(или кресло-каталку) методом «поднятия плечом»

(выполняется двумя или более медицинскими сестрами)

Показания: больной может сидеть, но не может самостоятельно передвигаться с помощью ног.

Противопоказания: повреждение плеча, боли в грудной клетке и верхнем отделе спины.

3. Поставьте стул (кресло-каталку) рядом с кроватью, убедитесь, что кровать и кресло-каталка поставлена на тормоз.

4. Переместите и усадите больного в положение со свободно свисающими ногами.

5. Встаньте с обеих сторон от больного лицом к нему.

6. Подведите ближайшую к больному руку под его бёдра (обе медицинские сестры берут друг друга за руки «запястным захватом»).

7. Поддерживайте больного за бёдра как можно ближе к ягодицам.

8. Подставьте плечи в подмышечные впадины больного, а больной укладывает свои руки на спину мед. сестёр (обе мед. сестры следят за соблюдением правильной биомеханики своего тела с целью профилактики травм спины).

9. Используйте свободную руку, согнув в локте, в качестве опоры, опираясь ею на кровать позади ягодиц больного (держите свои ноги врозь, колени согнуть).



10. Для обеспечения синхронности действий одна из м/с отдаёт команду: «На счёт «три» выпрямлять колени и локоть, пока м/с не встанут прямо».

11. Переместите больного на стул (кресло-каталку) поддерживая его спину свободной рукой.

12. Расположите удерживающую руку на подлокотнике или сиденье стула.

13. Опустите больного на стул (кресло-каталку) сгибая колени и локоть (разговаривайте между собой, чтобы убедиться, что Вы опускаете больного на стул одновременно, обратите внимание, чтобы стул не наклонялся назад, для этого одна из медицинских сестёр может придерживать спинку стула).

14. Убедитесь, что больной сидит удобно и комфортно.

15. Вымойте руки, высушите разовой салфеткой или индивидуальным полотенцем.

Рис. 2 этап перемещения методом

«Поднятия плечом»

(по команде «Поднять пациента»)

Рис. 3 этап перемещение методом

«Поднятия плечом», перемещение

пациента на стул

Удержание больного методом «подмышечный захват»

Показания: поддержка и перемещение больного, способного оказать содействие.

Последовательность выполнения:

3. Встаньте с боку лицом к сидящему больному.

4. Поставьте одну ногу рядом, а другую, слегка развернув стопу, впереди ног больного, фиксируя его колени.

5. Проведите одну кисть в дальнюю подмышечную впадину больного, а вторую кисть проведите в направлении сзади и к переди ладонью вверх (большой палец находится снаружи, вне подмышечной впадины).

6. Убедитесь, что у Вас есть возможность свободно перемещать массу вашего тела с одной ноги на другую и Вы стоите удобно.

7. Попросите больного, помогите ему наклониться вперёд от бедра так, чтобы его плечо, находящееся ближе к Вам, твёрдо упиралось в Ваше туловище.

8. После завершения удержания, вымойте руки, высушите разовой салфеткой или индивидуальным полотенцем.

Показания: тяжелое состояние пациента.

Противопоказания: нет.

Оснащение: носилки- каталка, простым (для жестких но­силок - матрац), подушка, одеяло, пододеяльник, в летнее время простыня для накрывания, удерживающий ремень или поручни. Условия: наличие не менее двух медицинских работников.

Алгоритм манипуляции:

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре. 1. Определить физические и психические способности паци­ента (мышечную силу, подвиж­ность суставов, наличие парали­чей, парезов, уровень сознания). Определение степени учас­тия пациента в процедуре.
2. Подготовить необходимое оборудование: удерживающий ремень, носилки - каталку. Для транспортировки паци­ента.
3. На носилки - каталку зас­телить простыню, положить по­душку (на жесткие носилки предварительно положить мат­рац). Создание комфортных условий во время транспортировки.
4. Разъяснить пациенту смысл процедуры, если пациент в сознании. Подготовка пациента к со­трудничеству.
5. Вымыть руки, надеть пер­чатки. Снижение риска инфекцииро- вания при контакте с пациентом.
II. Выполнение процедуры. 6. Носилки - каталку голов­ным концом поставить перпен­дикулярно ножному концу кровати. Для удобства перекладыва­ния пациента.
7. Зафиксировать тормоза на каталке. Профилактика травматизма.
8. Один медработник подводит руки под голову и лопатки пациента, второй - под таз и верхнюю часть бедер, третий - под середину бедер и голени. Равномерное распределение массы тела пациента.
9. Одновременно подняв пациента, вместе с ним повер- нуться на 90 о в сторо­ну - каталки, двигаясь вперед. Согласованность действий обеспечивает безопасность па­циента.
10. Медработники сгибают ноги в бедренных и коленных суставах так, чтобы их локти коснулись края носилок, и осто­рожно опускают пациента на середину носилок. Снижение риска травмирова­ния пациента.
11. Создать положение, удоб­ное для транспортировки. Рациональное перемещение пациента на носилки.
12. Укрыть пациента одеялом с пододеяльником.
13. При необходимости за­фиксировать пациента ремнями или поднять боковые поручни. Уменьшение риска травмы скелетно-мышечного аппарата. Предотвращение возможнос­ти падения пациента.
14. Сообщить в отделение, что к ним направили пациента в тяжелом состоянии.
15. При транспортировке па­циента медработник сопровож­дает его в отделение с медицин­ской картой. Примечание: если нет возможности доставить пациен­та на каталке, то его переносят на носилках вручную 2-4 чело­века. Вниз по лестнице нести пациента ногами вперед, пере­дний конец слегка приподнят. Вверх по лестнице несут пациента головой вперед. Для своевременного приема пациента в отделение. Профилактика травматизма головы пациента.
III. Завершение процедуры 16. В палате: головной конец каталки (носилок) подвести к ножному концу кровати. Зак­рыть дверь в палату. Для удобства перекладыва­ния. Исключить присутствие посторонних.
17. Снять ремни или опустить поручни.
18. Откинуть одеяло или про­стыню. Для удобства перекладыва­ния.
19. Втроем поднять пациен­та, повернуться на 90 о, положить пациента на кровать. Обеспечение безопасности пациента.
20. Укрыть пациента, пере­дать медицинскую карту палат­ной медсестре. Преемственность информации о пациенте.
21. Поместить постельное белье с носилок - каталки в ме­шок для грязного белья. Профилактика ВБИ.
22. Обработать носилки - каталку дез. раствором. Профилактика ВБИ.
23. Снять перчатки, помес­тить в дез. раствор. Профилактика ВБИ.
24. Вымыть руки. Соблюдение инфекционной безопасности медперсонала.

Раздел III. Технология оказания медицинских услуг. Оформление документации.



Манипуляция № 28

«Алгоритм заполнения медицинской документации медсестрой приёмного отделения».

Цель: Регистрация и учет поступивших в стационар больных.

Показания: Заводится на каждого госпитализированного пациента.

Алгоритм заполнения

Этапы Обоснование
1."Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации" т. е. журнал госпитализации (уч. ф. № 001/у) - ФИО - Год рождения - Место работы - Откуда и кем доставлен пациент. Если больной, подлежащий госпитализации, не имеет направления, тогда запишите "Без направления". - Диагноз направившего учреждения. - Занесите сведения о госпитализируемом больном в журнал госпитализации под следующим порядковым номером. Порядковый номер в журнале госпитализации является номером истории болезни. - Точно укажите дату и время (часы, минуты) поступления в стационар. - Отметьте температуру тела пациента. - При госпитализации больного в бессознательном состоянии и не имеющего при себе документов, в графе "Ф. И.О. больного" запишите "Неизвестный" и сообщите по телефону в отделение милиции. Затем заполняет титульный лист 2."Медицинской карты стационарного больного" (форма № 003/у - история болезни) - № истории болезни. Обязанности м/с: - заполнение паспортной части: - данные из страхового полиса; - дата, время поступления; - кем направлен пациент; Врач приемного покоя после осмотра больного определяет вид санитарной обработки и способ транспортировки. На титульном листе истории болезни сделайте отметку о выполненной санобработке, запишите "Сан. обработка проведена. - Осмотрен на педикулез". Отметку подтвердите датой выполнения и подписью. - Регистрация t, P, A/Д, ЧДД. - Подклеивание результатов анализов - Укажите диагноз направившего учреждения - Отметте сведения о родственниках 3. "Статистическая карта выбывшего из стационара" (форма № 006/у) Обязанности м/с: - паспортные данные - данные страхового полиса - кем направлен - дата поступления - экстренность поступления 4. "Экстренное извещение" (форма № 058/у) При обнаружении инфекционного заболевания, педикулёза, при укусах клещей, отравлениях, медицинская сестра заполняет « Экстренное извещение» и отправляет в Госсанэпиднадзор. Обязанности медсестры: - полное заполнение: - Наименование учреждения - Диагноз. - Паспортные данные - Место работы, учебы, детского учреждения. - Дата заболевания. - Место госпитализации. - Дата и час первичной сигнализации. - Фамилия сообщившего. - Кто принял сообщение. - Дата и час отсылки извещения. - Регистрационный номер. Примечание. 1.При поступлении пациента в отделение реанимации, минуя приёмное отделение, оформление всей необходимой документации производит постовая медсестра реанимационного отделения с последующей регистрацией пациента в приёмном отделении. 2.При госпитализации больного в бессознательном состоянии, и не имеющего при себе документов, в графе "Ф. И.О. больного" запишите "Неизвестный" и сообщите по телефону в отделение милиции. 3. При поступлении пациента в стационар по поводу внезапно возникшего заболевания(вне дома) медицинская сестра приемного отделения обязана сообщить родственникам пациента по телефону. Учетно - отчетная документация приемного покоя


МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА № 100

стационарного больного

Дата и время поступления______20.02.14. 20 ч. 10 мин. _ ______________

Дата и время выписки ____________________________________________

Отделение кардиология Палата __________________

Переведен в отделение ____________________________________________

Проведено койко-дней ______________________________________________

Виды транспортировки: на каталке, на кресле, может идти (подчеркнуть)

Группа крови ___________________Резус - принадлежность ______________

Побочное действие лекарств (непереносимость) ________________________

название препарата, характер побочного действия

1. Фамилия, имя, отчество Сидоров Василий Иванович

2. Пол муж

3. Возраст 59 (полных лет, для детей до 1 года - месяцев, до 1 месяца - дней)

4. Постоянное место жительства: город, село (подчеркнуть)

___________ г. Калининград ул. Ленина 44. кв.51 _________________________________

вписать адрес, указав для приезжих - область, район, населенный пункт, адрес родственников и № телефона

__________________________________________

5. Место работы, профессия или должность ________пенсионер _______________________

для учащихся - место учебы, для детей - название детского______________________________________________

учреждения, школы, для инвалидов - род и группа инвалидности, ИОВ - да, нет - подчеркнуть

6. Кем направлен больной врачом скорой помощи

название лечебного учреждения

7. Доставлен в стационар по экстренным показаниям: да, нет, через 1 часов после начала заболевания, получения травмы, госпитализирован в плановом порядке (подчеркнуть)

8. Диагноз направившего учреждения Гипертоническая болезнь II стадия.

Гипертонический криз

9. Диагноз при поступлении _______________________________________________

10. Диагноз клинический_________________________

Дата установления________________________________

Статистическая карта выбывшего из стационара

1. СМО ООФ ОМС

Полис (0,1,2,3,4,5,6) серия GGI 08 Номер 27243

2. Ф. И.О. Сидоров Василий Иванович

3. Пол (М-1, Ж-2) 1 4. Дата рождения (возраст) 20.04/1944 г

5. Адрес постоянного места жительства г. Калининград, ул. Ленина 44 кв. 51

адрес проживания (факт.)

6. Работает: (Да-1, Нет-2, учащийся - 3, студент-4, посещает ДДУ-5) 2

Место работы пенсионер

7. Декларированные группы:(ИОВ-5, УВОВ-6, чернобылец-7, подвер. рад. облуч.-71, Семипалатинск-72,интернационалис-8, одинокий престарелый-9, инвалид-10, многодетная мать-11, семья погибшего-12, вдова УВОВ-12.1, блокадник-13, нагр. орд. и медалями-14, инвалид труда-15, ребенок-инвалид-16, реабилитированный-17, ребенок до года-18, медработник-191,192, ребенок 1 - го года-27)

8. Кем направлен больной врач ССМП

9. Госпитализация экстренная (да - 1 , нет-2, перевод из другого ЛПУ-3)

10. Через несколько часов после

начала заболевания (травмы) в первые 6 часов 1

от 7 до 24 часов 2

позднее 24 часов 3

11. Дата поступления в стационар "_20 _"_февраля 2004 г.

12. Отделение кардиология

13. Исход заболевания: (здоров-0, выздоровление-1, улучшение-2, без перемен-3, ухудшение-4, умер-5, переведен в др. ЛПУ-6)

14. Трудоспособность: (восстановлена-1, снижена-2, временно утрачена - 3, стойко утрачена-4, не работает-5)______________________________________

15.Вид документа (б/л-1, справка-2)____________________________________

Б/л (справка) выдан____________ закрыт____________ к-во дней___________

Находился на б/л (справке) с_________________ Дата выписки:____________

16. Проведено дней всего ____________в том числе до операции___________

17. Внутрибольничные переводы:

18. Диагноз направившего учреждения:________________________________ __________________________________код по МКБ_________________

19. Госпитализирован в данном году по поводу данного заболевания

Впервые - 1, повторно - 2

19. Диагноз заключительный

Основной (1,2,3) _______________________

__________________________________

Шифр МКБ Характер обостр. Код врача

Сопутствующие____________________________________

__________________________________________________

Для каждого заболевания: острое - 1, впервые выявленное хр.-2, известное хр. пер.-3, Обострение (для 2-4): есть-8, нет-0

20. В случае смерти патологоанатомический диагноз____________________ ___________________________________________код МКБ_____________

21. Хирургические операции:

Всего операций _____________Из них экстренных_______________________

22. Обследован на сифилис "___"_______________200___г.

на ВИЧ "____"_________________200___г.

23. Лечащий врач __________________табельный №_________________УКЛ

ЭКСТРЕННОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ

ОБ ИНФЕКЦИОННОМ ЗАБОЛЕВАНИИ

1. Диагноз __пищевая токсикоинфекция ________________________________

подтверждено лабораторно: да, нет (подчеркнуть)

2. Фамилия, имя, отчество ___Иванов Петр Иванович ___________________

3. Пол _____муж ______

4. Возраст (для детей до 14 лет - дата рождения) 34 года ___________________

5. Адрес, населенный пункт __гКалининград _ Район _____ул. Свердлова _дом_4 кв.38

______________________________________________________

(индивидуальная, коммунальная, общежитие - вписать)

6. Наименование и адрес места работы (учебы, детского учреждения)

заболевания___24.02.04 г. ____

первичного обращения (выявления)___24.02.04 г. ____

установление диагноза___24.02.04 г. ____

последующего посещения детского учреждения, школы________________

госпитализации___________________24.02.04 г. ____

8. Место госпитализации_________инф.больница

9. Если отравление - указать, где оно произошло, чем отравлен пострадавший

__столовая № 1, пирожным __________________________________________

10. Проведенные первичные противоэпидемические мероприятия и дополнительные сведения _____________________________________________________

11. Дата и час первичной сигнализации (по телефону и пр.) в СЭС 24.02.14 г. 15 час.

Фамилия сообщившего Петрова А. П.

Кто принял сообщение Григорьева А. Н. - эпидемиолог

Подпись пославшего извещение ______Петрова ____________________

Регистрационный № ________в журнале ф. № ___________санэпидстанции

Подпись получившего извещение _____________Григорьева _______________

(Составляется медработником, выявившим при любых обстоятельствах инфекционное заболевание, пищевое отравление, острое профессиональное отравление или подозревающих их, а также при изменении диагноза.)

Посылается в Роспотребнадзор по месту выявления больного не позднее 12 часов с момента обнаружения больного.

В случае сообщения об изменении диагноза п. 1 извещения указывается измененный диагноз, дата его установления и первоначальный диагноз.

Извещение составляется также на случаи укусов, оцарапывания, ослюнения домашними или дикими животными, которые следует рассматривать как подозрение на заболевание бешенством.

Манипуляция № 29

«Субъективный метод обследования».

Субъективный метод обследования (опрос) - это получение медицинской сестрой информации при опросе пациента. Опрос играет огромную роль в:
предварительном заключении о причине болезни;
оценке и течении заболевания;
оценке дефицита самообслуживания

Опрос включает anamnesis.

Анамнез – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.

Опрос пациента следует проводить по определенной схеме:

Общие сведения о пациенте;
Жалобы пациента в момент осмотра;
История настоящего заболевания (anamnesis morbe);
История жизни (anamnesis vitae); Общие сведения о пациенте :
Это данные, которые включают ФИО пациента, его возраст, место работы и жительства, врачебный диагноз. Эти сведения записывают в паспортную часть сестринской истории болезни.

Жалобы пациента в момент осмотра.

Медсестра выясняет жалобы пациента в момент осмотра, это помогает ей определить настоящие проблемы пациента. Но для полного выявления всех проблем пациента: настоящих, потенциальных, приоритетных – необходимы ещё и данные объективного обследования.

История настоящего заболевания (anamnesis morbe);

Медсестра должна выяснить, когда появились первые проявления заболевания, т.е. с какого времени пациент считает себя больным. С чем связывает своё заболевание. Когда наступило последнее ухудшение, с чем оно было связано.

История жизни (anamnesis vitae)

Позволяет выяснить как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента.

Сначала медсестра узнаёт данные о детстве пациента, его развитии, перенесенных заболеваниях, затем о юношеском и взрослом периоде жизни. При этом обращает внимание на условия жизни, труда, быта. Затем медсестра получает сведения о наследственности пациента, о его родственниках (родителях, бабушках, братьях, сестрах), перенесенных ими заболеваниях

(психических, венерических, туберкулез и др.)

Медсестра выясняет у пациента аллергоанамнез, особое внимание уделяет переносимости лекарственных средств пациентом. При наличии непереносимости выясняет, на какой препарат и как проявляется реакция. Также интересуется наличием частых стрессовых ситуаций, профессиональных вредностей. Медсестра должна расспросить о перенесенных пациентом заболеваниях, операциях, употребляемых лекарственных препаратах, остановиться на вопросах питания и режима.

Очень важно выяснить физические возможности пациента, т.е. способность его самостоятельно:

Питаться

Умываться

Пользоваться туалетом

Двигаться,

Одеваться,

Готовить пищу,

Делать инъекции (для больных сахарным диабетом),

Общаться.

Очень важно выяснить, нет ли у пациента нарушения памяти, зрения, внимания.

Данные документируются в сестринскую историю болезни.

Манипуляция № 30

«Общий осмотр пациента».

Важно: Если тяжелобольного нужно перемещать на значительные расстояния, то вид транспортировки должен выбрать врач!

Выбор способа перемещения пациента.

Вид транспортировки (определяемый врачом) и способ укладывания пациента на носилки зависит от заболевания и его локализации. Перемещать больного в кровати, на носилках, в кресле-каталке, а так же на руках одного или двух помощников (при отсутствии средств для транспортировки) необходимо с максимальной осторожностью и безопасностью.

Захват Раутека. Этот метод применяют чаще всего, оказывая первую помощь. Захват Раутека позволяет поднимать и перемещать пациентов в тяжелом состоянии. Случается, что больной, упав, лежит на полу. Захват Раутека позволит, подняв, усадить или уложить упавшего.

Описание действий, выполняемых одним человеком.

  1. Подойти к пациенту сзади и присесть.
  2. Поддержать затылок и плечи больного двумя руками.
  3. Перевести пациента в положение сидя одним лёгким качающим движением.
  4. Предотвращая повторное падение пациента поддержать его спину коленями.
  5. Взять пациента сзади за подмышки.
  6. Применить так называемый «обезьяний захват», охватив одной рукой кистевой сустав, другой - предплечье пациента так, чтобы его рука оказалась согнутой.
  7. Большие пальцы сиделки направлены при этом вверх.
  8. Постепенно выпрямляясь, поднять пациента вместе с собой, поддерживая его бёдрами.

Такое положение позволяет переместить пациента назад или усадить его на стул или край кровати. Обездвиженные пациенты подлежат транспортировке в кресле-каталке или на носилках.

Перекладывание пациента на носилки с кровати.

Установить носилки перпендикулярно кровати так, чтобы их головная часть подходила к ножной части кровати.
Подвести пациента под руки следующим образом: один человек должен подвести руки од лопатки и голову пациента, второй подводит руки под таз и верх бёдер, третий - под голень и среднюю часть бёдер. При осуществлении транспортировки двумя людьми, один должен подвести руки под лопатки и шею пациента, другой - под колени и поясницу.
Согласовав движения одновременно поднять больного, повернуться на 90 градусов к носилкам и уложить его на них.

Транспортировка пациента на носилках.

Пациента несут не спеша и без встрясок, шаг должен быть короткий, идти не в ногу.
По лестнице пациента следует спускать вперёд ногами, приподняв ножной конец носилок и опустив головной настолько, чтобы носилки были в горизонтальном положении. Идущий сзади несёт носилки на плечах, идущий впереди - на выпрямленных руках.
Вверх по лестнице пациента несут вперёд головой, так же соблюдается горизонтальное положение носилок. Идущий сзади несёт носилки на плечах, идущий впереди держит ручки носилок на руках, выпрямленных в локтях.

Перекладывание пациента с носилок на кровать.

Установить головной конец носилок перпендикулярно к ножному краю кровати. Параллельно кровати носилки нужно размещать, если мала площадь помещения.
Согласовав движения одновременно поднять пациента, повернуться с ним на 90 градусов в сторону кровати. В случае параллельной постановки носилок повернуться на 180 градусов. Уложить пациента на кровать.
Если носилки располагаются вплотную к кровати, то удерживая носилки на её уровне, вдвоём или втроём подтянуть пациента на простыне к краю носилок, немного приподнять его вверх и переложить на кровать.

Поднятие пациента спереди и ведение его с поддержкой сзади.

Осуществляется следующее:
  1. Подойти к больному спереди, к здоровой стороне тела.
  2. Поставить свои ступни перед ступнями больного. Чтобы предотвратить скольжение пациента, пятки нужно соединить под острым углом.
  3. Взять пациента обеими руками подмышки.
  4. Медленно подтянуть его вверх.
  5. Разомкнуть ступни, когда пациент твёрдо станет на ногах.
  6. Поменять руки.
  7. Поменять положение, подойдя к больному сзади.
  8. Взять его при помощи «обезьяннего захвата» сзади.
  9. Пациент делает шаг здоровой ногой.

Поднятие пациента сбоку и его ведение с поддержкой сбоку.

Если у пациента односторонний паралич, сиделка может действовать одна.

Осуществляется следующее:
  1. Подойти к пациенту с не парализованной стороны.
  2. Перед здоровой ногой пациента поставить свою ногу вкось для предотвращения скольжения.
  3. С не парализованной стороны взять пациента подмышку одной рукой.
  4. С помощью другой руки обхватить спину пациента и просунуть сзади подмышку руку.
  5. Осторожно поднять пациента со стула и помочь ему выпрямиться.
  6. Убедившись, что пациент уверенно стоит, убрать ногу.
  7. Другой ногой отодвинуть стул от больного.
  8. Руку, удерживающую пациента подмышку со здоровой стороны, убрать. Зайти к больному сзади.
  9. Поддерживать пациента подмышки двумя руками.
  10. Попросить его сделать шаг вперёд здоровой ногой.
  11. Сиделка подталкивает своей ногой его обездвиженную ногу.
  12. Продолжая движение таким способом, подвести пациента к кровати или стулу.

Усаживание пациента в кресло-каталку.

  • Для безопасности объяснить больному предстоящие действия.
  • Поставить кресло-каталку к кровати. Слегка наклонить кресло вперёд, нажимая на подставку для ног.
  • Пациента просят встать на подставку для ног и усаживают, поддерживая. При невозможности пациента встать, его перемещает помощник.
  • Вернуть кресло-каталку в исходное положение.
  • Придать нужное положение (полулёжа или сидя) пациенту. Для этого используется рамка, которая находится за спиной кресла-каталки.
  • Проследить положение рук пациента. Чтобы избежать травмы, руки не должны выходить за подлокотники.
  • Перекладывание больного с носилок (каталки) на кровать

    Порядок перекладывания:

    • 1. Поставить головной конец носилок (каталку) перпендикулярно к ножному концу кровати. Если площадь палаты небольшая, поставить носилки параллельно кровати.
    • 2. Подвести руки под больного: один санитар подводит руки под голову и лопатки больного, второй - под таз и верхнюю часть бёдер, третий - под середину бёдер и голени. Если транспортировку осуществляют два санитара, один из них подводит руки под шею и лопатки больного, второй - под поясницу и колени.
    • 3. Одновременно согласованными движениями поднять больного, вместе с ним повернуться на 90° (если носилки поставлены параллельно, то на 180°) в сторону кровати и уложить на неё больного.
    • 4. При расположении носилок вплотную к кровати, удерживать носилки на уровне кровати, вдвоём (втроём) подтянуть больного краю носилок на простыне, слегка приподнять его вверх и переложить больного на кровать.

    Перекладывание больного с кровати на носилки (каталку)

    Порядок перекладывания:

    • 1. Поставить носилки перпендикулярно кровати, чтобы их головной конец подходил к ножному концу кровати.
    • 2. Подвести руки под больного: один санитар подводит руки под голову и лопатки больного, второй - под таз и верхнюю часть бёдер, третий - под середину бёдер и голени. Если транпортировку осуществляют два санитара, один из них подводит руки под шею лопатки больного, второй - под поясницу и колени.

    Одновременно согласованными движениями поднять больного, вместе с ним повернуться на 90° в сторону носилок и уложить на них больного.

    Усаживание больного в кресло-каталку

    Порядок усаживания.

    • 1. Наклонить кресло-каталку вперёд и наступить на подножку кресла.
    • 2. Предложить пациенту встать на подножку и усадить его, поддерживая, в кресло. Проследить, чтобы руки пациента занимали правильное положение - во избежание травмы они не должны выходить за подлокотники кресла-каталки.
    • 3. Вернуть кресло-каталку в правильное положение.

    Осуществить транспортировку.

    1. Расположить каталку под углом не менее 60° у края кровати (в ногах).

    2. Закрепить тормоза каталки и кровати.

    3. Встать всем вдоль кровати, самая сильная (физически) сестра - в центре.

    4. Выставить одну ногу вперед, согнув в колене, другую отставить назад.

    5. Подсунуть руки (до локтя) под пациента:

    v сестра у изголовья поднимает голову, поддерживает плечи и верхнюю часть спины;

    v сестра в центре поддерживает нижнюю часть спины и ягодицы;

    v сестра, стоящая у ног пациента, поддерживает голени.

    6. Поднятие пациента:

    v по команде лидера «три»: перенести массу своего тела на ногу, отставленную назад;

    v плавно подтянуть пациента на край кровати;

    v сделать паузу;

    v на новую команду «три» перекатить пациента на себя, прижать его и поднять, ра­зогнув колени и выпрямив спину (не держать пациента на вытянутых руках!).

    7. Двигаться назад, чтобы развернуться лицом к каталке:

    v сестра, удерживающая ноги пациента, делает более широкие шаги;

    v сестра, удерживающая голову, плечи и спину пациента, - менее широкие, разворачиваясь лицом к каталке.

    8. Двигаться вперед (к каталке). На счет «три» согнуть колени и осторожно опустить пациента на каталку.

    Описание действий, выполняемых одним человеком.

    1. Подойти к пациенту сзади и присесть.

    2. Поддержать затылок и плечи больного двумя руками.

    3. Перевести пациента в положение сидя одним лёгким качающим движением.

    4. Предотвращая повторное падение пациента поддержать его спину коленями.

    5. Взять пациента сзади за подмышки.

    6. Применить так называемый «обезьяний захват», охватив одной рукой кистевой сустав, другой – предплечье пациента так, чтобы его рука оказалась согнутой.

    7. Большие пальцы сиделки направлены при этом вверх.

    8. Постепенно выпрямляясь, поднять пациента вместе с собой, поддерживая его бёдрами.

    Такое положение позволяет переместить пациента назад или усадить его на стул или край кровати. Обездвиженные пациенты подлежат транспортировке в кресле-каталке или на носилках.

    Перекладывание пациента на носилки с кровати.

    Установить носилки перпендикулярно кровати так, чтобы их головная часть подходила к ножной части кровати.
    Подвести пациента под руки следующим образом: один человек должен подвести руки од лопатки и голову пациента, второй подводит руки под таз и верх бёдер, третий – под голень и среднюю часть бёдер. При осуществлении транспортировки двумя людьми, один должен подвести руки под лопатки и шею пациента, другой – под колени и поясницу.
    Согласовав движения одновременно поднять больного, повернуться на 90 градусов к носилкам и уложить его на них.