В последние годы быстрыми темпами увеличивается чис­ло одиноких и одиноко проживающих граждан указанной ка­тегории, и возможности удовлетворения их потребностей по вышеперечисленным параметрам на основе внутрисемейного обслуживания все более ограничиваются. Это происхо­дит из-за высокой занятости трудоспособного населения, а также развивающегося процесса ослабления семейных свя­зей, обособления младшего поколения от старшего.

Все это послужило основанием для поиска новых форм организации социально-бытового обслуживания нетрудос­пособных граждан наряду с существующей системой поме­щения их в дома-интернаты. Такие формы социального об­служивания, включая медицинскую, бытовую, досуговую, психологическую и другие виды помощи предоставляют цен­тры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Основная цель деятельности этих учреждений сводится к тому, чтобы поддержать нормальный уровень жизнедеятельности подопечных, пока еще не нуждающих­ся в постоянном постороннем уходе, а имеющих физические и психические возможности сохранять, при периодической помощи работников центра, связь с внешним миром, свое здоровье и оптимальные условия существования.

В РФ деятельность центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов регулируется рядом законодательных актов:

· Конституция РФ от 12.12.93 г.;

· ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого воз­раста и инвалидов» от 02.08.95 г.;

· ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 15.11.95 г.;

· ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.12.95 г.;

· Указ Президента РФ от 25.03.93 г. № 394 «О мерах по про­фессиональной реабилитации и обеспечению занятости ин­валидов»;

· Приказ Министерства социальной защиты населения РФ № 137 от 20.07.93 г. «О примерном положении центра соци­ального обслуживания»;

· Постановление Правительства РФ «О федеральном пе­речне гарантированных государством социальных услуг, пре­доставляемых гражданам пенсионного возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями соци­ального обслуживания».

Федеральный закон «О социальном обслуживании граж­дан пенсионного возраста и инвалидов» регулирует отноше­ния в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавли­вает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан указанной категории, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетво­рению потребности указанных граждан в социальных услу­гах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении меди­цинской, правовой, социально-психологической помощи: в натуральном виде, в профессиональной подготовке, тру­доустройстве, организации досуга и т. д.), которые предос­тавляются указанной категории граждан на дому или в уч­реждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Целью деятельности ЦСО является осуществление соци­ального обслуживания пожилых граждан и инвалидов. Из этого вытекает ряд задач, от решения которых зависит эф­фективность и качественность выполнения поставленной цели, а именно:

Выявление и учет граждан, нуждающихся в различных видах социального обслуживания;

Оказание социально-бытовой, медицинской, психоло­гической, консультативной и иной помощи гражданам;

Содействие в оптимизации у граждан, обслуживае­мых центром, возможности реализации своих по­требностей;

Обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законода­тельством;

Анализ уровня социально-бытового обслуживания на­селения района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населе­ния, внедрение в практику новых видов и форм помо­щи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;

Привлечение различных государственных и негосу­дарственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координация их деятельности в этом на­правлении.

Эти задачи детерминируют структурную организацию центра, в которую помимо аппарата входят следующие под­разделения: отделение социального обслуживания на дому, отделение дневного пребывания, отделение срочного социального обслуживания (рис.


2.4).

ОСО создается для временного (до 6 месяцев) или постоян­ного оказания помощи гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посто­ронней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность ОСО направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержание их социального, психологического и физического статуса.

Обслуживание граждан на дому осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в перечень гарантированных государством, а также оказание по их желанию дополнительных услуг, не входящих в перечень гарантированных.

ОСО создается для обслуживания 60 граждан, прожива­ющих в сельской местности и 120, проживающих в домах со всеми удобствами. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, медсестрами, состоящими в штабе центра. Должность социального работника вводится из расчета обслуживания 4 граждан сельской местности и 8 — в благо­устроенном городском секторе.

ОДП является полустационарным структурным подраз­делением центра и предназначается для социально-бытово­го, культурного, медицинского обслуживания граждан, со­хранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания, общения и отды­ха, привлечения к посильной трудовой деятельности, под­держания активного образа жизни.

В штат ОДП вводятся должности культорганизатора, медсестры, инструктора по труду, заведующего, а также младшего обслуживающего персонала. ОДП создается для обслуживания от 25 до 35 граждан. Продолжительность об­служивания в отделении устанавливается исходя из очеред­ности граждан на обслуживание, но не менее 2 недель. В ОДП выделяются помещения для кабинетов доврачеб­ной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, ле­чебно-трудовых мастерских и т. д.

Обслуживаемые граждане могут при их добровольном со­гласии и в соответствии с медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в специ­ально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая терапия осуществляется под руководством инструктора по труду и под наблюдением медицинского работника.

ОССО предназначается для оказания престарелым граж­данам и инвалидам, остро нуждающимся в социальной под­держке, помощи разового или краткосрочного характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

В штат ОССО вводятся должности специалиста по со­циальной работе, заведующего, медицинского работника, а также психолога и юриста. Работниками ОССО осуще­ствляется выявление и учет граждан, остро нуждающих­ся в натуральных и иных видах помощи, с целью ее пос­ледующего предоставления. ОССО должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов и пере­вязочных средств для оказания срочной доврачебной по­мощи. Деятельность ОССО строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, обще­ственными, благотворительными, религиозными органи­зациями и объединениями, фондами, а также отдельны­ми гражданами.

К перечню услуг, предлагаемых центром, относятся:

· услуги по организации питания, быта, досуга;

· социально-медицинские услуги;

· правовые услуги.

К учреждениям социальной защиты относятся:

1. стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты, отделения временного проживания при домах-интернатах, отделения милосердия на базе домов-интернатов);

2. полустационарные учреждения социального обслуживания (центры социального обслуживания, дома ночного пребывания, социальные дома для одиноких пенсионеров);

3. нестационарные учреждения (специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, службы срочного социального обслуживания и др.)

учреждения социального обслуживания семьи и детей (социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, центры социальной помощи семье и детям);

учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (ГС МСЭ) и реабилитации инвалидов.

В России имеется более 900 домов-интернатов, в которых проживает около 260 тысяч инвалидов и лиц пожилого возраста. Указанные учреждения профилированы с учетом характера патологии и возраста инвалидов. Они включают: дома-интернаты общего типа (для пожилых людей и инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и внутренних органов), психо-неврологические интернаты (для инвалидов с хроническими психическими заболеваниями и глубокой умственной отсталостью), детские дома-интернаты для умственно отсталых и для детей с физическими недостатками. (36 с.26).

К сожалению, в настоящее время данные учреждения имеют сравнительно небольшую пропускную способность и не в состоянии представить широкий ассортимент реабилитационных услуг, а также условия для проведения оздоровительной трудотерапии. Вместе с тем финансово-экономическая база учреждений социальной защиты населения должна соответствовать социально гарантированным потребностям населения, независимо от места проживания людей.

Основными принципами социальной помощи на современном этапе являются:

принцип адресности социальной помощи, предусматривающей предоставление ее конкретно нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей;

принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание помощи, обратившимся в местные органы социальной защиты;

принцип дифференцированного дохода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания и специфики условий;

принцип комплексности, предполагающий возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи: денежной, натуральной, в виде услуг или льгот;

принцип самостоятельности местных органов власти и социальной защиты в деле организации и проведения мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями;

принцип социального реагирования, предусматривающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума и т.д. (41 с.274)

Стационарное социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях (домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах). Направляются в эти учреждения инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

В дома-интернаты для инвалидов принимаются только инвалиды I и II групп в возрасте не старше 18 лет не имеющие трудоспособных детей и родителей, обязанных по закону их содержать.

В последнее годы широкое распространение получили дома для инвалидов, содержание в которых происходит на платной основе.

В стационарных учреждениях осуществляется не только уход и необходимая медицинская помощь, но и реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера.

В соответствии с федеральным Перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых инвалидам, государственными учреждениями социального обслуживания утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 1151 25 ноября 1995 года, инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставляются:

1. материально-бытовые услуги (предоставление жилой площади, организация реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания);

2. услуги по организации питания, в том числе диетического, обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями, создание условий для проведения религиозных обрядов и т.д.;

3. социально-медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание (бесплатная медицинская помощь, обеспечение ухода, содействие в проведении медико-социальной экспертизы, проведение реабилитационных мероприятий, оказание помощи в госпитализации, содействие в протезировании, обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях);

4. организация получение образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей;

5. услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией (создание условий для использования остаточных трудовых возможностей);

6. правовые услуги;

7. содействие в организации ритуальных услуг.

Материально-технической базой реабилитации инвалидов, находящихся в домах-интернатах, являются лечебно-трудовые мастерские (швейные, картонажные, сборочные, галантерейные и др.), подсобные хозяйства (полеводство, огородничество, садоводничество, цветоводничество, животноводство и др.), спеццехи (с учетом особенностей работающего спецконтингента: психических больных, больных туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями и т.д.).

К числу факторов, облегчающих адаптацию инвалидов в домах-интернатах, относится создание оптимальных бытовых условий, обеспечение домашнего уюта, удовлетворение потребностей инвалидов в медицинской помощи. (36 с.27)

Социальный работник, обладая определенными знаниями и практическим опытом, выступает и как социальный психолог, и как социальный педагог. При этом социальный работник постоянно осуществляет взаимодействие с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни о прошлой жизни человека, знакомится и с состоянием его здоровья, его возможностями к передвижению и степенью сохранности к самообслуживанию.

Роль социального работника как специалиста, владеющего основами знаний о психологии и социальной педагогике, возрастает и в связи с необходимостью обучения персонала домов-интернатов в дифференцированном подходе к проживающему контингенту. (36 с.31)

Для лиц без определенного места жительства из числа инвалидов создаются специализированные учреждения (социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации), в которых предоставляется временное место проживание (включая медицинское обслуживание, питание, ночлег) и проводятся мероприятия по социальной адаптации лиц, утративших социально-полезные связи (в первую очередь лиц, освобожденных из мест лишения свободы) к условиям жизни в обществе.

В указанных учреждениях предоставляется:

талоны на одноразовое (один раз в сутки) бесплатное питание;

первая доврачебная помощь;

предметы личной гигиены, санитарная обработка;

направление на лечение;

содействие в обеспечении протезирования;

оформление в дом-интернат;

оказание содействия в оформлении и перерасчете пенсии;

содействие в трудоустройстве, в оформлении документов, удостоверяющих личность;

содействие в получении страхового медицинского полиса;

оказание разносторонней помощи (консультации по юридическим вопросам, бытовые услуги и т.д.)

Одной из разновидностей социального обслуживание инвалидов являются полустационары, создаваемые в муниципальных центрах социального обслуживания или в органах социальной защиты населения. В отделениях дневного (ночного) пребывания осуществляется социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов.

Полустационарное социальное обслуживание предусмотрено для инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению и не имеющих медицинских противопоказаний.

В указанных учреждениях оказывается следующие виды услуг:

организация питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием, предоставление постельных принадлежностей, обеспечение книгами, журналами, газетами);

социально-медицинские услуги (содействие в получении медико-психологической помощи, оказание санитарно-гигиенических услуг, организация лечебно-оздоровительных мероприятий, содействие в проведение реабилитационных программ для инвалидов, помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, содействие в протезировании и т.д.);

содействие в получении образования и профессиональной подготовке;

содействие в трудоустройстве;

содействие в организации правовых услуг;

содействие в организации ритуальных услуг.

В задачи отделений социального обслуживания на дому входят выявление и учет лиц, нуждающихся в социальной помощи, в оказании конкретных социальных услуг (доставка обедов, приобретение продуктов и промышленных товаров, медикаментов, сдача белья в прачечную и т.д.) На обслуживание принимаются инвалиды, нуждающиеся в посторонней помощи. Такая помощь осуществляется (Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1998 года) соответствующими отделениями, созданными в муниципальных центрах социального обслуживания населения.

В соответствии с федеральным Перечнем услуг данными учреждениями оказывается следующие виды услуг:

1. услуги по организации питания, быта и досуга:

покупка и доставка на дом продуктов питания;

горячих обедов; помощь в приготовлении пищи;

покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

доставка воды;

топка печей;

сдача вещей в стирку и химчистку;

содействие в организации ремонта и уборке жилых помещений;

содействие в оплате жилья и коммунальных услуг; помощь в организации досуга и т.д.

2. социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги:

обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;

содействие в оказание медицинской помощи;

проведение медико-социальной экспертизы;

проведение реабилитационных мероприятий;

содействие в обеспечении лекарствами;

содействие в получении протезной помощи.

3. Содействие в помощи получения образования инвалидам.

4. Содействие в трудоустройстве.

5. Правовые услуги.

6. Помощь в организации ритуальных услуг.

Гражданам могут быть предоставлены и другие (дополнительные) услуги, но на условиях полной или частичной оплаты. К числу таких дополнительных услуг относятся:

наблюдения за состоянием здоровья;

оказание экстренной до врачебной помощи;

выполнение медицинских процедур;

оказание санитарно-гигиенических услуг;

кормление ослабленных больных;

проведение санитарно-просветительной работы.

Федеральным Законом «О государственной социальной помощи» (от 2 июля 1999 года) предусмотрено право малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величены прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации на оказание им натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.). Размер такой помощи установлен в пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего, одиноко проживающего гражданина.

Социальные услуги отделениями службы на дому оказываются бесплатно:

инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

инвалидам, имеющих родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечивать им помощь и уход, при условии, что размер получаемой ими пенсии, с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Задачи срочной социальной помощи заключаются в оказании неотложной помощи, разового характера, инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Объем социальных услуг установлен федеральным Перечнем. Гарантированных государством социальных услуг:

социально-консультативная помощь;

предоставление консультаций по вопросам социально-бытового и социально-культурного обеспечения жизнедеятельности;

предоставление психолого-педагогической помощи;

предоставление социально-правовой защиты инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в связи с инвалидностью, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов).

Важной задачей является совершенствование системы профессионального обучения и профориентации инвалидов. На сегодняшний день в России действует свыше 50 учебных заведений для инвалидов, где они обучаются более 20 профессиям, основными из которых являются: портной (39,1%), бухгалтер (17,9%), механик (13,4%), обувщик (4,7%), часовщик (3,7%). Специфика различных нарушений требует соответствующих программ и часто - специализированных учебных заведений. Первые специальные вузы для инвалидов открыты в Москве: институт искусств, институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. (44 с.118)

Особая роль в системе реабилитации принадлежит медико-социальной реабилитации инвалидов. В связи с ухудшением важнейших социально-гигиенических и социально-экономических показателей здоровья число инвалидов в Российской Федерации ежегодно увеличивается на 800-900 тысяч. Из них каждый четвертый - в возрасте до 40 лет. Основными причинами инвалидности, по данным медико-социальной экспертизы, являются болезнь системы кровообращения, злокачественные новообразования и травмы всех видов.

Неизменно продолжается рост относительной численности инвалидов с детства.

В детских домах-интернатах для детей с физическими недостатками сосредоточен самый тяжелый контингент детей с поражением опорно-двигательного аппарата. (Приложение 4)

Полная независимость в осуществлении самообслуживания отмечена у 56,6% детей, частичная бытовая зависимость от окружающих - у 26,3%. Дети, неспособные к самообслуживанию, составляют - 15,1%.

Основная цель этих учреждений - осуществление медико-социальной реабилитации детей-инвалидов посредством непрерывной интенсивной восстановительной терапии и протезирования, психологической коррекции, школьного и трудового обучения, профессиональной подготовки и последующего трудоустройства. (36 с.43)

По данным одного календарного года 13,5% выбывших из детских домов-интернатов переведены в дома-интернаты общего типа, 86,5% - выписаны домой. Из числа выписанных 80% продолжили обучение с целью получения конкретной профессии: 18% обучались в ПТУ системы профтехобразования, 9,2% - в техникумах, 3,2% - в средних школах рабочей молодежи, 2,0% в вузах. (36 с.44)

Инвалиды молодого возраста (от 16 до 44 лет) составляют около 10% всего контингента проживающих в домах-интернатах общего типа. Более половины из них - до 35 летнего возраста, и преобладающее большинство инвалидов I группы - 67,0%. (36 с.32) (приложение 4)

Большое число людей проживает в регионах с крайне неблагоприятной экологической обстановкой, способствующей возникновению хронических заболеваний.

При планировании развития учреждений социальной защиты населения необходимо учитывать следующие факторы:

1. обеспечение комфортных условий и качество обслуживания населения;

2. совершенствование размещения сети учреждений социальной защиты с учетом экономической целесообразности;

3. дальнейшее совершенствование сети учреждений социальной защиты в отраслевой структуре районов и крупных городов;

4. развитие инфраструктуры учреждений социальной защиты населения, призванной решать социально-экономические задачи в новых рыночных условиях.

Повышение эффективности работы учреждений и организаций социальной защиты и поддержки инвалидов зависит от кадров. Испытывается острый недостаток высококвалифицированных специалистов, в связи с чем весьма актуальной является проблема подготовки социальных работников с высшим специальным образованием. В 90-х годах в ряде вузов страны: Московском технологическом институте, Институте культуры, Екатеринбургском педагогическом и других были открыты факультеты и курсы подготовки специалистов по социальной работе. Был создан Московский Государственный Социальный Университет для подготовки разносторонних специалистов в области социальной работы. (41 с.28)

В социально-бытовом обслуживании нуждается большинство инвалидов. Помощь других людей требуется и тем инвалидам, которые проживают в отдельной квартире, и тем, кто проживает со своей семьей, и тем, кто находится в домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания. Соответственно, социально-бытовое обслуживание инвалидов может осуществляться на дому (включая социально-медицинское обслуживание), в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания (полустационарное социальное обслуживание), а также в стационарных учреждениях социального обслуживания (стационарное социальное обслуживание). В случае необходимости инвалиды получают срочное социальное обслуживание и социально-консультативную помощь.
Согласно Федеральному закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
К числу надомных социальных услуг относятся: 1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
3) содействие в получении медицинской помощи, В Том числе сопровождение в медицинские учреждения;
4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
6) содействие в организации ритуальных услуг;
7) другие надомные социальные услуги.
При обслуживании инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
Номенклатура учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов определена письмом Минтруда РФ от 5 января 2003 г. № 30-ГК.
Чтобы получать надомные социально-бытовые услуги, инвалиду следует обратиться с заявлением в орган социального обслуживания населения по месту своего жительства.
Отказано в предоставлении социальных услуг на дому может быть тем инвалидам, которые являются бактерио или вирусоносителями, либо больны хроническим алкоголизмом, активной формой туберкулеза, тяжелым психическим расстройством, венерическими заболеваниями либо имеют карантинные инфекционные заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
Полустационарное социальное обслуживание инвалидов включает их социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание, организацию питания, отдыха, обеспечение участия инвалидов в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
К учреждениям (отделениям) полустационарного социального обслуживания инвалидов относятся:
- дом ночного пребывания;
- социальный приют;
- социальная гостиница;
- центр (отделение) социальной адаптации;
- социально-реабилитационное отделение для инвалидов;
- центр (отделение) дневного пребывания инвалидов;
- центр (отделение) временного проживания инвалидов.
Инвалид пожилого возраста или инвалид, сохранивший способность к самообслуживанию и активному передвижению, вправе подать заявление о принятии на полустационарное социальное обслуживание в учреждение социального обслуживания. У инвалида не должно быть медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, что подтверждается справкой учреждения здравоохранения о состоянии здоровья инвалида. Заявление рассматривается руководителем учреждения социального обслуживания, который принимает окончательное решение на основании представленных документов.
Инвалидам, находящимся на стационарном социальном обслуживании, оказывается разносторонняя социально-бытовая помощь в максимально возможном объеме. Инвалиды, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию и нуждаются по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении, могут быть приняты в дома-интернаты, пансионаты и другие учреждения социального обслуживания.
Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания профилированы в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением инвалидов. Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
К стационарным учреждениям социального обслуживания инвалидов относятся:
- дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов;
- дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда;
- специальный дом-интернат (отделение) для престарелых и инвалидов;
- псйхоневрологический интернат;
- реабилитационный центр (отделение) для инвалидов молодого возраста;
- дом-интернат (отделение) милосердия;
- геронтологический центр;
- геронтопсихиатрический центр;
- дом-интернат малой вместимости;
- социально-оздоровительный центр.
Инвалиды, которые проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями. Они сохраняют право на жилые помещения, занимаемые ими по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение 6 месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания. Если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, то они сохраняют право пользования таким жильем в течение всего времени пребывания в этом учреждении.
Инвалид может быть помещен в стационарное учреждение социального обслуживания по личному заявлению, заверенному подписью, либо по вступившему в силу решению суда, например, принятому на основании заявления органа социальной защиты населения. Лица, не достигшие 14 лет, и лица, признанные судом недееспособными, помещаются в такое учреждение на основании письменного заявления их законных представителей. Принудительное помещение инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания не допускается.
В рамках срочного социального обслуживания инвалиды могут получить следующие социальные услуги:
- разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
- разовое оказание материальной помощи;
- содействие в получении временного жилого помещения;
- организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
- организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
- иные срочные социальные услуги.
Такое обслуживание нацелено на оказание неотложной помощи разового характера любым инвалидам, которые остро нуждаются в социальной поддержке.
Срочным социальным обслуживанием инвалидов занимаются службы и отделения срочного социального обслуживания, иные учреждения (отделения) социального обслуживания инвалидов, а также организации, находящиеся при них.
Отдельными видами помощи инвалиды могут обеспечиваться в социальных столовых, отделениях торгового обслуживания малообеспеченных граждан, в лечебно-производственных трудовых мастерских.
Социальная столовая создается как структурное подразделение учреждения социального обслуживания, предназначенное для оказания помощи инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке из- за малой обеспеченности или в связи с утратой способности к самообслуживанию. Столовые обеспечивают инвалидов горячим питанием, полуфабрикатами или продуктовыми наборами. Отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан действует как структурное подразделение учреждений социального обслуживания, предназначенное для продажи товаров первой необходимости малообеспеченным категориям населения по льготным ценам. Лечебно-производственные трудовые мастерские, подсобные хозяйства при учреждениях социального обслуживания инвалидов предназначены для осуществления лечебно-трудовой активирующей терапии.
Инвалидам может оказываться социально-консультативная помощь, которая направлена на их адаптацию в обществе, создание благоприятных отношений в семье и условий для общения с другими людьми. За оказанием такой помощи инвалид может обратиться в учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывающие социально-консультативную помощь, которыми являются консультативные центры (отделения), т. е. учреждения (отделения), предназначенные для защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов.
В названных учреждениях инвалиды могут получить психологическую поддержку, организацию своего досуга, консультации по вопросам обучения, профессиональной ориентации, трудоустройства, правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания.
Конкретный перечень услуг социально-бытового обслуживания, которые могут быть оказаны инвалиду по месту его жительства, определяется органами государственной власти субъектов РФ с участием общественных объединений инвалидов. Например, в Саратовской области Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в Саратовской области, утвержден постановлением правительства Саратовской области от 20 декабря 2004 г. № 283-П.
Дееспособный инвалид в любое время имеет право отказаться от услуг учреждения социального обслуживания. Для этого необходимо подать соответствующее письменное заявление. За детей-инвалидов, не достигших возраста 14 лет, и недееспособных инвалидов заявление вправе подать их законные представители. В случае отказа от социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения. Данный отказ может повлечь за собой ухудшение состояния здоровья или угрозу для жизни инвалидов и оформляется письменным заявлением, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.
Социальное обслуживание инвалидов, осуществляемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения инвалидом правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг. Например, когда инвалид систематически не открывает дверь социальному работнику и отказывается разговаривать с ним по телефону.

Социальное обслуживание инвалидов согласно Федеральному закону Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) представляет собой деятельность по удовлетворению их потребностей в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания.

Социальное обслуживание инвалидов осуществляется с помощью следующих принципов:

Соблюдения прав человека и гражданина;

Предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

Обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для инвалидов;

Преемственности всех видов социального обслуживания;

Ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности инвалидов;

Приоритета мер по социальной адаптации и реабилитации инвалидов;

Ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав инвалидов в сфере социального обслуживания.

К формам социального обслуживания инвалидов можно отнести: социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования; социальное обслуживание в отделениях полустационарных дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; срочное социальное обслуживание; социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); социально-консультативную помощь.

Стационарное социальное обслуживание предполагает оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Полустационарное социальное обслуживание состоит из социально-бытового, медицинского обслуживания, организации питания, отдыха, трудовой деятельности инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания экстренной помощи единовременного характера инвалидам.

Социальное обслуживание на дому направленно на продление пребывания инвалидов в социальной среде в целях поддержания их социального статуса, включает защиту их прав и законных интересов.

Социально-медицинское обслуживание на дому предоставляется инвалидам, нуждающимся в постоянной или временной (до 6 месяцев) посторонней помощи, в связи с частичной или полной утратой способности к самообслуживанию. Социальные работники предоставляют социально-бытовые, социально-правовые, социально-экономические услуги. В штат данного отделения введены медицинские сестры, которые осуществляют патронаж инвалидов на дому и оказывают следующие услуги: наблюдение за состоянием здоровья, кормление ослабленных больных, санитарно-гигиенических процедур.

Специалист по социальной работе содействует в предоставлении социально-консультативной помощи инвалидам, результатом которой является адаптация граждан с ограниченными возможностями в обществе, создание благоприятных отношений в семье. Данная форма социальной работы применяется и в практике стационарных учреждений социального обслуживания инвалидов.

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 52880-2007 «Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» к стационарным учреждениям социального обслуживания населения относятся следующие: дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста и инвалидов, специальный дом-интернат для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов, психоневрологический интернат, реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста, дом-интернат интенсивного ухода (милосердия) для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов, социально-оздоровительный центр, центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, геронтологический центр.

В дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа принимаются престарелые граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды старше 18 лет, не имеющие трудоспособных совершеннолетних детей или родителей, обязанных по закону их содержать. Данные клиенты нуждаются по состоянию здоровья в социально-бытовом стационарном обслуживании.

Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов создается для граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор. В данном учреждении проводятся реабилитационные мероприятия для инвалидов ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.

В психоневрологический интернат принимаются престарелые граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды старше 18 лет, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, реабилитационных услугах, независимо от наличия родственников.

В последнее время происходит развитие сети реабилитационных центров для инвалидов. Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста представляет собой государственное социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания инвалидов молодого возраста (старше 18 лет), частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию. Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста осуществляет следующие функции: осуществление процесса реабилитации и социальной адаптации инвалидов в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации; проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера; питание и уход; организация посильной трудовой деятельности молодых людей, имеющих инвалидность; организация их отдыха и досуга; предоставление социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых).

Как правило, данные учреждения включают следующие структурные подразделения: амбулаторно-консультативное отделение, экспертно-диагностическое, реабилитационное, стационарное. В амбулаторно-консультативном отделении проводится прием инвалидов трудоспособного возраста, здесь работают терапевт, кардиолог, невропатолог, травматолог-ортопед, специалист по социальной работе. Экспертно-диагностическое отделение осуществляет комплексную диагностику инвалида. Реабилитационное отделение проводит медицинскую, профессиональную, социальную реабилитацию в амбулаторном и стационарном режимах. В данном отделении создается комната социально-бытовой адаптации, которая является моделью жилого помещения. Здесь восстанавливаются, и формируются у инвалида навыки самообслуживания, самостоятельного передвижения. Для развития коммуникативных навыков клиентов проводятся занятия в интеграционных мастерских. Организуются лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста, расположенных в сельской местности открываются трудовые мастерские и подсобные сельские хозяйства, необходимые для проведения трудовой терапии. В стационарном отделении организуются реабилитационные мероприятия для маломобильных инвалидов и клиентов, проживающих в отдаленных районах региона. В режиме дневного стационара размещаются инвалиды, проживающие в том, административном округе, где действует данное учреждение.

Дом-интернат интенсивного ухода (милосердия) для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов предназначен для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй группы, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью. Дом-интернат интенсивного ухода осуществляет следующие функции: приём и размещение инвалидов по отделениям в соответствии с их заболеваниями; квалифицированное медицинское обслуживание, реабилитацию, клиническую диагностику; организацию рационального питания инвалидов с учетом их состояния здоровья; проведение санитарно-гигиенических мероприятий; предоставление социальных услуг и др.

Геронтологический центр организуется для граждан старших возрастных групп (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), нуждающиеся в проведении мероприятий социально-медицинского, реабилитационного характера с целью продления активного долголетия и сохранения удовлетворительного жизненного потенциала. В условиях данного учреждения могут действовать следующие отделения: организационно-методическое; социально-реабилитационное; геронтопсихиатрическое; социально-психологическое; социально-медицинское, лечебно-производственные мастерские. В частности социально-реабилитационное отделение создается для: проведения реабилитации граждан старших возрастных групп, направленной на продление активного долголетия граждан старших возрастных групп. Специалисты разрабатывают и проводят мероприятия, способствующие сохранению жизнедеятельности клиентов по месту жительства и развитие их способностей к бытовому самообслуживанию и организации посильной трудовой деятельности. После проведения реабилитационных мероприятий разрабатываются рекомендации по их дальнейшей трудовой реабилитации и расширению индивидуальных способностей и возможностей: физической активности, приобретения, восстановления и поддержания навыков трудовой деятельности, снижения уровня зависимости от посторонней помощи.

Таким образом, социальное обслуживание инвалидов предполагает деятельность специалистов по социальной работе, социальных работников, медиков, психологов и др. професстионалов направленную на удовлетворение потребностей граждан с ограниченными возможностями здоровья в социальных услугах. Предоставление социальных услуг инвалидам осуществляется с помощью следующих форм социального обслуживания: стационарное, полустационарное, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, социальное обслуживание на дому. Стационарные учреждения социального обслуживания инвалидов способствуют реализации потребностей граждан с ограниченными возможностями в безопасности, в любви и привязанности, в признании и оценке, в самоактуализации.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное сопровождение инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание их активного образа жизни. Эта форма социального обслуживания способствует реабилитации инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению.

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 52880-2007 к учреждениям полустационарного социального обслуживания относятся: социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов; центр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов создается для проведения оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий с инвалидами, которые сохранили способность к самообслуживанию или частично её утратили. В условиях социально-реабилитационного центра организуется первичный приём инвалидов и размещение с учётом их возраста, пола, состояния здоровья, имеющихся заболеваний, способности к самообслуживанию; предоставляются необходимые им социальные услуги.

В отличие от предыдущего учреждения центр дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов организует свою работу для инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению. Основными задачами в реализации полустационарного социального обслуживания инвалидов в центре являются: оказание им социально-бытовых, культурных услуг, предоставление им медицинской помощи, организация питания и отдыха, поддержание у инвалидов активного образа жизни.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной, экстренной помощи единовременного характера инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке, и включает следующие социальные услуги: разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи. Специалисты по социальной работе содействуют инвалидам в получении временного жилого помещения; организуют юридическую помощь в целях защиты прав обслуживаемых лиц и экстренную медико-психологическую помощь с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров. В отделениях срочного социального обслуживания действует прокат специализированной техники для инвалидов и приспособлений по уходу за тяжелобольными. В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 52880-2007, экстренная помощь инвалидам предоставляется в центре срочного социального обслуживания. В комплексном центре социального обслуживания населения функционирует в отделение срочного социального обслуживания, в котором может быть организована работа службы услуг по ремонту квартир для граждан с ограниченными возможностями здоровья, открыт пункт проката технических средств реабилитации для инвалидов и др.

Средства реабилитации (костыли, ходунки, трости, инвалидные коляски и др.) предоставляются клиентам в соответствии с разработанными тарифами, а малообеспеченные граждане с ограниченными возможностями здоровья пользуются прокатом бесплатно.

К комплексным учреждениями социального обслуживания, предназначенным для оказания помощи семьям, инвалидам и другим категориям клиентов, попавшим в трудную жизненную ситуацию, относится комплексный центр социального обслуживания населения. В состав центра могут входить следующие структурные подразделения, предоставляющие социальные услуги гражданам с ограниченными возможностями здоровья: консультационное отделение, реабилитации детей с ограниченными умственными способностями и физическими возможностями, обслуживания на дому, дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов и др.

Например, в «Комплексном центре социального обслуживания населения» г. Знаменск, Астраханская область открыта школа для родителей детей-инвалидов «Помоги своему ребёнку». Специалисты проводят практикумы, семинары, где отцы, матери, бабушки и дедушки обучаются приёмам организации игровой и учебной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями. Дети и родители совместно проводят свой досуг в реабилитационном отделении комплексного центра социального обслуживания населения, а именно участвуют в спортивных эстафетах, показывают мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, регулярно организуют выставки детского творчества и семейного мастерства.

Координационную деятельность по оказанию социальных услуг инвалидам осуществляет центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В структуру этого учреждения входят следующие отделения: социального обслуживания на дому, дневного пребывания, социально-реабилитационное, срочного социального обслуживания, социальная столовая, специализированное отделение социально-медицинского обслуживания.

Одной из основных форм социального обслуживания, направленной на продление пребывания инвалидов в привычной социальной среде (семья, соседи и т.д.) и в целях поддержания их социального статуса является социальное обслуживание на дому. Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 52880-2007 к учреждениями социального обслуживания инвалидов на дому относятся: центр социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов и специализированный центр социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому. К числу надомных социальных услуг, предоставляемых инвалидам, относятся: организация их питания, включая доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости. Социальный работник содействует в получении инвалидом медицинской помощи, в том числе сопровождает его в медицинские учреждения. Специалисты учреждений социального обслуживания инвалидов на дому способствуют поддержанию условий проживания клиента в соответствии с гигиеническими требованиями, содействуют в организации для граждан с ограниченными возможностями здоровья юридической помощи и иных правовых услуг. Социальное обслуживание инвалидов на дому может осуществлять один социальный работник, социальный работник и медицинская сестра, а также бригада специалистов, в которую входят психолог, юрист парикмахер, специалист по ремонту бытовой техники, социальный работник и др.

Специалисты отделений социального обслуживания на дому организуют благотворительные акции, направленные на включение учащихся старших классов в оказание помощи инвалидам. Школьники посещают гражданина с ограниченными возможностями здоровья на дому, поздравляют его с днём рождения, выполняют посильную помощь по благоустройству быта клиента (моют посуду, выносят мусор и т.д.).

В практике деятельности отделений социального обслуживания на дому широко используется сотрудничество с Русской Православной церковью. Представители церкви по просьбам клиентов посещают их на дому, беседуют с инвалидами, оказывают им психологическую помощь.

Учреждения социального обслуживания населения для более эффективного оказания социальных услуг инвалидам по месту жительства сотрудничают с территориальным общественным самоуправлением. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города для самостоятельного и ответственного осуществления инициатив по вопросам местного значения. Это объединение является формой осуществления населением местного самоуправления в городе и призвано содействовать реализации прав и свобод граждан, их самостоятельности в решении вопросов развития города.

Основными формами осуществления социальной работы с инвалидами по месту жительства являются: адресная материальная помощь, организация клубных объединений для инвалидов, проведение праздников для инвалидов, проведение бесплатных юридических консультаций для граждан с ограниченными возможностями здоровья, проведение спортивных мероприятий среди инвалидов различных возрастных групп и др.

В рамках общественного самоуправления открываются социально-консультативные пункты помощи инвалидам. Данная форма социальной работы по месту жительства способствует развитию системы социального обслуживания инвалидов. Социально-консультативные пункты территориально приближены к населению, что позволяет обеспечить реальную доступность социальных услуг всем нуждающимся. Здесь для организации досуга, занятости инвалидов создаются и действуют клубные объединения. Специалисты социально-консультативных пунктов оказывают гражданам с ограниченными возможностями здоровья по месту жительства не только адресную социальную поддержку (обувью, одеждой, деньгами), но и правовые услуги, помогают им устроиться на работу.

Таким образом, к основным формам социального обслуживания инвалидов относят полустационарное, срочное социальное обслуживание, социальное обслуживание на дому. Это позволяет сохранить для инвалида привычные для него условия жизнедеятельности (своего дома, уюта, друзей и знакомых), продлить его способность быть более независимым, самостоятельным и активным членом общества.

Одной из новых форм социальной работы с инвалидами по месту жительства является организация их досуга в территориальных общественных самоуправлениях с помощью клубов по интересам.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно указанному Закону, инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет - категория «ребенок-инвалид».

Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества: для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих государственным программах, предоставления им социальной помощи и т.д.

В соответствии с Федеральными Законами определяются следующие формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

Социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;



Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

Стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях);

Срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;

Социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

Все большую роль играют нестационарные учреждения, в том числе центры социального обслуживания одиноких пожилых людей и инвалидов.

Согласно Примерному положению о Центре социального обслуживания (от 20 июля 1993 г.) 19 это учреждение социальной защиты населения осуществляет на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.

Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и т.д.

Основными задачами деятельности Центра являются:

Выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.);

Определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной помощи;

Дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;

Предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

Анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;

Привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координации их деятельности в этом направлении.

В настоящее время расширяется система медико-социальной помощи инвалидам.

Так, Федеральный Закон о социальной защите инвалидов конкретизирует понятие медико-социальной экспертизы как определения в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения.

На Государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) участие в разработке комплексной программы профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

4) определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;

5) определение причины смерти инвалида в случаях, когда действующим законодательством предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Закон вводит понятие реабилитации инвалидов как системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им экономической независимости и его социальной адаптации.

Реабилитация инвалидов включает:

Медицинскую реабилитацию инвалидов, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

Профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудового устройства;

Социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Федеральной базовой программой реабилитации инвалидов является гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.

На основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы для инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление и компенсацию способностей к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности.

Мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов осуществляет Государственная служба инвалидов, представляющая собой совокупность органов государственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня.

Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов происходит через медицинскую помощь, беспрепятственный доступ к информации и к объектам социальной инфраструктуры.

Таким образом, важнейшей задачей государства на современном этапе является создание эффективной системы социального обслуживания как комплекса услуг различным категориям населения, находящимся в зоне социального риска.

Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в решении возникших у них социальных проблем по восстановлению или усилению их способности в самообеспечении и самообслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями.

Основная цель формирования этой системы - повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных гарантий.

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Что понимается под системой социального обслуживания населения?

2. Приоритеты и задачи системы социального обслуживания населения.

3. Виды и типы социального обслуживания населения.

4. Территориальные и специализированные институты социального обслуживания, деятельность социальных работников в данных учреждениях.

5. Социальные институты по работе с детьми и семьями.

6. Учреждения социального обслуживания клиентов с особыми нуждами и специфика работы с ними.

7. Территориальные учреждения по работе с инвалидами: типы и виды социального обслуживания.

8. Учреждения по обслуживанию пожилых людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994 гг.) - М., 1994.

2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. - М.,1997.

3. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. - М.,1994.

4. Социальная работа в условиях перехода России к рыночным отношениям: анализ, прогнозы. - М.,1995.

5. Социальная работа с инвалидами. - М., 1996.

6. Социальная работа с пожилыми людьми. - М., 1995.

7. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. - М., 1997.-T.I.

8. Теория и методика социальной работы: краткий курс. - М., 1994.

9. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. - М., 1994.

10. Теория и методика социальной работы. - М., 1993. - Вып. 1.

11. Теория и методика социальной работы. - М., 1995. - Вып. 1.

12. Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. - М., 1997.

13. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М.Панова. - М.: Юрист, 1997. - 168 с.

14. Пинкус А, МинаханА. Практика социальной работы. - М.: Союз, 1993.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 См.: Топчий Л.В.

2 Бартер Р. Словарь социальной работы. - М.: Ин-т социальной работы, 1994.-С. 113.

3 См.: Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. - М.: Минсоцзащиты России, 1994.

4 См.: Топчий Л.В. Социальные службы России: от оптимального минимума к гармонии разнообразия // Российский журнал социальной работы. - 1997. - №1.-С.8-17.

5 Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации. Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994 гг.). - М., 1994. - С. 32-33.

6 Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. - М.: Издание Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1997. - С. 39.

7 Федотов И.П., Федотова С.Ю. Концепция системных потребностей социально-экономических структур - подход к анализу процессов в обществе // Российский журнал социальной работы. - 1998. - № 1. - С. 10-17.

8 Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации. Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994 гг.). - М., 1994. - С. 33-37.

9 Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994гг.).-М., 1994.-С. 57-67.

10 Ковалев В.Н. Социальное образование: анализ ситуации и путей развития / Социальная работа: теория, технология, образование // МГСУ. - 1996. - № 2. - С. 58.

11 См. Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации. Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994 гг.)-М., 1994. -С. 40-41.

12 См.: Топчий Л.В. Социальные службы России: от оптимального минимума к гармонии разнообразия // Российский журнал социальной работы. - 1997. - №1.-С.8-17.

13 См.: Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994 гг.). - М., 1994. - С. 82-91.

14 Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие. - М.: Наука, 1995.

15 Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994гг.).-М. 1994. -С. 82-91.

16 Манукян Э.А. Территориальные центры социальной помощи семье и детям: опыт, тенденции, перспективы // Российский журнал социальной работы. - 1996.- №2.- С. 39- 43.

17 Шмелева Н.Б. «Третий» возраст и его проблемы: Технологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми // Российский журнал социальной работы. - 1995. - № 2. - С. 63-67.

18 Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994гг.).-М., 1994. - С. 77-81.

19 Организация социального обслуживания населения: Сборник нормативных актов (1993-1994гг.).-М., 1994. - С. 57-67.