Светлая Седмица – неделя после Пасхи. Верующие продолжают радоваться великому чуду воскрешения Спасителя, победе жизни над смертью, чествуют Христа, усердно молятся. И такие молитвы, произнесенные в дни Светлой Седмицы особенно сильны. Что можно делать и нельзя в это время, мы постараемся рассказать в нашей публикации. Не оставим без внимания и народные обычаи, приметы, обряды по дням.

Празднование Светлой Седмицы – недели после Пасхи (Красной недели, Великой, Великоденьской )

В это радостное для всех православных время в храмах служат праздничные литургии и совершают крестные ходы каждый день. Начинает действовать разрешение на скоромную еду. Запрещаются венчания и заупокойные службы. Именно на Светлой Седмице умершие появляются перед райскими воротами, где Всевышний дарует им отпущение грехов.

В неделю после Пасхи молящиеся просят воскресшего Спасителя о снисхождении, прощении, вере, здоровье для себя и своих родных. Начинать день и заканчивать нужно благодарственной молитвой. Лучше делать это в спокойной обстановке. Молитвы и просьбы, высказанные на первой неделе после Пасхи считаются самыми сильными.
Рис2

Что можно делать и нельзя в неделю после Пасхи

Разрешено:

  • звонить в колокола, раздавать милостыню;
  • помогать нуждающимся;
  • радоваться, веселиться, смеяться, быть счастливыми;
  • креститься;
  • отдыхать, наслаждаться жизнью, отложив срочные дела на потом;
  • отказаться от негативных поступков и мыслей;
  • в пятницу освящать воду, чествовать Пресвятую Деву;
  • устраивать смотрины;
  • жечь костры, отдыхать на природе, кататься на качелях.

Запрещено:

  • венчаться;
  • посещать умерших на кладбище, делать поминки и панихиды;
  • усердно трудиться, особенно в среду;
  • поститься;
  • сидеть дома в воскресенье;
  • охотиться и ловить рыбу, так как все радуются чудесному воскрешению Спасителя, даже звери и птицы: они ведь тоже твари божьи.

Обычаи, приметы, обряды по дням Светлой Седмицы

Вторник недели после Пасхи (Купальный, Светлый вт.)

Непременно следовало проснуться и сходить на утреннюю службу. Иначе сони накличут беду и нищету в свой дом. Поэтому проспавших поливали студеной водой. Женщины ходили в гости с куличами и крашенками . Мужчины занимались домашними делами.

Среда недели после Пасхи (Градовая, Хороводница, Светлая ср.)

Утром тем, кто еще не вышел замуж, следовало вознести молитву к Господу о скорейшем обретении семейного счастья. После весь день необходимо было быть среди людей, чтобы не пропустить судьбоносную встречу с суженым. Абсолютно запрещено работать, чтобы урожай не пострадал от града. Настоятельно рекомендуется идти в корчму веселиться с друзьями.

Навский , Светлый чт .)

Время посетить своих предков. В этот день посещают кладбища. Ухаживают за могилами, оставляют там ломтик кулича и крашенки . Птица, севшая на памятник, – это умерший родственник, который спустился принять гостинцы. Такую птицу, если она прилетала во время посещения могилы, считали хорошим добрым знаком небес. Строго запрещено пребывать в унынии. Это день для светлого приветствия своим умершим родственникам. День, когда они спускаются с небес, чтобы разделить с живыми светлую радость.

Пятница недели после Пасхи (Прощеная, Светлая пт .)

Это день всех любителей пива. В пятницу варили пиво, угощали и угощались этим напитком до легкого хмеля, чтобы пригласить удачу. Чрезмерное же пьянство кликало беду. На пиво звали зятя с семьей. Мирились с тещей и тестем, если успевали с ними поссориться.

Суббота недели после Пасхи (Святой Артос, Светлая сб.)

Верующие посещают колокольню в своем храме, звонят в колокола, чтобы проводить Светлую Седмицу. Ходят в гости, желают окружающим добра и благополучия . Священнослужителя раздают верующим освященные хлебцы-артосы с рисунком креста. Мыли дома, чтобы избавиться от несчастий и зла. Тем, кто живут в частном секторе нужно полить крышу из шланга. Те, кто живут в квартирах, могут ограничиться помывкой входной двери.



Итак, родительский день после Пасхи называется Радоница. Многие думают, что это суббота, но, на самом-то деле, согласно церковному календарю, это всегда вторник. Родительская после Пасхи в 2018 году, какого числа, спрашиваете вы? Мы отвечаем, что это родительский вторник, он приходится на 17 апреля и называется Радуница.

Отправляясь во второй вторник после Пасхи на кладбище, нужно брать с собой пасхальную еду и другую атрибутику. В начало Фоминой недели, в день Красной горки (15 апреля в 2017 году), можно дополнительно покрасить яйца и испечь куличи, которые будут взяты с собой на кладбище. Все дело в том, что Радоница – это Пасха и в этот день мы должны вместе с ними отпраздновать столь светлое и значимое событие.

Радость на Радуницу

Для человека, живущего в современном мире, название этого праздника может резать слух. Действительно, так уже никто не говорит «Радуница», да и что вообще значит это слово? Вам это может показаться, конечно, странным, но название праздника Радуница происходит от слова «радость». Так как в этот день мы отмечаем Пасху с нашими усопшими родственниками, то мы должны радоваться этому дню.

Чтобы радоваться получилось, достаточно просто еще раз вспомнить смысл самой Пасхи, если с недавнего пасхального воскресенья вы его успели уже забыть. Иисус Христос воскрес и этим событием он победил смерть. Жизнь победила смерть, а значит, смерти просто не существует, есть только вечная жизнь. Именно ей сейчас и живут все усопшие, так что, Радуница – это праздник, возможность отметить победу жизни над смертью с усопшими родственниками и близкими людьми.

Интересно! В некоторых источниках утверждают, что название этого праздника происходит также от слова «род». Потому что, в родительские дни поминаются именно представители рода человека, благодаря которым сам верующий человек и живет на этом свете. В эти дни можно приготовить .




Радоница на Фоминой неделе

Всегда Родительская после Пасхи (в 2018 году тоже) отмечается во вторник Фоминой недели. Неделя Фомы (того самого апостола Иисуса Христа, которого прозвали неверующим) начинается 15 апреля на Красную горку. Это всегда второе от наступления Пасхи воскресенье. Далее в течение всей недели до следующего воскресенья праздничная неделя продолжается.

И именно в рамках этой недели выделяется тот день в году – – когда можно и нужно поминать усопших после Пасхи. Причем, отправляться на кладбище нужно с куличами, с крашеными яйцами и даже с творожной пасхой. Часть еды, по возможности, нужно отдать нищим и просящим у церкви.

Другие родительские дни после Пасхи

Мы уже точно знаем, что родительский вторник после Пасхи в 2018 году приходится на 17 апреля. В этот день мы с усопшими родственниками и близкими празднуем саму Пасху и победу жизни над смертью. Но, в какие еще дни в течение года (уже после Пасхи) будут родительские дни.





Календарь родительских дней после Пасхи на 2018 год:
9 мая. Этот день посвящен поминовению усопших воинов и, конечно, напрямую связан именно с Днем Победы.
Также надо отметить 26 мая. Еще эта суббота называется Троицкой, потому что приходится ровно за день до наступления большого праздника Троицы (Пятидесятница). В весенне-летний период у православных верующих именно этот день является главным поминальным. Важно сходить в церковь и помолиться за усопших родственников, а потом отправиться на кладбище, чтобы навестить их.
11 сентября будет отмечаться родительским день, связанный с праздников Покров. В этот день вспоминают Иоанна Предтечу, который был ярым борцом с грехами людей. Важно в этот день соблюдать однодневный пост, потому что, верующие скорбят из-за насильственной смерти святого Иоанна Предтечи.
Последний родительский день в году будет 3 ноября. Он называется Дмитриевской субботой. Вспоминают в этот день Дмитрия Донского и воинов, которые погибли в битвах под предводительством этого человека.

Следующее за Пасхой воскресение называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем. Этот день издавна считается праздничным и является своего рода второй Пасхой. Именно тогда апостол Фома, который изначально не поверил в воскрешение Иисуса Христа, убедился в том, что Спаситель вернулся к жизни, и поверил в свершённое Богом чудо.

С Антипасхи начинается вторая пасхальная седмица, называемая Фоминой неделей. Для православных христиан, помимо воскресенья, особое значение имеет и Фомин вторник. На него приходиться Радоница - день особого поминовения усопших, когда радость от их перехода в Царствие Божие должна быть сильнее грусти из-за разлуки с теми, чей земной путь уже окончен.

Отвечая на вопрос, какой православный праздник после Пасхи отмечается христианами, мы тут же вспоминаем об Антипасхе. Она именуется также Фоминым воскресением. Этот церковный праздник получил свое второе название в честь Фомы, одного из учеников Иисуса Христа.

Выражение о неверующем апостоле Фоме слышал, наверное, каждый. Но очень важно правильно понимать его смысл. Фома искренне почитал Бога, много времени проводил в молитвах, и его вера во Всевышнего была нерушима. После казни Иисуса Христа он был в страшном горе. Фома не присутствовал среди апостолов в момент первого явления им воскресшего Спасителя и отказался верить на слово апостолам, поведавшим ему о свершившемся чуде.

Согласно Евангелию, Фома хотел лично убедиться в том, что всё рассказанное учениками Христа - правда, и заявил им, что не поверит в воскрешение Сына Божиего до тех пор, пока своими глазами не увидит его и не дотронется до ран от гвоздей на его руках и до его рёбер. С точки зрения православной церкви это свидетельствовало не столько о его недоверии, сколько об огромном всепоглощающем желании Фомы лично пережить встречу с вернувшимся к жизни Сыном Божиим, и не с чужих слов, а своим сердцем ощутить радость этого светлого события.

Иисус Христос внял желанию своего ученика и явился ему спустя неделю после своего воскрешения. В Евангелие по этому поводу написано, что Спаситель пришел в комнату, двери которой были заперты. Встал среди апостолов и обратился к Фоме со словами «подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в рёбра мои; и не будь неверующим, но верующим». На что его ученик ответил: «Господь мой и Бог мой!». После чего Иисус вновь обратился к апостолу: «Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». После свершенного чуда апостол Фома безоговорочно поверил в Воскрешение Спасителя и стал проповедовать христианство, странствуя по миру. В память об этих событиях в церковном календаре , называемый также Фоминым воскресеньем, являющийся своего рода обращением к прошедшему , его повторением.

В православные христиане празднуют второе явление Спасителя апостолам, утвердившее веру в истинность его Воскрешения.

Антипасха и Радоница

Во всех православных храмах праздники после Пасхи продолжаются еще в течение 39 дней, вплоть до дня Вознесения Христова.

Период Что принято делать
Светлая седмица - неделя после Пасхи. На протяжении всей первой недели после светлого Христова Воскресения, называемой Светлой седмицей, в церквях идут праздничные богослужения с открытыми царскими вратами, сопровождаемые крестным ходом вокруг храма.
Антипасха, или Фомино воскресение. В Фомино воскресение, когда заканчивается Светлая седмица, во всех храмах проводят последнюю литургию по пасхальному чину, после чего священнослужители закрывают алтарные врата. И следующие богослужения проходят уже менее торжественно и празднично.
После Антипасхи наступает Фомина неделя. В Фомин вторник, на девятый день пасхальный день, называемый Радоницей, все православные христиане поминают умерших.

Название праздника происходит от слов «род» и «радость», и он является днём особого поминовения усопших. На Радоницу нельзя грустить и тосковать по людям, которых нет рядом с нами. В этот день православным христианам, наоборот, предписывается радоваться за родных, которые уже «ушли» в Царствие Божие.

На Радоницу также принято:

  • молиться за упокой души покойных родственников;
  • посещать храм;
  • убираться на кладбище после зимы;
  • проводить поминальные трапезы с традиционными пасхальными угощениями, чтобы разделить с покойными радость от Воскресения Христова.

При этом Церковь предписывает верующим устраивать поминальные трапезы дома, а не на кладбищах. И не оставлять на могилах покойных родственников стакан водки с хлебом, а также крашеные яйца и куличи, так как это языческий, а не христианский обычай.

Угощение лучше всего отдать нуждающимся людям, либо просто подать милостыню нищим.

Красная горка - время свадеб и сватовства

Фомино воскресенье, также как и вся Фомина неделя, которая также называется Красной горкой, издавна считалась на Руси порой сватовства и свадеб. В этот период, впервые с начала Великого поста, церковь возобновляла проведение венчальных обрядов. Поэтому на Фомину неделю люди отмечали не только церковные праздники, но и многочисленные свадьбы.

Фомину неделю стали называть Красной горкой благодаря тому, что по древнерусским обрядам в это время в деревнях проходили весенние смотрины невест. В Фомину неделю все молодые незамужние девушки, или красны девицы, как их тогда называли, собирались на холмах посреди сел и хором пели особые праздничные песни, а женихи во время таких гуляний приходили к холму и смотрели, какие невесты сейчас на выданье. Так и повелось с тех пор, что в честь песен и хороводов, устраиваемых на холмах красными девицами, этот праздник прозвали в народе Красной горкой.

В это же время праздновалось и огромное количество свадеб. Наши предки издавна считали, что браки, заключенные на Красную горку, будут очень счастливыми, а молодые, венчанные в эти дни, проведут всю свою жизнь в любви и согласии.

Этот обычай сохранился и до наших дней, и многие христиане предпочитают вступать в брак именно на Фоминой неделе.

Вторая неделя после Пасхи традиционно называется поминальной или проводной. Еще ее называют Фоминой.

Традиционно для россиян она знаменуется посещением кладбищ. Люди ходят на могилки своих покойных родных и близких, чтобы донести до них радость Воскресения Христа.

Понедельник на проводной неделе называется Живая Радуница, вторник — Мертвая Радуница. А все потому, что именно во вторник люди отправляются поминать своих покойных родственников.

Как правило, на могилки ставят куличи, крашеные яйца, конфеты. При этом важно придти на кладбище в числе первых. Считается, что тот, кто первым донесет до мертвых новость о том, что Христос Воскрес, получит особенную благодарность от мертвых. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними.

По случаю поминовения усопших дома также накрывают богатый стол. На нем обязательно должна стоять, среди праздничных блюд, и освященная на Пасху соль. После того, как за посидят за столом, кушанья не убирают до следующего утра, так как считается, что умершие могут придти за трапезу.

Продолжается Великий праздник. Всю Светлую неделю пасхальный стол остается накрытым, хозяева угощают всех, кто приходит в дом. Наибольшим уважением пользуются больные, нищие, убогие.

Особый запрет налагался на любую физическую работу на этой неделе, нельзя было ткать, вязать, забивать колья в землю, возиться с навозом и т. п. Посевы в Святую неделю не бывают хорошими, поэтому лучше всего их не начинать.

Чтобы не страдать в жаркую погоду, на этой неделе нельзя было пить много воды.

В среду, называемую в народе Градовой, или Сухой, не работали, обходили поля с громничной свечой. Такие действия предохраняли поля и огороды рачительных хозяев от града в летнее время.

В четверг на Пасхальной неделе почитали умерших предков. В народе этот день называли Навской Пасхой, Пасхой мертвых. Готовили праздничную еду, красили яйца и отправлялись на кладбище, чтобы навести порядок на могилах. У ворот кладбища обязательно произносили пасхальное приветствие: "Христос воскресе!" , затем на могилах родственников молились, оставляли пасхальные (неосвященные) яйца и другие угощения, раздавали милостыню нищим.

В некоторых местностях в этот день варили столько белых яиц, сколько в семье умерло детей. Съесть яйца надо было на открытом месте, "пакачаушы па траве", чтобы дети с небес видели и благословляли семью, которая их не забыла.

В народном календаре воскресенье на этой неделе называли Красная горка или Яриловица. Это был еще один день встречи весны. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке. Кругом собирались взрослые и дети, пели песни, "гушкалiся на арэлях" - качелях, угощали друг друга яичницей. Вечером с песнями и плясками это чучело сжигали.

Понедельник на Фоминой неделе называется Живая Радуница, может быть, потому, что на завтра, во вторник, называемый Мертвой Радуницей, мы будем вспоминать умерших предков.

В этот день разрешалось работать в саду и огороде - обрезать сучья, сажать и пересаживать деревья: "Святая Радаунiца-садоунiца! Сады садзiць i палiць".

Хозяйки готовили праздничный обед для завтрашнего дня. В народе считается: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство.

Вторник на этой неделе - один из главных дней в цикле поминовения предков - Радуница. Традиционным для славян поминальным днем является суббота. Однако лишь в одном случае в этой закономерности допущено исключение, потому что оно подчинено фундаментальному закону традиционной культуры, в основе которого лежит универсальный ритм почитания умерших. Радуница отмечается на 9-й день после Пасхи. По представлениям наших предков, кладбище было не столько местом физического захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с представителями мира Вечности, причем точно определялось не только место, но и время встречи.

Особенности этого дня зафиксированы в следующей пословице: "На Радаунщу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць". Утром хозяйка не отходила от печи, завершала подготовку всех необходимых ритуальных блюд, потом наводила порядок в хозяйстве и, наконец, начинались приготовления к праздничной части дня. Семья одевалась во всё нарядное, брала с собой чистую льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца (одно из них было обязательно освященным, его съедали в начале поминальной трапезы), соль, бутылку водки. Всё это складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости, потому что люди шли на не совсем обычную встречу. Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню, а затем уже на кладбище.

Беременным женщинам крайне нежелательно посещение кладбища.

В этот день или накануне наводили порядок на могилах своих родственников. Нужно было нарезать дерн, обложить им по периметру могилы. Потом посыпать их свежим желтым песком, украсить надмогильные кресты новыми, специально принесенными атрибутами народного ткачества.

Напоминаем, на надмогильный крест повязывали следующие опознавательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен:

- белый венок на крест, который стоял на могиле, где была похоронена девушка;

- белый фартук на крест на могиле женщины;

- белый ручник повязывали на надмогильный крест там, где похоронен мужчина или молодой человек.

Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле или (что делалось реже) у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу.

Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов:

Чарку с положенным наверх одним кусочком хлеба;

Пасхальное неосвященное яйцо;

Что-нибудь из продуктов животного происхождения (кусочек копченой полендвицы или домашней колбасы);

Домашнее печенье, одну конфету;

Неживые (искусственные) цветы, обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непарность! (Как парадоксальна традиция сегодняшнего дня - ходить на кладбище с парным количеством живых цветов!).

После этого все "хрыстосавалiся з памершымi" - хозяйка брала пасхальное освященное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильному холмику, затем яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), разрезали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапеза начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.

Затем отец (или дед, тот, кто был самым старшим среди присутствующих) брал бутылку и наливал водку в единственную чарку (чару), принесенную с собой.

Несколько капель налитого (примерно одну треть) "старейшина" отливал на могилу, среднюю часть выпивал сам, а последнюю треть оставлял (те самые "слезы" на дне рюмки). Чарку снова доливали и передавали следующему из присутствующих по старшинству. Тот и последующие участники обряда снова и снова повторяли в точной последовательности ритуальное действие. Когда чарка обходила всех, оставшуюся на дне водку опять-таки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне "слеза") была нацелена на соединение рода, семьи, сохранение живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной.

Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. В том случае, если кто-то умер в текущем году и боль утраты еще не притупилась, то не обходилось без голошений и слез.

Сегодня многие делают у могилы столики и небольшие лавочки, явно моделируя домашнее застолье. Это правильно, но только не стоит выносить эти столики за ограду. Ощущение такое, что вы постояли у порога родного дома, а зайти в него не пожелали.

Среди белорусов бытует строгий запрет "трогать" землю до Радуницы или до Благовещения (если Радуница приходится на позднюю весну). Это может обернуться продолжительной летней засухой и как следствие - неурожаем, а также повлечь за собой смерть кого-либо из близких родственников, поэтому сначала следовало навести порядок на могилах своих предков - заручиться их поддержкой, получить благословение, а затем начинать цикл сельскохозяйственных работ.

Блинами, которые пеклись к этому дню, кормили овец. Считалось, что тогда они лучше ягнятся.

Если в этот день вывезти хотя бы воз навоза на поле или огород - всегда будете с урожаем.

На родительский день можно увидеть вещий сон "от родителей" или умерших родственников. Придя на кладбище, совершите три поклона и скажите:

"Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасха или Фомино воскресенье. В народе этот день называют Красной горкой.

Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе»- но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи. С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

В этот день принято снова красить яйца, которые и являются символом торжества. Антипасха является первым днем после длительного перерыва, состоящего из Масленицы, Великого поста, Страстной недели и Светлой седмицы, когда церковь вновь начинает венчать браки и благословлять молодых на супружество.

Также этот день называют Фоминым воскресеньем, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу.

В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Отсюда и пошло народное выражение «Фома-неверующий».

Когда-то в Красную горку окончательно встречали весну. Ту цветущую, зеленую и благоухающую пору года, которая вот-вот перейдет в лето. Всегда этот день приходит на второе воскресение после наступления Пасхи. Однако, Красная горка больше народный праздник, чем церковный, сообщает wordyou.ru.

Это день для радости и веселья. Не стоит ездить на кладбище или печалиться. И церковные, и народные обычаи сходятся в том, что в этот день нужно веселиться и радоваться весне, жизни.

О традициях Красной горки

Этот праздник считается по большей мере молодежным. Молодежь выходит на улицу и собирается вместе, устраиваются веселые гуляния на чистом воздухе. В русских деревнях считалось плохой приметой, если незамужняя девушка или холостой парень в Красную горку оставались дома и не входили на улицу. Девушки и женщины разными способами пытались привлекать к себе внимание парней, так, кто из них вплетал в волосы цветные яркие ленты, а кто повязывал расписные платки. Все хотели выделиться из большого числа девиц.

Считалось, что просидевшие дома все гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей — никудышный жених, так как самых самых лучших «разберут» другие, и что ещё хуже — с непослушными случится несчастье.

В старых обычаях, где проходили хороводы и танцы, молодые люди начинали зазывать к себе весну в этот день. Чуть позже одну из девушек выбирали для олицетворения этого периода пробуждения. Девушку-весну украшали и водили по поселку, а она в тот момент радовалась и распевала песни.

Весельем этим и заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр. Чуть позже к этой тематике добавился смысл об урожайности и плодородии грядущего лета.

Так, Красная горка — это первый день после долгого 48 дневного Великого поста, когда уже можно играть свадьбы. Короче говоря — это лучший день в году для венчания. Русские цари, к слову сказать, венчались только в Красную горку и никакой другой день.

Народное название этого второго пасхального воскресенья очень красноречиво, но почему день называется именно так? Все связано с красным цветом, а также обычной горкой (возвышенностью). Ведь «красная» означает «красивая». Так в народе называли весну, а затем и Пасху — «красным праздником».

Игры и веселье в этот день, как правило, проводились на возвышенности. А все возвышенности на Руси, традиционно называли «горка». Дело в том, что именно возвышенность вне зависимости от точной даты праздник все равно освобождалась от снега первой. На ней появляется первая травка, распускаются первые цветы и лучше всего припекает ласковое весеннее солнышко. Что касается «красная», то это не только цвет, но и качество. День всегда радует погодой. Нет никаких причин сомневаться, что Красная горка и на этот раз также порадует погодой и весенним солнышком, которая всем поднимает настроение.

Этот день имеет не мало названий, но самыми популярными в народе остаются Фомин день и Антипасха.

Начиная с Фоминого воскресенья после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания.

Раньше именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства. В старину считалось, что супружеские пары, поженившиеся на Радонцу, будут жить долго и счастливо.

Принято в этот день встречать весну и вселится. Тех, кто в этот день сидел дома, ожидали в скором времени неудачи и несчастья.

Поверья на Радоницу

Во время поминальной недели усопших не принято называть покойниками, так как в эти дни «они все слышат». Лучше их называть родственниками, близкими и знакомыми.

За неделю до Проводов люди идут на кладбище упорядочивать могилы, сеять цветы, сажать калину и другие деревья.

В Поминальное воскресенье нельзя копать огород. Все посеянное и посаженное в Пасхальную неделю плохо будет всходить и родить.

Бедняки, которые собирают пасхальные яйца, пасхи и конфеты на могилах, должны прочитать молитву за покойника, иначе он будет приходить к ним в снах.

Около могилы надо прочитать «Отче наш», можно трижды поцеловать крест или памятник. Когда уходите с кладбища, обратитесь к покойникам мысленно: «Нам пусть здоровится, а вам легко лежится», «Вам Царства Божьего, а нам — к вам не спешить».

В поминальное воскресенье на кладбище встречается энергия живых и мертвых. В поминальное воскресенье покойники при входе на кладбище встречают своих родственников.

Чтобы уберечься от неприятностей, надо входить на кладбище через ворота. На входе трижды перекреститесь. Выходя сделайте то же, повернувшись лицом к могилам.

Знак креста — это уважение к мертвым и в то же время оберег от нечистого. Дома свяченой водой трижды омойте руки и лицо.
В свяченой воде также споласкивают полотенце, которое стелили на могиле под пасху.

Если найдете на пороге или дворе венок или цветы с кладбища, рассыпанную землю, соль или крупу, выметите со двора до ближайшего перекрестка. Порчи вернутся к человеку, который хотел их на вас навести.

Беременным и детям до годика на кладбище лучше не ходить, так как у них слишком нежная и чувствительная аура, к тому же маленькие дети часто видят то, что не дано видеть взрослым. Лучше сходить в церковь.

Что можно делать на Красную горку?

В праздник Красная горка следует омыть иконы, после чего этой же водой умыть всех членов семьи, об этом сообщает rsute.ru. При этом делать это позволяется только старшему члену семьи. Если же умывать родных возьмется младший, то этот дом может ждать нищета и разруха.

В это день следует веселиться и играть в веселые игры. Поощряются обряды сватовства и знакомств молодежи.

Работать на огороде церковь в этот день не запрещает. Но нужно помнить, что работа в этот день должна приносить удовольствие.

Что нельзя делать на Красную горку?

Нельзя ссориться в этот день, иначе мир между конфликтными сторонами не восстановится до самой Троицы, сообщает rsute.ru.

Нельзя обижать младших, нельзя грустить и обижаться самому.

Нельзя уходить на развлекательные мероприятия без второй половинки - эту пару может ожидать раздор в отношениях, разлука в будущем

Что можно делать на Радоницу

Нужно ходить в церковь. Этот день считается главным поминальным днем, поэтому в это воскресенье во всех храмах служится божественная заупокойная литургия, по церковным понятиям, куда важнее посетить храм и отстоять службу за упокой, чем сходить кладбище.

Поминальную трапезу необходимо устраивать дома в небольшом семейном кругу, а не у могил почивших.

Традиция оставлять сладости, паски и крашенки на могилах или раздавать угощение знакомым имеет древние корни, однако смысл этого действия не обменяться сладостями, а наделить нуждающихся: накормить голодного, одеть нагого и тем самым приблизиться к Господу.

П материалам Prihod.ru, http://rsute.ru, http://wordyou.ru