Закон сформулирован Фридрихом Энгельсом в результате интерпретации логики Гегеля и философских работ Карла Маркса .

Формулировка закона была дана Ф. Энгельсом.

Формулировка и содержание закона

Основа закона - взаимосвязь двух свойств - качества и количества .

Для описания, любое явление можно «расщепить» на качественную и количественную определенности . Категория «качество » обозначает такую определённость явления, которая отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть . Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны, является совокупностью множеств и величин, характеризующих вещь. Найти количественную определенность вещи - значит сравнить её с другой, обладающей тем же свойством .

Несмотря на существенные различия, количество и качество рассматриваются в диалектическом материализме как части одного целого, представляющие собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества.

Переход количественных изменений за пределы меры (как интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета) ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество - развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству .

При преодолении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии - стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок - стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Следует заметить, что само по себе количество не переходит в качество. Обычно определённые количественные изменения приводят к изменению параллельно сопутствующих качеств. При этом количество переходит в другое количество, а качество при определённом изменении количества превращается в другое качество. Широко употребляемое выражение «переход количества в качество» фактически является неточной формулировкой и может сбить с толку тех, кто не знаком с данным вопросом.

Принцип перехода от количественных изменений к качественным получил существенное развитие и конкретизацию в синергетике . Значительно детализированы и углублены знания о переходах (скачках) на всех уровнях развития материи, от элементарных частиц до общества .

Примеры меры и скачка

В синергетике

В термодинамике неравновесных процессов (И. Пригожин , Бельгия) центральным является представление о бифуркациях. Скачки происходят в точках бифуркаций - критических состояниях системы, при которых система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Примером неустойчивого состояния, ведущего к бифуркации, является положение в стране во время революции. Так как направление скачка определяется флуктуациями, будущее в принципе не предсказуемо, в то же время любой человек, вообще говоря, может определить ход истории. Скачки в точках бифуркации приводят как к прогрессу, так и к регрессу.

В теории катастроф (Р. Том, Франция; В. И. Арнольд , Россия), внимание сосредоточено на таком важном аспекте, как возможность возникновения скачков (катастроф) в качестве внезапного ответа на небольшие, плавные изменения внешних условий. Она применялась к исследованию сокращений сердца, в оптике, эмбриологии, лингвистике, экспериментальной психологии, экономике, гидродинамике, геологии и теории элементарных частиц. На основе теории катастроф проводится исследование устойчивости кораблей, моделирование деятельности мозга и психических расстройств, восстаний заключённых в тюрьмах, поведения биржевых игроков, влияния алкоголя на водителей транспортных средств.

19 Диалектика количественных и качественных изменений.

Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.

Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика. Оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого.

Качество любого предмета, явления, по Гегелю, определяется через его свойства. Свойства предмета – это способность его определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т.д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной основой свойств является качество того или иного предмета, т.е. свойство – это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.

Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее основание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального взаимодействия возможно бесконечное количество взаимодействий. Различия между свойствами предмета и его качествами всегда относительны, ибо, то, что является свойством в одном отношении, становится качеством в другом отношении.

Количество Гегель определял как внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т.д. Вместе с тем, Гегель рассматривал качество и количество как взаимопроникающие противоположности и считал, что как нет качества без количественных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности.

Непосредственно конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера – это не просто указатель не единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. Мера – это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно существует, называются границами меры. Гегель писал, что те или иные предметы и явления могут изменяться – уменьшаться или увеличиваться – в количественном отношении, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменны. Если же подобное уменьшение или увеличение перейдет границы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведет к изменению качества: количество

перейдет в новое качество. Так, например, «степень температуры воды, - писал Гегель, - сначала не оказывает никакого влияния на ее капельно-жидкое состояние, но затем, при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с другой – в лед».

Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качество, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.

Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок как сложное диалектическое состояние. Скачок – это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое – уже есть. Скачок – это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определенности.

Закон перехода количественных изменений в качественные - один из основных законов диалектики , объясняющий, как, каким образом происходит движение и развитие. Впервые сформулирован, правда, в идеалистической форме, Гегелем как закон развития абстрактного мышления, мирового духа. В материалистической диалектике - всеобщий закон развития объективного мира, играющий большую роль в его познании. Он констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определённый для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому (см. Качество и количество , Мера , Скачок).

Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, общества и мышления. Он важен для понимания диалектической концепции развития и её отличия от всевозможных метафизических концепций, сводящих движение, развитие к одним количественным изменениям существующего, без уничтожения старого и возникновения нового.

Любое количественное изменение выступает как изменение элементов системы. Степень различия между старым и новым качеством зависит от количественных изменений в рассматриваемом объекте. «… Качественные изменения — точно определённым для каждого отдельного случая способом — могут происходить либо путём количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)» . Появление нового качества по существу означает появление предмета с новыми закономерностями и мерой , в которой заложена уже иная количественная определённость. При этом глубина качественных изменений может быть различной; она может ограничиваться уровнем данной формы движения, а может выходить за его пределы.

Процесс коренного изменения данного качества, «надлом» старого и рождение нового есть скачок . Он является переходом от старого качества к новому, от одной меры к другой. «Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности» . Переход явления из одного качественного состояния в другое есть единство уничтожения и возникновения, небытия и бытия, отрицания и утверждения (см. Закон единства и борьбы противоположностей). Скачок включает в себя момент снятия прежнего явления возникающим (см. Закон отрицания отрицания); при этом качественные и количественные изменения взаимно обусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс - изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений.

Количественные и качественные изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним свойствам (менее общим) являются качественными, по отношению к другим (более общим) - количественными. Любой процесс развития одновременно и прерывен и непрерывен. При этом прерывность выступает в форме качественного скачка, а непрерывность - в форме количественного изменения (см. Эволюция и революция).

Закон перехода количественных изменений в качественные имеет важное методологическое значение, обязывая изучать объект и с качественной, и с количественной сторон в их единстве, так чтобы количественные характеристики не затмевали качественной определённости фактов и закономерностей. Этот закон предостерегает как от всех форм плоского эволюционизма, реформизма, так и от разновидностей катастрофизма, а в общественном развитии — от субъективистского авантюризма.

Другое методологическое требование, вытекающее из закона перехода количественных изменений в качественные, состоит в том, что научное познание должно учитывать несводимость качества целостного предмета к качеству составляющих его частей, подсистем, элементов. Правда, это не исключает возможности и необходимости применения логических и математических операций сведе́ния и выведения, когда преследуется цель объяснить некоторые свойства новой системы. Но смешение понятий методологического сведе́ния с логическими и математическими приёмами сведе́ния и выведения приводит к различным недоразумениям и ошибкам.

Чтобы разложить все по полочкам, следует сначала определиться с основными понятиями «количество» и «качество». Оказывается, такие простые вещи сформулировать могут далеко не все.

Количество – категория более или менее понятная. Она отражает внешнее взаимоотношение предметов или их частей. Количество пальцев на руке, количество литров воды в графине, количество атомов в молекуле… Какими же будут количественные изменения? Очень просто: из земли показывается росток, сначала у него два листа, потом три, четыре, десять и так далее. Количественным изменением можно считать увеличение снежного слоя на козырьке дома или изменение количества всходов .

Качественные изменения

Еще древнегреческие философы дали понятию «качество». Это то, что характеризует какой-либо предмет и отличает его от другого похожего. Таким образом, качественные изменения – это изменения предмета, оказывающие непосредственное влияние на его свойства или облик. К группе качественных изменений можно отнести появление на сумке дополнительного кармана или новую звездочку на военном погоне.

Если ребенок за год вырос на 10 сантиметров – смело можно считать эти изменения качественными. Ведь он изменился внешне – стал гораздо выше. Хотя, и к количественным изменениям рост также можно отнести, но уже если рассматривать его как изменение длины тела в сантиметрах. Больше сантиметров – изменение налицо! И вот тут самая интересная часть вопроса – момент, когда одни изменения переходят в другие.

Переход количества в качество

Размышляя о примерах качественных и количественных изменений, вы наверняка уже заметили, что часто между ними очень тонкая грань. В примере с ростом ребенка дополнительные сантиметры можно трактовать двояко. Но дело здесь не в путанице понятий. Просто количественные изменения имеют свойство постепенно переходить в качественные. Ребенок растет в высоту: на один, два, три или пять сантиметров. Но одновременно с этим он меняется и внешне. Став выше, малыш уже не будет обладать теми же качественными признаками, что и раньше. Он изменился, но изменения эти – результат постепенного роста и накопления количественных изменений.

Точно так же и с растением, которое тянется вверх, постепенно увеличивая количество листьев. Никому не придет в голову сказать, что проросток, едва виднеющийся из земли, и мощный стебель с 15 большими листьями – одно и то же растение. Прошло время, менялось количество клеток, высота, количество листьев. Все это и определило изменения внешнего вида, а значит и качественных признаков.

· Понятии о законах диалектики

· Закон единства и борьбы противоположностей

· Закон перехода количества в качество часть 1

· Закон перехода количества в качество часть 2

· Закон отрицания часть 1

· Закон отрицания часть 2

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные – раскрывает механизм мышления, показывая, как путем количественных изменений происходит переход от одного качества к другому, от одного предмета к другому.

Закон предмета перехода раскрыв пути от нового к старому через такие категории как количество, качество, мера.

Качество – совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещи, явлению и отличают их от других предметов.

Гегель характеризовал качество как внутреннюю определенность вещи тождественной свойств бытия.

Качество – это то, что делает вещь именно данная вещь, а не другая, определяет вещь, как эту, а не другую. Качество объективно, т.е присуще самой вещи и существуют независимо от нас. Вещь, явление качества имеют границы своего бытия за которым она становится уже другой вещью, это значит что качество вещи тождественно с ее конечностью. Качество вещи проявляется в свойствах.

Свойства - это черты, признаки, особенности предмета фиксируемые с помощью органов чувств.

Свойства характеризуют вещь с одной стороны тогда как качество дает представление о предмете. В целом (ковкость, текучесть, желтый свет – это признаки золота, но взятые в отдельности они являются его свойствами, в совокупности они определяют его качество).

Количество находит свое выражение в величине, числе, объеме.

Что значит количество есть определенность вещи безразлично свойству бытие?

Это значит, что количественные характеристики данного качества менялись до определенных пределов не меняя бытия вещи.

Единство, количество и качество называются мерой мира. Мера мира – интервал в рамках которого конечные изменения не приводят к изменению качества.

Мера разных предметов различна.

За пределами меры, старые качества уступают место новому качеству. Происходит обновление существующего, который и составляет сущность диалектического развития. Переход от одной меры к другой, Гегель назвал, узловыми точками меры.

Скачок – это форма перехода от одного качества к другому.

Скачок – это период наибольш. интенсивного развития, период преобразования старого качества в новое.

Он подготовлялся всем предшествующим ходом развития и представляет собой закономерную форму превращения одного качества в другое.

Формы скачка:

1. форма………….. сравнительно быстрого превращения одного качества в другое.



2. форма постепенного перехода первого качества в другое. Когда качество изменяется не сразу, а отдельными строками (распад Урана в естественных условиях).

3. Закон отрицания отрицания раскрывает направление движения и преемственность в развитии.

4. Действие закона позволяет ответить на вопросы:

5. 1.Существует ли связь между……….., что существовало ранее и тем что возникло.

6. 2.Что представляют из себя эти связи, имеется ли какая – либо направленность в бесконечном числе изменений мира.

7. Закон отрицания отрицания выражает существенные, необходимые связи и отклонения между настоящим и будущем.

9. Диалектическое отрицание и метафизическое отрицание.

10. Метафизическое отрицание – отрицание, как простое уничтожение.

11. Раскрывая этот закон отрицания отрицания в работе «Диалектика природы» Энгельс писал: «метафизическое отрицание – это голос», …., бесплодное отрицание отрицание при котором не может быть развитие…….. (разложить ячменное зерно, раздавить гусеницу).

12. Диалектическое отрицание – «не голое, незримое отрицание, а отрицание, как момент связи нового со старым, как условие и момент развития с содержанием всего положительного».

13. В диалектике отрицать, говорил Энгельс, « не просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей…»

14. Диалектический вид отрицания – это такой вид отрицания, при котором получ. ее развитие….»

15. Итак, диалектическое отрицание имеет две существенные черты:

16. 1.оно есть условие и момент развития;

17. 2.оно есть момент связи нового со старым.

18. Отрицание, как условие и момент развития означает, что только то отрицание, которое служит предпосылкой для возникновения каких – то новых, более высоких и совершенных форм, есть «положительное отрицание»..

19. Отрицание, как момент связи нового со старым означает, что новое в качестве отрицания старого, предшествующего, не оставляют за собой «пустыню», не просто уничтожая его, а как бы «снижает».

20. Снятие означает, что предшествующее одновременно и стирается и сохраняется. Оно сохраняется в двояком смысле. Во-первых, без предшествующего развития не было бы основы для развития новых форм. Во-вторых, все, что сохраняется от предшествующей ступени развития переходит на следующую ступень в существовании преобразованном виде (зародыш человека, его развитие в снятом виде проходит все уровни развития живой материи от клеточки до человеческого ребенка) обучающиеся в снятом состоянии проходит весь путь развития сознания.

21. В силу действия закона отрицания отрицания развитие имеет форму не линии, а круга, которая конечная теория не совпадает с начальной, но т.к. это совпадение происходит на высшем основе, то развитие имеет вид спирали.

22. Развитие – цель диалектических отрицаний, каждая из которых не только отвечает предшествующим звеньям, но и сохраняет положительное, содержащее в нем. Все более и более концентрируя в высших звеньях богатств в развитии в целом.

23. Развитие – это возникновение новых, высших форм создающих в себе предпосылки для дальнейшего развития.Отсюда общая закономерная тенденции развития - от простого к сложному, от низшего к высшему, т.е. тенденции поступательного, восходящего развития.

24. Необратимость это характерная черта процесса закона отрицания отрицания.

25. Закон отрицания отрицания показывает действие обуславливающего связь, детерминированность между отрицанием и отрицающим, вследствие чего диалектики отрицания выступает, как условия развития, удерживающее и сохраняющее всебе все положительное, предшествующий стадии развития.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

Познание, как отражение действительности.

Вторая сторона основного вопроса философии – это познаваем ли мир?

Диалектический материализм, основываясь на опыте, приобретенным человеком.

На завоевание науки считает, что мир познаваем. разум человека способен составить представление о мире. С точки зрения диалектического материализма, познание – это отражение в голове человека внешних предметов, ограниченность таких взглядов отражается в том, что:

1.они не смогли применить диалектику в процессе сознания.

2.рассм-ли отражения, как пассивный отпечаток вещей и явлений в человеческом сознании.

3.непонимаемым активности познающего субъекта.

4.не понимаем ранг практики познания.

В диалектико – материалистической точки сознания практика выступает, как:

1. основа процессопознания, и исходный

2.как критерии истины.

Практика – активная деятельность людей, по преобразованию природы и общества.

Виды практики:

1. материальное производство;

2.социально- преобразующая деятельность;

3.научн. дисперемент.

Практика есть исл. пункт и основа познания, т.к.

1. само познание возникает на основе практики под влиянием развивающего капиталистического производства. В период нового времени происходит бурное развитие науки.

2. практика ставит перед познанием определенные цели, это двигает познание вперед.

3. практика вооруж-ет познание определенными инструментами, оборудованими (освоение космоса невозможно без современных технологий)

Практика является целью познания. Человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в своей практическ. деятельности.

Что является объектом познания?

С точки зрения объективного идеализма, объектом познания является абсолютная идея мирровой ……………………………………

С точки зрения объективного идеализма – человеческое ощущение.

С точки зрения диалектического материализма – вся природа, окружающий мир, человеческое общество и сам человек.

Что является субъектом познания?

Субъект познания, т.е. его носителем является человеческое общество. Признание общественной природы познания есть важнейшая черта в диалектический материалист т. Познания.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

Диалектический характер процесса познания.

С точки зрения диалектического материализма познание есть бесконечный процесс движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного и непостоянного к знанию более точному и более полному.

Развитие познания происходит от живого сознания к абстрактному мышлению, от него к практике, таков диалектический путь процесса познания истины.

Философия нового времени уделило пристальное внимание к процессу познания. Сложилось 2 направления теории познания, это сенсуализм и рационализм.

Рационалисты преувеличивали роль ….мышления познания эмпиризм,

Сенсуционалисты, преувеличивали роль опыта в процессе познания.

Скептики высказывали сомнения в достоверности наших знаний.

С точки зрения диалектического материализма познание всегда начинается со знакомства человека с предметами внешнего мира, с помощью органов чувств, которые дают нам правильные знания о предметах.

Через органы чувств внешний мир проникает в человеческое сознание благодаря им человек познает цвет, вкус и т.д.

Первоступенью процесса познания является чувственность; второе-мышление.

Логическое

1. понятие

2. суждение

3. умозаключение

формы чувств познания, сознания:

1.ощущение

2.восприятие

3.представление

4.воображение

Формы чувственной стороны познания:

Ощущение – это отражение определенных свойств, особенностей сторон предмета (холодный, красный и т.д.).

Восприятие – это образ предмета в целом, оно отражает предметы в совокупности всех сторон (круглое, красное сладкое яблоко).

Представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого памяти.

Воображение – способность соод-ть чувственный материал, иначе чем он соединен в действительности (змей – Горыныч, баба Яга).