Думаем, вы нечасто обращаете внимание на то, сколько вдохов вы делаете в минуту. Для взрослых здоровых людей такая величина, как частота дыхательных движений, не слишком актуальна. Чего нельзя сказать о новорожденных: частота дыхания у детей не зря является одним из важнейших показателей самочувствия и развития, позволяя отслеживать и вовремя реагировать на различные заболевания и патологии.

Как и зачем надо считать ЧДД?

Начнем с того, что при любом терапевтическом осмотре врачи проверяют ЧДД новорожденного вместе с пульсом: вот насколько данная величина важна в оценке состояния малышей. Дело в том, что младенец не сможет вам сказать, что с ним что-то не так, и порой отклонение в частоте дыхания является единственным признаком развивающегося заболевания. Но до того как делать какие-либо выводы о здоровье вашего крохи, нужно научиться эту информацию собирать.

При подсчете ЧД грудничка важно соблюсти несколько моментов, чтобы данные были достоверными, а в остальном процедура элементарна и займет буквально минуту.

  • Считайте частоту дыхания только в состоянии покоя. Если ребенок активно крутится, ползает или ходит, дыхание будет учащенным. Если малыш разнервничался, перевозбудился или плачет, частота дыхания также увеличится. Легче всего будет определить величину во сне, когда информацию ничто не будет искажать.
  • Считайте количество вдохов за минуту. Если вы посчитаете вдохи за 30 секунд и умножите на 2, информация может быть неверной из-за аритмического дыхания, свойственного новорожденным.
  • При подсчете можно не использовать никаких дополнительных приспособлений. У грудничков движения грудной клетки и диафрагмы проявляются отчетливо, поэтому подсчитать ЧД у новорожденного можно, даже его не касаясь.

Получив данные, вы можете запаниковать: тут и нереальные цифры, и аритмия, и непонятные задержки в дыхании! Стоит ли бить тревогу и идти к врачу или ситуация развивается в пределах нормы?

Идеальный расклад

Конечно, есть определенная установленная норма частоты дыхания для различных возрастов, которую ниже мы представим в виде таблицы, и именно от данной информации можно отталкиваться, оценивая состояние малыша. Так, если у новорожденного до года ЧДД составляет 50 вдохов в минуту, то переживать не стоит, а вот если речь идет о двухлетнем ребенке в состоянии покоя, то это уже ненормально.


Но к правильному дыханию относится не только количественный, но и качественный фактор, который в таблицу обычно не включают. Считается, что оптимальным дыханием является смешанное: это когда ребенок может переключаться с грудного типа на брюшной и обратно. Так легкие максимально вентилируются, что не дает установиться в них среде, благоприятной для размножения вредоносных микроорганизмов. Вот только стоит учесть, что для новорожденных дыхание диафрагмой типичнее грудного, поэтому паника в случае недостаточного проявления последнего будет неоправданной.

К тому же, мы привыкли, что дышать правильно – это делать глубокий плавный вдох и размеренный выдох, и, конечно же, такой расклад является идеальным и для малышей. Но из-за особенностей организма новорожденных такая картина довольно редка, а отклонения от нормы «глубокий вдох – плавный выдох» заставляют родителей переживать и волноваться. Но стоит ли?

Носовые ходы у новорожденных узкие и легко забиваются, а ртом малыши дышать не могут, что приводит к одышке, сопению и хрипению особенно во сне. Вот почему так важно чистить младенцам носик от пыли и грязи и не допускать сильного отека слизистой.

Опасно ли периодическое дыхание?

Синдром Чейна-Стокса, или периодическое дыхание, характерен для недоношенных деток, хотя и у родившихся в срок встречается нередко. При таком дыхательном процессе малыш дышит редко и поверхностно, затем переходит к более частым и глубоким вдохам, после достижения пикового вдоха опять дышит реже и поверхностнее, а затем наступает непродолжительная задержка. Со стороны может показаться, что это какой-то приступ, и ребенку срочно нужна помощь, но если отойти от понятия «взрослой» нормы, то окажется, что ничего страшного здесь нет. Обычно подобный тип дыхания уже к месяцу несколько выравнивается, а к году от него не остается и следа. Зато сколько нервов периодическое дыхание отнимает у неподготовленных родителей!

Даже когда проблемы со здоровьем нет, учащенное дыхание новорожденного означает, что грудничок дышит поверхностно, а значит, легкие вентилируются недостаточно тщательно.

Риски частого, редкого дыхания и паузы

Если частое, брюшное и даже аритмичное дыхание у детей является нормой, то как понять, что возникла проблема, и не упустить момент?

Учащенное дыхание (тахипноэ) будет считаться критическим при отклонении от возрастной нормы на 20%. Данное состояние может свидетельствовать о ряде заболеваний: от простуды, гриппа, ложного крупа и бронхита до серьезных инфекций, а также легочных и сердечных патологий. В большинстве случаев учащенное дыхание, которое должно вызвать у вас опасение, будет сопровождаться одышкой или сопением малыша.

Замедленное дыхание (брадипноэ) для грудничков несвойственно. Если вы насчитали вдохов меньше нормы, это может быть признаком развивающегося менингита, но, скорее всего, ваш ребенок растет, и частота дыхания ребенка снижается именно из-за этого. Говорить о замедлении, опять же, можно только в случае если показатели ниже возрастной нормы на 20%.

Задержка дыхания (апноэ) – абсолютно нормальное явление, особенно если речь идет о периодическом дыхании, но при этом она не должна превышать 10-15 секунд. Если малыш не дышит дольше 20 секунд и приступ сопровождается бледностью, аритмичным пульсом и посинением кончиков пальцев и губ, то следует незамедлительно вызвать скорую: такая ситуация далека от нормы, и ребенку необходимо обследование.

Если ребенок родился недоношенным, то лучше сразу узнать, как действовать при апноэ, чтобы не впасть в ступор, когда он на время перестанет дышать. Если не укладывать ребенка на спину во время сна и знать базовые приемы провоцирования вдоха вроде простого массажа или сбрызгивания холодной водой, такие моменты не доставят много хлопот ни грудничку, ни вам.

Сколько вдохов ваш малыш делает за минуту, однозначно надо отслеживать на регулярной основе. Конечно, только вам придется решать, справитесь ли вы сами или вызовете врача, но, надеемся, информация в статье поможет вам принять правильное решение.

Соотношение ЧДД и ЧСС у здоровых детей на первом году жизни составляет 3-3,5, т.е. на одно дыхательное движение приходится 3-3,5 сердечных сокращения, у детей старшего года – 5 сердечных сокращений.

Пальпация.

Для пальпации грудной клетки обе ладони симметрично прикладывают к исследуемым участкам. Сдавливая грудную клетку спереди назад и с боков, определяют её резистентность. Чем меньше возраст ребёнка, тем более податлива грудная клетка. При повышенном сопротивлении грудной клетки говорят о ригидности.

Голосовое дрожание – резонансная вибрация грудной стенки пациента при произнесении им звуков (предпочтительно низкочастотных), ощущаемая рукой при пальпации. Для оценки голосового дрожания ладони также располагают симметрично. Затем ребёнку предлагают произнести слова, вызывающие максимальную вибрацию голосовых связок и резонирующих структур (например, «тридцать три», «сорок четыре» и т.д.). У детей раннего возраста голосовое дрожание можно исследовать во время крика или плача.

Перкуссия.

При перкуссии лёгких важно, чтобы положение ребёнка было правильным, обеспечивающим симметричность расположения обеих половин грудной клетки. При неправильном положении перкуторный звук на симметричных участках будет неодинаковым, что может дать повод к ошибочной оценке полученных данных. При перкуссии спины целесообразно предложить ребёнку скрестить руки на груди и одновременно слегка нагнуться вперёд; при перкуссии передней поверхности грудной клетки ребёнок опускает руки вдоль туловища. Переднюю поверхность грудной клетки у детей раннего возраста удобнее перкутировать, когда ребёнок лежит на спине. Для перкуссии спины ребёнка сажают, причем маленьких детей кто-нибудь должен поддерживать. Если ребёнок ещё не умеет держать голову, его можно перкутировать, положив животом на горизонтальную поверхность или свою левую руку.

Различают непосредственную и опосредованную перкуссию.

Непосредственная перкуссия – перкуссия с выстукиванием согнутым пальцем (чаще средним или указательным) непосредственно по поверхности тела пациента. Непосредственную перкуссию чаще применяют при обследовании детей раннего возраста.

Опосредованная перкуссия – перкуссия пальцем по пальцу другой руки (обычно по фаланге среднего пальца левой кисти), плотно приложенному ладонной поверхностью к исследуемому участку поверхности тела пациента. Традиционно перкуссионные удары наносят средним пальцем правой руки.

Перкуссию у детей раннего возраста следует проводить слабыми ударами, так как вследствие эластичности грудной клетки и её малых размеров перкуторные сотрясения слишком легко передаются на отдалённые участки.

Так как межребёрные промежутки у детей узкие (по сравнению со взрослыми), палец-плессиметр следует располагать перпендикулярно рёбрам.

При перкуссии здоровых лёгких получается ясный лёгочный звук. На высоте вдоха этот звук становится ещё более ясным, на пике выдоха несколько укорачивается. На разных участках перкуторный звук не одинаков. Справа в нижних отделах из-за близости печени звук укорочен, слева вследствие близости желудка принимает тимпанический оттенок (так называемое пространство Траубе).

Аускультация.

При аускультации положение ребёнка такое же, как и при перкуссии. Выслушивают симметричные участки обоих лёгких. В норме у детей до 6 месяцев выслушивают ослабленное везикулярное дыхание, с 6-ти месяцев до 6 лет – пуэрильное (дыхательный шум более громкий и продолжительный в течение обеих фаз дыхания).

Особенности строения органов дыхания у детей, обусловливающие наличие пуэрильного дыхания, перечислены ниже.

Большая эластичность и малая толщина стенки грудной клетки, увеличивающие её вибрацию.

Значительное развитие интерстициальной ткани, уменьшающий воздушность ткани лёгких.

После 6-ти лет дыхание у детей постепенно приобретает характер везикулярного, взрослого типа.

Бронхофония – проведение звуковой волны с бронхов на грудную клетку, определяемое при помощи аускультации. Пациент шёпотом произности слова, содержащие звуки «ш» и «ч» (например, «чашка чая»). Бронхофонию обязательно исследуют над симметричными участками лёгких.

Инструментальные и лабораторные исследования.

Клинический анализ крови позволяет уточнить степень активности воспаления, анемии, уровень эозинофилии (косвенный признак аллергического воспаления).

Посев мокроты из трахеального аспирата, промывных вод бронхов, (мазки из зева отражают микрофлору только верхних дыхательных путей) позволяет выявить возбудитель респираторного заболевания (диагностический титр при полуколичественном методе исследования – 10 5 – 10 6), определить чувствительность к антибиотикам.

Цитоморфологическое исследование мокроты , полученной путем забора трахеального аспирата или при проведении бронхоальвеолярного лаважа позволяет уточнить характер воспаления (инфекционное, аллергическое), степень активности воспалительного процесса, провести микробиологическое, биохимическое и иммунологическое исследование полученного материала.

Пункция плевральной полости проводится при экссудативных плевритах и других значительных скоплениях жидкости в плевральной полости; позволяет провести биохимическое, бактериологическое и серологическое исследование полученного при пункции материала.

Рентгенологические метод:

Рентгенография – основной метод рентгенодиагностики в педиатрии; проводится снимок в прямой проекции на вдохе; по показаниям проводится снимок в боковой проекции;

Рентгеноскопия – даёт большую лучевую нагрузку и поэтому должна проводится только по строгим показаниям: выяснение подвижности средостения при дыхании (подозрение на инородное тело), оценка движения куполов диафрагмы (парез, диафрагмальная грыжа) и при ряде других состояний и заболеваний;

Томография – позволяет увидеть мелкие или сливающие между собой детали поражения лёгких и лимфатические узлы; при большей лучевой нагрузке уступает по разрешающей способности компьютерной томографии;

Компьютерная томография (используются в основном поперечные срезы) – даёт богатую информацию и в настоящее время все чаще заменяет томографию и бронхографию.

Бронхоскопия - метод визуальной оценки внутренней поверхности трахеи и бронхов, Проводится ригидным бронхоскопом (под наркозом) и фибробронхоскопом с волокнистой оптикой (под местной анестезией).

Бронхоскопия - инвазивный метод и должен проводиться только при наличии бесспорных показаний.

- П о к а з а н и я м и для проведения диагностической бронхоскопии являются:

Подозрение на врожденные пороки;

Аспирация инородного тела или подозрение на неё;

Подозрение на хроническую аспирацию пищи (лаваж с определением наличия жира в альвеолярных макрофагах);

Необходимость визуализации характера эндобронхиальных изменений при хронических заболеваниях бронхов и лёгких;

Проведение биопсии слизистой оболочки бронха или трансбронхиальной биопсии легкого.

Помимо диагностической, бронхоскопию, по показаниям, используют с лечебной целью: санация бронхов с введением антибиотиков и муколитиков, дренирование абсцесса.

Во время бронхоскопии возможно проведение б р о н х о а л ь в о л я р н о г о л а в а ж а (БАЛ) – промывание периферических отделов бронхов большим объемом изотонического раствора натрия хлорида, что даёт важную информацию при подозрении на альвеолиты, саркоидоз, гемосидероз легких и некоторые другие редкие заболевания легких.

Бронхография - контрастирование бронхов с целью определения их строения, контуров. Бронхография не является первичным диагностическим исследованием. В настоящее время используется в основном для оценки распространенности поражения бронхов и возможности хирургического лечения, уточнения формы и локализации врожденного порока.

Пневмосцинтиграфия - используется для оценки капиллярного кровотока в малом круге кровообращения.

Исследование функций органов дыхания. В клинической практике наиболее широко используют вентиляционную функцию легких, что методически более доступно. Нарушение вентиляционной функции легких может быть по о б с т р у к т и в н о м у (нарушение прохождения воздуха по бронхиальному дереву), р е с т р и к т и в н о м у (уменьшение площади газообмена, снижение растяжимости легочной ткани) и к о м б и н и р о в а н н о м у типу. Функциональное исследование позволяет дифференцировать виды недостаточности внешнего дыхания, формы вентиляционной недостаточности; обнаружить нарушения, не выявляемые клинически; оценивать эффективность проводимого лечения.

Для исследования вентиляционной функции лёгких используют спирографию и пневмотахометрию.

Спирография даёт представление о вентиляционных нарушениях, степени и форме этих нарушений.

Пневмотахиметрия даёт кривую выдоха ФЖЕЛ, по которой рассчитывают около 20 параметров как в абсолютных значениях, так и в % от должных величин.

Функциональные пробы на реактивность бронхов. Ингаляционные фармакологические пробы проводят с β 2 -адреномиметиками, для определения скрытого бронхоспазма или подбора адекватной спазмолитической терапии. Исследование ФВД проводят до и через 20 минут после ингаляции 1 дозы препарата.

Аллергические пробы.

Применяют кожные (аппликационные, скарификационные), внутрикожные и провокационные пробы с аллергенами. Определяют общее содержание IgE и наличие специфических имуноглобулинов к различным аллергенам.

Определение газового состава крови.

Определяют р а О и р а СО 2 , а также рН капиллярной крови. При необходимости длительного непрерывного наблюдения за газовым составом крови проводят чрескожное определение насыщения крови кислородом (S 2 O 2) в динамике при дыхательной недостаточности.

Программные тесты

Нормальная частота дыхания (ЧД) в покое составляет у взрослого человека 12 - 18 в 1 минуту.

У детей более поверхностное и частое, чем у взрослых.

У новорожденных ЧД 60 в 1 мин.

У детей 5 лет ЧД - 25 в 1 мин.

Глубина дыхания

Глубину дыхательных движений определяет по амплитуде экскурсий грудной клетки с помощью специальных методов.

Давление в плевральной щели и в средостении в норме всегда отрицательное .

Во время спокойного вдоха плевральной щели оно на 9 мм. рт. ст. ниже атмосферного давления, а вовремя спокойного выдоха на 6 мм. ртутного столба.

Отрицательное давление (внутригрудное) играет значительную роль в гемодинамике, обеспечивая венозный возврат крови к сердцу и улучшая кровообращение в легочном круге, особенно в фазу вдоха. Оно также способствует продвижению пищевого комка по пищеводу в нижнем отделе, которого давление на 3,5 мм. рт. ст. ниже атмосферного.

Газообмен в легких (2 фаза дыхания)

– это газообмен между альвеолярным воздухом и кровью легочных капилляров.

В альвеолах – легочных пузырьках находится альвеолярный воздух. Стенка альвеолы состоит из одного слоя клеток, легко проходимого для газов. Альвеолы оплетены густой сетью кровеносных легочных капилляров, что сильно увели­чивает площадь, на которой совершается газообмен между воздухом и кровью.

Стенка легочных капилляров тоже состоит из одного слоя клеток. Обмен газов между кровью и альвеолярным воздухом осуществляется через мембраны образованные однослойным эпителием капилляров и альвеол.

Газообмен в легких между альвеолярным воздухом и кровью осуществляется вследствие разности парциального давления кислорода и углекислого газа в альвеолах и напряжения этих газов в крови.

Напряжение – это парциальное давление газа в жидкости.

Каждый из этих газов переходит из области большего парциального давления в область меньшего парциального давления.

Венозная кровь имеет большее парциальное давление углекислого газа, чем в крови, поэтому углекислый газ движется из области большего давления в область меньшего давления – из крови в альвеолярный воздух, и кровь отдает углекислый газ.

Парциальное давление кислорода больше в альвеолярном воздухе, чем в крови, поэтому молекулы кислорода движутся из области большего давления в область меньшего давления – из альвеолярного воздуха в кровь легочных капилляров, и кровь становится артериальной.

Вдыхаемый (атмосферный) воздух содержит:

    20,94 % кислорода;

    0,03 % углекислого газа;

    79,03 % азота.

Выдыхаемый воздух содержит:

    16, 3 % кислорода;

    4 % углекислого газа;

    79,7 % азота.

Альвеолярный воздух содержит:

      14,2 – 14,6 % кислорода;

      5,2 – 5,7 % углекислого газа;

      79,7 - 80 % азота.

Транспорт газов кровью (3 фаза дыхания)

Эта фаза включает транспорт кровью кислорода и углекислого газа.

Транспорт кислорода

Кислород транспортируется от легких к тканям.

Осуществляется одним способом - с помощью соединения кислорода с гемоглобином – оксигемоглобина.

Нb + О 2 ↔ НbО 2 ксигемоглобин )

Оксигемоглобин – это нестойкое легко распадающееся соединение.

Образуется оксигемоглобин в легких – при соединении гемоглобина крови легочных капилляров с кислородом альвеолярного воздуха. При этом кровь становится артериальной.

Одна молекула гемоглобина соединяется с 4 молекулами кислорода с помощью 4 атомов железа, содержащихся в геме.

А распадается оксигемоглобин в капиллярах большого круга кровообращения, когда кровь отдает тканям кислород.

Транспорт углекислого газа

Показания:

Здоровым людям для оценки состояния дыхательной системы;

Заболевания органов дыхания.

Противопоказания: нет.

Оснащение:

Часы с секундной стрелкой или секундомер

Температурный лист

Ручка с синим стержнем.

Подготовка пациента:

Подсчет ЧДД проводится без информирования пациента об исследовании частоты дыхания.

Подготовка медсестры и безопасность на рабочем месте:

Спец. одежда: халат, чепчик, вторая обувь

Средства индивидуальной защиты: перчатки, маска (в период эпидемии гриппа)

Ход манипуляции:

1. Вымойте и осушите руки.

2. Придайте удобное положение пациенту сидя или лежа, чтобы вы видели верхнюю часть грудной клетки.

3. Возьмите руку пациента, как для исследования пульса на лучевой артерии, чтобы пациент думал, что вы исследуете пульс.

4. Смотрите на грудную клетку: вы увидите, как она понимается и опускается. Если этого не видно, то положите руку на грудь (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента, имитируя исследование пульса.

5. Подсчитайте частоту за 1 минуту (только количество вдохов), пользуясь секундомером.

7. Объясните пациенту, что ему подсчитали частоту дыхательных движений и сообщите пациенту результаты исследования.

8. Зарегистрируйте полученный результат в температурном листе.

Обработка рабочего места и инструментария: Нет.

Техника безопасности медсестры после окончания манипуляции: Вымойте и осушите руки.

Осложнения: Нет.

Оценка достигнутых результатов: пульс подсчитан, данные занесены в температурный лист.

Запомните :

В норме частота дыхательных движений составляет 16–20 в минуту, причем у женщин на 2-4 дыхания чаще, чем у мужчин. При повышении температуры тела на 1 градус дыхание учащается в среднем на 4 дыхательных движения.

Учащение ЧДД – тахипноэ.

Урежение ЧДД – брадипноэ.

Остановка дыхания – апноэ.

У здорового человека можно выделить три физиологических типа дыхания в зависимости от пола: брюшное дыхание – чаще встречается у мужчин; грудное дыхание – у женщин, смешанное дыхание – у детей.

Различают дыхание поверхностное и глубокое . Поверхностное может быть неслышным на расстоянии или слегка слышным. Оно часто сочетается с патологическим учащением дыхания. Глубокое дыхание, слышимое на расстоянии, чаще связано с патологическим урежением дыхания.

При расстройстве частоты ритма и глубины дыхания возникает одышка. Одышка – субъективное ощущение нехватки воздуха.

1. Физиологическая – у здоровых людей после физической нагрузки;

2. Патологическая – при различных заболеваниях:

а) инспираторная – затруднен вдох

б) экспираторная – затруднен выдох

в) смешанная – затруднены вдох и выдох.

Быстро развивающаяся одышка называется удушьем.

Патологические типы дыхания:

1. Дыхание Куссмауля – редкое, глубокое, шумное, наблюдается при глубокой коме.

2. Дыхание Биотта – периодическое дыхание, при котором происходит правильное чередование периода поверхностных дыхательных движений и пауз, равных по продолжительности (от нескольких секунд до минуты).

3. Дыхание Чейна-Стокса – характеризуется периодом нарастания частоты и глубины дыхания, которое достигает максимума на 5-7-м дыхании, с последующим периодом убывания частоты и глубины дыхания и очередной длительной паузой, равной по продолжительности (от нескольких секунд до минуты). Во время паузы пациенты плохо ориентируются в окружающей среде или теряют сознание, которое восстанавливается при возобновлении дыхательных движений.


Похожая информация:

  1. B. Призма поглощает белый свет одной длины волны, а излучает свет с разными длинами волн. Г. Призма поглощает белый свет одной частоты, а излучает свет разных частот

Умеете ли вы правильно дышать? Это очень важно, ведь воздух - то самое топливо, на котором работает наш организм. От качества и количества этого топлива зависит и жизнь, и здоровье.

Конечно, лучше дышать чистым воздухом, а не смесью угарных газов и пыли, которые составляют атмосферу мегаполиса. Однако остановимся подробнее не на химии, а на физике дыхания.

Частота, глубина, ритм

Проверьте, правильно ли вы дышите. Возьмите часы с секундной стрелкой, сядьте ровно и считайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты. Так вы определите частоту дыхания.

Среднестатистический взрослый дышит с частотой от 14 до 18 вдохов в минуту. Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту - значит, вы хорошо тренированный и выносливый человек со здоровыми органами дыхания. Снижается частота дыхания также во сне - уменьшается до 12-14 в минуту. Более 18 вдохов в минуту - это повод для беспокойства. Значит, ваши дыхательные движения не обеспечивают легкие достаточным количеством воздуха, и дыхательный центр дает сигналы к пополнению запасов чаще, чем это должно быть в норме. Нужно найти причину, мешающую вам вдохнуть полной грудью. Может, вы часами сидите за компьютером? Или только что слишком плотно поели? А может, просто слегка разволновались, проводя исследование собственного дыхания? Частота вдохов-выдохов может увеличиваться при повышении температуры и при различных заболеваниях легочной и сердечной системы.

Следующий показатель - глубина дыхания, то есть объемы вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Дыхательный объем - это объем воздуха, вдыхаемый за один вдох. В состоянии покоя у взрослого человека он равен приблизительно 500 см3. Столько же воздуха выходит из легких при спокойном выдохе. Если сразу же после спокойного вдоха, не выдыхая, сделать дополнительный глубокий вдох, то в легкие поступит еще около 1500 см3 воздуха, что и составляет дополнительный, или резервный, объем вдоха. Если же после спокойного выдоха сделать дополнительный глубокий выдох, то при максимальном усилии можно выдохнуть еще около 1500 см3, что и составит резервный объем выдоха. Суммируя эти величины, можно определить так называемую жизненную емкость своих легких. Жизненная емкость легких варьирует в зависимости от возраста, пола, тренированности человека и может достигать 5000 см3. К сожалению, самостоятельно получить показатели объема своих легких не получится, - для этого нужны специальные приборы.

Теперь проследите за ритмом дыхания: соотношением вдоха и выдоха, расстановкой пауз в этом цикле. В норме промежутки времени между вдохами и выдохами должны быть равными, с одинаковой глубиной и продолжительностью вдоха и выдоха.

Кстати, по ритму дыхания можно судить о вашей работоспособности в конкретный момент. Удлиненный вдох - пауза - короткий выдох: это дыхание бодрого человека, такой, как говорится, сию минуту «готов к труду и обороне». Короткий энергичный вдох - растянутый выдох - пауза: это дыхание утомленного человека. С помощью такого ритма нервная система расслабляет мышцы, избавляясь от внутреннего напряжения. Часто вздыхаете без видимой причины? Это организм пытается напомнить, что пора отдохнуть. Не пренебрегайте его подсказкой - и вам не грозит хроническая усталость.

Нарушение дыхания в виде затруднения фазы вдоха или выдоха называется одышкой, - это тревожный сигнал. Может быть, вы простудились и у вас заложен нос? Если с верхними дыхательными путями все в порядке, сходите к врачу, - одышка может свидетельствовать о нарушении работы легких или сердца.

Грудное или животное?

Определите, как именно вы дышите - животом или грудью. Если совмещаете то и другое - значит, у вас смешанный тип дыхания. Интересно, что большинство женщин дышит грудью, а брюшное (диафрагмальное) дыхание характерно для мужчин, маленьких детей и спящих людей независимо от пола и возраста. Заметьте: у малышей, как правило, слегка выпячен животик. Это как раз потому, что мышцы брюшного пресса у них включены в дыхательный цикл. Не нужно заставлять дошкольника втягивать живот, - это может ухудшить работу его легких.

Именно диафрагмальное дыхание считается более физиологичным, поскольку оно значительно глубже, задействует все органы дыхания и способствует полной вентиляции легких. Специальные упражнения для выработки «животного» дыхания делают певцы, пловцы и занимающиеся йогой.

Научиться дышать животом полезно любому человеку, ведь правильно поставленное диафрагмальное дыхание нормализует кровяное давление, облегчает работу сердца и обеспечивает естественный массаж пищеварительного тракта.

Немаловажно и то, что постоянное движение и усиленное кровоснабжение мышц живота ограничивает отложение жира в области талии и помогает сохранить стройную фигуру.