. Гипоксия - нарушение газообмена, ведущее к различным метаболическим нарушениям. Причины и патогенез: 1.Недостаток кислорода у матери – предплацентарные причины (ЭГП, гестоз, хроническая инфекция), 2.ФПН - плацентарные причины (ЭГП, ПОНРП, инфекция, предлежание плаценты, преждевременное старение плаценты), 3.Постплацентарные причины – инфекции, травмы плода, обвитие пуповиной, выпадение пуповину, гемолитическая болезнь). По механизму: циркуляторная, смешанная, гипоксическая, гемическая, тканевая.Принципы лечения. 1.При легкой степени гипоксии – консервативное лечение при беременности. 2.При гипоксии средней и тяжелой степени – срочное родоразрешение (КС). По ЧСС – это поздний признак гипоксии.Внутриутроб. гипоксия. дистресс плода. 2 вида. 1. развивается при бер-ти с хрон. нару-шениями обмена м-ду матерью и плодом, усиливающаяся в родах (при этом задержка роста, изм-я в амниотич. ж-ти). Это при диабете матери, гестозы, хр АГ, НК II, гемолиич. б-нь плода, многоплодие, анат. аномалии плаценты, краевое прикрепл. пуповины, пере-ношенность. 2. без пр-ков хр. нарушения обмена. В рез-те стимуляции родовой деятель-ности, анестезия, при лежании ж. на спине (с-м сдавления ниж. полой вены), ПОНРП, узел пуповины. Клиника : густой меконий, стойкие децелерации, продолжительная бради-кардия, изм-я pH крови, взятой из головки плода, после токолитиков нет улучшения. Лечение : немедл. родоразрешение ч-з вагину или Кесарь, но пока готовится операцион-ная - реанимация (изм-я положения матери, О2, гидратация матери для ­ОЦК, релакса-ция матки, амниоинфузия). Релаксация - стимуляцию матки прекратить, вводить токоли-тики (партусистен 160-320 кап/мин. 5мг на 500 мл в/в. Можно гинипрал, бриканил). Апгар. в 1 и 5 минуту. С\б (0б-нет, 1б <120/мин, 2б - 120-160), дых (0б - нет, 1б - редко, единичные, 2б - 40-60 в мин), рефлексы (0-нет, 2-гримаса или движения, 3-движения и громкий крик), тонус м-ц (0 - нет, 1 - снижен, 2 - активные движения), окраска кожи (0 - белая, цианотичная, 1 - розовая, кон-ти синие, 2 - розовая). ОК - 7-10 баллов, Асфиксичные 5-6, клин. смерть - 0. Асфиксия новорожденного. после рождения дыхание у ребенка отсут-т или нерегуляр-ное в виде отдель. судорож. или поверхност. дых. движений при наличии с/б.

Задача: Повторнородящая 30 лет. Произошли срочные роды, вес плода 4600 г. Через 10 минут отделилась плацента. Выделившийся послед цел, матка хорошо сократилась. Сразу после рождения ребенка началось кровотечение алой кровью, струйкой. Кровопотеря составила 300 мл.Диагноз? Что делать?

Билет 18.

1. Влияние неблагоприятных факторов на плод. Эмбрио- и фетопатии .


Повреждающие факторы на плод .1) Биологические (состояние макроорганизма)-экстрагенитальные болезни, вирусные, острые и хронические в стадии обострения инфекции, вирус каревой краснухи;2) Экологические факторы – загрязнение воды, воздуха, работа на вредных предприятиях и тд.; 3) Социально – бытовые – курение, наркомания, алкоголизм, тяжёлый физический труд, эмоциональные проблемы; 4) Приём лекарственных препаратов. Принципы : а) назначение, только тогда, когда это необходимо; б) после 8 или 12 недель. Эмбриопатия-поздние сроки, фетопатии – более ранние.

2. Понятие о клинически узком тазе. Прогнозирование клиничес­ки узкого таза.

Клинич. узкий таз – несоответствие размеров таза и плода. Проба Гисса-Мюллера : в период раскрытия 5-6 см на высоте схватки одну ладонь помещают на дно матки, а другой рукой проводят влаг. исслед. – оценивают происходит ли вставление головки в полость малого таза. Критерии : DS ставится в конце 1 периода при полном раскрытии маточ. зева и при отсутствии плодного пузыря, признак Вастена (после отхождения вод и фиксации головки во входе в малый таз ладонь положить на поверх-ть симфиза и скользить вверх, на область предлежащей головки. Если головка находится выше плоскости симфиза, то есть несоответствие м-ду головкой и тазом), признакЦангемейстера (Ж на боку, тазомером измеряют наружную конъюгату, затем переднюю пуговку тазомера перемещают с симфиза на выдающуюся часть головки плода, если этот размер больше конъюгаты, то есть несоот-вие м-ду головкой и тазом) Тактика – кесарево сечение. Причины . Крупный плод, таз – либо N, либо суженный. Прогнозирование – УЗИ.

Оглавление темы "Тактика ведения беременности при преждевременном разрыве плодных оболочек. Меконий. Гипоксия плода и меконий.":
1. Тактика ведения беременности при преждевременном разрыве плодных оболочек. Консервативно-выжидательная тактика. Выбор метода ведения родов при преждевременном разрыве плодных оболочек.
2. Использование антибиотиков при преждевременном разрыве плодных оболочек (ПРПО). Применение глюкокортпикоидов при преждевременном разрыве плодных оболочек (ПРПО).
3. Токолитические препараты (токолитики) при преждевременном разрыве плодных оболочек (ПРПО). Выбор способа родоразрешения при преждевременном разрыве плодных оболочек.
4. Кесарево сечение при преждевременных родах. Причины неонатальной гибели при преждевременном разрыве плодных оболочек (ПРПО).
5. Характеристика недоношенного ребенка. Оценка состояния недоношенного ребенка. Шкала Апгар. Шкала Сильвермана.
6. Профилактика преждевременных родов.
7. Меконий. Частота выявления мекония в околоплодных водах. Гипоксия плода и меконий.
8. Механизм приспособления плода к гипоксии. Тактика ведения беременности при выявлении мекония в околоплодных водах при амниоскопии.
9. Выбор метода родоразрешения при обнаружении мекония в родах. Факторы риска развития аспирации мекония.
10. Причины появления дыхательной активности плода при мекониальным окрашивании вод. Тактика после рождения ребенка и окрашивания вод меконием.

Характеристика недоношенного ребенка. Оценка состояния недоношенного ребенка. Шкала Апгар. Шкала Сильвермана.

У ребенка, рожденного преждевременно , имеются признаки незрелости. К ним относятся масса тела менее 2500 г, рост 45 см, наличие большого количества сыровидной смазки, недостаточное развитие подкожной жировой клетчатки, наличие пушковых волос на всей поверхности тела, небольшая длина волос па голове, мягкие ушные и носовые хрящи. Кроме того, ногти не заходят за кончики пальцев, пупочное кольцо расположено ближе к лону, у мальчиков яички не опушены в мошонку, у девочек клитор и малые половые губы не прикрыты большими.

Недоношенных детей разделяют по массе при рождении : с низкой массой (менее 2500 г), с очень низкой массой (менее 1500 г) и чрезвычайно низкой массой (меньше 1000 г).

При этом срок внутриутробного развития новорожденного можно оценить с точностью до 2-х недель. При оценке степени зрелости следует учитывать срок беременное™, при котором произошли роды.

Оценку состояния недоношенного ребенка при рождении обычно проводят по шкале Апгар . Повышенная частота угнетения жизненно важных функций у новорожденного ребенка коррелирует с низкой оценкой состояния при рождении. Важное прогностическое значение имеет опенка состояния ребенка через 5 мин после рождения; если она остается низкой, прогноз неблагоприятный.

Адаптация сердечно-сосудистой системы к внеутробной жизни происходит одновременно с адаптацией легких. Для оценки функции дыхания у новорожденных широко используется шкала Сильвермана , которая основана на пяти признаках, характеризующих дыхательную функцию новорожденного:
1) движение грудной клетки и втяжение передней брюшной стенки на вдохе;
2) втяженпе межреберий;
3) втяжение грудины;
4) положение нижней челюсти и участие в акте дыхания крыльев носа;
5) характер дыхания (шумное, со стоном).
Каждый из этих симптомов оценивается от 0 до 2 баллов по мере нарастания их тяжести. Сумма баллов дает представление о функции дыхания у новорожденного. Чем меньше баллов по шкале Сильвермана получает новорожденный, тем менее выражены проявления легочной недостаточности,

У недоношенных детей часто наблюдаются приступы асфиксии , нередко развивается дыхательная недостаточность, болезнь гиалиновых мембран, отмечаются несовершенство терморегуляции, конъюгация билирубина, что сопровождается желтухой, дети склонны к инфекционным заболеваниям. Недоношенные дети относятся к группе высокого риска и нуждаются в специализированной помощи и уходе.

Недоношенные новорожденные плохо переносят стрессовые ситуации, которые возникают в связи с началом внеут-робной жизни.

Наиболее тяжелым осложнением постнатального периода жизни у недоношенного новорожденного ребенка является болезнь гиалиновых мембран или респираторный дистресс-синдром. Чаще всего это заболевание наблюдается у детей с массой тела при рождении 1000-1500 г и меньше.

Недоношенные дети легко подвергаются охлаждению, которое ведет к развитию гипоксемии , метаболическому ацидозу, быстрому истощению запасов гликогена и снижению уровня глюкозы в крови. С целью уменьшения потерь тепла, недоношенного ребенка следует помещать в теплые пеленки, на столик, обогреваемый сверху источником тепла, либо в кювез, нагретый до 32- 35 °С.

W.Н.Kitchen et al. (1992) провели анализ рожденных живыми детей массой 500-999 г и установили, что выжило из них 50% новорожденных, у 7% имелись нарушения. Смертность детей резко снижается со срока 26 нед и массы тела более 750 г. Заболеваемость и смертность детей с массой 500- 750 г, по данным иностранных авторов, составляет примерно 80%.

H.E. Whyte ct al. (1993) проводили наблюдения в течение 2-х лет за 321 ребенком и установили, что при сроке беременности 23 нед не выжил никто, при сроке 24 нед выжило G%, при 25-26 неделях выжили 50% детей.

M.Hack et al. (1994) изучили состояние здоровья и развития 68 детей с массой тела менее 750 г при рождении , Исследование проводили до школьного возраста. 45% детей требовали специального обучения, 21% имели субнормальный индекс IQ (менее 70), у многих был недостаточный рост и недостаточные умственные способности.

В обзоре N. Rutter (1995), посвященном экстремальной недоношенности , использование реанимации и интенсивной терапии было оправдано при 26 нед беременности, возможно - при 25 нед и даже 24 нед и не имело успеха при 23 нед и меньше.

J.H.Kok et al. (1998) провели исследование до девятилетнего возраста 134 детей малых для гестационного срока (рожденных при сроке беременности от 25 до 32 нед (гестационному сроку. В возрасте 9-ти лет 16,4% детей малых для гестациоиного срока, нуждались в специальном образовании, в группе соответствующих гестациопному возрасту - 11,9%. Примерно 70% выживших с очень низкой массой тела детей малых для гестациоиного возраста нуждаются в поддержке в дальнейшей жизни.

Нижняя граница выживания новорожденных - 24 нед и масса плода более 500 г,

Представляет интерес определение верхней границы незрелости . По данным Р.А.Robertson ct al. (1992) проявления незрелости плода встречаются до 32-34 нед. Так респираторный дистресс-синдром резко уменьшается с 33 и 34 нед беременности (с 31 до 13%), однако в 6% случаев он наблюдается и при сроке 35-38 нед.

По данным E.H.Lewit еt al. (1995), экономическая стоимость выхаживания недоношенных детей зависит от массы новорожденного. Так при массе плода 2500 г или более она равна 1900, при массе

Учебное видео баллы по шкале Апгар что значат

Как только малыш появляется на свет, он проходит первый в своей жизни блиц-тест на самостоятельность, Строгие экзаменаторы — врачи, которые выставляют оценки по шкале Апгар и заносят их в "дневник" ребенка — выписку для детской поликлиники.

На первый взгляд результаты тестирования выглядят довольно странно — 6/8, 7/9, 8/9... Давайте разбираться вместе, что они означают. Для этого нужно понять, что вообще такое — эта загадочная шкала Апгар?

Еще в 1952 году известный врач-анестезиолог, американка Вирджиния Апгар разработала особую систему оценки состояния новорожденных. Каждая из букв теста APGAR соответствует определенной функции организма:

А (appearance) — цвет кожи
Р (pulse) — пульс
G (grimace) — гримасы
А (aсtivity) — активность
R (respiration) — дыхание

Тестирование по шкале Апгар — это система быстрой оценки состояния новорожденного и определения необходимости реанимационных мероприятий. Тест — суммарный анализ по пяти критериям: окраске кожного покрова, частоте сердцебиений, рефлекторной возбудимости, дыханию и мышечному тонусу. По каждому пункту крохе ставят оценку от 0 до 2. Потом результаты суммируются, и выставляется общая оценка от 0 до 10 баллов.

Оценка на глаз

Кроха появился на свет, громко закричал, активно заработал ручками и ножками — это верные 2 балла. Если начал гримасничать, но дышит неравномерно — 1 балл. Конечно, существуют более точные показатели состояния новорожденного (например, напряжение кислорода в пуповинной крови). Но чтобы это определить, нужно провести специальный анализ. А шкала Апгар дает возможность довольно точно оценить состояние малыша невооруженным глазом. Причем оценить в первые минуты рождения, что очень важно. Зачастую помощь крохе нужно оказать незамедлительно, и времени на дополнительные исследования просто нет.

Опытному врачу нужно всего 40-60 секунд для проведения теста, то есть он практически молниеносно может определить состояние крохи. Если малыш набрал низкий балл, он срочно нуждается во врачебной помощи. Однако результаты теста могут меняться. Для этого его проводят как минимум два раза — на 1-й и 5-й минутах после рождения (отсюда и двойная оценка: к примеру, на перовой минуте 6, на второй 9, получается 6/9). Часто случается так, что на 1 -й минуте малыш получает очень низкую оценку. Но после проведения реанимационных процедур он набирает необходимые баллы. Просто малышу понадобилось время и помощь, чтобы адаптироваться к новым, непривычным для него условиям. Если во время второго тестирования, то есть на 5-й минуте, оценка по шкале Апгар меньше 7 баллов, кроху будут тестировать повторно каждые 5 минут в течение последующих 20 минут и одновременно проводить необходимые процедуры.

Шкала Апгар: что тестируем?

Оценка "Отлично"

10-9 баллов — кроха здоров, все системы организма включились вовремя, и новорожденный не нуждается во врачебной помощи.

Оценка "Хорошо"

8-7 баллов — малыш сдал экзамен, особых причин для волнения у врачей нет (малыш перенес острое кислородное голодание, но потом его состояние стабилизировалось).

Оценка "Удовлетворительно"

6-5 — положение не очень хорошее, малыша, скорее всего, поместят в детское отделение интенсивной терапии под наблюдение медсестер. Здесь проведут мониторинг жизненно важных функций организма. К маме кроху принесут, когда все системы организма начнут работать стабильно.

Оценка "Плохо"

4-0 баллов — новорожденный нуждается в экстренной помощи, нужно срочно принимать реанимационные меры (так как существует опасность для жизни ребенка).

0 баллов 1 балл 2 балла
Цвет кожи Чрезмерная бледность или синюшность Тело розовое, конечности синюшные Розовое тело и конечности
Число сердечно-сосудистых сокращений Сердцебиение отсутствует Менее 100 сердцебиение в 2 мин 100 и более сердцебиение в 1 мин
Рефлекторная возбудимость (реакция на откачивания слизи) Нет реакции Недовольная гримаса, слабые движения Кашель, чихание, громкий крик
Мышечный тонус Отсутствует, тельце расслаблено, конечности свисают Тонус снижен, конечности сгибаются Выражение лица: сжался в комок, ручки и ножки согнуты
Наличие самостоятельного дыхания Не дышит Нерегулярные единичные вдохи, крик слабый Нормальное дыхание, крик громкий

Отличники и хорошисты

10 баллов на первой минуте получают только 15% новорожденных. Большинству малышей требуется некоторое время, чтобы все системы организма заработали в полную силу вне тела мамы.

Пограничная оценка — 7 баллов. В таком случае очень многое зависит от профессионализма докторов и от того, как кроха адаптируется к новым условиям. Первая оценка указывает на объем необходимой помощи, которую надо оказать младенцу. Но это никак не показатель дальнейшего развития крохи. А вот вторая оценка уже может предсказать проблемы со здоровьем. Поэтому, если вторая оценка низкая, первый год жизни кроха будет наблюдаться у невролога. Чем ниже вторая оценка, тем выше вероятность поражения центральной нервной системы. Как правило, низкая оценка связана с тем, что малыш испытал кислородное голодание, то есть находился в состоянии гипоксии (хронической гипоксии — кислородного голодания во время беременности и острой гипоксии -кислородного голодания во время родов). У недоношенных детишек оценка зачастую ниже, чем у тех, кто родился в положенный срок.

Шкала Апгар дает возможность довольно точно оценить состояние малыша невооруженным глазом, причем в первые минуты рождения.

Спокойствие, только спокойствие!

Оценки по шкале Апгар заносят в выписку для детской поликлиники, которую выдают на руки. Многие родители пугаются, увидев, что малыш не выбился сразу в "отличники", и его оценка слишком низкая. Помните, она не имеет никакого отношения к интеллектуальному потенциалу ребенка, а только определяет состояние крохи сразу . Страхи родителей порой чрезмерно велики. Да, такому малышу потребуется больше внимания, возможно, придется пройти больше курсов массажа и заниматься с ним лечебной гимнастикой. Но это же не так сложно! Последние исследования врачей подтверждают, что большинство таких малышей вырастают вполне здоровыми. В последние годы возникает много споров о том, насколько объективна система Апгар. Так, психологи утверждают, что каждый малыш уже с рождения имеет свой характер и темперамент. Очевидно, что более пассивный от рождения кроха не будет активно двигаться и громко кричать, и это совершенно не означает, что он болен. Будущие тихони, скорее всего лишь, похнычут и быстро успокоятся. А забияки и смельчаки громко закричат сразу же, как только появятся на свет. Кстати, сама Вирджиния Апгар также называла свою систему довольно условной. Так что поднимать панику из-за низких показателей преждевременно.

Оценки по шкале Апгар вместе с ростом и весом — первые и самые значимые в жизни вашего крохи. В течение первого года жизни малыша врачи будут спрашивать маму, с какой оценкой по шкале Апгар он родился. Так что выучите назубок эти две цифры и не забывайте: кем бы ни был ваш малыш — отличником или троечником — он очень нуждается в вашей заботе и любви. Их много не бывает.

Комментировать статью "Первый экзамен: оценка по шкале Апгар"

Спасибо! Очень хорошая статья - все по полочкам. Мне еще не попадалась такая подробная информация про оценку АПГАР. У меня первый ребенок родился 4\6 баллов - чуть не задохнулся во время родов. Когда наша педиатр увидела эту оценку, она сразу спросила - почему не дышал и мне долго было интересно, как она сразу поняла, что низкая оценка была именно из-за дыхания.

Всего 1 сообщение .

Еще по теме "Хорошая оценка состояния новорожденного по шкале Апгар":

У ребенка в мед.карте нет данных о школе Апгар. Это очень важно знать при принятии решения об усыновлении?

Че то я темная видать совсем... читаю в отчетах все время про этого мифического Апгар....девочки, а расскажите мне что это значит?

Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. Лехе поставили 8/9. Я сама потом с таблицей сравнила, так там явноне больше 7 было... шкала Апгар. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. шкала Апгар. девочки, у кого какие баллы были? интересно, и...

Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. Очевидно, что более пассивный от рождения кроха не будет активно двигаться и громко кричать, и это совершенно не означает, что он болен. Так что выучите назубок эти две цифры и не забывайте: кем бы ни был ваш малыш...

Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. 10 баллов на первой минуте получают только 15% новорожденных. Большинству малышей требуется некоторое время, чтобы все системы организма заработали в полную силу вне тела мамы. Пограничная оценка - 7 баллов.

Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. Еще в 1952 году известный врач-анестезиолог, американка Вирджиния Апгар разработала особую Каждая из букв теста APGAR соответствует определенной функции организма.

девочки, у кого какие баллы были? интересно, и ставят ли 10/10

Шкала Апгар - оценка состояния новорожденного, хорошая оценка по шкале Апгар. Как подсчитывают баллы? С тех пор состояние здоровья новорожденного оценивается по пяти показателям: дыханию, сердцебиению, мышечному тонусу, рефлексам и цвету кожных покровов.

Ну, то что я дура, знают здесь почти все. Девчонки, помогите. Я прочитала обсуждение, что асфиксия и гипоксия в родах влияют на задержки в развитии, аутизм и т.д. У нас по Апгару 7-8, заорал сразу. В стаье написано 8-10 норма, 5-6 средняя гипоксия, 1-4 тяжелая. А семерка - это норма или все-таки гипоксия. А у вас какие баллы Апгар?

Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. Что такое " оценка по Апгар "? Версия для печати. 4,4 5 (43 оценок) Оценить статью. Каждая из букв теста APGAR соответствует определенной функции организма.

а что это значит?

Обследование состояния ребёнка по шкале Апгар: проверяется частота Состояние новорожденного оценивается как " хорошее " если 8-10 баллов, удовлетворит. Это лишь оценка состояния НОВОРОЖДЕННОГО. Порой реанимированные дети в будущем покажут...

Мамочки! Какие вам баллы по Апгар ставили?Хочу с нашими сравнить

5 по шкале Апгар, это очень плохо? Подруге сейчас сделали экстренное кесарево, волнуемся. У кого-нибудь было столько?

Интересно, а оценку 10/10 по Апгар кому-нибудь ставят? Или наши роддома таких здоровых детей не видят никогда? И еще,эту оценку сразу объявляют или надо самим спрашивать потом?

К сожалению, эти роды прошли у нас не слишком удачно. У ребенка была асфиксия, 5/7 баллов по Апгар. Пуповина оказалась слишком короткой и туго на шее, были сложности. Интересно пообщаться с теми, у кого было нечто подобное. Что вам говорили врачи по поводу последствий, куда смотрели и т.д.? Как развиваются ваши детки, есть ли предсказанные последствия, как вы с ними боретесь?

Девочки, объясните пожалуйста поподробнее - что такое 10 баллов по Апгар!

Шкала Апгар. IЧастота сердцебиений: пульс отсутствует --- 0 Замедление (менее 100 в 1 мин) 1 Более 100 в 1 мин 2 II Дыхательные движения Отсутствуют 0 Редкие, нерегулярные 1 Шкала Апгар - оценка состояния новорожденного, хорошая оценка по шкале Апгар.

Вернуться к номеру

Клинические шкалы и психодиагностические тесты в диагностике сосудистых заболеваний головного мозга

Авторы: Т.С. Мищенко, д.м.н., профессор, Л.Ф. Шестопалова, д.психол.н., профессор ГУ «Институт неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины» г. Харьков, М.А. Трещинская, к.м.н., ассистент кафедры неврологии № 1, Национальная медицинская академия последипломного образования им. П.Л. Шупика, г. Киев

Введение

Сосудистые заболевания головного мозга являются одной из ведущих причин смертности, инвалидизации населения планеты. В последнее время достигнуты определенные результаты в диагностике, лечении и профилактике цереброваскулярных заболеваний. Благодаря применению современных методов нейровизуализации, визуализации сосудистой системы головного мозга значительно улучшилось качество диагностики больных с этой патологией. Однако ведущим в постановке диагноза остается клинико-неврологическое обследование пациентов.

Неврология — одна из тех наук, в которых оценка состояния пациента и диагноз зависят от того, какие изменения в данный момент конкретный врач определил в неврологическом статусе. Для объективизации и стандартизации оценки клинической картины в целом и неврологического статуса в частности используются разнообразные шкалы, тесты и опросники.

Различные шкалы, тесты и опро-сники являются способом объективизации субъективных показателей с целью стандартизации оценки общего и неврологического статуса пациента, динамики восстановления тех или иных функций у конкретного больного либо для оценки результативности лечебных мероприятий или реабилитационной программы.

Поскольку шкалы и опросники обычно предназначены для измерения субъективных данных (данные получены от пациента, мнение врача и др.), то к подобным инструментам измерения предъявляются требования, разработанные в психометрии для психологических тестов. К таким стандартам относятся надежность, валидность и чувствительность теста или измерения, которые позволяют определить его пригодность к использованию в качестве инструмента измерения тех или иных свойств.

Облигатными признаками всех форм сосудистых заболеваний головного мозга, как острых, так и хронических, являются нарушения когнитивных функций. Для оценки состояния последних каждый врач-невролог должен использовать в клинической практике психодиа-гностические тесты. Такие психодиагностические исследования необходимо проводить в динамике в течение острого периода мозгового инсульта, во время реабилитации. Нарушения когнитивных функций являются важнейшей составляющей в постановке диагноза дисциркуляторной энцефалопатии. Поэтому использование шкал и тестов должно стать частью неврологического обследования больного с сосудистыми заболеваниями головного мозга.

Таким образом, различные шкалы, тесты и опросники принадлежат к основным способам стандартизации и объективизации разнообразных неврологичесих изменений у больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга. Применение распространенных международных шкал в соответствии с патологией, для объективизации которой они созданы, позволяет оптимизировать диагностику, лечебную тактику и оценку динамики состояния пациента наряду с современными инструментальными и лабораторными методами исследования.

Шкалы для определения уровня сознания

Уровень сознания является важным прогностическим фактором выживаемости и функционального исхода у больных с мозговым инсультом (МИ). Расстройства сознания имеют место у 20-25 % больных с МИ.

Для оценки уровня сознания используется шкала комы Глазго (ШКГ) (табл. 1). Шкала включает оценку таких параметров, как открывание глаз, двигательная и словесная реакции.

Эта шкала была изначально разработана у больных с черепно-мозговой травмой. Для примнения ее же у больных с МИ необходимо помнить следующее. Двигательная активность должна оцениваться в непораженной руке и ноге, а не на стороне паретичных конечностей. Таким образом, оценивать необходимо наилучший ответ. Также следует тщательно оценивать каждый пункт, а не общий балл, так как очаговая симптоматика, и особенно тотальная афазия, уменьшает общую сумму баллов непропорционально степени бодрствования. Таким образом, у больного может быть низкий балл по шкале Глазго, но нормальный уровень сознания.

Шкала Глазго имеет диапазон баллов от 3 (минимальное количество баллов, означающее наиболее тяжелую степень комы) до 15 (максимальное количество баллов, означающее нормальный уровень сознания).

Соответствие суммы баллов по шкале комы Глазго традиционным терминам нарушения сознания представлено в табл. 2.

Использование этой шкалы дает возможность документально оценить степень прогрессирования или регрессирования уровня сознания, что имеет большое прогностическое значение.

Дополнением к шкале Глазго для оценки комы нетравматического генеза может быть Питтсбургская шкала оценки состояния ствола мозга (ПШСМ) (табл. 3). Эта шкала применяется для оценки стволовых рефлексов у больных, которые находятся в состоянии комы. Минимальная оценка составляет 6, максимальная — 12. Чем выше оценка, тем лучше.

Шкалы для оценки степени тяжести субарахноидального кровоизлияния

Для оценки состояния больных с нетравматическим субарахноидальным кровоизлиянием используется шкала Ханта и Хесса (табл. 4).

Каждый больной с субарахно-идальным кровоизлиянием должен быть оценен в динамике по этой шкале. Степень поражения определяет тактику ведения пациента с этой патологией. Больные, состояние которых соответствует I-III степени, подлежат хирургическому лечению, IV-V степени — консервативному.

Всемирная федерация нейрохирургов (WFNS) предложила шкалу оценки тяжести больного с субарахноидальным кровоизлиянием. Она состоит из пяти степеней, основанных на шкале комы Глазго, с дополнительной градацией для больных с очаговым дефицитом, имеющих 14 или 13 баллов по шкале комы Глазго. Для определения прогноза и тактики ведения больного также используют шкалу Всемирной федерации нейрохирургов по субарахноидальному кровоизлиянию (табл. 5).

По сравнению с другими шкалами применение этой шкалы обеспечивает меньшую вариабельность оценок для каждого больного, выполненных разными специалистами.

Наилучший прогноз у больных с субарахноидальным кровоизлиянием наблюдается при оценке по шкале комы Глазго — 15 баллов, наиболее неблагоприятный прогноз — 3. При 8 баллах и более имеются хорошие шансы на восстановление.

Шкалы для оценки степени тяжести ишемического инсульта

Тяжесть неврологической симптоматики в остром периоде ишемического инсульта целесообразно оценивать в динамике с помощью специально разработанных шкал. Широко распространена и хорошо зарекомендовала себя шкала NIHSS (National Institutes of Health Stroke Scale) (табл. 6). Оценка по шкале NIHSS имеет важное значение для планирования тромболитической терапии и контроля ее эффективности. Так, показанием для проведения тромболитической терапии является наличие неврологического дефицита (более 3 баллов по шкале NIHSS), предполагающего развитие инвалидизации. Тяжелый же неврологический дефицит (более 25 баллов по этой шкале) является относительным противопоказанием к проведению тромболизиса и не оказывает существенного влияния на исход заболевания.

Также результаты оценки состояния по шкале NIHSS позволяют ориентировочно определить прогноз заболевания. Так, при оценке менее 10 баллов вероятность благоприятного исхода через 1 год составляет 60-70 %, а при оценке более 20 баллов — 4-16 %.

Иллюстрации для описания больного в ходе обследования и предложения для оценки степени афазии в данных методических рекомендациях не приводятся в связи с отсутствием валидизации украиноязычной и русскоязычной версии шкалы NIHSS.

Для оценки степени тяжести пациентов в остром периоде ишемического инсульта и эффективности проведенного лечения Европейская инициатива по инсульту рекомендует также использовать Скандинавскую шкалу инсульта (табл. 7), согласно которой значительное улучшение отмечается, если регрессирование неврологической симптоматики по этой шкале — 10 и более баллов и при этом отмечается положительная динамика лабораторных и функциональных методов исследования. Об умеренном улучшении можно судить, если регрессирование неврологического дефицита менее чем 10 баллов. При этом отмечается улучшение некоторых показателей параклинических методов исследования. Незначительное улучшение — при минимальном регрессировании неврологической симптоматики (1-2 балла) и отсутствии положительной динамики лабораторных и функциональных методов исследования.

Шкальные оценки функционального состояния после мозгового инсульта

Функциональные шкалы включают измерения инвалидизации или зависимости в повседневной жизненной активности и измерение функциональной независимости. Эти шкалы позволяют объективизировать динамику симптомов и функ-циональных нарушений, оценить эффективность реабилитационных мероприятий, необходимость в использовании вспомогательных приспособлений и др. Наиболее широкое применение в клинической практике для оценки функционального состояния больного после инсульта получили шкала Рэнкина (табл. 8) и индекс Бартел (табл. 9).

Шкала Рэнкина (табл. 8) включает пять степеней инвалидизации после МИ.

Первая степень предполагает отсутствие признаков инвалидности, больной в состоянии выполнять без посторонней помощи все действия по уходу за собой. Однако это не исключает у больного наличия мышечной слабости, расстройств чувствительности, нарушений речи или других неврологических функций. Эти нарушения выражены в незначительной степени и не ведут к ограничению активности.

Вторая степень инвалидизации по Рэнкину предполагает наличие легких признаков инвалидности, но больной в состоянии ухаживать за собой без посторонней помощи. Например, не может вернуться к прежней работе, но способен обслуживать себя без постороннего присмотра.

Третья степень — умеренно выраженные признаки инвалидности, больной нуждается в некоторой посторонней помощи при одевании, гигиеническом уходе за собой; больной не в состоянии внятно читать или свободно общаться с окружающими. Больной может пользоваться ортопедическими приспособлениями или тростью.

Четвертая степень предполагает наличие выраженных признаков инвалидности. Больной не в состоянии ходить и ухаживать за собой без посторонней помощи, он нуждается в круглосуточном присмотре и в ежедневной посторонней помощи. При этом он в состоянии самостоятельно или при минимальной помощи со стороны выполнять какую-то часть мероприятий по уходу за собой.

Пятая степень — сильно выраженные признаки инвалидности. Больной прикован к постели, неопрятен и нуждается в постоянном уходе и наблюдении.

Индекс Бартел (табл. 9) основан на оценке 10 функций, колеблющихся по степени их выполняемости больным от полностью независимо выполняемых до полностью зависимых от посторонней помощи. Суммарная оценка варьирует от 0 до 100 баллов. Суммарный балл от 0 до 20 соответствует полной зависимости больного, от 21 до 60 — выраженной зависимости, от 61 до 90 — умеренной зависимости, от 91 до 99 — легкой зависимости, 100 баллов — полной независимости в повседневной деятельности.

При применении этой шкалы необходимо опросить больного, его родных или друзей, медперсонал. Однако наиболее важны результаты непосредственного наблюдения за пациентом, необходимо следить за тем, что больной действительно делает.

Ишемическая шкала Розена

1. Внезапное возникновение симптомов (заметные изменения поведения, такие как спутанность сознания, дезориентация или потеря речевых навыков, возможно, в результате инсульта, и не ассоциирующиеся с другим заболеванием).

2. Ступенчатое ухудшение: по крайней мере одно событие, за которым следует потеря когнитивных способностей с неполным восстановлением, т.е. более низкий уровень функционирования.

3. Соматические жалобы: настойчивые жалобы на соматические недомогания, которые продолжаются без определенной причины, несмотря на лечение.

4. Эмоциональная лабильность: смех и/или плач в неподходящий момент.

5. Наличие гипертензии или анамнестические сведения о ней: а) анамнез гипертензии известен или б) повышенное артериальное давление, т.е. более 170 мм рт.ст. систолическое или более 100 мм рт.ст. — диастолическое, измеряемое не менее двух раз в условиях и обстановке, знакомых пациенту.

6. Инсульт в анамнезе: инсульт, возможно, имевший место в анамнезе, по результатам физикального или неврологического обследования или достоверные инсульты в анамнезе.

7. Очаговые неврологические синдромы: наличие симптомов, которые традиционно ассоциируются с очаговыми неврологическими поражениями, например, афазия, односторонняя пирамидная недостаточность или тремор.

8. Очаговые неврологические симптомы: результаты неврологического обследования, которые указывают на очаговые поражения головного мозга, например, синдром Бабинского, патология поля зрения.

Итоговый результат по ишемической шкале Розена определяется путем суммирования баллов. За каждый положительный ответ дается 1 балл, отрицательный — 0. Оценка результатов проводится исходя из того, что суммарная оценка 4 и более баллов указывает на сосудистую деменцию, 2 и менее баллов — на первичную дегенеративную деменцию, 3 балла — не позволяет принять решение и требует дальнейшего исследования.

Шкалы догоспитальной оценки инсульта

Для постановки диагноза МИ используется несколько клинических шкал. Широкое применение получила шкала Цинциннати (Cincinnati Prehospital Stroke Scale — CPSS). Она представляет собой сокращенный и упрощенный вариант шкалы инсульта NIH. Шкала включает три пункта. Она может быть использована как врачами, так и средним медицинским персоналом службы скорой помощи для выявления больных с инсультом, а также служить оценочным тестом выбора кандидатов для проведения тромболизиса. Выявление патологии по любому из этих пунктов с высокой чувствительностью (66 %) и специфичностью (87 %) свидетельствует о наличии у больного инсульта (табл. 10).

Прогнозирование риска мозгового инсульта у больных с транзиторными ишемическими атаками

Для прогнозирования риска инсульта в течение первых 7 дней после транзиторной ишемической атаки применяется шкала ABCD (ABCD Score) (табл. 11). Согласно результатам исследований, при оценке по шкале ABCD от 0 до 4 баллов семидневный риск развития инсульта составляет 0,4 %, 5 баллов — 2,1 %, 6 баллов — 31,4 %. Шкала ABCD может быть использована в рутинной клинической практике для выявления лиц, подверженных высокому риску и нуждающихся в неотложном обследовании и лечении.

Шкалы и тесты для исследования когнитивных функций

Краткая шкала оценки психического статуса (Mini Mental State Examination — MMSE)

Краткая шкала оценки психического статуса (табл. 12) используется во всем мире для оценки состояния когнитивных функций. Она является достаточно надежным инструментом для первичного скрининга когнитивных нарушений, в том числе деменций.

Оценка результатов

Результат теста получается путем суммации баллов по каждому из пунктов (табл. 13). Максимальный показатель в этом тесте — 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит.

Приведенная интерпретация данных шкалы MMSE носит ориентировочный характер, постановка клинического диагноза деменции не должна основываться только на результатах этого теста. Наряду с количественной обработкой результатов необходимо проводить и их качественный анализ. Кроме того, нужно индивидуально подходить к интерпретации результатов исследования у пациентов с выраженными речевыми нарушениями, двигательными расстройствами, особенно с гемипарезом в правой руке, нарушениями слуха и зрения.

Оценка когнитивных функций при депрессиях разной степени тяжести требует также особого подхода, поскольку у таких пациентов, как правило, имеют место явления обратимого когнитивного снижения, которые редуцируются по мере купирования аффективной симптоматики. Для объективизации истинного уровня когнитивных расстройств у этих больных необходимо проводить их обследование в динамике. Диагностически значимыми являются результаты исследования, проведенного после редукции депрессивной симптоматики.

Следует отметить, что диагностическая чувствительность этой методики не является абсолютной, а носит в определенной степени избирательный характер. Чувствительность данного теста ниже при деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур и при деменциях с поражением лобных долей головного мозга.

Полученный с помощью шкалы MMSE результаты должны быть сопоставлены с данными клинического и других параклинических исследований. Пациенты, получившие по данному тесту результаты, выходящие за границы нормы, должны быть направлены к клиническому психологу для углубленного психодиагностического исследования.

Шкала ишемии Хачинского

Если сумма баллов по шкале Хачинского (табл. 14) составляет 4 и меньше — наиболее вероятна атрофическая деменция. Если сумма баллов 7 и выше — сосудистая деменция. Сумма баллов между 4 и 7 не позволяет однозначно определить вероятную причину деменции.

Тест рисования часов

Простота и высокая информативность данного теста, в том числе и при легкой деменции, делает его одним из наиболее часто используемых инструментов для диагностики клинического синдрома.

Тест проводится следующим образом. Больному дают чистый лист нелинованной бумаги и карандаш. Дается инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате, чтобы стрелки часов показывали без пятнадцати два». Больной должен самостоятельно нарисовать круг, поставить в правильные места все 12 чисел и нарисовать стрелки, указывающие на правильные позиции. В норме это задание никогда не вызывает затруднений. Если возникают ошибки, они оцениваются количественно по 10--балльной шкале (табл. 15).

Выполнение заданий данного теста нарушается как при деменциях лобного типа, так и при альцгеймеровской деменции и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур. Для дифференциальной диагностики данных состояний при неправильном самостоятельном рисунке больного просят дорисовать стрелки на уже нарисованном (врачом) циферблате с числами. При деменциях лобного типа и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур легкой и умеренной степени выраженности страдает лишь самостоятельное рисование, в то время как способность расположения стрелок на уже нарисованном циферблате сохраняется. При деменции альцгеймеровского типа нарушается как самостоятельное рисование, так и способность расположения стрелок на уже готовом циферблате.

Результаты теста (табл. 16) могут варьировать в диапазоне от 0 до 18 баллов; при этом 18 баллов соответствуют наиболее высоким когнитивным способностям.

Батарея лобной дисфункции

В диагностике деменции с преимущественным поражением лобных долей имеет значение сопоставление результатов FAB (табл. 16). и MMSE: о лобной деменции говорит крайне низкий результат FAB (менее 11 баллов) при относительно высоком результате MMSE. При деменции альцгеймеровского типа легкой степени снижается прежде всего показатель MMSE (20-24 балла), а показатель FAB остается максимальным или снижается незначительно (более 11 баллов).

Наконец, при умеренной и тяжелой деменции альцгеймеровского типа снижаются как показатель MMSE, так и показатель FAB.

Методика запоминания 10 слов

Методика запоминания 10 слов А.Р. Лурия предназначена для оценки состояния произвольной вербальной памяти. Стимульный материал — 10 слов, не связанных между собой, по смыслу и эмоционально нейтральных. Инструкция: «Я назову слова, которые вы должны запомнить. После того, как я их назову, Вы их повторите в любом порядке».

Слова читаются четко, без эмоциональной окраски, с интервалом времени между словами в 1 с. Образец заполнения протокола представлен в табл. 17. Цифры в образце отражают порядок воспроизведения слов. После первого воспроизведения слов пациентом независимо от его результата необходимо сказать следующее: «Процедура исследования такова, что я еще раз повторяю эти слова, которые Вы запомнили в первый раз и которые Вы запомните сейчас». Слова предъявляются столько раз, сколько необходимо, чтобы больной их полностью запомнил в любой последовательности, но не более 5 раз. Исследование прекращается после 5-го воспроизведения независимо от его результатов или раньше, после того как больной воспроизвел все слова. Отсроченное воспроизведение оценивается через 50-60 мин, больного об этом не предупреждают. В этот период выполняют другие тесты, однако иные методики, направленные на оценку мнестических функций, желательно в это время не проводить.

Оцениваемые параметры:

1. Объем непосредственного воспроизведения — количество слов, воспроизведенных после 1-го предъявления (норма — 7 ± 2 слова).

2. Объем отсроченного воспроизведения (долговременной памяти) — количество слов, воспроизведенных через 50-60 мин.

3. Эффективность запоминания — на основании полученных результатов строится график («кривая запоминания»), отражающий динамику запоминания 10 слов (объем отсроченного запоминания не включается). Оценивается характер «кривой запоминания»: платообразный, ломаный, возрастающий и др.

Таблицы Шульте

Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и характеристик внимания, уровня умственной работоспособности. Стимульным материалом служат 5 черно-белых таблиц квадратной формы, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25.

Процедура: обследуемый должен находиться на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Дается инструкция отыскивать числа по порядку, указывая и называя их вслух. Фиксируются время, затраченное на каждую таблицу (с помощью секундомера), и допущенные ошибки. Среднее время выполнения задания по одной таблице в норме составляет 30-40 с.

Темп выполнения задания здоровыми людьми чаще всего равномерный, поэтому существенное значение имеет анализ скоростных особенностей выполнения задания. Снижение темпа к концу исследования указывает на истощаемость уровня умственной работоспособности пациента. Пропуск чисел, показ вместо одной цифры другой свидетельствует о недостаточной концентрации внимания, а нарастание количества ошибок в 3 последних таблицах — о снижении и истощаемости уровня умственной работоспособности. Кроме того, построенная графическая кривая истощаемости позволяет уточнить характер астенического состояния. При гиперстеническом варианте астении кривая истощаемости характеризуется достаточно высоким начальным уровнем, затем резким спадом, при гипостеническом варианте — невысоким исходным уровнем и постепенным, неуклонным снижением.

Шкалы для оценки наличия и степени выраженности депрессивных расстройств

Шкала Гамильтона для оценки депрессии (HDRS)

Шкала Гамильтона (табл. 18) для оценки депрессии является одной из наиболее распространенных квантифицированнных шкал, применяемых для оценки степени выраженности депрессивной симптоматики. Шкала Гамильтона состоит из 23 пунктов, 2 из которых (16-й и 18-й) содержат 2 части — А и Б, заполняемые альтернативно.

Оценки параметров по шкале Гамильтона производятся на основе данных клинического интервью. В этих оценках, как правило, отражается состояние пациента в течение последней недели. При интерпретации данных необходимо помнить, что пункты с 18-го по 21-й не отражают степень выраженности собственно депрессивной симптоматики. Сумма баллов по первым 17 пунктам шкалы Гамильтона, применительно к МКБ-10, соответствует (Г.П. Пантелеева, 1998):
— 7-16 баллов — легкому депрессивному эпизоду;
— 7-27 баллов — умеренному депрессивному эпизоду;
— выше 27 баллов — тяжелому депрессивному эпизоду.


Список литературы

1. Goldstein L.B., Bertels C., Davis J.N. Interrater reliability of the NIH stroke scale // Arch. Neurol. — 1989. — № 46. — P. 660-662.

2. Виберс Д., Фейгин В., Браун Р. Инсульт. Клиническое руководство: Пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Диалект, 2005. — 608 с.

3. Rankin J. Cerebral vascular accidents in patients over the age of 60: II. Prognosis // Scott. Med. J. — 1957. — 2. — 200-215.

4. Hunt W.E., Hess R.M. Surgical risk as related to time of intervention in the repair of intracranial aneurysms / J. Neurological Surgeons Committee on a universal subarachnoid hemorrhage grading scale (letter) // J. Neurourg. — 1988. — 68. — 985-986.

5. Safar P., Bircer N.G. Cardiopulmonary cerebral resuscitation. — 3rd ed. — Philadelphia: W.B. Saunders Co., 1982. — 262 р.

6. Белова А.Н. Шкалы и опросники в неврологии и нейрохирургии. — М., 2004. — 432 с.

7. Шестопалова Л.Ф. Введение в ангионеврологию (нейропсихология сосудистых заболеваний головного мозга). — Харьков: ХВУ, 2000. — 136 с.

Аргаяшский филиал ГБОУ СПО

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПЕРЕЧЕНЬ МАНИПУЛЯЦИЙ

АЛГОРИТМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Дисциплина:

Специальность:

Перечень манипуляций по МДК 02.01. Сестринская помощь в педиатрии

1.Проведите оценку состояния новорожденного по шкале Апгар.

3.Выполните технику взвешивания ребёнка.

4.Проведите контрольное взвешивание ребёнку 8 мес.

5.Выполните процедуру закапывания капель в глаза ребёнку 3-х лет.

6.Выполните процедуру закапывания капель в уши ребёнку 3-х лет.

7.Выполните процедуру закапывания капель в нос ребёнку 3-х лет.

8.Проведите забор кала на КПФ

9. Произведите забор кала на яйца глистов.

10. Выполните соскоб на энтеробиоз различным способом

11.Произведите забор мочи у детей 1 -го года жизни,

12.Произведите разведение и постановку антибиотика ребёнку 1-го года в разовой дозе 300 тыс. ед.

13.Выполните технику взятия мазка из зева на BL

14. Выполните технику взятия мазка из носоглотки на менингококк,

15. Выполните технику физического охлаждения тела ребёнка.

16.Выполните обработку волосистой части головы при выявлении педикулёза.

17.Продемонстрируйте технику оксигенотерапии ребёнку различными методами.

18. Выполните очистительную клизму ребёнку 7 лет.

19. Выполните согревающий компресс на ухо ребёнку 1 года.

20.Проведите технику измерения окружности головы ребёнку 10 мес.

21.Проведите технику измерения окружности груди ребёнку 10 мес.

22. Продемонстрируйте технику проведения гигиенической ванны ребёнку 1 года, 23.Продемонстрируйте технику подмывания грудных детей.

24. Продемонстрируйте технику измерения роста у детей первого года жизни.

25.Продемонстрируйте технику постановки газоотводной трубки.

26.Продемонстрируйте технику обработки глаз у новорожденного.

27.Продемонстрируйте технику туалета носовых ходов у новорожденного ребёнка.

28.Продемонстрируйте технику туалета ушных ходов у новорожденного ребёнка.



29.Продемонстрируйте технику согревания новорожденного ребёнка.

30.Продемонстрируйте технику пеленания ребёнка грудного возраста.

Оценка новорожденного по шкале Апгар

Состояние малыша, который только что появился на свет, оценивают по следующим показателям:

  • дыханию,
  • сердцебиению,
  • мышечному тонусу,
  • рефлексам и цвету кожных покровов.

Рассмотрим же каждый из основных показателей, за которыми наблюдают врачи, оценивая состояние малыша по системе Апгар.

1. Дыхание малыша. Новорожденный может делать до 40–45 дыхательных движений в минуту. Такая активная работа дыхательной системы оценивается по максимуму - 2 балла. При этом едва появившись на свет малыш громко кричит. Это говорит о хорошей работе легких. Если же кроха только плачет, но не кричит, а его голосок дрожит и дыхание медленное - врач ставит 1 балл за работу дыхательной системы. Если малыш не дышит и не издает никаких звуков - ставится 0 баллов.

2. Сердцебиение. У малыша, только появившегося на свет, сердце бьется очень быстро, ведь роды - это тяжелая работа не только для мамочки, но и для младенца, который торопится увидеть этот мир! Сердце крохи в момент рождения делает до 130–140 ударов в минуту. Если частота сердцебиения свыше 100 ударов в минуту - работе сердца дают 2 балла. Если же крохе не хватало кислорода в утробе, либо поступление кислорода было нарушено во время тяжелых родов - малыш дышит медленно и частота его сердцебиения не высока. Врачи ставит 1 балл. Если же пульс отсутствует - работа сердца получает 0 баллов.

3. Мышечный тонус. Как правило, у новорожденных повышен тонус мышц. Это связано с тем, что на протяжении длительного времени, 9 месяцев, ребенок находился в единственно возможной позе - его голова была приведена к груди, руки согнуты в локтях, пальчики сжаты в кулачки, а ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Поэтому после появления на свет, когда необходимость сохранять позу эмбриона отпадает и ребенок обретает долгожданную свободу - движения его очень хаотичны, очень резки. Ребенок размахивает руками и дергает ножками. Такая двигательная активность говорит о нормальном состоянии мышечного тонуса и оценивается в 2 балла. Если же и после появления на свет, ноги и руки малыша согнуты, а движения редкие и медленные - врач ставит 1 балл. Если малыш совсем не двигается - 0 баллов.

4. Рефлексы. С самого рождения у крохи начинают работать безусловные рефлексы. Такие как крик или первый вдох. Если основные безусловные рефлексы проявляются сразу - это 2 балла. В том случае когда рефлексы вызваны специалистами, но не сразу - 1 балл. Если же рефлексов у малыша нет - 0 баллов.

5. Цвет кожных покровов. У новорожденного в идеале цвет кожи должен быть от бледно розового до ярко розового. Это говорит о нормальной циркуляции крови. При этом врач оценивает и цвет слизистых оболочек рта, губ, ладони и подошвы ног. Если у малыша цвет ножек и ручек слегка синюшный - ставится 1 балл. Если же все тело младенца равномерно бледное или синюшное - 0 баллов.

Оценку по шкале Апгар в первые секунды жизни малыша врач должен сделать очень быстро, буквально за несколько секунд, ведь от этого может зависеть и жизнь младенца. Так, состояние детей, которые набирают от 7 до 10 баллов считается хорошим, или даже отличным, деткам с такой оценкой нужен лишь обычный уход. Тем, кто набрал от 4 до 6 баллов - могут потребоваться некоторые реанимационные процедуры. Если же результат ниже 4 баллов - малышу необходимо экстренное оказание медицинской помощи.

В медицинской литературе система оценки состояния ребенка по шкале Апгар приведена в виде довольно простой таблицы, которая все расставляет по своим местам:

Критерии для оценки по шкале Апгар 0 баллов 1 балл 2 балла
Окраска кожного покрова Бледность или цианоз (синюшная окраска) Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей (акроцианоз) Розовая окраска всего тела и конечностей
Частота сердцебиений за 1 минуту Отсутствует <100 >100
Рефлекторная возбудимость (реакция малыша на введение носового катетера) Не реагирует Реакция слабо выражена (гримаса, движение Реакция в виде движения, кашля, чиханья, громкого крика
Мышечный тонус Отсутствует, конечности свисают Снижен, некоторое сгибание конечностей Выражены активные движения
Дыхание Отсутствует Нерегулярное, крик слабый Нормальное, крик громкий

В зависимости от количества баллов, которые даны малышу при рождении, можно оценить его общее состояние на момент появления на свет:

10-7 баллов - оптимальное состояние.

5-6 баллов - легкие отклонения в состоянии малыша.

3-4 балла - средние отклонения в состоянии малыша.

0-2 балла - серьезные отклонения в состоянии крохи.

Оценка физического развития ребенка по центильным таблицам