояний и отношений: предупреждение и коррекция страхов; развитие связи чувств с волей.

Задачи:

1. Образовательные:

  • учить анализировать прочитанный текст (отвечать на вопросы, составлять краткий рассказ);
  • закрепить умение употреблять пословицы;
  • учить умению делать выводы в различных ситуациях.

2. Воспитательные:

  • способствовать осознанию детьми возможности самоуправления внутренним состоянием;
  • учиться бороться с отрицательными чертами характера;
  • развивать произвольность.

3. Коррекционные:

  • развивать творческое воображение и фантазию;
  • учить ориентироваться в большом и малом пространстве;
  • развивать осязание и моторику рук.

Наглядность: плакаты с пословицами о страхе.

Предварительная работа:

  1. Изготовление плакатов, аппликаций.
  2. Заучивание стихов, пословиц о страхе.
  3. Подготовка сценки.

Ход занятия

Способность чувствовать дана только человеку. Нет ни одного «плохого», «глупого» или «не нужного» чувства. Таковыми бывают только поступки. Мир чувств – это очень яркий, интересный, загадочный мир. И он у каждого из нас свой – неповторимый, удивительный, индивидуальный. Мы всегда, в любой жизненной ситуации, испытываем разные чувства. А если сказать точнее, когда мы чувствуем, мы переживаем.

Сегодня мы с вами поговорим об одном из чувств – о страхе.

(Звучит песенка из мультфильма о приведениях.)

Кому из вас приходилось сталкиваться с этим чувством? (Ответы ребят.)

Что вы при этом испытывали? (Беспомощность, неуверенность, растерянность.)

Как себя вели? (Мобилизовались или, наоборот, теряли способность к движению.)

Что чаще всего вызывает у вас страх? (Темнота, собака, злой человек, неизвестность.)

Молодцы ребята, ваши ответы очень помогут вам. Мы уже знаем, что эмоции могут выражаться с помощью мимики лица, поз, речи. Давайте составим портрет человека, который боится.

(На ватман ребята наклеивают контур лица и различные варианты бровей, глаз, рта. Правильный вариант – приподнятые брови, расширенные глаза и приоткрытый рот.)

Давайте назовём похожие чувства, когда мы видим такое лицо.

(Каждый по очереди даёт свой ответ, кто назовёт последний вариант, тот победит. Боязнь, трепет, жуть, тревога, беспокойство, опасение, испуг, ужас.)

Как вы думаете. Одинаково ли сильны эти чувства? Давайте расположим слова: беспокойство, ужас, испуг, так, чтобы сила этих эмоций возрастала. (Беспокойство, испуг, ужас.)

Очень хороший и известный писатель Н. Носов написал смешной рассказ о страхе «Живая шляпа». Мы с вами его читали раньше. И сейчас я вам задам по содержанию этого рассказа несколько вопросов.

  1. Понравился ли вам рассказ, и почему? (Да, он смешной, необычный.)
  2. Почему мальчики боялись? (Было страшно, что шляпа сама двигалась.)
  3. Почему же они не убежали, а, наоборот, стали исследовать, наблюдать за шляпой? (Было им интересно, почему так происходит.)

Мы можем сделать вывод: страх рождается вследствие интереса к чему-либо необычному. Если бы Вовка был один, стал бы он наблюдать за шляпой? Если бы вы оказались в такой ситуации вместе с кем-то или в одиночестве, различались бы ваши чувства? Вывод такой: страх – эмоция социальная, окружающие могут заражать страхом или прибавлять храбрость и уверенность.

А можно ли побороть страх? И как его побороть? Я вам сейчас прочитаю небольшой рассказ С. Афонькина «Как побороть страх?»

На свете много страшных вещей – темные длинные коридоры и подозрительные собаки с большими зубами. Волки, прячущиеся в густом лесу, и пауки с длинными мохнатыми лапами. Ядовитые и очень кусачие змеи, грохочущий над головой гром и сверкающая молния. А Баба Яга из сказок? Того и гляди проберется в дом или влетит в окно раскрытое, когда никого из взрослых нет дома. Но на самом деле страшным это только кажется. В темных углах ничего нет интересного, кроме пыли. Подумай – откуда там чему-то взяться, если дом закрыт на плотные замки? Собаки никогда не нападут на детей. А если собака сидит и сторожит что-нибудь, не подходи к ней. Она на работе. Волки давно сами прячутся от людей в дальних лесах. Их даже берут под охрану. Подумай – откуда волк появится в городе или поселке? Пауки никого, кроме мух, не обижают. Змеи при виде человека стараются убраться восвояси. Подумай – если ты не будешь хватать змею за хвост или грозить ей палкой, зачем ей вступать в борьбу с человеком. Гром – это просто звук. Разве звук может причинить вред? Если ты как следует подумаешь, то не будешь бояться и победишь страхи, все до одного!

А как вы думаете, как можно назвать человека, который боится? (Трус.)

(На основании ранее прочитанной истории, которую описал в своём рассказе «Честное слово» Л. Пантелеев, ведётся обсуждение.)

Как вы думаете, мальчик боялся? Можно ли его назвать трусом, почему? (Мальчик боялся, но не ушёл, он переборол свой страх, значит он не трус.)

Кого же тогда можно назвать трусом? (Того, кто не может перебороть свой страх или не хочет пытаться это сделать.)

А как мы назовём людей, которые умеют побороть свой страх? (Смелые, отважные, мужественные, самоотверженные.)

Назовите таких героев: сказочных, существующих или ваших знакомых и родных, почему вы считаете их смелыми. Можно ли научиться быть смелым?

Вспомним ситуации, в которых вы испытывали страх или проявили смелость, храбрость, бесстрашие и заполним таблицу.

Теперь разберём такую ситуацию: мама и маленький ребёнок поехали в метро, где было много народа, и на станции мальчик потерялся. Как поступили в такой ситуации мама, мальчик и окружающие их люди? Что делали они? (Мальчик остался на месте, привлекал к себе внимание взрослых; другие – задавали вопросы, вызывали милицию.)

На сколько эффективны были их действия? (Обратиться к дежурному по станции, успокоить ребенка, мама – обратилась также к дежурному по станции.)

Что чувствовали мальчик и окружающие? (Мальчик – испуг, страх; окружающие – испуг, страх за ребёнка, чувства участия и сопереживания.)

Подумайте, страх мешает или помогает? И как это проявляется? (И мешает, так как испытываешь неприятные ощущения, мысли становятся беспорядочными, и помогает, когда пытаешься себя изменить в лучшую сторону.)

Есть немало пословиц о страхе, назовите некоторые из них. (Страшно дело до зачина. Страх на тараканьих ножках ходит. Глаза бояться, руки делают. Бояться волков – быть без грибков. Бояться смерти – на свете не жить.)

Вы заранее описали на листочке бумаги свой страх, теперь возьмите эти листочки и разорвите на мелкие кусочки. Соберите кусочки в пакет и выбросим его. Так вы попытаетесь от них избавиться. А сейчас, давайте мы с вами изобразим поведение людей, которые бояться чего-либо. Встали в кружок и повторяйте за мной: сжались в комочек, застыли, брови подняли вверх, глаза широко раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелиться, рот приоткрыли, голову втянули в плечи, руками вцепились в стул, будто боимся упасть, задрожали, зубами застучали, слова сказать не можем, брр, как страшно. Все!!!

Немного отдохните и попробуем изобразить поведение людей, которые не боятся, испытывают удовлетворение, довольство. Встали в кружок и повторяйте за мной: выпрямились, расслабились, потрясли свободно каждой рукой по очереди, вместе двумя руками; улыбаемся, весело подмигиваем друг другу, гладим себя по груди, по голове. Вот мы, какие ловкие и смелые, мы ничего не боимся!

И в завершении нашего занятия ребята расскажут стихи, которые они подготовили.

Г. Семенов «Счастливая ошибка».

Меня напугал так сильно страх
В потёмках у ворот,
Что я в испуге крикнул «ах!»
Совсем наоборот.
Я крикнул «ха!», и мигом страх
Забился под забор...
Он струсил сам! И слово «ах!»
Я позабыл с тех пор.

В. Кудрявцев «Страх».

У страха глаза велики.
У страха не зубы – клыки.
У страха, как бочка, живот,
У страха желание
Есть – схватить,
Укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает: «ах!»
А я ничего не боюсь,
Придумаю страх – и смеюсь.

Самые экзотические страхи, которые испытывают люди.

Мы привыкли к тому, что многие люди боятся змей, пауков или высоты, и это даже понятно. Но иногда бывают совсем странные страхи — вроде боязни пуговиц или воздушных шаров, которые не кажутся такими уж забавными тем, кто от них страдает.

Перед вами 25 самых странных человеческих фобий, многие из которых на самом деле могут быть серьезным расстройством и приносить человеку большие проблемы.

Акрибофобия — навязчивый страх не понять смысл прочитанного

Иногда может стать признаком шизофрении (когда больные жалуются, что фраза распадается на слова и отдельные слоги).

Гексакосиойгексеконтагексафобия — страх числа 666

Приступ этой болезни был показан в эпизоде «The Honking» мультсериала Футурама. Тогда Бендер испугался отражения в зеркале отраженных символов «0101100101» (666 в двоичной системе счисления).

Известны несколько случаев, когда номера транспортных маршрутов меняли на другое число, чтобы избежать его.

Гиппопотомонстросескиппедалофобия — говорит сама за себя — боязнь длинных слов

Гносиофобия (эпистемофобия) — страх перед получением знаний

Логично, что 70% людей, страдающих от этой фобии, — жители мегаполисов и крупных городов. Эту фобию также находили у «детей-маугли», которые выросли вне человеческого общества.

Гидрозофобия — боязнь вспотеть и простудиться или боязнь стать источником неприятного запаха

Страдающие от этой фобии могут позавидовать птицам — у них нет потовых желез, также как у кроликов и свиней не выделяется пот.
Декстрофобия — боязнь предметов, расположенных справа от больного.

Корни болезни, видимо, уходят в детство — когда человек привык ожидать опасности справа.

Дорофобия — боязнь получать или делать подарки

Это скорее не забавная фобия, а серьезная проблема, которая основывается на детских комплексах и упреках.

Кумпунофобия — боязнь пуговиц

1 человек из 75 000 страдает этой фобией, таким людям не советуем смотреть мультик «Коралина в Стране Кошмаров» — для них это будет самым настоящим кошмаром.

Лаканофобия — боязнь овощей

У страдающего этим расстройством при виде овощей может начаться тошнота, головокружение и учащенное дыхание. Запах тоже невыносим. Некоторые не будут есть и продукт, рядом с которым лежал овощ.

Нефофобия — боязнь облаков

Со временем может принимать другие формы, и перейти в боязнь тумана или воздуха.

Омфалофобия — боязнь пупков

Люди, страдающие этой фобией, боятся, когда кто-то прикасается к их пупку, и боятся сами прикасаться к чужим пупкам и смотреть на них. Возникновение этого страха часто связано с тем, что пупки ассоциируются с пуповиной и материнской утробой. Иногда омфалофобы боятся даже думать о пупках.

Омброфобия — боязнь дождя

Страх может привести к серьезной панической атаке. Считается, что боязнь дождя может сформироваться по нескольким причинам, в том числе потому что детям часто запрещают выходить на улицу в дождь, добавляя, что они могут заболеть. Кроме того, дождь часто ассоциируется с депрессией.

Пентерафобия — боязнь тёщи

Возможно, это стало причиной многих анекдотов, но на самом деле это вид расстройства, когда человек просто не в состоянии общаться с тещей (или свекровью).

Погонофобия — страх перед бородами

Ведущий Джереми Паксман (Jeremy Paxman) обвинил ВВС в погонофобии после того, как его раскритиковали за появление на программе Newsnight с бородой.

Папафобия — боязнь Папы Римского

Довольно редкое явление. Она тесно связана с иерофобией (страхом по отношению к священнослужителям или предметам религиозного назначения). Этот страх, как правило, возникает в результате травмы, связанной с Папой.

Трипофобия — боязнь скопления отверстий

Люди, страдающие трипофобией, боятся предметов с множеством маленьких отверстий — они ассоциируются с опасностью. Пока эту разновидность страхов не включили в официальный список фобий, хотя ей, по некоторым данным, страдают тысячи людей.

Трипофобы боятся таких предметов, как медовые соты, губки или растения, имеющие множество маленьких отверстий. Симптомами трипофобии могут стать тошнота, зуд и даже панические атаки.

Хайрофобия — боязнь засмеяться в неподобающей обстановке (например, на похоронах)

Механизм этого страха связывают с защитной реакцией организма, который может странно отреагировать на шокирующую обстановку и защититься проявлением радости.

Хронофобия — боязнь времени

Человека преследуют мысли о времени, тревожное ожидание — «когда же наступит час Х», «мне кажется это никогда не закончится», так и страх перед будущим, перед скоростью течения времени, размышления в стиле «я ничего не успел (не успею)», «сколько времени у меня еще есть» и так далее.

Человек перестает замечать жизнь, все внимание сфокусировано на течении времени и на тревоге, подавленности, которая с этим связана.

Филофобия — боязнь влюбиться

Впрочем, некоторые психологи считают филофобию замаскированной боязнью быть отвергнутым или просто неуверенностью в себе.

На фоне бурного развития интернета появились неизвестные ранее фобии, связанные с гаджетами и общением в социальных сетях.

Пунктумофобия — боязнь получить сообщение с точкой в конце

Отсутствие смайлика означает, что разговор серьезный или что собеседник слишком резко ответил.

Реттерофобия — боязнь ошибиться в слове или не заметить автозамену

Тогда приходится перепроверять написанное несколько раз. Кстати, автозамену можно отключить — и жизнь сразу станет чуть легче.

Имоджифобия — боязнь быть неправильно понятым, используя смайлики или стикеры

Человек в этом случае пугается того факта, что отправил в чате котика или что-то еще легкомысленное.