Основные подходы к решению проблемы смысла жизни. Философия о смысле и цели жизни: основные концепции
Во всякой этической системе всегда имеются представления о смысле жизни. Смысл жизни у Сократа - в разумном содержании «искусства жить», у Платона понятие о смысле жизни связывается с идеей высшего блага, смысл жизни в совершенной деятельности - у Аристотеля, в соблюдении заповедей и стремлении к божественному совершенству - у Иисуса Христа. Весьма условно в истории этики можно выделить три подхода к вопросу о смысле жизни: пессимистический, скептический, оптимистический.
1. Пессимистический подход состоит в нигилистическом отрицании какого-либо смысла в жизни. Жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней, смерти. По Эпикуру, безмятежность и свобода от чувства страха перед смертью и страданием есть высшее блаженство и, следовательно, смысл жизни.
Диоген видел в качестве смысложизненного принципа борьбу со страстями, победу над желаниями. Блаженство доставляет нам не обладание вещами и вожделениями, а преодоление влечения к ним: кто ничем не владеет, тому нечего терять.
Человек один из всех живых существ обременен настоящей смертью, осознанием конца личного бытия. Смерть для человека - трагедия, зло, бессмыслица, не имеющая оправдания. Ведь гибнет не просто биологический организм, а личность; не только тело, но и душа, уникальное существо, замены которому нет. Именно перспектива исчезновения заставляет человека искать смысл своего скоротечного существования. «Memento mori» («помни о смерти») - старинное латинское изречение напоминает о скоротечности сущего.
Пессимистические интерпретации смысла жизни нередко приводят человека к роковому шагу - к самоубийству. Причем экзальтированные романтические натуры, вспоминая литературных и исторических персонажей - Ромео, Вертера, Клеопатру, - лишают себя жизни, чтобы что-то сделать «назло», доказать родителям, учителям, окружающим свое достоинство, свою правоту. Какая жестокость и легкомыслие преждевсего по отношению к самому себе, по отношению к своей собственной уникальной и единственной реальной конкретной жизни! Ведь другой у тебя никогда не будет. Задачародителей, воспитателей сформировать у молодого человека трепетное, уважительное отношение к собственной жизни, к жизни, которую всегда есть шанс сделать такой, какой ты сам ее видишь.
2. Скептический подход к пониманию смысла жизни связан с наличием сомнения в смысле и значимости земного бытия. Возникнув в античности, скептицизм абсолютизировал принципы невозмутимости, бесстрастности, воздержания от суждений. Вопрос о том, как правильно жить, скептицизм оставлял открытым, хотя скептиков называли «ищущими». Так, Секст Эмпирик (вторая половина II - начало III в.), разделяя идею о блаженстве как отсутствии страданий, признавал, что полнота блаженства невозможна. «Цель скептика - невозмутимость в вещах, подлежащих нашему мнению, и умеренность в том, что мы вынужденно испытываем». Секст Эмпирик указал два критерия правильного поведения: а) необходимость жить по указаниям природы, т.е. пассивное принятие всего; б) следование законам, нравам, заветам отцов. Цель скептика достигается беспрекословным пассивным подчинением, без попыток что-либо изменить.
Скептицизм выражается в чрезмерной осторожности, подозрительности ко всему необычному, своеобразному; в боязни поступка, в бездействии, в отсутствии какой бы то ни было активности. Принцип «как бы чего не вышло», который с сарказмом и иронией отобразил, например, М.Е.Салтыков-Щедрин, представлен довольно широко в нашей литературе. «Человек в футляре» А.П. Чехова - классический пример человеческой несостоятельности героя.
3. Оптимистический подход к вопросу о смысле жизни выражается в признании жизни как наивысшей ценности и возможности ее реализации. Оптимизм в подходе к пониманию смысла жизни требует обратиться в первую очередь к самой жизни, сфере основных человеческих желаний и интересов. Смысл жизни - получать максимум наслаждений. Так понимали вопрос гедонисты. Гедонизм (от греч. - удовольствие) складывается в античности. Гедонизм отстаивает первенство потребностей индивида, свободу удовлетворения потребностей. Удовольствие - высшая ценность, и его получение допустимо любыми средствами. В гедонизме различают теории, которые основываются: а) на исключительно личном удовольствии как конечной цели действий; б) теориях, согласно которым удовольствие как общее счастье является конечной целью действий. В то же время уже у античных авторов появляется различия в удовольствиях. Солон предупреждает: «Избегай удовольствий, несущих скорбь». Последователи Пифагора считали, что следует остерегаться любых наслаждений, ибо они отвращают от прекрасного и упорядоченного. Удовольствие, соотносимое главным образом с чувственностью, воспринималось софистами как отход от пути добродетели. Несоблюдение меры в удовольствиях делает человека рабом своих желаний.
Платон полагал, что удовольствие является не благом, а лишь тем, благодаря чему благо обретается. Аристотель различал удовольствия и благо, развивал следующие аргументы против гедонизма: а) «удовольствие не есть собственно благо»; б) «не всякое удовольствие достойно избрания»; в) «существуют некоторые удовольствия, достойные избрания сами по себе, различающиеся при этом видом или источником».
Средневековая этика выдвигает на первый план принцип аскетизма, который предписывает отречение от внешних благ, подавление чувственных желаний; наслаждение объявляется грехом, и потому необходимо отречься от земных, плотских удовольствий. Смыслом жизни верующего человека становиться служение Богу во имя вечного спасения.
В этике Возрождения вновь возникают гедонистические мотивы в понимании смысла жизни. Стремление сбросить церковные вериги, идеал самореализации личности, чести и достоинства личности, желание славы, подвигов, которые сделают твое имя знаменитым среди современников и завещают потомкам, наполняло понимание смысла жизни новым содержанием, придавало жизни небывалый гражданственный характер, вселяло в души необыкновенный восторг перед жизнью и оптимизм, уверенность в скорое наступление светлого будущего. Эти традиции вдохновляли и мыслителей Нового времени; Г.Ф. Лейбниц называл окружающий мир «наилучшим из возможных». Правда, в этических учениях усиливается рационалистический момент и выдвигается чисто интеллектуальное понимание блаженства и смысла жизни, обнаруживая его в познании (в частности, Б. Спиноза).
Однако позже, в XIX в., в понимании смысла жизни происходит резкий поворот в сторону мировоззренческого пессимизма. Наличие смысла в жизни поставлено под сомнение. А.Шопенгауэр (1788 - 1860), Ф. Ницше (1844 - 1900) исходят из представлений о том, что беспредельный эгоизм есть фундаментальное основание личности, а поскольку, живя в обществе, человек должен еще более или менее считаться с этим, то его удел - вечная неудовлетворенность, страдания неотвратимы, а счастье иллюзорно. Шопенгауэр называет мир «наихудшим из возможных». Обостряется проблема свободы и ответственности. Неповторимость, своеобразие индивидуальности каждого человека обязывает его брать на себя всю ответственность за свое существование. Человек должен сам наполнить свою жизнь смыслом, которого жизнь лишена в своих объективных измерениях.
В качестве продолжения поисков смысла в жизни возникает концепция Ф. Ницше, который выдвигает новую модель смысла жизни - власть человека над человеком. Раскрывая свое учение «о воле к власти», Ницше с негодованием говорит о торжестве посредственности в обществе, поскольку жизнь слишком строго регламентирована религией, наукой, моралью. Настала пора освободить человека от власти духовных и социальных авторитетов, от власти морали, этого «инстинкта толпы». Смыслом жизни должна стать индивидуальная воля к власти, к могуществу, к подчинению чужой воли своей. Больше того, Ницше выдвигает свой нравственный идеал - «сверхчеловек», сильная личность, которая противостоит толпе - «посредственности».
«Сверхчеловек» стоит «по ту сторону добра и зла». Для него нет моральных границ и запретов. Он выше их; его предназначение и смысл жизни - в собственной самореализации, он станет носителем новой морали.
Идея исключительной личности, «сверхчеловека», стоящего над толпой, была подхвачена художественной литературой и широко представлена в мировой классике. Герои произведений Дж. Байрона, А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского западали в душу читателя, заставляя мучительно переживать перипетии их личных судеб, размышлять о смысле жизни и предназначении человека. Возникла галерея так называемых «лишних» людей - Чайльд-Гарольд, Онегин, Чацкий, Печорин - мятущиеся, неприкаянные романтические натуры, которые живут, не зная зачем, томятся и страдают и не находят места в жизни, цели и смысла. Герои Достоевского, правда, совершают поступки, проявляют себя. Но как отвратительны эти поступки! Раскольников, убивая старуху, считает, что ему это позволено, ибо он считает себя выше других и что ему «все позволено». Идея «сверхчеловека», который утверждает себя за счет принижения других, а иногда и за счет жизни других, также была скомпрометирована в России XIX в. практикой народовольцев, анархистов, террористов.
Широкое распространение приобретает, особенно в эпоху становления капитализма, понимание смысла жизни, связанное с обладанием материальными благами, богатством. Культ обладания деньгами, вещами, комфортом, престижем становится «американской» мечтой, апофеозом обывательского, мещанского благополучия и поглощает всю духовную и нравственную основу жизни человека и общества. Всепоглощающая власть денег, трагедии, связанные со стремлением к богатству любой ценой вплоть до преступлений, стали темами многочисленных великих произведений Шекспира, Бальзака, Пушкина.
Расслоение общества на богатых и бедных остро ставит вопрос о поисках смысла жизни. Что касается российского общества, то необходимо сделать два замечания. Во-первых, было бы нелепо и нечестно отрицать значение материальных благ в жизни человека, а тем более современного человека. Каждый человек имеет право хорошо жить: иметь современную квартиру, машину, компьютер. Плохо, если вещи, удобства, комфорт из средства к жизни превращаются в смысл существования, в цель жизни, средства жизни становятся целью бытия. Во-вторых, наше общество в течение почти всего правления коммунистов было обречено жить в казарменном военном коммунизме, где 80% всего валового национального богатства тратилось на оборону. Поэтому основная масса людей жила в общежитиях, в каких-то немыслимых «хрущевках», в хибарах без удобств, современного комфорта, имея копеечную зарплату и нищенскую пенсию, без автомобиля и без дорог, где на культуру тратили «по остаточному принципу» 2-3 копейки в год на человека. И сегодня, когда у человека появляется материальная возможность жить по-человечески, рука не поднимается писать о безнравственности «потребительского сознания» и потребительских ориентации, которые, увы, все более овладевают обществом.
Похожая информация.
Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли. Основные концепции смысла жизни.
Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли.
Рассмотрение человека как особой философской темы отвечает потребности в целостном подходе к его изучению. Потребность эта развивается по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией целого ряда конкретных наук: экономики и социологии, биологии и медицины, географии и даже астрономии. Она продиктована современными тенденциями научно-технического прогресса, развитием человечества как мирового сообщества, обострением возникающих внутри этого сообщества проблем и трагически напряженным звучанием вопроса о человеческих издержках прогресса в современную эпоху. Не последнюю роль в актуализации этой темы играют также те трудности, которые непомерно осложнили жизнь значительной части людей в нашем обществе в связи с происходящими в нем в последние годы преобразованиями.
Но поскольку не существует отдельной, специальной науки о человеке, а в его комплексном исследовании участвуют различные дисциплины, все ощутимее становится необходимость интеграции наук о человеке. Задача эта не может быть решена без выявления категориального каркаса человеческой целостности, а последнее есть собственное дело философии.
Попытки разработать многомерную систему универсальных характеристик человека - приметная тенденция философских исследований последней трети XX века у нас. Большую роль при этом сыграли такие понятия, как "предметно-практическая деятельность" и человеческие "сущностные силы" (универсальные возможности и способности, реализующиеся в процессе истории). Немалое значение имело истолкование уникальности человеческого бытия, оценка его природных (биологических) предпосылок и понимание того, как человек выделился из природы.
Со второй половины XIX века, когда стало общепризнанным, что человек - продукт биологической эволюции, центральным для всей антропологической проблематики сделался вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия.
В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий специфичное для человека нормативно-преемственное программирование поведения называется культурой. Ученые разных направлений сходятся в признании того, что именно культура, которая с детства осваивается человеческим индивидом, будучи заданной ему другими (взрослыми) представителями человеческого рода, играет решающую роль в определении человеческих поступков. Культура же признается исходным отличительным признаком и самого типа сообщества, характерного для Homo sapiens.
Основные концепции смысла жизни.
Можно выделить три подхода к вопросу о смысле жизни:
а) пессимистический - нигилистическое отрицание смысла жизни, при котором жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней (с закономерным финалом - смертью);
б) скептический - выражающий сомнение в смысле и значимости земного бытия;
в) оптимистический - признание смысла человеческой жизни и возможности его реализации как наивысшей ценности: «Самое дорогое у человека - это жизнь...».
В античности, отличавшейся своим оптимистическим мироощущением, гедонизм, который высшим благом считал наслаждение, соответственно видел смысл жизни в стремлении к нему, а эвдемонизм, полагавший высшим благом счастье, смыслом жизни делает его достижение, в частности, путем преодоления стремления к наслаждению. По Эпикуру, безмятежность и свобода от чувства страха перед смертью и страданием есть высшее блаженство и, следовательно, смысл жизни.
Средневековая этика считала наслаждение грехом и потому требовала отречения от земных удовольствий (аскетизм), а благо видела в духовном служении Богу во имя вечного спасения, которое становилось смыслом жизни верующего человека.
В этике Возрождения вновь зазвучат гедонистические мотивы в понимании смысла жизни: он воплотится в стремлении к славе, признанию. Если имя человека прославилось среди современников, если он может надеяться, что оно не будет забыто и впредь, то его жизнь приобретает смысл уже благодаря ее отражению в сознании других.
Позднее намечаются и другие пути поиска смысла. Одна из таких новых моделей смысла жизни - власть человека над человеком, выдвинутая Т. Гоббсом в XVIII в.
В постклассической этике XIX в. эта модель была развита и обоснована немецким философом Ф. Ницше в его учении о «воле к власти». Ницше считал, что жизнь слишком регламентирована (религией, наукой, моралью), что в ней все меньше места остается геройству и величию духа и все более торжествует посредственность. Необходим нигилизм, освобождающий человека от власти духовных и социальных авторитетов. Смыслом жизни должна быть индивидуальная «воля к власти», могуществу, подчинению чужой воли своей.
Еще одна концепция смысла жизни, имевшая сторонников во все времена, но особенно утвердившаяся в эпоху создания и накопления капитала, - обладание: материальными благами, богатством, вещами, комфортом, престижем.
Конечно, было бы нелепо и нечестно отрицать значение материальных благ в жизни современного человека. Человек должен жить хорошо. Но плохо, если вещи, удобства, комфорт из средства жизни превращаются в цель существования.
И, наконец, существует концепция, согласно которой вечным смыслом человеческого бытия является любовь - любовь вообще и любовь мужчины к женщине в частности. Наиболее полно эта точка зрения впервые выразилась в философии Л. Фейербаха.
Существуют и пессимистические концепции, вообще отрицающие смысл жизни. Французский писатель Ф. Мориак приходит к выводу, что жизнь большинства людей - мертвая дорога «в никуда».
1. Значимость проблемы смысла жизни для человека
2. Варианты понимания смысла жизни.
3. Понятие цели и смысла, их связь и различие.
4. Объективный, единый смысл жизни человека.
Основные понятия
Цель жизни, смысл жизни, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, прагматизм, этика долга, единый для всех смысл жизни.
Основная литература
Алексеев П. В. Философия [Текст] : учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010.
Гриненко Г. В. История философии [Текст] : учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010.
Губин В. Д. Философия [Текст] : учебник. - М. : Проспект, 2010.
Кохановский В. П.Философия [Текст] : конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.
Спиркин А. Г. Философия [Текст] : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.
Дополнительная литература
Гайдукова И. Б. Философия [Текст] : учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012.
Налетов И. З. Философия [Текст] : учебник. - М. : Инфра-М, 2007.
Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М. : Мысль, 2010.
Смысл жизни: Антология / Общ. ред. и составл. Н. К. Гаврюшина. - М. : Прогресс-Культура, 1994.
Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. - М. : Прогресс, 1990.
1. Значимость проблемы смысла жизни для человека
Значимость проблемы смысла жизни в самосознании человека прекрасно показал психолог, философ Виктор Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла» на материале обширных исследований американского общества.
Он цитирует несколько фраз из письма, которое прислал ему американский студент: «Здесь, в Америке, я со всех сторон окружен молодыми людьми моего возраста, которые отчаянно пытаются найти смысл своего существования. Недавно умер один из моих лучших друзей, которому найти этот смысл не удалось».
Что касается поколения взрослых, Франкл ссылается на исследование, проведенное среди выпускников Гарвардского Университета. Через 20 лет после окончания многие из них, несмотря на то,… что они не только сделали карьеру, но и жили внешне вполне благополучной жизнью, жаловались на непреодолимое ощущение полной утраты смысла.
Кто еще будет сомневаться в существовании стремления к смыслу, пишет Франкл, взяв в руки доклад американского Совета по вопросам образования, в котором приведены данные опроса почти 190 тысяч студентов в 360 университетах. Главный интерес у 74% опрошенных выражается в цели «прийти к мировоззрению, которое сделало бы жизнь осмысленной». 85% самоубийств среди американских студентов совершается по одной причине – никто из них не видел больше в своей жизни никакого смысла.
В.Франкл цитирует еще одно характерное письмо американского студента: «Мне 22 года, у меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю большими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, - это какой во всем этом смысл».
В современном обществе проблема смысла жизни для большинства людей отступает на второй план перед более конкретной и жесткой – как устроится в жизни, как заработать, как прокормить себя и семью.
Однако, при достижении хотя бы небольшой стабильности и благополучия проблема смысла жизни встанет неотвратимо перед каждым думающим человеком. Какой во всем этом смысл!?
Как предсказывают ведущие футурологи мира, главный прорыв в развитии человечества связан не столько с научно-техническим прогрессом, сколько с расширяющимся пониманием того, что значит быть человеком, в чем смысл жизни человека, в чем смысл жизни человечества.
2. Варианты понимания проблемы смысла жизни
Вообще, в оценке собственно проблемы смысла жизни есть несколько вариантов:
1. Смысла в жизни нет никакого.
Здесь следует заметить, что жизнь – это благо, и если человек превратил ее в нечто, бессмысленное и злое, то виновата в этом не жизнь сама по себе, а, прежде всего, он сам.
2. Поиски смысла – признак психического заболевания (мнение З. Фрейда). Комментарии здесь излишни.
3. Смысл жизни - в поиске смысла. (Любимое выражение писателей о каком-нибудь из своих персонажей: «Он мучительно искал смысл жизни».)
4. Смысл есть:
а) в религии – служение Богу.
б) в философии – ответы более разнообразны.
Один из авторов сделал попытку обобщить ведущие смыслы жизни разных эпох и вот, что у него получилось. В период Античности – это благо, Средневековье – служение Богу, Возрождение – постижение красоты, Новое время – знание, Новейшая история – деньги, XXI век – информация. Однако, по нашему мнению, перечисленные смыслы – ничто иное, как цели , которым придается чрезмерное значение смысла . Подмена смысла целями – вообще типичное заблуждение в истории человечества.
В философии исторически сложилось несколько подходов к пониманию смысла жизни, начиная с Античности. Кратко познакомимся с ними.
Гедонизм . Наслаждение считается высшим смыслом бытия человека во всех его проявлениях. Формула гедонизма: «Жить – значит наслаждаться». Отметим, что в индийском гедонизме насчитывают более 500 видов наслаждений и большинство из них являются высшими, духовными – занятия музыкой, поэзией, философией.
Эвдемонизм . Подлинное предназначение человека и смысл его жизни – стремление к счастью. Но счастье является наслаждением только тогда, когда основано на безмятежности духа, когда нет страха перед Богом, страданием, смертью. Эвдемонизм проповедует умеренность в телесных удовольствиях и стремление к духовному совершенству.
Утилитаризм . Смысл жизни – в умении извлекать пользу из всего, включая человека. Главное – точный расчет.
Прагматизм. Смысл жизни в достижении максимального успеха любой ценой. Критерий любых практических действий – выгода. Формула прагматизма – «Цель оправдывает средства».
Этика долга. Смысл жизни в самопожертвовании во имя служения идеалу. Человек действует по велению долга для достижения общего блага. Отречение от всего личного во имя общественного – в этом предназначение человека.
Л.Н. Толстой в последнем, предсмертном письме старшим детям писал, что жизнь без объяснения ее значения и смысла и без вытекающего из него неизменного руководства есть жалкое существование.
3. Понятие цели и смысла, их связь и различие
Цель – субъективно заданный себе человеком ориентир движения. Отвечает на простые вопросы: «Чего хочу?» и «Что делать, чтобы этого достичь». Смысл – понятие более сложное с сильной ценностной составляющей. Смысл – это объективное знание, необходимое для понимания того главного, зачем человек живет на земле как человек.
Отметим, что жизнь вообще – не капризная игра случая в одной точке космоса, на Земле, она вечна и закономерна. Отсюда следует, что жизнь несет смысл в себе самой, в каждодневном движении, развертывании, осуществлении. Человек как одно из направлений развития жизни также закономерен и космичен как проявление интеллектуализации живого. Можно говорить о том, что смысл человеческой жизни объективен, то есть не зависит от наших желаний, заблуждений, иллюзий, ибо определен нашей родовой сущностью. Формулировка смысла жизни проста, сложна его реализация.
4. Объективный, единый смысл жизни человека
Истинный, единый для всех смысл жизни заключается в выработке в себе человека, в воспитании себя человеком во все возрастающей степени . Быть все более человеком – значит раскрывать и взращивать в себе основные родовые качества человека. Их максимально возможная в данную эпоху реализация в своем развитии и есть работа очеловечивания. Предназначение человека – воплощение в себе лучших качеств, добытых человечеством, пополнение собой потенциала человечности на Земле. Это повседневная работа, иногда тяжелая, часто увлекательная работа и всегда благодарная, не имеющая себе равных по эффективности результатов.
Предлагаем обоснование изложенной концепции смысл жизни.
1. Существо, родившееся в человеческом обществе, имеет очень ограниченный выбор вариантов дальнейшего движения по жизни – всего из двух возможностей. Либо осуществляя родовое предназначение становиться человеком во все возрастающей степени, либо деградировать во все возрастающей степени, опускаясь на недочеловеческий уровень. Вплоть до того состояния, которое в русском языке обозначается страшным словом «нелюдь». Таково негативное обоснование – почему нельзя обойтись без усилий по выделке себя в человека. Но есть еще позитивное обоснование.
2. Обратимся к вопросу, что дает работа по очеловечиванию? Один из простых и коренных двигателей жизни вообще и человеческой в частности – это стремление к благополучию, счастью, любви, радости. Человек – высшее в этом мире существо, способен получать все радости жизни – высшие и по количеству и по качеству, недоступные и неведомые миру животных. Их многообразие, полнота и сила нарастают по мере очеловечивания. Человек живет все более содержательно, интересно, насыщено, разумно.
3. Почему работу по очеловечиванию можно считать определяющим объективным смыслом жизни? По той простой причине, что без его осуществления все прочие человеческие смыслы и цели просто не могут быть поставлены и реализованы как человеческие.
Чем интенсивнее процесс очеловечивания, тем осмысленнее жизнь, тем более всесторонне и сильно раскрывается человеческий потенциал, тем интенсивнее и интереснее процесс очеловечивания.
Человек может выдумать для себя смысл жизни, далекий от объективного. Но это гораздо опаснее, чем выдумывать ложные цели – можно потерять себя как человека, потерять жизнь задолго до физической смерти.
Наш выдающийся психолог А.Н. Леонтьев в актовой лекции, обращенной к студенчеству, говорил, что вершина сотворения себя – вырасти в «человека Человечества» и пожелал достичь этой вершины.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. В чем сущность проблемы смысла жизни?
2. Каковы варианты решения проблемы смысла жизни в истории философии?
3. Соотнесите понятия «цель» и «смысл жизни».
4. Можно ли предложить универсальную концепцию смысла жизни? Каковы ваши смысложизненные ориентиры?
Философский подход
Вопрос о том, почему человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития философии.
Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - чаяния людей каждой данной эпохи.
Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых является наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.
К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции.
Смысл жизни - это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенциалов)
Иными словами, смысл жизни человека - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, чем развитее ее экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду.
Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должно трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами. Античный философ Аристотель весьма проницательно и обоснованно считал, что смысл жизни состоит в достижении счастья. Но счастье - не в чувственных удовольствиях; с точки зрения этических добродетелей счастье состоит в достижении блага, а благо есть не наслаждение, а сообразная с добродетелью деятельность.
Современное отношение к смыслу жизни
Нельзя забывать и о том, что со сменой времен, меняются и представления человека о смысле и цели жизни.
Так как эта проблема требует ответа у каждого человека, ответ будет зависеть только от наших личных убеждений, которые в свою очередь складываются из нашего образа жизни и своей судьбы.
Образ жизни - это общая формула каждодневного бытия личности, типичные, часто практикуемые нормы поведения людей, способ их деятельности в труде и быту, вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения. Образ жизни - это собирательное понятие, благодаря которому можно охарактеризовать самые разные стороны жизни индивида. Состоит образ жизни из качества жизни, условия жизни, концепции жизни и стиля жизни. Из условий нашего существования; вещественной среды: жильё, работа транспорт, сфера медицинских и образовательных услуг, бытовое обслуживание, отдых, социальные гарантии и обеспечение, и природную среду обитания; системы философских представлений о смысле и перспективах личной жизни, совокупности общих принципов, которыми человек руководствуется в житейских ситуациях.
Цели и мечты, а главное способ их достижения у жителей мегаполисов резко отличаются от целей и мечтаний жителей глухих деревень. Но кроме этого сильно отличаются цели людей из разных слоев общества. Человек с детства привыкший к роскошной жизни не будет мечтать о кабриолете, как в прочем и человек из самых низов общества. Так как для одного из них машина, даже самая шикарная, не является мечтой из-за доступности, а для другого такой шик непростительная роскошь, цели мельче и приземлений.
Что же такое своя судьба? Это наше высшее предназначение. Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем своей судьбе.
Достижению желаний и мечтаний мешают четыре основных препятствий:
1. Человеку с раннего детства внушают, что то, чего он в жизни больше всего желает, просто неосуществимо.
2. Любовь. Человек знает, что хотел бы добиться или испытать в жизни, но боится, что, если бросит все и последует за своей мечтой, он тем самым причинит боль и страдание своим близким. Это значит, что человек не понимает, что любовь не преграда, она не мешает, а, наоборот, помогает идти вперед.
3. Страх неудачи и поражений. Тот, кто борется за свою мечту, сильнее других страдает, когда у него что-то не получается, поскольку он не вправе прибегнуть к известной отговорке вроде "ну и ладно, не очень-то и хотелось".
И когда человек замечает, что то, чего он так долго желал, уже совсем близко, его поджидает последнее препятствие: страх перед исполнением мечты всей его жизни. Как писал Оскар Уайльд, "люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего". И это действительно так. Само сознание, что вот-вот сбудется то, о чем человек мечтал вся жизнь, случается, наполняет его душу чувством вины. Человек забывает, сколько ему довелось пережить, перестрадать, чем пришлось пожертвовать во имя своей мечты. Только одно делает исполнение мечты невозможным - это страх неудачи.
В связи с различием мировоззренческих позиций возникали и возникают разные концепции смысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалистических позиций. Он может толковаться как сугубо нравственная проблема (И. Кант), как проблема реализации мирового духа (Г. Гегель), как психологическое состояние индивида (К.Г. Юнг), как совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей (современное христианство) и т. д.
Среди многочисленных историко-философских и современных подходов к проблеме смысла жизни некоторые авторы выделяют три основных :
1. Смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях; соучастие человека в Богочеловеческой жизни - абсолютный смысл жизни.
2. Смысл жизни за пределами настоящей жизни; смысл жизни заключается в светлом будущем человечества, где нас уже не будет.
3. Смысл жизни создается самим субъектом; сам способ бытия человека придает смысл жизни (см.: Философия. – Ростов н/Д., 1995. С. 238).
Фактически в первых двух подходах (толкованиях) смысла жизни присутствует мотив (идея) пессимизма : отрицания смысла за эмпирическим конкретно-историческим (фактическим) существованием человека. Крайним выражением пессимизма является позиция экзистенциализма, согласно которому жизнь вообще не имеет смысла, она бессмысленна, абсурдна. Поэтому и возникает вопрос: «Стоит ли жизнь того, чтобы жить?» Иначе говоря, возникает гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?» Однако нельзя игнорировать оптимистические концепции смысла жизни. Таковыми, на наш взгляд, являются марксистская концепция и сходные с ней концепции психологов Эриха Фромма и Виктора Франкла. Так, в марксистской философии смысл жизни толкуется как самореализация сущностных сил человека через его активную преобразующую деятельность. В этих концепциях (и это их положительный момент) не противопоставляются сущность и существование, индивидуальное и социальное.
Разработка позитивной диалектико-материалистической концепции смысла жизни тесно связана с установлением определенной системы и иерархии ценностей, а также с такими телеономными и нравственными понятиями, как цель жизни, долг, совесть и т. п. Это вызывает определенные трудности при овладении проблемой смысла жизни, так как данные термины многозначны и в историческом плане неопределенны.
Рационально-оптимистические концепции смысла жизни исходят из того, что смысл жизни порождается самим субъектом . Такой подход предполагает наличие цели жизни. Последняя и придает, прежде всего, осмысленность жизни. Стремление к цели и постижение ее порождают чувство удовлетворенности жизнью и сознание своей собственной значительности. Отсутствие же у человека цели жизни ведет к противоположным результатам. Не случайно итальянский поэт XIX века Джакомо Леопарди заметил: «У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии». И в принципе прав Николай Островский, когда писал: «Жизнь прожить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Более того, жизнь без цели убивает . Так, в частности, считают японские ученые. К такому выводу они пришли в 2007 г. после окончания длительного исследования. В течение семи лет ученые-медики наблюдали за группой из 43000 здоровых людей от 40 до 79 лет. За это время выяснилось, что среди бесцельно живущих намного больше больных и самоубийц. А также умирают они гораздо раньше своих целеустремленных современников.
Очевидно, что цель жизни - это стратегический ориентир, то есть задача на длительный период или на всю жизнь. И естественно, что у разных людей цели жизни различны и разномасштабны . Таковыми могут быть потомство, собственные удовольствия, работа, любовь, богатство, достижения в искусстве, в научной деятельности и т. д. В конечном счете, целей жизни столько, сколько людей. Ведь каждый сам делает свой выбор. Таким образом, обретение смысла жизни предполагает свободное целеполагание индивида. Сама же свобода выступает как форма самодетерминации (самообусловленности) человеческого бытия. Однако есть некоторые типичные установки . Так, с возникновения частной собственности до наших дней в истории человечества прослеживаются две противоположные установки и личностное понимание смысла жизни в связи с ценностно-целевой ориентацией человека (индивида). Они обобщенно представлены в формуле «иметь или быть? ». Первая установка направлена на статус наибольшего обладания чем-либо (деньгами, властью, недвижимостью и т. п.). Вторая установка направлена на реализацию себя в такую программу жизнедеятельности, которая отвечала бы духовным потребностям человека. Не случайно Игорь Губерман писал:
Два смысла в жизни - внутренний и внешний,
у внешнего - дела, семья, успех;
а внутренний - неясный и нездешний -
в ответственности каждого за всех.
Выбор той или иной жизненной позиции (установки) определяется не только личностным предпочтением, но и господствующими нормами, традициями , общей культурой . Хотя чтобы нормально жить (то есть «быть»), нужно что-то и иметь, но первая установка ведет к ненасытности и алчности. З. Фрейд называет ее «патологической». Вторая же вполне соответствует природе человека как разумного существа. В характере свободного выбора жизненной позиции проявляется внутренняя духовная сущность индивидов и личных представлений об истине бытия. Немецкий ученый и публицист Вильгельм Швёбель справедливо заметил: «Природа не любит, когда люди ищут смысл жизни в удовольствиях, но она позволяет им на протяжении долгого времени довольствоваться сознанием выполненного долга и радоваться тому, что совесть у них чиста» (Швёбель В. Взгляды и суждения: Мысли, которые приходят в голову в XX веке. – М., 1995. – С. 288).
Конечно, отрицать полезность осмысленной жизни трудно, а найти, принять какую-либо цель в жизни часто не является проблемой. Однако сложность вопроса состоит в том, как поставить перед собой цель, адекватную своим силам и возможностям. Ведь цель должна быть, с одной стороны, более или менее значительной, но с другой стороны, вполне достижимой. Как говорится, руби дерево по себе.
В формировании смысла жизни, в жизненной ориентации личности особую роль играет культура . Именно «встреча» с культурой позволяет индивиду в ходе ее освоения объединить свою биологическую, социальную и духовную природу. В процессе жизнедеятельности (в процессе формирования и функционирования смысла жизни) конкретной личности в контексте культуры реализуется определенное единство ее сущности и существования . Эмпирически смысл жизни конкретного человека осуществляется в актах выбора и принимает вид определенных идеалов (жизненных принципов) и долга (то есть осознания им необходимости поступать определенным образом). Способность же индивида осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми составляет его совесть . Последняя помогает нам искать и находить смысл жизни. Наверное поэтому предтеча французского Просвещения Пьер Бейль называл ее «органом смысла». А Фридрих Ницше заметил: «Тот, кто ответил себе на вопрос: «Зачем жить?» - сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос: «Как жить?».
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Философия
Государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования.. челябинский государственный педагогический университет..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Самсонов, В.Ф
С 17 Философия: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Самсонов. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 498 с.
ISBN 978-5-85716-821-9
В пособии излагаются в
Основные типы мировоззрения
Вопрос о статусе философии, ее предмете и функциях является одним из важнейших собственно философских вопросов. Сам историко-философский процесс постоянно выдвигает его н
Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
Исторически философия выступала как поиск мудрости. И последняя понималась очень широко. Под ней подразумевалась не только совокупность теоретических знаний, но и раздумья людей
Основные проблемы и направления философии
Отношение человека к миру многообразно. Но философия как теоретическая система рассматривает это отношение обобщенно и предельно абстрактно. В теоретической, понятийной форме
Философия и наука. Специфика философского знания
Научно-философское мировоззрение как теоретическая система знания - это такая система осознания мира и места в нем человека, которая опирается на науку и сама выпо
Предметные области и функции философии
Специфика философского мировоззрения и важнейшие аспекты основного вопроса философии конкретизируются в соответствующих разделах(предметных областях) философского знания.
Философия и образование
Проблема образования и воспитания относится к числу проблем, определяемых общесоциальными потребностями и развитием общества. В современных условиях глобальных проблем и мирово
Информация для размышления
1. По мнению В.Г. Кротова, философия - это каторга понимания.
Поясните правильность этого образа.
2. Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Правильная философия начинается
Значение онтологической проблематики в философии
Онтология - раздел философии, изучающий основные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин «онтология» введен в научный оборот немецкими схол
Историко-философский экскурс в онтологическую проблематику
Между философами различных эпох мало общего в вопросах онтологии. Элеаты в противоположность бытию чувственного мира построили онтологию как учение об «истинном» трансцендентн
Понимание бытия в диалектико-материалистической философии
Для марксистско-ленинской философии характерно снятие традиционной онтологии как обособленной части философии в силу крайней абстрактности самого понятия бытия. Но она не отрица
Проблема существования в логико-лингвистическом аспекте
Даже при выяснении наиболее общих форм бытия философы расходятся в вопросе о том, что существует. В связи с этим они принимают различные онтологические допущения и решения. Так, с
Информация для размышления
1. Сирийский поэт Маарри сказал: «Многим смысл бытия разъясняет могила…».
Дайте философское толкование этого суждения.
2. «В нашей неповторимой жизни каждый день - исторический»
Основные исторические формы диалектики
Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne - искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическ
Принципы и законы материалистической диалектики
Современная материалистическая диалектика базируется на трех основных принципах: всеобщей связи, развития и противоречия. Они конкретизируются в основных законах диалектики. Но
Методологическая роль материалистической диалектики
Сознательное применение диалектики в научной деятельности дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода
Метафизика как альтернатива диалектики
Альтернативой диалектики как метода мышления и познания в философии выступает метафизика (антидиалектический метод). Метафизика в целом характеризуется односторонним подходом к
Информация для размышления
1. «Детерминизм - это учение о всеобщей несвободе» (В. Кротов).
В чем состоит положительный рациональный смысл этого выражения?
2. Какое отношение к диалектике имеет крылатая фраз
Значение проблемы сознания в философии
Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это - внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Филосо
Проблема сознания в истории философии
Особенности подхода какого-либо философского направления к проблеме сознания определяются прежде всего ориентацией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением основного вопроса философии)
Материальная основа и идеальная природа сознания
Как свидетельствуют философские и частные научные изыскания в области исследования сознания, последнее есть сложное, многогранное, многокачественное по своей структуре и функциям
Сознание как форма отражения. Социальная сущность сознания
Рассмотрение сознания в гносеологическом аспекте связано с понятием «отражение», ибо сознание, с материалистической точки зрения, есть высшая форма отражения действительности. Отражение как атри
Структура и функции сознания
В научно-исследовательских целях в соответствии с различными аспектами рассмотрения сознания его структурируют (членят) по разным основаниям и выделяют различные уровни, сферы,
Информация для размышления
1. «Знать - значит владеть информацией. Понимать - проникать за знания сквозь информацию…» (В. Кутырев).
Аргументируйте истинность данного тезиса.
2. «Мысль изреченная есть ложь»
Определение мышления и языка
Проблема взаимоотношения языка и мышления принадлежит к числу древних и «вечных» проблем. Это классическая проблема. И сейчас не утихают споры вокруг нее (см., напр.: Мышление - без языка?.. //
Связь мышления и языка с объективной реальностью и деятельностью человека
Естественный язык, в отличие от мышления, по природе своей материален и объективно реален. Материальность языка есть его существенное свойство, особенно в гносеологическом плане
Проблема значения и коммуникативная сущность языка
Центральной проблемой семантики и семиотики вообще является проблема значения языкового знака. Данная проблема сложна и не решена в современной науке. В конституировании (установ
Информация для размышления
1. Что Вольтер называл «Вселенной в алфавитном порядке»?
2. Французский философ Пьер Гассенди отмечал: «В философии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечн
Проблема познаваемости мира
Термины «теория познания», «гносеология» (от греч. gnosis - знание) и «философия познания» употребляются в философии как равнозначн
Исходные понятия гносеологии
Основными понятиями современной гносеологии являются «познание», «субъект», «объект», «отражение», «знание», «истина», «практика». Познание - творческая деятел
Основные современные подходы к познанию
В связи с трудностями определения конкретной детерминации знания, а также трудностями разграничения объективного и субъективного в познании в истории философии и философии науки возникли
Суть диалектико-материалистической концепции познания
Остановимся на основных положениях современной диалектико-материалистической концепции познания. Фундаментальным принципом современной диалектико-материалистической теории п
Роль языка и практики в познании
Философский анализ языка в связи с разработкой общей теории познания получил развитие в XVII–XVIII вв. в работах Декарта, Бэкона, Гоббса, Локка, Лейбница, Гартли и других. Так, Джон Локк отмечал,
Образование как особая форма познания
Образованиеявляется необходимым условием подъема каждого человека до высшего, научного уровня знания. Само же образование в гносеологическом аспекте может быть рассмотрено как осо
Информация для размышления
1. «Воображение, - по мнению Альберта Эйнштейна, - важнее, чем знания».
Раскройте рациональные основания для такого мнения.
2. Почему «всякое определение есть ограничение» (Б. Сп
Проблема истины и ее определение
Проблема истины - одна из важнейших проблем философии и центральная проблема теории познания. В чем, собственно, состоит проблема истины? Она касается ответа на
Практика как критерий истины
В диалектико-материалистической гносеологии общественно-историческая практика выступает критерием истины потому, что она как материальная деятельность людей имее
Нужна ли категория истины современному мышлению?
Несмотря на фундаментальность корреспондентской концепции истины по сравнению с другими теориями, она все-таки сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых,
Мнение, вера, заблуждение как гносеологические явления
Указанные в заголовке феномены имеют непосредственное отношение к процессу познания и постижению истины. Термины «мнение» и «вера» многозначны. Мнение в широком смысле представ
Информация для размышления
1. Русский писатель и философ А.И. Герцен справедливо заметил: «Истина не всегда должна быть всейной и длявсехной».
Объясните, на какое свойство истины указывает это замеч
Материальные средства научного познания
Научное познание невозможно без определенного сознательного и бессознательного использования исторически сложившихся средств познания. В наше время, когда наука становится непосредственной про
Роль метода в научном познании
Сами по себе язык и приборы как материальные средства познания недостаточны для познания. А в некоторых областях познания эти средства вообще играют несущественную роль. Объяснить научные факты и
Методологическая роль диалектико-материалистической философии в научном познании
Методологическая функция философии проявляется в том, что она формулирует наиболее общие законы, принципы, категории, в которых концентрируется опыт взаимодействия человеческо
Основные формы научного познания
Эффективное применение всей совокупности научных методов дает новое знание. Но это знание не возникает сразу в готовом и завершенном виде. Познание есть процесс, в ходе которого происходит обога
Информация для размышления
1. «Как бы ни была совершенна теория, она только приближение к истине» (А. Бутлеров).
Докажите истинность этого суждения.
2. Владимир Иванович Вернадский отмечал: «Научная гипот
Предмет социальной философии и специфика познания общества
Центральной категорией социальной философии является понятие «общество». Слово «общество» и связанное с ним слово «социальное», а также соотносимые с ними термины неодно
Основные истолкования природы общества в истории философии
Философские взгляды на природу и сущность общества развивались и совершенствовались вместе с реальной историей человечества. Так, уже философы древности пытались осмыслить и ре
О специфике социальных законов
Вопрос о социальном детерминизме - это вопрос о том, насколько функционирование и развитие общества предопределены объективными факторами и в какой степени они яв
Информация для размышления
1. «Общество есть не что иное, как результат механического равновесия грубых сил» (И. Тэн).
Отражает ли это суждение сущность общественных отношений? Ответ аргументируйте.
2. Ал
Понятие природы и актуальность ее анализа
Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гуманитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реально
Основные исторические формы отношения общества к природе
С древности и до наших дней люди не переставали размышлять о природе и совершенствовать свои способности воздействовать на окружающую среду. И, конечно, каждому из этапов общественного развития
Географическая среда и развитие общества
Понятие «географическая среда»близко по значению к терминам «природа», «естественная среда», «окружающая среда», но в своем содержании к ним не сводится.Оно явля
Экология и образование
Биосоциальная природа человека и его связь с природой порождают специфическую форму сознания - экологическое сознание. Последнее является отражением взаимодействия двух относител
Информация для размышления
1. По мнению французского философа Блеза Паскаля, природа - «это бесконечная сфера, у которой центр всюду, а окружности нет нигде».
Что этим хотел сказать автор?
2. «Природу легч
Материально-производственная сфера общества
Предпосылками общества и его истории являются люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Это основные составляющие элементы общества и его структуры. С диалектико-мате
Социальная сфера общественной жизни
В многообразной жизни общества выделяют специфическую область, которая называется социальной сферой. Она охватывает ту область социальной реальности, которая связана со структуро
Политическая жизнь общества
Политическая сфера общественной жизни появилась естественным путем как результат усложнения этой жизни, возникновения в ней социальной дифференциации и социального неравенства. В
Духовная сфера общественной жизни
Как известно, жизнедеятельность человека является сознательной, и, как говорится, «не хлебом единым жив человек». Общество не может существовать и развиваться без духовной сферы.
Информация для размышления
1. «Экономика - это физиология государства» (В. Кротов).
Как вы понимаете это выражение? Дайте его рационально-философскую интерпретацию.
2. Жан-Жак Руссо отмечал: «Если бы не был
Специфика философского осмысления культуры
Актуальностьконкретно-научного и философского анализа проблем культуры определяется самим ходом общественного развития, особенно в нашей стране в настоящее время. Ведь многие пр
Основные исторические модели культуры и современные подходы к ее анализу
В истории философского осмысления культуры можно выделить некоторые основные модели (концепции) культуры. Так, «натуралистическая» модель сводила культуру к предметно-вещественн
Структура культуры. Типология культур
Можно констатировать три основных и наиболее общих аспекта культуры: (1) культура есть ценностное отношение к объективной реальности; (2) культура есть искусственный, созданный
Единство, многообразие и противоречивость культуры
Культура всего человечества многообразна, пестра и неисчерпаема в своих конкретных проявлениях. Вместе с тем многообразные формы культуры совпадают в своей сущности как способы е
Функции культуры
Главная (генеральная) функция культуры - гуманистическая. Это системообразующая функция. Культура в целом выступает как человекообразующее явление. Она гуманистична и позитивна.
Информация для размышления
1. «Культура - это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны» (Л. Раглан).
Верно ли это суждение в принципе?
2. «Таланты - не дворянство, чтобы передаваться о
Понятие ценности и актуальность аксиологической проблематики
Ценность - это значимость (реальная или возможная роль, функция) природных или культурных объектов (физических или духовных) для жизни людей. Ценности имеют боль
Разработка аксиологической проблематики в истории философии
Хотя аксиология как особая область философского знания сложилась в середине XIX века, а термин «аксиология» был впервые применен французским философом П. Лапи в 1902 году (затем н
Современный подход к проблеме ценностей
Советская философия долгое время игнорировала ценностную проблематику и вслед за марксистской философией не признавала за аксиологией статуса особой философской дисциплины. Возрождение интереса
Типология и иерархия ценностей. Системы ценностей
Ценности носят многообразный характер. Их классификация может быть представлена следующим образом. По содержанию различают ценности, соответствующие представлениям о подсист
Информация для размышления
1. Индийский мыслитель Мохандас Ганди отмечал: «Ценность идеала в том, что он удаляется по мере того как мы приближаемся к нему».
В чем состоит реальная (практическая) значимость (полезн
Проблемы философии истории и их актуальность
Цивилизация выработала три основные формы теоретического отношения к истории - теологию истории, философию истории и научную историографию. Объектом этих форм исторического созн
Философия истории в истории философии
По существу философия истории начинается в античности работами Геродотаи Фукидида. Они пытались выяснить движущие силы исторического процесса, пыт
О нетрадиционных подходах к проблемам философии истории
Во второй половине XX века мы сталкиваемся с иррационалистическим подходом к обществу и его истории в лице так называемого постмодернизма. Это направление философ
Информация для размышления
1. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт писал: «Чтобы приблизиться к исторической правде, нужно идти одновременно двумя дорогами - основательно, беспристрастно, критически изучать события и, связыв
Социальный прогресс и его критерии
Вопрос о социальном прогрессе - это вопрос о характере социальных изменений, вопрос о направленности изменений и развития общества. В современную эпоху вопрос о сущности
Глобальные проблемы современности
Противоречивый характер общественного прогресса особенно ярко проявился в XX веке в период научно-технической революции. В 70–80-е годы ученые и философы, общественные деятели и
Социальное прогнозирование и научное предвидение
Одной из важных функций философии как научного мировоззрения является эвристическая функция, касающаяся прогнозирования развития действительности. А теория прогнозирования я
Информация для размышления
1. «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства» (Е. Лец).
Аргументируйте истинность этого суждения.
2. Русский поэт С.И. Кирсанов писал:
Когда поймешь ты након
Суть и значение антропологической проблематики в современной философии
Человек как родовое существо - это представитель высшей ступени живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Раздел философии, который занимается пробле
Образ человека в истории философской мысли
В различные исторические периоды и в различных концепциях философов «рисовались» различные образы человека. Но если обобщить мозаику картин человека в соответствии с господствовавшими антропологич
Основные методологические принципы и категории современного философско-антропологического понимания человека
Как уже отмечалось, то или иное понимание человека во многом определяется методологической позицией ученого и философа. Человек как самое сложное явление на Земле требует и соответствующего, адеква
Информация для размышления
1. «Человек не способен постичь самого себя: он всегда будет оставаться загадкою, тайною для самого себя» (П. Буаст).
Выскажите свое мнение по этому поводу.
2. «Человеку нельзя да
Диалектика человеческой целостности
Для адекватного понимания человека важно выяснить соотношение биологического и социального в нем. К биологическому в человеке относится его
Основные аспекты бытия человека
Способом существования человека является деятельность, а основными видами деятельности, по нашему мнению, являются труд, игра и творчество.Среди основных аспекто
Информация для размышления
1. Философ Эрих Фромм заметил: «Характер - это заместитель отсутствующих у человека инстинктов».
Дайте философскую интерпретацию этого утверждения.
2. Определите философскую кат
Актуальность проблемы смысла жизни
Смысл жизни в самом общем плане можно охарактеризовать как значение (назначение) жизни и определенный способ ее осуществления (реализации). В сущности, это понятие предполагает определенный отве
Стратегия жизни и современный гуманизм
Генеральной линией реализации определенного смысла жизни является жизненная стратегия. В самом общем виде жизненная стратегия проявляется в умении соединять свои индивидуальные спо
Информация для размышления
1. «Смысл бытию придает человек» (В. Макушевич).
Как вы понимаете это выражение?
2. «Смысл жизни переживается до конца иногда индивидуально, а понимается только поколениями в гео
Античная философия
Предметом истории философииявляется возникновение и развитие философской мысличеловечества с древнейших времен до современности. Это история противоборства с
Средневековая философия
Средневековая философия относится в основном к эпохе феодализма (V–XV вв. н. э.). Это время господства религии и церкви, в частности господства христианства в Европе. Соответственн
Философия эпохи Возрождения
Средние века сменяются эпохой Возрождения (XV–XVI вв.). Это время начала становления буржуазного общества и развития промышленности, время великих географических открытий (Колум
Русская философия
Русская философия - одна из важных и оригинальных составных частей отечественной и мировой культуры. В ней воплотились надежды и поиски русского народа, своеобразные черты национа
Информация для размышления
1. Почему «в философии живут, не увядая, и Платон, и Аристотель, и Декарт, и Спиноза, и Гегель и т.д.» (М. Рубинштейн)?
2. Платон и Аристотель полагали, что начало философствования в уд
Общий характер современной западной философии
Современной западной философиейобычно называют постклассический этап ее развития (вторая половина XIX–XX в.). Для понимания ее особенностей необходимо сопоставить эту философию с
Позитивистская традиция: неопозитивизм и аналитическая философия
Позитивизм как философское направление берет свое начало в 30-х годах XIX столетия. В центре внимания позитивистов всегда находился вопрос взаимоотношения философии и н
Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм
Экзистенциализм, или философия существования (от латинского existentia - существование), возник в середине 20-х годов ХХ века. Особенно большое распространение он получил по
Философско-теологическая традиция: неотомизм
Неотомизм - современная религиозная философия, официальная философия Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет модернизированная философия средневекового философа-
Информация для размышления
1. «Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка».
Представителю какого направления западной философии принадлежит это высказывание?
2. Назовит
Словарь персоналий
АбелярПьер(1079–1142) - французский философ, теолог и поэт, создатель концептуализма.
Абрамян Лев Арутюнович (р. 1928) - арм. философ, спец. в области сем
Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя». Кто автор этого суждения?
а) В. Вернадский; б) Ч. Дарвин; в) И. Мечников;
г) Д. Менделеев; д) А. Чижевский.
10. Искомый объект американский психолог и философ Б.Ф. Скиннер, шутя, но не без основани
Какой метод мышления является инородным в данном списке терминов?
а) догматизм; б) диалектика; в) релятивизм;
г) софистика; д) эклектика.
3. Категория, выражающая внутренний источник развития:
а) гармония; б) отрицание;
Как называется общая теория знаковых систем?
а) азбука Морзе; б) семантика; в) семиотика;
г) синергетика; д) синтактика.
2. В XX веке известен только один случай возрождения мертвого языка как разговорного. Определит
Что означает выражение «уверенность без доказательств» (А. Амьель)?
а) аксиома; б) вера; в) смелость;
г) интуиция; д) самоуверенность.
4. Позиция, полагающая, что чувственное отражение является единственной основой достоверного познания:
Какой термин «лишний» в данном списке (т.е. не соответствует основе других терминов)?
а) аналогия; б) дедукция; в) измерение;
г) индукция; д) моделирование.
2. Общенаучная теория самоорганизации систем - это:
а) автоматика; б) семиотика; в
Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Кто автор этих строк?
а) А. Швейцер; б) М. Шелер; в) Л. Шестов;
г) М. Шлик; д) А. Шопенгауэр.
тема 11. общество как структурно-функциональная система
1. Сферы общественной жизни в
Кто из философов считал, что цели и нормы поведения людей определяют ценности?
а) Н. Бердяев; б) М. Вебер; в) У. Ростоу;
г) А. Тойнби; д) О. Шпенглер.
тема 14. философия истории
1. Религиозное истолкование исторического процесса как осущест
Кто из данных философов утверждал, что герменевтика - это метод исторической интерпретации?
а) Л. Витгенштейн; б) В. Дильтей; в) Дж. Дьюи;
г) Э. Жильсон; д) Э. Мах.
5. Римский историк, которому приписывают авторство крылатых слов, касающихся изучения истории: «Б
Что, по мнению английского писателя Джозефа Аддисона, «наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим»?
а) богатство; б) высокомерие; в) знание;
г) красота; д) физические способности.
5. Максим Горький справедливо полагал: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже с
Если ты вдруг нашел смысл жизни, самое время посетить психиатра». Кто автор этих слов?
а) А. Айер; б) А. Адлер; в) П. Бейль;
г) Г. Фреге; д) З. Фрейд.
5. Высшая цель стремлений человека:
а) богатство; б) образование; в) идеал;
г) с
Все действительное разумно, все разумное действительно». Кто автор этих слов?
а) Г. Гегель; б) П. Гольбах; в) И. Фихте;
г) Ф. Ницше; д) А. Швейцер.
5. Один из философов писал: «Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир - это с
Кто из русских философов первым начал говорить о «душе России»?
а) Н. Бердяев; б) А. Лосев; в) Н. Федоров;
г) П. Флоренский; д) П. Чаадаев.
10. Русский философ, чьи идеи активно влияли на формирование мировоззрения Александра Блока, А