Во всякой этической системе всегда имеются представления о смысле жизни. Смысл жизни у Сократа - в разумном содержании «искусства жить», у Платона понятие о смысле жизни связывается с иде­ей высшего блага, смысл жизни в совершенной деятельности - у Аристотеля, в соблюдении заповедей и стремлении к божественному совершенству - у Иисуса Христа. Весьма условно в истории этики можно выделить три подхода к вопросу о смысле жизни: пессимистический, скептический, оптимистический.

1. Пессимистический подход состоит в нигилистическом отрицании какого-либо смысла в жизни. Жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней, смерти. По Эпикуру, безмятежность и свобода от чувства страха перед смертью и страданием есть высшее блаженство и, следовательно, смысл жизни.

Диоген видел в качестве смысложизненного принципа борьбу со страстями, победу над желаниями. Блаженство доставляет нам не обладание вещами и вожделениями, а преодоление влечения к ним: кто ничем не владеет, тому нечего терять.

Человек один из всех живых существ обременен настоящей смертью, осознанием конца личного бытия. Смерть для чело­века - трагедия, зло, бессмыслица, не имеющая оправдания. Ведь гибнет не просто биологический организм, а личность; не только тело, но и душа, уникальное существо, замены которому нет. Именно перспектива исчезновения заставляет человека искать смысл своего скоротечного существования. «Memento mori» («помни о смерти») - старинное латинское изречение напоминает о скоротечности сущего.

Пессимистические интерпретации смысла жизни нередко приводят человека к роковому шагу - к самоубийству. Причем экзальтированные романтические натуры, вспоминая литературных и исторических персонажей - Ромео, Вертера, Клеопатру, - лишают себя жизни, чтобы что-то сделать «назло», доказать родителям, учителям, окружающим свое достоинство, свою правоту. Какая жестокость и легкомыслие преждевсего по отношению к самому себе, по отношению к своей собственной уникальной и единственной реальной конкретной жизни! Ведь другой у тебя никогда не будет. Задачародителей, воспитателей сформировать у молодого человека трепетное, уважительное отношение к собственной жизни, к жизни, которую всегда есть шанс сделать такой, какой ты сам ее видишь.

2. Скептический подход к пониманию смысла жизни свя­зан с наличием сомнения в смысле и значимости земного бы­тия. Возникнув в античности, скептицизм абсолютизировал принципы невозмутимости, бесстрастности, воздержания от суждений. Вопрос о том, как правильно жить, скептицизм оставлял открытым, хотя скептиков называли «ищущими». Так, Секст Эмпирик (вторая половина II - начало III в.), раз­деляя идею о блаженстве как отсутствии страданий, призна­вал, что полнота блаженства невозможна. «Цель скептика - невозмутимость в вещах, подлежащих нашему мнению, и умеренность в том, что мы вынужденно испытываем». Секст Эмпирик указал два критерия правильного поведения: а) не­обходимость жить по указаниям природы, т.е. пассивное при­нятие всего; б) следование законам, нравам, заветам отцов. Цель скептика достигается беспрекословным пассивным под­чинением, без попыток что-либо изменить.

Скептицизм выражается в чрезмерной осторожности, по­дозрительности ко всему необычному, своеобразному; в бояз­ни поступка, в бездействии, в отсутствии какой бы то ни было активности. Принцип «как бы чего не вышло», который с сар­казмом и иронией отобразил, например, М.Е.Салтыков-Щедрин, представлен довольно широко в нашей литературе. «Человек в футляре» А.П. Чехова - классический пример че­ловеческой несостоятельности героя.

3. Оптимистический подход к вопросу о смысле жизни выражается в признании жизни как наивысшей ценности и возможности ее реализации. Оптимизм в подходе к понима­нию смысла жизни требует обратиться в первую очередь к самой жизни, сфере основных человеческих желаний и интересов. Смысл жизни - получать максимум наслаждений. Так понимали вопрос гедонисты. Гедонизм (от греч. - удовольст­вие) складывается в античности. Гедо­низм отстаивает первенство потребностей индивида, свободу удовлетворения потребностей. Удовольствие - высшая ценность, и его получение допустимо любыми средствами. В гедонизме различают теории, которые основываются: а) на исключительно личном удовольствии как конечной цели дейст­вий; б) теориях, согласно которым удовольствие как общее счастье является конечной целью действий. В то же время уже у античных авторов появляется различия в удовольствиях. Солон предупреждает: «Избегай удовольствий, несущих скорбь». Последователи Пифагора считали, что следует осте­регаться любых наслаждений, ибо они отвращают от прекрас­ного и упорядоченного. Удовольствие, соотносимое главным образом с чувственностью, воспринималось софистами как отход от пути добродетели. Несоблюдение меры в удовольст­виях делает человека рабом своих желаний.

Платон полагал, что удовольствие является не благом, а лишь тем, благодаря чему благо обретается. Аристотель различал удовольствия и благо, развивал следующие аргументы против гедонизма: а) «удовольствие не есть собственно благо»; б) «не всякое удовольствие достойно избрания»; в) «су­ществуют некоторые удовольствия, достойные избрания сами по себе, различающиеся при этом видом или источником».

Средневековая этика выдвигает на первый план принцип аскетизма, который предписывает отречение от внешних благ, подавление чувственных желаний; наслаждение объявляется грехом, и потому необходимо отречься от земных, плотских удовольствий. Смыслом жизни верующего человека становит­ься служение Богу во имя вечного спасения.

В этике Возрождения вновь возникают гедонистические мотивы в понимании смысла жизни. Стремление сбросить церковные вериги, идеал самореализации личности, чести и достоинства личности, желание славы, подвигов, которые сделают твое имя знаменитым среди современников и заве­щают потомкам, наполняло понимание смысла жизни новым содержанием, придавало жизни небывалый гражданственный характер, вселяло в души необыкновенный восторг перед жизнью и оптимизм, уверенность в скорое наступление светлого будущего. Эти традиции вдохновляли и мыслителей Нового времени; Г.Ф. Лейбниц называл окружающий мир «наи­лучшим из возможных». Правда, в этических учениях усили­вается рационалистический момент и выдвигается чисто ин­теллектуальное понимание блаженства и смысла жизни, обна­руживая его в познании (в частности, Б. Спиноза).

Однако позже, в XIX в., в понимании смысла жизни проис­ходит резкий поворот в сторону мировоззренческого песси­мизма. Наличие смысла в жизни поставлено под сомнение. А.Шопенгауэр (1788 - 1860), Ф. Ницше (1844 - 1900) исходят из представлений о том, что беспредельный эгоизм есть фундаментальное основание лич­ности, а поскольку, живя в обществе, человек должен еще более или менее считаться с этим, то его удел - вечная не­удовлетворенность, страдания неотвратимы, а счастье иллю­зорно. Шопенгауэр называет мир «наихудшим из возмож­ных». Обостряется проблема свободы и ответственности. Не­повторимость, своеобразие индивидуальности каждого чело­века обязывает его брать на себя всю ответственность за свое существование. Человек должен сам наполнить свою жизнь смыслом, которого жизнь лишена в своих объективных изме­рениях.

В качестве продолжения поисков смысла в жизни возникает концепция Ф. Ницше, который выдвигает новую модель смысла жизни - власть человека над человеком. Раскрывая свое учение «о воле к власти», Ницше с негодованием говорит о торжестве посредственности в обществе, поскольку жизнь слишком строго регламентирова­на религией, наукой, моралью. Настала пора освободить чело­века от власти духовных и социальных авторитетов, от власти морали, этого «инстинкта толпы». Смыслом жизни должна стать индивидуальная воля к власти, к могуществу, к подчине­нию чужой воли своей. Больше того, Ницше выдвигает свой нравственный идеал - «сверхчеловек», сильная личность, кото­рая противостоит толпе - «посредственности».

«Сверхчеловек» стоит «по ту сторону добра и зла». Для не­го нет моральных границ и запретов. Он выше их; его предназначение и смысл жизни - в собственной самореализации, он станет носителем новой морали.

Идея исключительной личности, «сверхчеловека», стояще­го над толпой, была подхвачена художественной литературой и широко представлена в мировой классике. Герои произведе­ний Дж. Байрона, А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского западали в душу чита­теля, заставляя мучительно переживать перипетии их личных судеб, размышлять о смысле жизни и предназначении челове­ка. Возникла галерея так называемых «лишних» людей - Чайльд-Гарольд, Онегин, Чацкий, Печорин - мятущиеся, не­прикаянные романтические натуры, которые живут, не зная зачем, томятся и страдают и не находят места в жизни, цели и смысла. Герои Достоевского, правда, совершают поступки, проявляют себя. Но как отвратительны эти поступки! Рас­кольников, убивая старуху, считает, что ему это позволено, ибо он считает себя выше других и что ему «все позволено». Идея «сверхчеловека», который утверждает себя за счет принижения других, а иногда и за счет жизни других, также была скомпрометирована в России XIX в. практикой народовольцев, анархистов, террористов.

Широкое распространение приобретает, особенно в эпоху становления капитализма, понимание смысла жизни, связанное с обладанием материальными благами, богатством. Культ обладания деньгами, вещами, комфортом, престижем становится «американской» мечтой, апофеозом обывательского, мещанск­ого благополучия и поглощает всю духовную и нравственную основу жизни человека и общества. Всепоглощающая власть денег, трагедии, связанные со стремлением к богатству любой ценой вплоть до преступлений, стали темами многочисленных великих произведений Шекспира, Бальзака, Пушкина.

Расслоение общества на богатых и бедных остро ставит вопрос о поисках смысла жизни. Что касается российского общества, то необходимо сделать два замечания. Во-первых, было бы нелепо и нечестно отрицать значение материальных благ в жизни человека, а тем более современного человека. Каждый человек имеет право хорошо жить: иметь современ­ную квартиру, машину, компьютер. Плохо, если вещи, удоб­ства, комфорт из средства к жизни превращаются в смысл существования, в цель жизни, средства жизни становятся це­лью бытия. Во-вторых, наше общество в течение почти всего правления коммунистов было обречено жить в казарменном военном коммунизме, где 80% всего валового национального богатства тратилось на оборону. Поэтому основная масса лю­дей жила в общежитиях, в каких-то немыслимых «хрущев­ках», в хибарах без удобств, современного комфорта, имея копеечную зарплату и нищенскую пенсию, без автомобиля и без дорог, где на культуру тратили «по остаточному принци­пу» 2-3 копейки в год на человека. И сегодня, когда у челове­ка появляется материальная возможность жить по-человечески, рука не поднимается писать о безнравственности «потребительского сознания» и потребительских ориентации, которые, увы, все более овладевают обществом.


Похожая информация.


Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли. Основные концепции смысла жизни.

Развитие представлений о сущности человека в истории философской мысли.

Рассмотрение человека как особой философской темы отвечает потребности в целостном подходе к его изучению. Потребность эта развивается по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией целого ряда конкретных наук: экономики и социологии, биологии и медицины, географии и даже астрономии. Она продиктована современными тенденциями научно-технического прогресса, развитием человечества как мирового сообщества, обострением возникающих внутри этого сообщества проблем и трагически напряженным звучанием вопроса о человеческих издержках прогресса в современную эпоху. Не последнюю роль в актуализации этой темы играют также те трудности, которые непомерно осложнили жизнь значительной части людей в нашем обществе в связи с происходящими в нем в последние годы преобразованиями.

Но поскольку не существует отдельной, специальной науки о человеке, а в его комплексном исследовании участвуют различные дисциплины, все ощутимее становится необходимость интеграции наук о человеке. Задача эта не может быть решена без выявления категориального каркаса человеческой целостности, а последнее есть собственное дело философии.

Попытки разработать многомерную систему универсальных характеристик человека - приметная тенденция философских исследований последней трети XX века у нас. Большую роль при этом сыграли такие понятия, как "предметно-практическая деятельность" и человеческие "сущностные силы" (универсальные возможности и способности, реализующиеся в процессе истории). Немалое значение имело истолкование уникальности человеческого бытия, оценка его природных (биологических) предпосылок и понимание того, как человек выделился из природы.

Со второй половины XIX века, когда стало общепризнанным, что человек - продукт биологической эволюции, центральным для всей антропологической проблематики сделался вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия.

В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий специфичное для человека нормативно-преемственное программирование поведения называется культурой. Ученые разных направлений сходятся в признании того, что именно культура, которая с детства осваивается человеческим индивидом, будучи заданной ему другими (взрослыми) представителями человеческого рода, играет решающую роль в определении человеческих поступков. Культура же признается исходным отличительным признаком и самого типа сообщества, характерного для Homo sapiens.

Основные концепции смысла жизни.

Можно выделить три подхода к вопросу о смысле жизни:

а) пессимистический - нигилистическое отрицание смыс­ла жизни, при котором жизнь воспринимается как бессмыслен­ная череда страданий, зла, болезней (с закономерным фина­лом - смертью);

б) скептический - выражающий сомнение в смысле и зна­чимости земного бытия;

в) оптимистический - признание смысла человеческой жизни и возможности его реализации как наивысшей ценно­сти: «Самое дорогое у человека - это жизнь...».

В античности, отличавшейся своим оптимистическим ми­роощущением, гедонизм, который высшим благом считал на­слаждение, соответственно видел смысл жизни в стремлении к нему, а эвдемонизм, полагавший высшим благом счастье, смыслом жизни делает его достижение, в частности, путем пре­одоления стремления к наслаждению. По Эпикуру, безмятеж­ность и свобода от чувства страха перед смертью и страданием есть высшее блаженство и, следовательно, смысл жизни.

Средневековая этика считала наслаждение грехом и пото­му требовала отречения от земных удовольствий (аскетизм), а благо видела в духовном служении Богу во имя вечного спасе­ния, которое становилось смыслом жизни верующего человека.

В этике Возрождения вновь зазвучат гедонистические мо­тивы в понимании смысла жизни: он воплотится в стремлении к славе, признанию. Если имя человека прославилось среди со­временников, если он может надеяться, что оно не будет забыто и впредь, то его жизнь приобретает смысл уже благодаря ее от­ражению в сознании других.

Позднее намечаются и другие пути поиска смысла. Одна из та­ких новых моделей смысла жизни - власть человека над чело­веком, выдвинутая Т. Гоббсом в XVIII в.

В постклассической этике XIX в. эта модель была развита и обоснована немецким философом Ф. Ницше в его учении о «воле к власти». Ницше считал, что жизнь слишком регла­ментирована (религией, наукой, моралью), что в ней все мень­ше места остается геройству и величию духа и все более торже­ствует посредственность. Необходим нигилизм, освобождающий человека от власти духовных и социальных авторитетов. Смыслом жизни должна быть индивидуальная «воля к власти», могуществу, подчинению чужой воли своей.

Еще одна концепция смысла жизни, имевшая сторонников во все времена, но особенно утвердившаяся в эпоху создания и накопления капитала, - обладание: материальными блага­ми, богатством, вещами, комфортом, престижем.

Конечно, было бы нелепо и нечестно отрицать значение ма­териальных благ в жизни современного человека. Человек дол­жен жить хорошо. Но плохо, если вещи, удобства, комфорт из средства жизни превращаются в цель существования.

И, наконец, существует концепция, согласно которой вечным смыслом человеческого бытия является любовь - любовь вооб­ще и любовь мужчины к женщине в частности. Наиболее полно эта точка зрения впервые выразилась в философии Л. Фейербаха.

Существуют и пессимистические концепции, вообще отри­цающие смысл жизни. Французский писатель Ф. Мориак приходит к выводу, что жизнь большинства людей - мертвая доро­га «в никуда».

1. Значимость проблемы смысла жизни для человека

2. Варианты понимания смысла жизни.

3. Понятие цели и смысла, их связь и различие.

4. Объективный, единый смысл жизни человека.

Основные понятия

Цель жизни, смысл жизни, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, прагматизм, этика долга, единый для всех смысл жизни.

Основная литература

Алексеев П. В. Философия [Текст] : учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010.

Гриненко Г. В. История философии [Текст] : учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010.

Губин В. Д. Философия [Текст] : учебник. - М. : Проспект, 2010.

Кохановский В. П.Философия [Текст] : конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

Спиркин А. Г. Философия [Текст] : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

Гайдукова И. Б. Философия [Текст] : учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012.

Налетов И. З. Философия [Текст] : учебник. - М. : Инфра-М, 2007.

Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М. : Мысль, 2010.

Смысл жизни: Антология / Общ. ред. и составл. Н. К. Гаврюшина. - М. : Прогресс-Культура, 1994.

Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. - М. : Прогресс, 1990.

1. Значимость проблемы смысла жизни для человека

Значимость проблемы смысла жизни в самосознании человека прекрасно показал психолог, философ Виктор Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла» на материале обширных исследований американского общества.

Он цитирует несколько фраз из письма, которое прислал ему американский студент: «Здесь, в Америке, я со всех сторон окружен молодыми людьми моего возраста, которые отчаянно пытаются найти смысл своего существования. Недавно умер один из моих лучших друзей, которому найти этот смысл не удалось».

Что касается поколения взрослых, Франкл ссылается на исследование, проведенное среди выпускников Гарвардского Университета. Через 20 лет после окончания многие из них, несмотря на то,… что они не только сделали карьеру, но и жили внешне вполне благополучной жизнью, жаловались на непреодолимое ощущение полной утраты смысла.

Кто еще будет сомневаться в существовании стремления к смыслу, пишет Франкл, взяв в руки доклад американского Совета по вопросам образования, в котором приведены данные опроса почти 190 тысяч студентов в 360 университетах. Главный интерес у 74% опрошенных выражается в цели «прийти к мировоззрению, которое сделало бы жизнь осмысленной». 85% самоубийств среди американских студентов совершается по одной причине – никто из них не видел больше в своей жизни никакого смысла.

В.Франкл цитирует еще одно характерное письмо американского студента: «Мне 22 года, у меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю большими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, - это какой во всем этом смысл».

В современном обществе проблема смысла жизни для большинства людей отступает на второй план перед более конкретной и жесткой – как устроится в жизни, как заработать, как прокормить себя и семью.

Однако, при достижении хотя бы небольшой стабильности и благополучия проблема смысла жизни встанет неотвратимо перед каждым думающим человеком. Какой во всем этом смысл!?

Как предсказывают ведущие футурологи мира, главный прорыв в развитии человечества связан не столько с научно-техническим прогрессом, сколько с расширяющимся пониманием того, что значит быть человеком, в чем смысл жизни человека, в чем смысл жизни человечества.

2. Варианты понимания проблемы смысла жизни

Вообще, в оценке собственно проблемы смысла жизни есть несколько вариантов:

1. Смысла в жизни нет никакого.

Здесь следует заметить, что жизнь – это благо, и если человек превратил ее в нечто, бессмысленное и злое, то виновата в этом не жизнь сама по себе, а, прежде всего, он сам.

2. Поиски смысла – признак психического заболевания (мнение З. Фрейда). Комментарии здесь излишни.

3. Смысл жизни - в поиске смысла. (Любимое выражение писателей о каком-нибудь из своих персонажей: «Он мучительно искал смысл жизни».)

4. Смысл есть:

а) в религии – служение Богу.

б) в философии – ответы более разнообразны.

Один из авторов сделал попытку обобщить ведущие смыслы жизни разных эпох и вот, что у него получилось. В период Античности – это благо, Средневековье – служение Богу, Возрождение – постижение красоты, Новое время – знание, Новейшая история – деньги, XXI век – информация. Однако, по нашему мнению, перечисленные смыслы – ничто иное, как цели , которым придается чрезмерное значение смысла . Подмена смысла целями – вообще типичное заблуждение в истории человечества.

В философии исторически сложилось несколько подходов к пониманию смысла жизни, начиная с Античности. Кратко познакомимся с ними.

Гедонизм . Наслаждение считается высшим смыслом бытия человека во всех его проявлениях. Формула гедонизма: «Жить – значит наслаждаться». Отметим, что в индийском гедонизме насчитывают более 500 видов наслаждений и большинство из них являются высшими, духовными – занятия музыкой, поэзией, философией.

Эвдемонизм . Подлинное предназначение человека и смысл его жизни – стремление к счастью. Но счастье является наслаждением только тогда, когда основано на безмятежности духа, когда нет страха перед Богом, страданием, смертью. Эвдемонизм проповедует умеренность в телесных удовольствиях и стремление к духовному совершенству.

Утилитаризм . Смысл жизни – в умении извлекать пользу из всего, включая человека. Главное – точный расчет.

Прагматизм. Смысл жизни в достижении максимального успеха любой ценой. Критерий любых практических действий – выгода. Формула прагматизма – «Цель оправдывает средства».

Этика долга. Смысл жизни в самопожертвовании во имя служения идеалу. Человек действует по велению долга для достижения общего блага. Отречение от всего личного во имя общественного – в этом предназначение человека.

Л.Н. Толстой в последнем, предсмертном письме старшим детям писал, что жизнь без объяснения ее значения и смысла и без вытекающего из него неизменного руководства есть жалкое существование.

3. Понятие цели и смысла, их связь и различие

Цель – субъективно заданный себе человеком ориентир движения. Отвечает на простые вопросы: «Чего хочу?» и «Что делать, чтобы этого достичь». Смысл – понятие более сложное с сильной ценностной составляющей. Смысл – это объективное знание, необходимое для понимания того главного, зачем человек живет на земле как человек.

Отметим, что жизнь вообще – не капризная игра случая в одной точке космоса, на Земле, она вечна и закономерна. Отсюда следует, что жизнь несет смысл в себе самой, в каждодневном движении, развертывании, осуществлении. Человек как одно из направлений развития жизни также закономерен и космичен как проявление интеллектуализации живого. Можно говорить о том, что смысл человеческой жизни объективен, то есть не зависит от наших желаний, заблуждений, иллюзий, ибо определен нашей родовой сущностью. Формулировка смысла жизни проста, сложна его реализация.

4. Объективный, единый смысл жизни человека

Истинный, единый для всех смысл жизни заключается в выработке в себе человека, в воспитании себя человеком во все возрастающей степени . Быть все более человеком – значит раскрывать и взращивать в себе основные родовые качества человека. Их максимально возможная в данную эпоху реализация в своем развитии и есть работа очеловечивания. Предназначение человека – воплощение в себе лучших качеств, добытых человечеством, пополнение собой потенциала человечности на Земле. Это повседневная работа, иногда тяжелая, часто увлекательная работа и всегда благодарная, не имеющая себе равных по эффективности результатов.

Предлагаем обоснование изложенной концепции смысл жизни.

1. Существо, родившееся в человеческом обществе, имеет очень ограниченный выбор вариантов дальнейшего движения по жизни – всего из двух возможностей. Либо осуществляя родовое предназначение становиться человеком во все возрастающей степени, либо деградировать во все возрастающей степени, опускаясь на недочеловеческий уровень. Вплоть до того состояния, которое в русском языке обозначается страшным словом «нелюдь». Таково негативное обоснование – почему нельзя обойтись без усилий по выделке себя в человека. Но есть еще позитивное обоснование.

2. Обратимся к вопросу, что дает работа по очеловечиванию? Один из простых и коренных двигателей жизни вообще и человеческой в частности – это стремление к благополучию, счастью, любви, радости. Человек – высшее в этом мире существо, способен получать все радости жизни – высшие и по количеству и по качеству, недоступные и неведомые миру животных. Их многообразие, полнота и сила нарастают по мере очеловечивания. Человек живет все более содержательно, интересно, насыщено, разумно.

3. Почему работу по очеловечиванию можно считать определяющим объективным смыслом жизни? По той простой причине, что без его осуществления все прочие человеческие смыслы и цели просто не могут быть поставлены и реализованы как человеческие.

Чем интенсивнее процесс очеловечивания, тем осмысленнее жизнь, тем более всесторонне и сильно раскрывается человеческий потенциал, тем интенсивнее и интереснее процесс очеловечивания.

Человек может выдумать для себя смысл жизни, далекий от объективного. Но это гораздо опаснее, чем выдумывать ложные цели – можно потерять себя как человека, потерять жизнь задолго до физической смерти.

Наш выдающийся психолог А.Н. Леонтьев в актовой лекции, обращенной к студенчеству, говорил, что вершина сотворения себя – вырасти в «человека Человечества» и пожелал достичь этой вершины.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. В чем сущность проблемы смысла жизни?

2. Каковы варианты решения проблемы смысла жизни в истории философии?

3. Соотнесите понятия «цель» и «смысл жизни».

4. Можно ли предложить универсальную концепцию смысла жизни? Каковы ваши смысложизненные ориентиры?

Философский подход

Вопрос о том, почему человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития философии.

Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - чаяния людей каждой данной эпохи.

Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых является наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции.

Смысл жизни - это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенциалов)

Иными словами, смысл жизни человека - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, чем развитее ее экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду.

Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должно трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами. Античный философ Аристотель весьма проницательно и обоснованно считал, что смысл жизни состоит в достижении счастья. Но счастье - не в чувственных удовольствиях; с точки зрения этических добродетелей счастье состоит в достижении блага, а благо есть не наслаждение, а сообразная с добродетелью деятельность.

Современное отношение к смыслу жизни

Нельзя забывать и о том, что со сменой времен, меняются и представления человека о смысле и цели жизни.

Так как эта проблема требует ответа у каждого человека, ответ будет зависеть только от наших личных убеждений, которые в свою очередь складываются из нашего образа жизни и своей судьбы.

Образ жизни - это общая формула каждодневного бытия личности, типичные, часто практикуемые нормы поведения людей, способ их деятельности в труде и быту, вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения. Образ жизни - это собирательное понятие, благодаря которому можно охарактеризовать самые разные стороны жизни индивида. Состоит образ жизни из качества жизни, условия жизни, концепции жизни и стиля жизни. Из условий нашего существования; вещественной среды: жильё, работа транспорт, сфера медицинских и образовательных услуг, бытовое обслуживание, отдых, социальные гарантии и обеспечение, и природную среду обитания; системы философских представлений о смысле и перспективах личной жизни, совокупности общих принципов, которыми человек руководствуется в житейских ситуациях.

Цели и мечты, а главное способ их достижения у жителей мегаполисов резко отличаются от целей и мечтаний жителей глухих деревень. Но кроме этого сильно отличаются цели людей из разных слоев общества. Человек с детства привыкший к роскошной жизни не будет мечтать о кабриолете, как в прочем и человек из самых низов общества. Так как для одного из них машина, даже самая шикарная, не является мечтой из-за доступности, а для другого такой шик непростительная роскошь, цели мельче и приземлений.

Что же такое своя судьба? Это наше высшее предназначение. Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем своей судьбе.

Достижению желаний и мечтаний мешают четыре основных препятствий:

1. Человеку с раннего детства внушают, что то, чего он в жизни больше всего желает, просто неосуществимо.

2. Любовь. Человек знает, что хотел бы добиться или испытать в жизни, но боится, что, если бросит все и последует за своей мечтой, он тем самым причинит боль и страдание своим близким. Это значит, что человек не понимает, что любовь не преграда, она не мешает, а, наоборот, помогает идти вперед.

3. Страх неудачи и поражений. Тот, кто борется за свою мечту, сильнее других страдает, когда у него что-то не получается, поскольку он не вправе прибегнуть к известной отговорке вроде "ну и ладно, не очень-то и хотелось".

И когда человек замечает, что то, чего он так долго желал, уже совсем близко, его поджидает последнее препятствие: страх перед исполнением мечты всей его жизни. Как писал Оскар Уайльд, "люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего". И это действительно так. Само сознание, что вот-вот сбудется то, о чем человек мечтал вся жизнь, случается, наполняет его душу чувством вины. Человек забывает, сколько ему довелось пережить, перестрадать, чем пришлось пожертвовать во имя своей мечты. Только одно делает исполнение мечты невозможным - это страх неудачи.

В связи с различием мировоззренческих позиций воз­ни­кали и возникают разные концепции смысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалисти­ческих позиций. Он может толковаться как сугубо нравственная проблема (И. Кант), как проблема реали­зации мирового духа (Г. Гегель), как психологическое состоя­ние индивида (К.Г. Юнг), как совершенствование человечес­кой природы внутри природы Божьей (современное христи­анство) и т. д.

Среди многочисленных историко-философских и совре­мен­ных подходов к проблеме смысла жизни некоторые авторы выделяют три основных :

1. Смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубин­ных основаниях; соучастие человека в Богочеловеческой жизни - абсолютный смысл жизни.

2. Смысл жизни за пределами настоящей жизни; смысл жизни заключается в светлом будущем человечества, где нас уже не будет.

3. Смысл жизни создается самим субъектом; сам способ бытия человека придает смысл жизни (см.: Философия. – Ростов н/Д., 1995. С. 238).

Фактически в первых двух подходах (толкованиях) смысла жизни присутствует мотив (идея) пессимизма : отрицания смыс­ла за эмпирическим конкретно-историческим (фактическим) существованием человека. Крайним выраже­нием пессимизма является позиция экзистенциализма, со­глас­но которому жизнь вооб­ще не имеет смысла, она бес­смысленна, абсурдна. Поэтому и возникает вопрос: «Стоит ли жизнь того, чтобы жить?» Иначе говоря, возникает гам­летовский вопрос: «Быть или не быть?» Однако нельзя игнорировать оптимистические концепции смысла жизни. Таковыми, на наш взгляд, являются марксист­ская концепция и сходные с ней концепции психологов Эриха Фромма и Виктора Франкла. Так, в марксистской философии смысл жизни толкуется как самореализация сущностных сил чело­века через его активную преобразующую деятельность. В этих концепциях (и это их положительный момент) не про­тиво­по­ставляются сущность и существование, индиви­дуаль­ное и социальное.

Разработка позитивной диалектико-материалистической концепции смысла жизни тесно связана с установлением определенной системы и иерархии ценностей, а также с такими телеономными и нравственными понятиями, как цель жизни, долг, совесть и т. п. Это вызывает определенные трудности при овладении проблемой смысла жизни, так как данные термины многозначны и в историческом плане неопределенны.

Рационально-оптимистические концепции смысла жизни исходят из того, что смысл жизни порождается самим субъ­ек­том . Такой подход предполагает наличие цели жизни. Послед­няя и придает, прежде всего, осмысленность жизни. Стрем­ление к цели и постижение ее порождают чувство удовлетво­ренности жизнью и сознание своей собственной значитель­ности. Отсутствие же у человека цели жизни ведет к противо­положным результатам. Не случайно итальянский поэт XIX века Джакомо Леопарди заметил: «У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии». И в принципе прав Николай Островский, когда писал: «Жизнь прожить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Более того, жизнь без цели убивает . Так, в частности, считают японские ученые. К такому выводу они пришли в 2007 г. после окончания длительного исследования. В течение семи лет уче­ные-медики наблюдали за группой из 43000 здоровых людей от 40 до 79 лет. За это время выяс­нилось, что среди бесцельно жи­вущих намного больше боль­ных и самоубийц. А также уми­рают они гораздо раньше своих целеустремленных современников.

Очевидно, что цель жизни - это стратегический ориен­тир, то есть задача на длительный период или на всю жизнь. И естественно, что у разных людей цели жизни различны и разномасштабны . Таковыми могут быть потомство, собст­вен­ные удовольствия, работа, любовь, богатство, достижения в искусстве, в научной деятельности и т. д. В конечном счете, целей жизни столько, сколько людей. Ведь каждый сам делает свой выбор. Таким образом, обретение смысла жизни предпола­гает свободное целеполагание индивида. Сама же свобода выступает как форма самодетерминации (само­обус­лов­ленности) человеческого бытия. Однако есть некоторые типичные уста­новки . Так, с возникновения частной собст­венности до наших дней в истории человечества прослежи­ваются две противопо­ложные установки и личностное понимание смысла жизни в связи с ценностно-целевой ориен­тацией человека (индивида). Они обобщенно представлены в формуле «иметь или быть? ». Первая установка направлена на статус наибольшего обладания чем-либо (деньгами, влас­тью, недвижимостью и т. п.). Вторая установка направлена на реализацию себя в такую программу жизнедеятельности, которая отвечала бы духовным потреб­ностям человека. Не случайно Игорь Губерман писал:

Два смысла в жизни - внутренний и внешний,

у внешнего - дела, семья, успех;

а внутренний - неясный и нездешний -

в ответственности каждого за всех.

Выбор той или иной жизненной позиции (установки) определяется не только личностным предпочтением, но и господствующими нормами, традициями , общей культу­рой . Хотя чтобы нормально жить (то есть «быть»), нужно что-то и иметь, но первая установка ведет к ненасытности и алчности. З. Фрейд называет ее «патологической». Вторая же вполне соответствует природе человека как разумного су­щест­ва. В характере свободного выбора жизненной позиции проявляется внутренняя духовная сущность индивидов и личных представ­лений об истине бытия. Немецкий ученый и публицист Виль­гельм Швёбель справедливо заметил: «При­рода не любит, когда люди ищут смысл жизни в удовольст­виях, но она позволяет им на протяжении долгого времени довольствоваться сознанием выполненного долга и радо­ваться тому, что совесть у них чиста» (Швёбель В. Взгляды и суждения: Мысли, которые приходят в голову в XX веке. – М., 1995. – С. 288).

Конечно, отрицать полезность осмысленной жизни труд­но, а найти, принять какую-либо цель в жизни часто не является проблемой. Однако сложность вопроса состоит в том, как по­ставить перед собой цель, адекватную своим силам и возмож­ностям. Ведь цель должна быть, с одной стороны, более или менее значительной, но с другой сто­роны, вполне достижимой. Как говорится, руби дерево по себе.

В формировании смысла жизни, в жизненной ориен­тации личности особую роль играет культура . Именно «встре­ча» с культурой позволяет индивиду в ходе ее освоения объеди­нить свою биологи­ческую, социальную и духовную природу. В процессе жизнедеятельности (в процессе формирования и функциони­ро­вания смысла жизни) конкретной личности в контексте культу­ры реализуется определенное единство ее сущности и сущест­вования . Эмпирически смысл жизни конкретного человека осуществляется в актах выбора и при­нимает вид определенных идеалов (жизненных принци­пов) и долга (то есть осознания им необходимости поступать опре­деленным образом). Способность же индивида осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми состав­ляет его совесть . Последняя помогает нам искать и находить смысл жизни. Наверное поэтому предтеча французского Просвещения Пьер Бейль называл ее «органом смысла». А Фридрих Ницше заметил: «Тот, кто ответил себе на вопрос: «Зачем жить?» - сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос: «Как жить?».

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования.. челябинский государственный педагогический университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Самсонов, В.Ф
С 17 Философия: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Самсо­нов. – Че­лябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 498 с. ISBN 978-5-85716-821-9 В пособии излагаются в

Основные типы мировоззрения
Вопрос о статусе философии, ее предмете и функциях яв­ля­ется одним из важнейших собственно философских воп­ро­сов. Сам историко-философский процесс постоянно выдви­гает его н

Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
Исторически философия выступала как поиск мудрости. И послед­няя понималась очень широко. Под ней подра­зумевалась не только совокупность теоретических знаний, но и раздумья людей

Основные проблемы и направления философии
Отношение человека к миру многообразно. Но филосо­фия как теоретическая система рассматривает это отношение обоб­щен­но и предельно абстрактно. В теоретической, поня­тий­ной форме

Философия и наука. Специфика философского знания
Научно-философское мировоззрение как теоретическая система знания - это такая система осознания мира и места в нем человека, которая опирается на науку и сама выпо

Предметные области и функции философии
Специфика философского мировоззрения и важнейшие аспекты основного вопроса философии конкретизируются в соответствую­щих разделах(предметных областях) философ­ского знания.

Философия и образование
Проблема образования и воспитания относится к чис­лу проблем, определяемых общесоциальными потреб­нос­тями и развитием общества. В современных условиях гло­бальных проблем и мирово

Информация для размышления
1. По мнению В.Г. Кротова, философия - это каторга понимания. Поясните правильность этого образа. 2. Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Пра­виль­ная философия начинается

Значение онтологической проблематики в философии
Онтология - раздел философии, изучающий основные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин «онто­логия» введен в научный оборот немецкими схол

Историко-философский экскурс в онтологическую проблематику
Между философами различных эпох мало общего в воп­росах онтологии. Элеаты в противоположность бытию чув­ст­вен­ного мира построили онтологию как учение об «истин­ном» трансцендентн

Понимание бытия в диалектико-материалистической философии
Для марксистско-ленинской философии характерно сня­тие традиционной онтологии как обособленной части фило­со­фии в силу крайней абстрактности самого понятия бытия. Но она не отрица

Проблема существования в логико-лингвистическом аспекте
Даже при выяснении наиболее общих форм бытия фило­софы расходятся в вопросе о том, что существует. В связи с этим они принимают различные онтологические допущения и решения. Так, с

Информация для размышления
1. Сирийский поэт Маарри сказал: «Многим смысл бытия разъясняет могила…». Дайте философское толкование этого суждения. 2. «В нашей неповторимой жизни каждый день - истори­ческий»

Основные исторические формы диалектики
Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne - искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическ

Принципы и законы материалистической диалектики
Современная материалистическая диалектика базируется на трех основных принципах: всеобщей связи, развития и про­ти­воречия. Они конкретизируются в основных законах диа­лектики. Но

Методологическая роль материалистической диалектики
Сознательное применение диалектики в научной деятель­ности дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, измен­чивость, возможность перехода

Метафизика как альтернатива диалектики
Альтернативой диалектики как метода мышления и по­знания в философии выступает метафизика (антидиалек­тический метод). Метафизика в целом характеризуется одно­сто­ронним подходом к

Информация для размышления
1. «Детерминизм - это учение о всеобщей несвободе» (В. Кротов). В чем состоит положительный рациональный смысл этого выражения? 2. Какое отношение к диалектике имеет крылатая фраз

Значение проблемы сознания в философии
Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это - внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Филосо

Проблема сознания в истории философии
Особенности подхода какого-либо философского направ­ле­ния к проблеме сознания определяются прежде всего ори­ен­та­цией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением основного вопроса философии)

Материальная основа и идеальная природа сознания
Как свидетельствуют философские и частные научные изыскания в области исследования сознания, последнее есть сложное, многогранное, многокачественное по своей струк­туре и функциям

Сознание как форма отражения. Социальная сущность сознания
Рассмотрение сознания в гносеологическом аспекте свя­зано с понятием «отражение», ибо сознание, с материалисти­ческой точки зрения, есть высшая форма отражения дейст­вительности. Отражение как атри

Структура и функции сознания
В научно-исследовательских целях в соответствии с различными аспектами рассмотрения сознания его структу­ри­руют (членят) по разным основаниям и выделяют раз­личные уровни, сферы,

Информация для размышления
1. «Знать - значит владеть информацией. Понимать - про­никать за знания сквозь информацию…» (В. Кутырев). Аргументируйте истинность данного тезиса. 2. «Мысль изреченная есть ложь»

Определение мышления и языка
Проблема взаимоотношения языка и мышления принад­ле­жит к числу древних и «вечных» проблем. Это класси­ческая проблема. И сейчас не утихают споры вокруг нее (см., напр.: Мышление - без языка?.. //

Связь мышления и языка с объективной реальностью и деятельностью человека
Естественный язык, в отличие от мышления, по природе своей материален и объективно реален. Материальность языка есть его существенное свойство, особенно в гносео­логи­чес­ком плане

Проблема значения и коммуникативная сущность языка
Центральной проблемой семантики и семиотики вообще является проблема значения языкового знака. Данная проб­лема сложна и не решена в современной науке. В конституи­ровании (установ

Информация для размышления
1. Что Вольтер называл «Вселенной в алфавитном порядке»? 2. Французский философ Пьер Гассенди отмечал: «В фило­софии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечн

Проблема познаваемости мира
Термины «теория познания», «гносеология» (от греч. gnosis - знание) и «философия познания» употребляются в философии как равнозначн

Исходные понятия гносеологии
Основными понятиями современной гносеологии явля­ют­ся «познание», «субъект», «объект», «отражение», «зна­ние», «истина», «практика». Познание - творческая дея­тел

Основные современные подходы к познанию
В связи с трудностями определения конкретной детер­ми­на­ции знания, а также трудностями разграничения объектив­ного и субъективного в познании в истории философии и фи­лософии науки возникли

Суть диалектико-материалистической концепции познания
Остановимся на основных положениях современной диа­лек­тико-материалистической концепции познания. Фунда­мен­тальным принципом современной диалектико-материа­лис­ти­ческой теории п

Роль языка и практики в познании
Философский анализ языка в связи с разработкой общей теории познания получил развитие в XVII–XVIII вв. в рабо­тах Декарта, Бэкона, Гоббса, Локка, Лейбница, Гартли и других. Так, Джон Локк отмечал,

Образование как особая форма познания
Образованиеявляется необходимым условием подъема каждого человека до высшего, научного уровня знания. Само же образование в гносеологическом аспекте может быть рас­смотрено как осо

Информация для размышления
1. «Воображение, - по мнению Альберта Эйнштейна, - важ­нее, чем знания». Раскройте рациональные основания для такого мнения. 2. Почему «всякое определение есть ограничение» (Б. Сп

Проблема истины и ее определение
Проблема истины - одна из важнейших проблем фило­софии и центральная проблема теории познания. В чем, собст­венно, состоит проблема истины? Она касается ответа на

Практика как критерий истины
В диалектико-материалистической гносеологии общест­венно-историческая практика выступает критерием исти­ны потому, что она как материальная деятельность людей имее

Нужна ли категория истины современному мышлению?
Несмотря на фундаментальность корреспондентской кон­цеп­ции истины по сравнению с другими теориями, она все-таки сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых,

Мнение, вера, заблуждение как гносеологические явления
Указанные в заголовке феномены имеют непосредст­вен­ное отношение к процессу познания и постижению истины. Тер­мины «мнение» и «вера» многозначны. Мнение в широ­ком смысле представ

Информация для размышления
1. Русский писатель и философ А.И. Герцен справедливо за­ме­тил: «Истина не всегда должна быть всейной и длявсехной». Объясните, на какое свойство истины указывает это заме­ч

Материальные средства научного познания
Научное познание невозможно без определенного созна­тель­ного и бессознательного использования исторически сло­жив­шихся средств познания. В наше время, когда наука ста­новится непосредственной про

Роль метода в научном познании
Сами по себе язык и приборы как материальные средства позна­ния недостаточны для познания. А в некоторых облас­тях познания эти средства вообще играют несущественную роль. Объяснить научные факты и

Методологическая роль диалектико-материалистической философии в научном познании
Методологическая функция философии проявляется в том, что она форму­лирует наиболее общие законы, принци­пы, категории, в которых концен­трируется опыт взаимо­дейст­вия человеческо

Основные формы научного познания
Эффективное применение всей совокупности научных ме­то­дов дает новое знание. Но это знание не возникает сразу в готовом и за­вершенном виде. Познание есть процесс, в ходе которого происходит обога

Информация для размышления
1. «Как бы ни была совершенна теория, она только прибли­жение к истине» (А. Бутлеров). Докажите истинность этого суждения. 2. Владимир Иванович Вернадский отмечал: «Научная гипо­т

Предмет социальной философии и специфика познания общества
Центральной категорией социальной философии являет­ся поня­тие «общество». Слово «общество» и связанное с ним слово «со­циальное», а также соотносимые с ними термины неодно

Основные истолкования природы общества в истории философии
Философские взгляды на природу и сущность общества разви­вались и совершенствовались вместе с реальной исто­рией чело­вечества. Так, уже философы древности пытались осмыс­лить и ре

О специфике социальных законов
Вопрос о социальном детерминизме - это вопрос о том, насколько функционирование и развитие общества предопреде­лены объективными факторами и в какой степени они яв

Информация для размышления
1. «Общество есть не что иное, как результат механического равновесия грубых сил» (И. Тэн). Отражает ли это суждение сущность общественных отно­ше­ний? Ответ аргументируйте. 2. Ал

Понятие природы и актуальность ее анализа
Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гума­нитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реально

Основные исторические формы отношения общества к природе
С древности и до наших дней люди не переставали раз­мыш­лять о природе и совершенствовать свои способности воздейст­вовать на окружающую среду. И, конечно, каждому из этапов общественного развития

Географическая среда и развитие общества
Понятие «географическая среда»близко по значению к тер­минам «природа», «естественная среда», «окружающая сре­да», но в своем содержании к ним не сводится.Оно явля

Экология и образование
Биосоциальная природа человека и его связь с природой порождают специфическую форму сознания - экологичес­кое сознание. Последнее является отражением взаимодейст­вия двух относител

Информация для размышления
1. По мнению французского философа Блеза Паскаля, при­рода - «это бесконечная сфера, у которой центр всюду, а окружности нет нигде». Что этим хотел сказать автор? 2. «Природу легч

Материально-производственная сфера общества
Предпосылками общества и его истории являются люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Это основные составляющие элементы общества и его струк­туры. С диалектико-мате

Социальная сфера общественной жизни
В многообразной жизни общества выделяют специ­фи­ческую область, которая называется социальной сферой. Она охватывает ту область социальной реальности, которая связана со структуро

Политическая жизнь общества
Политическая сфера общественной жизни появилась естественным путем как результат усложнения этой жизни, возникновения в ней социальной дифференциации и социаль­ного неравенства. В

Духовная сфера общественной жизни
Как известно, жизнедеятельность человека является со­зна­тельной, и, как говорится, «не хлебом единым жив человек». Общество не может существовать и развиваться без духовной сферы.

Информация для размышления
1. «Экономика - это физиология государства» (В. Кротов). Как вы понимаете это выражение? Дайте его рационально-философскую интерпретацию. 2. Жан-Жак Руссо отмечал: «Если бы не был

Специфика философского осмысления культуры
Актуальностьконкретно-научного и философского ана­ли­за проблем культуры определяется самим ходом общест­венного развития, особенно в нашей стране в настоящее время. Ведь многие пр

Основные исторические модели культуры и современные подходы к ее анализу
В истории философского осмысления культуры можно вы­де­лить некоторые основные модели (концепции) культуры. Так, «натуралистическая» модель сводила культуру к пред­метно-вещественн

Структура культуры. Типология культур
Можно констатировать три основных и наибо­лее общих аспекта культуры: (1) культура есть ценностное отношение к объективной реальности; (2) культура есть искус­ст­вен­ный, созданный

Единство, многообразие и противоречивость культуры
Культура всего человечества многообразна, пестра и неис­черпаема в своих конкретных проявлениях. Вместе с тем много­образные формы культуры совпадают в своей сущности как способы е

Функции культуры
Главная (генеральная) функция культуры - гуманисти­ческая. Это системообразующая функция. Культура в целом выступает как человекообразующее явление. Она гуманис­тич­на и позитивна.

Информация для размышления
1. «Культура - это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны» (Л. Раглан). Верно ли это суждение в принципе? 2. «Таланты - не дворянство, чтобы передаваться о

Понятие ценности и актуальность аксиологической проблематики
Ценность - это значимость (реальная или возможная роль, функция) природных или культурных объектов (физи­чес­ких или духовных) для жизни людей. Ценности имеют боль

Разработка аксиологической проблематики в истории философии
Хотя аксиология как особая область философского зна­ния сложилась в середине XIX века, а термин «аксиология» был впервые применен французским философом П. Лапи в 1902 году (затем н

Современный подход к проблеме ценностей
Советская философия долгое время игнорировала цен­ност­ную проблематику и вслед за марксистской философией не при­знавала за аксиологией статуса особой философской дисцип­лины. Возрождение интереса

Типология и иерархия ценностей. Системы ценностей
Ценности носят многообразный характер. Их класси­фи­ка­ция может быть представлена следующим образом. По содер­жа­нию различают ценности, соответствующие пред­став­лениям о подсист

Информация для размышления
1. Индийский мыслитель Мохандас Ганди отмечал: «Цен­ность идеала в том, что он удаляется по мере того как мы приближаемся к нему». В чем состоит реальная (практическая) значимость (полез­н

Проблемы философии истории и их актуальность
Цивилизация выработала три основные фор­мы теорети­ческого отношения к истории - теологию истории, фило­софию истории и научную историографию. Объектом этих форм исторического созн

Философия истории в истории философии
По существу философия истории начинается в античности работами Геродотаи Фукидида. Они пытались выяснить движущие силы исторического процесса, пыт

О нетрадиционных подходах к проблемам философии истории
Во второй половине XX века мы сталкиваемся с ирра­ционалистическим подходом к обществу и его истории в лице так называемого постмодернизма. Это направление философ

Информация для размышления
1. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт писал: «Чтобы приблизиться к исторической правде, нужно идти одновременно двумя дорогами - основательно, беспристрастно, критически изучать события и, связыв

Социальный прогресс и его критерии
Вопрос о социальном прогрессе - это вопрос о харак­тере социальных изменений, вопрос о направленности изме­не­ний и развития общества. В современную эпоху вопрос о сущности

Глобальные проблемы современности
Противоречивый характер общественного прогресса осо­бен­но ярко проявился в XX веке в период научно-техни­ческой революции. В 70–80-е годы ученые и философы, общественные деятели и

Социальное прогнозирование и научное предвидение
Одной из важных функций философии как научного миро­воззрения является эвристическая функция, касаю­щая­ся про­гно­зирования развития действительности. А теория прогнози­ро­вания я

Информация для размышления
1. «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобст­ва» (Е. Лец). Аргументируйте истинность этого суждения. 2. Русский поэт С.И. Кирсанов писал: Когда поймешь ты након

Суть и значение антропологической проблематики в современной философии
Человек как родовое существо - это представитель выс­шей ступени живых организмов на Земле, субъект общест­венно-исторической деятельности и культуры. Раздел фило­со­фии, кото­рый занимается пробле

Образ человека в истории философской мысли
В различные исторические периоды и в различных концеп­циях философов «рисовались» различные образы человека. Но если обобщить мозаику картин человека в соответствии с господствовавшими антропологич

Основные методологические принципы и категории современного философско-антропологического понимания человека
Как уже отмечалось, то или иное понимание человека во многом определяется методологической позицией ученого и философа. Человек как самое сложное явление на Земле требует и соответствующего, адеква

Информация для размышления
1. «Человек не способен постичь самого себя: он всегда будет оставаться загадкою, тайною для самого себя» (П. Буаст). Выскажите свое мнение по этому поводу. 2. «Человеку нельзя да

Диалектика человеческой целостности
Для адекватного понимания человека важно выяснить со­от­ношение биологического и социального в нем. К био­ло­ги­чес­кому в человеке относится его

Основные аспекты бытия человека
Способом существования человека является деятель­ность, а основными видами деятельности, по нашему мне­нию, являются труд, игра и творчество.Среди основных аспекто

Информация для размышления
1. Философ Эрих Фромм заметил: «Характер - это замес­ти­тель отсутствующих у человека инстинктов». Дайте философскую интерпретацию этого утверждения. 2. Определите философскую кат

Актуальность проблемы смысла жизни
Смысл жизни в самом общем плане можно охарактери­зовать как значение (назначение) жизни и определенный способ ее осуществления (реализации). В сущности, это по­ня­тие предполагает определенный отве

Стратегия жизни и современный гуманизм
Генеральной линией реализации определенного смысла жизни является жизненная стратегия. В самом общем виде жизненная стратегия проявляется в умении соединять свои индивидуальные спо

Информация для размышления
1. «Смысл бытию придает человек» (В. Макушевич). Как вы понимаете это выражение? 2. «Смысл жизни переживается до конца иногда индиви­дуально, а понимается только поколениями в гео

Античная философия
Предметом истории философииявляется возникно­ве­ние и развитие философской мысличеловечества с древ­ней­ших времен до современности. Это история противо­борст­ва с

Средневековая философия
Средневековая философия относится в основном к эпохе феодализма (V–XV вв. н. э.). Это время господства религии и церкви, в частности господства христианства в Европе. Соответственн

Философия эпохи Возрождения
Средние века сменяются эпохой Возрождения (XV–XVI вв.). Это время начала становления буржуазного об­щества и разви­тия промышленности, время великих геогра­фических открытий (Колум

Русская философия
Русская философия - одна из важных и оригинальных составных частей отечественной и мировой культуры. В ней воплотились надежды и поиски русского народа, своеобраз­ные черты национа

Информация для размышления
1. Почему «в философии живут, не увядая, и Платон, и Аристотель, и Декарт, и Спиноза, и Гегель и т.д.» (М. Ру­бинштейн)? 2. Платон и Аристотель полагали, что начало философ­ст­вования в уд

Общий характер современной западной философии
Современной западной философиейобычно называют пост­классический этап ее развития (вторая половина XIX–XX в.). Для понимания ее особенностей необходимо сопо­ставить эту философию с

Позитивистская традиция: неопозитивизм и аналитическая философия
Позитивизм как философское направление берет свое на­чало в 30-х годах XIX столетия. В центре внимания пози­тивис­тов всегда находился вопрос взаимоотношения филосо­фии и н

Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм
Экзистенциализм, или философия существования (от латинского existentia - существование), возник в середине 20-х годов ХХ века. Особенно большое распространение он получил по

Философско-теологическая традиция: неотомизм
Неотомизм - современная религиозная философия, офи­ци­альная философия Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет модернизированная философия средне­векового философа-

Информация для размышления
1. «Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка». Представителю какого направления западной философии принадлежит это высказывание? 2. Назовит

Словарь персоналий
АбелярПьер(1079–1142) - французский философ, теолог и поэт, создатель концептуализма. Абрамян Лев Арутюнович (р. 1928) - арм. философ, спец. в области сем

Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя». Кто автор этого сужде­ния?
а) В. Вернадский; б) Ч. Дарвин; в) И. Мечников; г) Д. Менделеев; д) А. Чижевский. 10. Искомый объект американский психолог и философ Б.Ф. Скиннер, шутя, но не без основани

Какой метод мышления является инородным в данном списке терминов?
а) догматизм; б) диалектика; в) релятивизм; г) софистика; д) эклектика. 3. Категория, выражающая внутренний источник развития: а) гармония; б) отрицание;

Как называется общая теория знаковых систем?
а) азбука Морзе; б) семантика; в) семиотика; г) синергетика; д) синтактика. 2. В XX веке известен только один случай возрождения мертвого языка как разговорного. Определит

Что означает выражение «уверенность без доказательств» (А. Амьель)?
а) аксиома; б) вера; в) смелость; г) интуиция; д) самоуверенность. 4. Позиция, полагающая, что чувственное отражение явля­ет­ся единственной основой достоверного познания:

Какой термин «лишний» в данном списке (т.е. не соответ­ствует основе других терминов)?
а) аналогия; б) дедукция; в) измерение; г) индукция; д) моделирование. 2. Общенаучная теория самоорганизации систем - это: а) автоматика; б) семиотика; в

Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Кто автор этих строк?
а) А. Швейцер; б) М. Шелер; в) Л. Шестов; г) М. Шлик; д) А. Шопенгауэр. тема 11. общество как структурно-функциональная система 1. Сферы общественной жизни в

Кто из философов считал, что цели и нормы поведения людей определяют ценности?
а) Н. Бердяев; б) М. Вебер; в) У. Ростоу; г) А. Тойнби; д) О. Шпенглер. тема 14. философия истории 1. Религиозное истолкование исторического процесса как осу­щест

Кто из данных философов утверждал, что герменевтика - это метод исторической интерпретации?
а) Л. Витгенштейн; б) В. Дильтей; в) Дж. Дьюи; г) Э. Жильсон; д) Э. Мах. 5. Римский историк, которому приписывают авторство кры­латых слов, касающихся изучения истории: «Б

Что, по мнению английского писателя Джозефа Аддисона, «наиболее существенным образом возвышает одного чело­века над другим»?
а) богатство; б) высокомерие; в) знание; г) красота; д) физические способности. 5. Максим Горький справедливо полагал: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже с

Если ты вдруг нашел смысл жизни, самое время посе­тить психиатра». Кто автор этих слов?
а) А. Айер; б) А. Адлер; в) П. Бейль; г) Г. Фреге; д) З. Фрейд. 5. Высшая цель стремлений человека: а) богатство; б) образование; в) идеал; г) с

Все действительное разумно, все разумное действитель­но». Кто автор этих слов?
а) Г. Гегель; б) П. Гольбах; в) И. Фихте; г) Ф. Ницше; д) А. Швейцер. 5. Один из философов писал: «Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир - это с

Кто из русских философов первым начал говорить о «душе России»?
а) Н. Бердяев; б) А. Лосев; в) Н. Федоров; г) П. Флоренский; д) П. Чаадаев. 10. Русский философ, чьи идеи активно влияли на форми­рование мировоззрения Александра Блока, А