Начинать любые игры следует с простого первичного знакомства, в ходе которого ребята представляются и запоминают, как кого зовут. А потом уже можно дать детям возможность больше узнать друг о друге: об их интересах, увлечениях, качествах характера и т.д.

Предлагаем подборку игр на знакомство в лагере для ребят разного возраста.

Игры на знакомство в лагере для детей 7-12 лет

Снежный ком

Все участники встают или садятся по кругу. Ведущий называет своё имя. Следующий игрок говорит, как зовут первого игрока, а затем представляется сам. Третий участник уже называет двоих предыдущих ребят по именам, потом сообщает своё имя. Игра продолжается, заканчивает её первый игрок, который называет всех по очереди по именам.

Другой вариант этой же игры предполагает, что играющие называют не только имя, но и какое-то своё качество, дополнительно характеризуя себя. По условиям игры качество должно начинаться на ту же букву, что и имя. Например: Сергей, смелый. Игра проводится также по кругу, завершает её первый игрок, который повторяет всё услышанное.

Дополнить условия можно также и тем, что надо назвать помимо имени и качества ещё и транспортное средство, страну, продукт. Например, «Я — Дарья, добрая, полечу на дирижабле в Данию за дыней». Этот вариант, конечно сложнее. Скорее всего, он подойдёт школьникам среднего и старшего возраста.

Для младших ребят игру можно разнообразить тем, что участники, называя своё имя, выполняют какое-нибудь движение, которое всем потом надо повторить.

Ураган!

Эту игры проводят одной из первых. Чем больше человек в неё играет, тем веселее и динамичнее она проходит.

Играющие образуют круг. Взрослый даёт команду, чтобы поменялись местами те, у кого есть что-то общее. Например, футболка синего цвета, карие глаза, рост 150 см. Задачу можно усложнить, к примеру, дать команду на перемену мест тем, у кого есть старшая сестра, или тех, чьё имя начинается с буквы «С» — всё зависит от фантазии вожатого.

Участники по команде меняются местами, выполняя заданные условия.

По команде «Ураган!» все играющие встают на новое место.

Важно, чтобы в процессе игры дети вели себя осторожно и постарались не сталкиваться друг с другом.

Поздоровайтесь!

В этой игре дети стараются запомнить, как кого зовут, выполняя задание взрослого. Требуется, чтобы все участники игры поздоровались, пожав друг другу руки с наибольшим количеством играющих за ограниченное время (например, минуту).
Особые указания: когда ребята пожимают руку другому человеку, они должны продемонстрировать доброжелательное отношение к играющим, смотреть друг другу в глаза и назвать свои имена. Можно усложнить условия, предложив детям не только запоминать имена других ребят, но и сосчитать, со сколькими людьми удалось поздороваться. В итоге игры вожатый узнаёт, кто познакомился с десятью, двадцатью игроками, а затем может поощрить небольшими сувенирами тех детей, которые поздоровались с наибольшим количеством играющих и запомнили их имена.

Животные

Один из вариантов игр на знакомство детей в лагере.

Участники по очереди встают в середину общего круга и мимикой, жестами показывают загаданное животное, причём первая буква в его названии должна быть такой же, как и в имени игрока. Все остальные отгадывают загаданное животное и имя человека, который водит. В процессе игры ребята угадывают имена всех участников.

Верим - не верим

Игроки встают или рассаживаются по кругу. По очереди каждый человек говорит, как его зовут, и сообщает о себе три факта: два правдивых, а один — выдуманный. Вожатый проводит голосование, по итогам которого определяется, чему ребята поверили, а чему — нет. Затем игрок говорит, что он выдумал.

Важно! В ходе этой игры взрослому надо обращать внимание на то, чтобы дети доброжелательно относились друг к другу и не очень эмоционально реагировали на выдумки.

Игры на знакомство в лагере для подростков 14-17 лет

Свиток имён

Эта игра поможет перезнакомить и сдружить ребят в отряде.

Все делятся на две команды, садятся в ряд. Первому игроку выдают бумажный свиток, обвязанный красивой лентой или тесьмой длиной 2 метра. Первый подросток берёт ленту в руки, называет себя по имени, передаёт свиток следующему игроку, который повторяет имя первого и называет своё. Таким образом свиток переходит от первого игрока до последнего, ленточка разматывается, за неё держатся все ребята. Последний игрок заполняет свиток, вписывая в него имена всех, кого он запомнил. Побеждает та команда, на чьём свитке будет записано больше имён.

Символ

Вожатый предлагает представить каждого ребёнка в отряде с помощью какого-нибудь символа. Например, указывает на ребёнка, говорит: «Ребята, представьте, что Катя — это день недели. Какой это день? Подумайте, представьте её каким-нибудь днём недели и скажите, что вы себе представили. Попробуйте объяснить, почему вы так думаете, чем Катя похожа на тот день, с которым она у вас ассоциируется».

В качестве символа можно выбрать любое обобщающее понятие: «транспорт», «продукт», «животное», «растение», «одежда», «месяц», «игра», «урок» и т.д.

Такая игра помогает сплотить, сдружить ребят, потому что им во время размышления о другом человеке приходится анализировать его поведение, попытаться понять, чем человек интересен, а в результате — лучше узнать друг друга.

Сказочные герои

Эта игра в оригинальной и динамичной форме поможет познакомить подростков друг с другом. Задача перед играющими — представиться, но использовать для этого имена литературных, сказочных героев или персонажей фильмов, игр.

Каждый игрок должен придумать себе вымышленное имя и движение, жест, которое соответствует его персонажу. Например, Принцесса — реверанс; Птица Счастья — махи руками, как крыльями; Страшила — пугающее выражение лица, Человек-Паук — прыжок и пр.

Игра проходит по кругу по принципу «Снежного кома», когда последующие игроки повторяют всё, что сказали и сделали предыдущие. При этом цепочка повторений начинается с начала, если какой-нибудь игрок сбился и перепутал имена или движения.

Знакомство в такой форме пройдёт весело и динамично.

Мы родились под одной звездой

Игру проводят в первый день смены, она поможет детям быстрее познакомиться.

Ведущий объявляет, что каждый ребёнок должен найти среди всех присутствующих человека, который родился в ту же (или максимально близкую) дату. С этой целью ребята могут громко спрашивать друг у друга о дне рождения или провести быстрое анкетирование. Как только пары (или группы) образовались, их участникам необходимо быстро рассказать друг другу о себе всё, что они посчитают нужным. Главное, чтобы информации было как можно больше. Побеждают те ребята, у которых совпадёт дата рождения либо разница будет самой маленькой (1 августа-5 августа), или те, кто смогут рассказать о своих партнёрах максимально много из того, что они узнали за игру.

Угадай, кто

С помощью такой игры на знакомство можно проверить, много ли узнали ребята друг о друге за время общения.

Все участники пишут на листочках по три признака, которые их характеризуют. Например:

  • я люблю играть в шахматы;
  • у меня есть брат-близнец;
  • хочу получить профессию дизайнера.

Листочки подписывают и отдают ведущему. Он по очереди зачитывает написанные характеристики, а играющие называют людей, которые, по их мнению, написали такие сведения о себе. (Как вариант, ответы играющие могут записывать на отдельных листочках). В конце можно выбрать человека, который лучше всех угадывал и тех, кого отгадать было легче других. Можно также отметить человека, которого не смогли угадать по полученной информации.

Отгадайте, как меня зовут

Участники игры сидят в кругу. Ведущий объявляет, что всем нужно представиться так, чтобы не назвать напрямую своё имя. Каждый может сделать по две подсказки, по которым все остальные будут угадывать имена участников игры. В подсказках можно говорить об исторических или литературных персонажах, носящих то же имя, что и игрок, давать другие ассоциации.

Например.

  • Моим именем обозначают женское украшение. (Серьга — Сергей).
  • Моё имя носил герой романа Гончарова «Обломов». (Илья).
  • Моё имя носит героиня романа Пушкина. (Ольга, Татьяна).
  • Моё имя переводится, как «победительница». (Дарья).
  • Моё имя происходит от имени древнегреческой богини Деметры. (Дмитрий).

Школьники среднего и старшего возраста легко справляются с такой задачей: зашифровать своё имя и отгадать по шифровкам имена других ребят.

Любимое дело

Эту игру можно провести, когда ребята уже немного узнали друг о друге.

Все получают листочки со списками на 10 - 12 позиций.

  • нравится рисовать;
  • любит кататься на лыжах;
  • занимается музыкой;
  • с удовольствием танцует и т.д.

Списки составляются разные. Их содержание определяется вожатыми заранее (в личных беседах с ребятами или через анкетирование). Задача играющих — за ограниченное время записать напротив указанных дел имена товарищей по отряду. Для этого надо уточнить друг друга, какие кому занятия нравятся. Побеждает тот, кто заполнил свой список быстрее других.
Для того, чтобы провести знакомство детей друг с другом в лагере, вы можете воспользоваться нашими рекомендациями, внести в них свои дополнения или придумать другие игры.

Эта игровая программа пригодится вожатым в детском лагере, когда дети только прибыли и ещё не узнали друг друга, как следует. Для её проведения потребуется участие двоих вожатых (ведущих), а также одной или нескольких групп. Возраст участников может быть любым, но, в зависимости от возраста, условия игр и конкурсов можно усложнять или облегчать.

Сценарий конкурсно-игровой программы «Остров знакомств»

Кто-то из организаторов включает музыку (желательно, чтобы зазвучала композиция «С нами друг»).

Музыка становится тише и первый ведущий говорит: «Доброе утро, мальчики и девочки! Доброе утро, коллеги! Если день хорошо начинается и утро действительно доброе, то знаете, что это значит? Это значит, что весь день пройдёт на «ура»! Поздравляю всех с тем, что нас ждёт ещё один счастливый день!».

Второй ведущий продолжает: «Да, дорогие друзья! Я уверен, что нас ждёт радостный денёк, полный веселья! Сегодня каждый из нас найдёт много новых друзей! Скажите, ребята, а что вы делаете, когда встречаете друга?».

Дети хором отвечают (ведущие могут им подсказывать): «Мы здороваемся!».

Второй ведущий : «Молодцы! Предлагаю поиграть в очень простую, но очень интересную игру! Сейчас я буду читать стихотворение, а все присутствующие здесь должны по смыслу догадаться, когда это будет уместно и сказать хором: «Привет!». Итак, начнём:

Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему… (Дети хором кричат: «Привет!»).

С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой… (Привет).

При встрече через много лет вы крикнете друзьям… (Привет).

И улыбнутся вам в ответ от слова доброго… (Привет).

И вы запомните совет: дарите всем друзьям… (Привет).

Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы… (Привет).

Первый ведущий : «Привет! Да-да, привет, всем!».

Второй ведущий : «Да, ребята, мы сейчас оказались на «Острове знакомств», но скоро нам придётся отправиться в увлекательное путешествие по «Океану Дружбы». Сейчас мы объясним, как можно построить корабль и собрать команду для его управления!».

Конкурс «Построй команду»

Количество участников : 12 человек (две команды, в каждой – по 6 участников).

Реквизит : 12 карточек, на которых написаны названия всех «корабельных» должностей (штурман, юнга, матрос, старпом, капитан, лоцман). Эти карточки, ведущие должны раздать всем участникам игры.

После того, как карточки раздали детям (в случайном порядке), формируются две команды. Капитаны обеих команд должны построить своих «подчинённых» в две шеренги, в соответствии с занимаемой должностью, слева направо. После этого они должны по очереди назвать имена всех членов команд и ранг.

Конкурс «Нарисуй корабль»

Количество участников : 8 человек (по 4 игрока от обеих команд).

Реквизит : два мольберта, цветные карандаши, два листа ватмана.

Ведущий строит участников игры в две шеренги, по четыре человека в каждой, а напротив них, на расстоянии 2-3 метров ставит мольберты. Всем участникам перед игрой раздаются карандаши (по два карандаша на участника).

Затем, по сигналу ведущего, игроки из обеих команд по очереди подбегают к мольбертам и рисуют корабли (на то, чтобы добежать и нарисовать что-либо им даётся 30 секунд). Выигрывает та команда, которая первой нарисует корабль.

После игры первый ведущий говорит: «Молодцы, ребята! Поздравляю! Теперь у нас есть две команды и два корабля!». После этого другой ведущий включает песню «С нами друг».

Конкурс «Составь письмо»

Реквизит : два листа бумаги, с написанными на них «шифрами» (см. далее), а также две стеклянные бутылки с широким горлышком (в которую без труда можно поместить листочки бумаги и также вытащить их оттуда).

Ведущий 1 : «Внимание! Команды кораблей! Объявляю, что два ваших судна плавают в океане вот уже 7 дней и, однажды утром, когда матросы занимались починкой бортов кораблей, они увидели в воде вот это (показывает две бутылки детям). В этих бутылках мы, с коллегой (показывает на второго ведущего рукой) нашли две зашифрованные записки (достаёт листочки бумаги из бутылок и показывает детям). Сейчас мне понадобятся четыре человека! Капитаны! Выберите из своих команд двоих самых умных участников!».

Капитаны выбирают четырёх добровольцев и те подходят к ведущим.

Ведущие предлагают участникам «расшифровать» два найденных послания: на листочках написаны существительные в хаотичном порядке, из которых игроки должны составить предложения.

Итак, примеры «шифров».

Первый вариант: «шторм», «португалец», «капитан», «беглец», «злодей», «вор», «клад», «кораблекрушение», «остров», «абориген», «плот».

Второй вариант: «людоед», «африканец», «матрос», «кинжал», «голод», «океан», «бунт», «убийство», «кораблекрушение», «саботаж», «герой».

Проигравших и победителей в этом конкурсе нет: дети рассказывают истории, которые у них получились. На «расшифровку» им даётся 5 минут.

Конкурс «Охота на льва»

Реквизит : ведро, на котором нарисован лев (или любая другая ёмкость), четыре мячика.

Ведущий 2 : «Итак, дорогие друзья! Ваши корабли дрейфуют в океане вот уже две недели и для того, чтобы не начался бунт нужно срочно пополнить запасы провизии и питьевой воды».

Ведущий 1 : «А для этого придётся высадиться на остров, который не обозначен ни на одной карте. На этом острове наверняка есть вода и еда, ведь капитаны обоих судов увидели в подзорные трубы, что на нём есть растительность».

Ведущий 2 : «Однако не советую высаживаться на сушу полным составом: кто знает, что может ждать там путешественников. Предлагаю разведать территорию четырём самым храбрым членам команд. Выходите, самые смелые мореплаватели! По два добровольца из обеих команд!».

Ведущие формируют из участников две шеренги, каждому из них дают по мячику, а напротив шеренг, на расстоянии 1-2 метров ставят ёмкость, на которой нарисован лев.

Ведущий 2 : «И вот наши отважные разведчики неожиданно натолкнулись в диких джунглях, которые покрывают всю территорию острова, на голодного льва. Чтобы выжить, им придётся сражаться, однако, никто не догадался взять с собой оружие и всё, что есть у наших бесстрашных моряков – это четыре камня. Если все четыре камня не попадут в цель, то лев съест наших героев и команды останутся без воды и еды».

Дети по очереди забрасывают мячики в ведро, а затем возвращаются к своим командам.

Конкурс «Пойми меня»

Реквизит : карточки, на которых написаны задания (см. ниже).

Ведущий 1 : «После того, как разведчики вернулись на борт, капитаны обеих команд решили отправить на берег по пять человек из своих команд, чтобы они смогли принести больше еды и воды. Итак, приглашаю участвовать в следующем испытании десятерых добровольцев: по пять участников из обеих команд!».

Ведущий 2 : «Представьте (обращается к игрокам), что на острове живут аборигены, которые, естественно, разговаривают на своём языке и не понимают русский. Перед вами стоит сложная задача: если что-то пойдёт не так и местные жители поймут что-то не правильно, то команда корабля может стать их обедом. Поэтому нашим героям придётся научиться изъясняться при помощи жестов».

Ведущие строят участников обеих команд в одну шеренгу так, чтобы они все смотрели в одну сторону. Затем выдаёт тому, кто стоит последним в шеренге, карточку с заданием (фразой, в которой будет указано действие, предмет, команда; например: «давай закопаем клад»; «пойдем, поедим, кок приготовил ужин»; «пойдём будить капитана»). Задача каждого участника игры (первым показывает замыкающий шеренгу): не вербально (т.е. без слов) объяснить впереди стоящему участнику задание. В конце игры стоящий первым в шеренге ребёнок проговаривает задание вслух так, как он его понял.

Ведущие могут дать подряд несколько заданий, или, если времени на игры отведено не так много, только одно.

Конкурс «Поднять якоря»

Реквизит : два якоря, изготовленные вручную из плотного картона, два равных отрезка плотной нити.

Ведущий : «Пора отчаливать! Для того чтобы команды продолжили свой путь, им нужно поднять якоря. Вызываю к себе двух матросов!».

«Матросы» из обеих команд подходят к ведущему, который вручает каждому из них по одному картонному якорю. К якорям привязаны нити.

Задача участников: как можно быстрее намотать нити на «якоря», стараясь опередить соперника.

Ведущий 2 : «Молодцы, матросы! А теперь, дорогие мои мореплаватели, предлагаю отправиться домой, к родным берегам!».

Конкурс «Матросский танец»

Ведущий 1 : «Поздравляю! Команды успешно возвратились домой! Корабли пришвартованы, команды сошли на сушу! Пора исполнить традиционный «матросский танец»!».

Звучит зажигательная музыка (например, известная мелодия «Яблочко») и ведущие просят четырёх добровольцев из обеих команд (по два участника из каждой команды) исполнить любой танец (движения могут быть произвольными).

В этом конкурсе победителей определяют зрители или ведущие. Побеждает та пара, которая использует наиболее необычные движения или сможет быстро среагировать и исполнить парный танец.

С вечера необходимо приготовить вещи, которые вы оденете на встречу, проверить наличие бейджиков, канцелярских товаров, которые будут вам необходимы для работы. Придумаете с напарником маленькие сюрпризы для ребят, чтоб ребята почувствовали себя долгожданными и любимыми. Хорошо выспитесь перед заездом, потому что вам предстоит самый главный, волнительный, сложный, эмоциональный день лагерной смены – встреча с вашими подопечными детьми.

После того, как Вы получили отряд, необходимо:

  • представиться ребятам;
  • не только Вы впервые видите ребят, но и они Вас. Поэтому они будут приглядываться к Вам, а Вы – к ним. Только они это будут делать скрытно и непроизвольно. А Вы открыто, заранее подготовившись. Не бойтесь взаимных смотрин, будьте уверенны в себе, веселы, приветливы, заботливы, а вместе с тем тверды, точны в словах. Это пока главное;
  • Cфотографируйте каждого вашего ребёнка в полный рост при приеме в отряд;
  • разместить их в комнатах, предназначенных для Вашего отряда: ребята обустраиваются в своих комнатах (их можно оформить, подписать, кто здесь будет жить, даже придумать название своей комнате и т.д.). Необходимо подсказать детям, как лучше разместить вещи в комнате (что можно, а что нельзя хранить в тумбочке, куда положить чемодан и т.д.);
  • проверить, у всех ли ребят на месте вещи и все ли смогли в комнате определиться с местом для сна и тумбочкой, у всех ли на месте постельные принадлежности;
  • проверить, все ли смогли принять душ;
  • отвести ребят в столовую в то время, которое будет указано старшей вожатой;
  • составить список отряда с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства (города или населенного пункта) каждого ребенка; один список отдать старшей вожатой, а второй оставить у себя;
  • собрать все лекарства у ребят (исключая те, что в Вашем присутствии разрешил оставить врач при медосмотре), положив таблетки каждого ребенка в отдельный пакет с фамилией того, у кого взяли;
  • собрать быстропортящиеся и несвежие пищевые продукты;
  • весь отряд должен собраться для знакомства с вожатым, друг с другом, а также с порядком, режимом и традициями лагеря;
  • совершить прогулку по территории лагеря, показать, где находятся столовая, медпункт, спортивные площадки, администрация лагеря, выход на пляж и др.;
  • будет оправдано, если одновременно Ваш отряд займется и поиском отрядного места, на котором проходят отрядные линейки и сборы, встречи, отдельные моменты подготовки к общелагенрным мероприятиям: отрядное место может быть создано как на базе стационарных мест отдыха (скамеек, поставленных в ряд или полукругом, беседок и т.п.), так и на голом месте (с помощью переносных скамеек и бревен, из которых будут созданы места для сидения). Важно, чтобы для вожатых вопрос выбора отрядного места не носил стихийный характер. Заранее пройдите по территории, посоветуйтесь с вожатыми других отрядов, и предложите ребятам такие варианты отрядного места, чтобы их обустройство было реально возможно и безопасно. В любом случае, ребят нужно грамотно подвести к тому, чтобы они согласились с Вашим выбором, только тогда оборудование отрядного места для отряда станет первым значимым коллективным творческим делом;
  • отряду необходимо выбрать свое название и командира. Название отряда должно подчеркивать его образ: запоминающийся, оригинальный, отличный от других отрядов, который ребята пронесут через всю смену, оно должно отражать его индивидуальность, особенность;
  • провести несколько игр на знакомство.

‎Примерный план.

  1. Сбор - инструктаж по организации дежурства в корпусе.
  2. Торжественное заполнение первой странички «Летописи отряда».
  3. Соревнование - пари на скорейшую заправку кроватей. :)
  4. Игры оргпериода , Вечер знакомств (для больших) , Вечер знакомств (для маленьких)
  5. Сбор "Рождение отряда" (Посвящение в отряд)
  6. Анализ дня (Вечерний круг , Свечка).
  7. Организованный отбой

Первый отбой (как и большинство мероприятий в оргпериод) лучше начинать заранее (на 15-20 минут раньше обычного), ибо ребята еще не привыкли к режиму и это затягивает время проведения. Обычно в первый день смены для каждой палаты составляется график дежурств и вывешивается на внутренней стороне двери палаты. После первого отбоя можно походить по палатам, запоминая имена и фамилии подопечных, сопоставляя имена и фамилии в графиках дежурств с конкретными физиономиями в кроватях. На следующий день вы уже будете всех знать по именам, а это очень удобно. Правильное проведение первого отбоя очень важно, оно задает ритм на всю смену. А здесь можно было подойти к каждому ребенку и что-нибудь приятное ему сказать, обратившись сразу по имени. Особенно это важно для детей, приехавших в лагерь впервые, обращение сразу по имени их успокаивает. Заодно это намертво "бетонировало" шумных. Когда уже на первом отбое они слышат свою фамилию, то понимают что они УЖЕ на заметке, это их озадачивает (правда лишь на некоторое время).

Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно.

В первый день после расселения советуем вам провести экскурсию по лагерю. Обследуйте все вместе каждый уголок. Хорошо, если вы расскажете ребятам что-нибудь из истории лагеря. Затем проведете с ними первое отрядное дело. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята будут неохотно откликаться на отрядные дела. Лучше, если это будет небольшое, на час, КТД.

Если до ужина осталось время, займитесь оформлением палат и отрядного места. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок остался доволен полученным от вас заданием. Эти задания должны быть небольшими, на двух-трех человек (нарисовать рисунок, сделать гирлянду, оформить место для свечки, сделать почтовый ящик, таблички на палаты с именами и т.д.). В первый день ребята еще плохо знакомы, поэтому им еще трудно было бы общаться в больших группах, где вероятность "выпадения" кого-то из ребят из работы группы выше. И, конечно же, работы должно хватить для всех.

Каждый день, проведенный ребенком в лагере, должен быть непохожим на другие. Вы должны постоянно придумывать что-то новое, не давать им скучать. Пусть они с первого же дня поймут, что им просто придется жить интересно. В зависимости от возраста набор дел будет конечно разный. Так, к примеру, возможные 25 дел, из которых можно было бы сложить мозаику оргпериода в отряде, ...>

> малышей:

  • Конкурс врунов "Как меня собирали в лагерь".
  • Первая организованная вылазка в лес.
  • Операция "Вперед, спасатели!" - по "спасению" территории вокруг корпуса от мусора.
  • Конкурс на самого быстрого "шнуровальщика" ботинок.
  • Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто первый выбегает на зарядку.
  • Чтение вслух жутко интересной сказки.
  • Выпуск газеты-аппликации "Это мы!"
  • Показательные выступления лучших чистильщиков зубов.
  • Веселая спортивная эстафета "Мишки Гамми" с бегом и прыжками.
  • Музыкальный час с разучиванием новой песни.
  • Составление графика дежурства по комнатам.
  • Конкурс на придумывание нового окончания к сказке "Курочка Ряба".
  • Загадочный вечер, т.е. вечер по отгадыванию загадок.
  • Составление письма с рисунками для любимой мамы или бабушки.
  • Организация телестудии "Спокойной ночи, малыши".
  • Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто последний приходит в столовую.
  • Музыкальный час с разучиванием второй новой песни.
  • Оформление первых страниц бортжурнала "День за днем".
  • Конкурс на самый чистый носовой платок с предшествующей или последующей стиркой.
  • Викторина "В стране Мульти-Пульти".
  • Оборудование отрядного места с выкладыванием из шишек и камешков эмблемы и названия отряда.
  • Конкурс на самый аккуратный чемодан или тумбочку.
  • Турнир по мини-футболу.
  • Экскурсия в библиотеку и час тихого чтения.
  • Сбор отряда по придумыванию названия, выборам командиров и утверждению плана дел на смену.

> где ребятам по 10-12 лет:

  • Сбор-инструктаж по организации дежурства в корпусе.
  • Вечер "Будем знакомы".
  • Операция "Полундра!" скоростному покиданию комнат направление места проведения зарядки.
  • Открытие "Дизайн-интерьер-клуба" и разработка оформления комнат с последующим воплощением проектов.
  • Разучивание спортивной игры "Снайпер".
  • "Песенная перестрелка" на тему: "Вода, вода, кругом вода...".
  • "Ты, да я, да мы с тобой" - сбор по формированию микроколлективов.
  • Соревнование-пари на скорейшую заправку кроватей.
  • "Путешествие по ближнему зарубежью" - исследование достопримечательностей ближайшего леса.
  • Изготовление рекламного стенда "Эй, приятель, взгляни на нас".
  • Эрудит-шоу "Все о лете".
  • Час знакомства с лагерной библиотекой.
  • Сюжетно-ролевая игра "Предвыборная кампания", итогом которой - выборы командира /спикера, предводителя, верховного координатора/ отряда.
  • Конкурс "Моя тумбочка лучше всех".
  • Оборудование отрядного места.
  • Спортивно-игровая эстафета "Молодецкие забавы".
  • Торжественное заполнение первой странички "Летописи отряда".
  • Экологическая акция "Чистота спасет мир" - уборка территории, закрепленной за отрядом.
  • Первый отрядный костер с пением песен и разговором о прошедшем дне.
  • "Разведка интересных дел".
  • Творческий конкурс "Джентльмен-шоу" на лучший комплимент и т.д.
  • Открытие отрядной "Настольной игротеки".
  • "Футбол без границ".
  • Операция "Прощай, ватрушка!" по уничтожению через съедание последних запасов родительских продуктов.
  • "Конституционное собрание" - сбор отряда по утверждению плана смены и основных законов отрядной жизни.

Каждое дело должно быть коротким по времени, не более тридцати минут. Вместе, они должны превратиться в калейдоскоп не похожих друг на друга, ярких и необычных узоров.

Советы новичку

  • Сразу брать дело в свои руки. Не ждать и не присматриваться. Дети должны почувствовать инициативу вожатого. Не надо бояться детей!
  • Чётко спланировать день , чтоб заминок и возможности растеряться было как можно меньше.
  • Как можно больше подготовить до смены . Наличие разрюханных мероприятий и чёткой план-сетки сэкономит ваше время, нервы, здоровье.
  • Не избегать общения с детьми . Помните, что только в активном общении устанавливаются хорошие отношения.
  • Следить за имиджем . Выглядеть бодро, даже если вы устали.
  • Контролировать и корректировать своё настроение . Пресекать на корню злость и обиду на детей.
  • Не увлекаться застраиванием детей . Если в какой-то момент вы чувствуете, что ваше общение с детьми сводится только к попыткам установить дисциплину, значит надо остановиться и что-то изменить. Возможно где-то в ущерб дисциплине найти возможность душевно пообщаться с детьми, сделать вместе с ними что-то интересное.

Чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:

  • как можно скорее познакомить детей друг с другом – провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству);
  • очень важно, чтобы и вожатые запомнили имена ребят - иначе, как же тогда придется обращаться к детям: “Мальчик, девочка/ ты, да-да, ты, иди сюда”?
  • приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм – предъявить детям «единые педагогические требования» (это про зубки, носочки, форму, про аккуратность - и требования или договоренности по поводу чистоты должны быть общими для всех ребят и всех вожатых);
  • создать у детей ощущение уюта и комфорта – красиво оформить комнаты и весь корпус;

сделать детей «управляемыми» – поделить их на «звенья», «звездочки», «экипажи», «команды»;

  • дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться – предложить набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой;
  • сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем – познакомить их с планом смены, а по возможности (это даже лучше!), привлечь и детей к его составлению.

В первый день после расселения необходимо провести экскурсию по лагерю, ознакомить ребят с историей лагеря, местности. Тут же делаем акцент на технике безопасности!

Очень важным является проведение первого отрядного дела. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята будут неохотно откликаться на отрядные дела. Можно также заняться оформлением комнат, игровых или отрядного места. При этом важно, чтобы каждый ребенок остался доволен полученным заданием. Эти задания должны быть небольшими, на двух-трех человек (нарисовать рисунок, сделать гирлянду, смастерить почтовый ящик, таблички для комнаты с именами и т. д.). Вечером обычно проводится «Огонек знакомств». Или просто вечер знакомств.

Можно (и нужно) также предложить ребятам такие отрядные мероприятия:

Игры на знакомство - Игры на выявления лидера - Игры на сплочение коллектива - Огонек знакомств - Игры на выявление творческих способностей: работа в микрогруппах - Анкетирование - Знакомство с лагерем

Знакомство с детьми подразумевает не только знание имен и фамилий, но также и интересов детей. Кроме того, важно выявить лидерские качества, а также тех детей, которые не могут за себя постоять. За последними надо тщательно присматривать. В первом случае поможет простой опрос детей о том, на какие секции или кружки ни ходят. Обязательно выясните, сколько среди детей спортсменов, чтобы подобрать хорошую спортивную команду отряда. Не лишним будет сразу выявить художников для того, чтобы поручить им нарисовать стенгазету. Выявить лидера тоже достаточно просто. Во-первых - это активный человек, который не теряется, когда ему задают вопросы. Кроме того, лидеры обычно развиты сразу в нескольких областях - они могут быть, как отличные спортсмены, так и творчески одаренные люди. Предложите детям поиграть в игру "Семейная фотография". И Вы увидите, что фотографом, который командует всем процессом, обычно становится лидер отряда. Из лидеров получается хорошие капитаны и помощники вожатых.

Рекомендации для младшего отряда . Для адаптации малышей к лагерю в первый день постарайтесь подготовить все так, чтобы они почувствовали, что в лагере их ждали. Пускай каждый ребенок обязательно найдет под подушкой маленькую открытку с приветствием и пожеланиями. Постарайтесь как можно больше занять их – конечно, проведите игры, экскурсию по лагерю в интересной форме. Постарайтесь уделить каждому ребенку лично хотя бы несколько минут. Вечером обязательно проведите огонек знакомств со свечкой и маленькими сюрпризами для ребят, после отбоя расскажите сказки, пусть коротенькие, зато успеете зайти в каждую комнату. А следующим утром проведите свою, малышовскую, отрядную зарядку - не скучные упражнения, а веселые игры-речёвки с забавными движениями. Все это повторите и в последующие дни. А еще все вместе оформите наше отрядное место, корпус, обязательно придумайте свои традиции и "секрет".

Итак еще раз. Основные моменты первого дня, которые надо постараться реализовать:

1. «Мне сильно повезло с вожатыми» Красивый, добрый, веселый, обаятельный вожатый, который сразу завоевал симпатии ребят – то что надо! И при дележке обязательно стоить отметить каждому отряду насчет их вожатых, объясняя как им неимоверно повезло. Правило цыпленка «кого первого увидел- тот и мама». Поэтому детей на регистрации их в лагере должны встретить выспавшиеся, бодрые и радостные вожатые при полном параде. Настройте себя на волну любви – и дети обязательно это почувствуют.

2. «Новый дом» Прошла дележка на отряды, дети уже немного перестали бояться монстров-вожатых, потому что им же уже повезло:), взяли вещи и к корпусу. Например так (прием «взять тепленькими»):

Короче, пацаны, дело такое: мест всем не хватает, Кто будет спать со мной на полу? - Яя-я-я-я! - Молодцы. Пошутил, пацаны.

Стоит на первый день лагеря разрешить детям максимально обустроиться в комнате. То есть не наводить порядки. А наоборот: разложить вещи, показать куда можно повесить какой-то списочек с именами (не Иванов Петр, н-ый отряд), а придумают пускай себе ники, да еще и аватары пририсуют. И название комнаты заодно. А про порядок напомните уже на следующий день. Пусть побудет тот беспорядок, который обычно народ устраивает на СВОЕЙ территории. Пусть это будет Дом.

3. Знакомство с отрядом .

Основные ошибки:

a) Дети встают перед отрядом и отчитываются, как в армии на плацу, разве что «равняйсь-смирно!» не звучит. Разговор на равных подразумевает разговор и на равном расстоянии - высоте – позиции в том числе. Мы все сидим и разговариваем. Или стоим и разговариваем. Но все.

б) При представлении запрашивается кто чем увлекается, в каких секциях занимается и какой вальс умеет танцевать и т.д. Разве так мы представляемся при реальном знакомстве? Разве нам важны какие-то там умения наших друзей. А не то, что они просто есть? Максимум при первом знакомстве – это ответ на один вопрос «Что вы ждете от смены?” Ну и представиться, конечно. А потом где-то перед и после столовой запустить «снежный ком» Да с себя начать. Да движения посмешнее. Детям – расслабушка и первое сплочение отряда, вам – первая попытка всех запомнить.

в) Правила в лагере звучат как инструкция в зоне. Думате помогает? Ни-ког-да. Скорее, наоборот, если правил сильно много - дети будут пробовать их на обязательность исполнения. Что делать? Cхитрите. «Свалите» с больной головы на… ветеранов лагеря. Обязательно кто-то будет из стареньких. А даже если и не будет - какая разница?

“Народ, все кто был - знают, а остальные- умные люди и понимают, что…»

И вот тут расскажите 3 основных правила:

Вожатый должен быть в курсе жизни своего отряда и местоположении каждого ребенка в каждую секунду - Вожатый всегда на стороне детей и защищает их. - Вожатый отвечает за жизнь, безопасность и здоровье детей. Поэтому… не подведите, народ”

То есть особенно первые дни спокойно, но четко добиться того, чтобы все перемещения, пожелания, проблемы и конфликты были донесены до вас, как до людей, которые бросили на фиг свою личную и прочую жизнь в городах и приехали именно к этому отряду. Потому что без них… ну никак;)

А инструкцию зачитаете после. С интонациями: «Ребят, тут как бы положено инструкции по правилам – я почитаю вам на ночь вместо сказки, ок?” Потому что чтение инструкций к общению как-то мало располагает.

Первый день желательно расписать заранее и поминутно. Пусть не все удастся выполнить, это не страшно, но собравшись с мыслями внутреннее, вы быстрее соберете в кучку отряд, которому эта собранность и уверенность передастся на уровне ощущений.

Что можно включить в план первого дня еще:

  1. Экскурсия по лагерю . Даже если в отряде будет всего 1 новенький ребенок, пусть все бывалые поучаствуют в представлении своего лагеря. Пройдите по всем аллейкам и местам лагеря, возьмите мелки и пририсуйте стрелки на пути следования и «пометьте» территорию каким-нибудь символом-смайликом отряда (только не забудьте дать кусочек каждому! И можно не сразу, а по пути… как бы случайно захватив мелки в карман)
  2. Выход к пляжу . Посидеть на берегу в своей беседке, заполняя паузы в общении опять же обсуждением какого-то одного вопроса, к примеру, кто сколько раз был на море. Расскажите какую-то свою морскую (речную) историю. Предложите написать пожелания на лагерную смену, сложите в заранее заготовленную бутылку и закопайте или спрячьте где-нибудь с целью проверить сбылось ли в конце смены.
  3. Общий рисунок «Первый день отряда» Потратьте один ватман на общий рисунок. Ни о чем, просто так, пусть народ пораскрашивает и поподписывает все, что в голову пришло. Не забудьте внести свой вклад в картину.
  4. Что будет в лагере? Расскажите отряду, как будет выглядеть смена. И сами мероприятия, конечно, но больше раскройте атмосферу лагеря, покажите фото прошлого года, план смены, объясните каким вы видите отряд и что вы лично готовы для этого сделать.
  5. Анализ дня . Вечером потратьте 10 минут больше на «свечу» (огонек, орлятский круг). Пусть это будет один вопрос, о самом хорошем в первом дне, но пусть сама идея ежевечернего сбора будет заявлена. И заодно, возьмите что-то обозначающее ваш тренерский шарик и покажите разговор по кругу по очереди. Он еще пригодится. По разным поводам.

Да, и не забудьте, что после отбоя вам еще на планерку!

Примерный план на первый день

  • Встреча вожатых . Подойти к администратору, получить табличку и орг. информацию.
  • Встреча детей . Один вожатый держит табличку с номером отряда (позже это можно перепоручить ребенку). Второй вожатый по списку отмечает прибывших детей. Общается с родителями и детьми. Напоминает о бирках на сумках. Рассказывает правила поведения в автобусе. Объясняет, что делать с вещами детей. Сдает данные о количестве детей руководителю отъезда.
  • Посадка в автобус . После переклички и объяснений отряды направляются к своим автобусам. Один вожатый идет в начале отряда, второй - в конце, третий (если есть) - посредине. Далее происходит рассадка детей в автобус, размещение вещей (не на сиденьях!) и опять перекличка. Необходимо попросить родителей выйти из автобуса (если таковые успели туда прошмыгнуть). Проверить, чтобы окна в автобусе были открыты только с правой стороны по ходу движения автобуса.
  • Погрузка вещей в машину (если вещи едут отдельно): Важно помочь детям донести вещи до "нужной" грузовой машины и поставить их для дальнейшей погрузки и проверить, чтобы все сумки были подписаны: № отряда, фамилия, имя. Открытые сумки и пакеты в машину складывать нельзя. (если на вещи детей привязывать при погрузке тесемки цвета своего отряда, то при последующей разгрузке их проще будет сортировать по отрядам)
  • Отрядная работа в поездке . Во время поездки (можно и нужно): сверить детей по списку; поиграть в игры на знакомство; придумать кричалки; попеть песни; рассказать о лагере; провести анкетирование; познакомить с традициями и законами лагеря. А так же смотреть, чтобы дети не высовывались из форточек, не бегали по автобусу, не мусорили (подготовить для этого заранее мешок для мусора). При подъезде к конечной точке маршрута: не выпускать детей раньше времени из автобуса; смотреть, чтобы они не вскакивали со своих мест; проверить, не забыли ли в автобусе вещи; собрать мусор.
  • Выход из автобусов . Один вожатый выходит первым и организовывает разгрузку вещей - мальчики помогают девочкам выносить и выгружать вещи. Второй вожатый помогает детям выходить из автобуса, собирает отряд в определенном месте, проводит перекличку. Кроме того, нужно проверить, не осталось ли забытых вещей в автобусе. Для того, чтобы получить информацию о проживании необходимо сдать данные о количестве детей, а после сверить ее с количеством девочек и мальчиков. Так же, необходимо узнать о том, где будет находиться ваше отрядное место. Если автобусы не доезжают до лагеря, то… Во время движения к лагерю. Все отряды идут по правой стороне дороги. Один вожатый возглавляет отряд, второй - замыкает - следит, чтобы отряд "не растягивался" и не разбегался. Приветствуются кричалки, песни. Перед воротами нужно рассказать детям о первой традиций приветствовать лагерь. Хором, стоя под воротами, всем отрядом: "Здравствуй, лагерь!" По поверью, насколько громко и дружно это скажет отряд, так пройдет у этого отряда и вся смена.
  • Отряды расходятся на отрядные места , предварительно взяв сумки.
  • Первый оргхозсбор . Расселение. Один вожатый подходит к комнате, называет ее номер, количество мест. Второй вожатый отбирает группу желающих и направляет в комнату. Дети берут сумки и заходят в комнату, оставляют сумки в комнатах и возвращаются на отрядное место. (Лучше всего, если о расселении вы подумаете и договоритесь с детьми еще в автобусе). Нужно дать время детям на распаковывание вещей. После этого один из вожатых вместе с детьми уносит пустые сумки на хранение в "чемоданную". Другой вожатый помогает детям разложить вещи и проверяет порядок в комнатах. В этот же период у детей нужно собрать ценные вещи, справки СЭС, недостающие сведения, и, если дети привезли, свечки, фотографии, канцелярию и т.п. "Чемоданная": Чтобы вещи не потерялись, бирки с фамилиями на них лучше не снимать, а все сумки положить строго на определенные полки, помня о том, что еще, по крайней мере, около восьми отрядов захотят расположить свои сумки в "чемоданной".
  • Отрядная работа . Игры на знакомство. Лучше, если все вожатые примут в них участие, так как это одна из первых встреч и первое знакомство со всем отрядом.
  • Обед . Как только в столовой все готово и дежурный вожатый разрешил вашему отряду зайти в столовую, дежком собирает весь отряд перед столовой у "волшебной линии". Напомните детям о хорошей привычке мыть руки перед едой. Затем Дежкомы командуют и весь отряд желает "Всем - всем - всем приятного аппетита".
  • Рассадка в столовой . После того, как прозвучало пожелание приятного аппетита, один вожатый становится в столовой около столов своего отряда и говорит, сколько человек нужно пригласить к этому столу. Другой вожатый вместе с отрядом находится у дверей столовой, отсчитывает нужное количество детей и отправляет их к первому вожатому. (Детям необходимо объяснить то, что за там, где они заняли место в первый раз, за тем столом они и будут сидеть всю смену на других приемах пищи). "Детям необходимо показать тележки и еще раз объяснить, куда ставить грязную посуду и о "самообслуживании".
  • Во время обеда : один вожатый присматривает за детьми, выдает чеснок и другие порционные продукты и, если надо, помогает разливать суп по тарелкам. Второй вожатый готовит себе и напарнику место за вожатским столом: берет порции, приборы, кушает сам, а затем меняет напарника на посту. После обеда целесообразно провести сбор на отрядном месте в том числе и для того, чтобы рассказать о дальнейших планах.
  • Экскурсия, получение белья Перед уходом на экскурсию необходимо пересчитать детей. Один вожатый проводит экскурсию по лагерю для детей, можно с использованием легенд и т.д. Другой вожатый в это время занимается оформлением документации (заполняет списки). Получает белье.
  • Отрядная работа Игры на знакомство, на выявление лидеров. на раскрепощение. Ввод в смену. Рассказать о тематике смены, выбрать командира, название, девиз, эмблему отряда, придумать всевозможные "кричалки". В это время можно провести КТД оргпериода.
  • Ужин .
  • Подготовка к огоньку . Возможный вариант: Один вожатый рассказывает о традициях огонька (не на о/м), в это время второй вожатый оформляет отрядное место (расставляет стулья, готовит свечи и пр.).
  • Огонек знакомства - стоит подготовить заранее. В начале или в конце огонька обязательно проводится анализ дня: оценивается дежком и выбирается новый дежком; оценивается и комментируется день, рассказывается о традициях отбоя, происходит традиционное прощание.
  • Подготовка ко сну и Личное Время Гигиены (ЛВГ) . Обязательно проверить, чтобы дети почистили зубы, вымыли ноги, компактно сложили одежду. Все дети находятся в кроватях (лежат тихо! не переговариваясь) - двери в комнатах открыты.
  • Отбой . Один вожатый остается на отбое: следит за тишиной и дисциплиной, по мере засыпания закрывает двери в комнаты. Чтобы дети скорее засыпали, можно тихо спеть песни под гитару, почитать легенды, сказки. Второй вожатый идет на педсовет (с блокнотом и ручкой), записывает все, о чем будет идти речь. Нужно точно знать, сколько детей у него в отряде, сколько и когда еще приедет.
  • После педсовета возможна репетиция выхода вожатского отряда на линейку. После педсовета напарники совместно пишут план на день, договариваются о режимных моментах. И... всем быстро и крепко спать! (но: после живительного душа и небольшого перекуса)))

Мастер - класс «Давайте познакомимся»

Цель: знакомство участников лагерной смены, раскрытие личностных способностей обучающихся через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.
Задачи:
- познакомить участников друг с другом через психологические игры;
- познакомить с различными формами и методами работы в отряде и правилами поведения;
-научить обучающихся преодолевать различные трудности, возникающие в других видах жизнедеятельности посредством игры;
- развивать коммуникативные и творческие способности;
- помочь участникам лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении, способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы;
- способствовать личностному самоопределению;
- формировать навыки социального взаимодействия, освоение диалектики общения.

Ход мероприятия

«Математика»
Участники стоят в круге. Ведущий даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, произносит вместо цифры своё имя». Если кто – то неправильно сказал, игра начинается заново с этого человека.
«Оригинальная цепочка»
Участникам предлагается на начальную букву своего имени назвать черту своего характера, любимый продукт.
«Сходства»
Ведущий предлагает участникам найти себе новую «тройку» по какому-либо признаку: по цвету волос, по прическе, по одинаковому цвету одежды и т.д.
Вновь образованной «тройке» предлагается в течение 2-х минут найти не менее 5 сходств.
После выполнения упражнения, один из участников каждой пары называет общие сходства.
«Зеркало»
Нарисовать на листочке своё символическое отражение.
«Подвижные имена»
Участники образуют круг, ведущий называет два любых имени, присутствующих. Эти участники должны поменяться местами, а ведущий занять свободное место. Кто не успел встать, становится водящим в центре круга.
Тутти-фрутти
Все садятся в круг на стулья (или становятся в круг), рассчитываются на первый, второй, третий. Первые номера будут, например, яблоки, вторые – бананы, третьи апельсины. В центре находится водящий, который начинает рассказ о себе и как только в своем рассказе упоминает одно из названных фруктов, то эти игроки должны быстро поменяться местами. Если водящий говорит: «Тутти-фрутти» – то местами меняются все играющие.
«Мое настроение»
Отряд делится на две команды, становятся в круг. Каждый получает по листочку и начинает рисовать своё настроение. По хлопку ведущего листок передаётся по кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не вернется каждому свой рисунок.
«Катушка»
По желанию среди участников выбирается “стержень” катушки, остальные конкурсанты будут выступать в роли “нитки”. Называются имена участников, они берутся за руки и постепенно “наматываются” на катушку. В итоге образуется большая “катушка”. Главное условие: “нить” должна быть натянута равномерно, и всем участникам должно быть комфортно.
«Кто? С кем? Куда? Зачем?»
Эта игра позволяет проверить быстроту реакции. Вы легко сможете объяснить ребятам условие. А они таковы: Все, на кого Вы показываете, должны мгновенно среагировать и ответить на Ваш вопрос. Вот и всё. Только при этом отвечать нужно словами, начинающимися на одну букву. Например, на букву "М".
Вы: Кто?
1 ребенок: "Мама"
Вы: С кем?
2 ребенок: "С Машей"
Вы: Куда?
3 ребенок: "В Москву"
Вы: Зачем?
4 ребенок: "За молоком"
«Я еду»
Участники игры становятся в круг. Ведущий делает шаг влево (не выходя из круга) и говорит: «Я еду». Его сосед справа делает шаг влево и говорит: «Я рядом». Следующий участник делает шаг влево со словами: « Я с ….»(называет имя кого – то из группы – этот человек становится рядом справа). Далее шагает участник со словами: «Я – «зайцем» (т.е. без билета). Следующий снова говорит: «Я еду» - и делает шаг.Так игроки проходят несколько кругов. Можно постепенно увеличить темп игры.
«Пчелы и змеи».
Перед началом игры группа делится на «Пчёл» и «Птиц». Каждая группа должна выбрать своего «короля».Затем, оба «Короля» выходят за дверь и ждут, когда их позовет ведущий, который прячет два предмета, а «короли» должны их отыскать. «Король пчел» должен найти «мед» (игрушку 1), а «король птиц»- «ящерицу» (игрушку 2).«Пчелы» и «Птицы» должны помогать своим «королям». Вся группа может делать это, издавая определенные звуки. Пчелы будут жужжать: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж...». Чем ближе их «король» подходит к «меду», тем громче должно быть жужжание. А «Птицы» помогают своему «королю»: «Пи- пи- пи». Чем ближе их «король» приближается к «игрушке», тек громче должно быть шипение.
Необходимо помнить; что во время игры никто не должен говорить. Побеждает та группа, чей «король» быстрее нашел свой предмет.После игры необходимо ответить на вопросы
Хорошо ли твоя группа помогала своему «королю»?
Как вы взаимодействовали друг с другом?
Как ты чувствовал себя в роли «короля»?
Что для тебя было самым трудным в этой роли?

Заезд ребят. Распределение по отрядам. Экскурсия по лагерю. До обеда в отрядах проходят «Огоньки знакомства». Вожатый может провести с ребятами следующие игры:

1. Ребята рассаживаются по кругу. Вожатый и воспитатель представляют себя детям и просят их написать на листочках свои имена. Листочки бросают в коробочку или бейсболку. Затем вожатый вытаскивает их по одному и читает громко имя. Дети с таким именем должны встать. Все им аплодируют.

После того, как прочитаны все имена, вожатый может спросить у детей:

1.1. Ребят с каким именем у нас в отряде больше всего?

1.2. Кто из ребят носит самое редкое имя?

1.3. Как зовут вашего соседа справа (слева)?

2. Вожатый обращается к ребенку, сидящему от него справа (слева) со словами: «Я рад с тобой познакомиться,... (называет имя ребенка). А ты?»

Потом дети по кругу говорят те же слова своим соседям. При этом очень важно, чтобы ребята обязательно называли имя соседа.

3. Вожатый может обратиться к любому ребенку со словами: «Мне кажется, что ты... (Ваня, Оля), занимаешься спортом. Я прав?» Дети отвечают на вопросы вожатого и сами могут задавать любые вопросы подобного типа кому угодно в кругу:

3.1. Мне кажется, что ты... (имя), учишься в музыкальной (художественной) школе;

3.2. Мне кажется, что ты... (имя), не любишь смотреть боевики;

3.3. Мне кажется, что ты... (имя), очень любишь собак (кошек);

3.4. Мне кажется, что ты... (имя), хороший рыбак (художник, швея, танцор, певец и так далее).

4. Вожатый раздает ребятам карточки, на которых написана какая- то роль. Ребята по очереди разворачивают карточки и произносят такую фразу: «Я сыграю роль Колобка (Терминатора, Человека-Паука, Бабы Яги, Лешего, Бэтмена и так далее.) И сделать мне это нетрудно (трудно), потому что...

5. Предложите ребятам представить, что они «рыбачат» в Море Желаний, откуда кроме рыбы» тины, крабов и водорослей можно выловить все, что угодно: предметы, чувства, понятия, черты характера для себя и друзей. Ребята рассказывают, что они «поймали». Это символическое выражение актуальных желаний, ожиданий и надежд.

Внимание! Вожатый в начале этой игры нацеливает ребят на то, что им предоставляется возможность, выловить в Море Желаний то, что сделает их отдых в лагере просто замечательным.

6. Вожатый обращается ко всем ребятам с вопросами типа: «Как вы думаете, чем можно обидеть (разозлить, растрогать, испугать, рассмешить, удивить, сбить с толку, заставить покраснеть, смутить и так далее) Ваню?». Ребята высказывают свои мнения по каждому вопросу. Участник, о котором задавался вопрос, может высказать потом и свое мнение.

7. Один из ребят, руководствуясь сигналами остальных (хлопки — одобрение, поддержка; топот — несогласие, запрет), выполняет задание отряда. Например, подойти к кому-то и пожать руку, или встать в центр круга и подпрыгнуть, или подойти к кому-то и погладить его по голове, или сесть к кому-то на колени и так далее. Пока отряд обдумывает задание, тот, кому предстоит его выполнить, находится за дверью. Разговаривать с ним нельзя.

8. Вожатый предлагает ребятам оформить свое мнение, о любом ребенке в кругу, метафорой. (Например, «Вечный двигатель», «Плакучая ива», «Острый перец», «Семи пядей во лбу», «Золотая антилопа» и так далее.) А потом надо пояснить свою метафору.

9. Желающие ребята могут подойти к коробочке и вытащить оттуда записку с началом фразы, которую надо продолжить. Фразы могут быть такими:

А у нас во дворе...

А у нас в классе...

А у нас в школе...

А у нас в лагере...

А у нас в городе (поселке)...

А у нас в стране...

А у нас в подъезде, (доме)...

Внимание! Ребятам, которые расскажут о себе, без уговоров вожатого, можно приколоть на грудь бумажный значок с надписью: «Спасибо за смелость и искренность!».

10. Попросите ребят пантомимой показать время года, когда они родились. (Например, кататься на лыжах, косить траву, копать картошку, сажать цветы и так далее.)

Предложите им собраться в группы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», не произнеся ни слова. Потом можно провести какие-нибудь подвижные игры и конкурсы с этими группами.

11. Ребята разбиваются на пары. Распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу вожатого первый застывает в неподвижности, изображая существо, погруженное в анабиоз, с застывшими лицом и взглядом. Задача «реаниматора» в течение одной минуты вернуть партнера к жизни. «Реаниматор» не имеет права ни прикасаться к «замороженному», ни обращаться к нему с каким-либо словом. Все, чем он располагает, — это взгляд, мимика, жесты, движения. С их помощью он должен сообщить партнеру нечто такое, что вызовет его живую реакцию (смех, удивление и тому подобное.) Затем следует смена ролей.

12. Ребятам предлагается высказать свои планы на будущее, если бы они оказались: Богом; Президентом страны; на необитаемом острове; миллионером; в психиатрической больнице; в раю; пенсионером; нищим; чемпионом по боксу; альпинистом; художником; звездой эстрады.

13. Вожатый говорит детям, что он, на несколько минут, превратится в Сивиллу — знаменитую греческую пророчицу. А ребята превратятся в «древних греков». Они будут по очереди подходить к пещере Сивиллы и задавать вопрос, касающийся жизни в предстоящий сезон. «Сивилла» подбрасывает листочки бумаги, на которых написаны слова или короткие фразы. Дети должны пофантазировать и придумать связанный с этим словом (или фразой) прогноз на смену.

14. Вожатый предлагает ребятам начать составление отрядного фотоальбома. Можно представить, что в руках у каждого фотоаппарат. Для начала все фотографируются по одному: их «щелкают» все остальные с разных позиций. Потом мальчики «фотографируют» всех девочек, после чего девочки «фотографируют» всех мальчиков.

Внимание! В групповых фотографиях надо постараться рассадить всех так, чтобы каждого было видно, придумать им интересные позы и прокомментировать фотографии.

15. «Иди ко мне» . Все ребята сидят в кругу на стульях. Одно место свободно. Сидящий слева от пустого стула, обращается к любому в круге, со словами: «Саша (Таня, Оля), иди ко мне». Тот, кого позвали, переходит на свободный стул и обращается к тому, кто его пригласил со словами: «Спасибо, Ира (Вика, Петя), что пригласила меня». На освободившийся стул сидящий слева от него человек приглашает любого из круга. И все повторяется.

16. «Кто это?» . Все ребята сидят в кругу. Двое детей выходят в центр, встают спиной друг к другу.

Каждый из них видит лишь половину отряда. Они, по очереди, задают по одному вопросу друг другу о ребятах, которых они видят. Например:

У кого самые длинные светлые волосы?

Как зовут того мальчика, у которого на футболке нарисован Человек-Паук?

Тот, кому задан вопрос, должен назвать имя человека, сидящего в кругу. Если оба ответили правильно, они жмут друг другу руки и говорят: «Молодец, ... (имя)». «И ты... (имя), молодец». Если кто-то ответил неправильно, второй ему говорит: «Эх, ... (имя), это же...

(называет имя того, о ком был задан вопрос.)

После полдника проводится эстафета знакомства «Круг друзей ». На каждую станцию, согласно маршрутному листу, приходят одновременно два отряда, в которых ребята близки по возрасту. Для этой эстафеты знакомства отобраны круговые соревнования.

1. «Плетень» . Отряды образуют два круга, в которых дети встают лицом к центру, скрестив руки на уровне живота и сцепившись ладонями со своими соседями справа и слева. Это «Плетень».

Затем ведущий конкурса просит вожатых поменяться отрядами, то есть перейти в круг соперников. После этого ведущий предлагает обоим отрядам расцепить руки, встать в колонну и под музыку бежать за вожатым, который будет запутывать эту цепочку.) Можно взяться за руки, как в хороводе.) По команде «Плетень!» отряды должны образовать круг, скрестив руки так, как они делали в самом начале. Вожатый, у которого прочный плетень построен, поднимает руку вверх. Игра проводится 3—5 раз. Отряд, который побеждал большее количество раз, получает два балла, проигравший — один балл.

2. «Круговые пятнашки» . Сначала один отряд образует внешний круг, а второй — внутренний. Под музыку эти два круга начинают вращение в разные стороны. При этом дети держатся за руки. По команде ведущего «Лови!», ребята из внешнего круга пытаются поймать ребят из внутреннего круга, не успевших встать парами и взять друг друга за локти. Кого поймали — выходят из игры. После того, как ребята трижды ловили своих соперников, надо подсчитать, сколько человек было поймано. Затем отряды меняются ролями. В конце игры два балла присуждается тем, кто «потерял» меньше людей из своего отряда, один балл — их соперникам.

3. «Бесконечный галоп» . В каждом отряде дети становятся парами по кругу, лицом друг к другу. По команде ведущего все делают назад друг от друга по два шага. Образуют круглые коридоры. В каждом отряде выбирается первая пара. Все должны их запомнить.

По сигналу ведущего, первые пары в каждом отряде, под музыку боковым галопом двигаются по коридору, взявшись за руки. Вслед им устремляются вторая, третья и все остальные пары. Дойдя до своего места, пары останавливаются. Отскочив назад на два шага, встав в коридор, дают проход другим парам. Как только последняя пара встанет на свое место, первая пара начинает второй круг, затем третий. Победит и получит два балла тот отряд, в котором пары пробегут по коридору галопом быстрее. Соперники получат один балл.

4. «Западня». Один отряд образует внешний круг, а второй — внутренний. По сигналу ведущего круги начинают вращение в разные стороны. Когда ведущий скажет «Стоп!», круги останавливаются. Стоящие во внутреннем круге, взявшись за руки, поднимают их вверх, образуя «ворота». Ребята из внешнего круга пробегают под воротами внутрь круга и из него. По сигналу ведущего «Западня!» — «ворота закрываются» — дети опускают руки. Те, кто остался во внутреннем круге, выбывают из игры. Сначала «западню» три раза устраивает один отряд, потом три раза — другой отряд.

Отряд, в котором в «западню» попало больше ребят, получает один балл, а в котором меньше — два балла.

5. «Непослушный шарик» . Отряды образуют два круга на расстоянии друг от друга. Каждому отряду выдается воздушный шарик. (Дети в кругу не должны стоять плотно друг к другу.) По команде ведущего, первый игрок в круге подбивает шарик до второго игрока, второй до третьего и так далее, пока шарик снова не вернется к первому игроку. Какой отряд первым справился с заданием, тот и получит два балла, соперники — один балл.

6. «Круговой футбол» . Каждый отряд образует круг, в котором дети стоят лицом к центру круга. В отряде выбирается один футболист. Он встает в круг, ему выдается футбольный мяч. Все, кто стоит в круге, ставят ноги на ширину плеч — это «ворота» (или образуют «ворота» попарно взявшись за руки.) По команде ведущего, «футболисты» начинают прокатывать мяч через все ворота, огибая их змейкой. Победит и получит два балла тот отряд, в котором футболист «забьет» мяч во все ворота и первым встанет в центр своего круга.

7. «Оборона крепости» . Один отряд образует круг, стоя спиной к центру круга. Он держит «оборону крепости». Второму отряду выдается мяч. По сигналу ведущего отряд, находящийся за «стенами крепости» пытается пробить мяч ногами в центр круга. «Защитники крепости» отбивают мяч ногами. Ведущий считает, сколько было пропущено мячей. Через 2—3 минуты отряды меняются ролями. Те, кто при защите крепости пропустили в нее больше мячей, проигрывают и получают один балл.

Внимание! Чтобы игра была более напряженной, можно нападающим выдать не один мяч, а два или три.

8. «Блуждающий остров». Каждый отряд образует круг, положив ладони на плечи впередистоящего человека. Затем надо присесть на корточки и, не разрывая круга, пройти дистанцию. Побеждают те, кто прошел дистанцию быстрее соперников или те, кто допустил меньше ошибок при выполнении задания.

9. «Прорыв цепи». Игроки одного отряда, взявшись за руки, образуют круг. Ребята второго отряда становятся в центр и, по сигналу ведущего, пытаются прорваться за круг, разъединяя своими телами руки игроков первого отряда. Потом отряды меняются ролями. Ведущий подсчитывает количество игроков, сумевших прорвать цепь, с той и с другой стороны; присуждает победителям два балла, проигравшим — один балл. (Игру можно повторить 2—3 раза.)

10. «С шапкой по кругу». Отряды образуют два плотных круга. Одному из игроков в круге на голову надевается бейсболка. По сигналу ведущего ребята в бейсболках бегут за кругом по часовой стрелке, встают на свое место, надевают бейсболку на голову соседа, стоящего слева. Они делают то же самое. Победит и получит два балла отряд, в котором первым займет свое место последний игрок от отряда, пробежав очередной круг.

11. «Чет — нечет» . Отряды образуют круги. В каждом круге рассчитываются на первый-второй. Перед началом конкурса можно по репетировать выполнение команд. «Нечет!» — приседают игроки под номером 1. «Чет!» — приседают игроки под номером 2. Любым игрокам под первым номером дается мяч.

По сигналу ведущего «Чет!», вторые игроки приседают, первые игроки перекидывают мяч по кругу друг другу над головами присевших ребят. Когда круг завершен, начинавший игрок командует «Нечет!». Первые игроки приседают, вторые перекидывают мяч по кругу друг другу над головами присевших ребят.

Побеждает и получает два балла команда, в которой мяч быстрее пройдет два круга: сначала от первого нечетного игрока к последнему нечетному игроку, а потом от первого четного игрока к последнему четному игроку.