Каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом - для чего он живет? Но не у всех людей получается ответить на этот сложный вопрос. А ведь ответ найти нужно. Зачем?

Если у человека не будет цели существования, он потеряет интерес к жизни. А это нередко ведет к самоубийствам. Экзистенциальная фрустрация - это потеря смысла жизни. Как ее избежать, читайте ниже.

Определение

Экзистенциальная фрустрация - это потеря смысла жизни. Чаще всего она происходит у человека, который достиг определенных высот и не знает, куда ему следует двигаться дальше. В жизни все хорошо, материальный достаток неплохой, семья отличная, но чего-то не хватает. Вот из-за такой неудовлетворенности люди часто залезают в петлю. Кажется, что это очень глупо? Ничего не удручает человека больше, чем однообразие. Жить в достатке и покое скучно, нехватка впечатлений довольно быстро преобразуется в депрессию, которая побуждает человека совершать необдуманные поступки.

Как люди теряют смысл жизни

Экзистенциальная фрустрация накрывает индивида не сразу, она наступает постепенно. Сначала в жизни все хорошо, а потом, спустя месяц или два, все становится невыносимо серым. Что же происходит? Чаще всего человек достигает поставленной цели и не может придумать, чего он еще может хотеть. В такую ситуацию попадают люди, жизненные ценности которых формируются не под действием размышлений, а под действием рекламы. Телевизор говорит человеку, что нужно хотеть, чтобы стать счастливым. И когда персона открывает обман, ей уже не верится, что где-то существует истинное счастье.

Бывает и по-другому. Если человек не может придумать себе цель существования, он может сделать кого-то из своего окружения целью жизни. Например, это может быть вторая половинка, или же ребенок. Но любимые могут уйти, а дети вырасти. Человек, который потратил массу своего времени на то, чтобы воспитать ребенка или же окружить своего избранника любовью, разочаровывается в жизни. В такой ситуации кажется, что выхода просто нет.

Кризисы

Экзистенциальная фрустрация может настичь человека тогда, когда в его жизни полная неразбериха. Например, в момент, когда персону мучает серьезная депрессия из-за смерти близкого человека. Жизнь кажется серой и теряет все краски. Из такого состояния сложно выбраться самостоятельно. А к помощи специалистов в нашей стране обращаться не принято. Приходится долго бороться с внутренними комплексами, которые не позволяют человеку быстро встать на ноги.

Чувство неполноценности тоже играет не последнюю роль. Человек, которому исполнилось 40 лет, подходит к кризису среднего возраста. Если к этому моменту персона не достигнет того, что по ее мнению, нужно иметь каждому взрослому и состоявшемуся индивиду, то жизнь может показаться бесцельно пропавшей. Оставшееся время человек в расчет уже брать не будет. Ведь у него был один шанс реализовать себя, и он им не воспользовался.

Причины неудовлетворенности жизнью

Человек не всегда согласен отдавать себе отчет в том, почему его не устраивает собственная судьба. Но причины недовольства у всех индивидов на нашей планете одинаковые:

  • Недостаток любви. Недолюбленный человек может чувствовать свою неполноценность. Потребность в поддержке и в понимании заложена в каждого с детства. Если персоне не с кем поговорить по душам, у нее будет портиться настроение и могут сбиться все ориентиры.
  • Флегматичность. Человек может плыть по течению и не задумываться над тем, куда оно его принесет. А вот когда персону прибьет не к тому берегу, она начнет возмущаться. Но ведь сложно прийти туда, если не знаешь, куда идешь.
  • Невозможность выполнить цель. Порой человек задирает планку настолько высоко, что не может ее взять. Из-за этого личность расстраивается и впадает в депрессию.

Проблемы по Франклу

Люди считают, что их проблемы уникальны. Но это не так. Многие психологи пытались систематизировать и упорядочить знания о потере смысла жизни. Как же выглядит экзистенциальная фрустрация по Франклу?

  • Человеческий дух - это сущность, испытывающая потребность в смысле. Если немного подумать, то несложно прийти к выводу, что телесная оболочка в поиске смысла жизни не нуждается. Он нужен именно сознанию человека, которое неутомимо тянется к вечному познанию.
  • Смысл жизни объективен и дан Богом. Человек точно не знает, зачем он пришел в эту жизнь, а вот Богу это заблаговременно известно. Любая личность должна понять свое предназначение, которое дано свыше, чтобы суметь его осуществить.
  • Человек несет перед Богом ответственность за реализацию смысла жизни. Люди должны выполнить свою земную миссию и не потерпеть на этом поприще фиаско.
  • Познание интуитивно, и руководствоваться нужно в жизни совестью. Человек не должен вдаваться в длительные раздумья на тему своего предназначения. Он должен просто честно жить и делать то, что у него получается.

Комплексы

Неудовлетворенность жизнью происходит из-за того, что у человека какая-то часть жизни неполноценна. Если личность не может наслаждаться всеми радостями жизни, то вполне логично, что ее настигнет депрессия. Развитию депрессии способствуют комплексы. Человек, который считает себя некрасивым, толстым, глупым или же трусливым, не может адекватно решать проблему. Заниматься самообманом тоже не стоит. Но если у человека есть проблемы, то с ними следует бороться, а не поощрять свои комплексы бездельем и нытьем.

Комплексы - это психологические травмы, нанесенные человеку. Преодолеть самостоятельно их будет трудно, так как большинство людей даже не может найти свою ущербность. Основная часть комплексов зарождается в глубоком детстве. Человек живет с чувством неполноценности и ничего в жизни не меняет. Лет до 30 такая позиция персону может вполне устраивать, а вот дальше начнутся серьезные проблемы, которые следует устранять с помощью сведущего специалиста.

Самоубийства

Неудовлетворенность жизнью порой приводит к трагическим последствиям. Многие люди не умеют, да и не хотят решать свои психологические проблемы. Им кажется, что намного проще избавиться от всех своих несчастий, спрыгнув с крыши или же утопившись в реке. Такой радикальный подход и ликвидированную проблем не приносит радости ни самой персоне, не окружающим. Так почему же тогда человек решается на самоубийство?

С экзистенциальными проблемами бороться непросто. На обретение нового смысла жизни люди могут потратить от полугода до нескольких лет. Не все готовы терять столько времени в погоне за призрачным успехом, маячащим впереди. Слабые люди предпочитают проститься с жизнью и не решать мучающие их рутинные дела. Так что если кто-то из ваших знакомых находится на грани и помогите ему хотя бы откровенным разговором по душам.

Нусогенные неврозы

Могут вызвать всевозможные психологические заболевания. Но нусогенные неврозы - это не болезнь, а просто кладезь духовных проблем, которые остались лежать нерешенными в душе человека. Персона время от времени может открывать сундук, пересматривать свои запасы, но не находить ответы на вопросы и закладывать проблемы назад в свою душу. Конфликт личности, потеря интереса к жизни и работе - все это симптомы неврозов. У взрослых лечение может проходить как с помощью специалиста, так и с помощью откровенного разговора с собой. Человек может разобраться в том, что ему нужно поменять в жизни, чтобы решить свои проблемы. Зачем же тогда обращаться к специалисту? Не всегда можно самостоятельно заметить симптомы неврозов. Лечение у взрослых людей может занять приличный промежуток времени, около полугода.

Поиск смысла жизни

Каждый человек должен понимать, зачем он пришел в этот мир. Порой бывает сложно дать себе отчет в потребности в поиске смысла жизни. Но плыть по течению сложно, когда нет карты. Бесцельное существование наскучивает скоро, и человек не знает, как ему дальше жить. Чтобы самоопределиться, нужно сесть и выписать на листок все занятия, к которым лежит душа. Дальше нужно отметить все навыки и свойства личности. На основании этой информации следует подумать, какую себе профессию выбрать и какое найти хобби. Не бойтесь менять свою жизнь в 30 или 40 лет. Бойтесь бесцельного существования и потери смысла жизни.

Чувство хронической неудовлетворенности

Чувство неудовлетворенности собой, жизнью и тем, что ты делаешь, знакомо каждому человеку. Иногда закрадывается мысль, что не испытывать этих чувств - значит быть самодовольным глупцом, непроходимым тупицей. Как вообще можно удовлетворяться тем, что ты делаешь? Недаром же блистательному Сальвадору Дали принадлежит острый афоризм: «Не бойтесь стремиться к совершенству, вы его все равно не достигнете». Впрочем, тут закономерно встает вопрос: если достичь совершенства невозможно, то не является ли стремление к нему какой-то невротической причудой? Действительно, если чего-то не может быть, потому что не может быть никогда, разве не глупо пытаться получить это? Желание найти философский камень, конечно, похвально, но не безумие ли потратить на это жизнь?

Да, наши родители задали нам поистине сфинксову задачку. Они сначала заставили нас чувствовать собственную несостоятельность, а по том поманили неким идеалом, которым, как им казалось, мы должны были быть. Нам же грезилось, что попади мы в этот идеал, в это придуманное для нас прокрустово ложе, и мы будем любимыми. Последнее же значило для нас, как мы теперь знаем, не просто чувство защищенности; ощущать себя любимыми значило для нас - быть первыми. Ведь мы всегда делили любовь родителей с кем-то - с родителями наших родителей, с нашими братьями и сестрами, с их делами, которым они отдавали свое время, наконец, с посторонними людьми, которыми наши родители восхищались.


Любовь - чувство эгоистическое. Если тебя любят, тебе хочется, чтобы тебя любили, во-первых, целиком, то есть за все, что ты делаешь и что собой представля ешь, а во-вторых, только тебя. Разумеется, родители не могли нам подарить такую полноту любви, а мы в свои юные годы не могли понять, что нельзя быть настолько идеальными, чтобы замкнуть на себя их целиком, так, что бы были только мы и они, наши родители, те, которые нам особенно и безгранично дороги.


Мы не нашли в своих родителях той полноты любви, на которую рассчитывали. То, что это невозможно в принципе, не было нам понятно, ведь ребенок не видит дальше собственного носа. Ему важно только то, что происходит с ним; ему кажется, что этим, собственно, окружающий мир и ограничивается. Вполне естественно, что, разочаровавшись в любви своих родителей, мы принялись конкурировать не только с другими людьми за любовь своих родителей, но и с самими родителями. Здесь, впрочем, мы снова оказались в заведомо проигрышной позиции.

Родители ощущались нами как инстанция силы и власти, ведь, в конечном счете, от них в нашей жизни зависело абсолютно все. А как можно бороться и соревноваться с тем, от кого ты находишься в полной зависимости, с тем, кто обладает над тобой всей полнотой власти? Разумеется, мы обрекли себя на поражение, которое, впрочем, не могли принять - вот и источник нашей хронической неудовлетворенности.

Мы продолжали бороться, а наши родители, чувствуя наше сопротивление, досадовали и злились. С какой стати было им соглашаться с тем, что мы - победители, а они - побежденные, что мы - сильнее и умнее, а они - слабее и глупее? Они просто физически не могли на это пойти и не шли, тем более что и они сами, в свою очередь, не были свободны от своего иерархического инстинкта.

Когда и эта затея, связанная с борьбой за лидерство в рамках отдельно взятой «ячейки общества», нам не удалась, сидящий в нас иерархический инстинкт сделал своеобразный ход конем. Осмыслив результаты своей попытки попасть в прокрустово ложе идеала, поняв, что родителей победить невозможно (они все равно и всегда будут «правы»), нам пришлось пойти на внутрипси-хические ухищрения. Мы «разместили» искомый идеал внутри себя и именно с ним начали свою конкурентную борьбу. Попытками достичь соответствия тому образу, который мы хотели, чтобы был нами, а не мечтой о нас, - вот чем мы занялись.

Так в нас появилась своеобразная линия го ризонта, за которой, как нам стало казаться, на ходится, спрятано от нас наше счастье. Если бы подсознание умело говорить (на что оно не способно по причине его биологической, а не социокультурной природы), то оно бы сказало: «Для счастья тебе необходимо совсем немного - ты должен быть на десять сантиметров выше, на десять сантиметров стройнее, у тебя должны быть другого цвета глаза и волосы, ты должен быть чуть-чуть умнее, чуть-чуть сообразительнее, чуть-чуть выдержаннее, чуть-чуть увереннее в себе и решительнее, более осведомленным и более начитанным, более...» Впрочем, в зависимости от ситуации оно стало бы говорить то одно, то другое, а потому в значительном числе случаев оно бы стало противоречить самому себе.

В общем, мы не только стали жить своим идеалом, мы еще и спутали самим себе все карты. Таким образом, наш личный идеал оказался вещью не только в принципе недостижимой, но еще и смутной, теряющейся в дымке жизненных обстоятельств. Но все это отнюдь не избавило нас от иерархического инстинкта, скорее наоборот, обострило и усилило его. Теперь остается помножить одно на другое, и мы получим хроническую неудовлетворенность, недовольство самими собой и всем тем, что мы делаем и чего мы достигаем.

Просто ради интереса спросите у себя, что вы должны были бы сделать и чего достичь, чтобы почувствовать себя полностью удовлетворенным и довольным жизнью человеком. Теперь представьте себег что вы это сделали - достигли того, чего хотели... Представьте хорошенько, проведите свой ближайший день так, словно бы эти цели действительно вами достигнуты. И сразу, или через день, или, в самом крайнем случае, спустя неделю-другую вы почувствуете, что удовлетворенности собой и своей жизнью нет и в помине. Вам снова кажется, что что-то не так, что где-то что-то недоделано, что к вам относятся не совсем так, как бы вам хотелось, да и вы сами - не тот, каким хотели бы быть.

Чувство неудовлетворенности, конечно, связано с нашими детскими мечтами и грезами, с идеалом, который мы себе придумали и которому пытались соответствовать. Но проблема больше и шире, она еще и в привычке чувствовать себя неудовлетворенным, а привычка эта сформировалась у нас много лет назад, в те годы, когда мы были детьми и очень хотели, чтобы родители любили нас по-настоящему и, что особенно важно, только нас.

Как же быть? Как избавиться от патологической привычки вечно чувствовать себя неудовлетворенным; от болезненного желания быть лучше, чем мы есть на самом деле; казаться, а не быть, достигать, а не делать? Это и просто, и сложно.

Во-первых, нужно понять, что мы бросились в погоню за фиктивным идеалом, которого нет и, главное, не может быть в действительности.

Во-вторых, мы должны признаться себе в том, что даже если мы достигнем своего идеала, нас не будут любить больше, чем нас любят теперь, а кроме этого нам, на самом-то деле, ничего и не хочется.

И наконец, в-третьих, нам необходимо осознать, что когда мы стремимся к своему идеалу, мы самолично расписываемся в том, что такие, какие мы есть, нас любить, по нашему мнению, не будут, а это безумие; и если же нас все-таки полюбят, когда мы достигнем некого идеала, то полюбят не нас самих, а наш «экспортный вариант».

Проще говоря, перед нами одна-единственная проблема - страх, что нас не будут лю бить, если мы не будем соответствовать некому идеалу, если мы не будем «первыми» и «луч шими». И как это всегда происходит со страхом, он ретируется только в тот момент, когда мы перестаем от него бегать и соглашаемся на то, чего мы пытаемся таким образом избежать. Иными словами, нам надо решиться и позволить себе не быть идеальными, не быть «первыми» и «лучшими». Нам надо разрешить себе быть самими собой.

Кажется, что такое разрешение - это чистой воды нелепость. Как можно разрешить себе то, что и так уже есть, ведь мы - это мы, и мы такие, какие мы есть. Что тут разрешать?! Но не будем торопиться с выводами. Всякая невротическая конструкция (а чувство неудовлетворенности собой - это именно невротическая конструкция) алогична, поэтому и разрешение невротического конфликта не может быть построено на аристотелевской логике, оно может быть только такой вот «бессмыслицей».


В данном случае эта «бессмыслица», способная обезо ружить невроз, выглядит следующим образом: откажи тесь от того, чтобы быть «первыми» и «лучшими», раз решите себе быть такими, какие вы на самом деле. Про сто выйдите из игры, снимите требования, которые вы предъявляете к себе, и получите удовольствие от созна ния того, кем вы являетесь, что вы делаете, что вам ин тересно и по-настоящему нужно. Научитесь любить себя так, как вы бы хотели, чтобы вас любили ваши родители, и тогда вечно голодный иерархический инстинкт, до сих пор пивший вашу кровь, отступит, а вы получите воз можность чувствовать себя счастливым человеком.

В норме отцовскими чувствами к дочери руководит уважение к ее юности и невинности. Если он сексуально счастлив с женой, его привязанность к дочери свободна от бессознательной сексуальной вины. Но в сексуально несчастной семье девочка невольно становится объектом, на который отец проецирует свое неисполненное сексуальное влечение, а мать - сексуальную вину. Мать начинает видеть в дочери проститутку, а отец - принцессу.

Александр Лоуэн


Любой невроз может пониматься как ошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства.

Ощущение обреченности, бессилия и усталости, периодически испытывает каждый человек, даже самый успешный. А некоторые из нас, находятся в нем постоянно. Это ощущение возникает у каждого по разным причинам, особенно если вы пытаетесь что-то изменить в своей жизни. Тут же появляется куча препятствий, осложнений и страхов. Вы пробуете и ничего не получается, у вас быстро опускаются руки, и теперь у вас есть оправдание. Вы хотя бы попробовали, и вы себя утешаете, что не вы один такой. Но чувство неудовлетворенности не проходит, и отравляет всю жизнь. Это тупик, и если вы не предпримите попытку выбраться из этого, вас засосет рутина.

Но не стоит сдаваться и опускать руки, есть хорошие советы, которые нам помогут.

- Определение целей.

Невозможно двигаться вперед, если вы не знаете куда идете. Сядьте, расслабьтесь, закройте глаза, отключите мысли. Прислушайтесь к своей душе, где вы видите себя через год, затем через 5 лет, если хотите, можете пойти дальше на 10, 20 лет вперед. Какой вы, какие люди вас окружают, чем вы занимаетесь? Потом запишите все, в будущем вы сможете добавлять элементы и образы, продумать все точнее, и сформировать свое будущее. Вселенная любит точность, а если вы сами не знаете что хотите изменить, то как вам это смогут дать. Когда появиться цель, если она ваша, вселенная подскажет, как правильно к ней идти.

- Заведите привычку планировать и вести дневник.

Очень часто мы распыляемся на ненужные вещи, и тратим много времени на ерунду. Возьмите себе в привычку планировать свой день, неделю и даже год. Я не имею в виду, что вы должны быть как робот, и жить по расписанию. Но систематизировать свою работу очень полезно. Если у вас будет приблизительный план на день, вам легче будет все успеть и ничего не забыть. Тем более если вы начинаете новую жизнь или бизнес. С помощью дневника вы будете видеть прогресс, которого вы достигли, или над чем еще надо поработать. Еще я советую, вести свой бюджет, записывайте свои траты. И вы увидите, что много лишних денег уходит на всякую ерунду, так было со мной.

- Медитации и расслабление

Я советую каждый вечер хотя бы перед сном, уделить 10-15 мин себе. Все мы живем в очень нервном и быстром темпе, часто работаем на износ, и не даем себе отдыха. То, что во время сна вы расслабляетесь, всего лишь иллюзия. Ваша нервная система еще больше работает и обрабатывает все, что с вами произошло. Поэтому уделите время медитации или хотя бы примите расслабляющую ванну. Медитировать не обязательно на что-то конкретное, просто послушайте музыку и избавьтесь от мыслей, отпустите все стрессы. После этого, с утра вам будет легче вставать и энергии будет намного больше. Я каждый вечер не только расслабляюсь, но и провожу технику прощения обидчика . Накопленные за день обиды и стрессы, я отпускаю с помощью этой техники, и отношение к ситуации меняется кардинально.

- Просите и вам помогут.

Когда мы в депрессии или отчаянии, нам очень нужна поддержка близких и друзей. Или хотя бы кто-то кто сможет поддержать в трудную минуту. Но очень часто мы этого не получаем и сильно злимся. Но мы сами виноваты, близкие не экстрасенсы и у них тоже есть свои проблемы, из-за которых они не замечают наших. Учитесь говорить о своих потребностях, не стесняйтесь. Просите о помощи, просите совета, возможно, ваши близкие знают, как выйти из этой ситуации. Или же они просто вдохновят и развеселят вас. Если рядом нет близких людей, можно обратиться к психологу специализирующемуся на критических состояниях, или посетить тренинги на эту тему. Главное не замыкайтесь в себе.

- Займитесь любимым делом.

Обычно погрязание в неудовлетворенности, это следствие творческого кризиса и как следствие большой потери энергии. Скорее всего, вы занимаетесь не любимым делом, и ваша душа мучается. Нам всем нужна отдушина от нашего жестокого мира. Позвольте себе побыть собой, займитесь тем, чем давно хотели. А еще лучше почаще впадайте в детство, это быстрый способ восстановления энергии. Подурачьтесь, поиграйте с детьми, попрыгайте на батуте, попускайте мыльные пузыри и т.д.

- Пересмотрите свое отношение к жизни.

Это касается всех сфер, вам нужно проанализировать свою жизнь. Составьте список всего, что вас не устраивает. Внимательно проанализируйте, многое в нашей жизни навязано нам родителями и социумом. Научитесь прислушиваться к своим потребностям, а не к чужим. Научитесь говорить нет, отпускайте чувство вины, избавляйтесь от страха осуждения. Люди, которые искренне вас любят, примут вас таким. Я когда прошла через эту болезненную операцию, вначале было очень тяжело и страшно. Так хочется вернуть все прошлое, где все было плохо, но зато привычно. Нет, раз мы хотим духовного роста и радости в жизни, мы должны думать в первую очередь о себе. Учитесь радоваться тому, что у вас есть. Наш мозг устроен так, что мы все видим в черно-белом цвете. Однако его можно перевоспитать, каждый вечер благодарите вселенную за все, что у вас есть, вспоминайте только хорошее. Вначале тяжело, но если есть огромное желание и настойчивость, то результаты будут потрясающими.

Чувство хронической неудовлетворенности

Чувство неудовлетворенности собой, жизнью и тем, что ты делаешь, знакомо каждому человеку. Иногда закрадывается мысль, что не испытывать этих чувств – значит быть самодовольным глупцом, непроходимым тупицей. Как вообще можно удовлетворяться тем, что ты делаешь? Недаром же блистательному Сальвадору Дали принадлежит острый афоризм: «Не бойтесь стремиться к совершенству, вы его все равно не достигнете». Впрочем, тут закономерно встает вопрос: если достичь совершенства невозможно, то не является ли стремление к нему какой-то невротической причудой? Действительно, если чего-то не может быть, потому что не может быть никогда, разве не глупо пытаться получить это? Желание найти философский камень, конечно, похвально, но не безумие ли потратить на это жизнь?

Да, наши родители задали нам поистине сфинксову задачку. Они сначала заставили нас чувствовать собственную несостоятельность, а по том поманили неким идеалом, которым, как им казалось, мы должны были быть. Нам же грезилось, что попади мы в этот идеал, в это придуманное для нас прокрустово ложе, и мы будем любимыми. Последнее же значило для нас, как мы теперь знаем, не просто чувство защищенности; ощущать себя любимыми значило для нас – быть первыми. Ведь мы всегда делили любовь родителей с кем-то – с родителями наших родителей, с нашими братьями и сестрами, с их делами, которым они отдавали свое время, наконец, с посторонними людьми, которыми наши родители восхищались.


Любовь – чувство эгоистическое. Если тебя любят, тебе хочется, чтобы тебя любили, во-первых, целиком, то есть за все, что ты делаешь и что собой представля ешь, а во-вторых, только тебя. Разумеется, родители не могли нам подарить такую полноту любви, а мы в свои юные годы не могли понять, что нельзя быть настолько идеальными, чтобы замкнуть на себя их целиком, так, что бы были только мы и они, наши родители, те, которые нам особенно и безгранично дороги.


Мы не нашли в своих родителях той полноты любви, на которую рассчитывали. То, что это невозможно в принципе, не было нам понятно, ведь ребенок не видит дальше собственного носа. Ему важно только то, что происходит с ним; ему кажется, что этим, собственно, окружающий мир и ограничивается. Вполне естественно, что, разочаровавшись в любви своих родителей, мы принялись конкурировать не только с другими людьми за любовь своих родителей, но и с самими родителями. Здесь, впрочем, мы снова оказались в заведомо проигрышной позиции.

Родители ощущались нами как инстанция силы и власти, ведь, в конечном счете, от них в нашей жизни зависело абсолютно все. А как можно бороться и соревноваться с тем, от кого ты находишься в полной зависимости, с тем, кто обладает над тобой всей полнотой власти? Разумеется, мы обрекли себя на поражение, которое, впрочем, не могли принять – вот и источник нашей хронической неудовлетворенности.

Мы продолжали бороться, а наши родители, чувствуя наше сопротивление, досадовали и злились. С какой стати было им соглашаться с тем, что мы – победители, а они – побежденные, что мы – сильнее и умнее, а они – слабее и глупее? Они просто физически не могли на это пойти и не шли, тем более что и они сами, в свою очередь, не были свободны от своего иерархического инстинкта.

Когда и эта затея, связанная с борьбой за лидерство в рамках отдельно взятой «ячейки общества», нам не удалась, сидящий в нас иерархический инстинкт сделал своеобразный ход конем. Осмыслив результаты своей попытки попасть в прокрустово ложе идеала, поняв, что родителей победить невозможно (они все равно и всегда будут «правы»), нам пришлось пойти на внутрипси-хические ухищрения. Мы «разместили» искомый идеал внутри себя и именно с ним начали свою конкурентную борьбу. Попытками достичь соответствия тому образу, который мы хотели, чтобы был нами, а не мечтой о нас, – вот чем мы занялись.

Так в нас появилась своеобразная линия го ризонта, за которой, как нам стало казаться, на ходится, спрятано от нас наше счастье. Если бы подсознание умело говорить (на что оно не способно по причине его биологической, а не социокультурной природы), то оно бы сказало: «Для счастья тебе необходимо совсем немного – ты должен быть на десять сантиметров выше, на десять сантиметров стройнее, у тебя должны быть другого цвета глаза и волосы, ты должен быть чуть-чуть умнее, чуть-чуть сообразительнее, чуть-чуть выдержаннее, чуть-чуть увереннее в себе и решительнее, более осведомленным и более начитанным, более...» Впрочем, в зависимости от ситуации оно стало бы говорить то одно, то другое, а потому в значительном числе случаев оно бы стало противоречить самому себе.

В общем, мы не только стали жить своим идеалом, мы еще и спутали самим себе все карты. Таким образом, наш личный идеал оказался вещью не только в принципе недостижимой, но еще и смутной, теряющейся в дымке жизненных обстоятельств. Но все это отнюдь не избавило нас от иерархического инстинкта, скорее наоборот, обострило и усилило его. Теперь остается помножить одно на другое, и мы получим хроническую неудовлетворенность, недовольство самими собой и всем тем, что мы делаем и чего мы достигаем.

Просто ради интереса спросите у себя, что вы должны были бы сделать и чего достичь, чтобы почувствовать себя полностью удовлетворенным и довольным жизнью человеком. Теперь представьте себег что вы это сделали – достигли того, чего хотели... Представьте хорошенько, проведите свой ближайший день так, словно бы эти цели действительно вами достигнуты. И сразу, или через день, или, в самом крайнем случае, спустя неделю-другую вы почувствуете, что удовлетворенности собой и своей жизнью нет и в помине. Вам снова кажется, что что-то не так, что где-то что-то недоделано, что к вам относятся не совсем так, как бы вам хотелось, да и вы сами – не тот, каким хотели бы быть.

Чувство неудовлетворенности, конечно, связано с нашими детскими мечтами и грезами, с идеалом, который мы себе придумали и которому пытались соответствовать. Но проблема больше и шире, она еще и в привычке чувствовать себя неудовлетворенным, а привычка эта сформировалась у нас много лет назад, в те годы, когда мы были детьми и очень хотели, чтобы родители любили нас по-настоящему и, что особенно важно, только нас.

Как же быть? Как избавиться от патологической привычки вечно чувствовать себя неудовлетворенным; от болезненного желания быть лучше, чем мы есть на самом деле; казаться, а не быть, достигать, а не делать? Это и просто, и сложно.

Во-первых, нужно понять, что мы бросились в погоню за фиктивным идеалом, которого нет и, главное, не может быть в действительности.

Во-вторых, мы должны признаться себе в том, что даже если мы достигнем своего идеала, нас не будут любить больше, чем нас любят теперь, а кроме этого нам, на самом-то деле, ничего и не хочется.

И наконец, в-третьих, нам необходимо осознать, что когда мы стремимся к своему идеалу, мы самолично расписываемся в том, что такие, какие мы есть, нас любить, по нашему мнению, не будут, а это безумие; и если же нас все-таки полюбят, когда мы достигнем некого идеала, то полюбят не нас самих, а наш «экспортный вариант».

Проще говоря, перед нами одна-единственная проблема – страх, что нас не будут лю бить, если мы не будем соответствовать некому идеалу, если мы не будем «первыми» и «луч шими». И как это всегда происходит со страхом, он ретируется только в тот момент, когда мы перестаем от него бегать и соглашаемся на то, чего мы пытаемся таким образом избежать. Иными словами, нам надо решиться и позволить себе не

быть идеальными, не быть «первыми» и «лучшими». Нам надо разрешить себе быть самими собой.

Кажется, что такое разрешение – это чистой воды нелепость. Как можно разрешить себе то, что и так уже есть, ведь мы – это мы, и мы такие, какие мы есть. Что тут разрешать?! Но не будем торопиться с выводами. Всякая невротическая конструкция (а чувство неудовлетворенности собой – это именно невротическая конструкция) алогична, поэтому и разрешение невротического конфликта не может быть построено на аристотелевской логике, оно может быть только такой вот «бессмыслицей».


В данном случае эта «бессмыслица», способная обезо ружить невроз, выглядит следующим образом: откажи тесь от того, чтобы быть «первыми» и «лучшими», раз решите себе быть такими, какие вы на самом деле. Про сто выйдите из игры, снимите требования, которые вы предъявляете к себе, и получите удовольствие от созна ния того, кем вы являетесь, что вы делаете, что вам ин тересно и по-настоящему нужно. Научитесь любить себя так, как вы бы хотели, чтобы вас любили ваши родители, и тогда вечно голодный иерархический инстинкт, до сих пор пивший вашу кровь, отступит, а вы получите воз можность чувствовать себя счастливым человеком.


В норме отцовскими чувствами к дочери руководит уважение к ее юности и невинности. Если он сексуально счастлив с женой, его привязанность к дочери свободна от бессознательной сексуальной вины. Но в сексуально несчастной семье девочка невольно становится объектом, на который отец проецирует свое неисполненное сексуальное влечение, а мать – сексуальную вину. Мать начинает видеть в дочери проститутку, а отец – принцессу.

Александр Лоуэн


Любой невроз может пониматься как ошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства.

Альфред Адлер


| |